какие существуют типы рифмы и разновидности рифмовки. В плане применения этого вида рифмы «классикой» считается широко известное стихотворение «Тучи» М.Ю. Лермонтова: «Вечно холодные, вечно свободные, нет у вас родины, нет вам изгнания». Упомянутое мной стихотворение Светлова «Гренада» включает именно такой тип рифмы. Существует несколько типов рифмовки, которые можно использовать в стихотворении.
Другие виды стихотворных рифм
Как следует из этого, все стихи имеют схожие окончания. Вот пример такого произведения: Он предложил: — Давай останемся друзьями. Не береди упреками мне душу. И лучше всё забыть, что было между нами. А я покой твой больше не нарушу. Признания в любви писал порой стихами? Не отрицаю, так, конечно, было. Всегда высоким стилем, нежными словами: Сочувствовал, что ты меня любила. Когда речь идёт о строфе, включающей больше четырёх строк, то система рифмовки может принимать различные формы. В общем такую рифму называют сплетённой, и схем может быть множество, например.
Обычно в стихах монорифма применялась в сатирических целях. Примером могут служить иронические стихи А. Апухтина "Когда будете, дети, студентами... Андрей Михайленко "Когда будете, дети, студентами... Внутренней же называется рифма, присутствующая вне зоны рифмования парных строк. Как правило, эти созвучия нерегулярны и возникают непредсказуемо в окружении других стихов, как, например, в стихотворении "Оза" А. Вознесенского: "Оза. Роза ли, стервоза — В ящик рано или поздно...
Кроме того, буква «н» в первом слове звучит мягко - «нь», во втором слове она произносится твёрдо. И созвучие этих слов отдалённое. Но стоит смягчить вторую букву «н», созвучие становится заметнее: пень — чернь. Никаких правил тут не существует, всё определяется тренированным слухом и запасом разнообразных слов стихотворца. Буквы, стоящие после рифмующихся частей в конце слов почти не мешают созвучию: консоль-фасолью. Ударные гласные, даже разные, тоже могут быть созвучны. Вокруг ударной буквы У нет одинаковых согласных. Однако даже разные согласные могут звучать похоже и помогать рифмованию. Это вызвано тем, что правописание нередко не совпадает с произношением. В английском языке такое несовпадение так велико, что сочинили анекдот: написано Лондон, читай — Манчестер. В русском языке такого расхождения нет. Безударную букву О мы произносим как — А: пишем кОрова, здорово! Читаем — кАрова, здАровА! Московское аканье. А потому считаем хорошей рифмой такие слова: пошёл я прямо — она ж упряма… При произношении совпадают пять звуков. А произносим мы эти слова иначе: бритца брица , бреетца брееца , галубова, былова.
В поэзии не применяется. Гриб-грабь-гроб-груб В. Скажи - зажим, трюмо — умом, строфа - факт, тополям — поля, мирка - сверкав, весна - снам, прочёл — горячо, капюшон — хорошо, пора- дарам , конце - концерт, бревно - ноль, прогул - врагу… Добавленные рифмы представляют собой интересные сочетания слов, принадлежащих к противоположным рифмотипам: базовые—закрытые и окончательные—открытые. Слова в таких рифмах не состоят в родственных связях друг с другом, но близки по звучанию. Основная масса дружественных рифм — трёхсложные и четырёхсложные. Разновидность ассонанса. При повторении этого слога дважды рифма становится явной. Этот тип экспериментальной рифмы более интересен для глаз, чем для ушей. Инородные рифмы состоят из слов с различным родом рифм и созвучных только по общей ударной гласной. Слон — слом, корь — моль, иду — зову, вода — луна… То же, что и ассонанс. Поле - волей, этой - лето, бури - фурий, почила - могилой, оковы - новый, думы - угрюмый, волны - полный, грозящи - возносящий, нашей - чаше... Чаще всего в роли слова с замыкающим "йот" выступают прилагательные. По своей форме каламбурные рифмы являются составными и могут быть авторскими. Теперь я — те перья, ананас — она нас, порублю - по рублю, Наполеон - на поле он, до канала - доканала, по калачу - поколочу, пой май - поймай... Рифмуются последние слова в строках. Помимо конечной существует также начальная и внутренняя рифмы. Консонансные рифмы следует рассматривать как диссонансные. Милый - унылых, видом - идол, летом — одетых, виновный - полковник, рупор - трупам... КОРНЕВАЯ РИФМА — базовая рифма с совпадением только корня рифмы ударного гласного и последующего согласного звука : плавный — лавка, верно — первый, новый — словно, избы — низко, служба - кружка… Чем меньше послеударных слогов в рифмующихся словах, тем созвучней корневая рифма. Дум — шум, друзей - моей, весть - честь, ус - француз, ходил - будил, мал - играл, там - холмам, грудь - путь, клин - семьянин, чертог - ветерок, день - тень... В отличие от недостаточных рифм, достаточные рифмы состоят из слов, в которых опорные согласные совпадают или принадлежат к одной родовой паре б-п, в-ф, д-т и пр. Неравносложные рифмы делятся на рифмы с наращением и рифмы с раздвижением. В рифмах с наращением происходит добавление слога слогов в конце одного из слов: папахи-попахивая, тополей - аллее, пылятся - изоляции, ноги - многие, времени- забеременели, следом — неведомо, оперяться - кооперация, гудящих - трудящихся, выставил - капиталистов, блистело - бестелые, резче - мерещится, двести - известия... Чаще используется как комический приём. Душе - сумасше... Именно второй согласный звук ставит барьер, не позволяющий словам с обособленным рифмотипом рифмосочетаться со словами других рифмотипов. Обособленные рифмы сочетаются только друг с другом и только в пределах своего семейства. В отличие от параллельной грамматической рифмы, слова могут быть в различных грамматических формах. На омонимической рифме часто выстраиваются каламбуры. Звуковое сходство таких слов объясняется свойственным русскому языку оглушением звонких согласных на конце слов. Стихотворений, полностью построенных на панторифмах, практически не существует - панторифмические цепи, как правило, используются фрагментарно. Взял и съел... Маяковский , "Сорвано, уложено, сколото - чёрное надёжное золото" В.
Системы рифмовки
Oxxxymiron против Johnyboy 5 Начальная рифма Суть начальной рифмы в том, что рифмуются слова на конце одной из строк, потом в начале и в конце второй строки. Также две строки могут рифмоваться только в конце, а третья будет рифмоваться с ними, но в начале. Не до сна — мне шлют куплеты в скайп — метаспам, Молитесь на рэп? Я приду в этот храм — Герострат, Мне насрать, вам уходить с фарватера пора. Их не так сложно придумывать, при этом они хорошо звучат.
Отсюда такая их популярность. Сложность двойной рифмы зависит от суммы рифмующихся слогов. При даблраймах рифмуются два последних слова в строке. Я был не на коне, я об этом помню.
Порой с оппонентом идёшь впритык, Но сегодня я здесь и сегодня я в форме, сегодня мой хуй отсосёшь мне ты. Это более сложный и менее распространенный вариант двойной рифмы, когда рифмуются три последних слова в строке. Нам тут пришлось выбиваться фактически из нулей, Измеряя длину дистанции количеством пиздюлей». Суть её в том, что рифмуются все слова в каждой из строк.
Немногие могут писать чистой панторифмой. Чаще всего её используют вкраплениями, так как весь текст, написанный панторифмой, превращается в ррр. Годы словно Одиссея по окраинам, Город Лондон против всех, часть вторая, ман. Oxxxymiron 9 Плотная рифмовка Это частный случай множественной внутренней рифмы.
Все слова в строках должны содержать один и тот же или несколько общих слогов. Мой прогноз — ты проиграешь, бро, и просто пойдешь домой».
Виды рифм Всякий поэт знает, что рифма различается: По количеству совпадающих звуков точная, неточная ; По числу слов, входящих в рифмующиеся словосочетания простая, сложная ; По общему количеству слогов равносложная, неравносложная ; По тому, на какой слог падает ударение мужская, женская, дактилическая ; По фонетическим особенностям усечённая, замещённая, йотированная.
Точная — неточная. Если в рифмующихся словах совпадает большинство звуков, рифма считается точной: конь — огонь. Если совпадает меньшая часть фонем, рифма неточная: снежок — ледок. Простая — сложная.
Когда мы рифмуем отдельные слова, это простая рифма пень — лень , когда соединяем между собой группы слов в окне — на дне или одно слово с группой слов давно — всё равно , рифма называется составной или сложной. Равносложная — неравносложная. Равносложной бывает такая пара рифм, в каждом из слов которой число слогов одинаково: зи-ма — са-ма. В неравносложной количество слогов различно: зи-ма — ку-терь-ма.
Мужская — женская — дактилическая. Если ударение падает в рифмующихся словах на последний от конца слог, такая рифма называется мужской: пожАр — самовАр. Если ударение падает на предпоследний слог, рифма является женской: гОрод — распОрот. Когда же ударение падает на третий и далее от конца слог, рифма считается дактилической: орУжие — обнарУживая.
Усечённая — замещённая — йотированная. Усечённой рифма имеет место тогда, когда на конце слова как бы отсекается звук или слог: тепло — слов.
Смерть над ним летает коршуном! Но, махнувши слабою рукою, Говорит он речь друзьям своим… Лермонтов М. Какая ночь!
Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнёт нигде волна, Как тишиною грудь полна! Фет А. Как воздух чист...
В этом виде рифмы русские слова рифмуются с иностранными. Например: Palette — лет. Рифма абсолютная. В ней рифмуются полностью одинаковые слова за исключением ударного слога. Например: грозы — грезы. По положению созвучных слов в стихотворении различаются рифмы: Рифма конечная.
Наиболее привычная для нас рифмовка, когда слова, которые рифмуются, располагаются в конце строки. Рифма начальная встречается намного реже и, как следует из названия, рифмуемые слова располагаются в начале строки. Например: И качает головой... Рифмовка смежная. В этом виде слова располагаются в соседних строфах попарно, т. Например: «Выткался на озере алый свет зари, На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется — на душе светло» Рифмовка перекрестная. Этот вид рифмовки предполагает, что строки рифмуются через одну — первая с третьей, а вторая с четвертой.
Это еще можно записать так: XYXY. Например: «Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом» Рифмовка кольцевая или охватная. Называется так, потому что рифмы, находящиеся в начале и конце четверостишия, как бы охватывают внутренние рифмы. В ней сочетаются первая и последняя строки куплета и вторая с третьей: XYYX. Например: «Глядел я, стоя над Невой, Как Исаака-великана Во мгле морозного тумана Светился купол золотой» Не стоит забывать, что стихотворение должно идти от души, чтобы оно могло зацепить читателей. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу и интуиции.
В.В. Онуфриев "Словарь разновидностей рифмы" (часть 2)
Стихотворение, несмотря на отсутствие рифмы, остаётся стихотворением, обладает его признаками. Выбраны все точные рифмы к слову новости. Глагольные рифмы, как и всё семейство однородных рифм, неистребимы, потому что просты, удобны, прекрасны и мало заметны, что позволяет стихам решать уйму более важных задач, нежели рифмовка. «Кольцевая» рифма – разновидность рифм по взаимному расположению в стихе. Существует несколько видов стихотворений: стих р й стих ые стихи д ворения в прозе БЕЛЫЙ СТИХ — стих без рифм.
Рифма к слову но́вость
Сгенерировать рифмы онлайн для стиха существительное, прилагательное, глагол или наречие! Примеры сложной рифмы можно найти в стихотворении Владимира Маяковского. Чередование видов рифмы, кстати, − достаточно распространенный в русской поэзии прием, который позволяет создать прекрасную ритмику в стихотворении, характерную для ямбической поэзии. Выбраны все точные рифмы к слову новости. Существует несколько типов рифмовки, которые можно использовать в стихотворении.
ГДЗ Литературное чтение 2 класс (часть 2) Ефросинина. Приход весны. В.Жуковский. Номер №3
Выделяют несколько способов рифмовки: женская и мужская рифмы, а также дактилическая, гипердактилическая, контурная, точная и неточная. В обратной последовательности расположения рифмующихся слов в стихотворении подобная рифма будет называться усечённой. В плане применения этого вида рифмы «классикой» считается широко известное стихотворение «Тучи» М.Ю. Лермонтова: «Вечно холодные, вечно свободные, нет у вас родины, нет вам изгнания». Глагольные рифмы в большинстве своём неинтересные, что делает неинтересным и само стихотворение, особенно когда написано на затёртую тему, на которую писали почти все, кто пишет.
Лекция 5. Стихосложение. Рифмы
Русские т. Теория Р. По слоговому объему рифмы делятся на мужские ударение на последнем слоге , женские ударение на предпоследнем от конца слоге , дактилические ударение на третьем от конца слоге , гипердактилические ударение на четвертом от конца слоге. Если Р. Сено - смена, дума — шума, сильная - обильное, томно — скромно, вижу — ближе, дива - правдива… Улыбается осень сквозь слёзы, И за кружевом тонким берёзы Золотая запела труба...
Жаждущих покопаться во внутренних органах рифменных образований адресую к обширной литературе по теории версификации и, в первую очередь, сначала, к Давиду Самойлову, Светлане Скорик и к интернетовскому сайту "Рифма ru". Задача этой статьи — разбор сегодняшнего состояния поэзии.
Перейду к примерам из близкого вчерашнего и, что главное, сегодняшнего рифменного творчества. Маяковский вместе с Асеевым, Пастернаком, Хлебниковым в 10-тые годы прошлого столетия совершили революцию в стихосложении и в огромной степени в рифмовке, придав рифме важнейшую акцентную и смысловую роль. Целое поколение ближайших последователей, таких как Семён Кирсанов, Уткин, Сельвинский и наших современников Евг. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Лина Костенко, В.
Стус довершили этот революционный процесс. Великая Цветаева, ощущавшая всю жизнь интерес и симпатию к Маяковскому, но более его связанная классическим образованием, как кстати и А. Ахматова, только в 1920 г. Ей понадобилось пройти путь для обретения новизны, с которой счастливо уже родился Маяковский. Цветаевой: двери те — верьте, хохота — ох, эта, туже сам — ужасом, захлопали — вопле. Бродского: крепко — клерка, витринах — внутри них, ботву — букву "у", худобою — ходьбою и это рядом с добротными глагольными рифмами: выбирать — умирать, извинять — изменять, обвинят — расчленят.
Это в ранних, самых знаменитых стихах. И в поздних: разделить — испепелить, они нас — на минус, лапоть — плакать, суставами — саване — самые, боязно — поезда — пояса, отличника — расплывчата, зарилась — занавес, опорою — впору я — полую и т. Бродский — ярчайший представитель переходного процесса рифменного стиха с богатой, традиционной, часто и с видимым удовольствием используемой, банальной грамматической рифмой и суперновой оригинальной рифмой к смешанному стиху, "полубелому" и к свободному, характерному для него стиху вообще без всяких правил, декларирующих в первую очередь право поэта на абсолютную свободу от правил в силу необходимой реализации своей поэтической натуры. Порой его стихи с первого взгляда совершенно нелогичны, бессвязны, представляются свалкой записей из записных книжек разных лет, но именно в этом их именное своеобразие и особая логика свободы. Ударные строки, афористично высказанная мысль "Ибо пыль — зто плоть времени; плоть и кровь" или "Только размер потери и делает смертного равным Богу" украшает, задерживает внимание на всём остальном хаосе слов и букв, сгущают его, проясняют, заставляют светится сверхново. Так загораются сверхновые звёзды галактики Иосифа Бродского.
Евтушенко, достойного последователя всех новаторов рифмы, у которого я учился рифме "дактилически сложной": Россию — насильно, Заире — разорили, костра — Талсе, удалились — капитализма, принадлежу я — госбуржуи — чужую, нас такие —ностальгии, счастливы мы все — лесополосе, лихолетье — великолепия, попсы — пасли. И рядом, у него же, "позорно", демонстративно банальная рифма " кровь — любовь": А после читал я, всю кровь им даря, про мёд, Стеньку Разина и лагеря, мне в жилы вбегала их юная кровь. Взаимовампирство такое — любовь, которая, по моему, является здесь вызовом, ответом, утверждением, что блестящий, новаторский по содержанию стих легко переносит в задоре любое пренебрежение к качеству рифмы, что необычность смысла и новых словообразований лишает рифму её самостоятельного, исключительного значения. Новизна рифмы становится совершенно не требуемой, безразличной и даже излишней. Задиристому классику всё позволительно, особенно если это фиксируется с блеском. А вот тут же в следующей строфе совершенно банальная глагольная рифма: И мне в Чусовом так прекрасно спалось, Поверить в Россию мне вновь удалось.
Здесь название говорит само за себя. Поэт старается как то отличиться, выделиться и придумывает различные необычные рифмовки. Например: на ПМЖ — в душе. Кроме этого, существуют еще следующие рифмы, на которых следует остановиться: Рифма макароническая.
В этом виде рифмы русские слова рифмуются с иностранными. Например: Palette — лет. Рифма абсолютная. В ней рифмуются полностью одинаковые слова за исключением ударного слога.
Например: грозы — грезы. По положению созвучных слов в стихотворении различаются рифмы: Рифма конечная. Наиболее привычная для нас рифмовка, когда слова, которые рифмуются, располагаются в конце строки. Рифма начальная встречается намного реже и, как следует из названия, рифмуемые слова располагаются в начале строки.
Например: И качает головой... Рифмовка смежная. В этом виде слова располагаются в соседних строфах попарно, т. Например: «Выткался на озере алый свет зари, На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется — на душе светло» Рифмовка перекрестная. Этот вид рифмовки предполагает, что строки рифмуются через одну — первая с третьей, а вторая с четвертой. Это еще можно записать так: XYXY.
Например: «Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом» Рифмовка кольцевая или охватная.
Филологи называют такие тексты «орнаментальной прозой», их встречается немного. Поэтому нельзя сказать, что стихотворение — это рифмующиеся строчки: тогда бы и этот текст можно было назвать стихотворением. Это проза, просто позаимствовавшая у стихотворений несколько их черт. Три Ладно-ладно, а как ещё может удивить нас стиховедение? А вот, например, есть такое: Нет, это не у нас «съехало» выравнивание текста, так стихи и должны выглядеть. Владимир Маяковский известен своей рифмой «лесенкой». Правда, если взглянуть на стихотворение, окончания строк не рифмуются, но если прочитать этот отрывок от начала до конца, то рифмы ясно «чувствуются» читателем. Всё, что остаётся от стихотворения, к которому мы привыкли, — только строчки, которыми всё так же записаны ряды слов.
Четыре Удивлены? А есть ещё один интересный подвид стихов: фигурные стихи. Это стихотворения, строчки которых записаны в виде разных фигур.
Как читать стихи
Масса жертв — всё в дыму — перемирие полотенца… Нет! Из Парменида Помимо перекрёстной рифмы, здесь имеется четыре внутренних рифм. Повтор «му» создаёт ощущение стремительности, динамики, что лишний раз подчёркивается графикой — восклицательными знаками и прописными буквами вместо строчных! Восклицательные знаки здесь выполняют не только функцию риторического восклицания, но служат для эффекта парцелляции, подчёркивая единую интонационную конструкцию строки. Иногда стихотворение всё целиком строится на внутренних рифмах. Пример: Опьянение печали, озаренье тихих тусклых свеч, — Мы не ждали, не гадали, не искали на земле и в небе встреч. Обагряя землю кровью, вы любовью возрастили те цветы, Где сверкало, угрожая, злое жало безнадежной красоты. Графическая рифма — рифма из слов, которые совпадают по написанию, но не по звучанию. Графическая рифма по сути своей, рифмой и не является.
Ведь говоря о сущности рифмы, мы акцентируем внимание на её звуковой стороне.
Блок На сайте тоже были примеры стихов с использованием начальной рифмы, но, к сожалению, вовремя я не выписала, а теперь не вспомнить. Таких примеров у нас на сайте можно найти немало.
Использование внутренней рифмы демонстрирует владение техникой стихосложения, и обычно на конкурсах рассматривается как плюс... Вот пример очень хорошего стихотворения с внутренней рифмой. Привожу первое четверостишье: День утомился за день, и в полночь впал, Вечер тобой украден у пустоты, Первые сны качают луны овал, Может, еще по чаю, чай, не остыл?
Обратите внимание: здесь для конечных рифм используется перекрестная рифмовка, то есть рифмуются 1-3 строки впал-овал и 2-4 пустоты-не остыл.
Самойлов - второе название односложной рифмы; рифмующиеся слова с ударением на последнем слоге. Дум — шум, друзей - моей, весть - честь, ус - француз, ходил - будил, мал - играл, там - холмам, грудь - путь, клин - семьянин, чертог - ветерок, день - тень... Термины "мужская рифма" и "женская рифма" перешли в европейское в т. В старофранцузском языке слова женского рода прилагательные и некоторые существительные заканчивались безударным звуком "е", тогда как в словах мужского рода, соответственно, такое окончание отсутствовало.
Например: муха ж. Тогда же во французской поэзии и возникла традиция чередования в строфе для разнообразия мужских слов мужского рода с ударением на последнем слоге и женских окончаний слов женского рода с ударением на предпоследнем слоге.
Именно этим словам суждено затронуть самое сокровенное, самое чувственное в его душе. Вероятно потому и классификаций у рифм так много. Виды рифм Банальная рифма У нас есть две новости: одна плохая — в кругу литераторов существует такое понятие как «банальная рифма». И применяется она, увы, крайне часто. Хорошая новость состоит в том, что теперь вы знаете, как делать НЕ стоит. Что из себя представляет банальная рифма догадаться несложно: «Любовь-вновь-кровь», «слезы-грезы-розы» и др.. Конечно и при участии этих рифм можно сложить неплохое стихотворение — главное не переусердствовать в их использовании.
А еще важно читать побольше стихов, чтобы интуитивно понимать — какая рифма примелькалась, а какая — свежачок. Оригинальная рифма Это чудо рождается, когда стихоплет мечтает переплюнуть и других поэтов и себя самого. Автор старается использовать нестандартные сочетания слов или их частей и иногда получается более, чем достойно. Но некоторые примеры попахивают неуместной экстравагантностью. К хорошим примерам можно отнести хотя бы стихотворение Бродского «Ниоткуда с любовью» - «мартобря-говоря». Макароническая рифма В этом случае творец зарифмовывает словам из русского языка с зарубежными.
Не только двойные. Рассказываем, какими бывают рифмы
При помощи каких видов сложноподчинённых предложений в стихотворении создаётся ощущение непрерывности ожидания? это тип enjambement, создающий рифму путем деления слова на разрыв строки стихотворения, чтобы создать рифму с конечным словом другой строки. Один определенный тип рифмы встречается в стихах довольно редко, чаще можно встретить чередование разных типов рифмы, например мужской и женской. Использовать все три вида рифмовки в одном стихотворении не приветствуется, особенно, если человек только начал осваивать стихосложение, но мастер способен сотворить из такого соединения чудо! При помощи каких видов сложноподчинённых предложений в стихотворении создаётся ощущение непрерывности ожидания?
Понятие рифмы. Виды рифм
Фильтрация рифм по качеству, части речи, частотности, количеству слогов. Самые подходящие рифмы к слову «новость» (411+ слов) с ударением на 1 слог. Существует три основных типа рифмы: 1. парная (иначе — смежная), когда рифмуются между собой две соседние строчки. «Кольцевая» рифма – разновидность рифм по взаимному расположению в стихе. По расположению рифм в строках стихотворения выделяют несколько видов рифмовок:1. смежная, или парная – рифмуются соседние строки (аабб).