Песах 2024: праздник Песах начинается с заходом солнца 22 апреля. Квасное запрещено есть с начала пятого солнечного часа утром 22 апреля. Чтобы узнать, на какие даты выпадает Песах в текущем году и какие праздничные мероприятия запланированы в петербургской еврейской общине, перейдите на еврейский календарь. Песах полезная информация от РИКЦ Знакомим с историей и традициями праздников Израиля Поздравляем клиентов с еврейскими праздниками Если у вас имеются дополнительные вопросы, оставьте заявку на сайте.
Баранья косточка и много мацы. Как отмечают еврейский праздник Песах
Песах: смысл и традиции иудейского праздника | ПЕСАХ (евр. פםח – миновал, обошёл), один из гл. библейских праздников, соблюдаемых в иудаизме. В Библии они ещё различаются, но в эллинистич. эпоху практически сливаются в единый праздник, носящий имя Песах. |
У иудеев России 5 апреля начинается праздник Песах | Песах, или иудейская Пасха, начинается на 14-й день весеннего месяца нисан по еврейскому лунному календарю – это первый месяц библейского года в еврейском календаре, он соответствует примерно марту-апрелю григорианского исчисления. |
Иудеи всего мира сегодня начинают праздновать Песах | Цель Песаха – влить во Вселенную бесконечную энергию дарования в 15-й день лунного месяца Овна. |
Иудеи всего мира сегодня начинают праздновать Песах
Как поздравляют Традиции и особенности еврейского праздника Песах шени Песах шени — это еврейский праздник, который отмечается во второй месяц после Песаха, в соответствии с еврейским календарем. Он символизирует второй шанс исправить ошибки, сделанные в течение года, и отмечается обычно в конце апреля или в начале мая. В 2023 году Песах шени отметят 5 мая, — напоминают журналисты pronedra. В этот день евреи исполняют ряд ритуалов, связанных с пищей и молитвами.
При этом употребление в пищу опресноков, возможно, изначально было отдельным праздником, связанным с первым урожаем [5]. В Торе упомянуто о празднике Песах неоднократно. Помимо 12-й главы книги Исход , где рассказывается история возникновения праздника и подробно приведены законы, касающиеся порядка празднования, о Песахе говорится в Исх. В Чис. О праздновании Песаха при вхождении евреев в землю Израиля говорится в Нав. В Езд. Также о Песахе упоминает пророк Иезекииль Иез. После разрушения Храма в 70 году н. Центральным блюдом праздничной трапезы вместо мяса пасхального агнца стала маца, соответствующие изменения внесли в текст читаемых за столом молитв. Во время праздника Песах к обычным правилам кашрута добавляются специфические запреты, связанные с квасным хамец. Во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть квасным в любом виде. Пригодные для Песаха продукты кошер ле-песах , можно есть круглый год. Устранение квасного[ править править код ] Религиозные еврейские семьи обычно проводят недели до праздника в домашней уборке. Цель — устранить квасное хамец из всех шкафов и углов дома. Поиск квасного часто превращается в генеральную уборку, детские комнаты и кухни обыскиваются в поисках остатков в буфетах, под кроватями.
Традиции праздника В первый день Песаха запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение. Первый и последний дни праздников считаются нерабочими для евреев. Остальная неделя называется "праздничными буднями". Праздничный ужин — седер — наиболее торжественный обряд из всех существующих в иудаизме. Его проводят в первый и второй дни Песаха. На него приглашают родственников и тех, кто на время праздника остался один. На столе помимо мацы обязательно должно быть шесть блюд: зроа — кусочек жареного мяса на кости, марор — горькая трава и карпас — любая зелень с огорода, харосет — микс из перетертых яблок и орехов, хазерет — тертый хрен и бейца — вареные яйца. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время исхода.
Какая именно заповедь, относящаяся к Песах, должна быть исполнена до наступления праздника, а связанный с ней запрет действует и после его окончания? Это заповедь об уничтожении хамеца. Даже если еврей выполнит все остальные пасхальные законы и предписания, принесет в Храме пасхальную жертву 14-го Нисана и съест свою долю ее с мацой и марором горькими овощами , расскажет в пасхальную ночь об Исходе из Египта, благословит и прославит освобождение, не будет есть в Песах запрещенный хамец, воздержится от работы в первый и седьмой день праздника и так далее, — если он при этом не уничтожил весь имевшийся в его распоряжении хамец перед наступлением праздника, он наружил множество заповедей и предупреждений, содержащихся в Торе, и его ждет суровое наказание. Более того, даже после окончания праздника хамец, переживший Песах, запрещен к какому-либо употреблению. Он должен быть уничтожен, чтобы кто-нибудь не воспользовался им по ошибке. К уничтожению — биюр — хамеца приступают за тридцать дней до наступления праздника. Последнего срока для этого уничтожения нет и быть не может — «уцелевший» и переживший Песах хамец должен быть уничтожен, когда бы он ни был обнаружен. Однако основной, установленный мудрецами срок уничтожения хамеца, который обязывает каждого из нас — это конец дня 13-го Нисана. Еще точнее: за полчаса до появления звезд в ночь 14-го Нисана мы обязаны оставить любое занятие, любую работу, даже изучение Торы, и приступить к бдикат хамец — поиску хамеца в доме с тем, чтобы затем его уничтожить. Запрещено не только есть его или использовать любым другим образом. Кроме того, Тора обязала нас уничтожить хамец, находящийся во владении всех евреев, — так, чтобы они вообще не видели его в своем доме, так, чтобы он не находился в их владении. В Торе сказано: «Семь дней не должна находиться закваска в домах ваших» Шмот, 12,19. Там же говорится: «Да не будет видно у тебя квасного, и да не будет видно у тебя закваски во всех пределах твоих» Шмот, 13,7. Оба эти предупреждения — отдельные запретительные заповеди, обязывающие уничтожать хамец, — дополняют «позитивную» заповедь, сформулированную Торой: «В первый же день устраните закваску из домов ваших» Шмот, 12,15. Таким образом, уничтожение хамеца предписано нам одной «позитивной» заповедью и двумя запретительными. Таким образом, каждый еврей должен до полудня 14-го Нисана аннулировать весь хамец, находящийся в доме или просто ему принадлежащий но находящийся в другом месте. Тот, кто не уничтожил хамец в своем доме или в любом другом месте, не выполнил «позитивную» заповедь Торы. Начиная с полудня 14-го Нисана и до конца праздника Песах тот, кто не ликвидирует и не уничтожает принадлежащий ему хамец, каждое мгновение не выполняет «позитивную» заповедь Торы об «устранении» хамеца и одновременно нарушает два запрета Торы: «да не будет видно у тебя закваски…» и «не должна находиться у тебя закваска». Правда, большинство еврейских мудрецов считает, что нарушение этих запретов наступает позже, чем невыполнение заповеди об «устранении» хамеца: нарушение запретов начинается только после наступления праздника, то есть в ночь на 15-е Нисана, в то время, как «позитивная» заповедь