Главная Наша деятельность Новости Госдума разрабатывает законопроект о борьбе с травлей в школах. Законопроект о борьбе со школьным буллингом готов к внесению в Госдуму. Законопроект о буллинге в школах будет включать ответственность директора учебного заведения за замалчивание факта травли. Эксперт считает, что молчать о буллинге ни в коем случае нельзя.
Курсы валюты:
- Предусмотрена ли ответственность за травлю ребенка (буллинг) в общеобразовательной организации?
- Предупреждающие меры
- Школьный буллинг. Человек и закон. Фрагмент выпуска от 20.10.2023
- Что еще почитать
- Отчисление из школы
Директоров школ могут наказать за умалчивание проблем с буллингом
Вице-спикер Госдумы Чернышов внес законопроект о запрете травли учителей | В Госдуме подготовили пакет поправок к закону об образовании, где предлагается дать официальное определение буллинга, его сформулируют психологи, социологи и юристы. |
В Госдуме подготовили законопроект о борьбе с травлей в школах | В закон хотят вписать само понятие «травли» и прописать наказание для родителей тех, чьи дети этим занимаются. |
Вне закона: как в России привлекают к ответственности за травлю в Сети
Первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова рассказала, что в нижней палате парламента подготовили законопроект о профилактике травли в учебных заведениях. сказал Метелев журналистам по итогам совместного заседания его комитета и комитета по противодействию коррупции в четверг. В Госдуме планируют провести парламентские слушания до конца декабря, посвященные законопроекту о профилактике травли в школах. В Госдуме разработали предварительную редакцию законопроекта, посвящённого профилактике буллинга в школах. Закон о социальных сетях поможет бороться с агрессивной травлей в интернете и позволит избежать уголовного дела, если пользователь сделает репост запрещенной информации, считает председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского. В Госдуме уже подготовили законопроект о профилактике издевательств в школах, его постараются внести в ближайшее время, сообщила РИА Новости первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова.
Вне закона: как в России привлекают к ответственности за травлю в Сети
Штрафы для родителей за травлю в школе могут ввести уже весной | Глава комитета Госдумы по труду, социальной политике, зампред фракции ЛДПР, автор законопроекта Ярослав Нилов заявил «Известиям», что проблема буллинга давно существует в России. |
Травля есть, а слова нет: что изменит в школе законопроект против буллинга | Законом понятие «буллинг» как и ответственность за него не предусмотрена. |
Российские школы хотят штрафовать, если они не будут бороться с буллингом | Законопроект о профилактике травли детей в учебных заведениях подготовили в Госдуме РФ. Как пишет РИА Новости со ссылкой на первого заместителя председателя комитета Госдумы по просвещению Яну Лантратову, его постараются вынести на рассмотрение в ближайшее время. |
Что такое «буллинг» и какие его правовые последствия? | Разрабатываемый уже второй год законопроект против буллинга в школах могут внести в Госдуму уже весной, новый виток развития тема получила после декабрьской трагедии в брянской гимназии. |
В Госдуме подготовлен законопроект о борьбе с травлей детей в школах
Особых норм закона, позволяющих привлечь к ответственности именно за буллинг в школе сейчас нет. На настоящий момент в российском законе отсутствует правовое понятие кибербуллинга. Депутаты почти всех парламентских фракций готовят законопроект, направленный на борьбу с травлей в общеобразовательных учреждениях России, сообщает ТАСС. В Госдуме разработали предварительную редакцию законопроекта, посвящённого профилактике буллинга в школах.
Проект закона, разработанный в Госдуме, призван остановить травлю в школах
Самый эффективный метод предотвращения травли — профилактика, а не наказание виновных. А для этого нужно взаимодействие взрослых и детей в процессе обучения. Разработка единого стандарта профилактики травли зафиксирует конкретные инструменты — новые или уже имеющиеся. Например, важным инструментом профилактики является развитие мягких навыков в процессе образования, закрепленных ФГОС. Ребенок с критическим мышлением будет сомневаться в поддержке деструктивного мнения большинства. Навыки коммуникации и кооперации способствуют разрешению конфликтов и недоведению их до травли. Эти навыки формирует в детях каждый учитель как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Также не стоит забывать, что дети всего лишь копируют взрослых, которые моделируют желаемое поведение каждый день.
