Высота апогея стала первой серьезной проблемой полета: она оказалась выше расчетной на 80 километров. На высоте 7 километров, руководствуясь планом полета, Гагарин катапультировался и продолжил спуск на парашюте отдельно от аппарата. Юрий Гагарин поднялся так высоко, как никому из людей не удавалось, он побывал на высоте 302 километра над Землей.
60 лет первому полету человека в космос!
Больше 50 лет назад 12 апреля 1961 года российский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, начав эру полета людей в космос. С ними уже после полета Гагарина была связана одна интересная история. Продолжительность полёта составила 1 час 48 мин. Во время нахождения на орбите Гагарин поддерживал радиосвязь с Землей, вёл наблюдения в иллюминаторы, контролировал работу систем корабля. Самые первые записи архива полета Гагарина сделаны в режиме реального времени Королевым и лично космонавтом сразу после приземления.
Тайны полёта Юрия Гагарина
С точками старта и посадки. Старт на восток. Посадка с запада. Выход на орбиту над Камчаткой. Сход с орбиты над Африкой. Кусок орбиты от Африки до Камчатки это и есть недолет.
Примерно так.
Десять тысяч метров, девять тысяч… восемь… семь.
Сработала парашютная система. Внизу блеснула Волга… Возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолёте…» Иван Борисенко позже вспоминал счастливые минуты встречи Гагарина на земле: «…В это время с криком: «Юрий Гагарин, Юрий Гагарин! Люди обнимали героя, поздравляли его с великим подвигом.
Они помогли Гагарину снять скафандр… В сопровождении местных жителей Гагарин подошел к спускаемому аппарату космического корабля и тщательно осмотрел его. В это время появился вертолет со специалистами из группы встречи, спортивным комиссаром, кинооператорами. Все бросились к космическому кораблю, у которого стоял улыбающийся первооткрыватель космических полетов, гражданин Советского Союза Юрий Гагарин.
Горячие объятия, поздравления... Это были счастливые минуты. Хотя я знал, что передо мной именно он, космонавт номер один Юрий Гагарин, все же, как этого требует Спортивный кодекс, попросил его показать удостоверение, записал номер и дату выдачи, зарегистрировал в специальном бланке фамилию, имя, отчество, дату и время приземления, проверил опознавательные знаки космического корабля, на котором была надпись: «Восток - СССР».
Внеочередное звание присвоили прямо перед полетом. Когда можно находится рядом. Фактически после полета он не был себе предоставлен», — говорит внук Юрия Гагарина, гендиректор АО «Хабаровский аэропорт» Юрий Кондратчик. Совершив подвиг Гагарин превратился, пожалуй, в главного советского супер-героя. Молодой, бесстрашный космонавт с красивой улыбкой стал самым желанным гостем в каждой стране мира. Он пил чай с самой королевой Англии и не сходил с первых полос газет от американской NewYork Times до советских «Известий». Но все понимали, что это успех всего человечества», — говорит главный библиотекарь отдела газет РНБ Антон Решетов. Несмотря на свой новый статус и звание Героя Советского Союза, Гагарин оставался простым парнем родом из Смоленской области.
После полета в космос он вернулся в Узморье и поблагодарил тех, кто первыми встретил его на земле. А знаком почетного колхозника, который ему вручили, гордился до конца жизни.
Во всех старых справочниках и энциклопедиях указана длительность полёта Ю. Гагарина — 108 минут.
То есть первоначально сообщалось, что 108 минут, и этой информацией пользовались целых 50 лет. Сейчас эта информация неверна. К 50-летию полёта Гагарина, в 2011 году, данные рассекретили — весь мир узнал, что полёт продолжался 106 минут, как и было указано в полётном задании. Есть видеоролик по теме и интересная лекция про рассекреченные подробности полёта, смотрите.
Десять из 108 минут полета Юрий Гагарин находился на краю гибели
Протяженность маршрута — 40 868,6 км, максимальная скорость полета — 28 260 км/ч, максимальная высота полета — 327 км. Последняя цифра рекордной остается и сегодня. Новость о первом полете человека в космос взбудоражила не только весь Советский Союз. 327км, американца Алана Шепарда - полета Гагарина - 108 минут, Шепарда - 15 н пролетел более 40.000км, Шепард - 486км. Старший лейтенант Юрий Гагарин на корабле "Восток-1" облетел Землю на высоте 302 километра со скоростью около 28 тысяч километров в час.
15сб. Приземление Ю. А. Гагарина. Факты от первого
Мгновение - и крышку люка накинули на замки. И вдруг слышу по связи Королева: "Правильно ли установлена крышка? Нет ли перекосов? Нет КП-3! КП-3 - это контакт-датчик, сигнализирующий о прижиме крышки к шпангоуту люка. Успеете снять и снова установить крышку? Я посмотрел на монтажников Морозова и Селезнева. Они, спокойно, - на меня.
Без слов поняли друг друга: "Успеем, Сергей Палыч. Только передайте Юрию, что откроем люк". Сняли 32 гайки с замков, сняли крышку. Заметил, что Юрий, чуть приподняв левую руку, внимательно смотрит на меня в маленькое зеркальце, пришитое на рукаве, и тихонько насвистывает мотив песни: "Родина слышит, Родина знает". Посмотрел на кронштейн, на котором стоял КП-3. Все было на месте. Прощаться с Юрой еще раз было некогда, успел поймать только в зеркальце его хитрющий взгляд.
Крышка опять на замках. Снова гайки: Первая. Есть тридцать вторая! Стрелка вакуумметра неподвижна: "Есть герметичность! Но самое главное, как потом признались пультовики, просто у них внизу, на Земле, одна лампочка стала неправильно мигать. Поэтому и делать-то ничего не надо было. Во многом потому, что старт американца Шепарда был назначен на конец апреля.
И Главный конструктор Сергей Королев спешил: он не имел права отдавать первенство в космосе заокеанским коллегам... Хотя риск, действительно, был огромный. Из семи полетов кораблей "Восток" до Гагарина лишь три были успешные. Как вспоминают очевидцы, одним из самых опасных этапов считался 20-секундный подъем ракеты от стартового стола. Для использования парашюта, если что, высота мала. А системы аварийного спасения тогда еще не было. Решение нашли неожиданное: рядом с ракетой на старте натянули сетку из нержавеющей стали.
В случае аварии космонавт должен был катапультироваться и упасть на нее. Все это опробовали на семи пусках с собаками и манекенами. Рассказывают, что если на приборе стоял знак "Годен для 3КА", то это была гарантия по самым высоким критериям надежности. Однако без нештатных ситуаций в полете не обошлось. В том числе и довольно серьезных. Так, по воспоминаниям главного специалиста РКК "Энергия" Виктора Благова, ракета вывела корабль на орбиту с апогеем на 100 км выше, чем планировалось. Вся надежда оставалась на тормозной двигатель.
Запуститься он запустился, но выключился на 4 секунды раньше: отказал один из клапанов. Это привело к недолету и посадке Гагарина в нерасчетный район, где его не ждали. Из Доклада Ю.
Поскольку у нас была закрытая зона, полеты над городком не разрешались, летали севернее либо южнее. Однако 27 марта 1968 года мы увидели боевой самолет прямо над нашими домами. Примерно в 10 часов утра вместе с группой офицеров возвращались с ночной смены. Работа накануне выдалась тяжелая, все думали: «Вот придем домой, отоспимся как следует…» Вдруг из-за облаков вынырнул МиГ-15. Мотор у него не работал. Высота - 400 метров, как раз летчикам надо прыгать, ниже поздно будет. Они бы спаслись, но машина угодила бы как раз в квартал наших жилых домов и в здание госпиталя. Видим: никто не прыгает, пытаются машину выровнять. Дотянул самолет до окраины городка, высоту потерял. Пошел над лесом, там еще речка Шерна протекает, за ней начинается Владимирская область. Перелетел речку. А минуты через полторы взрыв раздался. Володя Журавлев еще сказал: «Видать, какой-то летун отлетался». Разошлись мы по квартирам, отоспались, а утром следующего дня включаю радио, сообщают, что погибли Юрий Гагарин и Владимир Серегин. Многое тогда ясно стало... Да я просто убежден был, что начальству доподлинно известно, что Гагарин и Серегин ценой своих жизней секретный боевой объект спасли. Только сказать всем нельзя, поскольку это военная тайна… Конечно, множество неясностей в этой истории еще остается. Что же случилось с самолетом над облаками, почему у него остановился двигатель, по какой причине летчики сбились с курса и залетели в запретную зону? Но в одном полковник Ступников был убежден твердо. Уже собираясь катапультироваться, летчики вынырнули из-под облаков и прямо перед собой увидели жилые дома. Сразу отвели машину в сторону, к лесу. Несколько сотен жизней спасли… Быть первым Перед своим историческим полетом в космос 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на всякий случай написал родным прощальное письмо. Долгое время никто о нем не знал, космический полет прошел успешно. И только после авиакатастрофы под Киржачом письмо вручили супруге первого космонавта Валентине Гагариной.
Научно-популярное Космонавтика Дорогие друзья, поздравляю вас с Днем космонавтики! В 2019 году я сделал стрим с реконструкцией полета Гагарина в симуляторе Orbiter, добавив туда фильм «Первая орбита», архивные аудиозаписи переговоров Гагарина и свои пояснения, как работала техника и в какие опасные ситуации попадал Юрий Алексеевич во время своего исторического полета. Если вы хотите узнать, как проходил полет «Востока-1», это очень неплохой, наглядный вариант. А в этот раз я обратился к альтернативной истории. Как могла выглядеть авария корабля Гагарина? Под катом сокращенный текстовый пересказ стрима. По расчетам, надежность корабля «Восток» позволяла успешно завершить полет с вероятностью 0,875, а вероятность благополучного возвращения космонавта составляла 0,94. Но опыт предыдущих полетов давал совсем другие числа. Но стоит отметить, что если бы в четырех неудачных испытаниях на борту был космонавт, то он бы скорее всего смог благополучно вернуться на Землю. На корабле «Восток» стояла система аварийного спасения, обеспечивающая благополучное возвращение космонавта почти на всем диапазоне от пуска до окончания работы третьей ступени ракеты-носителя. От старта до 40 секунды полета в случае аварии сбрасывался бы люк корабля, и космонавт катапультировался бы в своем кресле. По сути, срабатывала бы система, которая используется при штатном возвращении с орбиты. Но на первых секундах полета высоты для раскрытия парашюта могло бы и не хватить, поэтому со стороны люка на стартовом комплексе натянули сетку. Она несколько повышала шансы на спасение, но риск при катапультировании на первых секундах был бы большим. Леонов, А. Соколов, «Поехали! Сетка на переднем плане От 40 до 150 секунды полета в случае аварии на ракете бы проходила команда аварийного выключения двигателей, и космонавт катапультировался бы по достижении высоты 7 км, как и при штатной посадке. От 150 до 700 секунды от ракеты отделялся бы спускаемый аппарат и производил обычную посадку. А от 700 до 730 секунды, когда траектория практически приближалась к орбитальной, и до входа в плотные слои атмосферы могли пройти многие минуты, отделялся бы корабль спускаемый аппарат и агрегатный отсек целиком. Широко известен факт, что было подготовлено три сообщения для объявления по радио: на случай гибели космонавта, на случай аварийной посадки с просьбой государствам мира оказать помощь в поисках и сообщение об успешном полете. Но, учитывая секретность, которая окружала советскую космонавтику, есть ненулевая вероятность, что сообщение о гибели космонавта прозвучало бы только, если бы катастрофа случилась уже в космосе, и ее никак нельзя было бы скрыть. Если бы Гагарин погиб на первых секундах полета, широкая общественность могла бы узнать об этом только в 80-е, как мы узнали о гибели Валентина Бондаренко в барокамере 23 марта 1961 года. Когда бы состоялся следующий полет?
По сути, человечеству лишь предстояло совершить открытие космоса. Но дело было не только в технике. В то время никто еще не знал, как люди будут реагировать, находясь в космическом пространстве, выдержит ли психика условия изоляции. Во многом поэтому корабль «Восток» работал в автоматическом режиме. Так как исход полета никто не мог предсказать, подготовили сразу три сообщения ТАСС , одно из которых было об успешном возвращении из космоса. Во втором сообщалось, что космонавт приземлился за пределами СССР, а в третьем — о его гибели. Но, как мы знаем, все завершилось благополучно. Во время полета корабль совершил один оборот вокруг Земли. Полет стал важным этапом в истории космонавтики и открыл новые возможности для исследования космоса. Гагарин комментировал увиденное: «Вижу Землю... Красота-то какая! Затем корабль вышел на околоземную орбиту.
В конце марта исполнится 55 лет со дня гибели легендарного советского космонавта Юрия Гагарина
По росто-весовым показателям в спорте и космосе много отличий. Скажем, рост знаменитого хоккеиста сборной России и «Вашингтон Кэпиталз» Александра Овечкина составляет 188 см, вес — 108 кг. С такими данными ни о каком полёте в космос речи бы не шло. Криштиану Роналду пониже и полегче 185 см и 85 кг , но отбор бы тоже не прошёл. Олимпийская чемпионка по фигурному катанию Алина Загитова, наоборот, слишком мала рост — 160 см, вес — 43 кг. А вот нападающий сборной Аргентины и «Барселоны» Лионель Месси подошёл бы идеально. Его рост — 170 см, вес — 70 кг. Хоть завтра в космос!
Отлично вписался бы в космический корабль и российский биатлонист, чемпион мира Максим Чудов с его ростом 169 см и весом 67 кг. Лионель Месси Фото: Getty Images Триатлеты — почти космонавты В мире спорта бывают случаи, когда участвовать в соревнованиях приходится значительно больше двух часов, которые провёл Юрий Гагарин в космосе. Похожее время требуется марафонцам. Так, кениец Элиуд Кипчоге стал первым в мире человеком, которому удалось выбежать из двух часов на дистанции марафона. Думается, Гагарин и Кипчоге могли бы поговорить о нагрузках. Материалы по теме Как спорт помог Гагарину стать первым в космосе В автогонках есть суточные заезды, самый известный из которых «24 часа Ле-Мана». Но там соревнуется не один гонщик, а команда из нескольких человек.
Тем не менее пилоты за сутки проводят порядка 6-7 часов за рулём. А в Канаде не так давно прошёл самый длинный в истории хоккейный матч. Но, пожалуй, самые мужественные и суровые спортсмены идут в триатлон.
Norwegian 1 год назад Смешно читать такое.
После 1961 года у американцев, помимо пристрелочных программ "Меркурий" и "Джемини" были величайшие достижения с шестью успешными высадками на Луну, 133 успешные миссии "шаттлов", с помощью которых NASA построило МКС, были выдающиеся миссии по исследованию дальнего космоса — все эти "Вояджеры", космические телескопы Хаббл и Уэбб, аппараты для изучения Солнца и астероидов, несколько марсоходов; частная компания SpaceX, которая теперь лидер по коммерческим запускам, возит астронавтов и грузы на МКС, развивает глобальную интернет-сеть; сейчас в деле новая лунная программа Artemis.
Где начинается космос реклама Граница ближнего космоса зависит от страны. Над США он начинается на высоте 50 миль, то есть 80 км, в остальных странах космос начинается на 20 км выше. Международной авиационной федерацией условной границей между ближним космосом и земной атмосферой признана линия Кармана, находящаяся на высоте 100 км над земной поверхностью. Вторым преодолевшим линию Кармана человеком в мире стал Алан Шеппард. Случилось это меньше, чем через месяц после полёта Гагарина, 5 мая 1961 года. Ракета - носитель «Редстоун-3» вывела капсулу с первым астронавтом на высоту 186,5 км.
Полёт был признан суборбитальным, поскольку прошёл по баллистической траектории и продолжался всего 15 минут 28 секунд. Неудивительно, ведь летал он на баллистической ракете средней дальности, в которой термоядерную боеголовку заменили капсулой с астронавтом. К астронавтам в США причислены и 8 человек, преодолевших отметку 50 миль на самолёте-ракетоплане Х-15. Зачем США космос "опустили" Международная авиационная федерация считает астронавтом только Джозефа Уокера, дважды поднявшегося выше линии Кармана. Всего полётов Х-15 было 13, но международно признанными космическими стали только два. Вот ради этой статистики США и опустили космос. X-15 Самолёт летать в безвоздушном пространстве не может, ведь если не будет подъёмной силы, то он просто упадёт.
Для сжигания топлива нужен кислород, а в космосе его нет. Американцы поднимались на Х-15 выше линии Кармана, но не всё, что имеет крылья, можно назвать самолётом. Тогда и «Буран», и «Шаттл» — тоже самолёты.
Всего полётов Х-15 было 13, но международно признанными космическими стали только два. Вот ради этой статистики США и опустили космос.
X-15 Самолёт летать в безвоздушном пространстве не может, ведь если не будет подъёмной силы, то он просто упадёт. Для сжигания топлива нужен кислород, а в космосе его нет. Американцы поднимались на Х-15 выше линии Кармана, но не всё, что имеет крылья, можно назвать самолётом. Тогда и «Буран», и «Шаттл» — тоже самолёты. Двойное назначение Х-15 сбрасывали на высоте около 15 км с бомбардировщика В-52, затем он разгонялся при помощи двух ракетных двигателей с набором высоты, а после отключения двигателей летел по баллистической траектории, а затем приземлялся как обычный самолёт на высохшее солёное озеро.
Ещё в 1954 году была поставлена задача создать носители ядерного оружия, способные достигать стран соцлагеря и при этом неуязвимые для любых систем ПВО. Способов это сделать виделось два — создание баллистических межконтинентальных ракет и гиперзвуковых ракетопланов, способных сбросить бомбу с недосягаемых для ПВО высот. Х-15 был удобной моделью для отработки технологий для Х-20 — пилотируемого космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика. X-20 В декабре 1966 года проект был закрыт в самом начале постройки первого Х-20, а через два года потерпел крушение третий из Х-15. Закрытие обоих проектов было связано с прогрессом ракетостроения и заключением в 1967 году Договора о космосе, запрещавшем размещать в космическом пространстве любое оружие массового поражения.
Боевая работа МиГ-31 Вернёмся к нашему уникальному высотному сверхзвуковому истребителю-перехватчику МиГ-31. Если за плечами у МиГ-25 внушительный боевой опыт на Ближнем Востоке и в Африке, то МиГ-31 до недавних пор пускал ракеты только на учениях. На вооружении он только у России и Казахстана, поэтому конфликтов уровня, соответствующего его назначению, не было. С февраля 2022 года активно участвует в СВО, чаще всего в роли самолёта информационной поддержки, но может и запускать "Кинжалы".
Место приземления Гагарина
Интересные и малоизвестные факты о Юрии Гагарине - 12 апреля 2023 - ФОНТАНКА.ру | Полет на космическом аппарате «Восток» предполагал, что космонавт покидает его на высоте около 4000 м и продолжает свой полет как парашютист. |
Полёт Гагарина длился не 108, а 106 минут | Максимальная высота полета Юрия Гагарина. |
Эффект Гагарина. Из-за режима секретности первый человек в космосе стал загадкой | Правмир | Гагарину выпала честь испытать корабль «Восток-1» – совершить одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180-230 км с посадкой в заданном районе. |
Гагарин и цензура | Получался парадокс: нам рассказывали, что полет Гагарина прошел штатно, но при этом оказывалось, что приземлился он не штатно. |
Как на Самом деле Приземлялся Гагарин | Почему не хотели признавать мировой рекорд ? - YouTube | Биография Гагарина до дня полёта. |
Юрий Алексеевич Гагарин самое главное из биографии космонавта
- МиГи отправились в космос
- Гагарин уставал от путешествий и без полетов набрал 10 кг. И очень любил баскетбол
- Ульяновская секция Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского
- 108 минут и дальше
15сб. Приземление Ю. А. Гагарина. Факты от первого
— Летчик старший лейтенант Гагарин к первому полету на космическом корабле «Восток» готов! 327км, американца Алана Шепарда - 186км. Время полета Гагарина - 108 минут, Шепарда - 15 минут. Гагарин пролетел более 40.000км, Шепард - 486км. Максимальная высота полета Юрия Гагарина. На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила посадка и остальных 5 кораблей из серии Восток). Новость о полете Юрия Гагарина произвела впечатление на все человечество, а в Советском Союзе вызвала стихийное торжество, сравнимое с радостью по случаю окончания войны в мае 1945 года. Длительность полёта Юрия Гагарина в космос составила 1 час 48 минут.
В конце марта исполнится 55 лет со дня гибели легендарного советского космонавта Юрия Гагарина
ФАИ определяла полёт человека в космос как «полёт экипажа в кабине летательного аппарата на высотах более 100 километров над уровнем моря с приземлением внутри летательного аппарата». К счастью, нерасчетный подъем апогея орбиты Гагарина был некритичным и не помешал первому полету человека в космос. Но первой наградой, которую получил Гагарин после полета в космос, стала именно медаль «За освоение целинных земель». Я заметил, что высота полета все-таки стала ниже, чем, скажем, в апогее. Вокруг стелы и памятника Гагарину проложен пешеходный маршрут «108 минут» — именно столько длился его полёт. Рекордная высота полета (327,7 км).
Высота полета гагарина в космосе - фото сборник
А в РФ всё вспоминают, что первым полетел Гагарин.
Гагарин комментировал увиденное: «Вижу Землю... Красота-то какая! Затем корабль вышел на околоземную орбиту. Во время полета космонавт производил записи в бортжурнал, принимал пищу и воду и комментировал свои ощущения, производил запись на магнитофон. Корабль вышел на орбиту примерно на 85 километров выше , чем планировалось. По телефону доложил, что разделение не произошло». Посадка внутри спускаемого аппарата не была предусмотрена из-за опасения, что люк может заварить при входе в атмосферу. На высоте 7 километров Гагарин катапультировался и благополучно спустился на землю.
Примерно метров 800 она была от меня. Я пошел навстречу, собираясь спросить, где телефон. Энгельс, где ему вручили поздравительную телеграмму от Н. Первого космонавта планеты сделали национальным героем.
Инфографика Гагарин космос. Первые в космосе инфографика.
Траектория полета Юрия Гагарина. Ракета Юрия Гагарина Восток-1. Первый полет в космос инфографика. Скорость полета Гагарина. На какой высоте проходил полёт Гагарина. Максимальная высота полета Гагарина в космос.
Максимальная высота полета Юрия Гагарина. Продолжительность полета Гагарина. Виток вокруг зкмшм Гагарин. Первый полёт в космос. Гагарин в космосе. Гагарин полет в космос.
Полет Юрия Гагарина в космос. Первый полёт в космос Гагарин. Полет в космос ю. Гагарина 12 апреля 1961 года. Высота полета Космонавтов. Максимальная высота полетов Космонавтов.
Гагарин знаменательные даты. История развития космонавтики. В каком веке Гагарин полетел в космос. Время полета Гагарина. Инфографика космос. Схема ракеты Восток 1.
Восток 1 инфографика. Космический корабль Гагарина Восток 1. Гагарин Траектория полета. Полёт Гагарина. Приземление Гагарина в живописи. Полёт Гагарина приземление.
Гагарин посадка. Полёт Юрия Гагарина в космос.
Серегин начал летать в годы Великой Отечественной войны. Совершил более 200 боевых вылетов на самолете Ил-2, за которые был удостоен звания Героя Советского Союза. После окончания войны Владимир Серегин проходит подготовку как летчик-испытатель.
В 1953 году оканчивает академию им. Проводит ряд сложных и ответственных испытаний. В мае 1958 года ему была присвоена квалификация летчика-испытателя 2-го класса, в 1967 году - 1-го класса, с 1964 года он военный летчик 1-го класса, причем эту квалификацию подтверждал дважды - в 1966 и 1967 годах. Имел почти пятилетний опыт инструкторской работы, общий налет - более 4 тысяч часов. Одним словом, на инструкторском месте сидел настоящий ас.
Сам Юрий Гагарин только восстанавливал свою летную квалификацию после большого перерыва в полетах. Однако, нельзя забывать, что он был профессиональным летчиком-истребителем, и программу по восстановлению летных навыков практически закончил — полет 27 марта был контрольным перед самостоятельным вылетом. Оба пилота регулярно проходили положенные медосмотры и не имели медицинских противопоказаний к полетам. Как удалось установить в ходе расследования, в момент катастрофы самолет был полностью управляем, летчики находились в рабочих позах. В их крови не обнаружено следов алкоголя или наркотиков.
Медики также отметили низкий уровень адреналина. Это важный факт, на котором стоит остановиться подробнее. Адреналин — гормон, вырабатываемый человеческим организмом в стрессовой ситуации. Он оказывает стимулирующее действие на центральную нервную систему, мышцы, обостряет реакцию, в целом — усиливает возможности человека в критических ситуациях. Низкий уровень адреналина в крови пилотов говорит о том, что вплоть до последнего момента ситуация не воспринималась ими как критическая.
Катастрофа была скоротечной, пилоты даже не успели испугаться. Версии Официальная Напомним, что официальное заключение комиссии о расследовании так и не было опубликовано. Официальной обычно считается версия, которую сформулировали профессор С. Белоцерковский и космонавт А. Леонов, суть которой сводится к следующему — в короткий срок после завершения выполнения задания перед самолетом Гагарина и Серегина возникло некое препятствие — метеорологический шар-зонд, другой самолет, птица и т.
Уклоняясь от столкновения, пилоты совершили резкий маневр, который привел к сваливанию МиГа в штопор. Летчикам удалось справиться с ситуацией и перевести машину в пикирование, но для выхода в горизонтальный полет не хватило буквально 200 — 300 метров высоты. Возможно, к сваливанию в штопор привело попадание МиГа в вихревой след другого самолета. У этой версии есть ряд существенных недостатков. Во-первых, нет никаких доказательств существования того самого "внезапно появившегося объекта", который заставил Гагарина и Серегина выполнить "резкий маневр уклонения", приведший к срыву МиГа в штопор.
Во-вторых, непонятно, почему, попав в опасную ситуацию, пилоты не сообщили об этом на землю. Ведь времени на это у них было достаточно? В-третьих, против официальной версии говорит и низкий уровень адреналина в крови у летчиков. Внезапная опасность, резкий маневр и штопор - это стрессовые ситуации, которые неминуемо должны были вызвать реакцию организма. Потеря сознания Молчание экипажа и низкий уровень адреналина в крови позволили некоторым исследователям выдвинуть версию о потере сознания обоими пилотами злосчастного МиГа.
Первым ее выдвинул начальник центра подготовки космонавтов генерал Кузнецов. Он предположил, что у полковника Серегина непосредственно в полете случился сердечный приступ, после которого он, расстегнул привязные ремни, навалился на управление и заблокировал его. По другой версии, выдвинутой одним из пилотов, присутствовавших в то утро на аэродроме, сознание потерял Гагарин - сказались последствия травмы головы, полученной в 1961 году. Однако, маловероятно, чтобы недуги настигли обоих пилотов одновременно. Если же сознание потерял только один из них, то непонятно, что помешало второму пилоту привести самолет на аэродром или хотя бы сообщить о проблемах?
Один из участников расследования катастрофы инженер Игорь Кузнецов выдвинул версию, которая позволяла объяснить одновременную потерю сознания экипажем. Он обратил внимание на положение крана вентиляции кабины пилотов. По его мнению, в силу оплошности технического персонала, кабина МиГа не была загерметизирована. На высоте 4000 метров пилоты почувствовали недостаток кислорода и предприняли быстрое снижение, в ходе которого внезапный скачок давления в кабине привел к потере сознания и катастрофе. Однако, другие специалисты подвергли эту версию сомнению.
Высота 4000 метров не является критической с точки зрения кислородного голодания. Тем более, что находились на ней пилоты относительно недолго. Надо также учитывать, что и Гагарин как космонавт и Серегин как летчик-испытатель были тренированы для работы в разреженной атмосфере. Если бы досрочное завершение полета было бы связано с разгерметизацией кабины, то Гагарин должен был упомянуть об этом в своем докладе на землю, но он этого не сделал. К тому же недостаток кислорода — гипоксия — действует на организмы по-разному.
Гагарин и Серегин были людьми разного возраста, комплекции и веса, поэтому одновременно потерять сознание от недостатка кислорода они опять же не могли. Воздушное хулиганство Одной из наиболее популярных версий не только в массовом сознании, но и среди профессионального сообщества является предположение о том, что, досрочно завершив упражнение, Гагарин и Серегин не взяли курс на аэродром, а занялись выполнением фигур высшего пилотажа в стороне от предписанной зоны и выходя за рамки имеющегося задания. Такой рискованный пилотаж на малой высоте и привел самолет к катастрофе. По мнению сторонников этой версии, официальная комиссия сразу же установила эту причину, но, не желая бросить тень на Гагарина и Серегина, предпочла «замять дело», подвергнув сомнению часть полученной информации и сочинив полную нестыковок официальную версию.