Опыт Джозефа Пристли с мышонком помог расширить наши знания о нервной системе и важности электрической активности в организме. Вернёмся к опыту английского химика Джозефа Пристли, который в 1771 году провел следующий опыт: взял два стеклянных колпака, под каждым из них поместил мышь. Слайд 12Опыт Джозефа Пристли Джозеф Пристли – английский химик, открывший кислород и. углекислый газ. В 1771 году он проделал знаменитый опыт с мышью, свечой и мятой.
Джозеф Пристли
Опыт Джозефа Пристли с мышонком доказывает, что организмы обладают потрясающей способностью к регенерации тканей. Опыт Джозефа Пристли с мышонком дал импульс развитию химической науки, в частности газовой химии и физико-химического анализа. Опыт Джозефа Пристли с мышонком является одним из наиболее известных экспериментов в истории науки. Опыт Джозефа Пристли. Пристли провел интересный опыт, который доказывает, что растения способны очищать воздух от испорченных частиц, которые появляются в результате горения.
Джозеф Пристли — человек открывший «новый воздух»
Основоположником пневматической химии считается Ян Гельмонт Jean Baptiste van Helmont, 1577-1644 , врач по профессии, который не только ввёл термин «газ», но и обнаружил непохожий на воздух «лесной газ» gas silvestre , выделяющийся при действии кислот на известняк, при брожении молодого вина и приготовлении пива, а также при горении угля. Пристли, развивая далее идеи Гельмонта, стал экспериментально изучать действие открываемых им газов на животных и человека. И, разумеется, в первую очередь был испробован эффект вдыхания им же открытого кислорода. В книге «Эксперименты и наблюдения, касающиеся различных видов воздуха» он так описывает опыты вдыхания кислорода: «Из большей силы и яркости пламени свечи в этом чистом воздухе можно заключить, что он полученный Пристли газ может быть особенно полезен для лёгких в некоторых болезненных случаях. Я имел возможность испытать его эффект на себе, вдыхая значительное количество его через трубку. Это дало мне замечательное ощущение свободы и лёгкости в груди.
Кто бы мог отрицать, что когда-нибудь этот чистый воздух станет модным средством для развлечений? До сих пор, однако, только две мыши и я сам имели привилегию дышать им». В этой же книге Пристли написал: «Я не могу не польстить сам себе, что, в своё время применение этих разнообразных видов газов станет широко использоваться в медицине» [Priestley J.
Кнопка Старт закрывает крышку сосуда. Кнопка Стоп приостанавливает опыт, кнопка Сброс поднимает крышку и возвращает модель в исходное состояние.
В начале 1774 года исследователь решил, что единственный способ изолировать и изучить эти новые газы состоит в том, чтобы уловить их под водой в перевернутой, заполненной водой стеклянной банке, в которой не было воздуха.
Он решил начать с изучения газа, который, как сообщалось, создавался реакцией сгорания. Пробка закупоривала эту бутылку стеклянной трубкой, ведущей от нее к раковине, наполненной водой, где заполненные водой стеклянные банки стояли перевернутыми на подставке из проволочной сетки. Стеклянная трубка Пристли заканчивалась прямо под открытым горлышком одной из этих бутылок, так что любой газ, который он добывал, попадал в стеклянную банку. Когда его порошкообразное соединение ртути нагревалось, с конца стеклянной трубки начали подниматься прозрачные пузырьки. Баночка начала заполняться. Пристли наполнил три бутылки газом и стал первым человеком, который успешно поймал это таинственное вещество. Но что это было?
Пристли осторожно вынул одну бутылку из воды.
Сделано оно было случайно. Сегодня мы бы сказали, что в таком воздухе нет кислорода, зато много углекислого газа.
Он полагал, что растение также скоро погибнет. Но, вопреки ожиданию, растение чувствовало себя вполне хорошо. Позднее выяснилось: для того чтобы растение «очищало воздух», необходим свет.
Надо сказать, что «питаться воздухом» совсем не легко. Кислород в процессе фотосинтеза выделяется в качестве побочного продукта. Миллиарды лет назад в атмосфере Земли не было свободного кислорода.
