Партизанская операция «Концерт» 19 сентября 1943 года во время Великой Отечественной войны началась партизанская операция «Концерт», продолжавшаяся полтора месяца. Звездный час Старинова — операция «Концерт». На подрыв рельсов в августе и первой половине сентября партизаны израсходовали около 50 тонн взрывчатки.
19 сентября 1943. Операция «Концерт»
Операция «Конце́рт» — кодовое наименование операции советских партизан, проводившейся с 19 сентября по конец октября 1943 года, продолжение операции «Рельсовая война». 19 сентября 1943 года началась крупнейшая в Великой Отечественной войне операция советских партизан под кодовым названием «Концерт», продолжавшаяся полтора месяца. • Операция «Концерт» — кодовое наименование операции советских партизан, проводившейся с 19 сентября по конец октября 1943 года, продолжение операции «Рельсовая война». Главная» День в истории» 19 сентября 1943 года — Началась крупнейшая в Великой Отечественной войне операция советских партизан под кодовым названием «Концерт» по выводу из строя железнодорожных коммуникаций в тылу противника. 75 лет назад, 19 сентября 1943 года, в ходе Великой Отечественной войны началась партизанская операция «Концерт». Операция «Конце́рт» — кодовое наименование операции советских партизан, проводившейся с 19 сентября по конец октября 1943 года, продолжение операции «Рельсовая война».
19 сентября 1943 началась операция «Концерт»
Были разработаны детальные планы боевых действий и налажено массовое обучение партизан производству подрывных работ. Начальник Центрального штаба партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования генерал-лейтенант П. Пономаренко Цель операции — массовым выводом из строя больших участков железных дорог в тылу восточного фронта немецко-фашистских войск от Карелии до Крыма затруднить оперативные перевозки войск, боевой техники и других материальных средств врага. Являясь продолжением операции «Рельсовая война», операция «Концерт» проводилась под руководством ЦШПД и была тесно связана с предстоящим наступлением советских войск на смоленском и гомельском направлениях и в ходе битвы за Днепр. К участию в операции привлекались 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской, Калининской, Смоленской и Орловской областей общей численностью 120 615 человек, которые должны были подорвать более 272 тыс. На территории Белоруссии в операции участвовало около 92 тыс. Центральный штаб партизанского движения предполагал забросить белорусским партизанам 120 т взрывчатки и других грузов, калининским и ленинградским партизанам — по 20 т.
Ввиду резкого ухудшения метеоусловий к началу операции удалось перебросить партизанам лишь около половины запланированного количества грузов, поэтому было решено массовые диверсии начать 25 сентября. Однако часть отрядов, уже вышедших на исходные рубежи, не могла учесть изменения сроков операции и в ночь на 19 сентября, когда Красная Армия, освобождая Орловскую, Смоленскую области и Левобережную Украину, подходила к Днепру, приступила к её осуществлению. Только партизаны Белоруссии в ночь на 19 сентября подорвали 19 903 рельса. Партизаны отряда «Народный мститель» Темкинского района минируют железнодорожное полотно. Смоленская область. Сентябрь 1943 г.
По словам генерала, и без того не слишком густая и перегруженная железнодорожная сеть подвергалась ожесточенным атакам партизан, что «до предела напрягало нервы командования и вынуждало его все время переносить сроки намеченного наступления». Горящий деревянный железнодорожный мост над рекой Стыр на участке железной дороги между городами Сарны и Ковель, подожженный партизанами, 1943 год Источник: waralbum. Одновременные диверсии во множестве мест вызвали настоящую панику в подразделениях, которые несли охрану на железнодорожных путях — а это были в основном части, состоящие из коллаборантов, или подразделения союзников по «оси». Деморализованные, они быстро прекратили серьезное сопротивление, и тогда для их замены командованию Вермахта пришлось направлять в тыл более боеспособные подразделения, которые были куда нужнее на фронте. Некоторые из этих частей были подтянуты из Европы, но немало немецких солдат пришлось оставить в тылу по пути на советско-германский фронт — и это тоже существенно повлияло на ход наступления Красной Армии.
Группа подрывников из партизанского отряда имени Хрущева у взорванного моста на Украине. Мост был подорван в момент прохождения по нему вражеской техники Источник: waralbum. Партизанская «музыка» настолько нервировала немцев и их приспешников, что атмосфера в тылу стала едва ли не более удручающей, чем на фронте. Немецкие солдаты писали домой, что не могут спать, поскольку «эти проклятые партизаны приходят каждую ночь», что не один эшелон с отпускниками не смог добраться до Германии, потому что его пустили под откос советские диверсанты, и что пополнение задерживается, из-за чего на фронте остается все меньше сил для отражения советского наступления. Финальный аккорд Хотя из-за нехватки взрывчатки, основная часть которой была израсходована уже к началу октября 1943 года, операцию пришлось свернуть к середине осени, ее результаты в конечном счете были внушительными.
Такие скопления становились отличной мишенью для советских бомбардировщиков — и это был еще один важный результат операции «Концерт». Именно эти удары стали самыми болезненными для германских войск. На восстановление каждого моста, даже с учетом усилий спешно переброшенных из Германии ремонтно-восстановительных батальонов, уходило до нескольких суток, а иногда и гораздо больше. А потеря каждого паровоза и вагона была для немецкой промышленности практически невосполнимой: не случайно в то время немцы начали выпускать эрзац-паровозы, а для перевозки солдат использовать все типы вагонов, которые только удавалось найти. Именно поэтому, когда стало понятно, что подрыв рельсов не дает запланированного эффекта, наиболее дальновидные из партизанских командиров перенесли внимание на эшелоны — и добились нужного результата.
Всего было подорвано свыше 148 500 рельсов. На этом операция «Концерт» была фактически прекращена из-за отсутствия поставок взрывчатых веществ. Несмотря на то, что задачи операции не были полностью выполнены, её результаты оказались значительны. Массированным ударам подверглись дороги, находившиеся не только на востоке оккупированной территории, как это было в «Рельсовой войне», но и на западе Белоруссии, в Прибалтике и Карелии [6]. Результаты операции Результаты партизанских операций по массовому подрыву рельсов были весьма эффективными. Только в ходе первых двух операций «Рельсовая война» и «Концерт» с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса, что соответствовало 2270 км одноколейного железнодорожного пути. Возникший дефицит в рельсах гитлеровцы старались восполнить тем, что перешивали двухпутные участки пути на однопутные, сваривали перебитые рельсы и даже ввозили их из Польши, Чехословакии и Германии. Однако партизаны вновь выводили из строя отремонтированные участки. Это ещё более увеличивало напряженность в работе железнодорожного транспорта противника.
По сведениям полковника А. Брюханова, начальника оперативного отдела Белорусского штаба партизанского движения, только в августе с этой целью было использовано 5 тыс. По оценке военных специалистов, действия партизан в операциях «Рельсовая война» и «Концерт» были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации, сбросившей примерно за тот же период на железные дороги в советском тылу более чем 10 тыс. Причем итогом партизанских операций типа «Рельсовая война» и «Концерт» было не только огромное количество перебитых рельсов.
Операция была прекращена из-за отсутствия взрывчатки. Результаты операции[ править править код ] В ходе операции подорвано около 150 тысяч рельсов из 11 миллионов, находившихся на оккупированной территории на 1 января 1943 года [3]. Только белорусские партизаны подорвали около 90 тысяч рельсов, 1041 поездов , взорвали 72 железнодорожных моста, разгромили 58 гарнизонов. В результате действий партизан пропускная способность железных дорог снизилась на 35—40 процентов, что значительно затруднило перегруппировки фашистских войск и оказало большую помощь наступающей Красной Армии.
19.09.43 – начало операции «Концерт»
Целью проведения операции, старт которой был дан 19.09.1943 г., стало массовое уничтожение и разрушение железнодорожных путей. 19 сентября 1943 года началась крупнейшая в Великой Отечественной войне операция советских партизан под кодовым названием «Концерт», продолжавшаяся полтора месяца. Операция «Концерт» была начаться с 19 сентября продлиться до 1 ноября 1943 года. 75 лет назад, 19 сентября 1943 года, в ходе Великой Отечественной войны началась партизанская операция «Концерт». Являясь продолжением операции «Рельсовая война», операция «Концерт» проводилась под руководством ЦШПД и была тесно связана с предстоящим наступлением советских войск на смоленском и гомельском направлениях и в ходе битвы за Днепр.
