О том, как возник замысел произведения «Алые паруса» Александр Грин отметил в черновых записях к своему роману «Бегущая по волнам». краткое содержание по главам повести-феерии Александра Грина, подробный и доходчивый пересказ произведения доступен для прочтения на нашем сайте. Понять смысл повести «Алые паруса» поможет анализ, раскрывающий художественные достоинства пьесы. В данной статье вы проведете краткий анализ повести А. Грина "Алые паруса". Символизм и неоромантизм – вот основные направления, в рамках которых автор создавал «Алые паруса».
Александр Грин и его «Алые паруса»
Отдельной книгой «Алые паруса» были изданы в 1923 г. Тема Анализируемая повесть — необычное явление для русской литературы первой половины ХХ века, ведь в то время активно развивалась революционная тематика. Темы «Алых парусов» — заветная мечта; судьбы людей «не таких, как все»; выбор жизненного пути. В контексте указанных тем автор поднял следующие проблемы: добро и зло, жестокость, жадность, месть, мнение окружающих и судьба человека. Основа проблематики — моральные ценности. Начинается произведение с рассказа об отце главной героини — Лонгрене, которого недолюбливают в деревне из-за того, что он спокойно наблюдал за тем, как его односельчанина Меннерса уносило в открытое море. Оказалось, жадность Меннерса стала причиной смерти жены Лонгрена. Вдовец вынужден был сам воспитывать дочь. Жители деревни не вспоминали о горе Лонгрена, зато жалели Меннерса.
Лонгрена возненавидели в деревне, невзлюбили и его дочь Ассоль. Девочку считали полоумной, так она верила своим фантазиям и ждала принца, который прибудет за ней на корабле с алыми парусами, как ей предсказал один сказочник. Ассоль молча терпела обиды и никогда не отвечала на них злом, главное же то, что она не отказывалась от своей мечты. В следующих главах появляются другие герои, среди которых внимание привлекает Артур Грей. Это парень из знатной, богатой семьи. Он очень целеустремлённый и отважный. С Ассоль его сближает вера в чудеса. Как-то Грэй увидел картину мариниста и загорелся желанием стать моряком.
Благодаря своему упорству, уму и живой душе парень в 20 лет стал капитаном. Его корабль занесло к берегам деревни, где жила Ассоль. Грэй случайно заметил спящую девушку.
В качестве гипотезы мы вы выдвигаем утверждение о том, что нужно верить в то, что на первый взгляд абсолютно не осуществляемо. Ведь сила человеческого желания, подкрепленная верой и надеждой, не имеет никаких границ. Главное сохранить в своем сердце доброту и искренность, которая рано или поздно приведет к осуществлению мечты. Не следует бояться противостоять общественным ложным и низким нравам, а смело идти к своей мечте, невзирая на трудности и препятствия.
Писатель был убежден, что если отнять у человека способность мечтать, то исчезнет самая главная потребность — искусство и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Грин мечтал об «ослепительном случае» и радости, наполнял этими фантазиями свои произведения, но особенно ярко они проявились в феерии «Алые паруса», которая стала объектом нашего исследования. Предметом исследования стал сопоставительный анализ внутреннего мира Ассоль и Грея, а также духовного пути главных героев к своей мечте. Цель научной работы — исследование неповторимой, волшебной и захватывающей атмосферы феерии Александра Грина, в которой сила мечты способна изменить жизнь, перевернуть весь мир, сотворить чудо. Для достижения поставленных в исследовательской работе целей необходимо решить следующие задачи: - познакомиться с литературным жанром феерия, ее особенностями и классификацией; - исследовать содержание произведение Александра Грина «Алые паруса»; - выявить способы художественного изображения секретов человеческого счастья на примере судьбы главных героев феерии — Ассоль и Грея; - подтвердить гипотезу о том, что сила человеческого желания, подкрепленная верой и надеждой, не имеет никаких границ. Цели и задачи определили структуру данного исследования. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1 «Алые паруса»: проблема определения жанра Свою самую знаменитую книгу «Алые паруса» Грин сочинял в петроградском «Доме искусств» в 1920 году после того, как второй раз в жизни дезертировал из армии. Эта повесть стала кульминацией гриновского романтизма, мечты, сказки, победы над грубостью и скептицизмом. Не случайно именно по «Алым парусам» снимали фильмы, ставили балет, про них писали стихи и сочиняли песни, ведь произведение Грина не имеет временных границ и доступно для понимания, как юному, так и старшему поколению. Можно с уверенностью сказать, что это фееричная сказка на века! А это еще раз подтверждает выдвинутую в начале исследования гипотезу о том, что сила человеческого желания, подкрепленная верой и надеждой, не имеет никаких границ. Поэтому мы заострим свое внимание на двух составляющих литературного жанра — повести и феерии. В зарубежном литературоведении специфически русскому понятию «повесть» коррелирует «короткий роман» англ.
