В 1037 году Ярослав Владимирович заложил в Киеве собор Святой Софии и Благовещенскую надвратную церковь. Святой благоверный князь Киевский Ярослав Владимирович (Мудрый), во святом крещении Георгий, родился в 978 году и был сыном святого равноапостольного великого князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды. Почему и за что Ярослава Мудрого можно и нужно считать великим и именно русским князем?Подкасты «Захар Прилепин. 4 марта 2024 года Церковь отмечает день памяти князя Ярослава Мудрого.
181. Рассказы о святых Ярослав Мудрый
Святой Князь Ярослав Мудрый урегулировал взаимоотношения с Великим Новгородом, добившимся от него многих привилегий и вольностей. Почему и за что Ярослава Мудрого можно и нужно считать великим и именно русским князем?Подкасты «Захар Прилепин. Именно Ярослав Мудрый избавил население своего государства от постоянной опасности, исходящей от печенегов. В 1037 году Ярослав Владимирович заложил в Киеве собор Святой Софии и Благовещенскую надвратную церковь. Смотрите видео онлайн «В храме Ярослава Мудрого вспоминают основателя города (Ярославль, Сокол)» на канале «Иллюзии Реальности» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 29 июля 2023 года в 12:41, длительностью 00:00:48, на видеохостинге RUTUBE.
День св. блгв. Великого князя Ярослава Мудрого
Ярослав Мудрый, Ослябя и Пересвет признаны святыми, сообщает РИА «Новости». После его смерти ящичек с мощами Ярослава Мудрого оказался в руках Украинской православной церкви в США, а икона Николы Мокрого представлена в храме Святой Троицы в Бруклине. Ярослав Мудрый, Ослябя и Пересвет признаны святыми, сообщает РИА «Новости». В области внешней политики Ярослав Мудрый добивался укрепления международного авторитета Древнерусского государства. На долю Ярослава Мудрого выпало ещё несколько междоусобных войн, но в 1035 году он стал единоличным правителем Руси. Православная Церковь 5 марта празднует память святого благоверного князя Ярослава Мудрого.
Ярослав Мудрый и монахи-воины Пересвет и Ослябя стали святыми Русской Церкви
Между тем, это событие произошло только 9 марта 2004 г. ПСРЛ, т. Ярослав Мудрый. Теперь есть смысл взглянуть на известные нам факты под иным углом зрения, чтобы понять причины столь долгого нежелания канонизировать Ярослава и его сына. Считается, что после принятия христианства в 988 г. Киевская Русь приступила к созданию относительно единой государственной доктрины, и политика Ярослава Мудрого виделась как продолжение широкой социальной модернизации, начатой Владимиром Святым. Однако можно заметить важное расхождение в их действиях. Оно указывает на то, что каждый из названных князей по-своему видел дальнейший путь развития Руси, разворачивая её на Восток и на Запад христианского мира.
Поэтому мысль В. Ключевского о том, что после Смуты социально-политическая ориентация власти и общества у нас разделилась на два направления, тяготеющих к Западу и к православному Востоку1, требует доработки. Попробуем в этом контексте рассмотреть политическую деятельность Владимира Святого и Ярослава Мудрого, чтобы понять, почему креститель Руси совершенно заслонил собой и сына, и внука. Когда Владимир решал вопрос о том, к какому из двух направлений христианства примкнуть тема неприятия ислама и иудаизма стоит особого разговора , Византия была на пике своего расцвета. Её конкурентом выступала только Священная Римская империя, возглавлявшая в указанный период обширное геополитическое поле из стран, ориентированных на престол Святого Петра. В то же время независимый православный мир, если не считать пришедшего в упадок Западно-Болгарского царства и нескольких мелких княжеств Грузии, съежился до размеров Византии. Поэтому, с точки зрения геополитической выгоды, Русь должна отдать предпочтение западному христианству.
