Новости эвора сезария биография

7, сохранений - 2. Присоединяйтесь к обсуждению или опубликуйте свой пост! трагичная история перезрелой золушки, добившейся заслуженного признания ближе к старости. Сезария Эвора (Cesária Évora) родилась летом 1941 года на островах Зеленого Мыса.

Певица Сезария Эвора - о русских романсах, кино и совах

Мне действительно пришлось просидеть там часа полтора, и все это время молодой бармен за стойкой раз за разом ставил на своем бумбоксе одну и ту же песню. И никому это не надоедало. И даже, когда Мариша вернулась, мы ушли не сразу, а прослушали ее еще несколько раз. Nho antone escaderode С тех пор прошло уже много времени. За подотчетный период я эту песню, которую про себя называл просто «Антошка-дерошка» , слушал бессчетное количество раз, но, только готовясь к этому вечеру, удосужился задуматься, о чем же собственно в ней поется. Скажу сразу, узнать это оказалось очень непросто. Как известно, Эвора пела на креольском диалекте португальского, который даже португальцы понимают с трудом. Текст на креольском языке в интернете нашелся, нашлись после чрезвычайно долгих поисков даже два перевода на английский и один на французский, причем все три довольно сильно отличались друг от друга.

К счастью, текста в этой песне очень мало. Как почти всегда у Эворы, это многократно повторяемые два куплета и припев. И если попытаться привести английские и французский переводы к некоему общему знаменателю, то в песне поется примерно следующее: «Когда я в первый раз приехала в Рибейра Гранде это такой городок в Португалии , я славно провела время в одной забегаловке. Нас было трое, и мы так надрались ромовым пуншем, что потеряли контроль над собой и стали ходить, как скрюченный сеньор Антош». И это все. А в припеве просто повторяется имя и фамилия - Антош Эскадерош. Кто это такой, в песне не уточняется.

Вообще, тексты песен Эворы - это отдельная история, и мы о них еще поговорим. Но для порядка сначала все-таки немного биографии. Сезария Эвора родилась 27 августа 1941 года в городе Минделу на острове Сан-Висенте архипелага Кабо-Верде, который по-русски чаще называли Острова Зеленого Мыса - португальской колонии, расположенной в 600 км к западу от побережья Сенегала. На этих девяти обитаемых островах сегодня живет чуть больше 400 тысяч человек для сравнения: это примерно в два раза меньше, чем в московском Северном округе. Ее отец, который был музыкантом и играл на скрипке и виолончели, умер рано, оставив жену с семью детьми. О своем детстве Сезария вспоминала так: «Мы не голодали, мы были просто очень бедными, как и многие в Минделу. Основной доход в семью приносили мои братья, которые работали за границей.

Кроме того, мы сдавали в аренду часть дома, а бабушка держала огород, где выращивала арбузы, кукурузу, фасоль. Собирая небольшой урожай, мы всегда раскладывали его на кучки и делили между соседями». Тем не менее вскоре матушка Сезарии была вынуждена отдать маленькую Сизи в детский приют. Именно в этом благотворительном заведении наша героиня впервые приобщается к музыке и пению - она поет в приютском хоре. С шестнадцати лет Сезария уже пела в барах своего родного Минделу, пела с охотой, и все вокруг ее очень хвалили. В это же время она влюбляется в местного моряка Эдуарду, который обучает ее местным песням, причем многие из них сочинил ее родной дядя, известный под псевдонимом B. Leza, и в дальнейшем они полноправно вошли в ее репертуар.

Сезария быстро нашла свою нишу в музыкальной жизни островов и благодаря регулярным и запоминающимся выступлениям скоро завоевала титул «королева морны». О том, что такое морна, мы еще поговорим. Но настоящей профессиональной карьеры не получалось: ни пластинок, ни гонораров… Две записи ее выступлений по радио вышли в конце 1960-х - одна в Португалии, другая в Нидерландах, где было много эмигрантов с Островов, но они прошли незамеченными. Да тут еще несчастная личная жизнь и, как следствие, очень серьезные проблемы с алкоголем… Словом, к середине 70-х Сезария совсем забросила музыку, погрузилась в типичные заботы матери-одиночки у нее несколько детей от разных мужчин, и она никогда не была замужем. К тому же в 1975 году Острова Зеленого Мыса обрели независимость от Португалии, и хотя в отличие от соседней Анголы это произошло без кровопролитной гражданской войны , ничего хорошего не принесло, потому что к власти пришло прокоммунистическое правительство. При проклятых колонизаторах Острова Зеленого Мыса были крайне бедной страной, но все-таки в Минделу, как и в большинстве портовых городов, бурно кипела ночная жизнь, везде - в клубах, на улицах, на пляже - играла музыка. Однако и любовь, и печаль, и весёлые, юмористические, праздничные картинки - всю эту гамму чувств и настроений островитяне выражали в морнах и коладейрах - местных песнях на все случаи жизни.

С верными ей музыкантами Сезария переезжала из клуба в клуб, c острова на остров, играя концерты и зарабатывая на жизнь себе и своей семье. Но с избавлением от колониального гнета и приходом к власти доморощенных коммунистов и прежде небогатая экономика страны, державшаяся исключительно на туристическом бизнесе, попросту перестала существовать. В стране начался настоящий голод, и большая часть населения была вынуждена эмигрировать. Надо сказать, что и до сих пор в кабовердианской диаспоре проживает гораздо больше людей, чем в, так сказать, метрополии. Естественно, в полный упадок пришла и культурная жизнь. В отличие от многих, Эвора не уехала из страны, но, если так можно выразиться, с головой ушла во внутреннюю эмиграцию. Это были самые трудные десять лет в ее жизни.

Она полностью прекратила петь, практически не выходила из дома, много и беспробудно пила. Так безрадостно и уныло прошло почти десять лет, и только в середине 80-х, когда ей было уже за сорок и страна немного очнулась от спячки, она запела вновь. И тут неожиданно выяснилось, что половина кабовердийских певиц считает ее своей учительницей. В середине восьмидесятых годов Сезария в составе большой делегации кабовердианских музыкантов впервые в жизни выехала за пределы островов. Эту поездку организовал какая-то загадочная и полумифическая организация - Комитет женщин Кабо-Верде. Путь Эворы лежал в Лиссабон. Что там получилось с этой поездкой, история умалчивает, но известно, что Сезария осталась в Лиссабоне, пела по вечерам в ресторанах, собирая деньги на обратный билет.

То ли тоскливо стало ей в матушке-Европе, то ли концерты не задались. Словом, она решила отбыть к себе на родину. На ее и на наше счастье, в один из вечеров, когда она пела в ресторане «Enclave », туда заглянул французский продюсер Жозе да Силва. Впрочем, французом он был только по паспорту, а родился и вырос на тех же Островах Зеленого Мыса. Собственно, и продюсером он в то время еще только мечтал стать, а пока работал по ночам путевым обходчиком. Тем не менее, если бы этой встречи не произошло, то мы, скорей всего, никогда и не узнали бы, что на свете есть певица Сезария Эвора. Жозе сразу понял, какой брильянт попал к нему в руки.

Он привез Сезарию в Париж, организовал ей профессиональную запись, потом другую. Впрочем, эти альбомы были мало похожи на то, что мы узнали позже. Это были примитивные дискотечные аранжировки с синтезаторными барабанами и почти полным отсутствием живых инструментов. Все это полностью сводило на нет искренность и эмоциональность неподражаемого голоса Эворы. Небольшой успех они имели, но только на танцевальных вечеринках выходцев с Островов Зеленого Мыса. Однако постепенно, методом проб и ошибок, Жозе да Силва нащупал тот неповторимый акустический саунд, который впоследствии покорил весь мир. Он сумел найти правильных музыкантов - в основном уроженцев Кабо-Верде.

С электронным звучанием было покончено раз и навсегда. И Европа пала в 1991-м году, когда вышел альбом Mar Azul «Лазурное море». Да Силва поместил Сезарию в привычное и понятное ей окружение - маленький акустический ансамбль гитары и обязательная кавакиньо - ритмическая 4-струнная гитара, акустический бас, перкуссия, скрипка, рояль, саксофон, труба , отсутствие сложных аранжировок и подготовленных форм плюс совершенно живая запись без наложений - в таком режиме весь альбом был записан в два дня! И успех пришел. Титульную песню альбома, которую, между прочим, написал уже упоминавшийся сегодня дядя Сезарии Эворы B. Leza, французские радиостанции крутили день и ночь. Давайте и мы сейчас ее послушаем.

Текст предельно прост, незамысловат и поэтичен: Море! Вези меня в мою страну, В страну, где ждёт меня мама, Где все скучают обо мне! В земли, где прошло мое детство. Сан-Висенте, твои руки - моя колыбель… Море! И сколько лет уже прошло, Как прежде, светит луна, а я была так далеко! Теперь, пожалуй, самое время немного поговорить о жанрах песен Эворы. Практически все, что она пела, можно разделить на две группы - на уже упоминавшиеся морны и коладейры.

Не вдаваясь в детали, охарактеризовать эти две группы проще всего так: морна - это медленная грустная песня, коладейра - это быстрая грустная песня. Стилистически эта музыка является смесью португальской фады и бразильской боссановы, наложенной на прихотливую африканскую полиритмию. От фады кабовердианская музыка унаследовала главным образом общий меланхолический настрой, предельную простоту гармоний, традиционные мелодические и гармонические ходы европейской музыки и глубокий беспросветный минор. Песен, написанных в мажоре, в репертуаре Эворы очень мало, и они расположены на периферии ее творчества. От боссановы, которая, напротив, является стилем сравнительно молодым, непростым, гармонически изысканным и изощренным, кабовердианская музыка взяла постоянный свинг и синкопирование, но придала им собственную окраску. Очень показателен в этом смысле эпизод из документального фильма про Эвору, когда она в Нью-Йорке приходит в студию к продвинутым американским джазменам, которые собаку съели на сложнейших джазовых гармониях и всяких ритмических ухищрениях. Они пытаются аккомпанировать ее простеньким песням, но у них ничего не выходит.

