Усадьба Знаменское-Раёк в Торжокском районе перешла в ведение Всероссийского историко-этнографического музея в Торжке.
Вести Твери
Посмотри на жизнь тверского региона с ТВТверь! RU» ТВТверь , в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат ООО "ОМС", и не подлежат использованию другими лицами в любой форме без письменного разрешения правообладателя, кроме случаев, прямо установленных законодательством РФ.
Это главный дом, флигель, колоннада, ворота, грот и другие объекты. Работы предполагается провести за счет федеральных средств, выделенных по линии Минкультуры России. В разработке концепции экспозиции будущего музея примут участие эксперты и ведущие специалисты страны.
Знаковое событие по передаче усадьбы в ведение музея произошло в преддверии Международного дня охраны памятников и исторических мест, который отмечается сегодня, 18 апреля. Усадьба «Знаменское-Раёк» — архитектурный ансамбль и одна из красивейших усадеб России. Она принадлежала генерал-аншефу, герою русско-турецкой войны Ф. Семья Глебовых-Стрешневых имела тесное родство с царской семьей.
Елизавета Петровна с детства отличалась взбалмошным характером. Оставшись без матери, она стала единственным, избалованным дитя своего отца. И именно в нее, капризную красавицу, без памяти влюбился овдовевший Федор Иванович. Однако он получил отказ: отцу Елизаветы Петровны разница в возрасте — 17 лет, — казалась слишком большой. И только перед смертью он благословил брак дочери. Так, в 1772 году породнились две знатные фамилии — Глебовы и Стрешневы. Впоследствии Елизавета Петровна добилась, чтобы ее сыновья носили двойную фамилию — Глебовы-Стрешневы и, таким образом, фамилия Стрешневых не угасла. Император Александр I 19 апреля 1803 года издал по этому поводу специальный указ.
Федор Иванович безумно ревновал свою супругу. Молодая, очаровательная, блестяще образованная, она не могла не привлекать внимания. Тем более что Глебовы вращались в высшем свете, среди самых блестящих людей екатерининской эпохи. Сама Елизавета Петровна относилась к супругу с почтением, а когда он вынужден был надолго оставлять дом, писала ему письма дважды в день. В своих воспоминаниях она отмечала, что он был единственным мужчиной, которого она уважала, но могла, тем не менее, подчинить своей воле. После свадьбы молодые поселились в подмосковном имении Покровское сейчас Покровское-Стрешнево, в черте Москвы. И вскоре Федор Иванович подарил своей супруге прекрасный подарок — дворец Елисаветино, ставший своего рода прелюдией к Знаменскому-Райку. Место для дворца было выбрано не случайно: Глебов тешил себя надеждой, что здесь, среди Тверских лесов, молодая красавица будет всецело принадлежать ему.
Проект дворца-усадьбы был поручен блестящему архитектору Николаю Александровичу Львову 1751-1804. И хотя документальных свидетельств, устанавливающих авторство Львова не обнаружено, тем не менее, достаточно сравнить Знаменское-Раёк с другими постройками Львова, чтобы все сомнения в авторстве отпали. Кроме того, на потолке в кабинете Главного дома сохранился знак — «всевидящее око»: так архитектор-масон маркировал все свои творения. Внутрь попасть не удалось, поэтому только 1 фото в открытое окно на 1 этаже. Главный дом, выполненный в строгом стиле, составляет единый ансамбль с остальными постройками. И здесь мы видим хитрость архитектора: колонны портика главного дома и колонны галерей имеют разную высоту, но одинаковы по диаметру, благодаря чему складывается впечатление большей легкости главного дома.
И нередко простое практическое назначение приобретало необычную форму и композицию. Такой прием практиковался у Палладио в знаменитых северных виллах.
Северный флигель задумывался как две башни, соединенные длинным зданием каретного сарая, замаскированным со стороны курдонёра все теми же рядами тосканских колонн. В одной из башен размещалась библиотека. Южный флигель, с двумя подобными башнями, вмещал в себя оранжерею, стеклянная часть которой обращена в сад. В оранжерее выращивали лимоны, апельсины, ананасы, персики, абрикосы, спаржу. Для ботанического сада Глебов выписывал заморские деревья: фисташковые, шелковичные, гвоздичные, лавровые, чернослив, груши, бергамот. В дальней от главного дома башне, по словам старожилов, располагался театр. Главный дом, прямоугольный в плане, имеет центрическую композицию. Внутри здание спланировано по анфиладному принципу и имеет четкое функциональное назначение.
В парадном зале на третьем этаже устроен внутренний купол с отверстием, открывающимся в световой барабан. Прием двойного купола, впервые примененный Львовым в Иосифовском соборе в Могилеве, потом часто встречается в его работах, в том числе в мавзолее родовой усадьбы Никольское-Черенчицы. Источником вдохновения в данном случае явился для него римский Пантеон, изученный Палладио. Прием, — купол с отверстием в небо, — Львов адаптирует к русским условиям, создавая свою «небесную» полусферу над ним. Парадный зал занимает центральное положение в доме и выделяется своей формой и отделкой. Живопись купола имитирует кессонированную поверхность, которая иллюзорно расширяет пропорции зала. Фрески на стенах — большей частью лепные гризайли, легкие орнаменты и медальоны, как бы подражающие резным камням, арабески и живописные виды усадеб в рамах над дверьми созвучны мотивам росписей Помпей и Геркуланума. В усадебном доме нашлось и место для таблиниума — помещения римского дома, где находился семейный архив и портреты предков.
Им стала парадная столовая. В верхней части стен расположился парадный фриз из 24 императорских портретов в овальных медальонах. Галерею начинают портреты царя Михаила Романова и его супруги Евдокии Стрешневой, что напрямую указывает на прямое родство семьи с царствующей династией. Парковый фасад устроен иначе: в центральной части дома расположена глубокая лоджия с колоннами, образующая просторную террасу с боковыми сходами в парк. Прообразом портика таких пропорций мог быть храм Геркулеса в Кори, который Львов мог видеть в своем итальянском путешествии. Усадебный парк представляет собой редкую ценность.
“Культурные сезоны” в усадьбе «Знаменское-Раёк»
Добраться до усадьбы Знаменское-Раёк в Торжке несложно, сложнее проехать мимо нее и не заметить эту великолепную архитектурную достопримечательность. Усадьбу Знаменское Раёк знают почти все, кто так или иначе интересуется архитектурой: это «золотая классика» русского палладианства, которая завораживает своими пропорциями, удивительной ясностью и простотой форм любого, кто хоть раз видел ее вживую. Знаменитую усадьбу «Знаменское-Раёк» в Торжокском районе Тверской области ждёт реставрация. Президент России Владимир Путин поддержал идею реставрации усадьбы Знаменское-Раек в Тверской области, которая является образцом русского палладианства. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Знаменское-Раек был главным проектом администрации Тверской области, когда в 2002 году усадьбу взяла в аренду ЗАО "Конкор".
Путешествие по Львовскому кольцу или Как разрушается и как оживает тверская глубинка
Архитектор усадьбы Знаменское-Раек в конце XVIII века был широко известен и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Знаменское-Раек был главным проектом администрации Тверской области, когда в 2002 году усадьбу взяла в аренду ЗАО "Конкор". Главный дом усадьбы Знаменское-Раек соединен с флигелями крытой колоннадой овальной формы.
Усадьба «Знаменское-Раёк» передана в оперативное управление ВИЭМ
Усадьба Знаменское Раек, Раёк: просмотрите отзывы (49 шт.), статьи и 319 фото Усадьба Знаменское Раек на сайте Tripadvisor. По словам главы Торжокского района Елены Хохловой, она была потрясена, когда впервые приехала в практически безлюдное Переслегино и увидела посреди просторов столь колоссальный храм. Изначально усадьба «Знаменское-Раек» принадлежала генерал-аншефу, герою русско-турецкой войны Федору Глебову. Летом 2012 г. на территории усадьбы Знаменское-Раек (Тверская область Торжокский район) организуется волонтерский лагерь. Усадьба «Знаменское-Раёк» принадлежала генерал-аншефу, герою русско-турецкой войны Фёдору Глебову.
Mash: замглавы Минобороны Иванов строил себе «дворянское гнездо» на берегу Волги
Несмотря на то, что из всего львовского усадебного созвездия новоторжской земли только Знаменское-Раек находится в ведении частных арендаторов, а другие жемчужиры русского палладианства пребывают в бесхозности, тревога за судьбу именно этой усадьбы стала главной темой собрания. А резюме публикаций оптимизма не внушало : «Знаменитый усадебный комплекс в Знаменском-Райке находится под угрозой полного исчезновения». В общем-то, это совершенно правильно: в вопросах российской охраны наследия обычно лучше дуть на воду. Согласно отчетам, в ходе обсуждения выяснилось, что у усадьбы такого класса отсутствуют точные границы и предмет охраны! Госструктуры существуют параллельно друг с другом и не пересекаются.
Так, за качество реставрации отвечает Главное управление по охране объектов культурного наследия. А вот арендную плату берет Росимущество, и им, по сути, все равно, в каком состоянии объект. Более того, у них по документам все объекты приписаны словом «недвижимость» — будь то памятник или сарай. Разве это правильно?
Поскольку очередь из арендаторов у ворот Знаменского-Райка не стоит, такой поворот событий был справедливо расценен тверскими общественниками как угроза утраты уникального памятника. Именно под лозунгом успешной отдачи в аренду Знаменского-Райка администрация Дмитрия Зеленина трубила на всю Россию о подъеме туризма в Тверской области и подъеме Тверской области в сытые «нулевые» вообще. Раек был не просто одной из усадеб. Это было знамя, которым размахивали эффектно и часто».
Какая-никакая, а медленная реставрация усадьбы велась. Велись исследовательские и изыскательские работы. В усадьбе поработали археологи, установившие немало интересных фактов о том, как виртуозно и с какой сумасшедшей расточительностью ручного а значит, практически бесплатного труда велись работы по планированию территории, устройству отводов воды и строительству оранжерей. Оранжереи стали последним крупным усадебным проектом уже в последние год-два работ в ней — и тысячи купленных роз остались на многочисленных фотосессиях арендаторы создали в Знаменском-Райке розарий — Ред.
Кроме всего этого, были расчищены уникальные росписи — ни одна другая усадьба Тверской области не имеет в таком объеме сохранившиеся росписи XVIII века, включающие не только живопись в главном доме, но и масонские по своей программе росписи в часовне в Васильевой Горе. В общем, знатоки и ценители готовы были ждать хоть десять, хоть двадцать лет — но с тем, чтобы все-таки в итоге увидеть единственную в своем роде усадьбу в полном блеске. Убирался парк. После этого на руководителя регионального управления охраны памятников Михаила Смирнова обрушился целый град вопросов: каким образом в отсутствие утвержденных границ и предмета охраны памятника можно его приватизировать?
На основании каких документов будет реставрироваться главный дом? И почему бы Управлению не поторопиться снабдить усадьбу комплектом необходимых документов? Знаменское-Раек зимой 2016 года Оценить состояние знаменитой усадьбы позволяет подробный недавний февраль 2016 года фоторепортаж автора блога «Летопись русской усадьбы» Вадима Разумова: «белое безмолвие», отреставрированная колоннада парадного двора, пустующий главный дом.
Общая площадь парка составляет около 200 тыс. Усадьба с парком является одним из значимых объектов культуры в Тверской области. И безусловно, концепция [развития музея в усадьбе] будет строиться вокруг Львова, мы хотим раскрыть его личность как можно полнее для посетителей", - подчеркнула Жукова.
Возможность выполнить комплексную реставрацию возникла после передачи усадьбы "Знаменское - Раек" в оперативное управление ВИЭМ, соответствующий приказ Министерства культуры РФ вышел в октябре 2021 года, 15 апреля текущего года были подписаны акты приемки объектов. Планируется привести в порядок главный дом, флигель, колоннаду, ворота и другие объекты.
Но главное: в его военном формуляре значилось, что скончался Иван Федорович Глебов 13 июня 1774 года. Именно эта дата была высечена на стене мавзолея-усыпальницы в Старицком Свято-Успенском монастыре. А значит, последние сомнения отпали: в часовне на территории Старицкого монастыря похоронен именно генерал Иван Глебов, бывший начальник русской артиллерии и даже киевский губернатор. Это сообщение было воспринято с огромным воодушевлением всеми членами Тверской ученой архивной комиссии! Установили также адрес единственной к тому времени живой родственницы генерала Глебова, его праправнучатой племянницы Евгении Федоровны Глебовой-Стрешневой-Шаховской, проживавшей в Москве. Именно к ней и отправилась депутация тверских ученых с просьбой принять на себя расходы по содержанию места последнего приюта этого великого государственного деятеля. Как уж там их приняла племянница генерала, мы не знаем, но усыпальница генерала Ивана Глебова на территории Свято-Успенского монастыря в Старице сохранилась до наших дней. И вот здесь начинается другая история — история любви!
В начале 1770-х годов супруга Ивана Глебова решила уйти в монастырь. После этого он поделил все имущество между детьми. Раёк получил в наследство его второй сын — Федор Глебов. Как и отец, он имел звание генерал-аншефа и входил в Правительствующий сенат Российской империи. В 1772 году Федор Глебов женился на Елизавете Стрешневой. Этот брак стал для него вторым: первая супруга генерала, княжна Александра Дашкова, умерла. Единственная наследница богатого рода Стрешневых, по воспоминаниям современников, отличалась строгим и деспотичным нравом. О своем выборе супруга Елизавета Стрешнева писала: «Я никогда не была в него влюблена, но я поняла, что это единственный человек, над которым я могу властвовать, вместе с тем уважая его». Федор Глебов, напротив, испытывал к жене нежные чувства, часто признавался, что живет только для нее и «сам себе не нужен». В подарок супруге он решил возвести новую усадьбу.
Новую усадьбу в классическом стиле спроектировал архитектор Николай Львов. Строительство началось летом 1787 года.
В советское время в усадьбе работал дом отдыха, а во время Великой Отечественной войны - госпиталь, одним из пациентов которого был легендарный летчик- истребитель Алексей Маресьев. Сейчас вход на территорию усадьбы ограничен из-за аварийного состояния нескольких построек и подготовкой к реставрации объекта.
Усадьба «Знаменское-Раёк» передана в оперативное управление ВИЭМ
Возле усадьбы выступили известные артисты. 19 июля в усадьбе Знаменское-Раёк Торжокского района прошел фестиваль классической музыки «Музыкальная экспедиция». Усадьба ЗНАМЕНСКОЕ-РАЕК, Тверская область, Торжокский район. Раек" была построена в конце XVIII века, первым ее хозяином был герой русско-турецкой войны генерал-аншеф Федору Глебов, состоявший по линии супруги в родстве с царским домом Романовых. Axenoff пригласил друзей в Тверскую область в историческую усадьбу XVIII века Знаменское-Раек, чтобы привлечь внимание к проблеме реставрации объекта культурного наследия. Также ВИЭМ сообщает о новом режиме работы знаментой усадьбы Знаменское-Раёк, построенной по проекту Львова.
Парк с каскадом прудов XVIII века в усадьбе под Торжком планируют воссоздать за пять лет
Итак, самая красивая и необычная усадьба Тверской области Знаменское-Раёк. Усадьба Знаменское-Раек расположена в Торжокском районе Тверской области недалеко от трассы Москва-Петербург. Первые документальные свидетельства об усадьбе «Знаменское-Раек» относятся к 1746 году, когда рядом со старой церковью Знамения в погосте Рай началось строительство каменного храма на средства Ивана Федоровича Глебова. Усадьба Глебовых-Стрешневых Знаменское-Раек. 7 неизвестных мест возле Торжка, где обязательно стоит побывать. Усадьбу Знаменское Раёк знают почти все, кто так или иначе интересуется архитектурой: это «золотая классика» русского палладианства, которая завораживает своими пропорциями, удивительной ясностью и простотой форм любого, кто хоть раз видел ее вживую. Итак, самая красивая и необычная усадьба Тверской области Знаменское-Раёк.