Что конкретно предложено для профилактики травли?
Органам власти нужны полномочия, чтобы соответствующие программы подготовки были созданы в каждой школе. Кроме того, депутаты предложили дать школам возможность ходатайствовать о переводе ученика в специализированное учебное заведение или о его отчислении. Ранее эксперт «Подкаста с последней парты» издательства «Просвещение», школьный психолог Варвара Тишакина рассказала , как определить буллинг на ранней стадии. Среди признаков — резкое изменение режима повседневной жизни, ребёнок становится более замкнутым или, наоборот, дерзким и тревожным.
Разговор был в ее кабинете на четвертом этаже, она подводит меня к окну и говорит: "Прыгай! Зачем тебе жить? Она тогда даже и представить не могла, что спустя годы ей придется оказывать психологическую помощь своей дочери, которая подвергается травле прямо сейчас.
Буллинг, оказывается, передается по наследству. Я сама не знаю причины, но он сказал мне: "Я из тебя сделаю инвалида", — рассказала ученица 5-го класса Ксения Павлова. Новый закон о борьбе с буллингом Статистика выглядит пугающе: 55 процентов всех опрошенных школьников подвергались тому самому буллингу, при этом только 39 процентов решились рассказать об этом родителям. Но ей, как и многим другим родителям, столкнувшимся с подобными проблемами, хотят помочь депутаты Госдумы.
После перевода жертвы травли в новый коллектив травля чаще всего переходит на новую жертву. Справка "РГ" Согласно исследованию ЮНЕСКО, проведенному в 2019 году, по всему миру почти каждый третий ребенок в возрасте от 9 до 15 лет хотя бы раз за последний месяц сталкивался с травлей в школе. Ситуация в России оценивается хуже, чем в среднем по миру. Всего в опросе приняли участие 4027 респондентов из всех регионов России.
Травля есть, а слова нет: что изменит в школе законопроект против буллинга
Опрошенные «Правмиром» эксперты фондов, которые занимаются профилактикой буллинга в школах, считают, что исковое заявление в суд должно быть последним шагом, когда все другие способы не принесли результата. Сначала необходимо позаботиться о психологическом комфорте ребенка. Анна Макарчук — В первую очередь родителям необходимо думать об интересах ребенка, — комментирует эксперт федерального антибуллингового проекта «Каждый важен» Анна Макарчук. Потому что ребенку нельзя оставаться в разрушительной, токсичной для него ситуации. В этой ситуации страшно идти в школу. А суды — дело длительное.
Могут тянуться год и дольше. Сначала нужно обезопасить ребенка психологически, а потом, если останутся время и желание, продолжать восстанавливать справедливость с помощью суда. Лилия Кукушкина, учредитель АНО «Центр исследования школьного климата», считает, что судебные иски не могут глобально повлиять на равнодушное отношение учителей к буллингу в школе. Как на школе отразится судебный процесс? К ней будет приковано пристальное внимание.
Но если это не рейтинговая, не обычная школа — для учебного заведения суд не такая уж проблема. В суде представители школы, как правило, все отрицают и пытаются свалить вину на ребенка и на родителей». В ситуации, когда ребенка травят, родителям очень сложно сохранять спокойствие и холодную голову, но это необходимо, уверены специалисты. И для родителя борьба за интересы ребенка в конце концов превращается в личную битву, а для школы это становится войной за имидж, — говорит Анна Макарчук, — и в пылу этого боя обе стороны забывают про самого главного человека в этой ситуации — про ребенка. Любые свои действия родителям нужно согласовывать с психологическим комфортом для ребенка.
