отметил глава региона. Все новости в нашей ленте новостей отсортированы поминутно по времени публикации, которое указано напротив каждой новости справа также как и прямая ссылка на источник. К 105-летию со дня прославления священномученика Патриарха Ермогена. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в Западном Викариатстве г. Москвы организован первичный прием лиц, отпавших от православия и.
Гермоген (патриарх Московский и всея Руси)
Грамоты, рассылавшиеся Патриархом по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с некоторыми предателями из бояр они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев.
Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога.
Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы. Если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру».
Патриаршая резиденция в Чистом пер.
Только после гибели самозванца в сер. Широкую известность получили грамоты патриарха, направленные во мн. Грамоты Е.
Поскольку многие из них были перехвачены, об их содержании известно из польск. Гонсевский на мирных переговорах 1615 г. Новгород, откуда ее списки распространились в Костроме, Галиче и др.
Гонсевский передает содержание грамот патриарха: бояре «Москву Литве выдали, а вора-дей в Калуге убито, и они б… собрався все в збор, со всеми городы шли к Москве на литовских людей» АЗР. Еще один пересказ имеется в записках С. Маскевича, к-рый сообщает, что в грамотах патриарх освобождал рус.
К нач. Шаховской писал, что к сбору ополчения П. Ляпунова побудила грамота патриарха в Переяславль Рязанский Шаховской С.
В письме Я. Задзика, отправленном из лагеря под Смоленском 8 янв. В кон.
Новгород и Переяславль Рязанский цит. По-видимому, Е. Не случайно в «Новом летописце» говорится не о посылке грамот Е.
Хворостинин приводит оправдательную речь Е. Однако тот же автор упоминает, что нек-рые люди после освобождения Москвы возможно, участники Земского собора 1613 г. Бескомпромиссная позиция патриарха стала причиной репрессий против него.
Как сообщает «Новый летописец», услышав отказ Е. Хворостинин пишет о том, что патриарх был «затворен от входящих к нему, и страха ради мнози отречеся к его благословению ходити, но сей никако же обычнаго своего учения оставив, но еще глаголати, и поношати, и еретическое шатание разрушити» БЛДР. Контакты с Первым ополчением у Е.
Посланцы ополчения, побывавшие в Москве у патриарха, сообщали, что «у него писати некому, дьяки, и подъячие, и всякие дворовые люди поиманы, а двор его весь розграблен», поэтому Е. При подходе Первого ополчения к Москве 19 марта 1611 г. Одним из поводов к нему стал распространившийся слух, что боярин Салтыков и поляки хотят умертвить патриарха и устроить массовое убийство москвичей в Вербное воскресенье, 17 марта, когда Е.
Во время восстания Е. На Патриарший престол вернулся Игнатий. Новгород и Казанскому митр.
Ефрему с призывом писать в полки и боярам с требованием не принимать на царство сына Марины Мнишек. Патриарх хотел, чтобы Казанский митрополит послал в полки учительную грамоту с приказом унять в войсках грабеж и пьянство, стараться о «душевной чистоте и братстве» и твердо стоять «за Пречистой дом, и за чудотворцов, и за веру» ААЭ. В «Новом летописце» сообщается, что «литовские люди», узнав о создании в Н.
Новгороде Второго ополчения, приходили к Е. Ответ священномученика в изложении летописца был категоричен: «Да будут те благословении, которые идут на очищении Московского государства, а вы, окаянные московские изменники, будете прокляты». После этого «начаша его морити гладом и умориша ево гладною смертию… месяца февраля в 17 день, и погребен быть на Москве в монастыре Чюда архистратига Михаила» ПСРЛ.
В «Рукописи Филарета» отмечено, что Е. Рукопись Филарета [Романова], патриарха Московского и всея России. Переписка между Россиею и Польшею по 1700 г.
Существует позднейшее предание, что перед смертью патриарх в подземелье прорастил овес и его нашли мертвого стоящим на коленях среди зеленых побегов. Вероятно, в этом предании отразились известия таких источников, как «Сказание о пресвятейшем Ермогене, патриархе Московском и всея Руси, новом исповеднике» и др. Сочинения Хворостинин сообщал, что патриарх был «учению книжному, любомудрию искусен, каноны и жития святых написа» БЛДР.
Составитель Хронографа 1617 г. Начитанность Е. В сохранившихся сочинениях священномученика присутствуют ссылки на события церковной и гражданской истории, на церковные каноны и уставы, на труды отцов Церкви.
Несмотря на тяжелые условия Смуты, Е. Печатанием книг занимались О. Радишевский , И.
Невежин, Н. Самарский епархиальный церковно-исторический музей Сщмч. Самарский епархиальный церковно-исторический музей В Казани ок.
На протяжении этих лет Е. Автор сообщает, что чудеса, происходившие от иконы, стали известны царю Феодору Иоанновичу, с к-рым автор говорил «в то время, как Бог изволил, велел поставить меня в чин митрополита». Стилистически эта повесть близка к др.
Во введении автор пишет, что принялся за описание жизни святых, «повинуясь царскому повелению и приняв архиерейское благословение». Однако можно думать, что инициатором составления Жития был Е. Текст основан на рассказах очевидцев, детально описано обретение мощей архиепископов Гурия и Варсонофия, в к-ром принимал участие Е.
Главными добродетелями Казанских святителей в изложении Е. В казанский период, как определила Р. Дмитриева , Е.
Из приписки ясно, что Е. Дмитриева полагала, что Е. К патриаршему периоду служения Е.
Первосвятитель был против одновременного совершения в храме неск. На послание Е. В Милютинских Минеях Четьих за февр.
В Патриаршество Е. Димитрия и установлено празднование ему трижды в год. В одной из грамот Е.
В выдержке из Воскресенской летописи указано: «Выписано из Летописца святейшаго патриарха Гермогена» Платонов. Вопрос о «Летописце патриарха Гермогена» остается открытым, его следы ученые пытались найти во мн. Насонов видел отражение «Летописца патриарха Гермогена» в Хронографе 2-й редакции, в части, относящейся ко времени до 1609 Насонов А.
Вовина-Лебедева Сщмч. Ермоген среди избранных святых. В грамоте Первого ополчения от апр.
Дионисий Зобниновский в июне 1611 г. В тех же и схожих выражениях Е. Самый неблагоприятный среди рус.
Сигизмунда III. В этом сочинении о патриархе сообщается, что он был «нравом груб и бывающим в запрещениях косен к разрешениям», «к злым же и благим не быстро распрозрителен», «ко лстивым паче и лукавым прилежа и слуховерствователен бысть». В Хронографе 1617 г.
Современники не доверяли сведениям Хронографа 1617 г. Васенко обнаружил в одном из списков Степенной книги ркп. XVII в.
Се списание малое некто от мятежник написа, хулу и ложь сказуя в истории сей о нем... Во многих се неправое писание распростреся, но несть истине». Текст является возражением на характеристику, данную Е.
Книжник высоко оценивает душевные и духовные качества патриарха, как главные добродетели отмечает милосердие к страждущим, к-рых было немало в Смутное время, строгость к себе и к пастве: «Бе же ему и обычай, яко прикрут в словесех и в возрениих, но в делех и в милостех ко всем един нрав благосерд имея, и питая всех на трапезе своей часто, и доброхотный злодея своя, добре изобилуя пищею и питием, и неоскудно им подаваше многу милостыню, и нищим и ратным людем и одежда и обуви многим ограбленным, творя по вся часы, и на раны им и на исцеление много злата и сребра». Патриарх часто звал к себе на обед «некоих бо от неосвещенных, иже заутра лающих его» и оставался глух «противу лаяния их» Васенко. По словам Хворостинина, бывшего свидетелем освобождения Москвы Вторым ополчением, могила Е.
В правительственном наказе гонцу Д. Оладьину, посланному в Польшу 10 марта 1613 г. Царь Алексей Михайлович после новгородского восстания 1650 г.
Никону впосл. В 1652 г. Мощи в деревянной гробнице, обитой фиолетовым бархатом, были поставлены в юго-зап.
К кон. XVII - нач. XVIII в.
В 1812 г. В 1883 г. Патриарх Ермоген.
В Уставе церковных обрядов Успенского собора ок. В Месяцеслове Симона Азарьина сер. XIX - нач.
Сергий Спасский указал, что имя Е. Голубинский поместил Е. Канонизация святых.
В 1903 г. Николай II с др. Владимира Богоявленского , митр.
Московского и Коломенского, осмотрел подземелье под собором в честь Чуда арх. Михаила в Хонех Чудова мон-ря Московского Кремля где, по преданию, в свое время томился в заточении Е. В 1909 г.
Иоанна Восторгова и под рук. Струкова по проекту, утвержденному Московской археологической комиссией. Храм разместили в белокаменном подклете Чудовского собора.
Его вост. Вход в храм располагался с запада, дверь в сев. Храм был освящен 13 мая 1913 г.
Рака свщмч. Ермогена в Успенском соборе Московского Кремля. В годы, предшествовавшие 300-летию кончины Е.
Была изучена книга записей исцелений, бывших по молитвам у мощей Е. В 1912 г. На торжествах, которые возглавил митр.
Московский Владимир Богоявленский , присутствовала вел. Елисавета Феодоровна. Ермолая, Введенской на Лубянке - бывш.
Пожарского , со стягом последнего, хранившимся в Оружейной палате. На обратном пути крестный ход прошел через Чудов мон-рь; в подземном храме, устроенном в темнице, где, как считалось, скончался патриарх, был отслужен молебен. Торжества и службы, посвященные Е.
К этому времени были собраны тысячи подписей на прошениях о канонизации Е. Для мощей Е. Память Е.
В торжествах прославления Е. К этому событию была изготовлена новая гробница из золоченой бронзы, верхняя доска представляла собой иконописное изображение Е. Основные торжества прошли 12 мая, у гроба Е.
Васнецова , пропел составленные к этому дню песнопения, в т. Ипполитова-Иванова , крестным ходом пронесли написанную Васнецовым икону священномученика. С иконой Е.
Расстрел Моск. Кремля 27 окт. После восстановления Патриаршества в Казанском соборе Петрограда предполагалось создать пещерный храм во имя Е.
В наст. Вовина-Лебедева, Н. Чугреева Соч.
Церкви: Гермогена, патр. Московского, Сказание о явлении и чудесах от иконы Пресвятыя Богородицы Казанской, писано в 1594 г. Вопрос о единогласном пении в Рус.
Церкви XVII в. Петра и супруги его благоверныя Февронии.
Летом 1610 года патриарх Гермоген пытался отговорить московских дворян от сведения с престола В. Но никто не стал его слушать. В итоге в июле 1610 года страна оказалась без государя. Временное правительство — семибоярщина — стало разрабатывать план избрания на престол польского королевича Владислава.
Гермоген заявил, что одобрит его кандидатуру, если тот примет православие до приезда в Москву. Но польский король был категорически против этого. В сентябре 1610 года он ввел в Москву свой гарнизон под предлогом защиты города от Лжедмитрия II и вознамерился сам сесть на московский престол, лишив Русское государство национальной независимости. Гермоген догадался об этих планах короля и начал рассылать по городам грамоты с призывом к патриотам создать народные ополчения и очистить от поляков столицу. Его призывы нашли отклик у рязанского воеводы П. Ляпунова, который занялся формированием Первого ополчения.
В конце марта оно выступило в поход и уже в апреле заняло территорию Белого города в Москве. Но состав этого ополчения был очень пестрый: вместе с истинными патриотами в нем были казаки во главе с бывшим атаманом И.
Из тьмы веков Историк Руслан Скрынников ссылается на свидетельство поляка Александра-Корвина Гонсевского, хорошо знавшего патриарха, которого он содержал в плену. Гонсевский имел письменное свидетельство одного московского священника: по его словам, Гермоген пребывал «в казаках донских, а после — попом в Казани». На основании этого свидетельства историк делает вывод : «Как видно, молодость свою Ермолай Ермоген провел с вольными казаками, в походах и войнах. Казаки выдвинули из своей среды многих известных деятелей Смуты, к которым следует отнести и патриарха. В духовное сословие он перешел, вероятно, поздно.
Во всяком случае, первое упоминание о Гермогене как священнослужителе относится ко времени, когда ему было 50 лет. Тогда он был попом одной из казанских церквей. Этот факт, отмеченный в известии Гонсевского, документально подтвержден». В свою очередь историк Андрей Богданов сообщает, что по некоторым данным Гермоген начал службу клириком Казанского Спасо-Преображенского монастыря еще при его основателе Варсонофии. Богданов прибавляет , что вся ранняя иноческая жизнь Гермогена неразрывно связана с Казанью. В 1588 году Гермоген стал игуменом, а затем архимандритом тамошнего Спасо-Преображенского монастыря. Иерарх развернул активнейшую деятельность по обращению в православие проживавших в этих краях татар, мордвы, мари и чувашей.
Его образование было значительно выше среднего для монахов и архиереев XVI века. Есть основания полагать, что учителем казанского священника был сам Герман Полев, архимандрит Свияжского монастыря, прибывший в нововзятую Казань с первым архиепископом Гурием и после него занявший архиерейскую кафедру. А преподобный Варсонофий, основатель и архимандрит Казанского Спасо-Преображенского монастыря 1571-1576 , адресовал Гермогену "речь некаку прозрительну" пророческую », — сообщает Богданов. Но энергичная деятельность первых лет архиерейского служения Гермогена оборвалась после 1598 года, когда он был вызван патриархом Иовом в Москву для участия в избрании на царство Бориса Годунова. Время смуты На все время царствования Годунова 1598—1605 годы упоминания о Гермогене исчезают из письменных источников. Возможно, это было связано с особенностями его характера, толкнувшими, не исключено, на конфликт с новоиспеченным царем. Вообще же патриарх был человеком дела, вспыльчивым, властным и резким», — сообщает Скрынников.
У царя Бориса было немало противников, считавших его человеком лживым, лукавым и «замазанным» в разного рода преступлениях — возможно, таким его считал и Гермоген. Так или иначе, из забвения Гермогена извлек Лжедмитрий I, рассчитывавший заручиться его преданностью — но митрополит резко не одобрил брак царя «Дмитрия Ивановича» с католичкой Мариной Мнишек.
Церковь чтит память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси
В 2005 году патриарх Алексий II передал в Крестовоздвиженский храм бывшего Богородицкого монастыря привезенный из Ватикана Казанский образ Божией Матери – туда, где некогда. По благословению священноначалия Братство священномученика Ермогена начало принимать участие в строительстве храма в честь Патриарха Тихона в Тушине в Москве. Патриарх Московский и всея Руси Ермоген. Патриарх Гермоген известен как главный вдохновитель народных ополчений, спасших Русское государство от польской интервенции. Священномученик Ермоген (Гермоген), патриарх Московский и всея Руси, родился около 1530 года в семье донских казаков.
Церковь чтит память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси
2 марта 2023 Автор: Редакция Фото: Сергей Милов Память великого русского подвижника и защитника веры – священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России. Прославление мощей патриарха Гермогена состоялось в 1913 году, тогда же они были помещены в раку, которую поставили в шатре Дмитрия Сверчкова. Слово архимандрита Гермогена (Серого) при наречении во епископа Мичуринского и Моршанского. Патриарх Ермоген (Гермоген) возглавил Русскую церковь в 1606 году, когда оплот православия, Московское государство, некогда славное и великое, фактически распалось. Патриарх Ермоген (Гермоген) возглавил Русскую церковь в 1606 году, когда оплот православия, Московское государство, некогда славное и великое, фактически распалось. 2 марта 2023 Автор: Редакция Фото: Сергей Милов Память великого русского подвижника и защитника веры – священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России.
Гнали при царе, гнали при советской власти, причем за одно и то же
Церковь отпраздновала память священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал Преосвященного епископа Туранского Ермогена на служение и вручил ему архиерейский жезл. Слово Патриарха 2022 год. Патриарх Гермоген — священнослужитель, управлявший Российской православной церковью с 1606 по 1612 год. Память великого русского подвижника и защитника веры – священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца (+1612 г.), празднует.
ЕРМОГЕН МОСКОВСКИЙ
Но тот век, о котором мы сейчас говорим, оказался смутным именно потому, что не было возможности продолжить присутствие на царском троне представителей правящей династии, которая прекратила свое существование. В первую очередь это хорошо поняли враги, и в трудное для Руси время страна наша подверглась польской агрессии. Поляки устремились в Москву, в надежде использовать появившиеся возможности, с тем чтобы посадить на Московский трон королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда. Польша тогда была сильнее Руси, она не претерпевала междоусобных браней, она была хорошо вооружена, и поляки прошли через западную часть Руси, в том числе через город Смоленск, разорив его, и вошли в Первопрестольный град. Открывалась страшная перспектива появления на русском троне инородного и иноверного царя, но именно тогда и встала во весь рост могучая личность святителя Ермогена. И захватчики поняли: пока они не склонят на свою сторону Патриарха, невозможна смена власти в соответствии с их замыслом. Тогда святителя бросили в подвалы Чудова монастыря, который находился совсем неподалеку отсюда. Сейчас там производятся раскопки, которые нужно музеефицировать — таково мое пожелание, адресованное тем, кто имеет и власть, и возможность привести это место в состояние, которое бы соответствовало сердцу государства Российского. Находясь в подвалах Чудова монастыря, Патриарх Ермоген не сломился под давлением поляков. Его морили голодом и холодом.
