Оно прошло под председательством ректора ВГУ Дмитрия Ендовицкого.
Ректор ВГУ поздравил выпускников
Я как ректор и человек, который болеет за Витебщину, понимаю четко: ребята, которые уезжают пусть даже в Минск, обратно не вернутся. Хочу подчеркнуть, мы, безусловно, будем продолжать работу с молодежью гимназий и школ, но очень хочется, чтобы дети, в образование и воспитание которых регион вкладывает столько ресурсов, в будущем применяли свои знания в нашей стране, а лучше всего — на малой родине. Это было бы справедливо. Вуз постоянно преображается. Вот и к юбилею мы открываем после реконструкции актовый зал, общежитие и многие другие объекты. А еще у нас «вкусная» студенческая жизнь. За прошлый год, несмотря на пандемию, мы повели более 240 мероприятий. И мы ее выполняем.
Мы всегда рядом с ними. Мы вместе смотрим сказки, занимаемся спортом, едим походную кашу... Это очень интересно, и многие идеи рождаются именно в результате нашего общения. К примеру, генеральный директор Национального художественного музея Республики Беларусь Владимир Прокопцов в прошлом году был удостоен звания почетного профессора ВГУ имени П. Он всегда с гордостью говорит о родном вузе, устраивает у нас свои выставки. К слову, новый министр информации Владимир Перцов — также выпускник нашего вуза. Выводы об уровне развития вуза можно делать и по высокой оценке работы коллектива.
Университет стал лауреатом Премии Правительства Республики Беларусь за достижение значительных результатов в области качества.
В актовом зале главного корпуса ВГУ Воронежского государственного университета состоялась конференция по выборам ректора вуза. В конференции приняли участие делегаты и почётные гости — руководитель департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олег Мосолов и зампредседателя совета ректоров Воронежской области, ректор Воронежского государственного лесотехнического университета им. Морозова Михаил Драпалюк. По словам председателя регистрационной комиссии Юлии Терешевой, было избрано более двухсот делегатов конференции.
Обсуждали этот вопрос и на Совете ректоров, на Ученом совете и на совещаниях с деканами. В результате, выстроили стратегию приемной кампании и вузовской работы с абитуриентами таким образом, что удалось привлечь в университет талантливых ребят из ряда других субъектов РФ. Интересно, что к нам в этом году подали заявления примерно 11 тыс. Но при этом 906 человек приехали из Липецкой, 599 - Белгородской, 283 - Тамбовской... Усиливается позиция по Москве и Московскому региону.
К нам приезжают ребята из Мурманска, Волгограда, из таких традиционных университетских центров как Казань, Уфа, Самара, Калининград. В итоге, заявления в наш университет подали абитуриенты из 76 регионов России. В силу разных факторов и причин - академической репутации ВГУ, качества образования, истории университета, географического положения - к нам стали слетаться ребята из разных регионов. Треть поступивших - это иногородние. Итог, на все уровни и формы обучения мы набрали 5600 человек, что на 700 человек больше, чем в прошлом году.
Отсюда можно сделать ряд выводов. Во-первых, усиливается роль вузов Воронежа и, в частности, флагманского вуза - ВГУ, как интеллектуального хаба для всей России. Во-вторых, положительно сказался на приемной кампании кризис. Баумана, МИФИ, Финансовый университет, МГУ, но кризис резко уменьшил реальные доходы среднего класса, в результате у нас значительно увеличилось количество высокобалльников.
После выступлений делегатов было проведено тайное голосование, по результатам которого Дмитрий Ендовицкий набрал 179 голосов, а Павел Канапухин — 15.
Наука и обучение Автор Александр Виноградов «Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.
Ректор ВГУ: возвращение ученых лишь в крупные города эффекта не даст
Вузы России Заседание Совета ректоров вузов Воронежской области В Воронежском государственном университете состоялось итоговое заседание Совета ректоров вузов Воронежской области. Просмотров: 1435 В конференц-зале главного учебного корпуса Воронежского государственного университета состоялось итоговое заседание Совета ректоров вузов Воронежской области. Открыла мероприятие вице-мэр Воронежа по социальной политике Надежда Савицкая. Она проинформировала собравшихся о том, что 18 января стартует эстафета олимпийского огня в Воронеже, заручилась поддержкой сотрудников университетов. После приветственных слов участники заседания перешли к повестке дня. Первой с докладом о вузах и культурной среде Воронежской области выступила профессор кафедры культурологии Тамара Дьякова. Тамара Александровна рассказала о проведенном исследовании уровня культурной жизни города.