должна быть исполнена до полудня 14-го Нисана, и тот, кто не ликвидирует хамец к этому моменту, виновен в нарушении «позитивной» заповеди. Этот срок определен словами Торы «В первый же день устраните закваску из домов ваших». Еврейская традиция установила, что этот «первый день» — 14-е Нисана, названный так потому, что он непосредственно предшествует семи дням праздника Песах. Доказательство тому содержится в других словах Торы: «Не изливай при квасном кровь жертвы Моей» Шмот, 34,25 , означающих, что пасхальная жертва не может быть принесена до тех пор, пока хамец полностью не ликвидирован — а ведь она приносится после полудня 14-го Нисана! Что называет Тора аннулированием хамеца? Аннулирование — это бесповоротное решение о полном отказе от хамеца, приравнивающее его к обычной пыли. Тот, кто принимает это решение, постановляет, что отныне в его владении вообще нет хамеца, а если он случайно и остался, то представляет собой простую пыль, не приносящую никакой пользы. Наши мудрецы обязали нас искать хамец даже в самых сокрытых местах и щелях и ликвидировать весь хамец, найденный в своих владениях. Они постановили также, что поиски хамеца — бдикат хамец — и аннулирование — битуль хамец — осуществляются вечером. Эти процедуры начинаются в самом конце дня 13-го Нисана и заканчиваются уже 14-го Нисана и производятся при свете свечи, — потому что по вечерам все люди возвращаются домой, а свет свечи благоприятствует поискам. Поэтому не назначают никаких встреч на послеполуденные часы 13-го Нисана, и даже выдающиеся раввины не выступают в это время в синагогах — из опасения, что выступление затянется и слушатели пропустят время поисков хамеца Рамбам. Как было указано выше, человек, мысленно аннулировавший весь принадлежащий ему хамец и приравнявший его к пыли, которая никому не принадлежит, выполнил тем самым позитивную заповедь об «устранении» хамеца и более не нарушает запреты «да не будет видно» и «да не будет находиться» — даже если хамец все еще физически находится в его доме. Дело в том, что запрет Торы «видеть» и «владеть» относится только к принадлежащему нам хамецу, поскольку именно так следует понимать слова «да не будет видно у тебя квасного» — то есть запрещено видеть свой хамец, но нет никакого запрета видеть чужой или никому не принадлежащий хамец. Но если это так, для чего мудрецы обязали нас специально разыскивать хамец даже в самых скрытых щелях? На то существуют две причины. Первая состоит в том, что аннулирование хамеца, сознательный отказ от него совершается мысленно, а не физически. Оно должно носить абсолютный характер, характер абсолютного отказа. Однако разные люди мыслят по-разному и можно предположить, что некоторые из них отнесутся к мысленному аннулированию без достаточной серьезности, или их отказ от хамеца не будет абсолютным. Поэтому мудрецы и постановили, что мысленное аннулирование не будет признаваться действенным до тех пор, пока хамец не устранен физически. Другая причина: в течение всего года мы непрерывно пользуемся хамецем и привыкаем к нему; в силу привычки мы можем забыть о запрете и воспользоваться аннулированным хамецем, если физически он будет находится в дни Песаха в нашем доме. Поэтому мы обязаны тщательнейшим образом искать хамец во всех своих владениях и ликвидировать его физически до того, как наступит момент, когда его запрещено будет есть. Однако несмотря на то, что мудрецы обязали нас искать и устранять хамец из всех своих владений, они не освободили нас от обязанности аннулировать его. Поэтому после окончания поисков мы должны произвести аннулирование — на случай, если искали недостаточно тщательно, и в доме остался батон хлеба, из-за которого мы можем нарушить законы Песаха, или же, напротив, небольшое количество хамеца, о котором мы забыли и потому не уничтожили. Мы опасаемся, что хамец обнаружится в праздничную субботу или в йом-тов, когда мы не сможем его сжечь, или даже просто того, что, обнаружив его в хол гамоэд, мы не сразу его уничтожим и таким образом в течение какого-то времени будем нарушать заповеди «да не будет видно» и «да не будет находиться». Хотя, как уже было отмечено, поиск и физическое уничтожение хамеца — постановление еврейских мудрецов, решивших не полагаться на мысленное аннулирование, которого, согласно Торе, обычно вполне достаточно, в некоторых случаях мы непосредственно по требованию Торы обязаны искать и уничтожать его, поскольку в этих случаях даже самого абсолютного аннулирования недостаточно. В каких именно случаях? Если мы по не зависящей от нас причине или просто по забывчивости не уничтожили хамец до полудня 14-го Нисана — потому что после этого момента мысленное аннулирование уже не действует. Дело в том, что с этого момента хамец уже запрещен для какого бы то ни было использования и, таким образом, нам уже не принадлежит — поэтому мы уже не можем от него отказаться,» как не можем отказаться от чужой вещи. Точнее, хамец уже настолько не наш, что мы не можем его аннулировать, однако Тора считает его нашим настолько, что, сохраняя его, мы нарушаем заповеди «да не будет видно» и «да не будет находиться» — до тех пор, пока не уничтожим его физически. Поэтому в таком случае у нас нет другого способа «ликвидировать» хамец и прекратить нарушать заповеди, кроме как найти его и физически уничтожить. А поскольку днем свеча дает очень слабый свет, было решено производить эти поиски вечером. Поэтому поиски откладываются вплоть до момента появления звезд, и к ним не относится правило «праведники не откладывают исполнение заповедей» — их не начинают сразу же после захода солнца. Однако сразу же после появления звезд необходимо приступить к поискам, потому что в это время дневной свет еще не полностью поблек; запрещено откладывать их на более позднее время. Уже за полчаса до появления звезд, вскоре после захода солнца 13-го Нисана, следует закончить все дела и не приступать к новым вплоть до завершения поисков. Даже если на этот час назначен постоянный урок Торы, он должен быть отложен. Даже если человек приступил к изучению Торы или к работе раньше, в дозволенное время, он должен прервать то, чем занимается. Принято присоединяться к ранней вечерней молитве Маарив в синагоге из опасения, что в более поздний час там не соберется миньян, и завершать ее до начала поисков, исходя из общего правила: часто исполняемая заповедь предшествует редко исполняемой. Поскольку молитва совершается ежедневно, а поиски хамеца — раз в год, молитва в миньяне предшествует поискам. Однако тот, кто намеревается молиться в одиночестве, должен сначала произвести поиски хамеца, поскольку ежедневная молитва является привычной частью его жизни и нет опасения, что из-за поисков он забудет о ней. Тот, кто по какой-либо причине не произвел поиски в установленное время, то есть вечером 14-го Нисана, должен сделать это днем 14-го Нисана, однако и в этом случае искать хамец следует при свете свечи, а не при солнечном свете. Если комната, в которой происходят поиски, днем ярко