Первоначально семья отшельников состояла из четырех человек: Карпа Осиповича, Акулины Карповны и двоих детей – Савина и Наталии. Акулина Карповна, жена старшего Лыкова умерла от голода зимой 1961 года. Агафья Карповна Лыкова – последняя, кто остался в живых из древнего рода, который уже на протяжении многих десятилетий не признает мирской суеты и не хочет возвращаться в социум.
Агафья Карповна Лыкова
— У Агафьи Карповны я пробыл весь сентябрь, — рассказывает племянник знаменитой сибирской отшельницы Антон Лыков. Последняя представительница семьи староверов Агафья Лыкова по сей день проживает в таежном уединении. Последняя представительница семьи староверов Агафья Лыкова по сей день проживает в таежном уединении. Там Карп Лыков познакомился со своей будущей супругой Акулиной.
Свежих новостей от Агафьи Лыковой не поступает
Основной выращиваемой для пропитания культурой был картофель, к нему относились с особой заботой и трепетом. Огород располагался на южном склоне горы, чтобы растения получали больше тепла и света, угол наклона которой составлял более 45 градусов. Помимо картофеля в рацион Лыковых входил и ячмень, его удалось развить всего из одного колоска, чудом оказавшегося в вещах Акулины. Четыре года семья выращивала ячмень не употребив в пищу ни единого зернышка и только на пятый год они сварили первую кашу. С малых лет Агафья помогала родителям по хозяйству в огороде, ходила на охоту и рыбалку вместе с отцом и братьями. Грамоте Агафью научила ее мать, она же и вела счет времени, строго высчитывая все церковные праздники, и никогда не пропускала домашние богослужения. Лыковы ревностно относились к своей вере и строго соблюдали все традиции старообрядцев. Голод тайги В 1961 году случился неурожай, из-за чего всей семье пришлось голодать. Именно голод стал причиной смерти Акулины Карповны. Это трагическое событие никак не сказалось на вероисповедание семьи Лыковых, а лишь сильнее укрепило ее.
После смерти матери ответственность за составление и ведением церковного календаря легла на Савина, он по прежнему точнейшим образом высчитывал пасху, дни поста и прочие религиозные праздники. Молились по старопечатным книгам, имевшимся в семье, не зависимо от занятости семьи молебен осуществлял строго в отведенное время. Опять Агафью нашли в тайге 33 года о семье лыковых не было ничего слышно, и лишь в 1978 году на их жилище случайно наткнулись охотники, и с тех пор был установлен контакт с цивилизацией. К ним начали приезжать различные экспедиции, исследовавшие быт и культуру таежных отшельников. Но уже спустя три года семейство Лыковых начало вымирать один за другим. Первым умер младший брат Агафьи Карповны - Дмитрий в октябре 81го года, еще через три месяца в декабре 1981 года умирает старший брат Савин, а следом за ним спустя 10 дней умирает Наталия Карповна. Через 7 лет Агафья становится сиротой, 16 февраля 1988 года и отец Карп Лыков. Живя в дали от цивилизации, семья отшельников была лишена защиты от простых болезней и вирусов лишь потому, что в тайге их не было, и организмы старообрядцев были не приспособлены бороться с этими недугами. По мнению ученых именно принесенный из вне вирус поразил всю семью Лыковых.
Духовность и затворничество Агафьи В пятилетнем возрасте Агафья прошла обряд крещения, существовавший до раскола церкви в 17 веке, а также выучила церковный устав того времени. Единственным способом, по мнению женщины, сохранить душу и тело - это уединение с природой и отречение от цивилизации. Несмотря на запреты старообрядческой веры по употреблению картофеля, Агафья Карповна Лыкова употребляет его в пищу. Хотя она чтит законы духовенства и верит, что жизнь остановится без церковнослужителей и все человечество сгинет с лица земли. Тяжелая жизнь в таежном лесу среди гор и рек только укрепила ее веру бога. Основными продуктами пропитания отшельницы являются ягоды, грибы, зерновые культуры и корнеплоды, выращенные на собственном огороде.
Одного бандита схватили был проводником , двое других убежали в тайгу и, скорее всего, заблудились и сгинули. Так как их до сих пор не могут нигде обнаружить. После этого Гаша стала просить губернатора, чтобы он подыскал для проживания с ней какую-нибудь женщину… В областной газете было дано объявление, и вот я откликнулась. У меня никого нету из родных и близких, я на пенсии, она копится в сбербанке города Белово.
В горной тайге мне нравится - чистый воздух, красота, снабжение всем необходимым по государственной программе "Сохранение религиозной памяти". Я по женской части, Гаша по органам движения. Врачи говорят, что эффект будет положительным, но через некоторое время. Сам курорт ухоженный, уютный. Кормят нас очень хорошо прямо в палате. Вечером гуляем по территории. Ходила недавно в город, купила фруктов, мороженое. Гаша любит бананы и мороженое, просит напиток "Колу", но врачи запретили. Может от нее живот расстроиться. Цивилев выделил автомобиль.
На поезде не поехали, так как моя подруга боится там пользоваться туалетом. Сильно трясет. Вмешалась Людмила Сергеевна: - Обязательно нужно это сделать. Опыт надо передавать. Но при условии, что в аудитории будет прозрачная перегородка и микрофоны, так как Агафья боится прямого контакта с большим количеством людей. И я должна присутствовать. Договорились встречу организовать в начале апреля в малом зале Дворца культуры, спонсором выступит газета "УН". В последний момент все планы нарушил карантин по поводу злополучного вируса.
