Павел Филонов при создании своих произведений учитывал эти знания и изображал невидимое. Выставка Павла Филонова в Зарядье. РОСИЗО и Государственный Русский музей представляют в выставочном зале Медиацентра Парка «Зарядье» выставку «Павел Филонов. Выставка работ художника Павла Филонова «Рабочий Изо» открылась в воронежском музее Крамского в среду, 3 июня.
Фанатик, философ, аскет: выставка Павла Филонова в «Зарядье»
В Зарядье открылась выставка «Павел Филонов. Художник Мирового расцвета». Москвичей пригласили на выставку Павла Филонова в Зарядье. Выставка «Павел Филонов. Художник мирового расцвета» пройдет в парке «Зарядье». Павел Филонов при создании своих произведений учитывал эти знания и изображал невидимое. Когда все в мире художниками уже написано, им остается только заглянуть внутрь этого мира, считал Филонов.
Выставка "Павел Филонов. Художник Мирового расцвета"
В Мраморном дворце выставили картины учеников лидера русского авангарда Павла Филонова. Выставка объединила живопись и графику более 10 авторов. Всего же принципам аналитического искусства в разное время пытались следовать около 100 молодых художников. Не приглашенный в качестве преподавателя Академией художеств Павел Филонов давал установки на уроках в доме на набережной реки Карповки. Собственный метод наставник считал пригодным для любых задач — от создания огромных панно до книжных иллюстраций.
Воронежская экспозиция — четвертая в истории. Ее нестыдно назвать значительной — здесь 15 живописных и 28 графических работ, — рассказала Наталья Козырева. По ее словам, работы Филонова «созвучны» с творчеством Андрея Платонова.
Но это были люди одного масштаба, которые одинаково воспринимали изменения окружающего мира. Они фиксировали не частные, а глобальные перемены и переживали их приблизительно одинаково. И мне иногда кажется, что непростой, «корявый» язык Платонова близок непрямолинейному, тяжелому живописному языку Филонова, Наталья Козырева заведующая отделом рисунка Русского музея.
Объекты со спиной и боками Новое искусство, взывающее к интеллекту, создавалось отнюдь не пресыщенными интеллектуалами. Идея неисчерпаемости мира, возбужденная эпохальными научными открытиями, владела многими умами: «Быть может, эти электроны — миры, где пять материков» Брюсов , но именно самоучка Филонов воспылал фанатической страстью ввести в оборот мирового искусства «биологические, физиологические, химические и т. Филонов поставил себе невероятную задачу: показать не только ствол и листья яблони, но и движение ее соков, их превращение в «атомистическую структуру ствола и ветвей», он стремился писать каждую вещь «с выявленной связью с творящейся в ней эволюцией».
Спасение коллекции Прекрасный график Кибрик, некоторое время пытавшийся сделаться последователем Филонова, понял, что Филонов силен не просто своим методом, но и своей гениальностью, а вот последователи автоматически превращаются в его неразличимых эпигонов, — и расстался с учителем — после чего тот перестал узнавать его на улице. Попытка закончилась неудачей, но, благодаря отступлению от «аналитической» манеры, Филонов сохранил для вечности спасительницу своего наследия: страшной блокадной зимой, уже похоронив брата, в полубреду она чудом дотащила несколько сот филоновских картин и рисунков до Русского музея. Портрет, за неимением лучшего, написан на дворницком фартуке, из которого приходилось извлекать мелкие занозы. Фрагмент портрета Евдокии Николаевны Глебовой. Святые, но не бесплотные Другое название «Крестьянской семьи» — «Святое семейство» — дано не зря: святость сопрягается отнюдь не с бесплотностью, и животные входят в семейство на равных. Крестьянская семья фрагмент.
Стихотворение «Лицо коня» не случайно написано большим почитателем Филонова — Заболоцким. Цветы, листья — роскошны картины Филонова воистину не терпят пустоты , но «знающий глаз» угадывает в них что-то от минералов. В «Коровницах», тоже тронутых неопримитивизмом, «рогатые лица» Н. Заболоцкий коров чисто филоновские. И граненые плоды. И нагромождение унылых городских домов, напоминающее некую кристаллическую структуру, на которой стынет тоже очень невеселый уголок «естественного» мира… Ну, а «Цветы мирового расцвета» пребывают на грани живого и неживого.
Из крупных кристаллов снизу вверх вырастают кристаллы все более и более дробящиеся, складывающиеся в сказочные цветы, которые все же так и не обретают мягкой плоти живых цветов, оставаясь больше похожими на кристаллические друзы. А выше — все снова крупнеет и каменеет.
Вроде ничего особенного — привезли и правильно развесили, но выглядит все это выдающимся аттракционом локальных красочных вихрей. Выставка «Павел Филонов. Художник Мирового расцвета», в выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье». Фото: Парк «Зарядье» Зритель легко включается в энергоцепочку любого холста, не только подзаряжается сам, но и начинает прорастать в ячеистых структурах. Когда по отдельности есть кубизм и кубофутуризм, итальянский футуризм, немецкий экспрессионизм и русский авангард, всемирный заговор сюрреалистов, есть локальные открытия отдельных гениев, а у Филонова оно есть все сразу — в логике естественного, органического роста. Когда, точно соринки в глазу, рыбки в воде, окна в стене, вместе с чужими, точечными исключениями случаются и параллельные открытия, симметричные извилины, вспышки и всполохи схожих озарений. У Филонова рассыпаны их десятки, сотни — масса открытий, которых хватило бы на поколения художников, а их вот точно так и хватило. Все пущено в рост: фигуры интуиции, мембраны, вакуоли и ячейки, соединительные ткани и противительные союзы, атомы и их дрожания, всполохи и протоны, нейтроны, электроны, мюоны и даже кварки, шкварки и клейкая зелень, огонь, вода, земля и кислород — словом, все жизни, все жизни, вплоть до рыб, цветов, детей и их игрушек, мячей, кубиков, золотых обмолвок, шевелящихся виноградин, лунных городов и лунных рабочих поселков.
Павел Филонов.
Павел Филонов. Самый загадочный художник русского авангарда
Удивительно, но, когда рисунок был закончен, все пропорции модели оказывались идеально соблюдены. Однако окончить полный курс ему так и не удалось. На одном из занятий преподаватель поставил натурщика в позу Аполлона Бельведерского и воскликнул: «Посмотрите, какой цвет кожи! Ему позавидовала бы любая женщина! Через несколько занятий Филонов покрыл холст зеленью и прописал по нарисованному телу сетку синих вен. Потом взял холст и покинул класс. Пир королей.
Фото: Public Domain Каждый атом Продав одну из своих самых удачных картин «Головы», в 1913 году Филонов отправился в путешествие по Италии и Франции, по которым скитался, изучая европейское и античное искусство. Вскоре он формирует теоретическую основу своего творчества. Он говорит о том, что всё в мире строится именно по этому правилу — начиная с кристаллов льда и заканчивая деревьями, животными и людьми. Он считал, что картины нужно «делать», и больше всего ценил хорошо сделанные вещи, чем не сделанные. Позже своим ученикам он говорил: «Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело, или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом». Крестьянская семья Святое семейство.
В 1916 году он был мобилизован и воевал на фронтах Первой мировой. Своему другу, поэтуВелимиру Хлебникову, он говорил: «Я воюю не за пространство, а за время. Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени». После революции Филонову новой властью была доверена ответственная должность. У него был шанс сделать карьеру: он обладал прекрасными деловыми качествами, талантом, его многие уважали, а его происхождение было идеальным для того времени. Но он отказался.
Через некоторое время Филонов возвращается в Петербург, чтобы стать, как он любил говорить, «чернорабочим от искусства». После долгих скитаний в 1919 году ему удаётся получить небольшую комнату в доме литераторов, на задворках Ленинграда, в которой из мебели был только стол, кровать да пара стульев. По воспоминаниям современников, большую часть пространства комнатки занимали картины: они висели на стенах, стояли по углам. Здесь Филонов прожил до самой смерти. Первая и последняя выставка В 1929 году Русский музей собирался сделать персональную выставку художника. После того как картины были развешаны, был напечатан буклет с комплиментарной статьёй, разъясняющей аналитический метод, перед самым открытием на дверях зала с экспозицией появился замок.
Тираж буклета был уничтожен, и вместо него появилось гораздо более дорогое издание с репродукциями картин Филонова и идеологически «правильная» статья, в которой доходчиво разъяснялось, почему такое искусство чуждо молодой Стране Советов. Было устроено несколько закрытых просмотров, на один из которых пригласили представителей рабочих организаций. Германская война.
Для Филонова такой подход был научным.
Он изображал процессы, которые недоступны человеку: ток крови, пульсацию вен, работу мозга. Особую часть экспозиции выставки Филонова составляют творения его последователей и учеников, входивших в «МАИ» — «Мастерскую аналитического искусства». Они демонстрируются на третьем этаже. В 30-е годы он преподавал принципиально бесплатно, можно сказать, полулегально Его МАИ была, пожалуй, последним неофициальным художественным объединением в СССР при Сталине.
Казанцы — все-таки счастливчики. Уже долгие годы они могут лицезреть раритеты Государственного Эрмитажа, теперь к нам регулярно «захаживает» питерский Русский музей. Конечно, можно все это посмотреть, обо всем узнать в Интернете, в специальной литературе. Но прямое знакомство на выставке ничто не заменит.
Как сказали смотрители, желающих увидеть картины Филонова довольно много. С некоторыми из них мы с Олегом Маковским встретились в зале на втором этаже. Прямо на выставке можно посмотреть дополнительную информацию о художнике, фильм о нем. Современные выставочные сервисы это позволяют.
Когда мы с Олегом Маковским знакомились с экспозицией, монтировалось оборудование для мультимедийных инсталляций его картин вечером следующего дня, о чем было объявлено заранее. Так что нам повезло - мы увидели их заранее. Это было необыкновенное зрелище — картины проецировались на потолок, стены... Проект, созданный молодыми дизайнерами казанской студии мультимедиа ImpressIM, которых вдохновило творчество Павла Филонова, реализован в рамках деятельности Культурно-выставочного центра Русского музея в Казани при содействии информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» и финансовой поддержке Министерства культуры РТ.
Впервые в истории экспонирования уникальных произведений Павла Филонова из собрания Русского музея в огромном двухсветном пространстве Галереи современного искусства происходит переложение живописи художника в фантастический цифровой поток. Видеть это красочное действо можно ежедневно, до дня завершения работы выставки 23 февраля. Как нам сообщили в музее, инсталляции картин Павла Филонова показываются через каждые 40 минут. Экспозиция небольшая, но дает представление о жанрах и стилевых особенностях этого направления сегодня.
Есть там даже современный «черный квадрат». Как у Малевича. Только место столь эпатажного произведения в истории живописи уже занято. Не могу оценить эти работы как специалист.
Но с точки зрения простого зрителя они не вызвали у меня не только эмоциональных впечатлений, но даже профессионального журналистского интереса. Эти художники тоже погружены в себя, в свои эмоции. Но за всем этим ясно прочитывается желание меня, зрителя, поразить. Эпатаж во всем.
Даже в том, что некоторые художники заменили свои имена псевдонимами, выраженными латинскими буквами. Не знаю, написала бы я об этом, если бы сначала не посмотрела работы Петра Филонова... Как мне кажется, все-таки главным при любом стиле, при любом творческом методе является то, ЧТО художник хочет сказать зрителю.
Художника интересовала Вселенная — с большой буквы. Воплощение космоса для мастера — очертания головы человека. Она парит в пространстве, не принадлежа телу, а в глазах — целый мир. Татьяна Баженова, корреспондент: «Для самого мастера цветные точки и фигуры становились складной историей только по окончанию работы над картиной. Вообще Филонов пытался ввести правило: рисовать надо от частного к общему.
Ставил точку, или, как он говорил "молекулу", на холсте и долго всматривался, что же из этого выйдет. Может, именно такой философский подход и сделал его одним из величайших художников 20 века». Пёстрый ковер? Нет, «Формула весны или действующие силы». Картина площадью более семи квадратных метров! Занимает особое место в зале Филонова в Русском музее. Искусствоведы говорят: можно бесконечно «кромсать» это полотно на фрагменты, и каждый будет законченным произведением. Павел Филонов называл это формулами неспроста: он вообще не считал свой труд творчеством, он «вырабатывал» картины.
Последователям говорил «введи в работу весь свой ум». Отнюдь не каждый петербуржец узнает в этой картине Нарвские ворота. А это они. Город в полотнах Филонова — болезненный и изящный. Как и в жизни. Копировать эту эстетику, говорит художник Иван Совлачков, нет никакого смысла. Но учиться у Филонова никогда не поздно.
Настоящее признание пришло к нему спустя многие годы после его смерти. Сам он при жизни вряд ли мог представить, что его имя станет одним из символов русского авангарда — «проблемного» жанра ушедшего века. Павел Николаевич был выходцем из самых низов — его отец был крестьянином из Тульской губернии, живший и работавший извозчиком в Москве. Мать его, Любовь Николаевна, была прачкой. Здесь, в Москве, и родился Филонов. Произошло это 27 декабря 1882 года по новому стилю это 8 января 1883 года. Мальчик с раннего детства проявил склонности к рисованию. Но развивать мастерство ему было некогда. Он рано остался без отца, и был вынужден помогать своим многочисленным братьям и сёстрам. Филонов выучился у бабушки вышиванию крестиком, и украшал скатерти и полотенца на продажу. А по выходным дням он со своими сёстрами танцами в драматическом театре и театре народных представлений за небольшие гонорары. Когда Филонову исполнилось двенадцать лет, его отдали в городскую приходскую школу в Каретном ряду. Незадолго до конца его обучения от туберкулёза умерла мать. Именно ко времени учёбы относятся первые известные рисунки Павла Николаевича. Самая старая из сохранившихся работ — небольшая открытка «Московский дворик». В 1897 году Филонов с отличием окончил училище и уехал в Санкт-Петербург. К тому времени его старшая сестра удачно вышла замуж за обеспеченного человека, инженера Александра Гуза, и имела возможность оплатить родственникам квартиру и помочь деньгами. Именно Гуз обратил внимание на рисунки Павла Николаевича, и сумел пристроить его в живописно-малярные мастерские. Какие только заказы не выполнял будущий авангардист — начиная от окраски уборных и смоления люков выгребных ям, до росписи квартиры министра внутренних дел Дмитрия Сипягина и промывки голубя под куполом Исаакиевского собора. С 1898 года Филонов по вечерам учился рисованию в классах при Обществе поощрения художеств, а в свободное время совершенствовал мастерство. К восемнадцати годам Филонов стал профессиональным маляром. И на годы вперёд основным средством его заработка стали росписи на заказ, а в промежутках он рисовал «в стол». Так, во время выполнения работ по росписи имения принцессы Евгении Ольденбургской в местечке Рамонь под Воронежем он выполнил несколько пейзажей акварелью и карандашом, а также впервые создал работу масляными красками - «Восход солнца на реке, протекающей подле Рамони». Вернувшись в Петербург, Филонов смог снять комнату на Васильевском острове.
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
До 19 февраля 2023 работы Филонова экспонируются в Еврейском музее и центре толерантности в рамках выставки «Мир как беспредметность. Проект реализован совместно с «Энциклопедией русского авангарда» и Ельцин Центром. С 1 ноября по 15 декабря 2023 пространство «Новый Манеж» к юбилею художника покажет ретроспективу его работ из Русского музея. На выставке будут представлены работы, охватывающие почти все периоды жизни и творчества Филонова, и позволяющие проследить, как развивалась его идея аналитического искусства.
Павел Филонов и Екатерина Серебрякова "Больше, чем любовь" Год создания: 2006 Видеофильм Язык: русский Продолжительность: 39:02 В этом фильме Филонов предстает перед зрителем не только как художник, но и как человек, который искренне, по-своему, как любой гений, любил свою жену. Их брак можно назвать возрастным мезальянсом: ей было шестьдесят два года, ему сорок три. Филонов был безумно влюблен в свою жену.
Он писал ей удивительные и нежные письма, посвящал ей страницы своего дневника, который теперь хранится в фондах Русского музея. Павел Филонов «Очевидец незримого» Год создания: 2006 Видеофильм Язык: русский Продолжительность: 25:44 Фильм снят по материалам одноименной выставки Русского музея, посвященной аналитическому искусству Павла Филонова.
Выставка посвящена одному из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века. Фото агентства «Москва» Выставочный зал парка «Зарядье» Варварка, 6, стр.
Они дают представление о свойственном Филонову понимании мира, космического пространства и взаимоотношений человека и Вселенной.
Странный нищий художник брался обучить своему методу абсолютно любого человека. И никогда не просил денег за занятия. Свой метод письма он называл аналитическим: "Я хочу, чтобы художник смотрел оком знающим, а не оком видящим", - говорил он. Над своими картинами мастер работал по 18 часов в сутки. В настоящее время конечное число полотен Филонова остаётся загадкой - свои многочисленные работы он никогда не подписывал. И не только потому, что трактор или машина — редкость на его картинах. Время от времени Филонов пытался заработать на ниве писания плакатов. Однако почти всякий раз тепел фиаско.
Ведь его плакаты получались слишком натуралистичными и "контрреволюционными". И лишь на "Тракторном цехе" он смог немного заработать: картина была напечатана в виде открытки.
Филонов Павел
Павел Филонов, борясь за жизнь и личную свободу, получил в Москве и Санкт-Петербурге начальное и минимальное специальное образование, рано избрав путь художника. Сколь мало бы ни было его художническое образование, он в полной мере овладел рисовальным ремеслом, для художников не частое дело — рисовальщиков среди живописцев немного. Попытки получить нормативное высшее художественное образование долго не удавались, а затем — уже стали лишними, — тогда, когда прямой путь Филонова к творчеству в ряду других новых художников уже был открыт. Их особая культурная и карьерная жизнь тоже богата, но не сравнима по скорости с беспрецедентным аферизмом столиц.
Но одни парвеню повторяют карьеры Жюльена Сореля из стендалевского «Красного и чёрного» или Жоржа Дюруа из мопассановского «Милого друга», а другие становятся рабами своего дара, отдавая ему всю жизнь и все её столичные шансы. Филонов выбрал последнее. Наверное, он просто не имел такого выбора и просто никогда не колебался, ибо по главным чертам своего характера был идеократом, учителем и столпником, который вне искусства превратился бы в создателя секты.
Павел Филонов быстро вошёл в столичную среду нового русского искусства, особенно в круг его тогда самых радикальных борцов — Хлебникова и Маяковского. И в этой новой среде стал в ряду не эпигонов, а изобретателей. Собственно, главное, фундаментальное, революционное изобретение в области изобразительного художественного языка было совершенно задолго до Филонова — французскими импрессионистами.
Так возник платоновский «сокровенный человек» — существо, лишённое привычных представлений о добре и зле. Это не плохой человек, слово «плохой» вообще для Платонова не имеет смысла; но это и не хороший человек, поскольку и слово «хороший» тоже бессмысленно. Парадоксально то, что писатель с фамилией Платонов выступал именно против основного принципа философа Платона, против того, что всякая вещь содержит в себе идею, создавшую эту вещь. Писатель Платонов именно эту первоначальную идею вещи словно бы не замечает. Он видит всё впервые.
Вот перед нами мир: существуют яблоко, любовь или стул — и человек, пользующийся этими данностями, хочет понять явления исходя из своего, ему одному известного опыта. Человек не лукавит, он честен перед миром, он анализирует свои ощущения, подбирает точные слова, их описывая, — и не хочет знать чужих мнений на сей предмет. Такой подход к миру неизбежно приводит к тому, что понятия добра и зла теряют своё значение. Ведь добро и зло мы познаём не только опытным путём,но через априорные знания, данные нам культурой. Допустим, порезать палец — зло, и это мы узнали опытным путём; если быть осмотрительным, то палец не порежешь и зла избежишь.
Но как квалифицировать явление смерти, которая объективна? Для христианина смерть — зло, которое надо преодолеть, но для наблюдателя естественного течения события допустим, биолога смерть злом не является. Впрочем, биолог, вероятно, отнесётся к смерти своих близких как ко злу, поскольку в данном пункте естественное течение событий перешло в область эмоциональную, духовную; в этот момент в нём заговорит усвоенный вместе с культурой набор эмоций — любовь, сострадание, память и т. Трудно будет сказать над гробом матери «нарушение дыхательных функций, объективно возникшее…» и т. Но если культурные эмоции убрать из сознания как вторичные?
Что должен переживать человек, живущий вне культурных коннотаций? Как охарактеризовать голод в Африке? Эти смерти далеко, нами буквально не пережиты; голод никем специально не устроен, просто в Африке мало еды. Это событие — зло или добро? Или просто течение событий?
И вообще, что есть мораль вне опыта? Как определить, события на плоту «Медузы» картину Жерико — это призыв к чему и во имя чего? Святой Себастьян кисти Мантеньи, в которого вонзают стрелы, почему он не кричит, хорошо ли это? Эти вопросы, кажущиеся нелепыми в контексте христианской истории искусства, становятся безответными, если убрать определённую коннотацию морали. Название более чем актуально для грядущей бойни народов, направляемой королями.
Изображён кроваво-красный интерьер, тёмная комната, освещённая багряными отблесками, в которой молчаливые создания с лысыми черепами и дикими взглядами пьют вино. Сегодня, когда мы знаем о последовавшей бойне, можно фантазировать, что данная картина суть пророчество; мешает этому предположению, что во многих лицах зритель может узнать автопортрет художника — тот же широкий лоб, те же ввалившиеся щёки, из-под бровей сверлящие зрителя глаза. Перед нами какая-то богемная вечеринка в мастерской, какая-то сакральная трапеза, в которой столы цвета запекшейся крови и иссиня-чёрное вино в стаканах, лихорадочный румянец щёк и дикие взгляды — всё вместе наводит на мысль о шабаше, о чёрной мессе. И одновременно в картине нет ни намёка на обличение войны. Эти странные существа и среди них сам художник справляют тризну по миру — и они, кажется, веселятся.
Картина завораживает неотвратимой силой жизни, в течении которой нет ни добра, ни зла — всё идёт так, как идёт, повинуясь напору витальных сил. Вот так и война наступает — неотвратимо. Безразличие к дефинициям добро—зло и поражает, и притягивает. И это безразличие оставляет в зрителях ощущение неразгаданной загадки, в то время как отгадки в принципе не существует. Годом раньше «Пира королей» написана не менее странная вещь — «Перерождение интеллигента», картина тем более актуальная сегодня, когда часто говорят о том, что интеллигенция не понимает народа.
На картине изображён человек очевидно, интеллигент — он в шляпе , словно попадающий в зазеркалье, его начинает корчить и ломать, его образ множится. И вот, спустя несколько трансформаций, персонаж интеллигент снова становится статуарной фигурой. Однако за время мутаций облик его никакого изменения не претерпел — перед нами снова человек в шляпе. Ради чего была эта, напоминающая мясорубку мутация, ради чего было калейдоскопическое изменение, если ничего не поменялось? В чём состоит «перерождение» интеллигента - художник, вероятно, не знает и сам.
Он написал вихрь перекореживший человека, а ради чего это было — неизвестно. Самый приём — изображение фигуры, распадающейся на многие иные фигуры — буквально схоже с приёмом, применённым Марселем Дюшаном в его программной вещи Дюшан писал её несколько лет «Обнаженная, спускающаяся по лестнице. Если сопоставить эти произведение Дюшан закончил свою вещь годом раньше, в 1912 поражает идентичность высказывания— смысл картины только в одной: цельного образа бытия более не существует: по сути, написана антиикона. Следующий по времени холст — уже военной поры. Филонов называет «Перерождение человека», в нём тема зеркал, внутрь которых попадает герой, доходит до крещендо.
Здесь сюжет ясен — в город входит крестьянин при желании можно его адресовать к картинам Венецианова и укоренить в русскую живопись XIX века и в городе с ним происходит чудо. В покривившемся квартале, где дома словно рассыпанные кубики, этот крестьянин сперва превращается в горожанина, меняет платье, а затем его облик начинает троиться, перед нами уже три человека, с единым торсом, но бесчисленным множеством рук-ног — и с тремя головами. Три головы странного мутанта похожи на Велимира Хлебникова, Маяковского и Кручёных. То, что в итоге мутаций пред нами возникает справа фигура поэта Владимира Маяковского, у меня сомнений не вызывает. Если это так и моя догадка верна: из русского крестьянина и крепостной доли возник пролетарий и творец Маяковский, — то перед нами программный труд по воспитанию пролетарского сознания.
Но, глядя на все эти мутации, невозможно сказать, чем же конечный продукт трансформаций отличается от расходного материала. Чем человек нового мира принципиально лучше крестьянина, пущенного в переделку? Ответить на этот вопрос невозможно в принципе, поскольку герой Филонова никак не показывает нам характер. У него вообще нет никакого характера — он продукт мира, он строит новый мир, он ложится в удобрение этого нового мира, а хорошо это или плохо, он не знает. Его сила имеет не осознанную природу, иначе говоря, рождена не сознанием, но волей и упорством в существовании, и оценить, чем хорошо такое упорство, невозможно.
Так и герой Платонова, «сокровенный человек» Пухов, «на гробе жены варёную колбасу резал» не потому, что он плохой или бесчувственный человек, но потому, что «естество своё берёт», — и у писателя Платонова, пристально вглядывающегося в мир явлений, нет осуждения такой естественности; писатель анализирует явления первичные, смотрит безоценочно. Сила жизни в данном существе заложенная, такова, что никакие внешние критерии не справляются. И хотя такой анализ выглядит нетактичным по отношению к художнику, чьей задачей жизни было творить вне контекстов, но говорить о первичном словаре понятий Платонова или о протолюдях Филонова вне контекста современной им культуры — неправильно. Именно одновременно и это существенно возникают лабораторные попытки исследовать феномен как бы «первичного» сознания.
По ее словам, работы Филонова «созвучны» с творчеством Андрея Платонова. Но это были люди одного масштаба, которые одинаково воспринимали изменения окружающего мира. Они фиксировали не частные, а глобальные перемены и переживали их приблизительно одинаково. И мне иногда кажется, что непростой, «корявый» язык Платонова близок непрямолинейному, тяжелому живописному языку Филонова, Наталья Козырева заведующая отделом рисунка Русского музея. Павел Филонов — один из ярчайших авангардных деятелей первой трети XX века, основатель аналитического искусства. Художник исповедовал принцип «сделанности» произведений искусства — под этим он подразумевал исключительную точность и техническое мастерство.
В собщении пресс-службы полпреда также подчеркивается, что Павел Филонов никогда не продавал свои работы. Все, что он создал, художник завещал России. Торжественная часть церемонии передачи рисунков Русскому музею состоится в четверг.
Поделиться ссылкой
- Выставка «Павел Филонов. Художник Мирóвого расцвета» - ТревелЭксперт
- Филонов, Павел Николаевич — Википедия
- Великий отрицатель формы, цвета и голода
- Павел Филонов: художник, который описал неведомую реальность
- Павел Филонов: Идеи и вдохновение в журнале Ярмарки Мастеров
Читайте также
- Месяц подписки бесплатно
- Смотрите также:
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Русский музей и РОСИЗО представили масштабную выставку Павла Филонова в Москве - События
- Фанатик, философ, аскет: выставка Павла Филонова в «Зарядье» - Ксения ВОРОТЫНЦЕВА
- Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Павел Филонов: картины для будущих поколений
Минуло 55 лет со дня открытия выставки произведений Павла Филонова в Академгородке. Павел Филонов: гений русского авангарда. Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов на сайте Федерального портала истории России. Более 60 произведений художника Павла Филонова (1883-1941) представили на выставке в Зарядье, передает корреспондент ТАСС с церемонии открытия. "Это совместный проект РОСИЗО и Русского музея, который проходит здесь и будет проходить до середины марта. выставка, приуроченная к 140-летию со дня рождения художника Павла Филонова - одного из самых загадочных и одновременно самого узнаваемого представителя русского авангарда ХХ века. Павел Филонов — самый неразгаданный художник русского авангарда. Филонов родился в крестьянской семье: его мать была прачкой, а отец извозчиком. Образование художник получал в Питере.
Филонов Павел
Нынешний, довольно странный статус Филонова обыграл в своей инсталляции «Монумент утопии», помещенной постскриптумом к выставке, в последнем зале, художник-концептуалист Вадим Захаров. Тогда слушайте, в этом месяце минуло 55 лет со дня открытия выставки произведений Павла Филонова в Академгородке. о великом живописце, пролетарском художнике-аналитике, враге красивостей Павле Филонове.
Павел Филонов. Самый загадочный художник русского авангарда
Выставка в «Зарядье» смещена к картинам и графическим листам 1910-х годов, позднего гораздо меньше в них видно, как Филонова ломали, а он не ломался, бился головой о затыки, и тогда голова отрывалась от тела и гуляла отдельно , но сильно заметно, как все эти бытовые и бытийные структуры меняются, как усложняются и измельчаются, после чего вновь наступает пора ясности и крупных планов, голов, заводов, социально озадаченных плоскостей. Как ближе к концу лица обращаются в лики, устав плести паутину млечных натяжений, и все время стараются очеловечиться, да, видно, нельзя никак. В соцсетях спорадически возникают споры: с каким художником можно сравнить Филонова? Мелькают имена Тинторетто и «сумасшедшего Гольбейна», не забывают Брейгеля и Босха. А если Филонов — русский Рембрандт, мастер восстановленного света? Он ведь у Филонова тоже непрямой, подспудный, магический, сияющий, прорезывающий мглу и нарезающий ее на мириады осколков. Сплошное солнечное сплетение, продуманное фасеточным зрением и сконструированное по принципу спелого граната или же визуализацией органических процессов. Чтобы картины начали походить на карты городов и поселков с высоты птичьего полета, или на транзисторные схемы, на неснятые мультики, или на визуализации графиков роста. Каждый холст требует отдельного языка.
Его персональные выставки неоднократно отменяли, а представленные картины изымали из существовавших экспозиций. Запрет на творческие объединения положил конец легальной деятельности школы МАИ и лишил ее основателя средств к существованию. В итоге Павлу Николаевичу пришлось пойти на компромисс и частично отказаться от индивидуальной манеры рисования, чтобы написать несколько заказных работ, среди которых выделились "Портрет И. Сталина" и "Тракторный цех". Эти произведения, купленные государством, принесли художнику доход, но повергли свободную творческую натуру в состояние тревоги и уныния, отразившееся в цикле картин под названием "Лица", созданном перед началом Великой Отечественной войны. Триптих продемонстрировал несогласие с режимом и готовность отстаивать собственные творческие идеалы. Он стал одной из последних работ художника-авангардиста Павла Николаевича Филонова. В 1941 году, когда немцы начали бомбежку Ленинграда, Филонов занимался спасением собственных картин, находившихся на верхнем этаже неотапливаемой мастерской. Долгие ночи живописец дежурил на чердаке, охраняя любимые работы. В результате Павел Николаевич простудился и 3 декабря 1941 года скончался от болезни, вызванной переохлаждением. В официальном посмертном документе причиной смерти художника значилась пневмония. В 2002 году мысли художника опубликовали в виде книги-биографии, дополненной репродукциями работ и фотографиями из личного архива семьи художника.
В дальнейшем у художника получится развивать тезисы манифеста: «Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клеточка цветка с цветом». Первая мировая Осенью 1916 года Павел Николаевич отправляется на Румынский фронт рядовым 2-го полка Балтийской морской дивизии. Затем принимает активное участие в революции, занимает должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле, председателя ВРК Отдельной Балтийской морской дивизии и т. Порой ему удавалось рисовать. Это были рисунки с натуры — «Румынские офицеры», «Мотоциклисты» и другие. Своему другу, поэту Хлебникову, он скажет: «Я воюю не за пространство, а за время. Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени». А потом признает: «Я был на войне 1,5 года, и, к счастью, меня выбрали в комитет и этим спасли меня». В 1918 году Филонов был направлен в Петроград, чтобы передать товарищу Подвойскому знамёна трёх полков Балтийской дивизии и невручённые Георгиевские кресты. У него был шанс сделать карьеру: он обладал прекрасными деловыми качествами, талантом, его многие уважали, а его происхождение было идеальным для того времени. Но Филонов отказался. Он не хотел становиться «комиссаром» и не стремился попасть в гущу революционных событий. Павел Филонов на ней был представлен двумя иллюстрациями к «Изборнику» Хлебникова. Тогда же он участвует в Первой свободной выставке произведений художников всех направлений — грандиозной выставке в Зимнем дворце. Виктор Шкловский приветствует Филонова, отмечая «громадный размах, пафос великого мастера». На выставке были представлены картины из цикла «Ввод в мировой расцвет», состоявшего из 22 работ. Две работы: «Мать» 1916 г. В 1918-1919 годах пишет картину «Формула космоса» — первую чистую абстракцию, вслед за которой появились «Белая картина» 1919 , «Победа над вечностью» 1920-1921. В 1922 году «Формулу петроградского пролетариата» и ещё одну дарит Русскому музею. Тогда его идеи не находят официальной поддержки. Но ему всё-таки удаётся прочитать ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства. Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно. Тогда же он создал и в дальнейшем всеми силами поддерживал собственную художественную школу — коллектив «мастеров аналитического искусства» — МАИ. В 1927 г. К этому периоду относятся такие работы Филонова, как два варианта «Формулы весны» 1927-1929 гг. В 1929 году Русский музей собирался сделать его персональную выставку. Более того, картины заняли свои места в экспозиции, был изготовлен буклет, однако перед самым открытием на двери появился замок. Тираж буклета был уничтожен. Зато появилось более дорогое издание с репродукциями картин Филонова и идеологически «правильная» статья, где доходчиво разъяснялось, почему такое искусство чуждо молодой стране Советов. Организаторы устроили несколько закрытых просмотров и пригласили представителей рабочих организаций. Они были уверены, что простые, малообразованные люди выскажутся категорически против открытия выставки. Однако случилось невероятное.
Все, что он создал, художник завещал России. Торжественная часть церемонии передачи рисунков Русскому музею состоится в четверг.