Новости советская лунная программа

Последним запуском по советской лунной программе была станция «Луна-24». Советская лунная программа возникла в условиях жесткой конкуренции, в период холодной войны и космической гонки между двумя сверхдержавами — СССР и США. Как отмечают историки космоса, поддержанный руководством СССР, дерзкий план был реализован в программе создания автоматических лунных станций типа Е-6. Сегодня, после раскрытия сведений о советской лунной программе, очевидно, что рассказы о «запредельной стоимости» или «технологической невозможности» пилотируемых полётов если не на Луну, то к Луне – очевидная и преднамеренная ложь. Е8-5» повествует о решении задачи советской лунной программы по доставке на Землю лунного грунта автоматической станцией.

«Луна-25» разбилась. Какое место в лунной гонке теперь занимает Россия

В короткие сроки был разработан технический проект аппарата, который должен был доставить ядерный заряд на Луну, проведены все необходимые расчёты, предварительно намечена точка лунной поверхности, где предполагалось провести ядерное испытание, началась адаптация ракеты под опасный груз. Особых проблем не возникло, тем более что атомщики гарантировали быстрое изготовление заряда. В короткие сроки был разработан технический проект аппарата, который должен был доставить ядерный заряд на Луну, проведены все необходимые расчёты, была предварительно намечена точка лунной поверхности, где предполагалось провести ядерное испытание, началась адаптация ракеты под опасный груз. Особых проблем не возникло.

Тем более что атомщики гарантировали быстрое изготовление заряда. Но до реализации этого этапа дело также не дошло — учёные достаточно быстро поняли, что в отсутствии атмосферы на Луне взрыв вряд ли будет виден на Земле, а технические сложности, связанные с реализацией этой идеи, едва ли будут сопоставимы с произведённым эффектом. Поэтому проект отодвинули в сторону, хотя макет ядерного заряда был изготовлен.

Пуски в рамках этих программ проводились начиная с января 1963 года. Чтобы воплотить в жизнь задуманное, потребовалось создать станцию нового типа — Е-6. На ней размещались система астроориентации, система управления движением и бортовой радиоаппаратурой, системы электропитания и терморегулирования, научное оборудование и другие системы.

Для тех аппаратов, которые предназначались для мягкой посадки, была установлена тормозная двигательная установка. Путь к мягкой посадке оказался чрезвычайно труден, как это было в начале освоения Луны с задачей попадания в диск ночного светила. Тогда это удалось сделать с шестой попытки.

Мягкую же посадку смогла совершить только 12-я станция. Первые попытки потерпели неудачу на различных участках полёта. В одних случаях подвёл носитель, в других — система астроориентации, ещё в некоторых — тормозная двигательная установка.

Естественно, сдвинулись вправо и сроки реализации задуманного. Согласно первоначальным планам, выполнить мягкую посадку предполагалось в 1964 году, но удалось это сделать только 3 февраля 1966 года [2, 5]. На Землю был передан большой объём информации о нашей соседке.

Впервые в мире передавалась телевизионная картинка непосредственно с поверхности другого небесного тела. В тот день спускаемый аппарат станции «Луна-9» прилунился в Океане Бурь. А спустя два месяца после первой мягкой посадки первый земной аппарат был выведен на селеноцентрическую орбиту.

Первым искусственным спутником Луны в истории космонавтики стала станция «Луна-10». На её борту была установлена разнообразная научная аппаратура: гамма-спектрометр для исследования интенсивности и спектрального состава гамма-излучения лунной поверхности, прибор для изучения солнечной плазмы, приборы для регистрации инфракрасного излучения поверхности Луны, регистратор метеорных частиц. Естественно, размещалась и фотоаппаратура для съёмки лунной поверхности.

На орбите вокруг Луны станция активно функционировала 56 суток. В 1966—1968 годах состоялось ещё несколько полётов станций типа «Луна». Три космических аппарата «Луна-11», «Луна-12», «Луна-14» были выведены на орбиту вокруг Луны, а одна станция «Луна-13» совершила мягкую посадку на лунную поверхность.

Полёты советских автоматических станций к Луне заложили основу для возможной отправки на неё человека. Это был необходимый и, можно считать, достаточный шаг по подготовке пилотируемой экспедиции. А такая подготовка в нашей стране активно велась, но до воплощения в жизнь в силу разнообразных причин дело не дошло, несмотря на то, что в рамках подготовки пилотируемого полёта к Луне состоялось более 10 полётов беспилотных космических средств.

Все они проходили в период с 1967 по 1971 год, и аппараты запускались под обозначениями «Зонд» и «Космос». Так как в статье речь идёт только о станциях с обозначением «Луна», то эти полёты останутся за рамками рассмотрения. Советской пилотируемой лунной программе будет посвящена отдельная статья.

Новые космические аппараты создавались с использованием тех технических решений, которые применялись при разработке пилотируемых средств. Их полёты в какой-то степени скрасили горечь от наших нереализованных надежд по отправке человека на Луну. Разработкой самоходных лунных аппаратов советские конструкторы занялись ещё в начале 1960-х годов.

Этим средствам передвижения по лунной поверхности, ставшим потом известными всему миру как луноходы, предназначалась роль «глаз Земли» ещё до того, как на лунную поверхность опустится человек. Они же должны были служить средством передвижения космонавтов по Луне. Лавочкина под руководством Г.

Эскизный проект лунохода был утверждён осенью 1966 года, а конструкторскую документацию подготовили спустя год. Размеры аппарата, так же, как и его масса, определялись возможностями ракеты-носителя «Протон», с помощью которой предполагалось организовать доставку.

Первые четыре испытательных запуска новой сверхтяжелой ракеты-носителя Н-1 оказались неудачными. В мае 1974 года дальнейшие работы с носителем Н-1 и вся программа Н1-Л3 были завершены. Возвращение на Землю Схема полета с возвращением на Землю предполагала несколько этапов. На первом из них планировался вывод лунной ракетной системы на начальную геоцентрическую круговую орбиту Земли высотой примерно 200 километров. После этого предполагался разгон с орбиты и выход на траекторию полета от Земли к Луне на селеноцентрическую орбиту. После коррекции орбиты должны был произойти спуск лунной кабины и ее мягкая посадка на поверхность спутника. На обратном пути планировались взлет корабля с поверхности Луны, выведение его на орбиту сближения с лунным орбитальным кораблем, причаливание с последующим выходом на траекторию полета Луна — Земля и управляемым спуском на поверхность Земли.

Историки отечественной космонавтики отмечают, что крах советской лунной программы связан с установкой руководства страны по этому проекту. По их словам, власти потребовали от конструкторов соблюдать режим экономии в тот момент, когда значительная часть лунного проекта уже была реализована. Все это привело к сырым конструкторским решениям и резкому снижению надежности новой космической техники. Независимый эксперт по космосу, член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин считает, что проблема заключалась в создании мощного мотора. По его мнению, реализовать советскую лунную программу было заведомо невозможно. Лунное затишье К концу 1970-х годов многим казалось, что на Луне делать уже нечего и в Солнечной системе существуют более интересные объекты для исследований, например Марс или Венера. Период лунного затишья продолжался почти 20 лет.

Вопросы вроде бы правильные, но неужели все забыли, что отечественная лунная программа была завершена в 1976 году? После миссии станции «Луна-24», кстати, весьма успешной. И что за прошедшие 47 лет, и особенно за последние 32 года, прошедших с момента уничтожения СССР, советский опыт освоения Луны был практически полностью утрачен. Не стоит забывать, что за прошедшие десятилетия отечественная космонавтика лишилась многих ценных инженерно-конструкторских кадров, которые в силу возраста или других причин уже не могли передать свой опыт нынешним инженерам НПО Лавочкина, разрабатывавшем «Луну-25». Разумеется, некоторые советские наработки были использованы, но многое в российской лунной программе пришлось делать, фактически, с «чистого листа». Не будем забывать и о том, что в постсоветские годы многие облеченные властью государственный мужи просто не понимали, зачем России нужны космические программы. Как следствие этого, не было понимания, зачем нужно растить инженерные кадры и уж тем более, зачем им платить большие зарплаты. Не удивлюсь, если для многих чиновников, с 1991 года восседавших в высоких кабинетах, космонавтика вообще являлась чем-то вроде чемодана без ручки. Тащить чемодан надо, хотя бы ради престижа страны, но какой со всего это «выхлоп» — мало кто понимал. Более того, огромное количество чиновников, засевших на всех вертикалях и горизонталях власти, наверняка разделяли мнение незабвенного Егора Тимуровича, вопрошавшего — зачем нам ваши дерьмовые станки читай - ракеты и межпланетные станции? Не из-за такого ли подхода выполнение программы «Луна-25» заняло почти двадцать лет? Можно, конечно, списать все это на недостатки финансирования, но всем хорошо известно, что, например, на всякие помпезные мероприятия типа Чемпионата мира по футболу деньги находились, причем деньги колоссальные. И как результат, задолго до «Луны-25», ещё в 2011 году, прозвенел первый тревожный звонок, когда неудачей закончилась миссия станции «Фобос-Грунт». А ведь помимо этого были и другие, не менее тревожные звоночки. Ради интереса неплохо посмотреть, как идут дела у наших извечных соперников по космической гонке. Хотя говорить об этом в 2023 году уже бессмысленно, ибо ни США, ни Китай Россию соперником давно не считают. Американцы мало того, что успешно совершили мягкую посадку на поверхность — не Луны, а Марса — марсохода Perseverance в 2021 году, так ещё и запустили в полет над Красной планетой беспилотный вертолет Ingenuity. А чуть позже, в том же 2021 году, на Марсе успешно сел и китайский марсоход «Чжужун». И пока китайцы с американцами вовсю обрабатывали информацию, полученную со своих марсоходов, Роскосмос доводил до ума «Луну-25», но, как показали события 20 августа, довести так и не смог, и теперь «Луна-25», вернее, её дорогостоящие обломки, навсегда станут частью лунного пейзажа.

Это свидетельствовало о том, что Луна окружена множеством пылевых частиц, рассеивающих солнечный свет и излучение, отраженное Землей. Посадочный модуль станции «Луна-21» на панораме , снятой «Луноходом-2» Наблюдение с орбиты 20 апреля 1973 года «Луноход-2» въехал в небольшую воронку. В этот момент крышка отсека, который содержал плутоний и использовался для обогрева, не была плотно закрыта и зачерпнула немного реголита. В конце лунного дня, когда крышку закрыли частицы почвы попали внутрь лунохода. Пыль вызвала перегрев лунохода и выход его устройств из строя. В результате, 10 мая связь с аппаратом прекратилась, и миссия была завершена. Маршрут «Лунохода-2» на снимках LRO. Кроме того, космические наблюдения с орбиты позволили восстановить весь путь, пройденный луноходом. Напомним, навигационные устройства прибора вышли из строя во время посадки. Именно благодаря этим наблюдениям удалось уточнить как сам маршрут, так и расстояние пройденное «Луноходом-2» по поверхности Луны: след, оставленный колесами ровера, до сих пор просматривается с орбиты при правильном освещении. Маршрут «Лунохода-2» по поверхности Луны. У миссии «Луноход-2» должно было быть продолжение : предполагалось, что третья версия устройства, разработанная конструкторским бюро НПО имени Лавочкина и оснащенная дополнительными научными приборами, достигнет поверхности Луны в 1977 году на борту космической станции «Луна-25».

"Лунная гонка" СССР и США

Потому что, если рассматривать отдельно взятую миссию «Луны-25», то она закончилась провалом. Но если рассматривать лунную программу в целом, то авария «Луны-25» — неприятный, но абсолютно не критичный эпизод. Но не критичный только в том случае, если лунная программа будет продолжаться дальше, а не будет поставлена «на паузу» из-за этой аварии. Покорение космоса всегда было и будет сложным процессом, требующим времени, терпения и, конечно же, стабильного финансирования. Советская лунная программа отличалась как выдающимися достижениями, так и серьёзными авариями, и это нормально, по-другому и быть не могло. Не всё гладко шло и у американцев, да и любая другая страна, решившая покорять космос, должна быть готова к долгой и тяжелой работе, в которой будут как успехи, так и аварии с катастрофами. Это может прозвучать странно, но есть во всей этой истории и положительный момент.

Прилуненение «Луны-25» хоть и окончилось аварией, но Роскосмос показал, что в состоянии создавать автоматические межпланетные станции после погромных девяностых годов, нашествия «эффективных менеджеров», утраты многих ценных кадров и, как следствие этого, — потери ряда компетенций. Но потери эти, судя по всему, не катастрофические. И как бы не злорадствовали разного рода злопыхатели — в основном, нынешние «не братья», — Россия продолжает оставаться космической державой, хотя и откатилась на третье место по космическим запускам, значительно уступая США и Китаю. Когда писалась эта статья, стало известно, что индийская межпланетная автоматическая станция «Чандраян-3», на борту которой находится луноход, успешно прилунилась в районе Южного полюса, то есть там, где должна была сесть «Луна-25». Это несомненный и бесспорный успех индийской космонавтики, который однозначно поднимет престиж Индии как космической державы. У России есть все шансы повторить некоторые эти достижения, причем не надо изобретать велосипед, а надо лишь воспользоваться советским опытом.

Сделать ставку на кадры, ибо не зря сказано, что они решают всё. Обеспечить надлежащее финансирование и не допускать к космическим программам пресловутых «эффективных менеджеров», которые, как показали последние 30 лет, отличаются лишь отрицательной эффективностью в любом деле, за которое они не брались бы. Понятно, что нельзя требовать невозможного, но отечественная космонавтика только выиграла бы, если во главе её встали бы люди калибра С. Афанасьева или О. Именно при них советская космонавтика достигла своего пика, когда в порядке вещей стал десяток космических запусков в месяц! Так что выбор у России всего один — несмотря на неудачи, идти вперед и только вперед, понимая, что другого варианта не дано.

Уже в то время учёные знали, что селенографические исследования исследования лунной поверхности нужны не только для того, чтобы изучить саму Луну, но и потому, что изучение ее поверхности, состава, внутреннего строения дает важный материал для понимания эволюции нашей планеты — Земли. В январе 1959 года к естественному спутнику Земли стартовала советская автоматическая станция «Луна-1». По результатам миссии «Луна-2» автоматический аппарат доставил вымпелы Советского Союза на поверхность Луны, их копию Никита Хрущев подарил президенту США Дауайту Эйзенхауэру, что подогрело ещё больший интерес к космической гонке.

Последующие миссии СССР позволили облететь Луну, после чего ученые смогли составить карту всей Луны, включая её обратную сторону. И одно из самых значимых достижений Советского Союза в лунной программе — 24 сентября 1970 года «Луна-16» впервые в мире доставила лунный грунт на Землю. К памятной дате в 2020 году Роскосмос опубликовал подписанные, в том числе, председателем межведомственного Научно-технического совета по космическим исследованиям академиком М.

На её борту была установлена разнообразная научная аппаратура: гамма-спектрометр для исследования интенсивности и спектрального состава гамма-излучения лунной поверхности, прибор для изучения солнечной плазмы, приборы для регистрации инфракрасного излучения поверхности Луны, регистратор метеорных частиц. Естественно, размещалась и фотоаппаратура для съёмки лунной поверхности. На орбите вокруг Луны станция активно функционировала 56 суток. В 1966—1968 годах состоялось ещё несколько полётов станций типа «Луна».

Три космических аппарата «Луна-11», «Луна-12», «Луна-14» были выведены на орбиту вокруг Луны, а одна станция «Луна-13» совершила мягкую посадку на лунную поверхность. Полёты советских автоматических станций к Луне заложили основу для возможной отправки на неё человека. Это был необходимый и, можно считать, достаточный шаг по подготовке пилотируемой экспедиции. А такая подготовка в нашей стране активно велась, но до воплощения в жизнь в силу разнообразных причин дело не дошло, несмотря на то, что в рамках подготовки пилотируемого полёта к Луне состоялось более 10 полётов беспилотных космических средств.

Все они проходили в период с 1967 по 1971 год, и аппараты запускались под обозначениями «Зонд» и «Космос». Так как в статье речь идёт только о станциях с обозначением «Луна», то эти полёты останутся за рамками рассмотрения. Советской пилотируемой лунной программе будет посвящена отдельная статья. Новые космические аппараты создавались с использованием тех технических решений, которые применялись при разработке пилотируемых средств.

Их полёты в какой-то степени скрасили горечь от наших нереализованных надежд по отправке человека на Луну. Разработкой самоходных лунных аппаратов советские конструкторы занялись ещё в начале 1960-х годов. Этим средствам передвижения по лунной поверхности, ставшим потом известными всему миру как луноходы, предназначалась роль «глаз Земли» ещё до того, как на лунную поверхность опустится человек. Они же должны были служить средством передвижения космонавтов по Луне.

Лавочкина под руководством Г. Эскизный проект лунохода был утверждён осенью 1966 года, а конструкторскую документацию подготовили спустя год. Размеры аппарата, так же, как и его масса, определялись возможностями ракеты-носителя «Протон», с помощью которой предполагалось организовать доставку. Станция «Луна-10» Луноход представлял собой установленный на самоходное шасси герметичный приборный отсек.

Масса аппарата по исходному проекту — 900 килограммов, позже уменьшена до 756 килограммов. Диаметр по верхнему основанию корпуса — 2,15 метра, высота — 1,92 метра, длина шасси — 2,215 метра. Максимальная скорость передвижения по Луне — 4 километра в час. К тому моменту, когда стало ясно, что с высадкой советского человека на Луну придётся повременить, уже были изготовлены несколько экземпляров «лунных тележек».

Было решено всё же доставить их на Луну и использовать в автоматическом режиме. Впервые такую попытку предприняли 19 февраля 1969 года. Но неудача поджидала конструкторов уже в самом начале — подвела ракета «Протон», взорвавшаяся на участке выведения. После первой неудачи полёты луноходов решили отложить — на первое место вышла доставка на Землю образцов лунного грунта.

Идея о создании станций типа Е-8-5, а именно так аппарат обозначался в конструкторской документации, родилась у главного конструктора КБ имени С. Лавочкина Г. Бабакина задолго до того, как «лунная гонка» подошла к своему финалу. Он полагал, что аппараты подобного типа полетят не только на Луну, но и на другие планеты.

Но в конце 1960-х годов не было задачи важнее, чем опередить американцев, поэтому и делали станцию только в лунном варианте. За основу была взята посадочная ступень Е-8, которую разрабатывали для доставки лунохода. Вместо самоходного устройства на ней планировалось установить бур для взятия образцов, а доставку грунта на Землю обеспечить ракетой «Луна — Земля». Масса станции должна была составлять приблизительно пять тонн.

С началом полётов по этой программе очень спешили. Очень хотелось получить образцы лунного грунта ещё до того, как это сделают американцы. Но тем не менее первую станцию смогли подготовить к старту только летом 1969 года, когда до старта «Аполлона-11» оставалось совсем немного времени. Как это часто бывает, первый блин вышел комом.

Первая попытка запустить станцию типа Е-8-5 была предпринята 14 июня 1969 года. Из-за ошибки в системе управления не произошёл запуск двигательной установки блока «Д».

Но в 1969—1972 годах все четыре пуска сверхтяжелой ракеты-носителя Н-1 с космодрома Байконур закончились авариями.

В итоге советскую лунную программу пришлось свернуть. Также, согласно документам, СССР в конце 1960-х годов планировал первым в мире установить на Луне астрономическую обсерваторию. Она должна была «прообразом будущих лунных станций, предназначенных для ведения постоянной и всесторонней службы Солнца, Земли для метеорологии и других целей , планет и звезд.

Обсерваторию хотели создать на базе лунной посадочной станции Е-8 и запустить к Луне с помощью ракеты-носителя «Протон-К».

«Роскосмос» рассекретил документы по советской лунной программе

31 января в 19:00 в Центре «Космонавтика и авиация» пройдет лекция «Советская лунная программа». И в это же самое время королевская лунная программа пребывала в глубоком кризисе. «» рассказывает о зарождении лунной программы СССР, которая предшествовала запуску «Луны-25», и о том, что сегодня делает Россия для ее возрождения. Считается, что советская лунная программа закончилась безрезультатно.

Роскосмос рассекретил документы советской лунной программы

С формальной точки зрения и американская, и советская лунные программы состояли из двух этапов: сначала пилотируемый облет Луны, затем высадка. Так начиналась "лунная гонка", которая захватила два политических лагеря, и закончилась высадкой американских астронавтов на Луну в 1969 году. А всего в рамках советской лунной программы с 1959 по 1976 годы было осуществлено 24 запуска станций серии "Луна". Это достаточно редкие экспонаты, которые отражали этапы освоения лунной программы в СССР.

Что советские «Луноходы» делали на Луне и почему запуск этих аппаратов прекратили

Советская программа лунных пилотируемых полётов — это ряд проектов и две параллельно реализовывавшиеся программы (лунно-облётная и лунно-посадочная), имевших своей целью исследование Луны с помощью пилотируемых космических кораблей. Была важным элементом. Гриф секретности сняли лишь в конце девяностых, но и сегодня о людях, рисковавших жизнью и здоровьем ради успеха советской науки, известно мало. Лунная программа России, утвержденная в 2018 году, включает в себя три этапа: «Вылазка», «Форпост» и «База».

Рассекречены фото советской лунной программы

  • Что случилось с «Луной-25»? - Аргументы Недели
  • Проблемы лунной программы после смерти С. Королева
  • Русская Луна: прошлое, настоящее и будущее Российской лунной программы
  • ранее опубликовано

Современность

  • Первые шаги советской лунной программы
  • Первые на Луне — советские аппараты
  • А что же Россия?
  • Русская Луна: прошлое, настоящее и будущее Российской лунной программы
  • Советская лунная программа
  • Как Советский Союз осваивал Луну? | История | ШколаЖизни.ру

Большой прорыв: в чем уникальность китайской лунной миссии

Путешествие в космос – всегда было и остается одной из самых захватывающих человеческих мечт. Этот большой выпуск буквально перенесет вас на поверхность Луны. Какой была лунная программа Советского Союза и какие она принесла результаты. Однако, лунная программа была прекращена в 1976 году после запуска станции «Луна-24». Однако мы можем точно сказать, что программа по освоению космического пространства СССР началась в 1955 году и просуществовала почти 35 лет, до 1991 года, когда распался Советский Союз.

«Луна-25» разбилась. Какое место в лунной гонке теперь занимает Россия

Несколько лет назад в интервью Радио ООН космонавт Алексей Леонов рассказал о советской лунной программе. Программа освоения луны спустя 47 лет после последнего лунного старта возобновляется. Лунная программа России, утвержденная в 2018 году, включает в себя три этапа: «Вылазка», «Форпост» и «База».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий