В 1863 году вместо Департамента Генерального штаба было создано Главное управление Генерального штаба, которое в 1865 года вошло в состав восстановленного Главного штаба.
Прорыв наших войск в Кисловке: Харькову теперь действительно стало страшно
Антонов и другие талантливые русские военачальники. Со всей определенностью можно сказать, что победы русской армии были победами и Генерального штаба, его офицеров и генералов, поражения же армии были в первую очередь — их поражениями. Роль Генерального штаба как органа управления войсками во все времена была исключительно важна: на него возлагались разработка общего плана военных кампаний и конкретных операций, подготовка войск и штабов к ведению боевых действий и обеспечение условий для их эффективного применения. Справедливость данного определения подтверждается всей историей войн и военного искусства, свидетельствующей о том, что высокий уровень руководства Вооруженными Силами является важнейшим фактором успеха в вооруженной борьбе. Другой значимой доминантой роли Генерального штаба является его предназначение обеспечивать военную безопасность государства в мирное время посредством постоянной готовности к войне. Именно поэтому для Генерального штаба, как считали русские военные теоретики начала XX века, справедливо и другое его название — «воин мирного времени». Думается, что дело историков определить реальный вклад Генерального штаба в обеспечение безопасности России. Нам же более близки события последней величайшей из войн человечества — Великой Отечественной войны, когда именно на Генеральный штаб легла вся основная нагрузка по подготовке страны к отражению фашистской агрессии, когда на практике проверялись не только сила и стойкость солдат противоборствующих армий, их технической оснащенности и качества вооружений, но и уровень развития военной мысли, сконцентрированной в органах военного управления. Особое внимание к событиям Великой Отечественной войны вполне оправданно.
Война унесла жизни миллионов наших сограждан, боль о которых до сих пор отзывается на нашем народе. И казалось бы, сама Великая победа советского народа, доставшаяся неимоверной ценой, является истиной в последней инстанции. Тем не менее, на фоне развернувшейся ревизии итогов Великой Отечественной войны, очернительства советской армии и органов ее военного управления, появления различного рода утверждений и измышлений о неготовности Генерального штаба к войне и его неспособности управлять войсками и, соответственно, превосходстве германской военной машины, представляется необходимым акцентировать внимание на некоторых важных аспектах деятельности Генерального штаба в годы Великой Отечественной войны, тем более, что автор, как очевидец, имеет полное основание изложить свое видение событий того времени, не опосредованное никакими новомодными веяниями и измышлениями. В предвоенный период проводилась большая работа по подготовке страны к обороне. Большое значение имело то, что на посту начальника Генерального штаба в это время находился выдающийся военачальник Красной армии Маршал Советского Союза Б. Шапошников, чья книга «Мозг армии», написанная еще в 20-е годы, и по сей день является энциклопедией Генерального штаба. Нельзя отрицать также и роль выдающегося полководца XX столетия Г. Жукова, который с первых же дней своего пребывания на посту начальника Генерального штаба с января по июль 1941 г.
Война с Германией не являлась для нашей страны неожиданностью. Это был закономерный процесс в рамках реализации многовековой западной экспансии на Восток в поисках жизненного пространства Dranch nach Osten. И если политическое руководство СССР и допускало в отношениях с Германией определенный «люфт», то для Генерального штаба, его офицеров и генералов было очевидно, что вооруженный конфликт с фашистской Германией неизбежен, следовательно, к нему нужно готовиться. И к нему в Генштабе готовились, причем со всей серьезностью. Об этом свидетельствуют, в частности, положения «Плана стратегического развертывания Вооруженных Сил Советского Союза на Западе и на Востоке на 1940 и 1941 гг. Более того, 15 мая 1941 г. Оценка противника в названных документах сомнений в готовности Германии к агрессии не оставляла. Сомнения были лишь относительно сроков начала агрессии.
Тем не менее, несмотря на проведенную Генеральным штабом работу, Вооруженные Силы страны вступили в войну неподготовленными. Это объяснялось многими причинами. Прежде всего, тем, что сам Советский Союз к войне готов не был, поскольку реорганизация и массовое перевооружение войск началось лишь с февраля 1941 г. Были и другие причины, среди которых нельзя не упомянуть и об искусственно сдерживаемой политическим руководством страны подготовке к войне, не позволившей Генштабу в полной мере реализовать подготовительные мероприятия по отражению агрессии. Как это часто бывало в истории России, политическая конъюнктура взяла очередной раз верх над интересами военной безопасности государства. Не верной была и оценка места и роли Генерального штаба в предстоящей войне. В частности, как вспоминает Г. Руководство Красной Армией осуществлялось Наркомом обороны через Генеральный штаб, его заместителей и систему главных и центральных управлений… Генеральный штаб выполнял громаднейшую оперативную, организационную и мобилизационную работу, являясь основным аппаратом Наркома обороны».