В России первой трети XIX века термин «повесть» соответствовал тому, что теперь называют «рассказ» [2]. Понятия рассказа или новеллы в то время не знали, а термином «повесть» обозначали всё, что не дотягивало по объёму до романа [3]. Повестью называли в том числе и короткое повествование об одном происшествии, иногда анекдотическом « Коляска » Гоголя , « Выстрел » Пушкина [4]. В Древней Руси «повесть» означала любое повествование, особенно прозаическое , в отличие от поэтического. Старинное значение термина — «весть о каком-то событии» — указывает на то, что этот жанр вобрал в себя устные рассказы, события, которые лично видел или о которых слышал рассказчик. Важным источником старорусских «повестей» являются летописи « Повесть временных лет » и др. В древнерусской литературе «повестью» называли всякое повествование о каких-либо действительных событиях «Повесть о нашествии Батыя на Рязань », «Повесть о Калкской битве », « Повесть о Петре и Февронии Муромских » и др.
Грином в период 1916 — 1920 годов. История создания Идея написать произведение у автора возникла в 1916 г. На прогулке по улицам Петербурга, в витрине одного магазина, Грин обратил внимание на игрушечный белый парусник. Воображение писателя стало рисовать образы будущей книги, и возник сюжет. Повесть «Алые паруса» была завершена в 1920 году, а издана в 1923 году. Темы произведения В повести выделяются несколько центральных тем — вера в мечту, судьбы особенных людей, выбор жизненного пути, сбывшаяся мечта. Также в произведении автор поднимает проблемы социального неравенства, добра и зла, отторжения обществом людей «не таким, как все».
Кажется, что его судьба специально складывалась так, чтобы сделать из него или преступника или злого обывателя. Удивительно, как этот угрюмый и задумчивый человек пронес и сохранил , через всё своё мучительное существование, чистоту чувств, веру в мечту и застенчивую улыбку. Всю жизнь Грин активно работал. Он написал множество романов, фельетонов, рассказов, пьес и т. Год от года, в его работах крепла манера извлекать из трагической реальности мечту о человеческом счастье. Такова романтическая повесть или, как писатель сам её называет, феерия «Алые паруса» — одно из лучших произведений Александра Грина. Путь к созданию этой повести был долгим. Глава 2.
Грин и революционная деятельность. В архивных источниках есть свидетельства, что в 1902 году А. Грин знакомится с революционерами, а в ноябре 1903 года его арестовывают за пропаганду во флоте и крепостной артиллерии. Так начинается новая жизнь А. После выхода из тюрьмы в 1905 году ему приходится скрываться от полиции. Гриневский живет под чужими фамилиями. Считается, что именно с революционной деятельностью связаны первые литературные попытки А. Творчество Грина совпало периодом реакции после разгрома Первой русской революции и с годами Первой мировой войны.
Некоторое время война была главной темой его творчества. Результаты Февральской революции 1917 года, с которой Грин связывал определенные надежды, разочаровывают его, патетическое настроение быстро проходит. За неделю до октябрьского переворота в газете «Вольность», публикует рассказ «Восстание», проводя мысль о бессмысленности всех революций, представляющих собой движение истории по кругу. Грина пугала и отвращала современная ему действительность. В этот период в творчестве писателя выразилось его недовольство тем, что революция идет не так «красиво», как хотелось бы. В 1918 году взгляды А. Грина становятся откровенно контрреволюционными. В 1919 — 1920 годах Грин служит в Красной Армии связистом, а вернувшись с фронта возобновляет полноценную творческую жизнь.
Глава 3. Замысел феерии. Грин обдумывал и писал «Алые паруса» среди смерти, голода и тифа, как говорят «в окопах Первой мировой войны» в 1916 году.
Литература. 6 класс
Есть мнение, что автор назвал повесть феерией по заключительной части, когда Грэй перенес Ассоль в сказку с алыми парусами. Герои на распутье В феерии «Алые паруса» присутствуют два направления: неоромантизм и символизм. Для неоромантизма характерны близость героев к природе, их одиночестве среди толпы. А символизм прослеживается в образах алых парусов, тумана в голове. За счет этого повесть одновременно реальная и сказочная. Например, Грэй отказывается быть знатным человеком. Ассоль тоже выбирает свой путь — она не хочет жить среди злых и пустых людей. Девушка выбирает верить в мечту и жить мыслями о ней. Грин показывает, что судьба сводит людей, которые выделяются среди своего окружения.
Грэй влюбляется в Ассоль и готов пойти на все ради нее. А девушка, увидев алые паруса, понимает, что ее жизнь изменится и она обретет счастье. Мечты сбываются В феерии «Алые паруса» мы видим и острые социальные проблемы. В Каперне живут злые, завистливые люди.
Ум смутно помнит, что там, за занавесом, до того, как он стал преградой, шла суета, хлопоты, замирали и возобновлялись приготовления; плодотворные ошибки в мучительной борьбе сил становились истиной, в то время как скороспелая ясность, не выдержав фальшивой игры, позорно гибла и гасла. Но занавес опустился. На нем, отброшенное волшебством невидимой глубины, изнутри сокровенного движется чистое действие. Оно еще двух измерений: беззвучно и ограниченно, лишено красок, бесцветно, но уже видимо. Оно сродни мраморному трепету Галатеи, готовому замереть, если оживляющая страсть Пигмалиона уступит отчаянию. Тогда художник приступает к истинно магическим действиям. Он очерчивает себя кругом замысла и, находясь под его защитой, делается невидим. Он выпал из общества, семьи, квартиры, его нет и в государстве и на земле. Круг жестоко отбрасывает страсти, обещания, любопытство, книги, друзей; в его черте мгновенно гаснет лютейшее пламя гнева, коченеет зависть, умолкает гром битвы, а от живых людей, руки которых пожимались еще вчера с различными чувствами, остаются смутные тени. Далеко не известно еще в точности, как происходит священнодействие. Говоря фигурально — анатомическая его сущность, в сравнении с сущностью физической, доступной опыту и описанию, — остается тайной, в которую, может быть, и совершается проникновение, но благодаря ее невообразимой глубине это проникновение должно быть запредельным сознанию, подобно ночной жизни лунатика». Повторим, сосредоточимся: «меж автором и сценой его души опускается непроницаемый занавес … — На нем, отброшенное волшебством невидимой глубины, изнутри сокровенного движется чистое действие». Автор разделен со своей душой миг творчества, образно, — есть миг смерти — душа разлучена с автором непроницаемым занавесом, но! Не автор! Вот отсюда точность, неколебимость текста всех настоящих произведений настоящей литературы: общемировая идея «сама»! Здесь действует не человеческая природа которой свойственно ошибаться действует сверхъестественная, поэтому безошибочная сила. Действует, разворачивая частный образ, действие вновь повторим : которое «еще двух измерений: беззвучно и ограниченно, лишено красок, бесцветно, но уже видимо». Здесь начинается работа автора. Но и она по Грину интуитивна, осторожна, — «запредельна сознанию». Автор дает действию на плоскости двух измерений — объем, третье измерение — краски, звук, цвет, то есть — собственно Жизнь именно с большой буквы, ибо, не частную жизнь, а общемировую, лишь осуществляемую в данном произведении как частную. И если автор работает тщательно, ответственно, правдиво и художественно, то ошибок у него нет. И еще Белинский говорил о том, что произведение — созидается не только трудом автора: «Каждое поэтическое произведение есть плод могучей мысли, овладевшей поэтом. Если б мы допустили, что эта мысль есть только результат деятельности его рассудка, мы убили бы этим не только искусство, но и самую возможность искусства. В самом деле, что мудреного было бы сделаться поэтом, и кто бы ни в состоянии был сделаться поэтом по нужде, по выгоде или по прихоти, если б для этого стоило только придумать какую-нибудь мысль, да и втискать ее в придуманную же форму? Нет, не так это делается поэтами по натуре и призванию! Как же это делается поэтами по призванию? То есть, из свидетельств самого Грина, работая, он как автор уже подключен к Вселенной, он слушает и воспринимает и фиксирует то, что идет Оттуда. А Оттуда идет безупречная интонация и смысл — безупречный. И автор в силу личности может исказить, недосказать. А когда пишет сам, то пишет и вслушивается во Вселенную, ложится ли его фраза в строй общей гармонии, или диссонирует. Но если автор ответственен и тщателен и готов к воспроизведению мировой идеи в частном образе, то он ее и воспроизводит. Здесь нужна только точность письма это за автора никто не сделает , огромное внутреннее напряжение и сосредоточенность… и — да, Вселенная, конечно… и еще более — да, — Творец Вселенной что для естественного православного миросозерцания является аксиомой. И если все это есть, то частный образ, произведение — выдерживает проверку на всех смысловых уровнях, ибо есть воплощение безупречной по определению мировой идеи. Вот что выявили мы в первом предложении «Алых парусов». Но это еще не все. Автор пишет чистым сердцем и поэтому пишет точно. Даже не зная — допустим, — что Орион это Кесиль. А читатель? Читатель, если он читает чистым сердцем, он входит не только в сферу влияния автора, но и во Вселенную и естественным своим природным человеческим чувством чувствует и правду и неправду, и ошибку и ложь. Различая все эти форматы сразу, «на лету», что называется. Читатель, читая первое предложение «Алых парусов», просто и естественно верит Грину. Не умом, не аналитически верит, верит — сердечно, всей душой.
Поручив своему матросу следить за домом Ассоль, Грэй стал готовиться к встрече. Глава 6. Ассоль остаётся одна Лонгрен поступил матросом на почтовый пароход и ушёл в море. Ассоль осталась одна. Реклама Грэй вёл свой корабль, чтобы встретиться с девушкой, которая должна была стать его женой. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Выглянув в окно, Ассоль вдруг увидела белый корабль с алыми парусами, на котором играла музыка. Все жители Каперны сбежались на берег: никогда в их деревушке не появлялся такой большой корабль. Люди расступились перед вбежавшей на берег Ассоль. От корабля отделилась лодка. Ассоль вбежала в море, и Грэй, взяв девушку в лодку, перевёз её на свой корабль. Ассоль беспокоилась, возьмёт ли он с ними Лонгрена, и Грэй согласился. Пересказали Ж. Адан и З. За основу пересказа взято издание повести 1988 года Минск: Юнацтва, 1988. Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли. Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными. Реклама «Алые паруса» 1961. Режиссёр: Александр Птушко. Источник: YouTube.
