Новости предательство мазепы

Мазепа предает короля и остается у правобережных казаков, выгодно женится на дочери одного из приближенных гетмана Дорошенко. Собеседник напомнил: именно о переподчинении территорий вел переговоры с Карлом XII и с польским королем гетман Мазепа, предавший Петра I и намеревавшийся передать земли тому. Предательство Мазепы не привело к мощному восстанию казаков на юге России (гетман рассчитывал собрать 50-тысячное войско). Мазепа невиданно преуспел в решении подобных задач. К смертному часу он успел совершить с десяток предательств крупных и немереное количество злодеяний мелких. Параллельно с ним донесения в столицу о готовящемся предательстве Мазепы неоднократно пишет полтавский полковник Иван Искра.

Раскольники в Киево-Печерской лавре впервые провели панихиду по Ивану Мазепе

Густав Седерстрём. Лайфа преимущественно иезуитами, которым он поддался, потому что с юности был привязан к Римской церкви, и хотя впоследствии из видов казался православным, но на самом деле он только притворялся и внутренне не терпел православного исповедания, — пишет историк. Костомаров называл и конкретные имена: "... Ему Мазепе. Лайфа доложили, что в приёмной комнате стоит и дожидается львовский иезуит Заленский, ректор иезуитской школы в Виннице.

Вдруг Мазепа как будто просветлел и радостно воскликнул: "А он откуда взялся? Впоследствии Орлик узнал от самого Мазепы, что гетман посылал этого иезуита в Саксонию к Станиславу Лещинскому, бывшему там со своим покровителем — шведским королём. Ту же роль проводников западного влияния на Украине, кстати, и сейчас играют католические "учебные заведения", представляющие собой полноценные политико-лоббистские институты. Можно возразить, что оригинал упомянутого договора Мазепы и Лещинского не сохранился что, впрочем, не так уж и удивительно для документов начала XVIII века.

Но тот вернул родителям, хотя тоже испытывал чувства большие, чем отеческие — церковь не дозволяла жениться на крестной. Это версия Мазепы. А вот Кочубей утверждал, что Мазепа сватался, а когда ему отказали, то организовал ее побег.

Правда, не отрицал, что тот дочь потом вернул. Тут стоит сказать, что о «насильничьи» Мазепы над дочерью Кочубей заявил царской следственной комиссии, когда та допытывалась о причинах доноса. Допытывались в прямом смысле — на дыбе, а на ней что только не скажешь.

Но фактом остается то, что своим планом перекинуться к шведскому королю и отделиться от России Мазепа в 1706 году поделился именно с Кочубеем. А когда отлучался из Малороссии, то наказным гетманом, то есть исполняющим обязанности, всегда оставлял Кочубея. Значит доверял ему всецело и никаких причин для обратного на тот момент не видел.

Но идея отделиться от России Кочубею явно не нравилась. В 1707 году от передает со странствующим монахом Никанором устный донос о намерениях Мазепы. Тот в Москве явится в Преображенский приказ, который выполнял роль спецслужб, все передаст, но сообщение останется без последствий.

Однако попытки предупредить Петра продолжатся, хотя Кочубей знает, что тот наказывает всякого доносчика на Мазепу. Он отправляет с казаком Петром Яценко в Москву еще один донос, где уже рассказывает о планах покушения на царя, если тот приедет в Батурин — а такие планы были.

Хутора, станицы и городки терялись в облаке цветущих садов.

Пруды, речки и реки были полны рыбы. Однако радоваться жизни доводилось всё реже и реже. Так как неимоверно алчные польские помещики и их жадные до безобразия управляющие жиды, с остервенением обдирали русское население.

Русские на землях современной Белоруссии и Украины, которые попали под власть польской короны, не перестали в то время быть русскими. Польская панская верхушка так и не пожелала провести полноценную интеграцию польских и русско-литовских земель, что создавало потенциал появления самой мощной державы в Восточной Европе, с заложенной под её фундамент миной. Нынешние украинцы и белорусы в то время называли себя «русскими», «русинами» и были частью единого русского этноса.

Народ имел единый язык, хотя имелись свои говоры в Малой Руси, Новгороде, Поморье, на Дону, традиции и культуру. Подразумевалось это и в вере. Православные, значит русские, само православие называлось «Русской верой».

