Один из первых театральных режиссеров-авангардистов Советского Союза, рискнувший использовать в сценическом искусстве метод гротеска и создавший новаторскую актерскую систему, именуемую «биомеханика». Всеволод Эмильевич Мейерхольд нам известен как театральный режиссёр-новатор и создатель биомеханики. Исследование известного советского театроведа А.В. Февральского посвящено многосторонним контактам выдающегося театрального режиссера ольда с кинематографом. Всеволод Эмильевич одним из первых среди театральных деятелей вступил в компартию, ведь большевики поддерживали авангард в искусстве, на который делал ставку Мейерхольд. Всеволод Эмильевич МЕЙЕРХОЛЬД (1874–1940) — режиссер.
Возвращение Мейерхольда. Хорош со всех сторон
Японский шпион, троцкист, враг народа, буржуазный выродок — все это уже неважно, Мейерхольд на все согласен, лишь бы получить передышку от побоев и издевательств. Повторять не вредно, а в некоторых случаях — обязательно: невозможно соизмерять свой ужас перед варварством и насилием с гениальностью или известностью жертвы. В истории сталинских репрессий нет и не может быть никакого особенного счетчика, никакого специального тарифа для Мейерхольда, Хармса, Мандельштама, Вавилова. То, что с ними произошло, не должно было произойти ни с одним человеком. Ни со стрелочником, ни с инженером, ни с дворником. А случилось с сотнями тысяч. Из-за размеров дыры, которая образуется в общей материи жизни. Предательство Итак, летом 1939 года Мейерхольд исчез. Его не стало в реальной жизни огромного числа людей, которых он учил, раздражал, провоцировал, восхищал, воодушевлял, которым он просто-напросто давал работу. Он исчез для своих актеров, для критиков, для своей публики, для своих друзей.
Ни о каком расстреле в феврале 1940-го никто не знал — ходили лишь противоречивые слухи. Тот же Гладков пересказывает аккуратно, ничему особенно не веря: говорили, что в одной из Ленинградских тюрем и болеет. Что умер от заболевания печени, что сослан без права переписки. Сам Гладков не перестает надеяться увидеть Мейерхольда живым — до середины 1950-х. Предположительно 1930 Актеры, драматурги, художники, композиторы перестают упоминать спектакли Мейерхольда в своих биографиях — а в очень многих биографиях это главные спектакли, вычеркнуть их означает лишиться большой части жизни. Совершить предательство не только по отношению к нему, но и по отношению к себе. В воспоминаниях самого Юрьева из рассказа о некоторых спектаклях исчезает режиссер, что превращает текст в сплошной конфуз в «оттепельном» переиздании, вышедшем после смерти Юрьева, редакторы тратят огромные силы на то, чтобы из его архива восстановить изначальный текст. Похожее происходит повсеместно. Эксцентрик Игорь Ильинский и герой-любовник Михаил Царев десятилетиями выходят на сцену суперконсервативного Малого театра, а часть зала постепенно сокращающаяся помнит, что оба они — мейерхольдовцы.
Фигура умолчания — не иметь возможности назвать то, что знаешь,— увеличивает прореху. И в 1940-е, и в 1950-е, и в 1960-е, и в 1970-е, и в 1980-е любого человека в театральном мире да и вообще в мире искусства от Мейерхольда отделяли никакие не шесть рукопожатий, а едва ли одно. Но до 1960-х никто не говорил о нем публично, да и непублично немногие. Ни его постановки, ни его опыт, ни его метод не называли по имени. Мейерхольд был призраком. Возвращение Реабилитация Мейерхольда случилась формально очень быстро, в 1955 году, даже до ХХ съезда театр был реабилитирован позже, в 1961-м ,— и это отдельная история, удивительная, почти невообразимая. Люди, благодаря которым она произошла,— падчерица Мейерхольда Татьяна Есенина и его внучка Мария Валентей — принадлежали как раз к тому самому, частному, человеческому, семейному миру, в котором Мейерхольд «реально существовал, ел, пил, спал, носил пиджак». Это они начали собирать свидетельства того, что обвинения против него были ложными — и смогли добиться поддержки от следователя военной прокуратуры Ряжского. Всеволод Мейерхольд на репетиции спектакля «Ревизор», 1930 Возвращение означало в первую очередь, что его смерть для огромного числа людей превратилась в определенность.
Большая часть свидетельствующих только в этот момент узнала, что Мейерхольд уже 15 лет как расстрелян.
В том же году вместе с другими выпускниками поступил в труппу создаваемого Московского художественного театра. За четыре сезона сыграл 18 ролей. В 1902 году покинул художественный театр, создал собственную труппу, вскоре получившую название «Товарищество новой драмы». В 1902—1905 годах поставил около 200 спектаклей.
Являлся главным режиссером трех императорских театров в Санкт-Петербурге. После революции 1917 года выдвинул идею «Театрального Октября», активно участвовал в работе театрального отдела Народного комиссариата просвещения. Мейерхольда ГосТИМ.
Поделиться: Всеволод Эмильевич встретил Октябрьскую революцию в возрасте 43 лет. К этому моменту он успел реализовать себя и в качестве актёра, и в качестве режиссёра. По мнению Немировича-Данченко, Мейерхольд был «готовым актером», одинаково успешно исполняющим разномастные роли — от забавного водевильного простака до упрямого старика. И всё же у него был любимый образ: чеховский Константин Треплев. Жадный творческий поиск, стремление «порвать» с существующими художественными формами характеризовали и самого Всеволода. Мейерхольд тяготел к театру гротеска с его неожиданными карикатурными изображениями, зрелищностью и традициями площадного искусства. В течение нескольких лет он изучает народную испанскую, итальянскую, восточную театральную культуру.
Эти искания органично вписались в постановку «Балаганчик» 1907 , из-за которой скандалил весь театральный Петербург. Премьера спектакля чуть не переросла в драку, зрители словно сорвались с цепи. Возмущённые эстеты рвались на сцену, чтобы разорвать декорации, а вторая часть зала не прекращала восторженные аплодисменты. Каждая уважающая себя газета опубликовала на следующий день разгромную рецензию. Спектакль действительно получился необычным: на сцене было установлено здание маленького театра с отдельным занавесом. По замыслу Мейерхольда, в определённый момент декорации взмывали наверх. Актёры играли в полумасках, некоторые детали костюмов были сделаны из картона. Для дореволюционного театра, прямо скажем, неожиданно. Режиссёр плюнул в лицо академическим традициям, хотя символисты были в восторге. Всеволод Мейерхольд.
С русской классикой Всеволод Эмильевич обходился довольно смело, так, что от самого автора в постановке оставалось очень мало. В мейерхольдовском «Ревизоре» Хлестаков, например, становится авантюристом: сам Николай Васильевич утверждал, что его герой — сиюминутный врун, а не «лгун по ремеслу». Некоторые сцены Мейерхольд выкинул, посчитав, что они «утяжеляют» действие. Актёров в финале заменил на куклы.
Всеволод Мейерхольд был в течение 10 лет творчески связан с Александринским театром, поставил здесь 19 спектаклей, в том числе легендарный "Маскарад". По словам Фокина, Мейерхольд любил Петербург, с большим уважением относился к театру, в котором работал, и даже незадолго до ареста планировал поставить здесь спектакль. Ожидается, что в будущем между новой и главной сценами Александринки появится скульптура Всеволода Мейерхольда. По признанию создателей, это станет метафорой театральных перемен.
Лучший Треплев в истории театра: Главархив рассказал о документах режиссера Всеволода Мейерхольда
Великий театральный режиссёр Карл Казимир Теодор Майергольд (именно так Всеволода Мейерхольда звали при рождении) родился 9 февраля 1874 года в Пензе, в семье лютеранских немцев, отец Всеволода занимался виноделием. В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил театральное училище и стал работать в труппе театра Станиславского и Немировича-Данченко. На горельефе написано: «Здесь жил и работал с 1926 — 1939 годы выдающийся советский режиссер Всеволод Эмильевич Мейерхольд». Русский советский театральный режиссёр, актёр и педагог.
Мейерхольд и опера. Несбывшееся
Режиссер Всеволод Эмильевич Мейерхольд уже давно установил отношения с властью. И выставил на роль придумщика чуть ли не первого в прошлом эксцентрика Театра Мейерхольда – Эраста Гарина. Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда.
PenzaNews - Новости Пенза
Великий театральный режиссёр Карл Казимир Теодор Майергольд (именно так Всеволода Мейерхольда звали при рождении) родился 9 февраля 1874 года в Пензе, в семье лютеранских немцев, отец Всеволода занимался виноделием. Эту аббревиатуру придумал Всеволод Мейерхольд, создатель актерской системы, получившей название "биомеханика". Советскую власть Мейерхольд встретил восторженно и оказался лидером нового революционного искусства. Прокуратурой СССР проверено дело бывшего главного режиссера театра им. Станиславского народного артиста СССР Мейерхольда-Райх Всеволода Эмильевича. Всеволод Мейерхольд был признан в дореволюционной России, где он был с 1907 года главным режиссером Императорских театров Санкт-Петербурга, драмы и оперы – Александринского и Мариинского.
Имя Всеволода Мейерхольда присвоили Новой сцене Александринского театра
Мейерхольд играет в фильме «Портрет Дориана Грея», 1915 год. Портрет Мейерхольда. Григорьев, 1916 год. Фото: ru. В 1937 году Всеволод Мейерхольд работал над постановкой спектакля «Одна жизнь» по мотивам романа Николая Островского «Как закалялась сталь».
Он хотел приурочить его премьеру к 20-летию Октябрьской революции. Показ состоялась в ноябре 1937 года. Советские чиновники очень холодно восприняли революционный романтизм, воплощенный на сцене. Обычный зритель так и не увидел постановку.
На Мейерхольда началась настоящая травля, что в конечном итоге привело к закрытию его театра. Всеволод Мейерхольд со своей супругой и актрисой Зинаидой Райх в постановке «Ревизор». Многие отвернулись от опального режиссера, и только Станиславский не побоялся помочь давнему сопернику. Он добился, чтобы Мейерхольда приняли к нему в театр.
Через пару месяцев Константин Сергеевич скончался, но перед смертью он сделал все, чтобы Мейерхольд занял его место. Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх. Фото: umbra. Последним проектом Всеволода Эмильевича стала подготовка выступления студентов на ленинградском параде физкультурников в мае-июне 1939 года.
Это был несомненный успех, коллеги поздравляли Мейерхольда с «возвращением», но 20 июня 1939 года режиссера арестовали.
Осталось яркое воспоминание именно от процесса чтения, когда я пытался представить себе все эти истории про то, как Мейерхольд остановил репетицию, крича: «Где мой носовой платок?! Эти истории запали в душу, как истории о человеке, на 150 процентов включенном в творчество. Что касается практики, то опосредованно к биомеханике я прикоснулся благодаря Левинскому, который занимался биомеханическими этюдами с предыдущим курсом Тростянецкого, а они как раз Мейерхольдом занимались очень много, это они делали совместно с американцами реконструкцию «Ревизора». И вот они-то с нашим курсом и занимались биомеханикой.
Самое важное, что нам таким образом досталось от Мейерхольда, — трезвость физической жизни на сцене. Станиславского профанировать легче, чем биомеханику. В биомеханике более очевидна математика, и более очевидны просчеты. В Станиславском подкупает его романтизация театрального процесса, а в Мейерхольде — умение увидеть математические формулы в театральном волшебстве. Биомеханика — придуманная Мейерхольдом система тренировки актеров; первоначально — просто гимнастика для актеров, развившаяся в сложную практику тренировки актерского тела, позволяющую им корректно и точно исполнять поставленную режиссером задачу Фотография: www.
Во-первых, потому что Мейерхольд — ученик Станиславского. Во-вторых, потому что система Станиславского зафиксирована как школа, а практика Мейерхольда зафиксирована как метод. Ну и реабилитирован Мейерхольд был только в 70-е. Что, впрочем, парадоксальным образом пошло на пользу его учению — его миновала эта бацилла всеобщего присвоения, в отличие от системы Станиславского. Но если не воспринимать эти два начала русской театральной школы так, что с одной стороны Станиславский с его теорией разбора текста, зерном роли и сверхзадачей, а с другой — Мейерхольд с биомеханикой, математикой и системой амплуа, то мы не увидим этой самой русской театральной школы с ее истоками.
Для меня оба этих начала всегда были уравновешивающими. Если мы будем разделять русскую театральную школу на систему Станиславского и альтернативное ему течение Мейерхольда, мы будем находиться в достаточно бедной плоскости. Потому что, когда они оба работали одновременно в одном и том же городе, они же фактически дополняли друг друга своим физическим присутствием. Точно так же, если мы хотим в полном объеме понять, что такое современный российский театр, мы не сможем говорить только о Богомолове и не говорить при этом о Погребничко. Если мы хотим сохранить объемное мышление, нужно всегда учитывать полифонию».
В силу этого и сама режиссура мейерхольдовская ассоциируется с альтернативой мейнстриму. Во многом поэтому имя Мейерхольда является не столь популярным во внетеатральной среде. А в театральной среде та же биомеханика — это такой же бренд, как система Станиславского. Что касается влияния Мейерхольда на современный театр — мне кажется, оно исключено. Театр — это такое живое дело, в котором повлиять может только живой пример.
А то, что остается в книгах, и даже не в теоретических трудах, а часто в отдельных записях, воспоминаниях и стенограммах, — это может быть предметом любопытства, исследования, но на живую практическую деятельность не может повлиять. Искусство наше миметическое, ему обучаются через подражание. А подражают тому, что нравится и что происходит здесь и сейчас. Может повлиять разве что миф о том или ином человеке, придуманная вами или предложенная вам трактовка этого человека. И все равно это влияние будет абстрактным, а не чувственным.
Про Мейерхольда я могу наговорить общих формулировок о том, что это одна из важнейших фигур в мировой культуре, но это было бы с моей стороны бессмысленно, я не являюсь исследователем творчества Мейерхольда. Об этом могут говорить специалисты, которые занимаются реконструкцией его работ, изучением его наследия, анализом его идей. Я могу отделаться искренними, но абстрактными словами, о том, что его влияние, наверное, было велико, ну конечно же, это был гениальный режиссер. А предметный разговор о Мейерхольде — все-таки дело теоретиков, критиков и историков театра. Что же касается его биографии, его смерти в заключении — что тут сказать, это трагедия.
Если и есть в ней какой-то урок, то разве что для государства. Это один из эпизодов истории о том, как государство умеет гробить свое национальное достояние». Исполняет И.
Он мог смело заявить в докладной записке директору императорских театров, что "театр топчется на одном месте" и "какой-то туман заволакивает светлую его деятельность". Несмотря на своё благополучие в царской России, Мейерхольд очень быстро перешёл из белых в красные. Своеобразной точкой этого перехода стал последний предреволюционный спектакль режиссёра. Когда революция шла уже полным ходом. На улицах ещё отдалённо постреливали, трамваи не ходили, фонари горели тускло… Было пустынно и жутко. Театр, однако, был полон, и по каким ценам!
Критик Александр Кугель Работа над постановкой заняла шесть лет. Художник Александр Головин за это время создал более четырёх тысяч эскизов костюмов и поразительную систему из пяти занавесов. Также согласно плану зрительный зал служил продолжением сцены, по бокам которой были расставлены старинные зеркала. Таким образом зрители становились соучастниками этого мистического маскарада. Спектакль заканчивался сценой долгой панихиды по Нине — этот эпизод воспринимался как панихида по царской России. Пока в Петербурге происходили уличные беспорядки и люди требовали хлеба, почтенная публика смотрела роскошный спектакль, а напряжённая обстановка в городе только усиливала её восторг. Костюмы к спектаклю "Маскарад" в постановке Мейерхольда. Недалеко от Троицкого моста посередине улицы лежал с разбитыми стёклами и погнутыми колесами трамвайный вагон. Днём по этой же улице двигались массы народа, требуя "хлеба" — и только ли хлеба?
Ещё вечером раздавались одиночные выстрелы.
Взаимодействие с пространством, на котором организуется театральное действо - ключевая тема его творчества Он идет на такие приемы, чтобы сбить безучастие. Он доходит даже до того, что абсолютно нагло сажает подставных лиц в зал. В "Оптимистической трагедии" был монолог матроса, который погибает, и он писал мелом на доске: нас осталось столько-то... Его играл артист Боголюбов, и умирал, сползал, и дальше ремарка автора Вишневского - в зале плачут, и ведущий говорит: кто там хныкает, нас не надо оплакивать. Но Мейерхольд понимал прек расно, что плакать никто не будет. И надо спровоцировать эту сцену - как на панихиде: кто-то всхлипнул, уже другое состояние вокруг... Он сажает подставных лиц, и когда матрос говорит "нас осталось там... Прием цирковой, абсолютная наглая подстава, но - красиво.
Но главное, это же связано с сущностью сцены - не просто придумано вообще, а решена ремарка автора. Хотя ее выбросить было бы самое простое... Он все время провоцирует на взаимодействие. Устраивает в зрительском фойе инсталляции, как мы это сегодня называем. Ставит спектакль на тему колхозной деревни - в фойе зрителей ждет выставка достижений народного хозяйства: снопы, какие-то тыквы лежат, фрукты... Для нас сегодня это обычное дело. Но тогда это были абсолютные новости. Чужой среди своих В спектакле "Мейерхольд. Чужой театр" по казано осу ждение режиссера всей труппой.
Тогда, да и позже, газета "Правда" была как главный рупор - я это еще застал в советское время. И появление материала того или иного толка означало важный сигнал либо к закрытию, либо к открытию. Большая статья, большой разворот. Мы достали подлинник той газеты 37-го года и хотим поставить ее в витрине в фойе, чтобы люди посмотрели - это тоже интересный факт. На афише постановки - портрет Мейерхольда кисти Бориса Григ орьева. Это т образ - в основе памят ника во дворе Новой сцены Александринского театра. Фото: Предоставлено Александринским театром Меня мучил вопрос: как это все произошло? Идет блестящая биография, она сталкивается с методом социалистического реализма, который возникает. Метод - это коридор, в который ты должен войти, обязательно в нем жить и существовать, иначе ты не здесь, ты чужой.
Чужой театр, и ты чужой... Мы опирались на стенограмму собрания, но там не только документальная стенограмма, есть еще записи мейерхольдовских репетиций. Выступают актеры, выступают его ученики - те, кто с ним работал с самого начала. То есть это театральная фантазия, конечно, мы не документальную драму делаем, и прежде всего, когда это собрание перемежается воспоминаниями или театральной репетицией, как он репетирует "Ревизора", "Даму с камелиями", как идет его революционный блок 20-х годов и так далее. И когда те же люди, которые выступают, его обвиняют, они как актеры в этом участвуют и абсолютно отдаются этому процессу, потому что это спектакль еще и про то, что есть театр. И в театре актеры его обожают, ему подчиняются, там они все вместе, а потом выходят обратно на собрание - и жизнь заставляет их по-другому себя вести. В 1937 году. На фотографии - Мейерхольд в верхнем правом уг лу с акте рами. Известно, что после этого собрания буквально через месяц театр закрывается.
Дальше Мейерхольда приглашает Станислав ский главны м режиссером к себе в свой музыкальный театр.
Главархив рассказал о неосуществленных проектах театров Мейерхольда и Немировича-Данченко
9 февраля исполняется 150 лет со дня рождения актера, режиссера, театрального деятеля Всеволода Мейерхольда. советский театральный режиссёр, актёр и педагог, создатель актёрской системы «биомеханика». Всеволод Мейерхольд. Да, автор собственного театра, уникального метода театральной игры, идущего от психофизики актера и потому казавшегося окружающим чистым формализмом, — Всеволод Мейерхольд, по мнению сплетников и досужей молвы, удостоился длинной бороды.
Лучший Треплев в истории театра: Главархив рассказал о документах режиссера Всеволода Мейерхольда
Театр будущего», посвящённая 150-летию со Дня рождения Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Заславский и доктор искусствоведения, директор Государственного института искусствоведения Н. Лосева-Демидова и кандидат искусствоведения, заведующий Сектором изучения и публикации наследия Вс. Мейерхольда Государственного института искусствознания В. На пленарном заседании модератор: доктор искусствоведения Д. Трубочкин выступили ведущие специалисты в области изучения театрального искусства и, в частности, наследия Вс. Программа конференции включила в себя несколько тематических секций.
Всеволода Ивановича можно назвать универсальным актером. Он не считал оскорблением после Гамлета играть второстепенную роль в водевиле. Всеволод Мейерхольд - российский и советский режиссер. Фото: otzyv.
После ухода от Немировича-Данченко Всеволод Мейерхольд пытался создать театр в провинции. На первых порах он частично копировал репертуар московского театра, но уже тогда у молодого режиссера начали формироваться свои взгляды на манеру исполнения актеров. В отличие от Станиславского, уделявшего внимание душевным переживаниям на сцене, Мейерхольд делал акцент на визуализации. Он считал, что правильнее доносить смысл происходящего через четко отточенные движения. Позже его творческий почерк получил название «биомеханика». Режиссер-экспериментатор заставлял актеров часами стоять перед зеркалом, доводя мимику и жесты до автоматизма. Станиславский охарактеризовал новаторскую манеру режиссера так: «Это или так гениально, что не умещается в наших скромных головах, гениально до безумия, или бесполезное брожение усталой мысли». Одни из спектаклей В. Фото: cdn-s-static. Такое радикальное видение театрального действа прекрасно вписалось в реалии «новой» России, сотрясавшейся от революции.
Тогда приветствовалось все, что не вписывалось в рамки прежней буржуазной морали. Периодически Мейерхольд на пару с Маяковским ставил агитационные спектакли. Когда революционный пыл стал затухать, гротеск Мейерхольда уже не вписывался в социалистический реализм. Постановки режиссера-новатора стали раздражать новое правительство.
Но здесь же он работал над еще одним несбывшимся спектаклем, вновь прокофьевским — «Семеном Котко», огромными усилиями Мейерхольда включенным в репертуар театра. Тема Гражданской войны в их разработках звучит неожиданно. Огненный накал прокофьевской драмы отчетливо контрастирует с прозрачно-ренессансной атмосферой декорации, увиденной сквозь призму наивно-фольклорного взгляда.
Узнаваемый степной рельеф юга Украины с его низким горизонтом, слепяще-белые мазанки с соломенными крышами — все эти характерные мотивы напоминают тышлеровские иллюстрации к «Уляляевщине». Но здесь, как и в его «Махновщине», в мельчайших деталях страшного времени растворена странная нотка фантасмагорического карнавала. Подобно Пикассо, Шостаковичу или Блоку, Мейерхольд при всем его протеизме, при всей стилевой переменчивости делал всю жизнь и всею жизнью одно огромное произведение — не спектакль, а именно опус. Те его сцены, которые прошли перед закрытым от зрителя занавесом, не менее увлекательны, чем показанные. Они имели все шансы не просто на успех — каждый из них мог стать открытием, художественным переворотом в оперном мире. Его идеи опережали свое время. Но и время было не самое подходящее.
И, как это ни горько звучит, сам Мейерхольд был его, этого времени, не только символической, но и созидающей фигурой. В списке сбывшегося Мейерхольд предстает перед нами как профессиональный музыкант не будем забывать о неудавшейся карьере скрипача , тонкий стилист и стилизатор. В списке несбывшегося — как реформатор, революционер и провидец. Но списки эти тесно связаны. Лишенный возможности поставить «Игрока», Мейерхольд сделал «Пиковую даму», где в индивидуализации образов, в параболе чупятовской лестницы, в медленном встречном движении Германа и Лизы по ней, несомненно, сказались отголоски многочисленных подступов к «Игроку». Он готовился ставить игорный дом в «Игроке», пристально вглядывался в лица завсегдатаев в казино в Монте-Карло. И поставил его — но в «Пиковой».
Не сделанные «Новости дня» ушли в «аттракционы» «Последнего решительного». Впрочем, многие идеи Мейерхольда реализовали в оперных постановках и не скрывали этого другие, числящие себя среди его учеников: Сергей Радлов, Николай Смолич, Илья Шлепянов и Эммануил Каплан. Иван Соллертинский говорил, что «Мейерхольд первый режиссер в оперном театре, который заговорил о том, что каждый оперный актер — всего лишь один из голосов грандиозной, строго упорядоченной музыкально-сценической полифонии». Впрочем, его работы в драме «Ревизор», в частности у музыкантов Бориса Асафьева, Эммануила Каплана описывались в исключительно музыкальных терминах. Мейерхольд был режиссером-композитором, и конструктивистски «обнаженная организация строительного материала» Алперс напоминает более всего инженерный расчет музыканта-классика. Конечно, в опере Мейерхольду чудилось приближение к античному синкретизму музыкальной драмы, целостному в первозданной неразъятости актеру, к мистерии, где черты оперы и драматического спектакля стираются. Недаром первая его работа в опере, «Тристан», предварялась неовагнерианским манифестом.
Предвидел он сотоварищи и черты синтетического театра будущего, и то, что происходило в новом музыкальном театре конца ХХ века, и многое из того, что сегодня происходит. Готовясь к постановке оперы «Пиковая дама», Мейерхольд говорил в докладе коллективу Ленинградского государственного малого оперного театра: «Мы вводим систему так называемых титров. Мы хотим многое, что имеется в тексте служебного, вынуть из музыки. Часто мы видим, что Чайковскому нужно потратить много энергии на построение речитативов, которые врезаются в ткань оперы, нарушая симфоническое течение его музыки, речитативов, иногда страшно искусственно вставленных, чтобы дать возможность зрителю понять движение действия, ориентироваться в происходящем. Мы считаем, что лучше от этого освободить Чайковского. Музыка тогда гораздо лучше воспринимается в ее незасоренности. Титрами мы обозначаем, скажем, момент, когда будет дальше улица и мы покажем комнату Лизы и Германа, стоящего под окном Лизы.
Через год Таирова не стало. Петр Фоменко Первое столкновение Петра Фоменко с советской властью произошло в 1966-м, когда был запрещен его спектакль «Смерть Тарелкина» в Театре им. Ленсовета, которую сняли незадолго до премьеры. Тогда же официозная театральная критика нарекла Фоменко «осквернителем духа русской классики», из-за чего талантливый режиссер оказался персоной нон-грата почти во всех театрах страны. Долгое время он не мог найти постоянную работу.
Ему приходилось перебиваться случайными заработками на телевидении и в драмкружках. Не найдя работу в Москве и Ленинграде, он уехал в Грузию по приглашению Тбилисского театра им. В Россию он вернулся лишь через несколько лет, когда закончилась кампания по его травле. Юрий Любимов В начале 80-х годов власти запретили спектакль «Высоцкий», посвященный памяти выдающегося поэта и актера.
Театр, которого не было Одна жизнь Всеволода Мейерхольда
Сезон в театре на офицерской завершился 4 марта 1907 года. В 1907—1918 годах Мейерхольд работал в петербургских Императорских театрах, поставив там 21 драматический спектакль и 10 музыкальных. Мейерхольд приходил домой только ночевать. Он жил тогда рядом с Мариинкой Театральная площадь,2. В семье уже было три дочери.
Младшую звали Машей. В петербургский период работы Мейерхольда началась его педагогическая деятельность. Всеволод Эмильевич преподавал в театральной школе К. Даннемана, на Музыкально-драматических курсах Б.
В 1913 году открылась его студия, в числе преподавателей которой были М. Гнесин, В. Соловьев, Ю. После Октябрьской революции Мейерхольд стал одним из активнейших строителей нового советского театра.
В 1918 году он сотрудничал в Театральном совете, а после переезда правительства в Москву стал заместителем заведующего Петроградским отделением ТЕО Наркомпроса. Мейрехольд первым из видных деятелей театра вступил в члены ВКП б. Там же в Петрограде он руководил Инструкторскими курсами по обучению мастерству сценических постановок и Школой актерского мастерства. Он сблизился с Владимиром Маяковским, поставив в Петрограде его «Мистерию-буфф».
С 16 сентября 1920 года по февраль 1921 года Мейерхольд руководил театральным отделом Наркомпросса. Он носил френч, красную звезду на фуражке, на столе в его кабинете лежал маузер... Однако он оказался плохим администратором. Газета "Вестник театра", возглавляемая Мейерхольдом и пропагандировавшая идеи "Театрального октября" - Манифеста новой культуры - была закрыта в августе 1921 года, а сам Мейерхольд был освобожден от должности заведующего ТЕО.
В ноябре 1920 года Мейерхольд возглавил вновь созданный театр РСФСР Первый; а с осени 1921 года он возобновил педагогическую деятельность. В 1923 году был создан Театр имени Вс.
Кроме того, на выставке представлены программа и билеты на спектакль Государственного театра имени Всеволода Мейерхольда «Ревизор» и документы о строительстве этого театра. Выставка продлится до 29 мая.
Вход бесплатный, при себе нужно иметь документ, удостоверяющий личность. Фото: mos.
А в тех, что зритель так и не увидел, — как реформатор и провидец. В книге «Театр социальной маски» Борис Алперс, подводя итог исканиям Мейерхольда, с жесткой окончательностью приговора, доступной лишь ученику мастера, писал, что мейерхольдовский метод более всего пригоден для оперы и оперетты. А музыкальный театр с его очевидной условностью ближе Мейерхольду, нежели драматический. На этом «наиболее отсталом и неразработанном участке современного театра система Мейерхольда завершит свой цельный и своеобразный путь». Между тем Мейерхольду в 1931 году, когда эти слова были сказаны, принадлежало уже множество оперных постановок, впереди была лишь одна. Если же говорить о планах Мейерхольда, то есть о несбывшемся, арифметика получится совсем иной.
Что сбылось? В Мариинском театре с 1909 по 1919 годы [ 1 ]: «Тристан и Изольда» Вагнера с разновысотным рельефом сцены, костюмами Александра Шервашидзе в цветовой гамме средневековых миниатюр и мощью статичных мизансцен. Еще — «Соловей» Игоря Стравинского. Мейерхольд поместил солистов-певцов на авансцене, усадил их на деревянные скамьи с пюпитрами и нотами. В глубине сцены те же роли исполняли безмолвные танцоры-мимы — но в танце и жестах. Опера прошла в Мариинском театре в этой постановке единожды, а идей спектакля хватило еще лет на сто. Перемонтированный Чайковский, финал в сумасшедшем доме, как в повести; трагическая петербургская гофманиана, перенесенная из авторского XVIII века ближе к пушкинскому времени. Прочее — не осуществлено.
Еще: не жизненная правда нужна, а театральная. Вообще, мейерхольдовская идея органической враждебности оперного спектакля натурализму об этом же позднее писал Сергей Радлов: «Оперный спектакль антиреалистичен и враждебен натурализму в самой своей музыкальной основе и так же не нуждается в оправдании, как стихи, которые не похожи и не хотят быть похожими на разговорную речь» родственна позиции Стравинского, заявлявшего в связи с постановкой «Соловья» о том, что в отличие от демонстрации лжи, которая хочет казаться правдой, он показывает зрителю ложь, которая открыто заявляет о том, что является ложью. Неосуществленные оперные спектакли Мейерхольда — не менее интересная тема, чем «Гамлет». Началось все, видимо, с «Игрока» Сергея Прокофьева [ 5 ]. Репетиции оперы начались в Мариинском театре в октябре 1916 года. Вдова писателя приняла его вполне ласково, сын Федор Федорович дал разрешение на заимствование сюжета, но на фоне революционных событий в театре начались финансовые проблемы. Первоначально оперу должны были ставить режиссер Боголюбов и художник Ламбин, затем были назначены Мейерхольд и Головин. Наконец, произошла роковая потеря — в мае 1917 года внезапно умер блестящий тенор Иван Алчевский, который с большим энтузиазмом готовил роль Алексея Ивановича.
Тем временем Прокофьев, уехавший в США, реализовал там замысел оперы «Любовь к трем апельсинам», возникший под воздействием Мейерхольда, который в 1914 году переработал совместно с Владимиром Соловьевым и Константином Вогаком сценарий фьябы Гоцци. Мейерхольд отнюдь не забыл об «Игроке», партитура которого осталась в Петрограде. В 1922 году он попытался заинтересовать оперой Большой театр. Затем, еще на Западе, стал обсуждать с Прокофьевым планы переработки опуса. В одном из выступлений 1925 года режиссер говорил со свойственной ему императивностью: «Прокофьев пошел дальше Глюка, он пошел дальше Вагнера, значительно дальше. В сугубо речитативном, экспрессивном «Игроке» Мейерхольд видел воплощение музыкальной драмы нового века. Наконец, в 1927 году Прокофьев приехал в СССР на гастроли впервые после отъезда и получил в библиотеке бывших императорских театров нотный материал «Игрока». Композитор написал вторую редакцию, оказавшуюся, по его словам, «полным пересочинением».
К этой постановке Мейерхольд привлек режиссера Сергея Радлова и художника Виктора Шестакова, в тот период бывшего главным художником Театра им.
Отец давал придирчиво контролировал их траты. В отличие от мужа Альвина Даниловна была натурой возвышенной, устраивала музыкальные вечера. Именно она приобщила детей к театру. Карл и его братья играли в любительских спектаклях. Гимназический курс Карл Мейергольд, трижды остававшийся на второй год, завершил поздно - в 1895 году окончил 2-ю мужскую гимназию в Пензе.
В ней позже учился выдающийся актёр немого кино Иван Мозжухин. К слову, историческое здание 2-й Пензенской мужской гимназии в г. Пензе по улице Володарского, 5 сохранилось до наших дней и является памятником истории и культуры федерального значения в настоящее время в нём располагается управление образования г. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. В том же году, по достижении совершеннолетия 21 года , Мейерхольд принял православие и изменил своё имя на Всеволод — в честь любимого писателя Всеволода Гаршина. В 1896 году он перешёл на 2-й курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Владимира Немировича-Данченко.
В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и вместе с другими выпускниками, в том числе Ольгой Книппер и Иваном Москвиным, вступил в труппу создаваемого Художественно-общедоступного театра. В спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», которым 14 26 октября 1898 года открылся театр, он играл Василия Шуйского. В легендарной постановке чеховской «Чайки» Мейерхольд играл Треплева, а в 1901 году стал первым на русской сцене исполнителем роли Тузенбаха в «Трёх сёстрах». Среди ролей, сыгранных на сцене Художественного театра — принц Арагонский в «Венецианском купце» У. Шекспира 1898 , Иоанн Грозный в трагедии А. В 1902 году Мейерхольд с группой актёров покинул Художественный театр и начал самостоятельную режиссёрскую деятельность, возглавив вместе с А.
Кошеверовым труппу в Херсоне. Со второго сезона, после ухода Кошеверова, труппа получила название Новая драма Товарищество новой драмы. В 1902—1905 годах было поставлено около 200 спектаклей. Однако Студия существовала недолго: как оказалось, Станиславский и Мейерхольд по-разному понимали её назначение. Посмотрев поставленные Мейерхольдом спектакли, Станиславский не счёл возможным выпускать их на публику. Годы спустя в книге «Моя жизнь в искусстве» по поводу опытов Мейерхольда он написал: «Талантливый режиссёр пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи.
Но при отсутствии артистической техники у актёров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлечённую теорию, в научную формулу». В октябре 1905 года Студия была закрыта, и Мейерхольд вернулся в провинцию. В 1906 году он был приглашён Верой Комиссаржевской в Петербург в качестве главного режиссёра её собственного Драматического театра. В 1907 году ставит «Балаганчик» Александра Блока, идёт от текста. Это стало началом «театра условности» в России. Иванова с В.
Шварсалон с роли Эусебио. Режиссёр и актёры долго искали подходящее место на природе. Оно было найдено в имении писательницы М. Крестовской в Молодёжном фин.