Трагически погиб народный артист СССР Анатолий Папанов. Папанов загадка смерти Папанова известнейшего и любимого актера до сих пор не раскрытая и остается много неясного,отчего и почему умер любимый момент смерти у него были 9 тысяч рублей,а по тем временам -это достаточно большие деньги. один из тех актёров, которые знали, что такое война, не по участию во фронтовых агитбригадах, не по съёмкам в военном кино, а по личному опыту жизни в окопах, по ежесекундному дыханию смерти на поле боя. Военный трибунал. Анатолий Дмитриевич Папанов и его близкий товарищ Абрам Наумович Рафаевич, также известный как Алик Рафаевич, были осуждены военным трибуналом на 6 лет за самовольную отлучку. Официальной причиной смерти Анатолия Папанова назван сердечный приступ. По самой распространенной версии, актеру стало плохо из-за холодного душа. В то время в доме отключали горячую воду.
«Ругать умел только равного»: как жил и умер Анатолий Папанов
Анатолий Папанов родился в городе Вязьме Смоленской области в семье военнослужащего. Анатолий Папанов ушел на фронт в числе первых. Анатолий Папанов родился в городе Вязьме Смоленской области в семье военнослужащего. один из тех актёров, которые знали, что такое война, не по участию во фронтовых агитбригадах, не по съёмкам в военном кино, а по личному опыту жизни в окопах, по ежесекундному дыханию смерти на поле боя.
Мистика в жизни актера Анатолия Папанова
В эти дни в Москве, как обычно летом, отключили горячую воду, о чем Анатолию Дмитриевичу сообщил лифтер. По словам Елены Папановой, отец, скорее всего, начал принимать холодный душ и у него произошел спазм сердца. Обеспокоенные пропажей Папанова коллеги и родные стали искать актера. Зять Папанова Юрий приехал в Москву и попытался открыть дверь квартиры, однако ему это не удалось, так как Анатолий Дмитриевич всегда закрывал дверь на защелку. Тогда зять перелез через соседний балкон и сумел попасть в квартиру, расположенную на 13 этаже, где и обнаружил Анатолия Дмитриевича мертвым в ванной.
Супруги часто ссорились из-за сложного характера артиста. Сильно влияла на настроение Папанова ситуация с работой: когда Каратаева стала ведущей актрисой театра, муж по-прежнему довольствовался эпизодическими ролями. Из-за невостребованности Анатолий Дмитриевич впал в депрессию и начал пить. Будучи нетрезвым, он вступал в перепалки даже с сотрудниками милиции. Переломный момент в жизни актера наступил с рождением дочери Елены: как раз тогда он получил первую крупную роль, не сомневаясь, что наследница принесла ему удачу. Артист собрал волю в кулак и резко отказался от алкоголя. А еще у него за внешней мягкостью скрывалась громадная сила воли. Как-то раз он сказал мне: «Все, я не пью больше». И как отрезал. Фуршеты, банкеты — он ставил себе только «боржоми», — отмечала жена Папанова. Дочь Анатолия Папанова тоже стала актрисой С годами супруги научились совмещать карьеру и дом, даже постоянные приглашения, поступавшие Папанову от режиссеров, не могли надолго разлучить влюбленных. Надежда Каратаева играла в театре и изредка снималась для телеспектаклей, а в «Гнезде глухаря» работала в паре с мужем. Актриса гордилась избранником и особенно ценила его отношение к нарастающей популярности. Не было у него и звездной болезни. Случалось, мы с театром выезжали куда-нибудь. Все всегда старались в автобусе сесть на первые места, где поменьше трясло. Он, чтобы никого не беспокоить, садился сзади. Чего он не терпел, так это наглости и панибратства. Многие актеры после спектаклей на гастролях старались затащить его в ресторан. Папанов мягко, но непоколебимо отказывался, уединяясь в номере с кипятильником и книжкой или тайком уходя в народ, в поисках своих будущих героев», — вспоминала супруга артиста. Надежда считала Анатолия Дмитриевича прекрасным семьянином. За 43 года совместной жизни он ни разу не дал жене повода усомниться в безграничной верности. Актер души не чаял в дочери и признавался, что стал еще счастливее, только когда та родила двух девочек, Машу и Надю. Заботливый муж, отец и дедушка — таким семья помнит Папанова. Друзья советовали артисту уйти в другое учреждение, но, как и в вопросах брака, Папанов оставался однолюбом. Какой же я буду сволочью, если брошу его», — рассуждал актер.
Из всего подразделения уцелел только он, заработав серьезное ранение. Он слезно умолял комиссию взять его, обещав, что избавится от хромоты. И ему это сделать удалость. После Великой Отечественной войны дефицит молодых и трудоспособных мужчин был во всех отраслях. Поэтому Анатолия Дмитриевича взяли. Студент потратил много времени, чтобы поставить речь. Поначалу играл он эпизодические роли. Но Папанов верил, что крупные режиссеры его еще заметят. И артист был прав. В фильмографии артиста более восьмидесяти известных кинолент. Актёр нам запомнился своими шедевральными ролями и фразами его героев, которые сразу улетали в народ. Кстати, известный эпизод в "Бриллиантовой руке", где Папанов кричит "идиот!
Чего он не терпел, так это наглости и панибратства. Многие актеры после спектаклей на гастролях старались затащить его в ресторан. Папанов мягко, но непоколебимо отказывался, уединяясь в номере с кипятильником и книжкой или тайком уходя в народ, в поисках своих будущих героев», — вспоминала супруга артиста. Надежда считала Анатолия Дмитриевича прекрасным семьянином. За 43 года совместной жизни он ни разу не дал жене повода усомниться в безграничной верности. Актер души не чаял в дочери и признавался, что стал еще счастливее, только когда та родила двух девочек, Машу и Надю. Заботливый муж, отец и дедушка — таким семья помнит Папанова. Друзья советовали артисту уйти в другое учреждение, но, как и в вопросах брака, Папанов оставался однолюбом. Какой же я буду сволочью, если брошу его», — рассуждал актер. Зато в кинокарьере у Анатолия Дмитриевича все складывалось удачно: за фильм «Отцы и деды» он получил премию за лучшую мужскую роль. Кроме того, в последний год жизни он исполнил давнюю мечту, самостоятельно поставив в театре пьесу Максима Горького. От участия в проекте его отговаривали по двум причинам: из-за занятости в ГИТИСе и суеверий, ведь герой Папанова по прозвищу Копалыч умирает ближе к финалу фильма. Съемки были долгими, но прошли успешно, и по окончании работы Анатолий Дмитриевич вернулся в Москву. По стечению обстоятельств никого не оказалось дома: жена находилась с театром на гастролях в Риге, а дочь — на даче. Погода стояла жаркая, и актер решил искупаться, но горячую воду как раз отключили. Без тени сомнения, он залез под холодную струю. Звезда «Бриллиантовой руки» раньше часто принимал контрастный душ, но на этот раз, видимо, сказались стрессы и усталость, и его сердце не выдержало. Зять через соседскую лоджию попал в нашу квартиру и обнаружил его в ванной. Диагноз врачей — острая сердечная недостаточность», — рассказывала Каратаева. Сцену, где Анатолий Папанов произносит знаменитую фразу про жизнь, продублировали в самом конце фильма Он умер в одиночестве, под каскадом ледяной воды. Уход артиста стал неожиданностью для семьи, ведь он никогда особо не жаловался на здоровье, давно бросил пить и курить. С горечью жена и дочь осознали, что, окажись кто-то дома в тот роковой день 5 августа, можно было вовремя вызвать скорую и спасти звезду кино. Но родным остались лишь воспоминания об Анатолии Папанове. Взяли фонари и пошли в десять часов вечера собирать яблоки в темноте. Шел снег, а мы все собирали и собирали яблоки. Это одно из самых ярких воспоминаний об отце, потому что в тот год, точнее, уже на следующий, он умер», — рассказывала Елена Папанова в программе «Наши люди».
Папанов причина смерти
Смерть Анатолия Папанова: встал под ледяную воду. В августе 1987-го он вернулся в Москву с непростых съемок фильма «Холодное лето пятьдесят третьего». Анатолий Дмитриевич скончался 5 августа 1987 года в своей московской квартире от остановки сердца, принимая холодный душ. "Предчувствие беды": Вскрылись обстоятельства внезапной смерти Папанова. один из тех актёров, которые знали, что такое война, не по участию во фронтовых агитбригадах, не по съёмкам в военном кино, а по личному опыту жизни в окопах, по ежесекундному дыханию смерти на поле боя. Платформа "Смотрим" собрала фильмы и спектакли с участием Анатолия Папанова, а также интересные программы о нем. Анатолий Папанов родился в городе Вязьме Смоленской области в семье военнослужащего.
«Кто заказывал такси на Дубровку?»: лучшие роли Анатолия Папанова
Тегикак умер папанов, андрей папанин, театр советник, включи бутырку. Анатолий Папанов ушел на фронт в числе первых. Анато́лий Дми́триевич Папа́нов — советский актёр театра и кино, театральный педагог и режиссёр; народный артист СССР (1973).
Анатолий Папанов - биография, новости, личная жизнь
Мы любим его за роли в кинокартинах «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Берегись автомобиля», «Белорусский вокзал». Этот список можно продолжать, на его счету 48 спектаклей и 70 кинолент. Анатолий Дмитриевич вкладывал душу в свои роли, но никогда не распространялся о годах в армии. Ведь на 21 году жизни он получил инвалидность в бою. И был осужден военным трибуналом на 6 лет. Видел, как люди седели за одну ночь В интернете и у блогеров, переписывающих тексты друг у друга, указано, что Анатолий Дмитриевич призван то в 1940 году, то 22 июня 1941 года, то еще когда-то. ZOMG Teh Drama работает с документами и первоисточниками, поэтому мы знаем — Папанов призван 12 августа 1941 года и направлен в 72-й запасной стрелковый полк в городе Пугачев Саратовской области.
В 30-градусную жару актер ходил по улицам в длинном плаще с поднятым воротником, надвинутой на лоб кепке и в темных очках — чтобы его не узнавали и не приставали с панибратским предложением выпить за встречу. Актер выходил из себя, когда на улицах ему вслед кричали: «Усе, шеф! Волк пошел!
Наверное, настоящим он оставался только в фильмах о войне — «Живые и мертвые», «Белорусский вокзал». При этом даже из-за комедийных ролей он очень переживал и каждый раз боялся сорвать премьеру в театре. Ну, представьте, не дотянул я в драматической роли. Не заплакал зритель! И что с того? А если я вышел со смешным монологом или сценой и зритель не рассмеялся — это же настоящий провал», — объяснял Папанов. Только ей он мог признаться в том, что в душе он — лирик. Никто не знал о том, что актер очень любил стихи и даже сам писал поэмы. Понравилась статья?
Тогда поддержи нас, жми:.
Потом его позвали в московский Театр сатиры, на сцену которого актер выходил почти 40 лет, сыграв почти 50 ролей. Слава в кино пришла к нему не сразу, а только на 41-м году жизни. Зато количеству его ролей в популярнейших фильмах можно только позавидовать. Но была у актера большая проблема в семье.
Жена очень долго боролась с его пристрастием к алкоголю. Папанов пил много и не один год. Супруга не раз плакала и, не выдерживая, прогоняла его к матери, а та отправляла обратно с советом попросить прощения. Актер мог исчезнуть на несколько дней или оказаться в другом городе. По слухам, однажды он даже попал в отделение, когда в пьяном виде устроил "разборки" с милиционером. Бросил пить Анатолий Дмитриевич неожиданно, в 1973 г.
Как ему это удалось, никто не знал.
Дочь Анатолия Папанова тоже стала актрисой С годами супруги научились совмещать карьеру и дом, даже постоянные приглашения, поступавшие Папанову от режиссеров, не могли надолго разлучить влюбленных. Надежда Каратаева играла в театре и изредка снималась для телеспектаклей, а в «Гнезде глухаря» работала в паре с мужем. Актриса гордилась избранником и особенно ценила его отношение к нарастающей популярности.
Не было у него и звездной болезни. Случалось, мы с театром выезжали куда-нибудь. Все всегда старались в автобусе сесть на первые места, где поменьше трясло. Он, чтобы никого не беспокоить, садился сзади.
Чего он не терпел, так это наглости и панибратства. Многие актеры после спектаклей на гастролях старались затащить его в ресторан. Папанов мягко, но непоколебимо отказывался, уединяясь в номере с кипятильником и книжкой или тайком уходя в народ, в поисках своих будущих героев», — вспоминала супруга артиста. Надежда считала Анатолия Дмитриевича прекрасным семьянином.
За 43 года совместной жизни он ни разу не дал жене повода усомниться в безграничной верности. Актер души не чаял в дочери и признавался, что стал еще счастливее, только когда та родила двух девочек, Машу и Надю. Заботливый муж, отец и дедушка — таким семья помнит Папанова. Друзья советовали артисту уйти в другое учреждение, но, как и в вопросах брака, Папанов оставался однолюбом.
Какой же я буду сволочью, если брошу его», — рассуждал актер. Зато в кинокарьере у Анатолия Дмитриевича все складывалось удачно: за фильм «Отцы и деды» он получил премию за лучшую мужскую роль. Кроме того, в последний год жизни он исполнил давнюю мечту, самостоятельно поставив в театре пьесу Максима Горького. От участия в проекте его отговаривали по двум причинам: из-за занятости в ГИТИСе и суеверий, ведь герой Папанова по прозвищу Копалыч умирает ближе к финалу фильма.
Съемки были долгими, но прошли успешно, и по окончании работы Анатолий Дмитриевич вернулся в Москву. По стечению обстоятельств никого не оказалось дома: жена находилась с театром на гастролях в Риге, а дочь — на даче. Погода стояла жаркая, и актер решил искупаться, но горячую воду как раз отключили. Без тени сомнения, он залез под холодную струю.
Звезда «Бриллиантовой руки» раньше часто принимал контрастный душ, но на этот раз, видимо, сказались стрессы и усталость, и его сердце не выдержало. Зять через соседскую лоджию попал в нашу квартиру и обнаружил его в ванной. Диагноз врачей — острая сердечная недостаточность», — рассказывала Каратаева.
ПАПАНОВ АНАТОЛИЙ
Остальные ответы Ушел из жизни 5 августа 1987 года на 65-м году, в своей квартире от сердечного приступа, принимая холодный душ в это время в доме была отключена горячая вода. Розетки внутри самих ваннах никогда не устанавливали в домах, только снаружи.
В качестве материала для своей первой режиссерской работы Папанов выбрал пьесу М. Горького «Последние».
Умер 5 августа 1987 года в своей квартире от сердечного приступа, принимая холодный душ в это время в доме была отключена горячая вода. В момент смерти никого не оказалось рядом. Жена Надежда Каратаева рассказывала: "Он умер в ванной, принимая душ.
Меня в это время дома не было, я была на гастролях в Риге. Муж приехал в Москву из Петрозаводска, где закончил сниматься в фильме «Холодное лето 53-го». Сначала он хотел сразу поехать в Ригу, но потом передумал.
Решил на денек заехать в Москву. Он хотел посмотреть, как устроили в общежитии его студентов. Беспокоился, как разместились ребята.
Когда он приехал в Москву, то, естественно, захотел принять душ. Но в доме была отключена горячая вода. Он полез под холодную.
И сосуды не выдержали. Врачи поставили диагноз: сердечно-сосудистая недостаточность. Толя не приехал в условленный день в Ригу.
Я забеспокоилась, позвонила дочери и зятю. Зять полез через соседскую лоджию в нашу квартиру. И обнаружил Толю сидящим в ванной, его голова была уронена на колени, из душа лилась вода...
Зять позвонил в милицию. Приехали милиционеры, врач, санитары. Толю вынесли на простынях.
Почему-то на носилках не стали выносить". Хоронили артиста в закрытом гробу. В 1992 году на могиле установлен памятник скульптор Д.
Народицкий, архитектор Ю. Могила Анатолия Папанова Анатолий Папанов об актерской профессии: Каждая новая роль для артиста - «езда в незнаемое». Конечно, не следует обольщаться и думать, что возможностям нет границ.
Но беда, когда режиссер постоянно использует лишь какие-то определенные грани актерского дарования, какие-то привычные краски. Это обкрадывает, обедняет артиста, да и режиссеру не приносит большой творческой радости. Какая уж тут радость - идти проторенной дорогой!
Ведь искусство - это открытие. И, как всякое открытие, дается нелегко. Мне кажется, жизнь артиста немыслима без арсенала средств, в основе которых лежат наблюдение и накапливание деталей.
Неизвестно, в какой роли они пригодятся, но они всегда должны быть под рукой. Беден тот актер, который не наполнен деталями. В этом отношении актера можно сравнить с сапожником.
Неизвестно, какие сапоги он будет тачать, но все необходимое всегда должно быть наготове. Вообще хороший мастер ценится по количеству и состоянию инструмента. Я как-то пригласил водопроводчика, а у него сверло не заточено, дюймового ключа нет.
Что это за мастер?
Прибалтика только начинала жить «советской» жизнью, там было необходимо организовать русскоязычный театр. И Анатолий уехал вслед за женой. Причем Надя сразу стала примой, а ему давали роли типа «кушать подано». В Театр сатиры они попали только через пару лет, в 1948 году. Но признание пришло намного позже, и в годы безвременья Папанов, как и многие, «спасался» алкоголем. Пил так, что жена даже подумывала о разводе.
С пагубной привычкой Папанов навсегда покончил в 1973 году, сразу после смерти матери. В 1961 году Эльдар Рязанов снял его в фильме «Человек ниоткуда» сразу в четырех ролях, но фильм разозлил главного идеолога страны Михаила Суслова и картину засунули на «полку». Когда через два года Папанову позвонили от режиссера Столпера и предложили роль генерала Серпилина в фильме по роману Константина Симонова «Живые и мертвые», Папанов не поверил, отговаривался тем, что как бывший старший сержант не сумеет сыграть генерала. Потом наконец решил прочесть роман и заявил жене: «Они меня зовут, потому что у Симонова сказано: у Серпилина лошадиное лицо! Тем не менее и фильм, и появление Папанова на экране стали событием для критики и для зрителей. В роли Серпилина в фильме Александра Столпера «Живые и мертвые», 1963 г. Ну, зритель, погоди!
Еще через два года Эльдар Рязанов зовет актера в фильм «Берегись автомобиля». Здесь мы впервые видим актерский дуэт Папанова и Миронова. Но тогда Папанов воспринимал своего младшего коллегу по театру исключительно как любимчика судьбы. И только потом Анатолий Дмитриевич убедился: у них очень много общего. Оба тяготились комедийной маской, которая к ним прилипла, оба были беззаветно преданы сцене, ради нее преодолевали и скрывали тяжелейшие недуги. О том, что их свяжет окончательно и навсегда, знать им было, конечно, не дано. Как и все великие актеры, Папанов обладал своеобразным характером, исполненным противоречий.
Он следил за отзывами критики, после спектаклей раздавал автографы всем, кто ждал его у служебного входа. При этом по улице ходил, надвинув кепку и загородившись темными очками. Терпеть не мог, когда ему вслед кричали «Ну, Заяц, погоди! Такое произошло на свадьбе его дочери Лены.
К тому времени Папанов женился на сокурснице Надежде Каратаевой.
Она ехала в Клайпеду, он — за ней. В Клайпеде, в новом театре без корифеев и традиций, молодняк с ходу получал роли. Папанов завоевал зрителя, сыграв Сергея Тюленина. И все же за три сезона он соскучился по широким московским просторам и когда в 1948 позвали в Театр Сатиры, согласился. Через два года удалось перевести в труппу и жену.
В Сатире тех лет была мощная старая гвардия, на которую выстраивался репертуар. А Папанов чуть ли не десятилетие играл «Кушать подано! Это было тем обиднее, что Надежда Каратаева сразу стала получать роли значимые. И здесь, как позже скажет Вера Васильева: «К нашему с Надей ужасу, появилась в жизни Толи опасная приятельница — водочка». Насколько все далеко зашло, свидетельствует история, когда жена, спешащая на спектакль, приковала Папанова собачьей цепочкой к решетке балкона, чтобы он пить не убежал.
Это вообще один из сюжетов пьянства Папанова: его пытаются запереть, он находит выход. Спускает из окна на веревке деньги прохожим; накидывается, сев в вагон-ресторан поезда «Москва-Ленинград». Что здесь характерно? Что у Папанова нет свободы. Никто из близких пьянство не поддерживает.
Что странного происходило с Папановым незадолго до его смерти
Советский актер Папанов после смерти два дня пролежал под холодным душем | Смерть Анатолия Папанова связали с самой настоящей мистикой. |
Папанов, Анатолий Дмитриевич — Википедия | Анатолий Дмитриевич Папанов прожил 65 лет и умер 5 августа 1987 г. Причиной смерти стал сердечный приступ, который произошел во время принятия актером холодного душа. |
Папанов Анатолий Дмитриевич
Смерть. Анатолий Папанов ушел резко и внезапно. Как тело Анатолия Папанова нашли спустя два дня после смерти. Анатолий Папанов умер 7 августа 1987 года. Причиной смерти легендарного актера стал сердечный приступ.
Актер умер не своей смертью, причина стала известна лишь через 30 лет…
Названа причина смерти Папанова. 07-авг, 17:08 2 793. в Смоленской области). Анатолий Папанов родился 31 октября 1922 года в городе Вязьме в довольно необычной семье.
Актёр, сыгравший в «Бриллиантовой руке» Лёлика: жизнь и смерть Анатолия Папанова
Толя пошел в школу, но учиться ему не нравилось, не удавалось увлечь его и книгам. Он был влюблен в кинематограф и театр, и когда неподалеку от дома открыли драматическую студию в клубе «Каучук», стал большую часть времени проводить там. Так как денег в семье не хватало, Толя перевелся в вечернюю школу, а сам устроился литейщиком на шарикоподшипниковый завод. Когда Анатолию было пятнадцать, он попал на съемки картины Михаила Ромма «Ленин в Октябре», где сыграл свою первую эпизодическую роль матрос из массовки. В самодеятельной студии тем временем ставили спектакли «Укрощение строптивой» Папанов — Гортензио , «Васса Железнова» Папанов — Пятеркин , репетировали водевили. Кадр из фильма «Ленин в Октябре» Актер Вахтанговского театра Василий Куза руководил студией, приглашал своих коллег, которые учили артистов-любителей грамотной речи, танцам, фехтованию. Юный Анатолий очень стеснялся, когда в труппе начинались разговоры о литературе.
Он даже школьную программу освоил кое-как и боялся, что его спросят о герое произведения, а он не сможет ответить. Анатолий Папанов в роли прохожего из фильма «Подкидыш» 1939 Чтобы побороть стыд, он стал захаживать в библиотеку, увлекся чтением, да так втянулся, что больше не представлял жизни без классики. Помимо того, в клубе юноша записался в изостудию, учился играть на домре, посещал класс хорового пения. И трудился на заводе, с которого однажды попал в следственный изолятор Бутырки. Причиной тому стала кража деталей кем-то из рабочих. Те девять дней, проведенных в заточении, Папанов вспоминал до своих последних дней.
Так, на съемках «Холодного лета…» он рассказывал коллегам: …ощущение несвободы и беспомощности в сознании засело крепко…Ужасался, когда представлял себе, что чувствуют люди, проведшие в неволе гораздо больший срок. Война В 1940 году Папанова, как и других его сверстников, призвали на воинскую службу. Служил сначала под Саратовом, затем проходил обучение в Оренбургском артиллерийском училище, где его и застало страшное известие о начале войны. Я читал фамилии незнакомых мне людей, а когда дошел до начинающихся на букву «П», подумал, что мое место в этом списке было бы здесь. Деловито так подумал, просто. Такой реальной представлялась мне смерть в окопах той страшной войны, так часто дышала она мне прямо в лицо.
В июле 1941 года их взвод из сорока двух человек перебросили на защиту Харькова. В первом же бою после двух с половиной часов в живых осталось несколько человек. А оставшихся доукомплектовали и снова отправили в бой. Зимой 1941 года Анатолий попал вместе с фронтовыми товарищами под бомбежку. Живым остался лишь он один, был контужен и тяжело ранен. Осколок снаряда повредил ногу, Анатолию ампутировали два пальца и, несмотря на протесты бойца, присвоили третью группу инвалидности, а это значило отправку в тыл.
Кто-то другой, может быть, был бы рад спастись, убраться подальше от фронта. Но Папанов видел в этом проявление трусости. Анатолий Папанов — герой войны Сознание собственной неполноценности терзало юношу. Он сумел устроиться на работу лишь сторожем, ходил с трудом, опираясь на палку. От отчаяния Папанов однажды зашел в «Каучук», где так часто бывал до войны. В студии оставалось несколько артистов: одна девушка и три старушки.
Анатолий предложил сделать программу и выступать с ней в госпиталях и перед рабочими заводов. Перед приемной комиссией прочитал стихотворение Константина Симонова «Сын артиллериста». На втором курсе был недобор мужчин, поэтому его зачислили сразу туда. Анатолий Папанов в молодости Студенты вуза делали постановки, отрывки из пьес, с которыми выезжали на фронт, давать концерты. Папанов на всю жизнь запомнил, с какой жадностью и благодарностью воспринимали их появление бойцы.
Он вспоминал: «Очнулся — ноги не чувствую, будто ее оторвало. С Верой Васильевой в спектакле «Ревизор» Театра сатиры. Осмотрелся — рядом огромная земляная воронка, и кругом лежат убитые товарищи. Никого живого! Может, спасла молитва, зашитая мамой в гимнастерку? Ведь из сорока человек выжили только двое! Нога осталась почти цела — только пальцы пришлось ампутировать. Из-за этого Папанова признали негодным к службе в армии, он получил инвалидность третьей группы. И научился ведь — даже танцевать мог! Мальчишек среди абитуриентов тогда было мало, поэтому его приняли легко и зачислили сразу на второй курс. Недалеко от нашего института в те времена ходил трамвай — по бульварам, на Кропоткинскую и дальше, к Новодевичьему монастырю. На отдыхе с Алексеем Баталовым. И вот он стал провожать меня. У моего подъезда мы болтали допоздна, потом, нарушая комендантский час, он пробирался дворами домой. Начавшимся ухаживаниям чуть было не помешал Толин приятель — Коля Щербаков, племянник всесильного маршала Климента Ворошилова. У маршала не было детей, и сына своей сестры, Анны Ефремовны, Ворошилов полюбил, как собственного. Конечно, Коля был обеспечен, хорошо устроен, учился в военной академии. Однажды Папанов пригласил Щербакова на наш институтский вечер. Тот увидел меня и влюбился. Пригласил нас с Толей к дяде. Это была богатая квартира в центре Москвы: мебель, антиквариат, изысканный стол, в то время, когда не все еще ели досыта война-то была в самом разгаре! Довольно скоро Щербаков сказал: «Надя, я хочу на тебе жениться». А я отказала. Мне же Папанов приглянулся! Правда, он, как назло, ушел в тень. Видимо, не хотел мешать нашему с Щербаковым намечающемуся счастью. Но в конце концов Толя решился спросить: «Что у тебя с Колей? Он мне не нравится». А про то, кто мне нравится, — молчу! Папанов подумал-подумал да и сам догадался: «Я так понял, что все-таки ты со мной хочешь быть». Во время каникул нас включили в бригаду артистов, обслуживающих фронт. Там мы фактически и стали супругами. Толя был очень удивлен, обнаружив, что я невинна. Ведь побывала на фронте! Санитарный поезд — это еще не фронт… К тому же у меня в семье было очень строгое воспитание, так что, когда мне раненых приходилось раздевать, я не знала, куда глаза девать от стыда. Тем временем ворошиловский племянник, узнав, что у нас с Толей все серьезно, ушел из академии и попросился на восточную границу, в Казахстан. Оттуда прислал мне письмо, в котором пожелал счастья. Потом я узнала, что он погиб. Мой выбор многим показался странным. Но я никогда не сомневалась, что поступила правильно, выбрав любовь. Мы с Папановым жили хорошо, он оказался замечательным мужем. За сорок три года, что отвела нам судьба, ни одна женщина ко мне не подошла и не сказала: «У меня с вашим мужем был роман! Вот только Толино пристрастие к алкоголю лет пятнадцать омрачало нашу жизнь. Но кто бы на месте Папанова удержался от этого порока? У него имелась серьезная причина пить — долгие годы актерской невостребованности… В вагоне-ресторане до Питера и обратно 9 Мая 1945 года гремели салюты, толпа качала на руках военных, все от радости будто с ума сошли. На поминках отодвинул рюмку — и, как оказалось, навсегда». А по дороге домой он говорит: «Давай поженимся! Со стороны Толи была только его мама, Елена Болеславовна. У нас с ней сразу же сложились великолепные отношения. Она была удивительным человеком — полька, католичка сменила веру на православную, когда вышла замуж за отца Толи , по профессии модистка. Могла из ничего создать отличный костюм, модную шляпку. А главное, Елена Болеславовна происходила из семьи с традициями. И Толю, и его сестру она приучила называть отца на «вы». Квартира у них была лучше нашей — тоже коммунальная, но всего из трех комнат, на три семьи. Даже душ имелся! Однако жить у Толи мы не смогли — из эвакуации вернулась его сестра с семьей, места для нас не осталось. Мои родители вызвали плотника, и он построил в нашей комнате в десятикомнатной коммуналке фанерную перегородку, даже не доходившую до потолка. За этой перегородкой мы с Толей и поселились. Когда мы окончили институт, у мужа были блестящие перспективы. Его — единственного со всего нашего курса — приглашали и в Малый, и в Художественный театр. А всех остальных, включая меня, распределили в Литву, в Клайпеду — там создавался новый театр. Толя сказал: «Я с тобой поеду! Для начала это было неплохо — в только что созданном театре мы, вчерашние студенты, получали достойные роли — никакой конкуренции с корифеями! И Толин талант там раскрылся вовсю. Но через два года судьба дала крутой поворот. Мы с мужем поехали в Москву, в отпуск, чтобы навестить родных. И на улице встретили Андрея Гончарова, руководившего на тот момент Театром сатиры. Начались расспросы: «Ты куда пропал? А давай к нам! Мне как раз нужен актер... Так он остался в Москве, а я вернулась в Литву, пообещав, что постараюсь как можно скорее вырваться оттуда. И вот молодой Анатолий Папанов пришел в Театр сатиры на маленькую ставку. А тогда в театре еще работали многие знаменитые мастера — Павел Поль, Владимир Хенкин, Федор Курихин, Владимир Лепко… Великолепные мастера, комики, которые занимали весь репертуар, новичкам места не находилось. Толю использовали как статиста на роли без слов либо как «кушать подано! А тут еще и мое отсутствие вгоняло его в тоску. Я все никак не могла переехать к мужу, потому что меня не отпускали из Клайпеды. Один раз я в сердцах сказала главному режиссеру: «Да я и без вашего разрешения уеду! Ну, тогда мы вас исключим из комсомола за срыв репертуара». Дело решил Гончаров. Заметив как-то раз Толино плохое настроение, он стал расспрашивать.
Тем более, что, если по содержанию пьесы требовались дети, их роли нередко исполняли Анатолий и его сестра. Впоследствии Папановы перебрались в Москву, что также в немалой степени определило судьбу артиста. Ближайшей культурной точкой с новым местом жительства Анатолия Дмитриевича был дом культуры «Каучук». Читал тогда Папанов мало, но зато киносеансы и спектакли посещал регулярно. Участники клубной самодеятельности получали право смотреть фильмы и театральные постановки бесплатно. Так что Папанов долго не раздумывал. Мало того, еще в 1937 году он снялся в эпизоде знаменитой картины Михаила Ромма «Ленин в Октябре», да и в массовках многих других фильмов тех лет тоже должно мелькать лицо Анатолия Дмитриевича. Несмотря на такой задел, Папанов поначалу к актерской карьере не стремился, работая на московском заводе «Шарикоподшипник». А потом и вовсе началась война. В звании старшего сержанта он командовал взводом зенитной артиллерии. Однако пребывание Папанова на передовой оказалось недолгим.
Его назначили на должность командира зенитного артиллерийского взвода. Из всего подразделения уцелел только он, заработав серьезное ранение. Он слезно умолял комиссию взять его, обещав, что избавится от хромоты. И ему это сделать удалость. После Великой Отечественной войны дефицит молодых и трудоспособных мужчин был во всех отраслях. Поэтому Анатолия Дмитриевича взяли. Студент потратил много времени, чтобы поставить речь. Поначалу играл он эпизодические роли. Но Папанов верил, что крупные режиссеры его еще заметят. И артист был прав. В фильмографии артиста более восьмидесяти известных кинолент. Актёр нам запомнился своими шедевральными ролями и фразами его героев, которые сразу улетали в народ.