Картину “Портрет сказителя былин” написал русский художник Иван Крамской, работа не датирована.
Сказитель былин Никита Богданов — Василий Поленов
Лоб его сморщенный, глубокие борозды, как старые далекие дороги. Мне кажется, что художник точно передал внутренний мир этого человека! Кафтан у сказителя дряхлый ветхий и весь в заплатках.
Был вот... То есть, есть целая тематика, направление — специалисты по языку фольклора. Ну, «художественный язык» можно это ещё... Можно параллель вот такую создать. И вот это вот...
Да, и третье ещё... И вот... И совершенно, ведь, язык-то... То есть, Псалтири могут долгие петь, вот эти молитвы... Ну и вот. Так вот этот язык — художественный, язык фольклора — он представляет собой такой, ну, как бы, наддиалект. То есть, он — единый.
Что на Кавказе какие-нибудь казаки Терские поют, и там у них «красна девица» и «добрый молодец», и, там, например, он, там, её качает... То же самое поют и на Востоке Родины — в Сибири. И вот такая, действительно, какая-то... О том, что, всё-таки, когда-то это была какая-то сердцевина, откуда народ разошёлся, и разнёс вот это знание, не меняя его, вот... Вот, что такое фольклорный наддиалект. Горская: — А сами старины, они могут служить в качестве хотя бы косвенного исторического источника, или их сюжет уже мифологизирован? Маточкин: — Ну, тут какой исторический источник?
То есть, это их просто часть жизни такая вот, прям, памятная. Как это соотносится с теми событиями, которые в них описываются — с реальным, там, Х веком, или когда у нас князь Владимир был? Конечно, это... То есть, передаётся из уст в уста. И, конечно, всё, что свойственно памяти человеческой, то здесь и происходит. То есть, не было, там, Википедии, с которой постоянно... Поэтому, конечно, всё это существует в таком удивительном виде, и он...
То есть, можно говорить о каком-то, действительно, ну... То есть, где-то больше так... А какие-нибудь охотники, там, на Севере, ну, те — меньше, им интересно было другое.
Богдановой как сказительницы относится к первой четверти XX века. В 1900-е годы от нее были произведены записи Н. Шайжиным, позднее — участниками экспедиций Государственной Академии художественных наук и Государственного Института истории искусств в 1926 году и в последующие годы. Умерла Н. Богданова в 1937 году. Знания Н.
Богдановой в области народной поэзии были чрезвычайно разносторонними. Кроме былин, она была большим мастером старинной причети и народной лирической песни, знала сказки, духовные стихи, загадки; ее речь была пересыпана пословицами и поговорками. Больше всего она любила былины и была глубоко уверена в исторической достоверности их содержания. Былинный репертуар ее невелик — всего 10 былин. Но тексты ее отличаются большим своеобразием. Если Рябинины были главным образом мастерами героического эпоса, то Н. Богданова особенно культивировала былины с романическим и семейно-бытовым содержанием о неудачной женитьбе Алеши Поповича, о Дунае, о Чуриле и неверной жене Пермяты и т. В былинах Настасья Степановна тщательно разрабатывала диалоги и детали отдельных эпизодов, усиливала психологические моменты и художественные описания. Особенно разработана самая любимая ее былина — о Добрыне и Алеше, принадлежащая к лучшим обработкам этого сюжета.
К первой четверти XX века относится сказительская деятельность третьего представителя славного рода сказителей Рябининых — Ивана Герасимовича Рябинина-Андреева, пасынка Ивана Трофимовича. Свое былинное знание Иван Герасимович унаследовал от отчима, с которым прожил до 23-летнего возраста. Впоследствии Иван Герасимович становится видным мастером эпического искусства. Записи, произведенные от Ивана Герасимовича в 1921 году, показали, что он воспринял эпический репертуар отчима почти полностью в его репертуаре отсутствовали только былины о Хотене и две исторические песни — об Иване Грозном и о Скопине. У отчима перенял он и напевы, тоже восходящие к Трофиму Рябинину, и все характерные особенности исполнения. Иван Рябинин принадлежал, подобно отцу и деду, к представителям классического стиля былинного исполнения. Свои былины он всегда пел, и тексты их отличаются четким и чеканным ритмом. Все основные идейно- художественные особенности, которыми отмечены былины старших Рябининых, отличают и тексты Ивана Герасимовича: особое выделение героической линии и одновременно интерес и внимание к социальным моментам, четкость основного замысла и социальной идеи, строго выдержанные образы богатырей и их врагов, полнота и художественность описаний, стройность и ясность композиции. Рябинин-Андреев — чуткий и вдумчивый хранитель семейной эпической традиции.
Вносимые им изменения выражались лишь в перемещении из одной былины в другую некоторых описаний, словесных формул, «общих мест», в некотором обновлении лексики, а также в заметном усилении диалога. В основном же оставалось неизменным не только само сюжетное развитие былины, но и выработанная старшими Рябиниными художественная словесная ткань. Умер Иван Герасимович в 1926 году. Весь ее огромный репертуар 60 текстов былин и исторических песен был записан еще в 1900-е годы А. Марковым, когда сказительнице было 45 лет.
Щедро использованные мазки создают эффект неровного и неровности на холсте. Только при ближайшем рассмотрении видно, что каждый мазок, каждое движение кисти было продумано и наполнено смыслом.
Это придаёт портрету особую живость и динамизм, делая его по-настоящему живым и выразительным. Описание наряду с реализмом и мастерством в технике художественного исполнения делает эту картину незабываемой. Она стала одной из самых известных и узнаваемых работ Ивана Крамского. Такой успех достигается не случайно — он основан на душевном вкладе художника, его понимании народной культуры и её значимости. Портрет сказителя былин, написанный Иваном Крамским, не только великолепное художественное произведение, но и памятник русской культуре.
Сочинение на страницу по картине И.Н. Крамского."Портрет сказителя былин"
Сказитель былин Никита Богданов. Художник Василий Поленов. Колоритная фигура. Когда-то в такой обуви (я имею в виду лапти) ходили 90% населения России. Во II томе «Онежских былин» помещен портрет Щеголёнка, снятый во время пребывания его в столице Российской империи. Портрет сказителя былин В. П. Щеголёнкова. РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — «Сказитель былин Никита Богданов» — картина русского художника Василия Поленова (1844—1927), написанная в 1876 году.
"Артлемон" - искусство в дом!
В 1873 и 1879 выступал вМоскве, где его записывал П. В марте 1879 года, в Москве, Василий Петрович познакомился с Львом Николаевичем Толстым и в том же году, по его приглашению приехал в Ясную Поляну, где пробыл около месяца. Щеголёнок исполнил Толстому множество народных сказаний и былин, из которых более двадцати были записаны Толстым, а сюжеты некоторых, Толстой, если и не записал на бумагу, то запомнил эти записи печатаются в т. Шесть написанных Толстым произведений имеют источником легенды и рассказы Щеголёнка 1881 — «Чем люди живы», 1885 — «Два старика» и «Три старца», 1905 — «Корней Васильев» и «Молитва», 1907 — «Старик в церкви». Помимо этого, граф Толстой усердно записал много поговорок, пословиц, отдельных выражений и слов, рассказанных Щеголёнком.
В 1879 году И.
По словам Гильфердинга , познакомившегося с Щеголёнком в 1871 году, сказитель приобрел склонность к пению былин ещё в малолетстве, под влиянием своего деда и в особенности дяди Тимофея, который, будучи безногим и неспособным к крестьянскому хозяйству, занимаясь ремонтом и изготовлением обуви — исполнял русские былины. Переняв ремесло сапожника от дяди, Щеголёнок от него же научился большей части былин своего репертуара. Щеголёнок обладал феноменальной памятью, записанные от него варианты признаются лучшими.
Сам он не знал грамоты, но любил ходить по монастырям и слушать божественные книги, что отразилось и в тоне его рассказов. II, 615—636 и «Сборник отделения русского языка и словесности Академии наук», т.
Лицо его морщинистое, печальное, одежда изношенная и старая. Седые волосы обрамляют лицо. Крамской не зря сделал самым светлым местом в картине лицо Щеголенкова. Живописец как бы говорит, что черты жизни человека можно прочитать на лице. Говорят, что глаза — это зеркало души.
У сказителя глаза тусклые, печальные, взор его еле виден, так как веки приспущены. Смотря в его глаза, мы понимаем, что жизнь его не была легкой, много печалей и испытаний пришлось перенести. Также глаза передают глубокую мудрость человека. Ведь кто такой сказитель? Человек, постигший народную мудрость и передающий ее другим.
На картине я вижу пожилого сказителе былин , повидавший много на своем пути. Его мудрый, безмолвный взгляд говорит о его прожитой тяжелой жизни. Глаза этого человека усталые. У него мудрый взгляд. Лицо у него морщинистая и продолговатая. Скорей всего, ему приходится много путешествовать по городам и сёлам. Меня восхищает в картине то, что живописец сумел вместить в одном лице большой объем информации о личности человека. Знаешь ответ?
Профессиональный сказитель былин поделился историей жизни в Тверской области
Андреева, который в 1888 году вывел народные инструменты на профессиональную эстраду. В это время стали активно собирать сказки, записывать былины, композиторы и этнографы проводили первые фольклорные экспедиции, стараясь сохранить то, что веками передавалось только устно. Появились и новые культурные герои, которые были трансляторами народного творчества. Эти самородки, абсолютно безграмотные, но с природным талантом, вызывали восхищение и уважение образованной публики. Среди таких исключительных людей из народа были и сказители былин, и одной из известных личностей был Василий Петрович Щеголенок Щеголенков.
Этого крестьянина и сапожника писали Илья Репин, Василий Поленов это более известные портреты рассказчика , Иван Крамской также написал с него портрет. Но вернемся к герою. Василий Петрович старался разнообразить монотонную работу, например сапожное дело, пением былин.
Наконец, высшие слои общества обратили внимание на самобытность и уникальность народной традиции. Пристальное внимание к фольклору во всех проявлениях подогревали и композиторы «Могучей кучки», и художники-передвижники , и творчество В. Андреева, который в 1888 году вывел народные инструменты на профессиональную сцену.
В это время начинают активно собирать сказки, записывать былины, композиторы и этнографы осуществляют первые фольклорные экспедиции, стремясь сохранить то, что веками передавалось лишь из уст в уста. Появились и новые культурные герои, которые являлись трансляторами народного творчества. Эти самородки, абсолютно безграмотные, но обладавшие прирождённым талантом, вызывали восхищение и уважение образованной публики. К таким исключительным людям из народа причислялись и сказители былин, и одним из известных личностей был Василий Петрович Щеголёнок Щеголёнков. Этого земледельца и сапожных дел мастера писал Илья Репин , Василий Поленов это более известные портреты сказителя , написал с него портрет и Иван Крамской. Но вернёмся к герою.
Монотонную работу, такую как сапожное ремесло, Василий Петрович пытался разнообразить, рассказывая нараспев былины. Этому он научился у своего отца и дяди-инвалида, у них же позаимствовал и репертуар. Обладая феноменальной памятью, Щеголёнок знал множество сказок и баллад, героями которых были богатыри, Садко, Иван Грозный, Хотен Блудович. Многие собиратели фольклора считали его варианты былин вкупе с исполнением тихий спокойный голос, отвлечённый от чёткого метроритмического размера лучшим среди всех сказителей былин. Василий Петрович успел познать и профессиональную сцену — были организованы его выступления в Петербурге , Москве , а в 1879 году он, по приглашению Льва Толстого, месяц гостил в «Ясной поляне». Писатель лично записывал за сказителем былины, и как минимум шесть его произведений основаны на рассказах рассказчика-самородка.
