Новости епархии. Великаго канона ирмос: Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное, Матере безмужныя нетленен Плод, Божие бо Рождение обновляет естества.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Какие названия имеют недели Великого поста, чем отличаются первая и последняя (страстная) седмицы от остальных, в какие дни можно есть только постные блюда, а когда допускается рыба, значимые даты недель Великого поста в 2024 году в России — в материале РИА Новости. Мариино стояние — народное название утрени, совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста (чаще всего в среду вечером), на которой читается Великий канон св. Андрея Критского и житие пр. Вдумчиво прочитать Канон святого Андрея Критского важно для каждого человека, он ведет как путеводная нить как по Великому посту, так и по всей жизни. Согласно Типикону, канон святого Андрея читается только в великопостное время: на Великом повечерии понедельника, вторника, среды и четверга 1-й седмицы он поется и читается по частям; на утрене четверга 5-й седмицы — в полном составе. Святитель Андрей Критский. Великий канон Андрея Критского, читаемый в среду пятой седмицы Великого поста. и церковнослужителям для подготовки и проведения богослужения. Прихожане смогут следить за текстом и понимать службу.
Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского в среду первой седмицы Великого поста
Если нет таковых или дорого покупать — все есть в интернете. Так что можно в свободное время прочитать не спеша и со вниманием хотя бы некоторые службы Великого поста. Все зависит от желания и усердия человека. Если это есть — все остальное приложится милостью Божией. Симферополя: — Пост — это время сознательных усилий, которые помогают нам приобрести иное видение мира — то, что Господь называет Царствием Божиим внутри нас. Известно, что греческое слово «метанойя» — «покаяние», буквально означает «изменение сознания». Человек призван к преображению собственной жизни, не случайно евангельская проповедь Иисуса Христа начинается словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» Мф. Но мы порой не вполне понимаем, что такое покаяние.
Нам кажется, что это краткое событие внутренней жизни, момент сокрушения о грехах, за которым тянутся дни обыденности и привычной рутины. Конечно, и такое «внезапное» покаяние — это дар Божий, и оно способно перевернуть строй души человека. Но можно еще понимать покаяние как путь постепенного, терпеливого преображения жизни. И этот путь невозможен без поста. Вот что важно понять: пост — это не только и даже не столько воздержание от скоромной пищи. Есть люди, которые мясо не едят вовсе, есть те, кто воздерживается от пищи ради телесной красоты, а есть и такие, кто питается скудно по скудости средств. Последние обычно так и говорят: «О, у меня вся жизнь — сплошной пост!
Нас пленяют вещи, на которые мы зачастую просто не обращаем внимания. Для кого-то выключить на пару месяцев телевизор, перестать играть в компьютерные игры или слушать музыку — это подвиг ничуть не меньший, а может и больший, чем отказ от мяса. И у каждого есть свои слабости и пристрастия, которые не просто расслабляют душу, а привязывают ее к земле. Душа теряет вкус духовной жизни и становится, если можно так выразиться, «плотской». Она привыкает к множеству уютных сластей и в этих сластях теряет память о себе и о своем небесном призвании. Обычно в начале поста люди несут на исповедь длинные «свитки» грехов, выписанных из покаянных книг. Но кроме такой пространной исповеди, хорошо бы каждому определить несколько основных своих грехов — то, что особенно мешает приблизиться к Богу.
Это может быть гневливость или склонность к осуждению, пустословие… У каждого свое. Отметив эти грехи, обратив на них особенное внимание, можно с Божией помощью начать и борьбу с ними. Любая борьба с грехом начинается с внимания к себе, к своей внутренней жизни. Когда Господь призывает нас «бодрствовать» Мк. Сатана проявляет себя в человеке через греховные движения в душе, называемые прилогами. Если человек внимателен к себе и знает, с чем он намерен бороться, то эти моменты вспышек в душе греховных мыслей и чувств он не пропустит. А дальше начинается самая настоящая война.
Нужно эти прилоги решительно отвергать, не соглашаться с ними, говорить в душе: это не я так думаю, а ты, сатана; отойди от меня! Причем чем сильнее «нападение» греховных мыслей и чувств, тем внимательнее и усерднее должна быть молитва. В таких сильных страстях, как гнев, блуд, гордость, все происходит очень быстро, в долю секунды воспламеняется душа греховным чувством. Святой праведный Иоанн Кронштадтский советует: «Быстроте вражеского нападения противопоставляй быстроту умственного и сердечного воззрения к Богу, ни на мгновение не позволяй себе увлекаться его обманом, но зри выну ко Господу». В такие моменты нет места рассуждению, надо просто молиться, и лучше всего подходит молитва краткая, например «Господи, помилуй! Вообще при воспламенении души греховным чувством или при буре греховных помыслов нужно всецело предавать себя в руки Божии. Часто от нападения греховных мыслей и чувств человек впадает в уныние.
Но нужно знать, что в самом появлении в душе прилогов, какими бы безумными и мерзкими они ни были, греха еще нет. Так действует на душу сатана. И если человек решительно отвергает эту мерзость — греха нет, как бы долго это насилие над душой ни продолжалось и каким бы свирепым оно ни было. Эта внутренняя брань необходима для очищения души, для утверждения в вере и доступна человеку везде, где бы он ни находился: дома ли, на работе или на улице. Удивительно, но и неудачи, поражения в этой борьбе доставляют человеку несомненную пользу, а именно: позволяют ему опытно познать свою немощь, прийти в сокрушенное и смиренное состояние духа, когда человек понимает, что без Бога он воистину не может творить ничего. Так постепенно в душе вырабатывается навык деятельной борьбы с грехом. Эта борьба трудна, но без нее теряется смысл поста: преображение души, стяжание благодати, достижение единства с Богом.
И в этом смысле первая седмица не отличается от остальных. Важность ее в том, что она является временем перехода — привыкания — к режиму поста, поэтому можно ее провести строже всего поста, чтобы потом поститься было легче. Но меру строгости, посоветовавшись с духовником, каждый должен определить себе сам. Ревность о подвиге поста должна сочетаться со смиренным рассуждением о мере наших возможностей. В сочетании ревности и рассуждения должна родиться наша собственная мера. Нельзя здесь ориентироваться на моду или советы соседей. Естественно, мы должны ориентироваться на требования устава и не позволять себе легкомысленно расслабляться, самовольно послабляя пост якобы по причине невыполнимости уставных требований.
Сейчас модно давать себе послабления и рассуждать о невозможности для наших слабых сил полноценного поста. Если априори воспринимать пост с такой установкой, то ничего не получится. Если же просить у Бога помощи, чтобы Он дал пройти поприще поста успешно с рассуждением, то все получится. Найти свою меру воздержания — одна из важнейших духовных задач Великого поста. Актуально во время поста ограничить информационные воздействия телевизор, интернет. Часто такое воздержание становится более трудным, чем ограничение в пище. Что касается наших забот, то часто мы их умножаем для себя сами.