Русские составляли около половины населения Польского королевства, не получив прав, которыми обладали поляки и литовцы, составлявших духовенство и шляхту. В Речи Посполитой основная масса населения, крестьянство, было жёстко закрепощено, фактически находясь на положении рабочего скота. В категорию хлопов-рабов попала и большая часть русского населения.

В то же время, продажная русская знать не захотела защищать простых русских людей. Она предпочла принять католичество, ополячиться, породнившись с польской аристократией и отдав детей в католические и иезуитские школы. Бывшие русские роды, вроде Вишневецких, Острожских, полонизировались, приняв польский язык, платье и идеологию исключительности, войдя в касту избранных.

Хотя в Польше идеология исключительности существовала в виде происхождение панов и шляхты. Они по своей дурости хотели вести своё родство от свирепых степняков Сарматов, что по их мнению ставило их выше других народов и сословий. При этом не понимая, что славяне и сарматы это два совершенно разных народа.

Сарматы это древний народ, состоявший из кочевых ираноязычных племён. Да и временные рамки как то не стыкуются. Это тоже самое, что и в Средней Азии, где даже мелкий бай или бек обязательно должен быть потомком Чингизидов, иначе он никто.

А тут русским предателям и приткнутся то было некому. Поэтому оставшиеся русские, кроме горожан, которые ещё пока держались, обращались в «быдло-скот». Так польско-литовская шляхта, а затем и бывшая русская, продавшая свою душу и религию, теперь так называла русских крестьян.

Теперь становится совершенно понятен тот дикий бред, возникший в современное время на Украине и вводивший в ступор русское население по поводу Укрошумеров. Поэтому вывод напрашивается один. Как были убогими идиотами, так и ими остались.

Холопское воспитание за 400 лет так и не выветрилось, несмотря на нереальное усилие русских. Жажда глубоко лизнуть хозяину одно место стала национальной идеологией большинства населения страны. Если в Москве утвердилось самодержавие, то в Польше, шляхетская демократия.

Сейм выбирал королей, расширял вольности панства. Со своей стороны, могущественные магнаты и шляхта, пользовались почти неограниченной свободой и имели массу прав, которые были готовы отстаивать силой. Законы принимались практически исключительно в интересах одного сословия, шляхты, высшее духовенство также состояло из представителей аристократии.

Для народа подобная «свобода» шляхты стала сущим бедствием. Шляхта получила исключительное право на владение землей и недвижимостью. Не только крепостные, но и бывшие свободные крестьяне попали в полную власть землевладельца.

Она обладала правом суда и расправы в своих имениях. Порядки устанавливал хозяин. Жизнь простолюдина ничего не стоила.

Любой шляхтич мог ограбить, избить и даже убить крестьянина. Крепостное право было самым жестким в Европе. В Галиции барщина стала ежедневной.

Теперь эти новоявленные паны, вместе с польской шляхтой, простых людей низводили до скотского состояния, убивая их по поводу и без, издевались, насиловали без всяких последствий для избранных.

Он обещал шведам лагерь и зимовку в Батурине. Там у Мазепы были союзники, теплые квартиры и боеприпасы. Анафема и «орден иуды» Гетман Мазепа просчитался. Князь Меньшиков оказался доблестным воином, а у гетмана было не так много людей, готовых отдать за него жизнь. Батурин был взят русскими. В ноябре 1708 года Мазепу предали проклятью — сожгли его чучело в церкви. А еще Петр изготовил особый знак — камень под названием «орден иуды». Русские войска разбили казаков, иного выхода не было, разгромили всю запорожскую сечь.

Карл и Мазепа пытались зацепиться за маленькие города, была зима, их люди умирали от обморожений. Но когда города сопротивлялись, к примеру, жители Веприка не хотели пускать шведов, Мазепа был невероятно жесток. Войска вошли в город, и шведы вели себя гуманно, Мазепа жег людей живьем, сажал их в ямы, не щадил даже женщин.

4 ноября 1708 раскрылось предательство Мазепы.

