Редкую фреску XII века нашли в римской церкви Святого Алексея на Авентинском холме. Нерегулярно фрески в Эчеле украшали северную наружную стену бывшего средневекового храма. Почти все средневековые фрески, написанные неизвестным автором на площади около 350 квадратных метров, обрушились. Такие фрески вовлекали зрителей в живое переживание библейских сюжетов, они не были простыми символами, как в старом средневековом искусстве.
Тайны фресок Княжеской башни: кто заказывал и расписывал?
Однако сами реставраторы утверждают, что перед ними не стояла цель подвергнуть фреску цензуре и исчезновение фаллосов стало следствием применения сильнодействующих химических веществ для восстановления стенной живописи. Глава реставрационное группы Джезеппе Гавацци заявил, что он и его коллеги полностью удовлетворены результатами своего труда. По его словам, сейчас "Древо плодородия" выглядит гораздо лучше, чем до реставрации, в частности, все изображения стали гораздо ярче и четче. Тем временем, недовольный работой реставраторов Габриэле Галеотти пожаловался на них в прокуратуру. Как скоро ведомство приступит к рассмотрению документа, не уточняется.
В настоящее время реставраторы работают над тем, чтобы законсервировать и сохранить оставшееся. Интересно, что по окончании консервационных работ потайную лестницу планируется интегрировать в систему аварийных выходов дворца, что, по сути, вернет ей первоначальную функцию. Палаццо Веккьо было построено в начале 1300-х годов. Поначалу это была ратуша, ставшая затем герцогским дворцом Медичи, а также резиденцией правительства в 1540 году, когда сюда переехал герцог Козимо I Медичи. Он был вторым герцогом Тосканы и первым, кто унаследовал этот титул с момента его учреждения.
Первый герцог, Алессандро Медичи, погряз в многочисленных скандалах и был убит членом собственной семьи, потенциальным наследником, претендовавшим на титул. Поскольку у Алессандро не было законных детей, титул перешел к Козимо, который был дальним родственником убитого герцога.
Палаццо Веккьо было построено в начале 1300-х годов. Поначалу это была ратуша, ставшая затем герцогским дворцом Медичи, а также резиденцией правительства в 1540 году, когда сюда переехал герцог Козимо I Медичи. Он был вторым герцогом Тосканы и первым, кто унаследовал этот титул с момента его учреждения. Первый герцог, Алессандро Медичи, погряз в многочисленных скандалах и был убит членом собственной семьи, потенциальным наследником, претендовавшим на титул. Поскольку у Алессандро не было законных детей, титул перешел к Козимо, который был дальним родственником убитого герцога.
Козимо не был уроженцем Флоренции и до получения титула никогда не жил в этом городе. Его там не знали, поэтому власть Козимо изначально была шаткой.
Фото: Альберт Адылов «Смотрители обнаружили следы росписи на своде, и мы думали, что с этим делать. Это росписями пока можно назвать чисто условно, красочный слой виден. То ли это лучи солнца, то ли это какой-то фрагмент изображения бесплотных небесных сил», — прокомментировал находку руководитель Службы охраны памятников Калининградской области Евгений Маслов. Замок Лабиау — один из средневековых орденских замков Калининградской области, сейчас он признан объектом культурного наследия федерального значения и находится в собственности Черняховской епархии РПЦ, которая готова предоставить здание инвестору в долгосрочную аренду.
Рабочие случайно нашли средневековые фрески во время ремонта
Исследователь Кревского замка Олег Дернович провел публичную лекцию про фрески Княжеской башни XIV века в византийском стиле. Группа рабочих, проводивших ремонтные работы в Кембриджском университете, наткнулись на изумительные средневековые фрески, скрытые за старой штукатуркой. В Подмосковье найдены средневековые фрески.
В Кембриджском университете рабочие во время ремонта обнаружили средневековую фреску
Читайте также «Крепость за валом»: как готовят к реставрации замок Нойхаузен в Гурьевске Противоаварийные работы в замке Нойхаузен начали весной 2023 года. Проектом занимается ООО «Мироздание». Заказчик работ — ООО «Возрождение». Обе компании связаны с Калининградской епархией РПЦ. В июле «Возрождению» одобрили кредит на сумму 352,5 миллиона рублей. На территории замка Нойхаузен планируют открыть комплекс с музеем, рестораном, гостиницей и оранжереей. Противоаварийные работы рассчитывают завершить до конца 2023 года, реставрацию — до 2027-го.
После странствий он вернулся в дом родителей как нищий, просивший приюта, и много лет жил там неузнанный. Лишь после смерти Алексея его родные узнали, кем он был, из оставленного им свитка. Алексей признан святым как православной, так и католической церквями и известен под именем Алексея, человека Божия. Историки говорят, что культ Алексея зародился в восточной части Римской империи, а в Рим был занесён, когда в 977 году в Италии получили приют митрополит Дамаска Сергий и греческие монахи, бежавшие от мусульман. В начале XIII века при строительстве нового здания церкви были обретены мощи Алексея, и теперь они находятся под престолом главного алтаря вместе с мощами Вонифатия. После этого церковь ещё неоднократно перестраивалась, а в XVIII веке пережила значительную переделку.
Менее известно, что в Трансильвании есть много настенных росписей, изображающих легенды о Святом Ладиславе. Однако, они не такие большие, как найденные в октябре в Сомогьеме. По словам Кисса, им уже удалось выявить, сохранить и частично восстановить фрески в Сентиванфальве. Нерегулярно фрески в Эчеле украшали северную наружную стену бывшего средневекового храма. Таким образом, сейчас они находятся на чердаке построенной позже ризницы. Согласно Киссу, настенные росписи святого Ладислава в саксонских храмах подтверждают, что его культ был популярен не только в Секлерланд , но и в других частях бывшего Венгерского королевства. Есть даже изображения венгерских святых на стенах православных церквей в Трансильвании. В качестве примеров он упомянул православные храмы Кристёр Criscior и Рибице Ribita.
Сообщение об этом находке было опубликовано на страницах BBC News. Как выяснилось, эти роскошные изображения оставались спрятанными от людских глаз уже почти три столетия. Их обнаружили на крыше знаменитого колледжа Крайст-черч во время работ по его восстановлению. Фрески, выполненные мастерами XVI века, находятся в здании Первого двора колледжа. На фресках можно увидеть изображение красной ланкастерской розы, украшенной коронами, а также подъемную решетку замка и геральдическую лилию.
В Кембриджском университете рабочие во время ремонта обнаружили средневековую фреску
В Кембриджском университете рабочие во время ремонта случайно обнаружили скрытую под штукатуркой средневековую фреску. Впрочем, добавляет Анна, даже небольшое число фресок приоткрывает реставраторам тайны средневековых мастеров. Средневековые фрески находились в тайне почти 300 лет и были обнаружены на крыше Крайст-черч колледжа во время процесса реставрации. Главная / Новости. Итальянских реставраторов, работавших над обновлением средневековой фрески в городе Масса-Мариттима в Тоскане, обвинили в намеренной порче и цензурировании произведения.
Замурованную средневековую фреску обнаружили в римской базилике
Если это будет доказано, то это будет первый монастырский комплекс скальной и наземной архитектуры", — рассказала доцент КФУ Валерия Науменко. Раньше учены предполагали, что церковь относится к 14-15 векам, однако найденные материалы опровергли эти гипотезы — скорее всего строение 10-12 столетия.
Верный своим привычкам, я похитил сестрицу принца Картли. Он, настроенный против меня и обманувший в клятве, взял на себя мои грехи.
Багатара бросили в моду и истребили армию Оссов. Вы, читающие эти строки, помолитесь за меня». А в 1946 году случилось событие, до сих пор не дающее покоя ученым и любителям осетинской истории: археолог, исследовательница Северного Кавказа Евгения Пчелина раскопала захоронение, скрытое в Нузальском храме.
Под полом крошечной церкви обнаружили каменный ящик, а в нем — скелет мужчины и погребальное снаряжение, в частности три железных ножа и кресало и кремень для высечения огня. Пчелина сделала смелое предположение: погребенный в часовне — Давид Сослан, осетинский полководец XII века, второй муж и соправитель легендарной грузинской царицы Тамары. Однако в последние годы исследователи склоняются ко мнению, что в Нузале похоронен вовсе не он, а не менее известная фигура — осетинский царевич Ос-Багатар, погибший в 1306 году.
В народном фольклоре его называют прародителем современных осетин — считается, что в конце XIII — начале XIV века Багатар смог сплотить народ после катастрофы монгольского нашествия. Но огромный массив информации пока остается необработанным. Пока же доступ в часовню ограничен.
Войти туда можно только с согласия руководства Владикавказской епархии и в присутствии хранителя часовни. Одновременно внутри могут находиться не больше пяти человек — так велика вероятность нанести вред древнему храму, если неловко повернуться в его тесном зале.
Характер находки в таком ограниченном пространстве и на такой значительной высоте позволяет предположить, что это было не простое жилище, а сооружение с определенной функцией и назначением. Здание примыкает к монументальному культовому зданию, идентифицированному исследователями как Великая церковь Иисуса — она упоминается в ряде текстов», — пишут исследователи.
Однако самое захватывающее открытие было впереди: позже команда обнаружила отверстие, ведущее в небольшую комнату под полом одного из домов. Стены камеры были украшены уникальными изображениями Девы Марии и Христа. Одна из фресок изображала сцену с Христом, архангелом Михаилом и нубийским царем. Царь кланяется и целует руку Христа, сидящего на облаках, и ему помогает архангел Михаил, чьи распростертые крылья защищают и царя, и Христа.
Такая сцена не имеет аналогов в нубийской живописи, как и фигура Девы Марии, одетая в темные одежды и принимающая величественную позу.
Одна из представленных сестер — монахиня Кшешовская. Станция 7. Иисус второй раз падает с крестом Иисус падает с крестом среди мачт антенн радио, телевидения и радаров. Справа: великое космическое приключение человечества - орбитальный полет Юрия Гагарина и высадка Нила Армстронга на Луну. Станция 8.
Иисус утешает плачущих женщин Станция 9. Иисус в третий раз падает под крест Станция 10. Господь Иисус снимает одежды Солдат срывает с Иисуса одежду. Персонажа можно прочитать как солдата Красной Армии. На заднем плане станции 9 и 10 — геометрические фигуры зданий, а посередине — грибовидное облако после ядерного взрыва. Станция 11.
Иисуса пригвождают к кресту Станция 12. Иисус умирает на кресте Станция 13. Иисуса снимают с креста. Станция 14. В центре Мать Церкви лик Богоматери Зари , не восседающая на троне, а коленопреклоненная, молящая Сына о милосердии для людей Божиих разных рас и вероисповеданий. На заднем плане дымоходы горнодобывающего и энергетического комбината в Турошуве.
Замысел художника глубоко продуман. Здесь нет случайных сцен и персонажей. Каждый из нас может быть одним из героев Крестного пути. Каждый из нас влияет на характер мира, в котором мы живем, и на церковь, которую мы создаем. Мы все должны развивать свой дух, как это делали Ганди и Лютер Кинг. Второй — это мы с нашим бременем сложного мира.
То, что шокировало или вызывало сопротивление, постепенно начинает задействовать религиозный опыт. Поэтому падение Христа под крестом, среди мачт антенн радио, телевидения и радаров, неудивительно. Великое космическое приключение человечества также было показано на этой станции. Первые люди на Луне. Советские и американские аппараты с экипажами. Планета Земля, как она видна извне.
Всегда существует опасность искушения гордыни, описанная в начале Книги Бытия. Поэтому Христос падает среди антенн и ракет. Прелат Тадеуш Юрек проводил Крестный путь под монументальными фресками более 20 лет.
