День прорыва блокады Ленинграда Встреча бойцов Волховского и Ленинградского фронтов в районе рабочего поселка № 1 во время операции по прорыву блокады Ленинграда (операция "Искра"). Январь 1943 прорыв блокады Ленинграда по дням Карта — схема. «Прорыв блокады Ленинграда — одно из основных событий, ознаменовавших коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
81 год началу прорыва Блокады Ленинграда в 1943 году
У южного побережья Ладожского озера образовался узкий коридор шириной примерно 12 км, который так и не смогли преодолеть советские войска. В сентябре 1942 года была сделана новая попытка прорвать коридор, но и она окончилась неудачей. И только 18 - 23 января 1943 года в ходе операции "Искра" нашим удалось пробить коридор и освободить узкую полоску вдоль берега озера, которая позволила за две недели проложить железную дорогу от Шлиссельбурга Петрокрепость до станции Поляны к железной дороге, ведущей на Волхов. Частично блокада была прорвана, и положение Ленинграда резко улучшилось во всех отношениях.
Не хватало топлива — и поэтому стоял транспорт. Повсеместно был голод. Люди выживали. Государство просто обязано чтить этот подвиг, без преувеличения, спасший страну. Блокадников с каждым годом становится все меньше.
В 2008 году их численность составляла около 300 тысяч человек, а по состоянию на сентябрь 2022 года их осталось чуть более 54 тысяч. Страшно представить, что через несколько лет мы будем лишены возможности лично поговорить с героями, обсудить их подвиги. Поэтому этой категории граждан нужны дополнительная социальная защита и внимание со стороны государства. Отрадно, что Президент России Владимир Путин уделяет этому событию высокое внимание, регулярно посещая памятные мероприятия. Ранее мы предусмотрели дополнительные льготы для этой категории граждан. Мы долго настаивали на праве выплаты двух пенсий блокадникам Ленинграда. Раньше на нее имели право только инвалиды, что было несправедливым. Но мы смогли это исправить, будем продолжать следить за потребностями и состоянием наших блокадников.
Это наша историческая ответственность. Ведь Россия и сегодня продолжает бороться с наследием тех дней.
Всё происходило в обстановке строжайшей секретности, умело использовалась дезинформация. Перегруппировка войск производилась исключительно ночью или в нелетную погоду. Немцы узнали о планируемом наступлении всего за несколько дней и не успели подтянуть резервы. Частям Ленинградского и Волховского фронтов под командованием Л. Говорова и К.
Мерецкова соответственно предстояло атаковать сильно укрепленный шлиссельбургско-синявинский район, который обороняли пять дивизий 18-ой армии группа армий «Север» под командованием Г. Общая численность соединенной ударной группировки РККА достигала 303 тысяч солдат и офицеров. Ее превосходство над противником в живой силе достигало четырех с половиной раз, в артиллерии — семи, в авиации — двух, по количеству танков — десяти раз. Сражение на шлиссельбургском выступе началось ночью с 11 на 12 января. Авиацией Волховского фронта и 13-ой воздушной армии Ленинградского фронта был нанесен массированный бомбовый удар на участке прорыва. Через 2 часа 20 минут 67-я армия со стороны Невы, а несколько ранее подразделения второй ударной и восьмой армий Волховского фронта перешли в наступление.
Говоров и Волховского командующий генерал армии К. Мерецков фронтов. А в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки. Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана.
Прорыв блокады Ленинграда
советская военная операция в январе 1943 года во время Второй мировой войны, направленная на прорыв блокады Ленинграда вермахтом. Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана. Сообщение о прорыве блокады Ленинграда слушать здесь. Полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, в ходе Ленинградско-Новгородской операции, однако прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Именно там утром 19-го января он узнал новость о прорыве блокады и оставил о ней в своем дневнике приведенную выше краткую запись. Проект 'Прорыв блокады Ленинграда' посвящен событиям операции 'Искра', которая привела к успешному разгрому блокады Ленинграда 18 января 1943 года.
Прорыв блокады Ленинграда: как это было?
Руководству города удалось не только спасти население от варварских обстрелов и бомбёжек, но и предотвратить эпидемии, которые могли возникнуть в период блокады. Дорога жизни Единственной надеждой на спасение для сотен тысяч ленинградцев стала эвакуация и доставка продовольствия по Ладожскому озеру — летом по воде, зимой по льду. Эта трасса получила название «Дорога жизни». Доставка людей и грузов в период блокады по этой трассе по праву может сравниться с величайшими операциями Великой Отечественной войны. Как только в конце ноября 1941 года Ладога покрылась льдом, руководство Ленинграда организовало через озеро переброску продовольствия в город на грузовых машинах. Обратно эвакуировалось голодающее население. По «Дороге жизни» до весны 1943 года было доставлено 1,6 млн тонн грузов, эвакуировано 1,3 млн ленинградцев. Порой грузовики проваливались под лёд, но колонна продолжала движение, иногда под обстрелом. По дну Ладожского озера были уложены трубопровод и электрический кабель.
В декабре 1941 года умерли 53 тыс. Говоров и Волховского командующий генерал армии К. Мерецков фронтов. Общую координацию наступления осуществлял Г. Советские ударные группировки превосходили теперь врага на решающих направлениях в пять и более раз. Блокаду прорвали 18 января 1943 года на узком участке южнее Ладоги, шириной всего 8—11 км. По этому коридору уже через несколько недель проложили железную дорогу, по которой доставляли в Ленинград продовольствие, вооружение, пополнение для защитников города. В честь этого события впервые за всю войну был дан салют не в Москве, а в самом Ленинграде.
Тысячи жителей вышли на улицы, чтобы увидеть салют и порадоваться столь желанной победе у стен своего родного города. Сегодня в городе —.
По сути, ленинградская военная промышленность возобновила работу только весной 1942 года. При этом 17 декабря 1941 года Ставка в своей директиве поставила перед Ленинградским и Волховским фронтами масштабную задачу - разгром группы армий «Север» и освобождение Ленинграда от блокады. Увы, тогда из этого практически ничего не получилось, а потери наши войска понесли большие... Хотя в количественном отношении под Ленинградом превосходство было на нашей стороне, оно полностью нивелировалось за счет, говоря военным языком, огневого воздействия противника. Немцы были лучше оснащены автоматическим оружием, у них было больше пулеметов и минометов, они обладали мощной артиллерийской поддержкой. Об этом не раз говорится, например, в донесениях 55-й армии, несколько раз повторявшей безуспешные попытки наступать на Усть-Тосно. Сказывалось и то, что большая часть наших войск вела непрерывные действия по два-три месяца.
Солдаты просто устали. А у немцев была ротация. В тот момент у 18-й армии, входившей в группу «Север», еще были резервы, чтобы периодически выводить войска с фронта в тыл на отдых. Немецкое командование поступало достаточно смело, снимая силы с относительно спокойных участков и перебрасывая их на наиболее опасные. За счет этого, в общем-то, немцы и держались... Что же касается Невского пятачка, то, на мой взгляд, уже к концу 1941 года он в стратегическом отношении был тупиком. Он был невелик, и развернуть там достаточное количество сил для прорыва было невозможно. Наступать с него можно было лишь в ограниченном количестве направлений из-за конфигурации плацдарма, а также такого мощного узла немецкой обороны, как железобетонные руины здания 8-й ГРЭС, которые возвышалась над пятачком с его левого фланга. Это тоже одна из попыток прорыва блокады?
Первоначально там очень удачно было выбрано место для удара - стык двух немецких корпусов. Гипотетически существовала возможность выйти к Октябрьской железной дороге - это давало шанс отрезать немецкие войска и лишить их линии снабжения. Сами немцы оценивали свою ситуацию как критическую. Вообще с боями под Погостьем связано много мифов. В первую очередь об их бесполезности. Это совершенно не так! На мой взгляд, начало этих боев спасло Ленинград. Благодаря нашему натиску немцы приняли решение отходить от Волхова, дабы их ударный клин не оказался в окружении. Нам это дало возможность обеспечить нормальное функционирование Дороги жизни через Волховстрой.
Ведь ко второй половине декабря 1941 года в Ленинграде оставалось продовольствия на четыре дня... Еще одна важная вещь. Операция 54-й армии у Погостья предотвратила немецкую попытку прервать Дорогу жизни - эту задачу в 20-х числах декабря 1941 года поставило командование вермахта. Было предложено три варианта операции, предусматривавших захват или западного, или восточного побережья Ладожского озера. Однако все силы, которые могли быть выделены для этой операции, противник был вынужден бросить под Погостье. Мы зачастую смотрим на те бои глазами фронтовика Николая Никулина, автора известных «Воспоминаний о войне». На мой взгляд, там все представлено в очень черных тонах. Вот лишь одна цитата: «Снег стоял выше пояса, убитые не падали, застревали в сугробах. Трупы засыпало свежим снежком, а на другой день была новая атака, новые трупы, и за зиму образовались наслоения мертвецов, которые только весною обнажились от снега - скрюченные, перекореженные, разорванные, раздавленные тела.
Целые штабеля». Жуткая картина! Однако, как свидетельствуют документы, в том числе и немецкие, под Погостьем вовсе не происходило «избиение красноармейцев». Особенно когда на поле боя появлялись советские тяжелые танки, немцам приходилось очень туго, и они держались из последних сил. А в марте 1942 года вражеская оборона была прорвана там окончательно - когда ввели в бой 4-й гвардейский стрелковый корпус Ленинградского фронта Николая Гагена, сформированный в феврале 1942 года это стало его боевым крещением. Немцы отошли на оборонительные позиции у реки Тигоды, которые готовили в течение трех месяцев. И в результате образовался выступ, существовавший до конца боев под Ленинградом в январе 1944 года. Складывается впечатление, что длительное время наше командование методом проб и ошибок нащупывало место прорыва. И решило все-таки действовать в самом узком месте немецкой обороны - «бутылочном горле» у Ладоги.
Там, где всего 14 километров отделяли блокадное кольцо от Большой земли... Траншеи, блиндажи, деревоземляные огневые точки, мощная артиллерийская группировка. Плюс Рабочие городки, которые были превращены противником практически в узлы обороны... Кстати, еще в декабре 1941 года командир одного из корпусов вермахта предлагал отвести войска из «бутылочного горла» на Синявинские высоты. Он считал, что полной блокады Ленинграда и так нет, поскольку город снабжается по Ладоге.
И только 18 - 23 января 1943 года в ходе операции "Искра" нашим удалось пробить коридор и освободить узкую полоску вдоль берега озера, которая позволила за две недели проложить железную дорогу от Шлиссельбурга Петрокрепость до станции Поляны к железной дороге, ведущей на Волхов. Частично блокада была прорвана, и положение Ленинграда резко улучшилось во всех отношениях.
Можно ознакомиться с предисторией, боевыми итогами и подробностями операции "Искра". Еще можно посмотреть карту боевых действий прорыва блокады.
Для создания диорамы привлекались историки, военные консультанты, ветераны, участвовавшие в операции «Искра», художники, дизайнеры. Панорама выставочной площади и диорамы: Музей-панорама «Прорыв блокады Ленинграда» Новый объект музейного комплекса открылся недавно, но уже заслужил популярность у жителей и гостей нашей страны. Его особенность заключается в том, что здесь посетители оказываются на поле боя, становятся свидетелями конфликта. Реконструкция прорыва блокады Ленинграда, создана так, что все экспонаты можно трогать, что особенно привлекает сюда детей. Экспозиция посвящена Невскому пятачку. Этот небольшой участок в районе Московской Дубровки был стратегически важным пунктом в борьбе с ликвидацией блокады.
На протяжении долгих месяцев с сентября 1941 по февраль 1943 года эту территорию удерживал Ленинградский фронт. Панорама экспозиции: Художники и декораторы с документальной точностью воссоздали момент боя, происходившего 13 января 1943 года.
Искра надежды: как 81 год назад был совершен героический прорыв блокады Ленинграда
Онлайн » Карты» Карта прорыва блокады ленинграда в 1943. Шаблон:Блокада Ленинграда 2 Операция «Искра» — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны. 12 января 1943 года с целью прорыва блокады Ленинграда началась стратегическая наступательная операция «Искра». После победного завершения операции «Искра» был объявлен архитектурный конкурс на создание проекта монумента, посвященного прорыву блокады Ленинграда.
12 января 1943 началась операция «Искра». Прорыв блокады Ленинграда.
За два дня боев расстояние между группировками, движущимися навстречу друг другу, сократилось до двух километров. В тот же день был освобожден Шлиссельбург и очищена от неприятеля территория южного побережья Ладоги. Ширина сухопутного коридора составила на различных участках от 8 до 10 километров. Связь с "Большой землей" была восстановлена.
Объединенная группировка 2-ой и 67-ой армий пыталась развить наступление и расширить плацдарм на юг, однако сходу этого не удалось. Противник закрепился на заранее подготовленной позиции. Тем не менее ожесточённые бои продолжались до конца января.
Для того чтобы удержать завоеванные рубежи, советские войска перешли к позиционной обороне. Официальной датой окончания операции «Искра» считается 30 января 1943 г. Бои отличались отчаянным кровопролитием.
Общие потери РККА с 12 по 30 января составили 115 082 человека 33 940 — безвозвратно , причем на Волховском фронте количество убитых и раненых почти вдвое превосходило потери на Ленинградском фронте.
Благодаря его решениям Ленинградский фронт был, по сути, возрожден к зиме 1942-1943 годов. Во-первых, уже с июля в город стало активно прибывать пополнение.
Во-вторых, командующий приложил огромные усилия, чтобы заодно еще и улучшить физическое состояние личного состава Ленинградского фронта. Ведь, согласно сохранившимся документам, еще осенью 1942 года примерно 12 процентов военнослужащих страдали от дистрофии. В-третьих, Говоров сумел подготовить части к выполнению поставленной боевой задачи.
К примеру, на полигоне в Токсово отрабатывались приемы взаимодействия во время атак, а на Неве в районе Рыбацкого — действия по штурму обледенелых крутых берегов. Ну и в-четвертых, командующий сумел обеспечить частям мощное артиллерийское прикрытие. А для обеспечения ее «питанием» командующий настоял на том, чтобы в городе резко повысилось производство боеприпасов.
Железный поток К началу операции «Искра» соотношение сил было следующим: Ленинградский и Волховский фронты смогли сконцентрировать примерно по 100 000 человек, немцы — около 40 000. Но при этом вермахт располагал мощной системой обороны, которая возводилась не один год, а нашим войскам предстояло форсировать Неву, преодолевая открытые пространства. И все же уже в первый день наступления Ленфронт добился колоссального успеха, с ходу преодолев крутой обледенелый берег Невы и захватив плацдарм шириной и глубиной в несколько километров и взяв в плен несколько сотен немцев — больше, чем за все время обороны Ленинграда с 1941 года.
А вот дальше началось уже настоящее прогрызание вражеской обороны.
Их вели 136-я, 123-я стрелковые дивизии, 123-я стрелковая бригада, а также 61-я танковая бригада. На левом фланге 330-й полк и 34-я лыжная бригада продолжали выполнять задачу по овладению Шлиссельбургом.
Немецкое командование лихорадочно перебрасывало новые резервы в районы Мги, Келколово, Мустолово, Синявино. Коридор, разделявший войска Ленинградского и Волховского фронтов, стал совсем узким. А в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки.
Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана. На улицах и проспектах города было всеобщее ликование.
Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами. Все его жители вышли на улицы, как это было в большие всенародные праздники. На многолюдных митингах ленинградцы выражали глубокую благодарность войскам Ленинградского и Волховского фронтов, прорвавшим блокаду.
Ожесточенные бои продолжались до конца января, но, несмотря на ввод в бой новых частей, прорвать оборону противника не удалось. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, автомобильная магистраль и мосты через Неву.
Документальные свидетельства из фондов отдела рукописей РНБ Прорыв Попытки прорыва блокады предпринимались неоднократно, начиная уже с осени 1941 г. Синявинские наступательные операции нашли освещение в воспоминаниях офицера 86-й стрелковой дивизии И. Айзенштадта «В боях под Ленинградом». Он живо и достоверно описывает сражения в Невской Дубровке, на Невском пятачке, других участках Ленинградского фронта, передавая атмосферу изнурительного физического и психического напряжения людей, которое они испытывали в течение многих месяцев непрекращающихся боев: «На каждом шагу постоянная опасность, страшная картина смерти и разрушения.
Кругом окровавленные тела, оторванные головы, руки, ноги, внутренности, от которых иногда еще поднимался пар... Тут же разбитые пушки, сгоревшие танки, развороченные землянки». В конце 1942 г. План операции, получившей кодовое наименование «Искра», был разработан штабом Ленинградского фронта в конце ноября 1942 г. На ее подготовку Ставка отвела не более месяца: весной болотистые места стали бы непроходимыми. Однако в конце декабря 1942 г.
Для обеспечения подхода к Неве было проложено около 50 км дорог.
Проект 'Прорыв блокады Ленинграда'
81 год началу прорыва Блокады Ленинграда в 1943 году | Прорыв блокады Ленинграда стал первым в военной истории примером деблокирования крупного города одновременным ударом извне и изнутри. |
Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны | Краткая история и фотографии с мемориала "Невский пятачок" в Ленинградской области и из музея "Прорыв блокады Ленинграда": как пятачок выглядит сейчас и выглядел во время войны. |
Карта операции искра прорыв блокады ленинграда
Как высекали «Искру» и спасали Ленинград | Прорыв блокады Ленинграда стал переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны и предвестником ленинградского Дня Победы, который отмечается 27 января – в день полного освобождения города от фашистской блокады (1944). |
Начало прорыва блокады Ленинграда: изучаем страницы истории вместе с «МЭШ» | И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. |
Трёхмерная панорама Ленинградского фронта. Музей Прорыв блокады Ленинграда | 1943. Прорыв блокады Ленинграда. Советская военная энциклопедия, т. 6 Вернуться к списку карт. |
Карты и схемы. Блокада Ленинграда. Эвакуация | День прорыва блокады Ленинграда Встреча бойцов Волховского и Ленинградского фронтов в районе рабочего поселка № 1 во время операции по прорыву блокады Ленинграда (операция "Искра"). |
Прорыв блокады Ленинграда 1943
Здесь имелись две линии траншей, синявинский узел сопротивления, отсечные позиции, а также опорные пункты. Противник использовал подбитые советские танки, превратив в неподвижные огневые точки. Они окаймляли Синявинские высоты — подходы, подошву и западные склоны, а также рощу Круглую. Этот рубеж являлся позицией дивизионных резервов до одного полка немецкой группировки. Все пространство находилось под фланговым огнем с соседних опорных пунктов и узлов сопротивления. В результате весь выступ напоминал один укреплённый район. Против двух армий Волховского фронта оборонялись 227-я пехотная дивизия без одного полка , 1-я пехотная, 374-й полк 207-й охранной дивизии и 425-й полк 223-й пехотной.
По переднему краю обороны шла сплошная траншея, прикрытая минными полями, надолбами и проволочными заграждениями, на некоторых участках была отрыта и вторая траншея. Там, где болотистая местность не позволяла углубиться в землю, немцы возвели ледяные и насыпные валы, поставили двухрядные бревенчатые заборы. Ситуация для атакующей стороны усугублялась лесисто-болотистой местностью в этом районе. К тому же здесь располагалась большая территория синявинских торфоразработок, которые были изрезаны глубокими канавами и дополнительно укреплены деревоземляными, торфяными и ледяными валами. Территория была малопроходимой для бронетехники и тяжёлой артиллерии, а они были нужны для разрушения вражеских укреплений. Для преодоления такой обороны требовались мощные средства подавления и разрушения, огромное напряжение сил и средств наступающей стороны.
Советские офицеры осматривают тяжелые немецкие орудия, обстреливавшие Ленинград. Это две 305-мм мортиры M16 чешского производства фирмы «Шкода» Тяжелая 305-мм мортира M16 чешского производства, захваченное советскими воинами. Район Ленинграда План операции Ещё 18 ноября 1942 г. Ставка, рассмотрев это предложение, потребовала сосредоточить все внимание на прорыве немецкой обороны только на одном направлении — шлиссельбургском, которое кратчайшим путем приводило к достижению поставленной цели. Он предусматривал нанесение встречных ударов — Ленинградского с запада, Волховского — с востока в общем направлении на Синявино. Ставка 2 декабря утвердила представленный план.
Координация действий обоих фронтов поручалась маршалу Советского Союза К. Подготовить операцию планировали к 1 января 1943 г. Она требовала совместными усилиями двух фронтов разгромить группировку противника в районе Липка, Гайтолово, Московская Дубровка, Шлиссельбург и, таким образом, «разбить осаду гор. Ленинград, к исходу января 1943 г. После этого, перейдя к прочной обороне на рубеже р. Мойка, пос.
Михайловский, Тортолово, обеспечить коммуникации Ленинградского фронта и дать войскам 10-дневный отдых. В первой половине февраля 1943 г. Подготовка операции Для проведения операции были сформированы две ударные группировки: на ВФ — 2-я ударная армия генерал-лейтенанта В. Романовского, на Ленинградском — 67-я армия генерал-майора М. Ударной группировке ЛФ предстояло форсировать Неву по льду, прорвать оборону на участке Московская Дубровка, Шлиссельбург, разгромить окопавшегося здесь противника, соединиться с войсками ВФ и восстановить связь Ленинграда с Большой землей. В дальнейшем планировался выход соединений 67-й армии на рубеж р.
Обеспечение левого фланга 2-й ударной армии возлагалось на 8-ю армию генерала Ф. Старикова, которая своими правофланговыми соединениями должна была наступать в направлении Тортолово, пос. Авиационную поддержку и прикрытие войск осуществляли 13-я и 14-я воздушные армии Ленинградского и Волховского фронтов и авиация Балтийского флота всего около 900 самолётов. К участию в операции привлекались также авиация дальнего действия, береговая и корабельная артиллерия флота 88 орудий. Проведение операции ударной группы Волховского фронта по решению Ставки ВГК возлагалось на командующего 2-й ударной армией под непосредственным руководством заместителя командующего фронтом генерал-лейтенанта И. Операцию ударной группы Ленинградского фронта должен был проводить командующий 67-й армией под непосредственным руководством командующего фронтом генерал-лейтенанта Л.
Жуков и К. Основой ударной группировки ЛФ являлась 67-я армия, построенная перед наступлением в два эшелона. Первый эшелон состоял из 45-й гвардейской, 268-й, 136-й, 86-й стрелковых дивизий, 61-й танковой бригады, 86-го и 118-го отдельных танковых батальонов. Второй эшелон составили 13-я, 123-я стрелковые дивизии, 102-я, 123-я, 142-я стрелковые бригады, а армейский резерв — 152-я и 220-я танковые бригады, 46-я стрелковая дивизия, 11-я, 55-я, 138-я стрелковые, 34-я и 35-я лыжные бригады. Поддержку наступления осуществляли артиллерия армии, фронта и Балтийского флота — всего около 1900 орудий и минометов и 13-я воздушная армия силами 414 самолетов. Ударную группировку Волховского фронта составили 2-я ударная армия, часть сил 8-й армии.
Первый эшелон 2-й ударной армии составили 128-я, 372-я, 256-я, 327-я, 314-я, 376-я стрелковые дивизии, 122-я танковая бригада, 32-й гвардейский танковый полк прорыва, 4 отдельные танковые батальона. Во второй эшелон входили — 18-я, 191-я, 71-я, 11-я, 239-я стрелковые дивизии, 16-я, 98-я и 185-я танковые бригады. Резерв армии составили 147-я стрелковая дивизия, 22-я стрелковая, 11-я, 12-я и 13-я лыжные бригады. На левом фланге наступления действовала часть сил 8-й армии: 80-я, 364-я стрелковые дивизии, 73-я бригада морской пехоты, 25-й отдельный танковый полк и два отдельных танковых батальона. Поддержку наступления осуществляли артиллерия фронта и двух армий силами около 2 885 орудий и минометов и 14-я воздушная армия силами 395 самолетов.
По тонкому льду в первую ходку удалось доставить на грузовиках 33 тонны грузов, в первую очередь, продовольствие. Потом еще и еще. Читайте также Символ ужаса и триумфа: История седьмой симфонии в блокадном Ленинграде Фашисты довольно быстро поняли, что «Дорога жизни» разрушает их планы на быструю победу, и начали методично сбрасывать бомбы на грузовики. Поскольку линия фронта проходила в 15-20 километрах от трассы, удары авиации подкреплялись огнем немецкой дальнобойной артиллерии. Для обороны трассы на каждом километре установили зенитные пулеметы, через каждые три — малокалиберные зенитные орудия. Машины уходили под лед, люди гибли и тонули, но дорога продолжала функционировать. Несмотря бомбежки, обстрелы, плохую видимость и переутомление, водители старались за сутки совершить две поездки — туда и обратно. Лозунг тех дней гласил: «Каждые два рейса обеспечивают 10 500 ленинградских жителей. Борись за два рейса». Некоторые шоферы успевали сделать даже три ходки. Всего в первую блокадную зиму в Ленинград легендарные «полуторки» ГАЗ переправили более 260 тысяч тонн продуктов, а также шесть стрелковых дивизий и танковую бригаду. В обратный путь, на Большую землю вывозились люди — в первую очередь, дети, женщины и старики. Всего за блокаду удалось эвакуировать около 1,376 миллиона человек. Нечеловеческий подвиг ленинградцев Неокрепший лед и постоянные обстрелы заставляли инженеров неоднократно переносить дорогу на новое место. Плохие погодные условия тоже играли против водителей. В сильную метель машины часто теряли ориентиры и проваливались под лед. Так, за первую зиму в Ладожском озере затонуло 327 автомашин. Читайте также Орудия блокады: незрячие слухачи, крейсер «Аврора», альпинисты Исаакиевского К декабрю 1941-го запас продовольствия почти иссяк, доставить продукты регулярно не представлялось возможным — все подступы к Ленинграду обстреливались фашистами. Карточки ввели еще в июле, а зимой пришлось сильно урезать норму выдачи хлеба. Дети, служащие и иждивенцы получали по 125 граммов в день, солдатам полагалось по 500 граммов, рабочим — по 375, остальным — по 250. Потом и эту норму сократили. Муку заменяли гидроцеллюлозой, то есть, обработанной древесиной. Другим страшным кошмаром ленинградцев в ту зиму стал холод.
Благодаря этим мерам, в 1943 году количество артиллерийских снарядов, упавших на город, уменьшилось примерно в 7 раз 1943 год. Операция "Искра". Духанов, с 24 января по конец февраля — генерал-майор А. Черепанов, затем снова М. Свиридов 13-я воздушная армия — командующий: генерал-полковник авиации С. Рыбальченко Волховский фронт — командующий: генерал армии К. Мерецков , заместитель ком. Федюнинский 2-я ударная армия — командующий: генерал-лейтенант В. Романовский 54-я армия — командующий: генерал-лейтенант А. Сухомлин 8-й армии — командующий: генерал-лейтенант Ф. Стариков 14-я воздушная армия — командующий: генерал-лейтенант авиации И.
За счет технологии усиления льда военные инженеры добились того, что теперь по льду Невы можно было проложить переправу для достаточно тяжелой техники, в т. Силы и оборона противника в Южном Приладожье Советским войскам предстояло столкнуться со старыми противниками. В его подчинении были пять пехотных дивизий. Три из них находились в первой линии и две — в резерве. Укомплектованность и боеготовность дивизий корпуса оценивалась следующим образом. Против войск Волховского фронта оборону занимали 1-я и 227-я пехотные дивизии. Командир XXVI армейского корпуса Эрнст Лейзер 227-я пехотная дивизия считалась пригодной для обороны, ее батальоны оценивались как обладающие средней силой. Всего в составе дивизии было четыре пехотных полка три штатных и один полк из охранной дивизии. На фронте протяженностью более 14 км, от Липки до рощи «Круглой», дивизия имела в составе трех полков 53 офицера и 2181 пехотинца [30]. Командующий 18-й армией Георг фон Линдеманн Танки Т-60 южнее Ладожского озера В Шлиссельбурге стоял гарнизон из 328-го гренадерского полка 704 человека боевого состава. Вдоль дороги Синявино — Гонтовая Липка оборону занимал 366-й гренадерский полк 701 человек боевого состава. Поселок Липка занимал 412-й гренадерский полк 789 человек. Пусть читателя не смущает слово «гренадерский». Речь идет об обычных пехотных полках, которые осенью 1942 г. Резервом дивизии являлись ее разведывательный батальон по тогдашней немецкой терминологии — «быстрый» батальон; такие полностью моторизованные батальоны включали в себя как бронеавтомобили, так и средства борьбы с танками. Его численность составляла 429 человек. В саперном батальоне было 247 человек. Командир 366-го гренадерского пехотного полка Максимилиан Венглер По два батальона находилось в первой линии, один в резерве. Общая боевая численность дивизии, как уже упоминалось выше, оценивалась в 53 офицера и 2181 унтер-офицера и рядовых без учета артиллеристов, частей снабжения и связи. Фронт обороны дивизии простирался на 14,7 км. Резервом дивизии являлся I батальон 374-го полка боевая численность — 147 человек. Группировка артиллерии дивизии была рассредоточена и частично находилась на Синявинских высотах. Артиллерия дивизии насчитывала 27 10,5-см, 5 польских 10,5-см, 14 французских гаубиц, одну 22-см мортиру. Дивизии был придан 1-й дивизион 207-го артполка — 11 10,5-см орудий, 5 французских гаубиц, 3 22-см мортиры. И это не считая пехотных и противотанковых орудий и минометов. Южнее 227-й пехотной дивизии, от Гонтовой Липки оборону занимала 1-я пехотная дивизия. Ее численность на конец 1942 г. Дивизия считалась пригодной для выполнения наступательных задач. Ее батальоны оценивались как сильные то есть боевая численность их составляла около 500 и более человек. Что касается вооружения дивизии, то к началу 1943 г. Тем не менее основным стрелковым оружием продолжал оставаться карабин 98 к. Только лишь на один гренадерский полк дивизии приходилось примерно по 100 пулеметов количество, близкое к штатному. Дивизия занимала оборону на фронте от Гонтовой Липки до Поречья. На левом фланге находился 43-й гренадерский полк, в центре, у Гайтолово — 1-й гренадерский полк, на правом фланге — 22-й фузилерный полк. Командир 96-й пехотной дивизии Фердинанд Нельдехен На участке, где предполагалось вести наступление силами 67-й армии, оборонялась 170-я пехотная дивизия. Оценка ее боевого потенциала была такой же, как и у 227-й пехотной дивизии. Но ее батальоны были укомплектованы несколько лучше. Всего в дивизии насчитывалось до 15 000 человек. Артиллерия дивизии была представлена девятью батареями 10,5-см гаубиц и тремя батареями 15-см гаубиц. В резерве XXVI армейского корпуса находилась 96-я пехотная дивизия. Кроме собственного артполка, дивизия могла использовать часть артиллерии 1-й пехотной дивизии, а также две приданные стационарные батареи крупного калибра. Командир 1-й пехотной дивизии Мартин Гразе Что касается других участников будущих боев, то сильными и пригодными для ведения наступления считались полицейская дивизия СС и 5-я горнострелковая дивизия. Переброшенные позднее в состав корпуса 61-я и 11-я пехотные дивизии также имели статус готовых к наступлению. Все дивизии были неплохо оснащены противотанковыми средствами, что вполне позволяло бороться с любыми типами танков, которые могли применяться как со стороны Ленинградского, так и со стороны Волховского фронта. Еще в конце декабря противник вскрыл подготовку к наступлению против «бутылочного горла». Считалось, что наиболее опасным на данном участке будет район, где проходила дорога через Гайтолово на Келколово. На западном фланге ожидалась атака южнее Шлиссельбурга. С 5 января началась концентрация резервов в районе Синявинских высот. Сюда подтягивались подразделения 96-й пехотной дивизии. Вид из амбразуры немецкого дзота Основная немецкая группировка артиллерии находилась против восточного фланга 30 батарей легких орудий, 4 — среднего калибра, 11 — крупного, 3 — большой мощности. Среди орудий большой мощности стоит выделить батарею 30,5-см мортир 641-го дивизиона. Она могла обстреливать левый берег Невы как раз на участке намечавшегося наступления. В целом армейский корпус был отлично обеспечен боеприпасами для всех типов орудий. Согласно донесению квартирмейстерского отдела, в среднем обеспеченность боеприпасами для орудий полевой, дивизионной артиллерии составляла к 7 января более 200 процентов [31]. В составе корпуса находился 502-й тяжелый танковый батальон. На 4 января в нем было семь боеготовых «Тигров», 16 Pz. Kpfw III, а также 226-я батарея штурмовых орудий. В ее составе было 20 боеготовых единиц техники. На участке XXVI армейского корпуса противник заранее подготовил все возможное для действий масс артиллерии. Эти мортиры или гаубицы были одним из самых смертоносных орудий немецкой артиллерии из коллекции Дениса Жукова О том, что представляла собой немецкая оборона, стоит сказать особо. Вот какую характеристику советская разведка давала одному из самых мощных опорных пунктов в так называемой роще «Круглой», находившейся в месте, где Архангельский тракт пересекал р. Он располагался на возвышенном участке, с востока, юго-востока и севера был прикрыт болотистой и труднопроходимой местностью, в том числе поймой р. По западному берегу р. Черной тянулись проволочные заграждения, за которыми располагался снежно-ледяной вал с огневыми точками, за которым на расстоянии 100—250 м шла дерево-земляная стенка. Подступы были тщательно минированы, на танкоопасных участках противник установил надолбы. По фронту узел обороны в роще имел, по советским данным, 1,5 км в длину и 2,5 км в глубину. Таким образом, опорный пункт в роще «Круглой» представлял собой настоящий засов на двери в Синявино. К сожалению, столь же подробная характеристика других немецких опорных пунктов в полосе наступления Волховского фронта отсутствует либо еще не выявлена в документальных источниках. Но однозначно наличие в поселках каменных зданий и их расположение позволяли превратить их в небольшие крепости. В полосе наступления Ленинградского фронта наиболее хорошо был укреплен участок севернее «Невского пятачка».
Трёхмерная панорама Ленинградского фронта. Музей Прорыв блокады Ленинграда
Прорыв блокады Ленинграда советскими войсками в январе 1943 года имел ясную военно-политическую цель: соединить осажденный город с «большой землей». Карта-схема прорыва блокады Ленинграда. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград.
Оборона Ленинграда
Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» | Проект 'Прорыв блокады Ленинграда' посвящен событиям операции 'Искра', которая привела к успешному разгрому блокады Ленинграда 18 января 1943 года. |
Карты и схемы | Прорыв блокады Ленинграда советскими войсками в январе 1943 года имел ясную военно-политическую цель: соединить осажденный город с «большой землей». |
Как разбивали «бутылочное горлышко»? Пять важных фактов об операции «Искра»
Координацией ударных действий руководили представители Ставки — маршал Климент Ворошилов и генерал армии Георгий Жуков. Советское командование, размышляя о разных методах и совершая ошибки, на протяжении долгого времени искало место прорыва и приняло решение наступать в самом узком месте гитлеровской обороны — в "бутылочном горле" у Ладоги. Именно в этом месте всего 14 километров разделяли блокадное кольцо с Большой землей. Суть операции заключалась в следующем: было необходимо встречными ударами сил Ленинградского — с запада, и Волховского — с востока фронтов разбить группировку немецких войск, что нашим бойцам и удалось. Важной задачей сопротивления было выдавить противников с выступа шириной 12—16 км, который упирался в Ладожское озеро и замыкал звено блокады. Для наступления сформировали ударные группировки Ленинградского и Волховского фронтов. Вместе они насчитывали 303 тысячи солдат и офицеров, 4900 орудий и миномётов, 600 танков, 809 самолетов — самые крупные силы за всю историю операций под Ленинградом.
Затем прорвать сильнейшую вражескую оборону, которая совершенствовалась 16 месяцев. Кроме того, нам предстояло наносить лобовой удар — по условиям обстановки манёвр исключался". Сражения операции "Искра" продолжались восемь дней — с 12 по 30 января 1943 года. Прорвать оборону врага получилось в районе рабочих поселков недалеко от Синявинских высот. Тогда же был освобожден город Шлиссельбург, который стоит у истоков Невы. Под контроль перешло южное побережье Ладоги.
Бойцы 123-й отдельной стрелковой бригады Ленинградского фронта и 372-1 стрелковой дивизией Волховского фронта встретились вблизи рабочего поселка 18 января в 9 часов 30 минут. Так они получили стратегическое преимущество над гитлеровцами, для которых уже не было возможности объединить силы с Финляндией.
Трасса должна была пройти по лесам, болотам и местам довоенных торфоразработок, которые считались совершенно непригодными для железнодорожного сообщения. Здесь не было автомобильных дорог для подвоза стройматериалов, людей и техники. Зато в избытке — неразорвавшиеся снаряды, бомбы, оставленные врагом минные поля. Задача максимально осложнялась тем, что весь маршрут предполагаемой трассы проходил в прифронтовой полосе, накрывался гитлеровской авиацией, огнем артиллерии, даже минометов, и немецкое командование сделало всё возможное, чтобы не дать построить и запустить железнодорожное сообщение с блокированным Ленинградом. А отбросить врага дальше у советских войск сил пока еще не было. Маршрут Дороги жизни и Дороги победы Строительство железной дороги началось всего через четыре дня после прорыва блокады, 22 января 1943 года, силами Управления военно-восстановительных работ, железнодорожными войсками и спецформированиями Наркомата путей сообщения — всего порядка пяти тысяч человек. Как и сам прорыв, оно шло одновременно с запада и с востока. Возможности строить с соблюдением норм мирного времени, разумеется, не было, но на помощь железнодорожникам пришла русская зима.
Хорошо промерзшая болотистая почва — вот что было основанием пути, по которому должны были быть пущены поезда с тяжелыми паровозами», — вспоминал начальник службы пути Октябрьской железной дороги в годы войны Алексей Кананин. Для ускорения работ удалось использовать заброшенную трассу узкоколейки, построенную в годы довоенных торфоразработок, но большая часть пути все равно шла по труднопроходимым болотистым местам. Стали прокладывать дорогу от карьера к насыпи — вспоминал бывший командир 57-го железнодорожного батальона майор Ященко. Машинам не пройти. В ход пошли трофейные мешки. В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну. Возили землю и на санках. Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта. Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю.
Дня не хватало, люди работали ночью». Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно. С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию. Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга. Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей. Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост. Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время. И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов.
Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины. О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г.
Ожесточенные бои продолжались до конца января, но, несмотря на ввод в бой новых частей, прорвать оборону противника не удалось. В результате операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, автомобильная магистраль и мосты через Неву. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Все это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград.
Но вот что наше продовольственное положение ухудшается с каждым днём, это ужасно. У нас не хватает хлеба», — вспоминала Лена Мухина, которой в то время было 17 лет. Весной 1942 года учёные Ленинградского Ботанического института выпустили брошюру с рисунками кормовых трав, растущих в парках и садах, а также сборник рецептов из них. Так на столах жителей блокадного города появились котлеты из клевера и мокрицы, запеканка из сныти, салат из одуванчиков, суп и лепёшки из крапивы. Согласно данным управления НКВД по Ленинградской области от 25 декабря 1941 года, если до начала войны в городе ежемесячно умирало менее 3500 человек, то в октябре цифра увеличилась до 6199 человек, в ноябре — до 9183 человек, а за 25 дней декабря скончались 39 073 ленинградцев. В следующие месяцы за сутки умирали не менее 3 тыс. За 872 дня блокады скончались около 1,5 млн жителей города. Однако, несмотря на чудовищный голод, осаждённый город продолжал жить, работать и бороться с врагом. Первые две попытки были предприняты осенью 1941 года, третья — в январе 1942 года, четвёртая — в августе—сентябре 1942-го.
И лишь в январе 1943 года, когда основные немецкие силы были стянуты к Сталинграду, блокаду удалось прорвать. Сделано это было в ходе операции «Искра». По легенде, во время обсуждения названия операции Сталин, вспомнив предыдущие неудавшиеся попытки и надеясь, что в ходе пятой операции войска двух фронтов смогут соединиться и совместно развить успех, сказал: «И пусть из «Искры» разгорится пламя». К моменту начала операции в распоряжении 67-й и 13-й воздушных армий Ленинградского фронта, 2-й ударной армии, а также части сил 8-й армии и 14-й воздушной армии Волховского фронта находилось почти 303 тыс. Командование Ленинградским фронтом было поручено генерал-полковнику Леониду Говорову, Волховским — генералу армии Кириллу Мерецкову. За координацию действий двух фронтов отвечали маршалы Георгий Жуков и Клим Ворошилов. Нашим войскам противостояла 18-я армия под командованием генерал-фельдмаршала Георга фон Кюхлера. У немцев насчитывалось около 60 тыс. Утром 12 января советские войска перешли в наступление.
На западной и восточной сторонах шлиссельбургско-мгинского коридора противника одновременно заговорили тысячи орудий и миномётов обоих фронтов. Два часа бушевал огненный ураган над позициями противника на направлениях главного и вспомогательных ударов советских войск. Артиллерийская канонада Ленинградского и Волховского фронтов слилась в единый мощный рёв, и трудно было разобрать, кто и откуда ведёт огонь. Впереди вздымались чёрные фонтаны разрывов, качались и падали деревья, летели вверх брёвна блиндажей противника. На каждый квадратный метр участка прорыва падало два-три артиллерийских и миномётных снаряда», — писал в своих «Воспоминаниях и размышлениях» Георгий Жуков.
Прорыв блокады Ленинграда: как это было
И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Прорыв Блокады Ленинграда. До операции "Искра" блокада города выглядела на карте так. Полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, в ходе Ленинградско-Новгородской операции, однако прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград.
Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»
После победного завершения операции «Искра» был объявлен архитектурный конкурс на создание проекта монумента, посвященного прорыву блокады Ленинграда. Блокада Ленинграда была прорвана 18 января, но ожесточенные бои за расширение узкого перешейка, прозванного «Коридор Смерти», продолжались еще месяц. После победного завершения операции «Искра» был объявлен архитектурный конкурс на создание проекта монумента, посвященного прорыву блокады Ленинграда. Прорыв блокады Ленинграда означал крах второй идеи. Реконструкция прорыва блокады Ленинграда, создана так, что все экспонаты можно трогать, что особенно привлекает сюда детей. После прорыва блокады через пробитый советскими войсками коридор немедленно была переброшена в Ленинград железнодорожная ветка.