Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал молиться о мире, «прекращении междоусобной войны» и о справедливости. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл за Божественной литургией, совершенной 25 сентября 2022 года в Александро-Невском скиту близ Переделкина, вознес молитву о Святой Руси. Интерфакс: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл одобрил текст молитвы о скорейшем восстановлении мира, которую будут читать за литургией во всех храмах Русской православной церкви.
Патриарх Кирилл произнёс особую молитву о русских воинах и победе Святой Руси
Патриарх Кирилл благословил совершать молитву о восстановлении мира - Православный журнал «Фома» | Патриарх Московский и всея Руси Кирилл одобрил текст молитвы о скорейшем восстановлении мира. |
В Вербное воскресенье Патриарх Кирилл провел литургию в храме Христа Спасителя | «[Вкладывать в молитву просьбу] Господу принести мир на нашу землю, укрепить наше Отечество, примирить братские народы, остановить то, что сегодня приносит скорбь, горе, разрушения и отчаяние в человеческие сердца», – сказал патриарх (цитата по «РИА Новости»). |
Патриарх Кирилл заявил, что молитва участников СВО перед боем особенно сильна | Эта запись была размещена в Новости и выбрана по тегам Патриарх Кирилл. |
Файзуллин на встрече в Орске назвал сумму компенсации за утраченное жильё | Святейший Патриарх Кирилл утвердил годовой план православных выставок на территории столицы и выставочных мероприятий, подготовленных синодальными учреждениями. Актуально / Патриарх (новости). |
Молитва о восстановлении мира. Святейший Патриарх Кирилл | Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал, что молитва для «подлинного выздоровления» является важной для человека после болезни. Об этом сообщает РИА Новости. |
Просьба молитв о скорейшем выздоровлении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
«Россия становится удерживающей от тотального господства зла» / Монастырский вестник | С обращением ко всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с событиями на Украине выступил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. |
Молитва о Святой Руси / | Патриарх Кирилл отвел России особую роль в современной истории, поскольку, по его словам, она не дает окончательно размыть границу между добром и злом. |
Патриарх Кирилл: Наступает момент истины, наша брань — против мироправителей тьмы
Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в традиционной проповеди в Храме Христа Спасителя поведал прихожанам о том, какими молитвами лучше всего защищаться от радиационного заражения. Во всех посланиях патриарх Кирилл рассказал, что 24 апреля в одном из крупнейших монастырей УПЦ Святогорской лавре были проведены обыски. В среду, за богослужением в Саввино-Сторожевском ставропигиальном мужском монастыре, патриарх Кирилл произнёс проповедь о молитве, которую сегоднямы предлагаем нашим читателям. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил тексты молитв от коронавируса COVID-19, возношения начали читаться на литургических службах во всех храмах Русской православной церкви с 22 марта.
Молитва о мире по благословению Патриарха Кирилла
Патриарх Кирилл обратился к главам Церквей и стран из-за гонений на УПЦ | Аргументы и Факты | В ходе литургии Патриарх Кирилл вознёс особую молитву о Святой Руси. |
Патриарх Кирилл призвал молиться о мире и справедливости // Новости НТВ | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. |
Соборная молитва в день рождения Святейшего Патриарха Кирилла - Симбирская митрополия | В пунктах мобилизации и военкоматах духовенство будет подбадривать солдат: Патриарх Кирилл призвал епархии помочь воинам молитвой и иконами. |
Обращение Патриарха Кирилла и Молитва о восстановлении мира | Вот эта молитва присутствует у меня каждый день», — приводит слова патриарха РИА Новости. |
Патриарх Кирилл: Молитва есть лучшее доказательство бытия Божия - Православие.фм | В этой связи патриарх обратился к православным священникам с особым словом. |
Молитва о Святой Руси
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил тексты молитвенных прошений в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, сообщает сайт Московского патриархата. Патриарх Кирилл считает, что в нынешней ситуации России помогают и ее небесные покровители, к которым также необходимо обратить молитвы. Поэтому воскресное посещение храма, воскресная Божественная литургия — это обязанность христианина, если он хочет быть христианином по-настоящему, если он, обращаясь к Богу с молитвой, желает получить ответ на свою молитву. Эта запись была размещена в Новости и выбрана по тегам Патриарх Кирилл.
«Россия становится удерживающей от тотального господства зла»
В Минстрое отметили, что ключевые задачи поездки министра — анализ и оценка ситуации на месте, в том числе для принятия необходимых оперативных решений и формирования плана дальнейших действий. По словам пресс-секретаря главы государства Дмитрия Пескова, президент решил отправить Файзуллина в командировку после телефонного разговора с губернатором Оренбургской области Денисом Паслером, который доложил о борьбе с паводком и его последствиях, а также об оказании помощи пострадавшим жителям. В Оренбургской области в связи с паводком объявлен режим ЧС федерального характера.
Москва, ул. Полковая, дом 3 строение 1, помещение I, этаж 2, комната 21.
Иноплеменным же языком, брани хотящим и на Святую Русь ополчающимся, — запрети и замыслы их ниспровергни. Благодатию Твоею власть предержащих ко всякому благу настави, воинов — в заповедях Твоих утверди, лишенныя крова — в домы введи, голодныя — напитай, недугующая и страждущая — укрепи и исцели, в смятении и печали сущим — надежду благую и утешение подаждь, на брани убиенным — прощение грехов и блаженное упокоение сотвори.
Там, где вакуум, там смерть, там нежизнеспособная среда. Если же мы собственными усилиями или по чьему-то злому внушению создаем пустоту внутри себя, то совершаем опаснейшее греховное действие, потому что эта пустота будет занята, незаметно для нас, такими силами, которые могут с легкостью взять над нами власть. Известно, что многие пороки проистекают от праздности. Собрались люди, поговорить не о чем, интересов особых нет, и, чтобы скрасить времяпровождение, злоупотребляют алкоголем или творят беззаконные дела, которые нередко заканчиваются преступлениями. Делать нечего! У верующего человека не может быть праздности, не может быть пустоты по определению, потому что за каждое праздное слово мы дадим ответ пред Богом см. Для того чтобы избежать этого опасного пагубного состояния, мы должны бодрствовать. И к этому бодрствованию призывает нас Господь. Особенно мы должны бодрствовать во время Великого поста, который и дается нам для того, чтобы мы оценили свое духовное состояние, подумали о том, кто мы, в каком мы состоянии, куда направляем свой путь, что мы делаем и что мы можем сделать. Если мы задаем себе такие вопросы, то они должны приводить к конкретным действиям, к желанию исправить свой жизненный путь. А если человек исправляет свой жизненный путь, то он в первую очередь контролирует самого себя. Тогда никакой праздности быть не может, потому что человек, заботящийся о своем умственном, нравственном, духовном развитии, будет непременно использовать любую возможность для того, чтобы обеспечивать это развитие. Неслучайно святые отцы особо подчеркивают опасность праздности как губительного для человека порока. В Церкви, особенно в дни Святого и Великого поста, мы имеем возможность, проанализировав свое состояние, сделать все, что мы можем сделать, дабы остановить развитие опасных пороков, среди которых на первом месте — праздность. И да поможет нам Господь посвятить дни Святой Четыредесятницы преодолению наших слабостей, пороков и грехов. Проповедь в понедельник первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Зачатьевском монастыре. В молитве святого Ефрема Сирина мы просим Господа оградить нас прежде всего от праздности, ибо праздность — это порок, разрушающий человеческую жизнь. А затем следует мольба к Богу избавить нас от уныния. Наверное, нет людей, которые бы не испытывали этого чувства в своей жизни. Святой Иоанн Лествичник говорит, что уныние есть расслабление души и изнеможение ума. Уныние сопровождается тяжелым состоянием духа: человеку кажется, что многое он не сможет сделать, многого не сможет достичь, многое в своей жизни потерял. И эта негативная самооценка бывает настолько разрушительной, что люди теряют присутствие духа, способность активно трудиться, реалистично оценивать окружающие их события и действительно впадают в тяжелое душевное состояние. Иногда уныние путают с депрессией. Внешние проявления и того, и другого достаточно схожи. Но если депрессия есть результат неблагополучия психического, то есть следствие болезни, то уныние таковым не является. Понятие «уныние» вообще можно определить и описать только в системе религиозных координат. Если человек теряет веру в Бога, если