Жукова и Кулика послали прорвать блокаду Ленинграда, но к согласию они не пришли, в чем убеждают выдержки из их разговора. Первая попытка прорвать кольцо блокады была предпринята в конце сентября. Зимой 1943 года советским войскам удалось наконец прорвать блокаду: 18 января был освобожден Шлиссельбург и очищено все южное побережье Ладоги.
Прорыв блокады Ленинграда: как это было?
Была арестована в 1950 году как «жена врага народа». И одновременно с ним в 1954 году - реабилитирована. Лев Раков до войны был сотрудником Эрмитажа. В июле 1941 года вступил добровольцем в РККА, в январе 1943 года участвовал в боях по прорыву блокады Ленинграда и в июле - августе 1943 года - под Синявино. Также читал лекции в Ленинградском фронтовом доме Красной армии. Окончил военную службу в звании полковника. Уже после войны стал директором ленинградской Публичной библиотеки, более всего известен как один из создателей и директор постоянной выставки «Героическая оборона Ленинграда». История Льва Ракова рассказана на сайте Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда.
Часы показывали 10 часов 9 минут, когда паровоз разорвал красную ленточку. В записной книжке Матвея Фролова сохранилась часть текста из репортажа, сделанного им в тот исторический день: «Поезд уже близко, виден дымок... Послушайте, друзья: настоящий поезд! И, наверное, в эту минуту улыбнется кассир и сердечно поздравит пассажира. Да, давно кассиры не продавали билеты в Ленинград». Пассажирские поезда пошли только после полного снятия блокады. Вагоны же первого поезда, прибывшего в осажденный город — все сорок, — были до отказа загружены ящиками со сливочным маслом.
Но первый поезд привез не только 800 тонн ценнейшего продукта для умиравших от голода жителей Ленинграда, для раненых и больных. Он привез надежду на жизнь и веру в победу. Нужно было подвозить продовольствие, боеприпасы, топливо. К марту 1943 года на фронтовую дорогу вступила 48-я паровозная колонна особого резерва. Поезда пошли и днем. Гибли люди, вместо них вставали другие — магистраль действовала… Все, кто был на паровозе, чувствовали себя боевым подразделением. Нашим девчатам-кочегарам приходилось перекидывать в топку по 140—150 кубометров дров.
Тяжело было, а справлялись. И снарядов фашистских не боялись… Так мы работали в течение всего 1943 года, до полного снятия вражеской блокады». На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с уникальным документом — рукописными воспоминаниями о службе в 48-й паровозной колонне особого резерва Народного комиссариата путей сообщения СССР кочегара паровоза ЭМ 732-32 Андрея Ивановича Проскурина. Первый поезд, отправившийся из блокадного города на Большую землю, был загружен отливками орудийных стволов. Эта схема сохранилась и дальше: в осаждённый город составы везли продовольствие, топливо, медикаменты, которые спасали жизни сотни тысяч людей, а обратно отправлялись груженые продукцией оборонных предприятий — так Ленинград вносил свой вклад в борьбе с врагом на фронтах Великой Отечественной войны и готовился к решительному бою за полное освобождение от фашистской блокады. Несмотря на то, что немецкие войска 1200 раз разрушали железнодорожное полотно, фронтовая магистраль бесперебойно действовала до полного разгрома фашистов под стенами Ленинграда в январе 1944 и восстановления освобожденных от немецких войск участков железных дорог. По ней прошло более 6 тысяч поездов, и каждый рейс был подвигом.
День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 18 января 1943 г. Борисов, 1942, 18 января для россиян и, особенно, для петербуржцев является важной датой. В этот день в далеком 1943 году в ходе Великой Отечественной войны состоялся прорыв блокады Ленинграда. Несмотря на то, что город оставался осажденным еще год, с прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. По планам Ставки Верховного главнокомандующего, советские войска ударами двух фронтов — Ленинградского с запада и Волховского с востока — должны были разгромить вражескую группировку, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Командование фронтами было поручено генерал-лейтенанту Л. Говорову и генералу армии К.
Главное требование для членских организаций ВФДМ — поддержка борьбы в защиту мира, прав молодёжи и независимости народов, неприятие всех форм империалистического доминирования. Этот день отмечается как Всемирный день молодёжи. Членами ВФДМ являются национальные организации молодёжи разных стран — сегодня это главным образом левые, прогрессивные и коммунистические молодёжные организации со всего мира.
ВФДМ уже много лет последовательно выступает в поддержку борьбы молодёжи колониальных и зависимых стран за национальное освобождение, за ликвидацию последствий колониального рабства.
Они первыми прорвали блокаду Ленинграда
Назад к списку новостей 18. Говоров и Волховского командующий генерал армии К. Мерецков фронтов. А в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки.
Затем слово было дано руководителю Информационно-аналитического центра «Помним всех поимённо» Александру Несмеянову, который в частности, затронул в своём сообщении проблему сохранности затонувших в Ладожском озере барж с погибшими ленинградцами и сбитых над Ладогой самолётами с эвакуируемыми из города детьми. По сведениям Александра Несмеянова есть опасность, что баржи и самолёты будут извлекаться со дна в качестве металлолома, в то время как по закону они приравниваются к захоронениям. Олег Алексеевич Суходымцев в своём докладе затронул непростую историю Невского «пятачка» как мемориального объекта. Сотрудник Музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» говорил, что до сих пор это место остаётся полем боя, полем боли. Имея в виду, конечно, нашу душевную боль за его судьбу, как охраняемой зоны. Наконец, критическому положению охранных зон мемориальных объектов в полосе прорыва блокады Ленинграда посвятил свой доклад Евгений Ильин, руководитель Центра по изучению военной истории при историческом факультете СПбГУ. Евгений Васильевич, являющийся также бессменным командиром студенческого поискового отряда «Ингрия», говорил о рубежах обороны и наступления Волховского фронта. Столь большое внимание к теме сохранения нашего исторического наследия, связанного с боями за Ленинград, свидетельствует, к сожалению, о том, что за прошедшие десятилетия в этом вопросе не было никакой положительной динамики. К 70-летию прорыва блокады мы пришли с ещё более плачевным состоянием дел, чем это было 10-20 лет назад. Сейчас речь всё чаще идёт о спасении памятников, воинских могил и ратных полей. Почему это стало возможно? В частности потому, что большинство памятных мест в зоне прорыва блокады Ленинграда не имеют до сих пор внятного юридического статуса. Их охранные зоны, границы которых намечены ещё в 1978 году, большей частью тогда не были утверждены. Это касается даже самых значимых мест, навечно вписанных кровью в историю битвы за Ленинград, таких как Синявинские высоты, роща «Круглая», Гайтолово, Тортолово, Вороново, Поречье, Невский «пятачок» и Марьино. Что говорить о менее известных местах, где земля также обильно полита кровью в попытках прорыва блокады Ленинграда… Об одном из таких мест, затерявшемся между Синявинскими высотами и рощей Круглая, необходимо вспомнить в эти дни.
Германское командование стало спешно посылать к месту прорыва резервы, стремясь заделать брешь и восстановить кольцо окружения. Но на этот раз им это не удалось. Коридор, шириной в 8 километров был отвоёван и удержан. Всего за 17 дней по нему были проложены автомобильная и железная дороги. Снятие блокады Ленинграда Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году имел очень большое значение. Благодаря образовавшемуся коридору появилась возможность эвакуировать оставшихся мирных жителей и обеспечить необходимыми припасами войска. Но полное снятие блокады Ленинграда произошло лишь спустя ещё год кровопролитных сражений. План следующей военной операции был разработан, как и предыдущий, Говоровым. Он представил его в Ставку Верховного главнокомандующего в сентябре 1943 года. Получив одобрение, Говоров приступил к подготовке. Как и в случае с прошлой операцией, он стремился проработать всё до мелочей, чтобы добиться цели, понеся наименьшие потери. Операция началась 14 января 1944 года. Её конечным итогом должно было стать полное снятие блокады Ленинграда. По всем правилам военного дела, начало вновь положила мощная артиллерийская подготовка. После этого с Ораниенбаумского плацдарма двинулась 2-я армия. Одновременно с этим, с Пулковских высот выступила 42-я армия. В этот раз им удалось прорвать оборону. Двигаясь, друг к другу навстречу, группировки этих армий в жарких боях вклинились глубоко во вражескую оборону. Они наголову разбили петергофско-стрельнинскую немецкую группировку. Блокадникам 27 января 1944 года удалось отбросить вражескую группировку на 100 километров от города. Страшная осада была, наконец, снята. Великому городу, выстоявшему в великом испытании, это было позволено. Двадцать седьмого января в ознаменование дня прорыва блокады Ленинграда, 324 орудия в городе дали четыре залпа. Салют в честь снятия блокады Ленинграда 27 января Прошло уже несколько десятилетий. Люди, лично видевшие блокадный Ленинград состарились. Много из них уже умерло. Но вклад защитников Ленинграда не забыт. Великая Отечественная война богата трагическими и героическими событиями. Но день освобождения Ленинграда вспоминают и сегодня. Из семи отчаянных попыток прорыва, за каждую из которых тысячи бойцов заплатили своими жизнями, результативными оказались лишь две. Но эти достижения советскими войсками сданы уже не были. Попытки немцев восстановить блокаду остались безуспешными.
Сейчас речь всё чаще идёт о спасении памятников, воинских могил и ратных полей. Почему это стало возможно? В частности потому, что большинство памятных мест в зоне прорыва блокады Ленинграда не имеют до сих пор внятного юридического статуса. Их охранные зоны, границы которых намечены ещё в 1978 году, большей частью тогда не были утверждены. Это касается даже самых значимых мест, навечно вписанных кровью в историю битвы за Ленинград, таких как Синявинские высоты, роща «Круглая», Гайтолово, Тортолово, Вороново, Поречье, Невский «пятачок» и Марьино. Что говорить о менее известных местах, где земля также обильно полита кровью в попытках прорыва блокады Ленинграда… Об одном из таких мест, затерявшемся между Синявинскими высотами и рощей Круглая, необходимо вспомнить в эти дни. Это место, к которым связан один из самых драматичных эпизодов боёв по прорыву блокады Ленинграда, так называемый Синявинский котёл 1943 года. Также известно, что последующее фронтальное затяжное лобовое наступление из торфяных болот на занятые противником Синявинские высоты успешным не было. Однако некоторые отдельные успехи всё-таки имели место. По фронту клин составлял 2 км, а в глубину простирался на 1,5-2 км. Это вклинение давало возможность наступать на Мгу, минуя высотный опорный узел немцев в Синявино, а также предоставляло возможность для окружения немецкого гарнизона в роще Круглая. Немецкое высшее командование пристально следило за развитием ситуации. Тяжелейшие бои по расширению и углублению вклинения проходили до конца февраля 1943 года. Однако прорваться на Мгу или завершить окружение остатков немецкой обороны в роще Круглая тогда так и не удалось. Последний должен был подготовить соображения по плану нового наступления.
Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Прорыв блокады Ленинграда осуществили спустя три года после начала осады. «18 января 1943 года, ровно 80 лет назад, в результате операции «Искра» была прорвана блокада Ленинграда. Приезд Жукова и принятые им меры укрепили оборону города, но прорвать блокаду не удалось.
Прорыв блокады: 79 лет подвигу
27 января 2024. Сегодня она постоянно пополнятся благодаря работе Института блокады, учрежденного Президентом России. Непосредственный прорыв блокады Ленинграда начался в 9 часов 30 минут 12 января 1943 года артиллерийской, а в полосе Волховского фронта и авиационной подготовкой. Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г.
81 год началу прорыва Блокады Ленинграда в 1943 году
Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны | Восемьдесят лет назад, 27 января 1944 года, была окончательно снята блокада Ленинграда. |
18 января– День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны | 18 января 1943 года в ходе наступательной операции «Искра» бойцы Ленинградского фронта соединились с красноармейцами Волховского фронта, прорвав блокаду северной столицы. |
75 лет назад Советские войска прорвали блокаду Ленинграда | 76 лет назад Советские войска сняли блокаду Ленинграда. |
Прорыв блокады Ленинграда показал несокрушимость советского народа | Так политологи интерпретируют участие президента в мероприятиях, посвященных 80-летию прорыва блокады Ленинграда 18 января. |
5 спорных фактов о блокаде Ленинграда, которым мы верим. И очень напрасно
Традиционно считается, что осенью 41-го года было две попытки прорыва блокады - в сентябре и октябре, - говорит Вячеслав Мосунов. Прорыв блокады не изменил их временный характер, поэтому снятием блокады признано восстановление советского контроля над Октябрьской железной дорогой. Полностью снять блокаду удалось только 27 января 1944 года, более чем через год после её прорыва. Таким образом, войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда».
18 января 1943 года - День прорыва блокады Ленинграда
После того как группа армий «Север» вышла к Пскову, наступление на Карельском перешейке начали финские дивизии. Положение города на Неве стало критическим. И хотя противнику не удалось взять Ленинград с ходу, город оказался отрезанным от Большой земли. Началась блокада. Снабжение могло осуществляться отныне только по воздуху или Ладожскому озеру.
Немцы вошли практически в пригороды Ленинграда и могли рассматривать в бинокли Исаакиевский собор. Организация обороны Уже 1 июля 1941 года в Ленинграде была создана Комиссия по обороне, которую возглавил партийный деятель А. К моменту окружения города эвакуация населения проводилась недостаточными темпами. Около двух с половиной миллионов горожан, к числу которых надо прибавить беженцев из Прибалтики, Ленинградской области, бойцов Ленинградского фронта, оказались в блокаде.
Ежедневно враг обстреливал город из артиллерийских орудий, в результате бомбёжек сгорели продовольственные склады, в том числе крупнейшие — Бадаевские. Сталин в срочном порядке назначил командующим Ленинградским фронтом генерала Г. Жукова, который жёсткими мерами укрепил оборону на ближних подступах к городу и предпринял ряд контрударов. В результате уже в конце сентября командующий группы армий «Север» докладывал, что своими силами немецким войскам Ленинград не взять.
Однако и командованию Ленинградским фронтом прорвать блокаду не удалось. Голод До войны Ленинград в основном снабжался поставками продовольствия из других регионов страны. Уже в начале сентября 1941 года были понижены нормы выдачи хлеба рабочим и инженерам, служащим, иждивенцам по 600, 400 и 300 граммов соответственно. В середине сентября эту норму вновь уменьшили.
Самую низкую норму выдачи хлеба по карточкам ввели 20 ноября 1941 года, когда рабочие стали получать всего 250, а служащие, иждивенцы и дети — 125 граммов хлеба в день. Берггольц Голод стал соратником врага.
На перегоне Междуречье — Липки гитлеровцы обстреляли поезд.
Снаряды рвались по обеим сторонам трассы, но, к счастью, ни один не попал в состав и не повредил путь. Утром 7 февраля первый прямой поезд с Большой земли подошел к перрону Финляндского вокзала, заполненному толпами ликующих людей. Паровоз был украшен хвойными ветками и плакатами: «Боевой привет шлёт Родина героическому Ленинграду!
Навстречу неслись восторженное «ура», играл военный оркестр. Часы показывали 10 часов 9 минут, когда паровоз разорвал красную ленточку. В записной книжке Матвея Фролова сохранилась часть текста из репортажа, сделанного им в тот исторический день: «Поезд уже близко, виден дымок...
Послушайте, друзья: настоящий поезд! И, наверное, в эту минуту улыбнется кассир и сердечно поздравит пассажира. Да, давно кассиры не продавали билеты в Ленинград».
Пассажирские поезда пошли только после полного снятия блокады. Вагоны же первого поезда, прибывшего в осажденный город — все сорок, — были до отказа загружены ящиками со сливочным маслом. Но первый поезд привез не только 800 тонн ценнейшего продукта для умиравших от голода жителей Ленинграда, для раненых и больных.
Он привез надежду на жизнь и веру в победу. Нужно было подвозить продовольствие, боеприпасы, топливо. К марту 1943 года на фронтовую дорогу вступила 48-я паровозная колонна особого резерва.
Поезда пошли и днем. Гибли люди, вместо них вставали другие — магистраль действовала… Все, кто был на паровозе, чувствовали себя боевым подразделением. Нашим девчатам-кочегарам приходилось перекидывать в топку по 140—150 кубометров дров.
Тяжело было, а справлялись. И снарядов фашистских не боялись… Так мы работали в течение всего 1943 года, до полного снятия вражеской блокады».
Эти и другие вопросы ждали участников акции «Диктант Победы». В этом году она посвящена 80-летию полного освобождения Ленинграда от блокады. Алина Штанько уже не в первый раз проходит тест.
Так девушка отдает дань памяти защитникам Отечества. Для неё это — не просто проверка знаний, но и возможность глубже погрузиться в историю. Я до этого читала военную литературу, чтобы подготовиться к диктанту. Пасторова Алина Штанько. В Петербурге «Диктант Победы» принимают более 200 площадок.
Одна из них — Центральный военно-морской музей имени Петра Великого.
Тем не менее, проиграли, хотя не уступали ни в количественном, ни в качественном составе техники и вооружения. Но это сейчас мы видим события такими, какими они произошли. Могли бы эвакуировать и Москву, не дожидаясь битвы под Москвой, исход которой был непредсказуем. К тому же никто не хотел паники, которая неизбежно возникла бы при массовой эвакуации из столиц.
В первую блокадную зиму вопрос Ленинграда отошел на второй план, потому что уже стоял вопрос о том, устоит ли Москва. Дезинформация противника на оккупированных территориях вообще строилась на том, что Москву и Ленинград уже сдали. Такое воздействие на людей при отсутствии информации имело значение. А эвакуация, убежден Фесенко, — первый признак того, что город собираются сдавать. Наверное, командование фронтами и руководство Ленинграда оценивали ситуацию так, что эвакуация не нужна.
Наоборот, в Ленинград эвакуировали людей с западных территорий. Никто не хотел верить в то, что Ленинград окажется в блокаде. Но сейчас, считает историк, некорректно давать оценку тем решениям руководства страны и города. Время вспомнить «Сейчас неуместно обращаться с какими-то претензиями к нашим предшественникам, — уверен Игорь Коротченко. Прорыв блокады стал праздником для всего советского народа.
Не следует говорить сегодня о каких-то провалах и ошибках, если они и были, полагает эксперт. Потому что народ смог сохранить свою историческую столицу от оккупантов. Сейчас вот происходят события на Украине, а лет через 80, когда это будет вспоминаться, многие скажут, что все можно было сделать иначе, - говорит Владимир Фесенко. О заслугах солдат и тех жертвах, которые были принесены для прорыва блокады. О подвиге народа.
О героизме тех, кто выжили и кто не выжил.
Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта
И вот только ты - моя опора. Ты никогда не хотела этого понять. Тебе так не хочется принять на себя не то, что долю ответственности, а просто считать себя причастной к этой области. Да я и не буду тебя затруднять никакими своими переживаниями. Но до чего необходимо твое письмо, нежное и уверенное. Как вода. После войны она вышла за Льва Львовича замуж. Была арестована в 1950 году как «жена врага народа». И одновременно с ним в 1954 году - реабилитирована.
Сперва рабочие, которые видели состояние своих родных и близких, приносили свои пайки домой и делились с ними. Но вскоре этой практике был положен конец: людям было приказано съедать свою порцию хлеба непосредственно на предприятии, под присмотром. Вот так проходила блокада Ленинграда. Фото показывают, насколько же были истощены люди, которые на тот момент находились в городе. На каждую смерть от вражеского снаряда приходилась сотня людей, которые умерли от страшного голода. Соответственно, питательная ценность такой пищи была близка к нулевой. Когда был осуществлен прорыв блокады Ленинграда, люди, впервые за 900 дней получившие свежий хлеб, нередко от счастья падали в обморок. В довершение всех проблем полностью вышла из строя система городского водоснабжения, в результате чего горожанам приходилось носить воду из Невы. Кроме того, сама зима 1941 года выдалась на редкость суровой, так что медики просто не справлялись с наплывов обмороженных, простывших людей, иммунитет которых оказался неспособен противостоять инфекциям. Последствия первой зимы К началу зимы хлебная пайка была увеличена почти вдвое. Увы, но этот факт объяснялся не прорывом блокады и не восстановлением нормального снабжения: просто к тому времени половина всех иждивенцев уже погибла. Документы НКВД свидетельствуют о том факте, что голод принял совершенно невероятные формы. Начались случаи людоедства, причем многие исследователи считают, что официально было зафиксировано не более трети из них. Особенно плохо в то время приходилось детям. Многие из них были вынуждены подолгу оставаться одни в пустых, холодных квартирах. Если их родители умирали от голода на производстве или же в случае их смерти при постоянных обстрелах, дети по 10-15 дней проводили в полном одиночестве. Чаще всего они также умирали. Таким образом, дети блокады Ленинграда многое вынесли на своих хрупких плечах. Фронтовики вспоминают, что среди толпы семи-восьмилетних подростков в эвакуации всегда выделялись именно ленинградцы: у них были жуткие, уставшие и слишком взрослые глаза. Уже к середине зимы 1941 года на улицах Ленинграда не осталось кошек и собак, даже ворон и крыс практически не было. Животные уяснили, что от голодных людей лучше держаться подальше. Все деревья в городских скверах лишились большей части коры и молодых веток: их собирали, перемалывали и добавляли в муку, лишь бы хоть немного увеличить ее объем. Блокада Ленинграда длилась на тот момент меньше года, но при осенней уборке на улицах города было найдено 13 тысяч трупов. Летом это был водный путь по акватории Ладожского озера, а зимой эту роль исполняла его замерзшая поверхность. Первые баржи с продовольствием прошли по озеру уже 12 сентября. Судоходство продолжалось до тех пор, пока толщина льда сделала невозможным проход судов. Каждый рейс моряков был подвигом, так как немецкие самолеты не останавливали охоту ни на минуту. Выходить в рейсы приходилось ежедневно, при любых погодных условиях. Как мы уже и говорили, по льду груз впервые был отправлен 22 ноября. Это был конный обоз. Спустя всего пару дней, когда толщина льда стала более-менее достаточной, в путь двинулись и грузовики. На каждую машину клали не более двух-трех мешков с продовольствием, так как лед все равно был слишком ненадежным и автомобили постоянно тонули. Смертельно опасные рейсы продолжались до самой весны.
Прорвана блокада Ленинграда 18 января 1943 Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г. Общий замысел операции сводился к тому, чтобы встречными ударами двух фронтов — Ленинградского с запада и Волховского с востока — разгромить группировку немецко-фашистских войск, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Командование фронтами было поручено генерал-лейтенанту Л. Говорову и генералу армии К. Координировали взаимодействие представители Ставки — генерал армии Г. Жуков и маршал К.
Заслуга в создании столь стойкой обороны принадлежит командующему Балтийским флотом Владимиру Трибуцу, члену военного совета Ленинградского фронта Андрею Жданову, командующему войсками Ленинградского фронта Клименту Ворошилову и сменившему его 14 сентября Георгию Жукову. Лееб доложил в Ставку, что без подкрепления взять Ленинград он не сможет. Но в ответ получил приказ фюрера немедленно перебросить часть войск к Москве. А без своей главной силы Лееб был вынужден перейти к позиционным боям и к концу сентября 1941 года фронт на подступах к Ленинграду надолго стабилизировался. Ключ к блокадному кольцу никак не могли подобрать Немецкие солдаты на захваченных позициях под Ленинградом Им стали захваченные немцами Синявинские высоты на востоке области, где войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяло всего 10-12 километров. Обладание этой местностью позволяло врагу мешать поставкам продовольствия и боеприпасов в Ленинград по Ладожскому озеру. Немцы прекрасно понимали стратегическое значение данного плацдарма, поэтому, как только его заняли, принялись укреплять окрестности, в частности, деревню Синявино. С 10 сентября 1941 года здесь начались жесточайшие бои. В 1941-43 годах советское командование многократно пыталось отбить злополучную гряду. Танки здесь пройти не могли, и основную тяжесть боев вынесла на себе пехота, которая при этом не могла сделать шаг ни влево, ни вправо, чтобы не утонуть в болотах. Даже после того, как в январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, злополучная возвышенность все еще оставалась в руках у противника. Только в сентябре 1943 года войскам Ленинградского фронта с помощью бомбардировочной и штурмовой авиации в результате ожесточенных трехдневных боев удалось захватить более низкую 43-метровую высоту. Более высокая, 50-метровая, была оставлена противником без боя в январе 1944 года, после того как советские войска, учтя печальный опыт предыдущих сражений, начали наступление на других направлениях, угрожая немцам окружением. Финны активно помогали немцам Парад финских войск в захваченном Выборге Недавнее открытие памятной доски Густаву Маннергейму в Петербурге которая, правда, вскоре была демонтирована вызвала в обществе бурную дискуссию о личности финского маршала и его роли в Великой Отечественной войне. Сторонники установления доски утверждали, что финская армия под его руководством лишь отвоевала то, что СССР захватил в ходе Зимней войны 1939-40 годов, после чего, мол, благородно отказалась принимать участие в совместном с вермахтом штурме Ленинграда.