Важной его характеристикой, по мнению создателей кинокартины, является противостояние католичеству. Одним из переломных моментов в истории российской государственности эпохи Смуты стал эпизод призвания на российский трон будущего польского короля Владислава IV Вазы, отец которого Сигизмунд III был ревностным сторонником католицизма. Отсюда и конфликт — всё потому, что мы мыслим по-разному. Отсюда и коллизия, которая в этом фильме хорошо просматривается», — поделился кинематографист историософской концепцией, которую он разделяет. Отвечая на вопрос, на чем основан сценарий фильма — на литургическом писании или исторических фактах, Барыкин пояснил, что использовал все материалы. Причем сценарий переписывался неоднократно, консультантами выступали представители Казанской духовной семинарии, Татарстанской митрополии, Фонда патриарха Гермогена в Москве. Серьезно обсуждалось и согласовывалось буквально каждое слово.
Дай Бог, чтобы нынешнее молодое поколение воспитывалось в понимании того, какую судьбоносную роль сыграл Патриарх и какое значение его слова и его мужественная позиция, предопределившая его исповедническую кончину, имели для того, чтобы страна наша осталась независимой, сильной, чтобы сохранилась вера православная в народе нашем. Наверное, ни в каком другом месте мы не чувствуем всего того, что связано с личностью Святейшего Патриарха Ермогена, как здесь, в этом святом храме, у его гробницы. И потому Успенский собор Московского Кремля, главный храм Святой Руси, и есть то место, где мы должны особенно молиться и просить святителя Ермогена об Отечестве нашем, о всей Руси, о преодолении расколов и разделений на Русской земле, о воссоединении народа нашего и укреплении единой Русской Православной Церкви, Матери всего многонационального народа нашего и даже тех, кто, может быть, не в полной мере причисляет себя к Православию, но через духовно-культурную традицию, созданную, вскормленную, охраняемую Церковью, получает то, что из любого другого источника получить невозможно.
И то, что Церковь, пройдя через особые испытания страшного Смутного времени, сохранила во всей полноте свою роль для судеб народа, во многом заслуга старца-Патриарха, который не убоялся ни холода, ни голода, ни самой смерти, но, как и подобает Предстоятелю Церкви, остался вместе со своим народом, вместе со своей Церковью и, конечно, с Господом, Который и укреплял его на этом исповедническом и мученическом пути. Молитвами святителя Ермогена да хранит Господь от всякого зла, от всяких искушений и соблазнов землю Русскую, Церковь нашу и каждого, кто с верой притекает к его заступничеству и помощи.
Похищение иконы и ее загадочная судьба В ночь с 28 на 29 июня 1904 года по старому стилю икона была похищена из Богородицкого женского монастыря в Казани. Тогда, около трех часов ночи, послушница услышала крики сторожа Федора Захарова, запертого в подвале собора. Оказалось, что икона Божией Матери в дорогой ризе украдена, также пропали икона Спасителя и 365 рублей пожертвований. Злоумышленников удалось задержать по горячим следам.
Ими были молодой крестьянин и его жена. Их остановили в Нижнем Новгороде. У воров нашли драгоценности и частицы украшений с икон Богородицы и Спасителя, но сами иконы найдены, к сожалению, не были. По словам свидетелей, иконы были порублены и сожжены в печке. Задержанных приговорили к 10 и 12 годам каторжных работ. При этом нет точной информации о том, действительно ли иконы окончательно потеряны для нас.
Некоторые считают, что иконы могли быть проданы старообрядцам. Другие верят, что перед похищением настоящую икону Казанской Божией Матери священники могли убрать из иконостаса и заменить на список. Вместе с тем стоит отметить, что еще в XIX веке не было полной ясности, где находился подлинник явленной иконы, но большинство людей склонялось к тому, что он оставался в Казанском Богородицком монастыре. Семь известных списков Казанской иконы Московская Казанская икона Божией Матери Считается , что это тот самый полковой образ ополчения Минина и Пожарского, принесенный в 1611 году под занятую поляками Москву казанским отрядом. После освобождения столицы Дмитрий Иванович Пожарский поставил икону в своей приходской Введенской церкви на Лубянке, а затем образ перенесли в специально построенный Казанский собор. По повелению Петра I икона в числе других святынь была перенесена в Санкт-Петербург.
Царь считал ее особой покровительницей новой столицы. Считается, что перед этим образом и молился Кутузов. В настоящее время образ находится в иконостасе Казанского собора, слева от царских врат: Санкт-Петербург, Казанская пл. Ватиканский список Свое название икона получила по последнему месту нахождения — в покоях папы Иоанна-Павла II в Ватикане. Дело в том, что после революции 1917 года из России за границу были вывезены многие произведения искусства, включая этот список. В 1993 году икону увезли в Лиссабон, а затем подарили папе римскому Иоанну Павлу II, у которого она пробыла в личных покоях 11 лет.
В 2004 году он, к счастью, вернул икону в Россию.
Жизнь за Россию. Как патриарх Гермоген поднял народ на восстание
В Троицком храме Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию и возглавил хиротонию архимандрита Ермогена Корчукова во епископа Туранского. Сегодня мы вспоминаем святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, оставившего совершенно особый след в истории Церкви нашей, нашего народа и нашей страны. В Троицком храме Реутова Святейший Патриарх Кирилл провёл Божественную литургию, а также совершил рукоположение архимандрита Ермогена (Корчукова) в епископа Туранского. «Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков».
2 марта — день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси
Он родился приблизительно в 1530 году в семье посадского человека в городе Вятке. Образование получил в местном храме и вскоре стал приходским священником Ермолаем. После присоединения Казанского ханства к Русскому государству в 1552 году он был послан в Казань священником при Гостинодворской церкви святителя Николая Чудотворца. В 1579 году в городе произошел сильный пожар. На одном из пепелищ была обнаружена не пострадавшая икона Богоматери. Образ сразу же был назван чудотворным, его с почетом установили в Никольском храме. После этого местный архиепископ повелел Ермолаю написать «Сказание о чудесном явлении Казанской Богоматери» и с копией иконы отвезти его в Москву. Там он был радостно встречен и царем Иваном Грозным, и столичным духовенством. Ведь явление чудотворной иконы означало, что Бог посылал на Русь свою благодать. Ермолаю посоветовали принять постриг и продолжить духовную карьеру.
В 1587 году он поехал в Москву и принял постриг под именем Гермоген в Чудовом монастыре. В Казани он сначала стал архимандритом местного Спасо-Преображенского монастыря, а потом был назначен архиепископом.
Девственники это христиане чистой Истинной Православной Веры, не осквернившиеся с женами то есть ересями.
Число 144 - таинственное, неопределенное, то есть большое множество. В седьмой главе св. Иоанн видел только предуготовленных к страданию последних времен, общее их прославление во всю историю, а здесь он видит одних 144 тысячи, уже пострадавших от антихриста.
Дальше идет обличение Ангелом тех, кто почитает делом и словом антихриста, тот совместно с ним будет гореть в огне вечном. Потом он видит обрезание нечестивых, и как бросается в точило все их беззаконие, даже сверху полилось нечестие, так велико беззаконие. Но обезумевшие, ослепленные люди ничего не будут видеть, ничего не познают, что на них это сошла кара Господня.
Они обозлятся на природу и на свои страдания, но вины своей не поймут и себя не осудят. Чаша шестая. В шестой чаше св.
Иоанн видит, что иссякла вода в реке. Сила этой чаши означает, что не действительно воды в реке не стало, это надо понимать так, что в конце мира злой дух начинает действовать не сразу во всем мире, а постепенно будет обольщать все народы и царства, пока не приведет в единое антихристианское царство. Первое проявление злого духа начнется с появлением саранчи из бездны вместе с царем - диаволом в одном определенном месте стране или странах.
Некоторые страны будут сопротивляться новому антихристианскому строю царю , в то же самое время мир земной разделится на два общественных противоположных строя; как два берега реки, так будет два строя. Один возникнет антихристианский, а другим будет еще некоторое время исторический строй. Но поскольку царства добровольно не сдадутся на новый порядок жизни, то этот злой дух будет стремиться, как показано в Откровении о шестой чаше, всех царей и народы собирать на брань, на всемирную революцию Армагеддон.
Это будет последняя мировая война зла с добром. Через эту хитрую революцию приведутся все народы и царства к единому антихристианскому духу. С этого времени не будет две стороны и преграды, которую означает река.
Восток и запад соединится в единое целое. Не будет воды — реки, преграды злой силе. Река была и будет, и будет течь, но не будет преграды, шестая чаша вылилась на эту преграду, и нет больше преграды.
Сила злого духа умножится чрезвычайно и вдобавок вооружится природа, будут действовать все пять чаш вылитых прежде. Дивно то, что шестая чаша поражает только людей, ибо через эту чашу происходят последующие события среди людей и действия на них злого духа. Глава 17 Св.
Иоанн видит жену, сидящую на багряном звере, и Ангел поясняет, что жена - это антихристово общество последнего времени. В этом обществе не будет царя. Она сама говорит это: "Сижу царицею, я не вдова, но имею много подданных".
Она отказалась от религии, воссела на диавола и управляется духом антихриста, десятью царями, которые сидят на звере, ибо 10 царей означают, что они будут диктовать обществу; Эти цари, как представители народа, они не цари, ибо цари обозначаются головами, они всецело подчиняются и обязаны другому более высокому свойству и воссели и не имеют как бы постоянного управления. Число 10 - неопределенное, круглое, означает множество их. Их будет, как песка морского, это Гог и Магог.
Они тайно подготавливают путь антихристу. У них одна цель - создать антихристианское общество, которое затем передать под власть антихриста. Он даст им должности правителей на очень короткое время - 3,5 года.
Эти 10 царей возненавидят свое общество и разорят его огнем и мечом, уничтожат все его великолепие с той целью, чтобы в случае всемирной войны поднять народы на революцию, чтоб в короткое время подчинить себе все царства, не удовлетворяясь покорностью своих подданных, которые были до сих пор в этом обществе - Вавилоне, он потребует еще высшей покорности, чтоб все народы носили его злочестивую печать на челе и правой руке - это высший эгоизм и гордость духа антихриста, которые будут и у этих царей. Они ослеплены и не будут знать, что антихрист ведет их к намеченной цели, но дух антихристов, который в них, будет знать все и руководить через них в духе. Они, ослепленные своей хитрой политикой, даже не пожалеют разорить до основания свой собственный город.
Разорение города произойдет по воле Божией и по желанию антихриста. На звере 7 голов - это антихрист 666, а гора означает царства, в которых действует сила диавола. Антихрист как бы наследник беззаконий семи царств, от начала человеческой истории.
Эти царства следующие: 1 Мидийское; 2 Персидское; 3 Ассирийское; 4 Вавилонское; 5 Македонское; 6 Римское; 7 Германо-славянское, которое будет постепенно преобразовываться в антихристианское царство и превзойдет своим беззаконием все 7 прошедших царства и сядет на них. Иоанн видит, что 5 царств уже пали; при его жизни существовало Римское государство. Каждое государство существовало в разные сроки, например: Римское существовало 500 лет, а Германо-славянское существует в настоящее время и будет существовать до самого пришествия антихриста.
Когда седьмое царство полностью истребится, то и начнется восьмое царство с царем - антихристом и постепенно будет распространяться на весь мир. Когда седьмое царство будет разрушено, тогда он явится, назовет себя царем и отцом всех; он будет как выразитель этого нечестивого царства, будет как человек - диавол. Глава 18 В главе 18 содержится возвещение о разрушении Вавилона и выходе христиан из среды его и об избавлении истинных христиан от греховной участи Вавилона.
Грехи его доходят до Неба и до Престола Божия, кончилось долготерпение Божие, наступил час воздаяния за грехи. Как было сказано Лоту выходить из Содома, так точно будет сказано и христианам последнего времени, ибо люди должны бежать от совместного жительства с огорчающими Бога. Отвергнуть приятное, что имели прежде, отстраниться от антихристианского общества - это означает окончательное отделение истинных христиан перед бедствием мировой войны и революции.
Суд начнется с антихристианского общества Вавилона прежде других народов и царств. Он разрушается еще до Господства антихриста, а после антихриста разрушится всемирный Вавилон, потому что антихристианское общество напоит своим нечестием все народы, начиная с одного какого-то государства великого последнего времени. Суд Божий и на них на всех придет в одинаковой мере, потому что антихристианское общество, тайно называющееся Вавилоном, означает не одно Государство, а много смешанных народов и царств с одинаковой политикой и законом.
Будет 10 царей Гога и Магога по духу антихриста. Глава 19 В 19 главе извещается, что скоро явится Господь на землю и что Вавилонская блудница потеряет силу и власть, и Суд Божий для нее уже готов. На небе слава и Невеста Христова - Церковь приготовлена, ибо наступил брак Агнца.
Иоанн видит Господа на белом коне с воинством - последнее поражение антихриста и грядущее Пришествие Господа судить живых и мертвых. Антихриста и лжепророка на Суде не будет, они живыми пойдут в бездну. Глава 20 В двадцатой главе открывается завершение гибели той же самой диавольской силы только в другом виде.
Сатана был закован на 1000 лет. После Страданий Господа диавол потерял силу, померкло идолопоклонство, в котором господствовал диавол. Распространением христианства он получил как бы смертельную рану.
В антихристианские дни он явится и будет господствовать уже не в идолопоклонстве, как прежде в идоле, а в самой антихристианской власти нечестивых людей, о чем ясно говорит 20 глава. Он соберет под свою власть многие народы и будет распространять свою диавольскую власть, а впоследствии как дух воплотится в единую личность антихриста. У сатаны будет одна цель - собрать всех нечестивых людей на мировую войну или революцию, подчинить все народы к почитанию его власти на земле, потому что ему отведено мало времени на земле.
Гога - начальник, Магога - помощник, а в общем - антихристианское общество последнего времени. Они-то и будут тайно подготавливать путь антихристу. Понятие 1000 лет - число неопределенное для людей, а определенное у Бога это означает, что праведники будут царствовать со Христом 1000 лет.
Это царство начинается от первых дней создания Христовой Церкви на земле и до Второго Пришествия Господа судить живых и мертвых, ибо праведники живые на земле - переселяются предварительно на небо, они умирают только телесно, но души их воскресают и царствуют со Христом 1000 лет. Это предварительное еще не полное блаженство, полное Воскресение они получат после Страшного Суда, а грешники умирают сразу и телом и душою и не воскресают. Они также предварительно мучаются в аду 1000 лет, полное мучение им наступит после Страшного Суда, тогда для них будет как бы смерть вторая.
А то, что кончилось 1000 лет связания сатаны, говорит о том, что когда диавол был закован, то есть Церковь Христова на земле жила тихо и спокойно, вместе с ней радовались и небеса, и на небе была тишина и веселие - Царство со Христом; было все в покое. Но когда сатана получил свободу в последнее время, мир и тишина нарушились. Церковь на земле подверглась великим гонениям и скорбям, то и на небе сострадают и печалятся о своих членах, которые еще на земле.
Читать надо по порядку от начала до конца. Глава 1 Первая глава содержит свидетельство св. Иоанна к читателю, что он видел и слышал: "блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающий написанное в нем; ибо время близко". Глава 2 Вторая глава содержит обличение Иисусом Христом седьми Церквей; все эти обличения исполнились, но вторая глава имеет характеристику поведения христианина каждого из времен и мест. Глава З Третья глава содержит продолжение второй главы. Каждая Церковь имеет Епископа в одном городе, под властью которого находилась. Глава 4 Четвертая глава содержит видение св.
Он видел Престолы и сидящих на них и 24 старцев, стеклянное море, четырех животных, семь светильников, горящих перед Престолом. Глава 5 В пятой главе св. Иоанн видит: Сидящего на престоле и в деснице Его книга, запечатанная семью печатями. Иоанн плачет, что никто не может раскрыть сию книгу. До Рождества Христова эта книга была запечатана, но после Его смерти и Воскресения книга стала постепенно раскрываться и продолжать будет раскрываться до скончания века; каждая печать раскрывает событие и перемену жизни на земле. Глава 6 В шестой главе св. Иоанн видит Агнца, снимающего печати, одну за другой, последовательно.
После снятия первой печати св. Иоанн видит белого коня и Всадника, имеющего лук, и дан Ему венец и вышел Он, как Победоносный. Белый конь и Всадник означает: Иисус Христос Сидящий, а также все верующие, которые победили мир Евангельской проповедью, которые означены луком и увенчались славою. Второй конь - рыжий, означает языческий мир, который обрушился на христианский мир своею ненавистью и пролил множество крови. Конь рыжий выступает на всех порах, именно когда христианство вступает с проповедью в темные царства. Вот тут и начинается война, как и Сам Христос предсказал, что будут разделяться в одном доме: отец против сына, сын против отца... Один - верующий во Христа, а другой - нет.
Такое разделение наблюдается во все времена существования Христианской Церкви, до скончания века. Третий конь - вороной, означает, когда богатый, неверующий класс, утопает в роскоши, в нечестии и во всяких удовольствиях, а бедный класс всегда находится в стеснении, даже готовы идти на всякий дешевый труд, лишь бы пропитаться; и вместе с этим получается дороговизна, но не совершенная голодовка, на что указывает: елея же и вина не повреждай"; елей означает богатую вкусную пищу с приправою; вино - означает веселие. Это всегда проявлялось, как мы видим из истории, это будет и в последние антихристианские дни особенно резко. Еще нужно заметить, что истинные христиане считались самыми беднейшими среди всех других бедных людей, так как они добровольно отказались от земных благ, для христиан более тяжелые складывались условия жизни, их презирали и ненавидели, им не давали никаких гражданских прав и должностей в языческом обществе. Христиане жили совершенно отдельно от язычников; подобно им будут жить христиане последних времен в антихристианстве, но только в полной и высшей степени. Четвертый конь - бледный, означает то, что проявится особенно в антихристианское время, в последние дни нечестивого общества, которое именуется Вавилонскою блудницею царство антихриста. Пятая печать.
После снятия пятой печати св. Иоанн видит души убиенных за слово Божие под жертвенником на небе, это есть свидетельство того, что не напрасно христиане терпят на земле гонения, они получат награду на небе. Шестая печать. Снятие шестой печати означает мировой переворот в Природе. Это будет после царства антихриста, перед Пришествием Христовым на землю судить живых и мертвых, как Сам Господь сказал Мф 24,29,30 , что "... Для этого события Господу нужно отделить истинных христиан от антихристианского общества или мира под образом таинственного запечатления избранных христиан. Печать даст им силу против антихристового гонения во все времена антихристианского царства, включая само господство антихриста в течение 3,5 лет.
Антихристианское царство возникнет раньше воцарения самого антихриста и будет продолжаться неизвестно сколько лет. Оно подготовит почву для пришествия антихриста, который явится как царь и выразитель его нечестия и беззакония. Антихристианское царство - это общество последнего времени под образом "Вавилонской блудницы". У нее нет постоянного правителя, она сама управляет и народом, и царствами под руководством сатаны и духа антихристова. Это есть время самоуправления. Само общество управляет, а дух антихриста диктует. Но это ясное свидетельство, потому что оно общество сидит на багряном звере.
Вот потому и запечатаются христиане, чтобы отделиться от других печатью. Истинные христиане будут жить совершенно отдельно, не подчиняясь никаким открытым законам. В первые времена христиане подчинялись гражданским законам и языческим царям, как, например, Кесарю, и почитали их власть как власть от Бога. В последнее антихристианское время и во дни господства антихриста истинные христиане не будут нести гражданские повинности, потому что сам сатана будет у власти и антихрист; они являются жестокими врагами Господа нашего Иисуса Христа, потому-то и законы, издаваемые ими, будут направлены против Бога и Церкви, и тот, кто повинуется им хотя бы с нежеланием, тот будет как сообщник антихриста и отвержен будет от Бога. Потом св. Иоанн видит события, относящиеся к последним дням антихристианского царства. В прошедших главах разъясняется, что св.
Иоанн видел общее гонение христиан всех времен, в 8 главе описано только гонение события антихристианского времени, на что ясно свидетельствует седьмая глава как предуготовительный момент задержания злых ветров антихристианского духа, пока не запечатаются истинные христиане. В этой главе св. Иоанн видит уже прославленных их на небе, совместно со всеми мучениками всех времен во всю историю христианского существования на земле. Здесь показаны общие черты прославленных мучеников, вместе взятых. С восьмой главы он уже начинает видеть страдания христиан только в антихристианском времени. Затем увидим их прославленных отдельно. Из последних истинных христиан выделяются своей нравственной чистотой девственники; они тоже под числом 144 тысячи, число это круглое, таинственное, означает, что это не один, не два, а целое число; о нем сказано в 14 главе.
Об этом еще будем говорить. Глава 8 С 8 главы, как мы сказали, начинаются казни последних времен, в области физического мира, в период антихристианского времени, но антихристианский мир не будет их замечать. Как ясно из истории Египетских казней через Моисея, египтяне покорялись им; далее же будут казни в высшей степени, но люди не будут их замечать и понимать и будут коснеть в своих беззакониях, как сказано в Евангелии от Луки гл. Это - 4 казни. Они будут продолжаться во все дни антихристианского царства до скончания века: то последовательно одна за другой, то одновременно. Совокупно к ним присоединятся еще 3, особенно страшные казни, что выражается возвещением Ангела: "Горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных гласов... Глава 9 После пятой трубы св.
Иоанн видит: раскрылась бездна сатаны. С этого времени постепенно кончается благодатное Царство, что именно и выразилось в потемнении Солнца - Христа в сердцах людей из-за адского учения и нечестия. Дым означает черное адское учение и беззаконную безбожную теорию, а выход саранчи после дыма означает демонов атеистов, коммунистов, комсомольцев и т. А люди, принявшие адское учение, названы Гогами и Магогами, и постепенно через них ужаливаются остальные люди, которые не имеют силы веры их отгнать. Только люди крепкой веры, которые запечатаны христовой печатью, могут избежать их действия мучения. Их мучения выразятся в постоянной жажде насыщения, в плотском образе жизни, в недовольстве, в искании лучшего, и пребудет род человеческий в вечной гибели. Они еще здесь на земле будут предчувствовать адские мучения, потому что в их сердцах откроется полный ад, и под конец они попадут под гнев Божий.
Для истребления нечестивых людей антихристианского общества будут голод, меч войны , мор и всякие другие бедствия. Тогда-то в эти дни люди начнут просить себе смерти, но смерть убежит от них; они будут думать, что после телесной смерти будут спокойны, не подозревая того, что души их вместе с телом будут мучиться во веки веков, бесконечно; умрет для них помилование в покаянии еще здесь на земле. Когда откроется гнев Божий для истребления антихристианского общества, то в эти бедственные дни многие беспечные ослепленные христиане с антихристианским обществом обратятся к Богу с покаянием, но уже будет поздно, небесные двери закроются, а они не будут знать, что Господь не простит им, они будут успокаивать себя, что Бог милосердный, всякий грех прощает, пока человек находится на земле, они только потом узнают после телесной смерти , что покаяние их было без пользы.
Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру». Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя.
Более девяти месяцев томился в тяжком заточении. Патриарх Ермоген умер 27 февраля 1612 года мученической смертью от голода. В 1652 году останки Ермогена, по повелению патриарха Московского Никона перенесены из ветхой гробницы в Чудовом монастыре в Большой Успенский собор. Его мощи в деревянной гробнице, обитой фиолетовым бархатом, поставлены в юго-западном углу собора. Священномученик Ермоген прославлен в лике святителей 25 мая 1913 года. В том же году в Московском Кремле состоялось торжественное открытие и переложение мощей святителя в новую раку, сооруженную иждивением императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны, которую поместили под золоченым бронзовым шатром, изготовленным царем Михаилом Федоровичем. Торжества возглавил митрополит Московский Макарий. Сочинения патриарха Ермогена повесть о Казанской иконе Божией Матери и служба этой иконе 1594 послание Патриарху Иову, содержащее сведения о казанских мучениках 1591 сборник, в котором рассматриваются вопросы Богослужения 1598 патриотические грамоты и воззвания, обращенные к русскому народу 1606-1613 Память о патриархе Ермогене Дни памяти совершаются 2 марта, 25 мая и в Соборе Московских святителей.
Первый храм в честь нового святого был освящён митрополитом Макарием Невским 26 мая 1913 года - устроен Русским монархическим собранием и Русским монархическим союзом в подземелье Чудова монастыря. Памятник создан коллективом под руководством скульптора Салавата Щербакова и архитектора Игоря Воскресенского. В декабре 2014 года памятник патриарху Гермогену, изготовленный на средства епархии и армянской общины города Альметьевска, был открыт на территории у Казанского кафедрального собора Альметьевска. Упоминается и у Гавриила Державина в стихотворении Мужество: «Там Гермоген, как Регул, страждет…» 1804 На мотив мученичества Гермогена создано много живописных и графических произведений, самым известным из которых является картина кисти Павла Чистякова 1860.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Приведу такой пример. Не так давно скончался в трагическом происшествии один из людей, которые устраивали эту компанию. И мне звонили с каких-то телеканалов, почему-то считая, что я страшно захочу это дело как-то прокомментировать. Я сказал, что я это комментировать не буду, потому что, ну все. Ну свои какие-то внутренние переживания я оставляю при себе. Люди смотрят на вас в первую очередь как на священников. Неосторожные, а порой эпатирующие высказывания отдельных клириков бросают тень на всю Церковь Божию, вызывают в блогосфере волны ответных становится не столько сам автор строк, сколько Русская Православная Церковь в целом. Наследие Депутат Евгений Примаков: «Я — нанятый вами сотрудник» Как возникла «Русская гуманитарная миссия» и какими проектами она занимается? В чем смысл работы депутата и как в жизни появилась вера?
Действие охватывает период от правления Ивана Грозного до воцарения династии Романовых. В фильме используется другой вариант имени священномученика — Гермоген. Но этими героями полна наша земля… Патриарх Гермоген — один из ярких примеров. Без него не было бы нашей страны», — уверен митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, с чьего благословления был снят фильм. После присоединения Казанского ханства к Русскому государству в 1552 году будущий патриарх был послан священником в город, где позже обретут чудотворный образ Божией Матери. Съемки проходили в Казанском Кремле, на территории мужского Богородицкого монастыря и на месте Гостинодворской церкви, где когда-то служил Ермоген. Значительная часть съемок прошла в Московском Кремле.
Будущий святитель был как раз одним из первых, кто принял этот образ в свои руки. В 1587 году Ермолай принял монашеский постриг с именем Ермоген Гермоген в московском Чудовом монастыре. Спустя некоторое время он был назначен игуменом, а затем и архимандритом казанского Спасо-Преображенского монастыря. Казанскую епархию святитель Ермоген возглавлял в течение 17 лет. В новой епархии, расположившейся на новоприсоединенной территории России, будущий патриарх занимался проповедью православной веры, строительством новых и восстановлением старых храмов Казани, а также прославлением в лике святых казанских подвижников. Однако главным этапом в жизни святителя стало его избрание Патриархом Московским и всея Руси и последовавшие за этим события.
Через несколько лет Ермоген был назначен архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани, а 23 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым митрополитом Казанским. На этой кафедре святитель Ермоген проводил широкую, плодотворную миссионерскую работу среди язычников и мусульман татар , приводя их к православной вере. Во время служения будущего патриарха в Казани совершились явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Будучи еще священником, он с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил службу Божией Матери в честь иконы Ее Казанской, а также «Сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери и совершившихся от нее чудесных исцелениях». Его тропарь «Заступнице Усердная» проникнут истинным вдохновением и глубоким молитвенным чувством. В сказании же он со смирением пишет о себе: «Я же тогда... И по велению Архиепископа, с прочими святыми крестами пошел я с иконою в находящуюся вблизи церковь святого Николая, который зовется Тульским... В ответ святителю Ермогену патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия». В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского. Царь Феодор Иоаннович приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святых, святитель Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия, епископов Казанских. За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 13 июля 1606 года он был возведен собором святителей на патриарший престол в Московском Успенском соборе. По древнему чину святейший патриарх Ермоген совершал шествие на осляти вокруг стен Кремля. Деятельность патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом Смутного времени — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. В этом подвиге патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди. С особенным вдохновением противостоял святейший патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие. Когда в июне 1608 года самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: «... Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за Дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику... Болит моя душа, болезнует сердце и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых... Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? Не свое ли Отечество разоряете?... Заклинаю вас именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца». В другой грамоте первосвятитель призывал: «... Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, жен и чад, и всех нас; и станем молить за вас Бога»... Тем временем в Москве начался голод.