Сейчас губернатор не может быть избран на должность руководителя региона больше двух сроков подряд. С 1991 года по 1995 год губернаторы назначались Президентом России. Отставок губернаторов в России до инаугурации президента в мае не планируется, сообщили источники «Коммерсанта», близкие к администрации главы государства.
Новые главы пяти регионов: что известно о назначенных Путиным врио губернаторов
Я не думаю, что это принесёт положительные плоды в тех регионах, где и так, в силу долгого правления одной и той же элиты, система сдержек и противовесов давно не работает», — рассуждает эксперт. По аналогии с депутатами Государственной думы и муниципальными депутатами предлагается механизм ответственности для региональных депутатов в виде предупреждения, освобождения от должности в региональном парламенте. Для унификации законодательной процедуры вводится специальная статья о порядке внесения регионами законопроектов в Государственную думу. С учетом региональной практики перечень субъектов права законодательной инициативы в региональных парламентах дополняется прокурорами субъектов РФ. Кроме того, законопроект синхронизирует работу региональных парламентов с работой глав регионов — вводятся равные пятилетние сроки полномочий для губернаторов и региональных заксобраний.
Читайте также: Законопроект о работе заксобраний в регионах внесен в Госдуму … И законы Для региональных законов устанавливается общее правило: законы субъекта РФ вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если ими не установлен другой порядок вступления их в силу.
Абрамович, А. Филипенко, Ю. Но в целом более сложный характер базовой процедуры предопределил ее неприятный результат для инкумбентов.
Немного изменил состав губернаторского корпуса процесс создания новых субъектов федераций, который продвигали президентская администрация и полпреды. В большинстве случаев объединение субъектов могли записать себе в заслугу действующие губернаторы крупных регионов, на основе которых оно проводилось. Поэтому О. Чиркунов, А.
Хлопонин и Р. Гениатулин получили назначение в новых, укрупненных регионах, но вот на Камчатке произошла замена, и бывший коммунист М. Машковцев уступил место «человеку из Петербурга» А. Характерной чертой региональной политики, которую проводит наш федеральный центр, является причудливое сочетание решительности и осторожности.
Часто возникает ощущение, что решительность эта применяется тогда, когда нужна осторожность, и наоборот. Это — явный признак отчуждения центра от регионов, незнания и непонимания в точных деталях тех процессов, которые происходят «внизу». Или же решительный шаг, вроде отмены губернаторских выборов, компенсируется осторожностью при внедрении самой новой практики. Например, российские президенты традиционно не любят принимать жесткие решения об увольнении губернаторов.
Они опасаются, что смещение губернатора, пользующегося «по определению» влиянием и популярностью, пусть и небольшими, может привести к обострению региональных конфликтов и снижению рейтинга власти, как таковой. Поэтому, получив право отстранять губернаторов от должности, В. Путин использовал его крайне редко, хотя оно казалось бы позволяло ему смелее обновлять региональные элиты, отсекая самых одиозных. Это право вошло в арсенал российской региональной политики, как орудие устрашения, о существовании которого всем время от времени напоминают, но которое используют в самых крайних и самых безопасных для главы государства случаях.
Первым примером «операции на кроликах» стало отстранение В. Путиным от должности губернатора Корякского АО В. Губернатора, заметим, выборного: В. Путин давал понять, что настали новые времена, и всенародно избранные губернаторы не смогут «отсидеться» за спинами своих избирателей, ссылаясь на их поддержку.
Корякский АО — один из самых периферийных и проблемных регионов, а губернатор там действительно утратил поддержку и упустил социально-экономическую ситуацию. Потерял должность и выборный губернатор Ненецкого АО А. Баринов, попавший под суд. Но интереснее пример Амурской области, где В.
Путин по сути изменил свое первоначальное решение. Сначала он выразил доверие губернатору Л. Короткову и назначил его на новый срок, а потом отстранил от должности. И здесь резкий шаг был совершенно безопасен для президента, поскольку бывший журналист Л.
Коротков явно не справился с управлением и утратил поддержку в регионе. В скобках, однако, приходится оставлять вопрос, почему же он был назначен, да еще обойдя негативно к нему настроенного полпреда К. Пуликовского и добившись доверия лично от В. Путина, который потом, вероятно, об этом пожалел.
Но так или иначе, центральная власть опасается ставить «прямое» увольнение губернаторов на поток, демонстрируя нерешительность и прибегая вместо этого к сложным теневым процедурам фактического отстранения неугодных. Как результат, в практику назначения губернаторов прочно вошли добровольно-принудительные отставки, в которые уходили сами региональные лидеры, но, конечно, не по своей воле. И тогда уже центр без всяких опасений назначал на их место нужных ему людей. Именно так при полпреде Д.
Козаке «ушли» опытных кавказских «аксакалов» — президента Северной Осетии А. Дзасохова и главу Дагестана М. Именно так президент фактически дезавуировал свое доверие самарскому губернатору К. Титову, который сначала чудом добился назначения, а через некоторое время ему пришлось уйти в отставку.
Отказались от власти не без соответствующего сигнала из Кремля новгородский губернатор М. Прусак и ставропольский А. Черногоров, а также иркутский губернатор А. Тишанин, судьба которого аналогична судьбе Л.
Короткова сначала выигранное в тяжелом бою назначение, а затем разочарование центра и отставка. С помощью подобных политико-технологических «операций» Кремль расчищал пространство для назначения новых губернаторов, не желая и не рискуя прямо ставить вопрос об их увольнении и превращая ротацию губернаторского корпуса в очередную византийскую интригу. Последний выборный цикл стал еще одним благоприятным поводом, поскольку появился новый способ отправить губернаторов в почетную отставку. Тактика «паровозов», возглавляющих списки «Единой России», приобрела свою «византийскую» составляющую, и еще до выборов многим намекали, что их «попросят» не отказываться от мандатов.
Жертвой этой политики стал ярославский губернатор А. А его смоленский коллега В. Маслов, возглавлявший список «Единой России» на выборах в областную думу, был отправлен в Совет Федерации. Итак, для ротации губернаторского корпуса Кремлем был использован широкий спектр способов.
Чаще всего неугодным губернаторам просто давали доработать до конца срока. Второй по частоте процедурой замены губернаторов стала добровольно-принудительная отставка. В редких случаях использовались увольнение, перевод на другую должность и отказ в доверии. Заметим, что крайне редкой оказалась «положительная» перспектива — перевод в центр на сопоставимую по статусу или более солидную должность.
Губернаторский пост так и не стал в России трамплином для блестящей федеральной карьеры, и назначение С. Собянина главой президентской администрации было исключением, а не правилом. Менять или не менять? Сценарий смены статуса действующих губернаторов остается гораздо более распространенным, чем замена губернаторов в связи с введением новой модели.
Другими словами, решительный отказ от выборов компенсирован консервативной практикой назначений, которая предполагает, конечно, сменяемость элит, но весьма умеренную. Подобный подход, когда смена модели сочетается с сохранением порядка отношений в элитах, типичен для российской политики. Он отражает, во-первых, более высокую роль неформальных практик и внутриэлитных согласований в сравнении с формальными, прозрачными процедурами. И, во-вторых, свидетельствует о страхе властвующих элит перед появлением системной внутриэлитной оппозиции, играющей на протестных настроениях и раскалывающей единство правящего класса.
Поэтому Кремль не усердствует со сменой власти в регионах, иной раз соглашаясь оставлять в должности одиозных и сомнительных людей по принципу «как бы чего не вышло». В сфере региональной политики было уже немало аналогов, когда, например, федеральный закон ввел ограничения на количество сроков пребывания губернаторов у власти таким образом, чтобы действующие губернаторы смогли избраться на третий и даже четвертый сроки. Или когда недавно был введен ценз оседлости для членов Совета Федерации, дающий возможность остаться на своих местах действующим сенаторам-«варягам». Подобные «хитрости» характеризуют процесс формирования и консолидации постсоветской элиты, очень разношерстной по своему происхождению, и понимание центром сложности и важности управления этим процессом, чтобы создать «забетонированный», единый правящий класс, способный оставаться у власти «всерьез и надолго».
Возвращаясь к нашим губернаторам, приведем некоторую статистику. При первых назначениях в 76 субъектах федерации, где эта процедура применялась включая три ныне ликвидированных автономных округа , смена губернатора случилась только в 22 случаях, а в 54 остались у власти инкумбенты. Из 54 счастливчиков 41 поставил вопрос о доверии, 10 прошли базовую процедуру, а еще три были назначены при создании новых субъектов федерации. Среди 21 «несчастного» 12 лишились власти с истечением срока своих полномочий, пятеро ушли в отставку, двое были уволены, один натолкнулся на президентское недоверие, еще один не дождался назначения при создании нового субъекта федерации кроме того, еще один губернатор погиб.
К настоящему времени в ряде регионов уже прошли повторные назначения, а число самих регионов сократилось. В связи с повторными назначениями расстановка сил начала меняться не в пользу инкумбентов, хотя и не столь радикально. Из 73 регионов, где прошли назначения, сейчас в 45 работают прежние губернаторы, а в 28 — новые с учетом Иркутской области, где назначен врио. Среди 45 губернаторов, переживших процесс назначения, 33 остались у власти, удостоившись президентского доверия, девять прошли базовую процедуру, а три были назначены в связи с созданием новых субъектов федерации.
Из 26 губернаторов, потерявших должность 11 «дождались» истечения срока своих полномочий, восемь подали в отставку, двое были уволены, двое «сосланы» в Федеральное Собрание по одному в каждую из палат , один получил назначение при создании нового субъекта федерации и еще один, всем хорошо известный губернатор реально отправился в центр на повышение а еще в двух регионах губернаторы погибли. В положении «хуже губернаторского» сейчас оказались 10 региональных лидеров, которые, казалось бы, должны быть счастливы тем, что получили мандат доверия непосредственно от граждан. Но в новой системе отношений они, конечно, занимают маргинальное положение и очень желали бы из него выйти. В основном это просто те губернаторы, которым не удалось пролоббировать свое досрочное переназначение, и некоторые из которых с большой вероятностью лишатся должностей.
Переход к назначению перевел формирование губернаторского корпуса из публичной сферы в сферу кремлевской кадровой политики. Выше много было сказано о недостатках самой процедуры и «маленьких» хитростях в ее применении. Но системные проблемы вскрылись и в самой кадровой политике. С самого начала было понятно, что «скамейка запасных» в регионах, где губернаторы на протяжении ряда лет планомерно избавлялись от конкурентов, очень мала.
И что нет в России инкубатора подготовленных кадров на эти должности, чем пользовались и пользуются действующие руководители. Это обусловило консервативный характер кадровой политики В. Путина, когда смена статуса и обретенная таким способом губернаторская лояльность были важнее, чем вливание «свежей крови». В свое время и Б.
Ельцин, назначая губернаторов в начале 1990-х гг. Консервативная кадровая политика российских президентов всегда напоминает о важности опоры центральной власти на регионы. Она напоминает и об иллюзорности попыток все решать и делать в центре, о том, что управляемость, лояльность, подконтрольность регионов весьма условны и зависят от общеполитических условий. Такие условия были заданы В.
Путиным, но при этом власть на местах не так сильно изменилась по объему своего влияния и по практикам своей работы. Кремль это понимает, и часто исходит из того, что лучше сохранять устойчивые, пусть и относительно автономные режимы, если они признают свой вассальный статус и при этом приносят «партии власти» изрядное количество «управляемых» голосов на выборах чувствуя зависимость от центра и ответственность за электоральный результат, губернаторы на последних федеральных выборах всеми силами и средствами боролись за нужный результат, который был получен, но оставил неприятный осадок. Поэтому с республиками центр вел себя достаточно осторожно, не нарушая, например, власть М. Шаймиева и М.
Впрочем, справедливости ради надо отметить, что многолетний губернаторский опыт не является единственным электоральным фактором, и некоторые «новички» смогли показать свои возможности на последних выборах Бурятия, Амурская область и пр. Кадровые ротации тем временем решили ряд частных, но на самом деле далеко не принципиальных задач. Эффективность региональной власти от этого не выросла, коррупции меньше не стало. Определились некоторые «ненужные» Кремлю группы губернаторов, которых частично поменяли, но именно частично.
Например, почти не стало губернаторов-коммунистов. Тем не менее, В. Путин отнюдь не отрицал саму возможность нахождения члена КПРФ у власти в регионе, назначив владимирского губернатора Н. Хотя, конечно, Кремль приветствовал выход «красных губернаторов» из партии тот же Н.
Виноградов приостановил свое членство в партии, а единственный губернатор-коммунист Н. Максюта не назначен и, возможно, не будет назначен. Ходырева, В. Егорова и И.
Избавились от ряда «зубров», которые казались не соответствующими путинской вертикали или просто пали жертвой кремлевских интриг, как Д. Аяцков, К. Титов, М. Прусак, М.
Магомедов и А. Потеряли посты губернаторы, не способные консолидировать элиты, как Б. Говорин в Иркутской области. Однако, в губернаторском корпусе и сейчас хватает слабых или конфликтных руководителей, остается немало «старых зубров» и много вопросов о последовательности и целенаправленности кремлевской кадровой политики.
Тем не менее, губернаторов меняют, и с годами это стремление проявляется все больше и больше. В федеральном центре явно вошли во вкус при подборе кандидатов, но стали проявлять склонность к экспериментам, в т. Особенно заметным это стало с 2007 г. Например, губернаторам открылся неприятный факт: оказалось, что их назначение президентом еще не означает гарантию, что им удастся отработать весь срок.
Из тех, кто удостоился путинского доверия или был назначен в рамках базовой процедуры, один вообще уволен, трое вынуждены были уйти в отставку, одного сделали сенатором и еще одного — депутатом Госдумы, то есть разными способами «раскидали», освободив губернаторские кресла для новых людей.
Владимир Жириновский с трибуны Госдумы заявил, что ЛДПР поддерживает проект закона, выступает за централизацию власти и "надо давно уже сказать, что федерация неприемлема для России". Зампредседателя фракции "Справедливой России" Анатолий Лисицын с трибуны отметил, что эсеры воздержатся от голосования по проекту закона, так как у него "одна цель" - "укрепление вертикали власти", и не предусматривается финансирования для подкрепления полномочий регионов. Мнение "Новых людей" высказал вице-спикер Госдумы Владислав Даванков. По его словам, фракция готовит большое число поправок ко второму чтению.
В частности, он считает, что два срока достаточно губернатору для того, чтобы реализовать планы. Также от "Новых людей" выступила Сардана Авксентьева, заметив, что надо оставлять больше полномочий регионам, тогда как федеральная власть относится к ним "как к детям". По ее словам, мнения во фракции разделились, некоторые верят, что законопроект можно исправить, вместе с тем сама Авксентьева заявила, что поддержать инициативу не сможет.
Предварительно глава государства и представитель политической партии обсуждают их.
Если ни одна из кандидатур не поддержана президентом, то согласно указу партия может предложить трех других претендентов. Если и они не будут одобрены, президент проводит консультации с представителями политической партии и регионального законодательного органа, после чего партия вновь вносит 3 кандидатуры. Консультации проводятся до тех пор, пока не будет достигнут консенсус.
Президенту виднее. Губернаторов российских регионов будут назначать
Система назначения губернаторов в России была изменена в 2004 году. Порядок и процедура назначения и снятия губернаторов в России. На переизбрание пойдут губернаторы «волны-2019», многие из которых, в том числе петербургский градоначальник Александр Беглов, в первый раз предпочли баллотироваться в порядке самовыдвижения, а не от «Единой России» (ЕР). До «новогодних» назначений президент по новому порядку успел назначить глав двух регионов: астраханский губернатор Александр Жилкин свой пост сохранил, а в Свердловской области Эдуарда Росселя сменил Александр Мишарин.
Губернатор - не хозяин. Руководители российских регионов потеряли право даже выбирать себе команду
Президент России Владимир Путин принял отставку губернатора Омской области Александра Буркова. Их главы назначались и отрешались от должности президентом России. Когда губернаторов в последние годы стали избирать, а не назначать, при принятии решения стал учитываться фактор избираемости. 15 марта президент России освободил главу Чукотки Романа Колпина от исполнения обязанностей и назначил исполняющим обязанности губернатора Владислава Кузнецова. Отставок губернаторов в России до инаугурации президента в мае не планируется, сообщили источники «Коммерсанта», близкие к администрации главы государства. ↑ Назначен и.о. Губернатора Херсонской области по указу Президента России в связи с принятием области в состав России в октябре 2022 года.
Новые главы пяти регионов: что известно о назначенных Путиным врио губернаторов
Правительство РФ не поддерживает законопроект депутатов КПРФ о возможности избирать глав во всех субъектах страны только путем волеизъявления граждан — через прямые выборы. Губернаторов в России назначает Президент Российской Федерации. Президент России Владимир Путин подписал сразу пять указов о назначении временно исполняющих обязанности глав регионов. Сейчас губернатор не может быть избран на должность руководителя региона больше двух сроков подряд. Daily Storm спросил политологов, как изменится новый кабмин и кто из губернаторов может занять в нем место. Президент России Владимир Путин подписал указы о назначении врио губернаторов Республики Марий Эл, Кировской, Рязанской, Саратовской и Томской областей, говорится в сообщениях на сайте Кремля.
кто назначает губернаторов в россии
Его предшественник на посту губернатора Рязанской области Николай Любимов объявил о том, что не будет выдвигать свою кандидатуру на выборах в сентябре. О своей отставке накануне сообщил и томский глава Сергей Жвачкин. Его сменит Владимир Мазур. В последние годы он занимал должность замначальника управления Кремля по внутренней политике.
У нового врио также есть опыт работы на региональном уровне. Он возглавлял администрацию Тобольска, а также работал на руководящих постах в Калужской и Тюменской областях. Владимир Путин, президент РФ: «Что вы думаете о развитии Томской области, которая, безусловно, является одной из ключевых не только в Сибири, но и в стране в целом?
Потенциал колоссальный.
Однако во время совещания, прошедшего в четверг, 27 апреля, глава государства не затронул этот вопрос. На следующий день в Кремле заявили, что по этому поводу ещё идут консультации, а окончательное решение может быть принято в ближайшее время.
Хотя и тот и другой вариант подразумевают участие: либо напрямую, либо через представителей. Когда будет окончательное решение, сказать не могу. Логичным образом возникает вопрос, зачем такие меры нужны Кремлю, ведь федеральный центр и так держит под контролем ситуацию на местах.
Достаточно проверить партийную принадлежность глав регионов — большинство из них выдвигались на последних выборах от "Единой России" либо были поддержаны ею. Читайте также: Суровые годы уходят из петербургского парламента Однако в этой ситуации сама необходимость избрания губернаторов на первый взгляд отпадает. Если на местах сидят фигуры, удобные федеральному центру, то зачем тратить деньги на выборы, которые целесообразно экономить в условиях санкционного давления.
К тому же, как замечает член правления Российской ассоциации политконсультантов Валентин Бианки, любые выборы поднимают для власти неудобные вопросы. Если выборы в ЗакСы всё равно балансируют систему региональных элит и управления, то в губернаторских и смысла нет вроде бы", — разъясняет эксперт эту точку зрения.
Особенностью 1990-2010-х было то, что в условиях персонификации российской политики популярность губернатора часто становилась решающим фактором, определяющим голосование, в том числе, за ту партию, которую он поддерживал. Но на едином дне голосования в сентябре 2017 года стала заметна новая тенденция, отчасти противоречащая тому, как раньше голосовали российские регионы: почти исчезла то есть сохранилась, но незначительно дифференциация результатов на губернаторских выборах между политическими тяжеловесами с большим публичным опытом и свеженазначенными, прежде почти никому неизвестными технократами. Фактически сформировалась ситуация, когда результаты губернаторов лишь в небольшом числе регионов ограничиваются сопротивлением среды и почти любой человек, будучи назначенным губернатором, затем с гарантией получает весомую поддержку. Три четверти - варяги Подобное существенное снижение фактора личности деперсонализация выборов, или менеджеризация губернаторов представляется прямым следствием фактического исчезновения из выборов фактора внутренней электоральной борьбы. Политико-административная система стала воспроизводить сама себя, а те, кто был способен борьбу вести даже в 2012-2015-х , были из нее выведены тем или иным способом или утратили мотивацию.
Период, начавшийся с середины 2016 годов, в прессе часто именуют политикой назначения молодых технократов. Не все они были молодыми и не все технократами, а объединяло их скорее слабое отношение к регионам назначения. Например, яркий политик из Екатеринбурга Александр Бурков уехал в чужой для себя Омск. Всего в 2016-2020-х сменилось 70 руководителей в 61 регионе девять субъектов Федерации пережили двойную смену власти. Наступило время не только самой жесткой за всю новейшую российскую историю ротации губернаторов сопоставимой только с массовой заменой первых секретарей обкомов КПСС после 1985 года в ходе перестройки , но и самого антирегионального подбора кадров: губернаторы стали напоминать менеджеров в командировке. Сам настойчиво транслируемый термин «технократ» говорит в первую очередь о функциональных задачах выполнения поставленных задач из федерального центра и не предполагает значимой самостоятельной политической роли. Конфликт чужих с чужими Часть назначенцев периода 2016-2020 годов действительно чистые технократы, ранее работавшие в разных министерствах или корпорациях.
Те, кто не занимался ранее публичной политикой, очевидно, просто не имели возможности сформировать собственные политические команды. Максимум их кадровой опоры - их бывшие коллеги и сослуживцы, представляющие обычно узковедомственную специализацию и уже поэтому обычно непригодные для формирования блоков администрации по иным направлениям. Иногда подобный губернатор приезжает в регион вообще без своей команды и длительное время работает с местными кадрами. С другой стороны, даже при назначении губернаторов с собственным опытом публичной политики их самостоятельность в решении кадровых вопросов, как показывает анализ, оказывалась сильно ограниченной. Почти все назначенцы 2016-2020 годов а также часть назначенцев более раннего периода были вынуждены либо мириться с сохранением на какой-то период прежней административной команды из-за рисков утраты контроля и становиться скорее символическими фигурами, либо формировать сложносоставные администрации, в которых обычно присутствуют технократические команды по отдельным политико-экономическим блокам в виде выходцев из министерств или корпораций, а также группы представителей местных политико-экономических кланов как правило, после жесткой отставки предшественника. Друг с другом они иногда находятся в сложных, даже конфликтных отношениях. Такая кадровая политика - отчасти собственный выбор губернатора и следствие самого способа подбирать губернаторов.
Но она еще и транслированный из центра стандарт: новым губернаторам фактически не позволено формировать команды только из своих, даже если они есть. Регионы без головы Центр как бы побеждает и символически обезглавливает регионы, выполняя свою давнюю мечту. Что же он получает взамен? Губернаторы 1990-2000 годов при всей их неоднозначности были в первую очередь политиками. Клиентелы, кумовство, коррупция, несомненно, существовали. Но тогдашние руководители регионов, как правило, хорошо понимали, что для сохранения власти необходимо опираться на неформальные связи и реальную поддержку граждан. Часто система действовала наподобие фильма «Крестный отец»: всеобщая круговая порука, сегодня губернатор помогает кому-то, делает одолжение, а завтра попросит об ответной услуге.
Подобные губернаторы всегда могли кого-то неформально попросить, и им почти никто не мог отказать.
Выборы назначены на сентябрь. И существует вероятность того, что в апреле-мае еще могут быть отставки 1-2 представителей регионов с целью подготовки к выборам новых врио. Кремль преследует не только цель поменять губернаторов - "старых" на "новых", но и ускорить социально-экономический рост с помощью более качественного управления на региональном уровне на основе современного, грамотного и эффективного финансового менеджмента. Особенно это актуально во времена санкций Запада и общей экономической нестабильности. Прогнозы на 2018 год - новые назначения губернаторов и новые отставки Среди вероятных кандидатов к отставке в ходе весенне-летнего периода - губернаторы, уход которых прогнозировали еще осенью 2017 года руководители Алтайского края, Мурманской области и Санкт-Петербурга , на основании доклада о рейтинге устойчивости руководителей субъектов РФ "Госсовет 2. В 2017 году из 16 губернаторов, находящихся в зоне риска, под замену пошли 9. Также на основании рейтинга был сделан вывод, что руководители регионов, прошедшие через выборы губернаторов на региональном уровне путем всенародного голосования, не продемонстрировали не только какого-либо существенного роста, но и устойчивости. Месяц пристального внимания закончился, и федеральная власть озаботилась своими проблемами и задачами, переместилось внимание на другие регионы, и вновь назначенные губернаторы остались со своими проблемами наедине. Свободный полет без поддержки центральной власти оказался испытанием для многих и, видимо, не все это испытание пройдут.
Что дальше?
Губернатор - не хозяин. Руководители российских регионов потеряли право даже выбирать себе команду
Таким образом, в России останется только один президент, а в Татарии, как и в других субъектах РФ, будет глава. Несколько лет спустя, когда в России вернули выборы губернаторов, появился другой ритуал. Губернаторы регионов России с раннего утра размещают в своих телеграм-каналах посты в поддержку президента Путина. Первым у губернаторов отобрали право влиять на назначение региональных силовиков. Начальник Управления президента РФ по обеспечению деятельности Государственного совета Александр Харичев заявил, что выборы губернаторов в регионах России в 2022 году состоятся, несмотря на специальную военную операцию и санкционное давление. В ближайшее время в России могут произойти отставки губернаторов в нескольких регионах.
Новый ритуал назначения губернаторов
С учетом региональной практики перечень субъектов права законодательной инициативы в региональных парламентах дополняется прокурорами субъектов РФ. Кроме того, законопроект синхронизирует работу региональных парламентов с работой глав регионов — вводятся равные пятилетние сроки полномочий для губернаторов и региональных заксобраний. Читайте также: Законопроект о работе заксобраний в регионах внесен в Госдуму … И законы Для региональных законов устанавливается общее правило: законы субъекта РФ вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если ими не установлен другой порядок вступления их в силу. Если законодательный орган региона примет закон, противоречащий Конституции РФ, федеральным законам, и это противоречие будет установлено судом, но заксобрание его не устранит в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, то глава региона сможет принять решение о роспуске заксобрания субъекта РФ. Одновременно прокуроры субъектов РФ наделяются полномочием вносить законопроекты в региональные заксобрания. В целях унификации законодательной процедуры предлагается отдельная статья, предусматривающая порядок внесения законодательными органами субъектов РФ законопроектов в Государственную думу.
К примеру, в марте он посещал Ставропольский край, где проводил встречу с губернатором Владимиром Владимировым, в феврале в Челябинской области встречался с губернатором Алексеем Текслером, а в январе в Санкт-Петербурге — с губернатором Александром Бегловым. В Ставрополье, в Челябинской области и Санкт-Петербурге в сентябре также предстоят губернаторские выборы.
Кроме того, 1 апреля президент встречался с единственным пока врио, который будет участвовать в сентябрьских выборах, — возглавившим в октябре 2023 г. Вологодскую область Георгием Филимоновым. Вряд ли следует ожидать большое количество отставок в этом году, скорее будут точечные перестановки, говорит вице-президент РАПК Петр Быстров. С тем что отставки будут точечными, согласен и руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин: «Год от года число внеплановых отставок снижается. Идет настройка системы госуправления, поэтому прибегать к таким спецмерам, как внеплановые отставки глав регионов, приходится все реже». Кадровый вопрос решается в два захода, полагает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский: «Сейчас подтверждают тех, кто не уйдет ни в отставку, ни в центр. И их много, т.
Второй цикл, уже с заменами, связан с тем, какие перемены будут наверху и потребуются ли там губернаторы. Прогнозировать судьбы губернаторов довольно сложно, считает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. По его мнению, в зоне риска из числа тех, чьи полномочия пока не подтверждены, — Паслер, глава Курганской области Вадим Шумков, глава Калмыкии Бату Хасиков, глава Алтая Олег Хорохордин.
При этом консультации с президентом РФ проводятся не позднее, чем за 45 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ ранее - 100 дней. Предложения о кандидатурах рассматриваются главой государства в течение не более 10 дней ранее - не более 30 дней со дня их внесения. Для повторного внесения предложений о кандидатурах устанавливается срок десять дней ранее - 30 дней. Кроме того, в законе определяются дополнительные основания для назначения президентом временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ: истечение срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ; невозможность осуществления им по тем или иным обстоятельствам состояние здоровья, другие обстоятельства, временно препятствующие осуществлению полномочий своих полномочий.
Президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным представительным органом государственной власти субъекта РФ, с утратой доверия президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом. Президент РФ в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ, вправе по представлению генерального прокурора Российской Федерации временно отстранить высшее должностное лицо субъекта РФ руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении преступления.
Губернатор от лат. В дореволюционной России начальник губернии, осуществлявший административные, полицейские и военные функции. Должность губернатора была учреждена Петром I в 1708 г. В руках губернатора была сосредоточена вся полнота власти на местах — административная, полицейская, судебная, финансовая. При проведении второго этапа областной реформы в 1719 г. В то же время воеводы были самостоятельными по части финансовой, полицейской, хозяйственной и подчинялись здесь непосредственно коллегиям — прообразам министерств.
В территориальном плане по указу 1719 г. Так первоначальными, но не совершенными еще областными реформами петровского периода было положено начало движению российского законодательства по вопросу о губернаторской должности. В первоначальном виде областные учреждения, в том числе и должность губернатора, существовали без изменения до 1727 г. Советская историческая энциклопедия. В 16 тт. Пётр Великий и его время. Пётр Великий. При преемниках Петра Великого в компетенцию губернаторов входили конкретные практические и повседневные задачи жизнедеятельности государства на местах.
Губернаторы обязаны были исполнять законы и распоряжения, исходящие от верховной власти, сената и коллегий, охранять тишину и спокойствие на вверенной территории, осуществлять некоторые военные, финансовые и судебные функции через свои канцелярии. С 1763 г. Взяточничество, лихоимство и своеволие местных чиновников не имели границ. При вступлении своем на престол в 1762 г. История государственных учреждений дореволюционной России. Поэтому целой серией мер, вылившихся в двадцатилетнюю программу реформ местного управления, императрица стремилась поправить дела на местах, унифицировать систему губернской государственной власти. В нём императрица отмечала как «неоспоримую истину», что «всё целое не может быть отнюдь совершенно, если части его в непорядке и неустройстве пребудут. Главныя же части, составляющая целое отечество наше, суть губернии, и оне самыя те, которыя более всего поправления требуют...
Первоначальным шагом исправления дел на местах императрица считала необходимым чётко определить «... Первая статья Наставления определяла статус губернатора: «Губернатор, как поверенная от нас особа и как глава и хозяин всей вручённой в смотрение его губернии, состоять имеет под собственным нашим и сената ведением; почему и указы только от нас и сената нашего приемлет». Четвертая и другие главы определяли функции губернатора надёжной местной структуры правительственной власти: «Губернатор недремлющим оком в губернии своей взирает на то, чтобы все и каждый по званию своему исполнял с возможным радением свою должность, содержа в нерушимом сохранении указы и узаконения наши, чтоб правосудие и истина во всех судебных, подчинённых ему местах обитали, и чтоб ни знатность вельмож, ни сила богатых совести и правды помрачать, а бедность вдов и сирот, тщетно проливая слёзы, в делах справедливых утеснена не была». Губернатор должен был хорошо знать состояние дел в своей губернии, лично контролировать все структуры местного аппарата государственной власти. Следует отметить и настойчивое стремление Екатерины II к оздоровлению нравов администрации вообще и местной в частности, причём её подход в этой области отличался от петровского, для которого характерна была форма воздействия преимущественно в виде наказаний. Борясь с весьма распространённым в тогдашней России злом — «лакомством», «бездельной корыстью», «акциденцией» — разными названиями, под которыми подразумевалось одно — взятка, Екатерина опиралась как на карающие статьи закона, так и на меры улучшения материального положения государственных служащих всех рангов, обеспечив их жалованием, то есть стабильными денежными окладами, причём в масштабе губернии эти меры входили в перечень должностных обязанностей губернатора: «Хотя о душевредном лихоимстве и гнусных взятках многими строжайшими указами обнародовано, и мы особливо ныне надеемся, что все наши верноподданные, чувствуя материнское наше, определением достаточного им жалования, милосердие, не прикоснутся к столь мерзкому лакомству, прелестному только для однех подлых и ненасытных сребролюбием помрачённых душ. Однако, если б в которой губернии, противу чаяния нашего, таковой враг отечества и явился, то, по прямом изобличении в малом или в великом лихоимстве, может его губернатор не только немедленно лишить места, но и при своём доношении отослать к должному осуждению в юстицию». Надо отдать справедливость стараниям Екатерины II и её сотрудников в 60-е гг.
XVIII в. В целом же Наставление губернаторам 1764 г. С 28 июня 1762 по 1765 гг. Пристальное внимание Екатерины II к местному управлению, его структурам и должностям особенно усилилось под влиянием крестьянской воины под предводительством Е. Ядром екатерининской административной реформы стало издание первого в истории русского права столь крупного акта, специально посвящённого местному управлению,— Учреждений для управления губерний Всероссийской Империи от 7 ноября 1775 г. Законодательство периода расцвета абсолютизма. В учреждениях была дана подробная регламентация всей системы местных органов управления и суда, их компетенции и деятельности. Здесь, в примерном штате губерний, было определено и местное руководящее звено: «2.
Для управления же губернии или наместничества полагается государев наместник, или генерал-губернатор. В губернии или наместничестве учреждается правитель наместничества, или губернатор». В главе II «О чинах» было и определено место губернского руководства на служебной лестнице чинов, согласно петровской Табели о рангах: «Правитель, или губернатор, буде чина выше того не имеет, считается въ 4-м классе за уряд, пока в должности пребывает». Чину губернатора по штатской службе соответствовал президент коллегии, тайный советник, а по воинской службе — генерал-майор сухопутных войск или полковник гвардии, в придворных чинах — обер-гофмейстер и обер-камергер Полное Собрание Законов Российской Империи. С 1775 по 1780 гг. Законодательство периода становления абсолютизма. Лица на высшие должности в губернии, следуя петровской традиции, определялись лично монархом: «государев наместник, или генерал-губернатор, правитель или губернатор, поручик правителя, или вице-губернатор определяются от Императорскаго Величества».
Инструкция: как стать губернатором
Как следует из информации на сайте Кремля, Путин встретился с назначенными врио по видеосвязи и обсудил с ними перспективы вверяемых регионов. В Центральной избирательной комиссии ЦИК России сообщили РИА «Новостям», что выборы в пяти субъектах, чьи главы объявили об уходе со своих постов, пройдут в единый день голосования.
По словам одного из них, отставки будут точечные, их будет одна-две. Причем, по его словам, не исключен переход глав регионов на федеральный уровень и, наоборот, назначение на губернаторские посты бывших федеральных чиновников. Второй источник «Ведомостей» говорит, что может быть до трех отставок, причем, подчеркивает он, ротация затронет тех, у кого срок полномочий истекает позже 2024 г. С большой вероятностью отставки не коснутся тех губернаторов, у которых в этом году истекает первый срок на посту глав регионов, говорит один из собеседников «Ведомостей».
Но трое источников называют одно вероятное исключение — это губернатор Оренбургской области Денис Паслер. Сейчас собеседники подтверждают, что рассматривается вариант его замены, в том числе на это повлияла ситуация с паводками в регионе. Хотя он и прежде просил об отставке, говорил источник, близкий к АП: по его словам, Паслер «комфортней чувствовал себя в бизнесе». Среди других возможных «отставников» собеседники «Ведомостей» называют глав регионов, которые могут пойти на повышение. Среди таких губернаторов называют главу Нижегородской области Глеба Никитина.
До прихода в Нижегородскую область Никитин был замминистра промышленности и торговли. Среди тех, кто может пойти на повышение, один из источников называет губернатора Калининградской области Антона Алиханова об этом писал и «Коммерсантъ». Еще два собеседника говорят про возможный переход в федеральную власть губернатора Иркутской области Игоря Кобзева.
Артем Зайцев Райтер редакции сайта Пятого канала Политика 143 Новая поправка законодательства РФ касается изменения наименования должности губернаторов.
Теперь «главы регионов» станут «главами субъектов федераций». Так, устанавливается общее для всех субъектов Российской Федерации наименование должности высшего должностного лица — «Глава субъекта Российской Федерации» и наименование высшего исполнительного органа — «Правительство субъекта Российской Федерации», — отметил Андрей Клишас.
После этого губернаторов-тяжеловесов заставили «просить о непереназначении». Несколько лет спустя, когда в России вернули выборы губернаторов, появился другой ритуал. Те губернаторы, кто был до этого назначенцем, досрочно проходили через прямые выборы. Для этого приходилось устраивать довольно странную процедуру: губернаторы подавали в отставку и просили переназначить их временно исполняющими обязанности, чтобы участвовать в выборах. Они приходили к президенту, под камеры рассказывали о своих успехах, после чего президент давал им благословение на выборы.
Теперь этот ритуал уйдет в прошлое: губернаторов-назначенцев больше не осталось, и просить о досрочных выборах смысла нет. На смену приходит другой ритуал, когда президент увольняет предыдущего губернатора и назначает вместо него нового врио. Такое бывало и раньше, но теперь именно этот вариант будет основным. И вот тут-то и начинается интересное. Первые массовые отставки губернаторов прошли в России весной 2017 года. Все они проходили по одинаковому сценарию. Президент вызывал к себе нового назначенца и объяснял, почему ему нужно возглавить тот или иной регион.