Смотреть/Читать. Лагерь смерти Собибор работал полтора года (весна 1942-го — осень 1943-го).
Управа района Дорогомилово города Москвы
- Собибор (фильм) — Википедия
- Премьера фильма «Собибор. Побег из лагеря смерти» прошла в Музее Победы |
- «Собибор»: люди и монстры – фильм Хабенского о знаменитом побеге из концлагеря | Правмир
- Форма поиска
- Навигация по записям
Документальный фильм «Собибор. Побег из лагеря смерти» (2023): к 80-летию восстания
Этот момент отражен и в фильме "Собибор": Печерский помог голландцу, которому издевающийся немец разбил очки, расколоть "весь в сучках, узловатый, твердый" чурбак за пять минут. Он чудом расколол его, и Френцель, внезапно проникнувшись уважением, предложил красноармейцу сигареты и еду, но тот отказался: "Очень благодарен. Питания, которое я здесь получаю, мне вполне хватает". В этот момент Печерский ощутил волну признания от других узников: "Я смотрел на моих товарищей, и сердце разрывалось на части. Хотелось сказать им: "Держитесь, ребята! Выше головы! Пусть враги чувствуют, что мы остаемся людьми". Но они и так понимали меня. Без слов". Впрочем, составители новой книги о Печерском, "Собибор: Хроника восстания в лагере смерти", вышедшей аккурат к релизу фильма, отмечают, что эпизод этот появляется в позднейших редакциях его мемуаров.
Вместе с несколькими заговорщиками Печерский готовит опасный план: завлечь под разными предлогами в закрытые места всех офицеров, убить их, а затем бежать, воспользовавшись сумятицей. То, как воплощается этот план, Хабенский воссоздал на экране очень скрупулезно: в фильм попал в том числе и важный для Печерского его роман с еврейкой из Гамбурга по имени Лука в более поздних редакциях — Люка. Но роман этот был притворный, для прикрытия от тех возможных коллаборационистов, которые могли присутствовать среди узников. До самой смерти, как рассказывает дочь Печерского, он хранил у себя рубашку ее отца, которую она пронесла через всю войну и которую подарила ему. Другой возможности сбежать, кажется, нельзя было и придумать. Печерский рассказывал о других, печально закончившихся попытках восстания в Собиборе: "Была неудачная попытка прорыть подземный ход. Был случай, когда два коммуниста, работавших в ближайшем лесу с группой лагерников, задушили охранника и бежали. Всех остальных из той группы доставили из леса и расстреляли. Свыше семидесяти евреев из Голландии решили подкупить охранника.
Руководителем этой группы был журналист, которого они звали "Господин капитан". Сколько немцы ни пытали его, он никого не выдал и до последней минуты говорил, что собирался бежать один. С того времени стали три раза в день пересчитывать лагерников, и делает это не кто-нибудь, а сам начальник лагеря обершарфюрер Френцель". Самыми точными эпизодами в фильме представляются именно эти, самые кинематографичные, — убийства эсэсовских офицеров. Их всех заманили под схожими предлогами: приглашали примерять различные вещи, костюмы, снятые с убитых евреев. Когда они снимали кобуру, их сильно били по голове: "…Когда унтершарфюрер вошел, все, как обычно, встали. Шубаев отошел к краю стола. У ножки стола стоял топор, прикрытый гимнастеркой. Унтершарфюрер снял пояс с кобурой вместе с пистолетом и положил на стол.
Снял френч. Портной Юзеф сразу же подскочил с костюмом и стал его примерять Бергу. Сеня пододвинулся к столу, чтобы, в случае необходимости, он смог перехватить пистолет. Под предлогом лучшего освещения, Юзеф повернул немца спиной к Шубаеву. В этот момент Шубаев ударил фашиста обухом топора по голове. Тот так заорал, что лошадь на дворе вздрогнула, навострила уши и рванулась. К счастью, одному из парней удалось схватить лошадь за уздечку. От второго удара немец замолк навсегда. Труп задвинули под кровать и закрыли тряпками.