Жуков, «…И. Сталин накануне и в начале войны недооценивал роль и значение Генерального штаба…, очень мало интересовался деятельностью Генштаба. Ни мои предшественники, ни я не имели случая с исчерпывающей полнотой доложить И. Сталину о состоянии обороны страны, о наших военных возможностях и возможностях нашего потенциального врага» 5. К началу войны не были решены вопросы об органах Ставки и Главного Командования: их структуре, персональном предназначении, составе, размещении, аппарате обеспечения и материально-технических средствах 6. По этому поводу Г. Жуков отмечает: «В конце весны мне пришлось еще раз, уже в настоятельной форме, просить наркома доложить И. Сталину о необходимости рассмотреть разработанный Генеральным штабом проект плана организации Ставки Главного Командования… Из-за отсутствия времени и по другим обстоятельствам не были рассмотрены и мероприятия по практической подготовке Ставки Главного Командования и ее органов» 7.
Все это в конечном итоге сыграло далеко не последнюю роль в крайне неудачном развитии стратегической обстановки на фронтах в начальный период войны. Подчинив военную стратегию политической конъюнктуре, военно-политическое руководство страны не позволило Генеральному штабу полностью и своевременно реализовать необходимые меры, с неизбежностью вытекавшие из оценки обстановки накануне войны. Поэтому истинная причина тяжелых поражений в начальный период войны заключалась в принципиальной невозможности отразить удар отмобилизованной, полностью развернутой фашистской армии силами советской армии мирного времени. Вооруженные Силы СССР в канун войны не имели утвержденного плана стратегического развертывания, а единственным документом, предписывающим приведение войск приграничных округов в боевую готовность, явилась директива, направленная в войска по настоянию начальника Генерального штаба Г. Жукова буквально в считанные часы перед агрессией 21 июня 1941 г. Стремительно изменявшаяся обстановка на фронтах заставила буквально в первую дни войны уделить внимание вопросам организации системы военного управления.
О последнем свидетельствует, в частности, то, что его начальник, которым в это время являлся Ф. Гейден, назначался, как правило, председателем всех создаваемых для их обсуждения комиссий, работавших, правда, под общим руководством военного министра. В ходе Русско-японской войны 1904—1905 гг. В связи с этим в 1905 г. Путем выделения из состава Главного штаба, оставшегося в составе Военного министерства, управления 2-го генерал-квартирмейстера без мобилизационного отдела , управления военных сообщений, военно-топографического управления, а также отделения по службе Генерального штаба из управления 1-го генерал-квартирмейстера все эти управления образованы в 1903 г. Обручева было образовано самостоятельное, по примеру Германии, Главное управление Генерального штаба во главе с генерал-лейтенантом Ф. Чины штаба главнокомандующего вооруженными силами на Дальнем Востоке. Создание самостоятельного, независимого от военного министра Генерального штаба вновь породило двоевластие в армии, как это уже было после образования в 1815 г. Главного штаба Е. Поэтому в 1908 г. ГУГШ было снова введено в состав Военного министерства, а его начальник подчинен военному министру. В сентябре 1910 г. В результате проведенных мероприятий Генеральный штаб стал состоять из пяти отделов генерал-квартирмейстера, по устройству и службе войск, мобилизационного, военных сообщений, военно-топографического и Комитета Генерального штаба он был создан в начале сентября 1910 г. Эта структура в марте 1913 г. Таким образом, накануне Первой мировой войны на ГУГШ возлагалось решение всех проблем, связанных с организацией обороны государства, и оно стало важнейшим органом Военного министерства, его «мозгом». Основными функциями ГУГШ являлись: разработка стратегических соображений по подготовке к войне сухопутных сил империи в 1906 г. С началом Первой мировой войны в соответствии с Положением о полевом управлении войск в военное время 1914 г. ГУГШ его в августе 1914 г. Беляев осталось в составе Военного министерства и с этого момента уже не осуществляло стратегическое планирование и руководство военными действиями. Оно стало «объединяющим органом в отношении распределения всех накапливаемых и имеющихся военных средств по фронтам и округам…». Однако, несмотря на это, роль его во время войны оставалась значительной. Он ведал проведением мобилизаций, формированием полевых, запасных и ополченческих частей, подготовкой офицерского и унтер-офицерского состава, пополнением действующих войск, размещением военных заказов внутри страны и за рубежом, перевозкой войск и воинских грузов, эвакуацией в тыловые округа, использованием на работах военнопленных и т. В день объявления войны Германии 20 июля 1914 г. Брусилов с офицерами штаба 8-й армии. Николай II с офицерами Ставки Верховного главнокомандующего. Важнейшей функцией ГУГШ в военное время было руководство всей разведывательной службой русской армии, а также контрразведкой, содействие штабам фронтов и армий в создании разведорганов за границей. Начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал от инфантерии Н. Янушкевич и генерал-квартирмейстер генерал от инфантерии Ю. Таким образом, опыт функционирования системы органов высшего военного управления в дореволюционной России свидетельствует, что в своем развитии она прошла ряд этапов, среди которых наряду со стремлением к ее централизации были периоды разграничения функций и полномочий входящих в нее органов — Военного министерства и Генерального штаба Свиты Е. Военное ведомство в эти периоды оказывалось расчлененным на две независимые друг от друга части: Военное министерство занималось решением административно-хозяйственных вопросов, в то время как Генеральный Главный штаб разрабатывал стратегические планы, руководил военным строительством и подготовкой военно-сухопутных сил к войне. Это приводило к возникновению двоевластия и нарушению единства управления военным ведомством. В конечном итоге все становилось на свои места — единство высшей управленческой системы восстанавливалось, и вся полнота власти вновь сосредоточивалась в Военном министерстве России. Необходимо отметить, что понятие «Генеральный штаб» с момента его создания в 1763 г. Под Генеральным штабом в то время понимался вспомогательный орган высшего военного управления Военной коллегии, Военного министерства, Главного штаба и т. Последние структуры и в мирное, и в военное время служили как бы связующим звеном между центральным аппаратом, в частности, ГУГШ и нижестоящими органами управления войсками. В целом же Генеральный штаб русской армии представлял собой совокупность чинов генералов, офицеров, а также чиновников особой специальности, как правило, с высшим военным образованием. И где бы они ни исполняли свои обязанности в центре, в строевых штабах и управлениях , эти чины составляли одно целое — особый корпус офицеров Генерального штаба, или службу Генерального штаба. Управление генерал-квартирмейстера штаба Кавказской армии. Генеральный штаб Вооруженных Сил Советского Союза После победы Октябрьской революции пришедшее к власти советское правительство всем ходом событий сразу же было поставлено перед необходимостью организации вооруженной защиты вновь образованного государства — Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Решая эту первостепенную задачу, оно прошло сложный путь поиска наиболее приемлемых в условиях Гражданской войны организационных форм органов центрального военного управления, в том числе и органов оперативного руководства войсками. Дело в том, что в тот период такой единый орган, каким в свое время был Генеральный штаб старой русской армии, по различным причинам, создан не был. ГУГШ с некоторыми изменениями в организационной структуре и штатах просуществовало только до мая 1918 г. Высший орган военной власти в стране [с 3 марта 1918 г. Раттэль , П. Майгур , Ф. Костяев , М. Бонч-Бруевич , П. Всероглавштаб ведал устройством тыла, учетом личного состава и укомплектованием войск РККА и Рабоче-Крестьянского Красного Флота, их обучением и другими административными вопросами, а Полевой штаб РВСР осуществлял централизованное управление военными действиями. Целями реорганизации ставились уточнение функций различных органов, устранение параллелизма в их работе, объединение отдельных управлений и сокращение разбухших штатов. В него также входили: Центральное управление военных сообщений, Главное управление военно-учебных заведений, управление связи РККА, управление корпуса военных топографов, административно-хозяйственное, отдел по потерям и некоторые другие подразделения. Таким образом, Штаб РККА стал единым центром военного управления, в котором сосредоточивалось решение всех важнейших вопросов жизни и деятельности Вооруженных Сил: оперативных, мобилизационных и организационных. Однако отсутствие в тот период единства взглядов на пути дальнейшего военного строительства, общих уставных и других регламентирующих жизнь и деятельность Красной Армии документов оказывало негативное влияние на обеспечение обороноспособности страны. Созданная в январе 1924 г. Этот вывод стал основанием для проведения преобразований военной системы Советского государства, которые по своей сути и содержанию являлись военной реформой 1920-х гг. По своим функциональным обязанностям и структуре он превратился в аналог Генерального штаба русской армии времен кануна Первой мировой войны 1914—1918 гг. Но этого оказалось недостаточно. Как важнейший орган центрального военного управления этот, как его называли, «оперативный штаб» на деле должен был стать, по выражению М. Фрунзе , не только «мозгом» Красной Армии, но и «военным мозгом» всего Советского государства. В целях укрепления руководства и поднятия авторитета этого учреждения в стране в целом и в армии в частности приказом РВС СССР от 1 апреля 1924 г. Развернувшаяся в 1926 г. В июле 1926 г. Ворошилова назначен 6 ноября 1925 г. Он стал состоять из четырех управлений: оперативного, организационно-мобилизационного, военных сообщений и разведывательного, а также научно-уставного отдела. Не способствовала успешной работе Штаба РККА в этот период частая смена руководителей этого высшего оперативно-стратегического органа. Как уже говорилось, до апреля 1924 г. Лебедев, затем М. Фрунзе, 2 февраля 1925 г. Каменев , в ноябре того же года его сменил М. Все эти военачальники имели богатый боевой опыт, руководили крупными объединениями а С. Каменев даже всеми Вооруженными Силами Республики в годы Гражданской войны. Однако из-за кратковременности пребывания на столь ответственном посту они не имели возможности довести до конца многие начатые дела. Возрастание роли Штаба РККА в военном строительстве и руководстве Вооруженными Силами, в организации обороны страны способствовало тому, что в сентябре 1935 г. В 1937 г. Не сразу Генеральный штаб РККА нашел свое место в сложной системе центрального военного управления, поэтому совершенствование его организационной структуры и уточнение функций осуществлялись вплоть до начала Великой Отечественной войны. Именно в эти годы были заложены основные элементы, обусловившие успешную деятельность Генерального штаба в ходе войны. Сложились методы его работы, были подготовлены кадры, выработаны единые подходы к решению многих стратегических задач. Однако весной 1941 г. В соответствии с постановлением правительства от 8 марта 1941 г. Начальник Генштаба становился всего лишь одним из заместителей наркома. Генеральный штаб, таким образом, утратил часть своих функций и как бы растворился в общей структуре органов высшего военного управления. Недооценка роли Генерального штаба, частые изменения в его организации не могли не отразиться на подготовке страны и ее Вооруженных Сил к отражению агрессии. Негативное влияние на решение этого вопроса в немалой степени оказывала и частая смена начальников Генерального штаба. В отличие от практики генеральных штабов или подобных им структур зарубежных государств, где пребывание на таком ответственном посту до десяти лет считалось вполне нормальным, целесообразным и даже необходимым явлением, военно-политическое руководство Союза ССР этот вопрос проблемным не считало. Он в рассматриваемый период решался с удивительной легкостью, а иногда и с необъяснимой поспешностью. Так, с августа 1940 по июль 1941 г.
Он учредил должность генерал-квартирмейстера и утвердил «Штатные положения Генерального штаба». Сейчас в структуру ГШ ВС входит ряд центров и управлений, кроме того, в его ведомстве находятся несколько вузов, училищ и кадетская школа.
Бурдинский отметил, что главной задачей в этом году является «отбор граждан на военную службу по контракту, в том числе в именные подразделения, а также выполнение нормы призыва граждан на военную службу». О необходимости создания в 2023 году двух межвидовых стратегических территориальных объединений вооруженных сил — Московского и Ленинградского военных округов — в декабре прошлого года говорил министр обороны РФ Сергей Шойгу.
Генеральный штаб вооружённых сил российской федерации
Портфель Генштаба. Cобытия и новости 24 часа в сутки. В Генштабе российской армии заявили, что срочники, завершающие этой весной службу, будут своевременно уволены. Генеральный штаб — высший орган военного управления, руководящий работой всех центральных и местных военных органов. Служба Г. ш. возникла в 16—17 вв., когда в армиях были учреждены должности Генерал-квартирмейстеров. Генеральный штаб ВС (Вооруженных сил) в то время не существовал, из-за чего отсутствовало централизованное управление, несколько снижающее эффективность армии. В 1863 году вместо Департамента Генерального штаба было создано Главное управление Генерального штаба, которое в 1865 года вошло в состав восстановленного Главного штаба. В Викиданных есть лексема генштаб (L100065).
Генштаб ВС РФ — главный орган стратегического командования
Начальник Генерального штаба генерал армии Валерий Герасимов с погонами. Главный штаб старое здание в Москве Памятный знак «250 лет Генеральному штабу» 2013 г. Красная Армия Сотрудники первым образованны в 1921 году , но, историк Джон Эриксон говорит, до 1924 года , разработанного в громоздкую группировку , занимающейся боевой подготовкой, рутинных делах Красной Армии и оборонной политике, все без реального определения. Офицеры Генерального штаба обычно обладали большим боевым опытом и хорошей академической подготовкой. Уильям Одом писал: Во время Второй мировой войны [Генеральный штаб] стал главным органом Сталина по оперативному руководству всеми вооруженными силами.
К основным задачам Генштаба относятся осуществление стратегического планирования применения вооружённых сил, других войск, воинских формирований и органов с учётом их задач и военно-административного деления страны; проведение оперативной и мобилизационной подготовки вооружённых сил; перевод вооружённых сил на организацию и состав военного времени, организация стратегического и мобилизационного развёртывания вооружённых сил, других войск, воинских формирований и органов; координация деятельности по проведению в Российской Федерации мероприятий по воинскому учёту; организация разведывательной деятельности в целях обороны и безопасности; планирование и организация связи; топогеодезическое обеспечение вооружённых сил; осуществление мероприятий, связанных с защитой государственной тайны; проведение военно-научных исследований[14].
Понравилась статья?
К основным задачам Генштаба относятся осуществление стратегического планирования применения вооружённых сил, других войск, воинских формирований и органов с учётом их задач и военно-административного деления страны; проведение оперативной и мобилизационной подготовки вооружённых сил; перевод вооружённых сил на организацию и состав военного времени, организация стратегического и мобилизационного развёртывания вооружённых сил, других войск, воинских формирований и органов; координация деятельности по проведению в Российской Федерации мероприятий по воинскому учёту; организация разведывательной деятельности в целях обороны и безопасности; планирование и организация связи; топогеодезическое обеспечение вооружённых сил; осуществление мероприятий, связанных с защитой государственной тайны; проведение военно-научных исследований[14]. Понравилась статья?
Руководство деятельностью Генерального штаба осуществляет Министр обороны Российской Федерации. Генеральный штаб в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Генеральный штаб входит в структуру Минобороны России и состоит из центральных органов военного управления и иных структурных подразделений. Организационную структуру Генерального штаба утверждает Министр обороны Российской Федерации.
Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях
Здесь без труда можно найти всю необходимую информацию о предприятии. Карточка организации содержит полную инфостраницу с подробным описанием деятельности компании, логотипом, контактными данными и ссылкой на официальный сайт организации. Читатель также может сразу ознакомиться с кадровым составом предприятия, увидеть последние пресс-релизы и новостной блок, а также посмотреть, какую строчку рейтинга занимает компания. Рейтинг участника бизнес портала ГлобалМСК.
В 1997 году президент РФ издал указ, поставивший перед высшим военным руководством задачу до 2005 года реформировать вооруженные силы России. В конечном итоге они должны были представлять собой трехвидовую структуру.
Параллельно проводились военные мероприятия, повышающие боеспособность ВС РФ. Была планово сокращена штатная численность управленческих военных органов. В январе 2001-го президент РФ утвердил новый план строительства и развития армии вплоть до 2005 года. Перед высшим офицерским составом Главного штаба была поставлена задача: кардинально обновить Вооруженные Силы путем их радикального реформирования. Шесть военных округов заменили четырьмя укрупненными: Западным, Южным, Центральным и Восточным.
Кроме того, была окончательно сформирована трехзвеньевая система управления, которая состояла из стратегического и оперативного командований, а также бригад. От прежней шестиступенчатой системы, включающей армейские штабы, корпуса и дивизии, военное руководство отказалось.
В 1812 году был организован Финляндский топографический корпус в казённом геймате Гаопаньеши Куопиокской губернии, преобразованный в Финляндский кадетский корпус с 1817 , а затем — учреждённый в Могилёве 2-классной офицерской школы, существовавшей до 1832 года. С 1815 г. Декабристы и Николаевские реформы Участие некоторых чинов Свиты в восстании декабристов бросило тень на всё ведомство, результатом чего явилось закрытие московского училища колонновожатых, а также воспрещение перевода в квартирмейстерскую часть офицеров ниже чина поручика. В 1828 г. С упразднением в 1832 г. Главного штаба как самостоятельного органа управления название было сохранено за группой высших должностных лиц и передачей всего центрального управления военному министру.
Генеральный штаб, получивший наименование Департамент Генерального штаба, вошел в состав Военного министерства. B 1863 г. Дальнейшие преобразования Генштаба, при генерал-квартирмейстере А. Нейдгардте, выразились в открытии в 1832 году Императорской военной академии и в учреждении департамента Генштаба; в состав Генштаба включён корпус топографов. Выход из Генштаба в другие ведомства был воспрещён, и только в 1843 году дозволено возвращаться в строй, но не иначе, как в те части, где кто прежде служил. С преобразованием в 1836 году военного министерства, генерал-квартирмейстер был низведён на степень директора департамента Генштаба и, утрачивая прежнее строевое значение, постепенно приобрёл направление бюрократическое. Такое положение дел продолжалось с 1834 по 1855 год. Из работ Генштаба за это время первое место занимают статистические труды, предпринятые в 1836 году.
Окончанию их помешала Крымская война, так что изданы были описания только 69 губерний. В царствование императора Александра II Генеральному штабу дано широкое развитие; почин в этом деле принадлежал генерал-адъютантам Ростовцеву и Герштенцвейгу.
Генеральный штаб состоит из главных управлений, управлений и иных структурных подразделений[14]. К основным задачам Генштаба относятся осуществление стратегического планирования применения вооружённых сил, других войск, воинских формирований и органов с учётом их задач и военно-административного деления страны; проведение оперативной и мобилизационной подготовки вооружённых сил; перевод вооружённых сил на организацию и состав военного времени, организация стратегического и мобилизационного развёртывания вооружённых сил, других войск, воинских формирований и органов; координация деятельности по проведению в Российской Федерации мероприятий по воинскому учёту; организация разведывательной деятельности в целях обороны и безопасности; планирование и организация связи; топогеодезическое обеспечение вооружённых сил; осуществление мероприятий, связанных с защитой государственной тайны; проведение военно-научных исследований[14].
Портфель Генштаба
История В докладе, одобренном резолюцией Екатерины II в 1763 г. За более чем 250-летнюю историю неоднократно изменялось назначение, организационная структура, местоположение, а также схема подчиненности штаба в общей системе высшего военного управления страны. После Октябрьской революции 1917 г.
Возрастание роли Штаба РККА в военном строительстве и руководстве Вооруженными Силами, в организации обороны страны способствовало тому, что в сентябре 1935 г. В 1937 г. Не сразу Генеральный штаб РККА нашел свое место в сложной системе центрального военного управления, поэтому совершенствование его организационной структуры и уточнение функций осуществлялись вплоть до начала Великой Отечественной войны. Именно в эти годы были заложены основные элементы, обусловившие успешную деятельность Генерального штаба в ходе войны. Сложились методы его работы, были подготовлены кадры, выработаны единые подходы к решению многих стратегических задач. Однако весной 1941 г.
В соответствии с постановлением правительства от 8 марта 1941 г. Начальник Генштаба становился всего лишь одним из заместителей наркома. Генеральный штаб, таким образом, утратил часть своих функций и как бы растворился в общей структуре органов высшего военного управления. Недооценка роли Генерального штаба, частые изменения в его организации не могли не отразиться на подготовке страны и ее Вооруженных Сил к отражению агрессии. Негативное влияние на решение этого вопроса в немалой степени оказывала и частая смена начальников Генерального штаба. В отличие от практики генеральных штабов или подобных им структур зарубежных государств, где пребывание на таком ответственном посту до десяти лет считалось вполне нормальным, целесообразным и даже необходимым явлением, военно-политическое руководство Союза ССР этот вопрос проблемным не считало. Он в рассматриваемый период решался с удивительной легкостью, а иногда и с необъяснимой поспешностью. Так, с августа 1940 по июль 1941 г.
Мерецков и Г. Жуков , а его ведущего управления — оперативного — три начальника, что, естественно, оказало негативное влияние на решение этой проблемы. Опыт первых дней и недель войны, крайне неудачный и во многом трагический для советских Вооруженных Сил, потребовал перестройки органов военно-стратегического руководства обороной страны и, в первую очередь, Генерального штаба. Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление, согласно которому на Генштаб, ставший основным рабочим органом Верховного Главнокомандования ВГК , возлагались задачи разработки директив и приказов Ставки по применению Вооруженных Сил; организации и руководству разведкой; решению вопросов противовоздушной обороны, боевой и оперативной подготовки войск и штабов; сбору и обработке материалов по изучению опыта войны. Вместе с другими органами Наркомата обороны Генштаб разрабатывал и представлял в наркоматы промышленности заявки на выпуск военной продукции. К этому времени в Генеральном штабе осталось пять управлений оперативное, разведывательное, военно-топографическое, устройства оперативного тыла, строительства укрепленных районов и четыре отдела. Таким образом, Генштаб освобождался от организационных функций и мобилизационных вопросов и сосредоточивал усилия на оперативно-стратегическом руководстве Вооруженными Силами. Шапошников , при непосредственном участии которого в срочном порядке было разработано и 10 августа утверждено Положение о Генеральном штабе.
В соответствии с ним важнейшими задачами Генштаба стали: сбор, обработка и анализ информации об обстановке на фронте и выработка предложений для Ставки ВГК; разработка замыслов кампаний и крупных операций групп фронтов; планирование их в соответствии с принятым Ставкой ВГК решением; оформление оперативных документов и доведение решений Верховного Главнокомандующего до войск; создание группировок сил и средств для проведения этих операций; организация стратегического взаимодействия видов Вооруженных Сил и фронтов; планирование подготовки и накопления стратегических резервов и руководство их перемещением на избранные направления. Начиная с 1942 г. Ставка ВГК не принимала ни одного решения по сколько-нибудь важному вопросу без предварительного заслушивания мнения Генерального штаба. В ходе войны Генеральным штабом была проделана большая работа по обоснованию и выработке оптимальных организационно-штатных структур объединений и соединений различных видов ВС и родов войск и их органов управления. Эту работу Генеральный штаб проводил совместно с командующими, начальниками и штабами родов войск. Он поддерживал тесные контакты с Госпланом СССР и другими государственными учреждениями, связанными с обеспечением боевой деятельности Вооруженных Сил. Важные функции выполняли те офицеры Генерального штаба, которые постоянно находились в штабах фронтов, армий, корпусов и дивизий. От них поступала достоверная информация о состоянии дел в войсках, выполнение директив, приказов и распоряжений Ставки ВГК.
В 1942 г. Обобщенный им материал находил отражение во вновь разрабатываемых уставах, наставлениях и директивах Ставки ВГК. Группа офицеров Генерального штаба, работавших с представителем Ставки А. Василевским при выездах на фронт. Командующий войсками Степного фронта И. Конев справа и начальник штаба М. Лето 1943 г. Бирюзов, К.
Ворошилов, А. Василевский на командном пункте 4-го Украинского фронта. Апрель 1944 г. Руководители держав антигитлеровской коалиции на Крымской Ялтинской конференции. Февраль 1945 г. Начальник Генерального штаба А. Антонов с участниками военной делегации на Ялтинской конференции. Берлинская операция.
Жуков подписывает Акт о капитуляции Германии. После окончания Великой Отечественной войны была проведена реорганизация органов центрального военного управления, в том числе и Генерального штаба, в соответствии с требованиями мирного времени. Наряду с совершенствованием своей структуры, стиля и методов работы Генштабом были подготовлены и в высшей степени организованно осуществлены масштабная демобилизация действующей армии, крупная передислокация советских войск из ряда зарубежных стран Болгарии, Дании, Северного Ирана, Кореи, Северной Норвегии, Маньчжурии, Чехословакии на территорию Советского Союза, проведена большая работа по изучению и обобщению опыта минувшей войны и по внедрению его в практику подготовки Вооруженных Сил. С упразднением 4 сентября 1945 г. Государственного Комитета Обороны и прекращением деятельности Ставки ВГК Генеральный штаб перешел в непосредственное подчинение Наркомату обороны, став его ведущим органом. Вместе с тем он по-прежнему продолжал являться основным рабочим органом правительства при решении важных военно-политических вопросов. В начале 1946 г. Антонова начальник Генерального штаба с февраля 1945-го по март 1946 г.
На Генеральный штаб возлагались задачи по разработке планов строительства и развития, организации Вооруженных Сил и их оперативного использования, составлению схемы мобилизационного развертывания армии и флота, проведению мероприятий, направленных на организацию и поддержание взаимодействия в системе военного ведомства, исследованию опыта прошедшей войны, дальнейшему развитию военной науки и др. В соответствии с уже упоминавшимся выше Положением о Генеральном штабе происходило совершенствование его структуры, а также структуры входивших в состав Генштаба подразделений. Верховный Главнокомандующий генералиссимус И. Сталин в окружении маршалов, генералов и адмиралов в Георгиевском зале Кремля. В его оргструктуру вошел и Генеральный штаб с 3 июня 1946 г. Его начальником был назначен Маршал Советского Союза А. В 1950—1955 гг. Генеральный штаб стал называться Генеральным штабом Советской Армии в 1950—1953 гг.
Стремительный научно-технический прогресс, развитие современных средств вооруженной борьбы и создание принципиально новых их видов, прежде всего ядерных боеприпасов и средств доставки их к цели, требовали от Генерального штаба постоянного внимания к этому процессу. В условиях изменения расстановки сил на международной арене, создания под эгидой США военного блока НАТО Генеральный штаб принимал все возможные меры, направленные на повышение боеспособности и боевой готовности советских войск, в целом их боевой мощи. Переоснастив Вооруженные Силы новейшим оружием и военной техникой, внеся существенные изменения в организационную структуру Советской Армии и Военно-Морского Флота, Генеральный штаб в тесном взаимодействии с другими органами центрального военного управления, а также с руководством других силовых ведомств и армий стран — участников Организации Варшавского договора ОВД , созданной 14 мая 1955 г. Трудно переоценить роль в его достижении стоявших во главе Генерального штаба Вооруженных Сил в разное время этого периода генерала армии С. Штеменко , Маршалов Советского Союза В. Соколовского , М. Захарова , С. Бирюзова , В.
Все они в той или иной мере внесли своей деятельностью на этом ответственном посту определенный вклад в укрепление обороноспособности нашей страны. На заседании Политического консультативного комитета Организации Варшавского Договора. Январь 1956 г. С созданием ОВД и Объединенных вооруженных сил ОВС этой организации на Генеральный штаб Вооруженных Сил СССР были возложены дополнительные задачи по руководству системой коллективной безопасности, поскольку он в военной организации Варшавского договора играл особую роль. По принятому всеми государствами — участниками содружества Положению об Объединенных вооруженных силах и органах руководства ими на военное время для централизованного руководства всеми силами и средствами, выделенными в ОВС, учреждалось единое Верховное Главное командование, основным органом управления которого становился Генштаб ВС СССР. Поэтому уже в мирное время советский Генеральный штаб занимался вопросами планирования оперативного применения войск, выделенных от каждого государства в состав ОВС на случай войны. Этот процесс был тесно увязан с боевым составом, вооружением и соответствующим обучением каждой из союзных армий, а также с проблемами подготовки театров военных действий, оперативного обеспечения и взаимодействия. В конце 70-х и в 80-е гг.
Проводившаяся США и НАТО политика по наращиванию стратегических наступательных сил вынуждала СССР и его союзников принимать ответные адекватные меры по обеспечению национальной и коллективной безопасности. Защита страны в новых условиях требовала соответствующей подготовки органов управления различных звеньев армии и флота. В связи с этим в Генеральном штабе создается Управление оперативной подготовки и военно-научной работы в Вооруженных Силах СССР, а создание Международно-правового управления с июля 1979 г. В период «холодной войны» Генеральный штаб в зависимости от все более возраставшего объема задач продолжал совершенствовать свою оргструктуру и методы работы, обеспечивал руководство строительством Вооруженных Сил, координировал деятельность главных штабов их видов, штаба Тыла Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны, штабов военных округов, групп войск и флотов, определял основные направления применения частей и соединений на случай войны, разрабатывал основополагающие уставные документы, руководил военно-научной работой в войсках. Со второй половины 1980-х гг. Она была направлена на обеспечение и укрепление международной безопасности государства. Огарков заслушивают доклад 1-го заместителя командующего войсками Ленинградского военного округа генерал-лейтенанта В.
Общие положения 1. Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации далее - Генеральный штаб является центральным органом военного управления Министерства обороны Российской Федерации Минобороны России и основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации далее - Вооруженные Силы. В соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, и Министра обороны Российской Федерации Генеральный штаб осуществляет управление Вооруженными Силами, организует планирование обороны Российской Федерации, мобилизационную подготовку и мобилизацию в Российской Федерации в пределах полномочий Минобороны России, а также координирует деятельность других войск, воинских и специальных формирований в области обороны. Руководство деятельностью Генерального штаба осуществляет Министр обороны Российской Федерации. Генеральный штаб в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации , общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации, а также настоящим Положением. Генеральный штаб входит в структуру Минобороны России и состоит из центральных органов военного управления и иных структурных подразделений. Организационную структуру Генерального штаба утверждает Министр обороны Российской Федерации.
Функции Генерального штаба 7. Функции по организации планирования обороны Российской Федерации: а организация разработки и разработка с участием федеральных органов исполнительной власти, в составе которых имеются войска, воинские формирования, органы и специальные формирования, и иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти документов Плана обороны Российской Федерации; Подпункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 2020 года N 283. Функции по организации разработки предложений по формированию и проведению государственной политики в области обороны, участию в ее проведении: а прогнозирование и оценка военных угроз; б подготовка предложений к проектам документов стратегического планирования в Российской Федерации по вопросам, касающимся задач, структуры, состава, численности и дислокации Вооруженных Сил, а также по иным вопросам, касающимся организации обороны; Подпункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 2020 года N 283.
Генштаб Вооруженных сил РФ отмечает 250 лет со дня основания
Смотреть что такое ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТАБ в других словарях. Генштаб ВСУ признает, что сейчас приходится иметь дело совсем с другой армией России. Институт Генерального штаба в России официально был учрежден высочайшим Указом Екатерины II от 14 (25) января 1763 года. Генеральный штаб Вооруженных сил России отмечает 260 лет со дня основания.
Прорыв наших войск в Кисловке: Харькову теперь действительно стало страшно
4. Генеральный штаб входит в структуру Минобороны России и состоит из центральных органов военного управления и иных структурных подразделений. Генеральный штаб Вооружённых сил Российской Федерации — центральный орган военного управления Министерства обороны Российской Федерации и основной орган оперативного. Генштаб ВС России. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте Радио Sputnik.