Бывшие русские предавали веру и становились ляхами, а не украинцами, которых тогда просто не было. Например, она всячески подчёркивает, будто склонности к предательству в характере Мазепы никогда не было. Правление Мазепы — это период, когда нарастали противоречия между Гетманщиной и создававшейся Российской империей. Так вот предательство Мазепы произошло как раз в этот самый момент, когда Петр, сидя в Троице, собирал войска и копил силы для противоборства со старшей сводной сестрой.

25 октября / 7 ноября 1708 г. — предательство гетмана Мазепы

Мазепа не просто предал царевну, а обвинил ее в преступлениях. Читать статью «Полтавская битва и предательство Мазепы» в православном онлайн журнале нового поколения Святые Online. Россиян, которые выступили против спецоперации РФ на Украине, ждет судьба гетмана Ивана Мазепы, предавшего Петра I во время Северной войны со шведами. Именно поэтому царь воспринял предательство Мазепы настолько болезненно, что даже провел показательную казнь и предал гетмана анафеме.

Историк: Зеленский рискует повторить судьбу Мазепы

23 ноября 1708 года русская православная церковь предала анафеме украинского гетмана Ивана Мазепу за измену Петру I В Российской Империи Мазепу считали предателем. Пленным русским солдатам шведский король сохранял жизнь, а казаков выдавал Мазепе, который сажал их в яму и предавал мучительной смерти. Факт личной измены Мазепы неоспорим, и на постсоветском пространстве его зачастую воспринимают как предателя России, подавая эту историю следующим образом. Речь, разумеется, об измене гетмана Мазепы, в 1708 году переметнувшегося на сторону шведского короля Карла XII. Новость о предательстве Мазепы и переходе на сторону врага стала для Петра громом среди ясного неба. РИА Новости. Победа России в Полтавской битве завершила череду предательств гетмана Ивана Мазепы, который сегодня стал "героем" и "ролевой моделью".

Измена верного Мазепы

  • В Киеве отслужат панихиду по предателю Петра I: Украина: Бывший СССР:
  • Иван Мазепа - биография, новости, личная жизнь, фото -
  • СЕМЬ ИЗМЕН ИВАНА МАЗЕПЫ | ПУТЕШЕСТВИЯ СО ВКУСОМ | Дзен
  • Добро пожаловать!
  • Как Петр I отомстил за предательство гетмана Мазепы
  • Сергей Нарышкин: "Граждан мира" ждет судьба изменника Мазепы

Миф о Мазепе, или Предательство как национальная идея —«Украинство…» XXII

Измена стала полной неожиданностью для Петра, который считал Мазепу своим другом, безмерно доверял ему, отрубал головы тем, кто доносил об измене гетмана. В Российской империи Мазепу после измены предали анафеме и даже осуществили символическую казнь. Представители Константинопольского патриархата квалифицировали анафему, наложенную Русской церковью на гетмана Ивана Мазепу за предательство. Именно поэтому царь воспринял предательство Мазепы настолько болезненно, что даже провел показательную казнь и предал гетмана анафеме.

Депутат Матвейчев: киевская власть кончит плохо – как предатель Мазепа

Все материалы Мазепа в российской истории имя нарицательное. Совсем как Иуда, только Мазепа. Мазепинство, соответственно, явление. Причём не обязательно именно украинское. Однако ознакомление с биографией анафемированного обер-предателя в 314-ю годовщину Полтавы заставляет усомниться в корректности хрестоматийных оценок. Не всё там так однозначно Об этой неоднозначности особенно важно помнить сейчас, когда Россия вновь сталкивается с вызовами реинтеграции украинских земель, украинского населения и, в особенности, украинских элит. Формула взлёта и падения Мазепа начинал свою биографию при дворе польского короля Яна Казимира. Поскольку он был православным т. Но он, естественно, хотел бы вернуться в "омрiяну" "ту, о которой мечтал" — укр. В новом качестве, которое сделало бы невозможным его третирование по национальному признаку. Вместо этого ему пришлось делать карьеру на Гетманщине, проявляя чудеса эквилибристики.

