Пост для мирян предполагает воздержание от мясного, молочного и яиц, а в строгий пост — еще и от рыбы.
Что такое строгий пост
- Сухоядение в пост: что можно кушать, список продуктов и рецепты
- Духовный смысл Великого поста
- ПО УСТАВУ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА МОЖНО ПРИНИМАТЬ ПИЩУ ТАКИМ ОБРАЗОМ:
- В чем суть Великого поста?
- Пост строгий. Меню Великого поста
- Подпишитесь на наш канал:
«Это не диета»: зачем нужен пост и как ставропольцам его выдержать
Что такое Пост и зачем он нужен? | Православие сегодня Посты Что такое сухоядение в пост – это когда православные монахи и миряне даже чай не пьют? |
Как проходит пост у протестантов | Именно на него ориентировались духовники и верующие христиане, зачастую забывая, что такой строгий пост создан для монахов. |
Великий пост – 2024: что запрещено во время поста и как правильно поститься | Если ваша работа связана с тяжелым физическим трудом, то выбирайте не строгий пост. |
История и смысл Великого поста
Православие сегодня Посты Что такое сухоядение в пост – это когда православные монахи и миряне даже чай не пьют? О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник. Великий пост 2023: меню, и что категорически запрещается верующим в дни воздержания. Несмотря на строгие ограничения, питание в Великий пост может быть разнообразным.
Разбираемся, как длительный пост влияет на организм, вместе с экспертами.
- Великий пост: история, смысл и ответы на главные вопросы
- «Это не диета»: зачем нужен пост и как ставропольцам его выдержать
- Рождественский пост: меню на каждый день, чтобы не нарушать запреты
- "Обжорки" и "кресты": как постились на Руси в стародавние времена
- Строгий пост: что можно есть, правила по дням
- Пост в религиях мира
Что такое сухоядение в пост – это когда православные монахи и миряне даже чай не пьют?
Установление поста По словам святителя Василия Великого: «Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Установление поста По словам святителя Василия Великого: «Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Строгий пост соблюдают также и католики, однако он отличается, во-первых, датами (из-за разницы в календарях). Великий пост самый строгий, самый насыщенный, в нем есть период уникальных богослужений. Есть гипотеза о том, что Великий Пост потому такой строгий, что он перед Пасхой. «Соблюдение поста может оказать положительное влияние при наличии у человека гиподинамии, пищевой аллергии, желчекаменной болезни и подагре, — перечисляет Сергей Караулов.
Что можно кушать в пост, а чего есть нельзя
Вторая и третья недели поста. Следующую неделю именуют второй седмицей Великого поста. Суббота этой седмицы 30 марта — день поминовения усопших. Третье воскресенье поста называется Крестопоклонным и посвящено Кресту Господню 7 апреля , а саму седмицу называют Крестопоклонной неделей, когда Церковь напоминает верующим о спасительном даре — искуплении грехов человеческих. Суббота третьей седмицы 6 апреля — день поминовения усопших. Родительская суббота.
В течение Великого поста каждая суббота со Второй по Шестую седмицы, зовётся Родительской. В эти дни принято поминать усопших и употреблять пищу с растительным маслом. Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими. Это означает, что верующие в эти субботы совершают молитвенные поминовения об ушедших из жизни. Лазарева суббота.
Шестую неделю Великого поста завершает Лазарева суббота 27 апреля и Вербное воскресенье — двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим 28 апреля , после которого начинается Страстная седмица. По поводу Лазаревой субботы Церковь не даёт конкретных предписаний. Но народе давно действует несколько ограничений: нельзя заниматься тяжелой работой по дому, стирать вещи вручную, рукодельничать и мыть окна. Учитывая, что день входит в Великий пост, то также запрещается устраивать гуляния и играть свадьбы. Что касается Вербного воскресенья, то веточками вербы начинают запасаться заблаговременно, на Шестой неделе.
Считается, что растение может принести в дом благополучие. Поэтому вербу освящают в церкви, а затем ветками украшают жилище.
Но, конечно, это касается только «пищевого» поста. Потому что в том, что касается воздержания от грехов и борьбы со страстями, они тоже должны поститься! И с еще большим усердием они должны стараться соблюдать живоносные заповеди Господни.
А теперь мы переходим ко второму случаю. Люди нашего времени, более чем когда-либо, отличаются эгоизмом и повышенным вниманием к своему здоровью, которое мы осмелимся назвать «болезнебоязнью». Одни страшатся вымышленных недугов, другие хватаются за голову от каждого временного недомогания, и, в большей или меньшей степени, все увлечены своего рода «лекарствопоклонничеством». В их мировоззрении почти не остается места для промысла и попечения Божия. При мысли о малейшей боли и страдании их охватывает ужас!
И, конечно, такие христиане не хотят поститься. И это не врач им посоветовал! Они сами ставят себе диагноз и принимают решения! Что можно прописать таким людям — так это излечиться от их воистину болезненного состояния. Силой веры и с помощью горячей молитвы научиться вверять свою жизнь и здоровье прежде всего промыслу Божию.
И, конечно, вопрос о том, нужно или нет, и до какой степени нужно поститься решать должны не сами они. Кроме того, не следует обходить вниманием — особенно сегодня — и такую сторону поста, как его благотворное влияние на здоровье. Помимо своего духовного значения, пост — замечательный способ освобождения человеческого организма от накапливающихся в нем ядов и профилактики различных заболеваний, вызванных неправильным питанием. Премудрые правила о постах, хранящиеся нашей Православной Церковью , по мнению ряда ученых-диетологов, имеют величайшую ценность для борьбы с болезнями, подрывающими сегодня наше здоровье. Результаты многолетних и многотрудных исследований современных ученых совпадают с уставами, которые вот уже на протяжении веков регулируют образ поста Православной Церкви.
И их соблюдение ведет к понижению содержания холестерина и предупреждает развитие инфаркта, а также некоторых злокачественных опухолей. Так подтверждается мудрое замечание Василия Великого , называющего пост «подателем здоровья» и «драгоценным для плоти». Двоякий характер поста: «воздержание от пищи» и «устранение от злых дел» 1. Когда мы говорим о посте или даже когда сами постимся, мы, как правило, думаем исключительно о воздержании от определенных продуктов и об умеренности в отношении других, постных. Однако такое восприятие поста односторонне и ущербно, так как истинный пост имеет двоякий характер.
Существует телесный пост и наряду с ним духовный пост. Телесный пост заключается в воздержании от тех или иных яств и напитков. Духовный пост, являющийся предпосылкой для поста телесного, касается в первую очередь души, но в широком смысле и всего человеческого естества. Когда мы говорим о телесном посте, мы имеем в виду частичное или даже полное воздержание от определенных продуктов. Но первоначально, как мы уже заметили, пост заключался в полном воздержании от любой еды и даже от воды.
Однако с течением времени пост стал означать также воздержание от определенной пищи по определенным дням или в течение тех или иных периодов. Главная составляющая христианского поста, если говорить о «воздержании от яств», состоит в воздержании от мяса. Затем следуют некоторые другие продукты, также происходящие от «закаляемого» скота. Этим воздержанием мы стараемся смирить свою плоть, обуздать инстинкты и усмирить страсти. Это то, что Апостол Павел называет «умерщвлением» и «распятием» плотского мудрования, страстей и похотей см.
По прекрасному святоотеческому выражению, приведенному в Отечнике, христианский пост — не «убийство тела», а «убийство страстей». Еще одно свойство поста, которое подчеркивают многие духоносные учители Церкви — умеренность в еде, которая касается не только поста, но и вообще отношения христианина к пище. Мы должны всячески избегать пресыщения и объедения. Мы едим столько, сколько требуется для жизни, а не для того, чтобы служить инстинктам и похотям. По словам святого Кирилла Иерусалимского , «станем употреблять пищу умеренно, не будучи отягощаемы чревобесием, но обуздывая свое чрево, чтобы иметь власть и над прочими страстями.
Да будет управляемо тело душою, а душа да не будет увлекаема плотскими удовольствиями». Однако помимо телесного поста настоящий пост включает в себя и духовный пост. Это, как мы уже сказали, пост души, состоящий в «удалении от зол», и он-то по преимуществу является «истинным постом», приятным Господу. Василий Великий учит: «Впрочем, пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей: потому что истинный пост есть устранение от злых дел». И этот образ поста, заключающийся в том, чтобы, по словам Иоанна Златоуста , «удаляться от всякого зла», гораздо выше поста телесного, заключающегося лишь в воздержании от пищи.
Тот же Отец в другом своем слове усиленно подчеркивает, что ценность поста заключается не в его «телесной» составляющей, но в воздержании от греха: «Ибо честь поста заключается не в воздержании от пищи, а в удалении от грехов, так что именно тот-то и бесчестит пост, кто ограничивает его одним воздержанием от яств». Это значение, которое наши Отцы придают духовному посту, не означает того, что они принижают пост телесный; во-первых, этим Отцы выстраивают правильное соподчинение двух сторон истинного поста, а, во-вторых, пытаются оградить верующих от опасности превратить пост, ограниченный лишь воздержанием от пищи, в бесполезное соблюдение внешних форм и правил. То же учение — но уже в поэтической форме — развивают и церковные песнопения, в особенности Великой Четыредесятницы — главного периода воздержания и духовного поста на протяжении церковного года: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия, безкровныя введем в домы, да приимем от Христа Бога велию милость». Постясь, братья, телесно, будем поститься и духовно: разрушим всякие оковы несправедливости, расторгнем узы насильственных сделок, разорвем всякую несправедливую расписку, дадим голодным хлеб и введем в дома нищих и бездомных, чтобы получить от Христа Бога великую милость. Другая стихира говорит нам об опасности деградации телесного поста, не сопровождаемого постом духовным: «От брашен постящися, душе моя, и страстей не очистившеся, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога, и злым демоном уподобишися, ни-колиже ядущим.
Да не убо, согрешающи, пост непотребен сотворити; но непоколебима к стремлением безместным пребывай... Греша, не сделай свой пост бесполезным; но оставайся непоколебима неуместными влечениями... Духовный пост, как мы уже заметили выше, заключается не только в отказе от чего-то, в «удалении от зол», но и в старании верующего отозваться на волю Господню и соблюсти Его животворные заповеди. Христианин отказывается от наслаждения материальной пищей и наслаждается духовными добродетелями. Он воздерживается от различной пищи, но питается словом Божиим и Его спасительными заповедями.
Таким образом, — постясь и совершая дела человеколюбия, — постились и первые христиане согласно Апологии Аристида, древнему христианскому памятнику, относящемуся к началу II века: «А если среди них [христиан] есть кто нуждающийся или бедный, а у них нет возможности содержать его, они постятся два или три дня, чтобы подать нуждающимся необходимую пищу». Но и в Постной Триоди, ярко и подробно раскрывающей богословие поста, встречаются чудесные выражения, разъясняющие эту сторону духовного поста: «Сытость греха, душе моя, возненавиждь всегубительную, насладися сытостию поста прилежно, спасительныя заповеди снедь сотвори, наслаждение исходатайствующия вечных благ верою». Возненавидь, душа моя, всепагубное насыщение греха; старательно наслаждайся насыщением поста, сделай пищей спасительные заповеди, которые через веру ходатайствуют наслаждение вечными благами. Подвизающиеся христиане «питаются Божественною благодатию» и с помощью «краснейшего» поста, «матери добродетелей», укрепляются к делам богоугодной жизни и взращивают спелый колос добродетелей. Пост в нашей христианской жизни сегодня и завтра 1.
Конечно, никто не может привести серьезных аргументов против того факта, что пост занимает значительное место в церковном учении и благочестии. Но вместе с тем нельзя и закрывать глаза на то положение, в котором сейчас находится это установление, на место, которое сегодня пост занимает в жизни верующих, и на возникающие в связи с ним проблемы, как среди пастырей и богословов, так и среди многих простых христиан. Все то, что мы сказали в главе «За и против», позволяет нам заметить, что трудности, на которые ссылаются многие верующие, и богословские дискуссии о посте касаются целесообразности и прежде всего возможности соблюдения поста в наше время — по крайней мере, в том виде и в тех временных рамках, которые он принял во многовековом христианском предании. В настоящей главе мы пытаемся описать и разобрать, как можно более просто и понятно, встающие в наши дни перед многими членами Церкви проблемы. Если сегодня пост является предметом пререканий и многочисленных дискуссий, то это, на наш взгляд, происходит от неведения и от извращенного восприятия сущности поста у многих людей.
Прежде всего, пост как духовное явление и как часть церковной практики не есть нечто самодостаточное. Его можно рассматривать только в контексте всей церковной жизни. И он имеет смысл только тогда, когда он связан со всеми прочими проявлениями христианской жизни, которую старается проводить христианин. Если по какой бы то ни было причине пост теряет свою связь с церковной жизнью и перестает являть тот глубочайший смысл, который придает ему Евангелие и церковное Предание, то он превращается в пустую формальность; формальность, которую сегодня многие христиане не могут понять, ценность которой они не могут уразуметь и потому не пытаются эту формальность исполнить. Отрыв многих современных христиан от своих церковных корней, обмирщение образа мыслей и жизни и индивидуалистический а потому эгоистический подход даже к вопросам веры представляют собой значительные препятствия на пути к правильному пониманию духа Церкви и значения ее различных установлений.
Когда-то люди жили в Церкви; Церковь вдохновляла и формировала их образ жизни. Сегодня многие живут вне Церкви. Их вдохновляет другой дух, чуждый по отношению к Церкви, и их образ жизни формируется вне какой бы то ни было христианской перспективы. Все это создает большие трудности для того, чтобы пост занял подобающее место в нашей теперешней христианской жизни. Что же можно с этим сделать?
Само собой разумеется, что вопрос о посте также можно рассматривать в общем контексте современной пастырской проблематики, касающейся оживления жизни во Христе и воцерковления современного человека. Но что касается поста, то здесь требуется особое усилие от пастырей Церкви — в области проповеди и катехизации — чтобы помочь церковному народу понять глубочайший смысл, ценность и правильный образ поста. Такие усилия сегодня невероятно облегчаются подчеркнутым интересом к своему здоровью и к правильному питанию, равно как и выводами, к которым пришла современная диетология. В этом направлении должны работать и те живые члены Церкви, которые стараются соблюдать правила поста. И они также должны вдохновляться истинным восприятием поста.
Неверно лишать пост его глубочайшего духовного содержания. И недостаточно просто соблюдать те или иные уставные предписания, касающиеся воздержания в пище. Если Бог осуждает пост израильтян, ставший формой без содержания см. Вопрос поста является предметом обсуждений и богословского интереса и для пастырей Церкви. Самым ярким выражением этих обсуждений явилось предложение о «приведении церковных правил о посте в соответствие с требованиями современной эпохи».
Первоначально это предложение было высказано на I Всеправославном совещании о. Родос, 1961 г. Вслед за этим данный вопрос обсуждался особой Межправославной комиссией, занимавшейся подготовкой тем для рассмотрения на Великом Соборе. Предлагавшиеся в ходе обсуждения различные нововведения изначально вдохновлялись снисхождением к современным христианам по причине сегодняшних жизненных условий и трудностей, как объясняли члены комиссии, и состояли в основном в уменьшении продолжительности постов и в смягчении их строгости путем разрешения рыбы и растительного масла в большую часть постных дней. Эта маленькая книжечка обращена ко многим: к простым членам Церкви, а не только к богословам.
Поэтому здесь не место подробному разбору предложений, разработанных Межправославной комиссией. Однако, поскольку кое-что должен знать весь церковный народ, мы выскажем несколько простых и немногословных замечаний. Никто не станет оспаривать значимость такого установления, как пост. Это древнейшее установление. Оно глубоко укоренено в Писании и в церковном Предании.
Пост выражает глубочайший дух Евангелия и является проявлением подвижнического характера христианского образа жизни. Без поста нет подвига. А без подвига не достичь спасения. Следовательно, не может быть веских аргументов против необходимости поста в нашей христианской жизни. Это само собой разумеется.
Вопрос, и раньше заботивший Церковь , и сегодня вызывающий споры, касается продолжительности и образа поста. Время от времени Церковь принимала определенные решения и упорядочивала те или иные стороны вопроса о постах. Тем не менее верно, что в церковной практике восторжествовала свобода, а не единообразие. А в таком вопросе, который непосредственно связан с личными возможностями, ревностью, духовной зрелостью и состоянием здоровья верующих, гораздо лучше подходит свобода, чем непререкаемое единоообразие. Именно это премудро подтверждает и святой Кассиан Римлянин : «Касательно образа воздержания в пище, или постничества, не может быть постановлено одинаковое для всех правило, потому что не у всех тел одинакова крепость, добродетель же эта соблюдается не одною силою души, но должна соразмеряться и с силою тела».
Итак, пусть нас не страшит наблюдаемое в церковной жизни многообразие. И давайте не будем пытаться подогнать все под непререкаемые правила возможно более полного единообразия. Что мы имеем в виду? Мы имеем в виду, что почти все посты, за исключением поста среды и пятницы и Великой Четыредесятницы, были установлены не в апостольскую или послеапостольскую эпоху, но в гораздо более позднее время, и были приняты постепенно и молчаливо. То есть в то время как касательно поста среды и пятницы, равно как и Великой Четыредесятницы, высказывались Вселенские и Поместные церковные Соборы, ни один Собор не упоминает о прочих постах.