он начинает во многом сомневаться, если утрачивает некие жизненные координаты, связанные с его религиозным выбором, то, как следствие, наступает уныние, тяжелейшее душевное состояние. Уныние невозможно лечить медикаментозно, из уныния невозможно выйти через внушение извне. Это состояние, которое может преодолеть только сам человек, опираясь на силу Божию. А как же возможно совершить такой подвиг? Есть два непременных условия: человек должен верить в Бога и верить в то, что все происходящее с ним является в конечном счете действием Божественного промысла — либо попущением Божиим, если происходящее скорбно и печально, либо проявлением Божественной милости, если происходит что-то радостное и доброе. Когда человек приучается предавать себя в руки Божии, уныние исчезает, потому что вместо уныния обретается глубочайшая уверенность в силе и разумности Божественного Промысла. Мне приходилось встречаться с людьми, прошедшими тяжелейший жизненный путь, в том числе с теми, кто прошел через заключение, ссылки, лагеря только потому, что верил в Бога. И вот что удивительно: у этих людей никогда не было уныния. Еще во время несения послушания в Смоленске я встретился с одним человеком. Он посетил меня, узнав мою фамилию, и сказал, что с каким-то юношей, носившим ту же фамилию, он плыл из тогдашнего Ленинграда в бухту Нагаева, а затем по Колымской трассе был доставлен до места заключения. И рассказал, что тот юноша никогда не был в плохом настроении — он всегда оставался спокойным, мирным и даже радостным. И когда его спросили, почему он пребывает в таком добром расположении духа, ответ был простой: «Но ведь я ради Христа еду туда, куда меня посылают. А разве может быть плохой жизнь ради Христа? Чем больше в жизни комфорта, чем больше материальных возможностей, тем слабее становится человек. Ему есть, что терять, он боится понизить уровень своего потребления и комфорта и потому становится очень уязвимым. И не только потому, что волнение охватывает при одной только мысли, что жизнь может измениться в худшую сторону, но и просто потому что очень часто такой человек впадает в уныние. А уныние там, где исчезает вера и где на место веры приходит страх. Вот почему в молитве святого Ефрема Сирина просьба к Господу избавить нас от уныния стоит на втором месте — особым образом подчеркивается необходимость избавиться от уныния как душевного состояния, несовместимого с подлинным человеческим благополучием. Каждый из нас в той или иной мере, при тех или иных обстоятельствах подвержен этому чувству. И для каждого из нас, кто хотя бы раз был подвержен этому чувству, звучат сегодня проникновенные слова молитвы святого Ефрема Сирина с просьбой избавить нас от уныния. А избавиться от уныния — значит изменить свой взгляд на жизнь, расстаться со страхами, расстаться с недоумениями, с попытками прозревать будущее, не имея никаких возможностей по-настоящему это сделать. Это означает предаться в руки Божии с полным доверием Господу, без всякого страха, но с великой надеждой на Божие милосердие. Всему этому учит нас молитва святого Ефрема Сирина. И, повторяя эти слова, будем просить Господа, чтобы Он избавил нас, в том числе, и от пагубного уныния и дал возможность обрести радость и мир в душе. Проповедь после великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя. Молитвой святого Ефрема Сирина мы испрашиваем у Господа помощи на путях нашей духовной жизни. Мы просим оградить нас от чувств, мыслей, деяний, которые разрушают внутренний мир человека и препятствуют делу спасения. Менее всего мы обращаем внимание на опасность любоначалия, ведь каждый чувствует свою вину пред Богом в празднословии, унынии, а вот склонность к любоначалию для большинства остается незаметной. Но на самом деле любоначалие — это очень болезненная страсть, и страсть греховная. По-русски любоначалие именуется властолюбием. Когда человек стремится к власти, тогда его обуревает страсть властолюбия. Только у Господа — власть над миром и над каждым человеком, и древние хорошо это понимали. Из Ветхого Завета мы знаем, что в Израиле, который по праву считал себя народом избранным, первоначально не было царей. Израиль поставлял себя под власть Бога; в истории такое управление государством называется теократией, в переводе на русский — властью Бога. Но поскольку кто-то должен был эту