Объяснить ему читателю, почему он это все читает? А не лучше ли, не надежнее ли, у читателя поучиться, понять, зачем и почему он читает «Алые паруса», вот уже почти столетие читает и не собирается выпускать из рук эту книгу. А еще надежнее поучиться у писателя, у Александра Грина, — как же все это возможно было, так написать, угадать так, тягу человеческой души, так расположить в тексте, так выверить события и героев, так «тихо водить смычком, заставляя струны говорить волшебным, неземным голосом» Грин, «Алые паруса», завершающие строки , что читателю не остается ничего иного, как читать и счастливо думать о счастье... Я уверен, что Грин — должен быть понят исследователями — не эстетически, не религиозно, не романтически, а — человечески, читательски должен быть он понят. Умом и сердцем Читателя, сберегшего для нас всю настоящую литературу и мировую и русскую тем, что всего лишь в дни, полные неизбежности, случайно брал в руки случайные книги, тысячелетие за тысячелетием, брал в руки и подносил к глазам и перелистывал страницы — читал — одни и те же книги… Это значит, что «Алые паруса» Грина должны быть прочтены и поняты в контексте самой Естественной Жизни, и нашей личной жизни и общемировой, но обязательно — естественной, в контексте естественного человеческого бытия, в контексте естественной жизни человеческой души и ее, души, естественных движений. Духовная жизнь чужда земного естества. Человек, по естеству своему, причастен плоти и духу. Мы зовем чудом всё, что почитаем свыше естества. Каждое животное живет по естеству своему. Естественный, к естеству относящийся. Естественный порядок вещей Естественная история, описание трех царств природы. Природный, натуральный, неискусственный, самородный; непротивный законам природы согласный с естественным порядком, не заключающий в себе чуда. Получается, мы не ошиблись, обратившись к естественному принципиально. В значении слова «естество», вдруг, случайно, раскрылось значение слова «чудо» — свыше естества. Природа «Алых парусов» — это природа чуда. Сверхъестественное у Грина — это не волшебство, не фантастика, не сказка. Сверхъестественное у Грина имеет естественные основания. Таковы же практика и принцип естественного хода событий в Новом Завете. Чтобы понять природу чуда, следует понять — что есть естество, природу естества. Попробуем понять... Внимательно и осторожно советую я читателю входить в мир прозы «Алых парусов» Грина, сразу же принимая, настраиваясь на ее твердый, размеренный, уверенный в себе повествовательный шаг: «Лонгрен, матрос «Ориона», крепкого трехсоттонного брига, на котором он прослужил десять лет и к которому был привязан сильнее, чем иной сын к родной матери, должен был, наконец, покинуть службу». Интонация взята, взят ритм произведения. Предложение чуть покачивает интонацией, — есть в нем некоторая «развалочка» — это и дважды повторенное: «на котором», «к которому» и повторенное «прослужил», «службу». А ведь этим предложением: Лонгрен сходит на берег и покачивание палубы «Ориона» еще живо в ногах, ступающих на твердь. Первая фраза, первое предложение произведения — явление высшей ответственности автора, мера его мастерства, его уважения к писательскому труду. Попробуем уловить Грина? Интонационный, звуковой и лексический строй предложения, практически, безупречны. Что со смыслами? Ничего себе «мать» — трехсоттонная, да еще и с мужским именем «Орион». Мне скажут — так, и настолько придираться, — нельзя. Я отвечу: не только можно, но и должно — необходимо, иначе до существа, до естества — нам не дойти. Мы правы в своей придирке. И вот почему, — по Виссариону Белинскому: «Но истинно художественные произведения не имеют ни красот, ни недостатков: для кого доступна их целость, тому видится одна красота. Только близорукость эстетического чувства и вкуса, не способная обнять целое художественного произведения и теряющаяся в его частях, может в нем видеть красоты и недостатки, приписывая ему собственную свою ограниченность. Все, что ни есть в действительности, есть обособление общего духа жизни в частном явлении. Всякая организация есть свидетельство присутствия духа: где организация, там и жизнь, а где жизнь, там и дух. И потому, как всякое произведение природы, от минерала и былинки до человека, есть обособление общего духа жизни в частном жизни, так и всякое создание искусства есть обособление общей мировой идеи в частный образ, в самом себе замкнутый. Организация есть сущность того процесса, чрез который является все живое и нерукотворное, следовательно, и все произведения природы и искусства. И потому-то те и другие так целостны, так полны, окончены, словом, замкнуты в самих себе» В. Белинский, Герой нашего времени, Сочинение М. Лермонтова, 1840. Слова Белинского о Лермонтове, а на самом деле формулировка одного из основных законов русской литературы — это нам надо постоянно помнить, читая «Алые паруса».
Критика о повести-феерии "Алые паруса" Грина, отзывы современников
«Алые паруса» Александра Грина очаровывают читателя не только своим романтичным и сказочным сюжетом, но и главной героиней. Четвертое апреляКлассная работа«В ожидании чуда»(по повести «Алые паруса»). Грин обдумывал и писал «Алые паруса» среди смерти, голода и тифа, как говорят «в окопах Первой мировой войны» в 1916 году. Обзор повести «Алые паруса». Статья посвящена анализу мифопоэтики феерии А. Грина «Алые паруса». В статье описаны несколько взаимосвязанных аспектов мифопоэтического анализа произведения. Повесть «Алые паруса» была завершена в 1920 году, а издана в 1923 году.
Анализ произведения «Алые паруса»: история создания, жанр, суть, тема, чему учит.
«Алые паруса» помогут понять, что чаяния эти совсем не напрасны, а мечты, пусть даже и фантастические, имеют свойство сбываться, если хотеть этого достаточно сильно. Книга Алексанра Грина "Алые паруса" произвела на меня достаточно сильное впечатление. «Алые паруса» анализ произведения Грина – тема, план, жанр, основная мысль рассказа «Алые паруса» А. Грина следует прочитать тем, кто верен своей мечте и. 6. В повести «алые паруса» Александр Грин для выражения настроения, чувств и духовного настроения героев часто использует природу.
Александр Грин "Алые паруса": анализ произведения
Мне понравился эпизод, когда Ассоль увидела корабль с алыми парусами. Произведение «Алые Паруса» написанное Александром Грином по сей день поражает своей необыкновенностью. Грин обдумывал и писал «Алые паруса» во времена болезни, голода и тифа. Свет и спокойная сила этой книги неподвластны словам, кроме тех, что выбраны самим Грином.
Алые паруса — А. Грин. Анализ произведения
Мечта под красными парусами | В 1922 году Александр Грин завершил написание повести-феерии "Алые паруса". |
Главная мысль рассказа алые паруса грин | “Алые паруса” – это одно из самых по-настоящему волшебных и проникновенных произведений в русской литературе. |
Анализ произведения «Алые паруса» (А. Грин). | В этой статье читайте критику о повести-феерии "Алые паруса" Грина, отзывы современников о произведении. |
Анализ «Алые паруса» Грин | «Алые паруса» появились, словно цветы из-под снега, в те дни, когда людям особенно нужна была надежда. |
Алые паруса - краткое содержание для читательского дневника
Грин А. “Алые паруса” Читательский дневник, краткое содержание | Те же «Алые паруса», принесшие Грину ураганную славу и большие деньги, вышли отдельной книгой в 1923 году. |
Александр Грин — романтика ненависти. Почему «Алые паруса» считали неудачей | «Алые паруса» — повесть-феерия Александра Грина о непоколебимой вере и всепобеждающей, возвышенной мечте, о том, что каждый может сделать для близкого чудо. |
Главная мысль рассказа алые паруса грин - Граматика и образование на | «Алые паруса» – одно из ранних произведений Грина, но именно эта немного наивная сказка сделала писателя главным романтиком советской литературы. |
Анализ произведения Грина «Алые паруса» | А его повесть-феерия «Алые Паруса» стала не только вершиной его творчества, но и символом веры в мечту, которую можно сделать своими руками. |
Анализ произведения «Алые паруса»: история создания, жанр, суть, тема, чему учит.
Статья посвящена анализу мифопоэтики феерии А. Грина «Алые паруса». В статье описаны несколько взаимосвязанных аспектов мифопоэтического анализа произведения. «Алые паруса» — повесть, которую написал Александр Грин. Краткий и полный анализ повести А.С. Грина «Алые паруса»: тема, проблема, идейно-эмоциональная оценка, основные герои, конфликт произведения. Понять смысл повести «Алые паруса» поможет анализ, раскрывающий художественные достоинства пьесы. Те же «Алые паруса», принесшие Грину ураганную славу и большие деньги, вышли отдельной книгой в 1923 году.
«Алые паруса» Александра Грина — от метафоры к символу XX века
Грин обдумывал и писал «Алые паруса» среди смерти, голода и тифа, как говорят «в окопах Первой мировой войны» в 1916 году. Те же «Алые паруса», принесшие Грину ураганную славу и большие деньги, вышли отдельной книгой в 1923 году. Повесть-феерия Александра Грина «Алые паруса» — это романтическая история о юной дочери моряка, которая сохраняла свою мечту долгие годы.