Всё же Иван Степанович был человеком отнюдь не заурядным, раз смог выжить в весьма агрессивной среде украинской Руины. Насчёт "выжить" — это не гипербола. Становление Мазепы как политика происходило на фоне раздиравшей Гетьманщину гражданской войны, в условиях постоянной смены гетманов и периодического вмешательства в конфликт Польши, Турции и России не смотря на провозглашённое объединение фактически Украина оставалась отдельным государством. Платой за неправильно сделанный выбор на каждом этапе могла стать жизнь. В общем, именно эти два обстоятельства определили успех Мазепы при московском дворе, и они же определили его падение при дворе петербургском. Европейский лоск Принято считать, что моду на европейское завёз Пётр I из Голландии. На самом деле это не так. Эта мода появилась ещё при Михаиле Фёдоровиче точнее ещё раньше — во время гражданской войны начала XVII века и источником европейскости была "зацна та моцна Ржечь Посполита" о том, что "Польша — не заграница", тогда не знали. Придворный польского короля в Москве был просто обречён на успех. Особенно он понравился такому московскому европейцу как Василий Голицын, который и возвысил Мазепу после крымских походов.

Повышенная выживаемость Мазепа, наученный горьким опытом многих других представителей казацкой старшины, умел ждать и умел делать правильные ставки. Достаточно вспомнить его поведение в Москве, куда он заехал на пике противостояния Петра и царевны Софьи. Он просто сидел себе на Маросейке название улицы — от "малороссийского двора", там ещё "палаты Мазепы" есть, к Мазепе, правда, отношения не имеющие и ждал, чем дело кончится.

Плодородные поля давали огромные урожаи зерновых культур. Хутора, станицы и городки терялись в облаке цветущих садов. Пруды, речки и реки были полны рыбы. Однако радоваться жизни доводилось всё реже и реже. Так как неимоверно алчные польские помещики и их жадные до безобразия управляющие жиды, с остервенением обдирали русское население. Русские на землях современной Белоруссии и Украины, которые попали под власть польской короны, не перестали в то время быть русскими.

Польская панская верхушка так и не пожелала провести полноценную интеграцию польских и русско-литовских земель, что создавало потенциал появления самой мощной державы в Восточной Европе, с заложенной под её фундамент миной. Нынешние украинцы и белорусы в то время называли себя «русскими», «русинами» и были частью единого русского этноса. Народ имел единый язык, хотя имелись свои говоры в Малой Руси, Новгороде, Поморье, на Дону, традиции и культуру. Подразумевалось это и в вере. Православные, значит русские, само православие называлось «Русской верой». Русские составляли около половины населения Польского королевства, не получив прав, которыми обладали поляки и литовцы, составлявших духовенство и шляхту. В Речи Посполитой основная масса населения, крестьянство, было жёстко закрепощено, фактически находясь на положении рабочего скота. В категорию хлопов-рабов попала и большая часть русского населения. В то же время, продажная русская знать не захотела защищать простых русских людей.

Она предпочла принять католичество, ополячиться, породнившись с польской аристократией и отдав детей в католические и иезуитские школы. Бывшие русские роды, вроде Вишневецких, Острожских, полонизировались, приняв польский язык, платье и идеологию исключительности, войдя в касту избранных. Хотя в Польше идеология исключительности существовала в виде происхождение панов и шляхты. Они по своей дурости хотели вести своё родство от свирепых степняков Сарматов, что по их мнению ставило их выше других народов и сословий. При этом не понимая, что славяне и сарматы это два совершенно разных народа. Сарматы это древний народ, состоявший из кочевых ираноязычных племён. Да и временные рамки как то не стыкуются. Это тоже самое, что и в Средней Азии, где даже мелкий бай или бек обязательно должен быть потомком Чингизидов, иначе он никто. А тут русским предателям и приткнутся то было некому.

Поэтому оставшиеся русские, кроме горожан, которые ещё пока держались, обращались в «быдло-скот». Так польско-литовская шляхта, а затем и бывшая русская, продавшая свою душу и религию, теперь так называла русских крестьян. Теперь становится совершенно понятен тот дикий бред, возникший в современное время на Украине и вводивший в ступор русское население по поводу Укрошумеров. Поэтому вывод напрашивается один. Как были убогими идиотами, так и ими остались. Холопское воспитание за 400 лет так и не выветрилось, несмотря на нереальное усилие русских. Жажда глубоко лизнуть хозяину одно место стала национальной идеологией большинства населения страны. Если в Москве утвердилось самодержавие, то в Польше, шляхетская демократия. Сейм выбирал королей, расширял вольности панства.