Но Владимир подчиняет страну духовной власти вселенского патриарха. Произведенное «испытание вер» показало нравственную слабость западного христианства, где римские первосвященники, поправ принцип соборности как один из символов веры, подобно пророку Мухамеду, 1 См. III, с. Он, как известно, предоставлял римским папам «власть и почёт, равные императорским... Кроме того, престол святого Петра, стремясь увеличить число своих «духовных чад», стал подстраиваться под стереотипы и ценности язычников, спровоцировав на Западе движение к приоритету материальных благ над духовными. В православии же спасение «осмыслялось как внутреннее перерождение человека, его преображение духовное»2. Православный мир стремился, «пусть не всегда удачно, приблизить своё делание к церкви, поднять всё до её уровня, уйти в неё, а не отделиться, эмансипироваться и снизить всё возвышенное до потребностей обывателя»3.
По этой причине на щит была поднята классическая формула бытия человеческого: «Если не спасёшься сам, то не спасёт и Бог». Поэтому принимать сторону внешне успешного, но уходившего от высокой духовности Запада Владимир Святой не стал. Он понял, что путь сближения с рома-но-германским миром, возможно, приведёт Русь к материальному обогащению, позволит расширить границы и укрепит её международное положение, но не поможет людям спасти свои души. Понимание правильности сделанного Владимиром выбора породило в русском сознании понятие «Святой Руси» и взгляд на Запад как на «немой» мир мир немцев , не понимающих и не слышащих язык Бога. Подобная идеологическая установка князя сразу стала сказываться и на внешней политике Руси, стремившейся к дружбе в первую очередь с православным миром. Благодаря династическим связям Владимир Святой породнился не только с царями болгар и византийским императорским домом, но и с князьями Польши и Чехии, владения которых входили в состав православной Моравской епископии. Он же стал первым русским князем, который постарался отгородить свой народ от влияния романо-германской цивилизации.
Владимир сократил контакты со странами Западной Европы и даже был вынужден вступить с ними в воен- 1 Цит. История папства. Православие и русская литература, ч. Антропология св. Григория Паламы. Следует отметить, что, борясь за сохранение православия на Руси, князь Владимир смог подняться выше любви к сыну Святополку, которому должен отойти киевский стол. Согласно «Хронике» Мерзебургского епископа Титмара Святополк вошёл в тайные сношения с польским королем и с его помощью готовил восстание против отца.
Владимир раскрыл заговор и арестовал сына вместе с его женой полькой и её духовником епископом Рейнберном.
Ему также приписывается древнейший русский памятник права «Устав», или «Суд Ярославль». По сложившейся традиции, святой благоверный князь Ярослав Мудрый считается небесным покровителем государственных мужей, юристов, судей, прокуроров, храмоздателей, библиотекарей, научных работников, учителей и студентов. Поделиться в социальных сетях:.
Ярослав Мудрый — сын Владимира — скончался в 1054 году.
Татищев считал, что в летописную запись под 6524 г. Вскоре после Крещения Руси Великий князь Владимир посадил своих сыновей княжить в разных уделах. Ярослав послан был им в Ростов Мерянский. Но он был тогда либо еще младенцем, либо совсем юным отроком, чтобы править уделом самостоятельно: возле него находился наставник, которого, возможно, звали Будый в «Повести временных лет» под 6526 1018 г. В ту пору Ярослав был уже зрелым мужем, и его «кормильцем» — воспитателем, дядькой — тот мог быть лишь в прошлом. В княжение Ярослава в Ростовском уделе был основан город, названный его именем, — Ярославль, хотя первое летописное упоминание этого города относится уже только к 1071 г.
В 1014-м г. До его приезда княжеская резиденция находилась близ Новгорода, в Рюриковом городище, а Ярослав выстроил себе терем в самом Новгороде. Угроза военного столкновения с отцом была предотвращена последовавшей вскоре кончиной святого Владимира, после которой власть в Киеве захватил Святополк Окаянный. Одолев Святополка и помирившись с другим братом, Мстиславом, Ярослав употреблял вооруженные силы на защиту границ государства и на расширение его пределов. В 1029-м г. В следующем году Ярослав успешно воевал с чудью, заложив на отвоеванной у нее земле город Юрьев, позже переименованный в Дерпт и затем в Тарту. В том же году был возвращен в состав Русского государства захваченный ранее поляками город Белз. В ту пору Польша охвачена была смутой, разразившейся после смерти Болеслава Храброго, постигшей его в 1025-м г.
