15 декабря 2022 года на официальном сайте Госфильмофонда России и в онлайн-кинотеатре Premier открылся специальный раздел «Диафильмы» для детей и родителей. В Викиданных есть лексема диафильм (L105947). «Необыкновенные приключения в городе математических загадок» – диафильм предназначен для развития сообразительности, умения рассуждать, принимать решения и применять математические знания в нестандартных ситуациях. Если у вас не сохранился проектор и те самые плёнки, благодаря сайту ДИАФИЛЬМ вы вновь вернётесь к когда то популярному развлечению. Студия «Диафильм» Госкино СССР ежегодно выпускала 300 новых названий диафильмов — тиражом свыше 25 миллионов и 60 диапозитивных серий — тиражом 14 миллионов.
Экскурсии от местных жителей
- Без 3D и анимации: диафильмы снова входят в моду
- Консультация для родителей «Что такое диафильм?»
- Диафильмы - главное развлечение детей в СССР: интересные факты о "комиксах" прошлых лет
- Консультация для родителей «Что такое диафильм?»
- Сколковский стартап запустил диафильмы в облака
Диафильмы: иллюстрированные истории на пленке
Позитивные кадры из далёкого детства: Уникальная особенность диафильмов | Диафильмы были новым техническим шагом, позволяющим просматривать изображения с помощью недорогого оборудования, типа «волшебный фонарь» (устройство для проекции изображений). |
Значение слова «диафильм» в 4 словарях | История диафильма и студии "Диафильм", диапроекторы, пресса, художники, более 5500 диафильмов. |
Диафильмы для детей — прекрасная альтернатива телевизору
Диафильм проходил по специально подготовленным салазкам, расположенным между объективом и лампой, благодаря чему на стене появлялась статичная картинка. Диафильм – это позитивная фотоплёнка, кадры которой тематически связаны друг с другом и представляют собой последовательную историю. Мы расскажем о том, что такое диафильм и покажем, как происходил просмотр диафильмов в прошлом веке. приставка, здесь означающая переход от начала до конца, и фильм), серия неподвижных чёрно-белых или цветных фотографич. изображений на киноплёнке, объединённых общей темой.
Преимущества диафильма
- Ответы : а что такое диафильм?
- Значение слова «диафильм»
- Илья Гавришин о виртуальном музее «Диафильм. Онлайн» – новом проекте РГДБ
- Что такое Диафильм? / советские фильмоскопы, диафильмы и немного истории
- Диафильм — что это такое? Определение, значение, перевод
- Кадры из детства: зачем современному ребенку советские диафильмы
История диафильмов в СССР
Вот именно в 19 веке диафильмы и появились – ближе к концу столетия, вместе с электричеством и фотографией. Создание диафильма своими руками способствует сближению с ребенком, развивает мышление и воображение,речь, дает возможность ребенку сделать то, что было бы интересное ему самому. В эпоху, когда детям были недоступны мультфильмы в неограниченном количестве, главным развлечением были диафильмы.
СТУДИЯ «ДИАФИЛЬМ» ПОКАЗЫВАЕТ...
В Россию «Волшебный фонарь» и представления-фантасмагории привез некий профессор Робертсон. Александр I заинтересовался этим устройством и увидел в нем потенциал в сфере образования. Сначала в образовательную программу ввели изучение механизма «Волшебного фонаря», а позже переключили внимание на показываемые изображения и стали использовать их для объяснения физики и астрономии, изучения географии, истории и естествознания. Таким образом в 19 веке диафильмы обрели свою популярность. Если в дореволюционной России такие проекторы использовались с развлекательной и образовательной целью, то после революции диапроектор служил еще и формой агитации и пропаганды, которую можно было распространять в отдаленных уголках Советского союза. В 1930 году в Москве образовалась студия «Диафильм», и началось массовое производство советских диафильмов. Выпускали сказки народов мира, стихи, рассказы для детей, диафильмы по мотивам мультфильмов и кино и образовательные слайды. Популярность диафильмы получили только в 70-х годах, когда появились компактные модели диапроекторов для дома, таких как «Светлячок», «Сказка», «Экран». Они были доступны для покупки и стали своеобразной альтернативой телевизору. В качестве авторов в студии «Диафильм» работали самые лучшие писатели советской литературы: Алексей Толстой, Самуил Маршак, Корней Чуковский и другие. А любимые произведения авторов превращались в яркие и красивые иллюстрации благодаря известным советским художникам и карикатуристам.
На самом деле, создание слайдов к диафильму это непростая работа и отдельный вид искусства. Художнику необходимо было уместить весь сюжет сказки или рассказа на 30—40 слайдов, иллюстрации должны быть последовательными, яркими и привлекающими внимание. Каждый рисунок должен рассказывать о героях произведения не меньше, чем текст на слайде. Студия «Диафильм» выпускала около 400 произведений на пленке в год, часто одно и то же произведение выпускалось несколько раз, но с иллюстрациями разных художников. Особое внимание хочется уделить иллюстраторам, которые трудились над рисунками для диафильмов. На мой взгляд, именно советские иллюстрации самые добрые и светлые, дарят чувство теплоты и полностью погружают в сказочную атмосферу. Петр Петрович Репкин известный художник-постановщик мультфильмов, а также иллюстратор к таким диафильмам, как «Рики-Тики-Тави», «Зайка-зазнайка», «Два жадных медвежонка». На его счету порядка 200 диафильмов, а его лесные звери самые узнаваемые и милые сердцу, каждый со своим характером и настроением.
К сожалению, сейчас большинство родителей слишком заняты, чтобы читать своим любимым малышам книги на ночь - проще и быстрее включить мультфильм и оставить ребенка один на один с происходящим на экране, а в это время заняться своими делами. А про существование диафильмов и вообще многие забыли, считая их пережитком прошлого. Между тем, как полезно и интересно такое времяпрепровождение! Диафильм дарит ребенку удивительную возможность - почувствовать себя соавтором сказки или рассказа - ведь можно самому читать и домысливать. А есть и специальные учебные сказки, где только нарисован сюжет, а текста нет, таким образом ребенок сам рассказывает сказку, рассматривая картинки. Диафильмы помогают малышу развивать воображение, образное и логическое мышление, креативность и эмоциональную сферу. Диафильмы, а большинство из них - это сказки, учат понимать, что такое хорошо, и что такое плохо, что есть добро и что зло. Они учат принципам морали и нравственности, служат образцом общечеловеческих ценностей.
Тут есть сразу несколько плюсов. Знакомые сюжеты народных сказок. Статичные, хорошо отрисованные картинки, которые медленно сменяют друг друга. Титры крупным шрифтом в помощь тем, кто учится читать. Но самое ценное, конечно, время, что дети и родители могут провести вместе. Есть сайты, где оцифрованные пленки представлены в большом ассортименте. Выбираешь полноэкранный режим — и смотришь. Да еще с озвучкой… — По объему информации это, конечно, то же самое. Но нет волшебства, атмосферы и, главное, общения. К слову, психологи, которые также среди постоянных покупателей диафильмов, нередко выбирают пленки вовсе без титров выпускались с синхронизированными грампластинками. Объясняют, что так дети смогут придумывать свои истории, развивать воображение… Сам же Владимир тоже попал под магию «волшебного фонаря» еще в детстве, а во второй раз лет 7 назад, когда вспомнил, как сильно ему нравился диафильм «На ладьях в тридевятое царство». Искал больше года и за это время приобрел около 500 других пленок и фильмоскоп. А потом более мощный диапроектор, уже для дочери, которая захотела подготовить несколько презентаций на уроки по истории и географии с наборами старых слайдов… Всего в коллекции минчанина уже около 30 таких приборов.
Но зато во многих семьях дома были диафильмы. Сейчас диафильм для многих непонятная штука. Сначала мы узнали, что же такое диафильм и с помощью чего можно смотреть эти чудесные цветные плёнки, а потом выключили свет и погрузились в волшебную страну оживших картинок.
Диафильмы вновь становятся востребованными
Просто при поиске в фильтрах выбираем "Оплата на месте". Со временем Мишута стал подробнее и осмысленнее разглядывать картинки, прислушиваться к моему голосу, который рассказывал о разных животных, о заморских странах, о королях и принцессах и многом-многом другом. Сейчас Мише 4 года и он ни капли не утерял интереса к диафильмам! Наоборот, как мне кажется, он открывает их для себя с новой стороны, потому что буквально каждый вечер у нас заканчивается «натягиванием простыни». Кстати, хочу заметить, что это именно образное сравнение, так как сегодня я использую такую вот прекрасную икеевскую штору Энье , которая нам отлично служит экраном.
Ее можно приобрести разного размера, я купила 140 см х 250 см. Очень удобно прикрепить ее к стене и при необходимости разворачивать. Естественно, использовать ее можно не только для диафильмов, но и для просмотра любых видео через проектор. И вот тут я сделаю отступление для любителей современных технологий и гаджетов.
Теперь вы знаете. Вот так выглядел аппарат, на который снимали диафильмы фотка из интернета. Делают диафильмы так. Берут папку с иллюстрациями для диафильма, заряжают в аппарат негатив в 70-х это немецкая пленка ОРВО , выкладывают поочередно кадры диафильма на съемочный стол, фотографируют. Одновременно снимали несколько негативных пленок, нумеровали их подряд по возрастанию, соответственно меняли и цифры в табличке: 815, 816, 817... Потом каждый негатив обрезают, склеивают в колечко и печатают с него по кругу позитивные копии.
Печатали диафильмы на вот такие бобины фотка из интернета , на каждой помещается где-то 300 диафильмов.
Спустя много лет, когда уже у меня появились свои дети, на даче у бабушки они залезли на чердак и нашли там ту самую обувную коробку. Сначала они подумали, что это обычные плёнки от фотоаппарата: диафильмы часто хранили в тех же баночках, что и фотоплёнки. Чтобы понять, что это за диафильм, надо было развернуть его и посмотреть на свет. То лето мои дети тоже запомнили. Когда на улице шёл дождь, мои дочери как я когда-то просили брата зарядить диапроектор. Бабушка повесила на стену белую простыню и по очереди с братом читала тексты диафильмов.
И хотя на даче был цветной телевизор и другие развлечения, дети проводили вечера с диафильмами, от которых веяло каким-то особым уютом. В нашей коллекции в основном были русские сказки. Аленький цветочек, Ворон-Воронович, Семь Симеонов, про Иванушку-дурачка, сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях и другие. Когда я решила узнать, живы ли сейчас диафильмы, я с удивлением обнаружила, что на многих сайтах с развивающими играми для детей продаются современные модели диапроекторов. Для них выпускаются самые разные оцифрованные диафильмы, и некоторые — даже с озвучкой. Читайте также: 14 вещей, которые делали вас самым модным в классе Ассортимент советских диафильмов был огромным.
Чем полезны диафильмы Для семейного просмотра психологи все чаще рекомендуют мультфильмы на отдельных слайдах, где вместо озвучки сказочные тексты были представлены в печатном виде. Они отмечают, что статичные диафильмы для детей гораздо эффективнее работают с детским воображением, нежели современные динамичные мультфильмы.
Все благодаря тому, что в момент просмотра и чтения: ребенок мыслит образами; чтение сказки и наблюдение за картинкой вызывает в нем желание фантазировать; самостоятельное прочтение текста формирует в нем навыки выразительного чтения и передачи эмоционального восприятия через интонацию голоса. Преимущества диафильма Педагоги единодушно убеждены в том, что диафильмы для детей времен СССР — это незаменимое средство воспитания ребенка. Они просты для восприятия и полезны наравне с книгами, благодаря тому, что: знакомят малыша с удивительным миром народной сказки, укрепляя тем самым связь с прошлыми поколениями; статичные кадры воспринимаются детьми гораздо быстрее и легче, чем активно сменяющие друг друга мультипликационные картинки; есть возможность остановить просмотр, задать вопросы, обсудить вместе со взрослыми глубокий смысл и мудрость сказочных историй.
Звезды и блогеры озвучили диафильмы в новом проекте ОК и Госфильмофонда
Это был действительно такой цинизм и лицемерие, что постепенно церковь сама от этого отказалась из боязни разоблачения», — рассказывает Таисия Кобелева. Широкое развитие проецируемые образы «волшебного фонаря» получили позже, в коне XIX — начале ХХ веков. Это время называют эпохой «туманных картин». Тогда же они появились и в России. Причем не только в крупных, но и в провинциальных городах и даже в деревнях. Оборудования тогда, конечно, было мало.
Специалистов, которые могли бы им пользоваться, тоже. Зато к чудо-картинкам возникал неподдельный интерес. Собрать толпу в 600 человек не удается даже священникам, а тут собирается столько желающих, что и помещать некуда… В начале 1889 года, когда «волшебный фонарь» впервые появился в стенах народной школы, крестьяне сходились в аудитории не с тем, чтобы послушать чтение, а для того, чтобы посмотреть диво, появившееся в деревне. Теперь самый фокус появления картин отошел на задний план, а интерес перешел к содержанию картины. Публика негодует, страдает, радуется, воодушевляется», — зачитывает Таисия Кобелева отрывки из архивных документов.
Популярны были самые разнообразные картины: по истории российского государства, естествознанию, географии. Были и развлекательные сюжеты.
Герасимова , «Ю. Лучшие живописные работы советского художника Ю. Ракши творчество которого известно зрителям по фильмам «Дерсу Узала», «Восхождение» и др. О творчестве русских, советских художников рассказывают серии диапозитивов «Виктор Васнецов», «И. Крамской», «Н.
Ге», «В. Перов», «Н. Ярошенко», «А. Венецианов», «Мартирос Сарьян», «И. Айвазовский», «И. Репин», «И. Левитан», «К.
Петров-Водкин», «П. Диафильмы-монографии посвящены жизни и творчеству известных зарубежных мастеров — Веронезе, Гойе, Домье, Рембрандту, Пикассо. Серии диапозитивов знакомят с работами Веласкеса, Эль Греко, Матисса. Специальная серия диафильмов приглашает зрителя побывать в городах-музеях — Флоренции, Венеции, Багдаде, Риме, а также в Версале, Лучшие музеи мира представляют свои собрания в лентах: «Бостонский музей изящных искусств», «Собрание графики Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина», «Русская портретная графика начала ХХ в. Ежегодно студия выпускает по одному диафильму из цикла «По художественным выставкам страны». В 1982 году в эту ленту включены произведения, экспонировавшиеся на выставке «50 лет МОСХ».
Увлекательное путешествие в мир скульптуры и архитектуры смогут совершить слушатели народных университетов вместе с авторами диафильмов «Русская скульптура из собрания Русского музея в Ленинграде», «Медный всадник» , Скульптура Ленинграда» , «Скульптура Микеланджело», «Русские зодчие», «Итальянская скульптура эпохи Возрождения», «Архитектурные ансамбли К. Росси», «Новгород Великий», «Псков».
Про моряка, кораблестроителя, путешественника, который с подачи Корнея Чуковского стал детским писателем в 42 года, узнаете из диафильма «Про писателя Житкова». Глоцера; ред. А еще прокатят вас «По Северной Африке» и «По Южному берегу Крыма» , покажут, как выглядела «Москва вчера и сегодня» читай: позавчера и вчера. Солодовников; худож. А протестировать себя можно с помощью диафильма-викторины «Не подумал — не отвечай» — сборник необычных вопросов из области биологии, географии, зоологии.
Вот у какого крупного зверя нет зубов и рот не открывается? Не спешите открыть кадр с ответом, подумайте!
Стиль PowerPoint подталкивает к неоправданно частому применению списков с буллитами — приёму, который, как пишет Тафти, «обманным путём» избавляет докладчика от ответственности логически увязывать подаваемую информацию в единое целое. Подтверждаю на собственном опыте: если не очень хорошо ориентируешься в теме своей презентации, то список — это замечательный способ сделать себе шпаргалку на экране. Как же заманчиво выписать все положения доклада в свою презентацию, а потом с выражением зачитывать это всё слушателям. Только вот у слушателей может возникнуть закономерный вопрос: «Зачем нам кузнец? Нам кузнец не нужен!
Любой сможет скачать презентацию и самостоятельно прочитать все эти бесчисленные списки — докладчик становится лишним. Но совсем отказываться от списков тоже не стоит. Вот продолжение рассказа о докладе про географические открытия: «В конце лекции на слайде появился маркированный список с кратким изложением основных географических открытий и вклада путешественника в историю». Тут список в самый раз, а ещё лучше — несложная таблица. Главное, чтобы списки или таблицы появлялись в презентации к месту и по делу. Иначе может получиться, что за всеми этими многострочными перечислениями потеряется смысл презентации. Вот очень показательный случай из той же статьи Бёрда Киви: Когда космический корабль Columbia находился на орбите, а инженеры НАСА оценивали возможные последствия повреждения крыла при старте шаттла, они представили свои выводы в виде слайда PowerPoint — жёстко форматированного и настолько перенасыщенного многоуровневыми списками и нестандартными сокращениями слов, что понять суть было практически невозможно.
А суть, изложенная в самом низу иерархически упакованных строчек, сводилась к тому, что оторвавшийся кусок термоизоляции ударил в корпус корабля на скорости, превышающей звуковую. При такой скорости «мягкой» пены энергия удара в четыре раза превышала нормативы, использовавшиеся при испытаниях прочности корабля. Отсюда следовало, что все выстроенные ранее соображения о возможных последствиях удара опираются на такие данные, которые в этом случае неприменимы… Анализируя стиль представления критически важного материала, Комиссия пришла к следующему заключению: «В руководстве администрации могли читать этот PowerPoint-слайд и не осознавать, что он описывает ситуацию, угрожающую жизням людей». Комиссия специально посвятила этому вопросу целую страницу отчёта, остро критикуя сформировавшуюся в Агентстве культуру, которая повсеместно подменила строгий технический анализ поверхностными PowerPoint-презентациями. PowerPoint тут, конечно, не виноват. Всё дело в методах его использования. Мне не удалось вспомнить ни одного диафильма даже учебного , в котором кадр содержал бы какой-нибудь список.
Наверняка такие найдутся, но их ничтожно мало. Я не провожу доклады по проблемам проектирования космических кораблей, но всё же моя главная цель — донести до слушателей информацию. И чтобы она не затерялась в многострочном тексте на экране, я стараюсь соблюдать правило 3. Боливар не выдержит двоих Кстати, насчёт перенасыщения слайдов информацией. В диафильмах строго соблюдался принцип: один кадр — одна идея. Длина диафильмов обычно составляла от 30 до 50 кадров. Этого вполне хватало для того, чтобы последовательно рассказать интересную историю, не перегружая каждый кадр информацией.
Теперь в наших презентациях количество слайдов вообще не ограничено. Нет никакого смысла стремиться впихнуть на слайд максимум информации. Тут я задумался, почему же в моих ранних презентациях этот принцип часто не соблюдался. Всё встало на свои места, когда я вспомнил, как защищал диплом. Тогда уже появились компьютерные проекторы, но они были не так распространены, как сейчас. Поэтому я ещё защищал диплом по старинке — с плакатами, развешанными на стене аудитории. Плакаты я сначала рисовал в одном из первых Corel Draw, а потом распечатывал с файлов в полиграфическом центре.
Аудитории были небольшими, а на плакатах надо было разместить схемы, целые системы формул и уравнений, графики, скриншоты разработанного приложения у меня это был эмулятор-тренажёр судна на подводных крыльях. Всё это было важно для доклада, потому что составляло суть работы и показывало её результаты. Вот и приходилось втискивать в каждый плакат максимум информации. Оттуда, наверное, и пошла у меня привычка перенасыщать слайды. Сейчас я всеми силами стараюсь эту привычку искоренить.
В мире диафильмов
В этом смысле просмотр диафильма, конечно, занятие более спокойное, психика ребенка получает меньше нагрузок. Диафильм представлял собой 35-мм фотоплёнку с последовательностью кадров размером 18×24 мм, которую просматривали с помощью специального прибора — фильмоскопа. диафильм — Фильм, составленный из отдельных кадров-слайдов, расположенных на киноленте в определённом порядке и объединённых общей тематикой. Технология изготовления диафильмов в качестве иллюстративного материала пришла на смену предшествующей технологии применения отдельных стеклянных диапозитивов. приставка, здесь означающая переход от начала до конца, и фильм), серия неподвижных чёрно-белых или цветных фотографич. изображений на киноплёнке, объединённых общей темой. Технология изготовления диафильмов в качестве иллюстративного материала пришла на смену предшествующей технологии применения отдельных стеклянных диапозитивов.
История с диафильмом
Учитывая, что в последнее время интерес к диафильмам становится все более активным, особенно со стороны молодёжи, библиотека приступила к переводу коллекции в электронную форму. Пользователь ВКонтакте опубликовал советский диафильм «В 2017 году» о том, какой виделась жизнь будущего в 1960-м. Диафильмам стало сложно тягаться с новым ярким мультимедийным цифровым миром и они тихонько ушли в тень — заняли своё место в пыльной коробке на антресолях. Диафильм — (от греч. diá — приставка, здесь означающая переход от начала до конца, и Фильм) короткометражный фильм, составленный из ряда позитивных изображений (см. Диапозитив), объединённых общей тематикой или (реже). Диафильмам стало сложно тягаться с новым ярким мультимедийным цифровым миром и они тихонько ушли в тень — заняли своё место в пыльной коробке на антресолях.
СТУДИЯ «ДИАФИЛЬМ» ПОКАЗЫВАЕТ...
Цветной, чёрно белый д. Показывать, крутить д. Новый словарь иностранных слов.
Как часто наши дети похожи на такого. Консультация для родителей Что такое ЗПР?
Диагноз «ЗПР» для многих родителей звучит приговором, вынесенным их ребенку. Но так ли страшна задержка психического развития? Что делать. Библиотека изображений:.
Позже появились диафильмы по кинолентам «Новый Гулливер» 1940 г. В студии «Диафильм» работали в качестве авторов и консультантов многие известные писатели: А. Толстой, Л. Кассиль, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, В. Бианки и прочие. В создании диафильмов участвовали художники: Е. Евган, Кукрыниксы, В.
Сутеев, К. Ротов, В. Радлов, А. Брей и другие. Начиная с конца 50-х гг. Был начат выпуск озвученных диафильмов, звуковое сопровождение для них записывали на граммофонных пластинках; к учебным фильмам выпускали сопроводительный текст в виде книжечки. Важным шагом был переход от огнеопасной кинопленки на основе нитроцеллюлозы к безопасной «ацетатной» основе. С 60-70-х гг.
Яркий луч пронизывает темноту — в нём видны вьющиеся по воздуху пылинки. От проектора исходит жар и запах нагретого металла. На экране сменяют друг друга яркие изображения с подписями. Кто-то из взрослых зачитывает текст и вращает ручку рамки с плёнкой. Кадры любимых диафильмов мы помнили наизусть, но хотелось пересматривать их снова и снова. Немного повзрослев, мы сами устраивали личный домашний «кинотеатр» для родителей и своих друзей. В какой-то момент в нашей жизни появились компьютеры. Диафильмам стало сложно тягаться с новым ярким мультимедийным цифровым миром и они тихонько ушли в тень — заняли своё место в пыльной коробке на антресолях. Школы и институты остались позади, наши компьютеры становились быстрее. Мы всё больше погружались во взрослый мир и трудовую деятельность. Постепенно привыкали к задачам, трудозатратам, релизам, совещаниям и другим неотъемлемым деталям айтишного ландшафта. В какой-то момент в нашу жизнь вошли и презентации, став привычным элементом нашего корпоративного мира. Я побывал в роли слушателя на многочисленных выступлениях и докладах с презентациями. Немалое количество презентаций я подготовил и провёл самостоятельно. И всё это время меня не оставляло сомнение: что-то мы делаем не так! Что-то очень простое и понятное, что лежит на поверхности, что нам давно известно, но мы успели основательно позабыть. Как это часто бывает, мимолётное воспоминание в нужный момент поставило всё на свои места. Картина прояснилась, пазл сложился, и в голове вспыхнула простая и ясная мысль: «Презентации — это диафильмы». Вооружившись этим утверждением, я сформулировал несколько несложных правил, которые, как мне кажется, помогут сделать презентации лучше. Спешу поделиться этими правилами с вами. Заставка студии «Диафильм». Большинство диафильмов в нашей стране выпускались студией «Диафильм». Она просуществовала до 1993 года Зачем писать, если можно нарисовать Что из себя представляет классический слайд современной презентации? Текст, много текста. Если текста нет, то весь слайд занимает какая-нибудь схема со множеством подписанных элементов и связей. А как выглядит обычный кадр старого диафильма? Картинка и небольшой поясняющий текст внизу — белыми буквами на чёрном фоне. По сути там было написано то, что должен читать рассказчик. Для удобства его размещали в нижней части кадра. Целевая аудитория зачастую читать ещё не умела, поэтому он особо не мешал и в общем-то был необязателен. Содержание кадра обычно было понятно и без него. В некоторых диафильмах этого текста вообще не было — они снабжались или специальной книжечкой, или грампластинкой с записанным голосом рассказчика — такой своеобразный аудиогид. Зрители диафильма прежде всего разглядывали картинку — красочную, интересную, оригинальную, со множеством деталей. Зрители современной презентации вынуждены читать многострочные тексты. Со множеством мелких букв. Причём, читать приходится параллельно с докладчиком. Но зрители читают «про себя», а докладчик вслух. Первое обычно получается быстрее, чем второе: все уже всё прочли и скучают, а докладчик продолжает монотонно излагать пункт за пунктом.