Новости что такое великий пост кратко

Великий пост длится 7 недель и состоит из двух частей: святой Четыредесятницы (она длится сорок дней) и Страстной или Великой седмицы. Великий пост для русского человека тесно связан с еще одной интересной традицией – Масленицей, которая представляет собой заговенье перед постом. За семь недель до Пасхи начинается Великий пост, важнейший и самый древний из многодневных постов православной церкви, который готовит верующих к достойной РИА Новости, 06.04.2023. Этим роликом открываем новый плейлист: Великий Пост. Сегодня поговорим о самом посте. Великий пост в христианстве заканчивается Страстной неделей, когда верующие вспоминают страдания Христа перед Пасхой.

Великий пост: что можно есть постящимся

Тимофей Александрийский пишет: «Прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим». Среди подобных суеверий Владыка отмечает и такое — распространенное до наших дней: якобы дети, зачатые супругами во время поста родятся больными или проживут грешную жизнь: «Будет любо тать, любо блудник, любо разбойник». За грех нарушения супружеского воздержания при этом рекомендовалось отлучать родителей от Св. Таин «на два лета». Мнение епископа о подобных «номоканунцах» было максимально жестким: таковые «годятся сжещи». Итак, воздержание — подвиг двоих, который берется на себя по силе каждого и по обоюдному согласию. Про духовную составляющую Как говорил свт. Григорий Богослов, «истинный пост есть воздержание от злых дел».

Многие угодники Божии, сами опытные постники, обращают внимание именно на духовное устроение постящегося. Например, свт. Тихон Задонский писал: «Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия.

Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое — от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла». Пост — это диета, или вообще он не о еде? Восприятие Великого Поста имеет две крайности: понимание его как «очищения организма», по сути, диеты, сводящейся к воздержанию от определенных видов пищи; видение поста как чисто духовного делания, борьбы со страстями; иногда от верующих, кто придерживается такой позиции, можно услышать, что «поститься духовно» можно без соблюдения телесной аскезы. А в чем тогда суть? Человек, однако, не бездушное животное и не бестелесный дух: он — единство души и тела. Именно поэтому Церковь сочетает пост тела и души, отрицает как неразумный акцент на телесном посте, так и «духовный пост» без телесного воздержания.

Последний вариант, по опыту многих верующих особенно сложен: без дисциплины тела довольно сложно обуздать страсти. То же подтверждают святые отцы. Например, св. Исаак Сирин Ниневийский пишет, что «голод много способствует укрощению чувств». А прп. Марк Подвижник говорит, что постящийся только телесно подобен земледельцу, который много потрудился над обработкой своего поля, но затем оставил его незасеянным. Обработанная земля нуждается в семени, а постящийся телесно — в молитве.

Борющийся же со страстями, но без телесного воздержания подобен другому неразумному делателю: «Как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет терние; так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха. Ибо тело сие из той же земли, и если не будет возделано с таким же прилежанием, как и земля, то никогда не произрастит плода правды». Для чего современному человеку аскеза Современная культура формирует культ потребления, комфорта, беззаботности, о котором саркастически говорил еще ап. Павел: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем» 1 Кор. Аскеза полезна для осознания того, кем на самом деле является человек: творением Божиим, которому суждена вечная жизнь, а не «потребительский рай». Подробнее об аскезе в статье: Простыми словами об аскетизме Изменить себя, стать лучше Довольно скоро человек, пытающийся своими силами избавиться от страсти, преодолеть недостатки, сталкивается с собственным бессилием. Никодим Святогорец советовал: «Когда случится тебе неожиданно впасть в прегрешение… не малодушествуй, не останавливайся на себе, не говори: «как я такой потерпел это и допустил?!

Напротив, смирись и, обратив мысленные очи к Господу, скажи: «Что другого и ожидать было от меня, Господи, столь немощного и худонравного», и тут же поблагодари Его, что дело остановилось только на этом, исповедуя: «Если бы не Твоя безмерная благость, Господи, не остановился бы я на этом, а безусловно впал бы во что-нибудь ещё худшее». Так человек, видя свое бессилие, приходит к единственно возможному варианту: просить помощи свыше. Немало также таких, кто приходит к покаянию впервые в жизни именно в эти святые дни. О Таинстве покаяния подробнее можно почитать здесь: Особенности женской исповеди: полный перечень грехов Общая исповедь Иногда она предваряет частную. Перед началом Таинства священник произносит проповедь, перечисляя основные грехи, давая советы в борьбе с ними. К числу лучших таких опытов принадлежат слова архимандрита Иоанна Крестьянкина , не раз изданные под заголовком «Опыт построения исповеди». Точный разбор духовного состояния, сделанный опытным старцем, помог не одной душе прийти в себя, подобно блудному сыну из Евангельской притчи.

И все же общая исповедь не заменяет частной, приносимой индивидуально перед священником. Причастие Великим Постом эти два Таинства связаны особенно тесно: ведь в Евхаристии верующий соединяется непосредственно с Богом, получает помощь для самоизменения, преодоления грехов. Именно поэтому исповедь предваряет Причастие. Календарь: все недели с названиями и пояснениями За три недели до начала Великого Поста за богослужениями появляются песнопения из книги, именуемой Триодью Постной. Ее название происходит от греческого «Триодион», или «троичный»: так как здесь содержатся особые покаянные каноны всего из трех песней, или «Трипеснцы». Интересный факт Богословы обращают внимание на то, что количество богослужебных дней, когда читаются молитвословия Постной Триоди — от подготовки к Посту до конца Страстной Седмицы, составляет 70 — как бы по числу лет пребывания в плену Вавилона древних Иудеев, которым это было попущено как наказание за отступление от Истинного Бога. Поэтому отличительный признак служб подготовительных к посту недель — пение псалма 136, песни, сложенной евреями, удаленными от родины: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона…».

Подобно страдает душа всякого, разлученного со своим Создателем, Его Царством. Подготовительные недели По церковной традиции собственно «неделями» воскресные дни, с которых начинается богослужебная седмица — 7 дней. Таких воскресений, готовящих верных к Четыредесятнице — три. Им предшествует праздник Богоявления, когда Иисус крестился на реке Иордан от руки св. Иоанна Предтечи. Подобно тому, как, по слову Евангелиста, «немедленно после этого Дух ведет Его в пустыню» Мк. Но, ради человеческой немощи, не «немедленно»: Церковь мудро помогает своим чадам постепенно отрешаться от суеты в течение целых трех седмиц, которые открываются неделями воскресными днями : о мытаре и фарисее; словами св.

Луки Лк. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия Сплошные недели Так именуются седмицы, во время которых отменяется постное воздержание в среду традиционный день, воспоминание предательства Христа одним из апостолов, Иудой и пятницу память о Распятии Господа. Таких седмиц, следующих за подготовительными воскресными днями, две, они следуют: сплошная седмица за Неделей о мытаре и фарисее с 6 по 11 февраля; отмена постных дней на этой седмице учит христиан не абсолютизировать телесное воздержание подобно фарисею , которое само по себе, без должного смирения, ведет не к покаянию, а к развитию гордыни; за Неделей о Страшном Суде; сырная седмица масленица с 20 по 25 февраля мудро, постепенно выводит верующего на подвиг телесного воздержания; хотя здесь нет постных дней, но начиная с понедельника — до самой Пасхи, уже не благословляется вкушать мясо; христиане пока еще употребляют рыбу, молочные продукты, но уже звучит— впервые в году — Великопостная покаянная молитва св. Ефрема Сирина, предвещая наступление времени духовного подвига. Праздник накануне На этот воскресный день приходится, по церковному Уставу, «воспоминание Адамова изгнания», когда прародители рода человеческого из-за своего отступления от Господа лишились Рая. Предание говорит, что праотец Адам, сидя против его, каждый день плакал о потерянной радости. А вот как обращается к своей душе при воспоминании о грехопадении прародителя иеромонах Роман Матюшин : «О, Адаме, первый человече, Пал в раю и плакал без конца.

О, душе, с тобою будем где мы, Все преступая многие года?! Здесь имеются ввиду не только лично нанесенные обиды, но также невольные, которые мы причиняем ближним по неведению, недопониманию, небрежности. Традиция испрашивать прощения — древняя, идущая от монашества. В первые века христианства во многих монастырях был обычай, когда иноки уходили на время Четыредесятницы в пустыню на уединенный подвиг. Отправляясь из обители, они не знали, приведет ли Господь увидеться вновь, а потому, как пред кончиной, желали получить прощение от братий. Жизнь современного мирянина, проводящего дни среди житейской суеты, кажется, отличается от пустынного подвижничества и вроде бы не сопряжена с опасностями от диких зверей, разбойников, стихий, как у древних иноков. Но, положа руку на сердце, точно ли мы знаем, когда окончится наш земной путь?

Потому звучит в храмах: «Прости меня, грешного! И ответ: «Господь простит, и я прощаю! Настоящее прощение, когда обида от ближнего «вменяется как не бывшая», точно ее не было — настоящий духовный подвиг. Но мы верим словам Господа, в притче о блудном сыне говорящего, что Отец ждет от нас даже простого желания простить, вменяет намерение как самое дело, помогает измениться. Заговенье на Прощенное воскресение Прощеное воскресенье в 2023 году 26 февраля Что касается питания, то канун поста — последний по Уставу день, когда можно есть молочное, рыбное. Русские крестьяне имели благочестивый обычай по завершении Чина прощения, придя домой, тщательно убирать скоромные продукты, даже «выжигать» их остатки из кастрюль, котелков, нагревая их на огне. К вечеру шли в баню, омывая к посту не только душу, но и тело.

Затем наступало время молчания, ожидания наступления особого благодатного времени. Начало поста 2023 года: первая седмица С 27 февраля по 4 марта Это время вхождения в Великий пост 2023 года, когда душа, уже подготовленная во время трех предыдущих седмиц, особенно просит молитвы, покаяния. В дореволюционной России во время первой седмицы старались по возможности удаляться от дел, даже от мирских трудов добывания хлеба насущного: например, особо благочестивые купцы нередко закрывали лавки, давали сотрудникам выходные, дабы они могли невозбранно посещать службы. Сейчас во время первой седмицы приостанавливают занятия только духовные учебные заведения. Но большинство верующих, обремененных светской работой, такой возможности не имеют. Однако, по мере сил многие стараются посетить особо важные службы этих дней, хотя все они отличаются большой продолжительностью. Особенной любовью церковного народа пользуется Великий Покаянный Канон свт.

Андрея Критского, который, разделенный на четыре части, читается вечером, с понедельника по четверг. Первый день Великого поста — 27 февраля 2023 года До революции он назывался «Чистым Понедельником», когда хозяйки старались сделать особенно тщательную уборку дома, что знаменовало наступление дней, когда такая же «уборка», очищение, предстоит также душе. Однако обычай этот — не уставный, это лишь благочестивая традиция. Устав же предписывает по возможности бывать: на длительной утренней службе, соединяющей Утреню и Вечерню; желающие отстоять все богослужение должны рассчитывать на продолжительное время около 4 чаще всего — немного более часов; вечером — на чтении Великого Покаянного Канона свт. Андрея Критского; многие храмы начинают вечерние службы часом позже обычного, чтобы верующие могли попасть на них после рабочего дня. Второй В этот день службы также совершаются утром и вечером, когда читается вторая часть Великого Канона. Третий Среда — особый день первой седмицы, когда многие стремятся попасть на утреннюю службу.

Ведь в этот день впервые в году служится Литургия Преждеосвященных Даров, особое богослужение, поучаствовать в котором можно только Великим Постом. Вечером читается третья часть Канона свт. Четвертый В этот день вечером чтение покаянного Канона завершается. Еще раз услышать его можно будет теперь только на пятой седмице поста во время особой службы — Стояния Марии Египетской , когда Канон прочитают уже «сполна», то есть не по частям, а полностью. Пятый Вечерня этого дня, соединенная с Утреней и Преждеосвященной литургией содержит особые моления к вмч. Феодору Тирону, память которого издревле отмечалась в этот день. Это связано с тем, что однажды Византийский император Юлиан 361-363 гг.

Он сообщил о повелении царя, заповедал христианам вместо продуктов с рынка есть коливо — пшеницу, вареную с медом. С тех пор в храмах в пятницу первой седмицы читается канон святому, после чего освящается коливо. Верующие подкрепляют им силы после богослужения. Во все дни первой седмицы поста Устав заповедует сухоядение, то есть невареную пищу. Верующие, могущие понести такой подвиг, воздерживаются от пищи, питья с утра до конца вечерней службы. Другие же постятся по силам, но все же стараются особым образом ограничить себя именно на эти дни. Торжество Православия 5 марта Первый воскресный день поста называется Неделей Торжества Православия, посвященной историческому событию — утверждению почитания Церковью икон.

По окончании литургии служится особый Чин Торжества Православия. В некоторых храмах, монастырях следуют древнему предписанию — произносить анафему отлучение на не почитающих иконы, как это было установлено после VII Вселенского Собора. Вторая седмица С 5 по 11 марта 2023 года Ее завершают особые воскресные службы, посвященные свт. Григорию Паламе, жившему в XIV в. Его трудами, живым примером утвердилась молитвенная практика, называемая «умным деланием», или непрестанным творением Иисусовой молитвы. Третья: крестопоклонная С 12 по 18 марта 2023 года Третий воскресный день Четередесятницы именуется «средокрестным»: это «преполовение», середина поста, когда для духовного укрепления постящихся на средину церкви торжественно износится Крест. Он напоминает о страданиях Господа, ободряет тех, кто начал изнемогать от постного подвига.

Дерево, левкас, темпера; медный сплав, литье, эмаль. Иоанн Лествичник, поминается Церковью на четвертое воскресенье поста. Святой — автор «настольной книги» большинства иноков, «Лествицы райской». Она описывает духовное восхождение на 33 по числу лет Христа ступени. На вершине этой «лествицы» лестницы подвижник достигает святости. Пятая С 26 марта по 1 апреля 2023 года Вся седмица посвящена памяти прп. Марии Египетской.

Современные аналоги Великого поста 3. Как Великий пост поможет справиться с тяжелыми жизненными ситуациями Скрыть Великий пост считается самым длительным и важным религиозным испытанием. Объясняя кратко, главнейшая его задача — подготовка к Пасхе, то есть к празднику в честь воскрешения Иисуса Христа. Как и обычно это бывает, пост продлится 48 дней и завершится светлым праздником Пасхи. Ее в 2022 году отмечают 16 апреля. Если же говорить не только о высоком, а о влиянии поста на жизнь человека, можно отметить, что такое испытание помогает пересмотреть свои ориентиры, стать спокойнее и рассудительнее, избавиться от вредных привычек и, главное, отключиться от общемирового информационного шума, сконцентрировавшись только на вере и анализе своих мыслей и поступков. А это иногда необходимо каждому из нас. Основные правила соблюдения Великого поста Церковнославянское название Великого поста — Святая Четыредесятница. Из-за этого принято считать, что пост длится 40 дней.

При этом важно помнить, что Великий пост — не диета, а один из самых важных периодов в жизни христианина, главная цель которого — не похудение, а духовное очищение. Обед из бургера с вегетарианской котлетой, картошки фри и безалкогольного пива, формально, конечно, не нарушает ограничений по питанию во время поста, но полностью обесценивает саму суть этого ритуала. Кроме того, переедание приравнивается к чревоугодию и считается грехом. Что можно есть в Великий пост Во время Великого поста можно есть любые продукты растительного происхождения. В качестве источников белка можно использовать бобовые и заменители мяса из сои. Также можно есть овощи как свежие, так и соленые, маринованные или квашеные , фрукты, любые крупы, орехи и сухофрукты. Пить можно чай, квас, кофе без молока, компот, кисель, альтернативное молоко и что угодно, в чем не содержатся продукты животного происхождения. Но опять же, всегда нужно помнить о том, что главная суть поста заключается в отказе от искушений, поэтому если в обычной жизни вы бесконтрольно пьете кофе или газировку, на время поста стоит как минимум ограничить потребление таких напитков. На сладкое постящиеся могут есть горький шоколад, халву, мармелад, козинаки, варенье и выпечку без яиц и молока. К слову, яйца можно легко заменить бананом, который ничуть не хуже выступает связующим звеном в тесте.

Календарь питания в Великий пост по дням Самые строгие периоды Великого поста — первая и последняя Страстная неделя. В первый день поста принято полностью отказаться от еды, такое же правило для Страстной пятницы — это день, в который состоялся суд над Христом и его распятие. Также многие православные христиане отказываются от еды в Великую субботу, которая предшествует Воскресению Христову. В будние дни принято ограничиваться одним приемом пищи вечером, по субботам и воскресеньям можно есть два раза: в обед и вечером. Также по выходным разрешено пить вино, но не больше 200 мл, а людям с зависимостью от алкоголя употребление строго запрещено на протяжение всего поста. Важно понимать, что строгое соблюдение всех требований Великого поста обязательно только для священнослужителей, монахов и послушников. Если же вы ведете обычную жизнь и работаете пять дней в неделю, тем более если работа эта сопряжена с физическим трудом, полное воздержание от пищи или ее однократный прием могут быть просто опасными для здоровья.

Целых семь недель верующие должны воздерживаться от любой пищи животного происхождения: мяса и рыбы, молока и яиц, сливочного масла и сыра. Эта статья для вас, если вы уже придерживаетесь поста, но вам пока недостаточно знаний о смысле запретов, а от скудного питания вы чувствуете упадок сил. Прочитайте, чтобы знать, как правильно составить меню на каждый день и не навредить здоровью. Зачем нужен пост Весенний длинный пост есть во всех культурах и религиях. Агностики объясняют его необходимость тем, что за зиму запасы еды заканчивались, поэтому нужно было как-то дотянуть до момента появления новых всходов. Христиане же и католики, и православные постятся для того, чтобы достойно подготовиться к светлому празднику Пасхи. Первые сорок дней назначены в память о сорока днях поста Иисуса Христа, который искал покоя для своей души перед восхождением на Голгофу. Последняя неделя поста — Страстная седмица — нужна для памяти о страданиях последних дней Божьего Сына. Кажется, будто современному человеку ни к чему вспоминать события двухтысячелетней давности. Но именно сейчас, в условиях постоянной суеты и стресса, человеку как никогда раньше необходимо замедлиться и подумать о душе. Смысл поста не в том, чтобы похудеть к лету или похвастаться всем, как хорошо у вас получается отказываться от мяса и молока, а в очищении сердца и ума. Мало просто ограничить себя в питании — нужно устроить себе цифровой детокс, отказаться от пустопорожней болтовни в соцсетях, политических разногласий и выяснения отношений со своими домашними. Краткий календарь Великого поста Первая и последняя недели — самый строгий пост обычно это сыроедение с питанием один раз в сутки. По будням разрешено есть всего один раз — обычно вечером. В субботу и воскресенье можно позволить себе обед и ужин, разрешено употреблять растительное масло и вино в разумных количествах — не более двух бокалов. Понедельник, среда и пятница — дни сыроедения, когда можно есть только сырую пищу без добавления масла. Этот устав обязателен только для монахов и тех, кто хочет держать пост по канонам. Всем остальным достаточно отказаться от пищи животного происхождения, уменьшить порции, придерживаться скромности в мыслях, словах и поведении. Выбор строгости поста — дело каждого отдельного человека и его духовника, нельзя хвастаться своей силой воли и духа или осуждать других людей, если они продолжают питаться обычной едой. Что делать, если в пост угостили запретной едой? Как ни странно, думать о том, что человек сделал это от чистого сердца и нарушил правила поста по незнанию например, бабушка, к которой вы приехали в гости, — человек другой религии.

О великом посте

В его первые две недели запрета на употребление тех или иных продуктов нет. Во время третьей недели верующим не разрешается есть мясо по средам и пятницам, а во время четвертой, на которую приходится Масленица, полностью запрещается употребление всех мясных продуктов. Последнее воскресенье перед Великим постом Прощеное воскресенье в христианской традиции является кульминацией подготовительного периода. В этот день принято каяться и просить друг у друга прощения за нанесенные за год обиды, чтобы очиститься от грехов и сосредоточиться на духовной жизни. В храмах на вечернем богослужении совершается особый чин: после чтения молитвы настоятель просит прощения у присутствующих на службе, то же самое делают и прихожане. Ограничения 3 Великий пост — время строгих ограничений и молитв. Под полный запрет подпадают мясо, молоко, яйца, сыр, сметана, творог, животное масло, сдобный хлеб и выпечка и т. Особенно усердно положено поститься в первую и последнюю недели. При этом, согласно церковным канонам, верующие должны полностью отказаться от еды в понедельник и вторник первой недели поста и в пятницу и субботу последней.

В остальные дни разрешается растительная пища овощи, крупы и т. В будние дни есть можно лишь раз в день, в субботу и воскресенье — два раза в сутки.

Главным содержанием церковной службы Великого понедельника являются два евангельских повествования — эти темы отражены в песнопениях первого дня Страстной недели.

В Великий понедельник в храмах вспоминают Иосифа, проданного родными братьями за 20 сребреников в рабство в Египет. По Божественному промыслу, как Иосиф, освобожденный из темницы, господствует над Египтом, так и Спаситель, восставший из мертвых, приемлет власть над всем миром.

Ветхозаветный Иосиф был одним из 12 сыновей Иакова и с детства видел во сне события, которые должны сбыться наяву. Однажды он рассказал своей семье, что увидел во сне, как все кланялись ему. Иосиф был любимым сыном, поэтому братья завидовали ему и решили продать в рабство.

Таланты и смирение Иосифа помогли ему не только прославиться на весь Египет, но и спасти людей в дни великого голода. Иосиф смог простить своих братьев. В его страданиях Церковь видит прообраз страданий Христовых. В конечном торжестве Иосифа и его возвышении в Египте предсказывается и Воскресение Христово и Его победа над миром. Подобно Иосифу, простившему братьев и питающему их земными благами, Христос примиряет с собой человечество, причащая верующих своими телом и кровью, символами которых в христианстве стали хлеб и вино.

Фото: commons. В Евангелии от Луки рассказывается о смоковнице инжире , которая, несмотря на богатую листву, не приносила урожай. Смоковница символизирует нераскаявшуюся и не приносящую духовных плодов душу человека, живущего без веры, молитвы и добрых дел. Не увидев на дереве плодов, Христос явил чудо: в один миг дерево засохло. Оно стало предупреждением для безбожников, не пытающихся взрастить в себе плоды духовные.

Примечательно, что первые люди, Адам и Ева, согласно Библии, сделали себе одежду именно из листьев смоковницы. Главные православные праздники в апреле и мае Что нельзя делать в Великий понедельник, народные приметы С Великого понедельника начинается подготовка к Пасхе. До четверга верующие прибирают дом, занимаются домашними делами на неделю вперед, чтобы освободить последние дни перед Пасхой для духовного очищения и сострадания.

Он длится семь недель и состоит из собственно сорокадневного поста Четыредесятницы , который олицетворяет сорокадневный пост Иисуса Христа в пустыне, и поста Страстной седмицы.

В этом году Великий пост продлится с 18 марта по 4 мая. Первая и последняя недели Великого поста считаются самыми строгими. В субботу шестой недели церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря Иисусом. За субботой следует Вербное воскресение, открывающее Страстную седмицу - последнюю неделю поста, во время которой вспоминают о страданиях Иисуса Христа.

Этот пост называется Великим не только из-за продолжительности и строгости, но и по причине его великого значения в жизни православного христианина. Главными задачами в период Великого поста являются усиленная молитвенная практика, покаяние в грехах и отречение от чувственной суеты. Ради скорбных дней Великого поста, ради дней "сокрушения и сетования" изменяется и порядок церковных служб. Ежедневное совершение Божественной литургии прекращается.

Великий пост: почему нужно хотя бы раз попробовать его держать?

Когда проходит Великий пост Суть поста Что нельзя есть Структура поста — что и в какие дни можно есть Когда можно рыбу Значение Великого поста в современном мире. Великий пост появился на заре христианства, но не всегда был таким, каким мы знаем его сегодня. Великий пост в этом году начинается 19 февраля и закончится 1 апреля Страстной седмицей, после которой 8 апреля – празднование Пасхи, Воскресения Христова – самого радостного и самого главного из всех православных праздников. Великий пост называют «весной духовной», и в этом выражении кроется его смысл и главная цель: духовное обновление, очищение и воспитание души.

История и календарь Великого поста, что можно и нельзя есть в это время

В этом году православные отмечают свой главный праздник 5 мая, следовательно, Страстная пятница приходится на 3 мая. В этот священный день Православная церковь вспоминает о страшной казни Иисуса Христа, его снятии с креста и погребении. В три часа дня священнослужители выносят из алтаря в центр храма плащаницу — ткань, изображающую тело Иисуса Христа в гробу. Молящиеся поклоняются перед ней. Вечером проводится служба, во время которой стоят с горящими свечами в руках. Плащаница обносится вокруг храма. В Страстную пятницу в церквях колокола молчат. После службы прихожане не тушат горящие свечи. Они несут их домой и ставят перед иконами. Что можно делать в пятницу на Страстной неделе?

В этот день необходимо придерживаться особо строгого поста: необходимо воздержаться от еды до выноса плащаницы в храме. После этого разрешается употреблять только хлеб и пить воду согласно церковному уставу. Что нельзя делать в Страстную пятницу 3 мая? Церковь запрещает в этот день выполнять домашние дела, петь, танцевать, радоваться, слушать музыку, ругаться, богохульствовать или проклинать кого-то. Нельзя шить, стирать, резать или вязать. Использовать топор и другие сельскохозяйственные инструменты также запрещено. В 2024 году Страстная суббота приходится на 4 мая. В этот день освящают пасхальные куличи, крашеные яйца и другие угощения. Хозяйки готовят пасхальные блюда и красят яйца.

Великая суббота — время тишины, в этот день служба в церкви посвящена погребению Иисуса Христа. После распятия Иисуса первосвященники попросили Пилата поставить стражу у пещеры, где был погребён Иисус. Пилат поставил людей и закрыл пещеру печатью. После исчезновения тела Иисуса стража подтвердила, что никто не входил и не выходил из пещеры. Душа Иисуса спустилась в ад, где он возвестил победу жизни над смертью и обещал вывести праведников в Царствие Небесное.

В храмах в это время проходят особые службы, которые считаются самыми величественными и торжественными во всем церковном году.

При этом ни в один из семи дней не празднуют дни святых, не поминают умерших, а также не проводят венчания и крещения — все обряды в это время посвящены подготовке к Христову Воскресению. Великий понедельник В первый день верующие вспоминают ветхозаветного патриарха Иосифа, проданного завистливыми братьями в рабство, что считается прообразом страдающего Спасителя. Кроме того, на службах вспоминают о проклятии Христом бесплодной смоковницы, которая символизирует нераскаявшуюся душу. В Великий понедельник принято убираться в доме и выбрасывать старый хлам. Согласно народным поверьям, это способствует привлечению всех благ. Великий вторник В церкви в этот день читают притчи о десяти девах, о верном и неверном рабах и о Страшном суде.

У предков в этот день было принято готовить одежду, в которой семья пойдет в церковь на Пасху — люди доставали лучшие наряды, яркие платки, бусы. Главный цвет Пасхи — красный, поэтому в украшениях и одежде обязательно присутствовали алый, пурпурный, оранжевый оттенки. Великая среда В среду принято вспоминать предательство апостола Иуды, который продал Иисуса за тридцать сребреников. Также вспоминают о покаявшейся грешнице, которая после распятия Христа омыла слезами его ноги и помазала волосы драгоценным маслом, готовя его тело к погребению. Верующим рекомендуется в среду сходить в церковь, исповедаться и покаяться в грехах, так как в среду исповедь имеет особую силу. Великий четверг В Великий также — Чистый четверг вспоминают Тайную вечерю, когда Иисус установил таинство причастия и омыл ноги апостолов в знак смирения и любви к ним.

Страстная пятница: печальный и очень важный для верующих день, когда Иисуса Христа распяли на кресте. Этот день посвящают молитвам и не занимаются никакими бытовыми делами. Уборку нужно закончить в Чистый четверг. Ни шить, ни прясть в Страстную пятницу нельзя. Большой грех рубить дрова или что-либо тесать топором. Любую работу на земле старались не делать, потому что считалось, что все что посажено в этот день не даст урожая. По народным верованиям, в Страстную пятницу нельзя петь — грех.

Также в Страстную пятницу необходимо воздержаться от алкоголя и плотских утех. Люди, которые напиваются в этот день, рискуют стать алкоголиками. А зачатые в Страстную пятницу дети, по поверию, рождаются больными или становятся преступниками. Для сохранения здоровья в этот день необходимо отказаться от стрижки, окрашивания волос и других косметических процедур. Вторник — холодная пища без масла и холодные напитки. Среда — воздержитесь от термически обработанной пищи, можно есть сырые фрукты и овощи, пить холодные напитки. Четверг — можно есть теплую пищу, но только растительную.

Можно употреблять небольшое количество вина. Суббота — горячая пища, но без масла Пища во время Великого поста должна быть сытной, но не потакать чревоугодию Соцсети Что можно делать в Страстную пятницу Великого поста В Страстную пятницу христианам стоит посетить богослужение на время карантина онлайн , и помолиться.

Если вернуться к происхождению Великого поста, то первое его упоминание можно найти у Иринея Лионского в письме Папе Виктору в связи с пасхальными спорами, которое цитирует в своей работе историк Евсевий.

Именно это место часто приводят в доказательство древности этой традиции. Но на самом деле там не говорится ничего про Великий пост и что нужно поститься сорок дней: Ибо, некоторые думают, что они должны поститься один день, другие — два дня, иные — даже несколько, тогда как другие отсчитывают сорок часов дня и ночи для своего поста. Евсевий Кесарийский Один хитрый переводчик перевёл слова сорок часов как сорок дней, и теперь "благодаря" его обману многие православные ссылаются на Евсевия, как на доказательство древности происхождения Великого поста.

Однако современная наука уже давно доказала правильность перевода в сорок часов. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что Ириней Лионский примерно в 190 году ещё ничего не знал о посте в 40 дней, а только в 40 часов, и то не в повсеместном распространении. Когда появился великий пост?

Нет его там, как и слова Троица, как и много чего другого, что сегодня церковь возвела в ранг догматов, обязательных к исполнению. Самое забавное, что последнюю неделю перед "Великим постом" объявляют самым строгим периодом Великого поста! Но именно в это время Христос и его апостолы ели мясо и пили вино на еврейскую Пасху, которая была за ТРИ дня до его воскресения, которое знаменует конец Великого поста, а ныне совмещено с православной Пасхой!

Я уже в прошлом году писал о православном посте целую статью, и далее не буду углубляться в тему постов из Библии, которые якобы являются прообразом современного Великого поста. Кому интересно, могут почитать мои размышления об этом в той статье. Хочется закончить эту статью, которую я написал, как обычно, чисто случайно, под настроение, словами Иоанна Златоуста, который отлично высказывался о многих лжеучениях, которые сегодня возведены в ранг святого действия.

Единение божественного и земного. Зачем верующие ограничивают себя в Великий пост

А пост, молитва и милостыня — это средства для этого. Итак, пост — это не главное. Пост — это дорога к Пасхе. Пост — это средство. Но дело в том, что чтобы правильно пользоваться средством, надо знать конкретно для чего. Понимаете, если я Вам подарю молоток и скажу, что с помощью молотка можно собрать машину.. Но, вообще-то, надо указать, какие именно части в машине могут соприкасаться с молотком. А иначе, понимаете, начнёте колотить куда ни попадя, и все эти полуфабрикаты, запчасти, могут только разрушиться, только и всего.

Так вот, мало сказать, что пост нужен для духовной жизни и т. Конкретно, для чего именно? У поста в смысле воздержания от мясной, плотной пищи три смысла. Первый, который больше всего знаком всем нам и с которого я начал: это знак общецерковной солидарности, действие послушания. Церковь благословляет в это время поститься — из послушания Церкви, из чувства своего единства, соборности с остальными христианами православными я буду в это время поститься, хотя мне это тяжело и радости никакой не доставляет и т. Это первый смысл, на котором, как я понимаю, большинство церковных людей на самом деле сегодня находятся. Второй смысл: пост нужен для того, чтобы сделать душу более независимой от плоти, чтобы слегка погасить избыток сексуальной энергии, прежде всего.

Но и здесь также с самого начала нужно заметить, что, прежде всего, в таком случае во втором смысле пост приложим не ко всем. Он приложим только к людям, что называется, половозрелого возраста — т. Значит, это я к тому, что когда, скажем, в христианской среде речь идёт о посте детишек, то здесь, может быть, имеет смысл им говорить, что вот надо поститься просто из послушания. Но, понимаете, дело вот в чём: ведь можно проще дать человеку понять, что пост — это время такого сугубо личного подвига и время послушания. Для этого у пятилетнего малыша не обязательно молоко отнимать. Если вы перестанете его пирожными до Пасхи кормить, перестанете ему вкусности печь… Вот он привык, что вы ему ватрушки печёте, а вы перестанете ему ватрушки печь и поясняете, почему вы ему не печёте ватрушек, а молоком поите, — для него это будет достаточный пост. А вот в тринадцать лет надо подумать, стоит ли его, действительно, так упорно мясом кормить или нет.

Но здесь вопрос некой решимости. Человек действительно, всерьёз, намеревается ограничить буйство своей плоти или нет? И вот это тоже, конечно, серьёзный вопрос, но это вопрос пастырский, что в таком случае делать. И, наконец, третье значение поста как воздержания от тяжёлой пищи — это облегчение молитвенного труда. Вот если ты встаёшь с тяжёлым чувством, так что о Боге как бы и думать не хочется, значит, переел. Вот есть благодарственная молитва после трапезы у православных, в которой мы благодарим Бога за то, что Он насытил нас земных Своих благ. Соответственно, есть нужно так, чтобы не слишком дискомфортно было между вот этой молитвой, что мы просим у Бога, и тем, в какое состояние мы только что себя привели.

Значит, в этом смысле пост — это средство истончения плоти. Плоть — это не тело. Плоть — это та часть нашей души, которая связана с телом. Это те движения нашего сознания и подсознания, наших чувств, которые связаны с нашей сексуальностью, совершенно естественно ведь сама по себе сексуальность безгреховна. Вопрос в том, в какой мере всё это определяет нашу сознательную душевную жизнь. Значит вот то, что находится на грани между телом и нашей душой как таковой, нашим духом, — это и есть плоть. Но на современном языке можно было бы сказать, что плоть — это то, что исследует фрейдистский психоанализ.

Так вот, плоть — это раковая опухоль, когда наша сексуальность распухает за отведённые ей пределы. Церковь благословляет брак, благословляет влечение мужчины и женщины, освящает его. Вот когда та же сексуальная стихия распухает за пределы и становится диктатором — вот это уже плоть. И эту плоть надо поставить на место. И вот здесь, конечно, пост может помочь. Поэтому поймите: проблема не в том, что лежит у меня в тарелке. Объесться можно и постной пищей.

Проблема в том, как всё это влияет на молитвенную настроенность человека. И вот здесь есть ещё одна проблема. Если сказано, что пост истончает плоть, то ведь дело в том, что через эту истончившуюся завесу такая образина может выглянуть! Пост делает человека более прозрачным. И тогда наружу могут начать проступать такие страсти, которые обычно человек в себе более-менее культурно скрывает. Вынеси из кельи Евангелие и Псалтирь. Загради все окна и двери.

И не молись! И они начинают терзать его и раздирать. Так вот, пока человек живёт в мире, у него есть какое-то утешение: ближние, книги и ещё что-то такое. А вот когда всё это отнимается, человек остаётся один на один с собой, и оказывается, что самого страшного врага, самого страшного зверя я ношу в себе. Так вот, начинается время поста, истончается эта завеса, и как часто бывает, что постящийся человек становится социально опасен, рядом с ним находиться страшно, он жутко раздражительным становится. Пока он был сыт, он злился только по пятницам. А как только он постоянно чувствует источник беспокойства а голодный желудок — это постоянный источник раздражения, а он не умеет своё раздражение контролировать, он не владеет своей душой, своими эмоциями , вот это раздражение его желудка начинает выливаться на всех вокруг.

И поэтому бывают случаи, когда опытные духовники запрещают поститься. Вновь поймите: пост — это средство для достижения цели. А если человек к этой цели и не идёт? Ему не интересно никакое духовное творчество, духовное делание. Так в его руки молоток влагать опасно. И вот запчасти разложены, и каждому в руки даётся молоток. И оказывается один человек, который совершенно не собирается никакой автомобиль собирать.

Он весьма раздражителен, а вы ему в руки молоток даёте. Так он этим молотком, простите, не по болтам стучать начнёт, он по головкам может начать стучать. И вот поэтому бывают случаи, когда духовники запрещают некоторым людям поститься. Вместо поста физиологического питание ты лучше Покаянный канон каждый день читай, в храм почаще ходи и попробуй за собой грехи прежде всего видеть. Вот в древнем патерике есть такой рассказ, он, модифицируясь, и в нашей жизни постоянно воспроизводится. Вот пост наступает, что мне кушать-то? Лишние вопросы будут, если я буду поститься.

Как мне быть, что есть-то? Главное — воздержание от каннибализма. Людей не ешь: не гневайся, не осуждай, не раздражай — это и будет истинная жертва. В этой связи стоит коснуться ещё одной детали. В последнее время возникла проблема, которой не было лет 8 или 10 назад. Появилось, я бы сказал так, постовое извращение. Понимаете, когда десять лет назад, в советское время, человек начинал поститься, это значило однозначно: он будет кушать жареную картошку, перемежая её с рисом и макаронами, и по большим праздникам, если удастся, он купит себе заморскую баклажанную икру и время от времени будет добавлять её на краешек своей тарелки.

А больше ничего, собственно, он и купить-то не может. Ну, булку будет на ходу жевать. И пост действительно будет постом. Всё постное, действительно. И вот здесь тогда возникает вопрос: а смысл-то нашего поста? Вот это, говорит, смысл поста. Чтоб не просто самому питаться, а чтобы за счёт этого образовывались лишние деньги, которыми можно было бы помочь человеку.

А сегодня получается феноменальная вещь. У нас это ещё не так чувствуется, а вот иногда я просто попадал в такую ситуацию, когда приезжаешь в Италию, например. Православный монастырь. И видишь — рыбу они не едят, а мясо едят. Не постом, а вот когда поста нет. Но по русским представлениям, чтоб в монастыре есть мясо — это просто беззаконие. Рыбки бы купили!

И, действительно, любой человек, который знает западные цены на продукты, знает — рыба стоит в два раза дороже, чем куриные ножки там какие-нибудь, чем мясо. И возникает вопрос: ради чего тогда монастырь будет собирать деньги с прихожан, с пожертвований, и эти деньги будет тратить на видимость поста? Потому что это видимость поста — рыбу едят, а на самом деле в это время с рыбой-то лепту вдовы лишнюю съедают. Так что вот об этом тоже стоит предупредить. Что, наверное, всё-таки пост — это время, вновь говорю, когда мы должны быть христианами чуть больше, чем обычно. А быть христианином — это означает не только любить Бога, но и ближнего своего. Так вот, последнее, что я хочу, пожалуй, сказать.

Я уже вам сказал, что суббота и воскресенье не считаются днями Великого Поста. Но это не означает, что в эти дни церковный устав предполагает, что дожил до церковного утра и тут срочно жарь яичницу Великим Постом. Дело в том, что это время, когда человек в храме может радоваться. Это время, когда нет покаянных молитв. Время, когда нет литургического поста. Но дело в том, что те две цели, о которых я сказал — облегчение молитвенности и утеснение плоти — это такие наступательные действия, которые требуют систематичности. За одну неделю эффекта не добьёшься.

То есть, можно добиться, но если это очень строгий пост будет и т. Я помню первый свой Великий Пост , когда поехал к одному священнику на приход, и там так серьёзно попоститься пришлось. Я всё-таки был не совсем мальчик, когда я туда приехал. Так что меня поразило: батюшка был словоохотливый прости Господи , и в последний день, когда мне надо было уже уезжать, он всё равно вот говорит, духовные истории какие-то вспоминает или ещё что-то. Он, конечно, на самом деле целая духовная энциклопедия. Но дело в том, что автобус уже уходит, а он всё говорит, говорит, говорит… Наконец, удаётся последнее благословение у него испросить и надо бежать, иначе автобус из этой деревни ходит раз в день, так вообще не понятно, когда я до Москвы доберусь. И вот автобус уже почти уходит, а я к нему бегу.

И вот когда я после недели поста за этим автобусом побежал, вдруг я ощутил себя так, как будто мне 12 или, не знаю, 10 лет. Вот у детей радость от бега — чувство, которое очень прочно потом забываешь. Чем быстрее бежишь, тем больше радость; не усталость накопляется, а радость. Я уже давно перестал быть мальчиком, и вдруг после этого поста я ощутил такую же радость движения. Но ладно, это, скажем, почти телесная радость, хотя я должен сказать, что, действительно, при серьёзном посте это радость для тела, облегчение для тела, это правда. Не случайно сегодня так много разных методик лечения голоданием и так далее, но главное — душа. Так вот, всё-таки за неделю здесь эффекта достичь не удастся.

А если жить в таком слишком рваном ритме… Знаете, у мусульман пост какой, да? Как только настала ночь а ночь определяется тем, что выносят на улицу две нити — белую и чёрную, и когда невозможно отличить, где из них какая, в какой руке, значит, день кончился, началась ночь , возвращаются по домам. И тут всё, пожалуйста: плов, всё что угодно будет. До утра поели, утром поспали, и затем снова постятся до вечера. Но должен заметить, что это правило возникло на Ближнем Востоке, а там очень тёмные ночи, на Севере они почти белые, а там очень резкая грань дня и ночи, поэтому там это правило очень эффективно действует. Я думаю, что мусульмане здесь вряд ли могут по этому правилу поститься. Поэтому они по часам, скорее, отмеряют — после двенадцати, скажем, уже можно кушать.

Так вот, такой пост на самом деле столь длительного эффекта не имеет, потому что ты день как бы провёл в таком посте, а за ночь ты столько опять всего набрал, что потом от этого не то что день — там надо будет неделю от этого очищаться ещё, из организма всё это выводить. Так вот поэтому и в православной традиции, хотя суббота и воскресенье Великого Поста считаются не постными днями, но праздничными, тем не менее, в смысле диеты, так сказать, пост в эти дни продолжается, хотя с некоторым послаблением. Иногда в некоторых храмах, в семинариях, даже рыба разрешается в воскресенье и т. Ну, вот, я попробовал объяснить, что пост — это не такая иезуитская выдумка, как это иногда кажется, что пост имеет отношение к таинственным движениям нашей души. И поскольку пост есть путь, и путь этот кончается Пасхой, то вновь стоит заметить, что это то средство, которое, действительно, оправдано своей целью. В моей жизни был такой случай, когда я не мог поститься Великим Постом и встречал Пасху. Вы знаете, радость была совершенно не та.

Такое ощущение было, что Пасху украли.

В пост важно уделить больше времени духовной жизни, продолжил Конюхов. Главное — не просто признать свои ошибки и попытаться замолить их, а именно — начать путь к изменению. За каждым покаянием, подчеркнул священник, должна стоять проделанная работа над собой. Очень здорово, если он постящийся — прим. На протяжении всего Великого поста, добавил он, важно не забывать о прощении ближних. По словам священника, начать очищать свое сердце от обид нужно в Прощеное воскресенье. Великий пост начинается сразу после Масленицы и длится 48 дней. В этом году он выпадает на 18 марта, а заканчивается 4 мая. Первые шесть недель называются Святой Четыредесятницей в честь сорокадневного поста Спасителя, оставшиеся дни — Седмица или Страстная неделя — в память о последних днях земной жизни, страданиях, смерти и погребении Христа.

За все дни поста только дважды можно позволить себе съесть рыбу — на Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля и в Вербное воскресенье 28 апреля. В Лазареву субботу 27 апреля можно употребить рыбную икру. Самые строгие ограничения в пище описываются в монашеском Типиконе, отметил священник. Однако не каждый сможет соблюдать именно этот устав.

В этот день разрешается есть рыбу. Александр Кондратюк А уже с понедельника, который как и все последующие дни последней предпасхальной недели называется Великим, устав предписывает максимально строгое воздержание - пищу готовят без масла, а те, кому по силам, переходят на сырую еду. Читайте также Хлеб: польза и вред для организма. Рецепты домашнего хлеба в духовке "В этом году у нас на страстные дни, то есть Дни страданий Спасителя, выпадают майские праздники с массовыми мероприятиями и гуляньями. Но для нас, православных, это время переживаний, время осознания, мыслей о своей жизни, о своей душе и так далее.

И радость у нас в эти дни должна быть от ожидания Воскресения Господа. Если ты, православный человек, от поста не радуешься, то это явный признак нездоровой души", - говорит отец Алексий. Как правильно соблюдать Великий пост Пост - это время воздержания не только от еды. Церковная традиция предписывает постящимся максимально ограничить себя и в других потребностях. Когда наступает время поста, он более мобилизованный, более сосредоточенный. Появляется время больше уделить внимание жизни внутренней, духовной, а не только внешней", - поясняет отец Алексий. Сергей Пятаков Направляет верующих в эти дни церковный устав. Также есть традиция читать больше Библию, Евангелие, Псалтырь, находить больше времени для домашней молитвы, чаще бывать на богослужениях. Строгие и обязательные предписания в основном распространяются только на монашествующих, но в мирской жизни каждый может сам определить посильную ему меру воздержания, говорят священники.

Пост - это то время, когда человек сам себе говорит - я готов на время отказаться от того, что люблю больше всего. Например, люблю сериалы смотреть, или спортивные соревнования, или с подругой часами по телефону разговаривать. Ну, откажись немножко, смотри хотя бы не каждый день. Не ссорься с детьми, с близкими, с коллегами, сдерживай себя", - поясняет отец Алексий. Что можно, а что нельзя есть в Великий пост? Ежедневный рацион питания также описан уставом. В зависимости от дня недели можно есть те или иные продукты. Как правило, в субботу и воскресенье даются послабления.

По поводу того, что делать, если родственники, близкие неверующие и не постящиеся, существует несколько позиций: все-таки нарушить пост из любви, чтобы не огорчить близкого человека; попросить хозяев с учетом постного времени приготовить одно-два блюда, соответствующих уставу; если же они откажут, мягко уклониться от посещения; наконец, просто исключить подобного рода общение на время поста. Какую принять точку зрения, зависит от выбора самого человека. Иногда вполне очевидно, что хозяева по-своему пытаются выразить любовь, так что отказ, конечно, может нанести обиду. Об этом говорит приведенная выше история митр. Антония Сурожского. Следует также избегать впадения в осуждение, однозначно выбирая между эти грехом и нарушением воздержания — второе. Подобным образом, по словам прп. Силуана Афонского, однажды поступил его отец. Святой рассказывал, что, еще живя в миру, он однажды приготовил мясной обед для артели крестьян, забыв о постном дне. Не вспомнили о нем и другие. Отец же сказал об этом сыну… через полгода, так, что это прозвучало не как обличение, а как мягкий укор. Преподобный десятилетия вспоминал эту историю, как пример истинно христианского такта. В то же время случается, что близкий человек негативно относится к постам как таковым, противоречиво настроен вообще в отношении религии, Церкви. Возможно, от посещения такого дома лучше воздержаться, отметив праздник близкого сугубой молитвой о нем. Тогда вполне применимы слова мудрого Соломона: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» Притч. Сейчас, когда найти духовного руководителя удается не всем, при сомнениях можно подойти также просто к любому священнику на приходе. Общим правилом постящегося должно быть то, что воздержание тела не должно лишать физических сил, возможности полноценно жить, работать, заботиться о семье. К тому же особо строгое воздержание провоцирует развитие гордыни, самомнения, уверенность в своей праведности, чем разрушается все постное делание. Вот какую меру предлагает свт. Игнатий Брянчанинов: «Кто занят телесными трудами или так слаб телом, что не может довольствоваться употреблением пищи однажды в день: тот должен вкушать дважды. Пост для человека, а не человек для поста… При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы… пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его». Кому можно не соблюдать Устав не предусматривает полного разрешения поста, лишь допуская послабления для слабых или больных. Разумеется, в каждом конкретном случае дело все-таки зависит от состояния здоровья человека. Например, священники чаще всего благословляют нарушить пост не только больных, для которых по жизненным показаниям необходима скоромная пища, но и беременных, кормящих женщин. Впрочем, и здесь все зависит от состояния здоровья и личных пожеланий. Многие православные мамы держат все посты не только во время беременности, но даже кормления ребенка. Другим же делать это не позволяет здоровье. Вот что рассказывает Елена: «Наслушавшись православных знакомых, я решила соблюдать пост в первые месяцы беременности. В результате сильно обострился токсикоз, организм буквально требовал молока, яиц. Когда же я попыталась покаяться в этой немощи на исповеди, батюшка так и ахнул: «Это что за самочиние? Какой вам пост, вы беременны! Немедленно ешьте рыбу и пейте молоко! Еще ребенку повредите! Раб Божий Н. Между тем наступал Великий Пост, соблюдать который Н. Ответом на его скорбь стало такое благословение духовника: «Ешь мясо и пей молоко, но никого не осуждай! Итак, нарушать пост не предосудительно: больным; немощным; беременным и кормящим. Однако послабления касаются только телесной стороны поста. Что до работы над душой, молитвы, воздержания от развлечений — все эти виды постного делания доступны независимо от состояния телесного здравия. Великий пост для детей Когда пост соблюдает вся семья, детский пост не отличается от взрослого, воспринимается ребенком вполне органично. В по-настоящему церковных семьях дореволюционной России не настаивали на посте, а просто учили дитя собственным примером, не осуждая за сделанные по неразумию нарушения, но ожидая, когда ребенок осознанно последует примеру старших. Однако полностью церковные семьи сейчас редки, часто супруги приходят к Богу не одновременно. Тогда опытные духовники советуют обращать пристальное внимание на то, чтобы ребенок понял смысл поста прежде, чем начнет соблюдать его телесно, сделал осознанный выбор. Алексий Уминский советует, например, поговорить с ребенком, объяснив, что воздержание — не ради него самого, а ради Господа. От чего готов отказаться ради Христа маленький человек? Будет ли это любимый продукт питания, а может — развлечения или игры? В этом случае меру воздержания определяет в значительной мере сам ребенок и его родители, знающие его возможности, характер, духовное устроение. Алексий говорит: «Пост хоть и идет для всех в один и тот же период, но для всех он всегда очень разный. Для каждого человека пост является его личным подвигом. И родители не должны забывать, что мера личного подвига у всех людей разная». Впрочем, он не советует утруждать воздержанием, например, детей до 7 лет, постепенно вводя элементы поста, который они, подрастая, начнут соблюдать осознанно. Супружеские отношения Многие современные священники говорят, что здесь, как в случае с детьми, мера поста определяется индивидуально. Церковь опирается на слова ап. Павла: «Жене муж должную любовь да воздает, также и жена мужу. Жена своим телом не владеет, но муж. Также и муж своим телом не владеет, но жена. Не лишайте себя друг друга, точию по согласию ко времени. Да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Итак, ключевым моментом для определения меры постного воздержания является взаимное согласие двоих. Его отсутствие, а особенно — упорство в соблюдении устава одной из сторон ведет к тяжелым последствиям, на которые обращал внимание еще свт. Иоанн Златоуст , порицающий неразумных постников, от «воздержания» которых происходит не только нарушение мира, но еще более тяжкий грех, прелюбодеяние. Наравне с согрешающим полную ответственность за него несет также супруг, чье поведение на грех толкнуло: «Хорошо сказал Апостол: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого — значит лишать, а по воле — нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости, и тем подавая мужьям повод к распутству, и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие: оно всего важнее. Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Того же мнение держатся другие святые отцы: свт. Дионисий Александрийский пишет, что «довлеющими судьями» сами себе являются сами супруги, так как определение его меры — дело глубоко личное; свт. Василий Великий подчеркивает, что установление супружеского воздержания духовно полезно, так как «удерживает от неумеренности в том, что дозволено законом»; однако, для воздержания во время поста необходимо согласие мужа и жены; св. Тимофей Александрийский пишет: «Прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим». Среди подобных суеверий Владыка отмечает и такое — распространенное до наших дней: якобы дети, зачатые супругами во время поста родятся больными или проживут грешную жизнь: «Будет любо тать, любо блудник, любо разбойник». За грех нарушения супружеского воздержания при этом рекомендовалось отлучать родителей от Св. Таин «на два лета». Мнение епископа о подобных «номоканунцах» было максимально жестким: таковые «годятся сжещи». Итак, воздержание — подвиг двоих, который берется на себя по силе каждого и по обоюдному согласию. Про духовную составляющую Как говорил свт. Григорий Богослов, «истинный пост есть воздержание от злых дел». Многие угодники Божии, сами опытные постники, обращают внимание именно на духовное устроение постящегося. Например, свт. Тихон Задонский писал: «Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое — от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла». Пост — это диета, или вообще он не о еде? Восприятие Великого Поста имеет две крайности: понимание его как «очищения организма», по сути, диеты, сводящейся к воздержанию от определенных видов пищи; видение поста как чисто духовного делания, борьбы со страстями; иногда от верующих, кто придерживается такой позиции, можно услышать, что «поститься духовно» можно без соблюдения телесной аскезы. А в чем тогда суть? Человек, однако, не бездушное животное и не бестелесный дух: он — единство души и тела. Именно поэтому Церковь сочетает пост тела и души, отрицает как неразумный акцент на телесном посте, так и «духовный пост» без телесного воздержания. Последний вариант, по опыту многих верующих особенно сложен: без дисциплины тела довольно сложно обуздать страсти. То же подтверждают святые отцы. Например, св. Исаак Сирин Ниневийский пишет, что «голод много способствует укрощению чувств». А прп. Марк Подвижник говорит, что постящийся только телесно подобен земледельцу, который много потрудился над обработкой своего поля, но затем оставил его незасеянным. Обработанная земля нуждается в семени, а постящийся телесно — в молитве. Борющийся же со страстями, но без телесного воздержания подобен другому неразумному делателю: «Как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет терние; так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха. Ибо тело сие из той же земли, и если не будет возделано с таким же прилежанием, как и земля, то никогда не произрастит плода правды». Для чего современному человеку аскеза Современная культура формирует культ потребления, комфорта, беззаботности, о котором саркастически говорил еще ап. Павел: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем» 1 Кор. Аскеза полезна для осознания того, кем на самом деле является человек: творением Божиим, которому суждена вечная жизнь, а не «потребительский рай». Подробнее об аскезе в статье: Простыми словами об аскетизме Изменить себя, стать лучше Довольно скоро человек, пытающийся своими силами избавиться от страсти, преодолеть недостатки, сталкивается с собственным бессилием. Никодим Святогорец советовал: «Когда случится тебе неожиданно впасть в прегрешение… не малодушествуй, не останавливайся на себе, не говори: «как я такой потерпел это и допустил?! Напротив, смирись и, обратив мысленные очи к Господу, скажи: «Что другого и ожидать было от меня, Господи, столь немощного и худонравного», и тут же поблагодари Его, что дело остановилось только на этом, исповедуя: «Если бы не Твоя безмерная благость, Господи, не остановился бы я на этом, а безусловно впал бы во что-нибудь ещё худшее». Так человек, видя свое бессилие, приходит к единственно возможному варианту: просить помощи свыше. Немало также таких, кто приходит к покаянию впервые в жизни именно в эти святые дни. О Таинстве покаяния подробнее можно почитать здесь: Особенности женской исповеди: полный перечень грехов Общая исповедь Иногда она предваряет частную. Перед началом Таинства священник произносит проповедь, перечисляя основные грехи, давая советы в борьбе с ними. К числу лучших таких опытов принадлежат слова архимандрита Иоанна Крестьянкина , не раз изданные под заголовком «Опыт построения исповеди». Точный разбор духовного состояния, сделанный опытным старцем, помог не одной душе прийти в себя, подобно блудному сыну из Евангельской притчи. И все же общая исповедь не заменяет частной, приносимой индивидуально перед священником. Причастие Великим Постом эти два Таинства связаны особенно тесно: ведь в Евхаристии верующий соединяется непосредственно с Богом, получает помощь для самоизменения, преодоления грехов. Именно поэтому исповедь предваряет Причастие. Календарь: все недели с названиями и пояснениями За три недели до начала Великого Поста за богослужениями появляются песнопения из книги, именуемой Триодью Постной. Ее название происходит от греческого «Триодион», или «троичный»: так как здесь содержатся особые покаянные каноны всего из трех песней, или «Трипеснцы». Интересный факт Богословы обращают внимание на то, что количество богослужебных дней, когда читаются молитвословия Постной Триоди — от подготовки к Посту до конца Страстной Седмицы, составляет 70 — как бы по числу лет пребывания в плену Вавилона древних Иудеев, которым это было попущено как наказание за отступление от Истинного Бога. Поэтому отличительный признак служб подготовительных к посту недель — пение псалма 136, песни, сложенной евреями, удаленными от родины: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона…». Подобно страдает душа всякого, разлученного со своим Создателем, Его Царством.

«Весна духовная». Что нужно знать про Великий пост?

Показывая свою солидарность с язычниками остальные христиане тоже приняли условия Великого поста и стали выполнять все причитающиеся в это время жертвенные условия. В те времена это касалось только Страстной седмицы. Общее послушание вызывающее чувство соборности и близости всех людей православного мира. Утеснение плоти. Очищение души от пут плоти страстей искушений. Душа должна перестать зависеть от тела. Отказ от скоромной пищи мясо молоко животные жиры яйца кондитерские изделия изготовленные с добавлением молока жиров и яиц.

Одухотворение человека. Молитва покаяние очищение от злых помыслов воцарение мира и любви в душе. Диалог с Богом. Великому посту предшествует подготовка которая начинается за 4 седмицы до него и духовно подготавливает православных к покаянию. Каждая неделя называется по-своему и имеет свое назначение: Неделя о Закхее. Призывает к свободному желанию человека идти к Богу.

Закхей — маленький, грешный и ограниченный человек, преодолевает свою робость и добивается внимания Иисуса Христа и приводит его к себе домой. Так проявляется его непреодолимое желание быть ближе к божественному свету истины. Неделя мытаря и фарисея. В это время вспоминают притчу о мытаре и фарисее, каждый из которых пришёл в храм молиться, но один мытарь — как кающийся грешник, а другой фарисей — как возвышающий сам себя. Смысл этой седмицы в искреннем покаянии, а не показном, совершающемся ради собственной гордыни и величия. Бог простил искренне кающегося мытаря, но осудил выполняющего все каноны, но обуянного гордыней фарисея.

Как знак того, что важнее искреннее, а не показное покаяние, пост в это время не соблюдается, разрешено есть сыр, яйца, мясо. Неделя блудного сына. Известная притча призывает заблудших вернуться к истине, как сделал это растративший отцовское состояние сын, который умер и ожил, пропал и нашелся. Неделя Страшного Суда. Посвящена грехопадению Адама и Евы и их изгнанию из Рая, а также будущему Страшному суду. Воскресенье этой седмицы — последний день перед Великим постом, когда православные христиане употребляют в пищу мясо.

Следующая за этой неделей седмица носит название Мясопустной, её называют Масленичной неделей. Согласно своду Типикона, на этой неделе можно употреблять в пищу рыбу, молочные продукты и яйца. Последнее воскресенье этой недели — Прощёное, совершается обряд прощения и начинается Великий пост. Если говорить образно, то Четыредесятница — это время, когда человек идёт к Богу.

Сразу после Масленицы начинается Великий пост.

Он состоит из двух частей — Четыредесятницы и Страстной седмицы. Первый этап — это дни, когда верующие через ограничение в еде и покаяние приближают встречу с Христом Воскресшим. Страстная седмица очень чтится церковью, потому что в последнюю неделю поста вспоминают Тайную вечерю, распятие и воскресение Иисуса Христа. Постящимся нельзя есть мясо, молоко и молочные продукты, яйца. Также под запрет попадает рыба, кроме двух праздников: Благовещения Пресвятой Богородицы и Вербного воскресенья.

В Великий пост нужно будет отказаться от алкоголя. Вино разрешается пить только в субботу и воскресенье в умеренных количествах.

Пост - это то время, когда человек сам себе говорит - я готов на время отказаться от того, что люблю больше всего.

Например, люблю сериалы смотреть, или спортивные соревнования, или с подругой часами по телефону разговаривать. Ну, откажись немножко, смотри хотя бы не каждый день. Не ссорься с детьми, с близкими, с коллегами, сдерживай себя", - поясняет отец Алексий.

Что можно, а что нельзя есть в Великий пост? Ежедневный рацион питания также описан уставом. В зависимости от дня недели можно есть те или иные продукты.

Как правило, в субботу и воскресенье даются послабления. Подготовка к Великому посту начинается заранее, в церкви идут различные богослужения, настраивающие человека на будущее воздержание. Сергей Пятаков Читайте также Почти 500 мероприятий запланировано на Масленицу в Подмосковье "Это подготовительные недели поста, возбуждающие в человеке покаянные чувства, Мясопустная родительская суббота в этом году 9 марта , когда мы поминаем усопших, и конечно же Прощенное воскресенье 17 марта ", - поясняет батюшка.

За неделю до поста также совершается Масленица или Сырная седмица 11-17 марта. В эти дни уже отказываются от мяса, но пекут блины и угощают друг друга. Екатерина Чеснокова На весь срок поста из рациона исключают мясо, яйца, молочные продукты.

Самые большие ограничения приходятся на первую неделю поста и каждую последующую среду и пятницу. В эти дни нельзя употреблять даже растительное масло, а еда, желательно, должна быть сырой. По субботам и воскресеньям разрешается вареная еда с маслом.

Читайте также Масленица в 2024 году. История и традиции праздника блинов Рыбу разрешается есть дважды за время поста - на Благовещение 7 апреля и в празднование Входа Господня в Иерусалим, которое в народе называют Вербным Воскресеньем 28 апреля. В течение всего поста можно есть любые овощи, грибы, фрукты, ягоды, орехи, семечки, разнообразную зелень, а также все виды бобовых, макароны и крупы.

Порадовать себя не возбраняется вареньем, соками, медом и любыми домашними заготовками, по субботам и воскресным дням — морепродуктами. Растительное масло также не полностью запрещено, но в некоторые дни его исключают из еды. Но главное во всем соблюдать воздержание и меру.

В день накануне Пасхи - Великую Субботу - верующие собираются в храме на молитву. Богослужение посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа во гробе. На утрене Великой Субботы священнослужителями из храма выносится Плащаница и при участии народа обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа в ад и победы его над адом и смертью. В этот день верующие приносят с собой в храм пасхальную пищу, чтобы освятить ее. Во время Великого поста по церковному уставу нельзя употреблять в пищу продукты животного происхождения - мясо, молоко, яйца и рыбу. С понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, необходимо отказываться и от растительного масла.

Среда и пятница - дни сухоядения. Вареными можно есть только овощи. По воскресеньям позволено некрепкое вино в небольших количествах.

Установление Великого поста в ранней Церкви

  • 43 день Великого поста и начало Страстной недели: что нужно сделать 29 апреля
  • Великий пост с 18 марта 2024: суть, запреты и правила | «Красный Север»
  • Что такое Великий пост и когда он закончится в 2024 году. Простыми словами
  • КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

История Великого поста

Полный календарь Великого поста. Великий пост включает в себя два периода: святую Четыредесятницу, состоящую из 40 дней, и Страстную Седмицу – последнюю неделю перед Пасхой. Великий пост, несмотря на «плавающие» даты, всегда начинается в понедельник, а завершается в Светлое воскресенье. Краткий календарь Великого поста. Первая и последняя недели – самый строгий пост (обычно это сыроедение с питанием один раз в сутки). По будням разрешено есть всего один раз – обычно вечером. В последнее воскресенье перед Великим постом (в этом году 1 марта) Православная Церковь вспоминает об изгнании Адама из рая. период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи, важнейший из многодневных постов. Великий пост, начинающийся в 2023 году 27 февраля, – не просто период пищевых ограничений, но время духовной подготовки к самым скорбным для каждого христианина дням Страстной седмицы, и главное – к Празднику праздников и Торжеству торжеств, Светлому.

43 день Великого поста и начало Страстной недели: что нужно сделать 29 апреля

Великий пост – строгий, не благословляется не только мясная и молочная (как в нестрогие посты), но и рыбная пища (за исключением праздников Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим). 18 марта у православных христиан начинается Великий пост, который продлится по 4 мая, – он предшествует одному из главных церковных праздников, Пасхе. Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Великий пост в 2024 году начнется 18 марта и продлится до 4 мая.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий