Что кроется за модным выражением «незавершенный гештальт» в психологии? Гештальт — это определённый образ или действие, которое стремится к завершению. Что такое гештальт? Гештальт это простыми словами целостный образ, который хоть и состоит из нескольких компонентов, но воспринимается единым целым. Психологи часто объясняют это явление на примере музыки. Что такое гештальт-терапия простыми словами в психологии. Основные положения, важные понятия и техники. Что такое гештальт простыми словами? Это термин и основная единица сознания и психики в гештальт-психологии, которая зародилась в начале XX века.
Что такое Гельштат простыми словами
Гештальт. Что это такое и как использовать гештальт-психологию? | Гештальт — это целое, которое состоит из многих компонентов, но при этом представляет собой нечто большее, чем сумма частей. |
Что такое гештальт в психологии | Гештальт-терапия – что это такое простыми словами? кому подходит гештальт-терапия. |
Что значит закрыть гештальт на самом деле | Что такое гештальт-терапия? Гештальт-терапия – это направление психотерапии, которое помогает пациенту ориентироваться в своих эмоциях и потребностях, направлена на обретение им гармонии с самим собой. |
Что такое гештальт простыми словами? | Возникнув в психологии, сегодня термин «гештальт» используют еще для обозначения некоторых целостных и неделимых физических, физиологических и социальных феноменов. |
Гештальт в психологии: что это простыми словами | Гештальт простыми словами – образ, состоящий из нескольких самостоятельных элементов, воспринимаемых человеком как единое целое. |
Что такое гештальт-психология кратко и кому она будет полезна
Что такое гештальт. «Гештальт — это некоторая целостная структура, образ, состоящий из множества частей, признаков, объединенных в одну фигуру», — рассказывает психолог, гештальттерапевт и преподаватель Ольга Лесницкая. Гештальт простыми словами. В повседневной речи гештальтом часто называют какое-то незаконченное дело. Гештальт – что это такое простыми словами, как и зачем его закрывать. Гештальт — что это значит простыми словами? закрыть гештальт — что это простыми словами?— современная энциклопедия интернета «». Чтобы закрыть такие гештальты, требуется серьезная работа над собой, направленная на изменение отношения к окружающему миру и людям, на улучшение качества жизни. Что такое гештальт. «Гештальт — это некоторая целостная структура, образ, состоящий из множества частей, признаков, объединенных в одну фигуру», — рассказывает психолог, гештальттерапевт и преподаватель Ольга Лесницкая.
Что такое гештальт и зачем его закрывать? Основы гештальтпсихологии
Перлз 1893-1970 гг. Он является легендарной в истории мировой психиатрии личностью. В какой-то момент, а именно в начале 40-х годов, Перлз отошел от учения Фрейда и занялся разработкой нового метода. В этом ему активно помогали жена Лаура и американский писатель-авангардист, анархист и философ Пол Гудман. Официальной датой рождения метода считается 1951 год, когда вышла в свет книга Перлза, Гудмана и Хефферлина «Гештальттерапия, возбуждение и рост человеческой личности», вызвавшая всеобщий интерес и положившая начало популярности гештальт-подхода. Штрихи к портрету Фредерика Перлза Родился в 1863 году в Берлине.
Отец — коммивояжер, часто был в разъездах и воспитанием сына не занимался. А мать регулярно поколачивала мальчика. Фредерик рос упрямым и непокорным, не признавал никаких авторитетов и всегда отстаивал свое мнение. В 13 лет Фридрих бросил гимназию. Впрочем, позже он все-таки окончил школу, а затем и медицинский факультет Берлинского университета.
В годы Первой мировой войны служил военным врачом. Работал у Курта Гольдштейна, одного из основателей нейропсихологии и патопсихологии, а также гештальт-направления. Именно Гольштейн увлек Перлза идеями гештальт-психологии. После прихода к власти Гитлера Перлз эмигрировал в Голландию. В 1934 году он переехал в Южную Африку, где создал Южноафриканский институт психоанализа.