Варили шкуры, ели кору и березовые почки. От голода умерла мать. Ещё бы один неурожайный год — и избушка в тайге полностью опустела бы. Но 1962-й оказался теплым. Огород снова зазеленел. Среди семян гороха случайно попалось ржаное зернышко. Для единственного колоска сделали загородку от бурундуков и мышей. Урожай составил 18 зерен. Только через три года ржи хватило на несколько горшков каши. Агафья и Дмитрий Лыковы. В конце 1950-х Лыковы увидели на небе двигавшиеся звезды. Про искусственные спутники они ничего не знали, но Карп предположил, что они наблюдают нечто рукотворное. Сыновья ему, правда, не поверили. Через десять лет с Байконура начали запускать ракеты «Протон», выводившие на орбиту спутники. Ракеты пролетали над убежищем Лыковых через 8 минут после старта, и отработанные вторые ступени падали в глухую тайгу. Однажды Лыковы увидели три огненных шара, за которыми тянулся хвост пламени. Куски раскаленного металла начали падать где-то в тайге, издавая громкие шлепки. Перепуганные староверы долго молились. Сибириада: жизнь по соседству с людьми Появление людей отшельники сперва приняли за наказание, но чуть позже — объявили его божьим даром. Перемену настроения во многом обеспечила соль, которую геологи в один из первых визитов на заимку подарили таежным робинзонам. Родителям, помнившим вкус соли, было очень непросто свыкнуться с пресной пищей, поэтому Карп Осипович счел дешевый подарок драгоценностью. Дети тоже быстро пристрастились подсаливать еду. На базе геологов сыновья жадно рассматривали железный лом, сваленный в дальнем углу: изделия из металла на заимке были наперечет. Два топора, сделанных ещё в 1920-х годах, сточились почти до обухов. Поразила отшельников электрическая лампочка. Они тыкали в её стекло пальцами и ойкали, обжигаясь. Знакомство с людьми дорого обошлось Лыковым. Не имевшие никакого иммунитета Савин и Дмитрий заразились пневмонией и в конце 1981 года умерли. Вскоре скончалась обессилевшая от болезни и горя Наталья. Карп Осипович с Агафьей остались вдвоем. Карп и Агафья Лыковы с Василием Песковым. Источник: peoples. Он написал об отшельниках серию очерков, вызвавших огромный интерес. Лыковы прославились на весь мир, и гости на заимке стали появляться гораздо чаще. Привозили вещи, помогали на огороде… Среди подарков были куры, козы, кошки и собака.
Хлеба не было. Совершенно не было соли. Основным блюдом была картошка в разных видах надо же, при всей ненависти к Петру Великому как гонителю староверов, навязанную им России картошку они вполне приняли! В голодные годы и кора с березовыми почками шли в ход. Одежду изготавливали сами — из конопли пряли, ткали на ручном станке материю. Обувь тоже была самодельной — сперва из бересты, потом освоили выделку кож. Летом вовсе обходились без обуви. Геологи, увидевшие в 1978 году жилье Лыковых, описали его как одну комнату размером 5 на 7 шагов. Там был рубленый топором стол, лавки для сидения и сна и полки для утвари. Топилось помещение «по-черному», стены и потолок были покрыты толстым слоем копоти. Домашняя утварь вызывала в памяти страницы учебника истории, посвященные древним славянам. Да, очень сложно понять, как в таких условиях Акулина Лыкова рожала детей, как растила младенцев. Понятно, что никто из младшего поколения семьей вовсе не обзавелся — а с кем? Из тупика выхода нет Надо сказать, что враждебности к сторонним людям Лыковы после 1978 года не проявляли. К ним стали наведываться корреспонденты, врачи, отшельникам привезли кое-что из инструментов, семена. Но возвращаться к людям семейство не пожелало. Возобновление контактов с цивилизацией имело и трагическую сторону.
Сибирские отшельники :: Таёжный тупик
Возможно, Акулину можно было бы спасти, но Лыковы не обратились за помощью на «большую землю». В 1978 году заимку нашли геологи, мать Акулина Карповна к этому времени скончалась. В холодное время года Лыковы голодали, трудностей не выдержала мать семейства Акулина Лыкова — она умерла в 1961 году.
Агафья Карповна Лыкова
Агафья Карповна Лыкова-единственная осталась в живых из большой семьи отшельников-староверов, найденных геологами в 1978 году в Западных Саянах. Новости последних лет о жизни отшельницы Агафья лыкова, Тайга, Видео, Длиннопост, Отшельники. Агафья Карповна Лыкова-единственная осталась в живых из большой семьи отшельников-староверов, найденных геологами в 1978 году в Западных Саянах.
Агафья Лыкова - последние новости на сегодня, 27.04.2024
Также он приставил к ней помощника, который будет заботиться о бабушке зимой. Почему Агафью Лыкову не любят местные власти Отшельнице уже не впервой обращаться к влиятельным людям с просьбами. Местные власти всегда поддерживали Агафью Лыкову, доставляя ей бесплатно продукты питания, медикаменты и теплые вещи. Но в 2017 году такую помощь раскритиковал занимавший тогда пост главы Хакасии Виктор Зимин. Он сказал, что каждый житель его края был бы рад, если бы его снабжали всем тем, что есть у бабушки Агафьи: бесплатное питание, транспорт, мобильная связь. При этом хозяйка лесной заимки на все предложения поселиться в деревне или городе отвечала категорическим отказом.
Но они поддерживали связь с тишинцами. Из шестерых сестёр Карпа Иосифовича четверо умерли малолетними, две сестры — взрослыми. Бабушка Раиза молилась Богу, чтобы Бог при жизни прибрал всех её детей. Агафья Карповна поясняет: Хотела плод свой отдать Богу. По воспоминаниям Анисима Никоновича Тропина, родственника по материнской линии, три брата Лыковых, Степан, Карп и Евдоким, приходили в Тиши в 1932 году, там был общий молебный дом. Мотаковой Братья Карпа Иосифовича рано ушли из жизни. Брат Степан умер от болезни, а така болесь — кто только маленько понастудится, так и прилипала… Евдокима убили в лихую годину: Пришли охранники заповедника и пограна за ними. Евдоким в это время ссадил сеть, оне прихватили эту сеть, взяли для себя. Ружжо было не прибрано, ружжо взяли, ну это всё собрали... Братья побежали, охранники выстрелом ранили Евдокима в живот. Позже охранники говорили: На ём обутки хороши на Евдокиме. Похоронил Карп Иосифович брата, сам чудом остался в живых. Он вспоминает, как стоял под дулом ружья и читал молитву. Из большой семьи остался в живых только Карп Иосифович. Вера в Бога, трудолюбие, природная смекалка помогли ему выжить и спасти семью. После создания Алтайского заповедника семье предложили покинуть территорию охраняемой зоны. В 1935 г. Лыковы с Каир-су ушли к родне на Алтай. Затем выкопали землянку в 2-х километрах: Возле двери одно окно, три стены, они все в земле, а это вход снаружи в избу, дверь, и окошко возле двери. Охотились, скот не держали, сено не косили. Лыковы жили своим хозяйством, на пушнину меняли соль, сеяли лён и коноплю, изо льна нити делали, сети рыбацкие вязали, из конопли получали домотканые вещи, покупного ничего не было, всё сами шили: и бродни, и одежду, шапки. На Лебеде два года жили по фатерам, землянуха была исо сделана. Вернулся Карп Иосифович с женой и старшим сыном Саввином с Алтая на Большой Абакан в 1937 году: с Лебедя пришли на Прилавок равнинное место в горах , 3-4 километра выше Каира против ручья. На Прилавке гадов 5 прожили, тада сюды на Еринат, тятя адин две весны тут садил. Местечко на речке Еринат в верховьях Большого Абакана было присмотрено Карпом Иосифовичем и братом Евдокимом ещё раньше, во время охоты. С 1937 года внешние связи у семьи почти прекратились. Мотаковой В семье родились четверо детей, все остались живы. Карп Иосифович с Акулиной сумели уберечь детей от голода и болезней. Не единожды меняя место жительства в поисках уединения, обосновались на речке Еринат. Агафья Карповна родилась на Еринате в 1945 г. В 1945 году, после прихода на заимку пограничников в поисках дезертиров, семья перекочевала на другой приток Большого Абакана — Сок-су. Первую зиму, пока строили избу, прожили в шалаше. Там их и увидели геологи в конце 1970-х годов. К этому времени у Лыковых на Сок-су было две избы в девяти километрах одна от другой: верхняя на речке и нижняя в северу. Лыковы вернулись на Еринат в 1987 г. Жилось семье всегда трудно, особенно в 30-40-е годы: питались травами, корни и листья в хлеб толкли, в варево клали. Употребляли едовы травы, такие как кипрей, резунка, потнишник, саранка. Так поступали и с берёзовым корьём. Баданные корни месяц в реке отмачивали, отваривали, сливали семь вод, чтобы вывести горечь. Марьины корни также отмачивали в реке, четыре воды сливали при варке. Хлеб пекли: саломы чашку столь на квас, боданных корней ведёрной чегун, тада толь репна мякина или кипрей, да муку глинну, хлеб такой, картошак-то нисколь не было. Как выселились, двацатъ лет ни пшеницы, ни гороху, нисё не было у нас. Ечменъ в речке посеем, он не дойдёт, а салома-то вырастет, в ступе тада толкли солому. Ну, тада посеял гарох, в горохе адин каласок только пшетща-то. Етот каласок-то тада пшеницу и развели, да ишо голого ячменя вон каласок адин тоже подобрал, да ат аднаво каласка развели. Трапезничает рис. Мотаковой Легче становилось летом, появлялись грибы, ягоды, кедровые шишки. В голодную пору несозревшие шишки пекли и ели с мездрой: ежлих много наесса, сердце давит. Из орехов готовили кедровое молоко. Собирали ягоды: чернику, смородину, бруснику. На зиму сушили грибы и лук, в варево клали. Когда с Лебедя зашли, берёзовы опилки ели. Была мука заготовлена ржана, и зерно было. Медведь всё нарушил. Вышли тада, голот, берёзовы апилки ели, карьё берёзово да баданны корень. Там боле нисё, травы нету на Прилавке. Мясо появилось, по воспоминаниям Агафьи, когда подросли братья. Акулина Карповна, мать Агафьи, умерла в голодный неурожайный 1961 год на 60-м году жизни. Она, спасая детей, сама недоедала. В то время Карпа Иосифовича дома не было, с охоты он принёс восемь глухарей, но жены в живых уже не застал. К моменту «обнаружения» геологами таёжных жителей в семье было пятеро: глава семейства — Карп Иосифович, сыновья Саввин 45-и лет , Димитрий 36-и лет и дочери Наталья 42-х лет , Агафья 34-х лет. Дети с малых лет приучались к труду, прясть Агафья начала с пяти лет. Семья жила натуральным хозяйством, занималась рыболовством и охотой. Сохранена культура земледелия, патриархальный уклад жизни. Лыковы выращивали свою картошку, этим спасались от голода. По оценкам исследований научного сотрудника Московского научно-исследовательского института картофелеводства О. Никаких вирусов в лыковском картофеле не было обнаружено. В тех местах очень хорошие почвенно-климатические условия, почва разрыхленная, много гумуса. Пользовались Лыковы инструментами собственного изготовления, похожими на мотыги, но более вогнутыми. Ими удобно обрабатывать землю на горных склонах, у Лыковых огород террасированный, и инструмент для обработки картофеля — гребок — они приспособили применительно к тем условиям. Таёжные жители в естественных условиях на практике приобрели опыт выращивания большого урожая картофеля: готовили картофель к посадке путём проращивания прогреванием в помещении, затем высаживали в грунт. Эффективность такого метода доказана наукой. Сеяли лён и коноплю, кустарным способом производили домотканое полотно. Ткань была льняная и конопляная. Мужчины в семье носили рубашки-косоворотки, женщины -платья простого покроя.
Однако из-за разногласий с духовными лицами церкви, Агафья вернулась в свою хижину вскоре после вступления в монастырь, она не пробыла там и года. Каждый год ей все сложнее справляться с хозяйственными делами самостоятельно, и поэтому отшельница с благодарностью принимает помощь от чиновников, поддерживающих постоянную связь с ней, а также от рыбаков и охотников, случайно оказывающихся в этих местах. Несмотря на все трудности таежной жизни, Лыкова не желает оставлять свои родные места. В своей жизни Агафья придерживается заповедей Не пить и не курить Карп Лыков, как и все старообрядцы, избегал употребления спиртных напитков, запрещено было и курение. Не мыться в бане На заимке Лыковых отсутствовала баня и туалет по запрету главы семьи. В связи с этим, они редко принимали водные процедуры. Летом они набирали воду в деревянное корыто и оставляли его на солнце. Затем они ополаскивали себя с помощью этой воды. Кушать в одиночку Агафья Карповна - инокиня, которая исполняет духовную службу в сибирской тайге. Каждый день она проводит длительные молитвы. Она всегда принимает пищу в одиночестве.