В 2000-х годах Эвора неоднократно выступала в России, причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах — от Архангельска до Владивостока. За 10 лет всемирной славы Цезария заработала около 50 миллионов долларов. Практически все эти деньги Эвора жертвовала на детские социальные программы. Почти вся система начального образования Островов Зеленого Мыса оплачивалась из ее гонораров. Себя певица побаловала лишь парой недорогих автомобилей, чтобы гонять теплыми африканскими вечерами по побережью родной страны… Цезария Эвора — бабушка-певица c Островов Зеленого Мыса. Она курила сигары и ходила босиком. Пожилая женщина с расфокусированным взглядом, мать троих детей, гордость своего маленького города Манделы, Цезария воплотила тайные мечты всех бабушек. В душе бабушки совсем не хотят быть похожи на Надежду Бабкину или героиню молочной индустрии с домиком в деревне. Правильные бабушки хотят быть похожи на Цезарию Эвору. Цезария Эвора родилась через два месяца после того, как на Россию напала армия Гитлера.

Пока наши бабушки-девочки прятались от немцев под немецкой швейной машинкой «Зингер», Цезария Эвора имела беспечное африканское детство на природе. Потом — любовь с музыкантом, концерты в кабаках и неизменный виски с сигарой. Под рюмочку-другую Цезария вещала посетителям забегаловок о тяжелой жизни населения Островов Зеленого Мыса.

Во вторник, 27 августа, легендарной певице с островов Зеленого Мыса, исполнилось бы 75 лет. Сезария умерла в декабре 2011 года. О своей жизни сама артистка говорила просто — мол, она обычная женщина, каких миллионы. Сезария Эвора прославилась как исполнительница морны — песен в традиционном музыкальном стиле родных островов.

Исполняла она также и композиции в стиле фаду — португальские песни, посвященные судьбе — и португальской городской песни — модиньи. Несмотря на распространенный миф, Эвора не была сиротой.

Островной шансон в скучающей столице моды приняли как смесь родного и экзотики.

Французы устали от типичности собственных бульварных романсов. Их шансон всегда был либо патетикой из уст Эдит Пиаф, либо музыкой настроения парижских улиц из рекламы мыла «Камэй» — лиричной, но однообразной. Цезария не похожа на французских шансонье.

У нее есть «саудаджи». Такого нет ни в одном языке мира, кроме португальского и его диалектов. Одно маленькое красивое слово переводится как «чувство светлой тоски по родине».

Нам это немного странно, но ни один бразилец, португалец или житель бывшей колонии Кабо-Верде без «саудадж » себя не мыслит. Цезария не знает, как объяснить другим, что это такое. Единственный язык, которым она владеет, — креольский — странный диалект, похожий одновременно на все языки романской группы.

На нем и поет. Под музыку, напоминающую смесь шансонных традиций и босановы, босая Цезария выходит на крупные концертные площадки мира и рассказывает о своем народе. Года три назад Цезарию массово полюбили в России.

Наверное, полюбили за то, что нашей музыке давно не хватает «саудаджи». Российский шансон мало похож на смесь лирики и патриотизма. Российский шансон сегодня — это или тюремные напевы полных взрослых мужчин, или творения лауреатов Грушинского фестиваля.

Последних, правда, принято называть бардами.

Cesaria Evora

Но это не потому, что она консервативна. Просто большой город навязывает свои нормы. Жизнь бабушек в мегаполисе ограничена рынком, телевизором и магазином, где продают тапочки и прозрачные гольфы. Жизнь на природе молодит душу.

Африканские бабушки лишены стереотипов. Цезарии Эворе — шестьдесят два. Она родилась через два месяца после того, как на Россию напала армия Гитлера.

Пока моя бабушка-девочка пряталась от немцев под немецкой швейной машинкой «Зингер», Цезария Эвора имела беспечное африканское детство на природе. Потом — любовь с музыкантом, концерты в кабаках и неизменный вис ки с сигарой. Под рюмочку-другую Цезария вещала посетителям забегаловок о тяжелой жизни населения Островов Зеленого Мыса.

Ее песенные истории складывались в морны — народные баллады. Для жителей культурной столицы островов — Манделы — она уже тогда была символом. В конце восьмидесятых зрелую чернокожую Золушку заметил французский продюсер.

Ровно 10 лет назад Эвора с аншлагом собрала парижскую «Олимпию». Французы влюбились в темнокожую грузную женщину специфической внешности с редким, красивым голосом. Островной шансон в скучающей столице моды приняли как смесь родного и экзотики.

Французы устали от типичности собственных бульварных романсов.

Также финансировала большую часть и среднего образования в Кабо-Верде. На ее деньги содержалось почти половина здравоохранения страны, несколько больниц. Босоногая дива 1990 — Distino de Belita рус. Судьба красавицы 1991 — Mar Azul рус. Лазурное море 1992 — Miss Perfumado рус. Благоухающая девушка 1994 — Sodade 1997 — Cabo Verde рус. Кабо Верде 1999 — Caf?

Первую любовь Сезарии звали Эдуарду Жуау Шалину. Он был гитарист, как ее отец, и моряк, как большинство мужчин Кабо Верде. Встретились они в одном из баров Минделу, где шестнадцатилетняя Сезария болталась в надежде, что ей позволят спеть — бесплатно или за пару сигарет. Эдуарду не был ее первым мужчиной, но стал тем, кто «расслышал» ее голос. Увидев юную девушку, застенчиво прячущуюся за гитаристами, он сказал: «Вы поете слишком тихо. Люди ждут».

Именно Эдуарду превратил Сезарию в местную знаменитость. Он договаривался с владельцами баров, с музыкантами, и в конце концов собрал ансамбль, который работал именно с Сезарией. А потом сел на корабль и уехал из Минделу — у него были большие планы на материке. Больше они никогда не увиделись. За свои первые записи Сезария не получила ни гроша. Люди, оплатившие студию и выпустившие ее первый винил, сказали, что запись плохая, успеха нет — а значит, нет и денег.

Каково же было изумление Сезарии, когда однажды, проходя мимо музыкального магазина в Сан Висенте, она услышала собственный голос. Оказалось, что пластинку покупают, и очень охотно. Но, поскольку никаких контрактов подписано не было, Сезария имела на эти записи не больше прав, чем любой прохожий. Уроженка Островов Зеленого Мыса, Сезария не умела плавать и ужасно боялась штормов. Все потому, что в раннем детстве она увидела, как огромная волна смыла со скалы человека. При этом она не могла долго находиться вдали от океана: говорила, что присутствие Большой Воды необходимо ей, чтобы жить.

Сезария никогда не была замужем, но у нее было двое детей: дочь Фернанда и сын Эдуардо, которого она назвала в честь своей первой любви. Сама она говорила, что ее дети — только ее, а мужчины, давшие их, пришли и ушли, как океанский прилив. Сына она родила в восемнадцать от португальского солдата, который уехал с Кабо Верде, даже не зная, что Сезария беременна. Она никогда не пыталась связаться с ним, а много лет спустя на все вопросы об отце Эдуардо скупо отвечала: «Я не знаю даже, жив он или мертв. Мне, честно говоря, наплевать». С отцом дочери, португальским футболистом, она тоже не поддерживала отношений.

Однако и зла на мужчин, оставивших ее, не держала: «Я рожала не по великой любви, это скорее amorzinhos «влюбленность», «страстишка» — порт. Но все же у нас были чувства». От Фернанды, которая умерла несколько лет назад от рака легких, остались близнецы, внуки Сезарии. Их она обожала и очень гордилась, особенно девочкой. Сейчас Жанет Эвора семнадцать, и она начинающая модель. В ее привычке выходить на сцену босой не было также никакой политической или социальной подоплеки.

Просто она действительно не любила обувь. Первые собственные туфли Эвора купила, когда ей было уже за сорок, во время гастролей по США. И только потому, что ей было холодно. А первые действительно серьезные деньги она заработала в 1988, причем гонорар попросила разделить на две части — половину положить в банк, вторую отдать наличными: «Я думала, если с одной частью что-нибудь случится, вторая точно останется у меня». Жанр, в котором пела Сезария Эвора , называется «морна». Этимология этого слова неясна, но есть две главные версии: «морна» происходит или от английского to mourn — плакать, или от португальского morno — теплый.

Эта меланхоличная музыка родилась из смешения ангольской сембы, португальского фаду и бразильской музыки лундум. Официально первой морной считается романс Brada Maria, написанный в 1870 году. В марте 2008 года, во время гастролей в Австралии, Сезария перенесла инсульт. Лечилась в Париже, а восстанавливаться уехала в родной Минделу. В тот период она не думала о возвращении на сцену. Но все-таки вернулась, однако с тех пор часто говорила в интервью: «Жизнь похожа на проволоку, на которой ты балансируешь.

Из-за проблем со здоровьем осенью этого года певица объявила о завершении эстрадной карьеры. Сезарии Эворе было 70 лет.

Сезария Эвора - Cesária Évora

Cesária Évora. Певица Сезария Эвора: Новые Известия - новости России и мира сегодня. Сезария Эвора - Angola, легендарная босоногая дива. Сезария Эвора» Биографии знаменитых людей, фото. БИОГРАФИЯ СЕЗАРИИ ЭВОРЫ ДЕТСТВО И ЮНЫЕ ГОДЫ СЕЗАРИИ ЭВОРЫ: calipsyashci — LiveJournal. Звезды в тренде. 27 августа 1941 года в Минделу (Кабо-Верде) на свет появилась Сезария Эвора (Cesária Évora) — певица с Островов Зелёного Мыса, исполнительница морны, фаду и модиньи. Юная Сезария Эвора. 2. Первую любовь Сезарии звали Эдуарду Жуау Шалину.

Умерла Сезария Эвора

Cesária Évora in São Paulo, 2008. трагичная история перезрелой золушки, добившейся заслуженного признания ближе к старости. исполнительницы морны. К празднику мы публикуем материал журналиста "НП", которая пообщалась с певицей в 2011 году. Сезария Эвора родилась в 1941 году в городе Минделу на Островах Зеленого Мыса, расположенных в Атлантическом океане недалеко от Африки.

Умерла Сезария Эвора

Среда обитания Звезды в Иркутске 28 августа 2021 В Иркутске она впервые побывала в 2005 году. Тогда в Сибири у нее было три концерта - Новосибирск, Красноярск и Иркутск. Три аншлага. А потом она приехала еще в 2007 году. И тоже аншлаг. Певица пела босиком, затягиваясь сигаретой между куплетами. Босиком - потому что в знак солидарности со своим народом, который в большинстве живет очень бедно. И больше половины бюджета страны - отчисления от ее концертов. Поет она о любви и женщинах.

Казалось, что счастье было уже так близко, но вскоре Эдуардо сел на корабль и навсегда уплыл из маленького Минделу, так как у него были серьезные планы на материке. Больше Сезария его не видела. Но Эвора мечтала о настоящей славе, она хотела, чтобы ее творчество стало популярным в других странах. Увы, этим мечтам было суждено сбыться еще не скоро. В 1975 году на Островах Зеленого Мыса случился политический переворот, они наконец обрели независимость от Португалии и получили название Республика Кабо-Верде. Правда, эти перемены повлекли за собой тяжелый финансовый кризис. Сезария была вынуждена уйти со сцены на 10 лет, так как песни перестали приносить ей деньги.

Исполнительница недолго сомневалась, помня о давней мечте увидеть Эйфелеву башню. Маленькие секреты. Хосе не ошибся. В Париже Эвора записывает еще три альбома, и третий, Маг Azur 1991 , пробивает этнический барьер и приносит ей звание «аристократки ресторанной музыки», как нарекла Сезарию местная пресса. Франция видит на сцене босую немолодую женщину, которая своими песнями переносит слушателей в совершенно другой мир. Ее хотят слышать во всех уголках Франции, Сезария отправляется в тур и каждый раз выходит на сцену молчаливая и босая. Она не ведет диалоги с публикой, не устраивает шоу и не обувается. Так рождаются первые мифы о том, что Эвора умышленно не общается с залом, чтобы зрителям не было сложно переключиться, когда она запоет на незнакомом языке. На деле же все было банальнее: с детства не обученной грамоте, Сезарии не давались языки. Это были самые тяжелые годы». Ничего подобного, я просто не люблю носить обувь. Столько лет я ходила босая, как большинство у нас на острове, и мне легче петь босиком», — расскажет она. Открытая и честная, она покоряла публику именно искренностью. Ее будут называть «чернокожей Эдит Пиаф» и «африканской Билли Холидей», но отношение к жизни у Сезарии останется таким же простым, как раньше. А еще — гладильная доска и утюг в номере, ведь собственноручно готовить костюм к выступлению останется ее неизменной традицией. Не стесняясь, она будет показывать журналистам ожоги на руках. Задолго до того, как я стала известной, меня окружали разные люди — богатые и бедные, близкие и незнакомые. Я росла в бедности, ничего не имея за душой, и сейчас я продолжаю оставаться верной той себе, которой была. Сегодняшний успех не в силах меня изменить». Она на самом деле практически не изменилась, оставив себе даже вредную привычку, приобретенную еще в молодости, — курение. Даже на концертах Эвора устраивала «минутку перекура», смачно затягиваясь просто на сцене, если позволяли обстоятельства. Один влиятельный человек как-то предложил мне дорогой «мерседес» только за то, что я откажусь от сигарет. Как видите, я по-прежнему курю», — смеялась она. И была еще маленькая слабость, которую Сезария позволила себе, став успешной, — золотые украшения. Путешествуя по миру, она сторонилась больших торговых центров, пугаясь их роскоши, но обязательно заходила в небольшие ювелирные лавки. Это деньги, которые всегда с собой. А бриллианты я не ношу, у нас они считаются потерянными деньгами, потому что их не продать», — объяснит она. Много не надо. Она не покупала себе особняки в других странах, с гастролей она неизменно возвращалась в Кабо-Верде, продолжая жить в том же доме, что и ее мать. И во дворе этого дома всегда держали продукты, которые мог взять любой бедняк, нуждающийся в еде. Так же как зайти в ее дом и попросить о помощи. Я могу помочь конкретному ребенку, конкретной матери, у которой больно дитя и нужны лекарства, конкретному человеку, чей дом разрушила молния. За помощью обращаются многие. Да, для своей страны я самая известная и состоятельная, но то, что я делаю, делаю исключительно как частное лицо. Ах, вот еще что. Есть ассоциация, которая так и называется «Сезария».

Практически в каждом альбоме есть и морны, и коладеры». У Сезарии за 24 года вышло 18 альбомов. Первый — Distino di belta — был записан еще в 1987 году, но широкой известности не получил. Последним стал сборник Nha Sentimento 2009 года. А 15-й по счету альбом, Voz de Amor, вышедший в 2003 году, в следующем принес исполнительнице премию «Грэмми». А Сезария пела душой — к ней только пришло первое чувство, но не пришло долгожданное счастье. Красавец гитарист уехал с острова, как многие мужчины, в поисках лучшей доли. И Эвора умела рассказать со сцены от имени всех женщин, любящих и ждущих, и это трогало душу любого слушателя. Как и история сложной жизни в бедности — кому, как не простым морякам, понять, что такое «за душой ни гроша». Но там же она приобрела привычку к алкоголю, которая останется с ней до 1994 года. Меня угощали, и я втянулась. Казалось, что алкоголь спасает от тяжелых мыслей, — признавалась она. К счастью, сумела победить эту зависимость и ничего крепче воды уже не употребляла». Но это тоже произойдет позже, а пока Сезария оставалась в Минделу, пела для посетителей и пила с ними, слушая рассказы о дальних странах. Ее музыка стала появляться в эфире местного радио, ее имя уже знали соотечественники. Так прошло двадцать лет, но она не переставала верить, что однажды счастье придет к ней, настоящее, полноценное, и у нее появится возможность услышать аплодисменты не только посетителей баров. Я пела в барах Минделу для многих иностранцев и видела, что им нравится моя музыка. Тогда подумала, что, если однажды поеду за границу, другим тоже придется по душе то, что я делаю. И как видите, оказалась права», — скажет она много лет спустя. И добавит, что однажды кто-то из моряков подарил ей брелок в виде Эйфелевой башни. Тогда Эвора сказала себе, что однажды она обязательно отправится в Париж и своими глазами посмотрит на эту башню. Лучше позже. С аншлагами прошли первые концерты на главной площадке страны — «Олимпии». Но пока ее мечты о славе, легкие и сильные, как океанская волна, едва не разлетелись брызгами, ударившись о скалу реальности. В 1974 году подвластные Португалии Острова Зеленого Мыса наконец отважились осуществить давно вынашиваемый план: стать независимыми. Режим был свергнут, соглашение о независимости подписано, но это не смогло сделать реальными лелеемые мечты о хорошей жизни. Положение обретшего независимость и переименованного в Республику Кабо-Верде государства стало еще хуже. Это почувствовала и Сезария: в порту швартовалось намного меньше кораблей, а жителям островов стало не до песен и веселья в кабаках. Музыка помогала мне зарабатывать на жизнь. И когда пение перестало приносить деньги, я перестала петь, — скажет она о том периоде. Я рада, что они остались позади и я снова смогла выйти на сцену». Это случилось лишь спустя 10 лет ее молчания и произошло благодаря друзьям. Жизнь в Кабо-Верде стала налаживаться, музыканты снова вернулись к творчеству, то и дело упрашивая Эвору сделать одолжение и записать дуэт. Один за другим эти дуэты стали началом нового этапа в ее жизни. Соотечественники, обустраивавшие жизнь в Лиссабоне, не раз звали туда певицу. Там была большая кабо-вердианская диаспора, да и португальцы были готовы помочь жителям с Островов.

Песни невинности и опыта

— Я Сезарию почти не помню, маленькая была, когда меня к ней в гости привозили, в Кабо-Верде, — рассказывает Катя Эвора. В случае с Сезарией Эворой эти строки перестали быть метафорой — пусть уроженка далеких островов Зеленого Мыса и не слагала сама стихов, всё ее творчество было пронизано самой настоящей, почти что первобытной поэзией. Сезарию Эвору часто называют черным бриллиантом в короне крошечного государства Кабо-Верде, но разве можно измерить материальную ценность и значение босоногой певицы морны, фаду, модиньи для каждого из нас и этого мира.

Умерла Цезария (Сезария) Эвора (Cesaria Evora)

Ее голос был чувственным и экспрессивным. Она записала множество успешных альбомов, включая «Мисс Пререйра» 1990 , «Кеса Манина» 1992 и «Зульмейра» 1994. Ее песни рассказывали истории о любви, потере и силе женщин. Сезария Эвора продолжала выступать и записывать песни до своей смерти 17 декабря 2011 года. Она была признана национальным сокровищем Кабо-Верде и получила множество наград за свою музыку и вклад в культуру своей страны. Сезария Эвора оставила наследие, которое продолжает вдохновлять и волновать людей на всем мире своей красивой и уникальной музыкой. Она начала свою музыкальную карьеру в 1959 году, исполняя мелодии, написанные в стиле морну, традиционной музыки Кабо-Верде. Своим неповторимым голосом и страстными выступлениями, Сезария Эвора смогла завоевать сердца слушателей по всему миру.

В течение многих лет певица пела на различных языках, включая португальский, французский и испанский. Ее песни рассказывают о любви, тоске, традициях и жизни в Кабо-Верде. Благодаря своей уникальной талантливости и страсти в исполнении, Сезария Эвора получила множество наград и почетных званий. В 1992 году певица выпустила свой самый известный альбом «Miss Perfumado», который стал международным хитом. Продукция Сезарии Эворы была выдана на нескольких языках и принесла ей мировое признание. Она не только прославила свою страну, но и стала важной фигурой в мировой музыкальной индустрии.

Но вот курить Сезария так и не бросила. Ее продюсер даже пытался «подкупить» певицу, пообещав подарить ей шикарный «Мерседес» в обмен на отказ от табака. Сезария очень хотела эту машину и даже попробовала какое-то время не курить, но в итоге все равно сорвалась.

Она могла часами утюжить одежду Сезария очень любила утюжить все подряд. Сезария требовала, чтобы в ее номере обязательно был хороший утюг, и перед концертом могла часами выглаживать свои наряды. Она делала это фанатично и, казалось, находила в манипуляциях утюгом своего рода отдушину. Порой Сезария так увлекалась процессом, что обжигалась, за что частенько сама над собой посмеивалась. Ходить босиком Босиком она чувствовала себя свободно и гармонично. В прохладную дождливую погоду она могла надеть куртку, теплый платок и сланцы, причем частенько щеголяла в таком виде даже во время гастролей в больших городах. В Кабо-Верде, на родине певицы, можно встретить много босоногих людей. Ну а сама Сезария не раз повторяла в интервью, что это просто дань традиции, ведь так ходить она привыкла с детства. На ее родине люди живут очень бедно и встретить босоногого человека на улице не редкость.

Спать на полу С раннего детства и вплоть до преклонных лет Сезария прожила в старом доме вместе со своими многочисленными родственниками. Она была гостеприимным и хлебосольным человеком, и помимо того, как разрасталась ее семья, Эвора просто делала в доме пристройки.

Он не собирался становиться продюсером, но пение Эворы заворожило Да Сильву настолько, что он решил во что бы то ни стало сделать ее знаменитой. Певица отнеслась к его предложению спокойно: почему бы и нет, терять ей нечего, вернуться в родной Минделу она всегда успеет. Единственным ее условием было то, что в Париж она с собой берет приятеля-саксофониста. Париж не хочет принимать Три года Да Сильва пытался заинтересовать французский шоу-бизнес стареющей певицей с прекрасным голосом.

Шоу-бизнес был в недоумении: вместо молодых красоток ему предлагали пожилую африканку с очень грустным лицом, в неизменных клубах сигаретного дыма поющую на малопонятном кабувердьяну, креольском языке на основе португальского. До демонстрации волшебного голоса Эворы в офисах звукозаписывающих компаний дело даже не доходило: Да Сильве объясняли, что пластинки певицы с такой внешностью продать будет невозможно. Все это время Эвора и ее друг-саксофонист жили в квартире продюсера-энтузиаста, изрядно потеснив его молодую семью. С помощью земляков-кабовердийцев Да Сильве удалось устроить Сезарии несколько концертов и сделать демо-записи на студии. Эффект Эворы И все же упорство Да Сильвы было вознаграждено. Делу помогла набиравшая в 1980-х обороты мода на world music — этническую музыку, или музыку народов мира, как сказали бы в Советском Союзе.

Франция, в которой работало немало африканских артистов вроде саксофониста Ману Дибанго и певца Папы Вемба, стала одним из центров этой моды. Эвору удалось включить в состав одного из крупных фестивалей world music, и тогда Да Сильва наконец получил возможность показать, как сильно негромкий мягкий голос Сезарии воздействует на людей. Это можно назвать «эффектом Эворы»: большинство слушателей могли лишь гадать о содержании ее песен, но при этом были абсолютно покорены ее пением. Что-то было в этой музыке, моментально менявшее состояние слушателя: с него словно слетала вся шелуха, все наносное, и оставалась только сама человеческая жизнь в ее простоте и глубине. Как сама Эвора никогда не притворялась и не делала ничего напоказ, так и ее песни были естественны и честны. Слушатель получал массу непривычных, но освобождающих душу ощущений: прежде всего, ему становилось легко и радостно, хотя в музыке почти всегда присутствовала тихая печаль.

Его вдруг словно вывели из тумана суеты и поставили перед немудреной правдой жизни и ее тонкой красотой. Все это действовало безотказно, видели ли вы Эвору воочию на концерте или слушали ее песни на каком-нибудь старом скрипящем кассетнике. Вскоре после того фестиваля был записан и выпущен дебютный альбом Эворы La Diva aux Pieds Nus «Босоногая дива», 1988 , и началась история ее невероятной популярности. Сезария Эвора получает премию Victoires de la Musique за лучший альбом регги. Франция, 2004 год. Ее отец был музыкантом, играл на гитаре.

Он умер, когда дочери было всего семь лет. Некоторое время после этого Эвора провела в католическом приюте: матери было тяжело тянуть ее и еще четверых детей. Но к 16-ти годам Сезария вырвалась на свободу. Тогда же она начала петь. Облюбованный ею песенный жанр называется морна. Эта музыка хотя и кажется грустной, но грусть эта легка и светла.

В ней нет тревожности родственного ей португальского фаду. Она не рвет душу, а мягко течет, отстраненно описывая истории жизни и любви, счастливой и несчастной. Молодой гитарист Эдуарду Жуау Шалину стал первой большой любовью Сезарии. Он оценил голос девушки и ввел ее в музыкальные круги Минделу, но вскоре эмигрировал в Европу.

Как получилось, что вас так не сразу узнала Европа? С чего вдруг решили посотрудничать с французским продюсером? Первый вышел в 1962 году. Два последующих мы выпустили в Португалии в 1985. И, наконец, в 1988 вышел мой четвертый диск. Это случилось в Париже. Я думаю, мне повезло. До того как отправиться в середине 80-х годов в Европу, где ко мне пришла известность, я была практически никому не известной ресторанной певичкой. В Европу же впервые попала в 1985 году, когда приехала в Лиссабон по направлению Национальной женской ассоциации Кабо-Верде. Этому предшествовали почти десять лет творческого кризиса, когда я ни разу не вышла на сцену. В Европе продюсеры долго не обращали на меня никакого внимания, пока мы не повстречались с земляком Жузе Да-Силва, живущим во Франции. Мне было уже 45 лет, и, когда импресарио предложил отправиться в Париж для записи пластинки, я сомневалась недолго. Сначала пришла популярность среди земляков, которых во Франции довольно много. А с выходом четвертого диска «Miss Perfumado» меня признали не только во Франции, но и по всей Европе. Дальше уже пошли гастроли по миру. Что вы об этом думаете, согласны ли с таким сравнением? Многие заговорили о моей музыке, о моей любви к курению и коньяку. Меня называли даже африканской Билли Холидей. Что касается Эдит Пиаф, конечно же, она была величайшей французской певицей, и я могу назвать себя ее почитательницей. У меня есть ее диски. Однако я не люблю, когда меня с кем-либо сравнивают, пусть даже с Эдит Пиаф. Считаю, каждый исполнитель — уникален. Это постоянный состав?

Откройте свой Мир!

На сцену Эвора неизменно выходила босиком — это символическая дань бедности, в которой жили и продолжают жить её земляки на Островах Зелёного Мыса. Певица ходила босиком и в жизни, на протяжении многих лет. Она обувалась лишь в сандалии во время поездок по странам с умеренным климатом. С 1958 года, то есть с 17-летнего возраста Сезария работала в музыкальных барах Минделу. Первоначально исполняла песни в стиле «морна» порт. Свой первый сольный альбом певица записала в сорок три года в Лиссабоне.

Первым продюсером Эворы стал другой известный певец — кабовердец Тито Парис.

Почти не выходила из дома, много, беспробудно пила… И вот середина восьмидесятых. Как будто не было того десятилетнего беспробудного кошмара. Судьба, наконец, повернулась к Эворе лицом. Этим лицом стал Жозе да Сильва. Однажды он случайно услышал её голос в баре Португалии. Именно Жозе, который мог прожить до конца дней своих неизвестным стрелочником железнодорожной компании, открыл миру Сезарию. Её пение потрясло так молодого человека, что он подумал — этот бриллиант я никому не отдам.

Так началась история их сотрудничества и дружбы. Менеджер, продюсер, близкий друг и даже душеприказчик — вот кем стал для певицы Жозе. Для того сошлись в тот день в том баре Лиссабона звезды, чтобы явить миру ещё одну звезду. Жозе вспоминает: «Едва она запела, я так и замер с вилкой в руке. Стало радостно и грустно одновременно, хотелось плакать. Её голос как будто прощал, отпускал грехи, утешал и благословлял. Внимательно пригляделся к поющей… Полная женщина, с разными глазами Сколько ей лет? Под пятьдесят?

Явно старше меня раза в два. Многие упоминают, что Сезария выглядела старше своих лет. Жозе подошел к певице, она обрадовалась «земляку» в чужом месте, где никто не понимал креольский диалект. Пригласил в Париж и пообещал познакомить с музыкантами, найти студию и режиссёра. В Париже у меня много знакомств, я вас представлю профессионалам, сказал Жозе. Сезария пожала плечами. Сказала что-то вроде — почему бы нет. И засмеялась, прикрывая рот по привычке руками.

У неё были всегда плохие зубы, но даже когда она обзавелась красивыми, все равно прикрывала рот, смеясь. Какое-то даже очарование было в этом жесте. Но все же приехала Эвора в Париж. Однако все продюсеры разводили руками, едва увидев её фотографию. Это никто никогда не купит! Нет, нет и нет!

Сегодня Сезарии исполнилось бы 78 лет Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен v T V 27 августа — день рождения «босоногой дивы» Сезарии Эворы — исполнительницы морны, фаду и модиньи с островов Зеленого Мыса, Сегодня ей бы исполнилось 78 лет. К празднику мы публикуем материал из архива «Нижегородской правды». Наша журналистка пообщалась с певицей в 2011 году. Агентство «Ледаро» балует нижегородцев звездами. Поверх афиш Ришара с рекламных щитов смотрят на нас огромные карие глаза Сезарии Эворы, всемирно известной певицы с островов Зеленого мыса — Кабо Верде. Слава настигла после 50 История ее удивительна. Петь она начала в 16 лет в барах и ресторанах Ломбо. Отец и брат были музыкантами, но рано умерли, и певицей она стала не под их влиянием, просто так уж вышло. Бедность, невзгоды, тяжелая жизнь, пристрастие к алкоголю — казалось, нет выхода, но все поменялось в один момент: продюсер Жозе да Силва услышал ее песню, влюбился в голос, записал альбом — и уже через три года Сезария собрала полный зал на главной концертной площадке Европы — в парижской «Олимпии».

Фотографируясь на память с коллегой-журналистом «Синьора Сезария, в этом году у меня тоже юбилей, такая же дата на месяц позже вашей, и снимок с вами был бы для меня лучшим подарком! Невероятно, но все это оказалось близко широкой русской душе, испытывающей вместе с вами на ваших концертах саудаджи в буквальном переводе с креоло-португальского - «чувство светлой ностальгической тоски». Как вы думаете, почему? Многие люди из разных стран говорят, что когда они слышат мои песни, их сердце начинает щемить непонятно почему, аж слезы на глаза наворачиваются. Хотя не могут перевести ни одного слова. Полагаю, они чувствуют мои эмоции. Для того чтобы ощутить их, язык знать необязательно. Приходилось ли вам слышать где-либо русские романсы? Но сейчас, во время турне, знакомлюсь, насколько это возможно. Не жалеете, что карьера началась в том возрасте, когда иные её уже заканчивают? Когда произошло - тогда и произошло. Всё происходит тогда, когда приходит время. Счастлива дома - Синьора Сезария, вашу страну прославил на весь мир также художник Мануэль Фигейро. Знакомы ли вы с ним, с его творчеством? Хорошая, приличная семья… - В фильме Кустурицы «Андеграунд» прозвучала ваша песня, «Ausensia».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий