Новости советские солдаты в афганистане

После вывода советских войск из Афганистана прошло более 30 лет, но пропавшими без вести до сих пор числятся 264 участника этой кампании. Взгляд на афганскую войну моджахедов, сражавшихся с советскими солдатами, подкреплен уникальными видеоматериалами из их собственных "коллекций". Взгляд на афганскую войну моджахедов, сражавшихся с советскими солдатами, подкреплен уникальными видеоматериалами из их собственных "коллекций".

От осуждения к оправданию: как спустя 30 лет в России меняется отношение к Афганской войне

34 года назад, 15 февраля 1989 года, советские солдаты и офицеры, верные присяге на верность своему Отечеству, выполнив задачу нашей Родины, с честью и достоинством вывели группировку наших войск из Афганистана. Ведь по их мнению Советские солдаты в Афганистане были чуть ли не исчадием ада. Советские солдаты совершили подвиг в Афганистане, предотвратив включение страны в большую исламскую дугу нестабильности, и таким образом спасли Советский Союз от экспансии международного терроризма. Советские солдаты и офицеры с честью выполнили воинский долг в Афганистане, проявив при этом самые высокие боевые и морально-психологические качества, мужество и героизм. Ровно 30 лет назад завершилась последняя война, в которой участвовал СССР: 15 февраля 1989 года из Афганистана были полностью выведены советские войска. С момента окончания военных событий в Афганистане и вывода советских войск прошло уже чуть больше четверти века.

Афганский след

Сколько солдат воевало, погибло и попало в плен в Афганской войне При этом советские солдаты и офицеры не только защищали объекты, но и способствовали строительству мирной жизни, обеспечивали развитие инфраструктуры.
Афганская война: приказы Родины не обсуждаются Вот эта встроенность русского солдата в афганскую память и мешает сегодня американцам добиться своего контроля над Центральной Азией.

Бывший военный СССР рассказал, как солдаты попадали в Афганистан

По данным Минобороны СССР, всего за годы военных действий через Афганистан прошли 546 255 советских солдат, прапорщиков и офицеров. Однако в Афганистане и после 15 февраля до апреля 1989 года оставались советские военнослужащие и подразделения пограничников, прикрывавшие вывод войск. так советские солдаты в Афганистане называли местность, покрытую густой растительностью. Проект «Навсегда в плену» – фотографии и искренние истории советских военнопленных, для которых Афганистан стал войной, пленом и второй Родиной. Однако розыском советских солдат в Афганистане не занимается никто, кроме Комитета СНГ по делам воинов-интернационалистов. Даже в статьях того времени не указывалась роль советских солдат (к примеру, заголовки статей «Афганистан: народ на страже»; «Афганистан борется, Афганистан побеждает»).

Тридцать лет выводу советских войск из Афганистана

Бывший военный СССР рассказал, как солдаты попадали в Афганистан Он вспомнил о службе в армии во второй половине1980-х годов. Редакция "Литер" 24. Бывший военный родился в семье военнослужащего и пошел по стопам отца. После учебы в саратовском училище его направили в Среднюю Азию.

Сначала он служил в Туркестанском военном округе, а потом попал в самый южный населенный пункт СССР — город Кушка сейчас называется Серхетабад.

Когда в 1996 году Насратулла был на Украине, он встретился там с некоторыми из своих товарищей по армии, и говорит, что с облегчением увидел, что они не винят его в отступничестве и в том, что он вступил в армию моджахедов, пишет газета. Я говорила ему: "Коля, женись, вот и дом твой будет". Но он не послушался, сказал только, что через пять лет вернется. Хотя у талибов быть ему очень опасно", - рассказывает мачеха Николая, Екатерина Кулькова. Как пишет The Daily Telegraph, при правительстве "Талибана" трое россиян привлекли внимание лидера талибского движения муллы Мохаммеда Омара, который, впечатленный их приверженностью мусульманству, предоставил им дома и бизнес.

Но после падения "Талибана" в 2001 году их дома были конфискованы, и теперь ни один из трех не может считаться богачом. Там где они живут, на них смотрят как на диковину и уважают за набожность. Все трое женаты на местных женщинах и имеют семьи. Алексей Оленин Рахматулла , проживший 23 года в Афганистане и принявший мусульманство, вернулся в Россию С виду Алексей Оленин Рахматулла не слишком похож на афганца. Китайская куртка, джинсы, борода, темно-русые волосы, голубые глаза. Ни тюбетейки, ни длинного платья-рубашки.