Однако также имеющиеся в трудах Отцов и учителей Церкви сведения, данные различных монастырских Уставов и церковная практика отличаются большим разнообразием в том, что касается временной продолжительности и образа этих постов. Вот почему и раньше, и сегодня в недрах Церкви возникали дискуссии; дискуссии и споры, которые порой доходят даже до попыток оспорить церковную каноничность этих постов. Мы полагаем, что правильный подход к данному вопросу находится в ответе, данном Патриаршим Собором, собравшимся в Константинополе в начале 2 половины XII века «пред державным и святым Царем» — императором Мануилом Комниным 1143—1180 — и под председательством Патриарха Луки Хрисоверга 1156—1169. Это единственное «официальное» церковное решение, бывшее ответом на вопрос, нужно ли соблюдать Успенский пост «аще подобает иже в августе пост совершати» и в то же время касающееся вопроса каноничности постов, о которых молчит изначальное церковное предание. В этом «ответе» Патриарх и участвовавшие в Соборе архиереи «изрекоша неотъемлему быти посту августа месяца».
Однако поскольку некоторые продолжали сомневаться, «за еже не обретатися нигдеже определенну количеству дней сего поста», Патриарх Лука решил, что если письменное предание не определяет продолжительности этого Успенского поста «и совершаемаго поста пред праздником Рождества Христова», «понуждаемся последовати неписаному церковному преданию», постясь с 1 августа и с 14 ноября [по старому стилю — прим.
В любом конкретном случае в церкви рекомендуют посоветоваться со священнослужителем. Главное - не принимать на себя то, что не по силам. Иногда бывает так, что верующий, особенно те, кто соблюдает пост впервые, ставят для себя слишком сложные задачи, строгий пост, не в силах его соблюдать в полной мере, разочаровываются и вовсе бросают. Ряд священнослужителей говорят, что лучше начинать с малого, если пока соблюдать пост по всей строгости не получается. Начало Великого поста — самое строгое. В первый день — Чистый понедельник — предписывается пить только воду и полностью воздерживаться от пищи.
Далее следует придерживаться сухоядения — это особый период поста, описанный в церковном уставе, при котором пища не варится и не жарится. В период сухоядения можно есть только хлеб, соль, фрукты, мед, орехи, овощи без термической обработки. Такое правило следует соблюдать в первую и последнюю неделю Великого поста, а также по понедельникам, средам и пятницам. По вторникам и четвергам можно есть термически обработанную пищу — но приготовленную без масла. Например, можно сварить картофель или потушить овощи, добавив только соль.
Пожилые, люди, страдающие тяжелыми заболеваниями, дети до 14 лет, а также беременные и кормящие женщины освобождаются от поста. Есть еще одна категория людей, которым разрешено не соблюдать пост — это тем, кто в силу сложившихся обстоятельств не может обеспечить себя постоянной пищей — военнослужащим, заключенным, путешественникам и др. Польза Собственно с медицинской точки зрения в посте нет ничего плохого. В это время происходит очищение и общее оздоровление организма, избавление от лишних килограммов. Благодаря растительной пище, богатой клетчаткой, усиливается перистальтика кишечника, и перестают беспокоить запоры. К тому же, углеводы, в отличие от белковой пищи мясо, рыба , быстрее и легче усваиваются. Соответственно меньше энергии требуется организму на переваривание пищи. Во время поста нормализуется пищеварение и обмен веществ. Из-за замены сливочного масла на растительное может снижаться повышенное кровяное давление и уровень холестерина, что имеет большое значение при лечении ишемической болезни сердца и гипертонии. Есть мнение, что вегетарианская диета улучшает умственные способности. С точки зрения физиологии это объясняется низким содержанием питательных веществ в крови при низкокалорийной диете. Ведь если питательных веществ много, то умственная активность падает. Как говорится «Сытое брюхо к ученью глухо». Кроме того, не секрет, что пост — отличная возможность похудеть, поправить фигуру к летнему сезону. Ограничивать себя в определенных продуктах — это еще не значит однообразно питаться и страдать от нехватки витаминов и минеральных веществ. Ведь в рационе постящегося присутствуют всевозможные крупы, хлеб, соя, бобовые, грибы, фрукты, овощи, орехи.
Описание поста и что это такое – зачем нужен, как его держать, что можно и нельзя
Отчасти сие объясняет святитель Игнатий Брянчанинов. Он ссылается на то, что в древности люди обладали гораздо более крепким здоровьем. И по этому поводу приводит пример преподобного Досифея, а именно: какое громадное количество хлеба он обычно съедал в пищу до начала своего подвижничества! Что явно свидетельствовало о том, каким могучим здоровьем он обладал! И заметим, это оскудение телесных сил человека свт. Игнатий констатирует в свое время, то есть конец девятнадцатого — начало двадцатого века. Что уж говорить о нашем времени?! Опыт показывает, что попробует нынешний подвижник попоститься по древнему хотя бы пору дней, как у него тут же начинаются всякие телесные болезни, начиная от сильнейшей головной боли и заканчивая гораздо более серьезными болевыми приступами и обострением разных болячек.
Но копнем глубже, поняв более точно, почему же мы сейчас не можем поститься так, как древние подвижники? Ответ лежит на поверхности. Медицина говорит, что человек может прожить без пищи около тридцати дней, а без питья воды не более пяти-шести. Как же, вопреки этой медицине, постились по сорок и более дней, ничего не вкушая и не пия, святые?! И после этого, хотя и была сильно обессилена, но затем, вкусив немного пищи, пошла в церковь и, во всяком случае, вопреки медицине не умерла. Так как же выдерживали такой подвиг святые? Ответ на это дал Сам Господь во время Своего сорокадневного поста, сказав, что: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» Мф.
Здесь речь идет о благодати Божией, «немощная врачующей и оскудевающая восполняющей», коя подается постящемуся по мере его подвига и смирения в нем. И коя вполне восполняет его недостаток в пище и питие, заменяя это плотское и худшее — духовным и лучшим! Почему же мы, люди нынешнего времени в очень большой степени лишены сей благодати? По причине, принимающей разнообразные формы, нашей непомерной гордыни, ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» Иак. Мы все, в том числе и пост, думаем «соделать, сделать своими пальцами», забывая о благодати, поэтому ее и лишаемся. А лишившись, не можем толком и поститься! Степени поста: что можно есть Поэтому и приходиться нам примеряться к разным степеням постного, точнее, диетического воздержания, которую и предлагают нам различные православные посты и постные дни.
В этом смысле самые легкие посты — это Петров и Филиппов Рождественский. В них в определённые дни разрешается вкушение рыбы и рыбопродуктов. Более строгими являются Великий и Успенский посты, в кои рыба не вкушается за исключением нескольких дней, о коих будет сказано ниже. Но и в эти строгие посты степень данной строгости бывает разной. Так Великим постом наиболее строгими являются его первая, а также Страстная седмицы хотя формально последняя не входит в пост, но фактически она воспринимается постящимися как его продолжение. Так по всем уставам в первый день Великого поста положен настоящий пост некоторые уставы продлевают его и на второй день , то есть полное воздержание от пищи и пития. Затем во время первой седмицы этого поста положено сухоядение.
Что такое сухоядение: вкушение не вареной пищи растительного происхождения — овощей, фруктов в свежем или сушеном виде. Монашеский устав полагает такое сухоядение на весь Великий пост, кроме суббот и воскресений на него припадающих. Но обычно миряне по вышеупомянутому принципу посильного для них поста после первой его седмицы ослабляют такую строгость. Вкушают вареную и прочую растительную пищу, пьют чай или кофе; некоторые делают себе послабление, в определенные дни вкушая и рыбу. Здесь, повторяю, главное благополучно пройти в золотой середине между двумя крайностями: принятием на себя по гордыне чрезмерного воздержания и потакания своему сластолюбию. А мерилом такого благополучного прохождения является христианская совесть подвизающегося. Сколько многодневных постов в году Великий пост Это особое время для аскетических подвигов любого православного христианина, будь он хоть монахом, хоть мирянином.
Святые отцы подсчитали, что этот пост — десятина десятая часть от всех дней в году, которую мы должны отдать Богу. Поэтому Великому посту предшествуют четыре подготовительные Недели. Подготовительные недели перед Великим постом В первую из них Неделю о мытаря и фарисее вспоминается евангельская притча Лк. Один из которых фарисей , хотя и имел добрые дела, но, видя их, возносился умом и по этой причине собственной гордыни мнил себя праведником, осуждая других, как, якобы, грешных. Другой же мытарь видел лишь свои грехи, удобно чрез это смирялся, никого не осуждая, поэтому ушел из храма более оправданным, чем первый фарисей. Эта притча учит нас не возносится от своих якобы добрых дел, в том числе и от великопостного делания, сколь бы строгим оно у нас не было. Ибо гордыня пожирает все добрые дела человека, превращая их в пустышки.
Посему Церковь даже отменила пост в среду и пятницу седмицы, следующей за этой Неделей, чтобы мы не походили на фарисея, который два раза в седмицу постился! Следующая Неделя о блудном сыне Лк. Чему как раз удобно поучаться во время великопостного делания. О чем выше говорилось в разделе о «Постных ограничениях в интимной жизни супругов». В более широком смысле блуд — это удаление человека от Бога, который, подобно блудному сыну, ушедшему от отца, блуждает где-то «на стороне далече», не находя отрады своей душе и мятущемуся сердцу. А возвращает нас к Богу именно пост! Последующая Неделя о Страшном Суде напоминает нам, что после нашей земной жизни обязательно наступит Суд Божий.
На коем каждый человек будет судиться по своим делам: добрым и злым, — в частности, будет судим и за то, постился он или нет! Наконец, последняя Неделя сыропустная воспоминает нам Адамово изгнание из рая за то, что прародители не соблюли там пост, съев запрещенный плод. В этот воскресный день мы также просим друг у друга прощение. Ибо если не простим наших ближних, то и Бог не простит нас. Недели Великого поста Затем наступает самая строгая, 1-я седмица Великого поста, об ограничениях в пище во время коей и во время всего Великого поста было уже сказано выше. Она также разрешается в праздник Входа Господня в Иерусалим. Накануне, в Лазареву субботу разрешается вкушение лишь рыбной икры.
В прочие субботы и воскресные дни этого поста дается разрешение на вкушение пищи с растительным маслом. Продолжительность Великого поста всегда одна и та же, а именно сорок дней: начиная от понедельника 1-й седмицы поста и заканчивая включительно пятницей 6-й его седмицы. Однако к нему присовокупляются вышеупомянутые Лазарева суббота и Неделя ваий, которые нынешними постящимися также воспринимаются как постные дни. Кроме того, за этим постом следует строго постная Страстная седмица. Учитывая, что все эти дни вместе взятые мы считаем как одно целое, выходит, что Великим постом мы постимся 48 дней. Это больше, чем в любой другой многодневный пост. Больше, поелику Великим постом мы готовимся к самому великому православному празднику — Пасхе.
Поскольку же время празднования последней вычисляется по лунному календарю, то и время начала Великого поста, который приурочен к сему празднику, изменяется из года в год, чаще всего бывая по новому стилю в конце февраля-начале марта. Рождественский Филиппов пост Он второй по продолжительности среди многодневных постов, поскольку приготовляет нас ко второму по значению православному празднику — Рождеству Христову. Продолжается этот пост всегда сорок дней. Этот пост менее строгий. В субботы и воскресенья, а также дни полиелейных праздников разрешается вкушение рыбы. Этот пост приготовляет нас к празднику Успения Богородицы , что делает его особенным, ибо в нем можно видеть особую мудрость и милость Божией Матери. Так, к примеру, он из-за своей краткости позволяет и слабым христианам вполне испробовать свои силы, попытавшись пройти его полностью в соответствии с церковным уставом.
Особенно это относится к супружескому воздержанию. Все-таки гораздо легче попробовать воздерживаться две недели, чем почти два месяца в вышеупомянутые многодневные посты и присовокупляемые к ним другие периоды такого воздержания Святки и Светлую седмицу. Если православный хочет положить начало доброму посту и воздержанию, самое лучшее время для сего начать с Успенского поста! В этом, как уже было сказано, особая мудрость и милость Владычицы Богородицы, Которая таким добре подвизающимся Ее постом еще и подает Свою духовную помощь, позволяющую им пройти этот пост беспрепятственно. Другой отличительной особенностью сего поста является наличие во время его большого количества свежих овощей и фруктов. Если православный постится строго, то есть преимущественно и питается сими овощами и фруктами, он этим накопит в своем организме значительный запас витаминов, чем весьма улучшит сое здоровье.
По сути, это практика, во время которой все внимание постящегося концентрируется на собственной душе и ее отношении с Богом. Великий пост появился на заре христианства, но не всегда был таким, каким мы знаем его сегодня. Рассказываем о формировании традиции. Начало В Евангелии сказано: «Когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься». Первые верующие были евреями, они хорошо запомнили эти слова Христа и соблюдали пост во время иудейской Пасхи, надеясь тем самым искупить не только собственные грехи, но и грех соплеменников-распинателей. Однако позже, с появлением в конфессии крестившихся язычников, время празднования христианской и иудейской Пасхи разошлось, поститься в сам праздник запрещали видные богословы, в том числе Иоанн Златоуст. Великий пост и Пасха. Однако современные историки опровергают эту гипотезу, ссылаясь на более ранние свидетельства о формировании Великого поста. Из письма ведущего богослова II века Иринея Лионского узнаем, что он стал свидетелем разногласий, касающихся празднования Пасхи и дат поста: «Некоторые думают, что они должны поститься один день, другие — два дня, иные — даже несколько, тогда как другие отсчитывают сорок часов дня и ночи для своего поста». Скорее всего ранние христиане праздновали Христово Воскресение не ежегодно, а еженедельно, соблюдая пост в пятницу — день крестной смерти Иисуса.
Пост служит мостом к божественному. Он изначально был предназначен для подготовки к таинству крещения. В прошлом это время было особенно значимым для язычников, стремившихся к обретению веры через отказ от прежних убеждений. Они погружались в молитвы, читали проповеди и изучали религиозные тексты. Как правило, обряд крещения проводили в Рождество или Пасху, кульминацией которой была Великая Суббота. Выражая единство с теми, кто собирался стать частью христианской общины, православные приняли на себя обязательства Великого поста, что особенно было заметно во время Страстной недели. Наши предки показывали готовность к самопожертвованию и духовному возрождению. Так он готовился к своему земному предназначению, объяснила Наталия Фоминых. В течение 40 дней, подвергаясь искушениям диавола и воздерживаясь от пищи, Спаситель оставался непоколебим. По истечении этого времени, испытывая голод, он столкнулся с тремя коварными соблазнами, которыми злой змей стремился склонить Сына Божьего к греху. Несмотря на эти испытания, Иисус остался верен своим идеям и Господу. Именно им было запрещено вкушать от древа познания добра и зла запретный плот. Отсюда пошла христианская традиция», — объяснила собеседница «360». Это время для духовного очищения, ухода от привычек и мыслей, которые не служат росту и развитию. В течение 40 дней верующим стоит усиленно молиться, исповедоваться и приходить на службы. Важно понимать, что без искреннего раскаяния и обращения мыслями к Богу пост теряет свою суть, превратившись в обычное воздержание от вредной пищи. Священнослужители все чаще советуют избегать переизбытка информации, ограничив бездумное времяпровождение в социальных сетях. Православным лучше сосредоточиться на внутреннем самосовершенствовании и духовном обновлении.
Когда же отнимется у них Жених, тогда будут поститься см. Рассказывают, что, когда святитель Тихон жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана. У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас. Любовь — выше поста». При этом сам сел за стол и стал есть уху. Такое снисхождение и доброта святителя поразили друзей: им было известно, что святитель Тихон во весь Великий пост по понедельникам, средам и пяткам не употреблял даже масла, а тем более рыбы. О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник. Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери принести ему еды. Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как в преддверии строгого поста едой не запаслись. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса. После его изготовления святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя. Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто Тим 1, 15 ». Кроме того, апостол Павел сказал: если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести 1 Кор 10, 27 — ради того человека, который вас радушно встретил. Но это случаи особенные. Главное, чтобы при этом не было лукавства, а то так можно и весь пост провести: под предлогом любви к ближнему ходить по друзьям или принимать их у себя и есть непостное. Когда он был еще молодым послушником, наместник лавры отец Леонид Кавелин каждый год отпускал его к родителям. И вот, «проезжая однажды через Москву на родину, — рассказывает преподобномученик Кронид, — я остановился у своего дяди. Жизнь, которую вел дядя, была светской. Он ни в среду, ни в пятницу поста не соблюдал. Садясь у них за стол и зная, что нынче среда или пятница, я все же вкушал молоко или яйца. В сознании моем тогда обычно пролетала мысль: «Что я за человек такой, чтобы мне специально приготовляли пищу?
Почему в Церкви четыре поста?
А тот, увидев его, сжалился и обрадовался, приказал зарезать теленка для пира. Ведь "сын был мертв и ожил, пропадал и нашелся". Старший сын, придя с поля, обиделся, что отец теленка не пожалел для распутного сына. Отец сказал ему: "Все мое — твое, ты рядом, а этот сын был будто "мертв", но ожил". Притча напоминает христианам об их собственной немощи и о великом милосердии Божием, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку. Джеймс Тиссо Особенности богослужения В этот день активнее используется Постная триодь, на воскресной утрене впервые поется 136-й псалом "На реках Вавилонских", который напоминает человеку о том, что он — пленник греха, и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним. Богослужение поминальное, совершается лишь несколько раз в году. Читается много заупокойных молитв, но они не печальные, а радостные, исполненные надежды на всеобщее воскресение.
Первое название продиктовано темой евангельского чтения за литургией — о будущем Страшном суде живых и мертвых; второе — предписанием церковного устава не употреблять после этого воскресенья мясо. Особенности богослужения На Всенощном бдении в этот день поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского "Помощник и Покровитель…" Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом. Особенности богослужения Молитвы из Постной триоди употребляются каждый день. В среду и пятницу литургия не совершается в знак покаянной скорби , в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина "Господи и Владыка живота моего", которая является одной из важнейших молитв поста. Этим чтением церковь напоминает верующим, что должно делать добрые дела, и зовет грешников к покаянию, напоминая, что за все грехи придется отвечать. Что можно есть Это еще одна сплошная седмица.
Нет пищевых ограничений на употребление в пищу яиц, молочных продуктов — сыра, масла, сметаны, а также рыбы. Но мясо — уже нельзя, отсюда и название седмицы. Этот обычай пришел из древних времен, когда подвижники уходили на время Великого поста из городов и монастырей в пустыню, не зная, вернутся ли они к Пасхе.
От воздержания в еде освобождаются беременные и кормящие женщины, больные, путники, воины, а также те, кто занят тяжелым физическим трудом. Однако им предписано покаяние за нарушение поста. Послабление в этот период сделано для трех дней: Благовещения 7 апреля , Лазаревой субботы и Вербного воскресенья последние дни шестой недели поста. На Благовещение, если оно приходится на Четыредесятницу, и в Вербное воскресенье разрешено включать в рацион рыбные блюда.
Если Благовещение выпадает на Страстную неделю — растительное масло. Накануне Вербного воскресенья — в Лазареву субботу — рыбу есть нельзя, но можно икру. Растительное масло позволено употреблять также в дни особо чтимых мучеников и святых, таких, например, как сорок Севастийских мучеников. В деревнях в этот день пекли из теста особые изделия, по форме напоминающие жаворонков, как символ скорого прихода весны. Завершение 4 Самый тяжелый период поста приходится на последнюю Страстную неделю, посвященную страданиям и смерти Иисуса Христа. Каждый ее день носит название Великий или Страстной. Особенное значение имеют четверг, пятница и суббота.
Особых правил подготовки к посту универсальных для всех нет. В любом конкретном случае в церкви рекомендуют посоветоваться со священнослужителем. Главное - не принимать на себя то, что не по силам. Иногда бывает так, что верующий, особенно те, кто соблюдает пост впервые, ставят для себя слишком сложные задачи, строгий пост, не в силах его соблюдать в полной мере, разочаровываются и вовсе бросают. Ряд священнослужителей говорят, что лучше начинать с малого, если пока соблюдать пост по всей строгости не получается. Начало Великого поста — самое строгое. В первый день — Чистый понедельник — предписывается пить только воду и полностью воздерживаться от пищи.
Далее следует придерживаться сухоядения — это особый период поста, описанный в церковном уставе, при котором пища не варится и не жарится. В период сухоядения можно есть только хлеб, соль, фрукты, мед, орехи, овощи без термической обработки. Такое правило следует соблюдать в первую и последнюю неделю Великого поста, а также по понедельникам, средам и пятницам. По вторникам и четвергам можно есть термически обработанную пищу — но приготовленную без масла.
У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя.
Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас. Любовь — выше поста». При этом сам сел за стол и стал есть уху. Такое снисхождение и доброта святителя поразили друзей: им было известно, что святитель Тихон во весь Великий пост по понедельникам, средам и пяткам не употреблял даже масла, а тем более рыбы. О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник. Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери принести ему еды. Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как в преддверии строгого поста едой не запаслись.
Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса. После его изготовления святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя. Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто Тим 1, 15 ». Кроме того, апостол Павел сказал: если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести 1 Кор 10, 27 — ради того человека, который вас радушно встретил. Но это случаи особенные. Главное, чтобы при этом не было лукавства, а то так можно и весь пост провести: под предлогом любви к ближнему ходить по друзьям или принимать их у себя и есть непостное. Когда он был еще молодым послушником, наместник лавры отец Леонид Кавелин каждый год отпускал его к родителям.
И вот, «проезжая однажды через Москву на родину, — рассказывает преподобномученик Кронид, — я остановился у своего дяди. Жизнь, которую вел дядя, была светской. Он ни в среду, ни в пятницу поста не соблюдал. Садясь у них за стол и зная, что нынче среда или пятница, я все же вкушал молоко или яйца. В сознании моем тогда обычно пролетала мысль: «Что я за человек такой, чтобы мне специально приготовляли пищу? За год до своего пострижения в монашество я вижу как-то раз сон, будто бы стою я в каком-то храме. Сзади правого клироса вижу икону больших размеров с изображением Богоматери и Предвечного Младенца на руках Ее.
Описание поста и что это такое – зачем нужен, как его держать, что можно и нельзя
Днями строгого поста являются крещенский сочельник (18 января), праздники Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября). Он считается самым строгим многодневным постом года и продолжится вплоть до Пасхи (5 мая). В 2024 году Поста начинается 18 марта и заканчивается 4 мая: на протяжении 48 дней верующие отказываются от пищи животного происхождения и 5 мая празднуют Пасху.
Что такое строгий пост в православии?
Это девятый месяц исламского лунного календаря, в течение которого мусульмане должны соблюдать строгий пост. Строгий пост соблюдают также и католики, однако он отличается, во-первых, датами (из-за разницы в календарях). Петров пост менее строг, чем Великий. Монахи в строгий пост на хлебе, воде У мирянина пост не такой строгий. Когда проходит Великий пост Суть поста Что нельзя есть Структура поста — что и в какие дни можно есть Когда можно рыбу Значение Великого поста в современном мире.
Пост строгий. Меню Великого поста
Подготовка к посту важный момент. Неслучайно Церковь подводит человека к его ограничениям постепенно: на Масленицу, на Масленой неделе, что накануне Великого поста, верующие прекращают есть мясо, но зато едят молочное и яйца. Медики с таким алгоритмом согласны? Ольга Касымова: Постепенность - вообще главный принцип, это важно для того, чтобы избежать резкого стресса для организма, который и может спровоцировать обострение болезней. Надо заранее готовиться к Великому посту, отказавшись, например, не только от мяса, но и всех этих копченостей, консервов, сосисок и колбас.
Надо готовиться заранее и к питьевому режиму - в Великий пост особенно важно соблюдать рекомендацию медицинских работников и выпивать не менее полутора литров чистой воды за день, это кроме других напитков. Вода здесь будет способствовать очищению. Обычный путь ограничений в Великий пост - это отказ от пищи животного происхождения: мясного, молочного, от яиц. А откуда тогда организму брать белок?
Ольга Касымова: Белок крайне важен для организма, в том числе и для формирования чувства сытости. Но ведь у нас есть и бобовые чечевица, фасоль, горох, нут, маш , и грибы, и морепродукты кальмары, креветки , которые, в отличие от рыбы, в пост не запрещены. В рацион можно вводить семена - тыквенные семечки, кунжут. Для перекусов хороши орехи - миндаль, кешью, кедровые, грецкие, фундук.
Их же можно добавлять в свежие салаты и каши Белковые продукты надо сочетать со сложными углеводами - овсянкой, гречкой, перловой и ячневой крупой, пшеном, булгуром, кус-кусом, рисом - лучше бурым или диким, черным. Ольга Александровна, верующие, соблюдающие пост, часто жалуются: перешёл на растительную пищу: бобы с чечевицей, капуста со свеклой да картошкой, и все, кишечник не выдерживает - в самые ответственные моменты там начинаются революции. Что тут делать? Ольга Касымова: Знаете, не обязательно круглосуточно есть горох с квашенной капустой.
Питание в пост должно быть разнообразным и полноценным. Продуктов разрешенных много, посчитайте сколько у нас сейчас видов капусты - белокочанная, краснокочанная, брюссельская, пекинская, цветная, брокколи, кольраби… Разнообразие в меню внесут и растительные масла - не только привычное подсолнечное, но и оливковое, тыквенное, конопляное, льняное… А еще надо выбирать тот способ обработки пищи, который не станет стрессом для вашего желудочно-кишечного тракта. Капусту ведь можно не только в квашенном виде есть, или сырую, в виде салатов. Ее можно тушить, в конце концов отваривать… Делая из нее потом котлетки, как это рекомендовано во всяких медицинских диетических столах.
Хотя, вспоминая все эти диетические блюда, понимаешь: на таком хоть и полезном, но пресном и скучном питании, семь недель можешь и не протянуть, сорвешься. Ольга Касымова: А вы не обращали внимание, как в кафе и ресторанах последнее время научились изысканно подавать привычные растительные продукты в качестве постного меню? Супчик из тыквы, или протертый из брокколи с гренками… Ох, есть такое. А еще паровые котлетки из капусты, моркови, картофеля, свеклы или тыквы… Да с грибной подливкой!
Вроде привычные овощи, а вкусно.
В остальные дни недели следует питаться исключительно растительной пищей, в основном, кашами на воде и сырыми овощами. Такой режим питания полагается соблюдать больше месяца — целых 40 дней. Хуже всего приходится в первую неделю поста. В это время разрешены только не прошедшие термическую обработку продукты и холодные напитки буквально хлеб да вода. И все это после — «жирной» и обильной Масленицы, когда православные позволяют себе объедаться чуть ли не до отвала. Сам по себе такой режим питания чреват развитием гастрита. Изначально строгий пост был вызван не столько христианскими побуждениями, сколько элементарной необходимостью. После долгой зимовки в каждом крестьянском доме обычно оказывались съедены все запасы продуктов. Питаться весной приходилось очень скромно.
Некоторые семьи жили почти впроголодь, с нетерпением ожидая первых урожаев. При этом наши предки могли хоть как-то пополнять запасы витаминов, если в хозяйстве были куры-несушки или дойная корова.
Если Благовещение выпадает на Страстную неделю — растительное масло. Накануне Вербного воскресенья — в Лазареву субботу — рыбу есть нельзя, но можно икру. Растительное масло позволено употреблять также в дни особо чтимых мучеников и святых, таких, например, как сорок Севастийских мучеников.
В деревнях в этот день пекли из теста особые изделия, по форме напоминающие жаворонков, как символ скорого прихода весны. Завершение 4 Самый тяжелый период поста приходится на последнюю Страстную неделю, посвященную страданиям и смерти Иисуса Христа. Каждый ее день носит название Великий или Страстной. Особенное значение имеют четверг, пятница и суббота. В Страстной четверг церковь вспоминает тайную вечерю, в этот день в храмах читают "Историю страданий Христовых": от предательства Иудой до смерти и погребения.
Во время службы прихожане стоят с зажженными свечами, от которых затем принято зажигать огонь в домашних лампадах и хранить их до Пасхи. В Великий четверг убирают дом, пекут куличи, начинают красить яйца, готовясь к Светлому воскресению. В Страстную пятницу из церкви выносят плащаницу полотнище с изображением лежащего в гробу Иисуса и совершают так называемый чин погребения Христа.
Крестьяне верили, что выпечка даёт силу зерну. В неё прятали мелкие "сюрпризы" в виде монеток или цельного зерна. А старушки в этот день шутили над детьми и стучали под лавками: уверяли ребятишек, что этот "пост напополам ломается". Рыбаки считали, что с этой среды на реке щуки начинают "разбивать хвостом лёд". Пятую неделю поста звали "похвальной". Во вторник молодые семьи звали в гости родню со стороны жены, а в субботу устраивали "званые поминки". Блины пекли только постные. А на шестой неделе приносили в дом распустившуюся вербу. Втыкали её в матицу и начинали готовиться к празднику Вход Господень в Иерусалим. За праздниками следует Страстная неделя — время "сугубого поста", когда действует ещё больше ограничений. Поэтому мирянам следует соизмерять силы. Монахи в пост придерживаются строгих ограничений. По понедельникам, средам и пятницам у них сухоядение, по вторникам и четвергам — горячая пища без масла. А по выходным — горячая пища с растительным маслом. Под запрет подпадают любое мясо, яйца, молоко и молочные продукты, рыба. Рыбу можно отведать только один раз за всё время поста — в Вербное воскресенье, а в Лазареву субботу полагается есть икру. Но то монахи.