Священник, который благословляет воинов словами из Евангелия "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя", не имеет права сам не погибать за солдат.
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Священник провел духовную беседу, в ходе которой ответил на волнующие подследственных отец Димитрий раздал задержанным нательные кресты. В одну епархию поступила жалоба на молодого батюшку из села, что он, совершив отпевание не пускает душу покойника в Рай. Умер батюшка в ивановской больнице, куда был госпитализирован с двусторонней пневмонией и подозрением на коронавирус. У нас в гостях был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский. У нас в гостях был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский. Отец Ипполит и отец Иоанн Крестьянкин.
Главное меню
Не поверил бы. Но с ним произошло то, что не оставило места ни сомнению, ни иному пути: "Была такая тяга к прекрасному... Нет, даже тяга к истине. Даже само слово — "истина", — в детстве и юности возбуждало. Истина — и красота. Сами эти слова были своеобразным проводником к кому-то очень замечательному… А потом были сны, точнее, даже явления. Просто взяли — и как следует приподняли. Просто чудеса. Это было настолько прекрасно и настолько высоко, что после этого я месяца два ходил сам не свой. Взяли просто, подкинули вверх и долго не отпускали вниз.
И показали какие-то необыкновенные дали... Это настолько четко, что до сих пор во мне осталось". Отца Сергия многие называют философом. Он действительно изучил немало философских трудов — в юности был записан во все библиотеки, читал буквально запоем. И теперь из привычной трактовки слова "философия" как "любовь к мудрости" решительно убирает предлог, оставляя только главное — "мудрая любовь": "Бывает любовь глупая, которая притягивает тебя ко всякой мелочевке, а бывает — что тянет к кому-то очень большому. Потому что большая любовь бывает от общения с большим. Если это чувство не заглушить, потому что оно есть у каждого человека, то в этом случае тебя вытянут. Откуда угодно, из любого болота. Это чувство — его обычно зовут религиозным чувством, — показывает определенные составные в этой жизни.
А иногда показывает тебя в определенном статусе — и к нему приноравливает. Но если не хочешь — раз, второй, третий позвали, ну если не хочешь, — извини, дорогой, живи как хочешь. Поэтому, если не глушануть себя по полной, — тогда, глядишь, вывезет. Не сегодня — так завтра, не завтра — так послезавтра. Некоторых — в 60, 70, 80 лет". Старшему — 31 год, младшему — 14. Одного из сыновей отец Сергий потерял в ДТП. Было ли сложно? Наверняка было — не может не быть.
Но отец Сергий говорит не об этом. Вспоминает, как выбирали с матушкой имена будущим сыновьям и дочке, как впервые стали родителями. Вынашивать их под сердцем, не забывать их. Не нужно слишком сильно переживать — это глупо. Есть переживальщик за всех нас во Вселенной... Дети не должны быть на первом плане. Нужно оставлять им свободу — но в тот же момент чувствовать их", — рассказывает отец Сергий.
Церковный год знает особые дни, в которые совершается нарочитое поминовение усопших: Радоница, Дмитриевская суббота, Мясопустная суббота и иные. Из самой церковной жизни мы узнаем о посмертной участи тела, когда видим как усопшие, согласно церковной традиции, провожаются в путь сея земли.
Человек — это духовно-телесное существо, и важно понять, что происходит с его душой после того, как тело погребено. Игнатий Брянчанинов отвечает на этот вопрос в одном из разделов «Слова о смерти». На сегодняшнем уроке мы подробно познакомимся с ним, чтобы достоверно узнать об участи души по смерти. Напомним: на прошлом уроке мы узнали о том, что души людей подобны ангелам. Святитель Игнатий пишет: «Они по естеству своему составляют один разряд существ. Души тех христиан, что жили благочестиво и очистили себя от грехов покаянием, наследуют вечное блаженство вместе со светлыми ангелами, а не верующие во Христа и нераскаявшиеся грешники наследуют вечные мучения вместе с падшими ангелами». И, подтвердив это многочисленными ссылками на Священное Писание и Святых отцов, святитель Игнатий делает вывод: «Поскольку для душ человеческих предназначено одно место жительства, одинаковое наслаждение или одинаковая казнь с ангелами — это служит указанием на то, что души есть существа посему подобные ангелам». Екатеринбург , кандидат философских наук: — Давайте поговорим о том, как выглядит душа. Святитель Игнатий много говорит об этом вопросе.
В наше время эта тема не потеряла актуальности, потому что много людей приходит в Церковь, имея оккультный опыт за спиной.
Отец Димитрий Макаров — подполковник медицинской службы, военный хирург высшей категории, на его счету более 25000 проведенных операций, в том числе и в условиях первой Чеченской войны, руководство отделением гнойной хирургии в Комсомольске. Будущим коллегам батюшка рассказывал о своей работе и служении, о здоровье не только тела, но и души, о человеке вообще, об этике и нравственности. Приводил живые примеры, описывая их с двух сторон — с точки зрения опытного врача и духовника. Двумя днями позже, 9 декабря, в духовной семинарии состоялась вторая встреча с отцом Димитрием. Перед лекцией в семинарском храме был отслужен молебен святителю Луке Крымскому. Здесь собрались прихожане храмов, добровольцы, активисты приходов и вообще все желающие. После молебна все перебрались в актовый зал, он оказался практически полон.
Но всегда отмечал, что она «подросток». В апреле мужчина расстроился, поскольку его отвергла возлюбленная, и начал высказывать мысли об убийстве. Он плакал после смерти котенка «Газета. Ru» обратилась за комментариями к знакомым предполагаемого убийцы священника. Его охарактеризовали как доброго и миролюбивого человека, однако склонного к депрессивным состояниям. Другая собеседница рассказала, что Рассоха - очень чувствительный мужчина, который «даже курицу не давал отцу рубить и очень плакал после смерти котенка». Вроде, общительный, улыбчивый, на парах свободно коммуницировал с преподавателями по теме предмета.
Отец Александр Новопашин: «Душа человеческая дороже всех богатств земных и за нее надо биться!»
Понятно о Боге и открыто о Церкви! tg-канал: | 10531 подписчик. очень чувствительный мужчина, который «даже курицу не давал отцу рубить и очень плакал после смерти котенка». Священник Иван Снегирев подчеркнул, что происхождение каждой души представляет собой тайну за семью печатями. Добро пожаловать на канал Батюшка-Душа (24271887) на RUTUBE. Отец Николай Гурьянов, псково-печерские старцы и радость послушания.
Священник раскрыл местонахождение души в человеческом теле
Его задержали практически сразу после трагедии. Он сидел рядом с телом священника, которому нанес несколько ножевых ранений. Батюшка скончался на месте. Он пытался утихомирить Рассоху, когда тот ворвался в воскресную школу и устроил в одной из аудиторий пожар. Протоиерею Сергию было 59 лет. Для прихожан он был добрым наставником, который умел найти правильные слова и успокоить душевную бурю. Для родных он был заботливым мужем, любящим отцом, увлеченным мужчиной. Батюшка много путешествовал, был человеком творческим, часто устраивал дома музыкальные вечера. Судя по тому, что рассказывают жители небольшого подмосковного села, настоятеля знали и любили все.
Лишь редкие детские чувства, поиск нескончаемой радости жизни да отблески Рая на стенах сельского храма пробуждали в душе какой-то зов, неизреченную жажду Неизреченного. Через год после Тысячелетия Крещения Руси словно проснулись гены предков, словно прошедшие эту тысячу лет наши благочестивые праотцы и праматери явились, сгрудившись, и грозно произнесли: «Мы созидали Православие на Руси тысячу лет, а ты? Я, моя родная сестра, двоюродная сестра и ее муж с большим интересом вступили под своды соборного храма. Зачем мы шли креститься, и сами не знали.
