25 июня 2022 года, Буюкеджели, Турция – Устройство локализации расплава (УЛР, или «ловушка расплава») установлено в проектное положение в шахту реактора энергоблока № 3.
Ловушка расплава поступит на АЭС "Пакш-2" весной 2024 года - Лихачев
Первый крупный элемент оборудования для АЭС "Пакш-2" в Венгрии - ловушка расплава - будет изготовлен в России на предприятиях Росатома и поступит на станцию весной 2024 года. Об этом сообщил в беседе с журналистами на стройплощадке в Пакше генеральный директор российской госкорпорации Алексей Лихачев.
Проект ЛАЭС-2 предусматривает четыре активных канала систем безопасности дублирующих друг друга , ловушку расплава, а также некоторые другие устройства. Ни одна из действующих атомных станций не оснащена подобной конфигурацией систем безопасности. Устройство локализации расплава ловушка расплава — это устройство, заполняемое специальным, т. Еще одна очень важная функция УЛР — обеспечение подкритичности расплава.
Расплавленное топливо и обломки элементов конструкции реактора находятся в таких условиях в корпусе УЛР, при которых невозможно образование цепной реакции УЛР — своего рода последняя гарантия безопасности станции для окружающей среды в случае, если все многочисленные системы безопасности вдруг не сработают. Ловушка расплава разработана российскими проектировщиками и конструкторами в 2004 году. По свидетельству ведущих мировых экспертов, Тяньваньская АЭС на сегодня является одной из самых надежных и безопасных станций в мире.
Корпус устройства должен выдерживать экстремальное термическое воздействие, высокие статические и ударные нагрузки. Температура кориума, то есть раскалённого лавоподобного материала, превышает несколько тысяч градусов. Отчасти это связано с недостатком или отсутствием данных о механических свойствах низкоуглеродистых сталей в экстремальных температурно-силовых условиях.
Расплав, прожёгший корпус реактора, поступает в предловушку, а затем по наклонной поверхности поступает в помещение растекания, и должен, по концепции ловушки, растечься по помещению тонким слоем и закристаллизоваться. Также применяется в реакторах SNR-300 англ.
На блоке № 4 АЭС «Аккую» (Турция) завершена установка ловушки расплава
До второй половины декабря части ловушки расплава будут находиться на специально подготовленной бетонной площадке. Они обладают улучшенными технико-экономическими показателями. Срок службы основного оборудования увеличился в 2 раза. Застройщик — технический заказчик объекта — АО «Концерн Росэнергоатом».
Доставка ловушки — это целый комплекс особых мероприятий.
Как в среду, 18 ноября, сообщили корреспонденту 47News в группе по связям с общественностью ОАО «СпбАЭП», для транспортировки ловушки расплава был разработан специальный маршрут: от Балтийского завода ловушку по Финскому заливу доставят до пирса, расположенного на территории Соснового Бора. В этой связи были проведены специальные гидрологические исследования. Предусмотрены любые варианты развития событий, в том числе возможность шторма. Специально для приема ловушки в Сосновом Бору были построены новые объекты инфраструктуры.
Его размеры довольно внушительны: 100 метров вдоль линии моря и 70 в глубину», — поясняет Резников. В целом, все работы по маршруту доставки ловушки расплава на стройплощадку выполнены в срок».
Это технология новейшего поколения, которая уже имеет референции и успешно работает. В России работает четыре блока с реакторами этого поколения: по два реактора — на площадке Нововоронежской и Ленинградской атомных электростанций. Сооружение АЭС осуществляется в соответствии с пакетом контрактов, вступивших в силу 11 декабря 2017 года. Согласно контрактным обязательствам российская сторона не только построит станцию, но и осуществит поставку российского ядерного топлива на весь жизненный цикл атомной электростанции, а также окажет египетским партнерам помощь в обучении персонала и поддержку в эксплуатации и сервисе станции на протяжении первых 10 лет ее работы. В рамках еще одного соглашения российская сторона построит специальное хранилище и поставит контейнеры для хранения отработавшего ядерного топлива. Всего АО «Тяжмаш» отправит в Египет четыре аналогичных изделия.
Устройство состоит из трех частей: корпус, ферма-консоль, направляющую плиту. Его общий вес - 381 тонна: направляющая плита весит 97 тонн, ферма-консоль с диаметром 9,5 метров — 145 тонн, корпус ловушки высотой 5,8 метров — 139 тонн. Для станции замещения ловушку изготовило Курчатовское предприятие АО «Энерготекс». На время перевозки крупногабаритного оборудования трассу Иванино — Макаровка перекрыли для автомобильного движения во всех направлениях.
На первом энергоблоке АЭС «Эль-Дабаа» начали монтировать ловушку расплава
так называемая "ловушка расплава" прибыло на площадку строительства станции 20 ноября. ОАО «Атомэнергопроект» (Москва) представил турецким специалистам усовершенствованное устройство локализации расплава («ловушку расплава») для АЭС «Аккую». По окончании работ вес «ловушки расплава» вместе с внутренним оснащением составит 668 тонн. Ловушка расплава – один из элементов безопасности атомного энергоблока. Устройство локализации расплава активной зоны (УЛР), разработанное Санкт-Петербургским институтом «Атомэнергопроект» — это одно из технических средств пассивной защиты. Устройство локализации расплава (ловушка расплава) является своеобразной подушкой безопасности для АЭС.
На энергоблоке № 8 АЭС «Тяньвань» установлен корпус «ловушки расплава»
Госкорпорация "Росатом" изготовила важный элемент безопасности ядерного реактора, ловушку расплава, которая вскоре будет доставлена в Венгрию для установки на строящейся атомной. 25 июня 2022 года, Буюкеджели, Турция – Устройство локализации расплава (УЛР, или «ловушка расплава») установлено в проектное положение в шахту реактора энергоблока № 3. «На Блоке №4 АЭС «Аккую» установлено в проектное положение устройство локализации расплава (УЛР, «ловушка расплава»)», — сообщили «РИА Новости» в пресс-службе. «Ловушка расплава» – важный элемент превентивной системы обеспечения безопасности запроектных аварий.
На Курскую АЭС-2 привезли уникальное устройство локализации расплава
На первом энергоблоке АЭС «Эль-Дабаа» начали монтировать ловушку расплава | говорится в сообщении. |
На стройплощадке блока № 3 АЭС «Аккую» установлена в проектное положение «ловушка расплава» | «Ловушка расплава – уникальная разработка российских атомщиков и одна из важнейших систем безопасности АЭС. |
Балтийский завод изготовил ловушку расплава для ЛАЭС-2 | ОАО «Атомэнергопроект» (Москва) представил турецким специалистам усовершенствованное устройство локализации расплава («ловушку расплава») для АЭС «Аккую». |
В Волгодонске началась отгрузка ловушки расплава для блока №2 Белорусской АЭС. | Для этого объекта сызранский завод изготавливает ловушки расплава, оборудования шахты реактора, шахт ревизии и гидроамортизаторы. |
На Курскую АЭС-2 привезли уникальное устройство локализации расплава
член Ассоциации СРСО. Новости. 23 марта 2023. Торжественная приемка ловушки расплава состоялась на площадке АЭС "Эль-Дабаа". Во время эксплуатации АЭС «ловушка расплава» заполнена специальными материалами, при взаимодействии с которыми расплав активной зоны теряет часть накопленного тепла. Ловушка расплава разработана российскими проектировщиками и конструкторами в 2004 году. По окончании монтажа вес «ловушки расплава» вместе с внутренним оснащением составит 668 тонн.
«Энерготекс» изготовил ловушку расплава для Курской АЭС 2
Сийярто уточнил, что создание корпуса реактора новой станции начнется в апреле, а ловушка для него будет доставлена осенью. Напомним, согласно подписанному Россией и Венгрией графиком строительства, "Пакш-2" должна быть построена в начале 2030-х годов. Первый бетон на объекте должен быть залит уже в 2025 году.
Монтаж ловушки на втором энергоблоке АЭС «Аккую» намечен на ноябрь 2020 года. По окончании монтажа вес «ловушки расплава» вместе с внутренним оснащением составит 668 тонн. Сейчас специалисты предприятия заняты предварительной проработкой технической документации на оборудование, после чего она будет запущена в производство. Сотрудничество «Тяжмаша» с заказчиком по проекту «Аккую» началось в апреле 2015 года.
На время перевозки оборудования трассу Иванино - Макаровка перекрыли для автомобильного движения во всех направлениях. Водителям-экспедиторам помогали операторы, которые осуществляли координацию прохождения сложных участков пути: поворотов, моста через реку Сейм, проезда под высоковольтными линиями электропередач.
Это уникальное ноу-хау российских атомщиков, которое обеспечивает безопасность для окружающей среды и человека при любых сценариях работы АЭС. УЛР - один из главных элементов пассивной системы безопасности. Высота корпуса "ловушки" составляет 6,14 м, диаметр - 5,83 м. Во время эксплуатации АЭС "ловушка расплава" заполнена специальными материалами, при взаимодействии с которыми расплав активной зоны теряет часть накопленного тепла. Химические процессы, возникающие при таком взаимодействии, создают условия для удержания расплава и его охлаждения.
На стройплощадку Курской АЭС-2 доставлена «ловушка расплава»
Ловушка расплава — это конусообразная металлическая конструкция общим весом более 800 тонн, которая располагается на дне шахты реактора. Доставка ловушки — это целый комплекс особых мероприятий. Как в среду, 18 ноября, сообщили корреспонденту 47News в группе по связям с общественностью ОАО «СпбАЭП», для транспортировки ловушки расплава был разработан специальный маршрут: от Балтийского завода ловушку по Финскому заливу доставят до пирса, расположенного на территории Соснового Бора. В этой связи были проведены специальные гидрологические исследования. Предусмотрены любые варианты развития событий, в том числе возможность шторма. Специально для приема ловушки в Сосновом Бору были построены новые объекты инфраструктуры. Его размеры довольно внушительны: 100 метров вдоль линии моря и 70 в глубину», — поясняет Резников.
Впервые ловушка расплава была установлена на первой очереди Тяньваньской АЭС в Китае, построенной по российскому проекту. АЭС "Сюйдапу" — новый проект сотрудничества России и Китая в области атомной энергетики, расположенный в городе Хулудао провинция Ляонин. В соответствии с контрактами российская сторона будет проектировать "ядерный остров" станции, поставит ключевое оборудование ядерного острова для обоих энергоблоков, окажет услуги по авторскому надзору, шеф-монтажу, шеф-наладке поставленного оборудования.
Промышленный комплекс Курской области на подъеме! Это 110-тонная направляющая плита и 209-тонная ферма-консоль с диаметром 9,5 метра, а также корпус «Ловушки» — нижняя деталь конструкции высотой 6,5 метра и весом 168 тонн. Специально для транспортировки крупногабаритных деталей трасса «Иванино—Макаровка» в Курчатовском районе была перекрыта для автомобильного движения во всех направлениях.
О том, что это за проекты и каковы перспективы их внедрения, нам рассказал начальник группы ОКБ «Гидропресс» Станислав Пантюшин. Текст: Александр Южанин ОКБ «Гидропресс» разработало два проекта, позволяющих существенно повысить безопасность действующих АЭС и в случае возникновения тяжелой аварии не допустить развития ситуации, подобного тому, что произошло на АЭС «Фукусима-1». Задача этих конструкций — удержание расплава топлива внутри корпуса реактора в случае возникновения тяжелой аварии. Впервые о разработке подобных устройств российские атомщики задумались после чернобыльской аварии, послужившей причиной для пересмотра нормативов безопасности и осознания необходимости управления тяжелыми авариями. В результате анализа конструкций действующих энергоблоков специалисты констатировали, что в случае подобной аварии расплав прожжет корпус реактора, затем — защитную оболочку и уйдет в грунт. Тогда и родилась идея локализовать расплавившуюся активную зону в пределах корпуса реактора, играющего роль естественного защитного барьера. Предполагалось создать систему циркуляции воды, заливающей корпус реактора снаружи для его охлаждения и предотвращения проплавления, рассказывает С. В свое время, эта идея нашла отражение и в проекте ВВЭР-640, предусматривавшем наличие подобного механизма. После этого можно приступить к модернизации оставшихся 440-х, а закончив с ними, перейти к оборудованию системами локализации расплава действующих ВВЭР-1000», — рассказывает собеседник «Атомного эксперта». Идея довольно проста. В пределах реакторного отделения устанавливаются емкости или используются имеющиеся в проекте с запасом воды, соединенные через вентиляционные каналы с бетонной шахтой, в которой находится корпус реактора. В случае аварии открывается вентиль, вода затопляет корпус, и расплавленная активная зона через корпус отдает тепло воде.