освещена например, если это веранда, имеющая только три стены , разрешается искать и при солнечном свете. Это же относится и к другим комнатам, имеющим большие окна и хороший доступ света. В таких комнатах территория, примыкающая к окнам, изучается при солнечном свете — однако лишь при условии, что все окна распахнуты настежь и не покрыты даже стеклом. Тот, кто не произвел поиски днем 14-го Нисана вплоть до момента, когда уже запрещается есть хамец, то есть до полудня, должен произвести их позже, когда владение хамецем уже запрещено, или даже непосредственно праздничным вечером при свете свечи. Весь найденный хамец в таком случае должен быть уничтожен и аннулирован. Тот, кто не произвел поиски до Песах или в Песах, должен сделать это после окончания праздника; весь хамец, оставшийся с предпасхального времени, должен быть сожжен или уничтожен другим способом, чтобы ни один человек не мог использовать его каким бы то ни было образом — поскольку любое использование хамеца, «пережившего» Песах, запрещено. Тот, кто отправляется в далекое плавание или путешествие, не планируя вернуться до окончания праздника Песах и не оставив дома никого, кто мог бы произвести поиски хамеца, должен произвести их сам при свете свечи в вечер, предшествующий отъезду, — если этот отъезд состоится менее, чем за 30 дней до Песаха. Если отъезд происходит более, чем за 30 дней до Песаха, он не обязан искать хамец. Если он планирует вернуться до Песаха, то обязан произвести поиски хамеца даже если уезжает более, чем за 30 дней до начала праздника, поскольку существует опасение, что он вернется незадолго до его начала, и у него не будет времени произвести поиски. Если же он не планирует вернуться до конца праздника, то если он уезжает более, чем за 30 дней до него, он не обязан производить поиски — хотя по мнению некоторых законоучителей он все-таки обязан уничтожить хамец, о существовании которого в доме ему известно. Тот, кто съезжает с квартиры менее, чем за 30 дней до Песаха, и не убежден, что в эту квартиру еще до Песаха вселится другой еврей, который произведет поиски хамеца, должен произвести их сам накануне отъезда. Естественно спросить, почему поиски хамеца ограничены сроком в 30 дней до начала праздника? Галаха утверждает: «Уяснение законов Песаха начинается за 30 дней до праздника». Поэтому заповедь искать хамец обязывает нас именно с этого момента. Если 14-е Нисана приходится на субботу, поиски хамеца сдвигаются на день раньше — на ранний вечер 13-го Нисана. Потому что невозможно ввести факел в узкую щель; кроме того, использование факела может стать причиной пожара, и тот, кто ищет хамец при его свете, будет более всего опасаться пожара и потому искать менее тщательно. Поэтому тот, кто все-таки искал хамец при свете факела, должен еще раз произвести поиски при свете свечи, но уже без благословения. Поиски не производятся при свете сальной свечи, поскольку в таком случае ищущий боится капнуть салом на кашерную посуду сало, скорее всего, некашерно , равно как и при свете жировой свечи — из-за опасения капнуть жиром на молочную посуду, или при свете масляного светильника — из-за опасения запачкать одежду. Это опасение может помешать произвести тщательные поиски кроме того, невозможно подобраться с такими свечами к узким щелям и отверстиям. Поэтому поиски следует осуществлять при свете восковой или парафиновой свечи, дающей яркий свет. Воск или парафин, капающий с такой свечи, не пачкает и не портит вещи. Однако тот, кто произвел поиски при свете сальной, жировой или масляной свечи, не должен начинать все сначала. Тот, у кого нет восковой или парафиновой свечи, должен производить поиски при помощи той свечи, которая у него есть — но ни в коем случае не при помощи факела. Масляный светильник с несколькими фитилями приравнивается к факелу. Это же относится к двум восковым свечам, соединенным или даже слепленным вместе — поскольку у них два горящих фитиля, они приравниваются к факелу, поиски при свете которого не решают проблемы и не засчитываются как уже было отмечено, их нужно произвести заново — но без благословения. Многие перед этим совершают ритуальное омовение рук — нетилат ядаим. Тот, кто приступил к поискам, забыв произнести благословение, произносит его во время поисков — вплоть до самого их окончания. Вот какова формула благословения: «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, царь Вселенной, который освятил нас своими заповедями и повелел уничтожать хамец». Хотя в ходе поисков хамец еще не уничтожается — не только определенное его количество оставляется для утренней трапезы, но и обнаруженный в ходе поисков ненужный хамец откладывается для сжигания назавтра, — поиски считаются первым этапом уничтожения. Ведь сразу после окончания поисков хозяин аннулирует и объявляет никому не принадлежащим весь не обнаруженный хамец, находящийся во его владении. Это аннулирование и именуется «уничтожением» — поэтому и произносится упомянутое благословение на «уничтожение хамеца». Это благословение распространяется и на завтрашнее уничтожение — сожжение — хамеца, в ходе которого вновь аннулируется весь хамец, который, быть может, остался в его владении. Почему перед поисками хамеца мы не произносим благословение Шегехеяну произносимое тогда, когда мы исполняем заповедь первый раз в году? Потому, что эти поиски — часть подготовки к празднику Песах, и мы ограничиваемся благословением Шегехеяну, произносимым перед Кидушем в праздничную ночь. Это благословение распространяется на все заповеди, связанные с подготовкой к празднику Тур. Есть и другое объяснение: Шегехеяну произносится только перед исполнением заповедей, приносящих радость и физическое удовлетворение. Поиски хамеца к ним не относятся — ведь они связаны с материальными потерями — уничтожением найденного хамеца Абудрагам. Запрещено разговаривать на какую бы то ни было тему после произнесения благословения и до начала поисков — так как запрещается делать перерыв между благословением и началом исполнения заповеди. Тот, кто, в нарушение этого правила, заговорил после произнесения благословения и до начала поисков на тему, связанную с ними то есть непосредственно с исполнением заповеди , не должен повторять благословение. Однако тот, кто заговорил на постороннюю тему, должен произнести благословение еще раз. Следует остерегаться любых разговоров во время поисков. Однако тот, кто разговаривал во время поисков даже на постороннюю тему , не должен повторять благословение. Если в поисках участвуют несколько человек, они должны собраться вместе, выслушать произносимое главой семьи благословение и произнести Амен, рассматривая это благословение как произнесенное и за них. Соответственно, благословляющий должен иметь в виду, что он произносит благословение за всех присутствующих. Так должно обстоять дело лехатхила — то есть изначально. Однако если некоторые из участвующие в поисках бедиавад — ввиду сложившихся обстоятельств — не слышали благословения, они не должны произносить его сами. Поскольку обязанность искать хамец возложена на хозяина дома, а прочие домочадцы свободны от этой заповеди в случае, если хозяин присутствует и исполняет ее, им не остается ничего другого, кроме как помогать ему. Однако если сам хозяин дома не осуществляет поиски, а поручает их кому-то другому, тот становится его представителем, исполняющим заповедь, и обязан произнести благословение. Не имеет значение, живет представитель в этом доме или нет — в любом случае он представляет хозяина дома. Тот, кому принадлежат много домов или любых иных помещений, например, офисы или магазины , обязан осуществить поиски хамеца во всех них. Он произносит благословение в одном из домов, и оно распространяется на поиски во всех остальных. Если же он сам намеревается выполнить заповедь только в одном месте, а во все другие послать своих представителей, то он произносит благословение в их присутствии там, где собирается искать хамец сам, распространяя это благословение на их поиски в других домах, после чего представители расходятся каждый в тот дом, где им предстоит исполнить заповедь. Когда бы ни производились поиски — в начале вечера 14-го Нисана, с опозданием, то есть утром 14-го Нисана, после полудня этого дня или даже непосредственно в Песах, — перед их началом необходимо произнести благословение. Исключением является случай с человеком, отправляющимся в дальнее плавание или в далекое путешествие или съезжающим с квартиры, не будучи уверенным, что в нее вселится еврей, который произведет там поиски хамеца, менее, чем за 30 дней до Песаха. Как мы уже упоминали, он обязан произвести эти поиски перед отъездом — но без благословения. Не произносит его и тот, кто производит поиски хамеца уже после окончания праздника Песах. Даже если известно, что хамеца там нет, поиски все равно должны быть произведены. Где следует искать? Везде, где есть хотя бы опасение, что кто-либо мог принести сюда хамец, в том числе и в комнатах, куда хамец обычно не вносят — поскольку его могли принести туда случайно. Поэтому должны быть обследованы все помещения в доме, даже чердаки — потому что иногда люди заходят сюда с куском хлеба в руках. Дырки в стенах, расположенные очень высоко, так, что нет никакой возможности их использовать для какой-либо цели, обследовать не обязательно. Это же относится и к дыркам, расположенным слишком низко и потому неудобно — ниже, чем в трех тефахах по мнению многих авторитетов — около 24 сантиметров от пола. Однако если известно, что этими дырками безразлично, низкими или высокими все же пользовались, они должны быть обследованы. Если в доме есть маленькие дети, низкие дырки должны быть обследованы, поскольку дети могли занести туда хамец. Верхняя часть шкафов, которую в наше время иногда используют, необходимо обследовать. Хлев, в котором живут коровы, так же как и курятник, должны быть обследованы в случае, если в них вносили хамец в последние тридцать дней перед Песахом, несмотря на то, что этот хамец, по всей вероятности, был съеден животными — поскольку возможное но не вполне достоверное уничтожение вполне достоверного хамеца не освобождает нас от обязанности произвести поиски. Однако если хамец не вносился туда в последние тридцать дней, нет необходимости обследовать эти помещения, поскольку в таком случае у нас есть сразу два смягчающих обстоятельства: во-первых, животные или птицы могли съесть этот хамец, во-вторых, даже если он остался цел, он мог заплесневеть и стать негодным до такой степени, что от него отказалась бы собака это критерий непригодности хамеца — и в таком случае нет необходимости его уничтожать. Тот, кто в ходе поисков в хлеве или курятнике обнаружил хамец и решил скормить его животным, должен наблюдать за ними до тех пор, пока они съедят его полностью, и проследить, чтобы они не выбросили часть хамеца в укромное место, где он мог бы пролежать до начала праздника Песах — ведь в таком случае хозяин нарушил бы запреты Торы. Синагоги и ешивы должны быть обследованы. Служитель, следящий за ними, обследует их и произносит благословение на поиски, однако он не произносит формулу аннулирования после завершения поисков, так как не является владельцем помещения и не может аннулировать хамец, который никогда ему не принадлежал. Хамец, заваленный землей или камнями, считается уничтоженным и должен быть только аннулирован в случае, если высота слоя земли или камней над ним — более трех тефахов. Но если этот слой тоньше, необходимо разгрести его и уничтожить хамец. Необходимо обследовать пространство под шкафами, кроватями и всеми другими предметами в доме, поскольку под ними случайно может оказаться хамец. То место в доме, которое было выделено для хамеца, проданного нееврею или для хамеца, который будет продан ему наутро , нет необходимости обследовать. Необходимо вывернуть и тщательно проверить все карманы на своей одежде и одежде детей, поскольку иногда хамец попадает в карманы. Однако эту проверку следует проводить позже, утром 14-го Нисана, после последней трапезы, в ходе которой едят хамец, из опасения, что он может попасть в карман после вечерней проверки. Существует точка зрения, согласно которой карманы должны быть проверены дважды — сначала во время общих поисков хамеца вечером 14-го Нисана, а потом еще раз утром, перед уничтожением остатков хамеца. Не следует стирать одежду с крахмалом, содержащим хамец, в последние тридцать дней перед Песахом. Следует помнить, что заповедью является поиск хамеца, а не его обнаружение. Поэтому тот, кто искал его в соответствии с правилами и ничего не нашел, выполнил заповедь. Несмотря на это, существует обычай раскладывать куски хамеца в различных местах в доме и собирать их в процессе поисков. Необходимо следить за тем, чтобы «подложенный» хамец был твердым и не крошился, и чтобы его раскладывали в местах, где он не попадет в руки детей, которые могут перенести его в любое другое место. Необходимо тщательно пересчитать раскладываемые куски хамеца, чтобы быть уверенным, что в ходе поисков все они были подобраны. По мнению великого Ари, следует разложить десять кусков хамеца. Принято использовать в ходе поисков нож или перо, которые можно ввести в любую дыру или щель. Он произносит следующую формулу: «Весь хамец и вся закваска, находящиеся в моем владении, которые я не разглядел и не уничтожил и о которых я ничего не знаю, — да будут они аннулированы и станут никому не принадлежащими, как прах земной». Некоторые повторяют эту формулу трижды. Тот, кто производил поиски хамеца как представитель хозяина дома, произносит эту формулу в третьем лице: «Весь хамец и вся закваска, находящиеся во владении такого-то — и т. Все это потому, что представитель назначается лишь для исполнения заповеди, однако право собственности в любом случае сохраняется исключительно за владельцем, так что если в итоге в доме в Песах останется хамец, именно хозяин нарушает заповеди «да не будет видно» и «да не будет находиться». Поскольку согласно еврейскому закону право собственности принадлежит мужу, именно муж, а не жена может оказаться нарушителем заповеди, стало быть, она может аннулировать хамец только от его имени. Хамец, найденный в ходе поисков, равно как и хамец, оставленный для утренней трапезы, сохраняется в надежном месте, куда не могут добраться дети, равно как и нежелательные гости — крысы, мыши и другие животные, которые могут оказаться в доме. Остатки этого хамеца сжигаются утром 14-го Нисана не позже конца пятого солнечного часа то есть пяти двенадцатых солнечного дня. Упомянутый пятый солнечный час — это не пять часов утра или дня, к которым мы привыкли в обиходе. Солнечный час — это одна двенадцатая солнечного дня, поэтому он может составлять меньше 60 минут в год, когда солнечный день 14-е Нисана продолжается менее 12 обычных часов. Крайний срок сжигания хамеца можно установить только если известно время восхода и захода солнца е этот день. Для того, чтобы не пропустить этот срок и не нарушить таким образом важный запрет, рекомендуется заблаговременно справиться в календаре и проделать необходимые вычисления. Несмотря на то, что, как уже отмечалось, хамец аннулируется сразу после завершения поисков, необходимо снова аннулировать его после сжигания остатков хамеца, то есть в конце пятого солнечного часа 14-го Нисана. Ведь первое аннулирование относилось только к необнаруженному и неизвестному хамецу, но не распространялось на хамец, оставленный на утро. Однако можно предположить, что какая-то часть его не была съедена или уничтожена и, не аннулированная, сохранилась в укромном месте, где и обнаружится в Песах. В таком случае окажется, что хозяин нарушил заповеди «да не будет видно» и «да не будет находиться». Поэтому наши мудрецы обязали нас аннулировать хамец во второй раз. Формула второго аннулирования аналогична формуле первого с одним важным отличием. Аннулирующий произносит: «Весь хамец и вся закваска, находящиеся в моем владении, которые я разглядел или не разглядел, которые я уничтожил или не уничтожил, о которых я знаю или не знаю — да будут они аннулированы и станут никому не принадлежащими, как прах земной», — ведь на этот раз аннулируется весь хамец, который может оказаться в его владении. Второе аннулирование хамеца производится после сжигания его остатков — поскольку это сжигание представляет собой отдельную заповедь. Тот, кто по ошибке или иной не зависящей от него причине не произвел поиски хамеца и его аннулирование вплоть до начала шестого солнечного часа 14-го Нисана, должен немедленно произвести эти поиски и уничтожить найденный хамец, однако уже не должен аннулировать его. Дело в том, что с начала шестого часа хамец уже запрещен для какого-либо использования и поэтому как уже отмечалось уже не полностью принадлежит своему владельцу. Поэтому он уже просто не может его аннулировать, так как никто не может отказаться от того, что не является его собственностью. Правильно поступает тот, кто тщательно полощет рот после последней хамецной трапезы утром 14-го Нисана. В таком случае он не нарушает заповеди «да не будет видно» и «да не будет находиться», поскольку находящийся в его владении хамец принадлежит нееврею. Однако он должен собрать весь этот хамец в строго определенном хранилище и передать это хранилище нееврею с тем, чтобы оно принадлежало ему до тех пор, пока он не заберет приобретенный им хамец после завершения Песаха. Это должно быть укромное и четко определенное место, чтобы никто из домочадцев не мог по ошибке войти туда и забрать часть хамеца. Договор о продаже хамеца должен включать следующие условия: 1. Продавец уступает покупателю весь свой хамец по установленной цене; 2. Продавец получает определенный задаток денежный или иной и с этого момента хамец становится собственностью покупателя; 3. Покупатель обязуется прийти к продавцу на исходе Песаха, заплатить остаток оговоренной суммы и вступить во владение хамецем; 4.
Зачем Воскресение Христово называть еврейским словом «пейсах»?
Цель Песаха – влить во Вселенную бесконечную энергию дарования в 15-й день лунного месяца Овна. В первый день Песаха в синагогах проводят торжественное богослужение: читается молитва о росе, а также псалмы благодарения Богу под названием Халлел. Песах, или еврейская Пасха, — один из главных иудейских праздников в память об освобождении евреев от рабства в Древнем Египте. Иудейский праздник Песах, безусловно, известен в мире и в современной массовой культуре гораздо в меньшей степени, чем христианская Пасха.
Песах: смысл и традиции иудейского праздника
Праздник Песах в Израиле: 10 интересных фактов | Главный раввин России Берл Лазар поздравил еврейскую общину с праздником Песах, напомнив о том, что в праздник нужно понять важность обретения внутренней свободы. |
Еврейская пасха (Песах) — как отмечают: смысл и традиции – Блог Israel Assist | С тех пор иудеи во всем мире отмечают Песах (в переводе с иврита означает "пройти мимо") — праздник исхода из Египта, его также называют временем рождения еврейского народа. |
Песах — еврейская Пасха | Когда Песах в 2024 году, что это за праздник, почему Песах называют еврейской Пасхой, история и значение праздника, как отмечают. |
Еврейский праздник Песах | Во время Пасхи разрешены рыба и яйца, если они подаются с молочными или мясными блюдами. При покупке продуктов на Пасху ищите надписи «кошерно к Песаху», «подходит для Песаха» или «кошерно к Песаху и весь год». |
Песах и Пасха - почему нельзя путать эти праздники
Разобрали, когда отмечается еврейская Пасха (Песах) в 2024 году: история, традиции, чем отличается от Пасхи, что нельзя делать. На Песах считается нужным и уместным пересказать историю еврейского народа, а именно вспомнить его исход из Египта. Иудейский праздник Песах в память об исходе евреев из Египта начнется в этом году на исходе среды и продлится до следующего четверга, 13 апреля. Во время Пасхи разрешены рыба и яйца, если они подаются с молочными или мясными блюдами. При покупке продуктов на Пасху ищите надписи «кошерно к Песаху», «подходит для Песаха» или «кошерно к Песаху и весь год».
Традиции еврейского праздника Песах шени: как поздравить с торжеством 5 мая 2023 года
Евреи тщательно убирают дома и избавляются от хамца — продуктов, прошедших процесс брожения хлеба, пива и других — их нельзя не только употреблять в дни праздника, но и хранить. Что можно, а что нельзя во время Песаха В первый день Песаха запрещаются все виды работ, а в синагоге проводится торжественное богослужение. Нерабочим также считается и последний день праздника. Основная часть запретов во время Песаха связана с запрещенным в эти дни хамцом. Как объясняет сайт Ru.
При этом что-то сжигают, а что-то можно продать на время нееврею через раввина. Для Песаха положено использовать отдельную посуду, так как та, которой пользуются в течение года, уже впитала хамец. Либо приборы стоит очистить, придерживаясь определенных правил.
Каждая чаша служит вступлением в следующую часть Седера. Маца Основная статья: Маца Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку.
Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца. Выпекание мацы Маца для праздника выпекается в течение предпраздничных недель. В ортодоксальных еврейских общинах мужчины традиционно собираются в группы для совместного ручного выпекания специальных листов мацы, называемых маца шмура «сохраненная маца», имеется в виду, что пшеница охраняется от контакта с водой со дня срезания летом до выпекания мацы для последующего Песаха. Маца должна выпекаться за 18 минут, иначе начнётся процесс брожения и маца станет некошерной на Песах. Праздничная неделя Основная статья: Исру хаг Следующий день после праздника Песах называется Исру хаг.
Этот день служит для связи крупнейших праздников Песах, Шавуот и Суккот с остальными днями в году. Во времена Храма днём первого дня приносили туда сноп « омер » пшеницы из нового урожая. До принесения омера в Храм евреям запрещалось пользоваться новым урожаем. После разрушения Храма запрещено есть новый урожай до вечера второго дня Песаха. Отсчёт дней Омера ведут в течение 49 дней, после чего на 50-й день празднуется Шавуот Пятидесятница.
При счёте считают как дни, так и недели: например, на первый день говорят «сегодня первый день по Омеру», а на 8-й — «сегодня 8 дней, которые составляют неделю и один день по Омеру». Седьмой день Песаха Всевышний повелевает: «в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте» Лев. Однако, не указывается причина праздника. Согласно традиции, в этот день воды Красного моря расступились перед евреями и поглотили преследовавшего их фараона Исх. В память об этом в этот день читают отрывок из Торы, посвящённый данным событиям, включающий «Песнь на море».
На ужин готовят кусок жареного мяса с костью, но его никто не ест. Это угощение оставляют как дань Богу, а само оно напоминает о жертвоприношениях в Египте. Перед едой все обязательно молятся, а отец или старший сын строго следит, чтобы все соблюдали традиции. Глава семейства руководит всем ужином, во время которого каждый обязан выпить четыре бокала вина. Детям алкоголь заменяют на виноградный сок. Сама традиция связана со священной иудейской книгой Тора.
В ней исход евреев из Египта описывают четыре слова: выведу, спасу, освобожу и возьму. На ритуальную трапезу подают также фаршированную рыбу, курицу в медовом соусе и тушеные овощи. В конце ужина обязательно открывают входную дверь, символизируя этим начало исхода. Всю праздничную неделю нельзя есть и ставить на стол блюда, которые готовят с помощью процесса брожения. Это касается хлеба, макарон и выпечки. Такие продукты евреи называют «хамец», подчеркнул Александр Листенгорт.
Обычно от них избавляются накануне первого ужина, и делают это даже те, кто не считает себя верующим. Согласно преданию, евреи не успели сделать закваску перед исходом из Египта и взяли с собой только мацу.
Как решить любую проблему в Израиле? Собрали все советы в одном журнале Скачать справочник Традиции иудеев в Песах Приближение Песаха в Израиле ощущается задолго до самого праздника. На улицах и в каждом доме начинается тщательная уборка. По традиции, к наступлению пасхального ужина, седера, всё должно быть вычищено до блеска. Из дома убираются все дрожжевые продукты квасное, или хамец. Утром накануне седера глава семьи обходит дом в поисках малейших признаков квасного.
В руках он держит свечу, птичье перо и деревянную ложку. Со свечой удобно искать хамец в тёмных углах, пером хорошо его выметать и собирать в деревянную ложку, а ложка с найденным квасным должна быть сожжена. Если выбросить хамец нельзя, то его можно подарить или на время продать нееврею. В Израиле уже более 20 лет практикуется традиция продавать хамец, который к Песаху остался в магазинах и на складах, одному и тому же арабскому гражданину по имени Хуссейн Джабар. Государство заключает с ним временный договор продажи, а после Песаха расторгает сделку. Перед Песахом первенцы должны держать пост, который служит напоминанием о чудесном спасении еврейских первенцев. Перворождённые дочери освобождены от поста. За младенца-первенца постится его отец, пока ребёнок не станет достаточно взрослым.
После захода Солнца в первый день еврейской Пасхи семьи собираются за столом на праздничный седер «порядок» на иврите.
Песах — еврейская Пасха
Его нужно обязательно выпить 4 бокала — как символ четырёх обращений Бога к евреям с обещаниями свободы: «И выведу вас из-под ига Египтян…»; «И избавлю вас…»; «И спасу вас…»; «И приму вас…». Также обязательно нужно съесть определённое количество мацы — минимум 17 граммов за 4 минуты. Помимо этого, во время седера принято толковать сущность Песаха «четырём сыновьям» — простому, грешному, мудрому и юному, — в роли которых выступают дети. Ещё одна традиция связана с пророком Илией или Элиягу. Согласно иудейским верованиям, во время Песаха должно произойти пришествие мессии — Машиаха, а предварять его будет приход пророка Илии. Чтобы он мог войти в дом, для него оставляют открытой входную дверь, и для него же оставляют нетронутым пятый бокал вина. После седера следуют пять «праздничных будней» — Холь ха-Моэд.
В Израиле это время безудержного веселья, когда проводятся фестивали и другие мероприятия, а семьи выбираются на пляжи, в музеи и парки. Завершается Песах символическим «разделением морских вод» в память о том, как воды Красного моря расступились перед евреями и сомкнулись за ними, похоронив египетскую армию. В этот день читают отрывок из Торы, повествующий об этом. Рецепт мацы Маца — это пресный хлеб, толщина которого составляет не более 2 мм и который отличается характерными дырочками. Готовится он только из воды и пшеничной муки, без добавления яиц, соли, сахара и тем более дрожжей. При этом готовится очень быстро — считается, что кошерная маца должна быть приготовлена за 18 минут.
Связано это с тем, что тесту нельзя давать бродить, так как это запрещено религиозными правилами, поэтому замешивать его нужно быстро, лепёшки должны быть тонкими, а дырочки на поверхности позволяют воздуху быстрее выходить, что тоже замедляет процесс брожения. Рецепт: соединить просеянную муку и воду, быстро замесить тесто, разделить на 4—6 частей и так же быстро раскатать — в идеале до толщины в 2 мм. Вилкой сделать дырочки в тесте. Выпекать лепёшки можно на сухой горячей сковороде без масла либо в духовке 10 минут при температуре 180 градусов. Что можно и нельзя делать на еврейский праздник Песах В Песах есть два главных запрета — есть хамец, то есть дрожжевые продукты, и работать в первый и последний дни праздника. Однако и у того, и у другого есть свои нюансы.
В Песах запрещается есть не только дрожжевой хлеб, но и все продукты, которые включают брожение, то есть квасные.
Традиция есть мацу во время Песаха, в первую очередь, связана с тем, что у евреев не было времени на приготовление пищи перед Исходом из Египта, и тесто для лепешек не успело закваситься. Также считается, что отказ от квасного символизирует отказ от лени и гордыни. Существует точка зрения, что маца символизирует уважение к традициям, поскольку не забродившее тесто, из которого она изготовлена, находилось в "первоначальном" состоянии. Праздничная трапеза на Песах называется Седер.
Перед ним, как и при наступлении любого другого праздника, принято зажигать свечи. Блюдами седера являются маца, зроа кусочек жареного мяса с костью внутри, есть который в течение Седера не принято , бейца крутое яйцо , марор хрен, кресс-салат или другая "горькая трава" , хазерет "горькая трава" с листьями салата , харосет сладкая смесь из натёртых фруктов и молотых орехов , карпас огородная зелень , подсоленная вода и вино или виноградный сок, приготовленный согласно требованиям кошерности. Пригодные для Песаха продукты можно есть круглый год. В дни Песаха принято встречаться с семьёй. Израильтяне во время праздника часто путешествуют по стране.
Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время исхода. Считается, что еврей должен выпить четыре бокала вина или виноградного сока. Это символизирует четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: «И выведу вас из-под ига египтян…»; «И избавлю вас…»; «И спасу вас…»; «И приму вас…». Пятый бокал наполняют и оставляют для пророка Элияха Илии , который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении «дня Господня, великого и страшного». В конце трапезы съедается небольшой кусочек мацы, который взрослые прячут от детей, а те должны его найти. Во время седера также читают молитвы и благословения.
Начнем с названия. Читайте также Шавуот: что за праздник отмечают на 50-й день после Песаха Ужаснувшись случившемуся с первенцами а смерти не избежал даже его собственный сын , фараон все же решил отпустить евреев. Собственно, отмечают в Песах как раз это событие — Исход из Египта и освобождение еврейского народа от рабства. Понятно, что с христианской Пасхой , которая означает воскрешение Спасителя из мертвых, тут общего довольно мало. Однако некоторые параллели все-таки прослеживаются. Например, дата 14 нисана — по Новому завету, именно в этот день состоялась Тайная вечеря, последняя встреча Христа с учениками перед казнью. В евангельском описании Тайной вечери есть также прямой отсыл к Ветхому завету — Иисус на ней уподобляет себя самого пасхальному агнцу, который, по преданию, был принесен в жертву иудеями во время бегства из Египта. Как отмечают Песах: седер и «будни праздника» Что касается собственно празднования, тут все очень строго регламентировано. В сам вечер 14 нисана вся семья, дождавшись захода солнца, собирается на ужин седер. Приглашают на него также неимущих и тех знакомых, кто по каким-то причинам не может провести праздник со своей родней. На столе — особая еда, которую готовят к Песаху. Во-первых, конечно, маца — пресные хлебцы, их едят несколько раз на протяжении трапезы. Горькая зелень марор символизирует горечь египетского рабства, а харосет смесь из тертых яблок, орехов и фиников — глину, из которой евреи в этом рабстве делали кирпичи. Конечно, подают — в основном во второй части ужина — и обычные еврейские праздничные блюда, например, фаршированную рыбу.
Песах – как евреи отмечают свою «Пасху»?
Как уже видно, с христианской Пасхой у него теперь мало общего. Также стоит запомнить одно из главных правил Песаха. Во время празднеств запрещены продукты с использованием закваски или изготовленные путём брожения. Нельзя есть хлеб, пить пиво и иные спиртные напитки на основе солода. Квасное запрещено не только потреблять в пищу, но и хранить дома. Поэтому перед Песахом всё это быстро распродаётся не-евреям или пускается в расход. Такие ограничения опять же связаны с древней историей евреев. Стараясь быстрее покинуть Египет, евреи не смогли дождаться, когда тесто для хлеба созреет.
Потому во время пребывания в пустыне им приходилось питаться лишь пресной мацой. Песах отмечают не только евреи, но и самаритяне. У последних совсем иные обычаи. Представители этого древнего народа обычно приносили в жертву домашний скот на священной для них горе Гризим центр. Самария, Израиль. Такие отличия от иудейского празднования связаны с тем, что самаритяне не признают устную Тору, но ценят письменную. Сейчас недалеко от горы Гризим находится поселение Кирьят-Луза.
На него принято приглашать родственников, неимущих и тех знакомых, кто по каким-то причинам не может провести праздник со своей родней. На стол во время седера ставят особую еду, которую готовят к Песаху. Присутствует маца, харосет смесь из тертых фиников, яблок, орехов и вина , хазерет тертая зелень , марор салат-латук, хрен и базилик. По традиции зелень едят, обмакивая в соленую воду, которая символизирует слезы, пролитые еврейским народом во время рабства. Считается, что еврей во время ужина должен выпить четыре бокала виноградного сока или вина. Это символизирует четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: «И выведу вас из-под ига египтян…»; «И избавлю вас…»; «И спасу вас…»; «И приму вас…». Пятый бокал наполняют и оставляют для пророка Элияха, который вернется в канун Песаха, чтобы возвестить о наступлении дня Господня. Во время праздничного ужина также читают благословения и молитвы. Анастасия Андрюхова Следите за нашим Telegram , чтобы не пропускать самое интересное Самое обсуждаемое.
Можно есть мацу — это пресные хлебцы из пшеничной муки. Запрет связан с исходом из Египта. Покидая место, где они были рабами, евреи не смогли дождаться, когда тесто для хлеба окончательно поднимется, и в пустыне им пришлось питаться мацой. Праздничный ужин — седер — самый торжественный обряд из всех существующих в иудаизме. Его проводят в первый и второй дни Песаха. На него принято приглашать родственников, неимущих и тех знакомых, кто по каким-то причинам не может провести праздник со своей родней. На стол во время седера ставят особую еду, которую готовят к Песаху. Присутствует маца, харосет смесь из тертых фиников, яблок, орехов и вина , хазерет тертая зелень , марор салат-латук, хрен и базилик. По традиции зелень едят, обмакивая в соленую воду, которая символизирует слезы, пролитые еврейским народом во время рабства.
Нет ничего более далекого от истины. Вопрос, который каббала всегда поднимает в отношении рассказов, историй и писаний Библии: в чем актуальность этих историй в наши дни? Современный еврей, христианин, мусульманин, а заодно и приверженцы всех других основных вероисповеданий сейчас задаются именно этим вопросом: как эти истории влияют на меня сегодня? Какое отношение они имеют к моему благополучию? Слишком долго этот вопрос оставался без внимания, и в результате вызвал некое расхождение между религией человека и проблемами, которые у него возникают в повседневной жизни. В эту Эпоху Водолея свободомыслящие мужчины и женщины больше не согласны придерживаться догматичного подхода к религии. Подхода, который, по сути, говорит «прими это и не задавай вопросов». Около 2000 лет назад Зоар предсказывал, что этот переворот произойдет в Эпоху Водолея, говоря о том, что люди больше не будут принимать религиозные догмы без настоящего понимания их смысла и значимости для собственной жизни. Зоар призвал всех людей задавать вопросы и спрашивать «почему? Зоар ясно дает понять, что нельзя принимать догматичные принципы без четкого объяснения идеи, лежащей в основе этих принципов. Необходимо понимать взаимосвязь между этими принципами и их применением в повседневной жизни, и мы должны изучать, как именно следование этим принципам улучшит наше моральное и физическое благополучие. Мы всегда полагали, что когда десятая казнь — смерть первенцев постигла египтян, израильтяне радовались и ликовали. Они стали свидетелями разрушения своих так называемых врагов — людей, у которых они находились в плену. Но ведь египтяне тоже были частью человечества. С точки зрения духовности, можем ли мы считать это бедствие принципом, принятым Вселенной? Допускать, что убийство разрешено, потому что оно касается других, а не народа Исраэль, равносильно утверждению, что каждый может убить другого, если тот считается врагом. Чего-то явно недостает в этой трактовке событий Песаха. И хотя это не имеет отношения к данной теме, в Библии есть множество других моментов, где народу Исраэль было сказано уничтожить мужчин, женщин и детей Бамидбар, Гл. Ввиду этих очевидных противоречий Зоар говорит, что в празднике Песах содержится более глубокий и важный смысл того, что на самом деле происходило в Египте. Первый аспект — это то, что идея освобождения от египетского рабства на самом деле относится к внутреннему, а не к физическому рабству. Египтяне — это всего лишь метафора, обозначающая силы, на которые была возложена эта власть. В действительности они были частью силы Сатана, который накрыл весь мир хаосом. Сатан происходит от арамейского слова са-тан, и Зоар говорит, что это сила, а не человек. В мире существуют только две силы.
Иудеи всего мира сегодня начинают праздновать Песах
Что такое Песах. Песах является одним из ключевых религиозных праздников в иудаизме, отмечающим Исход евреев из Египта и их освобождение из рабства. Этот праздник имеет глубокие корни в истории и религии еврейского народа и отмечается весной, в первом месяце. Рассказываем, с какого числа начинают отмечать Песах в Израиле в 2024 году, в чем суть торжества, а также что можно и нельзя делать во время иудейского праздника. Евреи всего мира скоро начнут отмечать Песах — самый важный иудейский праздник, посвященный исходу из Египта и освобождению евреев от рабства в Древнем Египте. Вечером 5 апреля 2023 года начнется Песах – самый древний из иудейских праздников.
Что такое Песах
Что означает слово «Песах», когда он начнётся, почему празднуют Песах и чем отличается Песах от Пасхи — в материале Иудеи всего мира отмечают Песах – праздник избавления от египетского рабства. Песах — У этого термина существуют и другие значения, см. Пасха (значения). Песах ивр. פֶּסַח Праздничный стол, приготовленный для пасхального седера. Тип Еврейский иначе Праздник весны / Праздник свободы Значение Праздник Исхода из Египта Установлен Тора. Пе́сах — иудейский праздник в память об исходе из Египта, один из трёх паломнических праздников. Начинается вечером с 14 на 15 Нисана.
Песах 2023: традиции и обычаи в иудаизме
После этого Моисей смог увести евреев из египетского рабства. С тех пор иудеи во всем мире отмечают Песах в переводе с иврита означает "пройти мимо" — праздник исхода из Египта, его также называют временем рождения еврейского народа. Подготовка к празднику Готовиться к Песаху начинают задолго до его наступления, сразу после окончания Пурима. Евреи тщательно убирают свои дома. В частности, избавляются от хамца — продуктов, прошедших процесс брожения, — хлеба, пива и других. В дни Песаха евреям запрещено не только употреблять хамец, но и хранить его. Есть можно только мацу — пресные хлебцы из пшеничной муки. Такое ограничение также связано с исходом иудеев из Египта: покидая место, где они были рабами, евреи не смогли дождаться, когда тесто для хлеба окончательно поднимется, и в пустыне им пришлось питаться пресной мацой.
Формальный поиск хамеца «Бдикат хамец» [ править править код ] После наступления темноты 14 нисана проводится формальный поиск квасного «Бдикат хамец». Существует обычай выключать в обыскиваемой комнате свет и проводить поиски, используя свечу, перо и деревянную ложку: свеча эффективно освещает углы, не отбрасывая тени, перо может выметать крошки из труднодоступных мест, а деревянную ложку, которой собирают крошки, можно сжечь на следующий день вместе с «хамецом». Существует также традиция перед поиском прятать в доме тщательно завёрнутые в алюминиевую фольгу или пластиковую плёнку десять кусочков хлеба.
Это гарантирует, что глава семьи найдёт какой-нибудь «хамец», и его благословение не пропадёт даром. Сжигание хамеца «Биур хамец» [ править править код ] Наутро все квасные продукты, найденные при поиске, сжигаются «Биур хамец». Глава семьи объявляет любой «хамец», который не был найден, «недействительным» «как прах земной».
Если же «хамец» будет во время Песаха действительно найден, его необходимо сжечь или сделать непригодным для пищи. Посуда на Песах Пасхальное блюдо, XIX век , фаянс Из-за строгого отделения «хамеца» на Песах, в религиозных еврейских семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха. Ашкеназские семьи, которые покупают к празднику новую посуду, сначала погружают её в кипяток, чтобы убрать любые следы масел или материалов, которые могли содержать «хамец» агалат келим.
Некоторые сефардские семьи, использующие на Песах те же стаканы, что и в течение всего года, тщательно их перед этим моют.
Празднование длится 7 дней в Израиле и 8 дней за его пределами. В этом году Песах продлится с вечера 5 апреля до ночи 13 апреля. Из Ветхого Завета известно, что для освобождения избранного народа Бог послал египтянам 10 казней, среди которых были и жуткие болезни, и непроглядная тьма, и голод, и мор скота. Самой страшной оказалась последняя, десятая - гибель первенцев, и именно ее удалось избежать евреям благодаря тому, что они по велению Бога пометили двери своих домов кровью жертвенного агнца. А все первенцы египтян умерли в одну ночь. После этого страшного события фараон отпустил евреев на свободу, их предводителем стал Моисей, и они 40 лет скитались по пустыне, пока не осели на Земле Обетованной.
Евреи тщательно убирают дома и избавляются от хамца — продуктов, прошедших процесс брожения хлеба, пива и других — их нельзя не только употреблять в дни праздника, но и хранить.
Что можно, а что нельзя во время Песаха В первый день Песаха запрещаются все виды работ, а в синагоге проводится торжественное богослужение. Нерабочим также считается и последний день праздника. Основная часть запретов во время Песаха связана с запрещенным в эти дни хамцом. Как объясняет сайт Ru. При этом что-то сжигают, а что-то можно продать на время нееврею через раввина. Для Песаха положено использовать отдельную посуду, так как та, которой пользуются в течение года, уже впитала хамец. Либо приборы стоит очистить, придерживаясь определенных правил.