Вытерли и накрыли следы крови на полу". Единственный, кто выжил тогда из начальства Собибора а всего было убито 11 офицеров , — это начальник лагеря Карл Френцель. Позже он руководил демонтажем Собибора, который, по разным слухам, скомандовал произвести лично Гиммлер, услышав о массовом побеге. Френцель прятался во Франкфурте до 1962 года, когда его поймали и осудили на пожизненное заключение. Он пережил даже Печерского и умер в 1996 году. А Печерский и большая часть лагерников в тот момент побежали под пулеметным огнем с вышек, на которых были охранники, лишь в последний момент догадавшиеся, что в лагере что-то случилось. Всего из Собибора таким образом пытались бежать около 600 человек.
В фильме представили документы о нацистском лагере из российских и белорусских архивов, а также из частных собраний и из коллекции Фонда Александра Печерского. Десятки из них были рассекречены специально для создания фильма.
Эти эпизоды есть и в экранизированных Хабенским воспоминаниях Печерского. Часть из них авторы решили не переносить в фильм, чтобы, видимо, не травмировать зрителя натуралистичностью. Вот, скажем, проходной эпизод с участием начальника лагеря обершарфюрера Френцеля: "Получено срочное задание — выгрузить уголь. На "обед" нам дали считаные минуты. Френцель все время стоял около повара и подгонял его палкой, чтобы тот скорее разливал в миски баланду. Увидев, что несколько сот человек еще не получили так называемый суп, Френцель разозлился, выгнал повара во двор и заставил его сесть на землю, поджав под себя ноги и вытянув руки. Затем, насвистывая какой-то марш, Френцель принялся ритмично наносить удары палкой парню по голове. Кровь заливала лицо повара, но, боясь громко вскрикнуть, он только тихо стонал. Все мы видели это зверское избиение, но вмешаться не смели. Несмотря на голод, постоянно мучивший нас, многие в тот день не смогли съесть свою порцию: казалось, она смешана с кровью нашего товарища... Он говорит о том, что, когда немцы заводили в "душ" очередную партию несчастных, они в этот момент гоняли по загону стаю гусей, гогот которых служил неким фоновым шумом, чтобы оставшиеся в живых лагерники не слышали страшные вопли. То же замечают Василий Гроссман и Илья Эренбург, авторы "Черной книги", сборника документов и свидетельств о Холокосте: "Все эти подробности ничем не отличаются от рассказов о том, что делалось на Майданеке или в Треблинке. Может быть, единственное, в чем проявилась фантазия и личная инициатива собиборовских палачей, — это в способе скрыть от окружающего населения свою работу. Они развели в подсобных хозяйствах лагеря стада гусей и, когда производилась расправа, этих гусей дразнили и заставляли кричать. Немцы таким образом заглушали стоны и плач своих жертв". Ее авторы доказывают, что Печерский на самом деле никого не вывел из лагеря, и даже больше — что там никого почти и не убивали. Вычисляют они это, например, по грунтовым водам: дескать, они бы помешали копать слишком глубокие могилы для сотен тысяч трупов. Псевдоисторики-ревизионисты правы в одном: восстание в таких условиях кажется невозможным. А вот Печерскому, единственному, удалось украсть винтовки, организовать бунт и действительно выйти вместе с толпой заключенных оттуда, откуда никто не должен был выйти. Печерский действует так, будто заранее понимает, что ему нужно было делать. После того как его забрали работать в лагерь а не загнали в газовую комнату , Печерский знакомится с подпольем и почти сразу заслуживает их уважение. Этот момент отражен и в фильме "Собибор": Печерский помог голландцу, которому издевающийся немец разбил очки, расколоть "весь в сучках, узловатый, твердый" чурбак за пять минут. Он чудом расколол его, и Френцель, внезапно проникнувшись уважением, предложил красноармейцу сигареты и еду, но тот отказался: "Очень благодарен. Питания, которое я здесь получаю, мне вполне хватает". В этот момент Печерский ощутил волну признания от других узников: "Я смотрел на