Возглавлял проект ректор Воронежской академии искусств Эдуард Бояков, а группа экспертов помогла оценить культурное состояние региона и выработать возможные решения выявленных проблем. С опорой на проведенное исследование в докладе был сформулирован ряд задач, стоящих перед вузовским сообществом. Этот вопрос крайне важен для Воронежа — культурной столицы Черноземья. Заслушав и обсудив доклад Тамары Дьяковой, Совет ректоров принял решение укрепить взаимодействие вузов с учреждениями культуры и творческими союзами области, активизировать сотрудничество преподавателей и студентов во внеучебное время, расширить гуманитарное образование студентов — создать курсы по выбору, факультативы. Кроме того, будет рассмотрена возможность привлечения к подготовке номеров альманаха ВГУ «Университетская площадь» авторов из других вузов. Обсуждая основные моменты доклада, собравшиеся рассказали о мероприятиях в сфере культуры, которые проводятся в их вузах.
Строительство началось трудно и поначалу шло довольно вяло: не хватало материалов, механизмов, рабочей силы и т. Ректору приходилось бороться за каждую тысячу кирпичей, за сохранение необходимых объемов финансирования. Лишь с 1956 года строительство начало набирать обороты. Впрочем, жаловаться особенно не приходилось. Руководство ВГУ прекрасно понимало, что местные строители и без того работали с неимоверными нагрузками: за считанные годы Воронеж должен был отстроиться после тяжелейших разрушений, причиненных ему войной. На строительные работы в ту пору шли все, а уж студенты и преподаватели университета тем более. Громадное довоенное здание ВГУ было разрушено в 1943 году до основания.
Сооружение нового главного здания университета было совсем не единственной строительной заботой ректора. С большой энергией Б. Михантьев принялся за укрепление уже действовавших подразделений. Скоро пришли первые успехи. В 1955 году были введены в строй новые помещения. Они были особенно дороги коллективу, ведь это были первые новостройки университета послевоенного времени. Сообщая об этих событиях, университетская газета писала: «К 10 сентября будет закончено строительство новой четырехэтажной пристройки к главному корпусу.
В первых трех этажах ее разместится библиотека, книгохранилище, большой читальный зал. Четвертый этаж займет двухсветный актовый зал на 450 мест»27. Надо полагать, что быстрый ввод библиотечной пристройки доставил Михантьеву особое удовлетворение — не зря он отменил распоряжение о сдаче тысяч книг заготовителям сырья! Понятно, что существенное расширение «красного корпуса» по проспекту Революции здание тогда являлось главным для ВГУ заметно улучшило условия деятельности располагавшихся в нем естественных факультетов. Первые успехи воодушевляли. Ректор продолжал настойчиво и не без успеха бороться за развитие материальной базы университета. По решению городских и областных властей в середине 1950-х годов вузу были переданы здания, расположенные в центральной части города.
Правда, прежде чем ввести их в действие, пришлось выполнить большой объем строительных работ. Случилось это забытое теперь событие 11 мая 1918 года. Ныне — площадь Ленина, 10. Полностью работы по реконструкции и строительству здесь удалось завершить в 1960 году и на несколько лет теперь уже здание у Кольцовского сквера стало именоваться главным, так как сюда перебазировался ректорат университета. В новых помещениях разместились кафедры гуманитарных факультетов. И все же строительство новых корпусов не успевало за развитием университета как учебного и научного центра. С большой настойчивостью Борис Иванович трудился над проблемой выпуска остродефицитных тогда специалистов с университетской квалификацией.
С середины 1950-х годов стал быстро увеличиваться набор на все факультеты. Рост студенческого контингента заметно опережал ввод новых учебных помещений, поэтому ректор был вынужден издавать приказы о проведении занятий по воскресным дням, о сокращении учебных часов по черчению на физико-математическом факультете, по иностранным языкам для студентов разных курсов. Занятия попросту негде было проводить28. Факультеты росли быстрее, чем корпуса, и помещений катастрофически не хватало. Энергичные шаги предпринимались Михантьевым по укреплению профессорско-преподавательского состава. Большой поддержкой ректора пользовалась исключительно продуктивная деятельность профессоров М. Красносельского и В.
Соболева, принявшихся за создание в стенах ВГУ крупной математической школы. Вскоре на физмате начал работать еще один одаренный исследователь — профессор С. Постепенно в университете сложилось сообщество математиков с мощным научным потенциалом. К началу 1960-х годов воронежская школа математиков пользовалась репутацией одной из самых сильных в стране. Укреплялись и другие структурные подразделения. На кафедрах физического отделения быстро развивались перспективные направления, пользовавшиеся в ту пору большой популярностью у молодежи. Борис Иванович деятельно поддержал идею создания кафедры ядерной физики, на которой стала работать группа талантливых молодых исследователей.