Каким же видим мы его на портрете Крамского? Без сомнения, это очень работящий человек, чью жизнь лёгкой не назовёшь. Бедная одежда, требующая починки, неаккуратно подстриженная борода подчёркивают нищету героя. Действительно, сказители былин по сути занимались попрошайничеством, путешествую по деревням со своими историями.
Сказываю я без инструмента, также, как и старые сказители, от которых я учился. За вечер пропеваю 2-4 сказания. Порою делаю остановки. Могу по ходу рассказать сказку, спеть песню. Предлагаю что-нибудь рассказать или спеть присутствующим. Вот тут может и инструмент пригодиться — гармонь или гусли.
Или под конец посиделок бывает, что сил и решимости запеть новую старину уже нет, а что-то сыграть на гармошке — ещё можно. Ведь посиделки, бывает, длятся и четыре, и пять часов. В Кашине пройдёт большой фестиваль ремёсел. Фото: Министерство туризма Тверской области. Но всё-таки есть и те, кто активно интересуются эпосом — слушают, перенимают, сказывают. У меня бывали такие периоды, когда я проводил по 30 сказительских событий в месяц. Всё это разные аудитории, всё новые и новые люди, которых никто не заставляет, ими движет живой интерес. Так что сказать, что жанр былины умер, я не могу. Я думаю, совсем былинное слово не прекратится никогда. Всегда будут находиться люди, которые будут посвящать себя этому делу.
Герои былин мне не чужие Я питаю уважение ко всем героям былин. Каждый богатырь чем-то примечателен и не похож на остальных. Ассоциирую ли я себя с кем-то из героев? В процессе сказывания — бывает. Наверное, это неизбежно. Ты сопереживаешь герою, повторяешь слова, сказанные им, размышляешь над его поступками и судьбой. Хотя и дистанция остаётся, конечно. А по жизни,пожалуй, нет, не ассоциирую.
Писал портреты, жанровые и исторические картины. Жил в Москве и Петербурге; последние годы жизни — в Куоккале, на Карельском перешейке ныне Репино Ленинградской области. Там он и умер в 1930 году. О Репине написаны десятки монографий, сотни статей, воспоминаний и публикаций, но тема жизни и творчества художника далеко не исчерпана... Карандаш - неразлучный его спутник и товарищ. По свидетельству близко его знающих лиц, он пользуется всяким случаем, чтобы рисовать: сидит ли он на каком-нибудь заседании, беседует ли с приятелем или знакомым на улице - всюду он зарисовывает в альбом или на лист бумаги.
Описание портрета сказителя былин
Этот портрет сказителя былин является отражением великой русской литературной традиции и поднимает настроение и вдохновение у зрителя. Крамского «Портрет сказителя былин» (1878). Что вы можете рассказать о жизни человека, которого видите на этой картине? Портрет общественной деятельницы П. С. Стасовой, жены Д. В. Стасова 1879. Портрет сказителя былин Щеголенкова. 1879 г. стр. 2. На картине И. Н. Крамского изображен сказитель былин, повидавший много на своем пути. Портрет сказителя былин, написанный Иваном Крамским, не только великолепное художественное произведение, но и памятник русской культуре.
Картины Ивана Николаевича Крамского (6)
Портрет сказителя былин — Иван Крамской В конце XIX века возник особенный интерес к народному творчеству. На картине «Портрет сказителя былин» перед нами предстаёт образ уставшего мужчины преклонных лет, чей взгляд способен рассказать о сложной, но наполненной смыслом жизни. Главная Арт каталог Жанровая картина Былина. Новости. О проекте. EngЛичный кабинет.