19 сентября 1943. Операция «Концерт»
Однако партизаны вновь выводили из строя отремонтированные участки. Это еще более увеличивало напряженность в работе железнодорожного транспорта противника. По сведениям полковника А. Брюханова, начальника оперативного отдела Белорусского штаба партизанского движения, только в августе с этой целью было использовано 5 тыс.
По оценке военных специалистов, действия партизан в операциях «Рельсовая война» и «Концерт» были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации, сбросившей примерно за тот же период на железные дороги в советском тылу более чем 10 тыс. Причем итогом партизанских операций типа «Рельсовая война» и «Концерт» было не только огромное количество перебитых рельсов. Они включали в себя большой комплекс диверсионных акций на всех коммуникациях противника — железнодорожных, автотранспортных, водных и воздушных, подкрепляемых ударами по гарнизонам и другим важным объектам во вражеском тылу.
Одновременно с подрывом рельсов партизаны пускали под откос эшелоны, разрушали мосты, железнодорожные станции, выводили из строя другие элементы путевого хозяйства. В этот же период в результате действий украинских и молдавских партизан произошли сотни крушений воинских эшелонов врага. Пропускная способность железных дорог противника на оккупированной территории СССР в сентябре—октябре 1943 года в результате действия партизан значительно снизилась.
В конечном итоге переброска по железной дороге частей и соединений вермахта, а также осуществление подвоза и эвакуации были значительно затруднены. Операция «Концерт» активизировала борьбу советского народа против немецко-фашистских захватчиков на оккупированной территории. В ходе неё усилился приток местного населения в партизанские формирования.
Однако административная работа была Старинову не по душе. В 1936-м он добился направления в Испанию, где лично готовил масштабные диверсионные операции против франкистов и проводил минно-взрывную подготовку бойцов-республиканцев. По возвращении на родину Старинов стал начальником центрального научно-испытательного полигона железнодорожных войск, а затем принял участие в советско-финской войне. В 1940-м он получил назначение на должность начальника отдела минирования и заграждений Главного военно-инженерного управления.
Благодаря оставленным Стариновым и его подчинёнными «сюрпризам» в Харькове был ликвидирован ряд высокопоставленных немецких офицеров. В ноябре 1941-го Илья Старинов был назначен заместителем начальника штаба инженерных войск Красной армии, а затем, сменив ещё несколько «диверсионных» постов, включая командование бригадой инженерного спецназа, в мае 43-го стал заместителем начальника Украинского штаба партизанского движения. За годы службы Старинов накопил богатейший личный опыт диверсионной работы с использованием взрывчатки. Кроме того, он обобщал и анализировал все ключевые эпизоды деятельности своих подчинённых.
Старинов постоянно выступал за то, чтобы нарастить поставки партизанам мин и взрывчатки для организации масштабных диверсий на железных дорогах. Однако в них были внесены некоторые коррективы, которые, как потом отмечал в своих воспоминаниях Старинов, он воспринял негативно. Так, в ходе организации диверсий на железнодорожных путях было решено сделать акцент на уничтожении рельсов, в то время как сам Старинов считал, что в первую очередь следует пускать под откос поезда противника и взрывать мосты. Также по теме «Типично русский человек»: как самый пожилой Герой Советского Союза повторил подвиг Ивана Сусанина 160 лет назад родился Матвей Кузьмин — человек, которому суждено было стать самым пожилым в истории обладателем высшей награды СССР....
В июне 1943 года ЦК Компартии Белоруссии принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны». В документе предлагалось нанести по врагу массированный диверсионный удар. К участию в операции было привлечено 167 партизанских бригад и отдельных отрядов общей численностью около 100 тыс. В первую же ночь операции было взорвано 42 тыс.
Кроме того, только на землях Белоруссии партизаны пустили под откос 836 гитлеровских эшелонов и 3 бронепоезда. Пропускная способность железных дорог снизилась, на их оборону нацистскому командованию пришлось бросить дополнительные силы, которые так и не попали на фронт. Курская дуга. Атака соединений 5 Гвардейской танковой армии в районе Прохоровки.
Так, в тылу группы армий «Центр» с 3 по 6 августа в разгар советского контрнаступления на Курской дуге. Генерал Курт фон Типпельскирх, возглавлявший на тот момент 12-й корпус группы армий «Центр», вспоминал впоследствии, что действия партизан стали одним из ключевых факторов, нарушивших взаимодействие между группами армий «Юг» и «Центр», в особенности — на участке 2-й армии», — рассказал RT учёный секретарь Музея Победы, кандидат исторических наук Сергей Белов. Нацисты изо всех сил стремились остановить советское наступление на украинском Левобережье и дать время своим инженерным подразделениям подготовить новые оборонительные рубежи на Днепре. Также по теме «Запугать пытками и сожжением живьём»: почему гитлеровская операция «Волшебная флейта» не достигла целей 75 лет назад гитлеровская Германия начала в оккупированном Минске одну из самых масштабных карательных операций.
Также партизаны получили дополнительное оружие и боеприпасы. Операция началась 3 августа 1943 года, и в ней участвовало около 100 тыс. Партизанские бригады и отряды действовали в тылу групп армий «Север», «Центр» и «Юг» в глубину до 750 километров. Только в первую ночь советские партизаны взорвали 43 тыс. Операция продолжалась до середины сентября 1943 года.
Партизаны взорвали более 200 тыс. Особенно большие разрушения были произведены на железных дорогах Белоруссии. На некоторых дорогах движение было остановлено от 3—15 суток до месяца. Немецкому командованию пришлось усиливать охрану коммуникаций, привлекать для ремонта железных дорог дополнительные паровозы и вагоны подвоз рельсов и прочих материалов , перебрасывать матчасть из Польши и Германии. Местами двухпутные пути переделывали в однопутные, разбирали отдельные участки.
Таким образом, возможности маневра и снабжение вермахта ухудшилось. Советское командование оценило результат «Рельсовой войны» положительно.
Там же базировалось и самое крупное партизанское движение из 92 тысяч бойцов. Снабжать партизан должны были по воздуху, однако за неделю до старта операции зарядили дожди и появились туманы, поэтому до них дошла только половина необходимого снаряжения и взрывчатки.
Тем не менее частично операцию удалось начать вовремя [5]. Ход операции Часть партизанских бригад вышла на исходные рубежи и в ночь на 19 сентября нанесла удар по железнодорожным коммуникациям. Основная масса партизанских формирований начала боевые действия в ночь на 25 сентября. Были произведены одновременные действия по плану операции «Концерт» на фронте около 900 км исключая Карелию и Крым и в глубине свыше 400 км.
Только на территории Белоруссии в эту ночь было подорвано ещё 15 809 рельсов [6]. Фашистское командование предприняло усилия для восстановления движения по железной дороге: в Белоруссию были переброшены новые железнодорожные восстановительные батальоны, на ремонтные работы сгонялось местное население. Из Польши , Чехословакии , Германии доставлялись рельсы и шпалы, но партизаны вновь выводили из строя отремонтированные участки. Партизаны Белоруссии в ночь на 19 сентября подорвали около 20 тысяч рельсов, а в ночь на 25 сентября — около 16 тыс.
Диверсии на железных дорогах продолжались и в октябре. Всего было подорвано свыше 148 500 рельсов. На этом операция «Концерт» была фактически прекращена из-за отсутствия поставок взрывчатых веществ.
Операция «Концерт»
Главная» Новости» Операция концерт вов. Всего в ходе «Рельсовой войны» и операции «Концерт» с 22 июля по октябрь 1943 года было подорвано более 360 тысяч рельсов, или 2270 километров одноколейного железнодорожного пути. 19 сентября 1943 года на оккупированной советской территории началась масштабная партизанская операция по подрыву железных дорог в тылу немецких войск под кодовым названием «Концерт». Главная» Новости» Концерт 1943 операция. Операция "Концерт" была советской военной операцией во время Второй мировой войны, проведенной в рамках диверсионной кампании "Железнодорожная война".