Что могут сделать родители По словам экспертов, основа травли — не в конфликте двух детей или ребенка и группы одноклассников, а в том, что в этой среде сложилась такая система норм и ценностей, при которых насилие стало возможным. Это дисфункция класса или всей школы как системы. Это действительно сложно исправить, но возможно. Вот какие конкретные шаги предлагает предпринять родителю федеральный антибуллинговый проект «Каждый важен». Поговорите с ребенком.
Постарайтесь как можно больше узнать о ситуации. Будьте настойчивы и в то же время бережны, деликатны. Дайте ребенку понять: что бы ни происходило, вы будете на его стороне. Обсудите ситуацию с классным руководителем и школьным психологом. Говорите о том, что хотите совместно с ними решить эту проблему, что вам важна их поддержка.
Опишите все так, как вам рассказывал ваш ребенок. Квалифицируйте происходящее как буллинг. Сообщите о своей обеспокоенности и о том, что необходимо принять меры. Совместно с педагогом и психологом составьте план конкретных действий по разрешению конфликта. Не стесняйтесь быть настойчивыми, добиваться от классного руководителя и психолога конкретных действий, гарантий по их выполнению.
Следите за реализацией запланированного. Регулярно встречайтесь с классным руководителем и психологом для обсуждения ситуации и возможной корректировки плана. Если с классным руководителем не получается договориться, следующий шаг — выйти на администрацию школы директор, завуч. Но с каждым шагом наверх мы снижаем шансы позитивного развития ситуации. Если педагоги бездействуют, отрицают проблему либо считают, что ребенок сам виноват, можно задействовать другие официальные ресурсы.
Но сначала нужно подумать, стоит ли добиваться правды в этой школе и классе. Обсудите с ребенком возможность поменять школу или класс. Если принято решение остаться, следует предпринять такие шаги, рекомендует антибуллинговый проект «Каждый важен»: На имя директора школы напишите заявление, в нем подробно опишите ситуацию и попросите администрацию принять меры. В федеральном законе «Об образовании» есть статья 28, 6, п. Она обязательна к исполнению всеми образовательными организациями.
Если никто не помогает, можно привлечь внимание общественности и СМИ через социальные сети, обратиться к региональным НКО, которые занимаются похожими проблемами. Если предыдущие шаги не дали результатов, можно обратиться в прокуратуру и подать иск в суд, проконсультировавшись с адвокатом. Учительское выгорание Почему классный руководитель и директор школы могут закрывать глаза на травлю, отстраняться и отказываться что-либо предпринимать? Им нужно не только учить детей, но и конфликты разрешать. Особенно это становится важно, когда дети переходят в пятый класс.
Согласно «Закону об образовании», в школах должны быть инструменты для борьбы с буллингом. Это конфликтные комиссии, психологи, службы медиации и примирения, которые начали вводиться в 2016 году. Дмитрий Казаков — Эти службы должны разрешать конфликты между участниками образовательного процесса, — объясняет Дмитрий Казаков, учитель истории и обществознания, председатель профсоюза «Учитель», — между учителями и родителями, учителями и детьми, между детьми. Эти службы принудительно создавали в школах.
Вице-спикер Госдумы от фракции ЛДПР Борис Чернышов внес в нижнюю палату парламента законопроект об установлении законодательного принципа "защиты чести и достоинства педагогического работника", документ есть в распоряжении РИА Новости. Депутат Госдумы разъяснила порядок начисления двойной пенсии 8 марта 2023, 02:22 "Законопроектом предлагается дополнить представленный в статье 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" перечень принципов, на которых основываются государственная политика и правовое регулирование в сфере образования в Российской Федерации, принципом о защите чести и достоинства педагогического работника", — сказано в тексте пояснительной записки к законопроекту.
Но и это происходит нечасто — слишком сложно для жертвы. Сегодня законодатели как никогда близко подошли к созданию механизмов, которые помогут сделать процесс обучения безопаснее. Если законопроект против буллинга будет принят, он создаст условия, которые помогут уйти от игнорирования проблемы к ее структурному решению. Это определение не учитывает цели и мотивы такого поведения. Оно также необязательно подразумевает причинение вреда имуществу или здоровью. Таким образом, любое агрессивное поведение — психологическое или физическое — вне зависимости от причины, которое носит регулярный характер, будет считаться буллингом и потребует вмешательства взрослых. Буллинг может происходить хоть в школе, хоть в социальных сетях или мессенджерах. Законопроект выделяет виды травли, что позволяет четко отграничить ее от бытового конфликта и индивидуально работать с участниками. Например, пострадавшему подростку потребуется реабилитация, а всему классу — меры по оздоровлению психологического климата и обстановки. Кроме того, законопроект разделяет роли участников травли. Это необходимо, чтобы эффективно реагировать на случаи травли и предлагать меры индивидуальной профилактики: Жертва травли — лицо, в отношении которого осуществляется травля. Участник травли — лицо или группа лиц, которое осуществляет травлю. Организатор зачинщик травли — участник травли, по инициативе которого она начинается. Наблюдатель травли — лицо, которому стало известно об эпизодах травли, но не осуществляющее травлю. Дополнительная или специальная ответственность учеников, которая зависит от того, являются ли они зачинщиками или участниками травли, отсутствует.
Смутно помню какие-то драки за школой или как лечу по школьному коридору. Но это будто бы сны, не уверена, что это правда было. О буллинге знаю от мамы: она говорила, что одноклассники отнимали у меня рюкзак, забирали тетради с домашней работой, чтобы списать, и не возвращали. Я получала двойки, на это мама и обратила внимание. Ее беспокоили проблемы с успеваемостью, ведь она видела, что дома я исправно выполняла все заданное. Сама я случаев с рюкзаком тоже не могу вспомнить. В седьмом классе мама перевела меня в параллельный класс, и вот там все было чудесно. Не было никаких сложностей с социализацией — я будто всегда там и училась, одноклассники сразу стали друзьями. Причина во многом в классном руководителе, которая чутко следила за атмосферой в коллективе и устраивала внеурочные мероприятия. К примеру, все — от отличников до отъявленных хулиганов, приходили к ней на день рождения и весело проводили время вместе. Поэтому мне не пришлось даже вписываться в коллектив. С бывшими одноклассниками я не пересекалась. К счастью, они потеряли ко мне интерес сразу после перевода.
Предусмотрена ли ответственность за травлю ребенка (буллинг) в общеобразовательной организации?
За буллинг в школе родителей предложили штрафовать, детей – выгонять | Закономерным результатом является латентный характер буллинга: лишь 0,5% подвергшихся ему детей обратились за защитой, большинство предпочитают делиться проблемой только с родителями и друзьями, боясь ужесточения случаев травли. |
В Госдуме заявили о предварительной версии закона против буллинга | Борьба с буллингом в России пока ведётся лишь по инициативе отдельных организаций. |
Штраф за буллинг в школах с 2024 г.? | Пикабу | В Госдуме началась разработка законопроекта о противодействии буллингу в школах. |
Штрафы и исключение: в Госдуме разработали закон о профилактике травли в школах | Буллинг давно стал привычным явлением в России и мире. |
Володин поручил депутатам проработать закрепление в законе термина "травля"
Законопроект о борьбе со школьным буллингом готов к внесению в Госдуму. Законопроект, который вводит в действующее законодательство понятие школьной травли и ее жертв, должен стать первым шагом к разработке государственной программы профилактики буллинга. В Госдуме решили разработать законопроект, в котором будет объясняться понятие "буллинг" и указываться меры наказания за травлю. Депутаты Госдумы предлагают штрафовать российские школы, если они не будут бороться с травлей учащихся и сотрудников, пишут «Известия». Однако, людей, начавших травлю, возможно привлечь к установленной законом ответственности за действия, входящие в «буллинг», такие как: оскорбление, дискриминация, нанесение побоев, угрозы.