Плотного телосложения, в отличие от худых и высушенных, как вобла, афганцев. В 2004 году Алексей твердо решил вернуться в Россию. Долго колебался, присматривался и, наконец, решился. Любой бандит придет и заберет, что ему понравится". Банда неизвестных отморозков забрала себе его дом в Пули-Хумри. Документы на дом в порядке, суд постановил дом вернуть, но бандиты не подчиняются.

Дом Оленин рассчитывал продать и с вырученными деньгами вернуться в Самарскую область. Единственный выход: открыть свой магазин. Здесь у меня тоже есть магазин, дело я знаю. Но чтоб начать, нужны деньги. За дом я получу 50 тысяч долларов, этого хватит". В Афганистане высокие цены на жилье.

В Кабуле 2-комнатная квартира в пятиэтажке стоит минимум 40 тысяч долларов. Дом Алексея, который даже и не дом, а глинобитная хижина из двух комнатушек, стоит 50 тысяч. Все деньги в Афганистане - от продажи наркотиков. Люди стараются иметь отношение к этому бизнесу - выращивать, перепродавать, перевозить, быть посредником. Оленин заработал на квартиру не на наркотиках: ему и еще нескольким бывшим пленным мулла Омар выделил участки земли, потому что они приняли мусульманство. Алексей не рассказывает, как попал к моджахедам и как стал мусульманином.

О рядовом Оленине рассказал "Первый канал". Несколько лет назад он женился на местной девушке, у них родилась дочь Жасмин. Как-то в Пули-Хумри работала съeмочная группа "Первого канала". Журналисты помогли Оленину встретиться с родными. Самарские власти предоставили семье однокомнатную квартиру, обещали помочь с работой. Наргиз, супруга Оленина, пока смущается, ещe недавно она ходила в парандже.

Геннадий Цевма Никмохаммат тоже хотел вернуться, но "подложил русским свинью" Геннадий Цевма из города Тореза Донецкой области уже более 20 лет живет в городе Кундуз на севере Афганистана. По-афгански его зовут длинно - Никмохаммат. И все. Был Гена, и нет больше Гены". У Гены-Никмохаммата афганская жена и трое детей. Сам он - худой и одет как афганец - в светло-серое платье-рубашку.

Короткая стрижка под горшок, рыжеватая борода, прозрачный взгляд. Он тоже вроде хотел уехать домой, но боялся, и Алексей Оленин приехал убеждать его, рассказывать, как сам недавно съездил в Россию, и ничего страшного с ним не случилось. Для начала Цевме тоже предложили поехать одному, без жены и детей, на пару месяцев. Если понравится - вернется в Афганистан, продаст имущество, заберет семью и уедет навсегда. На его возвращение были выделены большие деньги - и на дорогу, и на жизнь. Ему готовы были дать квартиру в Торезе, обеспечить лечение он сильно хромает , помочь с работой.

По словам Цевмы, в посольстве РФ ему оформили свидетельство о возвращении, вместо паспорта. У него нет никакого гражданства.

В армии у тебя всегда есть с собой оружие. Не обязательно, что прямо сейчас его нужно будет использовать, но ты знаешь, что в случае чего сможешь защититься от нападения врага. В мирной жизни на улице приходится ходить безоружным, и из-за этого чувствуешь себя незащищенным. К счастью, это довольно быстро проходит.

Гораздо больнее осознавать, что рядом с тобой больше нет боевых товарищей. Из-за этого некоторые солдаты и офицеры через некоторое время после увольнения пытались вернуться в свою часть. Для обычных людей это может показаться странным, но на войне больше справедливости, чем в мирное время. Там дружба подтверждается действиями, выравнивается грань между начальником и подчиненным, отношения становятся более человеческими. Первый, про который мы уже говорили: пополнение участвовавших в боях частей, как в Афганистане. В этом случае мы говорим про регулярную часть со знаменем, историей, традициями.

Приходившие на пополнение вливались в строй, а сослуживцы передавали им опыт. Второй вариант: часть формируется с нуля полностью из новобранцев. Они могут быть хорошо подготовлены, особенно если у них есть опыт в боевых действиях, но преемственности в таком случае не будет. Первая и главная ошибка — продолжение обучения по военно-учетной специальности, к которой резервист профессионально непригоден. Даже если он подходит по здоровью, хороший командир и руководитель занятий при подготовке смогут определить, правильно ли оставлять бойца на этой должности. Я считаю, что в этом вопросе нужно реагировать более гибко.

Военно-учетная специальность должна соответствовать знаниям, возможностям и характеру резервиста. Вторая ошибка: недооценка противника. Она причинила нам немало бед в начальном периоде специальной военной операции на Украине. Уставы у нас остались прежними, а вот характер военных действий изменился. Война стала очаговой, где все упирается в оборону каких-либо населенных пунктов. Это другая тактика, здесь личная профессиональная подготовка и умение действовать в стрессовой ситуации ценятся гораздо выше, чем на фронте.

Третья ошибка: привлечение к обучению резервистов преподавателей без способностей и опыта военных действий. Недостаточно выбрать случайного офицера и поставить его обучать призывников. Как может не участвовавший на войне офицер рассказывать о том, как правильно воевать? Зачем солдатам методист? Я считаю неправильным не привлекать к обучению новобранцев ветеранов боевых действий. В России много командиров рот, взводов, батальонов, служивших в Афганистане или Чечне.

Так пусть они проводят беседы с солдатами и выполняют воспитательную роль! Я уже в возрасте, но все же состою в «Боевом братстве». Это общероссийская некоммерческая организация ветеранов военных конфликтов. У меня громаднейший опыт ведения боевых действий в городе. Многие мои друзья в отставке, они много знают и готовы передать опыт молодым бойцам, но про них почему-то даже не вспомнили. Если бы мне или моим товарищам сказали приехать, то мы были бы готовы находиться в учебном центре столько, сколько необходимо.

Будем в свободное время рассказывать молодым о том, что действительно необходимо на войне. В армии много мелочей: как подгонять обмундирование, на что обращать особое внимание. Кто не воевал, тот считает, что это не особенно-то и нужно.

Иногда спокойные и сдержанные разговоры перерастали в жаркие споры, но о чем — в том возрасте я понять не мог. Николай Быстров попал в плен в 1982 году: старослужащие отправили в самоволку за анашой. Раненого и плененного, Быстрова увели в Панджшер, на базу моджахедов, где произошла его встреча с Амад Шахом Масудом. В дальнейшем Николай принял ислам и стал личным телохранителем Ахмад Шаха.

Вернулся в Россию в 1999 году с афганской женой и дочерью. Николай Быстров с семьёй живёт в краснодарскомм крае, станица Усть-Лабинская. Афганистан вернулся в мою жизнь много позже, после разговора с фоторедактором Олесей Емельяновой. Мы задумались о судьбе советских военнопленных, пропавших без вести в ходе войны 1979-1989 годов. Оказалось, что их много, они живы, а их судьбы уникальны и не похожи одна на другую. Мы начали искать "афганцев", общались, договаривались о встречах. После первого разговора с бывшим военнопленным я понял, что уже не смогу остановиться.

Захотелось найти всех, кого возможно, поговорить с каждым, услышать и понять их судьбу. Чем для них стал плен? Как они справились с поствоенным синдромом и справились ли вообще? Что они думают о стране, которая послала их на войну и забыла вернуть обратно? Как они построили свою жизнь после возвращения на Родину? Эти человеческие истории затягивали, и вскоре стало ясно, что мы создаем один большой уникальный проект. Я понял, что должен увидеть войну глазами афганцев, и решил найти в том числе тех русских ребят, которые после плена остались жить в другой культуре, в другом мире.

Юрий Степанов на работе в цеху. Приютово, Башкирия. Юрий Степанов с семьёй. Рядовой Степанов попал в плен в 1988 году и считался погибшим. На деле принял ислам и остался жить в Афганистане. Вернулся в Россию в 2006 с женой и сыном. Живёт в Башкирии, село Приютово.

Поездка в Афганистан была сродни прыжку в холодную воду. Я впервые оказался в стране, которая воюет десятилетиями, где правительство сражается с большей частью населения, а иностранное вторжение воспринимается привычно, поскольку никогда не заканчивается оккупацией. Это фантастический мир, все краски которого можно разглядеть лишь в объектив фотокамеры. Поездки по Афганистану — как путешествие на машине времени. Покидаешь пределы Кабула и ты — в 19-м веке. В некоторых местах люди столетиями не меняют образ жизни.

