Даже с высоты сегодняшнего дня первый трансарктический беспосадочный перелет Москва – Северный полюс – Портленд (штат Вашингтон, США), совершенный в июне 193. Фото: РИА Новости / Иван Шагин. Потомкам летчика Чкалова не удалось захватить чужую собственность: закон выше связей и громких фамилий.
Полет Су-30 напомнит России о Чкалове
Именно экземпляр АНТ-25 Чкалова (всего самолетов этой марки было создано два) считался подготовленным к подобному полету. Несмотря на это, перелёт команды а стал одним из крупнейших событий в истории мировой авиации. РИА Новости Самолет Валерия Чкалова пролетает над Исаакиевским собором во время перелета Москва – Далекий Восток, 20 июня 1936 года. 20 июня 1937 года советский самолет с экипажем под управлением нашего земляка Валерия Чкалова совершил 63-часовой беспересадочный полет. Потомкам летчика Чкалова не удалось захватить чужую собственность: закон выше связей и громких фамилий.
Торжественная церемония посвящённая 85 летию перелёта Чкалова.
Истребитель Су-30 ВВС России совершит рекордный перелет в память о легендарном летчике Валерии Чкалове, сообщает РИА Новости. Только авторитет Чкалова и его уважение Иосифом Виссарионовичем позволили обратиться к руководству страны за разрешением повторить попытку перелета в США. Беспересадочный перелет Чкалова к Северному полюсу начался 80 лет назад. Валерий Чкалов стал известен на весь мир, когда совершил рекордный по длительности перелет Москва – Петропавловск-Камчатский.
Воссоздали перелет из Москвы в Ванкувер. В Нижнем Новгороде установили рекорд России
Всем вылетающим пассажирам вручали памятные открытки, выпущенные специально к этой дате, а в зале прилета гостей встречали сотрудники аэропорта и дарили юным пассажирам воздушные шары.
Дело было не в позерстве и ухарстве. Чкалов уже тогда не сомневался, что воздушные бои будут вестись не только на больших высотах, но и вблизи земли. Он считал, что необходимо научиться действовать скрытно, используя все маскирующие особенности местности, энергично маневрировать в разных плоскостях.
А значит, нужно было коренным образом менять наставления по полетам и тактике, поскольку старые документы подобной техники не предусматривали. Работа там пришлась ему по душе: за следующие два года он выполнил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов, дал путевку в жизнь новому биплану И-15 и моноплану И-16 конструкции Николая Поликарпова. Во время демонстрационного полета над Центральным аэродромом им. Фрунзе 2 мая 1935 года Валерий Чкалов своим летным мастерством покорил сердца многих членов советского руководства, включая самого Иосифа Сталина и наркома обороны Климента Ворошилова — кроме прочего, он выполнил изобретенные им же фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную бочку.
Через два дня летчика-испытателя удостоили высшей награды страны — ордена Ленина. Борьба за рекорды Накануне Второй мировой войны авиация развивалась особенно бурными темпами. При этом не прекращалось соперничество авиаторов разных стран за рекорды: летать быстрее других, выше и дальше. Не хотел отставать и Советский Союз.
Важным шагом в борьбе за наивысшие достижения в дальности полетов стала разработка бригадой Павла Сухого под общим руководством Андрея Туполева одномоторного трехместного моноплана АНТ-25. Аппарат обладал рядом уникальных для своего времени особенностей: очень большим относительным удлинением крыла и плоскостями, обтянутыми специальной тканью для снижения индуктивного сопротивления. Опытная машина впервые взлетела 22 июня 1933 года под управлением летчика Михаила Громова, а затем она и самолет-дублер длительное время дорабатывалась, чтобы суметь пролететь 13 тыс. Немногим позднее летчик-испытатель Георгий Байдуков сумел убедить своего друга Валерия Чкалова, который раньше летал только на истребителях, в необходимости подготовить и выполнить такой исторический перелет, возглавив экипаж.
Следующей же весной Чкалов, Байдуков и штурман Александр Беляков обратились с письмом в правительство страны за разрешением "махнуть в Америку". Так как подобный полет ставил бы вопрос престижа страны, Иосиф Сталин рассудил, что сначала необходимо осуществить сверхдальний перелет в пределах Советского Союза. Экипажу предстояло пройти по маршруту: из Москвы на север к Шпицбергену, затем направиться на восток вдоль северного побережья Земли Франца-Иосифа над архипелагом Северная Земля до Тикси, а оттуда — на юго-восток через Петропавловск-Камчатский до города Николаевск-на-Амуре. Подготовка к этому перелету продолжалась почти год.
Через 56 часов 20 минут в условиях плохой погоды самолет был приземлен на песок и гальку острова Удд в устье Амура — установлен новый рекорд дальности — 9347 км, признанный Международной авиационной федерацией ФАИ.
Препятствия на пути были велики, риск невероятный, естественные трудности ужасающие. Только воображение может предвидеть практические результаты этого полета. Пока же это поразительный показатель русского мужества и изобретательности, а также знаменательная демонстрация возможностей дальних полетов Detroit Free Press, июль 1937 года "Обращает на себя внимание" Командир этого экипажа Валерий Чкалов родился 120 лет назад в селе Василёво Нижегородской губернии в семье котельщика. Мать скончалась, когда мальчику было всего шесть лет, и его воспитанием занималась мачеха. С детства парень выделялся отличной памятью и хорошими математическими способностями, но получить образование ему не удалось — с 14 лет подросток работал с отцом подручным молотобойца, а с началом навигации — кочегаром на небольших судах на Волге. В 1919 году Валерий Чкалов впервые увидел аэроплан и, загоревшись мечтой об авиации, сумел все же уехать в Нижний Новгород.
Он умел ставить перед собой непростые задачи и добиваться их решения. Многие молодые люди тогда да и сейчас мечтали связать свою жизнь с таинственной и стремительно развивавшейся авиацией, но именно Чкалов в возрасте 17 лет получил направление в Теоретическую авиашколу РККА, находящуюся в Егорьевске, а затем был направлен на дальнейшую учебу в Борисоглебск — во 2-ю военную школу летчиков Красного воздушного флота. Там он и совершил свой первый самостоятельный полет на учебном самолете "Авро-504к". Чкалов являет пример осмысленного и внимательного летчика; который при прохождении летной программы был осмотрителен, дисциплинирован... Чкалов с первых полетов обращает на себя внимание высокой успеваемостью по полетной программе, уверенностью движений, спокойствием во время полетов и осмотрительностью. Он быстро соображает и действует с энергией и решительностью, раскрывает причины своих ошибок и удачно их исправляет. Хорошо чувствует самолет и скорость полета.
Полагаю, что ему более всего подходит быть военным летчиком Из аттестации, выданной после окончания Борисоглебской школы военных летчиков в октябре 1923 года Бунтарство во благо Служба тем самым военным летчиком однако не проходила для Чкалова просто. Молодой человек не раз проявлял недисциплинированность, часто совершал рискованные полеты, за что получал взыскания, а однажды даже провел в заключении шесть месяцев по приговору военного трибунала. Случались у него и аварии, в связи с чем в конце 1928 года Валерия Чкалова уволили из армии. Дело было не в позерстве и ухарстве. Чкалов уже тогда не сомневался, что воздушные бои будут вестись не только на больших высотах, но и вблизи земли. Он считал, что необходимо научиться действовать скрытно, используя все маскирующие особенности местности, энергично маневрировать в разных плоскостях. А значит, нужно было коренным образом менять наставления по полетам и тактике, поскольку старые документы подобной техники не предусматривали.
Двигатель, установленный на АНТ-25, был первым отечественным серийным авиамотором большой мощности и превосходил лучшие зарубежные образцы. Спустя несколько лет английская компания «Роллс-Ройс» и американская «Паккард» для форсирования своих моторов переняли у М-34 силовую схему. Байдуков во время перелета был за штурвалом больше времени, чем Чкалов Две трети перелета самолет вел Георгий Байдуков, в том числе, последние 13 часов перед посадкой.
Он был одним из лучших в стране мастеров слепого полета - мог часами вести самолет в облаках по приборам, выдерживать курс, не теряя пространственной ориентации. Кстати, опыт трансконтинентальных перелетов пригодился с началом Великой Отечественной войны - Байдукова командировали в США для организации поставок воздушной техники по ленд-лизу. Георгий Филиппович отличился и на фронте: он командовал авиационным соединением, участвовал в освобождении Киева, в операции «Багратион», в штурме Берлина.
Дослужился до звания генерал-полковника авиации, ушел в отставку в конце 1980-х. При посадке самолета топлива осталось всего 77 литров На самом деле экипаж преодолел 9 130 километров, однако по прямой расстояние между точками взлета и посадки составило как раз те самые 8 504 километра. Встречные ветры и плохие погодные условия удлинили реальный путь самолета.
Кстати, в его баках после приземления осталось всего 77 литров топлива из изначальных 5 700. Командир авиабазы, куда приземлился Чкалов, станет позже министром обороны, госсекретарем США и лауреатом Нобелевской премии мира Первым из официальных лиц, встретивших экипаж Чкалова в США, стал начальник гарнизона генерал Джордж Маршалл. Командир провинциальной военной базы, он в компании советских летчиков попал на прием к президенту Франклину Рузвельту.
Возможно, именно это и предопределило взлет карьеры генерала: впоследствии Маршалл станет министром обороны США, госсекретарем и лауреатом Нобелевской премии мира, а также автором знаменитого плана, определившего устройство послевоенной Западной Европы. Американцы встретили советский экипаж как настоящих героев: президент Рузвельт принял участников перелета в Овальном кабинете Белого дома, отведя на общение два часа вместо запланированных 15 минут. Есть мнение, что именно этот полет способствовал налаживанию дружеских отношений между двумя странами, стал предпосылкой плодотворного сотрудничества СССР и США во время войны.
Кстати, Ванкувер по сию пору чтит память о событиях июня 1937 года: в городе открыт монумент, сооруженный на частные средства местных жителей, а имя Чкалова носят улица, парк и музей, где бережно хранятся сувениры, подаренные в разные годы гостями из России. По материалам и с использованием фотографий с сайтов :.
Что еще почитать
- Соколы Сталина — Чкалов, Байдуков и Беляков: как Америка встречала "диких русских лётчиков"
- Подарил личный самолет
- Борьба с бутербродами: чем пожертвовал Чкалов, чтобы долететь до Америки
- Юбилей трансарктического перелета Чкалова отметили в Музее Победы
- Юбилей трансарктического перелета Чкалова отметили в Музее Победы
- Воздушный хулиган сделал невозможное // Видео НТВ
Торжественная церемония посвящённая 85 летию перелёта Чкалова.
Командир экипажа Чкалов сумел отстоять полёт в правительстве и справиться с тяжёлым самолётом во время взлёта и посадки. Под командованием Чкалова, решившего перетащить самолет на новое место, едва ли не все жители острова принимали участие в этой «спасательной операции». Комбриг Валерий Чкалов, второй пилот Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков совершили беспрецедентный трансполярный перелёт из Москвы в американский Ванкувер. Чкалов сумел посадить самолет на клочке земли по размерам значительно меньше, чем требовалось для нормального приземления АНТ-25. Осенью 1935 года летчик Георгий Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелет из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолета. Член Камчатского Морского собрания Наталья Киселёва напомнила членам конференции о том, как проходил полёт Валерия Чкалова.
Завершился беспосадочный перелет самолета Су-30 по маршруту Чкалова
Взлетев 18 июня 1937 года на самолете АНТ-25 с подмосковного Щелковского аэродрома сейчас эта воздушная гавань «Чкаловский» , советские летчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков взяли курс на Северный полюс. Спустя 63 часа, преодолев в воздухе без посадки 9130 километров, летчики из СССР приземлились в пригороде американского Ванкувера. Важность этого события, навсегда вошедшего в летопись побед отечественной авиации, была именно в выбранном маршруте: до этого никто не пытался «соединять» континенты через Северный полюс.
Однако ледоколы и пароходы Северного флота были ориентированы на оказание помощи команде Чкалова в случае реальной опасности. Папанин отправился в дрейф по Северному Ледовитому океану специально для обеспечения радиосвязи этого полета В ходе подготовки к перелету вдоль всего Северного морского пути была введена в строй сеть радиостанций. Кроме того, полет был запланирован специально в период работы дрейфующей полярной станции «Северный полюс - 1» под руководством Ивана Папанина - она стартовала 6 июня 1937 года. Со станции летчикам даже удалось получить сводку погоды, однако как раз во время прохождения этого района на АНТ-25 отказала антенна бортовой радиостанции. Так что над Северным Ледовитым океаном экипаж шел без связи. Во время полета у экипажа замерзли апельсины Арктика встретила экипаж крепким морозом - температура в кабине опускалась до устойчивой минусовой. Спасала теплая одежда. Взятые в яблоки и апельсины превратились в куски льда: их отогревали на отопителе.
Лед со стекол кабины срезали финкой Штурман Александр Беляков написал в бортовом журнале: «... Определили, что идем над Землей Бенкса. Идем на юго-запад... У Байдукова замерзли стекла. Срезали лед финкой... Уже над европейской частью, встретившись с циклоном, пришлось применить антиобледенитель винта. Пока один пилот находился за штурвалом, второму приходилось почти непрерывно качать вручную антиобледенительную жидкость. С угрозой обледенения боролись и путем изменения высоты полета - то поднимались над облаками, то спускались ниже их. Когда возникла проблема с охлаждающей жидкостью, Чкалов приказал залить в систему чай и кофе из термосов Байдуков практически пикировал, убрав до предела обороты мотора. Двигатель остыл, из-за чего замерзла дренажная трубка расширительного бачка системы охлаждения.
И 18 июня 1937 года стартовал новый рекордный перелет. Встреча героического экипажа, 1938 г. Этот полет превратил Чкалова и его экипаж в легендарных героев. Его имя узнала вся страна. Весь экипаж был удостоен званий Героя Советского Союза, они стали одними из первых, получивших это почетное звание. В 1938 году Валерия Чкалова срочно отозвали из заслуженного отпуска и привлекли к испытаниям новейшего истребителя И-180. Самолеты нового типа срочно требовались армии, международная обстановка накалялась. Во время испытаний было выявлено множество дефектов. Конструктор Н. Поликарпов в отчаянии писал докладные с требованиями отложить летные испытания, но 15 декабря 1938 года отважный испытатель Валерий Чкалов решился и увел новейший И-180 в воздух.
В полете у машины отказал двигатель, но даже с такой неисправностью Чкалов смог отвести самолет от жилых домов и попытался спасти машину, посадив в поле недалеко от аэродрома. К сожалению, планируя, он зацепил линии электропередачи и при жесткой посадке ударился головой. Через два часа он умер, не приходя в сознание, в Боткинской больнице… В. В память о нем названы города и улицы, возведены монументы. Одна из гвардейских эскадрилий в годы Великой Отечественной войны носила его имя. Сейчас о жизни летчика Чкалова и его подвигах снимаются фильмы и сериалы. Один из них создан при поддержке Российского военно-исторического общества: документальный фильм «Жил был лётчик» рассказывает нам о жизни и истории успеха Валерия Чкалова, в том числе и о том, почему Валерий Павлович нарушил полётное задание и пошёл на второй круг. Ведь летчик знал, что мотор недоработан и может остановиться в любую секунду. Он всегда пытался действовать вопреки правилам и приказам, выходить за пределы возможного.
Одновременно сказал ему о важности перелета, приравняв его по значению к действию двух полевых армий».
Ранним утром 20 июля 1936 года со специально сооружённой стартовой площадки подмосковного аэродрома близ Щёлкова экипаж АНТ-25 начал свой легендарный полёт на Дальний Восток. Над аэродромом синело безоблачное утреннее небо. Был штиль, температура наружного воздуха плюс 15 градусов. Фотокорреспонденты и кинооператоры снимали экипаж и многочисленную процессию провожающих. Оглушительный рёв мотора — и машина, набрав скорость, поднялась в воздух. Полёт начался. Первые 12 часов АНТ-25 по маршруту, проложенному штурманом экипажа Александром Беляковым, машину пилотировал Валерий Чкалов, потом за штурвал сел второй пилот Георгий Байдуков. Через очередные 12 часов его сменил Чкалов. Экипажу потребовалось почти двое суток, чтобы долететь до берегов Камчатки. В 23 часа 10 минут 20 июля 1936 года с борта АНТ-25 была послана радиограмма: «Все в порядке.
Проходим Землю Франца-Иосифа. Видим острова. Привет зимовщикам бухты Тихая от экипажа. Чкалов, Байдуков, Беляков». В полёте экипаж встретился с обширным циклоном. В бортовом журнале было зафиксировано девятнадцать изломов маршрута. Самолёт быстро покрывался льдом, машину трясло как в лихорадке. До островов Северной Земли лётчики вели самолёт вслепую. В 8 часов 21 июля Беляков радировал: «Всё в порядке. Находимся Северная Земля».
В 10 часов 10 минут была отправлена новая радиограмма: «Всё в порядке. Находимся на побережье к востоку от Нордвика». В 14 часов 10 минут Беляков передал в эфир: «Всё в порядке. Высота 4 тысячи метров. После бухты Тикси полёт проходил уже над сушей. Наступило 22 июля. Длительный полёт на высоте более 4 тысяч метров начал сказываться на всём экипаже. Из-за кислородного голодания к пище практически не прикасались. Однако шестичасовой запас кислорода лётчики решили беречь к концу полёта. На Камчатке появления машины Валерия Чкалова ждали с раннего утра 22 июля.
На западном побережье полуострова выставили усиленные пограничные наряды. От них требовалось сообщить о приближении самолета. Однако низкая охотоморская облачность не позволяла надеяться, что пограничники сумеют что-то рассмотреть.
Двое курсантов Сасовского летного училища повторили перелет Чкалова виртуально
Перелет станет символическим событием, которое проложит воздушный путь в регионы страны и нанесет на карту событий MVK маршрут наземного движения выставок в ближайшем будущем. Даже с высоты сегодняшнего дня первый трансарктический беспосадочный перелет Москва – Северный полюс – Портленд (штат Вашингтон, США), совершенный в июне 193. 19 июня 1937 года был дан старт рекордному беспосадочному перелету экипажа Валерия Чкалова через Северный полюс. 18 июня 1937 года экипаж Валерия Чкалова начал беспосадочный перелет из Москвы через Северный полюс в Америку.
Полет Су-30 напомнит России о Чкалове
Позади фестивальной площади располагается озеленённая площадка с арт-объектами в виде самолётов, на которых летал Чкалов. Поделиться новостью.
Преодолев арктические просторы и Якутию, воздушное судно оказалось над Охотским морем. Экипаж достиг Петропавловска-Камчатского и сбросил над ним вымпел. Летчики успешно справились с заданием, но бензина, как им показалось, осталось достаточно, и они решили лететь дальше. Чкалов направил самолет к материку, однако из-за сильного циклона над Охотским морем тот обледенел, и экипаж был вынужден приземлиться. Чкалов сумел посадить самолет на крошечном клочке земли острова Удд в заливе Счастья вблизи Николаевска-на-Амуре. Путешествие экипажа Чкалова через Ледовитый океан и несколько морей на Дальний Восток было поистине удивительным. АНТ-25 за 56 часов 20 минут преодолел 9374 километров, из них большую часть он пролетел над водой. Но главным было то, что теперь настало время осуществлять перелет через Северный полюс.
В 1936-1937 годах между Чкаловым и Громовым развернулось негласное соперничество за право перелета из Москвы в Америку через Северный полюс. Изначально лететь должен был лучше подготовленный экипаж Громова. Однако незадолго до перелета установить рекорд поручили Чкалову. Во время 63-часового полета летчики несколько раз сталкивались с угрозой обледенения, но благодаря маневрам смогли избежать его, то спускаясь ниже облаков, то поднимаясь над ними. В тесной кабине температура воздуха опускалась значительно ниже нуля, а на больших высотах летчикам часто не хватало кислорода. Первоначально планировалось долететь до Сан-Франциско, однако горючего оказалось недостаточно, поэтому тремя сутками позже самолет Чкалова приземлился на военном аэродроме Пирсон-Филд в Ванкувере. Пролетев 8582 км по прямой, летчики не смогли побить рекорд французов.
Общая протяженность маршрута, который предстоит преодолеть истребителю, составляет 12417 километров, которые Су-30 должен преодолеть за 15 часов. Полет приурочен к 70-летию рекордного беспосадочного перелета по маршруту Москва-остров Удд, который Валерий Чкалов совместно со вторым пилотом Георгием Байдуковым и штурманом Алексеем Беляковым совершил на самолете АНТ-25 в сентябре 1936 года. В 1937 году с тем же экипажем Валерий Чкалов совершил беспосадочный полет из Москвы через Северный полюс в Ванкувер.
Сил нет, тошнота, головная боль, соображаю с трудом... У Валерия из носа пошла кровь... Последние 10 часов трансконтинентального полета за штурвалом крылатой машины оставался второй пилот Байдуков. Он же совершил посадку в американском Ванкувере. Пришлось советским авиаторам сэкономить и на собственном гардеробе. Они не взяли с собой костюмы, которые могли пригодиться в Америке во время торжественных мероприятий и протокольных встреч. Так что к американцам, радушно встретившим их в Ванкувере, Чкалов, Байдуков и Беляков могли выйти лишь в своих тяжелых и неказистых с виду полетных арктических «доспехах» - в теплых меховых куртках, толстых свитерах, стеганых шароварах и громоздких унтах. Для наших трех героев возникла труднейшая проблема, когда выяснилось, что их приглашает на встречу сам президент Рузвельт: не в этой же «броне» являться в Белый дом! А где взять приличную гражданскую одежду? Однако ситуация решилась весьма специфически: к моментально прославившимся на весь мир русским летчикам наперебой стали обращаться представители лучших одежных брендов с просьбой принять в подарок именно их костюмы, а взамен позволить выставить в витринах фирменного магазина что-нибудь из рабочей полетной одежды экипажа АНТ-25. Все-таки, невзирая на строжайшую борьбу с излишним весом, одну «роскошь» Чкалов и его экипаж решили позволить. Но не для себя, а для своих «товарищей по Арктике» — четырех полярников во главе с Иваном Папаниным, которые находились в это время на дрейфующей станции «Северный полюс». Предполагалось, что маршрут АНТ-25 пройдет как раз неподалеку от лагеря папанинцев. Это был один из немногих «реперов» - ориентиров, на длинном арктическом пути самолета. Чтобы доставить радость зимовщикам, уже давно находящимся на льдине, в самолет взяли несколько номеров центральных газет, вышедших накануне старта АНТ-25.
Жизнь в полёте. Сегодня — 120 лет со дня рождения Валерия Чкалова.
В Нижнем Новгороде воссоздали знаменитый беспосадочный перелет Чкалова. С кем Валерий Чкалов соперничал за право совершить знаменитый беспосадочный перелет и почему настоящему рекордсмену славы не досталось, читайте в новом выпуске рубрики. Во время перелета экипажу пришлось столкнуться с невероятными трудностями — от отказа приборов до невыносимых погодных условий. 18 июня 1937 года стартовал беспосадочный перелет из Москвы в США экипажа Чкалова, завершившийся 20 июня. А за год до этого Чкалову, Байдукову и Белякову были присвоены звания Героя Советского Союза за беспосадочный перелет через Северный Ледовитый океан.
«Никаких затрат, пахнущих миллионами»
- 80 лет перелету экипажа Валерия Чкалова через Северный полюс
- Торжественная церемония посвящённая 85 летию перелёта Чкалова. | Избиратель - Депутат
- Воздушный хулиган сделал невозможное // Видео НТВ
- Созданный для рекордов
- Соединяя континенты: о полете Валерия Чкалова через Северный полюс
- Что еще почитать
"Зачем рисковать без надобности?.."
- В нижегородском аэропорту пассажиров поздравили с 85-й годовщиной полета Чкалова
- Торжественная церемония посвящённая 85 летию перелёта Чкалова. | Избиратель - Депутат
- Над белой пустыней
- Николай Стариков
- Бросок через полюс в Америку
120 лет со дня рождения Валерия Чкалова, который совершил перелет через Северный полюс
Это часть нашего культурного кода», — заключил глава региона. Напомним, герой Советского союза Валерий Чкалов родился в нижегородском селе Василево городе Чкаловске 2 февраля 1904 года. Основные праздничные мероприятия в честь юбилея летчика запланированы на лето.
Помимо 32-летнего Чкалова и 29-летнего Байдукова третьим — самым старшим по возрасту — членом экипажа был 39-летний Александр Беляков, начальник кафедры штурманской службы Военно-воздушной академии имени Жуковского и в наши дни это главный вуз России, готовящий инженеров военной авиации. Для той эпохи даже Чкалов с Байдуковым считались уже немолодыми, а Беляков так вообще пожилым — в рекордный полет шли опытные, немало пожившие и много летавшие специалисты своего дела. Байдуков позднее так вспоминал секунды при повороте с полярного курса к востоку над водами Северного Ледовитого океана: "Когда я передавал указания штурмана Чкалову, тот не удержался. Рукой подать!.. В ответ Чкалов, улыбаясь, сунул мне в бок кулак…" Впрочем, над берегами полуострова Таймыр, самой северной части континентальной России и вообще Евразийского континента, экипажу стало не до шуток. Чтобы не лететь в сплошной облачности, красному самолету пришлось много часов держать высоту не менее 4 км. У летчиков начиналось выматывавшее силы кислородное голодание, но, посоветовавшись, экипаж решил пока не применять баллоны с запасом дыхательного газа.
Как вспоминал Байдуков: "Шестичасовой запас кислорода будем беречь к концу полета, когда после Камчатки начнем пересекать Охотское море и пробиваться к Хабаровску. Там, возможно, потребуется выход на высоту шесть километров, а усталому экипажу без кислорода выполнить такой полет будет весьма затруднительно…" Уже над горами современной Магаданской области, приближаясь к берегам самой северной части Охотского моря, на самолете получили лаконичную радиограмму из Кремля, подписанную Сталиным и всем высшим руководством СССР: "Страна следит за вашим полетом. Ваша победа будет победой советской страны…" "Снова полет только по приборам…" На третьи сутки непрерывного полета красный АНТ-25 сделал круг в небе над Петропавловском, столицей Камчатки. Лишь в самый последний момент он открылся нам из-за облаков и нам удалось его сфотографировать с высоты 4000 метров…" — вспоминал позднее Чкалов. От камчатских берегов полетели на юг через Охотское море. Снова полет только по приборам. Погода в районе Сахалина и Приморья крайне неблагоприятная — так же облака, дожди и туманы". Из-за сильной облачности решили идти на высоте не более 50 метров над волнами Охотского моря, пробиваясь к северной части Сахалина и устью Амура. Мне никак не удавалось вызвать по радио Николаевск-на-Амуре. Дождь стал настолько сильным, что определить расстояние до воды становилось очень трудно.
Вот где пригодился тот не всегда одабриваемый бреющий полет именно чкаловского стиля, когда до поверхности остаются считаные метры…" — вспоминал Байдуков, намекая, что Валерия Чкалова многие считали "воздушным хулиганом" именно за его способность летать, например, под мостами, почти касаясь самолетом воды. На 55-м часу непрерывного полета, в районе Татарского пролива между материком и Сахалином, обстановка стала критической. Байдуков те минуты описал так: Валерий буквально впился в штурвал, напряженно всматриваясь в туманную мглу… Погода в море становится все хуже: расстояние до воды определить невероятно трудно. Мы поняли, что в таких условиях врежемся в прибрежные сопки прежде, чем войдем в устье Амура. Чкалов мгновенно принимает совершенно правильное решение: вверх! И тут же набирает высоту, разворачивая АНТ-25 на восток. Облака скрывают все, высота быстро увеличивается, а температура воздуха резко понижается... Но на высоте встречает другая, столь же смертельная в тех условиях опасность — обледенение самолета. Слово Байдукову: "На 1500 метрах сплошное мерзкое и холодное молозиво тумана, и, конечно, наступает интенсивное обледенение. Особенно быстро покрывается льдом стабилизатор и его несущие стальные расчалки.
Идут напряженные, опасные секунды. Самолет уже на высоте 2500 метров, но обледенение продолжается.
В полёте экипаж встретился с обширным циклоном. В бортовом журнале было зафиксировано девятнадцать изломов маршрута. Самолёт быстро покрывался льдом, машину трясло как в лихорадке.
До островов Северной Земли лётчики вели самолёт вслепую. В 8 часов 21 июля Беляков радировал: «Всё в порядке. Находимся Северная Земля». В 10 часов 10 минут была отправлена новая радиограмма: «Всё в порядке. Находимся на побережье к востоку от Нордвика».
В 14 часов 10 минут Беляков передал в эфир: «Всё в порядке. Высота 4 тысячи метров. После бухты Тикси полёт проходил уже над сушей. Наступило 22 июля. Длительный полёт на высоте более 4 тысяч метров начал сказываться на всём экипаже.
Из-за кислородного голодания к пище практически не прикасались. Однако шестичасовой запас кислорода лётчики решили беречь к концу полёта. На Камчатке появления машины Валерия Чкалова ждали с раннего утра 22 июля. На западном побережье полуострова выставили усиленные пограничные наряды. От них требовалось сообщить о приближении самолета.
Однако низкая охотоморская облачность не позволяла надеяться, что пограничники сумеют что-то рассмотреть. К 10 утра на Халактырский аэродром прибыли автомобили секретаря обкома и председателя облисполкома. Звено пограничной эскадрильи, появившейся на Камчатке осенью 1933 года, готовилось встречать АНТ-25 в воздухе. Первая информация о приближении экипажа Чкалова к полуострову появилась после 13 часов. Её сообщили связисты пограничного отряда, принявшие радиограмму: «Погода от Хабаровска принята.
Находимся на Камчатке в районе горы, которая торчит из облаков. Земли не видно. Идем курсом на Петропавловск-Камчатский. Из воспоминаний Георгия Байдукова: «Окутанная густой курчавой шапкой облаков, справа торчит Корякская сопка, а дальше, как видит глаз, вся Камчатка и Охотское море прикрыты толстой пеленой облаков. АНТ-25 идет на высоте 4200 метров.
Показался Тихий океан, внизу Петропавловск-на-Камчатке». В труднейших условиях цель была достигнута, но так как горючего оставалось ещё много, Чкалов решил не совершать посадку в Петропавловске, а продолжить полёт до Сахалина. В 15 часов 25 минут местного времени встречающие самолёт на Камчатке получили с борта АНТ-25 новую радиограмму: «В три часа Гринвич сбросили вымпел. Сняли город Петропавловск-Камчатский с высоты четыре тысячи метров. Все в порядке».
Экипаж, взяв новый курс, полетел дальше над Охотским морем.
Следующим объектом их внимания была Северная Земля. Но уже 21 июля в 2 часа 10 минут экипаж столкнулся с первым циклоном. Лётчики приняли решение обходить циклон, чтобы исключить возможность обледенения самолёта. Путь самолёта при обходе циклона менялся 19 раз и представлял собой ломаную линию. В результате полёта по ломаной кривой возникла опасность сильной потери в дальности полёта, поэтому было принято решение идти слепым полётом. Пять часов экипаж боролся с облачностью в слепом полете. Так закончился первый день полета. Это были первые трудности на пути экипажа. Через несколько часов Байдуков, который нес штурманскую вахту, послал следующую радиограмму: «Все в порядке.
Пересекли Лену в 12 час. Идём на Петропавловск. Высота 4400 метров. Сегодняшний день отнял большую часть энергии экипажа в борьбе с Арктикой. Сильные лобовые ветры, облачность 3-4-ярусная с обледенением заставила нас сегодня потратить много времени и горючего для выхода с Виктории на Землю Франца-Иосифа и м. Челюскин… Мы убедились сегодня в коварстве Арктики, узнали, какие трудности она несет и какие вместе с тем сказочные прелести таит она в себе. Неуклонно выполняем сталинское задание. Трудности нас не пугают». Следующие по маршруту были горы Якутии. Вся Якутия от Лены была закрыта сплошной облачностью.
Однако, несмотря на эту облачность, экипаж к концу второго дня полёта шёл точно по намеченному маршруту. О том, какую роль этому перелету отводило правительство, можно судить по телеграмме, полученной экипажем 21 июля в 19 часов 30 минут: «Самолет АНТ-25 Чкалову, Байдукову, Белякову. Вся страна следит за вашим полетом. Ваша победа будет победой Советской страны. Желаем вам успеха. Крепко жмем ваши руки. Сталин, Молотов, Орджоникидзе, Дмитров». Ровно в 3 часа 00 минут 22 июля самолёт был над Петропавловском-на-Камчатке. Экипаж послал приветственную телеграмму жителям Петропавловска и сбросил вымпел. Но так как самолёт шёл на высоте 4300 метров, вымпел нашли только через два дня в пяти километрах от Петропавловска.
Этот город был конечным восточным пунктом маршрута экипажа, и самолёт взял курс на запад, к Николаевску-на-Амуре. После прохода Петропавловска земля снова покрылась сплошным слоем облаков. Учитывая перерасход бензина и то, что дальнейший полёт будет проходить после 12 часов по местному времени, посадка в Хабаровске будет проводиться в полночь, а до Читы самолёт будет лететь ночью над гористой, мало населённой и мало исследованной местностью, да ещё при плохой погоде, командир экипажа принял решение садиться в Хабаровске. В 5 часов 10 минут Беляков передал радиограмму: «Всё в порядке.