моих товарищей, и сердце разрывалось на части. Хотелось сказать им: "Держитесь, ребята! Выше головы! Пусть враги чувствуют, что мы остаемся людьми". Но они и так понимали меня. Без слов". Впрочем, составители новой книги о Печерском, "Собибор: Хроника восстания в лагере смерти", вышедшей аккурат к релизу фильма, отмечают, что эпизод этот появляется в позднейших редакциях его мемуаров. Вместе с несколькими заговорщиками Печерский готовит опасный план: завлечь под разными предлогами в закрытые места всех офицеров, убить их, а затем бежать, воспользовавшись сумятицей. То, как воплощается этот план, Хабенский воссоздал на экране очень скрупулезно: в фильм попал в том числе и важный для Печерского его роман с еврейкой из Гамбурга по имени Лука в более поздних редакциях — Люка. Но роман этот был притворный, для прикрытия от тех возможных коллаборационистов, которые могли присутствовать среди узников. До самой смерти, как рассказывает дочь Печерского, он хранил у себя рубашку ее отца, которую она пронесла через всю войну и которую подарила ему. Другой возможности сбежать, кажется, нельзя было и придумать. Печерский рассказывал о других, печально закончившихся попытках восстания в Собиборе: "Была неудачная попытка прорыть подземный ход. Был случай, когда два коммуниста, работавших в ближайшем лесу с группой лагерников, задушили охранника и бежали. Всех остальных из той группы доставили из леса и расстреляли. Свыше семидесяти евреев из Голландии решили подкупить охранника. Руководителем этой группы был журналист, которого они звали "Господин капитан". Сколько немцы ни пытали его, он никого не выдал и до последней минуты говорил, что собирался бежать один. С того времени стали три раза в день пересчитывать лагерников, и делает это не кто-нибудь, а сам начальник лагеря обершарфюрер Френцель". Самыми точными эпизодами в фильме представляются именно эти, самые кинематографичные, — убийства эсэсовских офицеров.
За время существования лагеря в Собиборе - с мая 1942-го по ноябрь 1943-го - нацистами уничтожено до 250 тысяч человек. И уже через три недели советский лейтенант Александр Печерский сумел сплотить вокруг себя единомышленников и организовать один из самых массовых побегов из концлагерей за всю историю Второй мировой войны. После восстания, по личному распоряжению рейхсфюрера СС Генриха Гимлера лагерь смерти Собибор был закрыт. Нацисты разобрали и вывезли даже фундамент газовой камеры, чтобы ничто не напоминало о массовом уничтожении людей. Фильм рассказывает, кому из бежавших узников удалось пережить войну, где скрывались и предстали ли перед военным трибуналом палачи лагеря смерти и кто сделал все, чтобы о восстании в Собиборе узнали миллионы.
О чем повествует документальный фильм «Собибор. Побег из лагеря смерти»?
один из шести лагерей смерти нацисткой Германии, созданный специально для уничтожения людей. В преддверии Дня Победы на российские экраны вышел фильм «Собибор», посвященный восстанию и побегу заключенных во главе с пленным лейтенантом Красной Армии Александром Печерским из нацистского лагеря смерти Собибор 14 октября 1943 года. Отчаявшийся добиться правды Верховцев пробует совершить побег из тюрьмы, но попытка оказывается неудачной. Побег из лагеря смерти»? |.
Документальный фильм раскрыл правду о Собиборе
- Премьера фильма «Собибор. Побег из лагеря смерти» состоялась в Музее Победы
- Документальные фильмы про побеги из лагерей
- Читайте также
- Побег из ГУЛАГа
- Фашистский лагерь смерти. Большой побег 2014 смотреть онлайн даром
Собибор: история побега из лагеря смерти
Побег из лагеря смерти», сообщили в пресс-службе музея. Лагерь смерти Собибор был создан на юго-востоке Польши в рамках операции «Рейнхард», целью которой было массовое уничтожение еврейского населения. В нацистском лагере смерти Собибор произошло восстание и побег заключенных. «Собибо́р» — российский фильм в жанре военной драмы, полнометражный режиссёрский и сценарный дебют Константина Хабенского.
Фильм «Собибор» (рецензия Евгения Киселева)
Старший лейтенант Рябчинский попал в плен весной 1942 года в результате неудачной Изюм-Барвенковской наступательной операции. Пройдя несколько лагерей для офицеров «офлагов» , он попал в качестве рабочего на фарфоровую фабрику в Карловых Варах. После довольно жесткого диалога Михаила с представителями Русской Освободительной Армии РОА , которые вербовали в свои ряды пленных офицеров, Михаил оказался в отделении гестапо. После нескольких невыносимых недель пребывания в гестапо, часть узников расстреляли, а другую - отправили в концлагерь Маутхаузен. Надо торопиться Иван Битюков прибыл в Маутхаузен в первых числах января. Когда лагерный парикмахер заключенный-чех выстригал ему полоску посреди головы в случае побега она выдавала узника , эсэсовцы вышли из комнаты. Парикмахер приник к уху Битюкова и торопливо зашептал: «Тебя направят в 20-й блок. Передай своим: их всех скоро расстреляют. Ваши просили план лагеря — пусть ищут на дне бачка, в котором приносят баланду».
Только на третий раз капитан Мордовцев, обшаривая низ бачка, нашел приклеенный крохотный шарик и передал его товарищам за несколько минут до своей гибели: что-то заподозрившие эсэсовцы забили его на глазах товарищей. Побег был назначен на ночь с 28 на 29 января. Но 27 января эсэсовцы отобрали и увели 25 наиболее физически крепких человек. Среди них были и несколько руководителей побега. На следующий день узники узнали, что товарищей сожгли живьем в крематории. Новой датой побега была назначена ночь со 2 на 3 февраля. Их было четверо: три поляка и один голландец, физически крепкие и рослые. Это они по ночам обливали зимой спящих на полу советских офицеров даже коек в этом бараке не было водой из пожарного шланга, «чтобы пленные не слишком расслаблялись».
Примерно во втором часу ночи «капо» уснули. Дальше - какой-то офицер, фамилии его я не запомнил, произнес речь: «Лучше погибнуть в бою, чем умереть в лагере, как последняя тварь. Те, у кого уже не было сил подняться с пола, разделись до гола - они отдали нам последнее, что у них было - одежду, чтобы после побега мы не замерзли в зимнем лесу - так вспоминал об этом побеге Михаил Рябчинский - один из бывших узников «лагеря смерти» Маутхаузен. В назначенную ночь около полуночи «смертники» начали доставать из тайников свое «оружие» — булыжники, куски угля и обломки разбитого умывальника. Главным «оружием» были два огнетушителя. Были сформированы 4 штурмовые группы: три должны были атаковать пулеметные вышки, одна в случае необходимости — отбить внешнюю атаку со стороны лагеря. Около часа ночи с криками «Ура! Пулеметы открыли огонь.
В лица пулеметчиков ударили пенные струи огнетушителей, полетел град камней. Летели даже куски эрзац-мыла и деревянные колодки с ног. Один пулемет захлебнулся, и на вышку тотчас же начали карабкаться члены штурмовой группы. Завладев пулеметом, они открыли огонь по соседним вышкам. Узники с помощью деревянных досок закоротили проволоку, побросали на нее одеяла и начали перебираться через стену. Завыла сирена, стрекотали пулеметы, во дворе строились эсэсовцы, готовящиеся начать погоню. Ворвавшиеся в 20-й блок эсэсовцы нашли в нем около 70 человек. Это были самые истощенные заключенные, у которых просто не было сил на побег.
Все узники были голые — свою одежду они отдали товарищам. За пределами лагеря Из почти 500 человек более 400 сумели прорваться через внешнее ограждение и оказались за пределами лагеря. Как было условлено, беглецы разбились на несколько групп и бросились в разные стороны, чтобы затруднить поимку. Самая большая группа бежала к лесу. Когда ее стали настигать эсэсовцы, несколько десятков человек отделились и бросились навстречу преследователям, чтобы принять свой последний бой и задержать врагов хоть на несколько минут. Группа полковника Григория Заболотняка наткнулась на немецкую зенитную батарею. Сняв часового и ворвавшись в землянки, беглецы голыми руками передушили орудийную прислугу, захватили оружие и грузовик. Группа была настигнута и приняла свой последний бой.
Около сотни вырвавшихся на свободу узников погибли в первые же часы. Увязая в глубоком снегу, по холоду термометр в ту ночь показывал минус 8 градусов , истощенные, многие просто физически не могли пройти более 10-15 км. Но более 300 смогли уйти от преследования и спрятались в окрестностях. Поскольку собственных сил эсэсовцев было явно недостаточно для погони за такой массой беглецов, он передал руководству местной жандармерии так называлась австрийская полиция приказ: «Схваченных беглецов привозить обратно в лагерь только мертвыми». Планируя побег, организаторы рассчитывали на поддержку местного населения. Наши считали, что Австрия была оккупирована нацистами и что местные жители ещё не забыли об этом, они заблуждались. Бургомистры окрестных населенных пунктов собрали на сход все местное население и объявили бежавших опасными преступниками и «вооруженными монголами», которых нельзя брать живыми, а нужно уничтожать на месте. На поиски смертников были мобилизованы фольксштурм народное ополчение , члены нацистской партии и беспартийные добровольцы из местного населения, гитлерюгенд и даже аналог гитлерюгенда для девушек.
Так как многие из этих добровольных преследователей и большинство эсэсовцев были страстными охотниками, а свои жертвы они не считали людьми, то данная акция получила цинично-шутливое название «Охота на зайцев в округе Мюльфиртель». Что будет - то будет! Так мы думали тогда, нам очень хотелось согреться и наестся. А выживем мы или нет, конечно, мы не знали и знать не могли», - говорил о тех тревожных днях погони Михаил Леонтьевич Рябчинский. О том, как она происходила, оставил запись местный жандарм Йохан Кохоут: «Люди были в таком азарте, как на охоте.
Время пошло. Фильм тяжелый, но не слишком реалистичный. Садизм показан в общих чертах, без изнасилований и той настоящей жути, которая реально царила в концлагерях во второй половине мировой. Хабенский не стремится окунуть зрителя в жестокость с головой, как например в фильме "Казнь", после просмотра которого кажется, что окровавленные избитые тела вторглись с твоё личное пространство. Хабенский интеллигент. Поэтому Собибор мудро балансирует между театральностью и реалистичностью - и баланс этот не безупречен: в чём-то вышло, в чем-то нет. Например немцы психопаты выглядят немного игрушечно - у них толком не прописаны характеры, нет своих историй. Из-за этого сюжет не слишком захватывает, особенно если уже знаешь реальную историю этого знаменитого восстания. Но в целом зло показано достаточно сурово, чтобы понять, почему мирные и смиренные люди всё-таки в итоге озверели и уничтожили врага почти голыми руками. Собибор запоминается художественными деталями: мутным стеклянным взглядом начальника лагеря, наблюдающим сверху сквозь мутное окошко, как умирают в газовой камере остриженные и раздетые до нага женщины. Не забудете вы и скульптурно волевую мимику еврея коммуниста, которого играет сам Хабенский. Он настолько серьезно поработал над своим образом, что местами кажется, что родился новый киножанр: драматический автопортрет художника. Александр Печерский - советский еврей, возглавивший восстание в польском лагере смертников Собибор. Меня весь фильм не покидало ощущение, что если бы не мощный волевой характер Александра Печерского, в центре событий, картина просто распалась бы на детали, да и сам побег - был бы невозможен. Из фашистов индивидуальностью наделен только персонаж Кристофера Ламберта - скорее всего потому, что актеры такого уровня как Ламберт, уже не нуждаются в том, чтобы кто-то создавал для них образ - они делают это сами в процессе съёмок. Обершарфюрер Карл Френцель - комендант лагеря и "банщик" человек наблюдавший за тем, как идет процесс уничтожения пленных, сквозь единственное окошко газовой камеры. По версии Кристофера Ламберта - это унылый, нервный и уставший от всего импотент, обиженный на своего отца. Этот Карл даже представить себе не может, что его пленные марионетки способны спланировать и осуществить вооруженный побег. Если главный герой фильма - это лагерная система, но почему рассказ о ней так хаотичен, спутан и фрагментарен? Серия убийств немецких офицеров концлагеря организована почти спонтанно, в каком-то нервном порыве. В итоге всё выглядит как цепочка случайно удавшихся безумств. Не исключаю, что в реальности так и было. Ведь Собибор единственный в истории. Больше примеров восстания в немецком концлагере, после которого кому-то удалось выжить, мы не знаем. Но о случайном невозможно снять серьезное кино - задача художника найти закономерности, выстроить художественную правду и дать людям ключи к ответам на вечные вопросы. В Собиборе эти задачи решены только отчасти. И очень много спорных решений. Почему выстраивая сюжет, Хабенский пренебрег такой исторической "мелочью" как подкуп украинских коллаборационистов, которые были наняты для охраны периферии лагеря и стояли на пулеметных вышках? В фильме по толпе стреляют 2 пулемета МГ-42 и три карабина. И пулеметчиков убивают раньше, чем они успевают расстрелять свои ленты по 50 патронов. То есть по версии Хабенского, лагерь, получается, был не рассчитан на возможность массового побега? Не совсем понятно, почему Хабенский решает вооружить организаторов побега огнестрельным, хотя по мемуарам выживших мы знаем, что план захвата склада с оружием в реальности провалился, и они бежали практически безоружными? Удивляет также минометный огонь за воротами лагеря... Кульминация Офицеров, как кур, вырезают одного за другим - заманивают в тупейшие ловушки, используя эффект неожиданности. Ненависть и решимость измученных пленных даёт им столько сил, что даже мальчишка подросток, не тренированный, запуганный и физически слабый, оказывается способен убить взрослого мужчину офицера - едва получив в руки нож.
