С 1946 года и до развала СССР выходил один из самых популярных советских журналов для родителей и педагогов "Семья и школа". Если отбросить все условности, в советском воспитании действительно было много хорошего. «Советская школа имела очень хорошие традиции воспитания, которые нужно возрождать», – считает, согласно публикациям 2016 года, Ольга Васильева, по тем временам. Депутаты госсовета Удмуртии выступили с предложением вернуть в школы России трудовое воспитание не примере советской системы образования.
Вы точно человек?
Речь идет о военно-патриотическом воспитании — в этом заключается особая задача, особое значение воспитания российского гражданина». Рассказываем, благодаря каким привычкам советских бабушек и дедушек в СССР росли здоровые дети. Ростки советского опыта в воспитании подрастающего поколения пробиваются в образовательную систему России сквозь толщу болонского ила и грязевую сель. Советская агитпропаганда уделяла особе внимание воспитанию школьников изобразительными средствами. © 2024, RUTUBE. Советское воспитание (как нас воспитывали в СССР). 12+.
Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 3
В СССР воспитание было направлено на обезличивание человека под воздействием духа коллективизма и всеобщего равенства. Советская система воспитания в садиках ориентировалась на принцип: «Все лучшее детям». Сущность воспитания в советской школе заключалась в подготовке полноценного и морально устойчивого советского гражданина. В СССР из ребенка пытались сделать человека общественного, в 90-х на первый план вышли достаток и благополучие, а сейчас мы выбираем из ты | PSYCHOLOGIES. С развалом СССР многие принципы воспитания подрастающего поколения подвергли справедливой критике.
История начальной военной подготовки в советских и российских школах
Необходимо сказать, что при жизни он получил признание в СССР, как писатель. Советская педагогика того времени к опыту Макаренко относилась настороженно и недоброжелательно. Причиной был конфликт Макаренко и Крупской, в общих чертах он описан в книге «Педагогическая поэма». После смерти Антона Семеновича, ситуация меняется. В борьбу за увековечивание памяти советского педагога включаются его ученики и друзья.
Летом 1940 года Учительская газета начинает широкую дискуссию по возможности использования в советской школе педагогического наследия Макаренко. В дискуссии приняли участие учителя, профессора, научные сотрудники, коммунары. Были высказаны мнения и за, и против макаренковской системы, но защитники педагога оказались сильнее. В СССР начинается интенсивное освоение педагогического наследия Макаренко, и с этого момента никто уже не сомневается, является ли созданная им воспитательная система советской.
Летом 1943 года на кафедре педагогики государственного пединститута им. Ленина создается Научно-исследовательская лаборатория А. Макаренко, которая ставит целью «изучение и внедрение в практику воспитательных учреждений педагогических идей А. Антон Семенович становится признанным авторитетом в области трудового воспитания.
Советская педагогика признавала заслуги Макаренко, но массового применения его система так и не получила. Как мне видится, причиной было утвердившееся в советской педагогике поверхностное представление о трудовом воспитании «по Макаренко». Были предприняты попытки опереться на отдельные положения его воспитательной системы без понимания, что эти элементы по отдельности работать не будут во всяком случае, не будут приводить к тем блестящим результатам, которые получал Макаренко. Историю отечественного макаренковедения в ее связи с историей советской педагогики подробно излагает в научных работах доктор педагогических Анатолий Аркадьевич Фролов.
Эту историю я коротко изложу, поскольку она имеет отношение к рассматриваемой нами теме трудового воспитания. В начале пятидесятых перед педагогическими коллективами была поставлена задача изменить подготовку школьников так, чтобы к окончанию учебы они имели трудовые навыки. В 1952 году в советских школах вводятся уроки труда. При школах создаются мастерские и учебно-опытные участки.
Для старшеклассников проводятся занятия по машиноведению, электротехнике, сельскому хозяйству.
Поэтому поддержите ребёнка и потратьте энергию на то, чтобы раскрыть его таланты и найти дело, которое увлечет надолго и потом будет приносить деньги. Наказание ремнём Любое физическое насилие по отношению к ребёнку неприемлемо.
Множество исследований доказывает, что даже слабый подзатыльник может нанести психологическую травму человеку на всю жизнь или сделать из него агрессора. Но в советское время, к сожалению, такой метод наказания был нормой. Гораздо лучше найти альтернативы и научиться с ребёнком разговаривать и договариваться.
