Новости кто написал чучело

Повесть «Чучело» В. Железникова увидела мир в 3-7 номерах журнала «Пионер» за 1981 г. Писатель был членом редколлегии этого издания.

Владимир Железников

История созданияПовесть «Чучело», написанную в период творческого расцвета писателя, в 1970 гг., вполне можно назвать автобиографичной. В книгу вошла известная повесть Владимира Железникова "Чучело", рекомендованная к прочтению в 5—6 классах. Этой важной теме посвящено произведение «Чучело», которое в 1982 году написал Владимир Железников. Чучело Чучело Детская и юношеская книга Пронзительная история о шестикласснице Лене Бессольцевой, наивной и не очень красивой девочке. В начале октября Казанский ТЮЗ представил премьеру –спектакль «Чучело.

Читать книгу: «Чучело»

Премьера фильма «Чучело» режиссера Ролана Быкова состоялась 14 сентября 1984 года. Рыжий подошёл к доске и огромными буквами написал: «Чучело, прости нас!». В начале октября Казанский ТЮЗ представил премьеру –спектакль «Чучело. Появление «Чучела» вызвало очень бурную реакцию и у зрителей, и у критиков: режиссера Ролана Быкова обвиняли в избыточном изображении детской жестокости и нагнетании черных красок, не подозревая о том, что в основе сюжета лежала не вымышленная, а реальная история. Литературной основой сценария фильма "Чучело" послужила повесть писателя Владимира Железникова, опубликованная в издательстве "Детская литература" в 1981 году. Повесть «Чучело» была написана Железниковым в 1981 году на основе истории с племянницей.

Стала известна причина трагической смерти создателя Чучела-Мяучела

Сорок лет фильму «Чучело». Травля стала буллингом, всё остальное актуально История чистой, мужественной и самоотверженной девочки Лены, прозванной одноклассниками «чучелом», заставит вас на многое взглянуть другими глазами.
Литературный навигатор. Владимир Железников "Чучело". Быков написал ему открытое письмо.

Отзывы, вопросы и статьи

  • Ушёл из жизни сценарист фильма "Чучело" Владимир Железников » Независимое интернет-издание "ДНИ24"
  • Краткое содержание повести «Чучело»
  • Скончался автор повести "Чучело" Владимир Железников
  • Чучело. Повести
  • Новости партнеров

Чучело история создания книги

Сегодня «Чучело» и его литературная основа — одноименная повесть 1981 года Владимира Железникова — важны не меньше прежнего, как и их герои, застанные врасплох неудобными жизненными вопросами. Фильм Чучело, Ролан Быков, Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Длиннопост. В 1986 году «Чучело» был удостоен Госпремии СССР, а также главного приза на Международном кинофестивале в Лионе (Франция). Быков написал ему открытое письмо. Повесть "Чучело" была написана Железниковым в далёком 1975 году.

Литературный навигатор. Владимир Железников "Чучело".

Но через три года, в 1986, был отмечен национальной государственной премией. Потом был приобретен для проката в Европе и Америке. Смотреть этот фильм, предупредила ведущая, будет непросто. Но тот, кто досмотрит его до конца, выйдет из зала другим человеком. Наверное, первые полчаса просмотра зрителям пришлось нелегко. Приходилось ломать себя. Но ко второй серии они уже полностью погрузились в мир фильма, в атмосферу старинного российского городка и драматическую историю, произошедшую с его обитателями. И начали бурно реагировать на кульминационные точки разворачивающихся перед ними на огромном полотне экрана событий. Они аплодировали, когда героиня дала пощечину подлецу.

Когда она отчаянно танцевала перед присмиревшими одноклассниками. Когда один из них в финале закричал: «И не смейте называть ее чучелом!

В классе происходит конфликт с учителем из-за того, что сорвалась поездка в Москву, именно так появились презрение и обида со стороны подростков. Но учительница создала негативную атмосферу и уехала, решая личные проблемы и забывая о служебном долге.

Мысли о свадьбе мешают ей понять Лену, которая приходила за помощью, но ничего не получила. Тема семьи преподнесена очень интересно. В отношениях Лены с дедушкой временами присутствует атмосфера конфликтности, из-за непонимания и незнания со стороны дедушки обстоятельств Лены. Он думает лишь о картинах и давно умерших людях и не замечает того, что происходит вокруг.

В финале он расстается с ними из-за раскаяния: в попытках удержать прошлое он забыл о настоящем. У Лены, кроме всего прочего, происходит внутренний конфликт с самой собой — она винит и не может простить себя, за то, что невольно, из простоты поддерживала насмешки класса над её дедушкой. Также за то, что сама стыдилась перед одноклассниками его странного вида. Тема искусства.

Дедушка собирает и хранит картины, специально для них топит весь дом, изводит дрова и деньги. Класс Лены выказывает Николаю Николаевичу пренебрежение и бросает насмешки, из-за того, что тот плохо одет и занимается непонятными детям вещами. Однако герой стойко терпит лишения, чтобы собрать и сохранить творческое наследие предка, которое он подарил городу. Проблемы В повести вырисовывается главной проблемой детская жестокость, способность детей быть беспощадной силой, способной растоптать и уничтожить.

При этом проблемой другой стороны становится стремление выжить в коллективе, не перестать при этом быть добрым и честным, необходимость бороться и отстаивать своё право быть личностью. Также присутствует в произведении проблема взаимоотношений — между Леной и Димой Сомовым, проблема малодушия и храбрости, верности и предательства, благородства и низости. Девочка быстро привязывается и ошибается в своих чувствах, а мальчик теряет ее из-за трусости. У Димы проявляется его личная проблема благородства — желание быть благородным, при этом ничем не жертвовать и не терпеть никаких неудобств.

Он видит решение проблемы в бегстве от действительности, вместо изменения самого себя. Существует в классе Лены и проблема неправильного понимания верных принципов — радикальность и жестокая непримиримость к оступившемуся, чего неотступно добивается Железная Кнопка, искренне считающая себя борцом за правду. Проблема непонимания между близкими присутствует в отношениях дедушки и внучки, на первых порах их общения. Поглощённый поиском и устроением в доме картин, дедушка не сразу замечает и понимает происходящее с Леной, из-за чего ему приходится приложить немало усилий, чтобы вызвать её на откровенность.

Смысл Основная идея, выраженная в повести «Чучело» — необходимость остаться человеком в любых условиях и обстоятельствах, и никогда не разменивать свои лучшие качества. Также автор побуждает читателя к старанию разглядеть и понять в коллективе того, кто выглядит «чучелом», вместо того, чтобы торопиться бросать в него камни. Другая главная мысль повести «Чучело» — об ответственности взрослых за детскую жестокость. Никто из взрослых не вмешался в конфликт, не защитил девочку, а учительница Маргарита Ивановна даже не заметила происходящего с детьми.

В старинном городе с богатой историей, где стоит необыкновенный, знаменитый дом Бессольцевых, и где ходит по улицам бывший солдат, собирающий своё духовное наследие — прекрасные картины, здесь же, бок о бок, подрастает поколение наглых, циничных, бессердечных детей, не замечающих и не ценящих ничего святого и истинного. Почему это происходит, и кто в этом виноват? Этот серьёзный вопрос ставит перед читателями В. Железников, и об этом призывает нас серьёзно задуматься повесть «Чучело».

Чему учит? Повесть «Чучело» учит добру, состраданию, любви и жертвенности — как жертвует собой Лена ради своего друга Димы. Учит отстаивать себя и не колебаться между добром и злом, чтобы иметь право на уважение окружающих и самого себя. Учит нас ценить людей, непохожих на других.

Призывает учиться у них честности и милосердию, и спешить это делать, пока эти люди находятся рядом с нами. Предостерегает от неверных выводов и несправедливого отношения к тем, кого большинство не понимает, чтобы не пришлось впоследствии горько раскаиваться. Такова мораль повести «Чучело». Также повесть напоминает взрослым, что нужно стоять на страже детского счастья, быть чуткими и внимательными, чтобы вовремя помочь маленькому человеку одолеть проблему.

Первое, чему они научились, перестав быть детьми, - это ненависть. Почему так получается, кто виноват и виноват ли кто-то? А может быть, это естественный этап взросления и результат гормональных бурь?

Но Бессольцева прощает своих обидчиков и своего палача. Характерна ее фраза, произнесенная в тот момент, когда выяснилась правда и все, кроме Лены, проголосовали за то, чтобы объявить бойкот Сомову. Кто за бойкот? Неужели простила? В заключительных эпизодах класс будоражит новость: Чучело уезжает, а ее дед только что передал свою галерею в дар городу. Реакция школьника: «Вот дурааааак».

Быков снимал фильм не об отдельном классе, а обо всем советском обществе Сам Николай Николаевич перед отъездом приходит в школу. И здесь разворачивается одна из самых сильных сцен фильма, я бы даже сказал, одна из самых драматичных сцен в карьере Никулина. Этот эпизод подтверждает мою теорию о том, что Быков снимал фильм не об отдельном классе, а обо всем советском обществе. В нем есть циники, идущие к своей цели по головам, есть люди, помешанные на деньгах, есть женщины, использующие мужчин, есть мужчины, которые убеждены, что деньги решают все, есть гонители и есть затравленные. В школе — те же самые «герои». Николай Николаевич знал одноклассников внучки только с ее слов, но вот он обходит парту за партой и… каждого узнает и называет по фамилии. Все пороки на лице. Если вы будете пересматривать фильм, обратите внимание на крупный план Никулина, когда он подходит к Сомову. Перед нами взгляд, которым Христос мог бы смотреть на Иуду.

Фильм заканчивается тем, что дедушка с внучкой уезжают на пароходе, а на классной доске появляется надпись: «Чучело, прости нас! На глазах ребят появляются слезы. Вот такой хэппи-энд. Кинолента «о гонении, распятии и вознесении» Но, подчеркнем еще раз, на момент начала съемок Быков не думал о религиозном подтексте своей картины и вряд ли изначально предполагал находить прототипы своих персонажей в Евангелии. Да и мы бы не стали этого делать, если бы не знали тех невероятных совпадений и промыслительных обстоятельств, которые сопровождали картину на протяжении всего периода съемок. Многие сцены снимали в Твери. Из местных достопримечательностей чаще всего в кадрах мелькают здание Речного вокзала и расположенный на другом берегу Отроч монастырь. Тот самый, где был убит митрополит Филипп Колычев. Святителя, которого Церковь причислила к лику святых, преследовали за его несогласие признать опричнину и благословить Ивана Грозного.

Вот что рассказывает о травле святителя Филиппа официальное житие: «8 ноября, в праздник архангела Михаила , святитель в последний раз служил в Успенском соборе; и он так же, как и в день обличения царя Иоанна Грозного, стоял на кафедре. Вдруг отворились церковные двери, вошел боярин Басманов в сопровождении толпы опричников и велел прочесть бумагу, в которой изумленному народу объявляли, что митрополит лишается сана. Тотчас же опричники сорвали со святителя облачение и, одев в оборванную монашескую рясу, вывели его вон из храма, посадили на дровни и с ругательствами повезли в один из московских монастырей. Говорили, что царь хотел было сжечь исповедника Христова на костре, и только по просьбе духовенства определили ему пожизненное заточение. В то же время он казнил многих родственников Филиппа. Голову одного из них, особенно любимого Филиппом племянника, Ивана Борисовича Колычева, Грозный послал святителю. Народ с утра до вечера толпился вокруг обители, желая увидеть хоть тень славного святителя, и рассказывал о нем чудеса. Тогда Иоанн велел перевести его в Тверской Отроч монастырь». Все это происходило в XVI веке, а в XX веке напротив именно этого монастыря снимались сцены травли Леночки Бессольцевой — одной из мучениц советского кино.

Возможно, это обычное совпадение, и я подозреваю, что в данном случае никакого значения сами киношники «натуре» не придавали, даже не задумывались о ее знаковости. Но после Твери киногруппа поехала в древний город Старица и там, на территории заброшенного Вознесенского храма, сняла главную сцену фильма — сожжение чучела героини, ее «казнь». Знаменита обитель тем, что на ее территории была захоронена матушка Пелагия — по одним данным, сестра, а по другим — мать первого Московского патриарха Иова, канонизированного Русской Православной Церковью в 1989 году. Саму Пелагею тоже всегда чтили в этих местах, по ней регулярно служили панихиды. После упразднения монастыря его главный храм стал приходским. В Советской России, как и тысячи других святынь, он был разграблен и разрушен. Когда сюда приехала съемочная группа, о церкви напоминали лишь стены на их фоне и снимали знаменитую сцену. Место захоронения Пелагии к тому времени окончательно затерялось, да и вряд ли киношникам о нем было известно. Ролан Быков и Кристина Орбакайте на съемках фильма «Чучело»; В 2014 году я побывал на руинах этого храма и узнал поразительный факт, который окончательно утвердил меня в мыслях, что «Чучело» — особенная картина.

На тот момент, когда я здесь оказался, место уже сделалось абсолютно глухим и малопроходимым, все заросло высокой травой и деревьями. О том, что сюда редко ступает нога человека, говорили и ржавые качели, распложенные чуть в стороне от церкви. Помню, в тот день я долго бродил здесь и вспоминал истории актеров о том, как трудно снималась сцена сожжения чучела. Пришлось сделать с десяток дублей. Да и вообще, нервов на съемках фильма у членов съемочной группы было истрачено немало.

Чучело история создания книги

Если в основе воспитания не сострадание и любовь, а страх и алчность, дети в худших качествах обязательно превзойдут родителей. Новый школьный класс, компания во дворе или группа в спортивной секции примет внутри себя жёсткую иерархию с жёсткими законами. И если в озлобленной команде появляется чистая и наполненная светом личность, представители большинства ей этого простить не могут. Давайте вспомним, в какой класс попала Лена Бессольцева, когда приехала жить к дедушке. Когда поездка в Москву не состоялась, Миронова спинным мозгом чувствует страх Сомова и пытается опрокинуть его лидерство. Но это позже, а вот другие яркие и в то же время типичные характеры коллектива. Лахматый — физически очень развитый, высокий и красивый юноша.

Именно силы мышц даёт ему внимание и уважение в классе. Драться с ним бесполезно. И во взрослой-то жизни против мускулатуры попрёшь не всегда, а в детстве и подавно. При этом Лахматый в коллективе — не лидер. Валька — подлый низкоранговый тип. Он меркантилен, жаден, завистлив.

Дитя своей среды в самом гнилом её проявлении. Ловит бездомных собак и сдаёт на живодёрню. Бьёт маленьких детей. Шмакова — самодовольная красивая девочка. Любит красиво одеваться, танцевать. Влюблена в Сомова как в лидера, но, обидевшись на него, легко подминает под себя неловкого простака Попова.

Буквально делает его своим рабом. Рыжий — в чистом виде шут. Чтобы обратить на себя внимание, кривляется, смеётся. В разговоре с дедушкой Лена Бессольцева отмечает этои жалеет Рыжего. Она подозревает, что Рыжий смеётся сквозь слёзы. Потому что иначе он себя проявить не знает как.

Действие происходит в провинциальном городке в нескольких часах езды от Москвы. На дворе годы застоя. В магазинах города, судя по всему, ничего нет. Дети рады возможности съездить в Москву, чтобы купить одежды и других мелочей. Словом, обычный школьный класс. Толчки, подножки, насмешки, обидные прозвища.

В такой вот класс попадает Лена Бессольцева. Думаю, что в фильме Ролана Быкова её сыграла немножко не та актриса. Всё-таки Кристина Орбакайте была довольно подтянутой и красивой. Лена же, по повести Железникова, — нескладный подросток, худая, рот до ушей. Она действительно была искренне рада видеть новых одноклассников. Она по природе своей — добрейшей души человек, скромная, отзывчивая.

С одной стороны, ей не место в том диком мещанском лягушатнике, а с другой — она как раз и должна была своей чистотой разбавить и по возможности оздоровить эту гниль. Как только она увидела Димку и прониклась к нему симпатией с первого взгляда, она не стала кокетничать, без ужимок и без заигрываний села к нему. Чуть позже сама предложила ему дружить. Разумеется, тем Лена сразу вызвала ненависть Шмаковой. Первая красавица в классе не могла допустить, чтобы мальчик-лидер достался не ей, а какому-то Чучелу. Всех остальных она тоже смешит и раздражает.

Чёрствые люди не могут спокойно выносить присутствие спокойной и любвеобильной личности. У них начинает свербить в солнечном сплетении, когда она рядом. А особенно их накрывает смертная тоска тогда, когда такой человек побудет рядом какое-то время и исчезает. Причина в том, что чёрствость — это не здоровое состояние души. Грязь хочет непрерывно плодить грязь. Зараза хочет плодить заразу.

Тот, к кому эта грязь не пристаёт — сильнейший раздражитель, прямо кость в горле для больных.

Также можно отметить тот факт, что Ролан Быков в фильме снял почти всю свою семью: жена Елена Санаева играла роль учительницы, старший пасынок Олег - старшего брата Вальки, а младший Павел - Васильева. Он даже хотел снять тестя Всеволода Санаева в роли Николая Николаевича, но тот заболел.

Роль дедушки Лены Бессольцевой в итоге исполнил Юрий Никулин. Это была его последняя роль в полнометражном кино. После премьеры ребята, участвовавшие в съемках, проснулись знаменитыми.

К сожалению, почти для всех из них эта картина стала единственной в жизни. То, что фильм действительно оказался удачным, подтверждает любовь к нему зрителей. Фильм до сих пор пользуется популярностью.

Резонанс в обществе 36 лет назад премьера этого фильма состоялась только после вмешательства Андропова — чиновники не хотели его выпускать на экраны из-за того, что советские дети были показаны слишком жестокими. Появление «Чучела» вызвало очень бурную реакцию и у зрителей, и у критиков: режиссера Ролана Быкова обвиняли в избыточном изображении детской жестокости и нагнетании черных красок, не подозревая о том, что в основе сюжета лежала не вымышленная, а реальная история. Еще до того, как фильм появился на экранах, он подвергся острой критике — ведь он получился еще жестче, чем сценарий.

Быкова обвиняли в сгущении красок. Но после того, как «Чучело» вышло в прокат, разразился настоящий скандал: возмущенные учителя писали режиссеру письма с требованием приехать к ним в школу и посмотреть, какие на самом деле советские школьники, — мол, такой жестокости среди детей нет. В газетах публиковали разгромные рецензии.

Зрители благодарили режиссера после показа: «У нас такие же проблемы! Съемки Left Right Съемки начались 1 октября 1983 года.

Все мы немного чучело Автор: Ирина Кравченко Есть книги и фильмы, прочитав или посмотрев которые чувствуешь: время, которое только что было нынешним, кончилось. Такую роль сыграло в жизни многих детей, взрослевших в 80-е, «Чучело» Лет тридцать пять назад, в эпоху то ли позднего застоя, то ли самого-самого раннего расцвета ещё непонятно чего, десяти-двенадцатилетние дети чтобы не говорить, что это были мы с вами жили жизнью ответственной. Школьные и классные собрания, смотры строя и песни, соревнования дружин, сбор макулатуры, тимуровская работа. Детей учили любить родину, маму, труд и природу. Правда, в свободное от «подачи примера» время пионеры ленились, грубили взрослым, прогуливали уроки, объявляли бойкоты тем, кто «выпендривался», и мечтали о заграничной жвачке.

То есть были обычными детьми со своими закидонами и страхами, усиленными состоянием предпубертата. О том, как жить в этой турбулентности, взрослые молчали не хуже партизан. А как, например, жить пятикласснику, на которого ровесники смотрят как на пустое место или подходящий объект для их малолетних разборок, — об этом заикаться было ни-ни. Но пионерам выписывали журналы, главным из которых был какой? Конечно, «Пионер». И там в 81-м году, с третьего по седьмой номер, напечатали повесть Владимира Железникова «Всего-то несколько дней». Размытое какое-то было название, почти монохромные иллюстрации… Но тот, кто не поленился и начал читать, оказался вознаграждённым на всю оставшуюся жизнь, без преувеличения.

Потому что речь в повести шла о девочке, которая взяла на себя чужую вину и за то оказалась преследуема одноклассниками. Впервые на пространстве советской жизни в произведении для подростков говорилось о том, что дети, как и все люди, могут быть жестоки. Что большинство не всегда право и один способен противостоять толпе. Это были мысли по-прежнему крамольные для общества, привыкшего отвергать индивидуализм, а к гуманизму непременно присовокуплять слово «абстрактный». Вот почему изначальное, данное автором своему детищу название «Чучело» было заменено нейтральным: чтобы не слишком «раздразнить гусей». Они и так уже зашипели, когда Железников, вовсе не начинающий автор — в его багаже было немало опубликованных рассказов и сценариев к нескольким фильмам, — в конце 70-х сочинил вроде бы очередной из них, то самое «Чучело». Но сценарий был слишком необычным и, дойдя до Госкино, ужаснул заместителя его председателя настолько, что тот заверил всех и вся: «Эти фашиствующие дети никогда не будут на нашем экране».

Казалось бы, Владимир Карпович мог угомониться и подумать лучше о своей дальнейшей карьере, которой он едва не нанёс урон, но бывший курсант артиллерийского училища, которое он окончил ещё до Литинститута, что называется, развернул орудия. И переделал свой сценарий в повесть. Никто её брать не захотел, а в «Пионере», где Железников был членом редколлегии, положили в стол, но «тамиздат», а именно «Континент», с радостью предложил напечатать. Железников, по его собственному признанию, советской власти не любивший, упёрся и «Чучело», «сам не знаю почему», за кордон не отдал. А там грянула школьная реформа, пошли разговоры о том, как и чему учить детей, и «пионеровцы» быстренько явили повесть миру. В редакцию повалили письма от читателей. Спустя несколько месяцев после первой публикации сочинение Железникова вышло в виде книги и с первоначальным заголовком.

А совсем скоро началась новая жизнь «Чучела», потому что Ролан Быков приступил к съёмкам одноимённого фильма. В дом Быковых-Санаевых повесть попала от их соседа — режиссёра Саввы Кулиша, которому писатель приходился родственником. Выходит и протягивает мне книжку: «Прочти». Ролан в то время как раз думал над тем, где ему взять новый материал, и я сказала: «Рол, по-моему, это то, что ты ищешь». Просыпаюсь на следующий день рано-рано, а в комнате свет горит — Ролан читал всю ночь. Он захлопнул книгу и как запустит её под потолок! Я: «Что, будешь снимать?

Быков, уже подхваченный внутренней волной, позвонил Железникову и решительным тоном сказал, что хочет приехать. Войдя к нему и даже не сняв пальто, объявил, что намерен делать фильм «Чучело». Сценарий читать отказался — чтобы не портить первого впечатления. Ничто не должно было снизить высоту той волны. Он, видимо, был настроен осуществить замысел во что бы то ни стало. Чтобы высказаться сразу за всех тех, кому было что поведать по поводу своего и чужого изгойства. Ведь и Железников положил в основу повести историю, случившуюся с его племянницей.

Школьники прогуляли урок, а Лена, привыкшая говорить только правду, честно призналась учительнице, что одноклассники сбежали в кино. Те начали девочку травить, директор даже предложил её маме перевести дочь в другой класс, но Лена удивилась, почему она должна куда-то уходить, если права, и отказалась. Проявила стойкость оловянного солдатика, и это качество перешло в повесть. Елена Санаева вспоминает, что и Быков всегда был вынужден чему-то противостоять: «Обстоятельства жизни пытались сделать из него «чучело», но он сопротивлялся». Впрочем, если честно покопаться в нашем прошлом, очень и очень многие успели побывать в этой роли. Здесь справедливо заметят, что жестокость — явление повсеместное, общечеловеческое и немало книг в мировой литературе и фильмов в мировом кинематографе посвящено насилию и его преодолению. Всё так: бьют везде, хотя с разной частотой и силой.

Хотя страдают и праведник, и плохиш, тем более что в простом смертном много всего намешано и может вылезать то одно, то другое. Вот Железников и Быков взяли и рассказали про невидимые миру слёзы, слёзы сильных и слёзы слабых.

На вопрос о том, почему она не продолжила кинокарьеру, Филиппова отвечает: «…Я подумала: для всех я все равно останусь «Кнопкой», так зачем идти в актрисы, если придется играть зайчиков на детских утренниках? Зато благодаря этой кинороли она встретила своего будущего мужа: юных актеров зрители тогда засыпали письмами, и одно из них режиссер передал Кнопке. На тот момент ей было 14, а ее поклоннику — 20.

Они начали переписываться, а спустя 4 года поженились. Ксения Филиппова в роли Железной Кнопки Фото: kino-teatr. После этого он снялся еще в трех фильмах, но во ВГИК поступил не на актера, а на сценариста. И сделал успешную карьеру как писатель, сценарист и режиссер: его нашумевшая повесть «Похороните меня за плинтусом» стала бестселлером. Быкова обвиняли в сгущении красок.

Но после того, как «Чучело» вышло в прокат, разразился настоящий скандал: возмущенные учителя писали режиссеру письма с требованием приехать к ним в школу и посмотреть, какие на самом деле советские школьники, — мол, такой жестокости среди детей нет. В газетах публиковали разгромные рецензии. Зрители благодарили режиссера после показа: «У нас такие же проблемы! На съемках фильма Фото: kino-teatr.

Краткое содержание повести «Чучело»

Чучело: слушать онлайн, аудиокнига (Владимир Железников) так ее прозвали одноклассники.
Как железников написал чучело Премьера фильма «Чучело» режиссера Ролана Быкова состоялась 14 сентября 1984 года.
Ушел из жизни автор, написавший «Чучело» В качестве кинодраматурга Железников дебютировал, написав сценарий фильма «Серебряные трубы».
«Чучело» Ролана Быкова: интересные факты о выдающемся советском фильме Книга «Чучело» была написана в 1983 и издана в 2012 году.