В нашей коллекции вы найдете как классические фильмы, такие как « Побег из Собибора » и «Собибор» 2018 , так и менее известные, но не менее увлекательные фильмы, основанные на реальных событиях. Фильмы про побег из концлагерей — это истории о невероятной выдержке и смекалке людей, которые нашли способ выжить в условиях нацистской оккупации. Некоторые из них погибли, но многие смогли выбраться из лагерей и рассказать миру о том ужасе, который творился в них.
Побег из лагеря смерти О передаче 15 мая 1942 года на юго-востоке Польши нацисты разместили ещё один лагерь смерти - Собибор. Он появился в рамках операции "Рейнхард", целью которой было массовое уничтожение еврейского населения. Большинство прибывших в лагерь умерщвлялось в газовых камерах. За время существования Собибора - с мая 1942 по ноябрь 1943 года - нацисты уничтожили здесь около 250 тысяч человек.
Портал правительства Москвы
Первый игровой фильм о концентрационных лагерях в истории кино, снятый в польско-советской копродукции (режиссером была Ванда Якубовска, а оператором-постановщиком — Бенцион Монастырский. Петшиковский выглядит настоящим титаном, восстающим против несправедливости и жестокости, и потому «Чемпион» менее всех прочих фильмов о лагерях смерти привязан к мрачной фактуре и традиции. В нацистском лагере смерти Собибор произошло восстание и побег заключенных.
Собибор: побег из лагеря смерти: новый документальный фильм представили в Ростове
Уровень его выходит далеко за рамки национальностей, политики и даже мифологии. Это чистой воды личностный поединок. Константин Хабенский говорит о том, что в какой-то момент Печерский «перестает быть советским человеком и становится просто человеком». Очень важный аспект, ключевой во всей этой истории перерождения человека, кристаллизации его характера. Только победив собственные страхи, сомнения, неверие, можно победить в тех нечеловеческих условиях, в которые поставлены узники «Собибора». О исторической точности и художественной достоверности Декорации и интерьеры лагеря воспроизводили в Литве по сохранившимся чертежам. Но архивы лагеря были уничтожены после побега заключенных, а сам лагерь — стерт с лица земли, чтобы не осталось никаких напоминаний об этом подвиге. Самая сильная сцена в фильме одновременно и самая спорная — вечеринка, которую устраивают эсэсовцы в лагере.
Выморочный мир, в котором работа — убийство и отдых тоже — убийство. Но его орудия — не серая, наводящая ужас масса, они — персонифицированы. Чудовищнее всего, что для этих конкретных человеческих индивидуумов уничтожение другого человеческого существа — естественная форма существования. Сцена вечеринки вызывает вопросы, и первый — насколько это может соответствовать действительности? Глава Фонда Александра Печерского Илья Васильев: «Благодаря восстанию лагерь был фактически уничтожен и никаких архивов не сохранилось, но в распоряжении съемочной группы были воспоминания тех людей, их более пятидесяти, которые сумели выжить после побега из лагеря и оставили свои воспоминания, среди которых есть упоминания об этой страшной ночи, без каких-либо конкретных подробностей». Свидетельств того, что вечеринка была именно такой, как показано в фильме, в архивах нет, как нет и самого архива этого лагеря. Но действительность была еще страшнее.