Многие из них были схвачены полицией и скончались в застенках. Другие умерли от естественных причин. Вместе с кончиной последних священников, чьё крещение и апостольская преемственность для часовенных старообрядцев была бесспорной, они стали привыкать совершать службу уже без священников, постепенно становясь безпоповцами. Многие часовенные хранили так называемые Запасные Дары, то есть хлеб и вино, освященные священником во время Литургии. Такие Запасные дары обычно прятали в разных тайниках, встроенные в книги или иконы. Поскольку количество святыни было ограничено, а сами Дары после исчезновения у часовенных священников никак не пополнялись, то и причащались эти старообрядцы чрезвычайно редко — один или два раза в жизни, как правило, перед кончиной. Запасные Дары хранились и у Лыковых. По словам самой Агафьи, эти дары были у них от её бабки Раисы, которая проживала в том самом селе Ялуторское на Урале. Однако Агафья выяснила, что бабка принадлежала не часовенному, а белокриницкому согласию старообрядцев признававшему новых старообрядческих священников, поставленных от греческого митрополита Амвросия Поповича — прим. От неё же Агафии досталась и Богоявленская вода , которая по обычаю часовенных может умножаться через разбавление в новой воде в навечерие праздника Богоявления. Агафья Лыкова. Путь исканий Оставшись одна, Агафья Лыкова стала задумываться о дальнейшей своей жизни. С замужеством у неё не получилось. Стала Агафья размышлять об иночестве. В 1990 году она переехала в старообрядческий женский монастырь, расположенный в районе Чедуралыга, под начало игуменьи Максимиллы. Само по себе иноческое правило нисколько не тяготило Агафью. Когда остальные члены семьи Лыковых были еще живы, Агафья исполняла домашнюю молитву, вставая в 6 утра. Впоследствии она освоила ежедневное чтение скитского чина «дванадесят псалмов», а также каноны за упокой души. Он появился в IX веке и впоследствии распространился в монастырях Востока, включая русские, куда был принесен печерским архимандритом Досифеем в XII веке — прим. Впрочем, пробыла Агафья в часовенном монастыре совсем недолго. Сказались существенные разногласия религиозных взглядов с инокинями часовенного согласия. Тем не менее за время пребывания в монастыре Агафья прошла чин «накрытия». Так у часовенных называется пострижение в иноки. Впоследствии у Агафьи были и свои послушницы, например, москвичка Надежда Усик, которая провела в скиту Лыковых 5 лет. Надежда Усик воочию наблюдала строгую аскетичную жизнь Агафьи Лыковой, её духовные подвиги, включая частую, временами дерзновенную молитву. Были случаи, когда во время летних огородных или полевых работ на заимку надвигались черные грозовые тучи. Послушница предлагала Агафье остановить работу и укрыться от грозящей непогоды. На это Агафья отвечала: «Иди коси, я что, зря молюсь что ли? И действительно, туча отступала от скитских угодий. Один раз женщины собрались надолго в тайгу собирать шишки. Вдруг неподалеку от места их стоянки послышался сильный хруст — рядом в лесу ходил медведь. Зверь ходил и вынюхивал вокруг целый день, несмотря на костёр и удары по металлической посуде. Агафья, помолившись наизусть каноны Богородице и Николе Чудотворцу, закончила их словами: «Ну, ты что, Господа не слышишь, что ли, тебе пора уходить уже». В результате опасность миновала. Одно время на заимку Лыковых приблудился волк. Он прожил на огороде Агафьи несколько месяцев и даже подкармливался картошкой и всем остальным, что давала ему отшельница. У Агафьи нет привычного городским жителями страха перед тайгой, лесными зверями и одиночеством. Если её спросить, не страшно ли жить в такой глухомани одной, она отвечает: «Я не одна, — и икону Богородицы из-за пазухи достает. В 2000 годы Агафье Лыковой кто-то подарил книги старообрядческого епископа Арсения Уральского Швецова , посвященные апологии старообрядческой Церкви и старообрядческой иерархии. Она тщательно прочитала их, по свидетельству очевидцев, делая пометки и подчеркивания. Агафья продолжает в эти годы переписку с Московской Митрополией Русской Православной старообрядческой Церкви. В одном из писем к предстоятелю Церкви митрополиту Корнилию Титову она пишет, что её предки признавали церковную иерархию и молились со священниками, которые впоследствии были замучены во времена гонений на старообрядчество «лютыми муками». Она также изучила жизнь и подвиги старообрядческого митрополита Амвросия Белокриницкого и совершенно точно уверилась в истинности и православности основанной им белокриницкой иерархии. В настоящее время она просит довершить её крещение, исповедать и приобщить Святых Христовых Тайн Агафья Лыкова и РПсЦ В ноябре 2011 года по благословению митрополита Корнилия к Агафье Лыковой прибыл настоятель старообрядческого храма г. Оренбурга о. Владимир Гошкодеря. Несмотря на то, что у Лыковой в гостях было немало духовных лиц, в том числе и новообрядцы, старообрядческий священник посетил этот место впервые. В течение нескольких дней пребывания у Агафьи о.
Лыкова Агафья Карповна.
Правительство пошло ей навстречу, помогло построить новый дом и периодически снабжало необходимыми продуктами и медикаментами. Несмотря на преклонный возраст отшельница самостоятельно ведет хозяйство, читает молитвы и остается в добром здравии. От него ведь молоко и мясо. Но надо сено косить, овинники готовить — если одному все делать, больше ни на что времени не остается. Весной я 40 ведер картошки посадила и 340 выкопала», — сетует отшельница.
Навещать ее можно, только получив специальное разрешение. Медики опасаются, как бы визитеры не заразили отшельницу гриппом или коронавирусом. В 2021 году в доме Агафьи Лыковой произошел пожар. Его причиной, по мнению сотрудников МЧС, мог стать перекал печи.
К счастью, на тот момент на заимке Лыковой проживали три помощника-добровольца — они потушили огонь и помогли Агафье восстановить крышу, которая больше всего пострадала от огня. Фото: Данил Барашков Как Агафья Лыкова живет сейчас В 2023 году отшельнице исполняется 79 лет — немалый возраст даже для городских жителей. А чтобы справляться с суровыми условиями тайги, особенно зимой, требуется большая физическая сила. Агафье Карповне неоднократно предлагали переселиться в город, пытались найти постоянную помощницу, которая жила бы с ней и помогала по хозяйству, однако эти попытки ни к чему не привели.
Агафья рада визитам волонтеров, которые привозят медикаменты, продукты, подарки и письма от родственников, но менять место жительства не планирует. В хозяйстве у нее — куры, овцы и кошки. Еще одна причина, по которой отшельницу пытаются эвакуировать из тайги — это риски падения частей ракеты-носителя на ее участок. И каждый раз перед запуском и после проводятся облеты местности.
Крупы, макароны, сухари, даже консервы. Резиновые сапоги, свечи, вёдра, кастрюли, одежда, бочки, часы, мотки проволоки, инструменты и батарейки. Теперь Агафья заказывает вещи своим посетителям, как по каталогу. От домашнего скота, до помощника, да что бы «одной веры и безропотный». В огороде нужды все меньше. Сил, да и желания что—то делать — тоже. Кресты на могилах членов семьи давно сгнили. Дом завален коробками и пакетами из- под подарков.
Огород зарастает бурьяном и деревьями. Приезжающие и приходящие гости что—то достраивают, доделывают, в том числе и под себя. Что—то ремонтируют, что—то наоборот демонтируют. Соседи то появляются, то исчезают. От старых лыковских построек, а вместе с ними и лыковской самобытности уже давно ничего не осталось. Но просвещение отменили. Все запуталось. Логика потерялась.
И в результате, когда ты читаешь уже очерки из 1990—х, из 2000—х, то вот именно тут — несмотря на всех этих Тулеевых, на все эти ордена, посылки, туристов, — несмотря на все это только теперь тебе становится по—настоящему страшно. И только на этом месте ты начинаешь по поводу Лыковой всерьез переживать. В 1982 году оно кажется каким—то не одиноким, то одиночество. Кажется, что все «понарошку». Кажется, что «приедут, научат, спасут. А теперь, даже если в тайге толпа народу, даже если и правда приедут, и правда спасут, — все равно одиночество теперь настоящее. За эти годы умерли все члены этой семьи. Об удивительной истории семьи отшельников Лыковых, в 1930-х годах прошлого века оставившей мирскую суету и поселившейся в глухой тайге, он рассказал всему миру.
До сих пор жива одна из Лыковых, Агафья. Она так и не приняла современной цивилизации… К ней периодически наведываются гости на вертолёте. Привозят разные подарки — продукты, одежду, утварь. Совсем недавно Виктор Александрович снова побывал у знаменитой отшельницы. Он и рассказал «АиФ» о её нынешнем житье-бытье: — В доме Агафьи обстановка скудная, даже убогая. Но есть настоящие реликвии — старинные иконы в серебряных окладах и толстые богослужебные книги, которые отшельница постоянно читает. Геологи, которые к Агафье иногда захаживают, построили ей новый, более крепкий и тёплый дом, но туда она перебираться не спешит. Говорит, его отмолить сперва надо.
Матушкин крест. Потеряв любимого, она не отказалась от жизни Воду из речки Агафья таскает сама. Есть у неё козы, куры, кошки. На реке Еринат Агафья сделала запруды — ловит хариуса. Рыбный запах привлекает и медведей, которых в этих краях немерено. Не так давно, рассказывала старушка, собирала она пойманную рыбу, подняла голову, а на противоположном берегу косолапый стоит. Она стала медленно пятиться — бежать нельзя, в три прыжка догонит. Когда моложе была, сама брёвна таскала, избушку для скотины складывала, печь в доме построила, — говорит Виктор Александрович.
Впрочем, Агафья не так уж и одинока — неподалёку живёт её давний поклонник Ерофей. Когда-то он был в числе тех геологов, которые набрели на семью староверов. Дружил с ней, помогал по хозяйству.
Лес был чрезвычайно богат. В урожайные годы кедры приносили тысячи тонн ореха, в реках водилось множество рыбы, имелось много мест для содержания пасек. Важно отметить, что в местах, где в разное время жила семья, медосбор был обильным, поскольку высота травяного покрова достигала более двух метров, а многие виды трав цвели подолгу. Ныне алтайский мёд признается одним из лучших по качеству.
Лыковы занимались рыболовством. Реку перегораживали заедком, своеобразной изгородью. Рыбы в реках было много — её варили, солили, сушили, из неё готовили рыбий жир. Лыковы научились добывать соль из земли, отстаивая и выпаривая её в воде. Когда соли не было, староверы восполняли её употреблением трав, которые росли на солончаках, но, несмотря на это, постоянно испытывали нехватку соли и к её отсутствию привыкнуть никак не могли. Продукты питания Лыковы хранили в лабазе, который устраивали на двух совершенно гладких стволах деревьев, спиленных на шестиметровой высоте чтобы медведь не достал. На эти ошкуренные и остроганные гладкие высокие пни не может забраться ни мышь, ни бурундук.
На высоте четырех метров на столбах устраивался деревянный сруб площадью 5—6 квадратных метров. Для влезания в него рядом находилась приставная лестница. Внутреннее помещение лабаза достигало двух метров высоты. Сверху он перекрывался бревенчатым накатом из желобов колотого по окружности кедра. Серьезной проблемой для семьи была одежда и обувь. Лыковы одевались в домотканую одежду, которая быстро изнашивалась, поэтому вся была в заплатах. Ткань для одежды изготавливалась с величайшим трудом.
Полотно делали на ткацком станке. Из него мужчины шили рубашки, из меха — шапки, женщины — платья простого покроя. Одежда мужчин была мешкообразной с дыркой для головы, подпоясывалась верёвкой. Штаны изготавливались из конопляной ткани, штанины сшивались трубочкой. Ткань для повседневной одежды красили охрой, лиственничной корой, праздничную — жимолостью. Из конопляных ниток делали также рыболовную леску, вязали сетки, вили верёвки, делали нитки. В 1982 г.
Лыковы одевались в одежду из фабричной ткани, поскольку посетители заимки нанесли много тканей. К этому времени отшельники забросили ткацкий стан, а свою обувь заменили на подаренные геологами сапоги, валенки и ботинки. До этого в тёплое время года члены семьи ходили босиком, а зимой носили самодельные сапоги из кожи и бересты. Обувались Лыковы и в грубые калоши, сшитые из бересты и набитые сушеной болотной травой. Обувь из кожи у Лыковых появилась только тогда, когда Дмитрий научился ловить зверей, а Савин овладел умением выделывать кожи. С обувью, однако, возникали постоянные проблемы, поскольку домашнего скота у них не было, приходилось изготавливать обувь из кожи маралов. В настоящее время современные промышленные вещи прочно вошли в быт отшельницы.
У Лыковых существовала строгая система запретов, которая ни разу не была нарушена. Карп Осипович запретил мытье в бане, курение табака, употребление вина, контакты с людьми не своей веры. Лыковы символически омывали ладони водой при случайном прикосновении к «человеку из мира». Женщины мылись исключительно редко. Летом иногда они грели воду на солнце в долблёном корыте, редко стирали одежду. Семья не практиковала рукопожатия, через которые могли передаваться инфекционные болезни. Мужчины носили бороду, которая предупреждала заболевания зубов, ангину и другие болезни, связанные с дыхательными путями.
Лечились Лыковы крапивой, малиной и лежанием на тёплой печке. Пили отвары чаги, иван-чая и смородиновых веток. На зиму заготавливали дикий лук, чернику, болотный багульник, душицу и пижму. Появившиеся на теле раны слюнили и мазали смолой пихты. В зимний период почти полностью исключалось употребление воды. Все годы пребывания в тайге Лыковы жили без соли, поэтому, несмотря на существующую систему запретов, при первой встрече с геологами из предложенного ими перечня продуктов они взяли только соль. Живя в глухой тайге, Лыковы не сохранили свой духовно-нравственный стержень.
До сих пор Агафья ведёт подобающий инокине образ жизни. Она отшельница, что среди монахов встречается чрезвычайно редко, тем более в условиях сибирской тайги. Она ежедневно совершает продолжительные молитвы, всегда одна трапезничает. Сейчас Агафья часто молится вне дома, уйдя в сторонку; она совершает молитву за всех людей на земле. Современный дом Агафьи разделен на красный угол и куть. В красном углу находятся иконы и книги, в том числе Евангелие, Страсти Христовы, Златоуст, зимний Пролог, различные Триоди, Минеи и другая литература. Агафья воспитана на старинных книгах.
Она много читает, иногда и пишет. В вопросах веры остаётся непреклонной. На религиозной почве у неё возник конфликт с Е. Седовым, поскольку тот не всегда был готов следовать строгим правилам отшельницы. Если раньше для освещения дома использовался обуток из бересты, то сейчас — фонари и свечи. В избе стоит небольшой стол, маленькие скамейки, кровать, вдоль стен тянутся узкие полки, пол застелен дорожками, вытканными самой хозяйкой. Агафья решила было уехать в один из старообрядческих скитов Тувы, расположенный в верховьях Енисея, но пробыла там недолго и вернулась на свою заимку и теперь уезжать из неё никуда не собирается.
В 1995 г. Агафья приняла Галину в число духовных сестер, разделила с ней особую посуду, но та, не выдержав таёжных трудностей, опять ушла «в мир», поэтому у отшельницы возникла проблема с посудой, которой пользоваться она уже не могла. Агафья не имеет иноческого пострижения, однако строго следует всем иноческим правилам. В 1997 г. В этом же году отшельницу посетил губернатор Кемеровской области А. Тулеев, который доставил её на лечение на целебный радоновый источник. Через месяц вертолёт вернул Агафью назад, привезя несколько мешков зерна и комбикорма для подсобного хозяйства.
В этом же году в Агафьиной обители поселился харьковский художник Сергей Усик, ранее работавший бригадиром художественной мастерской, главным художником в Доме культуры железнодорожников, а затем гравировщиком в Харькове. Впервые он посетил Агафью в 1996 г. В 1998 г. Это известный буровой мастер Е. Седов работавший в экспедиции, которая первой обнаружила поселение Лыковых и бывшая московская спортсменка Надежда, проживавшая в Агафьиной обители до 2003 г. На заимке сын Е. Седова срубил отцу небольшую избёнку.
В основном он занимался заготовкой дров для отопления. В 2002 г. Тулеев отправил на Саяны вертолётный рейс с главой администрации Таштагольского района В. Макутой, который лично доставил Агафье стройматериалы для ремонта избушки и продукты питания. Отшельницу регулярно посещают сотрудники Хакасского природного заповедника, как правило весной и осенью, во время планового облёта территории заповедника, а также во время паводка и лесных пожаров. Охрана доставляет Агафье лекарства, продукты питания и всё необходимое. Сейчас слетать на заимку Лыковых стоит недешево даже для государственных служб, поскольку каждый вертолётный рейс обходится заповеднику в полмиллиона рублей.
В 2011 г. Оренбурга, который духовно окормляет Агафью. В 2014 г. Он передал отшельнице продукты питания, богослужебные и другие книги. Митрополита Корнилия информировали о том, что предки Агафьи были священниками Белокриницкой иерархии. По благословению митрополита в обители Агафьи остался молодой парень Александр из таёжного старообрядческого с. Гарь, помогавший вести ей хозяйство, поскольку отшельница всё больше нуждается в посторонней помощи.
Ныне, в поисках экзотики, к ней приезжают люди из разных уголков России. Таким образом, в этой статье исследуется жизнь и быт отшельников-староверов Лыковых. Автор статьи пришел к выводу, что советское и современное российское общество проявляли огромный интерес к Лыковым. В этой связи в периодике: в «Комсомольской правде», «Социалистической индустрии», «Красноярском рабочем» — появилось значительное количество публикаций, посвящённых этой теме. Особое место освещению этой темы отводится в газете «Старообрядец». Установлено, что в последние десятилетия существенно возрос интерес учёных к семье Лыковых. В 80-е гг.
Пескова «Таёжный тупик», Т. Дулькейта «Лыковы», И. Назарова «Таёжные отшельники», Г. Коллекция писем старообрядки Агафьи Лыковой в собрании Красноярского краевого краеведческого музея », В. Павловского «Путь на Еринат», А. Лебедева «В Агафьиной тайге». Сотрудники Красноярского краевого краеведческого музея и ряд других исследователей организовали множество экспедиций и выставок, в т.
На территории Хакасского государственного природного заповедника Российской Федерации образован участок «Заимка Лыковых», а в музее этого заповедника открыт небольшой раздел, посвященный А. Лыковой, проживающей на его территории.
Правда, некоторые старинные слова из тех, что она употребляла, настолько давно вышли из употребления, что их значения приходилось угадывать. Настоящим удивлением для деда Карпа было то, что женщина — Галина Письменская — носила мужскую одежду и даже являлась руководительницей группы.
Вообще вся беседа, как заметила позднее женщина, периодически прерывалась молитвами. Старик, впрочем, с осторожностью признался, что от цивилизации они с женой ушли, поскольку им «не можно жить с миром». В итоге Письменская и ее группа оставила Карпу и его дочерям некоторые гостинцы, которые те все же согласились принять: полотно, нитки, иголки, рыболовные крючки. А потом разбили лагерь в отдалении — ближе к рудниковым залежам.
Правда, в итоге геологи регулярно навещали семью и даже помогали им в быту. Позднее познакомились и с сыновьями Карпа — Дмитрием и Савином. Прощание, как отмечала сама Галина, было весьма дружелюбным. Семья отшельников в качестве ответного гостинца принесла исследователям орехи и мешок картошки.
О дивный новый мир Рассказ геологов о необычной семье, живущей вдали от цивилизации, наделал шуму в большом мире. Одними из первых о Лыковых написали журналисты «Комсомольской правды». Тогда-то и начались разговоры о том, когда именно эти люди откололись от остальных и решили жить отшельнической жизнью. Поговаривали даже, что Карп — беглый белогвардеец, тайно убивший кого-то.
Однако никаких подтверждений этому так и не было найдено. Вместо того чтобы продолжать гадать над происхождением семьи, один из журналистов, Василий Песков, решил лично отправиться к Лыковым и расспросить их обо всем. Это путешествие было не из легких, но результат того стоил. Жители соседних деревень были в шоке от того, в каких условиях жила семья Лыковых Столичному гостю Карп рассказал о том, что их семья — старообрядцы.
С исключительной ненавистью этот человек говорил о патриархе Никоне, в XVII веке проведшем реформу церкви, которая и привела к отделению староверов старообрядцев от христиан, согласных креститься не двумя, а тремя перстами. Были, конечно, и другие нововведения, но именно это является одним из самых запоминающихся. Да и Петр I со своим «окном в Европу» одобрения у Карпа не вызывал. Причем ощущение от разговора с ним было такое, словно речь шла вовсе не о событиях многовековой давности, а о вчерашней смертельной обиде.
Правда, именно привезенная Петром картошка была основным продуктом в семье Лыковых. Они, привыкшие к суровым таежным условиям, старались делать запас на два года. Однако даже в самом хорошем погребе а такого у отшельников явно не было картофель столько не хранится. Именно поэтому его сушили на бересте в жаркие летние дни, а потом помещали в берестяные коробы, которыми была уставлена практически вся хижина.
Ели картошку прямо с кожурой, объясняя это экономией пищи. На двух огородах ближе к реке у семьи был еще один возделываемый участок выращивали не только картошку. Вызревала еще репа, лук, конопля, рожь и горох.
Актуально сегодня
- Личность эпохи
- Сибириада: жизнь по соседству с людьми
- Отшельница Агафья опять осталась совсем одна в хакасской тайге
- Знаменитая отшельница Лыкова на курорте "Усолье" » Городской портал Усолье-Сибирское
- Как живет сейчас единственная из семьи староверов отшельница Агафья Лыкова - 1RRE
Агафья Лыкова
Мать Агафьи, Акулина Карповна, умерла в 1961 году когда выдался неурожай. К моменту обнаружения геологами таежных жителей было пятеро – глава семейства Карп Осипович, сыновья Саввин, Димитрий и дочери Наталья и Агафья (Акулина Карповна умерла в 1961 году). Этот год стал очень тяжелым для Лыковых, мать семейства Акулина не пережила голодное время. Агафья Карповна Лыкова – последняя, кто остался в живых из древнего рода, который уже на протяжении многих десятилетий не признает мирской суеты и не хочет. Мать Агафьи, Акулина Карповна, умерла в 1961 году когда выдался неурожай. Агафья Лыкова, перечень новостей на сайте «Русская вера» (последние новости вверху).
Агафья Лыкова - биография, новости, личная жизнь
Агафья Карповна Лыкова – последняя, кто остался в живых из древнего рода, который уже на протяжении многих десятилетий не признает мирской суеты и не хочет. — У Агафьи Карповны я пробыл весь сентябрь, — рассказывает племянник знаменитой сибирской отшельницы Антон Лыков. Как живет сегодня героиня «Таежного тупика» отшельница-староверка Агафья Лыкова. Молодому Карпу Лыкову они не понравились, и он с женой Акулиной и маленьким сыном Савином подался вверх по Абакану.
Агафья Лыкова: почему дочь известных отшельников осталась одна
Не раз отшельница встречалась с огромными хищниками неподалеку от своего дома, но Бог миловал, да и звери были одиночками. А вот медведица с медвежатами куда опаснее. В 2021 году мохнатое семейство две недели бродило вокруг заимки, поддерживая в тонусе всех обитателей и гостей таежного подворья. Пришлось даже вызвать инспектора заповедника для защиты людей. В одну из поездок добровольцы привезли с собой пиротехнику и научили бабушку ей пользоваться. Теперь Карповна не боится медведей, которые так досаждали ей последние годы, и, зажигая очередной запал, улыбается.
Сегодня и самая изысканная выпечка на столе никого не удивит. Только в таежном хозяйстве к хлебу совершенно иное отношение. В далеком 1961 году, когда зима выдалась очень затяжной, а в июле выпал снег, семья отшельников потеряла почти весь урожай. Этот год стал очень тяжелым для Лыковых, мать семейства Акулина не пережила голодное время. Летом 1962 года на огороде, где когда-то рос горох, неожиданно взошел один колосок ржи.
Хрупкий стебелек оберегали весь год, и он дал 18 зерен. Четыре года упорного труда понадобилось Лыковым, чтобы снова поесть ржаной каши и испечь хлеб. После стольких испытаний голодом Агафья Карповна никогда не нарушает пост. Скрывают ее от взгляда уличные фонари и неоновые огни реклам. На подворье Агафьи небо могут заслонять только пушистые ветви сибирской сосны, а от падений "звезд" порой трясется земля под ногами.
Просто над домом Лыковой проходит траектория падения ступеней ракет, стартующих с Байконура. Несмотря на 2 тыс. Даже кошки и козы в хозяйстве привыкли и не обращают на это внимания. Что уж говорить о самой Агафье? Сотрудники заповедника каждый раз до и после запусков предлагают ей эвакуироваться на несколько дней и каждый раз получают отказ.
Бабушка верит, что лучше любой эвакуации ее защитит молитва. Это картошка и конопля. Хоть Петра Первого глава семейства Карп считал личным врагом по религиозным причинам, без завезенной на Русь императором картошки сибирские старообрядцы в лесу умерли бы с голоду. А коноплю, по словам геологов, отец семейства даже благодарил в ежедневной молитве, настолько она была важна для выживания. Главное, что давало растение, - ткань.
Одежда, веревки, сети и леска для ловли рыбы, нитки, а еще молоко и масло, употребляемые в пищу, - все это изготавливалось из конопли. На примитивном ткацком станке, привезенном еще из "внешнего мира", Карповна научилась ткать ткани, выделывать пояса и плетенки.
Для мужчины это стало огромным потрясением, и он отправился глубоко в Тайгу. Тогда у Лыковых было только двое малышей. Младшая, Агафья, родилась уже в самом суровом отшельничестве, где жила только семья Лыковых.
Как Лыковы жили в Тайге? Агафья Лыкова с детства не знала никаких современных технологий и благ цивилизации. В семье она отвечала за одежду, хорошо умеет ткать и шить. Питалась семья корнеплодами, ягодами, зерном, вела свое хозяйство. Климат Тайги суров, в голодные времена умерла мать Агафьи, Акулина Лыкова.
Семья, по признаниям Агафьи Лыковой, никогда не испытывала сомнений в вере и даже трагические события не подрывали их духовной жизни. Настоящая трагедия разыгралась, когда на хижину Лыковых в 1978-ом наткнулись люди. По разным сведениям это были охотники или геологи. С тех пор, к ним приходили с периодическими визитами, старались принести еду, помочь. Несмотря на благие побуждения гостей, это было опасным для отшельников.
К сожалению, люди, далекие от медицины, этого не знали. Братья Агафьи Лыковой стали умирать один за другим. Первым умер младший брат Агафьи — Дмитрий в октябре 1981-го года, спустя три месяца скончался старший брат — Савин, а следом за ним спустя 10 дней умерла сестра Агафьи, Наталья Лыкова.
Летом доступен путь по воде В 1978 году заимку нашли геологи, мать Акулина Карповна к этому времени скончалась.
В 1981 году умерли братья и сестра Агафьи. До 1988 года отшельница жила с отцом, пока тот тоже не скончался. Недавно Лыковой построили новый дом С тех пор она осталась одна, но заимку часто посещают путешественники, писатели, журналисты. Бывший губернатор Кузбасса Аман Тулеев взял шефство над отшельницей, и эта традиция продолжается.
Как живет сейчас Агафья Лыкова 20. Вся оказанная помощь осуществляется по мере необходимости и личной просьбе Агафьи Лыковой, сообщила 19rus. Последний раз госинспекторы навестили таежную отшельницу в декабре 2018 года.
Доставили ей посылки и корреспонденцию и оказали необходимую помощь по хозяйству. В зимнее время на «Заимку Лыковых» можно добраться только вертолетом или пешком. В связи с труднодоступностью территории в это время сотрудники заповедника не имеют возможности часто навещать отшельницу и заказывать борт.
Одна Агафья не проживает уже последние несколько лет. Круглогодично на заимке проживает помощник. Это прерогатива Русской Православной Старообрядческой Церкви.
С благословения ее духовного отца Владимира Гошкодеря и митрополита Корнилия помощники остаются в среднем на год, на два. На данный момент вместе с таежной отшельницей проживает и помогает ей послушник Георгий. Связь с Агафьей поддерживается по спутниковому телефону.
С начала 2019 года просьбы о поиске помощницы и срочной помощи в адрес заповедника и Православной Старообрядческой Церкви от Агафьи Карповны не поступали. После посещения «Заимки Лыковых» в прошлом году представителями Первого канала вышла передача «Пусть говорят», где обсуждался вопрос по поиску помощницы Агафье Карповне. Агафья Лыкова родилась 17 апреля 1944 года в Хакасии Красноярского края в семье староверов часовенного согласия.
Отец — Карп Осипович Лыков 1907-1988. Старший брат — Савин Лыков 1926-1981. Старшая сестра — Наталия 1936-1981.
Старший брат — Дмитрий 1940-1981. Она была крещена в часовенном согласии старообрядчества и приучена к церковному уставу, бытовавшему на Руси до церковного раскола XVII века. Семья Агафьи происходила из староверов часовенного согласия.