Рембрандт Даная В живописи есть много популярных сюжетов, которые кочуют из одной эпохи в другую. Рентгенограммы участков картины Рембрандта «Даная», из которых виден творческий поиск художника.
У «еретика от искусства» Рембрандта, Даная не так проста и наивна.
Художник не показывает нам событие так, как его обычно представляют. В своей работе он передал трагедию, драматическое напряжение. У каждого, кто присутствует на холсте, можно увидеть разные чувства и реакцию на происходящее вокруг. Здесь мы видим жилое пространство, которое передает всю суть бедности и простоты его обитателей. Дева Мария, склонившись над колыбелью, улыбается с такой любовью и теплотой, что этим теплом наполняется все вокруг. И если бы не ангелы, которые изображены спускающимися к ним, то можно было бы решить, что это сюжет из жизни бедных голландских крестьян. Видео про картины Рембрандта в Эрмитаже.
По одной версии, плачущий амур со связанными руками, расположенный над изголовьем, прежде смеялся. По другой — он переживал и раньше. Интерпретация выражения его лица была разной. От терзаний по поводу утраченной Данаей невинности, до сожалений о том, что её любовь длилась так недолго. Приблизиться к пониманию происходящего помогло предположение искусствоведа Сергея Андронова, проясняющее некоторые важные нюансы. Если допустить, что на картине изображено окончание любовного свидания, становится понятным и направление взгляда. Девушка смотрит в открытый проём полога, куда скрылся Зевс, и машет ему на прощание. А вызывающий удивление округлившийся животик — свидетельство того, что в нём уже находится ребёнок бога-олимпийца. О том же самом говорит и коралловый браслет. Став взрослым, Персей обезглавит горгону Медузу. Кораллы — застывшая кровь убитой горгоны. Большой интерес представляет фигура служанки. Именно она помогла Зевсу проникнуть в покои Данаи, поплатившись за ослушание жизнью. Связку ключей можно рассматривать и как эротический символ: ключ отпирает замок, символизирующий женские гениталии. Берет на голове служанки наводит на мысль о том, что на картине в её образе изображён сам Рембрандт. Перемены, произошедшие с обликом Данаи, находят вполне банальное объяснение. Утрата Данаей черт Саскии, позировавшей для этой работы мужа как и для многих других , произошла после её безвременной кончины. Кормилица единственного сына Титуса, оставшегося без матери, скрасила жизнь и самого художника. Постепенно эта связь привела к желанию Гертье Диркс не просто занять место ушедшей жены, завладеть её драгоценностями, но и стереть её образ из памяти Рембрандта.
Помимо пальпирования, на сосок необходимо надавить с тем, чтобы посмотреть нет ли из него выделений. Если выделения из сосков молочной железы есть — это также повод для немедленного обращения к доктору. Грозным признаком являются и уплотнения в подмышечной области. Методику самообследования груди предложили американские врачи, но вскоре от неё отказались. Причиной послужила так называемая гипердиагностика. Женщина, не являясь врачом, может найти у себя то, чего на самом деле нет и дофантазировать самый страшный прогноз, что приводит к усугублению ситуации. Диагностировав у себя признаки грозного заболевания, скованная страхом, женщина, вопреки здравой логике, не идёт к врачу. Она прикладывает капустные листы, использует различные народные методы лечения и теряет драгоценное время. Врачи говорят о том, что часто между нахождением у себя уплотнения и обращением к доктору может пройти год. Поэтому лучше доверять своё здоровье профессионалам и один раз в полгода посетить врача-маммолога или онколога. Данные исследования не требуют направления врача и являются безопасными. Современная аппаратура позволяет диагностировать любые, даже самые мелкие образования молочных желёз. Картина «Даная» оставалась с художником до момента распродажи его имущества в 1656 году. Рембрандт нарушал каноны и превратил парадные портреты в жанровые сцены.
Причиной столь экстравагантной выходки, по одной из версий, стало то, что французские власти отказали россиянке в получении гражданства. Материал подготовлен на основе информации открытых источников ria. Даная, 1636-1647 Самая известная картина Рембрандта — «Даная» — с момента своего создания и до наших дней попадала в такие истории, что ее сохранность можно считать чудом. Внешний облик женщины, запечатленной на полотне, столько раз подвергался изменениям, что восстановить его первоначальный вариант теперь уже невозможно. Как удалось художнику изобразить одновременно жену и любовницу, и кто и зачем пытался уничтожить картину в ХХ в. Даная, 1636-1647. Фрагмент Первоначально «Даная» была гимном взаимной любви — в этом образе Рембрандт написал свою молодую жену — Саскию. Эта девушка стала для художника музой на долгие годы. Рембрантд создал «Данаю» в 1636 г. Но семейное счастье было очень кратковременным. Саския на картинах Рембрандта Слабое здоровье женщины не позволяло ей родить здоровых детей — они умирали в младенчестве. Выжить посчастливилось лишь одному сыну — Титусу, но его матери это стоило жизни — в 1642 г. Саския скончалась. Служанка Гертье Диркс стала кормилицей Титуса, а вскоре и любовницей Рембрандта. Рембрандт Харменс ван Рейн Между любовниками часто вспыхивали ссоры — Гертье ревновала Рембрандта к Саскии даже после ее смерти, уж слишком явственно проступали ее черты на всех полотнах. Самое большое раздражение у Гертье вызывала «Даная», на которой Саския словно оживала. Женщина потребовала изменить ее облик, наделив ее чертами. И художник пошел у нее на поводу — он переписал картину, придав портретное сходство с любовницей. Назойливая Гертье на этом не успокоилась — она требовала, чтобы художник изменил позу лежащей женщины и очертания ее фигуры. Тогда Рембрандт отнес картину в кладовую, чтобы Гертье оставила свои придирки. Но на этом злоключения «Данаи» не прекратились. Рентгеновский снимок руки Данаи: на рентгенограмме две поднятые руки В 1656 г. Так «Даная» оказалась в «Эрмитаже». Вандалом оказался 48-летний литовский безработный Бронюс Майгис. Говорят, что перед этим он выкрикнул «Свободу Литве! Преступника признали душевнобольным и освободили от уголовной ответственности.
Рентген, стекло, серная кислота и другие прелести реставрации
Первоначально «Даная» была гимном взаимной любви – в этом образе Рембрандт написал свою молодую жену – Саскию. Три художника-реставратора под чутким руководством научной комиссии восстанавливали «Данаю» 12 лет. В образе Данаи Рембрандт показал большое чувство, проявляющееся так непосредственно и откровенно.
Рентген, стекло, серная кислота и другие прелести реставрации
Сотрудники Эрмитажа провели уникальную работу: за 10 с лишним лет было сделано более сотни физических и химических исследований картины. И одновременно под микроскопом удаляли натеки, восстанавливали покрывной лак, тонировали поврежденные фрагменты, восполняли утраченную живопись. Шли ощупью, работали осторожно, осознавая, что перед нами — шедевр. Поначалу распорядились восстановить картину за год, что было нереально. Каждый свой шаг мы должны были выверить и согласовать с комиссией. Но принцип восстановления картины был в целом избран правильно. И, мне кажется, смогли сохранить дух Рембрандта.
Картина не утратила ни художественной, ни исторической ценности. Во время реставрации о творчестве Рембрандта узнали много интересного.
Взгляд Данаи устремлен к свету. Весь ее вид выражает нетерпение, но на лице заметна искренняя радость. В основе картины лежит история о Данае — дочери царя Аргоса. На полотне запечатлен момент первой встречи девушки с богом Зевсом. Примятая подушка говорят о том, что еще мгновение назад Даная крепко спала. Массивная позолоченная ножка кровати украшена головой орла.
Согласно мифологии, именно эта птица являлась спутником и символом Зевса.
Радостно пробуждение Данаи. Старуха-служанка отодвигает полог ее кровати, и золотистый свет широким, ровным потоком вливается в комнату. Робко приподнимается взволнованная Даная навстречу свету. Она переживает радостное предчувствие счастья, доверчиво отдается овладевающему ею большому чувству, встречает входящего трепетной, робкой улыбкой и взглядом покорным и одновременно манящим.
Свет чарует ее, вырывает из холодного окружения. Она ласково нежится в теплых лучах, доверчиво протягивает руку вперед, в то же время слегка защищаясь от слепящего света; в этом жесте слились воедино и слабое сопротивление, и призыв. Под влиянием света, властно проникающего в спальню, все словно обновляется, становится радостным, одухотворенным. Постепенно разгорается красный цвет. Приглушенный, сдержанный тон бархатной скатерти сменяется теплотой розоватых тонов тела, интенсивным горением лент на браслетах; прозрачно просвечивают кончики пальцев протянутой руки.
Бесшумно соскальзывает покрывало, обнажая женское тело. Это тело, написанное с голландки, современницы Рембрандта, далекое от канонов классической красоты, оно подкупает своей жизненной правдивостью, мягкой округлостью форм. Неприбранные волосы женщины, промятая подушка, туфельки, брошенные на переднем плане,— все это придает образу оттенок задушевной интимности и отличает Данаю Рембрандта от классических женских образов Праксителя и Агесандра, Джорджоне и Тициана. Картина подверглась просвечиванию рентгеновскими лучами. Оказалось, что в первоначальном варианте золотой дождь был.
На этом основании и в результате тщательного сопоставления двух вариантов советский искусствовед Ю. Кузнецов делает окончательный вывод - на картине изображена Даная. Убедительно доказывается также, что моделью для изображения дочери царя Акрисия в первом варианте, написанном в 1636 году, была жена Рембрандта Саския. После ее смерти Рембрандт переделал это произведение, изобразив лицо другой женщины и внеся еще некоторые изменения. Кузнецов также доказал, что второй вариант картины выполнен не ранее чем через десять лет после первого - около 1646 года.
Опершись на локоть левой руки, она протягивает правую руку ладонью вниз - это прощальный жест. Она еще не думает о том, что счастье уходит безвозвратно. Но об этом напоминает видимый и на рентгеновском снимке плачущий амур со скованными руками. Примечательно, что он изображен просто как позолоченное украшение кровати - закреплен в этом положении навечно.
Так что посетители, можно сказать, спасли картину от полного уничтожения. Занимаясь личностью Майгиса, Виктор Егоров выяснил, что он родился в селении Альнес Молетского района Литвы в феврале 1937 года. Однако за всю его жизнь не удалось найти и пяти человек, которые хоть как-то охарактеризовали бы Бронюса. Единственное, что о нем говорили, что он жил отшельником, был нелюдимым и неразговорчивым.
Следователь подчеркнул, что "его спокойный, ровный голос, рассказывающий об этом своем злодеянии, без каких-либо признаков сожаления или раскаяния, также наводил на определенные размышления. И он неоднократно заявлял о возможности повторения в будущем аналогичного акта вандализма". Все это давало достаточно оснований для направления Майгиса на психиатрическую экспертизу. Врачи пришли к выводу, что "Майгис Б. По своему психическому состоянию текущий шизофренический процесс и характеру совершенного им общественно опасного деяния Майгис представляет особую угрозу для общества и нуждается в направлении на принудительное лечение в психиатрическую больницу специального типа МВД СССР". После крушения СССР новоиспеченные государства Прибалтики добились депортации из тюрем и больниц специального типа своих сограждан, находившихся там по решению судов. Таким образом отбыл к себе на родину и Майгис. О причинах преступления Майгис не раз заявлял, что его действия не носят ни политического, ни националистического характера.
Невеселая судьба «Данаи» Рембрандта
Рембрандт начал писать «Данаю» в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Но потом Рембрандт, сгорающий от страсти к Гертье, как полагают те же биографы, наделил Данаю чертами свей любовницы. «„Даная“ Рембрандта не пассивная патрицианка Тициана и не шаловливая жеманница Корреджо, а здоровая женщина, которая вся замлела от восторга, увидав своего супруга.
Покушение на Данаю. 28 лет назад вандал изуродовал картину Рембрандта
«Даная» Рембрандта. Возвращение шедевра | Рентгеновский снимок руки Данаи: на рентгенограмме две поднятые руки В 1656 г. «Даная» была продана в числе других картин за долги Рембрандта. |
Картина «Даная» Рембрандта Ван Рейна | «„Даная“ Рембрандта не пассивная патрицианка Тициана и не шаловливая жеманница Корреджо, а здоровая женщина, которая вся замлела от восторга, увидав своего супруга. |
"Даная" Рембрандта. Детективная судьба картины. | О главной медицинской загадке картины Даная Рембрандта читайте на нашем сайте. |
Саския — лучшее, что знал Рембрандт в жизни?
- Картина Рембрандта "Даная": 30 лет после нападения вандала
- У «еретика от искусства» Рембрандта, Даная не так проста и наивна.
- «Даная» Рембрандта. Возвращение шедевра | Мультимедиа-студия "Март"
- Даная 20 лет спустя // Новости НТВ
- Бесценная копия: как омский музей помог спасти «Данаю» Рембрандта | Медиа «Трамплин» Омск
Пять Данай Тициана
- Шедевры мирового искусства, которые портили люди
- «Ночной дозор», Рембрандт: протыкали ножом
- У «еретика от искусства» Рембрандта, Даная не так проста и наивна.
- Бесценная копия: как омский музей помог спасти «Данаю» Рембрандта | Медиа «Трамплин» Омск
- Пять Данай Тициана
У «еретика от искусства» Рембрандта, Даная не так проста и наивна.
Вышедшая из мастерской своего создателя, картина за долгие годы жизни переходит от одного владельца к другому: передается пo наследству, продается на аукционах, в антикварных лавках, пока наконец не попадет в надежные руки хранителя музея. Со временем картина, как и все в мере, неизбежно стареет: темнеет лак, трескаются краски, ветшает холст... Даже идеальные условия хранения картины в музее не избавляют их от разрушения, а только обеспечивают более медленное их старение. Когда картина состарится, ее реставрируют.
Опытный мастер оживит краски, исправит поврежденные места, нанесет свежим слой покровного лака... И картина вновь предстанет перед зрителем во всем своем блеске. Однако известны случаи, когда реставраторы по своему желанию, а чаще по требованию владельца картины делали новые записи, варварски уменьшали или, делая приставки, увеличивали размеры полотна.
Внесенные изменения, выполненные рукой другого художника, как правило, искажают первоначальный замысел автора. Как же установить, что к полотну старого мастера не прикасалась кисть другого художника и картина дошла до нас в своем первозданном виде? Исследуя картину, искусствовед по цвету красок, по их фактуре, по манере письма, технике живописи делает предположения о возможных в ней изменениях, внесенных реставратором, а пришедшие к нему на помощь рентгеновские лучи позволяют увидеть скрытые за поверхностным слоем нижние слои краски.
Подобные подновления коснулись многих произведений живописи, не пощадили и картин, принадлежащих кисти таких мастеров, как Тициан. Веронезе, Ван-Дейк, и других великих художников. При исследовании картины Тициана «Несение креста», поступившей в Государственный Эрмитаж в 1850 году из собрания Барбариго, было обнаружено, что картина, написанная на холсте, была дублирована наклеена на втором холст с целью укрепления основного xoлста и увеличена за счет приставок, на которых были дописаны голова и руки Симона, рука Христа, крест и часть фона.
Было установлено также, что добавления на приставках резко отличаются от живописи на основном холсте картины. На рентгенограмме, полученной с картины «Несение креста», хорошо виден первоначальный размер холста и отверстия от гвоздей, ранее крепивших холст на подрамнике. На этой же рентгенограмме видно изображение мужской головы, отсутствующей на видимом живописном слое картины, почти точно повторяющей голову Христа на другой картине Тициана, «Христос-вседержитель.
Сходный рисунок сети кракелюра трещин красочного слоя на обоих изображениях позволяет предположить, что оба они было написаны в одно время. По всей вероятности, Тициан, недовольный наброском картины «Христос-вседержитель», использовал холст для нового сюжета — «Несение креста». В настоящее время картине Тициана «Несении креста» экспонируется в Эрмитаже в своем первоначальном виде.
Увеличение размеров полотна за счет приставок и добавлений было обнаружено в рентгеновской лаборатории Эрмитажа и на произведениях Веронезе «Оплакивание Христа» и «Распятие», поступивших в 1772 году из собрания Креза. Иногда при рентгенографическом исследовании произведений живописи под красочным слоем картины обнаруживается второе изображение, написанное ранее другом мастером. Так, рентгенограмма одной находящейся в немецком музее картины доказала, что это произведение, приписываемое целым рядом крупнейших авторитетов Бернгарду Штригелю умер в 1528 году , написано поверх другой, датированной 1713 годом, и, таким образом, принадлежать кисти Бернгарда Штригеля никак не может.
Известны многочисленные случаи современных записей полотен старых мастеров по корыстным соображениям — с целью контрабандной перевозка картин из одной страны в другую. Несколько лет назад во Франции была раскрыта группа мошенников, изготовлявших и снабжавших частные коллекции и даже музеи разных стран тысячами подделок картин Пикассо, сотнями полотен Миро, Модильяни, Утрилло и других художников.
Музеи бывают самых разных профилей: искусствоведческие, исторические, технические, естественно-научные, литературные… Среди крупных, прославленных собраний важное место занимают художественные музеи, в которых сосредоточены коллекции скульптуры и живописи: Лувр, Прадо, Метрополитен, Уффици, Ватикан, Эрмитаж: Новый Эрмитаж.
Миллионная ул. В честь юбилея вход сделали бесплатным. Тысячи петербуржцев, стар и млад, гости Северной столицы пришли, чтобы отметить праздник вместе с музеем.
Для этого им пришлось отстоять в очереди несколько часов. Эрмитаж — один из тех музеев, что могут быть названы универсальными. Его богатство — это не только памятники мировой культуры и произведения искусства, но и комплекс великолепных зданий, которые помнят, многих выдающихся людей, - зданий, над возведением и оформлением которых работали лучшие архитекторы России.
Кроме того, коллекции Эрмитажа — своего рода памятник собирательства XVIII-XXI столетий, свидетельство перемен в художественных вкусах и культурных интересах тех, кто занимался их формированием. В 1762 год была учреждена должность библиотекаря — с этого времени ведёт свою историю библиотека Эрмитажа, для которой императрица купила собрания книг философов-просветителей Вольтера и Дидро библиотеку Вольтера, кроме самого философа, прочитали Екатерина Великая и… Пушкин А. История художественной коллекции Эрмитажа начинается в 1764 году, когда в Петербург в уплату контрибуции 316 тыс.
Гоцковским для прусского короля Фридриха Великого. Король не смог приобрести картины из-за финансовых трудностей после окончания войны Семилетней. Впоследствии императрица покупала одно собрание за другим, нередко принадлежавших к числу лучших в Европе.
Так, в 1769 году у внуков канцлера Саксонии графа Брюля за 150 тыс. Итак, в Эрмитаже были блестяще представлены не только особенно любимые коллекционерами XVIII века фламандская и голландская школы живописи работы Рубенса, ван Дейка, Рембрандта, etc , но и работы итальянских и французских живописцев. В Риме купили произведения лидера классицизма П.
В Эрмитаж попадали произведения и художников, чьё творчество было проверено временем, и работы современных мастеров. Малый Эрмитаж. Екатерина Вторая, не считая себя знатоком живописи, опиралась на мнение наиболее авторитетных ценителей.
Среди них были великий философ Д. Дидро, энциклопедист Гримм Ф. Голицын и А.
Мусин-Пушкин, знаток римских древностей И. Рейфенштайн, через которого, в частности, был сделан заказ на выполнение копии с росписей Лоджий Рафаэля, что в Ватикане. Страстная любительница резных камней, императрица приобретала многие коллекции гемм, а среди них — одну из лучших в мире, принадлежащую герцогу Орлеанскому.
В её собрании имелись не только работы античных мастеров, но и геммы, созданные её современниками. По заказам Екатерины Алексеевны работали крупнейшие современные камнерезы, в том числе братья Браун из Англии почти половина созданного ими хранится в Эрмитаже. Сначала все приобретения размещались в специальном дворцовом флигеле - Малом Эрмитаже от фр.
В 1814 мадам Богарне подарила русскому императору камею Гонзага; в этом же, 1814 году, в Амстердаме было приобретено собрание английского финансиста Кузвельта, положившее начало испанской живописи в Эрмитаже. В 1815 году тридцать восемь картин из собраний Жозефины Богарне Александр Павлович выкупил у наследников экс-императрицы Франции. В 1850 году картинная галерея герцога Барбариго пополнила собрание Эрмитажа шедеврами позднего Тициана, венецианского живописца.
Важным событием стало появление в Эрмитаже картин русских художников при создании Русского музея им.
Но сами литовцы отрицают этот факт — надругательство над великим полотном и дорога к независимости — все-таки лежат в разных плоскостях. С другой стороны злоумышленник меньше всего хотел привлекать к себе внимание — его цель была одна: выместить все разочарование в жизни в какой-то протест.
Закричи он, сбежавшиеся посетители могли бы помешать ему осуществить свой зловещий план. То, что цель была именно эта — косвенно подтверждает и тот факт, что Бронюс не оказал никакого сопротивления при задержании. Главную свою задачу он к тому времени уже выполнил, а что будет после этого, его уже мало интересовало… Саския — лучшее, что знал Рембрандт в жизни?
Нам эта картина известна, как «Даная». Между тем на родине художника при виде этого шедевра чаще всего произносят другое слово — Саския. Именно так звали 21-летнюю красавицу, которую в 1634 году, молодой 27-летний начинающий портретист Рембрандт привел в одну из Амстердамских церквей, чтобы поставить роспись в книге актов.
Она — дочь бургомистра города Лаувардена, он — сын мельника из Лейдена. Ее очень не хотели отдавать за него, еще бедного и незнаменитого. Сколько им отмерит Бог счастья?
Тогда они еще не подозревали, что ужасно мало. Спустя восемь лет, в июне 1642 года, неутешный вдовец войдет в церковь Аудекерк вслед за гробом любимой женщины. Восемь лет безбрежного счастья.
Четыре беременности, роды. Только один ребенок, последний, выживет, вытянув из матери во время ее беременности последние соки жизни. Карандашный набросок портрета жены художника, сделанный им самим на третий день после свадьбы.
И эта картина — «Даная», которую гений кисти закончил спустя два года после свадьбы, в 1636 году. Но не спешите вглядываться в лицо Данаи, пытаясь разглядеть в нем Саскию. Это и она, и одновременно не она.
Но из-за того, что копия была написана быстро и слои краски не успевали высыхать, полотно постепенно темнело. Поэтому картину на тридцать с лишним лет поместили в запасники. Исключения сделали в 1956 г. А после 15 июня 1985 г. В Эрмитаж она попала в 1987 г. Реставрация «Данаи» Реставрационные работы велись в Малой церкви Зимнего дворца. Секретарь госкомиссии по восстановлению картины Татьяна Алёшина занималась научно-методическими разработками реставрации. Исследование показало, что кислота разъела картину на разную глубину: где-то сохранилась авторская живопись, где-то — второй слой, а где-то был повреждён даже подмалёвок. Всё это предстояло соединить тонированием.
Некоторые натёки на холсте было решено сохранить: их снятие означало бы и уничтожение авторской живописи. Поэтому кое-где на картине появился дополнительный рельеф. Один из главных принципов реставраторов Эрмитажа — это возможность возврата экспоната к первоначальному варианту. Поэтому тонирование было отделено от авторской живописи слоем лака, а отреставрированная «Даная» прописана не столь чётко. Например, было решено не рисовать за Рембрандта покрывало у ног царевны. Интересно, что теперь омская копия воспроизводит авторский вариант точнее, чем его отреставрированный подлинник, поскольку сохранила детали, уничтоженные кислотой. Реставратор Александр Рахман изучает натёки под микроскопом. Чтобы подобрать цвета для тонирования, реставраторы использовали колориметр. Проанализировав особенности дневного и вечернего света, прибор подбирал нужный оттенок.
Таким образом картина сохранила авторские цвета. Однако её яркость изменилась: дополнительный слой лака осветлил полотно. Научно-производственным объединением «Пигмент» специально для восстановления «Данаи» были созданы краски, аналогичные тем, которыми пользовались живописцы прошлого: ртутная киноварь и свинцово-оловянистая жёлтая краска. В ходе реставрации была сделана интересная находка: в красочном слое обнаружилось измельчённое бесцветное стекло. Несмотря на это, у специалистов нет однозначного объяснения, для чего использовалась стеклянная крошка. Возвращение шедевра Вновь «Даная» появилась перед посетителями Эрмитажа 14 октября 1997 г. Для её перемещения из реставрационного зала изготовили специальные тросы и площадку, поскольку небликующее бронированное стекло было очень тяжёлым. На выставке, которая продлилась год и четыре дня, был представлен спасённый шедевр Рембрандта и полотна Тициана и Бланшара, посвящённые Данае. Также Эрмитаж показал реставрационную кухню: документы и фотографии, сопровождавшие процесс восстановления картины.
Это, кстати, было редкостью для мировых музеев того времени. Дополнительно выставку сопровождали мультимедийные средства, позволившие посетителям детально, словно под лупой, разглядеть мельчайшие фрагменты картины. Реставратор Евгений Герасимов рассказывает о процессе восстановления картины, 1993 г. Сегодня «Данаю» можно увидеть в Зале голландской и фламандской школ на 2-м этаже Зимнего дворца. Копия «Данаи» вернулась в Омск в 1998 г. Тогда музей изобразительных искусств им. Врубеля организовал выставку для художников и студентов, рассказывающую о спасении шедевра.
Сокровища Эрмитажа: «Даная» Рембрандта
Однако за всю его жизнь не удалось найти и пяти человек, которые хоть как-то охарактеризовали бы Бронюса. Единственное, что о нем говорили, что он жил отшельником, был нелюдимым и неразговорчивым. Следователь подчеркнул, что "его спокойный, ровный голос, рассказывающий об этом своем злодеянии, без каких-либо признаков сожаления или раскаяния, также наводил на определенные размышления. И он неоднократно заявлял о возможности повторения в будущем аналогичного акта вандализма". Все это давало достаточно оснований для направления Майгиса на психиатрическую экспертизу. Врачи пришли к выводу, что "Майгис Б. По своему психическому состоянию текущий шизофренический процесс и характеру совершенного им общественно опасного деяния Майгис представляет особую угрозу для общества и нуждается в направлении на принудительное лечение в психиатрическую больницу специального типа МВД СССР". После крушения СССР новоиспеченные государства Прибалтики добились депортации из тюрем и больниц специального типа своих сограждан, находившихся там по решению судов. Таким образом отбыл к себе на родину и Майгис.
О причинах преступления Майгис не раз заявлял, что его действия не носят ни политического, ни националистического характера. В протоколе с его слов было записано: "Этот акт не является выражением моего враждебного отношения к советской власти, к советскому государственному и общественному строю". Это был как бы знак протеста против тех медицинских работников, которые на протяжении длительного времени не оказывали ему должной врачебной помощи, не назначали инвалидности, чтобы он мог официально не работать.
Живописец действительно весьма своеобразно и ярко отразил сюжет мифа о красавице Данае, покорившей сердце самого Зевса. Однако не только древнегреческая легенда привлекает внимание к этому полотну. Дело в том, что история самой картины очень сложная и насыщенная. Она была разрезана и облита красками. Сложно сказать, почему столь «невинное» творение подверглось атаке, однако восстановить его было очень непросто. Что же известно о прекрасной «Данае»?
И какова была её участь после реставрации? Образ Данаи Замысел написать картину, посвящённую сюжету древнегреческого мифа о Данае, возлюбленной Зевса и матери прославленного Персея, у Рембрандта появился в 1636 году. Ему не пришлось долго искать натурщицу. В облике обворожительной героини предания художник видел свою любимую жену Саскию, которая присутствует на многих других работах Рембрандта. Образ Данаи мастер завершил достаточно быстро, после чего перешёл к работе над обстановкой, окружающей красавицу. Как мне кажется, по замыслу Рембрандта, эта картина должна была стать гимном взаимной любви — он вложил всю душу в изображение прекрасной Саскии. Но, увы, семейное счастье живописца оказалось недолгим. Из-за слабого здоровья женщина не могла родить здорового ребёнка — все младенцы умирали в раннем возрасте. Единственным выжившим ребёнком Саскии стал Титус, родившийся в 1642 году.
После этого картину укрепили раствором из рыбьего клея и медом, чтобы предотвратить отслоение слоев краски при высыхании. Осетрово-медовый клей применяется в реставрации для того, чтобы укрепить живопись, в случае «Данаи» он еще и нейтрализовал кислоту там, где она могла остаться. Кислота разрушила пленку лака, вступив во взаимодействие с пигментами свинцовыми белилами, мелом, голубым азуритом , внутри живописного слоя выделялся углекислый газ, «как бы взрывая живописный слой», перемешивая краски. На следующий день картину обработали дистиллированной водой, кислота обнаружилась только на нижней части рамы, куда она стекала вместе с красками. Когда с авторского холста сняли слои клея, обнаружилось, что он сшит из двух кусков и шов проходит по горизонтали вдоль всей картины. После воздействия кислоты и воды лак стал мутным, поэтому реставраторам пришлось восстанавливать цвет, глубокие борозды от лака заполнили мастикой в цвет тонировки холста. Новый слой лака отделил живопись Рембрандта от последующих махинаций — для того, чтобы реставрация была обратимой, и впоследствии ее можно было изменить.
В изголовье кровати Рембрандт изобразил страдающего ангела со скованными руками. В 1656 г. В 1772 г. Вандалом оказался 48-летний житель Литвы Бронюс Майгис, объяснивший свой поступок политическими мотивами. Решением Дзержинского суда Ленинграда ныне - Санкт-Петербург 26 августа 1985 г. Майгис был признан невменяемым и отправлен на лечение в одну из городских психиатрических больниц.
Через шесть лет он был переведен в больницу в Литве, но вскоре был выпущен оттуда. Спасение шедевра Рембрандта началось сразу же после инцидента. В течение полутора часов полотно промывали холодной водой для нейтрализации действия кислоты. Пострадала самая ценная часть картины - женская фигура: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые заполнили стекавшие сверху полотна темные краски, перемешанные с лаком и водой.
О компании
- Эрмитаж.ОМП.Статья
- "Даная" Рембрандта: история картины и интересные факты ее создания
- Пять легендарных картин Рембрандта, которые можно увидеть в Эрмитаже
- Жена с чертами любовницы
- Сюжет картины
Картина Рембрандта "Даная": 30 лет после нападения вандала
В каморке у Майгиса были действительно обнаружены репродукции «Данаи» и ряда других картин, которые, правда, находились в московских музеях. Оказывается, у него было несколько вариантов своей акции и в Ленинград он поехал потому, что были билеты на поезд. Майгис в итоге отправился в психиатрическую клинику в Черняховске, где спокойно, без каких-либо эксцессов просидел до 1992 года. Затем его отправили в Литву, в Вильнюсскую психиатрическую клинику, где он и пребывал до 2006 года — позже его перевели в местный дом престарелых. По мнению медиков, он действительно страдал психическим заболеванием, которое локализовалось в виде навязчивой идеи борьбы с развратом — то есть обнаженной натурой. Со временем он опять стал трактовать свои действия как арт-протест против оккупации Литвы Советским Союзом. Однако ни он сам, ни даже те, кто разделяет идеи литовского национализма, не могут понять, почему он выбрал своей жертвой именно «Данаю» или других обнаженных красавиц, которых никак нельзя связать ни с Россией, ни с большевизмом.
Теперь для сохранности картину поместят в антивандальную и антибликовую капсулу. Особенно если оно пострадало от вандалов. Полотно полтора часа промывали холодной водой, чтобы остановить действие кислоты. Повреждено оказалось 30 процентов авторского письма. Три художника-реставратора под чутким руководством научной комиссии восстанавливали «Данаю» 12 лет. Теперь картина защищена бронированным стеклом. От картины отрезали куски, прятали в пещере от нацистов, тыкали ножом, брызгали кислотой. В 2019 году руководство амстердамского Рейксмузеума, где висит шедевр, объявило о грандиозном мероприятии — публичной реставрации «Ночного дозора». Картину размером 3,8 на 4,5 метра и весом 337 кг перенесли в стеклянный бокс, спроектированный архитектором Жан-Мишелем Вильмоттом. Процесс «лечения» шедевра могли наблюдать и посетители музея, и любители искусства — по интернету. В XVI веке она висела в ванной у короля Франциска Первого, отчего под правым глазом у нее образовался пузырик, который реставраторы до сих пор опасаются убирать.
Рентгеновские лучи проходили, ничуть не ослабляясь, даже сквозь самые светлые места картины, которым на рентгенограммах обычно отвечает наименьшее потемнение пленки — ведь белила, как уже говорилось, сильно поглощают рентгеновское излучение. Видимо, белила, применявшиеся гениальным флорентийцем, имеют не совсем обычный состав: быть может, белизна наиболее светлых участков картины получается скорее за счет отражения света от белого грунта сквозь прозрачные слои краски, чем за счет белил. Вышедшая из мастерской своего создателя, картина за долгие годы жизни переходит от одного владельца к другому: передается пo наследству, продается на аукционах, в антикварных лавках, пока наконец не попадет в надежные руки хранителя музея. Со временем картина, как и все в мере, неизбежно стареет: темнеет лак, трескаются краски, ветшает холст... Даже идеальные условия хранения картины в музее не избавляют их от разрушения, а только обеспечивают более медленное их старение. Когда картина состарится, ее реставрируют. Опытный мастер оживит краски, исправит поврежденные места, нанесет свежим слой покровного лака... И картина вновь предстанет перед зрителем во всем своем блеске. Однако известны случаи, когда реставраторы по своему желанию, а чаще по требованию владельца картины делали новые записи, варварски уменьшали или, делая приставки, увеличивали размеры полотна. Внесенные изменения, выполненные рукой другого художника, как правило, искажают первоначальный замысел автора. Как же установить, что к полотну старого мастера не прикасалась кисть другого художника и картина дошла до нас в своем первозданном виде? Исследуя картину, искусствовед по цвету красок, по их фактуре, по манере письма, технике живописи делает предположения о возможных в ней изменениях, внесенных реставратором, а пришедшие к нему на помощь рентгеновские лучи позволяют увидеть скрытые за поверхностным слоем нижние слои краски. Подобные подновления коснулись многих произведений живописи, не пощадили и картин, принадлежащих кисти таких мастеров, как Тициан. Веронезе, Ван-Дейк, и других великих художников. При исследовании картины Тициана «Несение креста», поступившей в Государственный Эрмитаж в 1850 году из собрания Барбариго, было обнаружено, что картина, написанная на холсте, была дублирована наклеена на втором холст с целью укрепления основного xoлста и увеличена за счет приставок, на которых были дописаны голова и руки Симона, рука Христа, крест и часть фона. Было установлено также, что добавления на приставках резко отличаются от живописи на основном холсте картины. На рентгенограмме, полученной с картины «Несение креста», хорошо виден первоначальный размер холста и отверстия от гвоздей, ранее крепивших холст на подрамнике. На этой же рентгенограмме видно изображение мужской головы, отсутствующей на видимом живописном слое картины, почти точно повторяющей голову Христа на другой картине Тициана, «Христос-вседержитель. Сходный рисунок сети кракелюра трещин красочного слоя на обоих изображениях позволяет предположить, что оба они было написаны в одно время. По всей вероятности, Тициан, недовольный наброском картины «Христос-вседержитель», использовал холст для нового сюжета — «Несение креста». В настоящее время картине Тициана «Несении креста» экспонируется в Эрмитаже в своем первоначальном виде. Увеличение размеров полотна за счет приставок и добавлений было обнаружено в рентгеновской лаборатории Эрмитажа и на произведениях Веронезе «Оплакивание Христа» и «Распятие», поступивших в 1772 году из собрания Креза. Иногда при рентгенографическом исследовании произведений живописи под красочным слоем картины обнаруживается второе изображение, написанное ранее другом мастером. Так, рентгенограмма одной находящейся в немецком музее картины доказала, что это произведение, приписываемое целым рядом крупнейших авторитетов Бернгарду Штригелю умер в 1528 году , написано поверх другой, датированной 1713 годом, и, таким образом, принадлежать кисти Бернгарда Штригеля никак не может.
Интересу Данаи сопутствует также старая служанка, смотрящая в том же направлении и, вероятно, тоже что-то увидевшая. Фоновое пространство — фон, занавес. На нем уже видна игра света от приближающегося золотого дождя — Зевса. Картина очень красочная и выразительная. Блистательно написано обнаженное тело Данаи, ее душевное состояние. Очень хороша темно-красная скатерть в правой части композиции, как бы заставляющая вспыхивать все остальные цветовые пятна. На картине есть один загадочный персонаж — это...
Рентген, стекло, серная кислота и другие прелести реставрации
«Даная» была написана в 1636 году, но впоследствии подверглась таким изменениям, что восстановить полностью ее истинный вид не представляется возможным. 15 июня 1985 года житель литовского города Каунас Бронюс Майгис плеснул на полотно Рембрандта "Даная" серной кислотой. Так почему же Корней Чуковский перед Данаей Рембрандта “умирал от упоения”?
Покушение на Данаю. 28 лет назад вандал изуродовал картину Рембрандта
15 июня 1985 года человек, которого впоследствии признали безумным, плеснул серной кислотой на полотно Рембрандта «Даная». «„Даная“ Рембрандта не пассивная патрицианка Тициана и не шаловливая жеманница Корреджо, а здоровая женщина, которая вся замлела от восторга, увидав своего супруга. Почти что ровно двадцать лет назад 14 октября 1997 после двенадцатилетней реставрации в Эрмитаже снова была выставлена знаменитая картина Рембрандта Даная. В одном разговоре мне довелось услышать, что пострадавшая в середине 1980-х эрмитажная картина Рембрандта «Даная» полностью восстановлена реставраторами. Почти что ровно двадцать лет назад 14 октября 1997 после двенадцатилетней реставрации в Эрмитаже снова была выставлена знаменитая картина Рембрандта Даная. Самая известная картина Рембрандта – «Даная» – с момента своего создания и до наших дней попадала в такие истории, что ее сохранность можно считать чудом.