власть осуществлять, древние израильтяне учредили особое служение — служение судей. Не будучи царями, судьи исполняли определенные функции, связанные с управлением государством, памятуя, как и весь народ, о том, что подлинным Правителем, подлинным Царем Израиля является Господь. Но в какой-то момент израильтяне сочли, что жившие вокруг народы, имевшие царей, имевшие достаточно организованную государственность, начинают возвышаться над израильтянами, что особенно чувствовалось во время военных действий. В народе израильском возникла мысль о необходимости иметь царя. Последним судьей был пророк Самуил, и народ потребовал от него, чтобы был избран царь и тем самым закончилось правление над Израилем духоносных мужей, которые, не имея царских полномочий, являлись скорее моральными авторитетами и духовными лидерами. Самуил обратился к Господу с молитвой и услышал ответ: «Они не тебя — они Меня отвергли» см. И Бог дал им царя Саула. Власть привлекает людей тем, что через обладание ею можно свою собственную волю исполнять посредством других людей, осуществлять свою волю в жизни других. Это открывает огромные возможности для достижения таких целей, какие были бы совершенно недостижимы, если опираться только на свою волю и на свои силы. Власть дает право и возможность мобилизовать волю и силы многих для достижения тех целей, которые ставит перед собой обладающий властью человек. Вот почему к власти нередко устремлялись и устремляются люди недостойные. Если человек достойный удостаивается власти, он направляет ее на достижение целей, которые служат благу не только и не столько его самого, но всех тех, ради кого он эту власть осуществляет, то есть ради народа. Люди чувствуют и уважают таких правителей, окружают их почтением, считают великими авторитетами.
В Вербное воскресенье Патриарх Кирилл провел литургию в храме Христа Спасителя
Напомним, в Украине проходит военная спецоперация, объявленная Владимиром Путиным в феврале. Главные цели России — демилитаризация Украины и освобождение оккупированных территорий Донбасса. Общество Автор Светлана Багирова «Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт.
На сугубой ектении были возглашены особые прошения об Отечестве нашем и защитниках его. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси. Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении Архиерейского хора Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова под управлением регента Н.
Вот эта молитва присутствует у меня каждый день», — приводит слова патриарха РИА Новости. Патриарх Кирилл 20 ноября отмечает 75-летний юбилей. Ранее он рассказал, что Россию на сегодняшний день можно считать действительно свободной страной и лидером свободного мира.
Обратим же наши взоры и воздыхания к усердной Заступнице рода христианского, дабы по Ее неотступному материнскому ходатайству Человеколюбивый Господь приклонил Свою милость к нашим народам и даровал крепкий и необоримый мир. От единыя купели Крещения, еже при святем князе Владимире, мы, чада Твои, благодать восприяхом, — дух братолюбия и мира в сердцах наших навеки утверди! Иноплеменным же языком, брани хотящим и на Святую Русь ополчающимся, — запрети и замыслы их ниспровергни.
Патриарх Кирилл призвал молиться о мире и справедливости
Но народ наш и руководство наше поняли, что эти ценности противоречат нашим, ведь Святая Русь, слава Богу, хранит христианские ценности, которые и были включены в систему национальных ценностей. Когда же стало ясно, что ничего общего уже нет, все это и привело к военному противостоянию. И мы должны помнить, что и нынешняя наша брань не против крови и плоти, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных см. Говорю об этом смело, с полной уверенностью в том, что Россия — на стороне света. И это можно с легкостью доказать, потому что Россия не стремится стать богаче, не стремится захватить другие страны, не стремится кого-то себе подчинить. Россия просто стремится сохранить свою самобытность, свою веру, свою систему ценностей. А разве не за это сражался святой благоверный князь Александр Невский?
Разве не за это сражались наши великие предшественники на Куликовом поле? Не в первый раз Россия вступила в такое противостояние, и очень важно, что нами не движет ни стремление к власти, тем более мировой власти, ни стремление к легкой добыче.