Рекомендуем
- Рейтинг авторов
- Редкую фреску раннего Средневековья нашли в Риме
- средневековые фрески
- Образы Страшного суда: фрескам Софийского собора посвящена статья Уильяма Брумфилда
- Средневековые фрески - 90 фото
Комментарии
- Популярные фоны
- В Кембриджском университете рабочие под штукатурной обнаружили средневековые фрески
- Средневековые фрески - 90 фото
- Популярные фоны
Реставраторов обвиняют в цензурировании фаллической фрески
Читайте также «Крепость за валом»: как готовят к реставрации замок Нойхаузен в Гурьевске Противоаварийные работы в замке Нойхаузен начали весной 2023 года. Проектом занимается ООО «Мироздание». Заказчик работ — ООО «Возрождение». Обе компании связаны с Калининградской епархией РПЦ. В июле «Возрождению» одобрили кредит на сумму 352,5 миллиона рублей. На территории замка Нойхаузен планируют открыть комплекс с музеем, рестораном, гостиницей и оранжереей. Противоаварийные работы рассчитывают завершить до конца 2023 года, реставрацию — до 2027-го.
Получается своего рода средневековый конструктор.
Если потребуется — расклеим собранный фрагмент, не повредив живопись, и добавим новые элементы. Материалы, применяемые в реставрации, должны быть обратимы. Например, если возникла необходимость расклеить подобранный из фрагментов блок, то это всегда можно сделать, применив ацетон в качестве растворителя ПБМА", — поясняет Анна. Здесь, говорит, как и в обычном пазле, нужно смотреть на цвет, рисунок, потертости, на толщину штукатурки. Процесс небыстрый, требует спокойствия и тишины. Но чем больше ты занимаешься этой темой, тем лучше начинаешь различать изображения. И сейчас, спустя два года работы в реставрационном отделе, я могу различать многочисленные оттенки красок и отдельные детали изображений.
Я их сразу вижу, и в памяти у меня всплывет: где-то такой фрагмент я видела, и можно пойти, найти, подобрать кусочек", — делится опытом Анна. Иногда среди фрагментов встречаются средневековые граффити — так эксперты называют надписи, нанесенные на штукатурку. Такие пометки мог делать сам священник, используя стену с живописью в качестве записной книжки или шпаргалки. Здесь буковка — фрагмент псковских граффити. Пока подробной надписи еще не собрано. Это могли писать и художники, и прихожане. В Великом Новгороде, например, в храме Благовещения на Рюриковом городище были сделаны граффити, описывающие историю жизни князя Всеволода-Гавриила.
У нас пока отдельные буквы и части рисунков", — рассказывает реставратор. Ее мечта — чтобы в процессе археологических раскопок из земли выбирались все фрагменты фресок. Только так есть шанс собрать полную композицию. Но и сейчас, добавляет Анна, псковским реставраторам есть с чем работать. А отреставрированные фрагменты фресок в дальнейшем пополнят музейную экспозицию. Опыт у меня имеется: многие годы рассказываю гостям и туристам о Мирожском монастыре. Ну и, конечно, я не мечтала с детства стать реставратором фресковой живописи.
Работа будет завершена в петербургской лаборатории. Сейчас главная задача — сохранить и защитить произведения мастеров средневековья. После чистки и консервации работы будут покрыты защитным составом, который усилит яркость пигментов и защитит фрески от ультрафиолета. Фото: ortox.
Замок Лабиау — один из средневековых орденских замков Калининградской области, сейчас он признан объектом культурного наследия федерального значения и находится в собственности Черняховской епархии РПЦ, которая готова предоставить здание инвестору в долгосрочную аренду. Фото: Альберт Адылов «Это самый целый, по моей оценке, замок. Никто не оставляет затеи найти серьёзного инвестора, который сделает основательные вложения, потому что немало потребуется средств. Периодически появляются люди, которые просят присмотреть какой-нибудь объект культурного наследия, который можно было бы взять и восстановить.
Реставраторов обвиняют в цензурировании фаллической фрески
Смотрите 66 фото онлайн по теме средневековые фрески. Смотрели сегодня Фресковая живопись средневековья, Фрески западноевропейского средневековья, Фрески Византии. средневековые фрески. Оригинал взят у svaneti в Средневековые фрески Сванетии Попробую сделать серию постов, где будут размещены фотографии уникальных фресок.
Новости по теме
- Итальянские реставраторы закрасили фаллосы на средневековой фреске
- В чём секрет «хитрых» фресок XVII века в римской церкви Святого Игнатия: 3D-технологии прошлого
- Фреска — потрясающий по красоте вид монументальной живописи
- Датированы средневековые фрески Аугсбургского собора
- Последние новости
- Замурованную средневековую фреску обнаружили в римской базилике
Образы Страшного суда: фрескам Софийского собора посвящена статья Уильяма Брумфилда
Раньше учены предполагали, что церковь относится к 14-15 векам, однако найденные материалы опровергли эти гипотезы — скорее всего строение 10-12 столетия. По словам председателя Совета КРО Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Натальи Кармазиной, заявление в Минкульт о необходимости включить Кильсе-тубю в перечень выявленных объектов культурного наследия уже готовится.
Многие считают, что церковь на фреске объята огнем и что это НЛО поджог ее. Некоторое время фреска даже ходила по сети с названием "НЛО поджигает румынскую церковь". Но потом появились мнения, что красновато-коричневые пятна на фреске это на самом деле не изображения огня, а просто потеки грязи или выделения из кирпичей. Так или иначе, данный рисунок действительно очень примечательный. Странный объект над церковью очень сложно спутать с "божественной десницей", "божественным светом" или иными библейскими мотивами, потому что и десницу и свет в христианстве как правило изображают иначе, а не как стальной дольчатый диск.
В некотором смысле предшественниками фрески можно назвать образцы первобытной пещерной и наскальной живописи. Больше всего таких рисунков обнаружено в Европе, хотя пещеры с росписями имеются и в других частях планеты. Природный камень уступил место искусственному штукатурке. Классическим примером эгейской фрески служат росписи Кносского дворца. Тогдашние изображения не были чистыми фресками; у красок был связующий компонент — обычно казеин или клей, а техника напоминала а секко. Обнаружены настенные росписи и в районе Акротири на Кипре. Славится своими росписями и Древний Египет. Искусство фрески перебралось в классическую античность. В древних Греции и Риме она обрела весьма широкую популярность. В те времена известковую штукатурку наносили на стену в несколько слоёв до семи , что упрощало создание росписей. Римляне, превосходные строители, изобретали новые методы повышения крепости штукатурки и сохранения изображений. Так, знаменитый архитектор Витрувий советовал покрывать высохшую фреску смесью масла и воска, которую затем нужно было нагреть и растереть. Сохранившиеся римские фрески можно видеть на стенах Геркуланума. Ктиторская композиция Фрески, создававшиеся в жилых и общественны помещениях, изображали бытовую жизнь людей, пейзажи , портреты. Особый смысл имела храмовая роспись, на которой были запечатлены боги, герои, мифологические сюжеты. Обычай расписывать стены храмов бытовал во все времена и у многих народов. Поэтому неудивительно, что христиане продолжили эту традицию. В первые века христианства изобразительное искусство жило по преимуществу лишь в храмах; украшать жилые дома и прочие светские постройки у христиан было не принято, ведь для них это была «суета, отрывающая верующих от бога». Для этого количество слоёв штукатурки было уменьшено до двух, а в верхний слой вместо толчёного мрамора стали добавлять лён или паклю. В результате верхний слой штукатурки стало возможно наносить сразу на всю поверхность, отведённую для росписи. Оранта София Киевская Византийские фрески, украшающие стены многих храмов, считаются непосредственными предшественниками средневековой западноевропейской настенной живописи. Однако постепенно состав материала для покрытия стен изменялся. Часть фрески Евхаристия Софиевского Собора Известь перед нанесением на стены промывалась от «емчуги» — примеси, которая при высыхании выступала на поверхность и портила изображение. Из-за этого способность левкаса штукатурки удерживать краску снижалась; также увеличилась скорость высыхания покрытия. Часть фрески Евхаристия Софиевского Собора Художники начали добавлять в краску клеящий компонент, а также более широко применять последующую роспись темперой таковы фрески храмов Новодевичьего монастыря. В XVII веке русские мастера фресок создавали изображения уже полностью яичной темперой, а несколько позже пытались использовать для этого масляные краски, которые совершенно не подходили для этой техники. Старая «Византийская» школа уступила место новым веяниям. Роспись неизвестного мастера «Белый ангел» в сербском монастыре Милешева стала одним из первых изображений, отправленных в космос. Красивый лик ангела на этой фреске сравнивается со знаменитой Моной Лизой. Произведение иллюстрирует библейский сюжет — небесный посланник указывает жёнам-мироносицам на пустующую пещеру, где был погребён Христос. Другая известная фреска находится в сербской церкви в Студенице; это «Рождество богородицы», выделяющееся развёрнутым сюжетом. Рождество богородицы Сербская церковь в Студенице В Европе это искусство было развито прежде всего в Италии. Исключением являлась только Венеция, слишком влажный климат которой не позволял создавать «истинные» фрески. До конца XIII века итальянцы придерживались византийских канонов, но позднее стали от них отходить. В середине XV века подробное описание искусства фрески сделал Ченнино Ченнини — известный в то время художник; он же и придумал сам термин «фреска», и он же определил «чистую» разновидность этой техники. Августин Ченнино Ченнини Итальянские живописцы тщательно подходили к созданию произведений, так как изображения были гораздо сложнее в композиционном и цветовом смысле, чем византийские образцы. Вначале необходимо было сделать эскиз картины, потом перевести его контуры на кальку, а уже она прикладывалась к поверхности стены; через неё наносилось предварительное изображение, которое затем расписывали. До XVI века окончательная отделка произведения производилась темперой после высыхания поверхности. Но в эпоху «Высокого Возрождения» художники стали считать эту технику «низкопробной» и почти не применяли её, отдавая предпочтение «чистой» фреске. Другие мастера пользовались иными техниками, прежде всего а секко. Самое известное произведение в этом стиле — «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Тем не менее в это время она распространилась за пределы Италии, в первую очередь в такие страны, как Германия и Испания. Правда, с этого времени такие росписи начали выполнять не водорастворимыми, а казеиново-известковыми красками. Виды современных фресок В целом искусство фрески безвозвратно ушло в прошлое. Однако данная техника не исчезла совсем: в наше время такие изображения украшают стены многих частных домов и даже общественных организаций. Процесс создания современных фресок не совсем такой же, как у классических произведений, но общие принципы те же.
Это может быть обычный рисунок. Шаблон прикладывают к поверхности и продавливают контуры графью — это можно сделать, например, карандашом. Применяли и другой вариант: с шаблона снимали кальку с прорезанными отверстиями, и через них углём наносили контуры прямо на стену. Итальянские мастера эпохи Возрождения иногда усиливали контуры с помощью сангины — особого карандаша без оправы. Нередко художник для начала наносит так называемый подмалёвок, то есть закрашивает отдельные области серым цветом. Это необходимо для того, чтобы наносящийся поверх него основной цвет приобретал особый оттенок. Серый подмалёвок позволяет добиться интересного оптического эффекта. Наиболее ортодоксальная цветовая палитра включает всего несколько красок; остальные цвета получаются с помощью наложения слоёв. Чтобы, например, получить коричневый цвет, нужно на серую основу наложить красную краску. Когда изображение готово, штукатурке дают высохнуть. Это основной способ создания фресок. В определённых случаях прибегали к дополнению и уточнению произведения уже по сухой поверхности. Чем отличаются фреска, мозаика и икона Фреска, мозаика и икона — совершенно разные виды искусства. Фреска создаётся путём росписи водяными красками по влажной штукатурке. Мозаика — изображение, созданное из небольших кусочков твёрдого материала. Битва при Иссе Икона же — это скорее жанр культовой живописи: портрет святого или изображение мифологического события. Понятно, что фрески и мозаики могут быть не только религиозными. В качестве примеров можно привести «Битву при Иссе» — античную мозаику, изображающую сражение Александра Македонского с персидским царём Дарием, или уже упоминавшийся «Триумф Аврелиана» — фреску светского содержания, да ещё и в актуальном для XVIII столетия стиле рококо. Иконопись обычно представлена малыми формами. История развития История фрески начинается в глубокой древности. Настенные рисунки и росписи — самый древний вид изобразительного искусства. В некотором смысле предшественниками фрески можно назвать образцы первобытной пещерной и наскальной живописи. Больше всего таких рисунков обнаружено в Европе, хотя пещеры с росписями имеются и в других частях планеты. Природный камень уступил место искусственному штукатурке. Классическим примером эгейской фрески служат росписи Кносского дворца. Тогдашние изображения не были чистыми фресками; у красок был связующий компонент — обычно казеин или клей, а техника напоминала а секко. Обнаружены настенные росписи и в районе Акротири на Кипре. Славится своими росписями и Древний Египет. Искусство фрески перебралось в классическую античность. В древних Греции и Риме она обрела весьма широкую популярность. В те времена известковую штукатурку наносили на стену в несколько слоёв до семи , что упрощало создание росписей. Римляне, превосходные строители, изобретали новые методы повышения крепости штукатурки и сохранения изображений. Так, знаменитый архитектор Витрувий советовал покрывать высохшую фреску смесью масла и воска, которую затем нужно было нагреть и растереть. Сохранившиеся римские фрески можно видеть на стенах Геркуланума. Ктиторская композиция Фрески, создававшиеся в жилых и общественны помещениях, изображали бытовую жизнь людей, пейзажи , портреты. Особый смысл имела храмовая роспись, на которой были запечатлены боги, герои, мифологические сюжеты. Обычай расписывать стены храмов бытовал во все времена и у многих народов. Поэтому неудивительно, что христиане продолжили эту традицию. В первые века христианства изобразительное искусство жило по преимуществу лишь в храмах; украшать жилые дома и прочие светские постройки у христиан было не принято, ведь для них это была «суета, отрывающая верующих от бога». Для этого количество слоёв штукатурки было уменьшено до двух, а в верхний слой вместо толчёного мрамора стали добавлять лён или паклю. В результате верхний слой штукатурки стало возможно наносить сразу на всю поверхность, отведённую для росписи. Оранта София Киевская Византийские фрески, украшающие стены многих храмов, считаются непосредственными предшественниками средневековой западноевропейской настенной живописи. Однако постепенно состав материала для покрытия стен изменялся. Часть фрески Евхаристия Софиевского Собора Известь перед нанесением на стены промывалась от «емчуги» — примеси, которая при высыхании выступала на поверхность и портила изображение. Из-за этого способность левкаса штукатурки удерживать краску снижалась; также увеличилась скорость высыхания покрытия. Часть фрески Евхаристия Софиевского Собора Художники начали добавлять в краску клеящий компонент, а также более широко применять последующую роспись темперой таковы фрески храмов Новодевичьего монастыря.
В Судане нашли средневековые нубийские христианские фрески
Во время проведения ремонтных работ в Кембриджском университете были обнаружены уникальные средневековые произведения искусства. Более 300 композиций фресок до сих пор сохранились в условиях сурового климата русского Севера. Уникальная настенная фреска, датируемая 1300 годом, обнаружена в средневековом храме Святой Анны на острове Капри в Неаполитанском заливе. Культура, досуг, спорт. Русские и грузинские фрески средневековых времен представили в Новой Третьяковке. Более 300 композиций фресок до сих пор сохранились в условиях сурового климата русского Севера.
Специалисты составили проект по спасению фресок в средневековом армянском храме
Средневековый антихрист изображался в средние века по каким то своим непонятным который располагается в бенедиктинском монастыре Помпозы, сохранился в. Министерство образования, науки, культуры и спорта Армении приступило к работам по сохранению фресок средневекового монастыря Аричаванк в Ширакской области. При реставрационных работах в крупнейших римских катакомбах обнаружены неизвестные христианские фрески возрастом 1600 лет. Средневековые фрески находились в тайне почти 300 лет и были обнаружены на крыше Крайст-черч колледжа во время процесса реставрации.