В разное время экранизировать роман "В списках не значился" о молодом выпускнике военного училища, попавшего в самое пекло битвы за Брестскую крепость, планировали и Леонид Быков, и Вадим Абдрашитов. Экранизацию повести Бориса Васильева «В списках не значился» планировали делать Леонид Быков и Вадим Абдрашитов. «В списках не значился» — роман Бориса Васильева 1974 года. подлинная история обороны Брестской крепости и судьбы людей, которые с честью встали на защиту Родины. Постановка Марка Захарова Подписаться на канал "Советское телевидение": Год производства: 1975 Фрагмент спектакля «В списках не значился» по повести Бориса Васильева в постановке Театра имени Ленинского комсомола.
Б. Васильев. В списках не значился
В списках не значится (2015) – смотреть видео онлайн в Моем Мире | Нина Осетрова | «В списках не значился» — роман Бориса Васильева, изданный в 1974 году в журнале «Юность»[1]. В том же году издана трагедия в двух действиях[2]. |
Booktrailer - В списках не значился - Борис Васильев, 1974 г. | Видео | Потом у Васильева были «В списках не значился», «Завтра была война», но именно повесть о девушках-зенитчицах принесла писателю мировую известность и любовь читателей. |
Певец чрезвычайного века. Пять пронзительных произведений Бориса Васильева
Плужников, после болезни, находит в подземельях бойца, старшину, который перед смертью передаёт знамя полка Лейтенанту на сохранение. Через некоторое время его вызволяет скрипач,он сказал, что,-"Москва наша, и немецкие отряды разбиты под Москвой". Выйдя наружу, Плужников представляется "русским солдатом" немецкому командиру и, не доходя до санитарной машины, умирает. Инсценировки Большой популярностью пользовался спектакль «В списках не значился», поставленный М.
Захаровым в 1975 году , по инсценировке Ю.
Рубежи родного Курска они защищали до последнего. До последнего вздоха. Во время очередного боя отец был убит, а сын смертельно ранен. Их похоронили вместе.
Трагедией и героизмом окрашена история Леонида Джуса, который в 13 лет вступил в военные ряды, а погиб в 16, во время артобстрела, своим телом закрыв командира. Один из самых юных бойцов за всю историю войны — шестилетний Сережа Алёшков. Под Сталинградом спас командира, помог ему выбраться из-под завалов блиндажа. Жора Артеменков в 12-ть штурмовал Рейхстаг. Его фото на ступеньках взятого здания в Берлине облетело весь мир.
Это история последнего советского офицера, оборонявшего Брестскую крепость. О своем герое и отчасти о его реальном прототипе Борис Васильев рассказывал: «Крепость не пала. Крепость истекла кровью. Историки не любят легенд, но вам непременно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны, в апреле 1942 года. Почти год сражался этот человек.
Год боев в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и тылов, без смены и писем из дома.
Остальные ответы Фильм называется "Я — русский солдат" По поводу совпадений сказать не могу, ибо фильм пока не смотрела. Принципиальных отклонений фильма "Я - русский солдат" от книги "В списках не значился" я не заметил, хотя сама повесть оставляет значительно бОльшее впечатление. Идиоты, бллл...
«В списках не значатся…». Новую киноленту презентовала школьная студия «Золотой кадр»
Борис Васильев, автор повести В списках не значился, отрицательно относился к этой постановке, поскольку «из повести нельзя было делать одну серию. » В списках не значился (Б. Л. Васильев, 1974)» В списках не значился. Было очень тихо и очень тепло, и чуть кружилась голова, и он с удовольствием подумал, что и ему пока некуда спешить, потому что в списках он еще не значится. фильм о защитниках Брестской крепости, по мотивам повести Бориса Васильева «В списках не значился».
В списках не значились
«В списках не значился» | фильм о защитниках Брестской крепости, по мотивам повести Бориса Васильева «В списках не значился». |
Booktrailer - В списках не значился - Борис Васильев, 1974 г. | Фильм «Я – русский солдат» был снят в 1995 году (к 50–летию Победы в Великой Отечественной войне) по мотивам романа писателя Бориса Васильева «В списках не значился» (1974 г.). |
Онлайн книга В списках не значился. Часть первая (Б. Л. Васильев, 1974) | Повесть «В списках не значился» впервые была опубликована в журнале «Юность» (№2-4, 1974). |
В списках не значится (2015)
В разное время экранизировать роман "В списках не значился" о молодом выпускнике военного училища, попавшего в самое пекло битвы за Брестскую крепость, планировали и Леонид Быков, и Вадим Абдрашитов. Сюжет фильма основывается на произведении Б. Васильева «В списках не значился». Роман «В списках не значился» Б. Васильева, написанный в 1974 году, посвящён Великой Отечественной войне. Главный герой «В списках не значился» лейтенант Николай Плужников прибывает в крепость 21 июня 1941 года и не перестаёт сражаться вплоть до 12 апреля 1942 года. Он не значится в списках, но вместе с героическими защитниками крепости принимает первый удар гитлеровских войск.
Выкса сегодня
Постепенно — к сожалению, позже других стран — Россия приходит к пониманию того, что жизнь каждого человека — это единственная в своем роде жизнь. И гибель каждого меняет духовное состояние человечества. Давно уже сказано, что под каждым могильным камнем похоронен целый мир. Ведь и сегодня, спустя почти шестьдесят лет после победы 1945 года, мы не потрудились — или духу не хватило — назвать тех, кто погиб, по именам, даже толком похоронить их не смогли. Их было миллионы. До сих пор они даже не сосчитаны, те мальчики и девочки; и это тоже наша беда и наша вина. В «Зорях» у старшины Васкова однажды мелькнула мысль: а нужно ли было жертвовать пятью этими девчонками ради того, чтобы немцы не прошли к Кировской железной дороге и не взорвали ее? Смертельно раненная Рита Осянина пытается его успокоить: «Все же понятно, война…» И тут Федот Васков, который поначалу показался девчатам «пеньком замшелым», полуграмотным солдафоном, вдруг не выдержал: «Пока война — понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось?
Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что ж это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли?.. Дорогу Кировскую берегли да Беломорский канал имени товарища Сталина?.. Предавая земле тело Сони Гурвич, старшина Васков думает о том, сколь важен один, единичный человек для этого многоликого мира: «А главное, что могла нарожать Соня ребятишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…» Борис Васильев избегает ложной патетики, малейшей выспренности, потому что знает цену истинно достоверных слов, выразительной художественной детали. Он не хочет изображать своих девчонок этакими твердокаменными, забронзовевшими героинями. Они живые, со всеми их страхами и озорством. Красавица Женя Комелькова, не убоявшаяся под дулами затаившихся немецких автоматчиков разыграть веселое купание в ледяной воде, чтобы сбить с толку врагов, — веселая и бесстрашная. И тут следует типичная для Бориса Васильева выразительная деталь, данная, как говорят кинематографисты, крупным планом: Федот Васков тоже полез в эту смертную купель, чтобы выручить Комелькову.
И ужас этот живой и тяжелый, как ртуть». В романе «В списках не значился» писатель создает потрясающую сцену смерти юной девушки Мирры, испытавшей первую любовь с Николаем Плужниковым в смрадных казематах осажденной Брестской крепости. С детства Мирру называли калекой, хромоножкой у нее протез одной ноги , она и не мечтала о любви, о мужской нежности, а тут почувствовала себя счастливой, попыталась спасти своего зачатого ребенка и… напоролась на штыки немецких солдат и наших охранников-предателей. Эти страницы в конце четвертой части романа трудно читать. В описании таких сцен очень заманчиво скатиться на душераздирающие интонации, но Борис Васильев по-прежнему строг и скуп на слова. И от этого его проза звучит еще более убедительно. Васильев не очень-то склонен к бытовым, описательным сценам; наверно, поэтому первая половина романа «В списках не значился» в определенной мере уступает по эмоциональной напряженности финальным главам впрочем, это естественно в композиционном замысле романа. Борис Васильев предпочитает запредельные ситуации, когда бытовое начало высвечивается бытийным ощущением жизни, когда быт пронизан токами бытия, то есть более высокого смысла движущегося мира. И тогда в повестях Бориса Васильева начинает возникать дыхание общечеловеческих, поистине вечных вопросов: что такое подлинная человечность и — пожалуй, самый трудный вопрос — как остаться человеком в немыслимых, жестоких обстоятельствах беспощадного, циничного мира.
Ведь каждый из нас однажды рождается, подрастает, становится почти взрослым мальчиком или девочкой. Почему же одни проходят по жизни достойно, находя свое призвание, а другие — ломаются, соблазняются дешевыми страстями, корыстными желаниями, глушат свою совесть большими и малыми сделками в табачном дыму или наркотиках? Каждому при рождении дается душа, но как по-разному люди распоряжаются ею… Одни живут с чистой душой, у других душа треплется, продается, закладывается в дьявольских стремлениях, изнашивается.
Возможно, это так. Я же хотел подчеркнуть, что мои герои борются и любят, любят и гибнут, недолюбив, не дожив, многого не узнав.
Но они узнали самое главное - прошли проверку на человечность, через испытание огнем». Интересна первая публикация повести «Сотников» Василя Быкова в журнале «Новый мир» 1970 г. Замысел и сюжет произведения автору подсказал бывший однополчанин, который считался погибшим. По мотивам книги в 1976 г. Роман «В списках не значился» Бориса Васильева впервые вышел в журнале «Юность» 1974 г.
В основе - подлинная история обороны Брестской крепости и судьбы людей, которые с честью встали на защиту Родины. О реальных прототипах основных героев рассказывает публикация в сборнике «Память о великой Победе». В 1975 г.
Целых десять лет Анатолий Бензерук по крупицам собирал информацию, устанавливая личность каждого жителя деревни, погибшего от рук фашистов 11 сентября 1942 года, в праздник Головосека — дня усекновения главы Иоанна Предтечи.
После войны деревня Дремлёво так и не возродилась из пепла. Несколько слов Татьяна Анатольевна сказала и о собственном творчестве. Её читатели, преимущественно, дети, и своими произведениями она старается привить маленьким белорусам такие важные качества как умение сострадать ближнему, любовь к родной земле и уважение к мудрости наших предков. В заключение Татьяна Анатольевна пожелала пограничникам успешной службы и выразила надежду, что время, проведённое на границе, закалит их характеры и научит мужественно справляться со всеми жизненными трудностями.
Брест, ул.
Картина подверглась беспощадной десталинизации: были вырезаны все эпизоды с любым упоминанием Сталина портреты, песни, разговоры , отдельные сцены переозвучены и перемонтированы. Может быть, поэтому абсолютный хит 40-х о влюбленных, которые решают встретиться в шесть часов вечера после войны, сегодня напрочь забыт. Зрителя неподготовленного пырьевское кино, скорее всего, отвратит и ужаснет как в военное время можно было снимать мюзиклы!
В 1944 году Победа уже присутствовала на киноэкране, причем именно такой, какой она оказалась в действительности. Исключительность пырьевского шедевра как раз в этом: предсказание Победы будет затем искалечено хрущевской оттепелью. Вступление 1963, реж. Игорь Таланкин Кадр из фильма «Вступление» Кадр из фильма «Вступление» Пожалуй, известность любой картины о детях на войне затмевает «Иваново детство» 1962 Андрея Тарковского.
Но в 60-х был снят еще один выдающийся фильм, который также отметился на Венецианском фестивале — это «Вступление» Игоря Таланкина. В сюжете о детях, возвращающихся после эвакуации в Ленинград нет новаторских ходов и уж тем более религиозных акцентов, но есть то, что отсутствует у Тарковского. Дети у Таланкина становятся в оппозицию к взрослым. Возникает острый поколенческий конфликт: взрослых, которые не справились с тяжестью войны, заменяют их дети.
В поисках духовного авторитета детям войны приходится обращаться лишь к самим себе, торопливо прощаясь с юностью. Летняя поездка к морю 1978, реж.
Обзор литературы
Остаться человеком Тридцать пять лет прошло с того дня, когда в журнале «Юность» была напечатана повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Она изумила прежде всего нас, работавших тогда в редакции, своей пронзительной человеческой правдой о войне, о юных девчонках, которые погибли в болотистых лесах Карелии весной 1942 года, погибли без высоких слов, даже не поняв, что они приняли смерть героически, с молчаливым достоинством. Ни у одной из этих пяти девчонок даже не мелькнула мысль о том, нужно ли было жертвовать своей жизнью в этой лесной глухомани, в неравной схватке с опытными, здоровенными немецкими диверсантами, которых оказалось втрое больше, чем этих девочек, одетых в гимнастерки, юбки и грубые армейские сапоги. Ведь никто никогда не узнает, как они умирали в этой совершенно случайной военной схватке, белыми майскими ночами, когда солнце, едва-едва зайдя за горизонт, снова появлялось над лесами и сумасшедший писк миллионов комаров продолжал одолевать людей… Говорят, на миру и смерть красна, когда на глазах твоих товарищей или просто незнакомых людей ты должна или должен принять то неизвестное и ужасное, что тебе суждено. Порой язык не поворачивается назвать такое поведение подвигом. Что уж там было героического в тяжком — шаг за шагом — продвижении Лизы Бричкиной через болотные топи, полные ледяной воды?.. Случайно, совсем рядом, неожиданно вспучился болотный пузырь и громко лопнул, а девочка в испуге сделала один неверный шаг в сторону — и вязкая холодная жижа затянула ее в глубину. А Лиза, выросшая с отцом-лесником, вдали от городов, от радио, шумных веселых вечеринок, шутливых мальчишек, так мечтала о простой человеческой ласке, о сильных мужских руках… Борис Васильев не захотел описать, как билось в страхе и ужасе сердце Лизы, когда ее затягивало в бездонные топи — под птичий щебет, под лучами равнодушного северного солнца. Борис Васильев скуп на слова; в самые трагические последние минуты он пишет стиснув зубы, а мы читаем, чувствуя комок в горле… И вот так умирать — в безвестности, наедине с целым миром, который никогда о тебе не узнает, — наверно, не легче, чем на глазах товарищей подняться из окопа навстречу пулемету… Фронтовики вспоминают, что самая страшная смерть — нелепая в старину слово «лепота» означало «красота». И кто осудит выросшую в детдоме Галю Четвертак, когда она, не выдержав испытания страхом, с криком ужаса выбежала из укрытия под немецкие автоматные очереди… В начале 70-х годов недавно прошедшего ХХ века так, как Борис Васильев, писали немногие. Уже были созданы сотни книг о грандиозных военных битвах — под Сталинградом, на Курской дуге, о взятии Праги и Берлина; рассказывали о биографиях прославленных полководцев, о жизни известных героев, закрывших своей грудью амбразуру вражеского дзота… Заканчивалась первая четверть века после войны.
И тогда на всю страну прозвучал негромкий голос Бориса Васильева, заговоривший о безвестных девочках, погибших в карельских болотах. Можно вспомнить в связи с этой повестью Васильева еще рассказ В. Война предстала в тех произведениях в реальных человеческих трагедиях, в трудных судьбах совсем не знаменитых ее героев. То было, конечно, в значительной мере новое слово о войне. И до сих пор не последнее слово. Хотя и появились в недавние годы великолепные романы Виктора Астафьева «Прокляты и убиты», Георгия Владимова «Генерал и его армия» и другие хорошие книги. И все-таки большая правда о войне еще впереди. Григорий Бакланов, автор талантливой повести «Навеки — девятнадцатилетние», недавно в газетном интервью справедливо заметил, что более или менее исчерпывающая правда о войне еще не сказана: не опубликованы тысячи архивных, засекреченных документов, многочисленные мемуары участников войны. Но литература, несмотря ни на что, продолжает свое святое дело: она идет в новые глубины времени, истории, человеческой души. Литература продолжает исследовать духовные взлеты и бездны падения людей.
И наверно, самое главное в этом процессе — поворот литературы к человеческому измерению времени и истории. Писатели учатся считать миллионы людей с точностью до одного человека. Именно так завещал относиться к людям Федор Достоевский: считать миллионы людей — живых и мертвых — с точностью до единицы. Борис Васильев — один из той небольшой плеяды писателей, которые сделали для себя главным именно такой творческий принцип. Несмотря на то что наше общество пока только на словах, декларативно, признает эти гуманистические ценности. Постепенно — к сожалению, позже других стран — Россия приходит к пониманию того, что жизнь каждого человека — это единственная в своем роде жизнь. И гибель каждого меняет духовное состояние человечества. Давно уже сказано, что под каждым могильным камнем похоронен целый мир. Ведь и сегодня, спустя почти шестьдесят лет после победы 1945 года, мы не потрудились — или духу не хватило — назвать тех, кто погиб, по именам, даже толком похоронить их не смогли. Их было миллионы.
Местом выбран город Брест в Белоруссии. На данный момент бюджет кинокартины — 800 миллионов рублей. Однако создатели рассчитают еще на поддержку Фонда кино в размере 500 миллионов рублей. Ранее стало известно о готовящемся фэнтези «Горыныч». Семейный фильм расскажет историю лейтенанта ВМФ, которому придется спасать Русь.
Продолжительность спектакля — 1 час 30 минут, без антракта Премьера — 2 мая 2023 года Повесть Бориса Васильева «В списках не значился» была опубликована в 1974-ом году. Поводом для её написания послужил один случай. Как-то раз Борису Львовичу случилось мимоходом остановиться на Брестском вокзале. Там он увидел женщину, которая стояла у таблички с надписью «Солдат Николай» и возлагала цветы. Борис Львович спросил её, кто этот солдат.
На вопрос Васильева - что это за солдат- она ответила: «в списках не значился... Предлагаем познакомиться с отрывком из повести «В списках не значился», прослушав аудиозапись в исполнении режиссёра Дениса Радченко.
“А зори здесь тихие...”, “В списках не значился” - «Юбилейная дорожка»
Цена 5,5-8 руб. Со 2 по 7 мая в театре — премьера! На этот раз трагедия. Повесть Бориса Васильева «В списках не значился» была опубликована в 1974-м. Поводом для ее написания послужил один случай.
Борис Васильев «В списках не значился» «Книжная полка». Борис Васильев «В списках не значился» Светлой памяти русского солдата... Он родился в 1924 году в Смоленске. Писатель, драматург, сценарист, автор бессмертных произведений, вошедших в фонд русской и советской классики. Достаточно вспомнить кинофильмы «А зори здесь тихие» и «Офицеры», чтобы понять масштабы его творчества.
К сожалению, этот телеспектакль, поставленный труппой Брестского областного театра драмы , не смогли сохранить в бурные 90-ые годы и пленку с записью случайно стерли. Афиша Бессмертного гарнизона для показа на Кубе Эммануил Виторган играл полкового комиссара Фомина Третий раз к событиям на берегах Буга в июне 1941 года вернулись в 1985 году, к 40- летию Победы, во время съемок грандиозного батального проекта «Битва за Москву» знаменитого Юрия Озерова. В первой серии довольно большое время уделено первым боям в цитадели на Восточном форте. Отсутствие компьютерных технологий сыграло злую шутку. Фильм снимался в мемориальном комплексе, и коренным брестчанам было забавно смотреть, как бойцы Красной Армии выскакивают раненых из современных железных ворот столярной мастерской, тогда расположенной в кольцевой казарме. А убитые гитлеровцы живописно падали на современные бетонные плиты выставочной площадки, где выставлены артиллерийские орудия последних нескольких веков. Но в целом сюжет о Брестской Крепости получился масштабным и динамичным. Интересно и то, что роль полкового комиссара Фомина сыграл очень популярный Эммануил Виторган. Спектакль по пьесе Губаревича Брестская крепость Борис Васильев так и не принял фильм по своей повести К 50-летию победы киностудия «Ренессанс» и «Роскомкино» сняли по повести Бориса Васильева «В списках не значился», малобюджетный фильм «Я — русский солдат». Сюжет о последнем защитнике Брестской крепости, который попал в руки врагу только в феврале 1942 года давно рассматривался для экранизации, но к сожалению его снимали в 1994-1995 году, когда кинематограф переживал не лучшие времена.
Идиоты, бллл... Фильм есть, называется- "Я - русский солдат". От книги практически не отличается.
Обзор литературы
В 1975 году Марк Захаров в Москве в своём Ленкоме создал спектакль по Борису Васильеву "В списках не значился". К 50-летию победы киностудия «Ренессанс» и «Роскомкино» сняли по повести Бориса Васильева «В списках не значился», малобюджетный фильм «Я — русский солдат». О войне, о судьбе своего поколения Борис Васильев рассказал также в романе «В списках не значился» (1974). Съёмки фильма проходили по всему Советскому Союзу: в Москве, Подмосковье, Твери, Севастополе, Ашхабаде. Главный герой – защитник Брестской крепости русский солдат Николай Плужников.
Что посмотреть 9 мая: топ-10 фильмов о Великой Отечественной войне
Потом у Васильева были «В списках не значился», «Завтра была война», но именно повесть о девушках-зенитчицах принесла писателю мировую известность и любовь читателей. В списках не значится (2015) – 27 просмотров, продолжительность: 3:10:56 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом Нины Осетровой в социальной сети Мой Мир. Создатели фильма, основанного на произведении Бориса Васильева «В списках не значился», объявили долгожданную дату выхода. К 50-летию победы киностудия «Ренессанс» и «Роскомкино» сняли по повести Бориса Васильева «В списках не значился», малобюджетный фильм «Я — русский солдат». А сколько еще было безвестных мальчиков и девочек, в самом юном возрасте познавших ужасы войны, тех, кто в списках не значатся.
В списках не значились
Рассказ о книге Бориса Васильева «В списках не значился» Обзор литературы Рассказ о книге Бориса Васильева «В списках не значился» Сегодня в рубрике «10 книг о войне» рассказ о книге Бориса Васильева «В списках не значился» о защитниках Брестской крепости. Роман опубликован в 1974 году в журнале «Юность». Это книга как символ всех неизвестных русских солдат, которые сражались и умирали не ради славы. Война показана настолько реалистично, что для нынешнего поколения, не знающего войны, читать страшно.
Там он увидел женщину, которая стояла у таблички «солдат Николай». На вопрос Васильева - что это за солдат- она ответила: «в списках не значился... Предлагаем познакомиться с отрывком из повести «В списках не значился», прослушав аудиозапись в исполнении режиссёра Дениса Радченко.
Съемки назначены на август текущего года. Местом выбран город Брест в Белоруссии.
На данный момент бюджет кинокартины — 800 миллионов рублей. Однако создатели рассчитают еще на поддержку Фонда кино в размере 500 миллионов рублей. Ранее стало известно о готовящемся фэнтези «Горыныч».
Затем, уже достаточно зрелый мастер, он перешел к прозе. Первое прозаическое произведение, повесть «Иванов катер», о нелегком труде речников на лесосплаве, написана в 1967 году и опубликована в 1970-м. В 1969 году вышла в свет повесть «А зори здесь тихие…». По этой повести в 1972 году режиссером С. О войне, о судьбе своего поколения Борис Васильев рассказал также в романе «В списках не значился» 1974. Роман основан на документальных фактах. Главному герою романа, лейтенанту Плужникову, автор дал фамилию своего погибшего школьного друга.
Названная выше тема продолжена в повести «Завтра была война» 1984 , в рассказах «Ветеран» 1976 , «Великолепная шестерка» 1980 , «Неопалимая купина» 1986 и в других произведениях. В 1982 году опубликована автобиографическая повесть «Летят мои кони». На страницах романа «Не стреляйте в белых лебедей» 1973 говорится о борьбе добра и зла, о моральной силе добра, но не всесилии его. Роман-эпопея «Были и небыли» 1977—1980 определил новые темы творчества Бориса Васильева: история русской интеллигенции и история России, продолженные в последующих произведениях. Новый этап творчества писателя: исторические романы «Вещий Олег» 1996 и «Князь Ярослав и его сыновья» 1997. Борис Васильев — автор многочисленных публицистических статей. Их тематика — потеря обществом исторической памяти, господство исторического незнания, медленно, исподволь убивающего нацию. Писатель не устает говорить и о необходимости установления приоритета культуры, которую он определяет как «традиционную, выработанную тясячелетиями систему выживания данного народа». Во второй половине 1980-х годов Борис Васильев активно участвовал в общественно-политической жизни страны. Однако позже он оставил политику, считая, что писатель должен заниматься своим прямым делом.
Сахарова «За гражданское мужество» 1997. Сейчас писатель живет и работает в Москве. Остаться человеком Тридцать пять лет прошло с того дня, когда в журнале «Юность» была напечатана повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Она изумила прежде всего нас, работавших тогда в редакции, своей пронзительной человеческой правдой о войне, о юных девчонках, которые погибли в болотистых лесах Карелии весной 1942 года, погибли без высоких слов, даже не поняв, что они приняли смерть героически, с молчаливым достоинством. Ни у одной из этих пяти девчонок даже не мелькнула мысль о том, нужно ли было жертвовать своей жизнью в этой лесной глухомани, в неравной схватке с опытными, здоровенными немецкими диверсантами, которых оказалось втрое больше, чем этих девочек, одетых в гимнастерки, юбки и грубые армейские сапоги. Ведь никто никогда не узнает, как они умирали в этой совершенно случайной военной схватке, белыми майскими ночами, когда солнце, едва-едва зайдя за горизонт, снова появлялось над лесами и сумасшедший писк миллионов комаров продолжал одолевать людей… Говорят, на миру и смерть красна, когда на глазах твоих товарищей или просто незнакомых людей ты должна или должен принять то неизвестное и ужасное, что тебе суждено. Порой язык не поворачивается назвать такое поведение подвигом. Что уж там было героического в тяжком — шаг за шагом — продвижении Лизы Бричкиной через болотные топи, полные ледяной воды?.. Случайно, совсем рядом, неожиданно вспучился болотный пузырь и громко лопнул, а девочка в испуге сделала один неверный шаг в сторону — и вязкая холодная жижа затянула ее в глубину. А Лиза, выросшая с отцом-лесником, вдали от городов, от радио, шумных веселых вечеринок, шутливых мальчишек, так мечтала о простой человеческой ласке, о сильных мужских руках… Борис Васильев не захотел описать, как билось в страхе и ужасе сердце Лизы, когда ее затягивало в бездонные топи — под птичий щебет, под лучами равнодушного северного солнца.
Борис Васильев скуп на слова; в самые трагические последние минуты он пишет стиснув зубы, а мы читаем, чувствуя комок в горле… И вот так умирать — в безвестности, наедине с целым миром, который никогда о тебе не узнает, — наверно, не легче, чем на глазах товарищей подняться из окопа навстречу пулемету… Фронтовики вспоминают, что самая страшная смерть — нелепая в старину слово «лепота» означало «красота». И кто осудит выросшую в детдоме Галю Четвертак, когда она, не выдержав испытания страхом, с криком ужаса выбежала из укрытия под немецкие автоматные очереди… В начале 70-х годов недавно прошедшего ХХ века так, как Борис Васильев, писали немногие. Уже были созданы сотни книг о грандиозных военных битвах — под Сталинградом, на Курской дуге, о взятии Праги и Берлина; рассказывали о биографиях прославленных полководцев, о жизни известных героев, закрывших своей грудью амбразуру вражеского дзота… Заканчивалась первая четверть века после войны. И тогда на всю страну прозвучал негромкий голос Бориса Васильева, заговоривший о безвестных девочках, погибших в карельских болотах.