О некоторых из них на время поста можно благополучно забыть. А самое главное, как я считаю, на время поста поставить себе задачу — изжить какой-либо конкретный, хотя бы маленький, грех. Без этого пост пройдет вхолостую. Можно поставить себе программу чтения на Великий пост. Например, прочитать какую-то часть Священного Писания, какую-то книгу из аскетических творений святых отцов, например преподобного аввы Дорофея, святителя Игнатия Брянчанинова или святителя Феофана Затворника. Пост должен быть временем приобщения к чтению святоотеческой литературы. Псаломопевец Давид каждого из нас призывает: «Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.
Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним». А теперь представим себе постящегося, в котором отсутствует радость богообщения плюс бурлит невоздержание от желания получения наслаждений и увеселений, к чему так успела пристраститься многогрешная душа. Где милостыня, кротость, уступчивость? Куда спрятались отзывчивость, приветливость, сдержанность? Куда пропали украшающие человека трудолюбие, умение молчать, быть благодарным? Понятно, что если ты работаешь с 9 до 21 часа, то в храм для богообщения при всем желании не попадешь. Но найти время для личной молитвы или постоянного молитвенного состояния — это же вполне осуществимо.
Только нужно, поставив себе задачу совершенствования, просить Бога о помощи в этом благом деле! Постараемся не надевать на себя «кислую» маску постящегося. И тогда слова священника Ездры будут применимы к каждому православному христианину: «Светлее звезд воссияют лица тех, которые имели воздержание». Обнинска: — С каким внутренним настроем мы начинаем любое дело, с таким его и продолжим. Так же и с постом: с каким настроением вошел в пост, с таким, скорее всего, его и проведешь, в том же духе. А значит, к первой неделе поста надо отнестись особо ответственно. Типикон предписывает в первые два дня Великого поста совершенное неядение.
Однако наш Типикон вышел из древнего монастыря преподобного Саввы Освященного, имевшего строжайший устав, поэтому считаю, что для мирян такое жесткое правило неприемлемо. Как-то у старообрядцев спросил: «Сколько дней вы не едите на первой седмице Великого поста? Они и то сократили это правило, хотя строго соблюдают букву устава. Кстати, знаю нескольких православных, которые в дни первой седмицы вообще ничего не едят до субботы. Всю неделю «подвижники» ходят «зеленые», психика у них, можно сказать, «на нуле».
Великопостные службы помогают нам сосредоточится на нашем покаянии, напоминают о событиях, предшествовавших Воскресению Иисуса Христа. В материале «Фомы» мы собрали те богослужения, которые совершаются только Великим постом, или связаны с праздниками, приходящимися на Великий пост. Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК и в качестве информационного приходского листа. Вечерня с чином прощения 17 марта Вечером Прощеного воскресенья , накануне первого дня Великого поста, служится богослужение, во время которого священнослужители и миряне просят друг у друга прощения. В первую неделю поста канон читается по частям с понедельника по четверг на великом повечерии. Полностью канон прочитывается на 5-й неделе Великого поста в среду Стояние Марии Египетской. Стояние Марии Египетской, 17 апреля 5-я неделя Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров Богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде на полной литургии Преждеосвященные. В марте: 20, 22, 27, 29 В апреле: 3, 5, 10, 12, 17, 18, 19, 24, 26, 29, 30 В мае: 1 Литургия св. Василия Великого Чинопоследование литургии , составленное святителем Василием Великим. Служится 10 раз в году, 7 из которых — в Великий пост: с 1 по 5-е воскресенья Великого поста, а также в Великий Четверг и в Великую Субботу. Как правило, служится 4 воскресенья Великого поста подряд, начиная со второго. Молебное пение святому великомученику Феодору Тирону, 22 марта Молебен совершается накануне дня памяти святого Феодора Тирона после литургии Преждеосвященных Даров 22 марта , затем читается молитва над коливом вареная пшеница с медом.
Для своей паствы он был любящим отцом, неустанно проповедующим и молитвами своими отражающий все напасти и невзгоды, а для еретиков являлся непреклонным обличителем и грозой. Не оставлял святой Андрей и трудов по составлению церковных песнопений. Несколько раз святитель, оставив Крит, посещал Константинополь, где виделся с Патриархом и императором, а также с близкими ему людьми. Там же выступил он в защиту святых икон, когда в Византии началось иконоборчество. В свое последнее посещение столицы святой Андрей, почувствовав приближение скорой кончины, простился со своими друзьями. По дороге на Крит он сильно заболел. Тяжелый недуг заставил его остановиться на острове Митилина в городке Ерессо, где святой и скончался 4 июля около 740 года. В этот же день Святая Церковь и доныне совершает его память. Святитель Андрей Критский первый стал писать богослужебные каноны. Его перу принадлежат каноны на все двунадесятые праздники кроме Введения во храм Пресвятой Богородицы, так как в его время этот праздник отдельно не праздновался. Великопостное богослужение, кроме Великого канона, было украшено и другими творениями святого песнописца. В рукописях сохранились каноны Недели Ваий, трипеснцы всех дней Страстной седмицы, включая и Великий Пяток.
В четверг, ради чтения канона Андрея Критского, служат Литургию Преждеосвященных даров. В этот день положен не великопостный колокольный звон. Празднование Похвалы Богородицы называется также и стоянием акафистом , так как хвалебное пение Богородице изначально совершалось стоя, ночь напролет. По преданию, первую икону Пресвятой Богородицы написал святой евангелист Лука. Известно, что Св. Из Антиохии, спустя многие годы, образ Владычицы был перенесен в Иерусалим, а затем и в Константинополь. В Константинополе образ Пресвятой Богородицы был поставлен во Влахернской церкви, где перед ним совершались моления по вторникам. Одигитрией образ стал называться после исцеления двух слепых. Название закрепилось после чудесного избавления Константинополя от нашествия врагов, которое Церковь благодарно относит невидимому заступничеству Пресвятой Богородицы Одигитрии. Известны три случая спасения Константинополя от вражеского нашествия, которые относят образу Одигитрия: 626 год — в этом году, в правление императора Ираклия, на город напали персы и скифы; 662 год — при Константине Погонате Византийская империя страдала от 7-летней осады сарацинских войск. Погибло более 30 000 вражеских солдат; 8 век — при Льве Исаврянине Константинополь был окружен сарацинами, желающими разграбить город. Флот сарацин насчитывал 1800 судов, который погиб почти весь во время бури в Эгейском море.
Богослужения архиерейским чином на Страстной седмице
В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 18 – 21 марта) за вечерним богослужением читается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского (VIII в.). Великим постом с понедельника по четверг первой седмицы на великих повечернях читается покаянный канон святого Андрея Критского. Великаго канона ирмос: Услыша пророк пришествие Твое, Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой и убояхся, слава силе Твоей, Господи. 5 седмица Великого Поста, если в четверг Благовещение (когда Благовещение совпадает с чтением Великого канона).
