Отношение Плюшкина к предложению Чичикова (реакция Плюшкина). Занимаясь скупкой мертвых душ, Чичиков побывал во многих местах и повстречался с разными людьми. Чичиков предлагает ему сделку, и Плюшкин воспринимает предложение с воодушевлением. Цитату реакции Плюшкина на предложение Чичикова (Мертвые души). Этим и объясняется отношение Плюшкина к предложению Чичикова, ведь эта сделка сулила только доходы. Предложение Чичикова, чтобы Плюшкин платил подати за всех крестьян, вызвало у Плюшкина ощущение неудовольствия.
«Визит Чичикова к Плюшкину»
Как плюшкин отреагировал на предложение. Реакция плюшкина на предложение чичикова | Реакция Плюшкина на предложение Чичикова. |
Характер Плюшкина | Плюшкин Плюшкин Отношение к предложению Чичикова На визите Павла Ивановича Чичикова к Плюшкину В первую очередь обращает на себя внимание реакция Плюшкина на предложение Чичикова. |
Реакция плюшкина на предложение чичикова. Отношение плюшкина к чичикову
Ах, господи ты мой! Но не прошло и минуты, как эта радость, так мгновенно показавшаяся на деревянном лице его, так же мгновенно и прошла, будто ее вовсе не бывало, и лицо его вновь приняло заботливое выражение. Он даже утерся платком и, свернувши его в комок, стал им возить себя по верхней губе. Приказные такие бессовестные! Прежде, бывало, полтиной меди отделаешься да мешком муки, а теперь пошли целую подводу круп, да и красную бумажку прибавь, такое сребролюбие! Я не знаю, как священники-то не обращают на это внимание; сказал бы какое-нибудь поучение: ведь что ни говори, а против слова-то Божия не устоишь. Услыша, что даже издержки по купчей он принимает на себя, Плюшкин заключил, что гость должен быть совершенно глуп и только прикидывается, будто служил по статской, а, верно, был в офицерах и волочился за актерками. При всем том он, однако ж, не мог скрыть своей радости и пожелал всяких утешений не только ему, но даже и деткам его, не спросив, были ли они у него или нет. Подошед к окну, постучал он пальцами в стекло и закричал: «Эй, Прошка! Почему у Прошки были такие большие сапоги, это можно узнать сейчас же: у Плюшкина для всей дворни, сколько ни было ее в доме, были одни только сапоги, которые должны были всегда находиться в сенях.
Всякий призываемый в барские покои обыкновенно отплясывал через весь двор босиком, но, входя в сени, надевал сапоги и таким уже образом являлся в комнату. Выходя из комнаты, он оставлял сапоги опять в сенях и отправлялся вновь на собственной подошве. Если бы кто взглянул из окошка в осеннее время и особенно когда по утрам начинаются маленькие изморози, то бы увидел, что вся дворня делала такие скачки, какие вряд ли удастся выделать на театрах самому бойкому танцовщику. Ну, чего ты пришел, дурак, скажи, чего? Постой, куда же ты? Бес у тебя в ногах, что ли, чешется?.. Да смотри ты, ты не входи, брат, в кладовую, не то я тебя, знаешь! Вот у тебя теперь славный аппетит, так чтобы еще был получше! Вот попробуй-ка пойти в кладовую, а я тем временем из окна стану глядеть.
Им ни в чем нельзя доверять, — продолжал он, обратившись к Чичикову, после того как Прошка убрался вместе с своими сапогами. Вслед за тем он начал и на Чичикова посматривать подозрительно. Черты такого необыкновенного великодушия стали ему казаться невероятными, и он подумал про себя: «Ведь черт его знает, может быть, он просто хвастун, как все эти мотишки; наврет, наврет, чтобы поговорить да напиться чаю, а потом и уедет! Чичиков изъявил готовность совершить ее хоть сию же минуту и потребовал только списка всем крестьянам. Это успокоило Плюшкина. Заметно было, что он придумывал что-то сделать, и точно, взявши ключи, приблизился к шкафу и, отперши дверцу, рылся долго между стаканами и чашками и наконец произнес: — Ведь вот не сыщешь, а у меня был славный ликерчик, если только не выпили! А вот разве не это ли он?
У этого помещика за несколько лет умерло более 120 крепостных, к тому же набралось более 80 беглых. Чичиков приобрёл их всех по 30 копеек за душу и остался очень довольным результатом поездки. И Чичиков, и все встреченные им на пути к сомнительным сделкам помещики живут идеей обогащения.
Гоголь показал в образах помещиков различные степени одержимости этой идеей. Последнюю стадию поглощения страстью наживы воплощает Плюшкин. На этой ступени у человека не остаётся даже искры добра, и, лишённый духовного начала, он превращается в фантом, призрак, мёртвую душу. Фигура Плюшкина — единственная из всех обрисованных в поэме Гоголя «Мёртвые души» выступает как зловещее предупреждение: страшитесь превратиться в Плюшкина, потому что это воплощённое разрушение всех живых связей с миром и людьми. Плюшкины сеют одичание и смерть. Деревня помещика — это полуразрушенные дома, их рассохшиеся щелястые стены напоминают голые рёбра, в окнах вместо стёкол тряпьё. В помещичьем доме заколочены все окна, кроме двух. Будучи владельцем тысячи душ крепостных, Плюшкин весь их труд превращает в пыль. Зерно гниёт в кладях, до холстов и сукон нельзя дотронуться — они распадаются на клочья. Жадность хозяина отвадила всех покупщиков.
Произведённое крестьянами становится навозом. Они сами умирают от голода и болезней или пускаются в бега. Имена умерших людей на бумаге показались Чичикову мошками, усеявшими белый лист.
И за эту малость он грозит Мавре Страшным судом! Когда ключница нашла бумагу, то Плюшкину ничего не остается, как обвинить Мавру в другом грехе, в излишней расточительности: «…ты схватишь сальную свечу, сало дело топкое: сгорит — да и нет, только убыток, а ты принеси-ка мне лучинку!
Мог так измениться! Этот эпизод выявил в Плюшкине все его отвратительные качества. Автор называет помещика «бесчувственным» и «пошлым». Для него он — «странное явление», «старичишка». В слове «старичишка» используется уничижительный суффикс, потому что Гоголь не принимает образ жизни этого героя.
Он нам показывает его «одеревенение». Во второй раз метафора «деревянное лицо» встречается в ярком сравнении Плюшкина с утопающим. В сердце персонажа скупость заняла свое место, и уже нет надежды на спасение его души. Читайте также: Сочинение Антонина характеристика и образ Доктор Живаго Пастернака Чичиков в сцене купли-продажи «мертвых душ» проявляет хитрость, находчивость, лицемерие, жадность. Он ловко уверил Плюшкина, что хочет помочь ему по причине доброй души старика.
Чичиков за бесценок скупил у скряги мертвые и беглые души и взял на себя расходы по купчей крепости. Эпизод внес дополнительный штрих к портрету ловкого хищника-приобретателя. Таким образом, сцена важна для реализации идейного замысла всего произведения. Автор ставит проблему деградации человека. Образ Плюшкина завершает портретную галерею помещиков, каждый из которых духовно ничтожней предшествующего.
Плюшкин замыкает цепь. Он — страшный образец нравственного и физического вырождения. Эпизод играет большую роль в раскрытии идеи поэмы. Автор показывает, что «мертвые души», такие, как Плюшкин, Чичиков и другие губят Россию. На вопрос Реакция Плюшкина на предложение Чичикова?
Жаль мне вас! Какая глупость Написана на этих мелких лицах! Как все черты изображают ясно То гордость, то корысть, то униженье.. Хвалит, конечно, иной и его; а другой осуждает. Ну, а богатый землями и в рост отдающий Фуфидий, Славы развратного, имени мота боясь, не стыдится Брать с должников пять процентов на месяц; и даже чем больше Кто нуждою стеснен, тем более он притесняет!
Квинт Гораций Флакк. Перевод М. Дмитриева и Н. И сгинут мелочные мысли. Петь о важнейшем пора, вдохновляться вакхическим тирсом, — Время довольно терять, труд начинай покрупней!
Воспевай деянья героев! Публий Овидий Назон. Перевод С. Но и душе душа, как говорится, рознь; Вот для твоей, — сказать примерно, — дальных кознь Употреблять напрасно и не стоит; А та меня, признаться, беспокоит: Вертка проклятая! А я тебя лишь в первой знал, В той жизни, где мечтали оба Преодолеть девятый вал И рыцарями быть до гроба.
Дмитрий Воденников мелочность Она одна пойдет за нашим гробом, Скрывая унижение и страх, И пусть людская мелочность и злоб Нам не изменит на похоронах. Константин Левин мелочность… Очень жаль, но не дело моеИстреблять этих мелких людей. Лучше я совращу на их казньИх же собственных глупых детей! Эти мальчики могут понять, Что любить или верить — смешно, Что тираны — отец их и мать, И убить их пора бы давно! У нас надежды золотыеСердц Плюшкин всем своим видом и недружелюбной встречей до такой степени озадачил Чичикова, что он сразу не мог придумать, с чего начать разговор.
С целью расположить к себе мрачного старика и получить для себя выгоду, решает попробовать подействовать на него такой цветистой речью, в которой соединялись бы и почтение к хозяину, и обходительность самого Чичикова и его умение облечь свои мысли в приличную для культурного человека книжную форму. Первоначальный вариант намечен был Чичиковым такой: «Наслышась о добродетели и редких свойствах души хозяина , …почёл долгом принести лично дань уважения». Вариант этот был мгновенно отвергнут, так как это было уже слишком. Нравственно-психологический характер своего «вступления» Чичиков заменяет хозяйственным это и конкретнее, и ближе к делу и говорит, что, «наслышась об экономии его и редком управлении имениями, …почёл за долг познакомиться и принести лично своё почтение». Когда Плюшкин с первых же слов показывает раздражение и начинает жаловаться на свою бедность, Чичиков ловко поворачивает разговор к своей цели: «Мне, однако ж, сказывали, что у вас более тысячи душ».
И следующую жёлчную реплику Плюшкина, где тот невольно коснулся горячки, которая выморила у него мужиков, т. Чичиков торопится узнать число и не может скрыть радости от предстоящей наживы. Отсюда: поток вопросительных предложений: «Сколько числом.. Нет… Вправду? Целых сто двадцать?
Однако скоро он спохватывается и решает соединить выражение соболезнования с практическим делом, излагая всё это почтительно, несколько даже книжно: «Для удовольствия вашего я готов и на убыток». Итак, почему ж не дать бы мне…» Недаром Гоголь дважды здесь говорит о Чичикове так: «изъявил готовность». Один раз Чичиков даже буквально повторяет слова Плюшкина: «По две копеечки пристегну, извольте». Таким образом, наблюдения над речью Чичикова, как и других главных героев поэмы, убеждают в том огромном мастерстве, которым обладал Гоголь при обрисовке персонажей средствами их индивидуальной речевой характеристики. Языковая характеристика является блестящим средством раскрытия не только центральных героев, но и второстепенных персонажей поэмы.
Гоголь в таком совершенстве владеет искусством языковой характеристики, что и второстепенные персонажи наделяются исключительно выразительной, меткой, только им присущей речью.
Ему случалось видеть немало всякого рода людей [... Чичиков все еще не мог начать разговора, развлеченный как видом своего хозяин, так и всего того, что было в его комнате" Чичиков считал Плюшкина до абсурда скупым и это вызывало неприязнь: "И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Вслед за тем он начал и на Чичикова посматривать подозрительно.
Реакция помещиков на предложение Чичикова о покупке мёртвых душ
Чичиков приезжает к нему с предложением о мёртвых душах. При всем этом, реакция Манилова на предложение Чичикова оказывается самой спокойной и беспристрастной. Отдельно выделяется реакция на предложение Чичикова продать души. Сначала Плюшкина охватывает радость, поскольку тот был жадным и скупым и его привлекал абсолютно любой обогащения деньгами, однако ответил отказом, так как к нему пришло осознание того, что придётся пойти на какие-либо расходы, чего он потерпеть не мог.
Отношение плюшкина к предложению чичикова. Как плюшкин отреагировал на предложение чичикова
Реакция на предложения Чичикова ~ Мертвые души | В сцене торговли Плюшкин жалуется на бедность, чтобы выманить у Чичикова больше монет. |
Как плюшкин относится к предложению чичикова. Сочинение «Визит Чичикова к Плюшкину | Плюшкину реакция на предложение Чичикова была своеобразным проявлением его индивидуальности и принципов. |
Характеристика плюшкина отношение к предложению чичикова. Реакция плюшкина на предложение чичикова | Когда Плюшкин узнал о предложении Чичикова, то сразу перешли к разговору о цене, поскольку, Плюшкина не интересовал вопрос, зачем они Чичикову, Плюшкину понимал, что можно хорошо заработать, продав уже не существующих людей. |
Какова была реакция Плюшкина на предложение Чичикова (см)? - Рой пчел Ответы на все любые вопросы | Предложение Чичикова принять на себя обязанность платить подати за 120 с лишком умерших крестьян Плюшкина изумило и обрадовало. |
Отношение плюшкина к предложению чичикова. Как плюшкин отреагировал на предложение чичикова
Когда Чичиков впервые видит Плюшкина, он сначала принимает его за женщину, служанку-ключницу. Чичиков приезжает к нему с предложением о мёртвых душах. Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: Реакция Плюшкина на предложение Чичикова. На визите Павла Ивановича Чичикова к Плюшкину В первую очередь обращает на себя внимание реакция Плюшкина на предложение Чичикова. Как плюшкин отреагировал на предложение чичикова цитаты.
Какая реакция Плюшкина возникла на предложение Чичикова "платить подати за всех крестьян"?
В которой слишком уж много светло-серого цвета. До обеда и за обедом собеседники ведут довольно пустой разговор о губернаторе, «препочтеннейшем и прелюбезнейшем человеке», о вице-губернаторе, тоже «милом» и «очень достойном», о жене полицеймейстера, «прелюбезнейшей женщине» и далее в таком же духе. Все эти разговоры носят слащаво-приторный тон, который идет, естественно, от хозяина поместья — Манилова. Сама его внешность говорит об этом: лицо имело «выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно, воображая ею порадовать пациента». Он тоже хочет сделать приятное своему гостю и в этом своем стремлении сильно «перебарщивает». Ну еще бы, он же считает Чичикова высоко образованным человеком, который «имеет высокое искусство выражаться», говоря словами самого Манилова. В этой пустой болтовне «ни о чем» читатель открывает для себя Манилова через его речь. Если говорить о Чичикове, то он отличается необыкновенным терпением и умением подстраиваться под человека. Позже мы убеждаемся, что герой варьирует свой стиль общения в зависимости от характера собеседника. Поэтому впечатление Манилова от беседы с Чичиковым можно обозначить словами: «чувствуешь какое-то, в некотором роде, духовное наслаждение». Но мы-то знаем, что не за «приятным разговором» приехал в Маниловку Павел Иванович.
Ему нужны мертвые души, разговор о чем он и заводит после обеда уже в кабинете Манилова. Постепенно, шаг за шагом, он выясняет количество умерших крестьян. Интересно, что Манилов сначала без подозрений, даже не задумываясь, помогает Чичикову в этом, но вдруг задается вопросом: «А для каких причин вам это нужно? Чичиков покраснел от «напряжения что-то выразить». Аферист и мошенник, говоря о своем желании купить крестьян, замкнулся и не кончил речи. Несмотря на всю свою сноровку в таких делах, он пасует перед искренне не понимающим, о чем идет речь, выражением лица Манилова. По-настоящему комично поведение Манилова и Чичикова. Первый выронил трубку и так и остался с разинутым ртом в продолжение нескольких минут; оба вперили друг в друга глаза; Чичиков даже был степеннее обыкновенного, что заставило Манилова отказаться от предложения о сумасшествии гостя; наконец, Манилов более ни до чего не додумался, как выпустить дым изо рта тоненькой струйкой. Из подобного сконфуженного состояния Чичиков выводит Манилова опять же с помощью своей деловой хватки. Он взял себя в руки и более пространно объяснил помещику, что и как, не забыв уточнить, что данная коммерческая сделка не нарушает закона.
И Чичиков не солгал: вся история с покупкой мертвых душ рассказана писателем в полном соответствии с действующим в то время законодательством. Павел Иванович не зря говорит, что он «привык ни в чем не отступать от гражданских законов». Фантастическая сделка Чичикова осуществлялась в полном соответствии с параграфами закона. Только наш герой упомянул о законности данного предприятия, Манилов забыл о сути покупки. Для него задумка гостя — лишь «фантастическое желание», которое и исполняет он, Манилов. А какая это для него честь! К тому же, «умершие души в некотором роде совершенная дрянь». Но весь этот спектакль еще не закончен, занавес еще рано опускать. Чичиков был бы не Чичиковым, если бы не выразил благодарности Манилову. Он, человек без роду и племени, вечно подвергаемый гонениям и испытаниям, теперь спасен.
И не забыл пустить слезу. Этого оказалось достаточно: «Манилов был совершенно растроган». Таков был исход разговора Манилова с Чичиковым. Это была первая удача Павла Ивановича в деле скупки мертвых душ. Успех сделки был обусловлен складом характера Манилова, стремящегося во всем к высокому и благородному. Встречаться с такими помещиками Чичикову больше не пришлось. Манилов — первый в галерее помещиков, создаваемой Гоголем. Несмотря на всю его воспитанность, умение обходиться с гостями, можно с уверенностью сказать: это — пошлость, которая обнаруживается при заглядывании внутрь героя. Пошлость, все возрастающая от помещика к помещику. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Купля продажа мёртвых душ манилова Прожив в городе NN с неделю, Чичиков решил перенести свои визиты за город и навестить своего нового знакомого, помещика Манилова. Кучер Селифан запряг коней, и бричка Чичикова понеслась по дороге. Добравшись до места, Чичиков увидел довольно большую деревню. В чертах и расположении усадьбы угадывались одновременно две черты характера хозяев: их претензии на образованную утончённость — и крайняя непрактичность. У господского дома были устроены на английский манер клумбы и пруд. Но клумбы были неухожены, пруд зарос зеленью, а сам дом находился на открытом всем ветрам возвышении. Среди деревьев виднелась беседка с голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления». Хозяин поместья выбежал на крыльцо и, рассыпаясь в любезностях, приветствовал гостя. Манилов относился к числу людей, о которых пословица говорит: ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. Лицо его было довольно приятно, но в эту приятность чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее.
Он не грешил никакими сильными страстями и увлечениями, но любил проводить время в фантастических мечтах, которые никогда не пробовал претворять на деле. Хозяйством Манилов почти не занимался, полагаясь на приказчика, но, глядя на свой заросший пруд, часто грезил о том, как было бы хорошо провести от дома подземный ход или выстроить чрез пруд каменный мост с купеческими лавками. В кабинете Манилова всегда лежала книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года. Под стать Манилову была и его жена, воспитанная в пансионе, где тремя главными предметами были французский язык , игра на фортепиано и вязание кошельков. Герой «Мертвых душ» Манилов. Художник А. Лаптев По своему обыкновению Манилов лез из кожи вон, чтобы сделать Чичикову приятное. Он не соглашался пройти впереди него в дверь, называл встречу с ним «именинами сердца» и «образцовым счастьем», уверял, что с радостью отдал бы половину своего состояния, чтобы иметь часть тех достоинств, которые имеет его гость. Манилов первым делом спросил, как понравились Чичикову губернские чиновники — и сам восхищался их необыкновенными дарованиями. Чичикова пригласили к столу.
За обедом присутствовали и двое сыновей Манилова, 8-ми и 6-ти лет, которые носили античные имена Фемистоклюс и Алкид. После обеда Чичиков сказал, что желал бы поговорить с Маниловым о важном деле. Оба они прошли в кабинет, где хозяин дома по модному обычаю закурил трубку. Немного волнуясь и даже почему-то оглянувшись назад, Чичиков поинтересовался у Манилова, много ли у него умерло крестьян со времени последней податной ревизии. Манилов сам не знал этого, но вызывал приказчика и послал его сделать поимённый список скончавшихся. Чичиков пояснил, что хотел бы купить этих мертвых душ. Услышав такое странное желание, Манилов выронил изо рта трубку и некоторое время оставался недвижимым, вперив взгляд в собеседника. Затем он осторожно осведомился, не будет ли сделка с мертвыми душами несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России? Чичиков уверял, что нет, и указывал: казна даже получит от этого выгоды в виде законных пошлин. Успокоившийся Манилов по своей любезности не смог отказать гостю.
Уговорившись с ним о покупке мертвецов, Чичиков заторопился с отъездом, спросив дорогу к помещику-соседу Собакевичу. Манилов долго стоял на крыльце, провожая глазами удалявшуюся бричку. Вернувшись в комнату, он с трубкой во рту предался планам построить дом с таким высоким бельведером, чтобы можно было оттуда видеть даже Москву, пить там вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о приятных предметах. Манилов мечтал, что на эти чаепития он приглашал бы Чичикова, и государь, узнав о такой дружбе, пожаловал бы их генералами. Анализ сцены купли-продажи «мертвых душ». Диалог Чичикова и Коробочки Переходим к анализу кульминационного эпизода главы — сцены купли-продажи «мертвых душ». Диалог Чичикова и Коробочки должен прозвучать в классе. Хорошо, если заранее подготовленные ученики прочитают его в лицах. Эта в высшей степени комическая сцена. На основе диалога Коробочки и Чичикова можно сделать заключение, что именно в этой сцене характер помещицы раскрывается с наибольшей полнотой, обнаруживая не только ее мелочную бережливость, деловитость, но и тупость, жадность, крепостнические убеждения.
Коробочка с одинаковой практичностью торгует продуктами своего имения и крестьянами, рассматривая их как обычный товар, подобно меду, салу, птичьим перьям и больше всего боясь при этом продешевить: «Живых-то я уступила. Комментируя этот эпизод , обратим попутно внимание нак характерный прием гоголевского стиля — мотив автомата, подчеркивающий духовное убожество помещицы, ее неспособность к самостоятельному мышлению: «Право, не знаю, ведь я мертвых никогда еще не продавала»; «Меня только то и затрудняет, что они уже мертвые»; «Право, отец мой, никогда еще не случалось продавать мне покойников», и т. Чрезвычайно важный момент в работе над образом Коробочки — вопрос о типичности ее характера. Гоголь отнюдь не хотел представить образ Коробочки как типичное явление сугубо провинциальной жизни. Об этом красноречиво свидетельствуют сравнения Коробочки с «иным и почтенным, и государственным человеком», который «как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь», а также с дамой-аристократкой из великосветской петербургской гостиной. Каждое из этих сравнений устремлено к самой вершине социальной пирамиды помещичье-чиновничьего общества и оттеняет масштабность гоголевского обобщения. Образы помещиков в » Мертвых душах « Посмотрев на поэму с позиций современного литературоведения, постараемся постигать со школьниками ее сокровенный смысл, добавив к традиционному пути новые для школы трактовки. Следуя замыслу Гоголя, — а его герои идут дорогой » ад — чистилище — рай «, — попробуем посмотреть на тот мир, который был перед ним. Считая себя пророком, Гоголь искренне верил в то, что именно он должен указать человечеству на его грехи и помочь избавиться от них. Так какие же грехи опутали наших героев?
Какое зло проповедуют они? Чтобы ответить на эти вопросы, можно провести урок » Эти ничтожные люди » , используя групповую форму работы. Класс делится на 5 групп по количеству глав, посвященных описанию помещиков и в рамках учебного исследования ищет параллели между героями Гоголя и » Божественной комедией » Данте. Пейзаж маниловской усадьбы вполне соответствует описанию первого круга ада — Лимба: у Данте: зеленый холм с замком — и дом Манилова на возвышении; сумеречное освещение Лимба — и у Гоголя » день. Учащиеся могут заметить, что в доме Манилова много дыма, так как хозяин непрерывно курит трубку, а в описании его кабинета — горки золы. А дым и зола связаны с бесовщиной. Значит, в душу героя уже вселился дьявол и она требует очищения. При отъезде Чичикова Манилов обращает его внимание на тучи, пытаясь отвлечь гостя от выполнения задуманного им путешествия. Но ведь и по мере погружения в преисподнюю мгла нарастает! Однако уже в сцене купли-продажи в словах Чичикова звучит надежда автора на воскресение даже самой заблудшей и » дрянной » души.
Манилов утверждает, что умершие души — ничтожный товар, а Чичиков возражает и защищает умерших, отзываясь о них: » Очень не дрянь! У Данте это описывается так: » Стеная, несся круг Теней, гонимый вьюгой необорной ». У Гоголя — » темнота была такая, хоть глаз выколи ». И Коробочка подтверждает: » Сумятица и вьюга такая «. Откуда же вьюга во время грозы? В преисподней возможно все, а третий круг ада у Данте вообще был кругом дождя. Жилище Коробочки напоминает пещеру Колдуньи: зеркала, колода карт, картины с птицами. Предметы эти трудно рассмотреть, т. В сцене купли-продажи Коробочка не бранит своих усопших крестьян, как Манилов, а выражает надежду, что мертвые » в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся ». Таким образом, сокровенная мысль Гоголя начинает приобретать более отчетливые контуры.
Идея воскресения заложена и в имени Коробочки — Анастасия — » воскресшая «. Третий круг ада — обжорство чревоугодие. Поэтому не случайно Чичиков от Коробочки попадает в трактир. В данном случае уместен анализ эпизода » В трактире «. Вся история с Ноздревым соответствует четвертому кругу ада, где мучаются скупые и расточительные души.
Итак, наконец, выяснилось, что хозяин поместья — Степан Плюшкин, так похожий на ключницу. Одежда и внешность Плюшкина полностью соответствовала его обиталищу. Если бы Чичиков встретил Плюшкина в городе, он бы принял его за нищего и подал бы ему милостыню. Тем более, что Плюшкин, бродя по улицам, подбирал весь мусор и всякую рухлядь и тащил все в свой дом.
При этом при всем Плюшкин — довольно богатый помещик. Он владел тысячей с лишним душ крепостных крестьян, у него было в достатке зерна, муки, различной утвари, сукна, холстов и т. Глава, изображающая встречу Чичикова с Плюшкиным, резко отличается от других глав. Когда Чичиков приезжал к другим помещикам для покупки мертвых душ, все было однотипным — Чичиков осматривал дом и поместье, покупал крестьян, обедал и уезжал. Глава с Плюшкиным прерывает эту разнообразную цепочку. Только у одного жителя города, у Плюшкина, показана история его жизни, то есть перед нами не просто человек с застывшей душой, а мы видим, как он дошел до такого «плачевного» состояния. Когда-то он был просто рачительным и бережливым хозяином. У него была семья — жена, сын и две дочери. Он был образцом для соседей, которые приезжали к нему учиться вести хозяйство.
Но затем семья распалась. Жена умерла. Дочь убежала и обвенчалась с кавалерийским офицером, за что была проклята отцом. Сын ушел в армию, младшая дочь умерла, дом полностью опустел. Бережливость Плюшкина превратилось в скупость, а одиночество ее увеличило. Человеческие чувства слабеют под напором ужасной скупости. Приезжавшие к Плюшкину за товаром купцы вскоре бросили эту затею — купить что-либо стало у него невозможно, товар находился в ужасном состоянии. Доход в хозяйстве собирался по-прежнему, все сваливалось в кладовую, чтобы превратиться там в гниль и труху. Чичиков никак не решался начать с Плюшкиным разговор о причине своего посещения.
Плюшкин приглашает его садиться, принимает довольно радушно, но предупреждает, что кормить не будет. Разговор ведется о крепостных и их высокой смертности в поместье Плюшкина, что несказанно радует Чичикова. В общем, вместе с беглыми, набирается двести с лишним «мертвых» душ. Плюшкин очень рад такой удачной сделке, он пишет доверенность на совершение купчей, и сделка состоялась. Чичиков возвращается в город в самом добром расположении духа. Даже напевает, удивив этим Селифана. История Плюшкина — это трагедия его жизни. Постепенно от каждого удара судьбы его душа затвердевала. При упоминании имени его товарища на лице Плюшкина «скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства».
Это значит, что в Плюшкине осталось что-то живое. Живыми оставались и его глаза. Сад Плюшкина напоминает его душу, он заросший, запущенный, но все же живой. И только Плюшкин после отъезда Чичикова произносит обличительный монолог. Может быть, Плюшкин — единственная живая душа во всей поэме, и Гоголь постарался сделать так, чтобы читатель это понял. Чичиков у Плюшкина анализ фрагмента 6-ой главы первого тома поэмы Н. Гоголя «Мертвые души» К значению названия поэмы Н. Гоголя можно подойти с разных сторон. Прямое значение словосочетания «мёртвые души» — числимые только на бумаге крепостные люди.
Есть и переносное значение этого выражения — люди с умершей душой, люди бесчувственные, бесчеловечные. Такими «мертвыми душами» можно считать всех помещиков, выведенных на сцену в поэме. Появление помещиков перед читателем имеет символическое значение: они расположены по степени омертвения человеческой души. Почему же Плюшкин является последним из всех, кого посещает Чичиков? Обратимся к эпизоду посещения Чичиковым Плюшкина в шестой главе романа. Чичиков, подъезжая к селу, видит множество изб и улиц. Но он замечает какую-то особую ветхость крестьянских домов: гнилые бревна, дырявые крыши. Господский дом тоже оставил не лучшие впечатления, так как «каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок»: два окна из всех были открыты, да и то залатанные. Только сад «один был вполне живописен в своем картинном запустении».
Природа берет свое, все в ней свободно и красиво. Но от созерцания природной красоты Чичикову пришлось отказаться, чтобы переключиться на помещичий дом и самого хозяина. Вблизи дом оказался еще печальнее, чем издали. Время потрудилось над ним на славу: «Ничего не заметно было оживляющего картину — ни отворявшихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома! Все это было довольно странно и удивительно для Чичикова. Однако Павел Иванович удивился еще больше, когда увидел фигуру «ключницы», которая отправила его в дом. Но и это было не последнее, что удивило гостя. Беспорядок в комнатах был необыкновенным. Здесь было навалено множество вещей, начиная от мебели и заканчивая «множеством всякой всячины»: «лимон, весь высохший», рюмка с какой-то жидкостью и тремя мухами, кусочек где-то поднятой тряпки и другой, никому не нужный хлам.
Все это напоминало кладовую мелкого воришки: «Никак нельзя было сказать, что в комнате сей обитало живое существо». Однако ничто не сравнится с тем потрясением, которое испытал Чичиков, когда узнал, что эта «ключница» на самом деле и есть богатейший помещик Плюшкин. Узнав это, наш герой невольно отступил назад. Из портретной характеристики Плюшкина мы узнаем, что это был худощавый старик, разве что подбородок его заметно выдавался вперед: «Маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши». Одежда его ничем не отличалась от нищенской. Можно было просто подумать, что это обедневший помещик. Но мы видим глазами Чичикова все добро, буквально заполонившее комнаты Плюшкина. К тому же, у этого помещика было около тысячи душ, амбары ломились от обилия товаров. Только вот все давно уже пропало.
Чичиков не знал, с чего начать разговор. Он привык начинать так: «Наслышан о добродетели и редких свойствах души, почел долгом принести лично дань уважения…». Однако это был не тот случай. Ни о каких «редких свойствах души» не могло быть и речи, так как Плюшкин — самая что ни на есть мертвая душа. Хотя в доме у Плюшкина царили, конечно же, скупость и беспорядок. Плюшкин сразу же ясно дал понять, что незваный гость не должен рассчитывать на угощение и даже на сено для лошади. Деловой разговор героев шел довольно ровно, хотя поначалу предложение Чичикова удивило Плюшкина. Интересно проследить за сменой выражения лица старика. Наконец, герой стал посматривать на Чичикова с подозрением.
Но все же вскоре он успокоился, правда, ненадолго.
Эпизод играет большую роль в раскрытии идеи поэмы. Автор показывает, что «мертвые души», такие, как Плюшкин, Чичиков и другие губят Россию. Поэма Н. В омертвении душ персонажей помещиков, чиновников,... Гоголь, по словам В. Сатира писателя была направлена против «общего порядка вещей», а не против отдельных личностей, дурных исполнителей закона.
Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму в 1895 году в Петербурге по настойчивому совету Пушкина. После долгих скитаний по Европе Гоголь обосновался в Риме, где целиком посвятил себя работе над поэмой. Ее создание он рассматривал как исполнение клятвы,... Гоголь с восхищением говорил о страницах своей поэмы о величии, мощи, красочности и меткости русского слова. Гоголь продолжил развитие русского литературного языка в направлении намеченным Пушкиным. Любовь Гоголя к народной речи образной и меткой, боль... Плюшкин в произведении завершает своеобразную портретную галерею помещиков.
В его образе показана одна из разновидностей духовной смерти. Описание условий жизни этого героя свидетельствует о главных качествах характера. Степан Плюшкин владеет тысячей с лишним душ, но в его хозяйстве наблюдается полный застой и крайняя степень ветхости: "бревно на избах было темно"; крыши "сквозили, как решето"; ограда "изломанная"; замок глядел "дряхлым инвалидом"; "плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах". Имение Плюшкина напоминало "вымершее место". Трагизм всеобщего запустения и вымирания подчеркивает заброшенный сад. Он находится "позади дома", символизируя прошлое героя, в котором у него была "живая" жизнь - приветливая жена, дети, частые гости в гостеприимном доме. После смерти жены к Плюшкину перешла часть забот, и он стал беспокойнее, скупее.
Затем проклял дочь и сына, а когда умерла последняя дочь , старик стал сторожем своих богатств. Но это богатство было хуже бедности. Оно копилось без цели, не находя не только разумного, но и какого-либо употребления. Плюшкин в бессмысленном накопительстве опустился до крайней степени. Когда-то Плюшкин был простым бережливым хозяином. Жажда обогащения за счет подвластных ему крестьян превратила его в скрягу, изолировала от общества. Плюшкин прервал всякие отношения с друзьями, а затем и с родственниками, руководствуемый соображениями, что дружба и родственные связи ведут за собой материальные издержки.
Окруженный вещами, он не испытывает одиночества и потребности общения с внешним миром. Крестьян Плюшкин считает тунеядцами и мошенниками, лентяями и ворами, и морит их голодом. Крепостные у него мрут, "как мухи", спасаясь от голодной смерти, они бегут из усадьбы помещика. Плюшкин жалуется, что крестьяне от праздности и прожорства "завели привычку трескать", а ему самому есть нечего. В сцене купли-продажи мертвых душ выразительно раскрывается главная черта героя - скупость, доведенная до абсурда, перешедшая все границы. Жадность так "пропитала" его мозг, что он боится упустить возможность обогатиться. Гоголь использует интересную метафору: " радость, так мгновенно показавшаяся на деревянном лице его, так же мгновенно и прошла… " Метафора "деревянное лицо" определяет сущность Плюшкина.
Он может только на миг испытать что-то, в данном случае - радость от выгодной сделки. Этого Плюшкин пережить не в со-стоянии. Автор подчеркивает несоответствие между словами героя и его собственным поведением. Возникает следующая комическая ситуация: Плюшкин начинает возмущаться алчностью чиновников, берущих взятки: "Приказные такие бессовестные!
Плюшкин — состоятельный помещик с 1000 крепостных душ. Но при этом он живет как бедняк, питается сухарями и носит лохмотья. По мнению Чичикова , если встретить Плюшкина возле церкви, то его можно спутать с нищим. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины...
Как плюшкин отреагировал на предложение. Отношение плюшкина к чичикову
Плюшкин мертвые души реакция на предложение Чичикова. Когда Чичиков впервые видит Плюшкина, он сначала принимает его за женщину, служанку-ключницу. Когда Плюшкин узнал о предложении Чичикова, то сразу перешли к разговору о цене, поскольку, Плюшкина не интересовал вопрос, зачем они Чичикову, Плюшкину понимал, что можно хорошо заработать, продав уже не существующих людей.
Отношение плюшкина к предложению чичикова. Как плюшкин отреагировал на предложение чичикова
Описание условий жизни этого героя свидетельствует о главных качествах характера. Степан Плюшкин владеет тысячей с лишним душ, но в его хозяйстве наблюдается полный застой и крайняя степень ветхости: «бревно на избах было темно» ; крыши «сквозили, как решето» ; ограда «изломанная» ; замок глядел «дряхлым инвалидом» ; «плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах». Имение Плюшкина напоминало «вымершее место». Трагизм всеобщего запустения и вымирания подчеркивает заброшенный сад. Он находится «позади дома» , символизируя прошлое героя, в котором у него была «живая» жизнь — приветливая жена, дети, частые гости в гостеприимном доме. После смерти жены к Плюшкину перешла часть забот, и он стал беспокойнее, скупее. Затем проклял дочь и сына, а когда умерла последняя дочь , старик стал сторожем своих богатств. Но это богатство было хуже бедности. Оно копилось без цели, не находя не только разумного, но и какого-либо употребления. Плюшкин в бессмысленном накопительстве опустился до крайней степени.
Когда-то Плюшкин был простым бережливым хозяином. Жажда обогащения за счет подвластных ему крестьян превратила его в скрягу, изолировала от общества. Плюшкин прервал всякие отношения с друзьями, а затем и с родственниками, руководствуемый соображениями, что дружба и родственные связи ведут за собой материальные издержки. Окруженный вещами, он не испытывает одиночества и потребности общения с внешним миром. Крестьян Плюшкин считает тунеядцами и мошенниками, лентяями и ворами, и морит их голодом. Крепостные у него мрут, "как мухи", спасаясь от голодной смерти, они бегут из усадьбы помещика. Плюшкин жалуется, что крестьяне от праздности и прожорства "завели привычку трескать", а ему самому есть нечего. В сцене купли- продажи мертвых душ выразительно раскрывается главная черта героя — скупость, доведенная до абсурда, перешедшая все границы. В первую очередь обращает на себя внимание реакция Плюшкина на предложение Чичикова.
От радости помещик на какое-то мгновение лишается дара речи. Жадность так «пропитала» его мозг, что он боится упустить возможность обогатиться. Гоголь использует интересную метафору: « радость, так мгновенно показавшаяся на деревянном лице его, так же мгновенно и прошла… » Метафора «деревянное лицо» определяет сущность Плюшкина. У него в душе не осталось нормальных человеческих чувств. Плюшкин, как деревянный брусок , он никого не любит, нисколько не жалеет. Он может только на миг испытать что-то, в данном случае - радость от выгодной сделки. Вскоре к помещику возвращаются привычные для него страх и забота, потому что купчая крепость повлечет за собой какие-то расходы. Этого Плюшкин пережить не в со-стоянии. Автор подчеркивает несоответствие между словами героя и его собственным поведением.
Возникает следующая комическая ситуация: Плюшкин начинает возмущаться алчностью чиновников, берущих взятки: «Приказные такие бессовестные! Прежде, бывало, полтиной меди отделаешься да мешком муки, а теперь пошли целую подводу круп, да и красную бумажку прибавь, такое сребролюбие! Из сцены купли-продажи « мертвых душ » можно узнать новые примеры его скупости. Так, у Плюшкина для всей дворни: и для малых, и для старых «были одни толь-ко сапоги, которые должны были находиться в сенях». Или другой пример. Чичикова хозяин хочет угостить ликерчиком, в котором раньше были «козявки и всякая дрянь» , а ликер помещался в графинчике, который «был весь в пыли, как в фуфайке». Гротеск помогает вызвать к Плюшкину чувство брезгливости и осуждения. Эпизод «Чичиков у Плюшкина» интересен в идейно-художественном отношении. Автору удалось нарисовать живые, яркие картины встречи Чичикова с самым отталкивающим помещиком, с «прорехой на человечестве».
Плюшкина Чичиков Павел Иванович посетил последним после Собакевича. Затем герой-предприниматель отправился в город и у себя в трактире составил на всех купленных крестьян купчие крепости. Таким образом, в «дельце» Чичикова данный эпизод является кульминацией. Герой достиг цели. Разоблачение последует потом. В галерее портретов «мертвых душ» образ Плюшкина тоже является кульминационным, потому что в нем сконцентрировано все отрицательное. В сцене купли-продажи выразительно раскрывается характер Плюшкина; главная черта героя - это скупость, доведенная до абсурда, перешедшая все границы. Гоголь использует интересную метафору: «радость, так мгновенно показавшаяся на деревянном лице его, так же мгновенно и прошла…» Метафора «деревянное лицо» определяет сущность Плюшкина. Плюшкин, как деревянный брусок, он никого не любит, нисколько не жалеет.
Он может только на миг испытать что-то, в данном случае радость от выгодной сделки. Этого Плюшкин пережить не в состоянии. Из сцены купли-продажи «мертвых душ» можно узнать новые примеры его скупости. Так, у Плюшкина для всей дворни; и для малых, и для старых «были одни только сапоги, которые должны были находиться в сенях». Чичикова хозяин хочет угостить ликерчиком, в котором раньше были «козявки и всякая дрянь», а ликер помещался в графинчике, который «был весь в пыли, как в фуфайке».
Помещик Собакевич Михаил Семенович. Спасибо за внимание. Помещик Манилов.
Помещик Ноздрев. Гоголь « Мертвые души ». Характер Манилова во всей полноте выражается в его речи. Помещик Степан Плюшкин. Помещица Коробочка Настасья Петровна. Ответ оставил Гость Плюшкин в произведении завершает своеобразную портретную галерею помещиков. Из сцены купли-продажи «мертвых душ» можно узнать новые примеры его скупости. Дата рождения:20 марта 1 апреля 1809 года Большие Сорочинцы, Полтавская губерния Дата смерти: 21 февраля 4 марта 1852 года, Москва.
Род деятельности:прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, широко признанный одним из величайших писателей русской литературы. Плюшкин Плюшкин Господский дом «Не в Бога богатеет». Имение изображает запустение и «захламление» души героя. Въезд полуразрушен, всюду особенная ветхость, крыши как решето, окна заткнуты тряпьем. Здесь все безжизненно — даже две церкви, которые должны являться душой усадьбы. Имение Плюшкина словно распадается на детали и фрагменты; даже дом — местами в один этаж, местами в два. Это говорит о распаде сознания хозяина, который забыл о главном и сосредоточился на третьестепенном. Он давно уже не знает, что творится у него в хозяйстве, зато строго следит за уровнем наливки у него в графинчике.
Плюшкин Плюшкин Внешний вид То ли баба, то ли мужик; длинный подбородок, закрытый платком, чтобы не заплевать; маленькие, еще не потухшие глазки, бегающие как мыши; засаленный халат; тряпка на шее вместо платка- говорит о полном «выпадении» героя из образа богатого помещика да и из жизни вообще. Плюшкин Плюшкин Отношение к предложению Чичикова Метафора «деревянное лицо» определяет сущность Плюшкина. Он может только на миг испытать что-то, в данном случае радость от выгодной сделки. Плюшкин Плюшкин имеет, единственный из всех помещиков, довольно подробную биографию. До смерти жены Плюшкин был рачительным и богатым хозяином. Он трепетно воспитывал своих детей. Но со смертью любимой жены что-то надломилось в нем: он стал подозрительнее и скупее. После неприятностей с детьми сын проигрался в карты, старшая дочь сбежала, а младшая умерла душа Плюшкина окончательно ожесточилась — «волчий голод скупости овладел им».
Но, как ни странно, жадность не до последнего предела овладела сердцем героя. Плюшкин Продав Чичикову мертвые души, Плюшкин размышляет, кто бы мог помочь ему оформить купчую в городе. Он вспоминает, что Председатель был его школьным товарищем. Это воспоминание внезапно оживляет героя: «…на этом деревянном лице…выразилось…бледное отражение чувства». Но это лишь мгновенный проблеск жизни, хотя автор считает, что Плюшкин способен на возрождение. В конце главы о Плюшкине Гоголь описывает сумеречный пейзаж, в котором тень со светом «перемешались совершенно» - как и в несчастной душе Плюшкина. Плюшкин не просто завершает собой галерею помещичьих «мертвых душ».
Болезненное стремление к накопительству настолько овладевает помещиком, что он уже не в силах расстаться с попавшими к нему в руки сокровищами, даже если от этого зависит его жизнь или благополучие его близких. Однако человеческие чувства еще не совсем оставили помещика. В какой-то момент он даже размышляет, не подарить ли Чичикову часы за его великодушие, однако благородный порыв быстро проходит. Плюшкин вновь погружается в пучину скупости и одиночества. После отъезда случайного господина старик медленно обходит свои кладовые, проверяет сторожей, «которые стояли на всех углах, колотя деревянными лопатками в пустой бочонок». День у Плюшкина закончился как обычно: «... Гениально созданный Гогдлем образ Плюшкина как нельзя наглядно показывает читателям черствость и омертвление его души, всего, что есть человеческого в человеке. Здесь как нельзя ярче проявляется вся пошлость и низость крепостного помещика. Неминуемо возникает вопрос: кого писатель называет «мертвыми» душами: бедных умерших крестьян или чиновников и помещиков, управляющих жизнью в российских уездах. Ответ оставил Гость Плюшкин в произведении завершает своеобразную портретную галерею помещиков. В его образе показана одна из разновидностей духовной смерти. Описание условий жизни этого героя свидетельствует о главных качествах характера. Степан Плюшкин владеет тысячей с лишним душ, но в его хозяйстве наблюдается полный застой и крайняя степень ветхости: «бревно на избах было темно» ; крыши «сквозили, как решето» ; ограда «изломанная» ; замок глядел «дряхлым инвалидом» ; «плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах». Имение Плюшкина напоминало «вымершее место». Трагизм всеобщего запустения и вымирания подчеркивает заброшенный сад. Он находится «позади дома» , символизируя прошлое героя, в котором у него была «живая» жизнь — приветливая жена, дети, частые гости в гостеприимном доме. После смерти жены к Плюшкину перешла часть забот, и он стал беспокойнее, скупее. Затем проклял дочь и сына, а когда умерла последняя дочь , старик стал сторожем своих богатств. Но это богатство было хуже бедности. Оно копилось без цели, не находя не только разумного, но и какого-либо употребления. Плюшкин в бессмысленном накопительстве опустился до крайней степени. Когда-то Плюшкин был простым бережливым хозяином. Жажда обогащения за счет подвластных ему крестьян превратила его в скрягу, изолировала от общества. Плюшкин прервал всякие отношения с друзьями, а затем и с родственниками, руководствуемый соображениями, что дружба и родственные связи ведут за собой материальные издержки. Окруженный вещами, он не испытывает одиночества и потребности общения с внешним миром. Крестьян Плюшкин считает тунеядцами и мошенниками, лентяями и ворами, и морит их голодом. Крепостные у него мрут, "как мухи", спасаясь от голодной смерти, они бегут из усадьбы помещика. Плюшкин жалуется, что крестьяне от праздности и прожорства "завели привычку трескать", а ему самому есть нечего. В сцене купли- продажи мертвых душ выразительно раскрывается главная черта героя — скупость, доведенная до абсурда, перешедшая все границы. В первую очередь обращает на себя внимание реакция Плюшкина на предложение Чичикова. От радости помещик на какое-то мгновение лишается дара речи. Жадность так «пропитала» его мозг, что он боится упустить возможность обогатиться. Гоголь использует интересную метафору: « радость, так мгновенно показавшаяся на деревянном лице его, так же мгновенно и прошла… » Метафора «деревянное лицо» определяет сущность Плюшкина. У него в душе не осталось нормальных человеческих чувств. Плюшкин, как деревянный брусок , он никого не любит, нисколько не жалеет. Он может только на миг испытать что-то, в данном случае - радость от выгодной сделки. Вскоре к помещику возвращаются привычные для него страх и забота, потому что купчая крепость повлечет за собой какие-то расходы. Этого Плюшкин пережить не в со-стоянии. Автор подчеркивает несоответствие между словами героя и его собственным поведением. Возникает следующая комическая ситуация: Плюшкин начинает возмущаться алчностью чиновников, берущих взятки: «Приказные такие бессовестные! Прежде, бывало, полтиной меди отделаешься да мешком муки, а теперь пошли целую подводу круп, да и красную бумажку прибавь, такое сребролюбие! Из сцены купли-продажи « мертвых душ » можно узнать новые примеры его скупости. Так, у Плюшкина для всей дворни: и для малых, и для старых «были одни толь-ко сапоги, которые должны были находиться в сенях». Или другой пример. Чичикова хозяин хочет угостить ликерчиком, в котором раньше были «козявки и всякая дрянь» , а ликер помещался в графинчике, который «был весь в пыли, как в фуфайке». Гротеск помогает вызвать к Плюшкину чувство брезгливости и осуждения. Эпизод «Чичиков у Плюшкина» интересен в идейно-художественном отношении. Автору удалось нарисовать живые, яркие картины встречи Чичикова с самым отталкивающим помещиком, с «прорехой на человечестве». Плюшкина Чичиков Павел Иванович посетил последним после Собакевича. Затем герой-предприниматель отправился в город и у себя в трактире составил на всех купленных крестьян купчие крепости. Таким образом, в «дельце» Чичикова данный эпизод является кульминацией.
У Плюшкина — лето, кругом жара невыносимая только в доме холодно , а в губернском городе — зима. Почему так? Чичиков приезжает к Коробочке, когда на дворе вьюга, а свинья на дворе ест арбузные корки. Случайно ли это? Каждый помещик живет как бы в своем собственном замкнутом мире. Заборы, плетень, ворота, » толстые деревянные решетки » , границы поместья, шлагбаум — все замыкает жизнь героев, отрезает ее от внешнего мира. Здесь дует свой ветер, свое небо, солнце, царят покой, уют, здесь какая-то сонливость, неподвижность, Здесь все мертво. Все остановилось. У каждого и свое время года. Значит, нет реальности времени внутри этих миров-кругов. Таким образом, герои поэмы живут, приспособив к себе время. Герои статичны, т. Но каждый из них может спасти свою душу, если захочет. Приступая к работе над поэмой «Мертвые души», Гоголь ставил перед собой цель «показать хотя с одного боку всю Русь». Поэма построена на основе сюжета о похождениях Чичикова - чиновника, скупающего «мертвые души». Такая композиция позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях, которые посещает Чичиков с целью совершить свою сделку. По словам Гоголя, перед нами следуют герои, «один пошлее другого». С каждым из помещиков мы знакомимся только в течение того времени как правило, не более одного дня , которое проводит с ним Чичиков. Но Гоголь избирает такой способ изображения, основанный на сочетании типичных черт с индивидуальными особенностями, который позволяет составить представление не только об одном из персонажей, но и о целом слое российских помещиков, воплощенном в данном герое. Очень важная роль отводится при этом Чичикову. Авантюрист-мошенник для достижения своей цели - покупки «мертвых душ» - не может ограничиваться поверхностным взглядом на людей: ему надо знать все тонкости психологического облика того помещика, с которым предстоит заключить весьма странную сделку. Ведь дать на нее согласие помещик может только в том случае, если Чичикову удастся уговорить его, нажав на нужные рычаги. В каждом случае они будут разными, поскольку различны люди, с которыми Чичикову приходится иметь дело. И в каждой главе сам Чичиков несколько меняется, стараясь чем-то походить на данного помещика: по манере поведения, речи, высказываемым представлениям. Это верный способ расположить к себе человека, заставить пойти его не только на странную, но, по сути, преступную сделку, а значит, стать соучастником преступления. Вот почему так старается Чичиков скрыть свои истинные мотивы, предоставив каждому из помещиков в качестве объяснения причин своего интереса к «мертвым душам» то, что именно этому человеку может быть понятнее всего. Таким образом, Чичиков в поэме не просто аферист, его роль важнее: он необходим автору как мощный инструмент для того, чтобы испытать других персонажей, показать их скрытую от посторонних глаз сущность, раскрыть их главные черты. Именно это мы видим в главе 2, посвященной посещению Чичиковым деревни Манилова. В основе изображения всех помещиков - один и тот же микросюжет. Его «пружина» - действия Чичикова, покупателя «мертвых душ». Непременными участниками каждого из пяти таких микросюжетов являются два персонажа: Чичиков и помещик, к которому он приезжает, в данном случае это Чичиков и Манилов. В каждой из пяти глав, посвященных помещикам, автор строит рассказ как последовательную смену эпизодов: въезд в усадьбу, встреча, угощение, предложение Чичикова продать ему «мертвые души», отъезд. Это не обычные сюжетные эпизоды: не сами события представляют интерес для автора, а возможность показать тот предметный мир, окружающий помещиков, в котором наиболее полно отражается личность каждого из них; не только дать сведения о содержании разговора Чичикова и помещика, а показать в манере общения каждого из героев то, что несет в себе черты как типические, так и индивидуальные. Сцена купли-продажи «мертвых душ», которую я буду анализировать, в главах о каждом из помещиков занимает центральное место. До нее читатель уже может вместе с Чичиковым составить определенное представление о том помещике, с которым ведет беседу мошенник. Именно на основе этого впечатления Чичиков и строит разговор о «мертвых душах». А потому успех его целиком зависит о того, насколько верно и полно ему, а значит, и читателям, удалось понять этот человеческий тип с его индивидуальными особенностями. Что же нам удается узнать о Манилове до того, как Чичиков приступает к самому для него главному - беседе о «мертвых душах»? Глава о Манилове начинается с описания его усадьбы. Пейзаж выдержан в сероголубых тонах и все, даже серый денек, когда Чичиков посещает Манилова, настраивает нас на встречу с очень скучным - «серым» - человеком: «деревня Манилова немногих могла заманить». О самом Манилове Гоголь пишет так: «Он был человек так себе, ни то ни се; ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Здесь использован целый ряд фразеологизмов, как бы нанизанных друг на друга, которые все вместе позволяют нам сделать вывод о том, насколько в действительности пуст внутренний мир Манилова, лишенного, как говорит автор, какого-то внутреннего «задора». Об этом же свидетельствует и портрет помещика. Манилов поначалу кажется приятнейшим человеком: любезным, гостеприимным и в меру бескорыстным. Но автор не зря замечает, что в «приятность» Манилова «чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства». Такая слащавость проскальзывает и в его семейных отношениях с женой и детьми. Недаром чуткий Чичиков сразу, настроившись на волну Манилова, начинает восхищаться его миловидной женой и вполне заурядными детьми, «отчасти греческие» имена которых явно выдают претензию отца и его постоянное стремление «работать на зрителя». Это же проявляется и во всем остальном. Так, претензия Манилова на изящность и просвещенность и полная ее несостоятельность показана через детали интерьера его комнаты. Здесь стоит прекрасная мебель - и тут же два недоделанных кресла, обтянутых рогожей; щегольской подсвечник - а рядом «какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале». Всем читателям «Мертвых душ», конечно же, памятна и книжка в кабинете Манилова, «заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он читал уже два года». Знаменитая вежливость Манилова оказывается тоже только пустой формой без содержания: ведь это качество, которое должно облегчать и делать приятным общение людей, у Манилова перерастает в свою противоположность. Чего только стоит сцена, когда Чичиков несколько минут вынужден стоять перед дверями в гостиную, поскольку он стремится перещеголять хозяина в вежливом обхождении, пропуская вперед, а в результате они оба «вошли в дверь боком и несколько притиснули друг друга». Так в частном случае реализуется авторское замечание о том, что в первую минуту о Манилове можно только сказать: «Какой приятный и добрый человек! Зато сам Манилов считает себя человеком культурным, образованным, хорошо воспитанным. Таким представляется ему не только Чичиков, явно всеми силами старающийся угодить вкусам хозяина, но и все окружающие люди. Это очень хорошо видно из разговора с Чичиковым о городских чиновниках. Оба они наперебой расхваливают их, называя всех прекрасными, «милыми», «прелюбезными» людьми, нисколько не заботясь о том, соответствует ли это истине. Для Чичикова - это хитрый ход, помогающий расположить к себе Манилова в главе о Собакевиче он тем же чиновникам будет давать весьма нелестные характеристики, потакая вкусу хозяина. Манилов же вообще представляет отношения между людьми в духе идиллических пасторалей. Ведь жизнь в его восприятии - полная, совершенная гармония. Вот на этом-то и хочет «сыграть» Чичиков, собираясь заключить с Маниловым свою странную сделку. Но есть и другие козыри в его колоде, позволяющие с легкостью «обыграть» прекраснодушного помещика. Манилов не просто живет в иллюзорном мире: сам процесс фантазирования доставляет ему истинное удовольствие. Отсюда и его любовь к красивой фразе и вообще к любому роду позирования - именно так, как показано в сцене купли-продажи «мертвых душ», он и реагирует на предложение Чичикова. Но самое главное то, что кроме пустых мечтаний Манилов ничем заниматься просто не может - ведь нельзя же, в самом деле, считать, что выбивание трубки и выстраивание «красивыми рядками» грудок пепла и есть достойное занятие просвещенного помещика. Он является сентиментальным фантазером, совершенно не способным при этом к действию. Недаром его фамилия стала нарицательным словом, выражающим соответствующее понятие, - «маниловщина». Праздность и безделье вошли в плоть и кровь этого героя и стали неотъемлемой частью его натуры. Сентиментально-идиллические представления о мире, мечты, в которые он погружен большую часть своего времени, приводят к тому, что хозяйство его идет «как-то само собой», без особого с его стороны участия, и постепенно разваливается. Всем в имении заправляет мошенник-приказчик, а хозяин даже не знает, сколько у него умерло крестьян со времени последней переписи. Для ответа на этот вопрос Чичикова хозяину имения приходится обратиться к приказчику, но выясняется, что умерших много, но «их никто не считал». И только по настоятельной просьбе Чичикова приказчику дается распоряжение их перечесть и составить «подробный реестрик». Но дальнейший ход приятной беседы повергает Манилова в полное изумление. На вполне закономерный вопрос, зачем посторонний человек так интересуется делами его имения, Манилов получает шокирующий ответ: Чичиков готов купить крестьян, но «не то чтобы совершенно крестьян», а мертвых! Надо признать, что не только такого непрактичного человека, как Манилова, но и любого другого подобное предложение может обескуражить. Впрочем, Чичиков, справившись с волнением, тут же уточняет: «Я полагаю приобресть мертвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии как живые». Это уточнение уже о многом позволяет догадаться. Собакевичу, например, и вовсе не потребовалось никаких объяснений - он сразу схватил суть противозаконной сделки. Но Манилову, ничего не понимающему и в обычных для помещика делах, это ни о чем не говорит, а изумление его переходит все границы: «Манилов выронил тут же чубук с трубкою на пол и как разинул рот, так и остался с разинутым ртом в продолжение нескольких минут». Чичиков выдерживает паузу и начинает наступление. Расчет его точен: хорошо уже поняв, с кем он имеет дело, мошенник знает, что Манилов не допустит, чтобы кто-то подумал, будто он, просвещенный, образованный помещик, не способен уловить суть разговора. Убедившись, что перед ним не сумасшедший, а все тот же «блестяще образованный» человек, каким он почитает Чичикова, хозяин дома хочет «не упасть лицом в грязь», как говориться. Но что же можно ответить на такое действительно сумасшедшее предложение? Он чувствовал, что ему нужно что-то сделать, предложить вопрос, а какой вопрос - черт его знает». В конце концов он остается «в своем репертуаре»: «Не будет ли эта негоция не соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России? Впрочем, надо сказать, что он вообще единственный из помещиков, который в разговоре с Чичиковым о «мертвых душах» вспоминает о законе и интересах страны. Правда, в его устах эти рассуждения принимают нелепый характер, тем более, что, услышав ответ Чичикова: «О! Но хитрый расчет Чичикова, основанный на тонком понимании внутренних импульсов поступков собеседника, даже превзошел все ожидания. Манилов, считающий, что единственной формой человеческой связи является чуткая, нежная дружба и сердечная привязанность, не может упустить возможность проявить великодушие и бескорыстие по отношению к новому другу Чичикову. Он готов не продать, а подарить ему столь необычный, но почему-то нужный другу «предмет». Такой поворот событий даже для Чичикова оказался неожиданным, и первый раз в течение всей сцены он чуть приоткрыл свое истинное лицо: «Как он ни был степенен и рассудителен, но тут чуть не произвел даже скачок по образцу козла, что, как известно, производится только в самых сильных порывах радости». Даже Манилов заметил этот порыв и «посмотрел на него в некотором недоумении». Но Чичиков, тут же спохватываясь, вновь все берет в свои руки: надо всего-навсего выразить как следует свою признательность и благодарность, и хозяин уже «весь смешался, покраснел», в свою очередь уверяя, что «хотел бы доказать чем-нибудь сердечное влечение, магнетизм души». Но тут в длинный ряд любезностей врывается диссонирующая нота: оказывается, для него «умершие души в некотором роде совершенная дрянь». Недаром Гоголь, человек глубоко и искренне верующий, вкладывает в уста Манилова эту кощунственную фразу. Ведь в лице Манилова мы видим пародию на просвещенного русского помещика, в сознании которого опошляются явления культуры и общечеловеческие ценности. Некоторая внешняя привлекательность его по сравнению с другими помещиками - лишь видимость, мираж. В душе он так же мертв, как и они. Более того, он уже готов расписывать свои беды и страдания, которые якобы претерпел за то, «что соблюдал правду, что был чист на своей совести, что подавал руку и вдовице беспомощной, и сироте-горемыке! О том, за что он действительно испытал «преследования» и как помогал другим, читатель узнает только в последней главе, но уж о совести ему, организатору этой аморальной аферы, говорить явно не пристало. Но все это нисколько не волнует Манилова. Проводив Чичикова, он вновь предается своему любимому и единственному «делу»: размышлению о «благополучии дружеской жизни», о том, как «хорошо было бы жить с другом на берегу какой-нибудь реки». Мечты уносят его все далее и далее от реальной действительности, где свободно разгуливает по России мошенник, который, пользуясь доверчивостью и неразборчивостью в людях, отсутствием желания и способности заниматься делами таких людей, как Манилов, готов обмануть не только их, но и «надуть» государственную казну. Вся сцена выглядит очень комичной, но это «смех сквозь слезы». Недаром Гоголь сравнивает Манилова со слишком умным министром: «... Манилов, сделавши некоторое движение головою, посмотрел очень значительно в лицо Чичикова, показав во всех чертах лица своего и в сжатых губах такое глубокое выражение, какого, может быть, и не видано было на человеческом лице, разве только у какого-нибудь слишком умного министра, да и то в минуту самого головоломного дела». Здесь авторская ирония вторгается в запретную сферу - высшие эшелоны власти. Это могло означать лишь то, что иной министр - олицетворение высшей государственной власти - не так уж и отличается от Манилова и что «маниловщина» -типичное свойство этого мира. Страшно, если разоряющееся под властью нерадивых помещиков сельское хозяйство , основу экономики России XIX века, могут захватить такие нечистые на руку, аморальные дельцы новой эпохи, как «подлец-приобретатель» Чичиков. Но еще хуже, если при попустительстве власти, волнующейся только о внешней форме, о своем реноме, вся власть в стране перейдет к людям, подобным Чичикову. И это грозное предупреждение Гоголь адресует не только своим современникам, но и нам, людям XXI века. Будем же внимательны к слову писателя и постараемся, не впадая в маниловщину, вовремя заметить и убрать подальше от дел наших сегодняшних Чичиковых Авторы книжек, все как один, склоняются к банальному выводу: нужно верить в себя и всем улыбаться. А где найти бизнес-идею, которая оправдает себя в кризис? Как ни странно, в книжном шкафу. Яркий пример литературного бизнесмена - Чичиков из «Мертвых душ» Гоголя.
Мертвые души плюшкин реакция на предложение чичикова. Реакция плюшкина на предложение чичикова
Какая реакция возникла у Плюшкина на предложение Чичикова "платить подати за всех крестьян"? Сначала Плюшкина охватывает радость, поскольку тот был жадным и скупым и его привлекал абсолютно любой обогащения деньгами, однако ответил отказом, так как к нему пришло осознание того, что придётся пойти на какие-либо расходы, чего он потерпеть не мог. Найдите правильный ответ на вопрос«Реакция Плюшкина на предложение Чичикова » по предмету Литература, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует. Продав Чичикову мертвые души, Плюшкин размышляет, кто бы мог помочь ему оформить купчую в городе. Отдельно выделяется реакция на предложение Чичикова продать души.
Характеристика Плюшкина в поэме "Мертвые души", описание внешности, характера
Отношение Плюшкина к предложению Чичикова (реакция Плюшкина). Чичиков приезжает к нему с предложением о мёртвых душах. В первую очередь обращает на себя внимание реакция Плюшкина на предложение Чичикова. В сцене торговли Плюшкин жалуется на бедность, чтобы выманить у Чичикова больше монет. Отдельно выделяется реакция на предложение Чичикова продать души. Отношение Плюшкина к предложению Чичикова продавать ему умерших людей было восторженным.
Остались вопросы?
У Коробочки было меньше крестьян, нежели у Манилова, поэтому Чичиков особо с ней не церемонился и вёл себя раскрепощённо. Как только хозяйка узнаёт, что гость — скупщик, она сразу предлагает ему купить у неё пеньку. У неё ещё было много мёда, но она весь распродала. Отношение Коробочки к предложению Чичикова было таковым, что тому долго пришлось объяснять героине, для чего ему умершие крестьяне. Он обманывал Коробочку, что её затраты уменьшаться. Ограниченная помещица, жившая в глуши и посвятившая себя хозяйству, никак не могла понять покупку, которая будет лишь на бумагах.
Изначально Павел Иванович предложил женщине по 15 рублей за душу. Дальше что-то происходит в голове Коробочки, и она боится продешевить. Автор даже называет героиню «дубиноголовой», готовой выгодно продать что угодно. Когда Чичиков предлагает ей вместе с умершими крестьянами купить хозяйственные продукты, то она соглашается. Торг остановился на 15 ассигнациях.
Герой очень вымотался торгом с Коробочкой. Чичиков и Ноздрёв Помещик Ноздрёв был драчуном и скандалистом. У него росло двое детей, но он о них совершенно не заботился. Герою больше по душе собаки и волчонок, живший у него дома. Если Манилов и Коробочка удивились предложению Чичикова, то Ноздрёв воспринял эту ситуацию как очередной обмен.
Герою нравилось меняться вещицами. Он предложил гостю приобрести у него коней, потом шарманку. Помещики сошлись на том, что разыграли крестьян в шашки. В ходе игры герои разругались.
Плюшкин Плюшкин Внешний вид То ли баба, то ли мужик; длинный подбородок, закрытый платком, чтобы не заплевать; маленькие, еще не потухшие глазки, бегающие как мыши; засаленный халат; тряпка на шее вместо платка- говорит о полном «выпадении» героя из образа богатого помещика да и из жизни вообще. Плюшкин Плюшкин Отношение к предложению Чичикова Метафора «деревянное лицо» определяет сущность Плюшкина. Он может только на миг испытать что-то, в данном случае радость от выгодной сделки. Плюшкин Плюшкин имеет, единственный из всех помещиков, довольно подробную биографию. До смерти жены Плюшкин был рачительным и богатым хозяином. Он трепетно воспитывал своих детей. Но со смертью любимой жены что-то надломилось в нем: он стал подозрительнее и скупее. После неприятностей с детьми сын проигрался в карты, старшая дочь сбежала, а младшая умерла душа Плюшкина окончательно ожесточилась — «волчий голод скупости овладел им». Но, как ни странно, жадность не до последнего предела овладела сердцем героя. Плюшкин Продав Чичикову мертвые души, Плюшкин размышляет, кто бы мог помочь ему оформить купчую в городе. Он вспоминает, что Председатель был его школьным товарищем. Это воспоминание внезапно оживляет героя: «…на этом деревянном лице…выразилось…бледное отражение чувства». Но это лишь мгновенный проблеск жизни, хотя автор считает, что Плюшкин способен на возрождение. В конце главы о Плюшкине Гоголь описывает сумеречный пейзаж, в котором тень со светом «перемешались совершенно» - как и в несчастной душе Плюшкина. Плюшкин не просто завершает собой галерею помещичьих «мертвых душ». Он несет в себе наиболее зловещие признаки неизлечимой смертельной болезни, которой заражен крепостнический строй. Вот почему Гоголю казалось важным показать, как Плюшкин стал Плюшкиным Меню статьи: В поэме Гоголя « Мертвые души » все персонажи имеют черты собирательности и типичности. Каждый из помещиков, которых посещает Чичиков со своей странной просьбой о купле-продаже «мертвых душ», олицетворяет один из характерных образов помещиков гоголевской современности. Поэма Гоголя в плане описания характеров помещиков интересна в первую очередь тем, что Николай Васильевич был иностранцем по отношению к русским людям, ему ближе было украинское общество, поэтому Гоголь смог подметить специфические черты характера и манеру поведения тех или иных типов людей. Возраст и внешний вид Плюшкина Одним из помещиков, которых посещает Чичиков, является Плюшкин. До момента личного знакомства Чичиков кое-что уже знал об этом помещике — в основном это была информация на предмет его скупости. Чичиков знал, что благодаря этой черте крепостные Плюшкина «мрут, как мухи», а те, кто не умер, сбегают от него. Предлагаем ознакомиться с в котором раскрывается тема патриотизма и любви к Родине. В глазах Чичикова Плюшкин стал важным кандидатом — у него появилась возможность скупить много «мертвых душ». Однако увидеть поместье Плюшкина и познакомиться с ним лично Чичиков оказался не готов — открывшаяся перед ним картина ввергла его в недоумение, сам Плюшкин так же ничем не выделялся из общего фона. К своему ужасу Чичиков понял, что персона, которую он принял за ключницу, на самом деле не ключница, а сам помещик Плюшкин. Принять Плюшкина можно было за кого угодно, но только не за самого богатого помещика уезда: он был непомерно тощий, лицо его было немного вытянутой формы и такое же ужасно тощее, как и тело. Глаза у него были маленького размера и необыкновенно живые для старика. Подбородок был очень длинный. Облик его дополнял беззубый рот. В произведении Н. Гоголя раскрывается тема маленького человека. Предлагаем ознакомиться с его кратким содержанием. Одежда Плюшкина была абсолютно не похожа на одежду, ее даже с трудом можно было так назвать. Плюшкин абсолютно не уделял внимание своему костюму — он обносился до такой степени, что его одежда стала похожа на лохмотья. Плюшкина вполне возможно было принять за бродягу. К этому облику прибавились и естественные старческие процессы — на момент повествования Плюшкину было около 60-лет. Проблема имени и значение фамилии Имя Плюшкина никогда не встречается в тексте, вполне вероятно, что это сделано преднамеренно. Таким способом Гоголь подчеркивает отстраненность Плюшкина, черствость его характера и отсутствие гуманистического начала в помещике. В тексте, однако же, есть момент, который может помочь обнаружить имя Плюшкина. Помещик время от времени называет свою дочь по отчеству — Степановной, этот факт дает право говорить о том, что Плюшкина звали Степаном. Вряд ли имя этого персонажа выбрано в качестве определенного символа. В переводе с грецкого Степан обозначает «венец, диадема» и указывает на постоянный атрибут богини Геры. Вряд ли эта информация была решающей при выборе имени, чего нельзя сказать про фамилию героя. В русском языке слово «плюшкин» используется для номинации человека отличающегося скупостью и манией накоплять сырьевую и материальную базу без какой-либо цели. Семейное положение Плюшкина На момент повествования, Плюшкин — одинокий человек, ведущий аскетический образ жизни. Уже долгое время он вдовствует. Когда- то жизнь Плюшкина была другой — его жена привносила смысл жизни в бытие Плюшкина, она стимулировала в нем появление позитивных качеств, способствовала появлению гуманистических качеств. У них в браке родилось трое детей — две девочки и мальчик. В то время Плюшкин был совсем не похож на мелочного скупердяя. Он с радостью принимал гостей, был общительным и открытым человеком. Плюшкин никогда не был транжирой, но его скупость имела свои разумные рамки. Одежда его не отличалась новизной — обычно он ходил в сюртуке, он был заметно поношен, но очень прилично выглядел, на нем не было даже ни одной заплатки. Причины изменения характера После смерти жены Плюшкин полностью поддался своему горю и апатии. Скорее всего, он не имел предрасположенности к общению с детьми, его мало интересовал и увлекал процесс воспитания, поэтому мотивация жить и возрождаться ради детей для него не срабатывала.
Здесь были 2 сельские церкви, они стояли рядом: опустевшая деревянная и каменная, вся испятнанная и истрескавшаяся. Господский дом очень длинный, местами в один этаж, местами в два. Окна дома, кроме двух, были забиты досками или закрыты ставнями. За домом находился большой заросший старый сад, только он и оживлял и освежал деревню Плюшкина. Во дворе помещичьего дома стояло множество амбаров, погребов и других строений, все они были ветхими. Пройдя в господский дом, Чичиков был поражён интерьером тёмной комнаты: она вся была заполнена пыльной мебелью. На бюро лежало множество всякой всячины: ручка кресла, засохший лимон, кусочек сургучика и тому подобный мусор. В углу была покрытая пылью «куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах». Характер Плюшкин — пример того, как скопидомство и скупость разрушают личность человека, его кругозор сужается, но увеличивается подозрительность и мелочное крохоборство. Жизненная цель такого человека — копить всё, что попадается на глаза. Образ жизни Плюшкина — это постоянные поиски всяких мелких негодных предметов на улице и складывание их в комнате. Такие занятия занимали всё его время, а на главные части хозяйства он не обращал внимания. Поэтому работа его крепостных крестьян идёт насмарку: зерно гниёт, припасы продуктов портятся. А в это время крестьяне голодают, да и сам помещик недоедает. Плюшкина ничего не интересует, кроме собирания ненужных вещей и их охране — ведь он всех подозревает в воровстве. Непомерная жадность вытеснила в помещике все человеческие чувства, и он безразлично относится к тому, что его крестьяне умирают от голода или сбегают. Биография Главу шестую, в которой рассказывается о Плюшкине, Гоголь считал одной из самых трудных. Чтобы показать причину того, как мог этот герой опуститься так низко, автор сообщает его биографию, «историю его болезни», имя которой — скупость. Оказывается, Плюшкин раньше был опытным, трудолюбивым, предприимчивым, умным человеком. Соседи иногда заезжали к нему побеседовать, поучиться «хозяйству и мудрой скупости».
Он долго не мог понять, зачем этому приятному господину нужны «мертвые души». Когда же он понял, что это не шутка, то согласился отдать их бесплатно. Чтобы казаться умным в глазах собеседника, он единственный из помещиков уточняет, законна ли эта сделка. Она — настоящий предприниматель и делец. Какова же реакция Коробочки на предложение Чичикова? Хоть она и была удивлена, но, как и положено хваткому и бойкому продавцу, не гнушающемуся продать что-угодно и кому-угодно, она готова и к продаже мертвых душ. Ее нисколько не удивляет предложение героя. Единственное, что ее волнует, как бы не продешевить. Помещица даже не соглашается сразу на сделку, а хочет поехать в город, чтобы узнать, почем нынче «мертвые души». Реакция Ноздрева и Собакевича на предложение Чичикова Ноздрев — драчун и скандалист, не имеющий никаких моральных принципов. Имея двоих детей, он совершенно не заботится о них и не уделяет им внимания.