В 1936 г на собственном самолете пилотом был он сам! Перлз прилетел на конгресс в Прагу, чтобы встретиться с Фрейдом, которого считал своим учителем. Фрейд до Перлза не снизошел, поэтому разговора не получилось. Свои мысли и идеи Перлз изложил в книге, получившей название «Эго, голод и агрессия» и подзаголовок «Ревизия теории и метода Фрейда». В 1966 году книга была переиздана.
На этот раз подзаголовок был иным: «Начало гештальт-терапии». В 1946 году Перлз бросил дом, работу и семью в Южной Африке. Он перебрался в Нью-Йорк, где вместе с единомышленниками создал институт гештальт-терапии. Знакомство с гештальт-терапией лучше всего начинать именно с этой книги: она дает прекрасное представление о личности Перлза и потому является ключом ко всему его научному наследию.
Этот способ и стал пониматься как гештальт. Иначе, он означает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания: движение кажущееся , озарение , восприятие мелодии, и пр. Гештальт-психология выдвинула как главную задачу изучение законов гештальта. Среди законов гештальта были выделены: 1 тяготение частей к образованию симметричного целого; 2 группировка этих частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия; 3 прегнантность — тенденция каждого психического феномена принять более определенную, отчетливую и завершенную форму. Словарь практического психолога. Gestalt - форма, структура.
Единица анализа в гештальтпсихологии. Обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания кажущееся движение , инсайт , восприятие мелодии. Образование гештальтов связано с действиями законов "расчленения психологического поля". Психологический словарь.
Поэтому о незавершенных ситуациях мы помним гораздо лучше. Эта особенность нашего восприятия получила название «эффект Зейгарник». Советская психолог Блюма Зейгарник обратила внимание, что официанты отлично помнят текущие заказы и быстро забывают уже оплаченные. Впоследствии она экспериментально показала, что незавершенные действия люди не только лучше помнят, но и стремятся воспроизвести. Описана Фредериком Пёрлзом Бывают незавершенные ситуации, которые длятся слишком долго, годами и десятилетиями. Иногда ситуации нельзя завершить в реальности, как например, конфликт с давно умершим родителем.
Такие незакрытые гештальты разрушительно влияют на психику и могут приводить к серьезным проблемам. В таких случаях и нужны гештальт-терапевты. Гештальт-терапия — это терапия ситуаций. Сам подход во многом ориентирован на чувства и эмоции человека, на их телесные проявления. Гештальт-терапевт помогает понять, какую потребность человек стремится удовлетворить, как она проявляется на разных «этажах» психики и придумать ей завершение — закрыть гештальт. Откуда берутся гештальты? Вернемся к гештальтпсихологии. Она появилась в 1912 году, в эпоху, когда методов современной нейронауки не существовало. Поэтому понять, что же именно такое гештальт и какова его природа, можно было разве что концептуально. Тем не менее, теория гештальта господствовала в изучении восприятия всю первую половину XX века.
С конца 1950-х годов нейрофизиологи Дэвид Хьюбел и Торстен Визель стали делать записи с отдельных нейронов в зрительной коре кошек и обезьян. Оказалось, что каждый нейрон откликается строго на какое-то свойство изображения: угол поворота и ориентация, направление движения. Они получили название «детекторы признака»: детекторы линий, детектор краёв. Работы оказались крайне успешными, и Хьюбела с Визелем удостоили за них Нобелевской премии. Позднее, уже в экспериментах на людях, были открыты нейроны, реагирующие на более сложные стимулы — детекторы лиц и даже конкретных лиц знаменитый «нейрон Дженнифер Энистон». Эксперимент Хьюбела и Визеля с кошкой Так на смену идее гештальта пришел иерархический подход. Любой объект — это набор признаков, за каждый из которых отвечает своя группа нейронов. В этом смысле целостный образ, о котором говорили гештальтисты, — это просто активация нейронов высшего порядка. Но не все было так просто. Более поздние эксперименты показывали: мы зачастую схватываем целостную картину гораздо раньше, чем отдельные элементы.
Если вам показать начальную картинку с велосипедом на долю секунды, то вы уверенно сообщите, что увидели велосипед, но вряд ли скажете, были ли у него педали. Выводы говорили о наличии гештальт-эффекта. Это шло вразрез с идеей каскада из нейронов, распознающих признаки от самых простых до самых сложных. Как ответ возникла теория обратной иерархии — когда мы на что-то смотрим, быстрее всех реагируют нейроны, отвечающие за общую картину, а уже за ними подтягиваются те, что распознают детали. Такой подход был ближе к концепции гештальта, но всё равно оставлял вопросы. Теоретически вариантов того, что может оказаться перед нашим взглядом, бесконечно много.
Закрыть гештальт — это дочитать книгу, досмотреть фильм или поддаться сексуальным фантазиям, которые для обывателя могут быть признаны недостойными. Что такое гештальт-психология и гештальт-терапия?
Гештальт-психология изучает зрительное сознание человека: люди понимают окружающий мир как последовательную целостную структуру, не беря каждый элемент по отдельности. Психологи в данном ракурсе изучают проблемы психического развития человека, его потребности и неординарное мышление. Терапевтический подход заключается в оказании индивидууму помощи по закрытию гештальта: терапевт предлагает пациенту оценить, насколько его потребность в чем-либо высока, проводит путь к саморегулированию и восстановлению целостности сознания. Когда цель доведена до логического конца, гештальт при помощи гештальт-терапии закрывается. Гештальт-терапевт помогает понять, какую потребность человек стремится удовлетворить, как она проявляется в психике и придумать ей завершение — закрыть гештальт. Литература о гештальт-терапии 1. Джон Энрайт «Позиция слушателя-терапевта». Читая книгу, написанную гештальт-теравевтом, можно найти множество ответов на вопросы, которые жизнь ставит перед нами каждый день.
Значение слова «гештальт»
Говоря простыми словами, закрытие гештальта – это осознание того, что тормозит ваше развитие в текущий момент и либо физическое завершение этого тормозящего дела, либо отпускание с оставлением этой ситуации в прошлом. нечто целое, полное. Гештальт психология исходит из простой и здравой мысли: недоделанные, незаконченные вещи мешают нам жить счастливо, да и просто - комфортно. Но чтобы понять, что такое гештальт, и правильно использовать это понятие, нужно на какое-то время отвлечься от психотерапии и обратиться к психологии восприятия. Гештальт (от нем. gestalt – форма, структура) — основное понятие гештальтпсихологии, выступающее в качестве единицы анализа сознания и психики, которое обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания (кажущееся движение, инсайт.
Что такое гештальт и зачем его закрывать
Целесообразно разделить все произошедшее на условные тематические группы — детство, взаимоотношения с партнером, работа и т. Тогда, начав заниматься наиболее важными ситуациями внутри одного раздела, вы параллельно будете прорабатывать и другие. Чтобы закрыть гештальт, не обязательно встречать с кем-то из прошлой жизни. Данный процесс требует внутренней проработки ситуации наедине с собой. В итоге вы должны добиться изменений в собственных ощущениях и восприятиях прошлого. Простая техника закрытия гештальтов Любая сложная ситуация прорабатывается за три шага. Разумеется, это не гарантирует жизнь с чистого листа, но вы почувствуете ощутимый прогресс внутри и увидите реальные изменения в своем окружении. Первым шагом к переменам является проработка ситуаций, которые беспокоят больше всего. Есть один банальный прием, повсеместно используемый в психологии: возьмите ручку и бумагу и напишите, что больше всего беспокоит и тревожит, что не можете отпустить.
Вы удивитесь, но главная проблема выйдет наружу моментально. Только до 29. Чтобы зарегистрироваться на бесплатный интенсив и получить в подарок подборку файлов от GeekBrains, заполните информацию в открывшемся окне Анкета Второй шаг — понять, что конкретно вызывает беспокойство. Запишите, что вам особенно не по душе, что в произошедшем пошло не по сценарию. Это позволит получить максимально полное представление о том, из-за чего на самом деле испытываете дискомфортное состояние. Далее необходимо определить, как, по-вашему, могли бы развиваться события. Следует по пунктам расписать, как все должно быть, почему именно так, чему вы могли бы научиться и какую выгоду приобрести, если бы ситуация разыгралась по-другому. Это поможет увидеть идеальное с вашей точки зрения развитие событий.