На кафедре электромагнитных колебаний была создана специальная лаборатория, которой руководил профессор Р. Роберт Доппель был немецким ученым-ядерщиком, после окончания войны его в качестве своеобразной репарации вывезли из Восточной Германии и поселили в Воронеже. Под его руководством велись исследования селективного фотоэффекта, радиационной физики газового разряда и физики атомного ядра. Проводились в университете и наблюдения за искусственными спутниками Земли, запуски которых вызывали чувства законной гордости у советского студенчества. Большим событием в жизни университета стало открытие в январе 1959 года вычислительного центра. Его сотрудники с успехом работали на первой отечественной серийной вычислительной машине «Урал-1», для размещения которой понадобилась площадь примерно в 70 кв. Эта громоздкая машина могла выполнять сто операций в секунду.
Техника была далекой от совершенства, некоторые узлы часто выходили из строя. Ректору приходилось искать дефицитные материалы, но он неизменно поддерживал руководителя центра А. Сивкова, прекрасно понимая значение нового подразделения для решения фундаментальных и прикладных научных задач. Стремительно развивалось и гуманитарное образование. Осенью 1958 года Б. Михантьев выступил инициатором открытия в университете юридического факультета. Событие это имело большое значение для всего Центрального Черноземья.
Потребность в правоведах была очень большой, и факультет становился главным центром их подготовки. В 1959 году число факультетов выросло до восьми. Физико-математический факультет был разделен на два самостоятельных — физический и математико-механический. Девятым факультетом стал экономический, открытый в 1960 году. В том же году сложились условия для разделения историко-филологического факультета на два самостоятельных. А в 1962 году был открыт факультет романо-германской филологии. Конечно, не забывал ректор и о развитии самого близкого его сердцу — химического факультета.
Здесь возникли две перспективных научно-исследовательских лаборатории — ионообменных процессов и химии высокомолекулярных соединений. Последнюю возглавил сам Б. Михантьев, мечтавший в скором времени вернуться к активному научному творчеству. Создавались и новые кафедры: радиофизики, физики полупроводников, истории Древнего мира и средних веков, испанского языка и т. Рос численный состав преподавателей. В начале 1960 года в университете работало уже почти 500 преподавателей, в том числе 24 доктора и 141 кандидат наук. Преподавательский состав увеличивался главным образом за счет научной молодежи.
Существенно возрос прием студентов. Набор на первый курс дневного отделения возрос, в начале 1960-х годов составлял 1100—1200 человек. Это потребовало от ректората принять незамедлительные меры по улучшению жилищных условий студенчества, иногородние студенты все еще проживали в основном на частных квартирах. В 1964—65 годах началось строительство двух общежитий по улице Фр. Их ввод позволил разместить в относительно комфортных условиях около 1000 студентов. Ситуация, таким образом, начала меняться в лучшую сторону. Хотя проблем, конечно, было еще много.
Трудным оставалось положение с жильем для сотрудников. Многие из них ютились в тесных комнатах общежитий. В одном проживали 143 преподавателя, в другом — 8129. Вакантных мест, тем не менее, в университете не было. Большим личным достижением Б. Михантьева стало правительственное решение о создании при университете научного издательства. Соответствующий приказ министра высшего образования СССР был подписан 17 марта 1958 года.
Создание научного издательства существенно улучшало условия для роста квалификации преподавательского состава, причем не только университета, но и всех вузов Центрального Черноземья. Ректор был особенно доволен, потому что пожелание об организации издательства было высказано ему при первой встрече с ученым советом университета еще 23 сентября 1953 года. Озвучил его заведующий кафедрой философии профессор Б. Масштабы научных исследований интенсивно возрастали практически на всех факультетах и кафедрах. В Воронеже стали систематически проводиться представительные симпозиумы, сюда регулярно приезжали самые авторитетные ученые. Колмогоров, — скромно расположенных вне столиц союзных республик, вдали от отделений и филиалов академии наук, хорошей славой среди математиков пользуется Воронежский. В нем реально заботятся о молодых специалистах.
Создался уже достаточно сильный коллектив математиков, который может разумно распределять между собой педагогическую нагрузку. Издается научный журнал по одной из областей математики — функциональному анализу. Собираются общесоюзные научные конференции. Естественно, что способная математическая молодежь не бежит оттуда при первой возможности, как это часто бывает в других периферийных вузах…»31. Хорошей славой ВГУ пользовался не только среди математиков. К середине 1960-х годов университет стал подлинным лидером высшего образования в регионе. Более того, он стал одним из лучших и престижных в стране.
Михантьев имел все основания поставить себе в заслугу поистине выдающиеся достижения. Но он счел, что двенадцати лет ректорских хлопот для ученого, искренне любящего вести научные исследования, вполне достаточно. Он решил оставить пост руководителя университета и считал, что уходит вовремя. В январе 1965 года, подводя итоги своей ректорской деятельности, он с удовлетворением докладывал ученому совету о больших переменах в положении университета. За прошедшие годы профессорско-преподавательский состав возрос до 626 человек, учебно-вспомогательный персонал — с 88 до 212 человек, административно-управленческий аппарат — со 119 до 490 человек. Научных работников, свободных от преподавательской работы, в университете не было вовсе, теперь же он насчитывал 91 человека, еще свыше 600 инженеров, техников и лаборантов работали на условиях хозяйственных договоров. Количество факультетов выросло до 11 против 6 в 1953 году.
Открылось вечернее отделение. Число кафедр увеличилось в два раза и достигло 69. На 1 января 1965 года в ВГУ на дневном отделении обучался 4551 студент, на вечернем — 2105 и на заочном — 4062. Таким образом, общая численность студентов ВГУ составила 10 718 человек. Кроме того, в университете открылось подготовительное отделение неофициально именовавшееся рабфаком , на котором готовились к поступлению в вуз 500 молодых людей, пришедших с производства или из рядов Советской армии. Книжные фонды университетской библиотеки выросли почти до миллиона названий. В несколько раз увеличились масштабы научной деятельности, появился научно-исследовательский сектор, научно-исследовательский физико-химический институт с двумя проблемными лабораториями, отраслевая лаборатория экономики и организации производства, социологическая лаборатория.
Численность аспирантов достигла 226 человек, а объем хоздоговорных научных исследований вырос до 1,5 млн руб. За годы ректорства Б. Михантьева более чем в четыре раза увеличилась площадь учебных помещений. Масштабы развития были столь велики, что ректор в своей прощальной речи выразил пожелание о том, чтобы Воронеж в скором времени стал центром академической науки. Необходимо дать обоснование для открытия филиала и предпринять меры, содействующие его организации»32. Смелое предложение Михантьева осуществлено не было. Но сам факт такого предложения свидетельствовал о превращении ВГУ в действительно крупный учебный и научный центр.
Министерская комиссия, присутствовавшая при сдаче дел новому ректору профессору В. Борис Иванович покинул ректорское кресло достойно. Уходил он с поста руководителя вуза в полном расцвете сил, ему было 58 лет. Он имел все основания гордиться тем, что университет под его руководством совершил поистине качественный рывок в своем развитии. Но и у университетского коллектива были все основания гордиться своим ректором, талантливым организатором и ученым, доброжелательным, корректным и чутким руководителем. Труды и заботы представленных в этой статье людей придают совершенно уникальный колорит славному юбилею, который в этом году отмечает наш теперь уже столетний Воронежский университет. Сноски и примечания: 1 См.
Воронеж, 1969. Сборник статей по славяноведению В. Критическое исследование. Вехи истории. Воронеж, 1999. Политическая биография. В данном случае речь шла о причастности Сапожникова к взглядам философа-марксиста А.
Деборина, теоретические построения которого руководство ВКП б признало идеалистическими и одновременно меньшевистскими. Воронеж, 1992. Политические процессы 30—50-х годов. Выпуск 1. Донское кладбище. В 1968 году окончил исторический факультет ВГУ. С 1973 года работает в родном вузе.
Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России. Научный редактор целого ряда межвузовских сборников. Главный редактор двухтомной «Воронежской энциклопедии».
Выпускник экономфака ВГУ 1993 г. Дмитрий Ендовицкий с 2006-го по 2011 год работал на посту проректора ВГУ по экономическому развитию и инновациям.
Воронежский государственный университет возглавил в 2011 году.
Итогом встречи стала договоренность об изучении научно-образовательного потенциала вузов-партнеров — ДонГУ и ВГУ с целью налаживания перспективного взаимовыгодного сотрудничества в сфере науки и образования в соответствии с Программой развития ДонГУ до 2028 года.
Ректором Воронежского технического университета назначили и.о. ректора Проскурина
Ректор Воронежского государственного университета цкий: "От экономического кризиса наш вуз только выиграл". – Слава Богу, жив! – сказал в разговоре с редакцией ректор Воронежского государственного университета Дмитрий Ендовицкий. Главная» Новости» Вгу новости воронеж. Или заявление ректора в 2018 году о том, что ВГУ может стать опорным университетом России по взаимодействию с Евросоюзом. Однако это не помешало ВГУ занять 22-е место в рейтинге российских вузов, - сказал пока еще кандидат в ректоры. Ректор ВГУ предложил представителям других вузов стать соучредителями данного проекта, совместно разработать контент и политику канала.
В ВГТУ состоялось заседание Совета ректоров вузов Воронежской области
26 сентября в конференц-зале Главного учебного корпуса Воронежского госуниверситета под председательством ректора ВГУ Дмитрия Ендовицкого состоялся Совет ректоров вузов. Ректор Воронежского государственного университета Дмитрий Ендовицкий стал героем видео, в котором он, находясь в интересном состоянии, сильно разоткровенничался. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщила ректор ВГУ Валентина Богатырева.