Против его преемника Мешко II вспыхнул мятеж, в ходе которого «вьставше, людье избиша епископы, и попы, и бояры своя» [4]. Соправители Руси решили вмешаться в польскую смуту, поддержав притязания на королевский престол старшего брата Мешко Безприма. В 1031-м году Ярослав и Мстислав «собраста воя многы, и идоста на Ляхы» [5]. В русском стане находился тогда и король Норвежский Харальд III Суровый, который, потерпев поражение в междоусобице, бежал из своей страны к Ярославу Мудрому в Новгород, как это сделал ранее, в 1028-м г. В результате польского похода русских князей в состав Руси были возвращены Червен и Перемышль, в плен захвачено много поляков, которых братья разделили между собой, после чего Ярослав поселил доставшихся ему пленников в укрепленных городах по берегу Роси, в пограничье с печенежскими кочевьями. В 1036-м г. Это был князь, унаследовавший от своего деда Святослава воинственный характер, и, как характеризует его летописец, он был «дебел телом, чермьномь лицемь, великома очима, храбр на рати, и милостив, и любяше дружину повелику, и имения не щадяще, ни питья, ни ядения не браняше» [7] своим дружинникам. Единственный сын князя Евстафий умер ребенком за 3 года до кончины отца, так что наследником Мстислава стал его старший брат Ярослав Мудрый, который с тех пор правил Русью как единодержавец, как монарх в изначальном значении слова.
Правда, сохранялся еще Полоцкий удел, где правил племянник Ярослава Брячислав, а после его кончины в 1044-м г.
В Ярославле открываются Дни Ярослава Мудрого
В духовном складе русского народа эти ценности уже в Х веке составляли абсолютный уровень, который впоследствии и станет духовным камертоном русской культуры. Равноапостольная княгиня Ольга ок. Благодаря этому последующее крещение Руси великим князем Владимиром в 988 году становится лишь естественным закреплением государственного и цивилизационного образа исторического Русского государства, его народа и его будущего. Он возводит дополнительную крепостную стену в Киеве.
Впервые на Руси, как некогда в Иерусалиме, в стене создаются Золотые ворота, через которые Спаситель некогда вошел в Иерусалим. Вслед за Киевом, Золотые ворота строятся в каждом крупном городе Руси, становясь великим народным свидетельством и приглашением Спасителя на Святую Русь. В «Хождении игумена Даниила» во святую землю, датируемом 1104-1106 годами, Даниил отнюдь не случайно именует Святую землю обетованную «своей родиной»2.
Семена, посеянные Владимиром, при Ярославе Мудром прорастают великой мистической верой русского народа в то, что «благодать Святой Земли — молитвами, трудами и подвижничеством — может быть перенесена и на нашу родину»3. При этом Русская земля обретает черты подлинной Святой земли — Нового Иерусалима. Тысячелетие спустя, в деяниях Ярослава Мудрого мы найдем ясность и определённость, задающие духовную высоту истории Русского государства и обретающиеся лишь на самых высоких уровнях духовной свободы.
При этом Западный фаустовский проект, смещая христианские ценности на периферию и делая из них свой инструмент Власти, реализует онтологию обезбоженного мира, сводящуюся к интересам и Воле сильной сверхличности, творящей мир «под себя и свои интересы» и в своей свободе Власти, реализующей любые свои вожделения. Говоря о Западном проекте, Шпенглер обозначает волю к Власти высшей целью, к которой с самого начла устремлена «фаустовская душа» Запада и его «фаустовская культура». Воля к власти также и в области нравственного, стремление придать своей морали всеобщее значение, принудить человечество подчиниться ей, желание всякую иную мораль переиначить, преодолеть, уничтожить — все это самое наше собственное достояние»4.
Китеж-град При этом образ Святой Руси, отразивший представления русского народа об идеальном обществе и находящийся в пространстве неземного Православного царства и Небесного Иерусалима, со временем трансформируется и дополняется. Отдалясь от эпохи Владимира Святого и Ярослава Мудрого, этот образ, подобно сказочному граду Китежу, до времени погрузившемуся в глубину озера Светлояр, перемещается в глубину народного сознания, откуда «в хорошую погоду» можно услышать неземные переливы далекого звона его колоколов. На смену сияющему, воздушному образу Святой Руси приходит вполне земной образ Руси действующей, защищающей христианские народы и святые христианские ценности и исполняющей универсально-ценностную миссию в историческом мире перед лицом Творца.
И это совсем не воздушный и совсем не бестелесный образ Небесного Иерусалима. На смену ему приходит образ Православной земной империи, реализующей себя по праву первородства и соответствия принципу Translatio Imperii на основе книги пророка Даниила. Так Святая Русь становится важнейшей частью представлений о Третьем Риме, катехоне, удерживающем мир от зла.
Литература Вебер Г. Всеобщая история. Солдатенкова, 1887.
Задонский Г. Шпенглер Освальд.
В день памяти благоверного князя Ярослава Мудрого владыка отслужил Божественную литургию в ближайшем к городскому памятнику Ярослава Мудрого храме — Богоявленском соборе. Затем на Богоявленской площади состоялась лития и под звон колоколов всех православных церквей состоялся общегородской Крестный ход. Церковные торжества продолжились в стенах Ярославской Духовной Семинарии, где 4 марта, в день основания учебного заведения, состоялся день Открытых дверей.
Ярославская славяно-латинская семинария была открыта в феврале 1747 года в Спасо-Преображенском монастыре Ярославля при владыке Арсении Мацеевиче. В 1918 году Ярославская Духовная семинария в связи с известными событиями в стране прекратила свою деятельность, которая по прошествии времени была возобновлена в 2006 году. В настоящее время Ярославская Духовная Семинария располагается в особняке принадлежавшем бывшему градоначальнику Ярославля, купцу, известному благотворителю и собирателю древних славянских рукописей И.
Еще один сын князя — Изяслав, повел под венец сестру Казимира, польского князя. В свою очередь Казимир взял в жены сестру Ярослава — Доброгневу. Такая же ситуация сложилась и с замужеством дочерей Ярослава. Елизавету взял в жены норвежский король Гаральд, Анастасию — венгерский правитель Андрей. Но больше всего почестей досталось дочери Анне Ярославне, которая сочеталась браком с французским королем Генрихом I. Таким образом, Ярослав сумел наладить родственные отношения с сильными соседями, причем, не только ближними, но и с дальними. Основание городов Город Юрьев обязан своему появлению именно Ярославу Мудрому, который основал его в 1030-м году, во время похода на Чудь. Юрьев вырос на Чудском озере и был назван в честь Георгия Юрия — ангела великого князя. В настоящее время он переименован в Тарту, расположен на территории современной Эстонии и размерами уступает только ее столице — Таллину. Памятник Ярославу Мудрому в Ярославле Князь основал еще один город, Ярославль, хотя, по мнению некоторых историков, этот факт вызывает некоторые сомнения. Ярослав Мудрый стоял у истоков основания еще одного города Юрьев, представляющего собой крепость из Поросской оборонительной линии. Его предназначение — защита города Киева от набегов кочевых племен. В 1240-м город пострадал от татаро-монгольского нашествия, от него осталась только полуразрушенная церковь. Впоследствии ее отстроили, и вокруг разросся город, названный Белой Церковью. Название сохранилось до нашего времени. Личная жизнь Историки пришли к единодушному мнению, что Ярослав Мудрый находился под влиянием своей жены Ингигерды в православии Ирина. На землях, которые она получила в приданое, Петр I в 1703-м построил город Санкт-Петербург. Ярослав Мудрый с женой Ингигердой Именно она стала основательницей первого женского монастыря в Киеве, который воздвигли при церкви Святой Ирины. Одна колонна монастыря уцелела до середины 20-го века, а после память о храме осталась только в названии улицы — Ирининская. Никаких подробностей личной жизни супругов выяснить не удалось. Ингигерда-Ирина родила Ярославу шестерых сыновей и трех дочерей. Ирина поддерживала мужа во всем, она приняла христианство и всеми силами способствовала его продвижению на Руси. Историкам удалось восстановить образ Ярослава Мудрого, и, судя по всему, он не блистал красотой. Крупное лицо с сильно выступающим носом и подбородком, резко очерченным большим ртом и такими же глазами, нельзя было назвать красивым. Помимо этого, он был хромой. Одни утверждают, что хромоту вызвало повреждение в тазобедренном и коленном суставе, полученное в одном из боев, другие настаивают на том, что он страдал наследственной болезнью Пертеса. Еще одна загадка присутствует в биографии Ярослава Мудрого. Считается, что он был женат два раза, и первой его супругой стала уроженка Норвегии Анна. Есть сведения, что она родила князю сына Илью, который вместе со своей матерью оказался в плену польского короля Болеслава Храброго, и их следы навсегда затерялись в Польше. В доказательство этой версии приводят аргумент, что имя Анна присутствует в нескольких летописях. Противники этой версии считают, что это именно Ирину звали Анной после пострига в монахини. В 1439-м, по настоянию архиепископа Евфимия, Анна причислена к лику святых, и именно она покровительствует Новгороду. Самого Ярослава причислили к лику святых только в 21-м веке. Смерть Последние несколько лет перед смертью князь прожил в Вышгороде.
Ярослав Мудрый причислен Православной церковью к лику Святых. Официально Ярослав был канонизирован РПЦ только в 2004 году, хотя впервые упоминается в качестве святого в сочинении Адама Бременского «Деяния первосвященников Гамбургской церкви». Особое внимание Ярослав укреплял дипломатии и внешней политике. Одним из способов укрепления дипломатических отношений были династические браки. У Ярослава Мудрого было 10 детей: 3 дочери и 7 сыновей. Елизавета стала женой норвежского короля, Анастасия - женой короля Венгрии, Анна вышла замуж за французского короля. Сыновья Ярослава также взяли в жены дочерей из Австрийских, Греческих, Польских, Германских монарших семей. Сам же Ярослав был женат дважды, второй женой и матерью большинства детей стала дочь шведского короля Олафа - Ингигерда в Православии Ирина. Ярослав Мудрый был известен, как основатель городов.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Войдя в Киев, Ярослав Мудрый сразу пожелал почтить память погибших братьев и похоронить их по-христиански. Святой Благоверный князь Ярослав Мудрый, дата памяти 5 марта. Скончался благоверный великий князь Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в своей загородной резиденции Вышгороде, под Киевом. После его смерти ящичек с мощами Ярослава Мудрого оказался в руках Украинской православной церкви в США, а икона Николы Мокрого представлена в храме Святой Троицы в Бруклине. На долю Ярослава Мудрого выпало ещё несколько междоусобных войн, но в 1035 году он стал единоличным правителем Руси. Второй сын Святого благоверного князя Владимира, Ярослав Мудрый смог почти невозможное – в периоде, полном междоусобиц и войн, он сделал столицу Киевской Руси богатейшим городом.
5 марта – День памяти князя Ярослава Мудрого
Изображение: Public domain Архиерейский собор Русской православной церкви прославил в качестве общецерковных 30 почитаемых ранее в пределах одного региона епархии святых, передает РИА Новости. Андрея Ослябя в миру был профессиональным военным. По одной из версий, командовал московской тысячей в сражении прозванном Пьянским побоищем. Сопровождал вместе с другим иноком Троице-Сергиевского монастыря Александром Пересветом великого князя Дмитрия в походе против татар по благословению святого Сергия Радонежского.
Многих православные россияне чтят ещё с глубокой древности.
Затем на Богоявленской площади состоялась лития и под звон колоколов всех православных церквей состоялся общегородской Крестный ход. Церковные торжества продолжились в стенах Ярославской Духовной Семинарии, где 4 марта, в день основания учебного заведения, состоялся день Открытых дверей. Ярославская славяно-латинская семинария была открыта в феврале 1747 года в Спасо-Преображенском монастыре Ярославля при владыке Арсении Мацеевиче. В 1918 году Ярославская Духовная семинария в связи с известными событиями в стране прекратила свою деятельность, которая по прошествии времени была возобновлена в 2006 году. В настоящее время Ярославская Духовная Семинария располагается в особняке принадлежавшем бывшему градоначальнику Ярославля, купцу, известному благотворителю и собирателю древних славянских рукописей И. Сейчас в стенах семинарии обучается на очном отделении 22 студента.