Как юридически противостоять буллингу в школе
Сейчас в Госдуме готовиться закон, который поможет бороться с травлей, которая происходит в российских школах. Законопроект, который вводит в действующее законодательство понятие школьной травли и ее жертв, должен стать первым шагом к разработке государственной программы профилактики буллинга. Масштабный закон с новшествами в сфере адвокатуры опубликован. Авторы законопроекта о борьбе с травлей в школах предлагают закрепить это понятие, как систематическое психологическое или физическое агрессивное поведение лица или группы лиц в отношении другого, рассказала депутат Госдумы Екатерина Стенякина.
Юридическая ответственность за кибербуллинг
Причём в современном мире мы с вами наблюдаем, что дети активно переходят в социальные сети и всё, что они творят, все свои «подвиги» они выкладывают в сеть. С одной стороны, мы говорим, что нам это облегчает работу по выявлению таких ситуаций. С другой стороны, это не просто бесчеловечно, это ещё подтверждение для тех, кто никогда бы это не сделал, что так можно поступать. И тогда дети, смотря на такие ролики, изучая, иногда даже по многу раз, могут прийти к тому, что это, скажем так, не наказуемо, что это допустимо. И, к сожалению, вот такие случаи учащаются из-за того, что есть вот эта публичность. Что делать в таком случае?
Делать нужно очень много и рамках школы, и родителям. На что нужно обращать внимание? Во-первых, родителям очень важно разговаривать со своими детьми. Искренне интересоваться чем они живут, что происходит в школе, с кем они дружат, с кем не дружат, какие события происходят. Таким образом, при построении доверия с собственным ребёнком, у родителей появляются большие возможности узнать, что что-то произошло.
Ребёнок поделится, потому что его слышат, ему доверяют и он может доверять своим родителям. Но, к сожалению, часто бывает так, что, мы с вами сейчас статистику слышали, дети боятся рассказывать собственным родителям. Если мы говорим о школе, то, конечно, здесь очень большая роль принадлежит классным руководителям, учителям-предметникам. Конечно же, с этим работают психологи, социальные педагоги. Но классный руководитель, как человек, который больше всего времени проводит в школе со своими детьми, со своим классом, он, конечно, может увидеть проявления буллинга.
Я уверена, это не может быть не заметным. С другой стороны, возможно в силу нашего менталитета, в России многие учителя не считают буллинг проблемой, не считают возможным его выявлять. Некоторые, даже замечая проявления, не считают, что это серьёзно. Это может приводить к серьёзным последствиям? Да, причём, когда мы говорим о буллинге, мы что наблюдаем?
С одной стороны мы видим жертву, человека, который оказался слабее в коллективе по социальным признакам, по учёбе или в чём-либо ещё.
По словам первого зампреда комитета по просвещению Яны Лантратовой , руководители школ сейчас не делятся с правоохранителями данными о случаях травли, поэтому у МВД нет статистики по таким инцидентам. Лантратова также напомнила, что во многих регионах есть рейтинг эффективности учебных заведений, из-за которого их руководство также замалчивает свои проблемы перед муниципальными департаментами образования.
И вместо того, чтобы помочь им, будет выписываться штраф. А для других оплата штрафа может стать синонимом вседозволенности: заплатил, и проблема решена. Это мнение некоторых представителей родительского сообщества, с которыми я пообщалась. На их взгляд, штраф — не та мера, которая сможет изменить ситуацию.
Всё же не о воспитании родителей идёт речь».
Законодатели во главе с зампредом комитета по просвещению Госдумы Яной Лантратовой начали разработку документа со статистики. В законе планируют применить опыт Казахстана, где четко прописаны инструкции.
Дальше собирается информация об участниках травли: Ф. После проводится беседа с жертвой пострадавшим и с инициатором зачинщиком травли», — приводится в пример текст материала.