Как железников написал чучело

«Чучело» — повесть Владимира Железникова (1981 г.), написанная на основе случая с племянницей автора. В 2000 году Владимир Железников написал книгу «Чучело 2. Игра мотыльков». 40 лет назад, 14 сентября 1983 года, в прокат вышел фильм «Чучело» Ролана Быкова — одна из главных советских молодежных драм. Известный факт – сценарий «Чучела» написан по повести Владимира Железнякова. История чистой, мужественной и самоотверженной девочки Лены, прозванной одноклассниками «чучелом», заставит вас на многое взглянуть другими глазами.

Разместите свой сайт в Timeweb

  • Характеристики
  • Все мы немного чучело — публикации и статьи журнала STORY
  • Эдуард Веркин
  • В Пензе показали «Чучело»
  • Отзывы, вопросы и статьи

Также рекомендуем

  • Все мы немного чучело
  • Чучело. Владимир Железников
  • Чучело писателя: Эдуард Веркин придумал русскую провинцию с английским акцентом | Статьи | Известия
  • Актерский состав
  • Глава вторая
  • Как железников написал чучело

Сорок лет фильму «Чучело». Травля стала буллингом, всё остальное актуально

Буквально через несколько дней после начала съёмок внезапно выпал снег, и в результате перед каждой съёмкой вызывались пожарные машины, которые с помощью шлангов растапливали изморозь. Дополнительно пришлось изготовить множество бутафорских листьев, чтобы в кадре действительно стояла осень. По воспоминаниям членов съёмочной группы, Кристина вела себя отнюдь не как дочь знаменитой певицы. И хотя она не рыдала над судьбой Лены Бессольцевой по ночам в подушку, она никогда не спорила с Быковым и делала всё именно так, как он просил. Взбунтовалась Кристина лишь однажды: когда Лена по сюжету отстригает свои косы. Сначала она согласилась отрезать свои настоящие волосы, но потом в последний момент поменяла своё решение. Основным аргументом было: «Мама не разрешила! Согласно первой, Пугачёва действительно не позволила стричь свою дочь наголо, так как на тот момент она готовила Кристину для выхода в свет на « Голубом огоньке », приуроченном к 8 марта 1983 года , они вдвоём спели песню «А знаешь, всё ещё будет». По другой же версии, Алла Борисовна ничего об этом не знала, и Кристина использовала данный аргумент, понимая, что её маму никто не осмелится ослушаться.

Как бы то ни было, Быкова это поставило в тяжёлое положение, потому что, когда он обратился на «Мосфильм» с вопросом, могут ли там сделать парик, имитирующий стрижку наголо, ему сначала ответили отказом, потому что в советском кинематографе подобных париков на детей тогда вообще не делали. В результате Быков и Кристина пришли к компромиссу, по которому девочка согласилась коротко остричь свои волосы это для сцены, где Лена отстригает косы , а затем на неё надевали специальный парик, который на Кристину перед каждым съёмочным днём натягивали в течение трёх часов. Поэтому никакая информация о съёмках не должна была попасть в газетные издания. Тем не менее, в декабре 1982 года в одном из выпусков «Кинопанорамы» появилось интервью Быкова прямо со съемочной площадки фильма. Однажды прямо во время съёмки к Быкову пробрался корреспондент журнала «Экран». Стоявший рядом оператор Анатолий Мукасей приготовился к тому, что может начаться самая настоящая драка. Но этого не случилось, потому что корреспондент вместо привычных вопросов даже без простого приветствия сказал: «У нас в классе была точно такая же девочка. Её все колотили за то, что она не боялась говорить правду».

Сцены в помещениях снимались в декорациях на Мосфильме. Тверской речной вокзал сыграл в фильме сразу несколько ролей: парикмахерская, где работает мама Марины вид снаружи , сцена вначале и в конце арка со ступеньками, по которой вначале ребята гонят Лену, а в финале Лена вместе с дедушкой спускается по ней к причалу и галерея, в которой Лена первый раз появляется перед зрителем, а потом по ней её преследуют ребята. Внешний вид дома Бессольцевых снимали в Старице Тверская область , точно так же, как и развалины старой церкви в парке, в сенях которой сжигали чучело.

Гены Бессольцевой просто обязывали ее спасать другого. Да и спасла она не столько Сомова, сколько весь класс, ведь, выискивая предателя, они бы рано или поздно поубивали друг друга. Бессольцевой объявляют бойкот, ее травят и несколько раз жестоко избивают. Она же по-прежнему держит язык за зубами. Сомов тоже молчит — и это прототип Иуды, он предает Бессольцеву трусостью и боязнью потерять авторитет в обществе.

Все заканчивается «распятием Чучела». Платье героини сжигают на костре, предварительно «надев» его на скрепленные в форме креста ветки. При этом весь класс с ожесточенным восторгом скандирует: «Чучело — предатель, чучело — предатель! Чучело поджигает Сомов, то есть тот, которого спасла Лена. Но Бессольцева прощает своих обидчиков и своего палача. Характерна ее фраза, произнесенная в тот момент, когда выяснилась правда и все, кроме Лены, проголосовали за то, чтобы объявить бойкот Сомову. Кто за бойкот? Неужели простила?

