Знаменитый французский социолог Пьер Бурдьё любил говорить, что социология — это боевое искусство, которое помогает защищаться от несвободы, от несправедливости. Вместе с экспертами рассказываем, кто такой социолог, чем он занимается, какая у него зарплата, как им стать в 2024 году. Органы власти всегда обращались к социологам, но в 2008 году социология «шагнула» в органы власти на официальной основе. Читайте о результатах последних социологических опросов граждан в России и за рубежом. Общественное мнение в РФ и в мире по различным вопросам. Комментарии, прогнозы, аналитика и мнение экспертов. Я – социолог. Моя работа сродни работе врача, который должен определить болезнь на ранней стадии, а еще лучше – разобраться к каким болезням склонен человек и дать свои рекомендации по изменению образа жизни.
Социология как наука о здравом смысле
Ядова; Ю. Их имена ставят на первое место, поскольку этим авторам удалось уделить в своих работах внимание социальной структуре общества, а также социальным проблемам, в том числе социальным проблемам трудовой деятельности населения. Затрагиваются вопросы институтов семьи и образования, их вклада в развитие современного общества. Но несмотря на то, что количество исследований растет, а список имен известных и выдающихся социологов пополняется, все же в большинстве своем социологические исследования рассматривают скорее как дополнение к общему циклу работ, поэтому инструментарию и методикам отводят небольшое внимание. Тем не менее благодаря социологии у специалистов есть четкое представление о структуре общества, об основных проблемных точках, которые могут перерасти в серьезные риски. Преимущество социологии состоит в том, что она может изучать как глобальные и масштабные проблемы, так и более локальные проблемы, которые присущи отдельному сообществу.
Для этого учёные-социологи используют различные методы исследований , которые помогают оценить качественные изменения наблюдение и подробное описание явлений и количественные статистический анализ. А результаты описывают в академических трудах.
А вот социологи-практики занимаются изучением реальных социологических показателей: проводят опросы, запускают различные исследования, организовывают наблюдения за людьми и конкретными аспектами их жизни. Результаты, получаемые в процессе такой деятельности, помогают не только изучать общественные явления, но и прогнозировать их. Социологические опросы актуальны в разных областях: от маркетинга до избирательных кампаний. Именно эти специалисты рассказывают человеку, какие среднестатистические настроения существуют в обществе накануне выборов и какую марку масла предпочитают жители Москвы или других городов. Социология: направления специализации Что же изучают на факультете социологии в институтах?
Социологи заняты не только мысленными построениями и формированием новых теорий, но и решением прикладных задач, многие из которых влияют на судьбы обществ и сообществ. Специализации В профессии социолога можно выделить два глобальных направления, которые, в свою очередь, делятся на множество более узких специализаций. Прикладная социология помогает конкретным заказчикам решать их задачи. Социологические исследования востребованы в маркетинге, рекламе, связях с общественностью, журналистике. Штатные социологи, как правило, есть во многих политических и общественных организациях. Например, у частных коммерческих компаний всегда существует запрос на изучение поведения аудитории, а у государства или политических партий — на исследование электората. Первых интересует, что, как и почему покупают определенные социальные группы, вторых — как и за кого избиратели голосуют. И все без исключения хотят узнать, что сделать, чтобы нужная социальная группа «перешла на их сторону» — стала смотреть именно этот канал по телевидению или голосовать именно за этого кандидата в депутаты. Тут-то на помощь приходят социологи. Они не только описывают портрет покупателя или избирателя, но еще и составляют прогноз развития ситуации и дают рекомендации, которые подсказывают, как направить потребителя в нужное заказчику русло. Академическая социология напрямую связана с процессами, происходящими в обществе, и полностью от них зависит. Поэтому, покуда мы все существуем в обществе, ученый-социолог никогда не останется без темы исследования — каждый день рождаются и умирают социальные явления, их динамику, причины возникновения и влияние на людей всегда нужно будет изучать. На основе полученных и уже имеющихся знаний ученые формируют новые теории, развивая тем самым социологию как науку. Академическая социология тесно связана с университетами и научно-исследовательскими центрами, а большинство социологов-ученых выступают не только в качестве исследователей-теоретиков, но и преподавателей и профессоров. Плюсы Постоянное развитие Социолог просто не может стоять на месте — приходится поспевать за социумом и новыми веяниями, которые его настигают. Речь идет и как об общественных настроениях и свежих идеях, так и о методах исследований, новейших технологиях, которые можно применить в работе. Высокая востребованность Хороших специалистов в области исследования общественного мнения с распростертыми объятиями примут не только исследовательские фонды, но коммерческие и политические организации, органы государственной власти, СМИ, маркетинговые и PR-агентства. Нужно лишь выбрать направление, которое интересно именно вам, и приложить усилия для развития в нем. Широкая область применения знаний С навыками социолога хороший специалист сможет найти себя в смежных областях и выбрать профессию маркетолога, политтехнолога, HR-специалиста, аналитика, демографа и так далее. Минусы Общая монотонность и рутинность задач Особенно тяжело это дается неусидчивым и не склонным к однообразной работе людям. Впрочем, в любых аналитических профессиях есть место рутине, социология в этом смысле не исключение. Не самые высокие зарплаты Особенно на первых порах: начинающим специалистам зачастую даже приходится подрабатывать на стороне. Однако полученный опыт со временем конвертируется в более высокую зарплату и доступ к интересным задачам.
Социология появилась в 19 веке, основателем считается Огюст Конт. Будучи изначально частью философии, наука выделилась в самостоятельное направление мысли. Социологические разработки широко используется в разных странах мира. В наше время социолог занят не только научной работой и теоретическими построениями, но и прикладными задачами, которые решают проблемы, как отдельных компаний, так и целых стран. В профессии выделяют две основные специализации: Прикладная социология — работа в маркетинге, рекламе, связях с общественностью. Многие организации содержат в штате социологов для изучения поведения потребителей. Политические партии и государственные органы обращаются к социологам для определения электората или изучения желаний народа. Социолог не только описывает ситуацию, но и предлагает эффективные решения. Например, как побудить избирателя проголосовать за нужного партии кандидата, как привлечь больше покупателей приобретать продукт компании. Академическая социология — работа в научных центрах и университетах, связанная с изучением глобальных процессов общества.
Кому и зачем нужна социология в России
В статье рассказано о том, чем занимается, где учиться и где работать будущему социологу. Что делает социолог? Социолог исследует факторы, контролирующие межличностные и групповые взаимодействия, особенно те, которые уникальны для конкретной группы. Читайте о результатах последних социологических опросов граждан в России и за рубежом. Общественное мнение в РФ и в мире по различным вопросам. Комментарии, прогнозы, аналитика и мнение экспертов.
«Социологическое знание обогащает понимание того, как устроен мир»
Мы говорим языком общества, когда обсуждаем теракты во Франции и полученную на экзамене двойку, когда спорим с друзьями или признаемся в любви. Мы, разумеется, живем в обществе, но одновременно общество живет в нас в виде представлений о том, как устроена повседневность, что такое справедливое общественное устройство, как относиться к неравенствам. Оно живет в нашем сознании в виде ожиданий о том, как будут вести себя окружающие родители, друзья, преподаватели, прохожие на улице и соседи по отелю на отдыхе и в виде наших собственных предполагаемых реакций на их поведение. Одних социологов интересуют общие закономерности формирования и изменения человеческих обществ. Они считают, что в фокусе внимания социологии должен находиться социальный порядок, организующий и координирующий жизнь всех членов общества без исключения. Другие социологи, напротив, исходят из того, что каждый член общества уникален, и задаются вопросом о том, как, несмотря на глубокие личностные различия, люди все же способны понимать друг друга. В своих исследованиях они концентрируются на том, какие смыслы люди приписывают социальному миру, в котором живут: как интерпретируют действия окружающих и собственное поведение, и как, подчиняясь социальному порядку или сопротивляясь ему, они служат воспроизводству этого порядка или его изменению. Что объединяет и тех, и других социологов, так это чувствительность к социальным изменениям.
Социологи первыми реагируют на общественные потрясения и кризисы: именно они указывают на новые глобальные риски и задумываются о последствиях масштабных миграций; анализируют межэтнические конфликты и пытаются предугадать последствия политических реформ. При этом они руководствуются двумя основными принципами. Во-первых, говоря языком выдающегося американского социолога Питера Бергера, они стремятся обнаружить общее в частном. Например, они хорошо осознают, что в положении конкретного жителя Зауралья, живущего от зарплаты к зарплате и не способного позволить себе не только отпуск за границей, но и мясо к обеду, скорее всего, виноваты не только нерадивость и лень этого россиянина, но и общая структура социальных неравенств, сложившаяся в обществе. Возможно, причиной бедности этого жителя, как и тысяч других, стала бедность семьи, в которой он родился, а отсюда — ограниченный доступ к высококачественному образованию, необходимость рано выйти на рынок труда, низкая квалификация и скромные доходы. Во-вторых, как замечает Джон Масионис, социологи учатся искать необычное в банальном. Так, они верят, что научный интерес может представлять любая форма поведения людей и групп: от вооруженных межнациональных конфликтов до мирного хозяйствования пенсионера на дачном участке, от судьбоносного решения старшеклассника, куда поступать после окончания школы, до того, какие качества мы приписываем «настоящим мужчинам» и «настоящим женщинам».
Ведь в каждой рутине, в каждой привычке, в каждой «само собой разумеющейся» реакции собеседника кроются следы социальной структуры, учащей нас, как должно поступать, думать и чувствовать. Социология богата теоретической рефлексией, но одновременно она является принципиально эмпирической наукой. Учиться социологическому анализу исключительно по книгам, не взаимодействуя с людьми, — все равно что слыть музыкальным критиком, никогда не прослушав ни одной симфонии. При этом репертуар методов, доступных социологам, очень широк. Помимо опросов общественного мнения, которые в первую очередь ассоциируются у населения с социологическими исследованиями, ученые используют возможности глубинных интервью, предполагающих свободную доверительную беседу с представителями тех или иных категорий людей; включенного наблюдения, при котором исследователи стремятся максимально включиться в интересующую их группу, посмотреть на нее «изнутри»; визуальных методов, связанных со сбором и анализом фото- и видеоматериалов; количественного и качественного анализа текстов от публикаций СМИ до дневниковых записей; от писем до пабликов в социальных сетях и мн. Разнообразны и возможности трудоустройства профессиональных социологов. Они могут выбрать академическую карьеру, а могут — предпочесть работу в государственных организациях и частных компаниях, правительственных структурах или НКО.
В любом случае им пригодятся такие неотъемлемые от профессии социолога качества и навыки, как чувствительность к изменениям в поведении и мнениях людей, способность налаживать диалог с представителями различных социальных классов и субкультур, готовность при необходимости становиться их «рупором», донося их потребности и беды до властей и социальных служб, умение собирать и анализировать информацию с применением различных методов и техник, вовремя прогнозировать конфликты и бороться с назревшими социальными проблемами. Социолог — это отличная профессия для творческого и неравнодушного человека, с живым интересом относящегося к уникальным жизненным опытам людей, умеющего прислушиваться к мнению окружающих, готового путешествовать из одного социального мира в другой и не боящегося трудностей полевой работы. Энтони Гидденс, Социология, «Введение в социологию» «Книга написана с верой в то, что социология призвана играть ключевую роль в современной интеллектуальной культуре и занимать центральное место среди социальных наук. Изучая социологию, мы поднимаемся над нашей собственной интерпретацией мира, чтобы взглянуть на социальные воздействия, формирующие наши жизни. При этом социология не отвергает и не умаляет значение индивидуального опыта. Наоборот, мы учимся лучше понимать самих себя и других людей, тем самым, развивая в себе способность восприятия космоса социальной деятельности, в которую мы вовлечены».
В консалтинговых и аналитических агентствах полная занятость персонала. Присутствует обязательный дресс-код, обусловленный требованиями компании. Социолог обеспечен полным социальным пакетом от государства и работодателя: оплата листа временной нетрудоспособности, отпуск в течение месяца, премии и доплаты за работу. Некоторые фирмы практикуют выдачу тринадцатой зарплаты. Возможности работы на фрилансе С внедрением новых технологий в общество многие социальные опросы проводятся через Интернет. Эта сфера успешно задействуется современными специалистами. Работают удаленно представители средств массовой информации, рекламные агенты и PR-менеджеры. Профессия дает широкие возможности для фриланса. Чтобы работать удаленно, не нужно дополнительных вложений. Необходимо владеть программами обеспечения, совершающими вычисления. Требуется знание персонального компьютера выше среднего уровня. Возможности трудоустройства Молодые специалисты имеют перспективы для трудоустройства в государственные структуры и коммерческие компании. С каждым годом спектр возможностей только расширяется. Компании и фирмы проводят исследования спроса на рынке, что доверяют профессионалам. В государственных учреждениях во время выборов спрос на социологов увеличивается. В банках, медицинских учреждениях, страховых компаниях и научных институтах производятся четкие исследования. На начальном этапе специалисты занимают должность рядовых социологов. Возможен карьерный рост до начальников отделов и руководителей компаний. Рекламные и PR-агентства состоят из социологов. Маркетологи и аналитики, начальники отделов с дипломом социологов являются ценными кадрами в любой сфере. Повышение квалификации На базах высших учебных заведений и образовательных центров проводятся курсы повышения квалификации.
Изучение общественных процессов, поиск закономерностей, прогноз реакции общественности Проведение социологических исследований глобальные опросы Обработка больших массивов информации Какими качествами должен обладать социолог Аналитический склад ума Интерес к общественным вопросам и статистике Желание проводить опросы и массивные рассчеты Книги для саморазвития Митчелл Деньер "Тротуар" Эта книга со странным для работы социолога названием "Тротуар" посвящена одному интересному, но при этом вроде бы совершенно частному явлению: торговцам дешевыми журналами и книгами с прилавков на одной из улиц Нью-Йорка. Однажды столкнувшись с этими людьми, Деньер заинтересовался тем, кто они такие, как устроена их жизнь, чем они занимаются в остальное время, в результате чего появилась одна из самых интересных социологических работ последнего времени. Читая эту книгу, вы погрузитесь в работу социолога, работающего в поле. Имя Луи Пастера, известное сегодня каждому школьнику, стало символом торжества человеческого разума над природой.
Это не позволяет оценивать качество работы компаний извне и строить рейтинги — даже опытные заказчики видят лишь тех, с чьей работой непосредственно сталкивались. Большинство потребителей не могут оценить качество профессионального продукта и в ряде случаев даже составить корректное техническое задание. Все это — закрытость, отсутствие профессиональных стандартов и института внешней экспертизы, низкая компетентность заказчика — остро ставит проблему качества исследовательских работ. На рынке есть довольно большой поток исследований низкого качества, приводящий, с одной стороны, к потерям для заказчиков, с другой — портящий репутацию профессионального социологического сообщества и исследовательской отрасли в целом. Рынок продавца: Как сегментированы социологические фирмы Действующие на рынке компании различаются по предметно-тематической специализации: есть социальные исследования, политические и маркетинговые. Но граница условна — в конце концов есть общность объекта человек и предмета социальные аспекты поведения , общий рынок кадров и их перетекание, общие методы и источники данных. Специализация — один из показателей развитости рынка, его обеспеченности заказами. Поэтому любая попытка его деления неизбежно наталкивается на размытость границ: все участники пытаются играть на всех рынках при этом сегмент маркетинговых компаний обладает большей специализацией. Но компании — при всей мультипрофильности — все же имеют разное позиционирование. За счет частоты и масштабности опросов, а также популярности тематики всегда на виду у публики ВЦИОМ, ФОМ, «Левада-центр», которые обеспечивают регулярный поток данных и могут наблюдать за динамикой наиболее значимых показателей общественной жизни. Компании такого типа чаще называют поллстерами от англ. Хотя они используют широкий арсенал инструментов и методик, в большей степени их воспринимают как производителей количественных данных по политической тематике. Помимо большой тройки поллстеров есть и менее заметные для широкой публики гиганты, формирующие значительную долю рынка исследований потребителей, — это, в частности, Ipsos Comcon, Kantar TNS, GfK Rus. Эти агентства также делают полный цикл исследовательских работ, занимаются консалтингом, ведут волновые исследования, позволяющие наблюдать за человеком в его роли потребителя на длинных временных промежутках. Исследование сегодня — это решение разных задач — от простого измерения долей до построения сложных моделей социальных процессов; охват различных аудиторий — от всего населения до крайне узких групп, поиск и работа с которыми требует особой квалификации например, чиновники, топ-менеджеры крупных компаний или потребители на рынке теневого алкоголя ; широкая линейка методов сбора данных — количественных связанных с измерением долей и изучением статистической связи и качественных дающих глубину, позволяющих понять восприятие субъектом разных ситуаций. Итоговый продукт исследования может быть как набором диаграмм с описанием ответов респондентов, так и сложным комбинированным аналитическим отчетом, над которым работает междисциплинарная команда, интегрируя данные из разных источников. Отчет также может быть как закрытым для внутреннего пользователя , так и платформой для широкого обсуждения и согласования интересов разных аудиторий. Помимо крупных компаний стоит выделить и агентства «бутикового» типа. Они не проводят непрерывных и масштабных волновых замеров, как гиганты индустрии, но отличаются глубиной погружения в предмет и анализа ситуации, а также индивидуальным подходом, что и составляет основу репутации. Известные на рынке примеры таких агентств — «Циркон», «Платформа», «Ателье», Salt, «Валидата», «Божоле», исследовательские лаборатории на базе академических структур. Компании обычно имеют тематическую специализацию, хотя это необязательно. Все агентства, в том числе крупнейшие, пользуются помимо собственных ресурсов подрядчиками — компаниями, специализирующимися на сборе данных, организации исследований. Сеть таких фирм общая для всех. На рынке также есть компании, специализирующиеся на определенных методах, например онлайн-опросах OMI или мониторинге социальных сетей Brand Analytics. Россия крайне централизованная страна, и рынок отражает эту централизацию в своей иерархичности: все лидеры рынка базируются в столице, и до последнего времени важнейшим источником проектов для региональных компаний остается заказ со стороны федеральных компаний на работы в регионе. Тренды рынка Дискуссия о том, какой должна быть сегодня социология и какое место для нее оптимально в XXI в. В частности, обращают внимание на следующие аспекты. Технологии против социологии На рынке регулярно звучат прогнозы о смерти социологических методов — им на смену приходят технологии, поднимающиеся вверх по кривой хайпа. Под влиянием огромного разнообразия данных и автоматизированных методов их анализа возникает гипотеза: человека больше не надо ни о чем специально спрашивать — он уже оставил о себе все следы, нужно только уметь их собрать и обработать. Что можно на это возразить? Во-первых, человек далеко не обо всем говорит и не все проявляется в его поведении — есть целый пласт проблем, которые нецелесообразно изучать с помощью социальных сетей или наблюдения.
14 ноября — День социолога. История праздника
Цифровое общество требует новых методов управления. В России растет спрос на социологов | Профессия социолога востребована обществом по множеству причин, связанных с необходимостью понимания социальных процессов и динамики. |
Социолог — профессия любознательных граждан | Адукар | Что делает социолог? Социолог исследует факторы, контролирующие межличностные и групповые взаимодействия, особенно те, которые уникальны для конкретной группы. |
Какие предметы изучают на факультете социологии
читайте в нашем интервью с омским социологом Дмитрием Дьяченко. Мы расскажем вам о том, где работает социолог, что он делает, сколько зарабатывает, какие есть перспективы и о том, как стать социологом. Социолог как профессия Профессия социолога сейчас на слуху – СМИ часто ссылаются на данные. Главная» Новости» Социолог профессия чем занимается зарплата.
Что делает социолог?
Допустим, мы говорим: «Все лебеди белые». Дальше мы идем и встречаем белого лебедя. Если мы придерживаемся верификационистской модели, то это наблюдение поддерживает нашу теорию и мы можем считать, что она верна. Но то, что мы встретили белого лебедя, на самом деле ничего не говорит нам о том, бывают ли еще какие-нибудь лебеди. В самом деле, исторически получилось так, что открытие черных лебедей случилось гораздо позже, чем открытие белых лебедей, и люди долгое время полагали, что лебедь — это белая птица. Мы ищем небелых лебедей — потому что если мы найдем небелого лебедя, мы фальсифицируем эту теорию. Первым человеком, который задал социологические вопросы по отношению к этому знанию, был американский социолог Роберт Мёртон. Мёртон сказал, что у ученых есть определенная этика и у этой этики есть четыре основные составляющие. Эти правила он назвал универсализмом, незаинтересованностью, организованным скептицизмом и, как он написал в кавычках, «коммунизмом».
И, наконец, принцип «коммунизма» говорит, что знание принадлежит всем, у него нет никакого хозяина. Благодаря Мёртону в социологии науки возникла программа исследования того, в какой степени те или иные реально существующие научные институты соответствуют или не соответствуют этим принципам. Это позволяло Мёртону объяснять, почему, например, в фашистской Германии удалось создать такую науку, которая реально не работала на приумножение знания. Этот подход сменился другим благодаря работе, которую написал философ науки Томас Кун. По Куну, существует так называемая нормальная наука — та наука, которой занимаются ученые в своей обычной жизни. Какое-то время эта программа, которую он назвал парадигмой, более или менее устойчива, а потом ей на смену приходит другая программа. Именно таким образом возникают научные революции. И объектом нашего непосредственного интереса является то, каким образом происходят эти революции, что делают те люди, которые являются инициаторами этих революций и которые являются пионерами новых парадигм.
За эту мысль зацепились многие социологи. В рамках этой программы развернулся так называемый тезис о симметрии. Важная трансформация, которая произошла в этот момент, — это пересмотр взгляда на историю науки. Прежде считалось, что история науки представляет собой череду непрерывных побед. Может быть, даже как череда ошибок. Именно в рамках этой волны исследований возникли так называемые полевые исследования науки. Проводя там по полгода, по году или по два, они выясняли, как реально производится наука, как она возникает из множества ошибок, непониманий и несогласованностей и как эта ткань обычной, «нормальной науки» возникает под руками обычных, нормальных ученых, а вовсе не героев. Иными словами, у нас есть некоторое единое общество, которое делегировало лицам, принимающим решения, власть управлять государством, власть вести его куда-то , определять направление его развития.
Иногда он может указать на то, что они действуют неправильно, что их действия не приведут к желаемым целям. Это предпосылка о том, что общество действительно едино: если уж оно делегировало власть тем, кто принимает решения, то они теперь действительно могут действовать от лица всего общества. В самом деле, разве мы не видим, что вокруг нас происходят довольно серьезные конфликты? Для одних закон действует, а для других не действует. В социальной теории мысль, утверждающая, что никакого единого общества нет и в любой социальной среде неизбежно существует некоторый конфликт, связана с марксистским направлением. И способы подавления вовсе не всегда связаны с прямым насилием, чаще всего они являются идеологическими. В социологию понятие идеологии попало не сразу, однако когда попало — наделало там очень много шума.
Для этого решили изучить мотивацию молодых людей к участию в благотворительности и их предпочтения в медиапространстве. Коллеги согласились, и мы приступили к работе. Как взаимодействовать с социологами.
Делитесь экспертизой Исследование обычно длится несколько месяцев. Важная задача НКО на этом этапе — помогать социологам своими знаниями и ресурсами. Консультировать, предоставлять нужную информацию — например, данные предыдущих исследований или внутренней отчетности, аналитику. НКО могут привлекать респондентов для проведения опроса — давать контакты своих сторонников волонтеров, доноров, благополучателей. Такая база людей для опроса уникальна, подчеркивает Полина Коростышевская: ее не соберешь на онлайн-панели, и именно от нее можно получить самую ценную информацию. Важный процесс, в котором НКО необходимо принять участие на начальном этапе, — согласование программы исследования и анкет для опроса. Социологи описывают, что будут делать, какой методологии придерживаться и какие вопросы задавать респондентам. Команда НКО вносит свои коррективы — предлагает дополнить анкету важными для себя вопросами, уточнить формулировки по задачам исследования. Например, команде «Милосердия. Сотрудники НКО попросили добавить в анкету вопрос об этом.
Общий чат и полезные открытия для переговоров с чиновниками Для оперативной связи можно создать общий чат в одном из мессенджеров и в нем стараться отвечать максимально быстро. Лучше сразу определить, будете ли вы проводить регулярные встречи допустим, раз в неделю или просто периодически договариваться о созвонах в чате. Составьте график встреч, актуальную повестку для каждой из них. Команда «Милосердия. Команда «Журавлика» и Group4Media решили по мере продвижения исследования созваниваться и обсуждать конкретные результаты регулярно — раз в неделю или две. Таким образом, фонд всегда знал, что делают социологи, а они при необходимости получали обратную связь: Благодаря постоянному диалогу «Журавлика» и исследователей удалось заодно определить важную для НКО «боль», которую организация не осознавала, — нехватку данных для того, чтобы аргументировать свои предложения и просьбы к чиновникам. Сотрудники фонда делились своей экспертизой по проблеме травли, и оказывалось, что в чем-то наши исследовательские гипотезы были неверны, поверхностны, — говорит руководитель группы по стратегическому планированию Group4Media Екатерина Рубан.
И меня это захватило, и я решил — а почему бы и нет. С тех пор об этом не жалею. А что на самом делают социологи? Я балансирую где-то между социологией и экономической статистикой. Моя работа связана, с одной стороны, с измерениями науки, то есть с пониманием того, сколько в этой сфере занято человек, какие организации вовлечены в процесс производства научных знаний, как распределяется финансирование, из каких источников оно идет и так далее. С другой стороны, я стараюсь продолжать исследования, связанные с изучением общественного мнения о науке и вовлечения населения в науку. Это, конечно, и опросы, и анализ литературы и открытых данных о том, как со временем меняется образ науки в глазах различных социальных групп, как наука развивается с точки зрения профессионального сообщества. Почему для развития общества важно то, что вы делаете? Оно указывает на различия в восприятии роли знания, строго ориентированного на практику, и знания более общего порядка. Нам часто кажется, что естественные науки дают именно конкретные знания, а социальные и гуманитарные — более общие. В действительности это не так. И те, и другие могут быть сфокусированы и на поиске ответов на фундаментальные вопросы, и на выработке прикладных решений. Cоциальные и гуманитарные дисциплины вносят вклад в понимание того, как устроено общество, как оно функционирует, согласно каким законам развивается. Как оно реагирует на мир материальных вещей, на современные технологии, которые развиваются все более интенсивно, в том числе благодаря наукам естественным. В этом смысле социологическое и гуманитарное знание обогащает понимание того, как устроен мир. В первую очередь, благодаря нашей работе появляется возможность получать данные, которые очень важны для принятия взвешенных решений. Во-вторых, мы анализируем, как функционирует современная наука, как можно с ней работать, чтобы она приносила те результаты, которых от нее ждут. Наконец, мы занимаемся развитием различных инфраструктурных возможностей. Например, одно из последних исследований, которое мы проводили, было направлено на выявление лучших управленческих практик. Мы спрашивали у руководителей научных организаций, как они выстраивают систему управления в своих организациях, чтобы добиться лучших результатов. В результате мы сформировали открытую базу данных лучших управленческих практик. Сегодня каждый ученый может зайти туда и посмотреть, поучиться у других организаций. Самым значимым нашим достижением последних лет, как мне кажется, стало участие в ревизии международного стандарта по статистическому измерению исследований и разработок. Мы работали вместе с Группой национальных экспертов по индикаторам науки и технологий Организации экономического сотрудничества и развития, долго и упорно пытались разобраться, как правильно измерить человеческий потенциал в науке и как сформировать индикаторы, которые бы точно отражали, с одной стороны, физическую вовлеченность людей в исследовательскую работу то есть сколько человек занимаются исследованиями , а с другой стороны, как правильно измерить то время, которое они уделяют этой деятельности. Новое руководство увидело свет в конце 2015 года, и практически все наши разработки были приняты во внимание. И честно говоря, мне кажется, что это очень серьезное дело, потому что это определит перспективу понимания того, как измерять науку в строгих статистических терминах на ближайшие 5—10 лет. Какие методы подобрали, чтобы это измерить? Могут ли это быть, например, студенты или аспиранты. И если да, то в каких случаях. Еще один момент был связан с тем, есть ли формальные основания для того, чтобы мы могли относить те или иные группы персонала к категории «исследователь».
Обязательным условием для получения работы является высшее образование. Его наличие увеличивает шансы получения достойной должности и оплаты. Востребованность Поскольку наука имеет инструменты для изучения прошлого, анализа настоящего и оценки перспектив на будущего, она очень важна для общества. Перспективность профессии обусловлена ее нужностью и низкой конкуренцией. Сейчас количество выпускников вузов увеличивается, что сказывается на возможности устройства на работу. Крупные компании и государственные структуры устраивают конкурс на место, оценивая возможности претендентов. Уровень зарплаты Заработная плата социолога прямо пропорциональна оказываемым услугам. Это может быть бюджетный проект, тогда специалист получает назначенный процент. При постоянной ставке молодой специалист может рассчитывать на 30 тысяч рублей. Опытный профессионал получает до 70000. Высоко оцениваются исследования в области рынка. Заработная плата в коммерческих структурах значительно превышает среднестатистический показатель. Условия работы В зависимости от того, какая должность предложена специалисту, он постоянно находится в офисе или занимается исследованиями. В консалтинговых и аналитических агентствах полная занятость персонала. Присутствует обязательный дресс-код, обусловленный требованиями компании. Социолог обеспечен полным социальным пакетом от государства и работодателя: оплата листа временной нетрудоспособности, отпуск в течение месяца, премии и доплаты за работу. Некоторые фирмы практикуют выдачу тринадцатой зарплаты. Возможности работы на фрилансе С внедрением новых технологий в общество многие социальные опросы проводятся через Интернет. Эта сфера успешно задействуется современными специалистами. Работают удаленно представители средств массовой информации, рекламные агенты и PR-менеджеры. Профессия дает широкие возможности для фриланса.
Кем и где может работать социолог: список профессий, связанных с социологией
Имя Луи Пастера, известное сегодня каждому школьнику, стало символом торжества человеческого разума над природой. Социолог предлагает новый взгляд на механизмы общественного сознания, сделавшие возможными и эту победу, и невероятное возвышение самого Пастера. Миллс показывает, каким образом в социологических исследованиях пересекаются биографии людей, судьбы человеческих обществ и истории социальных структур. В каком-то смысле это книга о том, почему социологи могут понимать людей лучше, чем те способны понимать себя сами.
Я — социолог. Моя работа сродни работе врача, который должен определить болезнь на ранней стадии, а еще лучше — разобраться к каким болезням склонен человек и дать свои рекомендации по изменению образа жизни. Только вместо человека у меня всё человечество или отдельные его части. Я изучаю закономерности поведения групп людей и то, как они друг с другом взаимодействуют. К примеру — как повлияет на рост населения количество выпущенных компьютерных игр или как зависят цены на чипсы от числа запросов в поисковых системах.
И лишь спустя время ее стали называть социологией.
Этот термин произошел от двух греческих слов: socio общий и logos слово , что можно трактовать как слово об общем. Кстати, официальной датой возникновения науки об обществе считается 27 апреля 1839 года — день, когда Конт впервые использовал новое слово "социология". Дальнейшим развитием науки, и как следствие, появлением профессии социолог, общество обязано Эмилю Дюркгейму. Именно этот французский ученый описал множество социологических методов исследования, которые и по сей день являются основополагающими принципами классической социологии. Основные должностные обязанности современного социолога, который работает на предприятии, включают в себя: проведение внутри рабочего коллектива социологических исследований и, на основе на полученных данных, внедрение мероприятий, нацеленных на то, чтобы потребности сотрудников — материальные и духовные — были максимально удовлетворены. Это должно способствовать повышению производительности труда работников, а в результате и эффективности производства; проведение социологических исследований от этапа их разработки до анализа полученной информации и на основе полученных данных прорабатывать рекомендации относительно того, как можно оптимизировать организацию труда; участие в проектировании программ, направленных на социальное и экономическое развитие организации; участие в обсуждениях повышения зарплаты сотрудников, а также в работах по улучшению систем, направленных на стимулирование трудовой деятельности персонала обеспечение жильем и санаторно-курортным отдыхом, улучшение питания и так далее ; совместные работы с психологом по определению социальных проблем на предприятии и поиск способов их решения; при необходимости предоставление методических рекомендаций сотрудникам, которые помогут решить социальные вопросы.
В коммерческих организациях социологи проводят маркетинговые исследования, "раскручивают" продукцию, продвигают товары и услуги компании-работодателя. В консалтинговых компаниях, центрах аналитики и ряде государственных учреждений задача специалиста по социологии состоит в том, чтобы исследовать и анализировать мнение граждан по поводу проблем экономического, политического или социального характера, а также узнавать, что думают избиратели о кандидатах во время выборов на ту или иную должность. Какими личностными качествами должен обладать социолог По роду деятельности социологу приходится анализировать большое количество информации. Поэтому очень важно чтобы он умел длительное время концентрировать внимание исключительно на своей работе и при этом мог замечать детали на фоне общей картины. Нужно также, чтобы он имел способность оценивать данные, выделять закономерности и частные случаи. Для этого, помимо прочего, ему необходимо обладать такими личностными качествами как дисциплинированность и усидчивость.
Разработка и апробация методик сбора и анализа социальной информации, выбора выборки и формирования гипотез. Организация и координация работы полевых сотрудников интервьюеров, наблюдателей, экспертов , контроль качества данных. Обработка и интерпретация полученных данных с помощью специальных программ например, SPSS, Statistica, Excel , применение статистических методов и моделей. Подготовка отчетов, докладов, статей и презентаций по результатам исследований для разных аудиторий заказчиков, коллег, научного сообщества, СМИ. Консультирование заказчиков по вопросам социологии, предоставление рекомендаций по улучшению ситуации в области интереса. Участие в научных проектах, конференциях, семинарах и других формах профессионального обмена опытом. Преподавание социологии в учебных заведениях разного уровня. Специализации социолога Социология — это очень широкая наука, которая имеет множество специализаций по изучению разных аспектов общественной жизни. Некоторые из них: Социальная психология — изучает поведение человека в группе, влияние социальных факторов на личность, отношения между людьми.
Социальная антропология — изучает культуру, традиции, обычаи разных народов и этносов. Социальная экология — изучает взаимодействие человека и окружающей среды, проблемы экологического кризиса и устойчивого развития. Социальная демография — изучает численность, состав, распределение и движение населения. Социальная статистика — изучает методы сбора, обработки и анализа социальной информации в цифровом виде. Социология образования — изучает систему образования, ее цели, функции, структуру, проблемы и перспективы. Социология культуры — изучает культурные ценности, нормы, символы, идеологии, искусство и другие формы культурного творчества. Социология политики — изучает политическую систему, ее элементы, процессы, институты, режимы, партии, движения. Социология экономики — изучает экономическую систему, ее типы, модели, сектора, отрасли, рынки, акторы. Социология семьи — изучает семью как социальный институт, ее функции, типы, структуру, роли, отношения.
Социология религии — изучает религию как социальный феномен, ее формы, функции, влияние на общество и личность. Социология здоровья и медицины — изучает здоровье и болезнь как социальные категории, медицинскую систему, ее организацию, ресурсы, проблемы. Кому подойдет профессия социолога Чтобы стать социологом, нужно иметь следующие интересы, склонности и таланты: Интерес к общественным наукам история, обществознание, право и другие. Интерес к математике и статистике алгебра, геометрия, теория вероятностей. Интерес к информационным технологиям программирование, базы данных. Склонность к аналитическому мышлению умение абстрагироваться от эмоций и предрассудков. Склонность к творческому мышлению умение создавать новые концепции и подходы. Карьера социолога Карьера социолога часто начинается еще на младших курсах вуза — с работы интервьюера и подсчетов голосов в социологических организациях и госорганах.
Социология как наука о здравом смысле
Профессия «cоциолог» | Социолог – это специалист, который занимается изучением общества и социальных явлений, анализирует различные социальные процессы и их влияние на людей. |
Каждый третий верит в способность предсказывать судьбу: интересные факты о социологии | Однако на самом деле тематические опросы только маленькая часть сложной, но интересной работы социолога. |
Елена Салганова: Цель социологов — делать мир понятнее и справедливее | Если социолог работает в консалтинговых компаниях и аналитических центрах или в государственных органах, то его должностные обязанности несколько иные. |
Что на самом деле делают социологи (не только звонят с опросами) | Академия Эдюсон | Дзен | Однако на самом деле тематические опросы только маленькая часть сложной, но интересной работы социолога. |
Каждый третий верит в способность предсказывать судьбу: интересные факты о социологии | Социологи обладают не только обширными теоретическими познаниями, но и умеют работать с массивами данных, что делает их услуги востребованными во многих областях, а не только в сфере социологии. |
Что делает социолог?
Что делает социолог. Статья расскажет о том, кем может работать социолог. Я – социолог. Моя работа сродни работе врача, который должен определить болезнь на ранней стадии, а еще лучше – разобраться к каким болезням склонен человек и дать свои рекомендации по изменению образа жизни. Однако на самом деле тематические опросы только маленькая часть сложной, но интересной работы социолога.
«Социологическое знание обогащает понимание того, как устроен мир»
Что такое социология? - Факультет социологии | Социолог занимается исследованием общества, его отдельных частей. |
Что такое социология? (18+) • Arzamas | Социологи: к 2055 году каждый третий китаец будет пенсионером. |
Кем и где может работать социолог: ТОП-7 вариантов - | Образование - 14 апреля 2023 - Новости Челябинска - |
Кем и где может работать социолог: список профессий, связанных с социологией | – В принципе, уважаемый социолог – это тот, кто проводит большие полевые исследования, работает с большими массивами данных. |
Описание профессии
- Какие предметы изучают на факультете социологии
- Где учат на социолога
- Что делает социолог
- Каждый третий верит в способность предсказывать судьбу: интересные факты о социологии
- Рынок покупателей: Кому и для чего нужны исследования
- Социолог: сколько зарабатывает, чем занимается, обязанности, плюсы и минусы профессии
Что делает социолог? 10 функций и видов деятельности
Были выявлены современное состояние миграции, проблемы, причины и источники ксенофобских настроений принимающей стороны. По итогам реализации проекта разработаны научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию национальной и миграционной политики в Челябинской области. В сферах маркетинговых и рекламных агентств социологи определяют потребительскую нишу товара, услуг и разрабатывают стратегию их продвижения на рынке. В Челябинске и области проводятся исследования по изучению целевых аудиторий радиостанций, узнаваемости населением коммерческих фирм и различных марок товаров. В научно-исследовательских институтах социолог востребован в области управления и научно-исследовательских разработок, проведения исследований по актуальным социальным темам. Так, челябинскими социологами, к примеру, изучаются аспекты цифровой грамотности, деструктивные движения в интернет пространстве, экстремистская и протестная активность молодежи области. В Челябинской области сейчас востребованы исследования, направленные на изучение межэтнических и межконфессиональных отношений.
Социолог нужен на предприятиях для формирования позитивного образа компании, здесь он может работать совместно с PR-службами, либо выполнять самостоятельно функции по взаимодействию со СМИ, с потребителями и поставщиками, общественностью и собственным персоналом.
В процессе деятельности социолог осваивает новые технологии и методы исследования, углубленно изучает психологию, статистику и прочие смежные сферы. В навыках и умениях социологов сегодня заинтересованы практически все организации: от коммерческих фирм до государственных органов власти. Ученые-социологи могут преподавать в университетах и участвовать в исследовательских программах международного уровня. Специфика деятельности социолога предполагает близкие контакты с руководителями компаний, знаменитыми политиками и другими значимыми фигурами. Профессия социолога не лишена и недостатков. Основными минусами работы такого специалиста считаются: - Монотонность и рутинность выполняемых задач. Какими качествами должен обладать социолог Чтобы стать высококвалифицированным специалистом, получить признание и уважение в отрасли, достичь желаемых высот в карьере и доходах, социологу необходимо обладать определенными личными качествами.
Доверие социологам россияне оценили на 3,5 балла из 5. Желанность профессии социолога для детей оценивается нашими согражданами на 2,7 балла. ВЦИОМ отмечает свое 35-летие. Наши принципы: точность, оперативность, глубина, творчество. Мы ежедневно проводим опросы общественного мнения и знаем, о чем думают и что делают россияне. За эти годы компания стала первопроходцем и новатором в исследовательской индустрии России.
Огюст Конт был уверен, что общество необходимо изучать с использованием тех же методов, которые стоят на вооружении социальных наук, лишь так можно будет решать социальные проблемы. Так была создана новая наука, изначально называемая социальной физикой , и лишь со временем получившая название «социология».
Предмет изучения социологии Социология изучает общество и абсолютно все социальные явления , от моды и предпринимательства, до семьи и государства. Существует расхожее мнение, что социолог — это специалист, изучающий анкеты. Но каждый, кто желает связать профессию с социологией должен помнить, что человек, занимающийся анкетами — интервьюер. Как правило, анкетированием занимаются студенты-социологи, для понимания, как правильно должны собираться данные. На самом деле анкета является только инструментом для сбора данных. И перед проведением любого исследования разрабатываются его задачи, определяется цель, выбирается способ получения информации и анализа. И лишь потом формируется анкета, в которой каждый вопрос тщательно подобран и находится на определенном месте. Следующий этап — анализ полученных данных.
Выбранные из анкет ответы загружаются в программы и начинается обработка информации при помощи математических методов. Важно верно интерпретировать результаты. Мы кратко рассказали лишь о части работы социолога, ведь социология способна анализировать прошлое, изучать настоящее и делать предположения о будущем. Так, социологи рассчитывают результаты выборов, определяют причины некоторых событий и проводят анализ аспектов, влияющих на развитие социума. В основном они работают в научных учреждениях, в СМИ и агентствах по маркетингу. Где обучаются социологи Во многих высших учебных заведениях существуют факультеты социологии. Там дают необходимые знания и навыки. Большое значение имеет верный выбор вуза, в котором изучают прикладные способы анализа и программы, используемые социологами в работе.
В стране считаются лучшими факультеты социологии в таких университетах, как МГУ, Ленинградский государственный университет им. Имена преподавателей этих вузов известны в сфере науки, они создали множество монографий, в том числе и учебников. Профессия социолог Социолог обязан постоянно получать знания, ведь мир все время меняется, а значит, изменяются и социальные процессы. Социолог обязан хорошо разбираться в процессах , происходящих в экономике, взаимодействовать с целью накопления опыта с зарубежными коллегами. Социологи составляют программы и разрабатывают схемы исследований, анализируют происходящие процессы, оказывают консультативную помощь. Эта профессия подойдет людям желающим впитывать знания и умеющим критически относиться к полученным сведениям. Социологи работают с математическими методами, статистикой, теорией вероятности. Эти люди очень умны и умеют в любой компании поддержать разговор.
Карьера и перспективы Социологи имеют возможность работать в любой отрасли экономики, от культуры и рекламы до науки и производства, ведь везде нужны специалисты, умеющие анализировать различные процессы и имеющие навыки планирования работы предприятий. Еще будучи студентом можно выбрать направление своей работы — науку или бизнес. Если студент желает заниматься научной деятельностью, то предпочтет изучать социальные явления, будет публиковать собственные работы и участвовать в различных конференциях. Желающие работать с бизнес-сфере уделят основное внимание прикладной социологии, это позволит в дальнейшем работать в учреждениях, проводящих социологические исследования, в маркетинговых компаниях.