Поэтому ход был выбран правильный — придумать сцену, которая бы передавала суть, мифологию, стала метафорой происходившего в этом лагере и еще многих других. Словосочетание «миф» и «рейх» неизбежно отсылает к мифу о превосходстве арийской расы и новому миропорядку, который эта раса пыталась создать. Лагерь в фильме «Собибор» — микромир, живущий по своим законам, пропускающий через себя человеческие судьбы, превращая их в дым и пепел.
Между тем, на территории нашей страны погибли 3 миллиона человек — половина всех жертв Холокоста.
Всего в 60 с небольшим километрах от Москвы, в Калуге, нацисты в 1941 году согнали всех евреев в гетто, а при наступлении Красной Армии подожгли их дома. Это было первое гетто, освобожденное советскими солдатами. А последним было Будапештское. О том, как выживали узники гетто, как боролись за свою жизнь в ожидании свободы, смотрите в этом документальном фильме.
В сердцевине ада В январе 1945-го, когда советские солдаты освободили лагерь смерти Освенцим, в одной из ям с пеплом у крематория была найдена фляга с широким горлышком. А в ней — записки человека, который несколько лет в этом крематории сжигал трупы убитых заключенных. Залман Градовский — член зондеркоммандо. Это специальные отряды заключенных, которых нацисты использовали, как ассистентов при казнях заключенных.
Судьба их была незавидной, они слишком много видели, и потому со временем их тоже убивали и сжигали в крематориях. Терять ему было нечего. И Градовский вместе с товарищами подняли вооруженное восстание в Освенциме. Дневник Залмана Градовского, написанный на идиш, был переведен и опубликован совсем недавно.
Как Красная Армия освобождала лагеря смерти на территории Польши, что обнаружили за заборами с колючей проволокой и кто из узников сумел дожить до этого счастливого дня — об этом в документальном фильме. Накануне Главный герой фильма — Михаил Девятаев. Летчик-ас, которому удалось вместе с девятью товарищами совершить уникальный побег из концлагеря на угнанном бомбардировщике Люфтваффе. Это был единственный случай в истории Второй Мировой войны.
И хоть сегодня это имя достаточно известно, в фильме используются уникальные документы и воспоминания людей, близко знавших героя. Всего полгода провел в плену Михаил Девятаев. За это время он прошел четыре нацистских лагеря, в одном из них пытался бежать, но из-за предательства попал в тюрьму и был приговорен к смерти. Но не погиб, а продолжил бороться.
В 1945 году Красная Армия освободила на территории Германии два крупных концлагеря — Заксенхаузен в 30 километрах от Берлина, где располагалась инспекция концлагерей, и женский лагерь Равенсбрюк. Одной из узниц Равенсбрюка была монахиня мать Мария — русская участница французского сопротивления. По рассказам заключенных, она погибла в газовой камере, куда вызвалась пойти вместо другой узницы. Об всем этом, а также о подпольной организации лагеря Равенсбрюк, в которой основную роль играли советские военнопленные — смотрите в этом документальном фильме.
На подступах к Ленинграду После захвата немцами Гатчина стала центром оккупационных карательных органов в этой местности. На территории района был открыт концлагерь «Дулаг 154». В лагерные бараки сгоняли и мирных жителей Гатчины из окрестных городов, и беженцев, пытавшихся спастись от наступающего вермахта. Ежедневно в отделениях «Дулага-154» только от голода и холода умирали не меньше ста человек.
В лагере практиковались пытки и издевательства. В случае эпидемий заболевших людей сгоняли в бараки и сжигали заживо. В Вырице, рядом с немецким госпиталем, был организован концлагерь для детей. Маленьких узников ежедневно выгоняли на обязательные работы.
Но главной задачей этого лагеря был забор у детей крови - ее использовали для раненых немецких солдат. Как происходило освобождение Гатчины, как отступавшие фашисты скрывали следы своих преступлений, удалось ли советским военным спасти кого-то из детского концлагеря? Туда попала практически вся семья Клавдии Нюппиевой - шесть сестер и мать. До сих пор она не может без слез рассказывать об ужасах трехлетнего заключения у финнов.
По замыслу финских военных, на оккупированной ими территории советской Карелии могли жить лишь представители финно-угорских народов. Русское население распределялось в места заключения. Каждый третий житель на оккупированной территории Карелии прошел через финские концлагеря. Финские захватчики не устраивали массовые расстрелы мирных жителей и не сжигали деревни.
Но тысячи людей умирали своей смертью - в невыносимых и жестоких условиях, созданных оккупантами. Вместе с родителями в места для принудительного содержания финны оправляли детей.
Оказавшись в концлагере, чтобы остаться в живых, он выдает себя за перса. Об этом узнает повар лагеря Клаус Кох, который мечтает после войны открыть в Иране собственный ресторан. Он настаивает, чтобы Жиль научил его языку фарси.
IMDb: 7,6. Кадр из фильма «Фальшивомонетчики» Узник концлагеря, фальшивомонетчик Соломон Соровиц, получает задание подделать нужные рейху доллары и фунты. Отныне герой вместе со своими помощниками живёт намного лучше остальных заключённых. Но прекрасно понимает, что в конце войны он и его товарищи станут ненужными и их просто уничтожат. Говоря об ужасах концлагерей, драму австрийского режиссёра Штефана Рузовицки вспоминают незаслуженно редко, и зря.
Д/с «Собибор. Побег из лагеря смерти». Восстание — Video
Побег из нацистского лагеря смерти. Собибор. Он появился в рамках операции "Рейнхард", целью которой было массовое уничтожение еврейского населения. Документальный фильм об истории одного из самых массовых побегов из еврейского гетто в годы Великой Отечественной войны снимают в Новогрудке. Большой побег (фильм 2014) онлайн в хорошем качестве, а перед этим коротко о содержании: Лагерь кончины в Собиборе бы специально создан нацистами как место для систематического уничтожения евреев. Побег из лагеря смерти" состоится 16 октября на телеканале "Звезда", но 12 октября фильм впервые увидят в Ростове-на-Дону, откуда родом был Александр Печерский.
В Музее Победы состоялась премьера фильма «Собибор. Побег из лагеря смерти»
Новый русский фильм, являющийся режиссерским дебютом Константина Хабенского, рассказывает про побег военнопленных из концлагеря Собибор. Побег из лагеря смерти» покажут 14 октября в кинотеатре «Поклонка». Побег из лагеря смерти" состоится 16 октября на телеканале "Звезда", но 12 октября фильм впервые увидят в Ростове-на-Дону, откуда родом был Александр Печерский. После побега Владимиру Шепете удалось несколько дней скрываться в окрестностях лагеря и раздобыть гражданскую одежду. Фильмы. Сериалы. Фильм рассказывает о восстании заключенных в нацистском лагере уничтожения «Собибор» 14 декабря 1943 года.
Кого не расстреляли украинцы, тех добили поляки. 80 лет побегу из Собибора
Как он сумел это сделать и кто еще был организатором и героем побега? Сколько попыток покинуть лагерь было до этого и многие ли беглецы при этом выжили? Что случилось с персоналом и командующими Собибора?
Мировая премьера «Собибора» прошла в Варшаве 23 апреля 2018 года, а затем прошли премьеры во многих столицах мира [11] [12] [13] [14]. Первый российский показ фильма состоялся в родном городе Александра Печерского, Ростове-на-Дону, 24 апреля. Телевизионная премьера фильма состоялась 14 июня 2018 года на « Первом канале » [16]. Обозреватель « Новой газеты » Лариса Малюкова поставила фильму 8 баллов из 10 [17]. Фильм выдвигали на кинопремию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» от России в 2018 году, но картина не вошла в короткий список из девяти отобранных картин [18]. Награды и премии[ править править код ] Фильм был представлен на российских и международных кинофестивалях, на которых был отмечен ряд призов и премий.
К съемкам привлекли сына героя — Александра Девятаева, который консультировал кинематографистов. Фильм Бекмамбетова «Девятаев» выйдет в прокат 29 апреля. Еще по теме.
Московская премьера картины состоится в Музее Победы 14 октября, а телепоказ — 16 октября на канале «Зв езда». Ранее стало известно, что в конкурсную программу кинофестиваля «Послание человеку» вошли 63 фильма.