Верю, что на “Царе Эдипе” ангелы на верхних ярусах смеются и плачут, и прощают тех, кто может покаяться и осудить себя, как смог Эдип».
Во Владикавказе театр им. Вахтангова представил древнегреческую трагедию «Царь Эдип»
Хор-народ активно требует возмездия, молит о спасении, ищет виновных в своих бедах. Греческая демократия налицо: «Хоть ты и царь, равно имею право ответствовать…». Эдип в гневе. Он размышляет, проводит дознание, ищет выход. Царь не снимает с себя ответственности. Наигрывая щемящую мелодию, золотой саксофон не спасает город, как простая дудочка юноши-крысолова. Тут вообще непонятно, кто кого ведет: царь — народ хор или хор народ царя. Одно ясно: без жертв город не спасти. Иокаста, мудрая женщина, раньше всех понимает, что руками пастухов Артур Иванов и Рубен Симонов , спасших невинного младенца от гибели, свершилось назначенное злым роком. Белое платье сменяет черное, белые крылья ангела-хранителя девы Екатерина Симонова покидают ее, и она уходит от позора и из этой жизни, не колеблясь.
Махину трагедии не остановить, не повернуть вспять, ошибок не переделать. За каждым маленьким прегрешением следует тем большее наказание, чем больше времени оттягивать расплату. Людям часто кажется, что судьбу можно обмануть, но … никто не знает, как. И мало, кто готов просить прощения за содеянное, всегда кажется, что виноват кто-то другой. Человечество за всю свою историю так и не научилось ценить уроки этой самой Истории.
Но произведение высоко оценил Аристотель, который и закрепил в своей «Поэтике» за этой пьесой оценку «лучшая из лучших». И оказался прав: пожалуй, каждый мыслитель нашей эры задумывался, был ли виновен Эдип или нет привет Зигмунду Фрейду и его «комплексу». Сюжет «Царя Эдипа» построен так, что каждую минуту держит зрителей в напряжении. В Фивах, где правит Эдип, случается мор. Согласно пророчеству Аполлона, чтобы спасти город, нужно изгнать убийцу прежнего правителя Лая. Узнав об этом, Эдип на время превращается в детектива. Раскрутив цепочку предшествующих событий, царь с ужасом узнает, что главным преступником является он сам — и ищет он самого себя. Вахтангова в театре драмы в Барнауле Анна Зайкова Пребывая слепцом в духовном смысле в начале, Эдип оказывается слепцом физическим в конце — он выкалывает себе глаза, считая себя недостойным смерти. Но самое жуткое во всей истории — это то, что все страдания были предначертаны ему еще до рождения. И избежать их он, как Берлиоз трамвая, не мог. Режиссер постановки Римас Туминас отошел от греческих традиций. Никаких масок и котурн — царь Эдип в исполнении Виктора Добронравова носит элегантный белый костюм ах, как бы не запятнать его кровью или позором! Хор в постановке, без которого не обходится ни одна древнегреческая трагедия, играют, как и положено, греки. Текст они зачитывают на своем родном языке — понять их зрители могут по субтитрам. Вахтангова в театре драмы в Барнауле Анна Зайкова Весь хор тоже одет официально, в костюмы-тройки, с бабочками и галстуками, словно свидетели происходящих событий или суд присяжных. Современность перемежается с древностью. Сценография решена просто и грозно одновременно. На сцене находится огромная труба — она же колесо судьбы, зловещий рок, небесная кара. Она охотно «заглатывает» Эдипа, прокатывая его, как скалка, и периодически исторгает неведомое существо с замотанной головой — пожалуй, так мог бы выглядеть страх или отчаяние правителя. Вахтангова в театре драмы в Барнауле Анна Зайкова И эта круглая судьба катится по миру, настигая в финале всех — сначала детей Эдипа, которые по инерции пытаются бороться с ней; а затем и зрителей.
Обкатать спектакль перед московской премьерой на родине Софокла, да еще на сцене античного амфитеатра в Эпидавре, вмещающего одновременно 14 тысяч зрителей — желание сколь понятное, настолько же и смелое. Когда греческие зрители аплодисментами провожали актеров, а на сцену, отослав охрану, вышел президент Греции, актеры осознали — родина Софокла приняла их версию «Царя Эдипа». Из декораций — лишь издающая скрежет и скрип огромная труба, которая словно гусеница танка, кажется, вот-вот задавит актеров и упадет со сцены в партер на зрителей. Она периодически, как злой рок, куда-то утягивает и перемалывает героев трагедии. А еще страшные птицы, не сулящие ничего хорошего.
Кроме того, постановку разыграют 12 и 14 ноября. Ранее, 29 июля текущего года, на сцене древнейшего амфитеатра Эпидавра уже состоялась премьера этого спектакля-трагедии Софокла - совместного проекта Вахтанговского театра и Национального театра Греции в Афинах в рамках программы культурных мероприятий перекрёстного 2016 года России и Греции. Инициатором совместного проекта стал художественный руководитель Национального театра Греции в Афинах Стафис Ливафинос. Под его руководством проходит ежегодный Фестиваль в Эпидавре под открытым небом с 14-тысячной аудиторией. Лучшие театры Европы стремятся участвовать в этой акции. Римас Туминас, театральный режиссер: "Это очень важный проект, так как он соединит в себе две влиятельные театральные традиции: мастерство греческого театра в воплощении древней трагедии и русскую школу психологического театра. Все театры сегодня уже воспринимаются как единый театр. Я не ощущаю какого-то разрыва, иного театрального пространства.
"Царь Эдип" спектакль (Театр им. Евг. Вахтангова) 2016 год.
Недавний воскресный вечер — яркое, сильное впечатление от спектакля «Царь Эдип» режиссера Римаса Туминаса в театре Вахтангова. Театр им. Евгения Вахтангова привез во Владикавказ семь спектаклей. Одна из постановок масштабной программы – «Царь Эдип», в которой заняты настоящие звезды. Показы спектакля «Война и мир» Театра им. Вахтангова в постановке Римаса Туминаса на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге отменены «по техническим причинам».
RELATED POST
Уточняйте при заказе билетов. Оплата При оплате электронных билетов на сайтах билетных операторов, сотрудничающих с Ticket-Theatre, все транзакции выполняются по защищенному соединению, гарантирующему безопасность Ваших данных. Только официальные платежные шлюзы. Мы не реализуем билеты самостоятельно, все транзакции выполняются через шлюз сайтов-партнеров. При этом, мы обеспечиваем: Безопасность Ваших данных Мы, равно как и наши партнеры, заботимся о безопасности Вашей персональной и платежной информации. Все соединения между сайтами, включая платежные шлюзы, производятся по защищенному соединению через HTTPS протокол.
Туминас поставил абсолютно современный спектакль, при этом ничуть не поступившись смыслами. И даже перенес в свою постановку хор, как это было в Древней Греции. Тогда его присутствие на сцене было обязательным, он представлял этакого «идеализированного зрителя», который выражал отношение народа к изображаемым событиям.
Ведь о чем трагедия «Царь Эдип»? В первую очередь, о способности человека брать на себя ответственность за свои поступки. Если задуматься, мало кто из нас, людей века ХХI-го, способен на это.
Проще и удобнее все валить на обстоятельства или на других людей. Современной молодежи смотреть эту трагедию рекомендуется настоятельно. Вряд ли кто из них, молодых, знает, кто такой царь Эдип.
В лучшем случае, многим знакомо выражение «эдипов комплекс», понятие, введенное Фрейдом, о бессознательном сексуальном влечении сына к матери. А о великих древнегреческих драматургах — Эсхиле, Софокле и Еврипиде и вовсе мало кто слышал. Может, потому именно сейчас обратился Римас Туминас к этой древнегреческой трагедии.
Сегодня такого практически нет. Люди в большинстве своем чувствуют себя не виноватыми ни в чем. Все оправдывается.
Все возможно». Не все было идеально и в далеком прошлом. Театр в Древней Греции был важным общественным институтом, который формировал личность гражданина, его нравственные идеалы.
На Фивы обрушилось божье наказание: от моровой болезни гибнут люди, скот, урожай. За помощью народ обращается к мудрому царю. Но оракулы выносят свой вердикт — это кара за убийство царя Лая. Найди убийцу, и беды закончатся. В Фивах живет слепой старец, прорицатель Тиресий Евгений Князев.
Он обвиняет в убийстве Эдипа. Но тот не верит в безумие слепца и начинает свое расследование… Античный детектив, полный драматических событий и неожиданных развязок, заставляет затаить дыхание. Работа актеров — безупречна. Нет проходных образов, второстепенных ролей. Даже воин Павел Юдин и Крылатая дева Екатерина Симонова , которые не произносят ни единого слова, кажутся главными героями.
Смерть отступит, если будет изобличен виновник гибели Лая. С каждым шагом в своем расследовании Эдип становится все ближе к пониманию, что кровь родителя пролил он сам. Фотогалерея 1 из 50 Туминасу было важно показать не только мощь фатума, но и христианскую идею принятия божественной воли, хотя именно первый аспект получил в спектакле оригинальное визуальное воплощение: главным элементом сценографии Адомас Яцовских сделал гигантскую трубу с амбразурами — фрагмент обрушившейся башни. В ее массивной форме и движении авторы обнаружили простую, но вместе с тем ясную и выразительную метафоричность — она и пьедестал для возвеличенного в сердцах фивского народа Эдипа, она же уносит его, Иокасту и их дочерей в никуда. В финале спектакля труба подкатывается к краю авансцены, и сидящим в партере кажется, что спустя мгновение эта громадина обрушится на них со всем треском. Туминасу было важно показать не только мощь фатума, но и христианскую идею принятия божественной воли. Помимо чудесного, сыгранного актерского ансамбля вахтанговцев здесь и Виктор Добронравов, которому одинаково удачно даются и комические образы, и глубоко трагедийные характеры; и хрупкая, нежнейшая Людмила Максакова в роли Иокасты , в "Эдипе" присутствуют приглашенные греческие артисты, по сюжету — выразители общественного мнения.
Партия хора, исполняемая на языке оригинала, не обращена ни к кому конкретно, но усиливает напряжение. В ее полифонических высказываниях — переживания — от обеспокоенности до страха, с каждым фабульным витком все больше овладевающим фиванскими старцами.
Билеты на Спектакль «Царь Эдип»
Роковой колокол пробил, закрылся занавес. Пока этого не произошло - на все повороты сюжета будет тревожно отзываться хор фиванских старейшин актеры Национального театра Греции. Не раз нарежет круг по сцене с копьем наперевес воин Павел Юдин , сын Эдипа. Бросит в царя язвительной насмешкой слепой Тиресий Евгений Князев - фигура, вербально предрекающая Эдипу расплату за неизвестный грех, а своим обликом - будущую слепоту при внутреннем прозрении. Наконец, прижмется к металлическому боку гигантской конструкции Иокаста, чтобы вскоре отрастить крылья - в награду за принятые страдания. Возникнет на сцене и девушка с черными крыльями Екатерина Симонова.
Это эдиповское умение трезво оценить себя и не бояться поражения, которым может обернуться дело всей жизни, присуще, по мнению режиссера, лишь уходящему поколению к ним в интервью Туминас относит и своих родителей , и новый спектакль, не фокусируясь только на античном сюжете, становится трагической одой этим «титанам духа» из прошлого.
Где главный мотив — достоинство, потерять которое неприемлемо, ибо вся грядущая жизнь — это искупление преступления через страдания, унижения, немощь. Для Эдипа достоинство — главная опора в жизни, даже если это жизнь изгоя и калеки. Достоинство, так ли часто оно — мерило поступков в наши дни? Галерея спектакля Государственный акакдемический театр им. Вахтангова Основная сцена 30, 31 мая, 29, 30 июня 1 час 40 минут без антракта Поделиться: Международный театральный фестиваль им. Чехова: 125375 Россия, Москва, Леонтьевский пер.
Артисты, занятые в спектакле, играют на своих языках: русские — на русском, греки — на греческом. Мировая премьера «Царя Эдипа» с огромным успехом прошла в июле 2016 года в древнейшем действующем амфитеатре Греции — Эпидавре.
Трагизм в том, что они оказались по обе его стороны. Само произведение безжалостное и полное самобичевания: пан Слободзянек без прикрас показывает отношение собственного народа к евреям во времена Второй мировой. Чего только стоит сцена массового сожжения евреев в овине, куда под дубинкой одноклассника попадает одна из героинь с новорожденным ребенком. Спектакль "Наш класс" театра им. Вахтангова в Молодежном театре Алтая Анна Зайкова Но до войны школьники дружили, как ни в чем не бывало — вместе учились, играли, влюблялись и ненавидели друг друга. У них были вполне земные мечты — они хотели стать летчиками, врачами, портными. По разным углам их на время разводила лишь католическая молитва. Но как-то незаметно черта превратилась в беспросветную пропасть. И это испытание выдержали не все. Зрителей с самого начала не пичкают иллюзиями и не дают надежды — на школьных досках запечатлено имя каждого героя и его годы жизни. Поэтому мы сразу узнаем, как ничтожно мало земного времени было отведено многим персонажам. Умирая, они стирают свои инициалы с доски. И напоследок За коротких четыре дня барнаульцам удалось окунуться в самый разный театральный мир — от античности до современности. И эта встреча по-настоящему перевернула их взгляд на театр, а некоторые впервые ощутили на себе истинное значение слова «катарсис». Вахтангова в театре драмы в Барнауле Анна Зайкова Особенно радостно, что удовольствие от гастролей явно получили обе стороны. Одной из зрительниц после спектакля «Эдип» удалось пообщаться с актером, занятом в нем. Он признался, что они «давно так не играли». Сегодня был хороший зал», - ответил он. Вахтангова в театре драмы в Барнауле Анна Зайкова Напомним, что это были обменные гастроли, приуроченные к 100-летию театра им. Вахтангова и театра драмы им.
Царский подарок
Кажется забавным то, что все наблюдатели за поисками Эдипа, не удивляются его открытиям, как будто они уже сделали свои открытия о себе, а ему это только предстоит, как будто он взрослеет на их глазах. И персонаж в марлевой повязке, которую потом в конце спектакля снимет Эдип, есть уже в самом начале спектакля. Так, как будто, параллельно разворачивающейся на сцене трагедии, множество других людей решают те же проблемы. Как будто путь Эдипа-это путь каждого взрослого человека.
Монохромно решенная сцена, все костюмы черно-белые, цвета есть только в костюмах Тересия и Креонта.
Очень понравился момент, где в самом конце спектакля Эдип прорывает в марлевой повязке на своем лице рот, а потом начинает повязку разматывать. Ожидание ужаса, который ты можешь увидеть, и тем не менее, продолжение раскрывания его, - это и есть основное эмоциональное повествование всего спектакля. Разговор про открытия в своем прошлом, которые может сделать любой человек.
Сегодня такого практически нет. Все они лидеры , во всяком случае, в большинстве своем, чувствуют себя не виноватыми ни в чем. Все оправдывается.
Все возможно. Все дозволено. Хотелось бы поднять флаг чести и достоинства человека. Римас Туминас В спектакле Театра им. Вахтангова «Царь Эдип» рок имеет материальное олицетворение — могучая, потемневшая от времени многоглазая труба диаметром в несколько метров, каток истории, орудие высших сил, кара праведным и неправедным. По образности и силе воздействия сценографический ход сопоставим со знаменитым занавесом Давида Боровского в «Гамлете» Юрия Любимова почти полувековой давности.
Мы ответили: пожалуйста, выбирайте репертуар, после чего они выбрали несколько спектаклей, первым из них оказался "Царь Эдип". Я не вижу в этом ничего плохого, а наоборот хорошо, что люди пришли и посмотрели этот потрясающий спектакль, поставленный Римасом Туминасом. Это их программа, они будут в течение двух месяцев посещать наши спектакли без помпы и какого-либо шума», - сказал Крок.
При этом он усомнился в умственных способностях хейтеров Туминаса, подчеркнув, что тот сделал для России больше, чем многие театральные деятели. Все это уже сказано много раз и я не знаю, кто зачислил Римаса Туминаса в предатели России. Он гражданин иностранного государства, имеет паспорт другой страны, он работал в России, ушел по состоянию здоровья до СВО.
Билеты на Спектакль «Царь Эдип»
Московский академический театр имени Евгения Вахтангова представит постановку «Царь Эдип» на 60-м Международном фестивале искусств двух миров. "Царь Эдип" это моё второе знакомство с репертуаром театра им. Вахтангова и теперь точно верю что не последнее. Сегодня к трагедии «Эдип-Царь» обращается Р. Туминас. По свидетельству Аристотеля Софокл изображает людей такими, какими они должны быть. Римас Туминас объяснил: царь Эдип для него — идеальный герой, из-за чувства вины сумевший отказаться от власти и богатства.
«Царь Эдип». Театр Вахтангова. Режиссер Римас Туминас
7 октября учащиеся 10 В посмотрели спектакль «Царь Эдип» в театре им. Вахтангова. Трагедия «Эдип-царь» — не «трагедия рока», как указывали неогуманисты ХVIII и ХIХ вв, противопоставляя ее трагедии характеров, а трагедия, в которой хоть и признается зависимость человека от воли богов, но вместе с тем признается и свобода действий человека. К 95-летнему юбилею Театра им. Вахтангова на его сцене состоялась премьера спектакля «Царь Эдип» в постановке Римаса Туминаса.