Интернет-ресурсы
- Ректор ВГУ обманывает с зарплатой свою жену-доцента
- Заседание Совета ректоров высших учебных заведений прошло в Воронеже
- Самым высокооплачиваемым ректором в Воронеже стал Михаил Драпалюк - МК Воронеж
- Ректор ВГУ: возвращение ученых лишь в крупные города эффекта не даст
Заседание Совета ректоров вузов Воронежской области
Биография ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего: личная жизнь, математическое образование, достижения детей и внуков. Об этом в ходе пресс-конференции, посвященной работе вузов «в поддержку СВО», заявил ректор ВГУ, председатель регионального Совета ректоров вузов Дмитрий Ендовицкий. 12 октября в главном корпусе ВГУ состоялось заседание Совета ректоров вузов Воронежской области. Ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий сообщил о готовности пойти навстречу для решения проблем студентки. Биография ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего: личная жизнь, математическое образование, достижения детей и внуков.
В ВГУ состоялось итоговое заседание Совета ректоров вузов Воронежской области
Стали известны зарплаты воронежских ректоров Самые высокие заработки — у главы лестеха. В месяц он зарабатывал в среднем по 407 тыс. Это в 1,5 раза больше, чем годом ранее — тогда его зарплата достигла 263 тыс. Отчёты руководителей отечественных университетов, институтов и академий опубликовали на сайтах Минпросвещения и Минобрнауки 16 мая. Согласно документам, на втором месте по заработкам оказался глава педуниверситета Сергей Филоненко.
При этом на откровенность ректор ВГУ пошел во время встречи с некими военнослужащими в одном из ресторанов. Им он оплатил счет. Насколько известно, речь идет о представителях благотворительной организации «Добрая земля».
И если вы такую форму и возможность найдете, я с удовольствием ваше приглашение приму. Мне важно понимать настроения. Я своим коллегам говорю, что у нас один ключевой показатель эффективности — мы должны стремиться к тому, чтобы трудоустроить на территории области всех выпускников вузов, которые у нас есть. Если мы это сделаем, то решим проблемы и экономические, потому что это как минимум 8-10 тысяч высокопроизводительных рабочих мест в год, и социальные, потому что молодежь остается там, где ей интересно и где она может себя проявить и развиваться. Поэтому настроения выпускников вузов для нас очень важны. После приветственного слова Александра Гусева председатель Совета ректоров вузов области, ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий проинформировал участников заседания о роли воронежских вузов в реализации Указа Президента России Владимира Путина от 7 мая 2018 года в части создания мировых научных центров в области математики и генетики, технологического развития и повышения производительности труда. Документ содержит 12 приоритетных проектов, которые сформулированы в виде целей и задач до 2024 года. Одними из ключевых направлений выбраны наука, образование и развитие цифровой экономики. Ректор ВГУ отметил, что цели и задачи «новых майских указов» коррелируют с проводимой в последние годы вузами Воронежской области работой. Далее были перечислены основные направления работы воронежских вузов в рамках реализации Указа Президента РФ. Так, важным направлением майских указов является ускорение технологического развития Российской Федерации и увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации. Было отмечено, что воронежские предприятия активно сотрудничают с образовательными учреждениями. Особую актуальность в «майских указах» приобрела задача обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики.
Затем защитил кандидатскую степень. Во время преподавания на кафедре физиологии и биохимии растений стажировался в Амстердаме и Берлине. В 2003 году стал доктором наук. На протяжении десяти лет Василий Попов выигрывал гранты для молодых преподавателей Благотворительного фонда В. С 2008 возглавлял кафедру генетики, цитологии и биоинженерии ВГУ.
Путин наградил орденом ректора Воронежского государственного университета
Кроме того будет рассмотрена возможность привлечения к подготовке номеров альманаха ВГУ «Университетская площадь» авторов из других вузов. Обсуждая основные моменты доклада, собравшиеся рассказали о мероприятиях в сфере культуры, которые проводятся в их вузах. Ректор ВГУ, профессор Дмитрий Ендовицкий информировал членов Совета о дискуссии по вхождению Воронежского художественного училища в Воронежский государственный университет и открытию на его базе Высшей школы художеств и дизайна. Дмитрий Александрович также рассказал о совещании у министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу, которое прошло 16 декабря. Ректор ВГУ за последний год три раза встречался с министром обороны РФ по вопросам развития военного образования в гражданских вузах.
Последняя встреча была откликом на послание Президента РФ Владимира Путина о том, что все юноши могут получить военно-учетную специальность. Сергей Шойгу проинформировал участников заседания о принятых решениях, согласно которым, будут поддерживаться существующие военные кафедры, они же станут межвузовскими. Юноши смогут получить военно-учетную специальность без отрыва от основного образования. В 2014 году в пилотном режиме будут выбраны регионы, в которых начнется реализация проекта.
Они направлены на то, чтобы выявить международные вузы — лидеры в области образования, науки и инноваций. Вторым вопросом повестки дня стал доклад ректора ВГУ об итогах заседания Совета ректоров вузов областей Центрального Черноземья в Орле. Было принято решение создать Ассоциацию государственных вузов Черноземья, к которой также смогут присоединиться и высшие учебные заведения других регионов. Поддержано всеми решение о формировании сети объединенных диссертационных советов.
Василий Эдуардович после отставки с поста ректора покинул университет не сразу. Некоторое время он работал директором музея древностей и изящных искусств, коллекциями которого очень дорожил. Приказом Главпрофобра ему не только был сохранен прежний оклад, но и установлена персональная надбавка в 75 рублей за заслуги перед советской высшей школой9.
В 1925 году было принято решение о выделении музея из состава университета и о создании на его основе отдельного культурно-просветительского учреждения, именуемого ныне Воронежским областным музеем изобразительных искусств имени И. Вскоре Василий Эдуардович Регель уехал из Воронежа. Умер он в Риге в 1932 году.
Павел Флегонтович Сапожников В начале1930-х годов Воронежский университет подвергся глубокой реорганизации и фактически вступил в качественно новый период своей истории. Три его факультета педагогический, медицинский и планово-экономический были преобразованы в самостоятельные и сугубо профильные институты. К сентябрю 1931 года в составе университета осталось всего 86 студентов на только созданном химико-биологическом факультете.
Но университет выстоял и на этот раз. Благодаря поддержке ученых из Академии наук СССР он был сохранен, но при этом радикально реорганизован. Правительство СССР решило сохранить примерно полтора десятка классических университетов, значительно повысив их статус как универсальных научно-учебных центров подготовки высококвалифицированных специалистов при одновременном развитии фундаментальных научных исследований.
В массовом сознании университеты стали восприниматься с этого времени как элитные учебные заведения, как своего рода «вузы для вузов», выпускникам которых открывалась прямая дорога к высотам науки. Облик ВГУ радикально изменился. Из университета медико-педагогического профиля он превращался в головной для Центрального Черноземья вуз, ориентированный на подготовку высококвалифицированных специалистов и научных работников главным образом в области естественных наук.
Так, во всяком случае, обстояло дело в первой половине 1930-х годов10. Обновленный университет, пережив трудное время расставания с прежними факультетами, очень скоро начал быстро расти. В годы первых пятилеток страна остро нуждалась в квалифицированных кадрах разных специальностей.
Экономические перспективы Центрально-Черноземного региона были в ту пору связаны с ростом химической, оборонной и легкой промышленности, а также с развитием предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья. Основной задачей Воронежского университета стало кадровое обеспечение принятых партией программ хозяйственного развития. Кроме того, более высокие требования предъявлялись к университету как ведущему научно-исследовательскому центру, прежде всего в области химии и биологии.
Реализация первых пятилетних планов сопровождалась, как известно, крупными достижениями в сфере индустриального развития. Бурный подъем промышленности потребовал расширения сырьевой базы. Одновременно происходили серьезные сдвиги в размещении производительных сил.
Коренным образом менялась социально-демографическая ситуация. Новые общественно-экономические реалии диктовали необходимость в развитии университетского образования. В 1934 году к действовавшим химическому, биологическому и физико-математическому факультетам добавился геолого-географический.
Еще через пять лет быстро выросший молодой факультет был разделен на два самостоятельных — географический и геолого-почвенный. А в 1940 году в университете открылся и первый факультет гуманитарного профиля — исторический, который в самый канун Великой Отечественной войны был преобразован в историко-филологический. Динамика экономических, культурных и социальных перемен была в предвоенное десятилетие впечатляющей.
К активной социальной жизни поднимались многомиллионные пласты деревенского, в основном малограмотного населения. Первые успехи на путях социалистической модернизации порождали атмосферу неподдельного оптимизма. Однако эпоха социалистической реконструкции оказалась на редкость противоречивой.
Неискушенные в политическом отношении слои легко связывали начавшиеся перемены с направляющей волей партийного руководства, «гением» и «мудростью» вождя народов. В свою очередь, правящий режим, встав на путь форсированного строительства нового общества, требовал от народа исключительной преданности и полного идеологического однообразия. Формировались основы строя, который получил впоследствии название «тоталитарного» или административно-командного.
Любое политическое свободомыслие решительно пресекалось, в стране начал раскручиваться маховик невиданных по масштабам репрессий. Курс на «монолитную сплоченность» общества требовал устранения любых сомнений или уклонов. Как отдельные люди, так и целые общественные группы, не вписывавшиеся по каким-либо причинам в ряды безупречных строителей нового общества, подвергались морально-политической изоляции, а затем и физическому устранению.
Политический террор захватил все социальные слои. Свою горькую ношу пришлось вынести и высшей школе. Стоит отметить, что руководители всех государственных вузов Воронежа а их в 1930-е годы было больше десятка , многие профессора, доценты, аспиранты и студенты разоблачались как «враги народа» и получали разные наказания, вплоть до высшей меры пролетарского возмездия.
Спустя два десятилетия высшие судебные инстанции страны признали почти всех расстрелянных невиновными. Пожалуй, самые тяжелые потери пришлось понести и ВГУ. Пять его руководителей, последовательно сменявших друг друга более десятка лет подряд, подверглись суровым репрессиям: Г.
Чуич ректор в 1927—1929 гг. Сапожников директор в 1929—1932 гг. Подволоцкий директор в 1932—1934 гг.
Норин директор в 1934—1936 гг. Щепотьев директор в 1936—1938 гг. Необоснованные репрессии затронули также многих преподавателей и студентов.
Погибли, например, профессора М. Крашенинников, Я. Ратгаузер, проректор Д.
Алпатов, преподаватели военной кафедры С. Беляев, И. Веселаго, Г.
Шульц и многие другие. Один из них, Павел Флегонтович Сапожников, был философом-марксистом революционной закалки, участником известной в стране школы Н. Он родился в 1897 году, по всей видимости, в семье скромного служащего.
Следовательно, к моменту назначения на должность ректора ему было всего 32 года. Но за плечами у него уже был немалый опыт общественно-политической деятельности. До революции Сапожников учился в Казанском университете, правда, успел закончить только два курса физико-математического факультета11.
В бурное время революции и гражданской войны Сапожников был на стороне советской власти. И, по всей видимости, служил ей на совесть. Причем больше всего он преуспел на так называемом идеологическом фронте.
После окончания гражданской войны Сапожников получил направление на учебу в Институт красной профессуры ИКП , учебное заведение, созданное специально для подготовки преподавателей новой формации, главным образом, в области общественных наук. Деятельность этого института в 1920-е годы находилась под контролем Н. Бухарина, сторонниками взглядов которого стали многие его слушатели, в том числе и П.
Молодые «бухаринцы» играли в те годы заметную роль в идеологической жизни партии. Закончив учебу в ИКП, Сапожников некоторое время работал в центральных партийных идеологических учреждениях. Он был научным сотрудником Института Ленина, редактором журнала «Революция и наука», а с 1925 года состоял штатным сотрудником газеты «Правда», также находившейся под общим руководством Н.
Одновременно Сапожников преподавал в Московском университете общественные дисциплины, в том числе марксистскую теорию права и диалектический материализм. Вскоре молодого философа избрали членом президиума РАНИОН этой популярной в свое время аббревиатурой именовалась ассоциация исследователей-марксистов в области общественных наук. Карьера в столице развивалась быстро, и уже в 1926 году Сапожников переходит на работу в аппарат ЦК ВКП б на должность заместителя заведующего подотделом пропаганды.
Казалось, что успешное продвижение по партийной служебной лестнице будет продолжено. Однако в 1928 году ситуация в партии резко изменилась. В высшем руководстве обнаружились острые противоречия по вопросу о путях дальнейшего социально-экономического развития страны.
Группа «правых» во главе с Н. Бухариным выступила против форсированных темпов индустриализации, осуществить которые можно было только за счет ущемления экономических интересов крестьянства. Сторонники Бухарина энергично возражали против репрессивных мер в отношении зажиточного крестьянства и насильственных методов коллективизации села.
Разногласия общеполитического свойства привели к острой схватке за власть, которая превратилась в борьбу на уничтожение оппонентов. Сталину и его сторонникам удалось привлечь на свою сторону большую часть партийного аппарата и нанести бухаринской группе серьезное поражение. На пленумах ЦК и в печати развернулась острая критика платформы «правых».
Были приняты меры по ослаблению их позиций в центральных партийных структурах. Многие из сторонников Бухарина были вынуждены отправиться на периферию. Одним из следствий такой кампании и стало перемещение П.
Сапожникова в Воронеж. Случилось это во второй половине 1928 года. Поначалу он получил довольно скромную должность заместителя заведующего отделом культуры обкома партии.
Но скоро бывшего столичного функционера выдвинули на освободившееся место ректора Воронежского университета. Можно предположить, что в областном партийном руководстве были явные, но больше скрытые сторонники Н. Бухарина и «правых».
Кроме того, в партии еще сохранялись следы относительного либерализма и терпимости к инакомыслию, характерные для времен нэпа. Сапожникову довелось руководить университетом в критическое для него время. Начало первой пятилетки ознаменовалось крупными переменами в политике советской власти по отношению к высшей школе.
Острая потребность в квалифицированных кадрах, прежде всего инженерно-технических, подтолкнула руководство страны к ускоренному созданию отраслевых высших учебных заведений. Перед профильными институтами ставилась задача подготовки специалистов, способных быстро решать прикладные задачи социалистического строительства. В конце 1929 года университеты были признаны устаревшими учебными заведениями и их решили упразднить.
На основе университетских факультетов стали повсеместно создаваться однопрофильные институты, в том числе медицинские и педагогические. Угроза закрытия нависла и над Воронежским университетом, поскольку ему тоже пришлось расстаться со своими основными факультетами. В это трудное время П.
Сапожникову пришлось проявить большую настойчивость и силу характера. Он в числе других ученых и организаторов высшей школы считал решение о закрытии университетов ошибочным, чреватым серьезными потерями для отечественной науки, прежде всего фундаментальной. Усилия по защите классических университетов были в конце концов вознаграждены.
Аргументы Академии наук СССР, многих университетских ученых и организаторов высшего образования пришлось принять во внимание, и уже к весне 1931 года руководство страны сочло необходимым сохранить 13 университетов, придав им статус головных учебных заведений больших регионов. В их числе был и Воронежский12. Такой поворот дела П.
Сапожников считал и своим личным успехом. Еще во время преобразования старых факультетов в самостоятельные институты он энергично противился полному разделу университетского имущества и сумел отстоять для ВГУ главный учебный корпус бывшее здание Михайловского кадетского корпуса , большую часть библиотеки, ряд жилых помещений. Не покинула университет и преданная ему часть профессорско-преподавательского состава, включая 11 профессоров.
Осенью 1931 года произошло второе рождение университета, на первый курс было принято 360 абитуриентов на старших курсах оставалось всего около 90 химиков и биологов и появились обнадеживающие перспективы роста. С большим удовлетворением П. Сапожников писал в областной газете, что обновленный университет становится центром по подготовке молодых исследователей по физико-математическим и естественным наукам.
Будущие выпускники к тому же должны получать квалификацию преподавателей вузов и втузов13. Изменилась и должность руководителя: вузы стали возглавлять не ректоры, а директора — с 1930 года в вузах было введено единоначалие и отменена выборность администрации. Советская политическая система все более зримо приобретала командные черты.
Однако над карьерой самого П. Сапожникова очень скоро начали сгущаться тучи. С политической точки зрения, его положение в университете не было прочным, можно сказать, с первых дней.
В 1929—1930 годах обстановка в руководстве ВКП б резко изменилась. Бухарина, как на сторонника более умеренной и сбалансированной политики по вопросам социалистического строительства, нападки становились все более ожесточенными14. Естественно, что на местах острой критике стали подвергаться и питомцы «бухаринской школы».
Сапожников к тому же был не только администратором, но и профессором, возглавившим кафедру философии. Руководил он и областным отделением Всесоюзного общества воинствующих диалектиков-материалистов. Именно философские позиции стали уязвимым местом нового руководителя ВГУ.
Уже в 1929 году в печати появились острые выпады в его адрес. В ноябре 1929 года многотиражная газета «Красный университет», отражая позицию партбюро, едко писала о том, что ректор занял примиренческую позицию в ходе разгоревшихся политических дискуссий. Он, сообщала газета, «договорился до того, что Бухарин, мол, правым никогда не был, что отдельные ошибки Бухарина правые использовали в своих целях, и что, таким образом, Бухарин отнюдь не идеолог и не вождь правых оппортунистов».
Как представитель «бухаринской школы», настаивал автор статьи, «ректор ВГУ тов. Сапожников должен прямо и недвусмысленно заявить, с кем он: с партией или против нее. Или — или.
Третьего не дано»15. Совершенно ясно, что быть с партией, по понятиям того времени, означало быть безоговорочным сторонником сталинской линии и никакой иной. Ученик Н.
Бухарина своих принципиальных позиций менять не стал. Езепенко, бывший секретарем парторганизации ВГУ и одновременно посещавший философские семинары Сапожникова, рассказывал после своего ареста следователям: «Директор развивал перед нами следующие концепции: коллективизация сельского хозяйства крестьянству навязывается с применением даже силы оружия; развитие промышленности идет таким образом, что явно попираются жизненные интересы подавляющего большинства населения, народное хозяйство, выколачиванием из него больше того, что оно может дать, разрушается, индустриализация — это ничто иное, как осуществление колониальной политики в отношении крестьянства и т. Разумеется, следственные показания, да еще в специфических условиях развязанного против любых оппонентов системы террора, не могут считаться надежным источником.
Следователи вполне могли вложить в уста арестованного нужные им показания. Но в данном случае достоверность показаний Н. Езепенко больших сомнений не вызывает.
Сторонники Н. Конечно, открыто отстаивать позиции Бухарина Сапожников уже не мог.
Дмитрий Ендовицкий с 2006-го по 2011 год работал на посту проректора ВГУ по экономическому развитию и инновациям. Воронежский государственный университет возглавил в 2011 году. Является депутатом Воронежской областной думы.
У него осталось много нереализованных идей и планов. Он любил жизнь, уверенно и творчески следовал к намеченным высоким целям.
Воронежское образование понесло тяжелую невосполнимую утрату. Выражаем соболезнования родным и близким Василия Николаевича, его коллегам, студентам, друзьям, а также всем, кто ценил его как личность и прекрасного профессионала. ФОТО: vsuet.