Слово старшего — закон Уважение ко взрослым и старости — обязательно. Но беспрекословное послушание ни к чему хорошему не приведёт. Ведь все люди могут ошибаться и быть неправым.
Это не зависит от возраста.
Макаренко, поскольку наследие советского педагога считалось изученным. В теоретическом осмыслении наследия Макаренко наступает застой, который длился до середины 70-х. Новых исследований почти не велось, лишь переиздавались старые работы. Самое печальное, что за период застоя успевает укрепиться упрощенное и искаженное представление о макаренковском трудовом воспитании.
Кризис теоретического макаренковедения вовсе не означает, что не было примеров успешного практического применения макаренковского опыта. По стопам учителя пошли ученики Макаренко — А. Явлинский и С. Многие школы попытались обзавестись мастерскими или сельскохозяйственными участками школы-хозяйства. Целое направление в отечественной педагогике открыл последователь Макаренко И.
Он стал создателем «коммунарского движения» и разработчиком «методики коллективных творческих дел КТД ». Проблема в том, что эти успехи оставались лишь успехами отдельных людей и коллективов, не обеспечивая влияние на отечественную педагогику в целом. В середине 60-х годов в СССР отменяется закон 1958 года. Практика обучения на производстве отменена. В школьном воспитании меняются приоритеты.
Со временем всё большее значение придается успешной учебе, все меньшее — трудовым навыкам. Перекос в сторону обучения приводит к тому, что ЦК КПСС и Совет Министров в 1977 году выпускают постановление «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду». В постановлении говорится не просто о проблемах, а о существенных недостатках в работе общеобразовательной школы. Партия и Совет Министров возлагают ответственность на министерство просвещения СССР за то, что не разработана эффективная система трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Снова наступает момент, когда можно было воспользоваться системой трудового воспитания Макаренко, однако шансов сделать это в 70-е было еще меньше, чем в 50-х.
Во-первых, часть педагогического сообщества к этому времени уже ополчилась на Макаренко — главным образом за идею воспитания личности в коллективе. Коллектив начали вычеркивать, как фактор воспитания. В чести была «педагогика сотрудничества», которая предполагала свободное индивидуальное развитие личности.
Ошибаться стыдно Атмосфера тотального перфекционизма диктовала, что «пионер — всем ребятам пример», а «болтун — находка для шпиона», и статус алого галстука ни в коем случае нельзя было замарать глупыми ошибками. Лучше промолчать вдруг что-то лишнее ляпну , отказавшись от своей мечты, стесняясь попасть впросак.
Ошибки — это не опыт, а поражение. Хвалить нельзя, вдруг ребенок испортится Кое-кто из мам и бабушек до сих пор думает, что если расхваливать дитя, обращать внимание на его сильные стороны — вырастет самовлюбленный эгоист, и только. На практике, логичная похвала формирует четкую самооценку, и в большинстве случаев определяет то, насколько ребенок будет уверен в своих способностях и умениях. В реальности таких детей никто не видел, но это не важно, главное, они существовали в воображении родителей. Нужно ли доказывать, что подобные сравнения плохо отражаются на самооценке, заставляют детей чувствовать себя ненужными и плохими.
Отмечать недостатки, чтобы исправлялся Считается неприличным иронизировать над физическими особенностями, которые человек не в состоянии изменить. Тем не менее, некоторые дети узнавали, что они кривоногие или лопоухие, именно от мамы или папы. И сейчас кое-то из родителей отмечает недостатки внешности своих малышей, посмеиваясь над ними, думая, что прививает иммунитет ребенку к насмешкам от сверстников. Дескать, дразнить так или иначе будут, пусть привыкает. Но если ежедневно повторять малышу, что он — гадкий утенок, превратиться в лебедя ему не удастся.
Мнение других — в приоритете Помните?
1. Необходимо соблюдать строгий режим
- 2. На обед обязательно есть суп. И без разговоров
- 5 принципов советского воспитания, от которых нужно отказаться
- 10 правил воспитания советских детей, которые актуальны и сегодня
- Следующая статья
Вы точно человек?
Омбудсмен по правам ребенка Карелии Геннадий Сараев уверен: в том виде, в каком трудовое воспитание было в Советском Союзе, уже не вернуть. По сути воспитание детей в советское время базировалось на основе христианских идеалов, хотя официально религия была отделена от государства и даже подвергалась жестоким. Как уже было сказано, методика советского воспитания не является категорически неприемлемой в наши дни. Фото: Руслан Полянин В советское время воспитание было официально провозглашено одной из целей школы, и педагоги добивались неплохих результатов.
Педагогическое воспитание в советском плакате: подборка к 1 сентября
И вот она нам сказала, что бы мы в тетрадке записали свои желания. Это было уже в классе пятом или шестом. И мы, захваченные ее энтузиазмом и верой в то, что чудеса бывают, стали писать. Самым главным моим желанием было желание, чтобы мне купили настоящие коньки для хоккея.
Но тут я подумал, а что если мое желание действительно сбудется? Я то буду при коньках, а ведь идет война во Вьетнаме. После недолгой внутренней борьбы, я написал, что мое главное желание, чтобы прекратилась война во Вьетнаме.
Мне было горько тогда, что не получу коньки, но приятно вспомнить об этом сейчас. Я думаю, что русские националисты вырастали в последствии все-таки из таких вот идеалистично настроенных мальчиков. Он пересказывал мне дореволюционные легенды о Петре I, и о Суворове.
Я потом нигде таких историй не встречал. Как бояре затеяли заговор против Петра, а он был в курсе, как начал выбрасывать их из окна одного за другим в руки своих гвардейцев. Меня захватывали эмоции деда, я чувствовал, как он восхищается Петром и Суворовым.
Всякое развитие человека начинается именно с чужих эмоций. Другой вопрос, что мы не часто отдаем себе отчет в том, что наши нынешние взгляды начались с чьих-то эмоций. Раз человек так захвачен этим, значит, в этом что-то есть?
Моему деду была интересна история России. С ней нечто случилось в 1917 году, но все равно это была Россия. И никакие красные партизаны для него героями быть не могли, ибо он реально их видел этих красных в годы гражданской войны.
Это любопытная «игра разума», когда «слона» не замечают, и когда мой дед «не замечал СССР» не есть что-то свойственное лишь для конкретного человека, или конкретной эпохи. Так жители Московской Руси в упор не видели империи Петра I. Великое нельзя выдумать из малого.
Я даже ребенком чувствовал, что, имея дело с Россией, я нахожусь перед чем-то грандиозным. Петр I при всем моем нынешнем отрицательным отношением к этому человеку, был потрясающей фигурой. Он был, кстати, абсолютным порождением Московской Руси.
С ее пассионарностью и ее исканиями. При внешней какой-то вялости Московской Руси, при всей неспешности жизни, в народе шла огромная внутренняя работа, внутреннее самоопределение, которое выливалось порой в непонятные конфликты вроде восстания Степана Разина, когда казак хотел навязать стране казачью форму жизни - самоуправление. Зачем богатому человеку, каким был Разин это?
Тем более в цари он не метил. Еще более странная история с расколом, когда страна распалась, по сути, на две части из-за каких-то исправлений в церковных книгах и правилах. Но на Руси формальная сторона никогда не была важной.
И вот Петр. Он человек Московской Руси до мелочей. Строил дворцы, а не мог спать в них из того, что слишком высокие были потолки.
Только царь Московской Руси мог быть токарем и плотником, корабелом и артиллеристом. Только царь Московской Руси мог пить с рядовыми матросами. А когда он приехал в Париж, то пил с отставными французскими солдатами в Доме Инвалидов.
Ибо для царя Московской Руси в отличие от его восточных и западных «коллег» не было пропасти между ним и простым человеком. Как не было пропасти между московской знатью, воинами и крестьянами. И вот эти чисто московские повадки почему-то принимают за европейское поведение.
Ну представьте себе Людовика XYI с топором и в кабаке с простолюдинами? Другой вопрос, что своими реформами Петр уводил страну оттого, что ему самому было дорого. От демократизма Московской Руси.
Европа шла от феодализма к демократии, Россия после Петра пошла от демократической соборности к свирепому феодализму. Но ведь Петр был личностью! Или Суворов!
Какой гигант! Этот человек с молодых лет понимал, что он на голову выше остальных, ибо был очень умным и проницательным, но опять же какой демократизм и простота! Он был рыцарь.
Когда после Итальянского похода и побед Суворова молодые русские и австрийские генералы решили, что бить французов легко, против Суворова начали плести интриги, он же понял, чем это кончится. Он то ведь знал, что победы французов закономерны. Суворова отзывают.
И он пишет с тоской и болью: «Перебьют их без меня». Для него ничего не было выше воинского братства. После рассказов деда я стал читать учебники по истории для 4 ,5, 6 классов.