Если бы человек был перенесён туда с помощью «машины времени», он бы немедленно задохнулся.
Опыт Пристли Фотосинтез
Джозеф Пристли ставил под одну банку горящую свечу, а в другую сажал мышь. Свеча тухла, грызун погибал. В наше время его самого зоозащитники посадили бы в банку, но в далеком 1771 году ученому никто не помешал продолжить свои опыты. Пристли посадил мышь в банку, где до этого потухла свеча. Животное погибло еще быстрее. И тогда Пристли сделал вывод, что раз все живое на Земле до сих пор не погибло, Бог мы же помним, что Пристли был священником , придумал некий процесс, чтобы воздух вновь был пригоден для жизни.
И скорее всего, основная роль в нем принадлежит растениям. Чтобы доказать это, ученый взял воздух из банки где погибла мышь, и разделил его на две части. В одну банку он поставил мяту в горшочке. А другая банка ждала своего часа. Через 8 дней растение не только не погибло, а даже выпустило несколько новых побегов.
И он опять посадил грызунов в банки. В той, где росла мята — мышь была бодра и закусывала листиками. А в той, где мяты не было — практически моментально лежала дохлая мышиная тушка. Опыты Пристли вдохновили ученых, и во всем мире начали отлавливать мелких грызунов и пытаться повторить его эксперименты. Но мы же помним, что Пристли был священником и весь день, до вечерней службы мог заниматься исследованиями.
А Карл Шееле, аптекарь из Швейцарии, экспериментировал в домашней лаборатории в свободное от работы время, то есть по ночам, и мыши дохли у него независимо от присутствия мяты в банке. В результате его экспериментов получалось, что растения не улучшают воздух, а делают его непригодным для жизни. И Шееле обвинил Пристли в обмане научной общественности.
Это исследование было подтверждено и в 2021 г. Биологи МГУ им. Ломоносова совместно с зарубежными коллегами выявили, что большинство опухолей развиваются в условиях гипоксии, когда организм не получает достаточного количества кислорода. Кислород необходим клеткам организма человека для окислительных реакций и выработки энергии митохондриями.
Если в митохондриях слишком мало кислорода, эти процессы нарушаются. Материал подготовлен по открытым источникам.
Открою вам истину капитана: лента хабра настраивается так, как захотите вы! Не нравятся наши статьи, читайте хабы, где пишут исключительно по IT! Не портите себе настроения, уважайте мнение других и хорошего Вам дня!
Живите дружно! Большой вклад в ботанику сделал английский учёный Неэмия Грю. Неэмия Грю 26. Свои открытия Грю использовал для объяснения некоторых основных функций растений. Он последовательно разбирал строение корня, стебля, почек, ветвей, листьев, цветов, плодов и семян, стараясь при этом установить некое единство в структуре различных частей растений.
Грю видел это единство в том, что все части растения состоят из элементов трёх типов: пузырьков клеток , волокон и трубочек. Особенно его интересовали скопления однородных элементов, которые он первым классифицировал как ткани. Упомянув о приходе в ботанику методов микроскопического исследования, необходимо снова назвать имя Марчелло Мальпиги, который особое внимание уделял структуре и развитию различных частей растений. Марчелло Мальпиги 10. Тут же он упоминал о корневищах, луковицах и клубнях, рекомендуя не смешивать их с корнями, поскольку это всего лишь подземные видоизменённые части стебля.
Автор пытался дать ответ на два вопроса: Как поднимаются питательные соки из почвы в корни? Существует ли обратный отток от листьев и ветвей к корням? На первый вопрос он отвечал, что ему пока не удалось вполне его исследовать. Учёный писал так: «Частицы воды, принимая в себя соли и другие находящиеся в почве минеральные вещества, разжижают их, затем эта смесь проходит сквозь сито в корешки растения и точно прессом вгоняется в сосуды трубочки древесины…» Однако каковы отверстия, из которых состоит это сито, и существует ли оно на самом деле, Мальпиги не брался отвечать. Для того чтобы ответить на второй вопрос, он разработал и провёл опыт, ставший классическим.
Учёный сделал кольцевидный надрез, очистил ствол от коры и заметил, что сок не может спуститься, а скапливается выше среза. Проделав этот опыт многократно, Мальпиги заметил: «Я считаю вполне вероятным, что питательный сок может двигаться сверху вниз». В других опытах Мальпиги развил идею активности растения как живого организма. На основании своих наблюдений за развитием семян тыквы, её семядолей и листьев Мальпиги высказал предположение, что именно в листьях растений, подвергающихся действию солнечного света, происходит переработка доставляемого корнями «сырого сока» в пригодный для усвоения растением «питательный сок». Это были первые высказывания и робкие попытки научного объяснения участия листьев и солнечного света в процессе питания растений.
Догадки Мальпиги об участии листьев в питании растений не привлекли внимания его современников, а данные о движении растительных соков были использованы лишь для рассуждений об аналогии этого явления с кровообращением животных. Представления Мальпиги о питании растений разделял лишь Грю, который полагал, что растения поглощают пищу корнями, где она ферментируется, направляется к листьям и подвергается переработке. Одним из шедевров ботанических изысканий Мальпиги следует считать работу «О галлах». Она представляет большой интерес и значительную ценность не только для ботаников, но и для зоологов. Автор внимательно проследил картину галообразования у лавра, дуба, боярышника, клёна, тополя, вербы и гороха на различных частях этих растений: листьях, корнях, бутонах, цветах и околоплодниках.
Галлы на листе дуба. Его монография перечисляет серию насекомых, вызывающих возникновение галлов, и объясняет, как и почему они образуются. Мальпиги пишет об этом: «Многие насекомые не только берут у растений каждодневную пищу, но и вынуждают их предоставлять зародышам этих насекомых своего рода матки и питающие груди». Выводы, которые сформулировал Мальпиги на основании собственных наблюдений, сводятся к следующему: Галлы и некоторые другие новообразования на растениях чаще всего вызываются различными насекомыми, откладывающими яйца на внешних частях растений или внутри их; Для развивающихся из таких яиц личинок нужно питание и особое помещение, которое насекомые, руководимые инстинктом, ищут у растений. С этой целью яйца размещаются на растениях при помощи яйцекладов, которые, например, у некоторых видов мелких ос устроены очень своеобразно.
Возникновение самих галлов обусловлено ненормальным разрастанием тканей клеток, волокон и сосудов той части растения, куда сделан укол яйцекладом и опущено яйцо. Далее автор подробно объясняет, чем именно вызвано такое ненормальное разрастание тканей. Мальпиги полагает, что в тот момент, когда насекомое собирается отложить яйца и делает укол, из кончика его яйцеклада в ранку попадает какая-то жидкость, отличающаяся ярко выраженной ферментативной активностью. Под влиянием этой жидкости питательные соки, находящиеся в нежной растительной ткани, начинают бродить, в результате чего в месте укола образуется опухоль. По словам Мальпиги, процесс схож с тем, как пчела кусает человека, выпуская в ранку свой «сок», который изменяет «движение соков» в тканях вокруг ранки и способствует ускоренному росту тканей.
Нельзя упустить из виду заслугу Мальпиги в борьбе с учением о самозарождении. Вместо того чтобы следовать по проторенной дорожке своих предшественников, верных идее самозарождения растений и животных, Мальпиги противопоставил мёртвым догматам живой опыт. Наряду с опытом Реди, опровергающим возможность самозарождения высокоорганизованных многоклеточных существ, Мальпиги придумал остроумный эксперимент, который подточил фундамент незыблемой догмы. Мальпиги взял стеклянный сосуд и поместил туда землю. Потом плотно затянул горловину сосуда шёлковой материей, чтобы в него могли попасть вода и воздух, но не занесённые ветром семена.
Опыт показал, что в такой земле никакое растение вообще не развивалось. Несмотря на примитивность такого эксперимента, его методика и вывод, который сделал Мальпиги, были совершенно верны. Как видно из вышесказанного, задачей ботаников XVI века, людей большой и разносторонней эрудиции, прекрасно знакомых со всем, что было сделано в этой области ботаниками Античности и многочисленными компиляторами XIII — XV веков, была задача продвинуть свою науку с целью накопления фактического материала. Браунфельс, Бок, Клаузий, Лобелий, братья Баугины были великолепными флористами, не по книгам изучавшими растительный мир своей родины и других стран. Они составляли труды с точным описанием всего, что им удалось увидеть, снабжая свои книги прекрасными иллюстрациями, исправляя ошибки предшественников, обогащая старинный материал многочисленными открытиями.
В XVI в. Официально считается, что кислород был открыт английским химиком Джозефом Пристли 1 августа 1774 г. Пристли направлял на это соединение солнечные лучи с помощью мощной линзы. В результате выделился газ, который он назвал «дефлогистированным воздухом».
О своем открытии Пристли поспешил сообщить французскому химику Антуану де Лавуазье, который спустя год, в 1775 г. В то же время шведский химик Карл Шееле выявил кислород еще в 1771 г.
Ученый провел эксперимент с пресноводными амебами
Может быть, он и разобрался бы и завершил начатое им дело. Но судьба его сложилась очень печально. Ему помешали продолжать научные исследования. Джозеф Пристли был человек передовой для своего времени, Он очень сочувствовал французской революции и имел много друзей во Франции. Английские консерваторы никак не могли ему этого простить. Они не любили Пристли за его свободомыслие и искали случая расправиться с ним.
И вот 14 июля 1792 года в дом, где он жил, ворвалась толпа наемных громил. Они уничтожили ценные инструменты, сожгли превосходную библиотеку и рукописи ученого. Пристли и его семья успели спастись от расправы. Их приютили сердобольные соседи. Вскоре Пристли уехал из Англии.
И это комнатное растение выделяло в процессе фотосинтеза кислород и поглощало углекислый газ. Но главное здесь не путать! Растение тоже дышит, и в процессе дыхания, как и все живые организмы, потребляет кислород и выделяет углекислый газ. Просто параллельно идёт процесс фотосинтеза — кислород выделяется там как побочный продукт.
Кислород взаимодействует почти со всеми веществами, обладает высокой способностью к окислению, лежит в основе горения всех видов топлива, поэтому широко используется в промышленности, при взрывных работах, в ракетостроении, в пожарной охране, медицине и других отраслях народного хозяйства. В XVI в. Официально считается, что кислород был открыт английским химиком Джозефом Пристли 1 августа 1774 г. Пристли направлял на это соединение солнечные лучи с помощью мощной линзы. В результате выделился газ, который он назвал «дефлогистированным воздухом». О своем открытии Пристли поспешил сообщить французскому химику Антуану де Лавуазье, который спустя год, в 1775 г.
Разумеется, такое описание реакции выглядит весьма поэтично по сравнению с обычным химическим уравнением, но, к сожалению, суть произошедшей химической реакции не отражает. Сам Пристли, будучи сторонником теории флогистона, так и не смог объяснить суть процесса горения; он защищал свои представления даже после того, как Антуан Лавуазье Lavoisier, Antoine Laurent, 1743-1794 обнародовал новую теорию горения. Об истории открытия кислорода, о приоритете на право его открытие, о деятельности и роли в научной химии самого Джозефа Пристли мы более подробно ещё поговорим 13 марта, в день рождения этого великого учёного. Пристли был выдающимся представителем пневматологии, или пневматической химии - направления, которое создали химики того времени, изучавшие вещества в газообразном состоянии. Основоположником пневматической химии считается Ян Гельмонт Jean Baptiste van Helmont, 1577-1644 , врач по профессии, который не только ввёл термин «газ», но и обнаружил непохожий на воздух «лесной газ» gas silvestre , выделяющийся при действии кислот на известняк, при брожении молодого вина и приготовлении пива, а также при горении угля. Пристли, развивая далее идеи Гельмонта, стал экспериментально изучать действие открываемых им газов на животных и человека. И, разумеется, в первую очередь был испробован эффект вдыхания им же открытого кислорода. В книге «Эксперименты и наблюдения, касающиеся различных видов воздуха» он так описывает опыты вдыхания кислорода: «Из большей силы и яркости пламени свечи в этом чистом воздухе можно заключить, что он полученный Пристли газ может быть особенно полезен для лёгких в некоторых болезненных случаях. Я имел возможность испытать его эффект на себе, вдыхая значительное количество его через трубку.
Что такое фотосинтез? История открытия процесса, фазы фотосинтеза и его значение.
Такой подход позволил ему в одном из опытов открыть явление фотосинтеза. Следующий эксперимент был очевиден, и его результат его оказался ожидаемым. Мыши жили в присутствии зеленых растений в «испорченном» воздухе, свеча снова загоралась.
Без доступа воздуха мыши быстро погибали, но однажды под колпак случайно попала веточка мяты. Ученый не обратил на это внимания, а когда утром поспешил к колпаку, то застал возмущенного грызуна живым-здоровым, мяту обгрызанной, а свечку надкусанной. Благодаря этим открытиям мы уверены, что растения произрастают не напрасно, а очищают и облагораживают нашу атмосферу", - записал в журнале наблюдений восторженный Пристли.
Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты… побег мяты вырос почти на три дюйма на семь с половиной сантиметров. Это был очень интересный опыт. Но, к сожалению, в те времена еще не могли сделать из него правильного вывода. И люди толковали по-разному.
Одни утверждали, что это загадка природы. Другие искали ответа в религии. Но ссылка на бога не могла удовлетворить ученых. И, конечно, Пристли задумывался над особенностью зеленых растений. Чем ее объяснить? Может быть, он и разобрался бы и завершил начатое им дело. Но судьба его сложилась очень печально.
Вы можете теперь представить, как трудно было изучать химию во времена, когда химические формулы еще не были изобретены. То, что мы только что записали коротким химическим уравнением, Пристли описал в 1774 г. Затем я взял небольшое зажигательное стекло и направил лучи Солнца прямо внутрь банки на порошок.
Из порошка стал выделяться воздух, который вытеснил ртуть из банки. Я принялся изучать этот воздух. И меня удивило, даже взволновало до глубины моей души, что в этом воздухе свеча горит лучше и светлее, чем в обычной атмосфере». Разумеется, такое описание реакции выглядит весьма поэтично по сравнению с обычным химическим уравнением, но, к сожалению, суть произошедшей химической реакции не отражает. Сам Пристли, будучи сторонником теории флогистона, так и не смог объяснить суть процесса горения; он защищал свои представления даже после того, как Антуан Лавуазье Lavoisier, Antoine Laurent, 1743-1794 обнародовал новую теорию горения. Об истории открытия кислорода, о приоритете на право его открытие, о деятельности и роли в научной химии самого Джозефа Пристли мы более подробно ещё поговорим 13 марта, в день рождения этого великого учёного.
Чезаре Фьорио: Вассёр должен учитывать, что не сможет контролировать Сайнса
- Джозеф Пристли: жизнь и наука
- Опыт Пристли Фотосинтез - YouTube
- Зеленский настаивает на переносе в незалежную части американской оборонки, производящей ЗРК Patriot
- Джозеф Пристли
- Этот день в истории: 1833 год — получен патент на газировку — EADaily, 24 апреля 2017 — История
- Стало понятно, как ВСУ попытаются сбивать крылатые ФАБы
Как из камня сделать пар
- Видео: Что такое эксперимент Джозефа Пристли?
- Джозеф Пристли
- Что такое эксперимент Джозефа Пристли? - Научные факты 2024
- Изобретатель газированной воды и ластика.
- ФОТОСИНТЕЗ » Мурзим
"Новый воздух". 248 лет назад химик Джозеф Пристли открыл кислород
опыт пристли скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. Пристли сделал поразительный вывод: растения (как в опыте, так и в природе) очищают воздух и делают его пригодным для дыхания. И действительно, в указанном Пристли опыте получается закись азота, образующаяся по реакции.
17 августа 1771 года священник Джозеф Пристли открыл явление фотосинтеза.
Знаменитый опыт 1774 года, принёсший Пристли бессмертие, был несложен — и посейчас кислород иногда так получают в демонстрационных опытах. Обвинил Пристли и больше к этим опытам не возвращался: слишком далеки от фотосинтеза были его химические интересы. Опыт Джозефа Пристли с мышонком показал, что электрические токи могут воздействовать на организм и изменять его физическое состояние. Классический опыт Джозефа Пристли с живыми мышами под колпаком, где воздух «освежается» зелёными ветками. Данный опыт был осуществлён английским химиком Джозефом Пристли в 1771 году. записал в журнале наблюдений восторженный Пристли.
Мышь под стеклянным колпаком
Кислород в определённый момент кончился, а концентрация углекислого газа стала чрезмерной. Мышь дышит и это логично, что в закрытом пространстве рано или поздно газовый баланс сместится. Второй мышке повезло гораздо больше — у неё был зелёный друг рядом. И это комнатное растение выделяло в процессе фотосинтеза кислород и поглощало углекислый газ. Но главное здесь не путать!
Пристли наполнил три бутылки газом и стал первым человеком, который успешно поймал это таинственное вещество. Но что это было? Пристли осторожно вынул одну бутылку из воды. Он держал зажженную свечу под ее горлышком.
Тусклый свет вокруг фитиля свечи превратился в блестящий огненный шар. Оказалось, этот странный газ заставлял вещества гореть. Пристли поставил новую банку, наполненную обычным воздухом, вверх дном на подставку для проволоки рядом со второй банкой своего таинственного газа. Он поместил мышь в каждую банку и стал ждать. Мышь в обычном воздухе начала бороться за дыхание через 20 минут.
Рэй специально интересовался проблемой движения у листьев растений, лепестков цветков и, в частности, у сложного листа мимозы, Любопытно, что все такого рода движения Рэй связывал с влиянием на цветы и растения света, температуры, испарения, давления соков. Таким образом он стремился объяснить эти явления материалистически, не испытывая, подобно Юнгу, никакой необходимости к таким абстракциям, как Аристотелева энтелехия. Среди них можно выделить несколько имён. Крупным ботаником этого периода был Рудольф-Яков Камерарий — физик, ботаник, философ, профессор и директор ботанического сада в Тюбингене, который 25 августа 1694 года отправил профессору Валентину письмо «О поле у растений».
Рудольф Якоб Камерарий 12. В этой насыщенной и сдержанной статье Камерария поражает исчерпывающее знакомство с литературой по поднятому им вопросу. Чрезвычайно убедительна аргументация — не словесная, а целиком построенная на очень простых с виду, но весьма показательных экспериментах. Автор этой работы устанавливает несколько безупречных фактов. Он описывает органы размножения цветковых растений: пестик с завязью, заключающий в себе семяпочки одну или несколько , и тычинки, изготавливающие пыльцу. Камерарий говорит о судьбе неопылённых и опылённых семяпочек, о бесплодии махровых цветков, очень бедных пыльцой или вовсе лишённых её. Затем, указав на существование одно- и двуполых, а также двудомных растений приходит к заключению, что подавляющее большинство растений размножается путём самоопыления, тогда как перекрёстное опыление имеет место лишь у раздельнополых, и в первую очередь двудомных растений. Забегая вперёд, необходимо сказать, что этот вывод был неверен. Наблюдения Камерария базировались на следующих опытах: у двудомных растений он изолировал женские особи, а у однодомных удалял мужские цветки.
На основании этих опытов он сделал вывод: цветок всегда оказывается пустоцветом, а плод не образует семян, когда содержимое тычинок не попадает на женский цветок. Подводя итоги своим исследованиям, Камерарий заключает: «Было бы правильным дать тычинкам более благородное название мужских органов размножения, ибо их пыльники являются хранилищем, в котором выделяется и накапливается цветочная пыль, чтобы затем направиться отсюда куда следует. Завязь вместе со столбиком ведут себя по отношению друг к другу, как мужчина и женщина… Они отличаются полом, и это не только… сравнение, аналогия или образ, а …в буквальном смысле этого слова так». Так был установлен факт существования полов у растений. Так было доказано наличие у них мужских и женских органов размножения. Несмотря на широкий перечень теоретических изысканий, ботаники никогда не теряли связи с задачами растениеводства, поскольку издавна различные растения играли большую роль в лечебной практике, научной и народной медицине. Продолжались поиски новых растений. Например, в работе Гертнера «О плодах и семенах растений» описывалось более одной тысячи разнообразных плодов, приводились описания красочных иллюстраций. Кроме того, автор классифицировал их, заложив новый раздел ботаники — карпологию, науку о плодах.
Карл Гертнер 01. Он точно определил понятие зародыша, семядолей и эндосперма. Всё это очень важно для понимания морфологии и систематики. Развитие ботаники и, в частности, анатомии растений создало предпосылки для зарождения физиологии растений. Её формирование стимулировалось потребностями сельского хозяйства, нуждавшегося в выяснении условий, позволяющих успешно выращивать хороший урожай. Не случайно уже первые фитофизиологические исследования касались преимущественно проблем питания растений. Важную роль в возникновении физиологии растений сыграло распространение в XVII веке экспериментального метода, в частности, использования методов химии и физики для объяснения различных явлений в жизни растений. В центре этого раздела ботаники стояли проблемы питания, размножения и развития онтогенеза растений. Обращаясь к первой из этих проблем, в первую очередь остановимся на вопросе движения воды и соков растений.
Первая попытка научного толкования вопроса о почвенном питании растений принадлежит французскому ремесленнику Паллиси. В своей книге «Истинный рецепт, посредством которого все французы могут научиться увеличивать свои богатства», изданной ещё в 1563 году, он объяснял плодородие почв наличием в них солевых веществ. Его высказывания, предвосхитившие основные положения так называемой минеральной теории плодородия почв, были затем забыты, и только спустя почти три столетия их по достоинству оценили. Ван Гельмонт Годы жизни 12. Выращивая ивовую ветвь в сосуде с определённым количеством почвы при регулярном поливе, он через пять лет не обнаружил какой-либо убыли в весе почвы, в то время как ветвь выросла в небольшое деревцо. На основании этого опыта Ван Гельмонт сделал вывод, что своим ростом растение обязано не почве, а воде. Аналогичное наблюдение в 1661 году провёл с тыквой английский физик Бойль. Он также пришёл к выводу, что источником роста растений является вода. В 1699 году английский учёный Джеймс Вудворд тщательно поставленными экспериментами по выращиванию растений в воде, взятой из различных мест, показал, что в свободной от минеральных примесей воде растения развиваются хуже.
Джейм Вудворд 01. Но пионером в изучении этого вопроса нужно считать английского ботаника Стефана Гельса. Стефан Гельс 17. Она изобиловала собственными наблюдениями автора, множеством измерений и вычислений, позволявших Гельсу научно обобщить весь добытый им опытный материал, оживляя факты остроумными рассуждениями. Точное наблюдение, а не формальная логика, эксперимент, а не умозрительная теория — вот что лежало в основе его изысканий. Отрицая наличие в растениях каких-то особых сил, он в то же время не упрощал жизненных явлений, не отождествлял их с процессами, имеющими место в неорганической природе. Эти последние, как правильно полагал он, проще тех, что происходят в организме. Гельса заинтересовал так называемый «плач» растений: появление большого количества жидкости на срезах ветвей, например, виноградной лозы.
Пристли осторожно вынул одну бутылку из воды. Он держал зажженную свечу под ее горлышком. Тусклый свет вокруг фитиля свечи превратился в блестящий огненный шар. Оказалось, этот странный газ заставлял вещества гореть. Пристли поставил новую банку, наполненную обычным воздухом, вверх дном на подставку для проволоки рядом со второй банкой своего таинственного газа. Он поместил мышь в каждую банку и стал ждать. Мышь в обычном воздухе начала бороться за дыхание через 20 минут. Мышь во второй банке с этим странным газом дышала комфортно более 40 минут! Казалось, у этого удивительного газа было только одно название: «чистый воздух».