В заключительных эпизодах класс будоражит новость: Чучело уезжает, а ее дед только что передал свою галерею в дар городу. Реакция школьника: «Вот дурааааак». Быков снимал фильм не об отдельном классе, а обо всем советском обществе Сам Николай Николаевич перед отъездом приходит в школу. И здесь разворачивается одна из самых сильных сцен фильма, я бы даже сказал, одна из самых драматичных сцен в карьере Никулина. Этот эпизод подтверждает мою теорию о том, что Быков снимал фильм не об отдельном классе, а обо всем советском обществе. В нем есть циники, идущие к своей цели по головам, есть люди, помешанные на деньгах, есть женщины, использующие мужчин, есть мужчины, которые убеждены, что деньги решают все, есть гонители и есть затравленные. В школе — те же самые «герои». Николай Николаевич знал одноклассников внучки только с ее слов, но вот он обходит парту за партой и… каждого узнает и называет по фамилии.

Все пороки на лице. Если вы будете пересматривать фильм, обратите внимание на крупный план Никулина, когда он подходит к Сомову. Перед нами взгляд, которым Христос мог бы смотреть на Иуду. Фильм заканчивается тем, что дедушка с внучкой уезжают на пароходе, а на классной доске появляется надпись: «Чучело, прости нас! На глазах ребят появляются слезы. Вот такой хэппи-энд. Кинолента «о гонении, распятии и вознесении» Но, подчеркнем еще раз, на момент начала съемок Быков не думал о религиозном подтексте своей картины и вряд ли изначально предполагал находить прототипы своих персонажей в Евангелии. Да и мы бы не стали этого делать, если бы не знали тех невероятных совпадений и промыслительных обстоятельств, которые сопровождали картину на протяжении всего периода съемок.

Многие сцены снимали в Твери. Из местных достопримечательностей чаще всего в кадрах мелькают здание Речного вокзала и расположенный на другом берегу Отроч монастырь. Тот самый, где был убит митрополит Филипп Колычев. Святителя, которого Церковь причислила к лику святых, преследовали за его несогласие признать опричнину и благословить Ивана Грозного. Вот что рассказывает о травле святителя Филиппа официальное житие: «8 ноября, в праздник архангела Михаила , святитель в последний раз служил в Успенском соборе; и он так же, как и в день обличения царя Иоанна Грозного, стоял на кафедре. Вдруг отворились церковные двери, вошел боярин Басманов в сопровождении толпы опричников и велел прочесть бумагу, в которой изумленному народу объявляли, что митрополит лишается сана. Тотчас же опричники сорвали со святителя облачение и, одев в оборванную монашескую рясу, вывели его вон из храма, посадили на дровни и с ругательствами повезли в один из московских монастырей. Говорили, что царь хотел было сжечь исповедника Христова на костре, и только по просьбе духовенства определили ему пожизненное заточение.

В то же время он казнил многих родственников Филиппа. Голову одного из них, особенно любимого Филиппом племянника, Ивана Борисовича Колычева, Грозный послал святителю. Народ с утра до вечера толпился вокруг обители, желая увидеть хоть тень славного святителя, и рассказывал о нем чудеса. Тогда Иоанн велел перевести его в Тверской Отроч монастырь». Все это происходило в XVI веке, а в XX веке напротив именно этого монастыря снимались сцены травли Леночки Бессольцевой — одной из мучениц советского кино. Возможно, это обычное совпадение, и я подозреваю, что в данном случае никакого значения сами киношники «натуре» не придавали, даже не задумывались о ее знаковости. Но после Твери киногруппа поехала в древний город Старица и там, на территории заброшенного Вознесенского храма, сняла главную сцену фильма — сожжение чучела героини, ее «казнь». Знаменита обитель тем, что на ее территории была захоронена матушка Пелагия — по одним данным, сестра, а по другим — мать первого Московского патриарха Иова, канонизированного Русской Православной Церковью в 1989 году.

Саму Пелагею тоже всегда чтили в этих местах, по ней регулярно служили панихиды. После упразднения монастыря его главный храм стал приходским.

Он просто написал на доске: «Чучело, прости нас! Николай Николаевич собирает коллекцию картин своего прадеда, на это тратит практически всю пенсию.

Небогато живущего дедушку Лены дети называют Заплаточником. Однажды Леночка прибегает заплаканная домой и начинает собирать вещи, чтобы уехать. Дед пытается отговорить внучку, но тщетно. Он узнает причину отъезда внучки после того, как слышит, что одноклассники обзывают девочку Чучелом.

В классе существует группировка, её возглавляет Миронова Железная Кнопка. Девочка принц А еще Васильев обвинил Ленку в трусости. Девочка принципиальна, с железной волей, наказывает всех, чье мнение не совпадает с её. Ещё в классе есть: Рыжий - боится группировки, поэтому смеется над самим собой вместе с классом; Валя - стремится всеми путями заработать деньги, для него это самое главное; Шмакова - модная и красивая, считается только со своими интересами, любит заводить "рабов"; Васильев - мальчик хороший, но тоже подчиняется Мироновой.

Попов - здоровяк, "раб" Шмаковой; Дима Сомов - из состоятельной семьи, привык, что его уважают и ценят. Дима держался в классе независимо, не подчинялся Мироновой, рядом с ним села Лена, мальчик ей понравился. Маргарита Ивановна, классный руководитель, занята приготовлениями к своей свадьбе, поэтому происходящего в классе не замечала. Классная сообщает, что класс поедет в Москву на экскурсию.

Димка предлагает деньги на экскурсию заработать самим, ребята подметают улицы, собирают яблоки и даже работают на фабрике игрушек. Лене разрешают присоединиться ко всем, она теснее сдруживается с Димкой. Заработанные деньги складывают в копилку. Димка отнимает собаку у Вальки, тот хочет отвести животное на живодерню, но за Вальку вступается старший брат, занимающийся тем же.

Ленка видит, как Димка перепугался от страха, такой смелый и правильный. Вместо урока литературы, которым заменили урок физики, класс отправляется в кино. Сообщение о замене урока было написано на доске, однако оно было стерто - класс считает, если нет сообщения, значит они свободны. Все идут в кино, в классе остается Шмакова со своим "рабом".

Лена падает и ранит колено, возвращается в медпункт. Димка вспоминает о забытой в классе копилке и тоже возвращается. В классе Маргарита Ивановна допытывается у Димки где все, называя его трусом, тот не выдерживает и говорит правду, признания слышат Попов и Шмакова, спрятавшиеся под партой, и Лена, проходящая мимо. Наутро детей в предвкушении поездки встречает Маргарита Ивановна и объявляет, что за срыв урока их класс в Москву не едет, а она с выговором от директора все же отправляется в столицу.

Дети от такой несправедливости начинают возмущаються. Классный руководитель уходит обиженная, разбив копилку. После раздела денег, начинается выяснение, кто их предал. Димка не признается, Попов и Шмакова молчат.

Видя страх Димки, после намеков Попова, Ленка берет вину на себя, все верят в это, кроме Васильева. Железная Кнопка объявляет девочке бойкот. Маргарита Ивановна слышит это, но игнорирует, мыслями она с женихом в Москве. Начинается травля Ленки.

С криком "Сжечь Чучело", стремясь унизить, гоняют по городу. Дима заступается за Лену, результат - бойкот и ему. Девочка признается, что слышала его разговор с классной и что вину взяла стремясь его защитить. Признаться Димке смелости не хватило, хотя он и пообещал Ленке.

Шмакова с "рабом" молча наблюдали за всем этим, ведя свою игру. Лену она понять не могла, а насчет Димки - интересовало, как тот выкрутится. Дедушка слушает рассказ и вспоминает, как одноклассники пугали внучку, надев медвежью голову. Дедушка сдернул маску, под которой был Димка, Лена решает, что мальчика заставили, и бежит его спасать.

Крики травли он слышал, не не мог даже об этом предположить, его мысли занимала картина "Машка", на ней изображена лысая девочка, тоже из поколения Бессольцевых. Лена через окно видит, что в гостях у Димы целый класс, разговаривают и пьют чай. Она понимает, что признания Димы не будет, в отчаянии девочка разбивает камнем окно. Разочарованная Лена возвращается домой, в грязном платье.

Димка приходит на следующий день к Лене, та развешивает постиранное платье, он называет себя трусом и просит девочку немножко подождать и целует её. Сцену эту видит Валька, хватает платье и убегает к одноклассникам. Димка пытается отнять платье, которое надел Рыжий - все хохочут. Димка говорит, что это он рассказал классной о походе в кино, но звучит это неубедительно, после пугается, что будет новым объектом для травли, переводит признание в шутку.

Ленка попыталась отнять платье, которое перебрасывали ребята друг другу. Платье попадает к Димке, он его бросает Мироновой. Ленка ударила мальчика. Все скопом хватают Ленку и с криком "Сжечь Чучело" тащат в сад.

Лена почувствовала в себе перемены, она перестает бояться, после того как видит, что её платье на длинной палке с надписью "Чучело предатель", по приказу Мироновой поджигает Димка. Девочке кажется, что это горит она сама. Лена встречает Маргариту Ивановну и надеется, что та расскажет классу правду, однако учительница даже не вспомнила о услышанном слове "бойкот". К Лене приходит Васильев и видит собранные чемоданы, обвиняет Лену в трусости, и тогда девочка решается на отчаянный поступок.

Сбривает волосы налысо, надевает прожженное платье и приходит на праздник к Димке, все остолбенели, Дима испугался. Посмотрев в глаза каждому, Лена сказала то, что не решалась сказать раньше, а потом развернувшись ушла. Шмакова говорит Димке, что давно знает правду, в надежде на то, что тот станет её рабом. Попов этого не выдерживает, догоняет Миронову и рассказывает правду.

Дедушка хочет уехать вместе с внучкой и принимает решение подарить картины музею, оставит себе только "Машку". На пристани девочка видит, как Сомова гонит класс, тот трусливо убегает. Лена бросается вслед. Все прибегают в класс, Лена заходит последней, её окружают с дружелюбием и некоторым восторгом и даже Миронова ей улыбнулась.

А в 1988 году по его инициативе была создана киностудия "Глобус", где выходили на свет детские фильмы. За его работу по сценарию в двух фильмах "Чучело" и "Чудак из 5 В" автор удостаивался премии и награждения. Орден "Знак почёта" был ему присвоен.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий