В целом, техника «Пустой стул» остается ценным инструментом в гештальт-терапии, который способствует эмоциональному выражению, самопознанию и внутренней интеграции. Техника Пустой стул и как ее используют эмотологи в эмотологии, основные преимущества и недостатки применения техники Пустой стул и ограничения. Техника пустого стула, или «горячего», по выражению Фрица Перлза, основателя психотерапии Гештальт — это одна из интервенционных техник, которую можно использовать в отношениях между психотерапевто. Техника «Пустой стул» Ф. Перлза: принципы и особенности работы фокусированного внимания на пустом стуле для изучения своих эмоций и сознания. Техника «Пустой стул». Это пример регрессивной техники. Психолог предлагает клиенту сесть на стул, а напротив себя на пустом стуле представить человека, с которым связан неприятный опыт.
Техники в гештальт подходе. Эксперимент
В этом видео мы поговорим про технику гештальт терапии, которая называется "Пустой Стул". это психотерапевтическая техника, обычно используемая в гештальт-терапии для изучения отношений пациентов с самими собой, с аспектами их личности, их концепциями, идеями, чувствами и т.д. это терапевтическая стратегия, используемая гештальт-психологами. Мы объясняем, из чего он состоит, его применения и преимущества. В целом, техника «Пустой стул» остается ценным инструментом в гештальт-терапии, который способствует эмоциональному выражению, самопознанию и внутренней интеграции.
Техника «Пустой стул»
Стулья служат заместителями отсутствующих лиц, предметов, явлений и т. Они могут представлять неодушевленные объекты, такие, как комната, стойка, дом. Они могут представлять точку зрения, черту характера, навык или помехи имеются в виду место в служебной иерархии, преобладание, профессия или род занятий, страх, чувство собственной неполноценности, препятствия, камень преткновения. Чаще, однако, пустой стул вводится, чтобы представлять человека, с которым протагонист эмоционально связан. Этот человек может быть живым или мертвым, кем-то еще, чьим-то "я" или частью этого "я".
В этой технике протагонист разговаривает с воображаемым кем-то или чем-то в форме монолога или обмена ролями. Протагонист все время меняется ролями и местами с отсутствующим кем-то или чем-то.
Это упражнение позволяет выйти за рамки этого противостояния и установить диалог между разными частями личности. Человек садится на один стул и представляет, что на другом сидит та часть его личности, с которой он стремится побеседовать. Это может быть топ-дог, андер-дог, ребенок, родитель, друг, враг, обида, бог, смерть и т. Человек обращается к этой части, выражая свои чувства, эмоции, претензии. Затем он меняет место и отвечает от лица этой части, стараясь вжиться в ее роль и понять ее позицию. Таким образом он создает беседу, в которой имеет возможность выслушать и высказать все, что у него накопилось. Цель этой беседы — исцелить обиды и достичь понимания, примирения, интеграции, изменения. Суть техники Суть техники «Пустого стула» заключается в том, что вы сами становитесь своим терапевтом и учителем.
Вы сами себя исследуете, сами себя лечите, сами себя развиваете. Этот метод активизирует ваши внутренние ресурсы, помогает вам осознать свой потенциал, ограничения. Эта техника способствует расширению сознания, восприятия себя и мира. Вы учитесь видеть ситуацию с разных точек зрения, слышать и слушать себя и других, беседовать и молчать, действовать и отпускать. Упражнение основано на нескольких важных принципах, таких как: Принцип здесь и сейчас. Вы фокусируетесь на том, что происходит с вами в данный момент, на своих ощущениях, эмоциях, страхах, поведении. Вы не уходите в прошлое или будущее, не анализируете, не интерпретируете, а просто наблюдаете и описываете свой опыт. Принцип ответственности. Вы берете на себя ответственность за вашу жизнь, выбор, действия. Вы не вините других, не ждете и не требуете ничего от них, независимы от них и не подчиняетесь им.
Вы признаете свою свободу и ответственность. Принцип контакта. Вы устанавливаете контакт с собой и с окружающим миром, с разными частями своей личности и с другими людьми. Вы выражаете свои потребности, желания, чувства, эмоции и мысли, учитываете потребности, желания, чувства, эмоции и мысли других. Вы стремитесь к гармонии, сотрудничеству, взаимопониманию. Принцип эксперимента. Вы экспериментируете с разными способами быть, думать, чувствовать, реагировать. Вы пробуете новые роли, варианты. Вы открываетесь для нового опыта, знаний, изменений. Как ее применять?
В этой технике протагонист разговаривает с воображаемым кем-то или чем-то в форме монолога или обмена ролями. Протагонист все время меняется ролями и местами с отсутствующим кем-то или чем-то. Этот "двухрельсовый монолог" поддерживает ход действия. Важно, чтобы впоследствии пустой стул был занят конкретным человеком, вспомогательным лицом, с кем бы протагонист мог общаться, как будто воображаемый "кто-то" действительно был здесь. В своей простейшей форме техника пустого стула использует один стул. Но сцена может быть расширена, усложнена и в этом случае можно использовать несколько пустых стульев, представляющих несколько ролей. Например, могут быть поставлены два стула — один доброжелатель протагониста, другой — злопыхатель.
Пустой стул, который представляет абстрактную фигуру или человека, с которым пациент взаимодействует. Опытный терапевт, который руководит процессом и поддерживает доверительные отношения с пациентом. Применение техники «Пустой стул» может привести к следующим результатам: Проявление эмоциональной разгрузки и осознания своих эмоций.
Полезные гештальт-упражнения / Встреча 5 / Задание 5 / Техника "Пустого стула"
техника "Пустой стул" поможет решить эти вопросы. Данный метод гештальт-терапии (т.е. техника «Пустого стула»), предлагает клиентам вообразить себе значимого человека рядом с ними и напрямую обратиться к этой личности. Техника «пустой стул» ф. перлза в психологии и её особенности.
Гештальт-терапия: описание, методы, техники
Может показаться, что это противоречит постоянно утверждаемому психологами-гуманистами принципу целостности психики. Однако же нетрудно заметить, что как основатель гештальттерапии Фриц Перлз, так и многие другие классики гуманистической психотерапии на деле придерживались лежащего за обсуждаемой техникой представления — что психика человека, как бы к этому ни относиться, разделена. Например, у основателя психосинтеза Роберто Ассаджоли мы обнаруживаем понятие субличности. А вот цитата из книги еще одного из «отцов» гуманистической психотерапии Эрика Берна, где феномен субличности или «части» описывается с предельной отчетливостью хотя и под другим именем : «Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью...
Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциональными. У каждого человека свой набор поведенческих схем соотносится с определенным состоянием его сознания. А с другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым, бывает связан уже другой набор схем.
Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании различных эго-состояний. На языке психологии эго-состояния можно описывать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром эго-состояний, которые суть не роли, а психологическая реальность».
Берн имеет в виду, разумеется, свою знаменитую триаду Р-В-Д именно их он называет «эго-состояниями» , но приведенная цитата фиксирует интересующий нас психологический феномен более обобщенно. Под берновское описание вполне подпадают и «части», и субличности. От описанного представления возможны два направления движения: одно из них акцентирует интер-субъективные межличностные , другое — интра-субъективные внутри-личностные аспекты возникающей ситуации.
Что касается первого, то практически полезно иметь в виду, что «ведет себя», участвуя в разнообразных социальных ситуациях, не «человек-как-целое», а различные субличности. Как замечает придерживающийся аналогичной концепции Г. Гурджиев, одно «я» в человеке может подписать вексель, по которому и всем другим его «я» придется расплачиваться всю оставшуюся жизнь.
Берновские схемы трансакций два столбика, состоящие из кружочков, и стрелки между ними также описывают эту, — межличностную, — сторону дела. Во втором направлении особый психотехнический и психотерапевтический интерес могут представлять взаимоотношения субличностей «внутри» человека. Техника «пустого стула» занята тем, чтобы выявить, экстериоризовать те субличности, из бесконечных диалогов, конфликтов, схваток и клинчей которых подчас состоит внутренняя жизнь «здорового невротика».
Рассмотрим несколько примеров, чтобы практически прочувствовать разделенность «частей» или субличностей в человеке. Вот одна из часто встречающихся проблем, с которыми сталкивается «здоровый невротик»: как заставить себя делать то, чего делать не хочется? Например, писать курсовую работу, учить английский язык, мыть посуду, гулять с собакой в плохую погоду… Попробуем разложить ситуацию на составляющие.
Прежде всего, долженствование всегда имеет собственную коммуникативную структуру: кто-то должен кому-то. Адресатом долженствования тем, кому должны может быть внешний человек, а может быть собственная субличность: «Я должен сам себе», — говорит клиент.
Такие конфликты часто порождаются внутренним диалогом долга, требований общества, совести, с одной стороны, и желаний, эмоций, спонтанности, с другой. Разворачивание этого диалога вовне оказывает терапевтическое воздействие. Ради справедливости стоит отметить, что «пустой стул» был перенят из психодрамы Морено, а не возник в рамках гештальт-терапевтического подхода.
Многие люди решают обратиться за профессиональной помощью, чтобы понять, почему они пьют алкоголь, переедают, используют экспрессивные жесты во время бури эмоций и делают многое другое. Фрейд сказал бы, что у них есть бессознательные мотивы, которые блокируются сознанием. Такие мотивы могут просачиваться через сны, оговорки или свободные ассоциации. Вернемся к Вайнбергу и его определению интервенции «Иллюзия голода»: «Человек, который сознательно останавливает свое шаблонное поведение, подвергается иллюзии, которая становится ярко выраженной в тот момент, когда возникает импульс для возобновления привычки. Я называю это иллюзией голода». Процесс следующий: Определите момент, когда вы склонны действовать автоматически. Не действуйте на автомате. Отмечайте, какие мысли и чувства возникают. Словом, когда мы пытаемся сознательно изменить автоматическую реакцию, то в эту секунду как будто испытываем голод. Вайнберг говорит, что в такой момент мы возвращаемся в момент формирования этой привычки и, скорее всего, корни уходят в детство. Например, если человек привык размахивать руками, чтобы его выслушали, он может избежать этого автоматического поведения. В эту секунду его память переносится в прошлое, когда он пытался общаться со своими старшими братьями и они не слышали его до тех пор, пока он не начал размахивать руками. Теперь он бессознательно разыгрывает поведение, которое было необходимо в детстве, но больше не нужно. Если вам удастся вернуться в прошлое, вы можете проанализировать ситуацию и с этой минуты начать контролировать ситуацию. Эту интервенцию можно применять для разнообразных ситуаций.
Если будет желание ответить, смело отвечайте. Проблема: Вы не можете принять часть своей личности, разобраться со своими чувствами по отношению к какой-либо ситуации, у вас есть какая-то цель, которую вы не можете достигнуть из-за конфликта с самим собой вы хотите ее достичь, но начиная идти к цели, бросаете все и перестаете верить в себя. Это также может быть неприятие со стороны общества, какие-то конфликты с окружающими или с самим собой. Например: вы любите работать с людьми, чувствовать себя полезным, но в то же время вы по натуре интроверт человек, который предпочитает общению, находиться с самим собой наедине и вас "раздражает" эта работа. Представьте ту часть своей личности, которая любит работать с людьми, скажите, что именно вам нравится в работе? Можете со стороны задавать этой части личности вопросы и отвечать на них. А потом пересядьте на пустой стул и скажите, почему вам не нравится работа с людьми. Это может выглядеть примерно так: Например, преподаватель вуза, сообщила о том, что испытывает двойственные чувства в связи со своей работой: с одной стороны, ей нравится общаться со студентами, читать лекции, с другой — работа вызывает у нее напряжение и неудовлетворенность. Пересаживаясь с одного стула на другой и идентифицируясь с разными частями своей личности, женщина вела диалог от их имени.
Научиться прощать: техника «Пустой стул»
Техника пустого стула более эффективна, потому что в ней вы проговариваете вслух то, что осталось незавершенным. 4. Сядь на противоположный стул и отзлись, на свой страх за то, что он делает. Техника «пустого стула» позволяет выразить накопившиеся чувства, когда невозможно поговорить с человеком напрямую. В этом видео мы поговорим про технику гештальт терапии, которая называется "Пустой Стул". Разговор со стулом, стул и красная нить, техника «Пустой стул» — под такими названиями можно найти самую работающую из «отвязок». Техника пустого стула направлена на то, чтобы стать инструментом, с помощью которого человек может выполнить серию ролей для проецирования и достижения катарсического эффекта.