Кроме легендарных участников Куликовской битвы, схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби, и благоверного князя Ярослава Мудрого, в лике святых Русской церкви накануне канонизировали ещё около двадцати местночтимых святых. В их числе преподобные Корнилий Переяславский, Амфилохий Почаевский, святители Геннадий и Филарет Амфитеатров , старец Аристоклий Амвросиев , преподобноисповедник Кукша Одесский, благоверный князь Ростислав Мстиславич в крещении Михаил Киевский, Христа ради юродивый Феофил Киевский и другие религиозные деятели и подвижники.
5 марта – день памяти святого благоверного князя Ярослава Мудрого
1. Владимир Святой и Ярослав Мудрый: выбор религии и мировое значение принятия Русью православия. Среди них благоверный князь Ярослав Мудрый и герои Куликовской битвы схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя. На долю Ярослава Мудрого выпало ещё несколько междоусобных войн, но в 1035 году он стал единоличным правителем Руси.
Князь Ярослав Мудрый вошел в общецерковный список святых
Князь Ярослав Мудрый прославился и как покровитель просвещения и духовного развития страны, инициатор создания монастырей, школ и библиотек. Князь Ярослав Мудрый прославлен Русской православной церковью в лике святых. С 2005 года день его смерти — 20 февраля 5 марта н. Стремление к увековечению памяти Ярослава Мудрого в Ярославле проявлялось на протяжении столетий.
Ярослав Мудрый — сын Владимира — скончался в 1054 году.
А еще нельзя хвастаться своими достижениями. Даже если вы в чем-то преуспели, лучше отложить рассказ на потом. Подробнее об истории этого дня и о том, что можно, а что не рекомендуется делать в этот день - в материале АиФ:.
Ни в коем случае нельзя лгать в моменты, когда вы просите святого о помощи. Ваша просьба должна быть искренней. Кроме этого, просьба не должна вредить другим людям. Любое желание зла окружающим вернется к вам, а Небеса оставят вас без помощи. При прочтении молитвы необходимо быть сконцентрированным. Не отвлекайтесь на посторонние звуки. Для этого вы можете заранее попросить домочадцев, чтобы они вели себя потише, пока вы молитесь. Молиться лучше всего, смотря на лик святого. Для этого можно приобрести икону Ярослава — Благоверный князь. Молитва Ярославу Мудрому.
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ
Об останках Ярослава, князя Киевского, в самой влиятельной и многочисленной православной общине в Северной Америке ничего не известно, признает настоятель собора Святого Иоанна Предтечи в Вашингтоне протоиерей Виктор Потапов. Молитва святому благоверному князю Ярославу Мудрому. О святый благоверный великий княже Ярославе, всех с любовию чтущих тя благодатный заступниче и покровителю! Святой благоверный князь Киевский Ярослав (Мудрый), во святом крещении Георгий, родился в 978 г. и был сыном святого равноапостольного великого князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды. Поскольку Великий князь Руси Ярослав Мудрый и император Священной Римской империи Оттон III были потомками византийского императора от его разных жен, то между ними могли быть сложные отношения. Ярослав Мудрый формально не входил в число святых Русской православной церкви. 1. Владимир Святой и Ярослав Мудрый: выбор религии и мировое значение принятия Русью православия.
Yaroslav the Wise: holy ruler or the first westerniazer on the throne
- Содержание
- Ярослав Мудрый и монахи-воины Пересвет и Ослябя стали святыми Русской Церкви
- Как Ярослав Мудрый и принцесса Ингигерда стали русскими святыми слушать онлайн на Яндекс Музыке
- 20 февраля 1054 года умер Ярослав (Мудрый)
Новые статьи:
- Онколог Минздрава заявил, что князья Владимир и Ярослав Мудрый умерли от рака. Историк это опроверг
- Акафист святому благоверному князю Ярославу Мудрому
- Благоверный князь Ярослав Мудрый
- Тайна мудрого Ярослава.Почему исчезли останки киевского князя? | Аргументы и Факты
- Имя Ярослав православных Святцах
- РПЦ канонизировала Ярослава Мудрого и Пересвета
День св. блгв. Великого князя Ярослава Мудрого
Ярослав был героем многих литературных произведений того времени, например "Сказания о Борисе и Глебе", "Слове о законе и благодати", упоминается он и во многих скандинавских сагах под именем «Ярислейва Конунга Хольмгарда». Именем Ярослава Мудрого названы Новгородский государственный и Харьковский юридический университеты, а так же государственная награда Украины - Орден князя Ярослава Мудрого 6. При Ярославе появляются первые русские монастыри, при нем Киев стал одним из крупнейших городов Европы, и уступал разве что Константинополю. При Ярославе разворачивается активная работа по переводу иностранных книг на церковно-славянский и древнерусский языки. Годы тратятся на переписку книг. Создается уникальная библиотека Ярослава Мудрого, пропавшая бесследно, как и более поздняя библиотека Ивана Грозного.
Ярослав Мудрый фактически был одним из первых объединителей русских земель. Он собрал под своей властью практически все русские земли от юга и до севера. Ярослав первым занялся разделением светских и религиозных норм, таким образом отделяя церковь от государства, делая её более самостоятельной с одной стороны, и определяя и структурируя её полномочия и сферу ответственности, с другой.
Породниться с великим князем Руси мечтали многие правители европейских государств. Проблемы изучения, сохранения и интерпретации историко-культурного наследия». Сегодня конференция «Ярослав Мудрый» — одно из знаковых событий в регионе, организаторами которого являются: мэрия и управление культуры мэрии города Ярославля, Ярославская епархия, Централизованная система детских библиотек города Ярославля, Центральная детская библиотека им. Ярослава Мудрого, Ярославский государственный университет им. Демидова и Музей истории города Ярославля.
Однако, есть свидетельства о том, что именно Святополк был старшим из сыновей на момент смерти Владимира [комм 3]. В настоящий момент факт старшинства Святополка считается доказанным, а указание возраста считается свидетельством того, что летописец пытался представить старшим именно Ярослава, обосновав таким образом его право на великое княжение [9] [23]. Если же принимать традиционную дату рождения и старшинство Святополка, то это ведёт к пересмотру летописного рассказа о борьбе Владимира и Ярополка за киевский престол, и отнесению захвата Полоцка и женитьбы Владимира на Рогнеде к 976 или к началу 977 года, до его ухода за море [24]. Дополнительные сведения о возрасте Ярослава на момент смерти представляют данные исследования костных останков Ярослава, проведённые в 1939—1940 годах [25]. Рохлин указывает, что Ярославу в момент смерти было больше 50 лет и указывает в качестве вероятного года рождения 986 , а В. Гинзбург — 60—70 лет [26] [27] [28].
Основываясь на этих данных предполагается, что Ярослав мог родиться в период между 983 и 986 годами [7]. Кроме того, некоторые историки вслед за Н. Костомаровым высказывали сомнения в том, что Ярослав является сыном Рогнеды [23] [29] [30]. Однако это противоречит известиям летописей, в которых Ярослав неоднократно называется её сыном [6]. Существует также гипотеза французского историка Арриньона [31] , согласно которой Ярослав был сыном византийской царевны Анны и именно этим объясняется вмешательство в 1043 году Ярослава во внутривизантийские дела. Однако эта гипотеза также противоречит всем другим источникам [6]. Ростовский период[ править править код ] Памятный знак на легендарном месте основания Ярославля В «Повести временных лет» за 6496 988 год сообщается о том, что Владимир Святославич посадил своих сыновей по различным городам.
В числе перечисленных сыновей есть и Ярослав, который в качестве стола получил Ростов [32]. Однако указанная в этой статье дата, 988 год, достаточно условна, поскольку в неё вместилось много событий. Историк А. Карпов предполагает, что Ярослав мог уехать в Ростов не ранее 989 года [33]. В летописях о правлении Ярослава в Ростове не сообщается ничего, кроме факта посажения на стол. Все сведения о ростовском периоде его биографии носят поздний и легендарный характер, историческая достоверность их мала [33]. Поскольку Ярослав получил Ростовский стол ещё ребёнком, то реальная власть находилась в руках посланного с ним наставника.
По мнению Карпова, этим наставником мог быть упоминаемый в летописи в 1018 году «кормилец и воевода именем Буды или Будый » [34]. Вероятно он был ближайшим соратником Ярослава в Новгороде, однако кормилец в период новгородского княжения ему уже не был нужен, так что вполне вероятно, что он был воспитателем Ярослава ещё во время ростовского княжения [33]. Со временем правления Ярослава в Ростове связывают основание города Ярославля , названного в честь князя. Впервые упоминается Ярославль в «Повести временных лет» под 1071 годом, когда описывалось вызванное голодом « восстание волхвов » в Ростовской земле [35]. Но существуют предания, которые приписывают основание города Ярославу. Согласно одному из них Ярослав путешествовал по Волге из Новгорода в Ростов. По легенде по дороге на него напал медведь, которого Ярослав с помощью свиты зарубил секирой.
После этого князь приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени — Ярославль. Эти события нашли отражение на гербе города. Это предание было отражено в « Сказании о построении града Ярославля », опубликованном в 1877 году. Согласно исследованиям историка и археолога Н. Воронина , «Сказание» было создано в XVIII—XIX веке, однако по его предположению в основу «Сказания» легли народные предания, связанные с древним культом медведя, характерным для племён, обитавших в лесной полосе современной России [36]. Более ранняя версия легенды приводится в статье, опубликованной М. Ленивцевым в 1827 году [37].
Однако существуют сомнения в том, что ярославское предание связано именно с Ярославом, хотя оно, вероятно, отражает некоторые факты из начальной истории города [38]. В 1958—1959 годах ярославский историк Михаил Германович Мейерович обосновал, что город появился не ранее 1010 года. Эта дата в настоящее время считается датой основания Ярославля [39] [40]. Княжил в Ростове Ярослав до смерти своего старшего брата Вышеслава , который правил в Новгороде. В « Степенной книге » XVI век сообщается, что Вышеслав умер раньше Рогнеды, матери Ярослава, год смерти которой указан в «Повести временных лет» 1000 год. Однако эти сведения не основаны на каких-то документах и, вероятно, являются догадкой [33]. Другую версию привёл в « Истории Российской » В.
Эта дата в настоящее время принята большинством историков. Сменил Вышеслава в Новгороде Ярослав [33]. Однако по сообщению Титмара Мерзебургского он был посажен Владимиром в темницу по обвинению в измене [42]. Следующий по старшинству сын, Изяслав, к тому моменту умер, однако он ещё при жизни отца был фактически лишён права на наследование — для него был выделен в удел Полоцк. И Владимир в Новгород поставил Ярослава [43] [44]. Новгородское княжение в это время имело более высокий статус, чем ростовское и все другие, за исключением киевского. Период новгородского княжения Ярослава до 1014 года столь же мало описан в летописях, как и ростовский.
Вероятно, что из Ростова Ярослав сначала отправился в Киев, а оттуда уже выехал в Новгород. Прибыл он туда, вероятно, не ранее 1011 года. До Ярослава новгородские князья со времён Рюрика жили, как правило, на Городище около Новгорода , Ярослав же поселился в самом Новгороде, который к тому моменту был значительным поселением. Его княжий двор располагался на Торговой стороне Волхова , место это получило название « Ярославово дворище ». Кроме того, у Ярослава имелась ещё и загородная резиденция в сельце Ракома , размещавшемся к югу от Новгорода [46]. Княжеский знак Ярослава Мудрого Вероятно, что к этому периоду относится первый брак Ярослава [47]. Имя его первой жены неизвестно, предположительно её звали Анна [32].
Из жития святого благоверного князя Ярослава Мудрого Святой благоверный князь Киевский Ярослав Владимирович Мудрый , во святом крещении Георгий, родился в 978 году и был сыном святого равноапостольного великого князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды. По воспоминаниям современников, Ярослав не любил воевать и стремился решать вопросы дипломатией. Благодаря своей мудрой династической политике, Ярослав стал отцом, дедом и дядей многих правителей Европы того времени.
Главными для русской истории стали его труды по внутреннему устройству земли Русской.