Память возвращает в Афганистан...

Не было навыка работы с людьми, возвращающимися с войны. Я разозлился. Мне надоело слышать, что лучше бы погиб, чем такой вернулся. Я разозлился, и эта бойцовская злость меня просто вытолкнула». В смутное время развала страны Вячеслав Климов получил медицинское образование, выучился на массажиста. Сейчас он работает в поликлинике, а в свободное время занимается йогой, поет и пишет книги. Это успешный, состоявшийся в жизни человек, добившийся всего сам. Вячеслав Климов: «Идут годы, десятилетия, ребята умирают, так ничего и не дождавшись — это есть.

Этот принцип, что тебе никто ничего не должен, надейся только на себя, срабатывает, колоссально срабатывает».

В обязательном порядке - только в случае гибели, тогда считалось, что подвиг уже состоялся - если жизнь отдана за Родину, за государственные интересы. А был ранен - получи медаль. Женское боевое «счастье» Где-то с середины 1980-х награждали каждого, кто по мере сил и возможностей, а также штатных обязанностей участвовал в боевых операциях.

Как-то на один из таких выходов мы взяли нашего дивизионного стоматолога. Исключительно по его просьбе и в порядке исключения - тем более, что зубы он лечил «любовно». С автоматом и гранатами зубодёр, конечно, по горам не бегал, просто был на подхвате. А пошёл он с нами на боевой выход, как потом выяснилось, не ради награды, а как человек, истинно преданный своей профессии - чтобы иметь право требовать.

И добился своего: выписал и получил со склада походное зубоврачебное кресло. Кто же отважится отказать боевому дантисту? Или вот получила медаль «За боевые заслуги» прапорщик - паспортистка дивизии. Кривотолков по этому поводу было достаточно, но я точно знаю, что на «боевых» она была, хотя и не в качестве стрелка с автоматом, и реальная угроза её жизни существовала.

На ней потом женился один из замов комдива, который, много позже, уже выйдя в отставку генералом, в одном из интервью сказал вот что: «Жена моя, Людмила, тоже военный человек. Мы с ней вместе делили все тяготы и лишения офицерской жизни. В Афганистане она была со мной, ходила на боевые, летала в "вертушке" на банды и караваны… Она отлично стреляет из пистолета и автомата, да так, что многим мужчинам у неё надобно поучиться! Вот это, по моему мнению, уже из области семейных преданий.

В массовом порядке «по души» душманов женщины с нами всё-таки не ходили. И отмечали их боевыми наградами крайне редко - в основном врачей и медсестёр. Согласно архивным данным, за «афганскую десятилетку» наградами были отмечены 1382 женщины, но кто именно, не уточняется. А вот мой сослуживец, начальник политотдела моей 5-й гв.

Во-первых, «медсёстры из медсанбатов. Во-вторых, в условиях боевых действий в населённых пунктах всегда работал БАПО боевой агитационно-пропагандистский отряд. Нет ни одного БАПО, чтобы там не было потерь личного состава и техники. Особенно духи любили подрывать ОЗС облегчённая звуковещательная станция.

Также политработник упомянул жён советников: «Они не только принимали участие в сборе информации, но и участвовали в отражении нападения на города, как, например, это было в Кабуле».

Нормальной обуви тоже не было - солдаты выкидывали дедовские кирзачи и обували кроссовки «адидас» либо кеды «два мяча» - их можно было купить в местных военторгах за рубли либо за чеки. В тоге солдаты такие штуки шили себе сами, из советских плавательных жилетов. Никакой «особенной боевой подготовки» у хваленого советского спецназа ГРУ в Афганистане не было. В большинстве своём это были обычные пацаны 18-20 лет, прошедшие месячный курс молодого бойца и побегавшие восьмикилометровые кроссы», - пишет автор. Кишлак Руха бомбили газовым оружием, чтобы уничтожить всё живое вблизи советской заставы. А во время вывода войск «просто так» убили бомбами 1500 мирных жителей на перевале Саланг. Отмечается, что одним из наиболее известных командиров афганских моджахедов был Ахмад шах Масуд.

Это был образованный афганец, панджшерский таджик по происхождению, который кстати очень не любил религиозных фанатиков и знал несколько языков.

Устинова проводилось развёртывание и мобилизация частей и соединений Туркестанского и Среднеазиатского военных округов. Была поднята по сигналу «Сбор» 103-я Витебская гвардейская воздушно-десантная дивизия, которой отводилась роль основной ударной силы в предстоящих событиях. Начальник Генерального штаба Н.

Огарков, однако, был против ввода войск. Решение о вводе войск было принято на заседании Политбюро 12 декабря 1979 года: К положению в «А». Одобрить соображения и мероприятия, изложенные т. Андроповым Ю.

Разрешить им в ходе осуществления этих мероприятий вносить коррективы непринципиального характера. Вопросы, требующие решения ЦК, своевременно вносить в Политбюро. Осуществление всех этих мероприятий возложить на т. Андропова Ю.

Поручить т. Андропову Ю. По свидетельству В. Варенникова, в 1979 году единственным членом Политбюро, не поддержавшим решение об отправке советских войск в Афганистан, был А.

Косыгин, и с этого момента у Косыгина произошёл полный разрыв с Брежневым и его окружением]. Ахромеевым, приступившая к работе в Туркестанском военном округе с 14 декабря. Одновременно Кармаль и несколько его сторонников были тайно привезены в Афганистан 14 декабря 1979 года и находились в Баграме среди советских военнослужащих. До 25 декабря 1979 года в Туркестанском военном округе были подготовлены к вводу в Афганистан полевое управление 40-й общевойсковой армии, 2 мотострелковые дивизии, армейская артиллерийская бригада, зенитно-ракетная бригада, десантно-штурмовая бригада, части боевого и тылового обеспечения, а в Среднеазиатском военном округе — 2 мотострелковых полка, управление смешанного авиакорпуса, 2 авиаполка истребителей-бомбардировщиков, 1 истребительный авиаполк, 2 вертолётных полка, части авиационно-технического и аэродромного обеспечения.

В качестве резерва в обоих округах были отмобилизованы ещё три дивизии. На доукомплектование частей было призвано из запаса более 50 тысяч человек из среднеазиатских республик и Казахстана, и передано из народного хозяйства около 8 тыс. Это было крупнейшее мобилизационное развертывание Советской Армии с 1945 года. Кроме того, к переброске в Афганистан также была подготовлена 103-я гвардейская воздушно-десантная дивизия из Белоруссии, которая уже 14 декабря была переброшена на аэродромы в Туркестанском военном округе.

Перед вылетом в ДРА К вечеру 23 декабря 1979 года было доложено о готовности войск к вводу в Афганистан.

Откройте свой Мир!

Кургинян: советские солдаты в Афганистане спасли СССР от терроризма 34 года назад, 15 февраля 1989 года, советские солдаты и офицеры, верные присяге на верность своему Отечеству, выполнив задачу нашей Родины, с честью и достоинством вывели группировку наших войск из Афганистана.
Кургинян: советские солдаты в Афганистане спасли СССР от терроризма Ведь по их мнению Советские солдаты в Афганистане были чуть ли не исчадием ада.
Родные погибшего в Афганистане солдата из РТ через 37 лет узнали подробности его последнего боя Они развернулись зимой 1979–1980 годов: советские войска вошли в Афганистан, подразделения военнослужащих рассредоточились по стратегически важным объектам инфраструктуры и гарнизонам.

Сколько советских солдат стало «душманами» во время Афганской войны

Солдат, последним покинувший Афган | Новости города Иваново и Ивановской области Эта дата связана с выводом советских войск из Афганистана в 1989 году, после которого заговорили об афганском синдроме.
Афганское наследие в правах военнослужащих. Памятные даты РАПСИ Афганская война 1979—1989 (пушту په افغانستان کې شوروی جګړه‎‎, перс. جنگ شوروی در افغانستان‎‎ — Советско-афганская война; Афганский конфликт 1979—1989).
Малоизвестные факты о возвращении советских войск из Афганистана Двое солдат Советской Армии выходят из афганского магазина в центре Кабула 24 апреля 1988 года.
Солдаты, которые отказались возвращаться из Афганистана (25 фото) Чем была для СССР афганская война – героической миссией или роковой ошибкой?

Сколько советских солдат стало «душманами» во время Афганской войны

Та боль, которую несли советские солдаты представлена в рассказах непосредственно участников тех событий. Та боль, которую несли советские солдаты представлена в рассказах непосредственно участников тех событий. Группа советских военнослужащих в Афганистане. По официальным данным, за 10 лет войны в Афганистане погибли 15 тысяч советских солдат. Они развернулись зимой 1979–1980 годов: советские войска вошли в Афганистан, подразделения военнослужащих рассредоточились по стратегически важным объектам инфраструктуры и гарнизонам. Книга Памяти: Военнослужащие органов и войск КГБ СССР, погибшие в Республике Афганистан (1979-1989)/Ред. колл.

Подвиг под грифом «секретно»

Вручение наград воинам Н-ской части Ограниченного контингента советских войск в Афганистане, февраль 1988 г. Ошибкой партийного и советского руководства СССР в отношении войны в Афганистане было то, что велась глухая информационная блокада событий войны. Эти афганские солдаты перешли на сторону душманов, а в качестве «подарка» «преподнесли» моджахедам советского офицера и переводчика. При этом советские солдаты и офицеры не только защищали объекты, но и способствовали строительству мирной жизни, обеспечивали развитие инфраструктуры. Всего через горнило Афганистана прошло около 620 тыс. советских военнослужащих и 21 тыс. гражданского персонала.

«Людей там растирали в пыль». Истории алтайских ветеранов Афгана

После учебы в саратовском училище его направили в Среднюю Азию. Сначала он служил в Туркестанском военном округе, а потом попал в самый южный населенный пункт СССР — город Кушка сейчас называется Серхетабад. Это всего в четырех километрах от границы с Афганистаном. Фото: Игорь Пастушенко, Rodinananeve. Путь в Афганистан лежал через Ташкент.

В России сегодня вспоминают тех, кто исполнял служебный долг за пределами своей страны. Воины-интернационалисты оказались никому не нужны в мирной жизни. Они в своем большинстве не получили помощь от государства и даже поддержки от соотечественников, мало и плохо знавших об этой войне. В то время появилось известное безразличное выражение: «Мы вас туда не посылали». Молодым ветеранам пришлось устраиваться в жизни без чьей-либо помощи. В 1986 году командир саперного отделения Вячеслав Климов подорвался на душманской ловушке. Под мину, которую обезвреживал Вячеслав, была установлена еще одна, она и взорвалась. На родину он вернулся инвалидом, полностью потеряв зрение. Вячеслав Климов: «Психологи с нами не работали, они не умели.

Геннадий Цевма из города Тореза Донецкой области попал к моджахедам по глупости. С его слов, он пошел в деревню посмотреть, что там происходит. Однако подойдя к мечети попал в кольцо вооруженных людей. От предложения принять ислам сохранив тем самым жизнь не отказался. Они были больные на голову и не понимали, что хорошо, а что — плохо. Я говорю, пошли вы к чертовой матери, я не буду своих убивать», — вспоминал Цевма. В 2000-х годах российские и украинские власти приложили немало усилий, чтобы вернуть Цевму домой. Ему пообещали работу и квартиру, купили билет в Москву и выдали почти 2 тыс. Незадолго до отъезда в Афганистан харьковчанин Николай Выродов сказал: «Или вернусь — героем Советского Союза, или вообще не вернусь». Исполнилось второе. В 1981 году, по словам Выродова, он стал свидетелем безжалостного убийства советскими военными более 70 человек в деревне Калигаи. Это и побудило его дезертировать, принять ислам и сражаться против свои бывших соотечественников. Когда советские войска покинули Афганистан Выродов Насратулла как специалист по подрывному делу работал с разными полевыми командирами еще в течение восьми лет. Удалось ему побывать и в личной охране бывшего премьер-министра страны Гульбетдина Хекматияра. Дезертир говорил, что моджахеды были довольны русскими бойцами, которые приносили особенно много пользы в перехвате информации по российским радиоканалам. На вопрос «каково это сражаться против своих соотечественников» он отвечал просто: «Если вы находитесь на линии фронта, то вам приходится драться и убивать». Выродова продолжали искать в течение 14 лет — с 1982-го по 1996-й. Сначала военная разведка и КГБ, потом отец и родственники.

Юрий Степанов: в 18 лет попал в плен, принял ислам, получил новое имя и новую жизнь "Комсомольская правда в Уфе" рассказала историю 37-летнего Юрия Степанова, который в Афганистане принял мусульманство, женился и не собирается возвращаться домой. Моджахеды предложили 18-летнему юноше либо расстрел, либо жизнь, но по другим правилам, по другой вере. Советский рядовой принял ислам, ему дали новое имя -Махибулла. В Приютово у Степанова остались 67-летняя мать и многочисленные родственники, которые с нетерпением ждут его возвращения. В последний раз пленник был на родине в 1996 году. Его привезли из Пакистана и из рук в руки передали отцу. Но через полгода он вновь уехал в Афганистан. Вскоре родственники получили от него единственное письмо о том, что доехал нормально. И больше вестей не было. В конце лета 2004 года Юрий Степанов вдруг позвонил. Тогда съемочная группа телекомпании НТВ встретилась с ним в Афганистане и дала возможность связаться с родными по спутниковому телефону. Журналисты посоветовали Юрию написать письмо президенту Башкирии Муртазе Рахимову с просьбой разрешить ему вернуться на родину. Но после этого опять долго не было никаких новостей. Юрий так и не может решить, хочет он вернуться домой или нет. Хотя его афганская 28-летняя жена Гулалай и 4-летний сын Нуро говорят, что очень хотели бы побывать в России, но не знают русского языка. В поселке Хинжан Юрий - уважаемый человек. Выучившись в России на электрика, после плена он стал работать по этой специальности. Перегородил ручей и построил мини-электростанцию. Его прозвали "Электриком". У Юрия свой бизнес: на рынке заряжает аккумуляторы, пишет "КП-Уфа". Семья Юрия-Махибулла по афганским меркам живет неплохо. Снимают глинобитный одноэтажный домик. В доме низкая дверь, потолок метра два высотой, узкий коридорчик, слева и справа двери в комнаты. В 10-метровой гостиной размером одно окно, батарей нет. Земляной пол застелен бордовым напольным покрытием. У стены - два матраса, в углу - тумбочка с маленьким телевизором. Вместе с другим выходцем из России - Николаем Выродовым , ставшим в Афганистане Насратуллой и также обзаведшимся семьей, Юрий купил на две семьи спутниковую антенну, которая принимает 400 каналов, в том числе российские. Отец Юрия умер 4 года назад. Мама Любовь Прокофьевна болеет и ждет сына. Ей не нравится его афганское имя: "Вот приедет домой, перекрестим. Дадим всем нормальные имена, и будут они Степановы, как и раньше. Лишь бы вернулись поскорее". В сентябре 2004 Юрий написал письмо президенту Башкирии с просьбой помочь вернуться домой. После того, как будут улажены юридические формальности, он с женой и сыном может отправиться в Россию. Пока же Махибулла никаких сигналов о себе не подает. Руководитель представительства МИДа России в Башкортостане Зиннур Марданов сообщил по этому поводу следующее: "С российской стороны нет никаких препятствий для возвращения Юрия Степанова и его семьи на Родину. Но, судя по тому, что уже много месяцев от него нет вестей, Юрий сам не предпринимает активных усилий для возвращения домой. Возможно, проблема еще и в том, что в Афганистане до последнего времени не было паспортов. Их начали выдавать совсем недавно. А оформление документов, необходимых для выезда из страны, занимает определенное время". Ветераны афганской войны воюют и сейчас на стороне талибов Ветераны афганской войны и сейчас воюют на стороне талибов. В северных провинциях сражается 8 тысяч узбекских боевиков. Ими командует Джума Намангани , который, по некоторым данным , остался жив после сообщения о его гибели в 2001 году и которого советские десантники знали под именем Джумабай Ходжиев. В 1989-м он ушел из Афганистана, в 1993-м снова вернулся туда. Ставка Намангани - возле провинциального центра города Баглан на территории бывшего сахарозавода. Его считают мастером партизанской войны, поскольку он повоевал в регулярных войсках, а затем партизанил в Ферганской долине вместе с исламской группой "Покаяние". Противостоять таким людям могут немногие. Например, те, кто изучал фарси и подрывное дело в лагерях Хекматияра. Или получал отличные оценки на спецкурсах в Балашихе - такие же бывшие советские военнослужащие, оставшиеся воевать после вывода войск в 1989 году.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий