В дни Грушинского фестиваля Куйбышевская железная дорога вводит несколько дополнительных рейсов для туристов.
Грушинский фестиваль 2023. Открытие
Фестивальная поляна у Мастрюковских озер с каждым годом становится все более обустроенной, удобной для приема многочисленных гостей. Что нового появилось в этом юбилейном году? Изменения кардинальные, в рамках единой концепции развития инфраструктуры. Рассказываем про них. Новая лестница Лестница с горы вниз, к Поляне — один из главных фестивальных объектов. Именно она принимает всех гостей, прибывающих электричками — а это самая многочисленная армия.
Изначально, много фестивалей назад, по песчано-глинистой горе просто была пробита широкая тропа. Народ с рюкзаками месил ногами рыхлую почву, а подняться с поклажей вверх было очень непросто. Потом появилась капитальная металлическая лестница — правда, без завершающего сегмента. Будто оборванная внизу, не доходившая до протоки. В этом году завсегдатаи удивятся и наверняка восхитятся: на месте прежней металлической их встретит новая широкая лестница из рифленого деревянного бруса с такими же перилами.
Очень эффектно. Теперь фотографии точно станут красивее, поскольку сюда идут за любованием жигулевскими просторами практически все гости фестиваля. Новая лестница, к тому же с вечерним освещением, спускается до самой протоки. От ее конца к мостику отсыпана гравием широкая дорожка. Такая же, кстати, появилась и наверху — от станции Платформа им.
Валерия Грушина до начала спуска. Новый мост на протоке Его соорудили на месте прежнего — понтонного. Теперь и здесь рифленый деревянный брус, прочные перила, с берегов удобные металлические спуски-подъемы. Объект — один из самых посещаемых. Здесь народ проходит на волжский пляж, фотографируется на фоне красивых пейзажей и пришвартованных яхт.
Старый понтон пока отбуксировали в сторону и закрепили вдоль берега.
В программе спектакль «Райские яблоки», посвященный 85-летию Владимира Высоцкого; концерт «Атланты держат небо», посвященный 90-летнему юбилею Александра Городницкого; проект «Поет Поляна! Традиционный ночной гала-концерт на Гитаре состоится в ночь с 1 на 2 июля. В этом году организаторы юбилейного фестиваля обещают гостям ретро-путешествие: воссоздание на поляне атмосферы 70-х, работу костровой площадки, ретро-фотозоны. Гостей ждут мастер-классы для детей и взрослых, новое выставочно-досуговое пространство «Аллея фестивалей», где гости смогут узнать о развитии движения авторской песни в стране. Музейные стенды, галерея «Пять поколений Лауреатов Грушинского».
А у России с культурой - не всё в порядке. Её просто нет. Есть отдельная субкультура, существующая независимо от страны.
Но - на деньги страны. И там все друг другу - друзья и единомышленники. Барды и артисты театров, художники и модные писатели, режиссёры и критики.
У них своя философия, свои порядки. Они пуп земли и шар внутри земного шара. И они не встают под гимн страны.
И они даже не понимают, кому они обязаны тем, что все они сегодня собрались... А у них фестивали в перемешку с банкетами. Они радуются жизни.
И получают за это очень приличные деньги из госбюджета. А у меня перед глазами все эти дни трое наших военных.
Депутат в заключение добавил, что подобная ситуация возникала неоднократно. По мнению Хинштейна, именно по этой причине на фестивале появилась площадка «Победа». Однако, как известно, указанная сцена существует на мероприятии с 2003 года. Даже во времена пандемии коронавирусной инфекции, когда фестиваль проводился в дистанционном формате, площадка была задействована. На обвинения Хинштейна в разговоре с «Осторожно Media» уже ответила член жюри и худсовета фестиваля Галина Хомчик. Она рассказала, что никаких «альтернативных» площадок у них нет.
Это глупость. Я не знаю, что такое альтернативная площадка, там столько сцен — они все разные, идут разные программы, никому ничего там не запрещают.
Опубликована полная программа 49 фестиваля авторской песни имени В. Грушина
А на площадке «У Грушинского костра» наливали горячий чай всем желающим — котелок всегда на огне. И это далеко не все сцены. Главная концентрирует в своей программе всё самое интересное. Сольные концерты классиков и восходящих звёзд авторской песни — стержень грандиозного фестиваля на Мастрюковских озёрах. Грушинский вобрал в себя лучшее, что есть в жанре. Среди моих самых сильных впечатлений — великолепный автор Сергей Данилов и прекрасный гитарист Михаил Брунец, благодаря которому давно знакомые песни не слишком отличаются от классического звучания знаменитого дуэта Александр Гейнц — Сергей Данилов. Эти песни публика встречала овациями и тогда, и сейчас!
Вспомнилось, как четверть века назад я возвращалась с Грушинского с пустым кошельком и пустым желудком, зато с кассетами любимых бардов, в числе которых были и они… И ещё во времена моей юности великой ценностью были плёнки с песнями Виктора Третьякова, Елены Фроловой, Тимура Шаова — так здорово слышать их вживую! Праздником была возможность послушать иркутского барда Олега Медведева, — кстати, часть слушателей приезжает на волжские берега именно ради него. На этот раз — даже из Якутии. Подтверждаю: так оно и есть. Самые душевные концерты и первые два тура поэтического конкурса Грушинского фестиваля идут на сцене «Пилигримы». Её руководитель Эдуард Филь — настоящий подвижник, именно он создал Международный Грушинский интернет-конкурс, победа на котором позволяет выйти сразу в третий тур конкурса Всероссийского фестиваля имени Валерия Грушина, а призовые места — во второй.
А ещё он стал инициатором и главным организатором фестивальной «поэтички». В своё время ему в ответ на вопрос, почему на Грушинке обойдены вниманием поэты, сказали: «Надо? И он сделал! С 2017 года с удовольствием участвую в грушинском поэтическом конкурсе. А ещё на «Пилигримах» идут творческие дискуссии. Поэтическую мастерскую вели Тейт Эш — её мощными стихами я несколько лет зачитываюсь — и глубокий, тонкий, проникновенный лирик Вероника Сенькина.
Они помогали авторам осознавать свою мотивацию в поэзии «неправильных ответов не существует! Разговор шёл корректный и уважительный, на равных. Тем, кто способен вывести тебя на новый уровень, не обязательно делать важный вид, чтобы доказать свою значимость. Им достаточно быть собой. Причём ведущие мастерской одинаково бережно говорили о стихах сильных и не очень. Не давая оценок, они делились опытом, как поэту уйти от штампов и научиться выражать мысли и чувства собственным голосом.
Разумеется, времени нам не хватило — плотная программа фестиваля не предполагала продолжения мастерской, и всё же эта возможность нашлась — желающие во главе с Тейт переместились в наш лагерь «Перевал», расположенный по соседству. И мы ещё долго общались — отвергая и соглашаясь, открывая для себя что-то новое.
Его обязательно стоит посетить всем любителям душевной музыки! Все желающие смогут посмотреть экспозицию бардовских художественных работ. Событие обещает быть ярким, интересным и познавательным. Его проведет Александр Фомин. Время колокольчиков 14:00-01:00 Весь день на данной площадке будут проходить выступления приглашенных музыкальных групп, сольных исполнителей, ансамблей и дуэтов.
Опубликована полная программа 49 фестиваля авторской песни имени В. Открытие музыкального мероприятия запланировано на 18:00 30 июня. В 21:00 свои произведения исполнят Олег Митяев и группа «Ирония судьбы». Никита Высоцкий исполнит произведения Владимира Высоцкого и презентует уникальное ледовое шоу, посвященное его памяти.
Большой Конкурс авторской песни традиционно пройдет в три тура. Принять участие в первом туре можно онлайн или уже на Поляне. Каждый участник может подать заявку только один раз: лично или удаленно. Онлайн-прием заявок откроется 1 июня 2023 г. Ожидается также насыщенная спортивная программа — традиционный футбольный матч, гонки на байдарках, соревнования на сапах, туристское ориентирование и пр. Для гостей фестиваля будет работать фуд-корт и ярмарка, скважины с питьевой водой, для автотранспорта будет организована парковка.
ВАЛЕРИЙ МАКЛЕР «50-ый Грушинский»
В августе 1969 года трагически погиб студент Валерий Грушин, именем которого в будущем назвали Грушинский фестиваль. ГРУШИНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ (офиц. назв. Всероссийский фестиваль авторской песни им. Валерия Грушина), один из старейших и наиболее крупных фестивалей авторской песни. Юбилейный 50-й фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина в этом году пройдёт с 29 июня по 2 июля.
Впервые закрыли въезд на Грушинский фестиваль
Смотрите видео онлайн «Грушинский фестиваль 2023. Открытие» на канале «Телеканал «Самара-ГИС»» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 30 июня 2023 года в 12:57, длительностью 00:04:55, на видеохостинге RUTUBE. Грушинский фестиваль — песенный фестиваль, с 1968 года регулярно проводимый под Самарой. Отменить фестиваль пришлось из-за ухудшения ситуации с коронавирусом. Отметим, что в этом году Грушинский фестиваль должен был пройти с 1 по 4 июля на Мастрюковских озерах в Самарской области. В августе 1969 года трагически погиб студент Валерий Грушин, именем которого в будущем назвали Грушинский фестиваль.
Новый мост на протоке
- Грушинский фестиваль 2023 г., Самара, фото - 2 июля 2023 - 63.ру
- Главные новости
- Под Самарой юбилейный Грушинский фестиваль собрал 56 тысяч участников - Российская газета
- О грушинском фестивале
- бардовский фестиваль имени Валерия Грушина - «Груша» с червоточинкой
Грушинский фестиваль 2023 завершился 2 июля
Мечта каждого барда – выступление на сцене большого Грушинского фестиваля, который проходит на Мастрюковских озерах в Самарской области. Культура Грушинский фестиваль-2023 фоторепортаж С усиленной охраной, огромными гитарами и ливнем: публикуем фото с юбилейной 50-й «Груши». Новости фестиваля.
Как в Самарской области завершился 49-й Грушинский фестиваль
Еду можно готовить на газовых горелках в своём лагере или покупать ее на фуд-корте. С собой вам нужно взять документы, бытовые вещи, личные и хорошее настроение. Расписание электричек В этом году до фестивальной поляны проследуют не только привычные нам электрички, но и "Грушинский экспресс" - тематический исторический электропоезд, выполненный в стиле 80-х годов. Также до поляны можно доехать на обычном электропоезде и "Ласточке". Расписание электричек на все дни Грушинского фестиваля опубликовано в телеграм-канале "Самара Новости". Важное от организаторов В этом году за безопасностью людей будут следить особенно строго. Гостей предупреждают, что их машины могут осмотреть, также могут попросить предъявить для осмотра личные вещи. Организаторы надеются на ваше понимание. На поляне нельзя жечь костры.
Для приготовления пищи использовать можно примусы, горелки или походные плиты.
На берегу протоки напротив Гитары оборудован совершенно домашний, уютный уголок, где у костра с одной стороны находятся исполнители, да все сплошь именитые, а по другую - зрители. Сегодня вечером состоялось открытие новой площадки. Ну и, конечно, Борис Кейльман. И поговорили, и повспоминали, и попели все вместе. Концерты проходят одновременно на всех площадках, так что за любимыми исполнителями еще нужно побегать. Но для Груши - это естественная среда. Главная интрига сегодняшнего дня - отсутствие главного барда Олега Митяева. По данным на 19 часов, о его приезде известий еще не было, но его все ждут и надеются, что он приедет. Тем более, что жизнь на Груше набирает обороты.
Фото: Антон СЕНЬКО Четыре дня на сцены под открытым небом выходят легендарные барды, которые приезжают на Грушинский фестиваль с 1969 года, и молодые авторы-исполнители, которые хотят заявить о себе. Список хедлайнеров на 2024 год пока не известен. Но каждый год на фестивале проходят встречи с известными людьми — актерами, режиссерами, поэтами, артистами эстрады.
В свое время гостями фестиваля были поэт Евгений Евтушенко, легенда русского рока Юрий Шевчук, музыкант Александр Розенбаум, актер и режиссер Вениамин Смехов и многие другие. Грушинский фестиваль в Самаре имеет добрую традицию — в фестивальную субботу проводить футбольные матчи между сборной Самары и символической сборной Мира. Программа фестиваля Встречи, конкурсная программа, выступления, концерты на протяжении всего фестиваля идут параллельно на нескольких площадках.
Программа фестиваля на 2024 год пока не известна. А вот какой она была на Грушинском фестивале 2023.
И когда мне говорят, что с российской культурой "в целом всё в порядке", есть только отдельные элементы... Да, у представителей российской культуры всё в порядке. У них гранты, господдержка... А у России с культурой - не всё в порядке. Её просто нет. Есть отдельная субкультура, существующая независимо от страны. Но - на деньги страны.
И там все друг другу - друзья и единомышленники. Барды и артисты театров, художники и модные писатели, режиссёры и критики. У них своя философия, свои порядки. Они пуп земли и шар внутри земного шара. И они не встают под гимн страны. И они даже не понимают, кому они обязаны тем, что все они сегодня собрались... А у них фестивали в перемешку с банкетами.
В Самарской области наградили лауреатов и дипломантов 49-го Грушинского фестиваля
Она с ребятами сходила узнать насчет цены. Билет стоил 800 рублей. Но, так как у организаторов аттракциона сильно уменьшился поток желающих, они сообщили, что, если наберете четверых, продадут билеты по 500 р. Поэтому моя доча решила, что первым должен лететь я, для примера, и как первопроходец, вселяющий во всех остальных отвагу и уверенность. Так и пришлось лететь первым. Наверху был порывистый ветер и отвага, как-то покинула меня. Но под подбадривающие и неуверенные голоса, следующих адреналинщиков, я полетел над пропостью. Страшновато оказалось только первый десяток метров.
Далее от набора скорости и встречного потока воздуха тебя разворачивает спиной вперед, к горе лицом, а это уже не пропасть. Пытаешься развернуться, но тебя опять отворачивает ветром. После спуска снимал остальных на фотоаппарат. Также скатились: моя дочка, Марина и ее дети. На следующий день, в понедельник городок значительно поредел. Уехали почти все спортивные организации. Демонтировались шатры операторов связи и сцены.
Я позвонил на СТО, где оставили свое авто. Сказали, что радиатор отвезли в город в мастеркую и теперь ждут звонка от них. После завтрака я стал искать и обзванивать авторазборки в Сызрани. Интернет выдал их три штуки. Радиатора нигде не оказалось. Я взялся за Тольятти, там оказалось 18 авторазборок. Обзвонил все.
Только в трех был Шевроле Круз, но в одной из трех был также перетертый шланг радиатора, в двух других радиатора не было вообще. Тем временем с поляны выезжали маршрутные автобусы до Тольятти и Самары. Узнал, что ездить они будут не до вечера. До обеда звонка не было. Позвонил сам — раздраженно сказали, что еще не было звонка с городской мастерской, ждут - нечего названивать. Объяснил, что мне нужно определиться - что делать дальше, так как, во-первых они работают до 6 вечера и надо успеть до закрытия, во-вторых жене на работу завтра, да и у меня самолет на работу во вторник. Товарищ из СТО успокоил насчет закрытия — если сделают сегодня и я не успею, то оставят наряд-квитанцию на АЗС, касса которой в одном здании с СТО и машину заберу со стоянки.
Я решил, что если звонка не будет до трех, буду выезжать до Тольятти. Позже будет проблематично уехать с фестивального городка и далее от Тольятти до Сызрани. Собрали, по-максимуму вещи, стол, стулья, одну комнату палатки. Чтобы жене потом было проще собираться к моему приезду. И, налегке, с полупустым рюкзаком я пошел к стоянке маршруток. В три часа дня автобусы уже не стояли в ожидании людей. Люди ждали автобусы.
Забрался в ближайший. В автобус вместо девяти человек с рюкзаками, как говорил водитель, набилось восемнадцать! С сумками, вещами, палатками до потолка. В основном, как я понял, московские пенсионеры. В маршрутке ехали весело с песнями. Я, слушая песни, как дурачок улыбался, вспоминая наши приключения, но они, пока и не думали заканчиваться. В Тольятти вылез на автобусной станции «Жигулевское море».
В кассе попросил билет на ближайший автобус до Сызрани. Кассир созвонилась с центральным вокзалом, узнать о наличии мест, оказалось - мест нет! Следующий автобус через 1,5 часа. И не факт, что также будут места. Постоял, потупил. Спросил у себя: «Что делать дальше? Потом тот же вопрос кассирше.
Поплел туда. Идти недалеко, минут 15. На путях не было составов, хотя их не менее десятка. Было непривычно тихо для ЖД вокзала. В зале вокзала находились человек пять ожидающих и пара касс. Попросил билет на ближайший скорый до Сызрани. Тетка в окне предложила на 17:30 по Москве, то есть 18:30 местного.
Прибытие 21:45 местного! Ждать еще нужно было более двух часов. Купил билет. Уточнил по возврату, на всякий случай: удержат 210 руб. Посидел, перекусил, подышал свежим воздухом. И решил сходить на автостанцию узнать о наличии мест-билетов на следующий автобус. Места были!
Купил билет и уже через 20 минут я ехал в небольшом китайском бусике на Сызрань. Хотелось успеть до закрытия, чтобы пообщаться с мастерами.
Онлайн-прием заявок откроется 1 июня 2023 г. Ожидается также насыщенная спортивная программа — традиционный футбольный матч, гонки на байдарках, соревнования на сапах, туристское ориентирование и пр.
Для гостей фестиваля будет работать фуд-корт и ярмарка, скважины с питьевой водой, для автотранспорта будет организована парковка. С 29 июня по 2 июля будут организованы дополнительные электрички из Самары до Платформы им. Проживание на фестивале организуется участниками самостоятельно в формате палаточного городка.
В 2007 году Клуб авторской песни имени Грушина не смог договориться с компанией «Мета», которая на 15 лет получила в аренду землю на Мастрюковских озёрах. В результате конфликта «Мета» заручилась поддержкой сына Юрия Федоровича Грушина и провела 34-й фестиваль своими силами. Традиционные организаторы не растерялись и устроили собственный фестиваль на Федоровских лугах — похожей по ландшафту местности выше по течению Волги, где ещё в семидесятые прошло несколько Грушинских фестивалей. Через несколько лет «Мета» потеряла право на использование бренда Груши и переименовала своё мероприятие в «Платформу». Одной из его концепций стало создание «фестиваля фестивалей» — разных самодостаточных сцен. Война закончилась осенью 2013 года.
Объединение фестивалей проходило при посредничестве местных властей, а человеком, который помирил противоборствующие стороны, стал министр культуры Владимир Мединский. Впрочем, воссоединение было условным. В 2014-м Клуб вернулся на Мастрюки и провёл 41-й фестиваль совместно с «Метой», а уже в 2015-м «Платформа» покинула Самарскую область и переехала в Московскую. В наследство от неё достались те самые многочисленные сцены, по которым кочуют музыканты. После возвращения Клуба на Мастрюковские озёра популярность фестиваля стала падать. Если в 2014 году на Грушу приехали 70 тысяч человек, то уже в следующем, 2015-м, их было всего 20 тысяч.
В юбилейном фестивале 2018 года приняли участие около 27 тысяч человек. О 180 тысячах, как двадцать лет назад, сейчас не может быть и речи. Сын метеоролога Третьякова Лёня, которого Грушин спас из воды, так и не смог оправиться после переохлаждения. Сильная простуда перетекла в воспаление головного мозга, и вскоре после событий на Уде мальчик умер. Через несколько лет не стало и Коли Третьякова. В январе 1973 году в горной тундре Кольского полуострова на плато Чивруай во время снежного шторма полностью погибла группа студентов КуАИ.
Родители сняли сыну комнату в Куйбышеве. Пятого января 1971 года хозяйка неудачно растопила печь. Квартиру заволокло дымом — и Михаил умер от отравления угарным газом. Фёдор Иванович, который уже срывался после гибели Валеры, снова ушёл в запой. Нас в подъезде очень не любят», — вспоминал второй родной брат Валеры, Александр, в 1981 году. Белла Яковлевна так и не смогла поверить в смерть своего Валерика.
На улице она бросалась к людям, похожим на сына, а оставаясь дома, тихо повторяла: «Жив, жив, жив…» Несмотря на семейное горе, Грушины много раз приезжали на фестиваль имени своего сына. В последний раз они побывали на Мастрюковских озёрах в 1988 году. Через два года не стало Фёдора Ивановича, ещё через три — Беллы Яковлевны. В 1994 году умер Александр. Юрий Грушин — сын Фёдора Ивановича от первого брака — скончался в 1998 году. Всю свою жизнь он проработал в органах госбезопасности.
Архив, в котором хранились изъятые сборники песен Валерия Грушина, сгорел в страшном пожаре в здании самарского ГУВД 10 февраля 1999 года. Тогда на Куйбышева, 42 погибли 57 сотрудников милиции. В 1968 году портрет Грушина поместили в самый центр выпускной фотографии 561-й группы КуАИ. В начале девяностых институт был переименован в Самарский государственный авиационный институт и получил новый герб — изображение журавля, летящего к солнцу. Приказ о введении нового герба подписывал одногруппник Валерия Виктор Сойфер, назначенный в 1990 году ректором вуза. Ближе к вечеру на крутом склоне над сценой-гитарой появляется милицейское оцепление.
Техники строят операторские вышки и расставляют оборудование на сцене, а волонтёры берут под контроль лавки в нижней части горы, предназначенные для VIP-гостей. Несколько молодых людей проверяют понтонную переправу, по которой туристы будут перебираться с фестивальной поляны к Горе. Из озера бьёт фонтан. Концерт начинается в десять. Где тайга синей, чем небо, где? Разве только на таёжной на реке Уде.
Где страшней пороги, холодней вода, где? Разве только на краю земли, реке Уде. Многие участники фестиваля не спешат переходить озеро, чтобы рассмотреть гору с этого берега и своими глазами увидеть одну из главных традиций Грушинского — свет фонариков, которые зажигают зрители на склоне. Выбрать удобное место сложно: берег занят лагерями. Я нахожу еле заметную тропинку в высокой траве. Тропинка выводит к пятачку на берегу, здесь уже обосновались несколько человек.
С плота доносятся поющие голоса музыкантов группы «Ромарио»: Раз, два три. В ответ на склоне зажигаются сотни огоньков — и склон переливается белыми искрами огоньков. Фонтан оказывается экраном, на который светом транслируются надписи о юбилее фестиваля, герб Самары и портреты музыкантов. На плот по очереди выходят лауреаты 45-го фестиваля, победители конкурсов прошлых лет и почётные гости. Среди последних оказывается и Умка. Всё это время жизнь в дальних лагерях идёт своим чередом.
На торговой поляне люди продолжают пить пиво под звуки электронной какофонии и есть шаурму. На другом конце долины проходит песенный баттл: ребята у костра по очереди поют «Ляписа Трубецкого». У переправы скапливается толпа. Нужно подождать, пока на фестивальную поляну вернутся те, кому концерт уже надоел. Людей просят не останавливаться на понтонах, чтобы не утопить их. Полицейские в оцеплении не пускают на Гору пьяных и людей с алкоголем.
Склон слишком крутой, чтобы по нему можно было беспрепятственно спускаться и подниматься. Ноги скользят по вытоптанной земле, и забираться наверх приходится боком или даже на четвереньках. Удивительно, что за эти десятилетия традицию Горы удалось сохранить, несмотря на очевидную небезопасность происходящего. К зрителям выходит врио губернатора Самарской области Дмитрий Азаров, произносит небольшую речь и вместе с «Грушинским трио» поёт «Надежда — мой компас земной». После этого на плот спускается Олег Митяев, чтобы вручить чиновнику медаль фестиваля. После нескольких исполнителей на сцене снова оказываются музыканты из группы «Ромарио».
Они исполняют песню «Давайте пропьём федеральный бюджет». Концерт продлится четыре часа и завершится песней Юрия Визбора «Милая моя», которую споёт хор легендарных бардов: Митяев, Городницкий, Хомчик, Чикина, Иващенко и ещё восемь человек. Спасибо вам, дорогие, за божественную ночь, — скажет оставшимся на склоне зрителям Борис Кейльман. Я сижу над стопкой информационных стендов, на которых расписана вся жизнь Валеры Грушина и вся история Грушинского фестиваля. Из-за накладок в этом году в шатре фестивального музея оказалось сразу две почти одинаковых экспозиции. Та, что поновей, собрана из красивых пресс-роллов.
Старые стенды, которые я пытаюсь засунуть в самодельные футляры из картона, в этом году не пригодились. Все дни фестиваля они простояли вторым рядом за пресс-роллами. Тамара Алексеевна Муравьёва лежит рядом на полу, раскинув руки в стороны от усталости. В шатре очень душно. Хранительница музея только что закончила экскурсию, которая длилась дольше двух часов. Накануне у Муравьёвой сильно понизилось давление, и она впервые в жизни не смогла побывать на Горе.
Её волонтёры во время экскурсии разбежались; стенды, которые Тамара Алексеевна напечатала на собственную пенсию, собираю я. Муравьёва помогает мне снять последний стенд, который висит снаружи у входа в шатёр и должен зазывать проходящих мимо туристов в музей. Я заношу его в внутрь и кладу в общую стопку. На лицевой стороне — портрет Валеры Грушина и небольшой текст.
Фестиваль проводится в форме туристического слета, в условиях палаточного лагеря. Главная концертной площадка фестиваля — плавучая сцена в форме гитары. История Фестиваль носит имя Валерия Грушина 1944—1967 — студента Куйбышевского авиационного института им.
Королёва, который погиб во время туристического похода по реке Уде Сибирь , спасая тонувших начальника метеостанции реки Хадома Константина Третьякова и его детей. Первые фестивали собирали, в основном, туристов и любителей авторской песни из Самарской области.