Жители Оренбургской области смогут провести ремонт жилья с помощью муниципалитета или самостоятельно либо получат компенсацию. Житель принимает решение: сам ли он будет делать или примет решение работать с муниципалитетом», — сказал Файзуллин. Он добавил, что жители, чьё жилье будет признано полностью утраченным, получат компенсацию в размере 68,7 тыс.
Я особо молился сегодня за Блаженнейшего владыку Предстоятеля и, конечно, за весь епископат и за весь верующий народ Украины; и вас также призываю к этим молитвам. Не дай Бог, чтобы нынешняя политическая ситуация в близкой нам братской Украине была направлена на то, чтобы злые силы, которые всегда боролись с единством Руси и Русской Церкви, одержали верх. Не дай Бог, чтобы между Россией и Украиной пролегла страшная черта, обагренная кровью братьев.
Мы должны молиться за восстановление мира, за восстановление добрых братских отношений между нашими народами. Залогом этого братства является наша единая Православная Церковь, которая на Украине представлена Украинской Православной Церковью, возглавляемой Блаженнейшим Онуфрием. Мы и за них сегодня молились.
Ровно 55 лет назад, 7 апреля 1969 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, монах Кирилл Гундяев , в то время учащийся Ленинградской духовной академии, был рукоположен в диаконы, сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. Москве; митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Наро-Фоминский Никандр, председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; архиепископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; игумен Иоанн Лудищев , наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, исполняющий обязанности ректора Сретенской духовной академии; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель храмов Патриаршего подворья в Зарядье г.
Москвы, ризничий Патриаршего Успенского собора и храмов Московского Кремля; иеромонах Елисей Меняйлов , насельник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы; столичное духовенство. Богослужебные песнопения исполнил хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря регент — А. Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия. На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения о Святейшем Патриархе Кирилле: «Еще молимся Вседаровитому Господу нашему о еже милостивым оком призрети на ны, благодарныя сия молитвы, в 55 ю годовщину служения у Престола Божия Святейшего Патриарха Кирилла, приносящих, и помиловати его благодатию и щедротами Твоими, и исполнити вся прошения его, прощая ему вся согрешения вольная и невольная, благоприятным же быти мольбам и милостыням его пред Престолом владычествия Твоего, от всякия беды, напасти, скорби, и недугов избавити, и подати ему здравие с долгоденствием: молим Ти ся, Преблагий Спасе наш, услыши и помилуй.
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ
Рождественское интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу «Россия 1». Патриарх Кирилл считает, что в нынешней ситуации России помогают и ее небесные покровители, к которым также необходимо обратить молитвы. Патриарх Кирилл утвердил текст новой молитвы из-за угрозы коронавируса. Фев 27, 2022 | Новости.
Патриарх Кирилл выпустил обращение в связи с гонениями на УПЦ на Украине
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил тексты молитв от коронавируса COVID-19, возношения начали читаться на литургических службах во всех храмах Русской православной церкви с 22 марта. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил тексты молитв от коронавируса COVID-19, возношения начали читаться на литургических службах во всех храмах Русской православной церкви с 22 марта. Святейший Патриарх Кирилл утвердил годовой план православных выставок на территории столицы и выставочных мероприятий, подготовленных синодальными учреждениями. Актуально / Патриарх (новости). 28 апреля 2024 года, в праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Патриарх Кирилл отвел России особую роль в современной истории, поскольку, по его словам, она не дает окончательно размыть границу между добром и злом.
Патриарх Кирилл высказался о важной молитве в дни спецоперации России
Хотел бы особенно поблагодарить наших иерархов, ведь раскольнические тенденции, опасные для Церкви, обычно возникают внутри епископата. Так было и в древности, во времена Вселенских Соборов, так было и в недавней нашей истории в веке XX, и, наверное, кто-то хотел бы, чтобы так было и сейчас. Но весь епископат объединен идеями, мыслями, чаяниями, надеждами, которые были сформулированы Поместным и Архиерейскими Соборами, и каждый на своем месте достойно совершает свое служение, за что я еще и еще раз хотел бы поблагодарить всех вас, мои дорогие владыки, а в вашем лице — весь епископат Церкви нашей. Моя благодарность и к московским, и к местным властям — в вашем лице мы сегодня находим поддержку, которая осуществляется без всякого конфликта с основными конституционными нормами, определяющими взаимоотношения Церкви и государства.
Но и в рамках этих норм совершается много добрых дел, направленных на то, чтобы действительно укреплялась духовная жизнь нашего народа, а вместе с тем возрастала и любовь к Отечеству, и любовь друг ко другу. Дай Бог, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, чтобы в это судьбоносное время, которое выпало на нашу долю, мы нашли достойный ответ на все трудности и проблемы, которые перед нами стоят. Хотел бы призвать благословение Божие на всех нас — народ наш, Церковь нашу, епископат, духовенство, чтобы милость Божия не покидала нас, чтобы вера Христова укреплялась в сердцах людей, чтобы еще более ответственным становилось служение архиереев и духовенства, чтобы еще более укреплялось благочестие в нашем народе и чтобы никакие перипетии, трудности и проблемы века настоящего не могли поколебать великой, святой и спасительной миссии Русской Церкви, направленной на духовное здоровье народа, на укрепление единства всей нации, на развитие взаимодействия Церкви с государственными и общественными институтами.
Да помогает нам всем Господь идти этим путем, не опасаясь и не устрашаясь грозных явлений века сего.
Хорошо помню, с какими трудностями Церковь наша делала здесь свои первые шаги. Как мало было людей православных, да и те отвыкли от посещения храма; как непросто проповедовать слово Божие, когда по глазам чувствовалось, что не все понимают и не все готовы принять эту проповедь! Но то была не духовная смерть, а некий сон, летаргия, спровоцированная жизненным укладом, который сформировался в государстве, объявившем себя атеистическим. Особенно здесь, на западном порубежье, в Калининграде — городе, который долгое время был закрыт для посещения без особых пропусков. Вспоминая то время, благодарю Господа за многих людей, с которыми Он меня здесь свел.
Вспоминаю священнослужителей — к счастью, большинство из них здравствует, но кто-то нас покинул. Вспоминаю и добрых мирян, которые помогали мне в непростом служения в Калининграде. А когда сегодня видел всех вас, подходящих под елеопомазание, я очень радовался тому, что ко мне подходили люди намного- моложе меня, те, кто представляет уже совершенно новое поколение россиян. И как же радуется душа, когда видишь светлые лица, исполненные веры и благочестия! Очень важно, чтобы вера православная не ослабевала в нашей жизни, в жизни каждого человека. Сегодня христианским убеждениям бросается тяжелейший вызов, связанный с безбожным развитием цивилизации на Западе.
Когда формируются так называемые ценности, которые таковыми не могут быть по определению, потому что ценности — это то, что соответствует воле Божией, то, что соответствует Его замыслу о мире и человеке. А все то, что противоречит Божественному замыслу, — это не ценности, но диавольское искушение, это ложь, обман и погибель. И сегодня, когда стираются грани между государствами и народами, когда люди входят в тесное соприкосновение друг с другом, когда и на нас, особенно здесь, на калининградской земле, оказывается мощное влияние извне, — как же мы должны дорожить всем тем, что подарил нам тысячелетний духовный опыт нашего народа! То, что закреплено в жизни Церкви, в ее проповеди, то, что действительно идет наперекор некоему течению, которое сейчас захватывает все больше и больше людей.
Всякий смысл теряется там, где праздность. Человек, пребывающий в праздности, подвергается очень большим опасностям, потому что его воля не сконцентрирована, разум не работает и становится легкой добычей различных внешний влияний. Мы знаем, что большинство проступков человек совершает именно тогда, когда он ничего не делает, когда он празден, когда он пуст.
Потому что пустота, будучи сама по себе опасной для человека, не является состояние долговечным. Пустота всегда чем-то заполняется. В технике и физике существует такое понятие, как вакуум, то есть полная пустота. Но для того чтобы создать вакуум, нужны специальные механизмы, приборы, машины, нужны усилия, потому что в природе вакуум не существует. Там, где вакуум, там смерть, там нежизнеспособная среда. Если же мы собственными усилиями или по чьему-то злому внушению создаем пустоту внутри себя, то совершаем опаснейшее греховное действие, потому что эта пустота будет занята, незаметно для нас, такими силами, которые могут с легкостью взять над нами власть. Известно, что многие пороки проистекают от праздности.
Собрались люди, поговорить не о чем, интересов особых нет, и, чтобы скрасить времяпровождение, злоупотребляют алкоголем или творят беззаконные дела, которые нередко заканчиваются преступлениями. Делать нечего! У верующего человека не может быть праздности, не может быть пустоты по определению, потому что за каждое праздное слово мы дадим ответ пред Богом см. Для того чтобы избежать этого опасного пагубного состояния, мы должны бодрствовать. И к этому бодрствованию призывает нас Господь. Особенно мы должны бодрствовать во время Великого поста, который и дается нам для того, чтобы мы оценили свое духовное состояние, подумали о том, кто мы, в каком мы состоянии, куда направляем свой путь, что мы делаем и что мы можем сделать. Если мы задаем себе такие вопросы, то они должны приводить к конкретным действиям, к желанию исправить свой жизненный путь.
А если человек исправляет свой жизненный путь, то он в первую очередь контролирует самого себя. Тогда никакой праздности быть не может, потому что человек, заботящийся о своем умственном, нравственном, духовном развитии, будет непременно использовать любую возможность для того, чтобы обеспечивать это развитие. Неслучайно святые отцы особо подчеркивают опасность праздности как губительного для человека порока. В Церкви, особенно в дни Святого и Великого поста, мы имеем возможность, проанализировав свое состояние, сделать все, что мы можем сделать, дабы остановить развитие опасных пороков, среди которых на первом месте — праздность. И да поможет нам Господь посвятить дни Святой Четыредесятницы преодолению наших слабостей, пороков и грехов. Проповедь в понедельник первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Зачатьевском монастыре. В молитве святого Ефрема Сирина мы просим Господа оградить нас прежде всего от праздности, ибо праздность — это порок, разрушающий человеческую жизнь.
А затем следует мольба к Богу избавить нас от уныния. Наверное, нет людей, которые бы не испытывали этого чувства в своей жизни. Святой Иоанн Лествичник говорит, что уныние есть расслабление души и изнеможение ума. Уныние сопровождается тяжелым состоянием духа: человеку кажется, что многое он не сможет сделать, многого не сможет достичь, многое в своей жизни потерял. И эта негативная самооценка бывает настолько разрушительной, что люди теряют присутствие духа, способность активно трудиться, реалистично оценивать окружающие их события и действительно впадают в тяжелое душевное состояние. Иногда уныние путают с депрессией. Внешние проявления и того, и другого достаточно схожи.
Но если депрессия есть результат неблагополучия психического, то есть следствие болезни, то уныние таковым не является. Понятие «уныние» вообще можно определить и описать только в системе религиозных координат. Если человек теряет веру в Бога, если он начинает во многом сомневаться, если утрачивает некие жизненные координаты, связанные с его религиозным выбором, то, как следствие, наступает уныние, тяжелейшее душевное состояние. Уныние невозможно лечить медикаментозно, из уныния невозможно выйти через внушение извне. Это состояние, которое может преодолеть только сам человек, опираясь на силу Божию. А как же возможно совершить такой подвиг? Есть два непременных условия: человек должен верить в Бога и верить в то, что все происходящее с ним является в конечном счете действием Божественного промысла — либо попущением Божиим, если происходящее скорбно и печально, либо проявлением Божественной милости, если происходит что-то радостное и доброе.
Когда человек приучается предавать себя в руки Божии, уныние исчезает, потому что вместо уныния обретается глубочайшая уверенность в силе и разумности Божественного Промысла. Мне приходилось встречаться с людьми, прошедшими тяжелейший жизненный путь, в том числе с теми, кто прошел через заключение, ссылки, лагеря только потому, что верил в Бога. И вот что удивительно: у этих людей никогда не было уныния. Еще во время несения послушания в Смоленске я встретился с одним человеком. Он посетил меня, узнав мою фамилию, и сказал, что с каким-то юношей, носившим ту же фамилию, он плыл из тогдашнего Ленинграда в бухту Нагаева, а затем по Колымской трассе был доставлен до места заключения. И рассказал, что тот юноша никогда не был в плохом настроении — он всегда оставался спокойным, мирным и даже радостным. И когда его спросили, почему он пребывает в таком добром расположении духа, ответ был простой: «Но ведь я ради Христа еду туда, куда меня посылают.
А разве может быть плохой жизнь ради Христа? Чем больше в жизни комфорта, чем больше материальных возможностей, тем слабее становится человек. Ему есть, что терять, он боится понизить уровень своего потребления и комфорта и потому становится очень уязвимым. И не только потому, что волнение охватывает при одной только мысли, что жизнь может измениться в худшую сторону, но и просто потому что очень часто такой человек впадает в уныние. А уныние там, где исчезает вера и где на место веры приходит страх. Вот почему в молитве святого Ефрема Сирина просьба к Господу избавить нас от уныния стоит на втором месте — особым образом подчеркивается необходимость избавиться от уныния как душевного состояния, несовместимого с подлинным человеческим благополучием. Каждый из нас в той или иной мере, при тех или иных обстоятельствах подвержен этому чувству.
И для каждого из нас, кто хотя бы раз был подвержен этому чувству, звучат сегодня проникновенные слова молитвы святого Ефрема Сирина с просьбой избавить нас от уныния. А избавиться от уныния — значит изменить свой взгляд на жизнь, расстаться со страхами, расстаться с недоумениями, с попытками прозревать будущее, не имея никаких возможностей по-настоящему это сделать. Это означает предаться в руки Божии с полным доверием Господу, без всякого страха, но с великой надеждой на Божие милосердие. Всему этому учит нас молитва святого Ефрема Сирина. И, повторяя эти слова, будем просить Господа, чтобы Он избавил нас, в том числе, и от пагубного уныния и дал возможность обрести радость и мир в душе. Проповедь после великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя. Молитвой святого Ефрема Сирина мы испрашиваем у Господа помощи на путях нашей духовной жизни.
Мы просим оградить нас от чувств, мыслей, деяний, которые разрушают внутренний мир человека и препятствуют делу спасения. Менее всего мы обращаем внимание на опасность любоначалия, ведь каждый чувствует свою вину пред Богом в празднословии, унынии, а вот склонность к любоначалию для большинства остается незаметной. Но на самом деле любоначалие — это очень болезненная страсть, и страсть греховная. По-русски любоначалие именуется властолюбием. Когда человек стремится к власти, тогда его обуревает страсть властолюбия. Только у Господа — власть над миром и над каждым человеком, и древние хорошо это понимали. Из Ветхого Завета мы знаем, что в Израиле, который по праву считал себя народом избранным, первоначально не было царей.
Израиль поставлял себя под власть Бога; в истории такое управление государством называется теократией, в переводе на русский — властью Бога. Но поскольку кто-то должен был эту власть осуществлять, древние израильтяне учредили особое служение — служение судей. Не будучи царями, судьи исполняли определенные функции, связанные с управлением государством, памятуя, как и весь народ, о том, что подлинным Правителем, подлинным Царем Израиля является Господь. Но в какой-то момент израильтяне сочли, что жившие вокруг народы, имевшие царей, имевшие достаточно организованную государственность, начинают возвышаться над израильтянами, что особенно чувствовалось во время военных действий. В народе израильском возникла мысль о необходимости иметь царя. Последним судьей был пророк Самуил, и народ потребовал от него, чтобы был избран царь и тем самым закончилось правление над Израилем духоносных мужей, которые, не имея царских полномочий, являлись скорее моральными авторитетами и духовными лидерами. Самуил обратился к Господу с молитвой и услышал ответ: «Они не тебя — они Меня отвергли» см.
Его встречали как спасителя, устилали дорогу листьями пальмы. Именно их символизируют веточки вербы, которые сегодня освящают в церквях. Утром прошли службы.