Информация. Вебинары. Новости отрасли. Документы. Предприятия. Ранее не встречал нормального доступного для всех соответствия между мерами защиты из всех приказов ФСТЭК между собой. Проект изменений в 31 приказ ФСТЭК России (ЗИ в АСУ ТП). Приказ ФСТЭК России от 01.06.2023 №106 признает утратившими силу административные регламенты по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной. Для выполнения требований 17 и 21 приказов ФСТЭК России необходимо использовать только те СЗИ, которые прошли процедуру соответствия требованиям к УД.
Приказ ФСТЭК России № 31 от 14.03.2014
Главная» Новости» Фстэк новости. Требований, утвержденные приказом ФСТЭК России от 14 марта 2014 г. N 31, не содержат положений, устанавливающих обязательную аттестацию автоматизированных систем управления производственными и технологическими процессами. Утверждены приказом ФСТЭК Pоссии от 14 марта 2014 г. № 31. I. Общие положения. Приказ ФСТЭК России от 14.03.2014 № 31 Об утверждении требований к обеспечению защиты информации в АСУ ТП на КВО.
ДОКУМЕНТЫ ФСТЭК РОССИИ
Уровни доверия определяются в соответствии с Требованиями, утвержденными приказом ФСТЭК России от 2 июня 2020 г. N 76 (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный N 59772). 31 приказ будет применятся для защиты АСУ, которые незначимые объекты КИИ. Опубликовано информационное сообщение ФСТЭК России от 19 июля 2023 г. N 240/24/3584 "Об утверждении Требований по безопасности информации к многофункциональным межсетевым экранам уровня сети". УТВЕРЖДЕНЫ приказом ФСТЭК России от 14 марта 2014 г. N 31. Чтобы поверить это предположение, мы сравнили требования приказа ФСТЭК № 31 с ведущими зарубежными стандартами в области систем промышленной автоматизации, а именно. Главная» Новости» Фстэк новости.
Приказ ФСТЭК России № 31 от 14.03.2014
Проведение работ по защите информации в соответствии с настоящими Требованиями в ходе создания модернизации и эксплуатации автоматизированной системы управления осуществляется заказчиком, оператором и или разработчиком самостоятельно и или при необходимости с привлечением в соответствии с законодательством Российской Федерации организаций, имеющих лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации. Устанавливаются три класса защищенности автоматизированной системы управления. Самый низкий класс - третий, самый высокий - первый. Класс защищенности автоматизированной системы управления определяется в соответствии с уровнем значимости критичности информации. Определение угроз безопасности информации осуществляется на каждом из уровней автоматизированной системы управления и должно включать: выявление источников угроз безопасности информации и оценку возможностей потенциала внешних и внутренних нарушителей; анализ возможных уязвимостей автоматизированной системы и входящих в ее состав программных и программно-аппаратных средств; определение возможных способов сценариев реализации возникновения угроз безопасности информации; оценку возможных последствий от реализации возникновения угроз безопасности информации, нарушения отдельных свойств безопасности информации целостности, доступности, конфиденциальности и автоматизированной системы управления в целом.
N 31: 1. Цель документа: утвердить требования к обеспечению защиты информации в АСУТП на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды. В случае необходимости применение криптографических методов защиты информации и шифровальных криптографических средств защиты информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть защищается с помощью сертифицированного программного обеспечения. При обработке в автоматизированной системе управления информации, составляющей государственную тайну, ее защита обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, то есть с использованием СКЗИ.
Проведение работ по защите информации в соответствии с настоящими Требованиями в ходе создания модернизации и эксплуатации автоматизированной системы управления осуществляется заказчиком, оператором и или разработчиком самостоятельно и или при необходимости с привлечением в соответствии с законодательством Российской Федерации организаций, имеющих лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Это доказывает высокие стандарты в области ИБ, установленные в кредитно-финансовой сфере регуляторами и Банком России в частности. Сам стандарт очень удобно использовать для формирования должностных обязанностей специалистов по ИБ разных направлений, в том числе перечисленных мной двумя абзацами выше. Порядок этих действий в общих чертах такой: при выявлении инцидента ИБ кредитная организация направляет уведомление по форме и в порядке Банка России и одновременно по форме и в порядке НКЦКИ.
Если инцидент привел к утечке персональных данных, НКЦКИ надо дополнительно уведомить по еще одной форме в еще одном порядке ; кредитной организации рекомендуется сохранить следы компрометации. Например, образы оперативки, скомпрометированных жестких дисков, информацию о сетевой активности во время и до атаки; эти следы следует проанализировать в порядке, приведенном в стандарте Банка России СТО БР ИББС-1. Сбор и анализ технических данных при реагировании на инциденты информационной безопасности при осуществлении переводов денежных средств»; если инцидент ИБ привел к каким-то потерям, масштаб трагедии определяется в соответствии с пунктами 7. Как видим, у Банка России имеется инструкция для кредитно-финансовых организаций на любой случай жизни, что, с моей точки зрения, похвально.
Некоторые меня критикуют за то, что я не критикую регуляторов по ИБ, как это принято в нашем комьюнити: «А ты не на зарплате у них? Я и дальше буду искать и находить плюсы в плодах работы наших регуляторов по ИБ — слава богу, их достаточно!
Настройка задание параметров программирования программного обеспечения автоматизированной системы управления должна осуществляться в соответствии с проектной и эксплуатационной документацией на автоматизированную систему управления и обеспечивать конфигурацию программного обеспечения и автоматизированной системы в целом, при которой минимизируются риски возникновения уязвимостей и возможности реализации угроз безопасности информации. Информация об изменениях: См.
При внедрении организационных мер защиты информации осуществляются: введение ограничений на действия персонала пользователей операторского персонала , администраторов, обеспечивающего персонала , а также на условия эксплуатации, изменение состава и конфигурации технических средств и программного обеспечения; определение администратора безопасности информации; реализация правил разграничения доступа, регламентирующих права доступа субъектов доступа к объектам доступа; проверка полноты и детальности описания в организационно-распорядительных документах по защите информации действий персонала автоматизированной системы управления и администратора безопасности информации, направленных на обеспечение защиты информации; отработка практических действий должностных лиц и подразделений, обеспечивающих эксплуатацию автоматизированной системы управления и защиту информации. Установка и настройка средств защиты информации осуществляется в случаях, если такие средства необходимы для блокирования нейтрализации угроз безопасности информации, которые невозможно исключить настройкой заданием параметров программного обеспечения автоматизированной системы управления и или реализацией организационных мер защиты информации. Установка и настройка средств защиты информации в автоматизированной системе управления должна проводиться в соответствии с эксплуатационной документацией на систему защиты автоматизированной системы управления и документацией на средства защиты информации. При этом установка и настройка средств защиты информации должна обеспечивать корректность функционирования автоматизированной системы управления и совместимость выбранных средств защиты информации с программным обеспечением и техническими средствами автоматизированной системы управления.
Установленные и настроенные средства защиты информации не должны оказывать отрицательного влияния на штатный режим функционирования автоматизированной системы управления. Предварительные испытания системы защиты автоматизированной системы управления проводятся с учетом ГОСТ 34. Виды испытаний автоматизированных систем" далее - ГОСТ 34. По результатам предварительных испытаний системы защиты автоматизированной системы управления могут разрабатываться предложения по корректировке проектных решений по автоматизированной системе управления и или ее системе защиты.
Опытная эксплуатация системы защиты автоматизированной системы управления проводится с учетом ГОСТ 34. По результатам опытной эксплуатации системы защиты автоматизированной системы управления могут разрабатываться предложения по корректировке проектных решений по автоматизированной системе управления и или ее системе защиты. Анализ уязвимостей автоматизированной системы управления проводится в целях оценки возможности преодоления нарушителем системы защиты автоматизированной системы управления и нарушения безопасного функционирования автоматизированной системы управления за счет реализации угроз безопасности информации. Анализ уязвимостей автоматизированной системы управления включает анализ уязвимостей средств защиты информации, технических средств и программного обеспечения автоматизированной системы управления.
При анализе уязвимостей автоматизированной системы управления проверяется отсутствие уязвимостей средств защиты информации, технических средств и программного обеспечения, в том числе с учетом информации, имеющейся у разработчиков и полученной из других общедоступных источников, правильность установки и настройки средств защиты информации, технических средств и программного обеспечения, а также корректность работы средств защиты информации, технических средств и программного обеспечения автоматизированной системы управления при их взаимодействии. По решению заказчика для подтверждения выявленных уязвимостей может проводиться тестирование автоматизированной системы управления на проникновение. Указанное тестирование проводится, как правило, на макете в тестовой зоне автоматизированной системы управления.
Оценка соответствия СрЗИ согласно Приказу ФСТЭК №31
Обучение и отработка действий пользователей в случае возникновения нештатных непредвиденных ситуаций ДНС. Повышение осведомленности персонала уменьшает как минимум риски, связанные с социальной инженерией. Репетиция «плана спасения» важна также для понимания сотрудниками своей роли в процессах управления инцидентами безопасности. Код в программном обеспечении АСУ ТП зачастую просто ужасен, а на большинстве критически значимых предприятий можно обнаружить уязвимости 10—15-летней давности. Обновления часто не устанавливаются в принципе, что обусловлено множеством факторов, начиная от непрерывности технологического процесса и заканчивая неосведомленностью сотрудников об угрозах. Поэтому наилучшее решение — принимать всевозможные меры для исправления ошибок в АСУ ТП на этапе разработки.
Подобные требования практически не отражены в зарубежных стандартах, что еще раз говорит в пользу авторов российского документа. Их наличие означает формирование защиты на основании характерных для системы рисков: это позволяет учитывать новые угрозы и улучшать процессы обеспечения ИБ.
Когда применяется При внедрении и эксплуатации АСУ ТП Самое главное На критически важных или опасных для человека или окружающей среды предприятиях должна быть внедрена система киберзащиты АСУ ТП, включающая технические и организационные меры безопасности, описанные в документе. Требования по обеспеченю безопасности к конкретной АСУ ТП формируются на основе класса защищенности, установленного для данной АСУ ТП, а также угроз безопасности информации, включенных в модель угроз. Сокращения и термины, используемые в НПА Модель угроз — согласно Методическим рекомендациям, моделью угроз является перечень возможных угроз информационной безопасности компании. В настоящем документе отмечается, что модель угроз «должна содержать описание информационной системы и ее структурно-функциональных характеристик, а также описание угроз безопасности информации, включающее описание возможностей нарушителей модель нарушителя , возможных уязвимостей информационной системы, способов реализации угроз безопасности информации и последствий от нарушения свойств безопасности информации».
Каким образом? Например, опираясь на практики методических документов ФСТЭК, относящихся к ключевым системам информационной инфраструктуры КСИИ [5, 6, 7, 8] и к другим типам систем [9, 10]. Полученная степень ущерба необходима разработчику системы информационной безопасности для определения класса защищённости АСУ ТП и зависит от характера чрезвычайной ситуации.
Однако заказчик или оператор не могут предоставить требуемые данные, ведь объект по факту ещё не существует. Выход: определить характер чрезвычайной ситуации можно, либо исходя из паспортов аналогичных, уже введённых в эксплуатацию систем, либо методом экспертной оценки. Критерии, на основании которых определяется предварительный класс защищённости АСУ ТП, представлены в таблицах 2 и 3.
Однако на практике в ТЗ заказчик указывает всё ту же пресловутую фразу про оценку соответствия СрЗИ без уточнения формы. Причины следующие: отсутствие чёткого толкования условий и результата проведения оценки соответствия в других формах; устоявшаяся практика применения сертифицированных СрЗИ; отсутствие практики применения СрЗИ, прошедших оценку соответствия в других формах следствие из предыдущего пункта.
По тексту некоторые абзацы в пунктах переставили местами и переписали некоторые абзацы немного другими словами суть осталась неизменной. Убран фрагмент в п. Вообще видно, что даже после общественного обсуждения работа с документом велась очень активно и не бездумно - там где средств защиты нет и не появится в ближайшее время произошла замена на встроенные в АСУ ТП защитные механизмы там где они есть.
А вот пункт 22 из проекта про сегментирование убрали. В приложение 2 перечень защитных мер внесли следующие изменения в части базового набора мер: УПД. Сейчас предстоит осознать, что будет меняться в отрасли с выходом данного приказа. Заказчикам придется закладывать реализацию его положений в свои планы-графики. Интеграторам придется изучать положения нового приказа для его внедрения у заказчиков.
Разработанный мной курс, читаемый в АИСе, уже учитывает и сам приказ и сделанные в нем правки. Но надо понимать, что этот приказ - это только начало долго пути под названием "защита информации в АСУ ТП". В России используется разными регуляторами разная терминология — критически важный объект, потенциально опасный объект, объект жизнеобеспечения, особо опасный объект, объект повышенной опасности. Приказ распространяется только на КВО и потенциально опасные объекты или на остальные тоже?
Обзор требований ФСТЭК России к анализу программного кода средствами защиты информации
Согласно требованиям приказа ФСТЭК России №131 SafeERP будет проходить сертификацию как СЗИ 5-го уровня доверия. Содержание мер и правила их реализации устанавливаются методическим документом, разработанным ФСТЭК России в соответствии с пунктом 5 и подпунктом 4 пункта 8 Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю. Иными словами, Приказ ФСТЭК N 31 от 14.03.2014 позволяет легально применить требования для защиты тех АСУ ТП, которые не являются ЗОКИИ.
etherCUT для приказа №31 ФСТЭК
Приказ ФСТЭК РФ от 14 марта 2014 г. N 31 "Об утверждении Требований к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных. Николай тация: посвящён рассмотрению основных подходов к выполнению тр. Приказ ФСТЭК России от 14.03.2014 № 31 Об утверждении требований к обеспечению защиты информации в АСУ ТП на КВО. Информация. Вебинары. Новости отрасли. Документы. Предприятия. окружающей природной среды (утв. приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю. Приказ ФСТЭК России от 01.06.2023 №106 признает утратившими силу административные регламенты по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной.