Жеймо Янина Болеславовна: детство Будущая Золушка появилась на свет в мае 1909 года, произошло это в небольшом белорусском городке Волковыске.
Принцесса цирка
- Жеймо, Янина Болеславовна
- Янина Жеймо (Yanina Zhejmo, Janina Żejmo) - актриса - биография - советские актрисы - Кино-Театр.Ру
- Янина Жеймо - биография, новости, личная жизнь
- О знаменитости
Несказочная реальность Янины Жеймо
Не советская Золушка: как Янина Жеймо попала в кино и создала там свои правила | Salt | Янина Болеславовна Жеймо родилась 29 мая 1909 года в городе Волковыске в семье цирковых артистов. Ее отец Йозеф Болеслав Жеймо был поляком, мать — русской. |
Советская Золушка Янина Жеймо. Цена ее молодости | | Под названием Янина. Болеславовна Жеймо». |
Янина Жеймо: Золушка, Леночка, вечная девочка – Журнал «Сеанс | Первый дебют Янины Жеймо состоялся в немом кино в 16 лет, а в 25 она сыграла на большом экране уже главные роли. |
До и после бала: советская Золушка Янина Жеймо
Все это – о советской киноактрисе польского происхождения, биография и личная жизнь которой были успешными, несмотря ни на какие жизненные трудности, – Янине Болеславовне Жеймо. Советская актриса Янина Жеймо, даже будучи взрослой женщиной, могла похвастать миловидной детской внешностью. Янина Болеславовна Жеймо родилась 29 мая 1909 года в городе Волковыске в семье цирковых артистов. Ее отец Йозеф Болеслав Жеймо был поляком, мать — русской. Под названием Янина. Болеславовна Жеймо». В 1930-х Янина Жеймо снялась более чем в 13 полнометражных картинах, получила орден «Знак Почета» и успела стать настоящей звездой. Специально для Янины Жеймо были заказаны «хрустальные туфельки» уникального тридцать первого размера, в которых реквизиторы разрешали лишь войти в кадр — ни ходить, ни танцевать в башмачках из оргстекла было невозможно.
Жеймо, Янина Болеславовна
- Биография Янины Жеймо
- Первые шаги к успеху
- Не злите Золушку | Пикабу
- Советская Золушка Янина Жеймо. Цена ее молодости |
Очаровала СССР, но не Сталина: почему Золушка умерла в бедности
Но куда меньше знают ее генеральную репетицию — «Приключения Корзинкиной», сочиненные специально для Жеймо в 1941-ом. Смеховая энергия этого фильма про вокзальную кассиршу Жеймо , превратившую ответственный эстрадный конкурс в веселую неразбериху, совершенно не истощается с годами. Когда в 80-х киноведа Юренева угораздило похвастаться этим раритетом в своей рубрике «Иллюзион», выходившей в прайм-тайм на первом канале, тогдашние школьники пришли наутро в школы совершенно невменяемыми — мы катались по полу, имитируя страдания оперного баса и пожилой аккомпаниаторши, под которыми кассирша Корзинкина запустила вращающийся круг, и тряслись у стен по трое, как Корзинкина, схватившаяся за рубильник, и пропустившая ток мало того, что через себя, так еще и через конферансье и пожарника, которые за нее держались. Сегодня было страшно пересматривать один из самых смешных фильмов детства, а что как скис? Но — о чудо! Стоит увидеть, как в «Подругах» в зимней шапке с торчащими на разных уровнях ушами она волочет в растопыренных руках за Зоей Фёдоровой сапоги, путаясь ножками и то и дело наступая на фалды взрослого не по размеру пальто, сквозь ее силуэт и дымку лет проступят и Лия Ахеджакова, уволакиваемая Талызиной за новогоднюю дверь, и Надежда Румянцева, когда она с удивлением устанавливает, что носы не мешают целоваться, и Джульетта Мазина, умаявшаяся топать по феллиниевской «Дороге». Однако Жеймо-актрису унизило бы, если б ее поставили в ряд лишь по малому росту. В «Леночке и винограде» есть сцена, где в мальчишеской спальне она до хрипоты доказывает учителю, что все спят и никто ночью не шкодил. Он так устает от ее трескотни, что выставляет за дверь.
Однако секунду спустя она раздвигает шторы и выходит из них, как дива из театрального занавеса на сцену, чтобы продолжить доказывать свое. Точно тем же приемом со шторами и многократными выходами пользуется Барбра Стрейзанд, когда доказывает владельцу мюзик-холла, что он должен непременно ее нанять в номере «Я величайшая звезда» из «Смешной девчонки».
В 1942-м актриса отправилась к мужу в Казахстан. Пока она прорывалась на относительно безопасный юг, кто-то сообщил Хейфицу, что его супруга погибла. Иосиф тут же решил жениться снова.
Едва сойдя с поезда, Янина обнаружила, что ее «вдовец» почти готов к новой свадьбе, хотя с момента «гибели» Жеймо прошло всего несколько недель. И она взяла только вещи Хейфица. И вдруг такое! Иосиф Ефимович, узнав, что она вернулась, тут же приехал и буквально бросился ей в ноги, но мама сказала: «Нет! С трудом узнавала знакомых, с трудом ориентировалась в пространстве.
Из тяжелой депрессии Жеймо вытаскивал приятель, режиссер Леон Жанно, который спустя много лет стал ее третьим мужем. Леон нашел врача, который отпаивал Янину дефицитным антидепрессантом — три капли в день. Жеймо постепенно начала оживать. Хотя «редкое лекарство» было обычной водой, плацебо — откуда взяться дорогому препарату в военное время. Поменьше сиропа Режиссер Надежда Кошеверова встретила Янину в Москве, куда та вернулась после эвакуации — изможденная и еще не вполне здоровая.
Кошеверова сразу предложила актрисе сыграть Золушку. Она давно искала героиню и даже рассматривала 16-летнюю балерину Марию Мазун, но девочка выглядела не очень убедительно. Писать сценарий поручили Евгению Шварцу, который создал эту историю специально под Жеймо.
Работать в цирке они больше не могли, поскольку отец был «стержнем» их номера. Семья переехала в Петроград, где принялась покорять эстраду. Янина со своей сестрой Элей обучились игре на ксилофонах и вместе с матерью создали музыкальную труппу «Трио Жеймо». Их номер «Музыкальные эксцентрики» имел большой успех у зрителей. Дебют Янины Жеймо в кино В 1924 году Янина поступила на ленинградский кинокомбинат «Фабрика эксцентрического киноактера», где занималась в актёрской студии под руководством знаменитых режиссеров Леонида Трауберга и Григория Козинцева. На тот момент её актёрский стаж составлял 12 лет — значительно больше, чем у своих руководителей, чем она повергла их в шок.
На съёмках фильма она познакомилась с актёром Андреем Костричкиным, который стал её первым мужем. В браке у них родилась дочь, названная в честь мамы Яниной. Однако брак вскоре распался. В 1926 годы Жеймо сыграла главную роль в комедии режиссёров Козинцева и Трауберга «Братишка». Янина Жеймо в фильме «22 несчастья». Тридцатые годы стали самым счастливым периодом в творчестве актрисы, режиссёры активно приглашали её сниматься. В 1934 году ей досталась главная роль школьницы в картине «Разбудите Леночку». После выхода фильма «Подруги», где актриса сыграла роль Аси по прозвищу Пуговица, восторженные зрители завалили киностудию письмами, на которых был указан незатейливый адрес: «Ленфильм, Пуговице».
Однако Жеймо-актрису унизило бы, если б ее поставили в ряд лишь по малому росту. В «Леночке и винограде» есть сцена, где в мальчишеской спальне она до хрипоты доказывает учителю, что все спят и никто ночью не шкодил. Он так устает от ее трескотни, что выставляет за дверь. Однако секунду спустя она раздвигает шторы и выходит из них, как дива из театрального занавеса на сцену, чтобы продолжить доказывать свое. Точно тем же приемом со шторами и многократными выходами пользуется Барбра Стрейзанд, когда доказывает владельцу мюзик-холла, что он должен непременно ее нанять в номере «Я величайшая звезда» из «Смешной девчонки». А пока юмор уйдет в диалоги. Но тут как раз и возникнет «Золушка» — а историческая память сыграет шутку, вычеркнув из зрительской памяти былую Жеймо и оставив эту — уговаривающую ригидную условность сказочного королевства подрагивающим голосом существа, чью отвагу подчеркивает именно это дрожание: дрожание человека, которому потребовалось набраться смелости, чтобы напомнить о простых человеческих радостях затанцевавшемуся в своих сложноустроенных ритуалах двору. Этот голос пригодится Жеймо, когда после «Золушки» ее все же перестанут снимать. А когда ее несколько лет спустя попробовали в роли мамы — не тот был уже эффект ее присутствия. Но тут на выручку пришло новое перспективное направление — дубляж. Жеймо, на самом деле, всегда была в ладах со своим голосом, когда того требовала роль — как узнаваемо, например, она передала ленивую простодушность марийского выговора в «Песни о счастьи» 1934 Донского — и вполне естественно, что она оказалась среди пионеров дубляжа, в котором особенно много работы стало после смерти Сталина.
Любовная драма главной Золушки советского кинематографа
Эшелоны бомбили, они подолгу стояли. Янина добиралась 2 месяца. Тем временем в Ташкент пришло сообщение о том, что тихвинский эшелон с артистами разбомбили, и Жеймо погибла. Кадр из киносборника «Белорусские новеллы». Янина не смогла простить мужу измены и ушла от него, а позже от обиды тяжело заболела.
Находясь в депрессии, она не понимала, где находится и не узнавала своих знакомых. В этот трудный период её поддержали доктора и ее давний приятель, режиссер Леонид Жано, за которого она потом вышла замуж. В 1944 году она приступила к съёмкам в фильме-сказке "Золушка", где исполнила главную роль. Картина вышла в 1947 году и имела огромный успех.
Янина Жеймо - Золушка 1947 После "Золушки" Жеймо занималась дубляжом отечественных мультфильмов и зарубежных фильмов. Спустя три года она вместе с мужем и сыном переехала в Польшу. Дочь, которая уже имела свою семью, решила остаться в Москве. Вместе с мужем Янина поселилась в Варшаве, где прожила следующие тридцать лет своей жизни.
Она выучила польский язык, была знакома с историком кино и кинокритиком Ежи Теплицем, который несколько раз пытался уговорить ее вернуться к съемкам, но эти предложения актриса отклонила.
В тот момент семья находилась на гастролях в Петрограде, и мама приняла решение осесть в этом городе. Отныне родительница выступала с двумя дочками с программой эксцентрической игры на ксилофонах. Таскать инструмент в руках было неудобно, поэтому Янина научилась носить его на голове. По мнению артистки, это обстоятельство сказалось на ее позвоночнике: юная Жеймо перестала расти. Как же маленькая хрупкая девушка превратилась из гимнастки в актрису и получила роль Золушки, прославившую ее на весь Советский Союз?
В 36-ю годовщину смерти звезды, ушедшей 29 декабря 1987-го, рассказываем ее удивительную историю. С арены — в кино Янина Жеймо выступала с сестрой Элей и мамой В 15 Янина поняла, что эстрада ей наскучила, и втайне от матери отправилась в киномастерскую Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Фабрика эксцентрического актера». На прослушивании выяснилось, что девушка на сцене уже 12 лет — дольше, чем даже сами организаторы курсов, — так что не принять на учебу такую студентку попросту не могли. Родительница не одобрила выбор дочери: на эстраде семью Жеймо знали давно, а вот в будущее подростка на большом экране верилось с трудом. Янине пришлось разрываться между работой с мамой и курсами в киномастерской, зато уже через год Козинцев и Трауберг пригласили девушку на эпизодическую роль мальчика в фильм «Мишки против Юденича». Правда, первые пробы показались артистке неудачными: она не узнавала себя, лишенное эмоций лицо словно застыло на пленке.
О беде Жеймо услышал коллега Андрей Костричкин и упросил операторов повторить дубль. На этот раз запись начинающую актрису устроила, а в благодарность за помощь она согласилась пойти со своим спасителем на свидание. Андрей Костричкин стал первым мужем артистки Встреча переросла в роман, а затем и в брак, который, впрочем, оказался недолгим: поговаривали, что Костричкин был заядлым картежником и любовь променял на преферанс. Зато в этом союзе на свет появилась дочка актрисы, названная в честь мамы. Карьера Жеймо постепенно набирала обороты: от эпизодов она переходила к заметным ролям. Манька в ленте «Двадцать два несчастья», Кика в картине «Горячие денечки», главная героиня в «Разбудите Леночку» — чем больше актриса снималась, тем известнее становилась.
Особенно зрителям понравились «Подруги», где 26-летняя Янина сыграла подростка Асю. Отныне артистку узнавали на улицах, а письма от поклонников приходили ей со всей страны. Вновь служебный роман привел к браку и рождению наследника — сына Юлия, которому суждено было стать успешным в Польше кинооператором. Но что же на этот раз разрушило семью артистки?
Впоследствии он стал кинооператором, жил в Польше. Когда началась война, Хейфиц вместе с детьми выехал в Ташкент. Янина Жеймо оставалась в Ленинграде, где ей пришлось пережить блокаду. В составе одной из концертных бригад «Ленфильма» Янина выступала в госпиталях, парках, скверах, а по ночам дежурила на крыше, гасила зажигалки. Говорят, что она была знакома с Зощенко, научившим ее гадать на картах, что ее дом был открыт для друзей даже в то страшное время и многих спасали эти вечера. Лишь в конце 1942 года Янина наконец эвакуировалась в Ташкент — туда после переезда нескольких киностудий переместилось кинопроизводство. Янина Жеймо и Иосиф Хейфиц Вот только дома ее никто не ждал. Пока поезд тащился до Средней Азии, до Хейфица дошла страшная весть, что в дороге во время бомбежки Янечка погибла. Иосиф Ефимович посчитал себя свободным человеком… Янина не простила мужу измены, и к Хейфицу не вернулась. Она тяжело заболела, жива осталась только чудом. Этим чудом стал польский режиссер Леон Жано. Он познакомился с Яниной в Ташкенте и вынянчил ее, умирающую от болезни и обиды, чтобы потом всю жизнь с ней не расставаться. Янина Жеймо и Леон Жано «Золушка» 1947 год. Послевоенная страна вставала из руин, еще не были стерты следы пожарищ, разрухи — мрачных следов кровопролитной войны. Всем так хотелось мира, человеческой теплоты и доброты. Хотя бы экранной, сказочной, придуманной… И 16 мая на экраны вышла фильм-сказка «Золушка», где Янина исполнила главную роль. Когда смотришь фильм, кажется, что и Золушка, и Принц взялись из ниоткуда — актеры «неизвестны». Между тем и для Жеймо, и для Алексея Консовского этот фильм не начало, как могло бы показаться, а… закат. Они вместе работали до этого в фильме «Шел солдат с фронта», а позже — на дубляже ленты «Рим, 11 часов», и у обоих были несколько иные амплуа, нежели в «Золушке» Консовский часто играл простых деревенских пареньков. Актеры тех лет редко получали возможность побывать не очередными нашими современниками, а сказочными героями — стране нужны были своевременные фильмы. Съемки «Золушки» обросли многочисленными мифологическими подробностями. Янине Жеймо тогда было около 37 лет а на ее роль пробовалась шестнадцатилетняя балерина, но безуспешно , она была старше обеих «сестер» и могла сниматься только по вечерам, потому что утром лицо «не такое». Консовский был младше Жеймо на три года. Рассказывают, что многие работники студии приносили из дома все мало-мальски «дворцовое» и «придворное» для съемок бальных сцен, а Золушкино платье сооружалось из обрезков, вот только туфельки пришлось делать специально, потому что найти обувь тридцать первого размера не смогли. Роль Золушки принесла новую волну популярности актрисе. Евгений Шварц вспоминает: «Картина появилась на экранах в апреле 47 года и имела успех. В июне того же года увидел на теневой стороне Невского у рыбного магазина Янечку с мужем. Пыльно, около шести Невский полон прохожими. Янечка, маленькая, в большой соломенной шляпе, просвечивающей на солнце, в белом платье с кружевцами. Посреди разговора начинает оглядываться растерянно. И я замечаю в священном ужасе, что окружила нас толпа. И какая — тихая, добрая. Даже благоговейная. Существо из иного, праздничного мира вдруг оказалось тут, на улице. Дубляж — работа специфическая, не каждый актер даже с хорошими голосовыми данными к ней пригоден. Но голос Жеймо, говорившей за Герду в «Снежной королеве» или за героиню в фильме «Марти», нежный, спокойный, робкий и в то же время гордый, забыть невозможно. Кино отвергло ее облик — она отдала ему свой голос. В своих дневниках Евгений Шварц написал: «Удивительно привлекательное существо Жеймо сделала десятую долю того, что могла бы. Должна бы. Все ее существо — туго натянутая струнка. И всегда верно настроенная. И всегда готовая играть». Свою последнюю роль она сыграла в 1954 году в фильме «Два друга», когда ей было только 45 лет. Вне кино В 1957 году Янина с мужем уехала в Польшу, в Варшаву. Там она прожила последние тридцать лет своей пятой жизни, сугубо частной, о которой известно не много. Она выучила язык, дружила с известным польским киноведом-классиком, Ежи Теплицем… было даже несколько предложений сниматься, но по разным причинам они не были приняты. Казалось бы, странно. Но ведь не всегда главное — соглашаться на что угодно, только бы сняться, мелькнуть, напомнить о себе. Особенно для актрисы, всегда игравшей героинь своего, а не чужого времени. И места. Умерла Янина Болеславовна 29 декабря 1987 года в Варшаве, похоронена в Москве на Востряковском кладбище.
Она давала мини-спектакли перед ранеными солдатами, в госпиталях, ночью тушила зажигательные бомбы на крыше дома. Она голодала, но выжила, встретив освобождение в 1942 году. После блокады Янина Жеймо поехала к любимому и детям в Казахстан. Добиралась на перекладных два месяца, взяв с собой только самое ценное для нее — вещи мужа. Но пока она добиралась, Иосифу Хейфицу сообщили о ее гибели. Ему сказали, что супруга погибла — ее поезд разбомбили. Но горевал «вдовец» недолго, и уже через две недели обзавелся новой женой. Когда Янина Жеймо приехала и узнала, что ее муж уже живет с другой, она была морально убита. Сам Иосиф, поняв, что произошла ошибка, несколько раз бросался к жене в ноги, умолял простить, но та была непреклонна. Ее дочь Яна позже вспоминала: «Предательство стало страшным ударом для мамы. Ни война, ни бомбежки и голод не могли ее сломить, а он смог. Мама буквально утратила дар речи, не разговаривала, не ела, просто умирала». Актриса впала в тяжелейшую депрессию, не узнавала никого, не ориентировалась в пространстве. Из этого состояния ее постепенно вывел ее друг — режиссер Леон Жанно. Спустя много лет он стал третьим мужем Янины — самым верным и любящим. Знаковая роль Золушки Режиссер Надежда Кошеверова подбирала актеров для своей экранизации старой сказки «Золушка». Все роли были расписаны, оставалось только найти главную героиню. Поначалу режиссер отсматривала 16-летних девушек, потом актрис постарше, но ни одна из них не годилась. Когда Кошеварова увидела Янину Жеймо, та только что вернулась после эвакуации. Она была худенькой, изможденной и больной.
