История ликвидации организованных преступных формирований Татарстана» рассказывает о начале и закате одной из самых жестоких банд Казани – «Тяп-Ляп».
Участника казанской группировки «Теплоконтроль» задержали за стрельбу по людям из ружья
Мэр Казани Ильсур Метшин рассказал, как в 90-е ездил на машине в район «Теплоконтроля». Однако параллели можно провести с криминальной группировкой «Тяп-Ляп» — подростковой бандой, орудовавшей в Казани в 1970-х годах, пишет портал Men Today. Хотя «официальным» знаком ОПГ была корона и буквы «т» и «к», что означало «Теплоконтроль». О том, как в столице советской Татарии впервые в послевоенной истории СССР сформировалась крупная ОПГ, — в материале РИА Новости.
НОВОТАТАРСКАЯ ОПГ|| Ильсур Цофа, , Казань. 111-й двор, Теплоконтроль, грев ИК-2. Часть 1
Когда с него начали снимать золото, он понял, что обречен. Ему нестерпимо хотелось жить. Весь в крови, он ползал на коленях и целовал Радже руки. Позже Вадим Зайнутдинов Бульба зашел в ванную и двумя ударами топора добил Аксанова. Труп его тоже был расчленен. Следователям удалось восстановить происшедшее, хотя прошло 7 лет.
И даже нашли улики! Есть метод профессора Дворкина, когда с помощью раствора люминола можно обнаружить следы крови. Раствором покрыли пол в ванной "нехорошей квартиры", и все щели вдруг засветились! Ванная утопала в крови. Великий и ужасный В Казани Радик Галиакберов сотоварищи появились только в 1994 году.
Никто не стоял больше на пути "великого и ужасного" Раджи. Это был "золотой век" "Хади Такташ". Авторитет Раджи - непререкаем. Он единоличный владелец и распорядитель "общака". Испуганные бизнесмены, среди которых были и довольно известные в городе люди, исправно платили дань.
Группировка контролировала рынок наркотиков, проституции, собирала мзду с полусотни фирм, магазинов, ресторанов, банков и даже двух кладбищ. Лакомые куски, контроль над которыми осуществляли раньше другие, постепенно переходили в руки "хадитакташевских". Одним из таких "клондайков" был комбинат "Здоровье" - крупный оздоровительный комплекс с бассейном, банями, номерами и прочей "обслугой". Здесь организовали настоящий притон. Набрали легко одетых девиц, которые, трудясь по-стахановски, зарабатывали деньги для группировки.
Смотрящим над ними поставили Асхата Валиуллина по кличке Пенек. Тех, кто "сачковал" или хотел покончить с сексуальным рабством, Пенек заводил в подвал, ставил к стенке и начинал психологическую атаку - разбивал бутылки в нескольких сантиметрах от жертвы. Двум самым непонятливым сломал нос. Потом некоторые из девушек помогли следствию, дав показания в суде. Сами между тем их не употребляли.
И тогда на наркопочве случился у них конфликт с группировкой "Первые Горки", в просторечии "Перваки". Один из ее членов Александр Гриньков взял партию кокаина и не расплатился. Раджа был краток - или Гриня вернет кокаин, или Грини не будет. В ночь с 24 на 25 августа 1997 года он ждал "хадитакташевских" дома - для разговора. Но встретил их не один, а с приятелем Тативосом Кирокосяном.
Распили коньяк. Но разговора не получилось - по Гринькову открыли огонь. Заодно убрали и свидетеля - ни в чем не повинного Кирокосяна. В ту же ночь неосторожно нагрянули еще двое - Акакий Аршба и Равиль Мубараков. Их тоже "положили".
Но раненному в щеку Мубаракову чудом удалось убежать. Гриня был не последним человеком в группировке "Перваки". На сходе мнения разделились - одна бригада во главе с другом Грини Бибиком требовала отмщения, другая во главе с Федей боялась связываться с "Хади Такташ". Группировка раскололась, Федя поддержал "чужих". А тут, как назло, "бибиковские" избили одного из "хадитакташевских".
Это был сильный удар по реноме Раджи. И он объявил войну "Первакам". На "стрелке" было объявлено о повышении тарифа на сбор в "общак". Раджа заявил, что за голову "первака" он платит 5 тысяч долларов. Снова запахло кровью.
Профессиональные головорезы Объявив войну "Первым Горкам", Раджа понял, что ему нужна специальная команда киллеров. В декабре 1997 года из мест лишения свободы вышел Ринат Фархутдинов Ринтик , отсидевший за хранение оружия, законченный циник.
Именно из-за них я стал заниматься темой «казанского феномена», чтобы выяснить, чем группировки в Казани были не похожи на остальные. Зашел во «ВКонтакте», чтобы создать группу «Казанский феномен» — не нашел ни одного паблика с аналогичным названием.
Вроде бы тема известная и я думал, придется с кем-то бороться за наименование, изобретать другое. Зато увидел сообщества, посвященные группировкам «Тяп-Ляп» и «Хади Такташ», но они не очень активные. На курсах SMM меня учили, что нужно выкладывать по три-пять постов в день, иначе группа потеряется среди других. В моем паблике первые сто подписчиков набирались с большим трудом, но у меня не было цели привлекать фейковые страницы.
Сейчас все полторы тысячи человек в сообществе — настоящие. В шапке группы я написал что-то вроде «Если кто-то готов дать интервью — будьте добры, напишите мне, пожалуйста». Люди, которые состояли в ОПГ, делятся на две большие группы: те, кто вообще не хочет об этом говорить и пытается забыть; и те, кому хочется донести правду. Последние считают, что вся информация о группировках неправдивая, а на самом деле было так и вот так.
Некоторые не готовы на интервью по телефону или скайпу, но могут обо всем рассказать в личной переписке. Это истории-агонии. Бывает такое, что кто-то даже оказывается с литературными задатками и пишет как сценарист. Часто после интервью со мной собеседники отправляют сообщения: «Ну вообще, знаешь, Роберт, я жалею о том времени, и что я так поступал с людьми.
Я бы не хотел такого своим детям, но это не означает, что я не хотел бы высказаться». Мое личное мнение — забывать нельзя ничего, и пока есть живые свидетели, нужно сделать достоверное исследование о том, что происходило. Заседание «бизнес-клуба» в ресторане «Акчарлак». Казань, 1992 год Пацанские понятия и противостояние города с деревней Меня рэкетировал мальчик из параллельного класса — чтобы избежать этого, я вступил в группировку «Низы» в 14 лет и провел там два года.
Больше всего запомнилось, как меня отшивали исключали, — прим. Дико и страшно, когда десять человек, которые были твоими приятелями, пытаются тебя избить. Ты с ними только на той неделе здоровался, болтал — вот так легко можно было стать изгоем. Формально я понимал, что не самый подходящий участник для группировки: я не спортсмен, и особо коммуникативными навыками не обладал, чтобы разрулить по понятиям.
Зато увлекался искусством и книжками. Тогда все это было для меня травмирующими воспоминаниями, которые я яростно пытался забыть. Это еще надо проверить: по крайней мере, «тяп-ляповцы» утверждают, что их группировка не была нацелена на теневиков и цеховиков. Другое предположение того же ученого — начало противостояния города и деревни.
На окраинах начали появляться многоэтажки с их новыми жителями, а рядом все еще частный сектор, где сильны деревенские традиции. Обитатели последнего идут знакомиться к новичкам из высоток — естественно, возникают стычки. Когда в одном быстрорастущем городе сталкиваются такие разные слои населения, это неизбежно приводит к конфликтам. И тем, кто из многоэтажек, приходится объединяться против деревенских — вспомним примеры с поселками Борисково, Мирный, тот же район завода «Теплоконтроль».
Там все это, возможно, еще с 60-70-х годов началось, и, конечно, они были прародителями «казанского движения». Возможно, во время исследования появятся еще причины его возникновения. В 70-х и 80-х еще не было кооперативов и свободного рынка, но, думаю, был рэкет. В какой-то из публикаций было написано, что первое зарегистрированное в Казани дело о рэкете относится к 1988 году.
Кажется, кого-то рэкетировала группировка «Дом обуви». Тогда только появился свободный рынок — люди были растеряны. В сознании народа те, кто начинает торговать — все еще спекулянты, в глазах милиции — тоже: вот вчера их ловили и сажали, а теперь мы должны их защищать. Тут появляются представители группировок и предлагают «крышу».
Чем 90-е отличались от предыдущих двух десятилетий? Помимо войн между ОПГ, начались распри внутри группировок: одни оказались внутри прибыльного дела, а другие нет. И последние могли применить огнестрельное оружие и любые незаконные методы, чтобы отобрать прибыль. Казанские группировки отличались от остальных тем, что они были территориальными.
Даже социологи называют ОПГ в других регионах «созданными по казанскому типу» — подразумевается разделение по территориям и существование возрастной иерархии: «скорлупы», «суперы», молодых, старших. Еще одна из основных характеристик группировок в Казани — свод понятий, он был как некий морально-духовный кодекс. Интересно, что один из моих информантов говорил: «Да что вы, какие понятия? Их не было, старшие нас просто использовали!
Так или иначе пацанский кодекс был очень силен — это как сетка, наброшенная на твое сознание: ты можешь не понимать, что все твои действия исходят из понятий, но это именно так. Те же императивы «пацан сказал — пацан сделал», «слово пацана» или «следи за базаром». Они оставляют следы на всю жизнь. Я спрашивал у бывших участников ОПГ, остались ли на них эти отпечатки, и один из них рассказал, что до сих пор заходит в незнакомое помещение и рассматривает людей: кто из них опасен, с кем может возникнуть конфликт, с кем надо рамсить.
Это уже выработалось как безусловный рефлекс.
Тем более, что они и не собирались сдавать позиции, и Казань стала пользоваться репутацией одного из крупнейших криминальных центров СССР, а позже России. Только повзрослевшие подростки уже «делили не асфальт», а сферы влияния в рэкете, наркобизнесе и контроле над проституцией, и не только в Казани. Казанские ОПГ уже в начале 90-х годов завоевывают рынки Москвы и Петербурга, хотя их главной базой, откуда черпались людские и материальные ресурсы, продолжает оставаться столица Татарстана.
Ее корни тянутся еще с далеких 70-х годов, когда на всю Казань прогремело беспрецедентное дело о легендарной молодежной банде «Тяп-ляп», в которую входили представители юного поколения жителей микрорайона завода «Теплоконтроль». Группировка получила своё название по названию микрорайона, где проживала большая часть её членов — района завода «Теплоконтроль» города Казань. В те годы Казань была поделена между молодёжными преступными группировками, такими, как, например, «Павлюхинские», «Хади Такташ», «Жилка», «Ново-татарская слобода» и другие, которые также получали своё название по району проживания их членов. В группировку вошли ученики или выпускники двух местных школ — 114-й и 48-й.
Численность банды «Тяп-Ляп» составляла порядка 300 человек или до 500 человек. У её членов имелось холодное и огнестрельное оружие], в том числе зарубежного производства. Этот жилмассив появился в начале 60-х годов и заселялся молодыми семьями рабочих, в которых дети были приблизительно одного возраста. Подростки из Теплоконтроля были просто вынуждены объединяться, потому что поначалу они были часто биты другими районными группировками.
Якуба, Ш. Камала так называемая Ново-Татарская слобода , в поселках Калиновка и Борисково, в микрорайоне Жилплощадка.
Сегодня «В лучшем случае, останешься без машины»: Метшин — о «Теплоконтроле» в 90-е Мэр Казани Ильсур Метшин рассказал , как в 90-е ездил на машине в район «Теплоконтроля». А точнее, не ездил — настолько страшное было место: «В те времена я только купил первую машину, и нужно было ехать в поселок Мирный. Бензин тогда был дефицитный, и, чтобы проехать с площади Вахитова, приходилось делать крюк.
Участника казанской группировки «Теплоконтроль» задержали за стрельбу по людям из ружья
Название группировка получила по названию казанского завода "Теплоконтроль", который стоял на окраине города, контролируемой бандой. Символика ОПГ «Тяп-Ляп» в одном из жилых домов микрорайона «Теплоконтроль»/Викимедиа. Полиции Казани удалось задержать на днях 34-летнего участника группировки «Теплоконтроль», который в октябре прошлого года устроил пальбу из карабина «Сайга» во дворе жилого дома. Кровь на асфальте» многие заинтересовались темой криминальных группировок, распространившихся в Казани в. Конкретно с возникновения ОПГ «Тяп-Ляп» в микрорайоне Теплоконтроль принято отсчитывать старт эпохи организованной преступности вообще во. Название группировка получила по названию казанского завода "Теплоконтроль", который стоял на окраине города, контролируемой бандой. ОПГ Тяп Ляп г. Казань Группировка получила своё название по названию микрорайона, где проживала большая часть её членов — района завода «Теплоконтроль» города К.
«Пробежка» по Ново-Татарской: с чего начался «казанский феномен»?
А всё потому, что преступления были вовсе не случайным сезонным повышением активности хулиганов: район близ завода «Теплоконтроль» вот уже несколько лет считался в Казани запретной зоной. А всё потому, что преступления были вовсе не случайным сезонным повышением активности хулиганов: район близ завода «Теплоконтроль» вот уже несколько лет считался в Казани запретной зоной. Что известно про убийство одного из лидеров казанской ОПГ «Тяп-ляп» Скрябина спустя почти 30 лет. Казанский дизайнер создала линию одежды с прозвищами местных ОПГ 1970-1990-х. Про организованные преступные группировки (ОПГ) известно стало в конце 70-х годов, когда на улицах появились участники группы «Тяп-Ляп».
«Тяп-Ляп»: как Андропов использовал самую известную банду СССР в войне с МВД
Япеев, который до этого бессменно возглавлял татарских правоохранителей на протяжении 24 лет. Несколько десятков прохожих были побиты металлическими прутьями, из огнестрельного оружия обстреливался автотранспорт, в частности микроавтобус с милиционерами, пулей из пистолета была ранена 20-летняя девушка, которая осталась инвалидом, а 74-летний пенсионер Закиров застрелен возле своего дома. Все пострадавшие были просто случайными прохожими, и жертв могло быть гораздо больше, но, к счастью, не взорвалась граната, которую бросил некто Тазетдинов. В ходе акции пострадали и сами «тяпляповцы» — случайные ранения от своих получили четверо человек, один, по фамилии Музафаров, скончался в больнице. Такую бойню милиция уже не могла проигнорировать, и на скамье подсудимых оказались 28 человек.
Из них самому старшему было 26 лет, семеро — несовершеннолетние. Большинство подсудимых уже имели практику «малолетки». После долгих согласований с Москвой закрытый суд вынес суровые приговоры — четверых расстрелять, остальным — от 10 до 15 лет лишения свободы. После апелляции двоих из приговоренных к высшей мере наказания помиловали.
Расстрелян был формальный лидер «Тяп-ляпа» Джавдад Хантемиров, а вот «серый кардинал» Сергей Антипов отделался долгой отсидкой. После этого резонансного для Казани процесса потрепанная «тяпляповская» группировка хоть и поутихла, но не прекратила своего существования. Она заняла рядовое место среди десятка подобных формирований столицы Татарстана.
К началу 90-х Хайдер успел подчинить себе порядка восемнадцати преступных формирований , включая участников одного из звеньев ОПГ "Киноплёнка" под предводительством Ирека Мингазизова Ташкент - они стали штатными киллерами жилковских. При этом Закиров встретил отчаянный отпор от борисковских, которые успешно протежировали на место "смотрящего" по Казани симпатизировавшего им вора в законе Рината Игламова Иглам. Но ликовали они недолго - вскоре после назначения Иглама расстреляли. К обострению отношений между двумя группировками привела гибель врага борисковских - лидера новотатарских Сибагатуллина Сипка , который являлся союзником Хайдера. В 1992 году, когда лидер ОПГ "Борисково" Ленар Речапов объединил своих ребят и союзников в единый анклав - "севастопольские", в Казани началась настоящая бандитская война, в которой пало немало бойцов противоборствующих сторон. В жестоком противостоянии севастопольские использовали против врагов прослушку и прибегали к маскараду: переодевались в милиционеров и в упор расстреливали потерявшего бдительность противника. Уставшие от царящей на улицах опасности из-за непрекращающихся перестрелок горожане засыпали силовиков требованиями прекратить беспредел. После принятия в мае 1993 года республиканского закона "О чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью" власти взялись за опгшников всерьёз. Закиров предпочёл не рисковать и вместе со своим окружением осел в Санкт-Петербурге. Для того, чтобы занять своё место под солнцем в Северной столице, жилковским пришлось выстоять в жестоких столкновениях с "тамбовской" ОПГ.
В результате казанцы захватили власть над всеми фирмами и магазинами Невского проспекта. Убить по-голливудски Однако своих притязаний на место теневого главы Казани Хайдер не оставил. После смерти лидера севастопольских Ленара Речапова новые лидеры группировки предложили Закирову "худой мир", однако тот по-прежнему предпочитал "хорошую войну". Тогда по следам несговорчивого авторитета были пущены лучшие казанские киллеры, которым в октябре 1995 года удалось вычислить адрес жилища Хайдера. Огонь был открыт в момент, когда глава ОПГ вместе с двумя телохранителями находился в лифте. Кабину изрешетило пулями, но охранники успели закрыть собой подопечного. Противники пытались добить Хайдера в больнице, выстрелив в окно из гранатомёта, но авторитету вновь повезло - незадолго до этого его перевели в другую палату. Конец имперским амбициям Закирова был положен в августе 1996 года, когда после отдыха в Севастополе он вернулся в Санкт-Петербург. Операция по ликвидации Хайдера была проведена в духе голливудских боевиков: подкараулив авторитета в момент, когда он с охранниками вышел из машины, киллеры открыли огонь из кустов и бросили дымовую шашку. Дождавшись, когда пытавшиеся занять круговую оборону телохранители отойдут от своего подопечного, в дело вступил снайпер - двумя выстрелами он добил Хайдера.
После смерти авторитета группировка потеряла былое могущество: внутри неё обострилась борьба за власть, в ходе которой погибло много видных жилковских. В итоге лидерство захватил Юрий Марухин. Пока члены ОПГ выясняли, кто круче, представители других группировок взяли под свой контроль ряд объектов империи Закирова. Жилковские попытались было захватить власть на заводе им. Кирова, но неудачно - в отместку они застрелили директора и похитили документацию на партию товара. Марухин и его соратники пошли под суд: рядовые бандиты получили от 17 до 25 лет колоний, а главу ОПГ приговорили к пожизненному лишению свободы и в 2005 году этапировали в колонию "Полярная сова". Однако, Марухин мечтает после 25 лет отсидки освободиться по УДО. Группировка возникла в 1982 года и получила своё название в честь одной из улиц Казани, носящей имя прародителя татарской поэзии Хади Такташа. Первое время члены ОПГ занимались обычным рэкетом, а с началом лихих 90-х разделились на два лагеря. Лидером одного из них был Рауф Шарафутдинов Рафа - старожил группировки, которого вполне устраивал исключительно разбойный образ жизни его сторонников.
По другую сторону баррикад встала "молодёжь" - Анвар Халиуллин и Николай Гусев считали, что мощи их команды хватит для контроля над рядом крупных предприятий и созданию собственного бизнеса. Шарафутдинов попытался было обложить бунтарей данью, но те принимать условия бывшего шефа отказались. Тогда Рафа в 1992 году руками киллера убил Халиуллина, тем самым подписав смертный приговор не только себе, но и своим приближенным сторонникам. Сюда не "Хади" Месть за Анвара удалась в начале 1993 года: ликвидаторы атаковали Шарафутдинова во время его деловой поездки в Москву - в подъезде жилого дома на Пантелеевской улице лидер "стариков" получил пулю в голову и моментально скончался. В 1994 году ему удалось стравить двух хадишевшских - претендовавшего на лидерство Александра Маряшина и Евгения Егорова. Последний нанял киллера, который устранил Маряшина. Представители "стариков" не теряли надежду расправиться с Раджой: о том, что в столицу по его душу прибыло трое ликвидаторов, Галиакберов узнал от своих информаторов. Действовал Радик на опережение - его бойцы расправились с троицей при помощи топоров, после чего расчленили тела и выбросили останки в реку. После этого группировка восстановила своё единство, а во главе неё встал Галиакберов. Под контролем ОПГ оказался ряд городских предприятий, ритуальные услуги, Арское и Архангельское кладбища.
Был у членов группировки и свой транспорт — мотоциклы, чаще всего украденные и переделанные. ОПГ «Тяп-Ляп» окончательно оформилась к 1974 году. Лидерство в городе она брала в жестоких боях «стенка на стенку» с такими же группировками из соседних микрорайонов. Дрались арматурными прутьями и монтировками. Тренированные бойцы «Тяп-Ляп» выходили победителями. Укрепившись, члены ОПГ стали заниматься более серьёзными делами. Типичными её занятиями стали квартирные кражи, вымогательство денег у цеховиков.
Тех, кто не соглашался на условия группировки, били, уничтожали или отбирали товар. Не соглашавшихся после этого ждала смерть. Один из членов ОПГ получил задание убить приёмщика стеклотары, не желавшего платить бандитам. Однако в результате выстрела тот получил тяжёлое ранение, но остался жив. Это являлось одной из первых в криминальной истории страны попыток заказных убийств. Массовые пробеги по Казани С целью устрашить весь город лидеры группировки решили провести ряд массовых пробегов, забивая насмерть любых встречных. После драки они организованно покинули здание и разъехались по домам на заранее подогнанном транспорте.
Летом 1976 года Джавда решил совершить пробег в курортную зону Казани — так называемые «острова». Однако пробег не удался — от информатора милиционеры узнали о предстоящем преступлении и задержали около 50 членов ОПГ во главе с самим Хантимировым. Но суд проявил гуманность, и приговорил его всего к 1 году исправительных работ. Вскоре он условно-досрочно был освобождён за хорошее поведение. Срок добавил авторитета Джавде, но лидеров группировки начинает беспокоить проявление признаков разработки группировки сотрудниками правоохранительных органов. Приблизительно в 20:30 со стороны Речного вокзала группа подростков численностью около 50 человек, вооружённая обрезами, пистолетами-пулемётами Фольмера и металлическими прутьями, начала избивать и стрелять во всё живое. Толпа прокатилась по всему району.
Действовали бандиты слаженно — разделившись на небольшие группы, они растеклись по переулкам, оставляя за собой искалеченных людей, выбитые стёкла и подожжённые машины. Итог пробега — несколько десятков раненых и двое убитых. Пострадавшие неожиданно заявили сотрудникам правоохранительных органов, что не имеют претензий к бандитам. Когда сотрудники правоохранительных органов предприняли попытку завербовать одного из членов ОПГ Сергея Даньшина, 1957 года рождения, Хантимиров вскоре узнал об этом, и Даньшин был вначале жестоко избит, а затем и убит. После этого за лидерами ОПГ было установлено круглосуточное наблюдение. Вскоре во время попытки разбойного нападения был задержан бригадир группировки Тазетдинов. Антипов попытался подкупить свидетелей преступления Тазетдинова, однако был задержан.
Понимая, что дача взятки — лишь повод для его изоляции, а в отношении ОПГ ведётся серьёзная разработка, в тот же день он сбежал из-под стражи. Антип предложил Джавде устроить массовые беспорядки. Бандиты рассчитывали на то, что милиционеры начнут стрелять, и тогда вспыхнула бы вся Казань. Антипов и Скрябин предпочли уехать из города, лишь тщеславный Хантимиров лично повёл банду в бой. Милиционеры попытались блокировать толпу автобусом, но бандиты обстреляли автобус, и они были вынуждены спасаться бегством. Двое милиционеров попытались остановить голыми руками взбесившихся подростков, но, получив тяжёлые ранения, остались лежать на дороге. Затем ещё несколько членов группировки открыли стрельбу по милиционерам.
В ответ полетела граната. Лишь чудом никто не погиб, взрывная волна выбила окна в соседних домах. Аресты, следствие и суд Приговор по делу Были арестованы практически все участвовавшие в погроме бандиты, в том числе и Джавда. Антипов решил убить прокурора, ведшего дело банды, однако вскоре сам был задержан. Был задержан и Скрябин.
Этот «качок» рассказал, как повстречал на вокзале человек 20 панков из Киева. После моих детальных расспросов байка рассыпалась. Какая глубинная задача была у распространителей этого слуха, осталось загадкой. Но факт, что в вечер перед Пасхой город обезлюдел. Улицы патрулировались всем личным составом милиции и сотнями окодовцев. То и дело в дежурную часть звонили граждане, сообщая о появлении больших групп молодежи. На самом деле это были окодовцы. В ту ночь не было зафиксировано ни одного уличного преступления. Естественно, никаких «панков» и следа не было. Я думаю, что с этого времени наступил перелом в сознании властей. Начали проводить совещания, осмысливать явление. Сначала накручивали правоохранителей, потом педагогов, затем стали взывать к общественности. Наконец явление назвали своим именем. Нам в горком комсомола из УВД прислали секретные списки около 80 агрессивных группировок и трех тысяч их активных членов с адресами, местом учебы, работы. Мне поручили безнадежное дело — закрепить за ними шефов из числа комсомольских активистов всего города. Требовалось невозможное — перевоспитывать этих ребят. Я объехал практически все ПТУ и техникумы города, побывал в десятках школ, во всех инспекциях по делам несовершеннолетних. Не забуду никогда встречи с растерянными педагогами и с разъяренными родителями мальчишек, которых приходилось провожать в школу и встречать. Это был первый известный мне случай, когда бэкэдэшники обратились за защитой к милиции. Ко мне в горком под занавес лета в конце рабочего дня пришел озабоченный командир каёвской дружины Михаил Живилов. Оказалось, спецгруппа каистов-бэкадэшников, человек двадцать, всё лето охраняла институтский лагерь «Кордон» на Волге и заодно наводила порядок в близлежащей округе. За это пытавшиеся хозяйничать здесь казанские группировщики пообещали «ответку». Из своих источников каисты узнали, что несколько сотен казанской шпаны собираются устроить погром лагеря в день торжественного закрытия сезона — то есть в этот вечер. Оставалось несколько часов. Живилов просил подмоги, ведь каисты в большинстве своем — иногородние и еще на каникулах. Я кинул клич и смог собрать человек тридцать своих бойцов. Тогда обратился к Авдееву с просьбой выделить хотя бы пару экипажей милиции - в виде исключения, ведь территория лагеря находится за административными пределами Казани, в Лаишевском районе. На это последовало совершенно неожиданное для меня решение: «будем брать всех! Авдеев лично возглавил операцию. Засадами были перекрыты все подходы к лагерю. Между тем его мирные обитатели ничего не подозревали и собрались на концерт с последующей дискотекой. Окодовцы выполняли роль разведки: следили за прибывающими из города рейсовыми автобусами и катерами. Гонцы сообщали о появлении групп молодежи. Они стали появляться, когда стемнело, человек по 15-20. На лесных дорожках их ждала эффектная встреча: внезапно включались автомобильные прожекторы, а из кустов возникали оскаленные собачьи пасти… Всего в ту ночь задержали около 60 группировщиков с обрезками арматуры. Остальные разбежались по лесу. И попал из огня да в полымя. Стал первым профессиональным пресс-службистом МВД Татарстана, в единственном числе. На дворе перестройка и разгул гласности. А в Казани оказалась самая продвинутая региональная пресса. Газеты к тому времени уже расписывали все ужасы подростковой преступности. Я аккуратно складывал эти публикации в отдельную папку. Понятие «казанский феномен» ввели в оборот московские журналисты. Я невольно оказался причастным к распространению этого термина. Был и сотрудник пресс-службы. Я, наивный, выложил ему всю подборку. Он прочитал и схватился за голову. Затем начал названивать московским журналистам: «Приезжайте в Казань! Здесь подростковые группировки насмерть дерутся друг с другом! И понеслась! За полгода у меня в поисках «чернухи» побывали журналисты чуть ли не из всех московских СМИ, разве что кроме «Мурзилки». А потом начали приезжать иностранцы. Были такие, кто просил меня показать, где тут подростки убивают друг друга. Прямо хоть организуй специальный аттракцион для приезжих журналистов — была у меня такая черная шутка. Казань полоскали на весь Советский Союз. Московская пресса чуть ли не всю вину за московскую преступность стала валить на «казанских гастролеров». Ситуация усугублялось и тем, что гопота из других регионов для устрашения стала тоже представляться «казанскими». Это был всесоюзный позор города. Стали волной распространяться дикие слухи. Например, мне звонили из московских газет: «Подтвердите или опровергните, что казанские подростки собираются совершать рейды по поволжским городам и насиловать там девственниц». Звонили руководители соседних регионов нашим властям и требовали «оградите нас от ваших! Мне поручили изучить тему казанских «гастролеров». Я поехал в Москву, запросил статистику, побывал в отделе милиции Казанского вокзала столицы. И вот что выяснилось. Раньше процент правонарушений наших земляков в Москве не выделялся в сравнении с представителями других регионов. Но в какой-то момент коэффициент начал расти — за счет чего? Дело в том, что московская милиция стала целенаправленно шерстить поезда казанского направления. Подряд задерживались и бесцеремонно обыскивались прибывающие туристические группы школьников. И находили порой кастеты, ножи, которые некоторые ребята носили исключительно для самообороны как и я в детстве. Вот так появилась «статистика» по казанским и набережночелнинским гастролерам — без разбивки по составу правонарушений. Общесоюзное явление Я просил журналистов не ограничиваться «чернухой», а копать в поисках социальных корней. Объяснял, что милиция только тушит пожар на торфяном болоте и ставит примочки на нарывы больного организма, пораженного метастазами. Об этом тогда еще не писали… Наконец, появились публикации таких серьезных журналистов, как Юрий Щекочихин из «Литературной газеты», который первым заявил, что «казанский феномен» — это общесоюзное явление, просто в Казани его изучили и смело об этом написали. Затем подтянулись исследователи, социологи... Они получили большой резонанс. К нам зачастили проверки из Москвы по теме группировок. Как-то целый полковник, грозный, тучный, всё ходил по службам, пытался найти, в чем мы недорабатываем. Но увидел, что мы все пашем. Даже я, руководитель пресс-службы, два раза в неделю ходил в патруль по самым криминогенным точкам, с дубинкой и пистолетом. Как-то мы с этим полковником едем на черной «Волге». Вдруг в самом центре города прямо перед нами на проезжей части молодняк начинает избивать парнишку. Я выскакиваю из машины. Эти убегают. Пострадавшего берем с собой и едем в погоню. Настигаем на улице Ленина. Я опять выскакиваю, этот полковник тоже молодец — выбегает! Мы — за ними, но они скрылись в проходных дворах. Полковник был обескуражен — своими глазами увидел. И что тут можно поделать? Постовых везде расставить? Всех заранее пересажать?
«Тяп-Ляп»: как Андропов использовал самую известную банду СССР в войне с МВД
Посмотрим с другой стороны. В начале декабре Гараев намекнул, что является прототипом главного героя Пальто. Писатель опубликовал в личном блоге общую фотографию с актером Леоном Кемстачом, на которой они выглядят очень похоже: оба в очках, с усами и говорящей вывеской «Пальто» на заднем плане. Сам писатель в своей книге рассказал, что был членом ОПГ «Низы».
Может, тогда вдохновением для «Универсама» послужила эта группировка? Если «Тяп-Ляп» были бандой отморозков, творящих настоящие зверства, то «Низы» — это больше про старый добрый рэкет. Появилась банда в конце 80-х и орудовала на Московском рынке, рынке на разъезде Восстания и шугала мелких коммерсантов.
Ежемесячно группировщики получали с торговцев до полумиллиона рублей. Пока тоже не очень ладится с «универсамовскими». Кроме того, общежитие на Энергетиков , где жила избранница Адидаса — Наташа, было на территории «Телестудии».
Также в ее окрестностях находился универсальный магазин, от которого и пошло название группировки. Эта версия самая непопулярная среди любителей строить теории.
Донесение дошло до министра МВД Щелокова. Поговаривают, в каком-то из подобных донесений якобы даже звучала формулировка «бандитизм». Но высоким чинам такие слова категорически не пришлись по духу.
Однако проверки все же провели. Формально ли это было — вопрос интересный, но вердикт оказался положительным. Мол, на районе дети занимаются спортом, не пьют, не курят, все накачанные. Это полезно для здоровья, да и идеологически правильно. В общем, Щелоков уже знал о бандитах, но был, видимо, переубежден.
В середине 70-х Джавда устроил погоню со стрельбой, прокатившись по Казани за оппонентом с Ново-Татарской. Об этом каким-то «непостижимым» образом узнал «Голос Америки» иностранное СМИ, признанное иностранным агентом по решению министерства юстиции РФ от 05. Андропов был в ярости. Тогда уже шла «война» между КГБ и МВД, и то, что под носом у милиции творится настоящий беспредел, стало очередным, но самым большим камнем преткновения. Поговаривают, что Табеев состоял в команде Щелокова, был на хорошем счету у Брежнева.
Андропов же был нацелен на ликвидацию всех оппонентов. К тому же к концу 70-х Брежнев испытывал тяжелейшие проблемы со здоровьем. Эта «война» между ведомствами породила миф о том, что набег на Ново-Татарскую стал успешным проектом КГБ, после которого полетели головы чиновников и силовиков. Существует и конспирологическая версия набега — якобы его «искусственно» организовали по команде Андропова, возглавлявшего тогда КГБ. На такую мысль наталкивает тот факт, что именно после этого набега наступил конец «татарским» карьерам многих чиновников.
Того же Табеева через год после разгрома Ново-Татарской отправили послом в Афганистан, Япеева — на пенсию в 1978 году. Верха районных РОВД после дела «тепловских» зачистили. К середине 70-х на «Теплоконтроле» авторитетом уже по праву считался Антип. За ним — Скряба с высшим образованием и «отморозок» Джавда. Были и более старшие «товарищи», кому приписывают создание «Тяп-Ляпа».
Многие из них сегодня живы. Были и авторитеты — бригадиры. У руля также, по некоторым данным, стояли «штатный психолог» Михаил Зарахович и Степин, которого многие СМИ и авторы «документалок» путают с Антипом. С одной стороны, подчинить себе авторитетов «со стажем», вроде того же Антипова, КГБ не хотел, ввиду «понятий последнего». Скрябин в одиночку также не смог бы поднять толпу из нескольких группировок города.
Степин же теоретически мог это сделать, его слово решало на районе, но по стечению обстоятельств все трое оказались в местах не столь отдаленных незадолго до набега. Остался Джавда — авторитет, жестокий боец, лидер. Молодежь на районе его боялась и уважала. Под его предводительством была разгромлена дискотека и совершены другие набеги. В 1974 году за подобное Хантимиров отделался четырьмя годами лишения свободы, но впоследствии его выпустили сначала на «труды», а потом и вовсе условно-досрочно.
Такой опыт безнаказанности и бесстрашия молодые могли воспринять как должное. Современники Джавды вспоминают его как человека, которого невозможно было «прочитать». Абсолютное равновесие, каменное спокойствие, ноль эмоций — ну не прирожденный ли сотрудник спецслужб? Вообще уличные пацаны не могли бы сами придумать такие инструменты управления толпами, какими пользовался Джавда, считают многие исследователи. Никого не посадили, даже 15 суток не дали!
А меня на три года за аварию без пострадавших на строгий режим отправили. Даже аварии-то не было, просто заблокировали. Вслед за Антипом за решетку отправятся Скряба со Степиным. За кражу джинсов. Смешно по меркам тогдашнего криминала, но статья есть статья.
Кстати, Степина винят в распаде дружбы «тепловских» со своими соседями.
Как выяснилось вскоре после произошедшего, это была криминальная разборка двух ОПГ. Все произошло тогда на улице Аделя Кутуя, где условились встретиться представители двух соперничающих казанских группировок — «Теплоконтроль» и «35-я коробка», сообщает пресс-служба управления СКР по Татарстану. Ранее участники этих ОПГ поссорились и выяснять отношения решили в духе 90-х, «забив» друг другу «стрелку».
Первыми во двор на нескольких машинах прибыли «коробочники». Бандиты из «Теплоконтроля» въехали практически следом.
Так прозвали 23-летнего электрика Завдата Хантимирова. Собственно, электриком на упомянутом «Теплоконтроле» Завдат лишь числился, появляясь на работе по настроению. Настоящей его работой было держать банду в жёстком кулаке.
Это он ввёл обязательное для всех правило ежедневных занятий спортом. Он же спрашивал с проштрафившихся подчинённых, ломая им кости, и принимал новичков «на хазе» в подвале, оборудованном под импровизированный спортзал, — единственном всегда открытом месте досуга окрестной молодёжи , проверяя их волевые качества ударом в лицо или живот — упадёт или нет? Он был подлинным психопатом, получавшим удовольствие от демонстрации силы, однако при этом достаточно умным и волевым человеком, чтобы другие видели в нём лидера. Антип и Джавда справа — опыт и сила, создавшие мощнейшую молодёжную банду 1970-х годов[37]. Лучший друг Джавды Сергей Скрябин — молодой выпускник педагогического института, умный и расчётливый интриган, продумывавший схемы налётов и нападений, расширявшие область влияния «тяп-ляповцев».
Эта троица, опираясь на силу ближайших помощников, научилась держать в подчинении и страхе полгорода. По сути, все местные старшеклассники оказывались так или иначе причастными к банде, потому что судьба тех, кто отказывался, была достойна жалости. Однако в планы лидеров не входило ограничиваться отдельными районами. По замыслу Антипа вся Казань должна была стать плацдармом для группировки, собиравшейся со временем выйти на всесоюзный уровень. Такие амбициозные планы требовали больших денег, потому аппетиты у «Теплоконтроля» были соответствующими.
Равно как и жестокость. Впервые серьёзность намерений банды была наглядно продемонстрирована непокорным 8 февраля 1976 года. К тому моменту группировка уже приобрела солидный вес и промышляла не только разбоями и грабежами, но и получением денег с владельцев мест досуга и торговых точек. Иными словами, переходила на ставший популярным в 1990-е годы рэкет. Однако Антипу казалось, что банду воспринимают недостаточно серьёзно.
Нужно было преподать урок городу. Вечером 8 февраля к местному Дворцу культуры имени Урицкого, где проходила дискотека, подъехали три угнанных с АТП автобуса, битком набитые суровыми парнями из «Теплоконтроля». Оставив на выходе вооружённую арматурой и монтировками группу, несколько десятков человек в ватных телогрейках и с шапками-ушанками на головах, сжимая в кулаках стальные прутья, ворвались в полутёмный зал, где танцевала городская молодёжь. Учинив в зале массовое побоище, они покинули место происшествия и разъехались по домам. Милиционеры классифицировали действия нападавших как хулиганство и ограничились лишь тем, что вернули ворованные автобусы на место, не посмев предъявлять «тяп-ляповцам» претензии.
Предчувствуя повторение кровавого спектакля, местное УГРО на свой страх и риск начало собирать информацию о хулиганах. Устанавливались личности лидеров, анализировалась структура поделенной на небольшие группки банды, велись оперативные мероприятия. Благодаря этому летом того же 1976 года в местной Казанской зоне отдыха было предотвращено дерзкое нападение на отдыхающих у воды. Были арестованы около 50 членов шайки вместе с Джавдой. Однако судьи, завидев на скамьях подсудимых подростков, решили проявить милосердие.
Потенциальные убийцы получили минимальные сроки. Кое-кто получил условно. Притворившийся паинькой, Хантимиров получил всего один год, но был освобождён условно-досрочно. Малолетние преступники умело играли на чувстве жалости окружающих, избегая заслуженного наказания. После этого жестокая хватка «Тяп-Ляпа» только усилилась.
На рынках замаячили боксёры, с любезными усмешками отбирающие кожаные вещи у продавцов; к мясникам, приёмщикам стеклотары, администраторам в ресторанах стали поступать предложения платить за собственное здоровье и спокойствие. Чтобы люди перестали роптать и стали молча соглашаться, достаточно было одного дерзкого, пускай и чудом провалившегося покушения на убийство. Воровская касса группировки выросла настолько, что «Теплоконтроль» теперь имел собственного врача, латавшего бойцов, и своих информаторов, регулярно сливавших сведения о милицейских облавах и слежке Комитета. Сергей Антипов стал наводить справки и пробивать контакты с прокуратурой и судами. Над городом нависла тень криминального спрута.
Краткое описание ОПГ
- Преступная Казань 70-х
- В Казани задержали участника группировки «Теплоконтроль», открывшего пальбу в жилом дворе
- «Казанский феномен». Кому нужны футболки с названиями ОПГ 90-х годов | АиФ Казань
- «Тяп-Ляп». Пионеры криминальной Казани
«Тяп-Ляп». Пионеры криминальной Казани
После освобождения он также организовал свой бизнес в Москве и Казани. Что известно про убийство одного из лидеров казанской ОПГ «Тяп-ляп» Скрябина спустя почти 30 лет. Символика ОПГ «Тяп-Ляп» в одном из жилых домов микрорайона «Теплоконтроль»/Викимедиа. Казанский дизайнер создала линию одежды с прозвищами местных ОПГ 1970-1990-х.
«Тяп-Ляп». Пионеры криминальной Казани
ОПГ — все новости по теме на сайте издания Не всех участников драки с оружием в Казани отправили в СИЗО. Казанский дизайнер создала линию одежды с прозвищами местных ОПГ 1970-1990-х. Можно предположить, что прообразом группировки стала другая ОПГ. Однако параллели можно провести с криминальной группировкой «Тяп-Ляп» — подростковой бандой, орудовавшей в Казани в 1970-х годах, пишет портал Men Today. Хотя «официальным» знаком ОПГ была корона и буквы «т» и «к», что означало «Теплоконтроль». Реальная история казанских группировок. картинка: Алексей Снежинский | Экс-киллер ОПГ Жилка [ИСПРАВЛЕННЫЙ ЗВУК].
«Тяп-Ляп»: как Андропов использовал самую известную банду СССР в войне с МВД
Правда, часть из них оказалась с «подкладкой»: один судимый, другой авантюрист через меру, третий приходил на дежурство выпившим... Через полгода в районе появилось несколько более-менее дееспособных отрядов — на вертолетном, пороховом, кожевенном заводах, а также под моим непосредственным началом — при райкоме комсомола. Но так и не удалось сдвинуть дело в Казанском институте физкультуры и спорта, на который я возлагал главные надежды. Ледовое побоище Группировками весь город был поделен на сферы влияния.
Под контроль взяты даже техникумы и профтехучилища. Туда не смели поступать ребята из враждебных территорий. Как правило, враждовали соседствующие группировки, а союзы заключались с отдаленными.
Пройти через вражескую территорию безнаказанно было нельзя. Выехать в центр города — тоже: обязательно наткнешься на «врагов». Везде и всегда, в том числе на центральных улицах, можно было встретить группы по 10-15 «мотальщиков» в телогрейках, куда-то целенаправленно направлявшихся чуть ли не строем.
Когда подростки ехали на учебу в отдаленное учебное заведение, подконтрольное дружественной группировке, бывало, на вражеской территории автобусы и троллейбусы закидывались металлическими шарами. В итоге у большинства выпускников школ возможности для продолжения образования были резко ограничены. А из других городов вообще перестали приезжать абитуриенты.
Был такой презрительный ярлык для тех, кто не «мотался», — тот «чушпан». Такие были «вне закона», с них требовали регулярную денежную дань. Они спокойно не могли выйти прогуляться.
Обязательно остановят и спросят: «Мотаешься? А если соврал, что не мотаешься, побьют свои. Кстати, между враждующими группировками шел обмен соответствующей информацией, в том числе и в ходе встреч их главарей в ресторанах.
Такие факты были зафиксированы милицией. Ближе к 90-м появилась прослойка «пишущиеся». Эти не состояли в группировках, но манерами подражали их участникам, даже рисовали на стенах названия группировок с трехконечной короной.
Большой резонанс вызвала серия убийств в массовых уличных драках середины 80-х. Били обрезками арматуры по голове. Поэтому новым элементом зимней «формы» стала суконная шапка-ушанка с овчинной оторочкой, глухо завязанная под подбородок.
Всё это скрывать стало уже невозможно. В Казань перестали приезжать школьные экскурсии... Александр Авдеев: «Групповые драки стали происходить в местах массового отдыха — в парке Горького, на Лебяжьем, в пригородах.
В лесопарковых зонах появились тренировочные лагеря группировок. Особенно запомнился случай на озере Глубоком в январе 1987 года. К парному кавалерийскому наряду на Лебяжьем подбежала женщина и сообщила, что на противоположных берегах озера Глубокое собрались агрессивные группы молодежи.
Кавалеристы сообщили об этом по рации в дежурную часть и немедленно поскакали к озеру. Там уже около трехсот человек сбегали с крутых берегов на лед. Отважные всадники выскочили между ними и устроили конную «карусель», не давая враждующим сторонам сойтись.
Хулиганы били милиционеров и лошадей металлическими прутами, но никак не ожидали, что лошади будут их лягать и кусать, а у милиционеров действенным оружием стали нагайки. Услышав сирены патрульных машин, шпана разбежалась по лесу. Но несколько десятков задержали, а через травматологические пункты выявили еще нескольких».
До власти наконец-то дошло Когда через год меня пригласили на повышение в горком комсомола, тема группировок на страницы печати еще не выходила. И власти проблему игнорировали. Но она присутствовала на улицах города, в слухах.
Прекрасно всё знали директора профтехучилищ ПТУ , школ, они сигнализировали, что подростки не могут ходить на занятия... Влияние группировок на молодежь было настолько сильным, что они не дали прижиться в Казани различным течениям «неформалов» — хиппи, панкам и др. Били их повсюду.
Даже модные тогда в стране прически «а ля панк» молодежь не осмеливалась носить. Шокирующе выглядели огромные «хороводы» группировщиков на танцплощадках по всему городу в конце 70-х, даже на университетских дискотеках. Там ОКОД уже не был хозяином положения, как прежде.
Удручало, что и студенты начали перенимать стиль «мотальщиков» и идиотскую походку «пингвином». Однажды прямо в сквере на площади Свободы «рабочеквартальцы» закидали обломками кирпичей тусовавшихся здесь «тельмановских». А потом неподалеку, на ухоженной улице Большая Красная, по которой высшие партийные руководители, обычно, пешком возвращались домой в «обкомовский дом», на глазах одного из вип-персон стая подростков, откуда ни возьмись, налетела на паренька… Совсем идиотская история была весной 1984 года, когда вся педагогическая общественность и родители были в панике из-за слуха о готовящемся нашествии… «панков».
Они якобы должны были приехать из западных городов Советского Союза в день рождения Гитлера, совпавший в тот год с Пасхой, и «убивать всех подряд». А группировщики Казани перед лицом внешней угрозы якобы заключили между собой мир и собрались выступить единым фронтом. Прошел также слух, что вместе с мотальщиками будут одетые, как они, сотрудники милиции...
Мне устроили встречу с «источником» в подпольном тренажерном зале. Этот «качок» рассказал, как повстречал на вокзале человек 20 панков из Киева. После моих детальных расспросов байка рассыпалась.
Какая глубинная задача была у распространителей этого слуха, осталось загадкой. Но факт, что в вечер перед Пасхой город обезлюдел. Улицы патрулировались всем личным составом милиции и сотнями окодовцев.
То и дело в дежурную часть звонили граждане, сообщая о появлении больших групп молодежи. На самом деле это были окодовцы. В ту ночь не было зафиксировано ни одного уличного преступления.
Естественно, никаких «панков» и следа не было. Я думаю, что с этого времени наступил перелом в сознании властей. Начали проводить совещания, осмысливать явление.
Сначала накручивали правоохранителей, потом педагогов, затем стали взывать к общественности. Наконец явление назвали своим именем. Нам в горком комсомола из УВД прислали секретные списки около 80 агрессивных группировок и трех тысяч их активных членов с адресами, местом учебы, работы.
Мне поручили безнадежное дело — закрепить за ними шефов из числа комсомольских активистов всего города. Требовалось невозможное — перевоспитывать этих ребят. Я объехал практически все ПТУ и техникумы города, побывал в десятках школ, во всех инспекциях по делам несовершеннолетних.
Не забуду никогда встречи с растерянными педагогами и с разъяренными родителями мальчишек, которых приходилось провожать в школу и встречать. Это был первый известный мне случай, когда бэкэдэшники обратились за защитой к милиции. Ко мне в горком под занавес лета в конце рабочего дня пришел озабоченный командир каёвской дружины Михаил Живилов.
Оказалось, спецгруппа каистов-бэкадэшников, человек двадцать, всё лето охраняла институтский лагерь «Кордон» на Волге и заодно наводила порядок в близлежащей округе. За это пытавшиеся хозяйничать здесь казанские группировщики пообещали «ответку». Из своих источников каисты узнали, что несколько сотен казанской шпаны собираются устроить погром лагеря в день торжественного закрытия сезона — то есть в этот вечер.
Оставалось несколько часов. Живилов просил подмоги, ведь каисты в большинстве своем — иногородние и еще на каникулах. Я кинул клич и смог собрать человек тридцать своих бойцов.
Тогда обратился к Авдееву с просьбой выделить хотя бы пару экипажей милиции - в виде исключения, ведь территория лагеря находится за административными пределами Казани, в Лаишевском районе. На это последовало совершенно неожиданное для меня решение: «будем брать всех! Авдеев лично возглавил операцию.
Засадами были перекрыты все подходы к лагерю. Между тем его мирные обитатели ничего не подозревали и собрались на концерт с последующей дискотекой. Окодовцы выполняли роль разведки: следили за прибывающими из города рейсовыми автобусами и катерами.
Гонцы сообщали о появлении групп молодежи. Они стали появляться, когда стемнело, человек по 15-20. На лесных дорожках их ждала эффектная встреча: внезапно включались автомобильные прожекторы, а из кустов возникали оскаленные собачьи пасти… Всего в ту ночь задержали около 60 группировщиков с обрезками арматуры.
Остальные разбежались по лесу. И попал из огня да в полымя. Стал первым профессиональным пресс-службистом МВД Татарстана, в единственном числе.
А что такое ОПГ и рэкет? Защита в обмен на ренту. Мы живем так на протяжении сотен веков и не знаем другого сценария: ты обязуешься выполнять закон, исправно платить, иначе государство применит силу. Скажем так, оно — легитимный монополист насилия. Почему разворачивается яростная борьба с группировками? Когда насилие начинается на низовом уровне, государство недовольно — только оно может принуждать, наказывать и сажать в тюрьмы, а другие не имеют права. Когда я это прочитал, у меня в голове что-то перевернулось. Обвинения в пиаре на крови и книга-интервью Про группировки Казани книгу написала одна журналистка, а еще целый пласт литературы создали представители органов: бывший министр МВД Татарстана Асгат Сафаров, Андрей Шептицкий из Следственного комитета республики. Но нигде не высказывались сами участники ОПГ. Мое исследование как раз состоит из интервью с ними — там будут мысли и адвокатов, и оперов, но основу составляют истории людей — участников тех событий.
Я думаю, что книга имеет право на существование. В договоре с издательством Individuum, возглавляемым Феликсом Сандаловым, она называется «Казанский феномен». У меня рабочее название издания «Пацаны. Как я был участником ОПГ». Изначально я хотел написать его в виде моих воспоминаний, но потом понял, что их недостаточно и есть куда более глубокие истории. С одной стороны это нон-фикшн, но с другой — я сам до конца не могу понять жанр. Ближайший аналог — книга об истории панк-движения «Прошу, убей меня! Таковы свойства памяти — люди запоминают события по-разному. Когда я общался с героями своей книги, часто у них были совершенно полярные мнения, и я хочу привести оба варианта. Я не отвечаю за правду, но пытаюсь отразить все точки зрения, и, надеюсь, у меня получится.
Поэтому мне нужно привлекать людей к этой теме, давать интервью — так появляется вероятность, что со мной свяжутся все, кому есть что рассказать. Меня обвиняют в том, что я пиарюсь на крови татарских мальчиков, но чтобы рассказ об этом явлении был полным, мне нужно собрать как можно больше информации и мнений. Вот и приходится быть на виду. Пока я не знаю, сколько буду этим заниматься — в принципе, могу и устать от темы. А может за одной книгой появятся следующие — вдруг кто-то из авторитетных людей захочет поделиться информацией: тогда сделаю книгу-интервью в частном формате. Погружение в тему «казанского феномена» на меня уже повлияло: я начинаю размышлять о пацанских понятиях, накладывать их на кодекс своих моральных жизненных принципов, сверять и находить плюсы-минусы. Для чего они существовали? Чтобы ограничить беспредел. По понятиям ты должен представляться на улице, когда тебя просят назвать группировку, даже если это опасно. Иначе по району могут ходить заезжие, и делать что вздумается.
Жена говорит, что я занимаюсь гештальт-терапией. Я сам совершал нехорошие поступки: отнимал мелочь у подростков, и мне действительно стыдно. Наверно, так и есть: я проговариваю случившееся — это действительно похоже на терапию. Казань, 1993 год Казанские панки и клубная жизнь города Уже через несколько лет после выхода из группировки я вошел в казанское панк-движение: на музыку я плотно подсел тогда, когда меня исключили из ОПГ. Переехал к папе в другой район, чтобы не встречаться с бывшими приятелями, а он был старым меломаном. Он менял пластинки и учил меня некоторым приемчикам: сначала ищешь нужную, а если нашел, ни в коем случае нельзя показывать свой интерес, наоборот, вяло спрашиваешь про цену. Мы ездили менять пластинки по воскресеньям — это был глоток свежего воздуха, всегда ждал с нетерпением. В какой-то момент начал сам что-то на кассеты записывать и продавать, плюс тогда еще была «Сковородка» популярное среди студентов место встречи, — прим. Enter , где проходил обмен кассетами. Тусовались мы тогда громко и ярко — по этому поводу у меня куда более интересные воспоминания.
Например, в 95-м мы повадились ездить в Москву и Санкт-Петербург на электричках — до сих пор помню все станции. Без копейки денег жили в арбатских подъездах, было крайне весело. Помню, в Москве, идем по улице и видим: играет настоящая группа в модных косухах — в Казани на тот момент ничего подобного не было, и ей до этого было еще очень-очень далеко. Я был под диким впечатлением. Увлечение субкультурой, кстати, не мешало мне учиться на истфаке в КГУ. Сейчас Казань для меня как любовница — я приезжаю и беру от нее самое хорошее. Тусуюсь же здесь редко, но метко: каждый раз попадаю на классную вечеринку, благодаря местным ребятам. Мне очень нравится «Соль», и я всегда стараюсь написать Тимуру Птахин, арт-директор бара, — прим. Enter , когда еду сюда. Иногда играю там, если успеваю.
Здорово, что Профсоюзная превратилась в локальный аналог питерской улицы Рубинштейна — когда из одного бара можно попасть в другой по соседству, и так ходить без привязки к месту.
Незадолго после отбывания срока в колонии его жестоко избили, в тяжелом состоянии его привезли в больницу, где он пробыл несколько недель. Противостоять соперникам не удалось, несмотря на годы упорных тренировок.
Это происшествие подтолкнуло Антипа создать собственную организованную преступную группу. Первое, что он сделал — собрал своих старых приятелей и отомстил обидчикам в столь же жестокой форме. Далее, он арендовал с согласием администрации города подвал в пятиэтажном доме, где обустроил собственный спортивный зал.
Молодое поколение Антип призывал тренироваться. Он красочно описывал пользу спорта, здорового образа жизни, возможность дать отпор противнику, несомненно, парней воодушевляла такая перспектива. Первым, кто смог выдержать удар Антипа, был Джавда.
Позже, к ним же присоединился Скряга. Остальных парней они отбирали сами, посещая городские спортивные соревнования. Но, были в этой группировке и те люди, которые абсолютно не умели драться и держать удар.
Например, таковым был Михаил Зарахович — опытный детский психолог. Он занимал в банде роль консультанта, всегда ходил на переговоры и грамотно обрабатывал соперника. Чем занимались члены группировки?
Сутками члены группировки тренировались для того, чтобы всегда быть в форме. Они создали в своем коллективе общий дух, где нельзя было предавать, лгать, пить алкоголь и курить. Если кто-то из членов группировки не придерживался этого правила, то он был жестоко наказан — его избивали до полусмерти и прекращали с ним общения.
Первое, что делала банда — отстаивала свои права. Спортсмены вступали в борьбу со всеми, кто проникал на их территорию, и, несомненно, в большинстве случаев одерживали победу. Иногда, под их кулаки попадали абсолютно невинные жертвы.
Мощь группировки постепенно росла. Для боев они уже использовали не только кулаки, но и арматуру, пистолеты и пулеметы. Позже, они начали устраивать массовые разборки уже не только на своей территории, но и по всей Казани.
Если тебе нужна «крыша», то сейчас самая надежная — ментовская и ФСБ-шная. Сейчас гораздо опаснее быть активистом, и меня такая тенденция тревожит. Причем касается она не только Казани, а страны в целом.
Вебер немецкий социолог, — прим. Enter писал, что государство предоставляет услугу «обеспечения безопасности граждан» в обмен на налоги. А что такое ОПГ и рэкет?
Защита в обмен на ренту. Мы живем так на протяжении сотен веков и не знаем другого сценария: ты обязуешься выполнять закон, исправно платить, иначе государство применит силу. Скажем так, оно — легитимный монополист насилия.
Почему разворачивается яростная борьба с группировками? Когда насилие начинается на низовом уровне, государство недовольно — только оно может принуждать, наказывать и сажать в тюрьмы, а другие не имеют права. Когда я это прочитал, у меня в голове что-то перевернулось.
Обвинения в пиаре на крови и книга-интервью Про группировки Казани книгу написала одна журналистка, а еще целый пласт литературы создали представители органов: бывший министр МВД Татарстана Асгат Сафаров, Андрей Шептицкий из Следственного комитета республики. Но нигде не высказывались сами участники ОПГ. Мое исследование как раз состоит из интервью с ними — там будут мысли и адвокатов, и оперов, но основу составляют истории людей — участников тех событий.
Я думаю, что книга имеет право на существование. В договоре с издательством Individuum, возглавляемым Феликсом Сандаловым, она называется «Казанский феномен». У меня рабочее название издания «Пацаны.
Как я был участником ОПГ». Изначально я хотел написать его в виде моих воспоминаний, но потом понял, что их недостаточно и есть куда более глубокие истории. С одной стороны это нон-фикшн, но с другой — я сам до конца не могу понять жанр.
Ближайший аналог — книга об истории панк-движения «Прошу, убей меня! Таковы свойства памяти — люди запоминают события по-разному. Когда я общался с героями своей книги, часто у них были совершенно полярные мнения, и я хочу привести оба варианта.
Я не отвечаю за правду, но пытаюсь отразить все точки зрения, и, надеюсь, у меня получится. Поэтому мне нужно привлекать людей к этой теме, давать интервью — так появляется вероятность, что со мной свяжутся все, кому есть что рассказать. Меня обвиняют в том, что я пиарюсь на крови татарских мальчиков, но чтобы рассказ об этом явлении был полным, мне нужно собрать как можно больше информации и мнений.
Вот и приходится быть на виду. Пока я не знаю, сколько буду этим заниматься — в принципе, могу и устать от темы. А может за одной книгой появятся следующие — вдруг кто-то из авторитетных людей захочет поделиться информацией: тогда сделаю книгу-интервью в частном формате.
Погружение в тему «казанского феномена» на меня уже повлияло: я начинаю размышлять о пацанских понятиях, накладывать их на кодекс своих моральных жизненных принципов, сверять и находить плюсы-минусы. Для чего они существовали? Чтобы ограничить беспредел.
По понятиям ты должен представляться на улице, когда тебя просят назвать группировку, даже если это опасно. Иначе по району могут ходить заезжие, и делать что вздумается. Жена говорит, что я занимаюсь гештальт-терапией.
Я сам совершал нехорошие поступки: отнимал мелочь у подростков, и мне действительно стыдно. Наверно, так и есть: я проговариваю случившееся — это действительно похоже на терапию. Казань, 1993 год Казанские панки и клубная жизнь города Уже через несколько лет после выхода из группировки я вошел в казанское панк-движение: на музыку я плотно подсел тогда, когда меня исключили из ОПГ.
Переехал к папе в другой район, чтобы не встречаться с бывшими приятелями, а он был старым меломаном. Он менял пластинки и учил меня некоторым приемчикам: сначала ищешь нужную, а если нашел, ни в коем случае нельзя показывать свой интерес, наоборот, вяло спрашиваешь про цену. Мы ездили менять пластинки по воскресеньям — это был глоток свежего воздуха, всегда ждал с нетерпением.
В какой-то момент начал сам что-то на кассеты записывать и продавать, плюс тогда еще была «Сковородка» популярное среди студентов место встречи, — прим. Enter , где проходил обмен кассетами. Тусовались мы тогда громко и ярко — по этому поводу у меня куда более интересные воспоминания.
Например, в 95-м мы повадились ездить в Москву и Санкт-Петербург на электричках — до сих пор помню все станции. Без копейки денег жили в арбатских подъездах, было крайне весело. Помню, в Москве, идем по улице и видим: играет настоящая группа в модных косухах — в Казани на тот момент ничего подобного не было, и ей до этого было еще очень-очень далеко.
Я был под диким впечатлением. Увлечение субкультурой, кстати, не мешало мне учиться на истфаке в КГУ. Сейчас Казань для меня как любовница — я приезжаю и беру от нее самое хорошее.