То ли видели в этом защитительный ритуал, то ли шли ради причастности тысячелетней традиции, уже и не помню. Но точно не потому, что верили. Слава Богу, никто нас перед Крещением о вере не спросил, и думаю, что сейчас, в наши дни, меня бы точно прогнали. В Евангелии Господь рассказал короткую притчу: Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то Мф.
Особенность этой притчи в том, что человек обнаруживает скрытое на поле сокровище внезапно и неожиданно для самого себя, без предварительных изнурительных поисков. Он и сам не знал, что на поле сокрыто сокровище, но когда обрел его, то ради него отказался уже от всего, что имел. Эта притча в том числе про меня. Вот мы стоим в крестильном помещении.
Пришел серьезный батюшка, окинул собравшихся строгим взглядом и начал чинопоследование. Какие были мои чувства на тот момент? Церковнославянские слова я разбирал с трудом, если не сказать, совсем не разбирал, да и батюшка произносил их достаточно невнятно. Символов и обрядов Крещения нам никто не объяснял, мы поспевали за другими поворачиваться туда-сюда, отрекаться, дуть, плевать, сочетаваться да впервые наносили на себя неумелое крестное знамение.
Но при всем рассудочном неусвоении чина Таинства я испытал впервые в жизни удивительную перемену сердца. Как же это трудно передать словами! Без каких-либо на то внутренних настроек и самовнушений, даже не думая чего-либо испытать, душа почувствовала совершенно новое. Внутри засияли радость, легкость, чистота, свобода, как будто Кто-то вынул изнутри тебя всю грязь, выбросил вон, а вместо нее вселил внутрь небесный свет — благодать Духа Святого.
Ну вот же, Бог есть, как же это понятно и ясно — так просто в душе открылось новое ведение. Невидимый и непостижимый Бог вдруг сразу стал так очевиден, как очевидна для младенца его родная мама, едва младенец родился на свет. Блаженный Августин в своей « Исповеди » рассказывает, как его друг, оказавшийся в бессознательном состоянии по причине болезни, был крещен. Когда он пришел в себя, то совершенно расстался с прежними заблуждениями, провел свои дни до смерти в искренней верности Христу.
Это значит лишь то, что Божия благодать иногда, по какому-то Промыслу Божию, действует на нас и помимо участия нашего разума.
Вместе с тем душа представляет собой часть Творца, поскольку человек создан по его образу и подобию. Некоторые верующие ассоциируют её с церковью. Сторонники такой точки зрения стараются наполнять душу молитвами. Для некоторых прихожан она является необъяснимым и вечным. Тело же придаёт ей границы и является временным пристанищем для неё.
Условно: «я никогда не отнимал молока от уст младенцев», «я всегда был милосерден», «я делал одно, другое и третье», «я чист, я чист, я чист», это ритуальная формула. А дальше мы можем предположить ту сложную судьбу, которую он претерпевал внутри соответствующего рода общин, живя, трансформируясь, оказывая формующее влияние, перерождаясь в новых текстах, чтобы в конечном итоге мы получили интересный двухтомник «Мытарств Феодоры» и «Видения Григория». Ананьев: — То есть, получается, это как годовщина Великой Октябрьской революции со временем трансформировалась в День Народного Единства, так и вот эти вот древнеегипетские представления о загробной жизни трансформировались в псевдохристианское учение о мытарствах? Александр: — Ну, понимаете, мне не хватит религиоведческой компетенции, чтобы утверждать это как факт, то есть я могу только предположить. Ананьев: — Но это многое объясняет, по крайней мере. Александр: — Но даже если мы обратимся к статье, например, в «Православной энциклопедии», которая выходит по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и насчитывает уже очень много томов, очень детальных, качественных, прекрасных исследований, то там, в статье, которая посвящена как раз житию Василия Нового, мы увидим черными по белому буквами написанную фразу о том, что «перед нами текст, который внутрь житийного элемента добавляет два апокрифических текста, посвященного малой и большой эсхатологии, ну то есть частному и общему судам», вот фраза, практически добуквенно мною из официального нашего церковного издания цитируемая. Ананьев: — Наверное, последний вопрос за сегодняшнюю беседу с мытарствами, насколько это возможно вообще разобраться за час с такой постановкой вопроса, думаю, что мы получили ответы.
Вопрос, который пока остался без ответа, это — что делать нам, живущим с теми, кто вот сейчас уходит, умирает, покидает нас? Нам говорится, что вот их душам сейчас нужна наша помощь, наша молитвенная помощь, потому что они проходят там какие-то испытания, и вот именно на протяжении какого-то короткого времени после смерти необходимо молиться за умерших. Действительно ли есть какой-то, ну там — день, три дня, семь дней, сорок дней, есть же вот эти вот, можно написать записки и сорок дней вот после смерти человека будут, за человека будут молиться. Есть ли какие-то этапы после смерти, известные нам более или менее точно, в которые, а — человеческая душа проходит испытание, б — мы еще и можем помочь ей в этих испытаниях, в чем я лично сомневаюсь? Александр: — Здесь какой момент: мне кажется, что тема молитвы о мертвых, которая присутствует внутри церковной действительности всегда, то есть она ни на каком этапе вот так вот вдруг не возникает, а совершенно органично, и мы можем видеть это банально на материале литургических текстов, то есть того, как Церковь молится, от самых древних времен. Так вот, мне кажется, эта тема, во-первых, на самом деле важна и обнулять ее нельзя, во-вторых, она является деятельным утверждением веры Церкви в свое абсолютное единство, то есть Церкви как тела Христова, представленного вот в этом мироздании, которое не делится ни временно, ни географически, то есть мы осуществляем это единство со всяким верным во Христе, который живет по территории всего мира, и имеем его со всяким верным, жившим когда бы то ни было, и даже — о ужас! Ананьев: — Позвольте, я сразу уточню: а человек, не попавший в рай, а попавший в ад после смерти, в силу совокупности сотворенного им при жизни, он тоже является частью тела Церкви или нет?
Александр: — Безусловно. Более того, апостол говорит, «страдает ли один член, страдают все члены», то есть ввиду этого Церковь и не может прекратить своей молитвы ни об умерших, ни, например, об отпавших, которые сейчас живы и здравствуют, а внутри церковного общения уже не находятся. Ананьев: — Но разве ад — это не просто даже место или состояние, лишенное Бога? Потому что там, где Бог, там не может быть ада, ибо Господь победил ад. Александр: — Ну, тут, знаете, такая штука, которая нас возвращает к сирийским отцам, которые говорят, что ад — это, во-первых, состояние, то есть Бог будет все и во всем, это абсолютная надежда и абсолютное утверждение Нового Завета, не будет никаких мест, где Бога нет. А вопрос в том, что как это присутствие Божие будет восприниматься конкретными людьми, то есть теми, кто, скажем так, здоров и может счастливо смотреть на солнце и теми, чьи глаза больны, и которым солнечный свет доставляет тяготы и неудобства, вот это как бы другого уровня вопрос. Но сам факт того, что Христос, конечно, побеждает разделение между Отцом Небесным и нами — это базовое утверждение Нового Завета.
И, соответственно, никакого отчуждения именно как пустоты и утраты мы точно не ожидаем. Вопрос: как внутри этой полноты бытия Божия мы будем себя ощущать, и, соответственно, что возможно, какие действия Божии могут изменить эту ситуацию? Здесь мы остаёмся, конечно, в пространстве надежды, мы знаем, что бы нам точно нужно делать, чтобы избежать подобного рода ситуации, ну и, соответственно, нам и надо прикладывать к этому усилия. Ананьев: — И уж совсем последний вопрос, если позволите: подходит к вам вдова, потерявшая мужа вот буквально вчера, и спрашивает вас со слезами на глазах: «Отец Александр, скажите, где он и как он вот сейчас, на следующий день после смерти? Как бы вы ответили на этот вопрос, чтобы это и максимально соответствовало принятым догматам церковным и, понятно нам, простым людям? Александр: — Как вы видите, прямо сейчас я сижу перед вами, не накрытой темным покрывалом, которое, если сбросить, то свет, проходящий через меня благодати, вас ослепит, то есть на пророка Господня я даже на глубокую троечку, скажем так, не тяну и, соответственно, брать на себя такого рода ответственность и играться в духоносца, который может сказать: «Твой муж находится сейчас вот там, а вот ваш брат вот там, а у вашего сына вообще все не очень хорошо, поэтому я бы на вашем месте жертвовал активней», вот я в такие игры не играю, вот прямо совсем не играю. Все, что мы можем доподлинно сказать из новозаветного слова и что однозначно подчеркивается церковным опытом — что ваш усопший сейчас в присутствии Господнем, а уж каково его там состояние, что он там знает, чувствует, переживает, думает, не думает, помнит о вас, не помнит, и вообще масса этих возникающих вопросов, понимаете, мы безмолвствуем на этот счет.
Мне кажется это молчание целомудренным, потому что попытка препарировать это все предельно пошла и делать так не стоит.
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Священник Амвросий раскрыл, что такое душа и почему она болит Фото: pro-vosk. По его словам, это очень сложный вопрос, на который трудно дать однозначный ответ. Священник разъяснил, что человеческая душа отождествляется с собственным Я, при этом являясь лишь большей составляющей его.
Мы от души наговорили друг другу колкостей. Он — непреклонный правдоруб, с кавалерийским наскоком, а я привык действовать не спеша, анализировать ситуацию. Потом оба признали, что были неправы. Мы примирились, обнялись, все было хорошо. Когда узнал, что во время прыжка с парашютом он неудачно приземлился и получил компрессионный перелом позвоночника, тут же позвонил ему и был так рад услышать его голос. Батюшка признается, что до сих пор не может поверить, что отца Михаила нет в живых. Я испытываю глубокую скорбь по поводу его гибели.
Сейчас, когда решается судьба России, идет борьба добра со злом, такие потери будут. Я сам был на Херсонщине в июле практически в тех же местах, где погиб отец Михаил. Так что прекрасно понимаю сложившуюся оперативную обстановку. Там понятие тыла очень условно. Даже в 300 километрах — это еще не тыл. Отец Михаил правильно говорил, что мы должны понимать: когда отправляемся в зону спецоперации, все остается позади. Ему обязательно нужно было быть на передовой. Он считал это верным и правильным. Такой у отца Михаила был характер.
Он пал смертью храбрых. Это, бесспорно, герой нашего времени. Это был достойнейший человек, достойный священник, достойный мужчина, настоящий воин. Для нас его смерть — это прежде всего призыв продолжать наше дело, воодушевлять наших братьев, которые находятся сегодня в воинском строю.
К сожалению, было и такое: один раз линию залили бетоном не в том месте. И ночью, взяв отбойный молоток, я разбивал все, чтобы исправить положение. Так вот иногда всю ночь работал с отбойным молотком, а утром шел на экзамены и думал: «Как буду сдавать? Самое интересное, что сдавал, и мне даже преподаватель говорил: «Как замечательно, какой еще литературой, помимо той, что я давал, вы пользовались? В продолжение ответа на вопрос о преподавателях приведу такую историю. Первый и последний мои экзамены сдавал Алексею Константиновичу Светозарскому. В первый раз это была церковная история — тогда он оценил мой ответ как неудовлетворительный. А когда ему же сдавал последний экзамен, получил «отлично». И я ему сказал: «Алексей Константинович, вы знаете, первый экзамен мой был у вас, я получил двойку». Он засмеялся и говорит: «Вот видите — выросли». Это был очень отрадный для меня итог моей учебы. Ведь я очень любил русскую церковную историю, но Алексей Константинович на протяжении всех курсов ни одного раза не поставил мне «пятерку». В конце четвертого курса, на экзаменах, получив очередную «четверку», я с юмором обратился к преподавателю: «Алексей Константинович, у меня есть большая мечта». Недоумевая о вопросе, с улыбкой он посмотрел на меня и спросил: «Какая? Он пришел в восторг, засмеялся и сказал: «Это вполне возможно, только нужно подучить». Примерно года два. Следил за режимом студенческих послушаний, сна, выходов в город… Я очень сильно уставал тогда. Со студентами работать интересно, но непросто. Не могу этого объяснить, но за сутки дежурства я превращался в выжатый лимон. Дипломы нам вручал владыка Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский. Что-то тогда во мне такое даже произошло, настолько было радостно. Знания — прочный фундамент для того, чтобы использовать его для строительства спасения своей души. Конечно же, духовное строительство основывается на твердой вере и исполнении евангельских заповедей. Для нас путь восхождения к Богу — это путь, который мы проходим под руководством святых отцов. Они учат, как правильно исполнять евангельские заповеди. На него смотрели как на образец. Такой крепкий, состоявшийся монах. Все брали с него пример. Он работал казначеем, и послушание свое исполнял блестяще. Был очень добрым, любящим, бесконечно всех прощающим. Вспоминаю: на тот момент работал в ризнице, не было ни одной минутки свободной, мы трудились порой по несколько суток. Не преувеличивая говорю: даже невозможно было сходить сотворить келейное правило. Работы было очень много, тогда не было мозаичного пола, который не требует серьезного присмотра, не было каменного престола, который не надо переоблачать. Тогда нужно было постоянно переоблачать престол, приводить в порядок алтарь, пылесосить, выбивать ковры, которых было очень много. Когда у нас закончились праздники с перенесением мощей священномученика Илариона, я попросился съездить к матушке Матроне, которую только что прославили в лике святых. Пришел к отцу казначею и говорю: «Отец Митрофан, дай мне на дорогу немножко денежек, вот хочу съездить к матушке Матроне». И он, конечно, дал. А потом взял целую копилку, полную денег, высыпал мне в руки и говорит: «Возьми, купи что-нибудь в Покровском монастыре на эти деньги». И я купил такую большую икону матушки Матроны. Помню, освятил ее прямо на мощах и был очень рад. Он никогда не говорил много, он говорил одно или два слова. Это был действительно монах до самых глубин своего сердца, подвижник, наставник. Человек удивительной доброты, который был готов помочь каждую минуту, внимательно выслушать, дать дельный совет, разрешить от грехов. Когда он умер, это, конечно, для всех нас была большая потеря. Расскажу такую историю. Я большой любитель приключений. Большим счастьем для меня было полазить по горам Афона. Это увлечение у меня с детства — я вырос на Кавказе, среди гор. Ну, и на Афоне полазил… Там такие отвесные скалы, по которым спускаются веревки к берегу моря. Однажды взял благословение у отца Анастасия: «Батюшка, пусти меня к морю сбегать». Пошел туда, смотрю, там обрыв — метров сто до берега моря. Спрашиваю у одного монаха: «Как вы туда добираетесь, если хотите на море сходить? Он взял в руки веревку, которая была привязана: «Бери вторую веревку — и побежали». И он бежит в эту пропасть, туда, прямо вниз по этой веревке. Сначала последовал его примеру, потом остолбенел: «Господи, помилуй, если сейчас сделаю одно неточное движение рукой относительно веревки, разобьюсь. Там скалы, камни — от меня ничего не останется… Я так не могу». И спросил у него громким голосом: «Слушай, а еще есть какая-нибудь дорога — нормальная». Он отвечает: «Надо обойти полкилометра».
Ведь даже Спаситель прошел через это. В Гефсиманском саду, ожидая предстоящие муки, Он говорил: «Да будет воля Твоя». Так Христос показывает, что наша безысходность Ему тоже понятна. И это дано нам не просто так. Хочет ли человек даже в такой безысходности все равно принять Бога? Или же от Него нужен лишь комфорт? Вот в этом и совершается самоопределение личности. И после Господь являет Свои чудеса. Почему Богу недостаточно просто молитвы и праведной жизни? Просто каждому — свое. Самые тяжелые испытания — как раз моральные. Ты не болеешь, например, но тебя кто-то предает. Внешние болезни более заметны для окружающих, поэтому про них говорят. А пред Богом как раз важно то, что человек испытывает внутри. Но что мы тогда делаем? Но его участь мы вверяем в руки Господа. Если у него случился нервный срыв, поступок может быть продиктован такими мотивами, которых нам не понять своим грешным умом. У каждого человека свой внутренний мир, и все только на Божиих весах. Требовать от другого, чтобы он непременно был идеалом христианской жизни, мы не вправе, потому что мы сами постоянно грешим. Разве это не осуждение? Может быть, они хотели показать, что никак не оправдывают этот поступок в среде священства… Чисто по-дружески не было бы ничего предосудительного в том, чтобы почтить память. Но священники — люди подневольные. Если вдруг так решило епархиальное руководство, то им пришлось исполнять предписание. А проводить человека, который близок, в последний путь очень важно. Человек, допустим, занимался бизнесом, у него были разные проекты, а потом вдруг оказалось, что он где-то не рассчитал свои возможности — и все начало рушиться. Получилось так, что под удар он ставит своих близких людей, и если дело дошло бы до суда, то с них тоже принялись бы взыскивать какие-то суммы. И человек впал в отчаяние, думал наложить на себя руки: «Ну вообще просто уйти из жизни, раз настолько все плохо». Но это обманчивая ситуация. На самом деле проблема существует в голове. Ничего еще не случилось, никто на него не подает в суд, а он уже себя накрутил просто из-за того, что он договор не выполняет. В таких ситуациях человек замыкается, как в скорлупе. И мы должны ее расколоть, чтобы показать, что мир намного шире, что Господь через эти обрушения подает выход к чему-то более светлому. И тогда человек либо совершит необдуманный поступок, либо доверится Богу. Он делает первый шаг вроде бы в пустоту, но Господь его будет поддерживать за руку. Как бы вы ответили? В Евангелии от Марка есть притча о посеве и всходах. Сначала появляется зелень, потом колос, потом зерно. А как только наступает время жатвы, немедленно посылается серп. Господь ждет от человека, чтобы его потенциал максимально раскрылся в какой-то период жизни. И если это случилось, то Господь его забирает отсюда. А дальше душа уже раскрывается в вечности. Я понимаю, что по-человечески это трудно объяснить… — Но вы как-то и сами писали, что не хотелось бы уподобляться срезанным до времени плодам. Мне будет 45 лет, ей — 75. И она говорит: «Как будто еще и не жила! Хоть 400 лет, хоть, как праотцам в книге Бытия, тысячу. Человек предназначен не для какого-то количества лет, он предназначен для бессмертия. Любой период времени нас не удовлетворит. Только вечность может насытить душу, но вечность — с Богом. Я не про лекарства сейчас говорю. Как вообще вернуться к нормальной жизни после того, что пришлось вынести? В прямом смысле это оказалось дверью к счастью, потому что жизни до операции у меня не было. Все время в состоянии загона, мучения. Начальство требует: «Давай-давай, давай-давай…» Вернуться к той жизни я не хотел бы, прямо говорю. Я уволился и почувствовал настоящую свободу. Вернулась способность читать книги. Я хочу пожить той жизнью, которая сейчас, когда лишнее отсечено. Господь в духовном смысле меня прооперировал, вынул из меня греховные опухоли — и появилось ощущение внутренней гармонии. Мы живем рядом с лесом. У нас ведь соловьи поют даже днем!
Памяти протоиерея Владимира Душина
Нужно учиться все принимать в своей жизни. И второе: никогда в жизни не ищите справедливости от людей. Справедливость можно получить только от Бога. И то я уповаю даже не на справедливость Божью, а на милость Его. По справедливости, посмотрев на наши грехи на земле, Бог может сделать так, что мы в пыль превратимся. Но Господь долготерпелив и многомилостив, Он любит человека. Только поэтому все мы с вами еще здесь. Поэтому важно осознавать свою греховность, каяться, искренне просить прощения и уповать на Его милость. В Священном Писании написано: всяк человек — ложь. Мама, папа, друг, знакомый — все.
Только в Боге нет лжи. Когда приходишь к пониманию, что только в Боге утешение, всё становится на свои места — Икона Божией Матери, в честь которой назван Ваш приход, «Всех скорбящих Радость», для вас лично что-то значит? Когда я поступал в духовную семинарию, я обращался с молитвой именно к Ней. Богородица одна, просто есть разные Ее образы. Если говорить про нашу икону «Всех скорбящих Радость», то через нее прихожанам подается много чудес. Все хорошее, что происходит в храме случается по молитвам Пресвятой Богородицы. Совсем недавно мы все радовались тому, что наша прихожанка, больная онкологией, исцелилась. Врачи её уже отправили домой ждать конца. Она постоянно приходила к главной иконе храма, молилась, причащалась, мы молились за нее, и вот чудо — опухоли нет.
Сейчас эта женщина постоянно находится при храме, молится Божией Матери и помогает другим поверить в чудо. Насколько для вас важен комфорт в быту, от чего можете отказаться? Но теперь мама живет при монастыре, а мы с женой живем в этой квартире. Это, безусловно, очень здорово не ютиться по чужим углам. Родители моей Ани живут в Южно-Сахалинске, для них важен был этот момент, куда я приведу их дочь. Теперь они спокойны. Но скажу вот еще что. Когда мы учились в семинарии, то по окончании каждой учебной недели мы разъезжались на выходные в села на практику. Ездили в северные деревни Хабаровского края, помогали настоятелям во время богослужения, пели, проводили лекции, общались с людьми.
Нас готовили к тому, что мы не будем жить в городах припеваючи. Я был готов к тому, что правящий архиерей может направить меня в любое место. И мы с Анной это понимали, мы готовы к этому и сейчас, если в моей помощи будет нуждаться храм в отдаленной деревне. Мне важнее, чтобы там, куда меня направят, я смог обустроить уют в храме, наладить взаимопонимание между людьми, трудящимися в нём, выстроить добрые и доверительные отношения с прихожанами, и чтобы хватало душевности и тепла в собственном доме. Насчет того, чтобы отказываться от всех удобств, отвечу следующее — наверное, за свою жизнь я никогда не жил в каком-то особом комфорте. Всю жизнь претерпевал и преодолевал трудности — и в семье с самого детства, и в семинарии. В семинарии я еще и работал, потому что надо было помогать маме. И сейчас, будучи служителем Престола Божьего, я не живу в каком-то комфорте. Квартира маленькая, обычная, машины нет.
Но признаюсь, очень люблю кататься на велосипеде, могу на службу приехать на велосипеде, не могу без активного образа жизни. И если надо, я готов сознательно отказаться от любых привычных удобств. На священника ведь смотрят сотни тысяч глаз, оценивают, что он делает, что говорит, как живет, что покупает в магазине, и это нормально. Не скажу, что я подвластен общественному мнению, но правильнее, когда священнослужитель живет и поступает так, чтобы не было повода обсуждать и осуждать его со стороны. Священнослужитель не должен ни словом, ни поведением искушать прихожан и других людей к каким-то вещам, излишествам, которые Господь не одобрит. Кто-то прибегает много лет к помощи Богородицы, кто-то к Матроне Московской, кто-то к Николаю Угоднику… — Мой любимый святой — святитель Иннокентий, митрополит Московский. В этом году, кстати, празднуется 220-летие со дня его рождения и 40-летие его прославления в лике святых. Я уже говорил, что мечтал стать монахом, и в связи с этим меня владыка Гавриил в шутку называл Иннокентием, и мне очень понравилось это имя. Потом я поступил в духовную семинарию, чей небесный покровитель — как раз святитель Иннокентий Московский.
А однажды на втором году обучения первый проректор семинарии, епископ Ефрем Просянок , взял меня в Москву в качестве помощника на ряд церковных мероприятий. Мы остановились в Троице-Сергиевой Лавре, и когда только прибыли, зашли в трапезный храм, где покоились мощи святителя Иннокентия. Но я не знал об этом. Владыка Ефрем говорит мне: «Евгений, иди, посмотри, что там за мощи, потом мне расскажешь». Я потом узнал, что он так пошутил надо мной, потому что в Троице-Сергиевой Лавре он обучался много лет и знает о каждом сантиметре этого святого места. Когда я подошел к раке с мощами, и понял, что это святитель Иннокентий, митрополит Московский, у меня сами собой ноги пошатнулись, и я упал на колени. Я молился со слезами и благодарил Бога за эту встречу с небесным покровителем нашего края. Эти ощущения не забуду никогда. Ведь каждый человек, где бы он ни оказался, привносит что-то свое.
Это касается административных вещей, хозяйственных и богослужебных. У нас увеличилось количество трудящихся в храме людей. Раньше не было человека, который смотрел за чистотой в храме, теперь есть смотрители. У нас пополняется хор — радует, что не только женскими голосами, но и мужскими.
Или вот ты, допустим, день не успел ответить, ты им пишешь, а он говорит: а мне уже не надо, то есть таким недовольным тоном. И в общем, наступали уже такие немножко огорчения, когда, ну, оказывается, люди не всегда серьезно относятся к тебе, вот, когда спрашивают даже у тебя что-то. И наступало такое немножко разочарование, огорчение. Но потом надо выйти к третьему… Но вы перестали, вы сейчас не тратите время на эту вот переписку. Да, во-первых, когда операция, и потом уже в принципе стало всё это невозможно.
А потом даже и физически стал так много писать… Я вот тоже иногда вспоминаю. Я стараюсь, ну, найти какую-то опору, может быть, для оправдания даже такого, может быть, просто… Ну, вот, преподобный Паисий Святогорец — он тоже, поначалу он всем отвечал. А чем больше отвечаешь — тем больше пишут. Пишут, естественно. И потом он уже просто не мог. Он прочитывал — он просто молился за этих людей, то есть как бы их судьбы вверял в руки Божии. Но сил отвечать уже не было. А вот, если я не ошибаюсь, вы говорили, что 100 человек — это некий предел для священника… Мне просто всегда интересно, вот, цифры — это же… Это что такое, средняя температура по больнице? Это, знаете, я поначалу тоже этого не знал.
И я встречал уже более старших священников, которые мне говорили, что, ты знаешь, вот все-таки 100 человек — это предел. Предел для… То есть вы эту цифру услышали от других священников. От других, да. То есть ты не можешь быть духовником полноценно больше чем вот у 100 человек. То есть я не знаю, с чем это связано на самом деле. Я просто помню тоже одну из статей, отец Андрей Ткачев, он написал про сотников. Как сотники в Евангелии упоминаются. И суть в чем? В том, что сотник — это не очень высокий начальник, но и не самый низкий.
То есть сотник — он всегда идет в бой вместе со своей сотней. Вот у него 100 солдат, которых он лично знает, и он вместе с ними. И вот священник — это тоже своего рода такой вот сотник. Это не самый какой-то заоблачный там руководитель, который непонятно где находится, а он вместе со своими прихожанами. Тоже больше ста ты не сможешь исповедовать. И получается, это как бы образ, близкий такому вот приходскому священнику, который исповедует, который пытается окормлять. То есть каким-то образом вот эта цифра — она родилась. Как вы относитесь к известной пословице «На Бога надейся, а сам не плошай»? Ну, конечно, мне всегда эта пословица не нравилась.
Не нравилась? Потому что она… ну, немножко такая вот… ну, само выражение, что не плошай, то есть оно какое-то грубоватое, мне всегда казалось. Но я понимаю, что здесь есть такая, в общем-то, человеческая мудрость, что, если ты надеешься на Бога, это не значит, что сложи руки, сиди и жди. Хотя в моей жизни вот, не поверите, иногда бывали такие ситуации, что я думал: ну, всё, вот уже ничего невозможно, ничего не получится, ну, просто вот сяду… И тут же вдруг кто-то там стучит в дверь, и тут же — раз, и всё складывается как раз вот так, как было нужно. То есть если ты уже полностью дошел до отчаяния, вот как у Силуана Афонского это было, когда он молился, молился, подумал, что, ну, наверное, Бог уже неумолим, просто-напросто. И вот он сел, около часа он пребывал в таком унынии. А потом он пошел в храм — и вот, ему открылся живой лик живого Христа как любящего, смиренного, кроткого. Ну, вот это вот Откровение в Духе Святом, о чем он потом говорил. То есть иногда это бывает.
Но, если Господь нам все-таки вот дал руки — для чего: руками надо что-то делать, правильно? Если Господь дал ноги — значит, чтобы куда-то мы ходили, то есть предпринимали какие-то усилия. Если дал нам голову Господь — значит, Он же не зря это дал. Для только чтобы… Чтобы научиться ею пользоваться. Надо научиться пользоваться. Поэтому в реальной жизни, когда мы надеемся на Бога, нужно предпринимать некие вот усилия все равно. А там Господь уже укажет, что правильно и что нет. Я вот… ну, конечно, если так вот из своей жизни, когда… ну, там вот, знаете, это вот заболевание, онкодиагноз. И поначалу вообще ну просто ничего не понятно.
Со всех сторон кто чего говорит. Одни говорят: срочно лечись. Другие говорят: да нет, ни в коем случае, там химиотерапию нельзя, ты что, себя убьешь. И поначалу казалось, что в принципе, не разберешься, куда идти, к каким специалистам. Но просто начинаешь в начале молиться, говорить: Господи, вразуми, помоги, и потом молитву Иисусову читаешь. И потом вот то, что тебе приходит, — ты начинаешь, ну, да, к кому-то обращаться, что-то вот испытывать. И потом вдруг вырисовывается путь, по которому идти. Лишнее начинает отпадать. И как бы проясняться начинает.
Отче, а вот, здесь ведь самый главный вопрос. Мы очень часто говорим, что… и в программе у меня мы многократно говорили, ну, понятно, и вообще, гости в программе мне говорили, что надо вот всё упование возложить на Бога, надо довериться. Но ведь здесь же вопрос не в том, чтобы это продекларировать, а в том, чтобы понять. Вот мы говорим: воля Божия. А как понять? Вот это воля Божия. Даже начиная от простых вещей, когда ты хочешь там, я не знаю, что-то купить, или что-то сделать, и заканчивая какими-то сложными, в той ситуации тяжелейшей, когда вы оказались… Вы говорите: начинает вырисовываться. То есть мы здесь никогда не сможем рационально это описать. То есть либо ты это как-то фундамен… Как это понять, что это вот оно?
А не поймешь. Поначалу не поймешь, пока не вступишь на этот путь. Вот на что нет точно воли Божией, на что точно нет? Воли Божией нет на наши глупости, на наши грехи и на наше бездействие. Вот если ты заведомо предпринимаешь какую-то безумную вещь… Ну, знаете, там дошел до… дай-ка я там шагну через… с девятого этажа через окно. То вот на это вот воли Божией точно нет, ни на один безумный поступок. Ни на один наш грех. И на бездействие — на бездействие тоже нет воли Божией. А дальше, то есть в начале отсекают то, что противоречит воле Божией.
Потом, конечно же, воля Божия — она никогда не… вот,против нашей совести. Если погрешаешь против совести, то, значит, уже против воли Божией тоже погрешаешь. И вот это вот некий первый такой индикатор. А в плане определения — ну, тоже… Потому что, куда как поехать, ехать, не ехать куда-то, потом где жить. Потому что надо было менять тоже… Да, ну, вот, вам сказали, одни говорят — лечиться, другие говорят — не лечиться. Вот как это понять? Было поначалу плохо. И к врачам обращался, врачи говорили: все нормально. Вообще, я даже спрашивал: а это не онкология?
Но плохо вот, всё уже там, симптомы уже как бы налицо. И потом я просто позвонил… ну иногда вот… я имя называть не буду, одному старцу, с которым, с духовником, общаемся. И он вдруг мне говорит: «Вы знаете, вам надо срочно на операцию». Вот неожиданно, прямо так. Хотя с чего это вдруг. И говорит: «Даже вот недавно ко мне как раз из Петербурга приезжал хирург, и я подумал, почему Господь его ко мне направил. Вот вам надо к нему именно». И дал его телефон. А мне еще никто диагноз-то не поставил.
Вот я как раз… А так получилось, что я как раз ехал в Петербург, там книжная выставка и встречи с читателями. И получилось так, что я уже больной приехал, вначале выступил перед читателями, и потом к этому хирургу. И встретились, он сразу везет меня в больницу. Просто старец-то ему уже сказал, про диагноз, на самом деле мне еще не сказал. Он мне задал, врач, несколько вопросов по пути, уже понял, о чем речь. И вот так вот попал. То есть первый шаг он, можно сказать, как чудесно так вот Господь открыл. А потом уже дальше вот, в плане химиотерапии, то было непонятно. Потому что первая — она меня совсем отравила, в реанимацию попал я, чуть не умер.
И потом непонятно, то ли делать, то ли не делать. А потом вы оказались в Израиле, чудесным образом, да? А я вообще, то есть, за два дня там я оказался. Ну, просто с Лавры один давний друг мой, монах, он позвонил. И ну, тут просто все-таки Господь как-то вел, что туда направили. Причем там польза была не столько медицинская на самом деле, сколько оказалась духовная польза. Около восьми месяцев я там прожил. Это просто поменяло мою жизнь, полностью. И вот здесь уже тоже там, когда вернулся, туда — или сюда.
Или новую операцию, или так… Но вот что-то вот, понимаете, когда молишься, то потом вдруг начинает вырисовываться. Что вот этот вариант — он все-таки какой-то такой аморфный, то есть не надо его. А вот это как-то более четко. Ну, то есть, Бог не оставляет человека с его неразрешимыми, так сказать… Нет, не оставляет. То есть, конечно, сам ищи, сам пытайся предпринимать, но прежде всего молись Господу, чтобы Господь как-то вот управил путь. Отче, а вот еще одна такая тема, на мой взгляд, непростая, может быть, я неправ. У вас есть интервью: «Чтобы воскреснуть с Христом, надо пострадать с Христом» — вынесено в заголовок. И вот тема страдания и радости, страдания и счастья. Помните, у Жана-Клода Ларше есть книга «Бог не хочет страдания людей»?
То есть такая «битва заголовков» начинается здесь. А Достоевский, знаменитое его «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием» и так далее. Вот счастье без страдания может быть? Ой, для нас опасно счастье без страдания. Это почему? Потому что начинаем мы в этом счастье утопать, тонуть в нем. И в конце концов, так утонем, что уже всё, забудем про Бога и всё. Просто видимо, такие вот мы ненадежные люди, что в комфорте вот как-то мы, в общем, перестаем быть живыми людьми. Мертвеем мы в комфорте.
А что, Ларше неправ, Бог не хочет страданий людей? Или здесь нет противоречия. Да здесь противоречий, конечно, нет. Разве же Господь хочет страданий людей? Господь не хочет страданий людей. Но страдание — это стало некоейну, прежде всего… Реальность падшего мира? Да, реальность падшего мира. Страдания — это, собственно говоря, что такое? Это жизнь людей, оказавшихся уже вне Бога.
То есть что есть вообще вот райская жизнь. Это гармония души человеческой с Господом. То есть когда твой дух, твоя душа — она в гармонии с Духом Святым. И вот эта райская гармония — она на этом основывалась, когда единение с Господом — то и вокруг всё преображается, весь мир. И животные людей слушались, и всё, все стихии умиротворенные. А как только нарушается гармония человека с Богом — всё рушится. И внутри дискомфорт у человека, и то ему не так, и это не так. И вокруг всё рушится. То есть страдания — они вторгаются как утрата, из-за того, что утратили Бога.
Но вот, видимо, тоже вот в этом какая-то премудрость Промысла Божия, что сами эти страдания — они… тоже если «битва заголовков», Кьеркегор, философ, у него «Евангелие страдания». И он говорит, что многие думают, как бы найти путь, чтобы избежать страдания, тогда как страдание — это и есть путь. Путь, который приведет тебя ко Господу и вот к этому блаженству, которого ты чаешь найти. То есть надо не бежать, не скрываться, а как раз идти навстречу… Ну, это вот легко так рассуждать, понимаете. Иначе я вот сейчас, мы уйдем в какую-то патетику. Но я скажу так, что когда послано было это испытание, и самые такие тяжкие вещи, когда через них проходишь, то понимаешь, что вот этот путь — он и есть лучший, нежели то, что было до этого. Вот не поверите. То есть до этого всё как… какая-то гонка, спешка, всё как-то в каком-то полумраке, понимаете. Ни радостей, ни печалей, в каком-то таком вот, усредненном состоянии, все время как белка в колесе, крутишься, крутишься.
И жизнь проходит, и молитва не молитва, и семья не семья, и дети как-то вот… Сами растут. А тут вдруг, когда вторгается вот это страдание, — оно, действительно, как-то выжигает вот это всё лишнее. И радость становится ярче после этого, радость жизни. И начинаешь ценить тех, кто рядом, самых родных, близких. И молитва становится уже живой, понимаете. То есть если вот изнутри сказать, то вот этот путь — он и доставляет подлинную радость. В чем принципиально, если это изменение произошло, после болезни, изменилось ваше отношение к смерти? Ну, как изменилось… Оно у нас у всех одинаковое. И когда идешь на очередную проверку, то идешь, конечно же, как на эшафот, на самом деле.
И думаешь: вот, что сейчас… Какой приговор, да? Какой приговор, да. То есть уже всё или еще немножко отсрочат?
А ведь на войне погибли 27 миллионов — и это их любовь спасла нас. Как Господь говорит, «нет больше той любви, когда человек полагает душу за други своя». Не только на фронте погибали — деревни были сожжены, люди рассеяны. Но они несли веру. Они тоже были мучениками.
И их кровь — семя для нашей веры. И будем помнить, что наши братья и сестры, которые погибли во время Великой Отечественной войны, с нами, они радуются, что мы молимся, что мы поминаем тех, кто душу свою за други положили. Еще хочется вам сказать о любви. Помните слова апостола Павла из Послания к Коринфянам о любви? Апостол говорит о том, что в незаметном, ежедневном подвиге и состоит любовь. А не в том, что нам показывают по телевидению — одни мужские и женские начала. Подлинная любовь — это долготерпение. В минуту увлечения, восторженного возбуждения мы готовы на всякие подвиги.
Но истинная любовь может проявиться только в обыденной жизни.
Александр: — Ну, не воспринимайте это как личное оскорбление, знаете, в советском религиоведении были очень интересные люди, но, как всё остальное гуманитарное знание, и религиоведение в той стороне было своеобразным, скажем так, суть не в том. Просто идея о том, что «смерть — это двигатель религиозности», соответственно, страх смерти — двигатель религиозности, на самом деле, прямо в корне неверна, неверна для огромного количества религий вообще.
То есть простая мысль, что, например, в древних и традиционных обществах вообще не очень многие переживали по этому поводу, потому что большинство религий рассказывали о том, что участь всех по смерти одна, как, условно, тот же самый, например, вот греко-римский мифологический материал, так что ещё, может быть, полубоги ввиду своих генетических особенностей, какой-нибудь там Геракл и Тесей ещё и попадут на Олимп, но и всё, а если вам не повезло и ваш папа не Зевс, то сколь бы прекрасным человеком вы не были, вы окажетесь на бесплодных пустошах Аида, поэтому приносить жертвы богам и вести правильную с их точки зрения жизнь нужно, чтобы жить здесь и сейчас, это ничего там не изменит. Точно так же на этот вопрос смотрит Ветхий Завет. Новый Завет даёт нам несколько иную перспективу, и вот искажение этой перспективы приводит, конечно, к тому, что на определённом этапе в христианстве тема страха смерти и загробного воздаяния становится достаточно значимой, вот с этим мы уже спорить не можем, это тоже факт.
Но к тому, о чём говорит отец Алексей: во-первых, и главных, это, конечно, абсолютный факт — да, действительно, мы должны двигаться из соображений любви, но это, знаете, такие благожелания в пользу бедных, то есть так хорошо и должно быть, но мы понимаем на практике, что есть тысяча поводов, по которым человек вообще обращается к Богу и как минимум половина из них достаточно пошлая, и тем не менее Бог принимает человека, обращающегося с чем угодно только с той надеждой, что на этом этапе он не остановится и от пошлых поводов будет готов перейти к чему-то более серьёзному. Ну, собственно, вся христианская педагогика про вот эту трёхчастную схему: как раз про обращение к Богу из страха, потом из желания получить нечто и только на третьем этапе — из любви, в общем-то, нам предлагает. Ананьев: — Но это не работает в большинстве случаев, в том смысле, что ты делаешь вроде визуально, видимо, кажется, всё правильно, а главного не делаешь.
Недавно стоял в аэропорту... Как поступает человек, который хочет улететь, допустим, в прекрасную Грузию: он идёт в интернет, через интернет находит нужный билет нужной авиакомпании, вводит номер своей карточки кредитной, нажимает нужные кнопки в нужной последовательности, распечатывает этот билет, берёт полученный в специальном заведении загранпаспорт, едет на такси в аэропорт, передаёт эти документы специально обученному человеку за специальной неслучайной стойкой, этот человек пробивает, и он дальше следует, опять же, всё не случайно, всё точно. И вот, допустим, есть человек, который тоже хочет в Грузию, он не знает, как это сделать, и он говорит, значит, так, значит, вот мужчина приезжает в аэропорт, с какими-то бумажками, и кому-то их отдаёт и улетает в Грузию.
И вот он приезжает в аэропорт, у него бумажки, по цвету примерно совпадающие, и он находит там человека, и тоже отдаёт ему эти бумажки, и вроде всё правильно сделал, вот всё, как только что сделал человек и улетел, и я сейчас тоже улечу — не работает. Надо копать в самое начало: интернет, билет, паспорт — у тебя этого всего нет и ты это не умеешь, более того, ты даже не попытался вообще понять, как это работает. Приехать в аэропорт и махать бумажками — это не работает.
Вот так же всё и с религией, у меня есть ощущение, что я ещё не разобрался с начальным этапом, а уже как-то пришёл в аэропорт и машу бумажками, что вот я сейчас полечу, у меня всё готово как бы, я сделал всё правильно — А-а! По-моему, нет. По-моему, ты что-то не сделал, хотя тебе самому кажется, что всё правильно, ты молодец.
Как говорит матушка Светлана Зайцева: «Пам-пам-пам-пам-пам-пам-пам, Серёжа-молодец! Александр: — Здесь простая ремарка на тему того, что и в аэропорту будет специально обученная девочка, которая, мило улыбаясь вам винирами, расскажет, что концептуальные ошибки были допущены в первом, втором, третьем, четвёртом, пятом и шестых пунктах ваших шести шагов и поэтому хорошо и правильно теперь осуществить их таким образом, и вы в конечном итоге поймёте, каким, то есть в этом смысле ситуация не безвыходна. Вот и в плане строительства отношений с Богом — да, время от времени мы также вот симпатически пытаемся их строить подражательно, проваливаемся, но мы всегда имеем счастливый случай понять, где, почему и как, если мы на самом деле нацелены на результат, и, собственно, переделать, вот и вся беда.
И возвращаясь к теме страха смерти — всё равно для многих он становится двигателем к постановке вопросов, это вот как минимум, а уж как они будут решены, какие на них будут даны ответы, это уже вопрос другой. Ананьев: — В пользу этой теории о двадцати мытарствах воздушных, мытарства и воздушные мытарства — это же одно и то же, да, я правильно понимаю? Александр: — Да, безусловно.
Ананьев: — Просто уточнил. Кто же, кто же, кто же... Что имеет в виду апостол Павел?
И мы таким образом еще и переходим к тому, что мы доподлинно знаем о мытарствах или о том, что иные называют «мытарствами». Александр: — Во-первых, совершенно не готов дискутировать со святителем Игнатием, наверное, я просто предложу вариант прочтения данного фрагмента текста. Нам нужно иметь в виду, что, конечно, библейский текст должен быть прочитан внутри своего культурно-исторического контекста, мы говорим об этом каждый раз, каждый раз счастливо это обнуляем, поэтому возвращаюсь к этой мысли снова и снова, то есть не тех наших представлений, которые формируют наше восприятие этого текста внутри нашей культуры, а той культуры и языка, внутри которых сформировался этот текст, а она может быть очень отличной.
Самое читаемое
- ПРЯМАЯ РЕЧЬ
- batushka_dusha
- Всё по-простому, без пафоса
- Батюшка-Душа (batushka_dusha) - Profile | Pinterest
- Вечность в рязанских лесах: многодетный священник Сергий Чушкин в одиночку возрождает сельский храм
«На душе у него всегда была Пасха»
Батюшка-Душа. @batushka_dusha. В феврале 2023-го батюшка ушел на службу добровольно мобилизованным офицером, проводил богослужения на передовых позициях в ЛНР, был ранен, а сейчас вернулся в. Братия и сестры, помолитесь за отца протоиерея Дмитрия Кувырталова.
Неупокоенная душа батюшки-самоубийцы до сих пор живет в храме, - волжанка
Батюшка Иван Снегирев рассказал, где располагается душа, если речь идет о человеческом теле. Отец Рустик признаётся: только в старинных храмах по-настоящему чувствуется единение с Богом, и «душа ввысь устремляется». Я уверена, что неупокоенная душа батюшки до сих пор бродит на том месте. Как удержаться от того, чтобы не излить свою душу пред Отцом Небесным и не возвестить Ему печали сердца своего?
Со священником душа не под конвоем
Она родила 8 детей, хотя ей уже далеко за 40. Она болящая, худенькая. Батюшка крепкий. Но никогда не стоит вопрос, рожать или не рожать. Если Бог дает, значит — надо. Если нет, тогда надо жить как брат и сестра. Как батюшка Иоанн Кронштадтский.
И это тоже хорошо с точки зрения нашей православной веры. Чадородием мы спасались в Ветхом Завете. Это была заповедь жене. В Новом Завете этого нет. Мы знаем много примеров монахинь и мучениц, которые не стали матерями, и они угодили Богу не меньше. Материнство — это особый дар.
В нашей русской культуре к нему особое духовное отношение. Можно было бы привести поэму материнству. С одной стороны, благодатному, как, например, Анна Кашинская, которая родила четверых сыновей — и они все стали отчасти мучениками. А она стала схимонахиней, игуменьей. Великий пример, который не всем под силу. Также есть примеры княгинь.
Да и наших простых русских матушек. Больше же по числу на Руси было крестьян, потом купечество, потом рабочий люд. Хороших примеров было много, особенно в дореволюционной жизни. После революции материнство сошло на нет. Все мы знаем «Мать» Горького и горький пример автора. Он скитался, был одиноким, видел, как страдают матери, когда сыночек пьяница, а потом и революционер.
Матери революционеров — несчастные женщины. Мать Ленина, например. Она похоронила старшего сына, который отказался от помилования, а младший стал известным революционером. Она умерла в одиночестве, без них. Сын не приезжал на похороны. И не забывайте про бездетность.
Церковь не будет спорить и утверждать стопроцентно, что ЭКО нельзя делать. Если человек решил, то это его личный выбор. Но Церковь не отказывается от них. Мы принимаем их как детей, которых дал нам Господь, чтобы крестить. Они могут стать и святыми. Святость исходит не от родителей, а от Бога.
Пример Божией Матери нам дан как беззаветное служение Богу в своем материнстве. То есть это отказ от себя. И ничтоже сумняшеся исполняла Свое назначение Матери Иисуса Христа. Хотя это было таинственное и непонятное. Тем более Ей в свое время, когда это событие происходило. Мы знаем о Ее подвиге как Матери Божией задним числом.
Особенно когда Христа распяли, мы знаем о Ее страданиях за весь мир. Теперь Богородица является Матерью всего рода христианского. Каждая мать должна к Ней обращаться обязательно, чтобы решать вопросы на материнском уровне с Пресвятой Богородицей. Потому что Божия Матерь нас всех вымаливает. Она всех нас любит, объемлет. И даже тех, кто, может, и неверующий.
Покров Божией Матери над всей Россией, а не над отдельной областью или храмом. Она любит всех. Всех призывает ко спасению. Это накануне Рождества Христова нам греет сердце. Потому что наши мамочки являются для нас примером самоотверженности. Мамочки старшего поколения нас рожали не в легких обстоятельствах.
Не было особо денег, квартир и прочих удобств, каких-то комфортабельных условий. Так ли это? Мы не знаем точно. Не можем утверждать. Были отдельные откровения и в современной жизни, когда матери возвращались после клинической смерти и говорили, что видели там убиенных младенцев. Безымянных своих детей.
Божья Матерь отправляла их покаяться на землю. Может, чтобы не родить, но хотя бы кого-то спасти от аборта и помочь воспитывать других детей. У нас на многих приходах есть такие матери, которые приняли на воспитание чужих детей. У Елены с Николаем семеро детей чужих. Воспитывают и любят не меньше, чем родных. Дети хоть еще и небольшие, но уже помощники.
Беззаветно любящие мамочку, не по родству, а по сердцу, по душе. Потому что материнство передается от души. Мы знаем по примерам в истории, что многие матери воспитывали чужих детей и те стали высоконравственными. Например, классический вариант материнства в XIX веке был немного особенным в дворянстве. Нанимали гувернанток. Или, как у Александра Сергеевича Пушкина, была няня; по сути, мать.
Нянчила его с младенчества. Он и любил ее как мать. Пример ее святости отчасти послужил ему во спасение. Это не главное — встретятся или не встретятся. Мы все встретимся рано или поздно. В Царстве Небесном мимо не пройдешь.
И Бог всех людей покажет нам. Всех, с кем мы жили, встречались, кого родили, кого не родили. Мы должны будем всех увидеть. Вся жизнь перед нами откроется в ее полноте.
При цитировании ссылка гиперссылка на сайт Нижегородской епархии обязательна. Другие материалы за день.
Но ведь без связи сейчас никак и никуда…так что очень хорошо, что и этот вопрос у батюшки решился. И ещё, о. Борис теперь настоятель двух приходов! Дай Бог ему сил и мудрости на новом месте службы! Поделиться ссылкой: Похожее.
Даже само слово — "истина", — в детстве и юности возбуждало. Истина — и красота. Сами эти слова были своеобразным проводником к кому-то очень замечательному… А потом были сны, точнее, даже явления. Просто взяли — и как следует приподняли. Просто чудеса. Это было настолько прекрасно и настолько высоко, что после этого я месяца два ходил сам не свой. Взяли просто, подкинули вверх и долго не отпускали вниз. И показали какие-то необыкновенные дали... Это настолько четко, что до сих пор во мне осталось". Отца Сергия многие называют философом.
Он действительно изучил немало философских трудов — в юности был записан во все библиотеки, читал буквально запоем. И теперь из привычной трактовки слова "философия" как "любовь к мудрости" решительно убирает предлог, оставляя только главное — "мудрая любовь": "Бывает любовь глупая, которая притягивает тебя ко всякой мелочевке, а бывает — что тянет к кому-то очень большому. Потому что большая любовь бывает от общения с большим. Если это чувство не заглушить, потому что оно есть у каждого человека, то в этом случае тебя вытянут. Откуда угодно, из любого болота. Это чувство — его обычно зовут религиозным чувством, — показывает определенные составные в этой жизни. А иногда показывает тебя в определенном статусе — и к нему приноравливает. Но если не хочешь — раз, второй, третий позвали, ну если не хочешь, — извини, дорогой, живи как хочешь. Поэтому, если не глушануть себя по полной, — тогда, глядишь, вывезет. Не сегодня — так завтра, не завтра — так послезавтра.
Некоторых — в 60, 70, 80 лет". Старшему — 31 год, младшему — 14. Одного из сыновей отец Сергий потерял в ДТП. Было ли сложно? Наверняка было — не может не быть. Но отец Сергий говорит не об этом. Вспоминает, как выбирали с матушкой имена будущим сыновьям и дочке, как впервые стали родителями. Вынашивать их под сердцем, не забывать их. Не нужно слишком сильно переживать — это глупо. Есть переживальщик за всех нас во Вселенной...
Дети не должны быть на первом плане. Нужно оставлять им свободу — но в тот же момент чувствовать их", — рассказывает отец Сергий. Вспоминает, как подрастали: домик в Рязани, окна — на вход в храм, на кремлевскую колокольню, на Успенский собор: "Картинка была у всех на виду. Народ приходил большей частью наши все знакомые, то бишь прихожане. Я детей не учил ни молиться, ни поститься, потому что все это было тут — пожалуйста, смотри и учись, никакого давления.