О происхождении Великого покаянного канона
Этот четверг занимает исключительное место в ряду седмичных дней Великого поста, и его богослужение имеет наиболее существенные отличия от стандартного великопостного чина. Кульминация службы данного дня, да и всей 5-й седмицы в целом — чтение на утрене четверга Великого канона. Святой Андрей Критский родился около 660 г. До 7 лет он был немым и заговорил после причащения Святых Христовых Таин. Благочестиво настроенный с детства, праведный Андрей после чудесного исцеления предался изучению святоотеческих творений. Начальное образование получил в Дамаске, где изучал основы грамматики, риторики и философии. В 15-летнем возрасте он поступил в Святогробское братство при храме Воскресения в Иерусалиме, где был пострижен в монашество, посвящен во чтеца, а затем назначен нотарием и экономом. В 685 г. Там он был посвящен во диакона церкви Святой Софии и прослужил в этом сане свыше 20 лет; в его ведении находился сиротский приют и богадельня при этом храме. При Константинопольском Патриархе Кире 706-712 святой Андрей был хиротонисан во епископа и получил назначение в город Гортина о-в Крит с титулом архиепископа Критского.
На Соборе, созванном императором Филиппиком для возобновления монофелитства 712 ересь, признававшая в Господе Иисусе Христе лишь одну Божественную волю, и осужденная на VI Вселенском Соборе в 680 г.
Если уж Он и этих личностей помиловал и отчасти, в какой-то мере, содействовал их спасению, то что говорить о нас. Господь желает, чтобы мы в разум истины пришли и на путь спасения поставлены были.
Уже сегодня, на девятой песне канона, в пример для нашего с вами назидания приводился образ Христа Спасителя, поскольку заветная цель, к которой мы с вами приближаемся, — это Светлое Христово Воскресение, то великое событие, которое было совершено Самим Христом Спасителем. Мне хотелось бы, чтобы в дни святого и душеспасительного Великого поста каждый из нас, вдохновившись примерами покаяния, а не только падения, также следовал этим великим образцам святости и также приносил истинные плоды покаяния». Выходя из храма, владыка преподал молящимся архипастырское благословение.
Четверг пятой седмицы Великого поста посвящен воспоминанию подвига преподобной Марии Египетской, которая после греховной молодости 47 лет провела в пустыне, пребывая в покаянии. По традиции, накануне этого дня, в среду вечером, в храмах совершается особая служба «Мариино стояние». Это долгое богослужение, на котором в память о покаянном подвиге святой Марии читают ее житие и целиком Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, состоящий из 250 тропарей строф и считающийся самым длинным.
Это — начало трагического пути Христа на Голгофу. Он вошел в главный город страны и простые люди, наслышанные о его чудесах и проповедях, славили его как доброго и мудрого Царя. Они пели ему «Оссанну». Через несколько дней эта же толпа будет кричать: «Распни его». Конечно, никаких верб в Израиле не было. Путь Христа устилали пальмовыми ветвями. Но где в средней России взять весной пальму? Поэтому символом праздника стала верба, которая первая весной распускает свои «цветы». Есть традиция — приходить в храм в этот день с веточками вербы. Обычно потом их кладут за иконы в «красный угол». Также в Великий пост есть особые дни поминовения усопших. Они называются родительскими субботами. Всего их три: во вторую, третью и четвертую субботу поста. В этом году это 30 марта, 6 и 13 апреля.
Мариино стояние. Чтение покаянного канона преподобного Андрея Критского в кафедральном соборе
Андрей Критский — автор многочисленных проповедей на церковные праздники, язык его полон метафор и символов. Он также известен как сочинитель текстов и мелодий многих церковных песнопений. Его имя связывают с созданием жанра 9-песенного канона, вытеснившего в литургической практике кондак. Самый известный канон святителя Андрея — покаянный Великий канон, состоящий их 250 тропарей и 11 ирмосов, повествующий о сюжетах грехопадения и покаяния в Ветхом и Новой Заветах преступление заповеди Адамом, убийство Каином Авеля, покаяние Давида и мытаря и др. Язык канона изобилует цитатами из библейских текстов, аллюзиями на гимны святителя Григория Богослова, преподобного Романа Сладкопевца. Кроме Великого канона, святому Андрею принадлежат каноны на многие церковные праздники. Большинство из них включено в состав современных богослужебных книг. Само название «Великий канон» отражает как широту раскрытия главной темы — покаяния, так и объем текста. По содержанию он непосредственно не связан с богослужениями Великого поста, вероятно, святой Андрей не предполагал, что его Великий канон получит общецерковное употребление.
Некоторые строки канона дают основание считать, что он был написан им в старости, незадолго до смерти. В одних тропарях звучит прямой призыв к покаянию, иногда от лица Самого Бога, в других — приводятся примеры из Священного Писания о грехе и покаянии.
Давид иногда Богоотец, аще и согреши сугубо, душе моя, стрелою убо устрелен быв прелюбодейства, копием же пленен быв убийства томлением; но ты сама тяжчайшими делы недугуеши, самохотными стремленьми. Совокупи убо Давид иногда беззаконию беззаконие: убийству же любодейство растворив, покаяние сугубое показа абие; но сама ты, лукавнейшая душе, соделала еси, не покаявшися Богу. Давид иногда вообрази, списав яко на иконе песнь, еюже деяние обличает, еже содея, зовый: помилуй мя, Тебе бо единому согреших всех Богу, Сам очисти мя. Кивот яко ношашеся на колеснице, Зан оный, егда превращшуся тельцу, точию коснуся, Божиим искусися гневом; но того дерзновения убежавши, душе, почитай божественная честне. Слышала еси Авессалома, како на естество воста, познала еси того скверная деяния, имиже оскверни ложе Давида отца; но ты подражала еси того страстная и любосластная стремления. Покорила еси неработное твое достоинство телу твоему, иного бо Ахитофела обретше врага, душе, снизшла еси сего советом; но сия разсыпа Сам Христос, да ты всяко спасешися.
Соломон чудный и благодати премудрости исполненный, сей лукавое иногда пред Богом сотворив, отступи от Него; емуже ты проклятым твоим житием, душе, уподобилася еси. Сластьми влеком страстей своих оскверняшеся, увы мне, рачитель премудрости, рачитель блудных жен и странен от Бога; егоже ты подражала еси умом, о душе, сладострастьми скверными. Ровоаму поревновала еси, не послушавшему совета отча, купно же и злейшему рабу Иеровоаму, прежнему отступнику, душе; но бегай подражания и зови Богу: согреших, ущедри мя. Ахаавовым поревновала еси сквернам, душе моя, увы мне, была еси плотских скверн пребывалище, и сосуд срамлен страстей; но из глубины твоея воздохни и глаголи Богу грехи твоя. Попали Илиа иногда дващи пятьдесят Иезавелиных, егда студныя пророки погуби, во обличение Ахаавово; но бегай подражания двою, душе, и укрепляйся. Заключися тебе небо, душе, и глад Божий постиже тя, егда Илии Фесвитянина, якоже Ахаав, не покорися словесем иногда; но Сараффии уподобився, напитай пророчу душу. Манассиева собрала еси согрешения изволением, поставльши яко мерзости страсти и умноживши, душе, негодования, но того покаянию ревнующи тепле, стяжи умиление. Припадаю Ти и приношу Тебе, якоже слезы, глаголы моя: согреших, яко не согреши блудница, и беззаконновах, яко иный никтоже на земли; но ущедри, Владыко, творение Твое и воззови мя.
Погребох образ Твой, и растлих заповедь Твою, вся помрачися доброта, и страстьми угасися, Спасе, света; но ущедрив воздаждь ми, якоже поет Давид, радование. Обратися, покайся, открый сокровенная, глаголи Богу вся ведущему: Ты веси моя тайная, Едине Спасе, но Сам мя помилуй, якоже поет Давид, по милости Твоей. Исчезоша дние мои, яко соние востающаго, темже яко Езекия слезю на ложи моем, приложитися мне летом живота; но кий Исаия предстанет тебе, душе, аще не всех Бог? Возопивши к Пречистей Богоматери, первее отринула еси неистовство страстей, нужно стужающих, и посрамила еси врага запеншаго; но даждь ныне помощь от скорби и мне, рабу твоему. Егоже возлюбила еси, Егоже возжелала еси, Егоже ради плоть изнурила еси, преподобная, моли ныне Христа о рабех, яко да милостив быв всем нам, мирное состояние дарует почитающим Его. На камени мя веры молитвами твоими утверди, отче, страхом мя Божественным ограждая, и покаяние, Андрее, подаждь ми, молюся ти, и избави мя от сети врагов, ищущих мя. Песнь 8 Ирмос: Безначальнаго Царя славы, Егоже трепещут Небесныя Силы, пойте, священницы, людие, превозносите во вся веки. Яко углие невещественнаго огня, попалите вещественныя страсти моя, возжизающе ныне во мне желание Божественныя любве, апостоли.
Трубы благогласныя Слова почтим, имиже падоша стены неутверждены вражия и богоразумия утвердишася забрала. Кумиры страстныя души моея сокрушите, иже храмы и столпы сокрушисте врага, апостоли Господни, храмове освященнии. Вместила еси Невместимаго естеством, носила еси Носящаго вся, доила еси, Чистая, питающаго тварь Христа Жизнодавца. Ирмос: Безначальнаго Царя славы, Егоже трепещут Небесныя Силы, пойте, священницы, людие, превозносите во вся веки. Духа началохитростием создавше всю Церковь, апостоли Христовы, в ней благословите Христа во веки. Вострубивше трубою учений, низвергоша апостоли всю лесть идольскую, Христа превозносяща во вся веки. Апостоли, доброе преселение, назирателие мира и Небеснии жителие, вас присно восхваляющия избавите от бед. Яко честный и превышший Престол, воспоим Божию Матерь непрестанно, людие, едину по рождестве Матерь и Деву.
Ирмос: Егоже воинства Небесная славят, и трепещут Херувими и Серафими, всяко дыхание и тварь, пойте, благословите и превозносите во вся веки 2. Согрешивша, Спасе, помилуй, воздвигни мой ум ко обращению, приими мя кающагося, ущедри вопиюща: согреших Ти, спаси, беззаконновах, помилуй мя. Колесничник Илиа колесницею добродетелей вшед, яко на небеса, ношашеся превыше иногда от земных; сего убо, душе моя, восход помышляй. Иорданова струя первее милотию Илииною Елиссеем, ста сюду и сюду; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание. Елиссей иногда прием милоть Илиину, прият сугубую благодать от Бога; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание. Соманитида иногда праведнаго учреди, о душе, нравом благим; ты же не ввела еси в дом ни странна, ни путника, темже чертога изринешися вон, рыдающи. Гиезиев подражала еси, окаянная, разум скверный всегда, душе, егоже сребролюбие отложи поне на старость; бегай геенскаго огня, отступивши злых твоих. Ты Озии, душе, поревновавши, сего прокажение в себе стяжала еси сугубо, безместная бо мыслиши, беззаконная же дееши; остави, яже имаши, и притецы к покаянию.
Ниневитяны, душе, слышыла еси кающиеся Богу вретищем и пеплом; сих не подражала еси, но явилася еси злейшая всех, прежде закона и по законе прегрешивших. В рове блата слышала еси Иеремию, душе, града Сионя рыданьми вопиюща и слез ищуща; подражай сего плачевное житее и спасешися. Иона и Фарсис побеже, проразумев обращение ниневитянов, разуме бо, яко пророк, Божие благоутробие; темже ревноваше пророчеству не солгатися. Даниила в рове слышала еси, како загради уста, о душе, зверей; уведела еси, како отроцы, иже о Азарии, погасиша верою пещи пламень горящий. Ветхаго Завета вся приведох ти, душе, к подобию; подражай праведных боголюбивая деяния, избегни же паки лукавых грехов. Правосуде Спасе, помилуй и избави мя огня и прещения, еже имам на суде праведно претерпети; ослаби ми прежде конца добродетелию и покаянием. Яко разбойник вопию Ти: помяни мя; яко Петр плачу горце: ослаби ми, Спасе. Зову яко мытарь, слезю яко блудница: приими мое рыдание, якоже иногда Хананеино.
Гноение, Спасе, исцели смиренныя моея души, Едине Врачу, пластырь мне наложи, и елей и вино, дела покаяния, умиление со слезами. Хананею и аз подражая, помилуй мя, вопию, Сыне Давидов; касаюся края ризы, яко кровоточивая; плачу, яко Марфа и Мариа над Лазарем. Слезную, Спасе, сткляницу, яко миро истощавая на главу, зову Ти, якоже блудница, милости ищущая, мольбу приношу и оставление прошу прияти. Аще и никтоже, якоже аз, согреши Тебе, но обаче приими и мене, Благоутробне Спасе, страхом кающася и любовию зовуща: согреших Тебе Единому, помилуй мя, Милостиве. Пощади, Спасе, Твое создание, и взыщи яко Пастырь погибшее, предвари заблуждшаго, восхити от волка, сотвори мя овча на пастве Твоих овец. Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную славу Твою, Спасе, о каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего. Света незаходимаго Мати тя просветивши, от омрачения страстей разреши; темже вшедши в духовную благодать, просвети, Марие, тя верно восхваляющия. Чудо ново видев, ужасашеся божественный в тебе воистину, мати, Зосима: ангела бо зряше во плоти, и ужасом весь исполняшеся, Христа поя во веки.
