Волны Мартено одновременно способны издавать только один звук, но это качество с лихвой компенсируется его богатым и насыщенным тембром. Волны Мартено изобретены в 1928 году радистом и виолончелистом Морисом Мартено и представляют собой не что иное, как усложненную клавиатуру наподобие фортепианной. История создания музыкального инструмента Волны мартено, особенности его конструкции и игры на нем, в каком жанре музыки и у каких исполнителей можно услышать Волны мартено.
Маргарита Воробьёва
- Афиша Волна: Терменвокс, траутониум и другая электроакустика – Архив
- Новости, которые вас могут заинтересовать
- ТЕХНИКА - Отдам в хорошие руки - Звуки.Ру
- Что это за звуки?! 5 необычных музыкальных инструментов с характерным голосом
- Сесиль Лартиго: Я влюбилась в звучание его усилителей
Гитарист-новатор из Radiohead и кинокомпозитор — 10 фактов о Джонни Гринвуде
Накануне Санкт-Петербург принимал артистов с Урала. Теперь московский зал "Зарядье" предоставил им свою большую сцену. Программу концерта открывала сюита "Дафнис и Хлоя". Равель подавался в качестве блюда-аперитива к французскому вечеру, а Мессиан стал серьезнейшей заявкой, челенджем и московским слушателям, и московским симфоническим коллективам. Уральцы исполнили полную 10-частную версию "Турангалила-симфонии", держа зал час двадцать пять минут в непрерывном внимании. Мессиан оставил в своем наследии единственную симфонию, но какую!
Романтизм и символизм названия, использование загадочного инструмента Мориса Мартено, исполнительские сложности, рождающие ослепительной красоты звучания, наконец, философско-гуманистический подтекст сочинения сделали опус Мессиана ярчайшим и неповторимым образцом жанра в истории музыки XX века, причиной национальной гордости французов. Фото: Елена Алексеева Что касается замысловатого и очень поэтичного названия, к слову, давшего позже имя персонажу в американском мультсериале, то Мессиан придумал его после написания симфонии в 1946-1948 годах. Для нас, думается, это также имеет место быть.
Это небольшой выдвижной ящичек с левой стороны инструмента, и на нем музыкант может найти элементы управления артикуляцией нот, динамикой и насыщенностью тона.
Однако мир популярной музыки все же не забыл об изобретении Мориса Мартено. В современной музыке есть артисты, посчитавшие волны Мартено достойным инструментом. Среди них, в частности, гитарист Radiohead Джонни Гринвуд , использующий агрегат чуть ли не на каждом концерте, и французские электронщики Daft Punk. Так что сей нестандартный инструмент все еще находит место в новых произведениях музыкантов по всему миру.
Он производит необычный призрачный вибрирующий звук, который обожают большинство музыкантов-экспериментаторов. Чтобы играть на инструменте, музыкантам приходится менять расстояние между руками и антеннами инструмента — таким образом меняется высота звука. Омникорд Омникорд — электронный инструмент, созданный компанией "Suzuki Musical Instrument Corporation" в 1981 году. При игре на нем звук извлекается путем нажатия кнопок аккорда и движения пальца по специальной металлической пластине. Освоить омникорд проще простого, именно поэтому он имел все шансы на широкое распространение, особенно среди начинающих музыкантов.
Но по какой-то причине этого не произошло. Electronium Это самый загадочный музыкальный инструмент в нашем списке. В сети мало информации об этом инструменте, мы знаем об электронии только то, что его изобрел американский композитор Раймонд Скотт в 1969 году, и что он похож на древний прототип баяна.
Единственный известный электроний принадлежит музыканту группы Devo Марку Мазерсбо.
Фестиваль “Притяжение” пройдет в Московской консерватории
В исполнении опуса, написанного для смешанного хора, будет задействован необычный для академической музыки состав: электроника, перкуссия, волны Мартено и четыре контрабаса. от мягких басов до пароксизма. В России практически ничего не известно о волнах Мартено, так что нас будут интересовать все детали. Волны Мартено или электрофон — одноголосный электронный инструмент с семиоктавной клавиатурой наподобие фортепьяно, а также нитью с кольцом. 6 октября в Малом зале состоится российская премьера «Праздника прекрасных вод» для шести волн Мартено Оливье Мессиана.
Параллельная история
- Вы точно человек?
- Лента новостей
- Параллельная история
- Оливье Мессиан. «Турангалила». 1946–1948 • Arzamas
- Вы точно человек?
Космическое звучание. "Волны Мартено" накроют "Площадь искусств"
Отчасти как терменвокс, однако возможности волн Мартено гораздо шире, чем у его советского предшественника. «Волны Мартено» — англофильский поп-рок в объятьях волжской меланхолии. Самый удивительный из таких – “Волны Мартено”.
Вы точно человек?
Для меня любовь в этом контексте — способ ухода от конфликтов и объединения всех религий. Сюрреалистов интересовала политика, не религия, а вот Мессиана занимали экуменические идеи. Есть ли что-то сопоставимое с ним? Например, очень красивый Концерт для волн Мартено Андре Жоливе почти не играют, там очень сложная оркестровая партитура. Но это классика нашего репертуара.
Много камерных пьес у Тристана Мюрая, часто играют сочинения Онеггера, но там волны используются не в качестве солиста. Есть и менее известные композиторы. Теперь есть и синтезаторы, и компьютеры. Композиторы продолжают интересоваться этим инструментом?
Особенность волн — в их чувствительности: не нужно никаких дополнительных компьютеров и синтезаторов, одно прикосновение — и инструмент следует за твоим телом, твоими мыслями. Это что-то сумасшедшее. Я влюбилась в этот инструмент именно из-за его гиперчувствительности. Волны Мартено вдохновили на создание многих электронных инструментов и технически, и художественно, но ни один из них не обладает такой отзывчивостью в каждом параметре звука.
Лет тридцать назад к волнам действительно относились как к устаревшему, отмирающему инструменту. Но волны Мартено оказались вне законов времени: мы должны были исчезнуть, но нет — мы все еще живы. Да, нас немного, но мы много играем, педагоги всегда востребованы, а молодые композиторы увлечены этим выжившим «ископаемым». В нашем деле все уникально — каждый концерт, инструмент, исполнитель.
Невозможность точной фиксации музыки для волн Мартено как раз очень привлекает композиторов — она всегда живая, подвижная, порой непредсказуемая. Композиторам нравятся качества, которыми обладает только этот старый электронный инструмент, и для нас по-прежнему пишут. Но в случае с волнами Мартено это ощущается во много раз сильнее, потому что малейшее движение с многократным усилением отражается на звуке и вызывает его изменения. Если ты нервничаешь — это очень слышно.
Когда играешь на волнах, надо быть спокойным. Поэтому Мартено учил исполнителей релаксации. Расскажите, как вы встретились, например, с Radiohead. Мне интересно, потому что там я могу использовать весь звуковой спектр инструмента, а это подталкивает к поиску новых границ его возможностей.
В старых партитурах точно выписаны все тембры и все инструменты, но нужно хорошо знать историю волн Мартено, чтобы понимать, какими тембрами обладал тот или иной инструмент. Я никогда не использую в точности те же тембры. Я всегда сохраняю тип динамика, краску и идею, указанные Мессианом, но остальное меняется в зависимости от акустики зала, оркестра, солиста-пианиста и того, что хочет дирижер. Как его философская система работает в «Турангалиле»? Но по факту музыкальный язык здесь остается тем же, что и в других его симфонических произведениях. Когда я начала изучать Мессиана, меня удивило то, что его философские и религиозные идеи гораздо консервативнее, чем его музыка. Я пыталась разобраться почему, подробно изучала «Турангалилу» и поняла, что его образ мыслей здесь тот же: для Мессиана человек — Божественное создание, поэтому и музыкальный язык не отличается. По сути, он и тут говорит о Боге, и человеческая любовь — то же самое, что любовь Божественная. Мессиан всегда пытался найти выход в другое измерение. Насколько он важен для музыки?
Пятая часть — «Радость крови звезд» — это любовное слияние со звездами и космосом, шестая часть — «Сад сна любви» — с природой. Мессиан очень любил французскую сюрреалистическую поэзию и живопись, и, хотя буквально это не отражено в музыке, сюрреализм был одним из источников его вдохновения. Сюрреалисты — например, Андре Бретон — много писали о любви, защищая ее порой разрушительную силу. Для меня любовь в этом контексте — способ ухода от конфликтов и объединения всех религий. Сюрреалистов интересовала политика, не религия, а вот Мессиана занимали экуменические идеи. Есть ли что-то сопоставимое с ним? Например, очень красивый Концерт для волн Мартено Андре Жоливе почти не играют, там очень сложная оркестровая партитура. Но это классика нашего репертуара. Много камерных пьес у Тристана Мюрая, часто играют сочинения Онеггера, но там волны используются не в качестве солиста. Есть и менее известные композиторы.
Теперь есть и синтезаторы, и компьютеры. Композиторы продолжают интересоваться этим инструментом? Особенность волн — в их чувствительности: не нужно никаких дополнительных компьютеров и синтезаторов, одно прикосновение — и инструмент следует за твоим телом, твоими мыслями. Это что-то сумасшедшее. Я влюбилась в этот инструмент именно из-за его гиперчувствительности.
Самодельный матремин. Источник Его отложили, но не забыли, В последующие десятилетия вариации терменвокса начали создавать по всему миру. Лучшей из них считается модель легендарной фирмы Moog, а самой удивительной — матремин, терменвокс-матрешка японского изобретателя Масами Такеучи. Катика играет на терменвоксе фирмы Moog Демонстрационный фильм о матремине Живой интерес к терменвоксу переплетается с историческим и вдохновляет современных деятелей искусства на создание арт-легенд. Самой яркой работой, связанной с изобретателем, является фильм «Последняя тайна Термена» Ираиды Юсуповой и Александра Долгина, созданный в жанре мокьюментари. Жизнь Термена полна загадок: его переезд в США и возвращение на родину принято объяснять шпионской миссией, хотя сам Лев Сергеевич опровергал эту версию. Вскоре после возвращения на родину Термена обвинили по сфабрикованному делу и отправили на Колыму. В лагерях он вместе со своим ассистентом Сергеем Королевым занимался созданием беспилотников и прослушивающих устройств. Исследовательские интересы Термена пересекались с идеями русских космистов о бессмертии. Существуют слухи, что после кончины Ленина Термен предлагал заморозить тело и начать исследования по возможности его оживления. Удивительные подробности жизни гения вдохновили Юсупову и Долгина на создание фильма о сестре Термена, в жизни которой переплелись реально существующие и авторские легенды. Лидия Кавина и The Radio Science Orchestra, тема из фильма «Доктор Кто», композитор Рон Грейнер Хотя терменвокс ассоциируется в основном с академическим репертуаром, современные популярные исполнители тоже не обходят его стороной. Виолончелист Морис Мартено сделал магическому терменвоксу более дружественный интерфейс: теперь необязательно долго учиться играть на воздухе, у нового инструмента была привычная фортепианная клавиатура с небольшим апгрейдом в виде натянутой вдоль нее струны. Основной способ игры на инструменте предполагает натягивание струны с кольцом, также можно использовать и ее саму, а при сдвиге клавиши вбок создавать частотное вибрато — дрожание звука, характерное для академического вокала и струнных инструментов. До эпохи электроники только один клавишный инструмент был способен на вибрато — клавикорд. Возрождение этого тишайшего старинного инструмента происходило в тоже время, но до славы электронного собрата ему еще далеко. Варез , Онеггер , Мийо — неполный список композиторов, соблазнившихся экзотичностью «волн». Более всех отличился Оливье Мессиан : помимо знаменитой « Турангалила-симфонии » и множества небольших произведений для волн Мартено, он создал «Празднество прекрасных вод» для ансамбля из шести Ondes Martenot. Оливье Мессиан «Речь» Современные исполнители не часто обращаются к первому синтезатору, предпочитая раритетные, но более поздние модели фирмы Moog. Но приверженцы аутентичного электронного звука тоже существуют, таким является Такаши Харада, сочинивший произведение Fuku-in для шести волн Мартено. Такаши Харада, Fuku-in Месье Мартено заложил первый камень в деле создания синтезаторов, а большие корпорации приняли вызов: на этот раз коммерческий успех не заставил себя ждать. В 1934 году Лоуренс Хаммонд создает свою модель электронного пианино, и этот продукт уже ориентирован на широкую публику. Что дальше: академические произведения для синтезатора? Не так быстро. Академические композиторы продолжают идти узкой тропой первопроходцев и работают уже не с самими инструментами, а с музыкальными носителями. Эра магнитной звукозаписи начинается в 1930-е годы и в конце 1950-х привлекает внимание американских композиторов. Одной из первых электро-акустических композиций считается The Expression of Zaar — запись музыкальной составляющей церемонии «Заар» была представлена Халимом Эль-Дабхой в 1944 году в галерее Каира. The Expression of Zaar, 1944 Композиторы взяли на вооружение возможности пленки и впервые придумали фонограмму как «дополненную реальность» музыкального пространства. Технику композиции, включающую в себя такую фонограмму, назвали конкретной музыкой , первыми ее представителями стали французы: Пьер Шеффер , Эдгар Варез и Пьер Анри.
На его надгробии выгравированы строки из текста «Дня Бытия», отражающие кредо музыканта: «Я есмь жизнь! Я есмь Всё и Ничто! Список литературы: 1. Адэр Л. Высоцкая М. Высоцкая, Г. Вышнеградский И. Иван Вышнеградский: Пирамида жизни. Бретаницкая, публ. Гуренко Н. Лосева С. Микрохроматика в творчестве И. Матер Б. Лидии Семёновой; ред. Остер П. Сабанеев Л. Письма о музыке.
Математика в музыке и волны Мартено
Между Свердловской филармонией и знаменитым театром из Санкт-Петербурга происходит регулярный творческий взаимообмен. На протяжении двух сезонов коллектив Дмитрия Лисса представлял собственный абонемент в прославленном зале и принимал участие в Международном фестивале «Звезды Белых ночей». В свою очередь, Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра регулярно приезжают в Екатеринбург. С 2011 года Валерий Гергиев является почетным попечителем Уральского филармонического оркестра. Он в числе первых поддержал идею строительства нового филармонического зала в Екатеринбурге. Служба новостей информационного портала Культура-Урала. РФ — всё о культуре в Свердловской области: об уральских легендах и о том, что происходит прямо сейчас, о музейных раритетах и уральской кухне, народных промыслах и знаменитых людях, прославивших наш край.
Но, увы, этот инструмент не удалось реализовать до конца. Но прототипы его сохранились. В 1928 году французский изобретатель Морис Мартено создал клавишный электромузыкальный инструмент Волны Мартено. На фортепианной клавиатуре играют правой рукой, за счёт колебания клавиши производят эффект вибрато. Перемещение руки с надетым специальным кольцом на палец позволяет делать плавный не темперированный переход от ноты к ноте. Левая рука регулирует громкость и атаку звука, изменения тембра. То есть в этом инструменте заложены принципы работы, подобные тем, что разработал Л. Волны Мартено широко использовались в музыке французских композиторов 1930—1940-х гг. Мессиан например, классическая пьеса «Празднество прекрасных вод» , Д. Мийо, Э. Нельзя не вспомнить созданный русским инженером-акустиком Андреем Володиным в 1935 году одноголосый клавишный инструмент Экводин, который имитировал звуки инструментов и моделировал синтезировал новые звучания. И, конечно, Эмиритон — уникальный шумовой инструмент, разработанный в 1932—1935 гг. Римским-Корсаковым совместно с инженерами А. Ивановым, В. Крейцером и В. Путевку в жизнь инструменту дал сам Д. В 1940-х гг. В 1935 году американский инженер Лоуренс Хаммонд создал инструмент, значение которого трудно переоценить в истории современной музыки — это электромеханический орган «Hammond». К основным тонам могли прибавляться дополнительные призвуки, а так же эффекты хорус, дилэй, ревер и т. В сущности, Хаммонд стал первым аналоговым синтезатором. И наконец просто необходимо рассказать о ещё одном важнейшем изобретении. В 1937 году инженер, основатель Московской экспериментальной студии электронной музыки Евгений Александрович Мурзин разработал не имеющий аналогов фотоэлектронный оптический синтезатор АНС, названный так в композитора, отца цветомузыки А. Особенность этого инструмента заключается в том, что для звукоизвлечения не требуется нажимать клавиши или касаться струн — нужно нарисовать партитуру на листе по сути АНС стал ещё и прародителем современных планшетов. Диапазон инструмента достигае 720 тонов!
Ondes Martenot , или электрофон — монофонический одноголосный электронный музыкальный инструмент. Сконструирован в 1928 году во Франции виолончелистом и педагогом Морисом Мартено [1]. Инструмент имеет 7-октавную клавиатуру фортепианного типа, а также нить с кольцом, надеваемым на указательный палец правой руки. В левой части инструмента расположена кнопка, играющая роль смычка. Звук производится генератором электрических колебаний, который управляется с клавиатуры, через усилитель подаётся на систему громкоговорителей. Для извлечения звука музыканту необходимо нажать клавишу на клавиатуре либо натянуть нить до соответствующей позиции и нажать левую кнопку.
С 2011 года Валерий Гергиев является почетным попечителем Уральского филармонического оркестра. Он в числе первых поддержал идею строительства нового филармонического зала в Екатеринбурге. Служба новостей информационного портала Культура-Урала. РФ — всё о культуре в Свердловской области: об уральских легендах и о том, что происходит прямо сейчас, о музейных раритетах и уральской кухне, народных промыслах и знаменитых людях, прославивших наш край. Сетевое издание «Культура-Урала. Электронный адрес: news uralcult. Присоединяйтесь, читайте, слушайте, смотрите.
Поющее электричество
Грозные, оглушающие рыками медных духовых образы сменялись гипнотически-завораживающими медитациями «Сада любви», бурлящими контрастами двух «Песней любви», подводя к главной кульминации — «Кровавому ликованию звезд», где эффектно солировал на фортепиано любимец воронежцев, московский пианист Яков Кацнельсон. Этот дикий «коктейль» опьянил публику, которая в финале вечера стоя аплодировала геройству оркестра и дирижера. Реплики уходящих слушателей, возможно, заставят филармонию призадуматься. С одной стороны, были неофиты, пришедшие в первый раз. Однако знакомство с Мессианом ошеломило их из-за резкого перепада с первым отделением, где в Скрипичном концерте Бетховена солировал Павел Милюков. Гармония, божественность тона породистого Страдивари, общая лиричность концепции привели зал в благостное состояние, и вдруг — такие страсти. Одна слушательница вообще не смогла сформулировать свои ощущения, пребывая в явном потрясении, — и, наверное, в этом главный успех концерта. Музыкантам удалось расшевелить людей, не оставить их в панцире равнодушия, показать дорогу к звездам.
Впереди у Воронежского симфонического оркестра еще более мощный проект — «Песни Гурре» Шёнберга, которыми в середине июня закроется Платоновский фестиваль. Эта партитура — для сверхоркестра, огромного хора, солистов и чтеца, и Владимир Вербицкий настроен решительно: «Я приступаю к прослушиванию певцов, настаиваю, чтобы у нас был основной состав и страхующий, чтобы ничто не помешало качественному исполнению». Теги: Фото: предоставлены Воронежской государственной филармонией 02.
Жизнь Термена полна загадок: его переезд в США и возвращение на родину принято объяснять шпионской миссией, хотя сам Лев Сергеевич опровергал эту версию. Вскоре после возвращения на родину Термена обвинили по сфабрикованному делу и отправили на Колыму. В лагерях он вместе со своим ассистентом Сергеем Королевым занимался созданием беспилотников и прослушивающих устройств. Исследовательские интересы Термена пересекались с идеями русских космистов о бессмертии.
Существуют слухи, что после кончины Ленина Термен предлагал заморозить тело и начать исследования по возможности его оживления. Удивительные подробности жизни гения вдохновили Юсупову и Долгина на создание фильма о сестре Термена, в жизни которой переплелись реально существующие и авторские легенды. Лидия Кавина и The Radio Science Orchestra, тема из фильма «Доктор Кто», композитор Рон Грейнер Хотя терменвокс ассоциируется в основном с академическим репертуаром, современные популярные исполнители тоже не обходят его стороной. Виолончелист Морис Мартено сделал магическому терменвоксу более дружественный интерфейс: теперь необязательно долго учиться играть на воздухе, у нового инструмента была привычная фортепианная клавиатура с небольшим апгрейдом в виде натянутой вдоль нее струны. Основной способ игры на инструменте предполагает натягивание струны с кольцом, также можно использовать и ее саму, а при сдвиге клавиши вбок создавать частотное вибрато — дрожание звука, характерное для академического вокала и струнных инструментов. До эпохи электроники только один клавишный инструмент был способен на вибрато — клавикорд. Возрождение этого тишайшего старинного инструмента происходило в тоже время, но до славы электронного собрата ему еще далеко. Варез , Онеггер , Мийо — неполный список композиторов, соблазнившихся экзотичностью «волн».
Более всех отличился Оливье Мессиан : помимо знаменитой « Турангалила-симфонии » и множества небольших произведений для волн Мартено, он создал «Празднество прекрасных вод» для ансамбля из шести Ondes Martenot. Оливье Мессиан «Речь» Современные исполнители не часто обращаются к первому синтезатору, предпочитая раритетные, но более поздние модели фирмы Moog. Но приверженцы аутентичного электронного звука тоже существуют, таким является Такаши Харада, сочинивший произведение Fuku-in для шести волн Мартено. Такаши Харада, Fuku-in Месье Мартено заложил первый камень в деле создания синтезаторов, а большие корпорации приняли вызов: на этот раз коммерческий успех не заставил себя ждать. В 1934 году Лоуренс Хаммонд создает свою модель электронного пианино, и этот продукт уже ориентирован на широкую публику. Что дальше: академические произведения для синтезатора? Не так быстро. Академические композиторы продолжают идти узкой тропой первопроходцев и работают уже не с самими инструментами, а с музыкальными носителями.
Эра магнитной звукозаписи начинается в 1930-е годы и в конце 1950-х привлекает внимание американских композиторов. Одной из первых электро-акустических композиций считается The Expression of Zaar — запись музыкальной составляющей церемонии «Заар» была представлена Халимом Эль-Дабхой в 1944 году в галерее Каира. The Expression of Zaar, 1944 Композиторы взяли на вооружение возможности пленки и впервые придумали фонограмму как «дополненную реальность» музыкального пространства. Технику композиции, включающую в себя такую фонограмму, назвали конкретной музыкой , первыми ее представителями стали французы: Пьер Шеффер , Эдгар Варез и Пьер Анри. Когда деревья были высокими, фонограмма использовалась не для обмана слушателя, а в качестве дополнения к имеющемуся акустическому материалу. Джон Кейдж за катушечным магнитофоном. Источник Культ пленки? Ведь она давала неограниченные возможности и ставила новые философские вопросы отношения ко времени.
Как долго можно слушать музыку?
Действительно, на сцене большого зала "Зарядье" во время исполнения симфонии волнистка срослась со своим инструментом, взаимочувствительность исполнительницы и электрических волн казалась сверхъестественной. Натали работала не только с летящими в зал звуками, но и их вернувшимися отзвуками, реагируя на оркестровую динамику и акустическую специфику. На первый взгляд абсолютно не эмоционально, сосредоточенно она окрашивала своими обертонами инструментальные тембры звучащей фактуры. Пианист предельно эмоционально разворачивал свои каденции, соревновался с оркестром или поддерживал аккордами оркестровые метро-ритмы.
И рояль с благодарностью отзывался неземными звуками на прикосновения огромных мягких рук исполнителя. Солист, безусловно, наравне с дирижером был ведущим и лидирующим. Этот симфонический монстр со специфическим солирующим инструментом волны Мартено своей сложностью и масштабностью отталкивает от себя дирижеров и коллективы. Хочется выразить благодарность Уральскому симфоническому оркестру, его главному дирижеру Дмитрию Лиссу за этот творческий подвиг и необычайно интересный слушательский опыт. Фото: Елена Алексеева Дмитрий Лисс является художественным руководителем международного фестиваля "Евразия".
Кроме премьеры, в этот вечер представят ещё одно сочинение Андреса Мустукиса — «Литургия святого Леонтия», фрагменты которой не раз звучали в концертах хора musicAeterna. В вестибюле Дома Радио 10 июня развернут звуковую инсталляцию композитора, в рамках которой будут представлены арт-объекты, созданные Мустукисом в процессе написания хорового сочинения.
Терменвокс, траутониум и другая электроакустика
Возможно один из самых таинственных музыкальных инструментов всех времен, Волны Мартено (Ondes Martenot или Martenot Waves). Волны Мартено — монофонический электронный инструмент, изобретенный в 1928 году французским виолончелистом Морисом Мартено. В списке был и электрофон, также известный как Волны Мартено. В списке был и электрофон, также известный как Волны Мартено. Волны Мартено — монофонический электронный инструмент, изобретенный в 1928 году французским виолончелистом Морисом Мартено. Интернет-издание – это онлайн-газета, которая ежедневно представляет своим читателям последние новости России и Санкт-Петербурга.
Гитарист-новатор из Radiohead и кинокомпозитор — 10 фактов о Джонни Гринвуде
Главная» Новости» Волны мартено музыкальный инструмент. Главная» Новости» Новости кача севастополь сегодня. Волны Мартено изобретены в 1928 году радистом и виолончелистом Морисом Мартено и представляют собой не что иное, как усложненную клавиатуру наподобие фортепианной. Этот электронный музыкальный инструмент — своеобразный гибрид фортепиано и скрипки — настолько впечатлил Джонни, что он стал использовать его и в студии (волны Мартено звучат. 6 октября в Малом зале состоится российская премьера «Праздника прекрасных вод» для шести волн Мартено Оливье Мессиана. «Электронный музыкальный инструмент Волны Мартено».
Уральский оркестр исполнил в "Зарядье" программу французской музыки
Но примечательно, что одно из легендарных российских исполнений — это уральская премьера середины 90-х годов, организованная тем же дирижером, который теперь вернул Москве мессиановскую музыку предельной степени радужности, изысканности и изощренности. Раритетный статус симфонии принято объяснять главным образом необходимостью иметь в распоряжении редкий инструмент. Волны Мартено изобретены в 1928 году радистом и виолончелистом Морисом Мартено и представляют собой не что иное, как усложненную клавиатуру наподобие фортепианной, соединенную с электрическим генератором звука и акустической системой. Теплое ламповое звучание волн Мартено отсылает одновременно к органу, струнным и терменвоксу изобретенному в то же самое время и нередко присутствует во французской музыке, в особенности 1930—1940 годов. А когда это случалось раньше — старожилы плохо помнят. Между тем исполнительская сложность «Турангалилы» объясняется еще и грандиозными масштабами, витиеватой конструкцией, сложной идеологией и большой виртуозностью.
Другие струны играющий может укорачивать с помощью стержней, пользуясь ими почти как клавишами и воспроизводя мелодию. Изменяя скорость вращения колеса, можно менять ритм.
Первые упоминания и описания такого инструмента относятся к XII веку. Тогда он представлял собой гораздо более крупную конструкцию, на которой играли двое: один крутил ручку, другой нажимал и поднимал стержни. Эта ранняя разновидность называлась органистр см. Сегодня ее реконструировали и даже пытаются на ней играть — звучит так себе. Примерно за сто лет органистр усовершенствовали так, что на нем мог играть уже один человек, а сам инструмент уменьшился в размере и весе и конструкция стержней стала удобнее и быстрее. В таком виде и под именем колёсной лиры он пришелся по вкусу менестрелям и получил большое распространение в Европе иногда меняя название от страны к стране. В последние же полвека колёсная лира, в том числе ее современный электрический вариант, полюбилась рок- и фолк-музыкантам.
Российский музыкант Андрей Виноградов играет на современной колёсной лире построена в 2014 году в Германии песню «Уж как по мосту, мосточку». Когда человек впервые заметил, что если провести по гладкому краю такого сосуда мокрым пальцем, то возникает звук, неизвестно, но первые упоминания такого способа звукоизвлечения в письменных источниках датируются эпохой Возрождения. В 40-е годы XVIII века ирландец Ричард Покрич соорудил музыкальный инструмент из набора стеклянных сосудов, наполненных разным объем воды, на котором исполнял музыкальные произведения в Лондоне. Этим же развлекался несколько позже его английский коллега Эдвард Делаваль. Выступление последнего в 1761 году пришлось услышать Бенджамину Франклину, ученому, изобретателю и по совместительству отцу-основателю США. Идея Франклину понравилась, а вот реализация — не очень, поэтому на следующий год в рамках концепции «критикуя, предлагай» все бы так! Вращая эту конструкцию и касаясь краев мисок мокрыми пальцами в том числе всеми десятью, что было невозможно при использовании вертикально установленных отдельных сосудов , можно было получать чистый звук.
Это и была первая стеклянная гармоника. К концу XVIII века она приобрела большую популярность — ее мистические нежные звуки напоминали слушателям пение ангелов и музыку сфер, а Моцарт, Карл Филипп Эммануэль Бах, Бетховен и другие именитые композиторы писали для них произведения и вводили партии стеклянной гармоники в свои партитуры. Впрочем, не все положительно воспринимали звучание этого инструмента — кое-кто утверждал, что прослушивание стеклянной гармоники может вызывать безумие и преждевременные роды.
При этом некоторые волнисты буквально монополизировали исполнение этих нескольких известных произведений, играют только их и не ищут новых путей — а это то, чего я хочу избежать. Кто-то специализируется только на работе с оркестром, кто-то — только на камерном репертуаре. А моя задача — показать максимальное разнообразие волн Мартено, вывести их из рамок, в которые они были поставлены из-за этого ограниченного количества известных произведений.
Я хочу показать, что есть не только «Турангалила», «Маленькие литургии» Мессиана или «Жанна на костре», а есть концерты с другими инструментами, есть арии, есть монодии того же Мессиана. Но более классический репертуар я тоже люблю и готова его защищать. Дело в том, что многие старые записи той же самой «Турангалилы» или «Жанны» покрылись нафталином, и их тоже нужно сыграть более свежо и современно. Часто ли приходится играть театральные произведения? Их же очень мало: «Жанна на костре», опера Томаса Адеса «Ангел-истребитель»… Есть еще опера Мессиана «Святой Франциск Ассизский»: монументальное произведение, где волны Мартено — целых три инструмента — должны располагаться на балконах; это пятичасовое повествование о житии Святого Франциска. Кстати, в Парижской консерватории есть три экземпляра волн, купленных Мессианом у Мартено на случай, если придется исполнять «Святого Франциска», а инструментов больше нигде в мире не окажется.
А хотелось бы иметь к нему доступ. Во французском драматическом театре волны Мартено на самом деле представлены хорошо: музыка ко многим спектаклям предусматривает их использование. Сейчас большинство этих постановок уже сошло, но у волн по-прежнему тесные связи с театром. Опять же, каждый исполнитель может сам себе найти проект: я, например, участвую в одном таком театральном проекте с современной хореографией, видеопроекциями и текстом, где музыканты находятся на сцене вместе с остальными участниками. В этой постановке я нахожусь на переднем плане, потому что волны Мартено — это визуально очень интересный инструмент. В России был изобретен инструмент терменвокс, который считается родственным волнам Мартено.
Вы о нем слышали? Пробовали на нем играть? Конечно, я знакома с терменвоксом, но это инструмент, который требует особой чувствительности и музыкальности. Терменвокс и волны были изобретены в одно и то же время, поэтому их часто путают, особенно те, кто не знаком с волнами Мартено. Основная разница в том, что терменвокс — это пять-шесть октав, а волны — это восемь октав и очень разная окраска звука. Я знаю очень интересных исполнителей на терменвоксе и сама пробовала играть на нем.
Лев Термен и терменвокс. Фото с сайта blog. Как человек, который учился игре и на фортепиано, и на скрипке, могу сказать, что, наверное, самое сложное — это абсолютный контроль над телом, потому что малейшее движение, малейшее дрожание руки отражается на звучании. У волн есть кнопка, которая выполняет роль смычка: под ней стоит мембрана с порошком, и в зависимости от того, как на нее нажмешь, так и пройдет электрический ток, и любая дрожь, любая неуверенность, любое изменение постановки пальца сразу оказывает воздействие, даже если ты сам не ощущаешь это движение. Поэтому нужно абсолютно владеть своим телом и найти момент расслабления во время игры. Кольцо тоже чувствительно к движениям?
Кольцо отвечает за другое: его положение определяет высоту звука. Нить расположена параллельно клавиатуре, и положение кольца примерно соответствует положению конкретной клавиши.
Как рассказывает Жанна Лорио первая исполнительница партии Волн Мартено в Турангалиле, новый «инструмент привлек Мессиана необычайной музыкальностью и неземным звуком, парящим надо всем оркестром... Мессиан был католиком, и примерно такой звук ожидал услышать на небесах». Волны Мартено или электрофон — одноголосный электронный инструмент с семиоктавной клавиатурой наподобие фортепьяно, а также нитью с кольцом, надеваемым на указательный палец правой руки. В левой части инструмента расположена кнопка, играющая роль смычка.