Янина Жеймо — биография, личная жизнь, фото, фильмография, причина смерти и последние новости
Тогда Янина с сестрой начали выступать на эстраде с танцевальными номерами. В 14 лет из-за гормонального сбоя Янина вдруг перестала расти: ее рост так и остался на уровне отметки 148 см, из-за чего она всю жизнь переживала. Ей приходилось покупать детскую обувь, а одежду шить на заказ. Но именно эта особенность и стала в дальнейшем главной составляющей ее успеха. Артистка признавалась: «Моя внешность — структура лица, маленький рост — определили амплуа: всю жизнь я играла девчонок-подростков.
Был успех, очень большой». Янина Жеймо Актриса, которая прославилась благодаря роли Золушки Однако успех пришел к ней не сразу — когда она впервые увидела себя на экране, расплакалась. Ее мать посеяла в ней еще больше сомнений, когда сказала: «На эстраде у нее имя, а в кино… Первая сзади. Невеселая перспектива».
После блокады Янина Жеймо получила свою главную роль в карьере — в фильме «Золушка». Именно там было сделано знаменитое фото уставшей и совсем не романтичной артистки в образе волшебной героини. Актрисе в момент съемок было 37 лет. За кадром «Золушки» Вскоре карьера Жеймо пошла на убыль, но она не жалела об упущенных возможностях. А вот сын Юлий утверждал, что успех Янины мог быть куда значительнее, но ей мешал Иосиф Сталин — якобы он испытывал к блондинке необъяснимую неприязнь, и это отвратило от актрисы режиссеров. Сбережения семьи быстро таяли, новых ролей ей не давали.
Цирковая семья высокого исполнительского мастерства — есть такой штамп. Пусть будет! Вскоре к Анатолию Анатольевичу приехала молодая жена Анна Гельд, закопёрщица дамской цирковой борьбы. Женщина-борец — странное сочетание. Но на то и цирк.
Ее номер с другими участницами прекрасного пола Коромыслов решил взять под свою опеку, обязуясь составить сценарий и самолично режиссировать это специфическое зрелище. Поддержать меньшого братца приехала сестра Мария, ассистентка их знаменитого отца, с недавно женившимся на ней бывалым циркачом, акробатом и эквилибристом Василием Мильвой. А что? Дуровы, Жеймо, Строкай, да и мы сами — это ли не цирк! Яне было восемь лет.
Об этом периоде сохранилось воспоминание бывшей жительницы города Эмилии Леопольдовны Петкер: «Затем выбегает на арену лошадка пони, а на ней маленькая, хрупкая Яня в жокейском костюме синие брюки и жакет, желтые сапожки и начинает выделывать разные трюки: то едет вниз головой, то пролезет под животом лошади. Когда заканчивалось представление, Яня с блюдом в руках обходила ряды воткинской публики, и, кто сколько мог, клали на блюдо деньги» 9. В записках Янины Жеймо есть эпизод, связанный с дочерью Коромыслова Надеждой Александровной по мужу Янушевской; цирковой псевдоним Нэдин; 1896—1959 и его зятем Владиславом Константиновичем Янушевским псевдоним Кадыр-Гулям; 1886—1970. Семьи Жеймо и Янушевских гастролировали в 1918 году в Челябинском цирке. Номер, который он исполнял вместе со своими учениками и женой, был яркий и жизнерадостный.
Здесь обосновался и ее сын Юлий Жеймо. Не простив измену отца, он отказался от его фамилии и взял фамилию матери. Развод родителей юноша переживал тяжело: его исключили из комсомола за бунтарское поведение, дорога во ВГИК, где он мечтал выучиться на кинооператора, была ему закрыта. Он выучился в киношколе в Лодзи на оператора-постановщика вместе с именитыми Романом Полански и Кшиштофом Занусси. Всю жизнь проработал на польском ТВ. У Юлия двое сыновей, Павел и Петр, подрастают внуки. Юлий Жеймо с сыновьями и внучкой В 2020 году исполнилось 111 лет со дня рождения «Золушки». Дети Янины Жеймо еще живы.
Дети Янины Жеймо: кто они и кем стали
Главная Золушка СССР родилась 110 лет назад: яркие роли и личная жизнь Янины Жеймо | Янина Болеславовна Жеймо родилась 29 мая 1909 года в городе Волковыске в семье цирковых артистов. Ее отец Йозеф Болеслав Жеймо был поляком, мать — русской. |
Очаровала СССР, но не Сталина: почему Золушка умерла в бедности | смотреть фото и новости из личной жизни (Биография). |
Тяготы блокады Ленинграда, неверный «принц» и больное сердце Янины Жеймо | STARHIT | Кино Янина Болеслововна Жеймо родилась 29 мая 1909 года в городе Волковыске Гродненской губернии. |
Янина Жеймо: Золушке было 40 лет!
Актриса Янина Болеславовна Жеймо (1909–1987), более всего известная отечественному кинозрителю как исполнительница главной роли в послевоенном, добром и светлом, художественном фильме «Золушка» (1947). Янина Жеймо тяжело перенесла расставание с мужем, её практически разбил паралич и на ноги её смог поставить только врач, успешно использовавший эффект плацебо. 29 мая 1909 года в семье цирковых артистов родилась Янина Болеславовна Жеймо. Янина Болеславовна Жеймо родилась (16) 29 мая 1909 года в белорусском городе Волковыске, в семье цирковых артистов.
Янина Жеймо: биография советской Золушки
тэги: актриса кино, биография, личная жизнь, янина жеймо. Жеймо Янина В 1925 Янина Жеймо дебютировала в кино, в фильме «Мишки против Юденича» в роли Мишки. Военная биография Янины Жеймо С 75-летием Великой Победы Актриса Янина Жеймо больше всего известна по фильму Золушка. Во время Великой Отечественной войны она много снималась в военных фильмах. Актриса Янина Болеславовна Жеймо (1909–1987), более всего известная отечественному кинозрителю как исполнительница главной роли в послевоенном, добром и светлом, художественном фильме «Золушка» (1947). Янина Жеймо родилась 29 мая 1909 года в польском городе Волковыске (ныне — Гродненская область в Белоруссии).
Янина Жеймо: биография советской Золушки
В ту пору артистка была сама не своя: забывала буквы, не узнавала знакомых, не понимала, где находится. Помог специалист, который выдал ей пузырек с микстурой и убедил, что, если постепенно выпить все капли, болезнь отступит. Когда бутылочка опустела, женщине стало гораздо легче, а врач признался, что это было вовсе не лекарство, а обычная вода из-под крана. Рядом с Яниной Болеславовной в самый трудный на тот момент период ее жизни был режиссер Леон Жанно. Они давно дружили. В благодарность актриса вышла за него замуж. В 1957 году вслед за мужем уехала из Советского Союза в Польшу. Там она прожила последние 30 лет жизни, о которых практически ничего не известно.
Из-за третьего мужа она окончательно порвала с актерской профессией. Но перед этим успела сыграть свою главную роль. Верный поклонник необычайного таланта Жеймо сценарист и кинодраматург Евгений Шварц предложил режиссеру Надежде Кошеверовой снять картину по сказке Шарля Перро, главную роль в которой должна сыграть непременно Янина. Ей тогда было уже 37 лет. Золушке — 16! Казалось, что это нереально. Но всех убедил Шварц.
Сценарист видел свою Золушку не смазливой куклой, а хотел показать ее внутреннее очарование. В итоге худсовет утвердил Жеймо. В послевоенном Ленинграде, где почти не осталось мебели и даже тряпок, сожжeнных в блокаду, не было роскошного реквизита. Часть его из дома принесли актeры, другую позаимствовали в Мариинском театре. Оттуда же пригласили балерин для сцены бала.
Популярность принесли фильмы «Разбудите Леночку» 1934 , «Подруги» 1935 и «Враги» 1938. Снималась в кино. Так, в военные годы вышли фильмы с ее участием «Белорусские новеллы», «Два бойца», «Мы с Урала», «Юный Фриц» и другие. Янина Жеймо в фильме «Два бойца» Огромную известность актрисе принесла роль Золушки в послевоенном одноимённом фильме Н. Кошеверовой «Золушка». Время показало, что это было правильное решение. Картина имела невероятный успех у зрителей, особенно у детей, на ней выросло несколько поколений. Янина Жеймо в фильме «Золушка» После триумфа «Золушки» снялась только в одной картине — «Два друга» 1954. Янина озвучивала иностранные фильмы, играла в радиоспектаклях, а у ее третьего мужа работы не было. Ему предложили вернуться в Польшу. Янина долго не решалась на этот шаг, но согласилась и в 1957 году с третьим мужем, польским режиссёром Леонидом Жано, уехала в Польшу. С тех пор жила в основном в Варшаве, но часто бывала в Советском Союзе. В 1980-е переехала в Москву, жила на улице Лескова, дом 21. Умерла 29 декабря 1987 года в Варшаве, гроб с телом был привезён в Москву. Похоронена Янина Болеславовна, согласно завещанию, на Востряковском кладбище — 98 участок.
Особенно зрителям понравились «Подруги», где 26-летняя Янина сыграла подростка Асю. Отныне артистку узнавали на улицах, а письма от поклонников приходили ей со всей страны. Вновь служебный роман привел к браку и рождению наследника — сына Юлия, которому суждено было стать успешным в Польше кинооператором. Но что же на этот раз разрушило семью артистки? С одной стороны, причиной краха союза можно назвать войну. Дочку и сына актрисы эвакуировали в Алма-Ату, а муж отправился со съемочной группой сначала в Монголию, а потом в Ташкент. Янина Жеймо оставалась в блокадном городе: днем работала, а вечером дежурила на крыше студии. Артистке постоянно предлагали покинуть Ленинград, но она не соглашалась бросить товарищей. В 1942-м всех сотрудников «Ленфильма», наконец, собрали вместе и повезли в Казахстан. Могла ли Янина представить, что воссоединение с семьей окажется для нее трагедией? Разочарование и чудесное спасение Иосиф Хейфиц нашел новую жену, как только узнал о смерти Янины «Мама взяла с собой увесистый чемодан, набитый вещами мужа, и поспешила к нам, — рассказывала дочка Жеймо. А в Алма-Ату тем временем пришло страшное известие, что тихвинский эшелон, на котором ехали артисты, разбомбили. Узнав об этом, Хейфиц тут же обзавелся новой женой Ириной. Когда маме рассказали про это, она была потрясена до глубины души. Вычеркнула мужа-предателя одним махом. Он умолял простить, но она гордо стояла на своем». Актриса не понимала, как супруг, услышав ложную весть о ее смерти, смог так быстро забыть их любовь. Обида, тяжелый переезд, месяцы недоедания в блокадном Ленинграде — все это негативно сказалось на здоровье звезды и едва не привело ее к смерти. Порой впавшая в депрессию артистка даже забывала слова и не узнавала знакомых. Спас Янину специалист, подаривший ей «волшебную микстуру»: мол, если выпить за несколько дней весь пузырек, болезнь отступит.
Однажды она вышла с концертным номером перед бойцами, ее спросили: «Зачем же Вы остались в Ленинграде? Янина получала, как все, скудный блокадный паек. Трудно представить маленькую хрупкую актрису в ватнике, тулупе, валенках, с винтовкой. Но так было. Она была зачислена в истребительный батальон, состояла в концертной бригаде «Ленфильма», выступала в госпиталях, парках. Вслух Янина шутила: «Гитлер сделал одно доброе дело — я похудела». Немало помогла актрисе возродиться после тяжелых испытаний войны и блокады ее звездная роль Золушки. Она позволила почувствовать себя снова нужной и востребованной. А после выхода картины на экран Янина Жеймо стала знаменитой. Ей приходили тысячи писем, ее узнавали на улицах и просили автограф.