Яко дерзновение имый ко Господу, Андрее Критский, честная похвало, молю, молися разрешение от уз беззакония ныне обрести мне молитвами твоими, яко покаяния учитель и преподобных слава. И ныне: Яко от обращения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася; темже Богородицу воистину Тя почитаем. Припев: Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки. Ирмос: Егоже воинства Небесная славят, и трепещут Херувими и Серафимы, всяко дыхание и тварь, пойте, благословите и превозносите ко вся веки. Источницы спасительныя воды явльшеся апостоли, истаявшую душу мою греховною жаждою оросите. Плавающаго в пучине погибели и в погружении уже бывша Твоею десницею, якоже Петра, Господи, спаси мя. Яко соли, вкусных суще учений, гнильство ума моего изсушите и неведения тьму отжените. Радость яко родившая, плач мне подаждь, имже божественное утешение, Владычице, в будущем дни обрести возмогу.
Тя, благославное апостольское собрание, песньми величаем: вселенней бо светила светлая явистеся, прелесть отгоняще. Благовестною мрежею вашею словесныя рыбы уловивше, сия приносите всегда снедь Христу, апостоли блаженнии. К Богу вашим прошением помяните нас, апостоли, от всякаго избавитися искушения, молимся, любовию воспевающия вас. Тя, Детородительницу и Деву, вси роди ублажаем, яко Тобою избавльшеся от клятвы: радость бо нам родила еси, Господа. Ирмос: Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное, Матере безмужныя нетленен Плод: Божие бо Рождение обновляет естества; темже Тя вси роди, яко Богоневестную Матерь, православно величаем 2. Ум острупися, тело оболезнися, недугует дух, слово изнеможе, житие умертвися, конец при дверех; темже, моя окаянная душе, что сотвориши, егда приидет Судия испытати твоя. Моисеово приведох ти, душе, миробытие, и от того все заветное Писание, поведающее тебе праведныя и неправедныя: от нихже вторыя, о душе, подражала еси, а не первыя, в Бога согрешивши. Закон изнеможе, празднует Евангелие, Писание же все в тебе небрежено бысть, пророцы изнемогоша и все праведное слово; струпи твои, о душе, умножишася, не сущу врачу, исцеляющему тя.
Новаго привожду ти Писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению: праведным убо поревнуй, грешных же отвращайся и умилостиви Христа молитвами же и пощеньми, и чистотою, и говением. Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы; душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее и мытари, и прелюбодеи кающиися. Христос вочеловечися, плоти приобщився ми, и вся, елика суть естества хотением исполни, греха кроме, подобие тебе, о душе, и образ предпоказуя Своего снизхождения. Христос волхвы спасе, пастыри созва, младенец множества показа мученики, старцы прослави и старыя вдовицы, ихже не поревновала еси, душе, ни деянием, ни житию; но горе тебе, внегда будеши судитися. Постився Господь дний четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое; душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг, молитвою же и постом от ног твоих да отразится. Христос искушашеся, диавол искушаше, показуя камение, да хлеби будут, на гору возведе видети вся царствия мира во мгновении; убойся, о душе, ловления, трезвися, молися на всякий час Богу. Горлица пустыннолюбная, глас вопиющаго возгласи, Христов светильник, проповедуяй покаяние: Ирод беззаконнова со Иродиадою. Зри, душе моя, да не увязнеши в беззаконныя сети, но облобызай покаяние.
В пустыню вселися благодати Предтеча, и Иудея вся и Самария, слышавше, течаху и исповедаху грехи своя, крещающеся усердно; ихже ты не подражала еси, душе. Брак убо честный и ложе нескверно: обоя бо Христос прежде благослови, плотию ядый и в Кане же на браце воду в вино совершая, и показуя первое чудо; да ты изменишися, о душе. Разслабленнаго стягну Христос, одр вземша, и юношу умерша воздвиже, вдовиче рождение, и сотнича отрока, и Самаряныне явися, в дусе службу тебе, душе, предживописа. Кровоточивую исцели прикосновением края ризна Господь, прокаженныя очисти, слепыя и хромыя просветив исправи, глухия же и немыя и ничащия низу исцели словом, да ты спасешися, окаянная душе. Недуги исцеляя, нищим благовествоваше Христос Слово, вредныя уврачева, с мытари ядяше, со грешники беседоваше, Иаировы дщере душу предумершую возврати осязанием руки. Мытарь спасашеся, и блудница целомудрствоваше, и фарисей, хваляся, осуждашеся: ов убо, очисти мя; ова же, помилуй мя; сей же величашеся вопия: Боже, благодарю Тя, и прочия безумныя глаголы. Закхей мытарь бе, но обаче спасашеся; и фарисей Симон соблажняшеся, и блудница приимаше оставительная разрешения от Имущаго крепость оставляти грехи; юже, душе, потщися подражати. Блуднице, о окаянная душе моя, не поревновала еси, яже приимши мира алавастр, со слезами мазаше нозе Спасове, отре же власы, древних согрешений рукописание раздирающаго ея.
В понедельник, вторник и среду до литургии Преждеосвященных Даров вкушение пищи не положено. После первой литургии можно есть вареное. В четверг — снова воздержание от пищи или сухоядение сухоядение, или сухоястие — это не просто вкушение растительной или сухой пищи без воды, как думают некоторые, а вкушение постной холодной, то есть, неподогретой, пищи без масла и не подогретого питья. В пятницу, после литургии — вареное. Однако такое исполнение Устава в наши дни по силам немногим, и в приходских храмах практикуются такие правила поста с небольшими вариациями : в первые два дня сухоядение, в следующие три — вареная растительная пища без масла. В субботу и воскресенье — пища с маслом.
В остальные дни Великого поста — с понедельника по пятницу — положен однократный прием растительной пищи без масла перед отходом ко сну — «вечеря». В субботы и воскресенья Великого поста — двукратный прием вареной растительной пищи с растительным маслом и вином. Практика поста многих современных приходов такова: во все остальные седмичные дни Великого поста кроме среды и пятницы , а также в субботу и воскресенье употребляется вареная растительная пища с маслом. В среду и пятницу — вареная растительная пища без масла. В Крестопоклонную серединную седмицу, во все дни до пятницы включительно употребляется вареная растительная пища без масла. Накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы если этот день будет до Лазаревой субботы разрешается растительное масло и вино.
В сам день праздника Благовещения если он не приходится на Страстную Седмицу и в Вербное воскресенье дозволяется употребление в пищу рыбы. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра.
В этот день издревле запрещалось есть скоромную животную пищу, которая осталась после Масленицы, а хозяйки делали в доме тщательную уборку. Считалось, что как первый день поста, так и вся неделя, которая носит название Федоровой недели, посвящена очищению: многие ходили в баню, чтобы смыть с себя грехи, в том числе предыдущей масленичной недели. Молится в эту неделю полагалось великомученику Феодору Тирону. Кто такой Феодор Тирон?
В субботу первой седмицы, которая в этом году выпадает на 23 марта православная церковь вспоминает великомученика Феодора Тирона. Он был легионером в римской армии и христианином, который погиб мученической смертью - его сожгли на костре. Его почитание церковью в первую седмицу связано с легендой, согласно которой, через 50 лет после своей гибели Тирон явился во сне Архиепископу Константинопольскому, чтобы предупредить его об опасности: по указу императора, в первую неделю поста вся постная пища на рынке была обрызгана кровью животных, которые приносились в жертву языческим богам. Феодор Тирон велел Архиепископу сообщить об этом христианам. Еду с рынка он предложил заменить вареной на меду пшеницей - коливом.
Великопостные наставления на пятницу первой седмицы Великого поста
Можно ли читать покаянный канон на пасхальной неделе? Вопрос на тему «Молитва» Из книги — Лапкин И. Ответ И. Лапкина: Относительно поста Христос указал, что в определенные дни не следует поститься.
По окончании богослужения Владыка митрополит обратился к молящимся с архипастырским словом, а затем огласил Патриарший Указ и вручил настоятелю храма протоиерею Алексию Виноградову Патриарший знак храмостроителя. Архив новостей.
Из свидетельств о раннем детстве святого известно, что до семи лет его считали немым, так как до этого времени он не произнес ни одного слова. Когда в семь лет он причастился Святых Таин Тела и Крови Христовых, немота его разрешилась и он стал говорить. После этого явленного чуда родители отдали свое чадо постигать премудрость божественных книг. На четырнадцатом году жизни святой Андрей был приведен родителями в Иерусалим для служения Богу в монастыре Братства Гроба Господня. По пострижении в монашество святой Андрей как человек весьма разумный был назначен нотарием, то есть секретарем, Иерусалимской патриархии.
Он проводил добродетельную жизнь, подвизаясь в целомудрии, воздержании и кротости, так что ему дивился даже и сам иерусалимский Патриарх. После 681 года, когда в Константинополе происходили заседания VI Вселенского Собора, святой Андрей, состоявший тогда в архидиаконском сане, вместе с двумя старцами-монахами был послан в византийскую столицу от лица своего Патриарха, чтобы представить императору документы, подтверждающие полное согласие с решениями Собора всей полноты Иерусалимской Православной церкви, находившейся тогда под мусульманским игом. В столице Империи он получил послушание возглавить Дом для сирот при Великой церкви Святой Софии с зачислением в клир главного храма Византии. Здесь же, в Константинополе, он начал слагать свои дивные песнопения, которыми богато украсил литургическое наследие Святой Церкви. После двадцатилетнего диаконского служения святой Андрей был рукоположен в епископский сан и назначен на самую далекую кафедру империи — остров Крит, где за свои усердные труды был удостоен титула архиепископа. Здесь он был светильником миру, просвещающим Христову Церковь богодухновенным учением и добродетельной жизнью. Святой критский пастырь строил храмы Божии, а также дома для сирот и престарелых.
Спаси Вас Господи! Валентина14 марта 2016, 04:44 Сайт дает ответы на многие вопросы.
Огромное спасибо за вразумение. Алексей Уткин13 марта 2016, 13:56 Спасибо Большое. Тихон 2 марта 2016, 17:17 Спаси Бог вас люди, которые все это сделали, молодцы! Обнимаю, живите в радости! Но хотелось бы скачать это все себе в компьютер,но пока не получилось,на деюсь-получится. Любовь26 февраля 2015, 19:19 Спасибо всем, кто создает этот сайт, мне немощной духовно и телесно, очень помог этот канон. Низкий Поклон всем кто помогает нам!!!! Андрей, Калининград24 февраля 2015, 02:03 Создатели сайта просто умницы! Они реально выполняют заповеди Божии, помогая всем прочесть Покаянный канон.
Владислав 9 января 2015, 19:16 Как жить когда пройдут Дни Великого Поста? Да, порадоваться Красной Пасхе. Но этот пост - единственный - который показывает как нам жить дальше. Многие скажут как скрыта вся жизнь Святых избранных людей. Скажу ВАМ Братья мои возлюбленные, что они жили всю свою жизнь как по уставу во дни Великого Поста,что сохранив дни эти в душе они ходили как бы не по земле, но было чувство у них, что имеют они крылья. А я и малость и этого поста не приобрел,вместо поста у меня была диета, вместо молитвы - телевизор, вместо милости к бедным - объядение и обсуждение. Не было чувство покаяния,а было чувство возвышения, оно появляется незаметно для человека,это когда нет ежесекундного покаяния. Владислав29 июня 2014, 20:48 не хочу возносится в душе своей Боже,но сохранится покаянное сокрушенное слезное чувство со слезами о прощенных моих грехах Христом Бога до конца жизни моей, ибо в этом радость православного. Ибо тогда Господи не согрешу.
Умоляю оставь мне награду слезного покаяния в душе моей сотворенной Тобой, до конца моего успения и даруй многим твою истинною радость. И от прелести защити мя, от мнимой святости. Павел Новгородов 3 апреля 2014, 19:57 Слава и благодарение Господу за всё!
Седмица 5-я Великого поста: сугубая пора покаяния
Четверг Великого Канона. Мариино стояние | Вечером 17 апреля, в канун четверга 5-й седмицы Великого поста, митрополит Кирилл совершил утреню с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Казанском кафедральном соборе. |
Пасхальный канон: объясняем, понимаем | С понедельника по четверг первой седмицы православные христиане прочитывают определенное количество песен, а в четверг пятой седмицы — весь канон целиком. |
Какой сегодня праздник по церковному календарю 2024 - церковный православный календарь на год | Канон прочитывается полностью на утрене четверга (то есть накануне, в среду вечером) пятой недели поста, посвященной преподобной Марии Египетской. |
О молитвенном правиле в дни празднования Святой Пасхи
Накануне субботы 1-й седмицы к нему присоединяется канон святого, случившегося в эту субботу. Великаго канона ирмос: Услыша пророк пришествие Твое, Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой и убояхся, слава силе Твоей, Господи. Канон прочитывается полностью на утрене четверга (то есть накануне, в среду вечером) пятой недели поста, посвященной преподобной Марии Египетской.
Каноны на каждый день седмицы
ПЯТАЯ седмица и Неделя Великого поста характерны тем, что в ЧЕТВЕРГ 5-ой седмицы на утрени прочитывается весь великий канон святого Андрея Критского, который читался по частом в первые четыре дня 1-й седмицы, а также читается житие преп. На нынешней, пятой седмице Великого поста мы встречаем две очень важные службы: это Четверток Великого канона и Похвала Пресвятой Богородицы. 20 марта 2024 года, в среду первой седмицы Великого поста, митрополит Крутицкий и Коломенский Павел совершил чтение третьей части Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и молился за чинопоследованием великого повечерия в.
Богослужения архиерейским чином на Страстной седмице
Аще праведен бяше он и непорочен паче всех, и не убеже ловления льстиваго и сети; ты же грехолюбива сущи, окаянная душе, что сотвориши, аще чесому от недоведомых случится наити тебе? Тело осквернися, дух окаляся, весь острупихся; но, яко врач, Христе, обоя покаянием моим уврачуй, омый, очисти, покажи, Спасе мой, паче снега чистейша. Соделал еси спасение посреде земли, Щедре, да спасемся; волею на Древе распялся еси, Едем затворенный отверзеся, горняя и дольняя тварь, языцы вси спасени покланяются Тебе. Да будет ми купель Кровь из ребр Твоих, вкупе и питие, источившее воду оставления, да обоюду очищаюся, помазуяся и пия; яко помазание и питие, Слове, животочная Твоя словеса. Наг есмь чертога, наг есмь и брака, купно и вечери; светильник угасе, яко безъелейный, чертог заключися мне спящу, вечеря снедеся; аз же по руку и ногу связан, вон низвержен есмь. Чашу Церковь стяжа, ребра Твоя живоносная, из нихже сугубыя нам источи токи оставления и разума, во образ древняго и новаго, двоих вкупе Заветов, Спасе наш. Время живота моего мало, и исполнено болезней и лукавства; но в покаянии мя приими, и в разум призови, да не буду стяжание, ни брашно чуждему, Спасе, Сам мя ущедри. Высокоглаголив ныне есмь, жесток же и сердцем вотще и всуе, да не с фарисеем осудиши мя; паче же мытарево смирение подаждь ми, Едине Щедре, Правосуде, и сему мя сочисли.
Согреших, досадив сосуду плоти моея, вем, Щедре; но в покаянии мя приими, и в разум призови, да не буду стяжание, ни брашно чуждему, Спасе, Сам мя ущедри. Самоистукан бых, страстьми душу мою вредя, Щедре; но в покаянии мя приими, и в разум призови, да не буду стяжание, ни брашно чуждему, Спасе, Сам мя ущедри. Не послушах гласа Твоего, преслушах Писание Твое, Законоположника; но в покаянии мя приими, и в разум призови, да не буду стяжание, ни брашно чуждему, Спасе, Сам мя ущедри. Безплотных жительство в плоти преходящи, благодать, преподобная, к Богу велию воистину прияла еси, верно о чтущих тя предстательствуй. Темже молим тя, от всяких напастей и нас молитвами твоими избави. Великих безместий во глубину низведшися, неодержима была еси; но востекла еси помыслом лучшим к крайней деянми яве добродетели преславно, ангельское естество, Марие, удививши. Андрее, отеческая похвало, молитвами твоими не престай моляся, предстоя Троице Пребожественней, яко да избавимся мучения, любовию предстателя тя божественнаго, всеблаженне, призывающии, Криту удобрение.
И ныне: И раждаеши, и девствуеши, и пребываеши обоюду естеством Дева; Рождейся обновляет законы естества, утроба же раждает нераждающая. Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо елика хощет. Песнь 5 Ирмос: От нощи утренююща, Человеколюбче, просвети, молюся, и настави и мене на повеления Твоя, и научи мя, Спасе, творити волю Твою 2. В нощи житие мое преидох присно; тьма бо бысть и глубока мне мгла, нощь греха; но яко дне сына, Спасе, покажи мя. Рувима подражая, окаянный аз, содеях беззаконный и законопреступный совет на Бога Вышняго, осквернив ложе мое, яко отчее он. Исповедаюся Тебе, Христе Царю: согреших, согреших, яко прежде Иосифа братия продавшии, чистоты плод и целомудрия. От сродников праведная душа связася, продася в работу сладкий, во образ Господень; ты же вся, душе, продалася еси злыми твоими.
Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми, присно беззаконнующи. Аще и в рове поживе иногда Иосиф, Владыко Господи, но во образ погребения и востания Твоего; аз же что Тебе когда сицевое принесу? Моисеов слышала еси ковчежец, душе, водами, волнами носим речными, яко в чертозе древле, бегающий дела горькаго совета фараонитска. Аще бабы слышала еси, убивающая иногда безвозрастное мужеское, душе окаянная, целомудрия деяние; ныне, яко великий Моисей, сси премудрость. Яко Моисей великий египтянина ума уязвивши, окаянная, не убила еси, душе; и како вселишися, глаголи, в пустыню страстей покаянием? В пустыню вселися великий Моисей; гряди убо, подражай того житие, да и в купине Богоявления, душе, в видении будеши. Моисеов жезл воображай, душе, ударяющий море и огустевающий глубину, во образ Креста Божественнаго, имже можеши и ты великая совершити.
Аарон приношаше огнь Богу непорочный, нелестный; но Офни и Финеес, яко ты, душе, приношаху чуждее Богу, оскверненное житие. Яко тяжкий нравом фараону горькому бых, Владыко, Ианни и Иамври душею и телом, и погружен умом, но помози ми. Калом смесихся окаянный умом, омый мя, Владыко, банею моих слез, молю Тя, плоти моея одежду убелив, яко снег. Аще испытаю моя дела, Спасе, всякаго человека превозшедша грехами себе зрю, яко разумом мудрствуяй согреших, не неведением. Пощади, пощади, Господи, создание Твое, согреших, ослаби ми, яко естеством чистый Сам сый Един, и ин разве Тебе никтоже есть кроме скверны. Мене ради Бог сый, вообразился еси в мя, показал еси чудеса, исцелив прокаженныя, и разслабленнаго стягнув, кровоточивыя ток уставил еси, Спасе, прикосновением риз. Кровоточивую подражай, окаянная душе, притецы, удержи ометы Христовы, да избавишися ран и услышиши от Него: вера твоя спасе тя.
Низу сничащую подражай, о душе, прииди, припади к ногама Иисусовыма, да тя исправит, и да ходиши право стези Господни. Аще и кладязь еси глубокий, Владыко, источи ми воду из пречистых Твоих жил, да яко Самаряныня, не ктому пияй жажду, жизни бо струи источаеши. Силоам да будут ми слезы моя, Владыко Господи, да умыю и аз зеницы сердца, и вижду Тя умно, Света Превечна. Несравненным желанием всебогатая, Древу возжелевши поклонитися животному, сподобилася еси желания; сподоби убо и мене улучити вышния славы. Струи Иорданския прешедши, обрела еси покой безболезненный, плоти сласти избежавши; еяже и нас изми твоими молитвами, преподобная. Яко пастырей изряднейша, Андрее премудре, избранна суща тя, любовию велиею и страхом молю, твоими молитвами спасение улучити и жизнь вечную. И ныне: Из Тебе облечеся в мое смешение, нетленная, безмужная Мати Дево, Бог создавый веки, и соедини Себе человеческое естество.
Песнь 6 Ирмос: Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу, и услыша мя от ада преисподняго, и возведе от тли живот мой 2. Слезы, Спасе, очию моею и из глубины воздыхания чисте приношу, вопиющу сердцу: Боже, согреших Ти, очисти мя. Уклонилася еси, душе, от Господа твоего, якоже Дафан и Авирон; но пощади, воззови из ада преисподняго, да не пропасть земная тебе покрыет. Яко юница, душе, разсвирепевшая, уподобилася еси Ефрему; яко серна от тенет сохрани житие, вперивши деянием ум, и зрением. Рука нас Моисеева да уверит, душе, како может Бог прокаженное житие убелити и очистити, и не отчайся сама себе, аще и прокаженна еси. Волны, Спасе, прегрешений моих, яко в мори Чермнем возвращающеся покрыша мя внезапу, яко египтяны иногда, и тристаты. Неразумное, душе, произволение имела еси, яко прежде Израиль: божественныя бо манны предсудила еси безсловесно любосластное страстей объядение.
Кладенцы, душе, предпочла еси хананейских мыслей паче жилы камене, из негоже премудрости река, яко чаша, проливает токи богословия. Свиная мяса и котлы, и египетскую пищу паче небесныя предсудила еси, душе моя, якоже древле неразумнии людие в пустыни. Яко удари Моисей, раб Твой, жезлом камень, образно животворивая ребра Твоя прообразоваше, из нихже вси питие жизни, Спасе, почерпаем. Испытай, душе, и смотряй, якоже Иисус Навин, обетования землю, какова есть, и вселися в ню благозаконием. Востани и побори, яко Иисус Амалика, плотския страсти, и гаваониты, лестныя помыслы присно побеждающи. Преиди времене текущее естество, яко прежде ковчег, и земли оныя буди во одержании обетования, душе, Бог повелевает. Яко спасл еси Петра, возопивша: спаси, предварив мя, Спасе, от зверя мя избави, простер Твою руку, и возведи из глубины греховныя.
Пристанище Тя вем утишное, Владыко, Владыко Христе; но от незаходимых глубин греха и отчаяния мя, предварив, избави. Аз есмь, Спасе, юже погубил еси древле царскую драхму, но вжег светильник Предтечу Твоего, Слове, взыщи и обрящи Твой образ. Да страстей пламень угасиши, слез капли источила еси присно, Марие, душею распаляема, ихже благодать подаждь и мне, твоему рабу. Безстрастие небесное стяжала еси крайним на земли житием, мати; темже тебе поющим страстей избавитися молитвами твоими молися. Критскаго тя пастыря, и председателя, и вселенныя молитвенника ведый, притекаю, Андрее, и вопию ти: изми мя, отче, из глубины греха. Кондак, глас 6 Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися; воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый, и вся исполняяй.
Икос Христово врачевство видя отверсто и от сего Адаму истекающее здравие, пострада, уязвися диавол и, яко бедствуя, рыдаше и своим другом возопи: что сотворю Сыну Мариину, убивает мя Вифлеемлянин, Иже везде сый и вся исполняяй. Разбойника, Христе, рая жителя сотворил еси, на кресте Тебе возопивша: помяни мя; того покаянию сподоби и мене, недостойнаго. Припев: Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. Маноя слышавши древле, душе моя, Бога в явлении бывша и из неплодове тогда приемша плод обетования, того благочестие подражай. Припев: Блажени плачущии, яко тии утешатся. Сампсоновой поревновавши лености, главу остригла еси, душе, дел твоих, предавши иноплеменником любосластием целомудренную жизнь и блаженную. Припев: Блажени кротции, яко тии наследят землю.
Прежде челюстию ослею победивый иноплеменники, ныне пленение ласкосердству страстному обретеся; но избегни, душе моя, подражания, деяния и слабости. Припев: Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Варак и Иеффай военачальницы, судии Израилевы предпочтени быша, с нимиже Деворра мужеумная; тех доблестьми, душе, вмужившися, укрепися. Припев: Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Иаилино храбрство познала еси, душе моя, Сисара древле прободшую и спасение соделавшую древом острым, слышиши, имже тебе крест образуется. Припев: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Пожри, душе, жертву похвальную, деяние, яко дщерь, принеси от Иеффаевы чистейшую и заколи, яко жертву, страсти плотския Господеви твоему.
Припев: Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Гедеоново руно помышляй, душе моя, с небесе росу подыми и приникни, якоже пес, и пий воду, от закона текущую, изгнетением писменным. Припев: Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное. Илии священника осуждение, душе моя, восприяла еси, лишением ума приобретши страсти себе, якоже он чада, делати беззаконная. Припев: Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. В судиях левит небрежением свою жену дванадесятим коленом раздели, душе моя, да скверну обличит от Вениамина беззаконную. Припев: Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на Небесех.
Любомудренная Анна молящися, устне убо двизаше ко хвалению, глас же ея не слышашеся, но обаче неплодна сущи, сына молитвы раждает достойна.
В стихах говорится о важности умения оценивать свою душу, анализировать ее приверженность христианским основам и готовность каяться в содеянном. Людям, которые не часто посещают церковь, довольно сложно понять истинную цель произведения. Придется ознакомиться с Библией, чтобы осознать важность текста. В Великом каноне описываются вкратце многие события из библейских сюжетов. Перед христианином появляется краткое описание становление человеческой души, начиная с момента совершения первого греха и вплоть до умерщвления Сына Божьего. Канон Андрея Критского по дням недели Канон состоит из 250 тропарей. В период четыредесятницы истинные христиане должны пройти обряд очищения и изменения через покаяние в совершенных грехах. Это невозможно без духовного роста, без готовности проанализировать собственные мысли и совершенные поступки. Молитва способна помочь пройти непростой путь раскаявшегося верующего и способна задать тон Великому посту.
Христиане, которые лишь недавно начали посещать церковь, с трудом способны простоять всю службу. Но во время пятой недели во время полного чтения текста канона у всех удивительным образом появляются силы, чтобы остаться до конца богослужения. Каждый из прихожан достигает необходимого духовного уровня.
Преподобная Мария Египетская. Начало XIX в. В старообрядческих храмах данное богослужение является продолжительным и особенно величественным ввиду семичасовой беспрерывной бденной службы и совершения порядка тысячи земных поклонов и метаний.
В соответствии с Церковным уставом, на каждый тропарь и ирмос канона полагается по три поклона «в землю». Общее число земных поклонов только на каноне составляет 798.
Это сегодня может относиться к пасхальным дням и дням воскресным. Доколе с ними жених, не могут поститься». Относительно покаянных чувств, которые считаются неприличными в пасхальные дни, в Библии нет ни слова. Быть может кто-то именно в эти дни впервые услышал о Христе, и душа его рвется к Нему каяться.