Со своей стороны, могущественные магнаты и шляхта, пользовались почти неограниченной свободой и имели массу прав, которые были готовы отстаивать силой. Законы принимались практически исключительно в интересах одного сословия, шляхты, высшее духовенство также состояло из представителей аристократии. Для народа подобная «свобода» шляхты стала сущим бедствием. Шляхта получила исключительное право на владение землей и недвижимостью. Не только крепостные, но и бывшие свободные крестьяне попали в полную власть землевладельца. Она обладала правом суда и расправы в своих имениях. Порядки устанавливал хозяин. Жизнь простолюдина ничего не стоила. Любой шляхтич мог ограбить, избить и даже убить крестьянина.

Крепостное право было самым жестким в Европе. В Галиции барщина стала ежедневной.

Дело было так.

Гетман притворился, что получил сведения о шведском отряде, на который он сам [вроде] хотел напасть и попытаться его взять в плен. Старшины тут же вызвались следовать за ним, что было в соответствии с его планами. Тем временем он принял меры, чтобы все его ценные вещи и деньги пошли другим путём.

Когда он оказался в паре миль от нас и выслал своих гонцов, о чем я уже сказал, он велел людям выстроиться, быть готовыми идти против неприятеля и пошёл прямо на нашу деревню, пока не наткнулся на высланный нами отряд. Когда он получил от [нашего] офицера все сведения, и попросил охраны для себя, он созвал старшин и сказал, что решил перейти к королю Швеции, чтобы с его помощью отвоевать утраченную свободу. И те, кто считает так же и хочет свободы, должны следовать за ним, а также оповестить и убедить рядовых, что все делается для их блага и сохранения свободы и держать всех вместе.

Если же кто-то из них отделится от основного состава и будет обнаружен валахами или шведами, то тут же будет истреблен. Эта новость всех их очень поразила, потому что там было много разного люда: и казаки, и калмыки, и татары. И хоть они и вынуждены были держаться вместе из-за этой угрозы, но позже от большей части как старшин, так и рядовых и след простыл».

Так гетман Мазепа растерял почти всё воинство. В свете этих источников бессмысленно называть 2008 г. Несмотря на нервозность, 25 октября 5 ноября Мазепа решил торжественно подойти к передовому драгунскому полку Нильса Ельма.

Прусский тайный советник при шведской армии Д. Зильтман, записал в дневнике 5 и 7 ноября н. В свою очередь, полковник Ельм встречал того на подходе к своим квартирам бравурной музыкой».

Ускорить движение короля Мазепа был не в силах. Незначительная горсть — полторы тысячи мазепинцев90 ничего не дала в военном отношении Карлу XII. Не было никаких намёков на восстание против русских.

Повсюду мазепинцам приходилось действовать обманом. Когда в с. Шептаки входили шведы, бывший староста И.

Быстрицкий «кричал всем жителям, дабы они ис того села из домов своих не бегали, потому что де с ним пришли… люди Меншикова». Скоропадскому вместе с переяславским и нежинским полковниками истребить московское войско в Стародубе или спешить в Батурин, так как «издавна враждебная потенция Московская» начала «всезлобное намерение» выгонять из малороссийских городов людей и осаживать их своими. Раньше, при безоговорочной поддержке Москвы, Мазепа был заметной фигурой в Восточной Европе, сейчас с кучкой старшины оказался пятым колесом в шведской военной машине.

По истощенному, оборванному виду пришельцев и изнурённым лошадям, он уже мог предвидеть уход скандинавов обратно в Польшу — этот план всплыл в главной квартире короля в конце весны 1709 г.. Несмотря ни на что, «духовно и физически сломленный старец»93 постарался, как обычно, подать себя в самом выгодном свете — принял бодрый вид, смеялся и шутил. Орлик и Д.

Зильтман записал: «В 9 утра этого дня Мазепа прибыл к штабу короля вместе с большой свитой и прочими казаками. Перед ним один за другим ехало несколько старшин. Непосредственно перед Мазепой один из них держал серебряную с позолотой и камнями булаву.

Тут же за ним везли белый бунчук наподобие турецкого, а затем следовало всё сопровождение. В ставке короля его встречал гофмаршал фон Дюбен. Обедал он с Его Величеством не более, чем с семью именитыми казаками.

Сидел Мазепа справа от короля. После стола он отправился к себе назад тем же манером, что и прибыл». Сбежавший из Батурина гетман Мазепа при шведах стал выполнять исключительно представительские функции и не участвовал ни в одной военной операции в 1708-1709 гг.

Рядовые шведы толковали, что Мазепа привёз 500 возов денег и провианта, но при нём только 400 казаков; когда же он приведёт армию короля к какому-то большому населенному месту, его войско увеличится до нескольких тысяч. Вечером 28 октября 600 конников полковника Дальдорфа и 300 казаков были посланы к Оболони к Десне, за 5 миль от ставки Карла, чтобы обезопасить левое крыло шведской армии. Ночью русская артиллерия сыпала калёными ядрами по хатам, где стояла гвардия, туда, где по их предположению, должны были наводиться мосты через Десну.

Князь Меншиков вместе с киевским воеводой князем Д. Голицыным появился у батуринской фортеции днём 25 октября 1708 года и узнал, что гетман, обманув всех жителей Батурина и беспечный полк Ивана Анненкова, стоявший в Батурине, на его глазах уехал к Десне. Только несколько телег из мазепинского обоза успела отбить погоня перед Десной.

Однако и за Десной авангард Меншикова преследовал Мазепу, уходящего под охраной двух шведских полков. Казаки, уведённые обманом, и не думали отражать русскую погоню, но не преминули напасть на полковые фуры шведов. Юлленшерна писал: «Так как мы стояли в нескольких милях от других полков, то решили, для большей безопасности гетмана выступить на следующее утро и сопровождать его двумя полками, пока тот не будет в полной безопасности в самой армии.

К этому нас ещё сильнее побудила новость о том, что противник преследовал гетмана всей своей кавалерией. В этом мы убедились на следующий день, ибо наш арьергард был атакован. Однако неприятель, потеряв несколько человек, был отбит, потому что тех, кто догнал, было мало.

Мы были сильно сбиты с толку, не зная, насколько можно доверять казакам Мазепы, потому что, когда наш арьергард поднял тревогу, те никак не показали, что хотят идти против недруга, но спокойно продолжали свой путь, в то время как наши два полка остановились, чтобы отбросить противника. Но наш обоз продолжал уходить, и когда он оказался далеко от нас, трое больных и один обозный во время движения были заколоты людьми гетмана, а несколько фур было разграблено. Так что нам пришлось сделать вывод, что враг и впереди и с тыла».

К нему тоже не выпустили никого из города. К князю Меншикову стали съезжаться сотники и полковые казаки, «нарекая Мазепу» и прося защиты, если на них будет от гетмана «какой злой промысел». Светлейший князь ободрял всех прибытием царя на Гетманщину и послал в город Батурин сотника Марковича.

Нарушить присягу и крестоцелование считалось тяжким грехом даже в глазах сердюков, но поднять бунт против Чечеля они не могли. Однако из верхушки казаков наказной прилуцкий полковник Иван Яремович Нос открыто воспротивился мазепинцам, за что был прикован верхом на пушку. Этот особый вид пытки трудно было вытерпеть более 3 часов.

То, что случилось, поначалу представилось русскому командованию бедой. Между корпусом Меншикова и армией Шереметева вклинился шведский король, на Десне предстояло отражать шведов с севера, на юге у Сейма появилась неприятельская крепость. Измена основного «столпа веры» в Малороссии показалась Петру I чудовищной.

На мгновенье померещилось, что гетман возглавит «восстание черни», о котором он недавно оповещал, что с Мазепой, «который хотел всю Гетманщину к зломыслию привести», к врагу перекинется вся верхушка старшины. Об этом можно судить по зачеркнутым словам в черновике указа от 28 октября 1708 г. Однако русское командование быстро убедилось, что в единомыслии с Мазепой нет и пяти человек, «а сей край как был, так и есть».

Но токмо ко мне изо всех здешних ближних мест съезжаются сотники и прочия полчаня и приносят на него ж в том нарекание и многие просят меня со слезами, чтоб за них предстательствовать и не допустить бы их до погибели, ежели какой от него, гетмана, будет над ними промысл которых я всяким обнадеживанием увещеваю, а особливо вашим в Окрайну пришествием, ис чего они повидимому, в великую приходят радость». Оторванные от баз в Польше и Прибалтике, шведы попали во враждебную страну, где развернулась стихийная партизанщина. Малороссы помимо своего этнического, сохраняли и общерусское самосознание и не отчуждали себя от великороссов, ориентируясь на «единого во всей Подсолнечной» православного монарха.

Самоотверженная борьба малороссийского народа против оккупационной Шведской армии нарастала вплоть до лета 1709 г. Крестьянство в целом признавало мотивацию русского командования, предлагавшего прятать в ямы хлеб и угонять в леса скот перед шведской армией, и было на стороне русских, в отличие от помогавших шведам «чюхонцев» Ингерманландии и Финляндии. Молороссы воспринимали еретиков-шведов почти также, как и белорусы, считавшие их сатанинской силой: «где этот Люцифер со своим войском шёл…, везде был голод и долгие годы неурожай на полях, поэтому крестьяне после них освящали свои пашни, кропили их святой водой и совершали молебны».

Хотя царь запоздал с письмами в Прилуки, Белую Церковь, Гадяч, Запорожскую Сечь и Полтаву от 9, 12, и 28 ноября, где писалось о том, чтобы никто не присоединялся к Мазепе, зимой 1708 — 1709 г. Даже мазепинские «компанейские» полки Тайского, Степановича и сердюцкий полк Бурляя, не собирались защищать «шведско-мазепинский союз». Только быстрый конный рейд шведов наперерез Меншикову мог выручить Чечеля и Кенигсека.

Напасть с тыла на меншиковских драгун в период с 26 октября до 2-3 ноября и спасти батуринский «ореол национальной славы» «великий гетман Мазепа» был бессилен. Уже тогда для него вырисовалась перспектива катастрофы. Можно не сомневаться, что Мазепа сидел «как на иголках» и как только король поднялся из Горок, он послал в Батурин гонца с призывом держаться в виду скорой помощи шведов см.

Но король передвинулся всего-навсего на 10 км — в Гнатовку. Основная часть армии физически не могла перемещаться быстрее и оставалась позади. Снова русским помогла стихия — начался ранний ледоход, помешавший шведам навести мост.

В тот же день «2 ноября 3 шв. К вечеру он был готов и был занят сильным караулом». В ночное время, чтобы избежать артиллерийского огня шведов, отряд генерала Алларта нарезал в приречных зарослях фашины и утром 31 октября 1 ноября шв.

Однако крупные дальнобойные орудия противника заставили держаться русский отряд на почтительном расстоянии. В тот день, когда решалась судьба Батурина, Карл XII с трудом отбивал деснянский плацдарм, а царь Пётр из деревни Чаплеевка на левом берегу Десны в 15 км от Мезина и в 48 км от Батурина рассылал указы о стягивании войск к Глухову и о пересылке червонных послу в Стамбуле П. Окончательно Шведская армия перебралась через реку только 6-9 ноября.

Lund, 1913. Cestovny dennik z rokov 1708-1709. Bratislava, 1969.

Некоторые авторы на Украине В. Шевчук подверстывают этот процесс под коллаборационизм и ренегатство украинцев. Измайлову «Наведатся ему подлинно тайным обычаем, по сколку прежнему гетману изменнику Мазепе всяких доходов со всего малороссийского краю збиралося и нынешнему збиратися будет, также и генералной старшине, и полковникам, и прочим урядником, по сколку доходов с чего есть».

Ужгород 2001. Иллюстрированная история Украины. Киев, 1997370,372..

Шевчук В. Jerozolima, 1944. С 152; Костомаров Н.

Записки о Московии. Бантыш-Каменский Д. Источники Малороссийской истории, собранные Д.

Amsterdam a Leipzig. Среднего роста Мазепа, согласно строкам одной неизданной рукописи Вольтера, выглядел «довольно неприглядным, более или менее таким, как изображают в римской истории Великого Манлия»Борщак I. Життя й пориви великого гетьмана.

Неверно утверждение, что Мазепа не сумел реформировать своё войско из-за запрета Москвы. История запорожских казаков 1686 1734. Высказывались мнения, что Мазепа был в связи и с женой казнённого им Кочубея — Любовью Кочубей.

Таирова-Яковлева Т. Мазепа… С. Боура следить за литовскими гетманами, генералом от артиллерии КК.

Сеницким и за всем Литовским войском, и если кто будет «с явным свидетельством неприятельской партии», тех ссылать в русские города. Konfederacja Sandomierska wobiec Rosji w okresie poaltransztadzkim 1706-1709. Wroclaw, 1969.

Соловьев С. История России с древнейших времен М. Пётр Великий….

Считать эти наёмные полки моделью развития регулярных украинских вооружённых сил, как считает автор — сомнительно. Frankfurt und Leipzig, 1742. London, 1723.

Яковлевой см. Меншиков и гетман И. Санкт-Петербург, 2006.

Голицын — Г. Головкину 23 июня 1708 г. Письма и прошения на рус.

Украинцев — Г. Головкину 23 ноября 1707 г. Вторжение шведской армии на Гетманщину в 1708 г.

Lund, 1907. Крман оставил в своем дневнике под датой 11 22 сентября такую запись: «Достоверно узнали, что к графу Пиперу доставили письмо казацкого гетмана Мазепы, который призывал короля Карла в Казакию. Говорят, граф Пипер, уговаривая короля свернуть туда, выставлял на вид, что вся Казакия хочет поддаться королю и даст изморённым воинам изобилие продовольствия и много войск, или же казаков легко буцет нанять за деньги, до которых они всегда охочи.

Но граф Реншёльд, по слухам, отговаривал вескими доводами и предлагал идти на Смоленск и к реке Двине, вероятно потому, что после освобождения течения Двины от московских отрядов, армия короля получит достаточно продовольствия из шведской Риги.

Тройная игра Мазепа с посланием от П. Дорошенка турецкому султану. С целью укрепить положение в шляхетской среде и быстрее продвинуться по карьерной лестнице, Мазепа заключает брак с богатой и именитой вдовой Фридкевич. Дорошенко вёл тройную игру. Оставаясь подданным Речи Посполитой, шлёт Мазепу передать Самойловичу послание, в котором заявляет о желании служить русскому царю. А вскоре поручает Мазепе ехать за покровительством к султану Османской империи, отправляя тому в подарок 15 пленных казаков из Левобережья. Посланца захватывают запорожские казаки. К великому удивлению, Мазепа выходит из этого переплёта живым. Он попадает к Самойловичу.

Гетьман Левобережной Украины этапирует его в Москву, где он был представлен царю, и даже сумел перед ним оправдать Дорошенка. Мазепе поручают отвезти призывные грамоты, адресованные гетьману Правобережной, и отпускают. Только до него Мазепа не доехал — остался в Левобережье, где гетьманом был Иван Самойлович. Роковая дружба. Новый покровитель Мазепы — гетьман Самойлович Гетьман Иван Самойлович доверял амбициозному Мазепе, и это была его роковая ошибка. Но очень скоро подмечает, что тот имеет государственное мышление, и назначает его на должность главного есаула. По уму и уровню стратегического мышления Мазепа превосходит своего патрона, но тщательно это скрывает и ждёт своего момента. После неудачной военной кампании против крымского ханства Голицын обвиняет в её провале Самойловича. А тут ещё донос на него: злоупотребляет служебным положением, присвоил войсковую казну. Челобитную подписали несколько человек из гетьманской старшины, в числе подписавшихся — Иван Мазепа.

Самойлович, служивший царю исправно целых 15 лет, сослан в Сибирь, а его сын казнён. Хотя в доносе на гетьмана правда частично была — о злоупотреблениях, но и только.

Петр и Мазепа: дружба с царем

  • МазЭпа. История подлЕйшего предАтельства!!!
  • О том, как гетман Мазепа предал царя Петра I
  • Петр и Мазепа: дружба с царем
  • Как Мазепа Украину предавал…

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий