Священный Синод Русской Православной Церкви одобрил сокращенный чин Елеосвящения и высказался за упорядочение практики совершения общих соборований.
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Великим постом Церковь призывает православных христиан принять участие в таинстве Елеосвящения или соборования. Сегодня, 23 апреля, в Вознесенском кафедральном соборе по окончании утреннего богослужения было совершено последнее Великим постом 2024 года Таинство Соборования. Существует, например, чин краткого Соборования, утвержденный Священным Синодом на заседании 26 декабря 2012 г. Для таких нужно было облегчить возможность удостоиться Елеосвящения, – другими словами-приспособить чин Елеосвящения к совершению его в частном доме. Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по Уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей).
Храм Николы на Глинках обрел свой голос
Добровольцы в Херсонской области прошли елеосвящение | Перед началом чина приготавливается сосуд с елеем, соединенным с одной третью красного вина и стручец. |
В дни поста над казаками-добровольцами совершили чин елеосвящения | Однако существует чин сокращенного соборования, который служат в исключительных случаях, когда у священника нет времени или возможности проводить полный чин. |
Об итогах заседания Священного Синода
Чин Елеосвящения (соборования) совершается над человеком, пребывающим в телесной болезни или немощи. Чин Соборования (Елеосвящения) состоит из: благословения, начала обычного, канона, ектений о болящем, освящения елея с иерейской молитвой. Во время совершения Таинства Елеосвящения читаются по семь отрывков из Апостольских посланий и из Евангелия. Таинство Соборования или таинство Елеосвящения (это одно и тоже) – это очень древнее таинство, одно из первых таинств. Search metadata Search text contents Search TV news captions Search radio transcripts Search archived web sites Advanced Search.
ЖУРНАЛЫ Священного Синода РПЦ от 24 августа 2023 года
Однако в чине елеосвящения читаются молитвы как об исцелении болеющего, так и об избавлении от грехов, «от страстей, от скверны плохие духа и всякого зла». Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир совершил чин пассии в храме святого преподобного Серафима Саровского города Уссурийска. Елеосвящение (Соборование) – это Таинство, в котором при помазании тела елеем на больного призывается благодать Божия, которая исцеляет немощи духовные и телесные.
ЖУРНАЛЫ Священного Синода РПЦ от 24 августа 2023 года
В Новом Завете ту же самую мысль засвидетельствовал Спаситель в притче о милосердном самарянине, который возлил елей и вино на раны встреченного им по дороге избитого человека. Это помазание еще не имело сакраментального значения, хотя, по-видимому, и сопровождалось молитвою. Лишь после Пятидесятницы, когда апостолы приняли Духа Святого, помазание елеем, совершаемое ими, обрело значение таинства, вводящего в Жизнь Вечную во Иисусе Христе. Симеон, архиепископ Со-лунский. Благодать Елеосвящения приносит человеку освящение тела и души для вечного служения Богу, по Его всеблагому Смотрению: еще на земле или по разлучении души с телом. Помазанный святым елеем христианин достигает всецелого посвящения себя Богу и приуготовляется, подобно мудрым девам из притчи Христовой, к сретению Жениха Небесного, с возжженными светильниками. Пшеница, употребляемая в таинстве, знаменует обновление жизни физической и духовной и надежду на будущее воскресение. Значение вина можно вывести из уже упомянутой притчи о милосердном самарянине, о котором читается при совершении таинства. Целитель Небесный, соединивший в Себе правосудие и милосердие, в вочеловечении Которого «правда и мир облобы-застася» Пс. Над кем совершается таинство Елеосвящения Елеосвящение совершается над лицами православного исповедания старше семи лет, страдающими телесными или душевными болезнями.
Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние: уныние, скорбь, отчаяние, ибо причиной их могут быть нераскаянные грехи, быть может, даже не осознаваемые самим человеком. Следовательно, таинство может быть преподано и физически здоровым людям. По традиции такое общее Соборование обычно совершают на Крестопоклонной или на Страстной седмице в навечерии Великого четверга или Великой субботы. Димитрий Ростовский 1651 — 1709 свидетельствует, что и в его время общее Соборование совершалось «по обычаю… а не по писанному преданию». Однако для совершения Елеосвящения в остальные дни над физически здоровыми людьми следует получить благословение епархиального архиерея. Таинство обычно совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего, может быть преподано и на дому. Допускается совершение Елеосвящения одновременно над несколькими больными за одним чинопоследо-ванием одним елеем. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. В чинопоследовании таинства молитвенно испрашивается отпущение грехов и как следствие этого исцеление от болезней.
Священнику следует искоренять в своей пастве воззрения на таинство Елеосвящения, противоречащие учению Православной Церкви. Сюда относятся, например, мнения, что выздоровевшему после Елеосвящения никогда нельзя употреблять мясную пищу, поститься кроме среды и пятницы еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских сношений, не должен ходить в баню и т. Эти суеверные вымыслы подрывают веру в благодатную силу таинства и приносят большой вред духовной жизни. Кроме этого следует объяснять прихожанам, что Елеосвящение, как духовное врачевство, не устраняет сил и законов физической природы. Оно поддерживает человека духовно, оказывая ему благодатную помощь, в той мере, в какой это по смотрению Божию необходимо для спасения болящего. Поэтому соборование не отменяет употребления лекарственных средств, Господом данных, для врачевания наших болезней. Когда соборование соединяется с исповедью и Причащением больного, то сначала совершается «Исследование о исповедании», затем Елеосвящение и, наконец, Причащение Святых Тайн. В случае смертной опасности, дабы не лишить больного последнего Причастия, сразу после исповеди совершают сокращенный чин Причащения Требник, гл. Таинство считается совершенным, если священник по освящении елея успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовер-шительную молитву и помазать указанные в Требнике части тела.
Таинство не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Кроме того, священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой. Обычай возливать освященный елей на тело скончавшегося после Соборования человека не находит подтверждения в практике Древней Церкви, ибо он служит для помазания живых, а не мертвых. Поэтому не следует придерживаться этого обычая, я При отсутствии смертельной опасности для больного нет осований для соединения Елеосвящения с Причащением, однако предварительная исповедь и Покаяние желательны. К истории чина Елеосвящения Древнейшие русские списки чина Елеосвящения не восходя? Вот в каком виде представляется нам Елеосвящение в XIV веке, «по уставу Иерусалимскому» надписание это в самом Требнике 1053-54. Еще накануне того дня, в котором оно должно быть совершено, начинались приготовления к нему. Пелась вечерня, но не обыкновенная, а приспособленная к Елеосвящению: ее стихиры на «Господи, воззвах» и «На стиховне» имели своим содержанием моление о болящем; после «Ныне отпущаеши» и «Отче наш» пели тропарь бессребреникам на том основании, что они считались целителями телесных недугов. На сугубой ектений возглашались моления за болящего и по окончании ее: «Господи, помилуй» 50 раз.
Поутру в тот день, когда надлежало совершить самое Елеосвящение, опять совершался целый ряд служб: так называемая агриппия, утреня и литургия. Первая из них составляла богослужение специально о больном. Его главнейшею составной частью были каноны: «Во мраце греховном смердящими страстями уязвлен» с ирмосами «Яко по суху…»; второй канон бессребреникам; во время канонов, после 3-й, 6-й и 9-й песней возглашались малые ектений и читались особые молитвы. Эта агриппия составляла первую приготовительную часть Елеосвящения, теперь елей был уже готов и освящен; оставалось совершить помазание, но оно не совершалось непосредственно за агриппией, а отлагалось до литургии. На утрени, совершенной обычным порядком, присоединялось также несколько молений за болящего. Затем начиналась литургия, на проскомидии одна из трех просфор предназначалась для больного. После великой ектений посредине церкви ставили стол и на нем сосуд; из алтаря выходили священнослужители; предстоятель после каждения, обычного начала, Великой ектений с прошениями о болящем и молитвы над елеем вливал часть елея в приготовленный сосуд; за ним, при чтении той же молитвы, делали то же самое и другие 6 священников. Священники возжигали свечи, прочитывались 7 Апостолов, 7 Евангелий и 7 отдельных молитв, после 7-й молитвы возлагалось на голову больного Евангелие, и священники возлагали свои правые руки. Затем следовало продолжение литургии.
Самое помазание происходило в конце литургии, после «Отче наш». Больной помазывался 7 раз от каждого священника особо, причем 7 раз прочитывалась молитва: «Отче Святый, врачу душ и телес», а на клиросе пели стихиры.
В ходе Совещания состоялась обстоятельная дискуссия по докладу Святейшего Патриарха Кирилла. Был рассмотрен проект документа «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей», подготовленный Синодальной библейско-богословской комиссией и представленный ее председателем Преосвященным митрополитом Будапештским и Венгерским Иларионом. Участники совещания выразили согласие с выводами этого документа и передали его на утверждение Священного Синода.
И вот 24 августа Священный Синод утвердил этот важный для Церкви документ. Комментируя данное решение тлг-канал «Правблог» отмечает , что «шаг вперед к осуждению ересей Фанара сделан, но нужен еще один». Отметим, что в самом тексте документа отсутствует квалификация богословских заблуждений Фанара как ереси. Возможно, это продиктовано определенными дипломатическими соображениями и нежеланием обострять межправославные отношения на данном этапе», — говорится в сообщении. С коллегами из «Правблога» согласны и авторы тлг-канала «Хризма»: «Это ещё одна веха на пути к преодолению этих самых экклезиологических искажений и важный прецедент для других поместных Церквей.
Среди принятых решений Священного Синода стоит отметить также осуждение действий митрополита Рижского и всея Латвии Александра, направленных на разрушение церковного единства. Напомним , что 13 августа 2023 года в рижском кафедральном соборе Рождества Христова митрополит Рижский и всея Латвии Александр возглавил чин хиротонии архимандрита Иоанна Липшанса во епископа Валмиерского. В материалах Священного Синода также было отмечено, что «митрополит Александр неоднократно уклонялся от канонического порядка богослужебного поминовения Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла»; «требовал от священнослужителей Латвийской Православной Церкви отказаться от канонического поминовения Предстоятеля Русской Православной Церкви». Священный Синод постановил: «Подчеркнуть недопустимость нарушения норм, касающихся канонического порядка богослужебного поминовения Предстоятеля Русской Православной Церкви, предусмотренных 15 правилом Двукратного Поместного Собора». Среди других решений Священного Синода в Санкт-Петербурге наше внимание привлекли ещё несколько, которые мы хотели бы отметить.
Священный Синод передал этот вопрос в Синодальную комиссию по канонизации святых. Как известно, вопрос о канонизации генералиссимуса Александра Суворова, известного не только своими блестящими победами на поле боя, но и своей благочестивой жизнью, поднимался давно, но тормозился церковными клерками под разными предлогами.
Исцелюсь ли я после соборования?
Нельзя ожидать автоматического чуда, просто приходя на богослужение. Ведь исцеление — это дар Божий. Вознося свои молитвы, человек не знает, есть ли воля Божия о его исцелении, полезно ли это на данный момент для его спасения.
И будет ли он готов к той реальности, которая будет ждать его после выздоровления. Но чудо исцеления может касаться не только тела, прежде всего оно направлено на очищение души. И на это можно надеяться, моля Бога об отпущении грехов.
Прощаются ли после соборования забытые грехи? Здесь тоже не стоит ожидать автоматизма магического ритуала. Забытые грехи отпускаются на соборовании при искреннем покаянии и желании человека таким образом исцелить свою душу и тело.
Ведь накопленные нераскаянные грехи, забытые по своей, казалось бы, незначительности — это тяжелый груз на сердце, при бездействии ведущий к заболеваниям духовного, а затем и телесного характера. Можно ли соборовать детей? Детей до 7 лет не соборуют.
Но это возможно, если у ребенка есть серьезный недуг или предстоит операция. В иных случаях нет необходимости соборовать детей — ведь они не способны в полной мере осознать суть происходящего на этом богослужении и им не надо приносить сугубое покаяние за свои проступки. Как часто можно собороваться?
Нет никаких канонов, регламентирующих этот вопрос, однако бытует большое количество мнений. Различные утверждения в духе «раз в год», «раз за течение одного заболевания» не имеют под собой никаких оснований. Конечно же, если человек страдает много лет тяжелым заболеванием, по благословению духовника он может посещать соборование и несколько раз в год во укрепление души и тела.
Здоровому же нет необходимости собороваться часто — лучше тщательно и ответственно подготовиться к участию в таинстве хотя бы раз в год. Разве соборование — это не только для умирающих? Соборуют еще с апостольских времен, в первую очередь, ради исцеления.
Мнение о том, что соборование совершается только перед смертью, ошибочно. Как и распространенное суеверие, что это оно приближает смерть. Цель участия в этом богослужении для тяжелобольных и умирающих та же, что и для остальных — сугубое покаяние.
Чистый четверг, когда Христос омывает ноги своим ученикам и говорит, что теперь они чистые полностью, не потому что у них были грязные ноги, а потому, что Господь им показывает истинное, подлинное смирение. А смирение — это и есть чистота духовная. В противоположность ей черная, грязная душа, горделивая. Гордость оскверняет все наши благие начинания. У всех у нас она есть, в той или иной степени. Святые отцы даже боялись делать добрые дела, чтобы не впасть в тщеславие или прелесть. Настолько мы все заражены этим грехом, что мы даже добрые дела до конца не можем делать без греха. Это не должно приводить человека в какое-то уныние.
Это человека должно приводить в трезвость. Трезвым умом и трезвыми глазами нужно смотреть на этот мир и понимать, что весь мир во грехе лежит и без Господа Бога нет у нас возможности очиститься или стать лучше. Если у нас Господь в какой-то момент заберет благодать, то мы можем на такое дно грехов залечь, что никогда оттуда и не встанем. Это, к сожалению, реальность нашей жизни. Мы говорили, что в Греческой церкви была такая традиция, а в Русской Церкви Соборование проводилось в пост в Великий четверг. Это последняя седьмая Неделя Великого поста, за три дня до Пасхи. Но это таинство было тесно связано с богослужением. Приходило семь священников.
Почему семь раз помазывали? А потому что каждый священник должен был помазывать по разу. Они служили сначала вечернее богослужение, потом утреннюю, потом расходились на Литургию каждый в свой храм, потом приходили опять в храм, чтобы помазать одного единственного человека, или два—три, или сколько их там было. Конечно, это было все очень сложно. И, в первую очередь, это было сложно для самого больного человека. Ему надо было выстоять столько служб или хотя бы просидеть их. И семь священников надо было собрать вместе на сутки. Поэтому сам чин Соборования видоизменяется.
И последняя корректировка была в 2013 году, когда в исключительных случаях нам допускается читать одно Евангелие, одно Послание из Святых Апостолов и помазывать однократно. Этот так называемый сокращенный чин Соборования предназначен для каких-то экстренных случаев, когда человек, например, лежит в больнице или совсем при смерти. Мне неоднократно приходилось людей соборовать перед смертью, после Соборования они умирали у меня на руках. Но я уже говорил о том, что священники не всегда успевают доезжать до больных людей и Соборовать, потому что некоторые люди по своему суеверию, ложному представлению думают, что Соборование нужно исключительно перед смертью. И пока человек живет, он думает, что ему собороваться не нужно, а если ты пособоровался, то должен умереть. Это заблуждение. Мы соборуемся не для того, чтобы умереть, а для того, чтобы исцелиться и жить полноценной, здоровой, счастливой человеческой жизнью до тех пор, пока Господь нас не призовет. Итак, сокращенные Соборования происходят в больницах.
Например, у меня, даже если я читаю быстро, уходит час времени на Соборование. Есть батюшки, которые не торопятся, читают полтора часа. И, конечно, врачи не будут нас терпеть в реанимации, где, по их мнению, мы занимаемся чем-то непонятным. В лучшем случае нас запускают минут на 15 в реанимацию, у священника есть такая привилегия. В ковид было очень сложно, и сложно до сих пор. Но обычно меня всегда пускали даже к новорожденным маленьким детям, которые находятся в перинатальных центрах на грани жизни и смерти. Всегда пускали, чтобы покрестить, конечно, с согласия родителей, чтобы причастить больных, умирающих людей, пособоровать. Сокращенное таинство Соборования происходит в любой момент над любым человеком верующим, крещеным, даже не всегда находящемся в сознании.
Начиная с V века практика врачевания больных в частных домах уступает место Соборованию в храмах. То есть до V—VI века чаще всего Соборовали в своих домах. До IV века до 313 года вообще не было храмов в Римской империи в нашем представлении, потому что вера христианская была гонимая. Потом появляются храмы, и таинство Соборования переходит в храмы. И если до этого времени чинопоследование таинства было жестко привязано к службам суточного круга, то начиная с описываемого периода, оно становится самостоятельным. Что надо приготовить на таинство Соборования? На таинство Соборования с собой надо принести масло для освящения, вино. В нашем храме мы берем вино из храма, приносить его отдельно не надо.
Но если хотите пожертвовать для храма специальное вино, то можно это сделать. В храме по православному канону используется красное крепленое виноградное вино, называется оно «Кагор». Это чисто русская традиция, потому что в большинстве случаев за исключением южных городов на Руси не было виноградников. И чтобы вино не бродило, и чтобы его можно было довезти по всей стране, его «крепили». Вот откуда такая традиция. И она сохранилась до сих пор, хотя у греков, у сербов все служат на сухом, в крайнем случае полусладком красном вине. Недавно мы на киноклубе обсуждали какое вино Христос брал для совершения Евхаристии, таинства Причастия. Что думаете?
Есть мнение, что это просто виноградный сок, есть мнение, что это обычное вино, некоторые думают, что Он брал Кагор наш современный. Глядя на евангелие, как думаете? Употреблял ли Христос спиртные напитки? А почему тогда Его осуждали, что Он ест и пьет со всеми? Или, например, когда в Канне Галилейской Он берет шесть каменных водоносов, каждый из которых примерно по 40—60 литров, и превращает чудесным способом воду в вино. Да так, что домоуправитель этого дома сказал, что обычно сначала подают хорошее вино, а когда люди напьются, то дают плохое. А тут оставили хорошее вино до конца свадьбы. А свадьбы обычно праздновали неделю, могли заходить на свадьбу любые прохожие.
И их должны были накормить и напоить вином. И если не хватало еды или вина, то это был серьезный позор, это означало, что семья не смогла достойно отметить свадьбу. И потом этой семье еще долго это припоминали. Если внимательно читать Евангелие, то Христос действительно пил вино и ел обычную полноценную еду. Он не был постником таким, например, как Иоанн Креститель. Но естественно, что все это Он употреблял в меру. Естественно, что Его никто не видел пьяным, шатающимся где-то. Речь идет не о том, что нельзя пить вино, а о том, что все должно быть в меру, прилично с христианской точки зрения, без зависимости.
Это я говорю к тому, что для Елеосвящения мы тоже берем настоящее вино, а не виноградный сок. Хотя мы во время Елеосвящения вино в чистом виде не пьем, но при Елеосвящении это вино с елеем освященным можно употреблять и в пищу в том числе. Вина, конечно, добавляется малое количество, пару ложечек. Люди иногда приносят большие банки с маслом. И оно, бывает, что потом портится. В этом нет ничего противоестественного. Поэтому долго вино и масло освященные сохранять не нужно, все прогоркнет. Если у вас масло прогоркло, то его нужно вылить в непопираемое место или принести в храм.
Есть у нас место, где мы уничтожаем, сливаем в безотхожее место. Нужно еще на таинство Соборования принести свечи, салфетки, чтобы себя вытирать после этого таинства. Какие вы знаете суеверия, связанные с таинством Елеосвящения? Первое, что мы уже назвали — это то, что надо проходить таинство Соборования перед смертью, телесной кончиной.
Священный Синод Русской Православной Церкви одобрил сокращенный чин Елеосвящения
Об итогах заседания Священного Синода | Соборование – потому, что в этом Таинстве принимает участие "собор", то есть несколько священнослужителей. |
Борисоглебская епархия - Таинство соборования в психоневрологическом интернате | Каждую субботу любого поста батюшка проводит чин соборования. |
Таинство соборования (Елеопомазание) | Чин Елеосвящения (соборования) совершается над человеком, пребывающим в телесной болезни или немощи. |
Таинство Елеосвящения (Соборование)
Таинство Соборования 2024 год | Если мы обратимся к Требнику, в котором преподносится полностью чин Соборования, там читается семь Евангелий. |
Таинство для выздоровления | Другое название Таинства Елеосвящения – Соборование, потому что по древнему обычаю оно совершается собором семи священников. |
Таинство соборования (Елеопомазание): суть, когда проводится | На сайте публикуются последования воскресных и праздничных богослужений наряду в Изначально сайт задумывался в помощь. |
Беседы с батюшкой. «Соборование. Желание чуда?». Священник Александр Забенкин 24 марта 2023
Для таких нужно было облегчить возможность удостоиться Елеосвящения, – другими словами-приспособить чин Елеосвящения к совершению его в частном доме. История формирования чина Елеосвящения В первоначальной Церкви чинопоследование Елеосвящения было несложным. Все новости. Начальник УФСИН России по Самарской области Алексей Климов встретился с епископом Тольяттинским и Жигулевским Нестором.
Таинство Соборования архиерейским чином совершил епископ Феодор в Камчатском Морском Соборе
– Священный Синод Русской Православной Церкви одобрил сокращенный чин Елеосвящения в стесненных обстоятельствах (прим. В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов. Священный Синод Русской Православной Церкви одобрил сокращенный чин Елеосвящения и высказался за упорядочение практики совершения общих соборований. Таинство Соборования будет совершаться в нашей обители во время великого поста в следующие дни. По итогам заседания был принят рад решений по вынесенным в обсуждение вопросам, что отражено в Журналах Священного Синода от 24 августа 2023 года. Говоря же в целом об.
Настоятель храма посетил Кимрскую ЦРБ
Это древняя русская техника, которую Мария Беляева, фольклорист и знаток русского творчества, преподала детям. Все встречи прошли интересно и плодотворно - дети и взрослые узнали новые техники и приемы работы с известными материалами, а также самостоятельно изготовили подарки и сувениры к предстоящему Празднику Пасхи.
Он звучит так: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» Иак. Именно в этом новозаветном фрагменте указывается и способ совершения Таинства, и его соборный характер, и его неразрывная связь с Покаянием, с возможностью освободиться от груза «давящего» на человека греха. Наконец, что касается символического смысла используемых в Таинстве Елеосвящения веществ.
В Таинстве Соборования елей — это символ церковной молитвы и одновременно символ изливающейся на больного Божественной милости. Вино и елей также являются и символами исцеляющей больного благодати. Как известно, оба эти вещества в древности использовались в медицине, — считалось, что вино дезинфицирует раны, а елей обладает обезболивающим эффектом.
В Таинстве Соборования также используется всыпанное в сосуд зерно: в которое принято вставлять горящие семь свечей. Эти зерна служат символом новой жизни, причем символом, обладающим двойственным смыслом, двояким духовным прочтением — в зависимости от того, какая судьба постигает болящего человека в дальнейшем. Если он выздоравливает, то зерна для него означают ту прорастающую новую жизнь, к которой он возрождается.
Если же он умирает, то эти зерна становятся символом залога будущей новой жизни в его грядущем воскресении из мертвых. История и чинопоследование Таинства Елеосвящения В первые века бытия Христианской Церкви чин Таинства Елеосвящения был совсем кратким: звучали несколько псалмов, читались молитвы при освящении елея и при помазании им больного. До VI века Соборование совершалось в домах, затем — преимущественно в храмах, а с XIV столетия — и в домах, и в храмах, как это происходит и сегодня.
Таинство могло совершаться над человеком неоднократно — в течение всей его жизни, по различным поводам и причинам. В древности существовали разные типы чинопоследований: или соединенных со службами суточного круга и Литургией, или же совершаемых независимо от этих служб. Так, на Руси в XIV веке использовали и один тип чина, и другой — в зависимости от обстоятельств.
Апостол Иаков указывает, что помазание елеем совершают несколько священников, но не называет их число. В древней Церкви Таинство чаще всего совершалось тремя священниками — во образ Божественной Троичности. Но уже тогда Таинство Соборования мог совершать и один священник.
Елеосвящение издревле применялось также и к кающимся — на основании слов апостола Иакова о том, что в этом Таинстве даруется оставление грехов. Поначалу елей преподавался только тем проходившим покаянную дисциплину христианам, которые находились под угрозой смерти, — ради того, чтобы через очищение от грехов им даровалось право приобщаться Святых Христовых Тайн. Затем это Таинство стало применяться вообще к любым кающимся — ради их примирения с Церковь ю, для того, чтобы они, завершив свою покаянную дисциплину, получили право приступить к Евхаристической Чаше.
Сегодня в Церкви существуют дни общего Елеосвящения, предназначенного и для больных, и для здоровых: такая практика существовала на Руси приблизительно с XVI века.
Кроме того, они вносят соблазн в умы «внешних», не принадлежащих к Церкви, но сочувствующих ей людей. Надо отметить еще и то, что Елеосвящение, как духовное врачевство, не устраняет сил и законов физической природы. Оно, оказывая прибегающему к нему человеку благодатную помощь, вовсе не отменяет употребления лекарственных средств, данных Господом для исцеления болезней. Поэтому к «благочестивому» совету «не принимать лекарства» после совершенного над больным Таинства, прислушиваться не стоит. В некоторых местах существует практика омовения то есть смывания святого елея, который нанесли на члены больного во время совершения Таинства Елеосвящения. Такие действия также не имеют под собой никакого канонического основания.
К ряду обычаев, не находящих подтверждения в практике древней Церкви, нужно отнести и такой, когда освященный елей возливается на тело скончавшегося вскоре после Соборования человека. Но помазывать елеем нужно не мертвых, а живых, поэтому родственникам почившего необходимо отказываться от подобных обрядов. История формирования чина Елеосвящения В первоначальной Церкви чинопоследование Елеосвящения было несложным. Оно состояло из двух частей: молитвы веры и помазания елеем во имя Господне. Кроме этих ключевых моментов чин Таинства включал в себя несколько псалмов и молитв при освящении елея и во время помазания им болящего. Священнослужителей для совершения Таинства призывал сам болящий. Но вместе с тем клирикам Церкви вменялось в обязанность «посещать всех нуждающихся в посещении», а диаконам сообщать своему епископу о всех «находящихся в болезненном угнетении духа».
После такого сообщения епископ или посланный им пресвитер шли к больному и совершали над ним Таинство Елеосвящения. Начиная с VI века практика врачевания больных в частных домах уступает место совершению Соборования в храмах. Причиной для этого стали следующие факторы. Древнейшие русские списки чина Елеосвящения относятся к XIV веку. Вот как выглядит в них Таинство Елеосвящения. Накануне Елеосвящения пелась вечерня, приспособленная к совершению Таинства. В частности, стихиры, которые содержали в себе моление о болящем; а также тропарь бессребреникам, которые считались целителями телесных недугов.
На сугубой ектеньи также возглашались моления за болящего. Утром, в день совершения Таинства Елеосвящения, совершался еще ряд служб: так называемая агрипния специальное богослужение о больном , утреня и Литургия: а главнейшей составной частью агрипнии были каноны, один из которых - бессребреникам. Во время канонов, после 3-й, 6-й и 9-й песней возглашались малые ектеньи и читались особые молитвы о больном и на освящение елея; б на утрене, совершаемой обычным порядком, присоединялось также несколько молений за болящего; в на Литургии одна из трех используемых на проскомидии просфор предназначалась для больного. После великой ектеньи посредине церкви ставили стол и на нем сосуд; предстоятель после каждения произносил великую ектенью с прошениями о болящем и молитвы над елеем, потом вливал часть елея в приготовленный сосуд. То же делали и другие 6 священников. Священники возжигали свечи; прочитывались 7 Апостолов, 7 Евангелий и 7 молитв. После 7-й молитвы на голову больного возлагали Евангелие, а священники - свою правую руку.
Семикратное от каждого священника особо помазание происходило в конце Литургии, после «Отче наш». Затем семь раз прочитывалась молитва: «Отче Святый, Врачу душ и телес... По всей вероятности, больной на той же Литургии приобщался Святых Тайн. Очевидно, что такая практика совершения Таинства Елеосвящения имела ряд практических неудобств: это и значительные расстояния до храмов; и физическая невозможность для тяжелобольного человека выстаивать многочасовые богослужения одно из которых - накануне вечером , предваряющие совершение самого Таинства. К тому же не всегда и не везде могли собираться семь священников на целые сутки для Елеопомазания одного больного. Ввиду всего этого Елеосвящение иногда отделялось от общественного богослужения и совершалось особо или в церкви, или в частном доме. В одном из сербских источников указано, как именно совершалось помазание в описываемый период: «по главе и по сердцу, и по всем суставам, иже болети».
В длинный период своего существования оно разделило общую со всеми другими чинопоследованиями Таинств судьбу, то осложняясь и расширяясь в своем составе, то сокращаясь. Совершители Таинства Елеосвящения Как уже отмечалось, Таинство Елеосвящения должно совершаться собором священников, который составляется из семи человек. Число семь в данном случае, по мнению блаженного Симеона Солунского, определяется следующими библейскими преобразованиями. Седмеричным числом даров Святого Духа, упоминаемым у пророка Исаии.
Ранее ее возглавлял 84-летний митрополит Лазарь Швец. Теперь он почислен на покой.
Митрополита Тихона перевели с вынесением благодарности за развитие Псковской епархии. Он также сохранил за собой пост председателя Патриаршего совета по культуре. Впрочем, это назначение можно было предвидеть. В марте с. Загадкой для многих стала и отставка африканского экзарха митрополита Леонида Горбачева. По итогам заседания архиереев Леонида ограничили временным управлением Еревано-Армянской епархией РПЦ, которая была образована в октябре 2021 года.
В Московском патриархате утверждают, что Горбачев сам отказался от Африки.