А теперь пришло время кульминации. Читайте также Подробнее Чтобы пережить ситуацию, нужно погрузиться в нее как можно глубже. А в процессе переживания необходимо выпустить на волю те эмоции и чувства, с которыми хочется расстаться, но не получается. Вы должны сказать то, что хотите, но не можете. Сделать то, что хочется, но не получается. И, чтобы вы могли пережить ситуацию как можно более реалистично, это должно происходить на уровне чувств и эмоций, а не в голове. Не забывайте, гештальт — это серьезная психологическая травма. Она не может быть прожита за час или день.
Поэтому не стоит ожидать мгновенного удовлетворения от первого сеанса терапии.
Студент может сам поработать над углублением своего понимания, для этого есть и список литературы, и практикующие опытные коллеги-преподаватели. Затем он будет сдавать экзамены, проходить практику и проверки, получать супервизии, как раз для того, чтобы свои навыки отработать, и понять, где ещё чего подтянуть. Или, что он уже готов к работе. И именно поэтому практический подход к обучению в МГИ я считаю топовым: сразу пробудешь, и сразу задаёшь вопросы, и потом снова пробуешь — усвоение информации и навыков идёт сразу на всех уровнях. А на практике отработали? А теперь — поняли? Именно поэтому у любой профессии существует система оценки качества и критерии оценки специалиста. Да, и у психотерапевтов — тоже. Но я не хочу сейчас углубляться в технические дебри, потому что это усложнит картинку и не даст практической пользы, а лучше дам: Понятные критерии оценки непонятного Здесь считаю важным упомянуть критерии, на которые имеет смысл обращать внимание клиенту в терапии любой : Соблюдает ли терапевт Этический кодекс есть ещё свой отдельный у гештальтистов , по стандартам Европейской ассоциации?
Сюда входит и соблюдение границ, и сеттинг, и конфиденциальность. Почитайте, это поможет лучше ориентироваться в процессе. И да, при нарушении предусмотрена возможность обращения в Этический комитет. Но сейчас об этом не будем. Определён ли запрос, над которым вы работаете? Да, он может видоизменяться, развиваться, уточняться, но он должен быть. И его изменение и трансформация тоже обсуждаются. Может ли терапевт в моменте ответить, что он делает, и зачем? Какая у него стратегия и тактика? Нормально, когда не называются точные сроки этих планов, но сами планы должны быть.
Хотя бы ответ на «Какую задачу мы сейчас решаем? Выстроен ли процесс «присваивания результата»? Субъективное тоже имеет значение: Насколько вам комфортно и доверительно? Подходит ли вам лично этот человек? Возможно, вы что-то на него проецируете, что может помешать работе, хотя и не будет иметь лично к нему никакого отношения. Оценивая работу по этим критериям, не обязательно погружаться в дебри глубокого понимания метода любого. Можно, конечно, погрузиться. Но зачем? Ведь в том посте, который поджёг мой зад, основной замес непонимания пошёл из того, что клиент думал, что он понимает, как работает метод при этом имея искажённое понимание , и повесил неудачи в работе именно на метод не «этот специалист мне не подходит», а «этот ваш гештальт — лажа, и мне не подходит». В то время как вышеупомянутые объективные критерии вообще остались за кадром.
И осталось непонятным, что именно в работе пошло не так, и как участники процесса разделили ответственность. Особенности обучения гештальту в России на примере МГИ Московский Гештальт Институт , если смотреть на него снаружи, выглядит довольно мутно. Кто-то даже говорит «секта». Нихрена непонятно, какие-то странные ступени, что вообще происходит. Но, если отойти от условностей, то становится понятно, почему оно так, как есть. То, что они делают, я даже не представляю, как можно легализовать в образовательной системе нашей страны. Помимо легализации необходимо было соответствовать стандартам международной ассоциации ГТ. Но как-то они это легализовали, и на том спасибо. В самые подробные подробности вдаваться не буду, и так большая статья получается. Требуйте у автора отдельный материал по теме.
Преподают матёрые гештальтисы с горами опыта за плечами сертифицироваться на тренера довольно сложно, там куча требований и критериев, плюс вредная неподкупная комиссия. Первая ступень Практика начинается с первых же дней первой ступени, которая длится около года. Да, первая ступень по идее «клиентская», и проходит в формате терапевтической группы, но и там уже дают часть теории по групповой и личной терапии посмотрите, вот сейчас происходит то-то и то-то, а после мы будем делать вот это, для вот этого. Подача идёт плотно, и время между трёхдневками как раз нужно для того, чтобы как следует у себя всё в голове и психике разложить. Особенно на второй ступени это становится заметно. После первой ступени обучающийся принимает решение, хочет ли он становиться именно терапевтом, то есть сам работать с клиентами. Те, кто пошёл дальше, на вторую ступень, уже намерены именно практиковать, как психотерапевт. И в идеале за этот год должны разобраться с собственными клиентскими тараканами, чтобы не тащить их в работу не обязательно прям всё починить, но взять в работу в своей личной терапии, и ловко «выносить за скобки» в работе с клиентами. Вторая ступень На второй ступени сразу начинают наваливать не только практики терапевт-клиент, но и теории, от души. Нам читают лекции, и мы эту базу тут же на практике отрабатываем, задаём вопросы, разбираем, получаем супервизии.
Появляются учебные «тройки» — для отработки материала между встречами. Длится эта ступень от 3 до 4 лет, в зависимости от распределения трёхдневок. Появляется обязательство по добору различных часов к сертификации: посещение интенсивов, конференций, личной и групповой терапии, супервизий, специализация. Дохрена всего, и овердохрена практики. Конечно же, есть и список литературы, который поможет эту базу понять более полно и глубоко. Но его поглощение остаётся на совести студента. Я, как задрот-душнила, пропускаю всю теорию через свои привычные фильтры «научноподходчика», и обязательно вникаю, как это соотносится с нейробиологией, нет ли противоречий. И пока не нашла их. Плюс, мне нравится само целостное восприятие человека: понятно, что внутри нас суп из гормонов и прочая система систем, но давай посмотрим, как это всё вместе работает, и как в текущем моменте выстреливает какая-то недопрожитая ситуация или противоречащее реальности убеждение, усвоенное в детстве. Очень творческий процесс получается.
Красивый, но при этом эффективный. Приглашённые звёзды Иногда приглашают специальных тематических тренеров, так как у трёхдневок появляется тематическая направленность. И этот тематический тренер обычно крут в области заявленной темы, с десятками лет стажа и кучей наработок. Вот уж кто точно сможет нормально объяснить все нюансы и ответить на вопросы. Например, «Теорию привязанности» разбирали с Еленой Бочкарёвой , и впечатления от той трёхдневки до сих пор будоражат. Всё, что я уже знала по ТП, пересобралось за те 3 дня в изящную структуру, стали видны незамеченные ранее взаимосвязи, заполнились пробелы, и вообще braingasm полный. Об этом отдельно потом расскажу. Специализация Работает по аналогии с ВУЗом — вот у тебя база, а куда ты более глубоко копать станешь? Г — Гибкость! Интенсивы 2 или 3 раза по 3 дня нон-стоп идёт психологический движ: лекции, групповая и личная терапия, супервизии, интервизии.
Мозг и психика с трудом выдерживают, но это точно бустит как обучение, так и практические навыки.
По сути человек вкладывает определённые эмоции в конкретные обстоятельства, пропуская их сквозь себя, воспринимая такую ситуацию целиком, не замечая деталей. Однако, как известно, лукавый таится именно в частностях, которые могут стать критическими якорями, препятствующими движению вперед, тянущими назад и отнимающими энергию. Иными словами, подсознание тревожится, создавая внутри людей напряжение, но, прежде всего, вынуждает их действовать определённым образом. Сперва-наперво, заставляет помимо воли отыскивать либо же воспроизводить ситуации сходные с ранее незавершёнными, непроработанными, в которых индивиды недополучили нечто значимое для себя. Причём саму ситуацию они могут и не помнить. Далее подсознание стремится вынудить индивидов отыскать субъектов, способных заменить ранее значимых лиц, которым в прошлом не смогли что-то сказать либо сделать.
Так, например, зачастую незавершённые гештальты скрывают непроработанные ранее отношения с родительницей. Ведь малыши целиком зависели в детстве от матерей. Условием выживания детей являлся уровень их послушания, поэтому они вынуждены были во многом преступать себя и сдерживать собственные стремления. Порой сдаётся, что рабочий процесс либо взаимоотношения, на которые было затрачено продолжительный временной ресурс, подошли к завершению и благополучно забыты. При этом обстоятельства и частности глубоко проанализированы не были, что не привело к окончательной завершённости ситуации. Вследствие этого человеку досаждает ощущение преграды на пути воплощения идей и адекватного эмоционального хода вещей. Следовательно, гештальт завершён не был.
Нередко люди стремятся прикрыть гештальт при помощи отпрысков. Например, родительница мечтала в детстве играть на пианино, но желание так и осталось лишь на уровне фантазий. Поэтому она настойчиво отправляет отпрыска в музыкальное учреждение, не считаясь со стремлениями самого крохи. В итоге ухудшаются семейные взаимоотношения, ломаются судьбы, ведь «чужая» мечта не может принести счастья. Более масштабные проблемные ситуации в бытие людей, также часто обусловлены именно незавершенностью гештальтов. Например, порой образованные успешные лица самореализоваться в личных взаимоотношениях не могут. Часто подобное обусловлено проблемами с бывшими избранниками, которые они не смогли разрешить.
Несомненен факт, что причиной множества неурядиц и проблемных ситуаций, беспокойных воспоминаний и «регрессов» назад, являются именно своевременно незакрытые гештальты.
К примеру, одна говорит, что пора менять работу, а другая — боится перемен. Клиенту предлагают по очереди побывать в обеих частях и заметить тенденции в своих внутренних процессах. Тогда у человека появляется возможность выбора. Амплификация помогает людям, которые не понимают, что с ними происходит. Терапевт может обратить внимание клиента на ощущения в теле. Если у человека зажаты скулы или напряжены кулаки, ему предлагают усилить эти ощущения и попробовать что-то сделать. Например, со сжатыми челюстями может появиться желание кричать: тогда становится понятнее, какие чувства скрываются за физическими ощущениями.
Результат гештальт-терапии Результат гештальт-терапии — успешная адаптация человека к миру, потому что человек в гештальт-подходе рассматривается как часть среды. Основное направление работы гештальт-терапевта — это защитные механизмы. Всем знакома фраза «закрыть гештальт». Но в этом подходе нет задачи закрыть все гештальты в психике одного человека. Специалист работает именно с теми процессами, которые начинают нарушать адаптацию. При дискомфорте и неудовлетворённости от жизни работа идёт в сторону восстановления адаптации. Генетически у людей есть набор защитных механизмов, которые помогают справляться со средой и выживать в ней. Если ребёнок часто слышал фразу «не высовывайся», он не станет лишний раз себя демонстрировать и будет комфортно себя чувствовать с такой привычкой.
В будущем этот механизм может мешать, например в карьерном продвижении. Тогда терапия научит справляться с этим. Читайте также: Сколько длится терапия? Если человек приходит для разрешения конкретной ситуации, то может хватить 8—10 сессий. Если запрос более глубокий, то идёт длительная работа. Часто получается так, что первые 8—15 сессий клиент чувствует интенсивные изменения, а потом происходит стагнация. Может казаться, что психотерапия не помогает. Но после этого человек выходит на новую глубину проживания процессов.
Что такое гештальт и гештальт-терапия
Гештальт vs КПТ Как же бесит противопоставление гештальта и КПТ! И то, какими аргументами оно делается! В этой статье хочу внести ясность про гештальт-подход, и его противопоставление другим подходам. Если говорить научными словами, то происходит нарушение процесса формирования и разрушения гештальта. Ломаешь голову, что такое гештальт простыми словами?
Гештальт — что это такое простым языком
Блюдо, как и гештальт — это не просто сумма частей, это нечто большее. Гештальт: что это такое и что значит «закрыть гештальт» простыми словами. Простой поход в магазин за покупками не может считаться закрытием сложного гештальта, ведь это событие не требует упорядочивания жизни и осознания своих проблем. Гештальт — это целое, которое состоит из многих компонентов, но при этом представляет собой нечто большее, чем сумма частей.