И мне они нравились. Хотя сейчас я понимаю, что и в те времена, и в нынешние времена при написании учебников допускают очень большую ошибку. Их просто «сдирают» с учебников вузовских.
Учебник рассказов по истории СССР для 4 класса, к примеру, с грехом пополам можно было читать до революции 1905 года, а дальше в натуре начиналась истории КПСС. Помню, как бесилась Анна Семеновна. Как-то было все нормально, а потом раз - и обвалилось!
Где-то к середине 70-х годов незыблемые истины дали трещину. Помню, как в 8 классе нас повели смотреть в кинотеатр новый фильм про революцию и Ленина. Зал заполнили ученики разных возрастов от пятаков до десятиклассников.
И фильм никто не смотрел. Всем было не интересно. Нет, мне-то как раз было интересно, у меня к этому времени как раз разгоралась любовь к Ленину, но большинству было очень скучно.
Все шумели, болтали, толкались. И тут дошло до сцены, когда проклятые левые эсеры начали свой мятеж.
Детям везло, когда у них были бабушки и дедушки, готовые взять на себя обязанность по уходу за внуком или внучкой.
В противном же случае малыши, еще как следует не узнававшие даже маму и папу, оказывались в цепких руках советских воспитателей. Разумеется, это не способствовало формированию крепкой детско-родительской связи, необходимой на этапе раннего развития личности ребенка. Очень часто такие недолюбленные дети вырастают и вступают в браки, впоследствии разрушающиеся из-за их инфантилизма, справиться с которым самостоятельно они просто не могут.
Исправить подобную ситуацию может лишь помощь хорошего психолога. В более старшем возрасте ситуация практически не менялась. Советские взрослые оценивали детей весьма просто: помыл посуду и сделал уборку — молодец, не выполнил возложенные на тебя в СССР обязанности — будешь бит и пристыжен.
Разумеется, и родителей того времени можно понять: вся их жизнь была нацелена на выживание, да и собственные травмы, переданные им от их старших членов семьи, не создавали благоприятную среду для сентиментальности. Кроме того, сам строй того времени диктовал людям, что некоторые эмоции испытывать нельзя, дабы не нарушать высокой сути советского гражданина. К примеру, всем хорошо известно выражение "мальчики не должны плакать".
Это также развивало ответственность как за себя, так и за коллектив в целом. Коллективная ответственность Коллективная ответственность — это отличный способ воспитать сознательного члена общества. Именно благодаря этому принципу никакого буллинга в советских школах не было, а любые проявления агрессии или дисциплинарные нарушения пресекались товарищами. В качестве примера коллективной ответственности можно привести случай, описанный американским академиком и детским психологом Ури Бронфенбреннером в 1970-х годах прошлого века. Представим себе, что десятилетний Вова дергает Аню за косу.
Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое. Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена. Приучение к труду и самостоятельности С раннего детства ребенка постепенно подготавливали к самостоятельной жизни.
Детей обязывали помогать старшим в самых различных домашних делах, тем самым помогая приобретать важные во взрослой жизни навыки и знания. В школе обязательно был такой предмет, как трудовое обучение, на уроках которого школьников учили разным премудростям. Мальчики осваивали ручные и электрические инструменты, а в старших классах даже промышленные станки, а девочки учились шить, вязать и готовить. Таким образом, почти каждый советский школьник мог решить элементарные домашние задачи, не прибегая к помощи взрослых. Минимум свободного времени Многие советские дети после школьных занятий оставались в группах продленного дня, в так называемой «продленке».
Остальные после уроков спешили домой, чтобы пообедать и отправиться в кружок или спортивную секцию. В СССР работало огромное количество музыкальных и художественных школ, станций юных техников и спортивных секций на любой вкус.
Они испытывают презрение к труду, что выразилось в двухлетнем споре вокруг Знамени Победы, когда единороссы с подачи Кремля хотели убрать со священного для нашего народа стяга Серп и Молот — символы труда рабочих и крестьян. Неприязнь к трудящемуся выражается со стороны руководства РФ в мизерных зарплатах, издевательском МРОТ, унизительных пенсиях людям, проработавшим десятилетия на благо Родины. Оголтелые рыночники мечтали слепить из россиян тупых потребителей бургеров. Не вышло! Жизнь наказывает их, как они выражаются, вызовами.
И выяснилось, что стране потребовались не пожиратели котлет, а рабочие и инженеры, строители и военные, защитники Родины — убежденные патриоты, творцы, высокодуховное сообщество людей с русским высокоморальным стержнем, коллективистски сплоченные, преданные стране граждане. Манкурты и стяжатели, отнявшие у нашего народа средства, предприятия, целых 30 лет развития, совершенствования, научного прогресса, смылись, испугавшись СВО, в считаные сутки в недружественные страны вслед за своими счетами, замками, яхтами. Только эта мишура ничего не стоит, если не будет мира на земле и счастья созидательного труда. И вот, кажется, наступает прозрение. Трудовое воспитание возвращается в школы. Правда, во время обсуждения законопроекта во втором чтении депутат от фракции «Новые люди» Анна Скрозникова попыталась вставить поправку о том, чтобы спрашивать школьников, в каких видах общественно полезного труда они хотят участвовать. Но либерализм не прошел, думцы поправку отвергли.
Инициаторами лучшего закона за последнее время выступили депутаты всех фракций. Но главными представились единороссы. Прославляя «свой» проект, они вспомнили и Макаренко, и Ушинского, утверждавшего: «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни».
Как воспитывали детей в СССР: 10 основных правил
А для малыша, чем проще игрушка — тем лучше. Поверьте, кроха найдет тысячу и один способ поиграть с самой простой погремушкой или матрешкой. И это будет гораздо полезнее для его развития. Совет 2: Игрушки должны быть разные Дайте своему карапузу возможность выбора. Пусть у него под рукой будет и пирамида, и игрушечная панель с кнопками, или даже «забытая» погремушка. Игрушки, расположенные в зоне досягаемости крохи, должны отличаться по цвету, размеру и назначению. Поэтому покупайте «развлекалочки» разного действия и направления. Совет 3: Безопасность — прежде всего Это умудренные жизненным опытом мамы и папы уже знают, что не все предметы можно и нужно пробовать на зуб. У маленького исследователя такого опыта еще нет. Поэтому, выбирая игрушку, смотрите на нее глазами ребенка, чтобы подобрать гарантированно безопасный вариант.
Но родителям стоит помнить, что на одну и ту же вещь и даже занятие, они смотрят разными глазами. Поэтому, подбирая развлечения для своего малыша, нужно, в первую очередь, думать о том, чтобы выбранная игрушка была удобна и приятна ребенку. И еще одно важное правило: «Игрушки для ребенка, а не ребенок для игрушек».
Остальные после уроков спешили домой, чтобы пообедать и отправиться в кружок или спортивную секцию. В СССР работало огромное количество музыкальных и художественных школ, станций юных техников и спортивных секций на любой вкус. Многие дети не ограничивались одним кружком, а посещали несколько.
Это было полезно для ребенка, а также существенно облегчало жизнь родителям — проблема присмотра за детьми в то время, как взрослые находились на работе, была решена. Не баловать детей Чтобы дети росли самостоятельными и трудолюбивыми, их категорически запрещали баловать. В СССР было не принято покупать детям много игрушек, наряжать их или закармливать сладостями. Этому, кстати, хорошо помогал дефицит, из-за которого не только излишества, но и хорошие вещи первой необходимости было достать непросто. Родителей предупреждали, что избалованные дети превращаются в асоциальные элементы, а уж до совершения преступления после этого всего один шаг. Непритязательность в быту считалась одним из важных признаков сознательного советского человека.
Любовь к природе Любовь к природе прививалась советским детям с самых ранних лет. В детских садах и школах были популярны уроки, проводимые на свежем воздухе, а кроме этого работали зоологические и ботанические кружки, туристические секции и станции юных натуралистов. Чтобы приблизить природу к городским детям, во многих школах организовывались живые уголки, в которых можно было встретить самую разную живность. Среди молодого поколения всячески поощрялись аквариумистика и любовь к котам и собакам. Моральные ценности Этическое воспитание было важной частью педагогического процесса. Поэма Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» стала настоящим гимном нравственности нескольких поколений советской детворы.
Так как религию в СССР не жаловали, то моральные ценности объясняли не на примере заповедей, а посредством особой системы ценностей советского человека и строителя коммунизма.
Не вышло! Жизнь наказывает их, как они выражаются, вызовами. И выяснилось, что стране потребовались не пожиратели котлет, а рабочие и инженеры, строители и военные, защитники Родины — убежденные патриоты, творцы, высокодуховное сообщество людей с русским высокоморальным стержнем, коллективистски сплоченные, преданные стране граждане. Манкурты и стяжатели, отнявшие у нашего народа средства, предприятия, целых 30 лет развития, совершенствования, научного прогресса, смылись, испугавшись СВО, в считаные сутки в недружественные страны вслед за своими счетами, замками, яхтами. Только эта мишура ничего не стоит, если не будет мира на земле и счастья созидательного труда.
И вот, кажется, наступает прозрение. Трудовое воспитание возвращается в школы. Правда, во время обсуждения законопроекта во втором чтении депутат от фракции «Новые люди» Анна Скрозникова попыталась вставить поправку о том, чтобы спрашивать школьников, в каких видах общественно полезного труда они хотят участвовать. Но либерализм не прошел, думцы поправку отвергли. Инициаторами лучшего закона за последнее время выступили депутаты всех фракций. Но главными представились единороссы.
Прославляя «свой» проект, они вспомнили и Макаренко, и Ушинского, утверждавшего: «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни». Только через труд можно воспитать отношение ко многим вопросам, которые потом ему понадобится решать», — отметился цитатой председатель палаты Вячеслав Володин. Именно об этом не раз говорили коммунисты, многократно поднимавшие эту идею на заседаниях Госдумы. Чуть ли не впервые за многие годы Олег Смолин КПРФ , автор законопроекта «Образование для всех», выйдя к думской трибуне со словами одобрения в адрес реально ценного законопроекта, произнес: «Я рад!
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой.
Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки. Закрыть Российским школам необходимо перенять опыт советской школы и вернуть трудовое воспитание. Депутаты госсовета Удмуртии предложили Госдуме и правительству РФ вернуть в школы трудовое воспитание, сообщает «Коммерсант». Ранее президент России Владимир Путин предлагал модернизировать систему образования в России, в частности, он отметил, что необходимо создать все условия для раскрытия талантов детей.
Так воспитывали детей в СССР: 5 золотых привычек бабушек – ностальгируем вместе
Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым! Подписка на URA. RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей!
Подписывайтесь и будьте в центре событий. Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
Лидер партии «Новые люди» Алексей Нечаев заявил о необходимости обучать предпринимательству в школах. Госдума намерена рассмотреть законопроект о создании «новой пионерии», передает « Национальная служба новостей ». Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым! Подписка на URA. RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей!
Почему старые методы уже не работают? Что поменялось со времен Советского Союза? Можно ли воспитать ребенка "как в СССР"? Отвечаем всем, кто считает, что "и ничего, нормальными выросли" - это полноценный аргумент в пользу неизменности традиций. Марина Романенко — психолог, создатель "Академии Профессионального Родительства", бизнес-коуч и мама четверых на двоих с мужем детей.
Нам нужно добавить сюда воспитание буквально во всем, на каждом предмете. Через историю, через литературу, через музыку, через труд воспитывать человека». Васильева считает, что каждый урок должен продолжать воспитательный процесс, в котором родителям нужно принимать активное участие. Ольга Васильева: «Часто упрекают молодежь в равнодушии. Нет, я много раз говорила, что очень люблю современную молодежь. Мне очень бывает жалко, есть нерешительность и отчасти робость в принятии решения».
Воспитай меня строго: выживет ли ребенок с советским воспитанием в современном обществе?
дело не в «оправдании» или «порицании» СССР – а в самих принципах воспитания, о которых в интернете постоянно идут острые дискуссии. А вот широких контактов советского человека с капиталистической заграницей не предполагалось, поэтому за исключением выпускников довольно немногочисленных спецшкол. Советское воспитание. Учебники советского периода 80-х годов — это не только понятный и доступный материал, удобное восприятие и простота. Советские педагоги изучали опыт трудового воспитания в колонии имени Горького и коммуне имени Дзержинского. Мы в ADME с уважением относимся к наследию прошлого, но считаем, что от некоторых привычек советского воспитания давно пора избавиться. Но те способы воспитания, которые были естественны для СССР, сегодня использовать просто нельзя.
Высочайшие требования с довоенных пор к воспитателям яслей
- Миф о советской школе | Правмир
- Минимальные баллы ЦТ в 2020 году повышать не будут
- Назад в СССР: как в школах России будут внедрять трудовое воспитание
- 1. Ребенка надо воспитывать так, чтобы из него вырос человек
Как воспитывали детей в СССР
- Как воспитывали детей в СССР
- Что происходит дома
- Новости Партнеров
- Два мира – два детства. Как воспитание СССР перевёрнуто с ног на голову
- Расскажите друзьям
Назад в СССР: как в школах России будут внедрять трудовое воспитание
Потом мы шли в школу. Ленин, точнее, его изваяние в виде бюста. А потом нас принимали в пионеры. Страшно подумать, но мы давали клятву.
Мы выкрикивали: «Всегда готов! Мы носили красные галстуки, отличники — тщательно выглаженные, а двоечники и хулиганы — неуважительно мятые. У нас были пионерские собрания, на которых кого-нибудь обязательно за что-то отчитывали, доводя до слез.
Нашим долгом было помогать отстающим ученикам, заботиться о ветеранах, собирать макулатуру и металлолом. Источник: Migration Труд необходимо чередовать с отдыхом: коммунистическая партия заботилась и об этом. Большинство из нас летние месяцы проводили в пионерских лагерях, путевки в которые выдавались нашим родителям по месту работы.
Наиболее знаменитым пионерским лагерем, разумеется, был «Артек», в котором все было «самое-самое».
Но вот с воспитанием детей — это была катастрофа. Мои родители, как и родители моих ровесников, родились перед войной. И они хлебнули по полной программе нищеты. Жили впроголодь. Одевались часто в обноски с плеча старших сестер и братьев. Вот это и была их программа — их дети должны были получить то, чего не получали они.
Я горжусь своими родителями, они у меня замечательные, но сказать, что меня как-то воспитывали, я не решусь. Все делалось в «рабочем порядке». Я могу сказать другое, что как только в семье появились какие-то деньги, а это было ближе к середине 70- х годов, то мои потребности стали, чуть ли не главными. Помню какой-то свой день рождения, там было столько всего: торт шоколадный, трюфели, зефир, куча всяких шоколадных конфет, этот банкет закончился для меня тем, что печень моя не выдержала, и ночью мне было нехорошо. В 70-е годы, правда, стали популярными всякие методики воспитания по доктору Споку, была такая семья Никитиных, воспитание в которой почему-то считалось идеалом, то есть проблемы с воспитанием стали как-то осознаваться в СССР, но тут грянул 1991 год, и все мы получили дикий капитализм. Мурло советского мещанина, мурло полублатного человека стало определяющим. Получилось нечто гораздо худшее, чем было до 1917 года.
А это самый верный показатель чрезвычайно низкой культуры общества. В порядочных советских семьях росли порядочные дети. Но эти выросшие дети не смогли спасти свою страну, ибо не были приучены к самостоятельным социальным поступкам. Да и за себя он и постоять не сумели, отдали собственность в руки воров и подонков всех уровней и национальностей. Отдали без сопротивления, это к слову о том, каких людей воспитывало советское государство. А государство это воспитывало, прежде всего, послушных и покорных. Советские граждане должны были совершать подвиги, но только тогда, когда это государству нужно.
Как говорили при товарище Сталин: «Когда родине будет нужно, героем у нас станет любой». Лозунг — «все лучшее детям» не был пустым звуком. Помню, что мы бесплатно получали молоко. Наши родители вполне могли нас обеспечить молоком, но осталась такая установка от еще недавнего прошлого — давать детям молоко, дабы они получали белок. Пресное, кипяченое молоко с пенкой нам не нравилось, конечно, но нам нравилось то, что какой-то урок обязательно заканчивался на пять минут раньше, и мы строем шли в столовую. А там потихоньку начинали шалить. К 7 ноября нас всех скопом, не спрашивая согласия ни у кого, приняли в октябрята.
Мы гордо повесили значки, «звездочки», где был изображен маленький Ленин, кудрявый такой, похожий на ангелочка. Во время приема в октябрята нам выдали по эклеру и стакан с какао. Это было круто. И я запомнил это и думал — что же нам дадут, когда мы будем вступать в пионеры? Если уж сейчас мы получили по эклеру. Мою первую учительницу звали Анна Семеновна. Это была одинокая женщина, которая любила свою работу, любила нас.
Среди учительниц всегда есть соперничество, Анна Семеновна была не очень хорошая учительница в смысле педагогического мастерства. Ольга Петровна и Лидия Максимовна учили куда успешнее, дети у них были грамотнее и лучше считали. Но я ни тогда, ни сейчас не поменял бы Анну Семеновну ни на кого. Она для нас стала родным человеком. Как всякий педагог со стажем, как всякая женщина, она бывала не в духе, скандалила, была с нами несправедлива, но она нас любила, и мы это чувствовали. Однажды она как-то смущенно и даже раздраженно показала нам фото, на котором была вместе с Крупской. Я был потрясен.
Получалось, что эта женщина могла видеть самого Ленина! Вот эта наша обычная Анна Семеновна могла прикоснуться к самому Ленину! Это было не так, конечно, фотография относилась к середине 30-х годов, как я сейчас понимаю. На фото мне не понравилась ни Крупская, ее фотографии всегда у меня почему-то вызвали тоску, ни сама Анна Семеновна, это была мордастая девочка в буденовке. По моим тогдашним понятиям зрелая Анна Семеновна была куда приятнее. Коньком Анны Семеновны были уроки пения. Она как-то отдыхала душой в это время.
К тому же, она приносила из дома аккордеон, чем не могла похвастать ни одна учительница. И вот Анна Семеновна наяривала на аккордеоне, а мы пели. Почему-то мне кажется, что пели мы все время одну и ту же песню, видно она хотела довести наше исполнение до совершенства. Песня эта была про красного партизана, похороненного под кустом ракиты. И как доходили до этого места, то слезы текли из глаз моих, до того было жалко красного партизана. И однажды я чтобы не показывать слез учительнице отвернулся и сел боком. Анна Семеновна в этот день была не в духе, и расценила мой поступок, как хулиганство.
И тут не имеет смысла спрашивать, что в этом была такого плохого, в моем поступке. Ибо раз женщина не в духе, то логика тут ни при чем. Учительница внезапно, в разгар моих страданий по красному партизану, схватила меня за шкирку и вывела из класса. Я ошеломлен этой абсолютной несправедливостью, жуткая и пустая в коридорах школа пугает, а тут идет наш директор. Это был настоящий «сталинский директор», такие в ту пору уже почти повывелись. Не директор, а красавец! Историк, фронтовик, огромный такой, в очках, с раскатистым голосом, по повадкам напоминал актеров в сталинских фильмах, которые играли профессоров.
И вот он подходит ко мне, я в ужасе сжимаюсь, а он говорит какие-то ласковые слова, улыбается, берет меня аккуратно за руку и вводит класс. И говорит: «Анна Семеновна, посадите этого молодого человека на место». Учительница злобно зыркнула в мою сторону, но больше в этот день не фордыбачила. Но все равно она была замечательная. Еще помню, как мы выбирали в классе начальников. Старосту, звеньевых, и прочее. Должностей был очень много.
Поэтому у нас всегда помогут перейти дорогу немощному пожилому человеку, затащат детскую коляску в троллейбус, уступят место пенсионеру или инвалиду, и, вообще, помогут постороннему человеку, если ему нужна помощь. Этот менталитет даже за тридцать лет свирепого капитализма не искоренили, воспитание не убили. И слава Богу. Очень надеюсь, что не искоренят и не убьют... А вы как думаете, уважаемые читатели? Еще больше новостей - в Телеграм-канале!
Читайте также: Откровения переписчика в Молдове: Как проверить, правильно ли записали ваши ответы, можно ли экран планшета фотографировать и тыкать в него пальцем Переписчики невольно в прямом смысле слова выполняют роль «жилеток», в которые плачутся одинокие пожилые люди далее... Теперь только импорт в супермаркетах: Как Кишинев остается без молдавских овощей-фруктов и другой продукции В столице постепенно закрывают рынки и овощные лавки с местной продукцией далее... Это только наши власти проводят насильственную румынизацию населения: Почему для того, чтобы почувствовать себя настоящим молдаванином, надо уехать за границу и стать частью диаспоры Некоторые размышления после общения с нашими соотечественниками, которые уже много лет живут и работают в Европе далее...
Автор: Екатерина Данилова 13. Пионерлагеря, костры, дружеское плечо, вера в светлое будущее, всеобщая равность, никаких «айфонов» и «фейсбуков»… Старшее поколение вспоминает с ностальгией, младшее все чаще — с иронией. Если отбросить все условности, в советском воспитании действительно было много хорошего.
Однако давайте подумаем, насколько реально было бы воспитывать по этим принципам современных детей. Принцип первый. Государство о тебе позаботится Советские дети росли с твердой уверенностью, что их жизнь определит государство: предоставит образование, профессию, место работы, обеспечит жильем и медицинским обслуживанием. Естественно, все — бесплатно. Естественно, не каждый становился директором или начальником. Однако каждую профессию принято было называть почетной.
Наши дни. Государство определяет базовые права и свободы гражданина. Каждый строит свою жизнь самостоятельно. Надеяться можно только на себя. Ребенок, воспитанный по принципу «Государство мне должно» обречен на разочарования и жизненные провалы.