— Если в среднем по России от ВИЧ умирают 12,6 человека на 100 тысяч, то в Кемеровской области — 56. В России зарегистрировано 851754 человек с ВИЦ-инфекцией, согласно официальным данным за 2021 год, заявил главный внештатный специалист по ВИЧ-инфекции Минздрава и столичного Департамента здравоохранения.
Что хотите найти?
В медицинском журнале the Lancet опубликовано новое исследование, которое показывает, что люди с ВИЧ, получающие антиретровирусную терапию минимум один год, живут в среднем столько же, сколько и их сверстники без ВИЧ. В январе 2023 года в стране было зарегистрировано 4403 человека с болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека, и бессимптомным инфекционным статусом, вызванным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), в том числе детей в возрасте до 17 лет — 30. В Минздраве России уточнили, что о своём диагнозе не знает каждый одиннадцатый больной ВИЧ-инфекцией россиянин. Интерфакс: За первые шесть месяцев 2023 года в России выявлено около 30 тысяч новых случаев инфицирования ВИЧ, за тот же период 15 тысяч ВИЧ-инфицированных скончались от вируса и других причин, сообщил руководитель специализированного. Количество больных ВИЧ и СПИДом в России, как и количество умерших от заболевания, остается стабильным из года в год. Каждый сотый россиянин болен ВИЧ. Такую статистику представил руководитель специализированного научно-исследовательского отдела эпидемиологии и профилактики СПИД ЦНИИ.
Названы российские регионы, где больше всего заражений ВИЧ и смертей от СПИДа
Источник: Городские порталы Заключенные с ВИЧ 4 ноября Владимир Путин подписал закон, разрешающий призывать по мобилизации осужденных за тяжкие преступления, ранее люди с судимостью получали отсрочку от службы. Руководитель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин, привлекающий к службе в том числе осужденных, отмечал, что проверяет бойцов и не видит «ничего аморального» в найме бойцов с ВИЧ или гепатитом. В российском законодательстве нет ограничений для больных гепатитом С или ВИЧ-инфекцией. Если в каких-то странах есть такие ограничения, то сообщите, пожалуйста, об этом, и заключенные, больные гепатитом и ВИЧ, воевать в эти страны не придут.
Мы с уважением относимся к локальным законодательствам. Не вижу ничего аморального, если солдаты — носители гепатита С и ВИЧ, будут убивать других солдат, не имея информации, были ли те при жизни носителями каких-либо вирусов, — следует из сообщения пресс-службы. На вопрос MSK1.
RU о том, ведется ли в ЧВК учет бойцов с ВИЧ и есть ли них возможность взять с собой лекарства на длительные задания, в пресс-службе компании «Конкорд» ответили, что «не считают целесообразным отвечать» на наши вопросы. А если вирус станет резистентным, то есть устойчивым к препаратам, мы не можем быть уверены, что он не передаст его при условии ранения, при контакте крови с кровью, ранами и прочим. Это касается не только ВИЧ-инфекции, но и вирусного гепатита.
Мы неоднократно писали о том, как родственники отбывающих наказание в различных колониях находили своих близких в отрядах ЧВК. А в четырех российских регионах — Кемеровской, Самарской, Томской области и Ханты-Мансийском автономном округе — по состоянию на конец 2020 года доля заключенных с ВИЧ составляла около четверти, указывал РБК. ВИЧ и гепатит эффективно купируют в колониях, с туберкулезом сложнее.
ВИЧ-инфекция вышла за пределы социальных групп наркозависимых или лиц, имеющих гомосексуальные контакты. В 2022 г. Доля пожилых пациентов возросла, а молодежи в возрасте 15—20 лет снизилась в 2022 г. Можно добавить, что ВИЧ-инфекция остается актуальной медицинской проблемой, несмотря на относительное снижение первичной заболеваемости, растет число пораженных, что требует повышенного внимания от всех медико-социальных служб страны для с этой болезнью.
В ассоциации женщинам дают всю необходимую информацию о беременности с ВИЧ и сопровождают в медицинских и социальных учреждениях. Больше всего новых случаев в 2022 году выявили в Кемеровской 86 на 100 тысяч населения , Томской 85 на 100 тысяч , Иркутской 80 на 100 тыс. Среднероссийский показатель — 39 новых случаев на 100 тысяч населения. В некоторых регионах выросла заболеваемость среди сельского населения, что нехарактерно для ВИЧ-инфекции. Там очень высокая заболеваемость в сельской местности 60—97 случаев на 100 тысяч населения — в большинстве случаев выше, чем среди населения в среднем.
Это значит, что инфекция в этих регионах вышла за пределы уязвимых групп и охватывает все более широкие слои населения. Самая высокая смертность от ВИЧ — в Кемеровской области 46 человек на 100 тысяч населения , Пермском крае 37 на 100 тысяч и Иркутской области 33 на 100 тысяч. Это в разы выше среднероссийского показателя — 11 человек на 100 тысяч. Это смерти непосредственно от ВИЧ или ассоциированных с ним болезней. Но не все люди, живущие с ВИЧ, умирают от него — таких случаев примерно половина. При этом к причинам смерти от ВИЧ относят туберкулез. Если человек постоянно ее принимает, его вирусная нагрузка становится неопределяемой и он не может передать вирус другому человеку. Самая низкая смертность — в Липецкой, Тамбовской и Орловской областях, Карачаево-Черкесии, Тыве, Дагестане и Ингушетии 1 человек на 100 тысяч населения Меньше всего новых случаев — в Калмыкии 4,5 на 100 тысяч , Чечне 5,2 на 100 тысяч , Ингушетии 6,7 , Тыве 9 и Дагестане 10. Что происходит на «новых территориях» На ежегодном форуме по проблеме ВИЧ российский Минздрав впервые раскрыл несколько показателей по ситуации с ВИЧ на «новых территориях».
Однако эти данные не учитывают прерванные беременности и случаи, когда у женщины уже был выявлен ВИЧ до того, как она забеременела.
Такие беременности учитывает Федеральный центр СПИД, и по его оценкам регионов с генерализованной эпидемией больше — 27. В некоторых регионах высокая доля женщин с ВИЧ среди всех прервавших беременность. Сказать, какая доля этих абортов сделаны по желанию женщины, а какая — по медицинским или социальным показаниям, невозможно. Опасна ли беременность с ВИЧ Если женщина не принимает антиретровирусную терапию и не наблюдается у врача, во время беременности или грудного вскармливания вирус может передаться ребенку. Но при соблюдении всех рекомендаций во время беременности и родов вероятность передачи вируса ребенку может быть сведена к нулю. Армения, Беларусь и Молдова первыми в европейском регионе добились элиминации вертикального пути передачи — это значит, что в этих странах не было ни одного случая передачи вируса от матери к ребенку. В ассоциации женщинам дают всю необходимую информацию о беременности с ВИЧ и сопровождают в медицинских и социальных учреждениях. Больше всего новых случаев в 2022 году выявили в Кемеровской 86 на 100 тысяч населения , Томской 85 на 100 тысяч , Иркутской 80 на 100 тыс. Среднероссийский показатель — 39 новых случаев на 100 тысяч населения. В некоторых регионах выросла заболеваемость среди сельского населения, что нехарактерно для ВИЧ-инфекции.
Там очень высокая заболеваемость в сельской местности 60—97 случаев на 100 тысяч населения — в большинстве случаев выше, чем среди населения в среднем. Это значит, что инфекция в этих регионах вышла за пределы уязвимых групп и охватывает все более широкие слои населения. Самая высокая смертность от ВИЧ — в Кемеровской области 46 человек на 100 тысяч населения , Пермском крае 37 на 100 тысяч и Иркутской области 33 на 100 тысяч.
Статистика инфицированных ВИЧ в России
Каждый сотый россиянин болен ВИЧ. Такую статистику представил руководитель специализированного научно-исследовательского отдела эпидемиологии и профилактики СПИД ЦНИИ. В России в 2022 году выросло число заболевших ВИЧ – оно составило 60 тысяч человек, умерли 30 тысяч человек. — Пандемия ВИЧ/СПИД продолжается: в 2022 году в мире заразились вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) 1,3 млн человек.
Актуальные заявления о ситуации с ВИЧ в России и мире
Сайт 74. По словам Маргариты Радзиховской, Челябинская область не первый год входит в число регионов-лидеров по пораженности жителей ВИЧ-инфекцией. Эта ситуация родом из 90-х, когда инфекция преимущественно распространялась среди людей, употреблявших внутривенные наркотики. И сейчас наша область входит в топ-10.
Пораженность ВИЧ-инфекцией на 31 декабря 2022 года составила 794,7 на 100 тыс. Это означает, что каждый семидесятый россиянин в возрасте от 15 до 49 лет имеет ВИЧ-позитивный статус. Заболеваемость ВИЧ-инфекцией отмечена во всех регионах страны. Увеличилась передача ВИЧ-инфекции среди сельских жителей. В этих регионах показатель заболеваемости ВИЧ значительно превысил средний уровень по стране.
Можно встретить такую негативную оценку, что каждый четвертый россиянин не знает о своем заболевании. Я уже упоминал, что мы стали первой страной, которая ввела массовый скрининг на ВИЧ. Он дает возможность выявлять болезнь на ранних стадиях и своевременно начинать лечение, предотвращая развитие ВИЧ-инфекции как для одного конкретного больного, так и для общества, снижая в популяции вирусную нагрузку. Охват тестированием в Российской Федерации в 2021 году составил 28,2 процента населения быстро «оправившись» от ковидного периода, в котором мы сумели достичь минимального снижения , тогда как этот же показатель в странах Европы составляет от 1 до 8 процентов. Доля лиц, выявляемых на поздних стадиях заболевания, в России практически в два раза ниже, чем в странах ЕС.
Это настолько принципиальная разница, что показатели по России фактически стоят особняком от всех остальных стран Европы. Такая система эпидемиологического надзора, как у нас, не налажена ни в одной стране. Кстати, европейские эксперты, даже при таком низком уровне скрининга и доле поздних случаев ВИЧ-инфекции, дают уверенную оценку, что 86 процентов больных ВИЧ-инфекцией в странах ЕС осведомлены о своем ВИЧ-статусе. Поэтому проектирование на базе наиболее достоверных российских статистических данных таких моделей распространения инфекции, в которых, по заявлениям некоторых экспертов, каждый четвертый россиянин якобы не знает о своем заболевании, не может иметь рациональной основы и опять же вызывает вопросы о целях подобного умышленного искажения реальности. А какова вообще ситуация в общемировых масштабах?
Какие страны можно назвать передовыми, а где ситуация, наоборот, хуже всего? В США — не менее двух миллионов случаев. И порядка половины от каждой тотальной цифры — число смертей. В нашей стране, согласно данным, которые публикует Роспотребнадзор, более 1,3 миллиона случаев ВИЧ-инфекции. Статистические формы санитарной службы включают не только умерших от заболевания за весь период наблюдения, но и иностранных граждан, временно пребывающих в стране, а также содержат неизбежное дублирование записей, если ВИЧ-инфицированный человек получает медицинскую помощь в разных учреждениях.
Важно понимать, что каждая страна переживает свой этап развития эпидемического процесса ВИЧ-инфекции. Везде этот биосоциальный вызов наложился на традиционные общественные устои и поведенческие нормы, в том числе обусловленные вероисповеданием. Эти важнейшие факторы в совокупности определяют особенности индивидуальных страновых эпидемиологических показателей. Конечно, все показатели ориентируются на реально живущих в странах инфицированных людей по отношению к здоровому населению. Один из самых низких показателей как по общему числу инфицированных, так и по заболеваемости — в странах Ближнего Востока и Северной Африки.
Самыми пораженными являются страны Тропической Африки. Если опираться на объективные данные, показатель пораженности России ВИЧ-инфекцией сегодня сопоставим с Соединенными Штатами. Для любителей приводить опыт США в пример России хотел бы сразу обозначить несколько примеров для размышления — и сравнить проблемный, по российским меркам, город Кемерово , где с ВИЧ живет 1,25 процента населения, с «избранными» Нью-Йорком 1,5 процента, а в отдельных районах — почти 6 процентов , Вашингтоном 2,5 процента и Сан-Франциско 1,8 процента... И отмечу, что в 2021 году рост заболеваемости в Сан-Франциско по сравнению с 2020 годом составил 16 процентов, тогда как в Москве наблюдается снижение на 5,2 процента. Тогда перейдем к российским регионам.
Где в России сегодня обстановка наиболее напряженная, а где дела лучше всего? И с чем вы это связываете? Сегодня мы пока еще имеем дело с историческим наследием в плане диапазона показателей пораженности ВИЧ-инфекцией в российских федеральных округах. Таким образом, сверхвысокие и высокие показатели характерны для регионов с неблагоприятной наркологической ситуацией. Это Урал, Сибирь и Поволжье.
А Северо-Кавказский округ является наименее пораженной территорией — причем не только России, но и Европы Важно, что все субъекты страны следуют ежегодному устойчивому тренду на снижение заболеваемости, то есть ответственно подходят к реализации предусмотренных Госстратегией-2030 региональных планов, нацеленных в том числе на минимизацию причин неблагополучия регионов.
Если сравнить это число с количеством пациентов на диспансерном учете, то видно, что каждый пациент может быть обследован на вирусную нагрузку менее двух раз. Если считать только пациентов, которые получают антиретровирусную терапию, то в целом двукратного тестирования достаточно. Однако в данном случае не учитывая пациенты, которым только начинают терапию и которые могут потребовать до шести тестирований в год. Поскольку ежегодно в России регистрируется порядка 70—80 тысяч новых случаев заражения, то дефицит тестов на вирусную нагрузку может составлять около 350 тысяч определений. Таким пациентом необходимо менять терапию, нужны дополнительные исследования на вирусную нагрузку. Все производители наборов используют две мишени, вторая — это LTR. Также у всех американских наборов одинаковая чувствительность, а вот российские производители предлагают разные объемы выделения с разной чувствительностью. По мнению докладчицы, практика выделения из небольшого объема плазмы ведет к недооценке продолжающейся виремии и к лекарственной устойчивости. Есть дефицит тестов на вирусную нагрузку, а также есть сильная зависимость от американских производителей, поэтому актуальность разработки новых наборов не уменьшилась, а скорее увеличилась за последние годы.
Основа любого ПЦР-набора — это правильный выбор праймеров. Распространенность разных генотипов в мире сильно различается по регионам, если в мире доминирует генотип B, то в России — A. В базах данных есть перекос в сторону генотипов B и C. При разработке новых наборов и выборе праймеров важно обращать внимание на то, насколько хорошо представлены в выборке последовательности вирусов, циркулирующие на данной конкретной территории. В настоящее время все наборы, которые есть в России, используют две мишени, одна из которых — LTR. В базах данных последовательностей LTR в 3—6 раз меньше, чем последовательностей гена полимеразы. С такую область консервативной нельзя назвать по той причине, что доля секвенированных последовательностей крайне мала. Более того, никто реально не показал, что добавление праймеров LTR помогло выявить какие-то дискордантные образцы. Согласно сайту Международной коалиции по готовности к лечению, в 2020—2021 годах закупалось чуть более 7000 тестов на резистентность, причем более 5000 приходилось на систему Abbott, которая на сегодняшний день не производится и не продается. Это подтверждается и данными сайтов госзакупок.
В 2023 году до начала сентября было закуплено порядка 2500 тестов только под маркой «АмплиСенс». Самые большие объемы закупки антиретровирусных препаратов приходится на ингибиторы интегразы, однако в подавляющем большинстве случаев за развитием устойчивости к ингибиторам интегразы никто не следит. Необходима разработка новых доступных тестов для определения вирусной нагрузки ВИЧ и определения лекарственной устойчивости. Нужно информировать специалистов о необходимость тестирования на лекарственную устойчивость и усиливать надзор за распространением лекарственного устойчивости. Елена Гасич, д. Республика Беларусь занимает шестое место в Европе по распространенности ВИЧ-инфекции на 100 тысяч человек. За весь период наблюдения с 1987 года зарегистрирован 34 751 случай ВИЧ-инфекции, из них 9 910 случаев закончились летальным исходом. На данный момент на территории страны проживает 24 841 человек с ВИЧ-инфекцией. С 2013 года отмечался выраженный рост случаев ВИЧ-инфекции, связано это с изменением в потреблении наркотиков. В 2017—2019 годах отмечалось некая стабилизация, снижение регистрации новых случаев в 2020—2021 годах, а в 2022 году — увеличение по сравнению с 2021 годом.
Падение связано с несколькими причинами. В 2018 году начали лечить всех пациентов, независимо от уровня CD-клеток, и свою роль сыграла пандемия, был ограничен доступ к тестированию, и работа всех специалистов была переключена на решение проблемы коронавирусной инфекции. Предполагается, что количество невыявленных случаев в стране остается минимально. Связано это с историей развития эпидемии. Если посмотреть по показателю заболеваемости, то в Гомельской области он почти два раза выше, чем в целом по стране. В этих же регионах и в настоящее время регистрируется большее количество случаев. По возрасту большее количество случаев выявляется в группе 35—39 лет. На протяжении последних лет наблюдается снижение заболеваемости в группе 20—29 лет и увеличение в группе 40—49 лет. Доминирует A6-субтип. В 1996-2015 годах не наблюдалось массовых завозов ВИЧ, происходит внутреннее распространение.
В стране определяется лекарственная устойчивость к ингибиторам протеазы, нуклеозидным и ненуклеозидным ингибиторам обратной транскриптазы и ингибиторам интегразы.
В Югре выросло число зараженных ВИЧ
«Реальное число ВИЧ-инфицированных в России может достигать полутора миллионов человек. По данным Минздрава, в России сегодня живут с вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) чуть более 850 тысяч человек. В прошлом году число заболевших вирусом иммунодефицита человека составило 60 тысяч человек, при этом 30 тысяч заболевших — умерли. — Пандемия ВИЧ/СПИД продолжается: в 2022 году в мире заразились вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) 1,3 млн человек. Для людей с ВИЧ имеет значение количество клеток CD4 или Т-лимфоцитов — белых клеток крови, которые отвечают за «опознание» различных болезнетворных бактерий, вирусов и грибков, которые должны уничтожаться иммунной системой. Сегодня в России меньше 900 тысяч больных ВИЧ-инфекцией.